Встречаетесь ли вы с менеджером или разговариваете с тренером об игре в потенциальной новой команде, ваше интервью – это встреча, которая позволяет людям узнать больше о вас, ваших навыках работы в команде, личности и других важных чертах характера.
Придумывая ответы на эти вопросы, постарайтесь дать интервьюерам представление о том, каково это – играть с вами в одной команде. Практика ответов на эти потенциальные вопросы для собеседования поможет вам правильно подготовиться к предстоящим интервью, чтобы во время встречи вы могли излучать уверенность и профессионализм.
В этой статье мы рассмотрим возможные вопросы для спортивных интервью, с которыми спортсмены могут столкнуться на собеседовании, а также приведем пять примеров ответов, которые помогут вам произвести впечатление на интервьюера.
Общие вопросы для собеседования
Используйте эти основные, общие вопросы, чтобы помочь интервьюерам узнать вашу личность, навыки и искренний интерес к должности:
-
Каким вы видите себя через 5-10 лет??
-
Есть ли краткосрочные цели, которые вы хотели бы достичь в ближайшие несколько месяцев – пару лет??
-
Что вы считаете одним из своих слабых мест и что вы делаете для его улучшения?
-
Есть ли у вас хобби или интересы вне спорта??
-
Какие сильные стороны, по вашему мнению, делают вас отличным спортсменом??
-
Каким видом спорта вы больше всего любите заниматься и почему?
-
Почему вы так увлечены спортом?
-
Есть ли тренер или спортсмен, на которого вы равняетесь как на образец для подражания, и почему?
-
Составьте рейтинг пяти главных приоритетов, которые в настоящее время существуют в вашей жизни.
-
В каких клубах, командах или других внеклассных мероприятиях вы принимали участие в старших классах школы??
Вопросы о спортивном опыте и биографии
Эти вопросы помогут интервьюерам лучше понять ваш опыт как спортсмена, чтобы представить, насколько хорошо вы будете работать в их команде:
-
Что, по вашему мнению, является самой большой проблемой, с которой сталкивается большинство спортсменов сегодня?
-
Как вы справляетесь со своими спортивными обязанностями и другими внешними развлекательными и не развлекательными мероприятиями??
-
Опишите свое худшее спортивное выступление. Что вы узнали из этого опыта?
-
Как выглядит ваш распорядок дня?
-
Как выглядит ваш рацион и план питания, когда вы набираете массу или набираете форму во время тренировок?
-
Что вы узнали о командной работе из вашего прошлого опыта работы в командах?
-
Как прошлые команды, в которых вы участвовали, сделали вас лучшим игроком??
-
Опишите свои основные спортивные достижения в прошлом.
-
Расскажите о своем самом успешном спортивном сезоне.
-
Случалось ли вам быть капитаном команды??
Углубленные вопросы о спорте
Многие интервьюеры используют следующие типы вопросов, чтобы лучше понять ваши спортивные результаты, стратегию игры и навыки командной работы:
-
Почему вы – лучший выбор для нашей команды?
-
Есть ли еще один спортсмен, которого вы наставляли или помогали тренировать?? Опишите, что вы сделали для них.
-
Придумывали ли вы когда-нибудь свои собственные пьесы? Расскажите мне о них.
-
Как вы запоминаете и учите новые игры перед предстоящей игрой??
-
Что бы вы сделали, если бы увидели, что ваш товарищ по команде с трудом осваивает новое движение или игру?
-
Какой лучший совет вы получили от своих тренеров??
-
Что вы ищете в великом тренере?
-
Расскажите о ваших текущих личных рекордах в различных видах спорта.
-
Насколько важен публичный имидж спортсмена?
-
Каков ваш распорядок дня перед игрой, в раздевалке и после игры??
Вопросы для спортивного интервью с образцами ответов
Просмотрите некоторые распространенные вопросы на собеседовании для спортсменов, а также советы о том, как эффективно ответить на них с примерами ответов. Помните, что человек, проводящий собеседование, пытается понять, насколько хорошо вы будете сотрудничать с другими игроками и станете ли вы сильным активом для команды.
1. Как бы вас описали ваши тренеры и товарищи по команде??
Обычно люди задают этот вопрос, потому что хотят понять, каково это – работать в команде с вами. Будьте честны в своем ответе и в то же время подчеркивайте положительные черты, которые, по вашему мнению, делают вас отличным партнером по команде, с которым можно сотрудничать. Подумайте об опыте работы с вами ваших товарищей по команде и тренеров и о любых положительных отзывах о вас. Обязательно сохраняйте скромность в своем ответе.
Пример: Мои товарищи по команде сказали бы, что я мотивирую и подбадриваю как на площадке, так и вне ее. Я постоянно работаю над созданием и поддержанием позитивной атмосферы для игроков как во время победы, так и во время поражения. Если мы выигрываем игру, я первым подбадриваю всех и первым поднимаю настроение нашей команде во время проигрыша. Мои тренеры хвалили меня за усердную работу и стремление улучшить свою форму и технику, чтобы стать лучше перед каждой игрой.
2. Как вы поддерживаете позитивный настрой и мотивацию своих товарищей по команде во время проигрыша??
Интервьюеры хотят знать, насколько позитивно вы настроены в любой момент времени. Многие тренеры и игроки хотят работать со спортсменом, который заряжает всех энергией, вовлекает и мотивирует, когда ваша команда может проигрывать. Отвечая на этот вопрос, расскажите о своей стратегии, позволяющей постоянно поддерживать позитивный настрой и хорошее настроение у членов вашей команды.
Пример: Когда наша команда проигрывает, игрокам бывает легко почувствовать себя обескураженными или опустившими руки. Я вижу задачу в том, чтобы поднять настроение моих товарищей по команде, указывая на сильные стороны каждого и помогая им понять, как они могут использовать эти сильные стороны для повышения эффективности своей работы и достижения победы в игре.
3. Что бы вы сделали, если бы другой игрок пожаловался на вашего тренера за то, что он мало играет с ним?
Вы можете использовать этот вопрос как способ продемонстрировать свою преданность команде, что является важным качеством, которое большинство тренеров ищут в своих игроках. Ваш ответ должен выражать вашу способность встать на защиту своей команды, оставаясь при этом профессиональным и зрелым в разговоре с другим игроком.
Пример: Если бы я увидел, что игрок выражает негативное мнение о наших товарищах по команде или тренерах, я бы сказал что-то вроде: Я понимаю ваше недовольство тем, что наш тренер усадил вас на скамейку запасных в последних нескольких играх . Я думаю, что в последнее время им приходится принимать такие жесткие решения ради блага команды. Возможно, мы с вами сможем провести несколько дополнительных часов, играя один на один, чтобы поработать над вашей формой в следующие несколько вечеров. На тренировке наш тренер может увидеть, насколько вы улучшились, и начать играть с вами чаще.’
