В статье рассказываем, как сделать онлайн-урок, если никогда этим не занимались. Шаг за шагом пройдемся по созданию онлайн-урока с нуля. Приводим чек-листы и советы, которые помогут подготовиться и провести первое занятие.
Содержание:
-
С чего начать создание онлайн-урока
-
Проработайте программу
-
Выберите платформу
-
Подготовьтесь к видеотрансляции
-
Проведите тестовый онлайн-урок
-
Соберите обратную связь
-
Проведите онлайн-урок и проанализируйте результаты
-
Заключение
С чего начать создание онлайн-урока
Прежде всего определитесь, будет ли этот урок частью курса или полноценным продуктом, а также планируется ли трансляция записи. Здесь мы приводим инструкцию по разработке отдельного урока — про создание онлайн-курсов у нас есть еще одна статья.
Первые шаги при создании любого инфопродукта в случае, когда ниша уже выбрана, — это определение ЦА и составление УТП.
Определите целевую аудиторию
Составьте подробный портрет клиента для своего проекта — так вы максимально точно попадете в целевую аудиторию. Нужно ответить на ряд вопросов:
- кем является клиент по роду деятельности;
- насколько он разбирается в теме урока;
- каков пол и возраст, семейное положение, есть ли дети;
- какое образование;
- где проживает;
- какие интересы.
Если у вас имеется база подписчиков, устройте среди них опрос. Кроме перечисленных выше пунктов, спросите также:
- какие проблемы, связанные с вашей сферой, наиболее актуальны для респондента;
- как он пробовал их решать и какие были результаты;
- чего хотелось бы достичь в идеале;
- на что готов для достижения результата.
Попытайтесь узнать максимум о проблемах аудитории и способах решения. Спросите, откуда приходят клиенты, каков средний чек, чему хотелось бы обучиться и так далее. Продумайте вопросы, которые важны в вашей сфере.
Чтобы люди согласились пройти опрос, используйте лид-магнит — чек-лист, презентацию, книгу и так далее.
Полезно также проанализировать аудиторию конкурентов. В соцсетях это можно сделать, например, с помощью сервиса trendHERO, а для аналитики сайта подходит SimilarWeb.
Все это нужно, чтобы дать ЦА наиболее полезную и релевантную информацию, а также избежать лишних трат на рекламу.
Составьте УТП
Выполните анализ конкурентов, чтобы понять, в чем заключается их уникальное торговое предложение и чем вы будете отличаться. На основе этого анализа и данных, полученных в ходе опросов аудитории, сформулируйте УТП, которое убедит ЦА обратиться к вам.
Отберите самые важные характеристики вашего инфопродукта. Если конкуренты не обладают такими характеристиками или существенно отстают от вас — это станет основой для УТП.
Хорошее УТП — единственное в своем роде, конкретное, понятное, учитывает особенности ЦА, и конкурентам трудно его скопировать.
Проработайте программу
Следуйте алгоритму, который приведен в этом разделе, чтобы ничего не упустить.
Заранее соберите материалы
Опрос среди целевой аудитории поможет понять ее ожидания и потребности, в соответствии с которыми нужно подготовить материалы.
Для сбора теоретической информации можно использовать учебники, публикации в рецензируемых журналах, интернет-издания, которые заслуживают доверия, и подобные источники. Убедитесь в актуальности этих знаний — в некоторых сферах, например, в интернет-маркетинге, все быстро меняется.
Практическая часть — это рассказ о вашем опыте, примеры других людей, кейсы учеников. Попросите тех, кто прошел у вас обучение, рассказать, как это им помогло, достигнуты ли желаемые цели. Полезно пообщаться с экспертами по теме урока, привести их советы и комментарии.
Подготовьте задания для закрепления знаний и вовлечения людей. Часть из них можно дать во время вебинара, а остальное оставить в качестве домашнего задания. Оформите ключевую информацию в удобные чек-листы и схемы, которые ученики смогут сохранить.
Составьте план урока
План необходим, чтобы ничего не забыть и донести до зрителей всю информацию в логической последовательности.
Пропишите в плане урока следующие пункты:
- тема;
- цели;
- задачи;
- продолжительность;
- используемые материалы.
Основные разделы:
- знакомство;
- вступление;
- разминка;
- теоретическая часть;
- примеры, кейсы;
- практические задания;
- заключение;
- ответы на вопросы.
Раскройте каждый из разделов плана: о чем и в какой последовательности нужно рассказать. Возможно, теоретическая часть будет разбита на несколько блоков, после каждого из которых спикер отвечает на вопросы, а затем ученики выполняют задания.
Разработайте презентацию
Визуальное сопровождение помогает зрителям лучше понять и запомнить материал. Не выносите на слайды весь текст — только ключевые моменты. Добавляйте примеры, используйте картинки. Если в презентации содержатся аудио- и видеофайлы, их уровень громкости не должен сильно отличаться от громкости голоса спикера.
Чек-лист качественной презентации:
- на одном слайде только одна мысль;
- акценты на ключевой информации;
- единый стиль;
- не более трех цветов в оформлении, исключение — логически обоснованное выделение цветом;
- не более двух шрифтов, и они хорошо читаемы;
- использование инфографики: таблиц, схем, интеллект-карт;
- отсутствие избыточных декоративных деталей.
Прочитайте нашу статью о том, как сделать презентацию интересной и запоминающейся, и какие программы использовать.
Подготовьте сценарий
Если занятие является частью онлайн-курса, нужно также составить концепт всего курса и потом расписывать каждый модуль.
Если цель вашего урока — информировать слушателей, например, рассказать о продукте, то сценарий такого урока самый простой. Распишите, в какой последовательности и о чем вы будете говорить и что разместите на каждом слайде.
Если это мотивационное занятие или тренинг, можно использовать прием сторителлинга. Продумайте сюжет, персонажей, конфликт, а также место и время действия.