4. Какой один важный урок вы извлекли из своей карьеры профессионального спортсмена??
Этот вопрос направлен на выяснение вашего спортивного опыта и того, как он улучшил вас как спортсмена. Интервьюеры обычно хотят узнать, что вдохновляет вас в спорте и как вы будете применять полученные знания для выступления в их команде. В процессе подготовки ответа постарайтесь вспомнить положительные моменты, которые вы извлекли из работы в команде, и сформулируйте их в быстром и позитивном ответе.
Пример: Я извлек много важных жизненных уроков из своей карьеры спортсмена. Один из них заключается в том, что общение важно до, во время и после игры. Сильная коммуникация помогает всем всегда оставаться в курсе событий. Когда мы на площадке, мы всегда говорим друг другу, когда мы открыты, и сообщаем, какую игру мы будем играть дальше. Если мы не будем общаться друг с другом, то некоторые люди останутся в неведении, что не позволит нам эффективно сотрудничать и добиваться цели всей командой.
5. Опишите качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать эффективный коуч
Иногда человек, проводящий собеседование с вами, является тренером, с которым вы, возможно, будете работать. Бывает и так, что менеджер команды пытается определить, подходите ли вы их тренеру. Кто бы это ни был, они пытаются узнать, что вы больше всего цените в своем будущем тренере и есть ли в их команде тренеры с качествами, которые вы ищете. Подумайте о тренерах, с которыми вы работали раньше, и определите, какие их черты вам нравились и не нравились при формировании ответа.
Примеры: Тренеры, которые вдохновляли меня в прошлом, – это те, кто указывал как на сильные, так и на слабые стороны, а не только на подводные камни. Они говорили нам, что нам нужно улучшить, а затем работали индивидуально с каждым из нас, чтобы улучшить наши навыки и общую производительность как игроков. Я думаю, что великий тренер – это тот, кто хочет видеть ваше совершенствование и заботится об укреплении членов своей команды, как игроков, так и обычных людей.
20 вопросов для интервью со спортсменом? Плиззззз
Светило науки – 6 ответов – 0 раз оказано помощи
Как зовут? Как пришел в спорт? Почему именно этот спорт? Что тебе в нем нравиться? Со скольки лет занимаешься? Самые запоминающиеся соревнования? Где получил первую награду (первое первое место)? Какие куръезы были за время твоей спорт. карьеры? Твой первый тренер? Сколько кубков, наград? Что самое тяжелое в этом спорте? Как получается сочитать занятия с учебой? Чего хочеш достичь в этом спорте? Какой разряд? Знаешь ли ты своих соперников в лицо, и кто они? Хочеш ли в будушем стать тренером, и почему? Были ли у тебя какие-то травмы? Как часто ходиш на тренировки? Хотел бы ты в будущем и своих детей отправить в этот вид спорта? Как часто ездиш на соревнования?
Светило науки – 299 ответов – 2741 помощь
1.С какими трудностями вам пришлось столкнуться на соревнованиях? Что вам больше всего запомнилось?
2.Чем вы увлекались в детстве? Какой вид спорта был вашим любимым?
3.Что бы вы посоветовали тем же мальчишкам и девчонкам при выборе вида спорта?
4. Кто для вас кумир в спорте?
5.Почему выбрали именно этот вид спорта?
6. Расскажите интересный случай, который произошёл на сборах или соревнованиях с вами, вашей командой или тренерами.
7. Где и как вы тренируетесь?
8. Как вы готовились к соревнованиям?
9. Что нужно для победы в соревнованиях?
10. Какие ориентиры по подготовке вы себе ставите?
11. Довольны ли вы результатом своего выступления на соревнованиях?
12. Расскажите о своих спортивных планах на ближайшее будущее.
13. Насколько опасно заниматься профессиональным спортом, или это зависит только от вида спорта?
14. Какие виды травм наиболее распространены среди спортсменов?
15. Расскажите о своих тренировках и как вы восстанавливаетесь?
16. Какую роль в вашей подготовке играет спортивное питание? Какие добавки вы можете порекомендовать?
17. Если немного отойти от спорта – есть ли у вас еще стремления или мечты, которые вы хотите осуществить?
18. Расскажите о своих спорт достижениях?
19. Кто Ваши тренеры?
20. Как много побед вы одержали?
Спорт
3 Октября 2019, 17:12
Интервью со спортсменом. Вадим Саляхутдинов
Сегодня рубрика пополнилась интервью с одним из известных спортсменов района – действующим чемпионом, КМС по лёгкой атлетике и лапте Вадимом Саляхутдиновым.
– Вадим, расскажи, как началась твоя спортивная карьера.
– Моя спортивная карьера началась, когда я пришел в первый класс. На уроках физкультуры мы играли футбол, бегали на различные дистанции. Мне было очень легко в спорте. Без тренировок я всех своих одноклассников обгонял, по времени бегал быстрее, чем даже семиклассники. Когда я первый раз пробежал дистанцию в 1 километр, меня просто втянуло в мир спорта. Этот накал борьбы, чувство постоянного совершенствования меня не оставляли. С этого момента я решил, что спорт будет всю мою жизнь вместе со мною.
– Ты занимаешься разными видами спорта и во многих преуспеваешь. Какой вид ты считаешь основным для себя?
– Когда человек занимается несколькими видами деятельности, он развивается, также и в спорте. Да, есть виды спорта, которые тяжело совмещать, например, борьба и лёгкая атлетика. Этими двумя видами я занимался одновременно: 6 раз в неделю лёгкой атлетикой, 3 раза в неделю, по вечерам, спортивным самбо. «Для чего?» спросите вы. Ответ простой – для совершенствования себя. Мне всегда было интересно, как же люди тренируются в других видах спорта, из-за этого я пробовал различные виды. По секрету, борьба, футбол, боевые единоборства, лапта, жим лёжа – это все было моим хобби. И только лёгкая атлетика для меня – работа, здесь я никогда не мог дать себе слабину. Да, кто-то может сказать, что я достиг хороших результатов в тех видах, которые отнес к хобби, но я вас уверяю, что все это пришло благодаря занятиям легкой атлетикой, именно там я воспитался как боец.
– Каких результатов ты достиг?
– КМС по лёгкой атлетике и по лапте, первый взрослый разряд по армейскому рукопашному бою, второй взрослый по спортивному самбо, третий взрослый по борьбе куреш. Неофициально ещё КМС по жиму лёжа – поднял 140 кг при весе 73…
– Какой вид дается наиболее тяжело?
– В каждом из видов спорта требуется много сил для достижения результата и целей. Но больше всего мне нравится легкая атлетика. Нигде я не получал столько удовольствия, как в этом виде спорта – отдавал все силы, приходил еле живой, не оставалось сил поесть, но я был доволен и счастлив, что сделал ещё один шаг в своем совершенствовании. Так что легкая атлетика для меня самый тяжелый вид спорта, но и самый дорогой.
– Для многих спортсменов прогресс в одном виде часто приводит к падению результатов в других. Всегда ли тебе удается избегать этого?
– Регресса в спортивной деятельности можно избежать, работая над собой, самая главная работа – в сознании.
– Расскажи немного о заветной мечте многих спортсменов – выполнении МСМК. Как сложился тот старт?
– Каждый спортсмен мечтает улучшать свои звания, свои результаты. МСМК – это достижение, которое даётся не каждому. Я знаю, что мне тоже этого не достичь, потому что сейчас я разбираюсь в спорте. Но, к сожалению, когда я рос, было совершено много ошибок, которые сейчас не позволяют достичь столь высоких результатов. Это неправильные тренировки, так как я с 8 класса сам назначал себе тренировки по своим ощущениям. Это сейчас можно посмотреть любую спортивную книгу в Интернете, раньше не было такой возможности. Любой спортсмен высшего качества воспитывается с детства, самое главное его становление с 7 – 14 лет. Здесь главное – не совершать ошибок, которые совершил я. Надеюсь, когда-нибудь я напишу книгу о том, какие это были ошибки.
– Когда вы с ребятами боретесь за важные места, будь то лапта или футбол, имеет ли для тебя значение, где проходят эти матчи и какого уровня это соревнования? И где тебе легче выступать? На домашних площадках? Или там ты чувствуешь больше ответственности?
– К радости, соревнований у меня хватает в жизни. Сейчас, конечно, лёгкой атлетики стало меньше, больше футбол и лапта, а они проводятся на абсолютно различных уровнях, это всероссийские, республиканские, районные. Какой бы ни был уровень, я выхожу всегда заряженным, даже если это выставочный матч, спортсмен для этого и тренируется, чтобы показать свое мастерство на соревнованиях. Я на каждом соревновании должен быть предельно собран, неважно, где оно проводится – дома или в другом регионе.
– Как ты можешь охарактеризовать себя. Ты спокойный или же агрессивный спортсмен?
– В некоторых видах, например в лёгкой атлетике, в борьбе я спокойный спортсмен, так как там я все контролирую, это индивидуальные виды спорта. Здесь легче, так как ответственность за победу или проигрыш лежит только на тебе. А вот в футболе или лапте я агрессивный игрок, наверное, чувствую ответственность за результат всей команды.
– Планируешь ли в будущем связать жизнь с тренерской карьерой?
– Да, опыт тренерской работы у меня был, работал в ДЮСШ – тренировал детей по лёгкой атлетике, мне очень нравилось. Но, к сожалению, на данный момент как тренер я ещё не готов, потому что сам ещё не закончил в спорте, я пока сам учусь и получаю навыки и умения в спортивной деятельности, чтобы в будущем я мог поделиться своими знаниями с детьми. У меня все впереди с тренерской деятельностью, я верю в это.
– Вспомни какой-нибудь интересный или смешной случай из своей спортивной жизни.
– Смешных случаев почему-то я не вспоминаю. Возможно, когда выхожу бороться, что-то неординарное случается. Но я просто этого не замечаю. Единственное что влилось в мое сознание, это когда я служил в армии, у меня появилась возможность выступить на чемпионате России по армейскому рукопашному бою. Но для этого мне требовался первый взрослый разряд. Минимальный уровень допуска к соревнованиям я получил, выиграв чемпионат учебного центра в весе до 75 кг. Нужны были ещё одни соревнования. Тогда меня отправили на чемпионат Омской области. Я, как военнослужащий, не имел права участвовать в них, но я выступил на этих соревнованиях как житель Омска, взял третье место, после этого открылась дорога на чемпионат России.
– Расскажи, пожалуйста, о своем графике тренировок. Сколько занятий в неделю, сколько времени на них уходит?
– Сейчас я тренируюсь 4 раза в неделю. Этот график направлен на удержание физической формы. Это тренировки различного уровня, не обязательно всегда бег, там целая система. По времени в среднем три часа, мне этого хватает.
– Какие у тебя ближайшие спортивные цели и планы?
– Я планирую ещё долго выступать, хотя мне уже 30. Чувствую, нужно менять процесс тренировок, чтобы не навредить здоровью. В голове много планов, будем реализовывать. Есть еще главная цель – стать чемпионом России по лапте, с нашей кармаскалинской командой.
– В чем, как ты считаешь, секрет твоего успеха?
– Секрет моего успеха, это работа над собой, постоянное сопоставление своих физических способностей с психикой.Сознание должно работать в один такт с твоими действиями, тогда будет успех не только в спортивной деятельности, но и других отраслях.
– Что можешь пожелать другим спортсменам?
– Идите до конца, не бойтесь трудностей. Молодым спортсменам я хочу сказать, не бойтесь проигрывать. Чтобы научиться побеждать, нужно научиться проигрывать. Работайте над собой, стройте тренировку сначала в голове, пропустите это через себя, тогда вы добьетесь колоссальных успехов.
– Откуда такая любовь к спорту? Родители спортсмены?
– Родители не увлекаются спортом, в семье я один. Папа Винер Забирович всю жизнь трудился контактником сетей железной дороги. Мама Альфия Саматовна работала в детском саду «Родничок» в деревне Улуклево помощником воспитателя. Я им очень благодарен за то, что воспитали меня правильным человеком. Ведь в спорте важна не только физическая активность, но и поддержка и любовь родителей, что я и получаю в полном объеме от мамы и папы.
– Кто тебя поддерживает помимо родителей?
– Моя спутница жизни Гульназ. Закончила Башкирский государственный медицинский университет, по профессии – педиатр. Сейчас поступила в ординатуру. Она постоянно ездит со мной на соревнования, поддерживает. При ее поддержке ещё долго буду выступать и радовать наш район новыми победами.
Недавно молодые сыграли свадьбу. Давайте поздравим с этим замечательным событием молодожёнов.
Роман Тургенева «Накануне»: идейно-художественное своеобразие
Из каких слоев общества появятся «новые люди»? Что будет отличать их от поколения Рудиных и Лаврецких? Какую программу обновления России они примут и как приступят к освобождению народа от крепостного права? Эти вопросы волновали Тургенева давно. Еще в 1855 году, в момент работы над «Рудиным», задача, которую он поставил в «Накануне», уже начинала возникать перед ним: «Фигура главной героини, Елены, тогда еще нового типа в русской жизни, довольно ясно обрисовывалась в моем воображении,— вспоминал Тургенев,— но недоставало героя, такого лица, которому Елена, при ее еще смутном, хотя сильном стремлении к свободе, могла предаться» (XII, 306), Тогда же сосед Тургенева, отправляясь в Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю рукопись автобиографической повести, одним из главных героев которой был молодой болгарский революционер, студент Московского университета. Теперь мы знаем, что прототипом тургеневского Инсарова явился Николай Димитров Катранов, родившийся в 1829 году в болгарском городе Свиштов в небогатой купеческой семье. В 1848 году в составе большой группы болгарских юношей он приехал в Россию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета.