Сюжет повторяет реальные проблемы, с которыми сталкивается целевая аудитория. Конфликт — это ключевая проблема, которую предстоит решить главному герою, и зрители должны отождествлять себя с ним. Для этого персонаж наделяется характеристиками ЦА.
Например, мы проводим вебинар на тему «Как фрилансеру общаться с потенциальным клиентом, чтобы получить заказ на выгодных условиях». Целевая аудитория: мужчины и женщины 18-30 лет, которые работают на фрилансе и испытывают трудности при общении с заказчиками.
Цель урока: научить ЦА отстаивать свою позицию и презентовать стоимость работы. Сюжет в данном случае следующий: фрилансер — веб-дизайнер, копирайтер или художник-аниматор — созванивается с новым заказчиком для обсуждения деталей проекта и его стоимости. Конфликт: клиент считает, что сумма гонорара завышена, либо отказывается платить 50% аванса, и нужно его переубедить.
Напишите предисловие, в котором озвучите цели и задачи урока. Формулировки должны программировать студентов на успех: «вы научитесь», «вы освоите» и тому подобное.
В конце подведите итоги урока, чтобы закрепить информацию в головах слушателей.
Использовать сторителлинг необязательно, при разработке сценария исходите из специфики своей темы и целей обучения. В любом случае важно составить правильную структуру онлайн-курса и отдельных уроков. Информация должна подаваться в логической последовательности, от простого к сложному, чтобы аудитория ее усвоила.
Посмотрите на пример ниже. В левой части таблицы приведена структура курса по инвестициям банковского приложения: модули идут в логическом порядке, что помогает постепенно вникать в тему. В правой части таблицы четкой логической структуры нет, и это затрудняет процесс обучения.
Выберите платформу
Для проведения онлайн-уроков выбирайте платформу, которая устроит вас по следующим критериям.
Цена и наличие тестового периода. Есть платформы с бесплатными тарифами, например, Google Meet. На YouTube или в соцсетях также можно провести полноценный урок. Если возможностей таких площадок недостаточно, обратите внимание на платные продукты, которые предлагают протестировать функционал бесплатно.
Функционал. Составьте список необходимых вам функций. Помните, что использование видеокодера добавляет некоторые возможности, например, показ презентаций на тех площадках, где это изначально не предусмотрено.
На некоторых специализированных платформах онлайн-курсов для приема оплаты за обучение необходимо подключить онлайн-кассу и выполнить ряд других процедур. Встречаются также платформы со встроенной системой приема платежей, которые вы получаете после вычета комиссии. Изучите особенности площадок и выберите ту, которая вас устроит.
Удобство и простота. Чтобы у учеников не возникло сложностей с технической стороны, платформа должна быть удобной в использовании, иметь понятный интерфейс и простую процедуру регистрации. Еще лучше, когда у зрителей есть возможность подключаться без регистрации.
Рекомендуем прочитать наши статьи о платформах для онлайн-курсов и для проведения вебинаров, в которых подробно разбираются плюсы и минусы каждой из них.
В SendPulse появилась платформа для создания онлайн-курсов с полным набором инструментов: блочный конструктор курсов и уроков, автоматическая генерация лендингов и форм регистрации, CRM с трекером задач для автоматизации продаж, прием оплаты через популярные платежные системы, выдача сертификатов.
Можно устанавливать лимиты на прохождение, проводить тестирования, назначать кураторов и добавлять контент в любом формате: аудиолекции, видеоролики, тексты, иллюстрации, Word и PDF-документы. Легко построить омниканальную систему коммуникации со студентами, используя чат-боты в мессенджерах, email, SMS, web push и Viber сообщения. Все курсы, разделы и уроки можно дублировать, что помогает сэкономить время.
Рекомендуем ознакомиться:
- Как сделать курс быстро и качественно с помощью SendPulse.
Подготовьтесь к видеотрансляции
При проведении онлайн-урока есть два пути: арендовать студию и пригласить профессионалов для съемки либо сделать все самостоятельно с минимумом затрат.
Если вы решили нанять команду для съемки, необходимо составить четкое ТЗ и прописать все детали:
- необходимое оборудование;
- место расположения и количество камер, планы видеосъемки;
- время сбора команды в студии;
- время начала и окончания работы.
Продумайте все возможные вопросы, чтобы заранее их обговорить и прописать в брифе.
Посетите студию, в которой планируется съемка, убедитесь, что она подходит для ваших целей. Проверьте, какое оборудование уже есть, а какое нужно доставить самим.
Если вы хотите провести видеотрансляцию своими силами, понадобится компьютер, микрофон и веб-камера. Заранее загрузите презентационные материалы на площадку, на которой планируется вебинар.
Если вы решили устроить трансляцию в YouTube или соцсетях с показом презентации, скачайте и установите программу-видеокодер, либо используйте аппаратное устройство. В справке YouTube приводится список подходящих видеокодеров вместе с инструкцией по применению. Популярные бесплатные варианты: Open Broadcaster Software или XSplit Broadcaster.
Трансляцию в соцсетях или Youtube можно провести с мобильного телефона без использования дополнительных программ и устройств, если не нужно показывать презентацию или демонстрировать экран.
Если планируете стримить на нескольких платформах сразу, прочитайте нашу статью, в которой подробно разбирается, как это делать.
Заранее протестируйте работу оборудования и скорость интернет-соединения. Во время трансляции полезно иметь под рукой запасные устройства — если что-то пойдет не так, вам не придется надолго прерывать стрим.
Проведите тестовый онлайн-урок
Возможно, вам будет казаться, что продукт не доведен до идеала, но чаще всего это и не требуется. Если все, что указано в предыдущих пунктах, готово, самое время провести тестовый урок. Ученики сообщат о возможных недочетах, и при повторном запуске вы сможете учесть все замечания.
Если вы планируете брать плату за уроки, тестовое занятие лучше всего провести бесплатно либо за символическую сумму. Неизвестно, как пройдет первый онлайн-урок — а если люди заплатили, они не готовы к накладкам и будут разочарованы, если возникнут какие-то проблемы.