Начавшаяся в 1853 году русско-турецкая война всколыхнула революционные настроения балканских славян, боровшихся за избавление от многовекового турецкого ига. В начале 1853 года Николай Катранов с русской женой Ларисой уехал на родину. Но внезапная вспышка туберкулеза спутала все планы. Пришлось вернуться в Россию, а затем ехать на лечение в Венецию, где Катранов простудился и скоропостижно скончался 5 мая 1853 года. Это был талантливый человек: он писал стихи, занимался переводами, горячо пропагандировал среди русских друзей идею освобождения родины.
Вплоть до 1859 года тетрадь с рукописью Каратеева — так звали тургеневского соседа — лежала без движения, хотя, познакомившись с ней, писатель воскликнул: «Вот герой, которого я искал! Между тогдашними русскими такого еще не было». Почему же Тургенев обратился к этой тетради в 1859 году, когда и в России подобного типа герои уже появились? Почему в качестве образца для русских «сознательно-героических натур» Тургенев предлагает болгарина Дмитрия Инсарова? Что не устроило, наконец, Тургенева в добролюбовской интерпретации романа «Накануне», опубликованного в январском номере журнала «Русский вестник» в 1860 году?
Н. А. Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?», дал классическое определение художественному дарованию Тургенева, увидев в нем писателя, чуткого к общественным проблемам. Очередной его роман «Накануне» еще раз блестяще оправдал эту репутацию. Добролюбов отметил четкую расстановку в нем главных действующих лиц. Центральная героиня Елена Стахова стоит перед выбором, на место ее избранника претендуют молодой ученый, историк Берсенев, будущий художник, человек искусства Шубин, успешно начинающий служебную деятельность чиновник Курнатовский и, наконец, человек гражданского подвига, болгарский революционер Инсаров. Социально-бытовой сюжет романа имеет символический подтекст: Елена Стахова олицетворяет молодую Россию «накануне» предстоящих перемен, Кто всего нужнее ей сейчас: люди науки или искусства, государственные чиновники или героические натуры, люди гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова дает недвусмысленный ответ на этот вопрос.
Добролюбов заметил, что в Елене Стаховой «сказалась та смутная тоска по чем-то, та почти бессознательная, но неотразимая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называемое образованное» (VI, 120).
В описании детских лет Елены Тургенев обращает внимание на глубокую близость ее к народу. С тайным уважением и страхом слушает она рассказы нищей девочки Кати о жизни «на всей божьей воле» и воображает себя странницей, покинувшей отчий дом и скитающейся по дорогам. Из народного источника пришла к Елене русская мечта о правде, которую надо искать далеко-далеко, со странническим посохом в руках. Из того же источника— готовность пожертвовать собой ради других, ради высокой цели спасения людей, попавших в беду, страдающих и несчастных. Не случайно в разговорах с Инсаровым Елена вспоминает буфетчика Василия, «который вытащил из горевшей избы безногого старика и сам чуть не погиб».
Даже внешний облик Елены напоминает птицу, готовую взлететь, и ходит героиня «быстро, почти стремительно, немного наклонясь вперед». Смутная тоска и неудовлетворенность Елены тоже связаны с темой полета: «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела — куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда» (VIII, 79). Устремленность к полету проявляется и в безотчетных поступках героини: «Долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки…» (VIII, 35—36). Проходит тревога — «опускаются невзлетевшие крылья». И в роковую минуту, у постели больного Инсарова, Елена видит высоко над водой белую чайку: «Вот если она полетит сюда,— подумала Елена,— это будет хороший знак…» Чайка закружилась на месте, сложила крылья — и, как подстреленная, с жалобным криком пала куда-то далеко за темный корабль» (VIII, 157).
Таким же окрыленным героем, достойным Елены, оказывается Дмитрий Инсаров. Что отличает его от русских Берсеневых и Шубиных? Прежде всего — цельность характера, полное отсутствие противоречий между словом и делом. Он занят не собой, все помыслы его сосредоточены на одной цели — освобождении родины, Болгарии. Тургенев верно уловил в характере Инсарова типические черты лучших людей эпохи болгарского Возрождения: широту и разносторонность умственных интересов, сфокусированных в одну точку, подчиненных одному делу — освобождению народа от векового рабства. Силы Инсарова питает и укрепляет живая связь с родной землей, чего так не хватает русским героям романа — Берсеневу, который пишет труд «О некоторых особенностях древнегерманского права в деле судебных наказаний», талантливому Шубину, который лепит вакханок и мечтает об Италии. И Берсенев, и Шубин — тоже деятельные люди, но их деятельность слишком далека от насущных потребностей народной жизни. Это люди без крепкого корня, отсутствие которого придает их характерам или внутреннюю вялость, как у Берсенева, или мотыльковое непостоянство, как у Шубина.
В то же время в характере Инсарова сказывается родовая ограниченность, типичная для Дон-Кихота. В поведении героя подчеркиваются упрямство и прямолинейность, некоторый педантизм. Художественную завершенность эта двойственная характеристика получает в ключевом эпизоде с двумя статуэтками героя, которые вылепил Шубин. В первой Инсаров представлен героем, а во второй — бараном, поднявшимся на задние ноги и склоняющим рога для удара. Не обходит Тургенев в своем романе и размышлений о трагичности судьбы людей донкихотского склада.
Рядом с сюжетом социальным, отчасти вырастая из него, отчасти возвышаясь над ним, развертывается в романе сюжет философский. «Накануне» открывается спором между Шубиным и Берсеневым о счастье и долге. «…Каждый из нас желает для себя счастья… Но такое ли это слово «счастье», которое соединило, воспламенило бы нас обоих, заставило бы нас подать друг другу руки? Не эгоистическое ли, я хочу сказать, не разъединяющее ли это слово?» (VIII, 14). Соединяют людей слова: «родина», «наука», «справедливость». И «любовь», но только если она — не «любовь-наслаждение», а «любовь-жертва».
Инсарову и Елене кажется, что их любовь соединяет личное с общественным, что она одухотворяется высшей целью. Но вот оказывается, что жизнь вступает в некоторое противоречие с желаниями и надеждами героев. На протяжении всего романа Инсаров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительности своего счастья, от чувства виновности перед кем-то, от страха расплаты за свою любовь. Почему?