О том, как провести вебинар эффективно, у нас есть отдельная статья.
Соберите обратную связь
После урока соберите обратную связь. Примерный список вопросов, на которые нужно получить ответы:
- Что понравилось, а что нет? Чего не хватило на уроке? Возможно, хотелось бы больше практических заданий?
- На сколько процентов ваши ожидания от урока оправдались?
- Все ли объяснения понятны?
- Какие аспекты стоит раскрыть подробнее?
- Устраивает ли вас манера и скорость речи спикера?
- Есть ли проблемы с технической стороны: звук, изображение, лаги и тому подобное?
- Насколько вас устраивает вебинарная платформа?
Люди не всегда готовы тратить время на обдумывание вопросов, поэтому лучше всего составить опрос с вариантами ответов и оставить поле для произвольного написания. Чтобы зрители прошли опрос или написали отзыв, пообещайте за это отправить на почту или в мессенджер какой-то полезный материал.
На основе полученной обратной связи внесите улучшения в онлайн-урок.
Проведите онлайн-урок и проанализируйте результаты
Теперь можно провести полноценный урок, в том числе на платной основе. Устройте повторный опрос, чтобы понять, довольны ли ученики.
Проанализируйте результаты: насколько понятно вы доносите информацию и устраиваете ли слушателей как спикер. Выясните, стоит ли ваш образовательный контент своих денег по мнению ЦА и есть ли запрос на продолжение обучения. Оцените проект с финансовой точки зрения: окупаются ли затраты на создание урока, есть ли смысл запускать полноценный курс.
Заключение
Мы рассказали вам, как с нуля сделать онлайн-урок и что для этого потребуется. Желаем удачных запусков и продуктивных занятий.
Попробуйте возможности SendPulse: платформа для создания онлайн-курсов, конструктор сайтов и мультиссылок, чат-боты для Instagram, Telegram, Facebook, WhatsApp. Также у нас есть сервисы email, SMS и Viber рассылок, браузерные push уведомления и бесплатная CRM.
Как правильно организовать онлайн-урок? Этим вопросам задается каждый преподаватель, работающий в онлайн-формате. Давайте разберем, как спланировать и правильно структурировать онлайн-занятие.
Что обязательно следует учитывать при планировании и проведении онлайн-урока:
Внешний порядок урока
Онлайн-урок, также как и традиционный, должен начинаться и завершаться в запланированное время. Приучите учеников не опаздывать на занятия.
Внутренний порядок урока
Разделите урок на этапы, обозначьте, за какое время необходимо пройти ту или иную тему, выполнить определенные задания.
Для каждого занятия составьте подробный план, в котором будут расписаны цели и задачи, детальное описание хода урока (информация и задания по теме), домашние задание. План помогает преподавателю грамотно организовать свое время и повысит эффективность занятий.
Проблемный подход к обучению
На уроке ученики должны не просто пассивно потреблять информацию, а понимать поставленную проблему, искать пути решения, задавать вопросы, приходить к решению проблемы и оценивать ее.
Соблюдение дидактических принципов
Старайтесь, что предоставляемый вами материал получился наглядным и точным. Все задания, которые ученик выполняет на уроке, должны соответствовать основной теме.
Поддержание активности учеников
Стремитесь создавать интересные уроки, с разными видами активности для учеников, чтобы удержать их внимание. Придумывайте для студентов мотивацию на каждом этапе обучения.
Также ученики должны понимать, что от них требуется на том или ином этапе прохождения новой темы, что они должны прочно усвоить.
Сопровождение и контроль
Преподаватель обязан контролировать то, насколько ученик усвоил знания, насколько справился с тем или иным заданием.
Непрерывное контролирование процесса обучения включает в себя и проверку домашних заданий. Попробуйте использовать различные сервисы, помогающие автоматизировать процесс проверки домашнего задания.
Давайте рассмотрим, из каких элементов должен состоять онлайн-урок. За основу возьмем 9 элементов учебного занятия, предложенные психологом и педагогом Робертом Ганье.
1. Привлечение внимания
В начале урока вы должны привлечь внимание учеников. Используйте что-то более интересное, чем: «Здравствуйте, садитесь, начнем занятие». Это может быть юмор, шок (прием доктора Хауса), демонстративное поведение, повышение голоса. Все это вызовет любопытство аудитории и заставит обратить на вас пристальное внимание.
2. Сообщение целей и задач обучения
Проинформируйте учащихся о том, какого результата они должны достичь и что выучить, а также о том, что нужно сделать с этими навыками и информацией. Заранее продумайте, как представите цели: подготовьте план, блок-схему на доске или в виде слайдов презентации. Объясните, как связаны компоненты занятия и что хотелось бы видеть после изучения темы.
3. Обращение к имеющимся знаниям учащихся
Перед изучением каждой новой темы узнайте, что ученик помнит по предыдущей теме, а также обратитесь к его прошлому опыту. Этим не только обеспечивается контроль – так показывается преемственность знания, создается целостная картина изучаемого.
4. Представление нового учебного материала (выборочное восприятие)
Представьте новую информацию в наиболее эффективной манере. Организуйте ее логически. Продумайте мотивацию для каждого этапа обучения, сформулируйте для ученика цель.
5. Сопровождение процесса усвоения учебного материала
Для того чтобы ваша аудитория выучила и запомнила информацию, нужно найти наиболее эффективные методы ее донесения, например: аналогии, метафоры, чувство юмора, картинки, яркие примеры.
6. Отработка на смоделированной практике нового учебного материала
Чем длиннее период от первого знакомства в теории до применения в жизни, тем хуже. На занятии преподавателю необходимо убедиться в том, что ученик способен продемонстрировать приобретенные знания. Если это навык, попросите ученика применить его на практике. Если это информация, задавайте вопросы, направленные на размышление, а не на проверку дат и событий.
7. Обеспечение обратной связи по выполненной практике
Когда ученик показал свои знания и навыки, предоставьте ему обратную связь для того, чтобы закрепить некоторые моменты в случае необходимости. Не критикуйте напрямую, а используйте косвенные методы. Укажите на ошибки, объясните, как их исправить.
8. Оценка результатов проведенного обучения
Хотите предложить ученику тест или задание, которые измерят владение новым навыком. Попробуйте использовать геймификацию, чтобы разнообразить процесс обучения. Воспользуйтесь популярными онлайн-инструментами, такими как Kahoot, Quizziz или LearningApps.
9. Удержание в памяти
Это последний этап, в процессе которого преподаватель сможет убедиться в том, что студенты ученики не только выучили информацию, но и сумеют ее надолго запомнить. Постарайтесь организовать для ученика ежедневную практику, поощряйте его заниматься развитием навыка. Ежедневная практика — самый эффективный способ закрепления знаний.
Более подробно о структуре онлайн-урока и алгоритме подготовки к уроку мы поговорили на вебинаре “Особенности структуры онлайн-урока”.
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Пять инструментов для создания собственного онлайн-урока
Практические советы по запуску собственного онлайн-урока от одного из ключевых спикеров конференции EdMarketLab Марии Губиной.
Мария Губина
Создатель и руководитель тренинг-центра «Маркетинг с азов».
Онлайн-курсы — настолько популярная тема сейчас, что попробовать себя в ней хочется очень многим. Как показывает опыт, самое сложное — не придумать формат курса, не разработать программу и даже не собрать участников. Больше всего вопросов вызывает техническая сторона: какие сервисы и программы нужно освоить, чтобы качественно сделать первый онлайн-урок?
Вот несколько проверенных инструментов, которые позволят вам провести урок в режиме онлайн, сделать видеозапись и превратить его в настоящий обучающий онлайн-продукт.
Проведение урока в прямом эфире
Самое распространённое решение для онлайн-трансляций – это, конечно, использование специальной площадкой для проведения вебинаров. Но площадок очень много, какую и по каким критериям выбрать?
Основные возможности вебинарных комнат таковы: презентация, чат, аудио и видео спикера, рисование. Если вам достаточно этого списка опций, то в выборе площадки ориентируйтесь на цены, оперативность технической поддержки, возможность тестирования (наличие демопакета) и интуитивность интерфейса для спикеров и участников.
Но если вам потребуются дополнительные функции – демонстрация экрана, проигрывание видео- или аудиороликов, загрузка и скачивание материалов участниками, проведение опросов, сбор статистики и так далее – изучите эти нюансы заранее, так как они присутствуют не в каждом сервисе.
По соотношению «цена / качество / функциональность» я рекомендую присмотреться к eTutorium.
Плюсы:
- Хорошее качество трансляции.
- Автоматическая запись и сохранение вебинара, возможность скачать или смотреть его в режиме онлайн (эта опция есть не на всех площадках).
- Автоматическое сохранение ленты чата, возможность её скачивания.
- Отличная техподдержка 24/7.
- Возможность участвовать в уроке со смартфонов и планшетов без установки каких-либо программ и приложений.
- Множество функций: доска для рисования, опросы, конструктор лендингов и возможность выгружать платформу на другие сайты (то есть трансляцию можно провести с вашей собственной страницы).
Минусы:
- Цена выше, чем у ряда аналогов.
- Сервис не всегда адекватно функционирует в некоторых браузерах.
Другие вебинарные комнаты, которые я бы советовала рассмотреть:
Pruffme, Wiziq (англоязычная), ClickMeeting.
Создание записи вебинара, эфира или экрана
Большинство вебинарных комнат делают собственную запись урока. Однако технические проблемы возможны на любых платформах, поэтому я советую всегда делать дублирующую запись, чтобы рассылать её участникам или позже продавать как отдельный видеоурок.
С помощью Movavi Screen Capture Studio можно не только записать весь экран целиком, но и его часть (например, только окно с презентацией без чата), а также после обработать видео.
Плюсы:
- Достаточно понятный интерфейс.
- Программа может выполнять захват всего экрана, его части, одновременно писать экран и видеокамеру.
- Возможность конвертировать контент в различные видео- и аудиоформаты.
- Монтаж видео в программе.
- Сжатие файлов без потери качества.
Минус:
- Программа платная, хотя и сравнительно недорогая.
Альтернативы: Camtasia Studio (дороже, но с большими возможностями), Сam Studio (англоязычная, бесплатная), QuickTime (для Mac, удобная, но с меньшим количеством функций), iSpring Free Cam (бесплатная и очень простая).
Проведение группового занятия (видеоконференции)
Для полноценного проведения онлайн-урока вам может понадобиться формат конференции — возможность общения между участниками.
Некоторые вебинарные комнаты предлагают формат одновременного вещания нескольких спикеров, но редко больше двух. Если выбираете стандартный веб-зал, обращайте внимание в описании тарифов на количество выступающих.
Для общения с группой в режиме онлайн можно использовать Zoom.
Плюсы:
- Возможность общения с группой без задержек в трансляции — и, пожалуй, абсолютных аналогов я не знаю.
- Бесплатный пакет, позволяющий проводить мероприятия продолжительностью до 40 минут.
- Возможность создания записи и сохранения её на компьютере или в облаке.
Минусы:
- Всем участникам трансляции нужно скачать программу на компьютер или в телефон.
- Презентация не загружается на сервис, а показывается с помощью демонстрации экрана, что не очень удобно для спикера.
Альтернативы: старый добрый Skype или YouTube Hangouts.
Предварительная запись урока
Если вы не планируете собирать группу онлайн, а хотите изначально сделать урок в записи, то помимо уже описанных программ, вам понадобится Loom — расширение для Chrome.