Жизнь ставит перед влюбленной Еленой роковой вопрос: совместимо ли великое дело, которому она отдалась, с горем бедной, одинокой матери, которое попутно этим делом вызывается? Елена смущается и не находит на этот вопрос возражения. Ведь любовь Елены к Инсарову приносит страдание не только матери: она оборачивается невольной нетерпимостью и по отношению к отцу, к русским друзьям — Берсеневу и Шубину, она ведет Елену к разрыву с Россией. «Ведь все-таки это мой дом,—думала она,— моя семья, моя родина…»
Елена безотчетно ощущает, что и в ее чувствах к Инсарову счастье близости с любимым человеком временами преобладает над любовью к тому делу, которому весь, без остатка, хочет отдаться герой. Отсюда — чувство вины перед Инсаровым: «Кто знает, может быть, я его убила».
В свою очередь, Инсаров задает Елене аналогичный вопрос: «Скажи мне, не приходило ли тебе в голову, что эта болезнь послана нам в наказание?» (VIII, 128). Любовь и общее дело оказываются не вполне совместимыми. В бреду, в период первой болезни, а потом в предсмертные мгновения коснеющим языком Инсаров произносит два роковых для него слова: «резеда» и «Рендич». Резеда — это тонкий запах духов, оставленный Еленой в комнате больного Инсарова; Рендич — соотечественник героя, один из организаторов готовящегося восстания балканских славян против турецких поработителей. Бред выдает глубокое внутреннее раздвоение цельного Инсарова, источником этого раздвоения является любовь.
В отличие от Чернышевского и Добролюбова с их оптимистической теорией «разумного эгоизма», утверждавшей единство личного и общего, счастья и долга, любви и революции в природе человека, Тургенев обращает внимание на скрытый драматизм человеческих чувств, на вечную борьбу центростремительных (эгоистических) и центробежных (альтруистических) начал в душе каждого человека. Человек, по Тургеневу, драматичен не только в своем внутреннем существе, но и в отношениях с окружающей его природой. Природа не считается с неповторимой ценностью человеческой личности: с равнодушным спокойствием она поглощает и простого смертного, и героя; все равны перед ее неразличающим взором. Этот мотив универсального трагизма жизни вторгается в роман неожиданной смертью Инсарова, исчезновением Елены на этой земле —«навсегда, безвозвратно». «Смерть, как рыбак,—с горечью говорит Тургенев,—который поймал рыбу в свою сеть и оставляет ее на время в воде: рыба еще плавает, но сеть на ней, и рыбак выхватит ее —когда захочет» (VIII, 166). С точки зрения «равнодушной природы» каждый из нас «виноват уже тем, что живет».
Однако мысль о трагизме человеческого существования не умаляет, а, напротив, укрупняет в романе Тургенева красоту и величие дерзновенных, освободительных порывов человеческого духа, оттеняет поэзию любви Елены к Инсарову, придает широкий общечеловеческий смысл социальному содержанию романа. Неудовлетворенность Елены современным состоянием жизни в России, ее тоска по иному, более совершенному социальному порядку в философском плане романа приобретает «продолжающийся» смысл, актуальный во все эпохи и все времена. «Накануне» — это роман о порыве России к новым общественным отношениям, пронизанный нетерпеливым ожиданием «сознательно-героических натур», которые двинут вперед дело освобождения крестьян.
И в то же время это роман о бесконечных исканиях человечества, о постоянном стремлении его к социальному совершенству, о вечном вызове, который бросает человеческая личность «равнодушной природе»:
«О, как тиха и ласкова была ночь, какою голубиною кротостию дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть и заснуть под этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами! «О боже! — думала Елена,— зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и безмолвие? Ужели мы одни… одни… а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах, — все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?.. Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти… О боже! неужели нельзя верить чуду?» (VIII, 156).
Современников Тургенева из лагеря революционной демократии, для которых главнее был социальный смысл романа, не мог не смущать его финал: неопределенный ответ Увара Ивановича на вопрос Шубина, будут ли у нас,. в России, люди, подобные Инсарову. Какие могли быть загадки на этот счет в конце 1859 года, когда дело реформы стремительно подвигалось вперед, когда «новые люди» заняли ключевые посты в журнале «Современник»? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно выяснить, какую программу действий предлагал Тургенев «русским Инсаровым».
Автор «Записок охотника» вынашивал мысль о братском союзе всех антикрепостнических сил и надеялся на гармонический исход социальных конфликтов. Инсаров говорит: «Заметьте: последний мужик, последний нищий в Болгарии и я — мы желаем одного и того же. У всех у нас одна цель. Поймите, какую это дает уверенность и крепость!» (VIII, 68). Тургеневу хотелось, чтобы все прогрессивно настроенные люди России, без различия социальных положений и оттенков в политических убеждениях, протянули друг другу руки.
В жизни случилось другое. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» решительно противопоставил задачи «русских Инсаровых» той программе общенационального единения, которую провозгласил в романе Тургенева болгарский революционер. «Русским Инсаровым» предстояла борьба с «внутренними турками», в число которых у Добролюбова попадали не только консерваторы, противники реформ, но и либеральные партии русского общества. Статья била в святая святых убеждений и верований Тургенева. Поэтому он буквально умолял Некрасова не печатать ее, а когда она была опубликована – покинул журнал «Современник» навсегда.
В романе «Накануне» (1860) смутные светлые предчувствия и надежды, которые пронизывали меланхоличное повествование «Дворянского гнезда», превращаются в определенные решения. Основной для Тургенева вопрос о соотношении мысли и деятельности, человека дела и теоретика в этом романе решается в пользу практически осуществляющего идею героя.
Само название романа «Накануне» — название «временное», в отличие от «локального» названия «Дворянское гнездо», — отражает то обстоятельство, что замкнутости, неподвижности патриархальной русской жизни приходит конец. Русский дворянский дом с вековым укладом его быта, с приживалками, соседями, карточными проигрышами оказывается на распутье мировых дорог. Русская девушка находит применение своим силам и самоотверженным стремлениям, участвуя в борьбе за независимость болгарского народа. Сразу после выхода в свет романа читатели и критики обратили внимание на то, что личностью, которую русское молодое поколение готово признать за образец, здесь представлен болгарин.
Название романа «Накануне» не только отражает прямое, сюжетное его содержание (Инсаров гибнет накануне войны за независимость его родины, в которой он страстно хочет принять участие), но и содержит оценку состояния русского общества накануне реформы и мысль о значении народно-освободительной борьбы в одной стране (Болгарии) как кануна общеевропейских политических перемен (в романе косвенно затрагивается и вопрос о значении сопротивления итальянского народа австрийскому владычеству).
Добролюбов считал образ Елены средоточием романа — воплощением молодой России. В этой героине, по мнению критика, воплощена «неотразимая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называемое «образованное» <.. .> «Желание деятельного добра» есть в нас, и силы есть; но боязнь, неуверенность в своих силах и, наконец, незнание: что делать? — постоянно нас останавливают <…> и мы всё ищем, жаждем, ждем… ждем, чтобы нам хоть кто-нибудь объяснил, что делать».