Его особенность в том, что Loom делает запись не экрана вашего компьютера, а окон, открытых в браузере Google Chrome. Соответственно, если вы планируете использовать в уроке презентацию, то задействуйте для создания презентации «Google Документы» или открывайте её в браузере.
Плюсы:
- Отсутствие необходимости конвертировать контент, видео (довольно хорошего качества) готово к просмотру сразу.
- Возможность делиться ссылкой на видео. При этом не обязательно скачивать его на компьютер (но функция скачивания предусмотрена).
- Функция записи видеокамеры — будет видно ваше лицо (можно отключить при желании).
- Расширение бесплатно.
Минусы:
- Отсутствие функции монтажа видео.
- Отсутствие возможности выбрать отдельную область экрана или записать что-то, не открытое в браузере.
- Наличие единственного формата выходного файла — MP4.
- Нет возможности убрать строку инструментов сервиса.
Обработка видео или создание урока из слайдов
Если программы типа Camtasia Studio или Movavi Screen Capture кажутся вам сложными (или дорогими) и вам не нужно делать запись экрана, но требуется обработка видео, попробуйте YouTube Editor.
Плюсы:
- Большое количество функций: можно обрезать видео, склеивать несколько частей, создавать слайд-шоу из фотографий или картинок из презентации, есть функция написания текста и подбора аудиодорожки.
- Интуитивно понятный интерфейс.
- Сервис бесплатный.
Минус:
- Чтобы обработать файл, его нужно залить на свой YouTube-канал. А для того, чтобы скачать результат, нужны отдельные надстройки.
Перечисленные инструменты дают возможность создавать собственные онлайн-уроки при небольших или даже нулевых вложениях. При этом, повторюсь, рынок онлайн-технологий достаточно широк, на нём есть много интересных решений, с которыми вы наверняка познакомитесь в процессе освоения ниши онлайн-обучения.
26–27 октября в Москве состоится вторая практическая конференция по онлайн-образованию EdMarketLab. Знаниями в области создания обучающих продуктов поделятся самые известные российские эксперты.
Читайте также 🧐
- 30 площадок с бесплатными онлайн‑курсами
- Как сделать презентацию: лучшие инструменты и полезные советы
- «Яндекс Документы» — альтернатива Google Docs для работы с текстами, презентациями и таблицами
Провести свой первый урок онлайн — волнительно. Многие учителя задаются вопросами: все ли пройдет хорошо, понравится ли им работать с учеником, удастся ли наладить контакт. Как сделать его идеальным? Пройдемся поэтапно по важным моментам.
До урока
1. Обязательно свяжитесь с учеником и убедитесь, что он прочитал ваше сообщение
Шаблон письма для занятий в Zoom:
Здравствуйте, [имя ученика]! Меня зовут [ваше имя]. [Дата первого урока] пройдет наш первый онлайн-урок английского. Пожалуйста, перед уроком проверьте, чтобы наушники, микрофон и камера были исправны. До урока советую установить приложение Zoom. Чтобы вам было проще подготовиться к первому уроку, я составил/а несколько инструкций [ссылка на инструкции]. За пять минут до начала урока я скину ссылку ссылку для входа на урок.
Если есть какие-то вопросы, пишите мне в Skype (…), на почту (…), в мессенджеры (…). После прочтения прошу прислать ответное письмо. До встречи!
2. За час или полчаса до урока отправьте ученику приветственное письмо
Шаблон письма:
Здравствуйте, [имя ученика]. Через 30 минут состоится наш первый урок. До встречи.
3. За 5 минут до начала урока отправьте ссылку на урок
Шаблон письма:
Здравствуйте, [имя ученика]! Я онлайн и готов/а начать урок. Вот ссылка на урок — (…). Подключайтесь.
4. Подготовьте рабочее пространство и проверьте техническую готовность
- Тихое рабочее место;
- Стационарный компьютер или ноутбук;
- Рабочие микрофон, камера и наушники;
- Стабильное интернет-соединение;
- Рабочий внешний вид;
- Нейтральный фон.
5. Основательно подготовьтесь к уроку
Помните, главные цели первого урока английского онлайн — это познакомиться, наладить контакт, рассказать о себе и узнать больше об ученике. Покажите, что обучение с вами — это продуктивно, и на каждом уроке можно узнать что-то интересное!
Не стоит использовать сразу все возможности платформ для дистанционного обучения. Ученику и так будет не очень комфортно на первом уроке — вы только запутаете его, если на первом же занятии потребуете пройти по ссылке, затем скачать приложение, затем изучить новую программу.
Во время первого онлайн-урока вы можете подготовить презентацию и просто включить демонстрацию экрана.
Почитайте по теме Взрослые vs подростки: какую стратегию обучения выбрать
Во время урока
- Познакомьтесь;
- Проверьте технические моменты: хорошо ли ученику слышно и видно вас;
- Расскажите о себе;
- Узнайте уровень владения языком, цели и интересы ученика;
- Поймите сильные и слабые стороны ученика;
- Расскажите о ваших правилах и методах обучения;
- Обговорите материалы, по которым будете заниматься (электронные или печатные, должен ли ученик выкладывать домашнее задание и письменные/устные работы в определенную папку на Google Диске и так далее);
- Выберите курс;
- Расскажите о предстоящем уроке;
- Познакомьтесь с необходимой лексикой для онлайн-обучения;
- Постарайтесь обеспечить ученику психологический комфорт.
- Как преподавателю обеспечить психологический комфорт на первом занятии?
Проанализируйте реакции ученика по определенным параметрам:
Фокус на результат и прогресс
Характеристика ученика:
- Любит все планировать и отслеживать;
- Развита эмпатия, умеет слушать и слышать других людей;
- Важна обратная связь от профессионала;
- Креативен, с интересом ищет решение непростой задачи;
- Любит визуализацию прогресса;
- Отсутствие представления о конечном результате его демотивирует;
- Важно постоянное подтверждение результатов.
Рекомендации:
Даже обобщенное: «Вы стали говорить гораздо увереннее/лучше/правильнее/свободнее», произносимое преподавателем время от времени, может сыграть огромную роль в мотивации учеников этой группы. Им лучше задавать средний объем домашнего задания, в основном состоящий из творческих и интеллектуальных заданий.
Фокус на конкретику
Характеристика ученика:
- Его мотивирует соревновательность в достижении высоких результатов;
- Обычно прямолинеен, любит логику и конкретные инструменты в обучении;
- Хорошо организован и дисциплинирован;
- Скорее всего, не командный игрок и любит делать все самостоятельно;
- Очень чувствителен к обратной связи;
- Имеет четкие ожидания и оценивает прогресс на их основе.
Рекомендации:
Для них лучше работают индуктивно выстроенные уроки, на которых преподаватель не выдает всю информацию сам, а только помогает ученику анализировать материал. Система дистанционного обучения легко позволяет сделать это. Ученики чувствуют отдачу и прогресс, если нужно глубоко анализировать задач — поэтому таких конкретных заданий должно быть много.
Фокус на разнообразие
Характеристика ученика:
- Не боится многозадачности, умеет работать над несколькими вещами одновременно;
- Интересуется тем, что актуально и злободневно, любит быть в тренде;
- Обычно эмоционален, открыт и отзывчив;
- Не любит рутину, могут быть периоды максимальной активности и спада;
- Может иметь много разных модных увлечений.
Рекомендации:
Используйте разные форматы заданий (работа с видео, картинками и так далее) и инструменты (Google Docs, interactive worksheets, Kahoot, Padlet и другие), соместимые с большинством платформ для дистанционного обучения.
Почитайте по теме Современные методики преподавания: 5 приемов для интересного урока
Фокус на динамичность
Характеристика ученика:
- Очень разговорчив и открыт;
- Увлекается самыми разными вещами;
- Не любит рутину и затянутые упражнения;
- Испытывает сложности при необходимости долго концентрировать на чем-то одном;
- Не всегда может самостоятельно сформулировать цели;
- Нуждается в неформальной положительной обратной связи.
Рекомендации:
Избегайте длинных рутинных упражнений, которые требуют усидчивости и максимальной концентрации.
Не забывайте: типология ученика не является постоянной, и на первом онлайн-уроке он может вести себя совсем не так, как на следующих. Один и тот же ученик в зависимости от смены цели или образа жизни может сменить стиль поведения или включать в себя несколько типов.
После урока
- Проведите обратную связь. Спросите у ученика, что ему понравилось, что было сложным/легким/интересным/скучным.
- Задайте первое домашнее задание и объясните, как его выполнять.
- Обговорите, когда состоится второй урок и сколько раз в неделю ученик готов заниматься. При необходимости предложите увеличить количество уроков.
- Обсудите, как и по каким вопросам ученик может связываться с вами.
Почитайте по теме Что думают ученики о ваших уроках? 6 необычных способов это узнать
Что негативно влияет на решение ученика продолжать обучение?
- Перенос или отмена занятия;
- Опоздание преподавателя даже на одну минуту;
- Любые технические проблемы на любой стороне — от забытого пароля до неполадок с интернетом;
- Первый онлайн-урок — слишком сложный или скучный;
- Пропуск стадии знакомства и мгновенный переход к материалам урока;
- Отсутствие объяснения того, как построено обучение;
- Несоответствие ожиданий ученика и его впечатлений от первого урока.
Рекомендуем послушать
Прямой эфир с Мариной Евстратовой, руководителем методического отдела TTC, методистом онлайн-школы Skyeng.
В статье рассказываем про создание видеоуроков с нуля: какой формат выбрать, как структурировать, оформить и отредактировать материал. Даем советы по подготовке преподавателя к съемке, подбору фона и оборудования.
Содержание:
- Шаг 1: Выберите тип видеоурока
- Шаг 2: Напишите сценарий
- Шаг 3: Продумайте оформление уроков
- Шаг 4: Подготовьте оборудование и место для записи
- Шаг 5: Установите приложение для записи видео
- Шаг 6: Запишите тестовый урок
- Шаг 7: Снимите видеоурок
- Шаг 8: Придумайте, как повысить вовлеченность студентов
- Шаг 9: Отредактируйте видео
- Шаг 10: Сохраните или опубликуйте урок
- Как создать видеоурок: важное
Шаг 1: Выберите тип видеоурока
Существует три основных формата таких уроков. Они могут проходить в прямом эфире или предоставляться ученикам в записи.
Скринкаст
Это запись с экрана рабочего стола со звуковым сопровождением. Преподаватель демонстрирует происходящее на экране и одновременно озвучивает процесс, дает подсказки. Такие инструкции используют для обучения работе в программах и сервисах.
Видеопрезентация
Видеопрезентация это демонстрация обычной или анимированной презентации одновременно с комментариями преподавателя. Этот способ подходит для проведения лекций, вебинаров и обзоров. Одновременная озвучка и визуал помогают ученикам лучше усвоить материал.
Обучающее видео
Это короткий клип продолжительностью до 20 минут, раскрывающий одну тему. От первых двух форматов он отличается продуманным сценарием и активным участием лектора в записи. В такой урок могут входить практические задания.
Шаг 2: Напишите сценарий
Определите цели и задачи
Начните создание урока с выстраивания структуры. Для этого ответьте на несколько вопросов:
- Какой результат получит учащийся?
- Что он будет знать и уметь после занятия?
- Кто и когда будет проходить материал?
В ответах на эти вопросы и будет цель урока. Например, обучить 200 сотрудников уверенным навыкам работы в 1С до сентября 2022 года.
Задачи — это последовательные шаги, которые приведут сотрудников к поставленной цели. Если продолжить пример с 1С, то часть задач по обучению может выглядеть так:
- Рассказать про основные понятия: платформа, конфигурация, база
- Показать режимы запуска и создать информационную базу
- Изучить свойства конфигурации
Перечисленные тезисы можно использовать как структуру первого занятия.