Таким образом, Елена, представлявшая, по его мнению, молодое поколение страны, ее свежие силы, характеризуется стихийностью протеста, она ищет «учителя» — черта, присущая деятельным героиням Тургенева.
Идея романа и структурное ее выражение, столь сложные и многозначные в «Дворянском гнезде», в «Накануне» предельно ясны, однозначны. Героиня, ищущая учителя-наставника, достойного любви, в «Накануне» выбирает из четырех претендентов на ее руку, из четырех идеальных вариантов, ибо каждый из героев — высшее выражение своего этико-идейного типа. Шубин и Берсенев представляют художественно-мыслительный тип (тип людей отвлеченно-теоретического или образно-художественного творчества), Инсаров и Курнатовский относятся к «деятельному» типу, т. е. к людям, призвание которых состоит в практическом «жизнетворчестве».
Говоря о значении в романе выбора своего пути и своего «героя», который делает Елена, Добролюбов рассматривает этот поиск-выбор как некий процесс, эволюцию, аналогичную развитию русского общества за последнее десятилетие. Шубин, а затем и Берсенев соответствуют по своим принципам и характерам более архаичным, отдаленным стадиям этого процесса. Вместе с тем оба они не настолько архаичны, чтобы быть «несовместимыми» с Курнатовским (деятелем эпохи реформ) и Инсаровым (особое значение которому придает складывающаяся революционная ситуация), Берсенев и Шубин — люди 50-х гг. Ни один из них не является чистым представителем гамлетовского типа. Таким образом, Тургенев в «Накануне» как бы распростился со своим излюбленным типом. И Берсенев, и Шубин генетически связаны с «лишними людьми», но в них нет многих главных черт героев этого рода. Оба они прежде всего не погружены в чистую мысль, анализ действительности не является их основным занятием. От рефлексии, самоанализа и бесконечного ухода в теорию их «спасает» профессионализация, призвание, живой интерес к определенной сфере деятельности и постоянный труд.
«Одарив» своего героя-художника Шубина фамилией великого русского скульптора, Тургенев придал его портрету привлекательные черты, напоминающие внешность Карла Брюллова, — он сильный, ловкий блондин.
Из первого же разговора героев — друзей и антиподов (наружность Берсенева рисуется как прямая противоположность внешности Шубина: он худой, черный, неловкий), разговора, который является как бы прологом романа, выясняется, что один из них «умница, философ, третий кандидат московского университета», начинающий ученый, другой — художник, «артист», скульптор. Но характерные черты «артиста» — черты человека 50-х гг. и идеала людей 50-х гг. — сильно рознятся от романтического представления о художнике. Тургенев нарочито дает это понять: в самом начале романа Берсенев указывает Шубину, каковы должны быть его — «артиста» — вкусы и склонности, и Шубин, шутливо «отбиваясь» от этой обязательной и неприемлемой для него позиции художника-романтика, защищает свою любовь к чувственной жизни и ее реальной красоте.
В самом подходе Шубина к своей профессии проявляется его связь с эпохой. Сознавая ограниченность возможностей скульптуры как художественного рода, он стремится передать в скульптурном портрете не только и не столько внешние формы, сколько духовную суть, психологию оригинала, не «линии лица», а взгляд глаз. Вместе с тем ему присуща особенная, заостренная способность оценивать людей и умение возводить их в типы. Меткость характеристик, которые он дает другим героям романа, превращает его выражения в крылатые слова; Эти характеристики в большинстве случаев и являются ключом к типам, изображенным в романе.
Если в уста Шубина автор романа вложил все социально-исторические приговоры, вплоть до приговора о правомерности «выбора Елены», Берсеневу он передал ряд этических деклараций. Берсенев — носитель высокого этического принципа самоотвержения и служения идее («идее науки»), как Шубин — воплощение идеального «высокого» эгоизма, эгоизма здоровой и цельной натуры.
Берсеневу придана нравственная черта, которой Тургенев отводил особенно высокое место на шкале душевных достоинств: доброта. Приписывая эту черту Дон-Кихоту, Тургенев на ней основывался в своем утверждении исключительного этического значения образа Дон-Кихота для человечества. «Все пройдет, все исчезнет, высочайший сан, власть, всеобъемлющий гений, всё рассыплется прахом <…> Но добрые дела не разлетятся дымом: они долговечнее самой сияющей красоты» (VIII, 191). У Берсенева эта доброта происходит от глубоко, органически усвоенной им гуманистической культуры и присущей ему «справедливости», объективности историка, способного встать выше личных, эгоистических интересов и пристрастий и оценить значение явлений действительности безотносительно к своей личности.
Отсюда и проистекает истолкованная Добролюбовым как признак нравственной слабости «скромность», понимание им второстепенного значения своих интересов в духовной жизни современного общества и своего «второго номера» в строго определенной иерархии типов современных деятелей.
Тип ученого как идеал оказывается исторически дезавуированным. Это «низведение» закреплено и сюжетной ситуацией (отношение Елены к Берсеневу), и прямыми оценками, данными герою в тексте романа, и самооценкой, вложенной в его уста. Такое отношение к профессиональной деятельности ученого могло родиться лишь в момент, когда жажда непосредственного жизнестроительства, исторического общественного творчества охватила лучших людей молодого поколения. Этот практицизм, это деятельное отношение к жизни не у всех молодых людей 60-х гг. носили характер революционного или даже просто бескорыстного служения. В «Накануне» Берсенев выступает как антипод не столько Инсарова (мы уже отмечали, что он более чем кто-либо другой способен оценить значение личности Инсарова), сколько обер-секретаря Сената — карьериста Курнатовского.
В характеристике Курнатовского, «приписанной» автором Елене, раскрывается мысль о принадлежности Курнатовского, как и Инсарова, к «действенному типу» и о взаимовраждебных позициях, занимаемых ими внутри этого — очень широкого — психологического типа. Вместе с тем в этой характеристике сказывается и то, как исторические задачи, необходимость решения которых ясна всему обществу (по словам Ленина, во время революционной ситуации обнаруживается невозможность «для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство» и вместе с тем наблюдается «значительное повышение <…> активности масс», не желающих жить по-старому), заставляют людей самой разной политической ориентации надевать маску прогрессивного человека и культивировать в себе черты, которые приписываются обществом таким людям.
«Вера» Курнатовского — это вера в государство в приложении к реальной русской жизни эпохи, вера в сословно-бюрократическое, монархическое государство. Понимая, что реформы неизбежны, деятели типа Курнатовского связывали все возможные в жизни страны изменения с функционированием сильного государства, а себя считали носителями идеи государства и исполнителями его исторической миссии, отсюда — самоуверенность, вера в себя, по словам Елены.