Проанализируйте целевую аудиторию
Изучить ЦА будет нелишним даже перед созданием видеоурока для своих сотрудников. Подумайте, какой опыт в заявленной теме есть у потенциальных участников?
Если это новички, то нужно больше теории. Людям даже с базовыми знаниями по теме потребуется больше практики. Понимание своей аудитории также поможет выбрать нужные термины, слова и визуал.
Подготовьте текст сценария
Сценарий — это техническое задание будущего видеоролика. Он поможет заранее увидеть логические нестыковки и ошибки в материалах. На одном из предыдущих этапов вы уже определились с задачами обучения, поэтому у вас есть программа занятия. Теперь нужно разбить каждый из блоков программы на тезисы по принципу «один тезис — один слайд».
Если это презентация, а не скринкаст, придумайте или вспомните примеры для каждого утверждения. Если речь идет о цифрах — сделайте наглядную инфографику.
Начните с интересных фактов или расскажите, о чем будет урок. Затем подробно раскройте тему. На лекциях в режиме реального времени можно давать практические задания. Они помогают привлечь внимание слушателей. В конец сценария вынесите ключевые моменты, ответы на вопросы, обзор домашнего задания и анонс следующей встречи.
Старайтесь уложиться в короткий отрезок времени — до 20 минут. Если материала больше, разделите его на несколько уроков. Слишком долгий урок может наскучить слушателям и они хуже усвоят информацию.
В результате у вас должен получиться черновой набросок урока с последовательностью слайдов и действий лектора. Текст сценария должен быть понятным и простым. Можно проверить его в сервисе «Главред» для поиска речевых штампов и канцеляризмов. После вычитки загрузите сценарий в «Хрономер», чтобы определить, насколько длинным он получился. Сервис показывает, сколько минут у преподавателя уйдет на чтение.
На основе этого плана можно сделать раскадровку — картинки, показывающие содержание ключевых сцен в видео. Прорисовывать детали необязательно, достаточно визуально показать основное действие. Раскадровку используют, когда меняется фон или положение преподавателя в кадре.
Шаг 3: Продумайте оформление уроков
Сделать видеоинструкцию в формате скринкаста достаточно просто, а вот с визуалом обычной лекции или презентации нужно постараться. Чтобы картинка получилась приятной для глаз, используйте несколько дизайнерских правил:
Правило третей
Это основной принцип построения композиции. Экран делят на три равные части по горизонтали и вертикали. Ключевые объекты располагают на пересечении этих линий слева или справа.
Правило пирамиды
Относится к текстовым презентациям. Ключевую мысль выносят в первый абзац и выделяют. Дальше раскрывают тему, а в конце оставляют дополнительную информацию.
Не больше трех сочетающихся цветов в видео и презентации
Такие слайды и кадры выглядят аккуратнее.
Выравнивание текста по левому краю
Так учащимся привычнее читать слайды.
Нейтральная одежда спикера, контрастная фону
Необязательно одеваться в деловом стиле. Достаточно выбрать вещи спокойного цвета, без мелкого рисунка и слишком ярких аксессуаров.
Не больше трех эффектов в оформлении текста
Например, выделение должно быть только полужирное или только курсив. Стрелки и рамки одного цвета, иллюстрации в одном стиле.
Выбрать сочетание цветов для презентации можно в онлайн-палитре
Шаг 4: Подготовьте оборудование и место для записи
Для создания видео со своим лицом вам понадобится микрофон и веб-камера. Встроенные в ноутбук устройства не подойдут, потому что плохо передают сигнал — слишком тихо, с посторонними шумами и расплывчатым изображением.
В качестве микрофона можно использовать удобную гарнитуру с шумоподавлением. Она всегда находится на одинаковом расстоянии ото рта и не трется об одежду при движении как микрофон-петличка. Это обеспечивает ровный и чистый звук в видео. Лучше, если наушники будут крепиться к ПК через USB, но можно использовать и беспроводные модели. Главное, вовремя заряжать их и заранее проверять качество сопряжения с записывающим устройством.
Качество вашего звука имеет значение и способствует общему профессионализму вашего видео. Если вы новичок в создании видеоуроков, попробуйте использовать USB-микрофон. Они обеспечивают хорошее качество звука, доступны по цене и не требуют никакого дополнительного оборудования. Подключите кабель к компьютеру и начните запись.
Дэвид ТраунсАвтор статей для Online Tech Tips и Help Desk Geek
У камеры должен быть автофокус, разрешение от 1280×720 до 4K, fps от 60 и большой угол обзора. Эти функции обеспечат четкое и плавное изображение. Также желательно использовать USB-модели, но в случае качественного устройства подойдет и беспроводной вариант.
Если помещение темное, понадобится дополнительное освещение. Один светильник направляют на преподавателя, но так чтобы лампа не светила прямо в лицо. Еще две, более мощные лампы, располагают за кадром для освещения фона.
Чтобы ваши видеоролики выглядели профессионально, у вас должно быть правильное освещение. Лучше всего сохранять контроль над освещением, а не полагаться на естественный свет, который может вызвать тени или быстро измениться.
Дэвид ТраунсАвтор статей для Online Tech Tips и Help Desk Geek
Место записи должно быть тихим, но без гулкости, которая бывает в пустых помещениях. Лучше записывать видеоурок утром, когда есть дневной свет. Выбирайте фон нейтрального цвета, без ярких принтов и многочисленных деталей. Подойдет светлая стена или книжный шкаф. Желательно не снимать на зеленом фоне, потому что он требует профессионального подхода к освещению.
Помимо оборудования и фона, нужно позаботиться о стабильном и быстром интернете. Это важно, если вы проводите уроки в режиме реального времени.