В центре романа — болгарский патриот-демократ и революционер по духу — Инсаров. Он стремится опрокинуть деспотическое правление в родной стране, рабство, утвержденное веками, и систему попрания национального чувства, охраняемую кровавым, террористическим режимом. Душевный подъем, который он испытывает и сообщает Елене, связан с верой в дело, которому он служит, с чувством своего единства со всем страдающим народом Болгарии. Любовь в романе «Накануне» именно такова, какой ее рисует Тургенев в выше цитированных словах о любви как революции («Вешние воды»). Воодушевленные герои радостно летят на свет борьбы, готовые к жертве, гибели и победе.
В «Накануне» впервые любовь предстала как единство в убеждениях и участие в общем деле. Здесь была опоэтизирована ситуация, характерная для большого периода последующей жизни русского общества и имевшая огромное значение как выражение нового этического идеала. Прежде чем соединить свою жизнь с ее жизнью, Инсаров подвергает Елену своеобразному «экзамену», предвосхищающему символический «допрос», которому подвергает таинственный голос судьбы смелую девушку-революционерку в стихотворении в прозе Тургенева «Порог». При этом герой «Накануне» вводит любимую девушку в свои планы, свои интересы и заключает с ней своеобразный договор, предполагающий с ее стороны сознательную оценку их возможной будущности, — черта отношений, характерная для демократов-шестидесятников.
Любовь Елены и ее благородная решимость разрушают аскетическую замкнутость Инсарова, делают его счастливым. Добролюбов особенно ценил страницы романа, где изображалась светлая и счастливая любовь молодых людей. В уста Шубина Тургенев вложил лирическую апологию идеала героической молодости: «Да, молодое, славное, смелое дело. Смерть, жизнь, борьба, падение, торжество, любовь, свобода, родина… Хорошо, хорошо. Дай бог всякому! Это не то, что сидеть по горло в болоте да стараться показывать вид, что тебе всё равно, когда тебе действительно в сущности всё равно. А там — натянуты струны, звени на весь мир или порвись!» (VIII, 141).
В рамках «Международной школы журналистики» главный редактор Sports.ru Юрий Дудь объясняет, как делать русских спортсменов интересными.
Чтобы сделать хорошее интервью, нужно:
1. Найти человека, которому есть что рассказать.
Моя позиция: разговорить можно кого угодно – даже если у человека репутация безнадежного молчуна. Но пара противопоказаний все же имеется.
Во-первых, не стоит делать интервью с человеком, который появляется в медиапространстве по любому поводу и высказывается абсолютно про все: переход Мбокани в киевское Динамо, неудачную шутку Ивана Урганта и рождение третьего наследника королевы Елизаветы. Таких людей я причисляю к категории «выжженная земля»: перцы, которые рассказали все свои истории и вряд ли найдут что-то новое для вас.
Во-вторых, не стоит тратить свое время на тех, кто панически осторожен в своих высказываниях. Скажем, Алексей Смертин – прекрасный когда-то игрок и очень образованный парень – сейчас настолько запуган окружающей действительностью, что даже на вопрос: «Вам чай или кофе?» – ответит уклончиво. Это категория – «медийные трУсы». Сделать их смелее можно, но всегда велик риск неудачи – подумайте, стоит ли тратить на это время.
2. Подготовиться
Если кто-то, выдающий себя за мастера жанра, расскажет вам, что приходит на интервью без подготовки, без списка вопросов, просто с диктофоном и хорошим настроением, не верьте. Скорее всего, это рисующийся дурачок, но никак не мастер жанра.
Каким бы известным ни был ваш собеседник, подготовка к интервью – штука, которая позволит вам:
а) узнать о человеке много того, что вы не знали/не помнили; если интервьюируемый чувствует напротив себя человека в теме, он воспримет это как знак уважения и расположится к вам.
б) понять, какие темы доставляют человеку удовольствие, а какие – вызывают напряжение. это дико полезно в планировании последовательности вопросов.
в) избежать повторений. Истории, которые герой уже много раз рассказывал в предыдущих интервью, вам не нужны. Вы крутой интервьюер, поэтому вы пришли за свежими, никогда прежде не рассказанными байками.
С появлением такой штуки, как тег, готовиться к интервью с известными людьми стало совсем просто.
Если же вы идете к неизвестному – сканируйте его по соцсетям, тоже крайне полезное изобретение.
3. Спланировать порядок вопросов
Когда-то на Sports.ru работал Юра Баранков. Юра был растафарианцем и здорово говорил по-испански. Когда ЦСКА назначил себе тренером Хуанде Рамоса, Юра отправился к нему на интервью, которое начал вопросом: «Вы провалились в двух своих последних командах – Тоттенхэме и Реале. Почему?» Рамос несколько прифигел, закрылся, на все оставшиеся вопросы только бубнил: никакой испанский Юру не выручил. «Ты хороший парень, – сказал Рамос в конце разговора. – Но наше следующее интервью попробуй начать с чего-нибудь более веселого».
Про обсеры, фак-апы и прочие неудачи надо спрашивать обязательно. Но точно не в начале. Идеальное время для неудобных вопросов – вторая половина интервью или любой момент, когда вы максимально, почти до дружбы расположили к себе собеседника.
4. Не ссать
Одна из самых больших ошибок отечественных интервьюеров – излишний пиетет к собеседнику. Друзья, если вы будете трусить и не зададите вопросы, которые могут доставить вашему герою неудобства, вы провалите свою работу. Помните: ваша цель – сделать хорошо не герою вашего интервью, а людям, которое это интервью прочтут.
Под журналистской отвагой, разумеется, не подразумевается невоспитанность. Все возможные элементы такта и уважения к человеку обязательны, однако они не отменяют того, что герой интервью будет высечен розгой.
5. Следить, чтобы в интервью вас было мало
Просто запомните: те журналисты, которые без всякой необходимости пичкают в интервью вопросы в три-четыре-пять-десять строк, либо чересчур себя любят, либо просто старперы. Интервью – это история про героя, а не про журналиста. Журналист в интервью всего лишь человек из сферы обслуживания, он должен быть как крутой официант: полезным, но незаметным.
Чем короче ваш вопрос, тем лучше.
6. Сокращать
Интервью ценят не за вопросы, а за ответы. Если вопрос был хорош, но ответ на него – мычания или пара строк воды, не ставьте этот вопрос-ответ в окончательную редакцию интервью. Это сэкономит время читателя и избавит ваше интервью от слабых мест.
Идеальное интервью – то, где нет НИ ОДНОГО ответа, к-й можно было бы безболезненно вырезать из-за его неинтересности, водянистости, пустоты.
Исключение – жанр жесткого интервью «мочить подлецов». То есть то интервью, где конкретными вопросами и мычанием в ответ достигается эффект разоблачения героя.
7. Вытягивать то, что запомнят
Чтобы оценить собственное интервью, просто задайте себе вопрос: когда человек закончит его читать, у него что-то останется в памяти или он забудет о нем уже через минуту, открыв новое окно браузера? Если что-то останется в памяти – интервью хорошее. Если останется много чего – интервью крутое.