Шаг 5: Установите приложение для записи видео
Для съемки скринкастов, презентаций и монтажа готовых уроков нужно выбрать ПО. Можно найти как платный, так и бесплатный софт. Например, программа для создания видеоуроков OBS Studio распространяется полностью бесплатно. В ней можно записывать скринкасты со звуком и изображением с веб-камеры. Больше о таких приложениях для создания видео-инструкций рассказываем здесь.
Презентации без изображения спикера можно создать в конструкторах Supa, Moovly Studio, VideoScribe, WPS Office, Vyond. Это бесплатные и условно-бесплатные сервисы, в которых можно сделать анимированные презентации или уроки в формате скрайбинга. Подробнее о конструкторах писали в этой статье
Уроки, записанные на камеру или телефон можно монтировать в ВидеоШОУ или OpenShot. Это простые редакторы, совместимые со всеми популярными платформами.
Если вы хотите проводить уроки в прямом эфире или создавать автовебинары, обратите внимание на платформы для конференцсвязи. Например, сервис Webinar. Это облачная программа для создания видеоуроков, в которой можно записывать короткие и длинные лекции, редактировать контент, оценивать знания слушателей и не только.
Шаг 6: Запишите тестовый урок
Сделайте пробное видео. Это не займет много времени, но решит важные задачи. Вы проверите оборудование и послушаете, как звучит голос на записи. Сможете внести коррективы в сценарий, настроить композицию в кадре. В целом, если вы никогда не создавали такой контент, будет не лишним несколько раз отрепетировать текст и умение держаться перед камерой.
Шаг 7: Снимите видеоурок
Многим людям сложно записывать лекцию «в пустоту». В таком случае можно попросить кого-то побыть за камерой в качестве адресата. Слушатель укажет на нестыковки и ошибки, которые бывают незаметны самому лектору. Если такого человека нет, прикрепите за камеру чью-нибудь фотографию.
Не спешите сразу перезаписывать дубли при обнаружении слов-паразитов или слишком долгих пауз. Всё это легко вырезается из видео в программах для редактирования. Чтобы было проще обрезать дубли, после каждого смыслового отрывка делайте паузу на несколько секунд, не отрывая взгляд от камеры.
Вот еще несколько правил съемки:
- Выключите кондиционеры, шумную технику и уведомления на всех устройствах
- Делайте сразу несколько дублей, чтобы было из чего выбирать при монтаже
- Устраивайте перерывы и снимайте фрагментами, периодически меняя ракурсы
- Постарайтесь не записывать урок в пустом помещении — будет мешать эхо
- Вынесите из зоны съемки всё, что может мигать, сверкать и скрипеть
- Если сомневаетесь в шумоизоляции, снимите переговорку на время создания урока
- За 15-20 минут до записи выпейте теплой воды или чай, чтобы смягчить связки
- Держите спину ровно — так голос будет более выразительным и сильным
- Выделяйте ключевые блоки в уроке интонацией, озвучивайте их медленнее и чуть громче
- На всякий случай держите рядом запасные наушники, особенно если основная гарнитура беспроводная
Как делать видеоуроки в формате скринкастов и презентаций:
- Подготовьте помещение, убрав из него всё, что мешает записи звука.
- Уберите из кадра лишние элементы — например, панель «Пуск».
- Отключите всплывающие уведомления в мессенджерах.
- Сделайте пробную запись голоса, смягчите связки.
- Записывайте видео и текст отдельно — если вы неправильно запишете строчку, то не придется переснимать экранные действия заново.
Запись скринкаста в «Экранной камере»
Шаг 8: Придумайте, как повысить вовлеченность студентов
Внимание слушателей притупляет монотонный контент, поэтому даже в коротких лекциях нужно устанавливать контакт с аудиторией.
Как сделать видеоурок интересным:
- На занятиях в прямом эфире работайте с учениками как в офлайне. Задавайте вопросы, инициируйте обсуждения, предлагайте элементарные задания
- Вместе с доступом к видео сразу делитесь ссылкой на презентацию. Ученики смогут посмотреть в ней пропущенный материал или просто переключиться с прослушивания на текст
- Чаще подкрепляйте утверждения примерами из практики, оформляйте статистические данные инфографикой
- Создавайте дополнительные материалы для скачивания: чек-листы, домашние задания с упражнениями
- Обращайтесь к ученикам с просьбой представить что-то, запомнить или сконцентрироваться
Шаг 9: Отредактируйте видео
Теперь нужно смонтировать подготовленный материал в выбранной программе. Что можно сделать:
- Удалить лишние паузы в начале и конце урока, вырезать слова-паразиты
- Выделить ключевые моменты рамками, стрелками или цветом
- Добавить интерактивные кнопки перехода между блоками информации
- Откорректировать цвет и громкость голоса, добавить свой логотип
- Оформить заставку с темой урока, чтобы его было легче найти на канале
- Вставить дополнительные слайды в презентацию
Шаг 10: Сохраните или опубликуйте урок
Загрузите готовый ролик на учебную платформу, поделитесь им в социальных сетях или отправьте в рассылке участникам обучения. Обычно редакторы предлагают много форматов для сохранения — выберите самые популярные, чтобы видео смогли открыть все получатели.
Приглашение на урок, созданный на платформе Webinar
Как создать видеоурок: важное
Ключевые моменты статьи:
- Записывайте видео только после написания подробного сценария
- Говорите на языке целевой аудитории, добавьте в текст больше примеров, инфографики, иллюстраций и простых заданий для аудитории
- Используйте правило третей в композиции, уберите из кадра лишние вещи, выберите нейтральный фон
- Используйте многофункциональные программы для записи видео с экрана, камеры и микрофона
- Выделите время на несколько репетиций текста перед камерой и тестовую запись видео
- На этапе редактирования видео уберите лишние паузы и выделите ключевые моменты презентации графикой
- Обязательно подготовьте дополнительные материалы для скачивания: презентацию, чек-листы, формы для д/з
- После публикации видео соберите обратную связь и пожелания от участников обучения, чтобы следующий ролик был еще лучше