Запоминаются лучше всего истории. То есть смешные/страшные/удивительные/дикие подробности из жизни и ремесла – ровно такие, какие мы рассказываем друг другу за пивом/шашлыками/обеденным перерывом.
Если вы общаетесь с неизвестным человеком, 90 процентов его историй должно быть про известных людей. Про команду, каждый матч которой он посещает. Про тренера Кварцяного, на лестничной площадке с которым он живет. Про футболиста Милевского, в одном ночном клубе с которым он зависает. Мир – большая деревня, все мы так или иначе пересекаемся с селебрити, даже если сами селебрити не являемся. Давите человеку на память и вытягивайте истории про знаменитых/интересных, о которых он знает больше вас.
Пример: парень, к-й неизвестен никому, зато рассказывает об известных так, что волосы шевелятся, а трафик – идет.
8. Не сглаживать углы
Мы живем в век толерантности. Мы живем в век многочисленных пресс-служб, которые вычищают из интервью уйму интересного. Поэтому если герой готов говорить о чем-то конфликтном, не жалейте вопросов, не оставляйте все в намеках и полуоткровениях – докручивайте до конца. Тогда интервью запомнится. Тогда интервью будет крутым.
9. Оставлять интонации
Все мы знаем Бориса Левина. Умный взрослый мужик, никогда не подставлял футболистов, но вот проблема: когда делает с ними интервью, все футболисты говорят не своей речью. «Мой роман со сборной закончен», «Я для себя перевернул эту страницу», «…отношение друг к другу – во главе угла», «Волгу» мы разобрали буквально по косточкам», «Но вам же известна банальная истина» – это слова якобы Романа Павлюченко из недавнего интервью Спорт-Экспрессу. Рома Павлюченко – милый парень, но уверяю вас: такими фразами он не начнет говорить, даже если его на год запрут в комнате и c утра до ночи будут показывать лучшие перфомансы Анатолия Вассермана в «Своей игре» и «Брейн-Ринге» .
Самое лучшее интервью – то, которое ты читаешь, но как будто слушаешь. То есть речь собеседника передана так, как будто он с тобой разговаривает. Всякие специфические детали: смешные суффиксы и окончания, жаргонизмы, инверсия, паузы – все это важно и поможет вам установить максимально прямой контакт между героем и читателем.
Разумеется, надо знать меру: давать тупую расшифровку речи человека, который говорит совсем уж грязно, не стоит. Но искать компромисс между чистым языком и языком реальным надо обязательно.
10. Причесывайте, заверяйте
Заверка интервью (в переводе на народный язык: дать герою интервью почитать его перед публикацией и внести правки, о которых он попросит) – штука, которой с каждым годом все тяжелее избежать.
Правило по заверке простое: если герой попросил вас почитать интервью перед публикацией, вы не можете отказать; если речи об этом не было – публикуйте смело, без повторного контакта с героем.
Тенденцию к тому, что пресс-службы становятся все более профессиональными, а герои – аккуратными, я раньше воспринимал с грустью. Но на самом деле предварительная заверка часто бывает полезной. Увлекаясь рассказами, герои часто путают имена, даты, факты и прочие детали, которое читатель проверит парой кликов в Гугле и напряжется: «Мне чо, бл#, мозги тут пудрят?» Когда герой смотрит на те же самые истории в напечатанном виде, вспомнить имена, факты и прочие детали чуть точнее ему значительно легче, чем во время разговора. В довольном громком интервью Романа Орещука полно фактически ошибок: сделал покер, хотя на самом деле хет-трик, сыграли 0:0, хотя на самом деле проиграли и т.п. Уверяю: в этой долгой, ухабистой беседе ляпов было бы в два раза больше, если бы Роман не вычитал интервью накануне и не поправил те вещи, которые смог чуть лучше вспомнить.
Впрочем, такие заверки работают только с адекватными людьми. Учитывая, что общаться приходится не только с ними, бывают проблемы. Герой, который на диктофон рассказывает интересные вещи, а перед публикацией просит их убрать, – довольно обычная история для России ее нынешней эпохи, эпохи воров и ссыкунов. Поэтому чем дальше, тем больше интервью становится искусством не только беседы, но и дипломатии. Когда герой на заверке начинает безбожно резать самые интересные вещи, я чаще всего жонглирую двумя приемами:
1. Напираю на то, что без этого интервью получится обычным и герой будет такой же, как все. Вы удивитесь, но, к счастью, еще довольно много людей не хотят быть такими, как все.
2. Если шансов спасти историю нет никаких, требую, чтобы в обмен герой рассказал что-нибудь еще – другое, но интересное.
Этим летом, однако, у меня случилась встреча, когда не помогли никакие приемы. Так вышло, что я давно мечтал пообщаться с Анатолием Бышовцем – разумеется, не об итогах российского тура и не текущей форме сборной России, а о нем самом. Дивным июльским днем мы встретились на Фрунзенской набережной и почти полтора часа болтали. Бышовец рассказал много крутого: про то, как потерял деньги на финансовой катастрофе Кипра, как чуть не подрался с Семиным в «Локомотиве», как переживал обвинения в том, что берет взятки с игроков. Причем рассказывал в своей роскошной, выносящей мозг всем невеждам манере. Я уже поймал цитату для заголовка (Анатолий Бышовец: «Лучше грешным быть, чем грешным слыть») и предвкушал, как мы разобьем интервью великого человека на пару десятков цитат, раскидаем их по соцсетям и осветим путь скитающемуся по сети простому народу.
Заверка разрушила мое небо. Чтобы обсудить интервью, Бышовец назначил еще одну встречу и много, много говорил. О том, что воспоминания о «Локомотиве» ранят его близких, что внуков дразнят из-за этого в школе, что никаких взяток, конечно же, не было и вообще зачем же об спустя шесть лет вспоминать? Я объяснял – зачем; пару раз, как мне показалось, подобрался к тому, чтобы его убедить. Все-таки показалось – встреча пошла на второй час, но он не сдавался: предлагал пообщаться заново, но о чем-нибудь другом. Понимая, что проиграл, и не без труда сдерживая гнев, я предложил следующее: «Тогда решаем так: это интервью не выходит вовсе. Но и мы делаем вид, что незнакомы. Я вас не знаю».
Бышовец был счастлив и, когда мы расставались, крепко жал руку: «Юра, запомни: сегодня ты сделал доброе дело».
Этим я и успокоился. Потому что если даже такие парни, как мы с вами, перестанем делать добрые дела, рано или поздно зло победит. А для того, чтобы оно никогда не победило, мы с вами на этом сайте, в общем, и собрались.
Примерно так.
Жгите и помните: неинтересных собеседников – мало, журналистов-балбесов – полно.
P.S. Мы отобрали 10 футбольных блогеров, список поступивших смотрите здесь.