Как составить искусствоведческий рассказ

Можно выделить три этапа в процессе ознакомления ребенка с картиной в зависимости от возраста и уровня развития малыша. Каждый из них характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать во время беседы о репродукциях

Первый этап:

Строим искусствоведческий рассказ

Для первого знакомства малыша с картиной маме следует выбрать искусствоведческий рассказ.

Его структура может состоять из следующей информации:

– название картины и фамилии художника;

– о чем написана картина;

– что самое главное в картине, как оно изображено;

– что изображено вокруг главного и как с ним соединены детали;

– о чем думаешь, что вспоминаешь, когда смотришь на эту картину.

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

Как построить искусствоведческий рассказ по картине

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как ребенок самостоятельно рассмотрит произведение. Затем мама задает вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, активизации творческого воображения и эмоций, возникающих при восприятии изображенного на полотне. Вопросы должны быть подробными и конкретными. Отвечая на них, ребенок перечисляет детали произведения, устанавливает и объясняет элементарные логические связи между содержанием произведения и средствами его выразительности.

Задавать подробные вопросы после рассказа необходимо, так как дети еще не имеют навыка «чтения» картины и не могут самостоятельно анализировать произведение.

Как построить искусствоведческий рассказ по картине

Второй этап:

Задаем вопросы обобщенного характера

На втором этапе детей обучают умению анализировать изображенное на полотне и воспринимать целостный, обобщенный образ картины. Научить дошкольников целостно воспринимать картину – процесс более сложный, поэтому требуются иные методы и приемы.

Прежде всего исключается искусствоведческий рассказ.

Рассматривание картин теперь начинается с вопросов более обобщенного характера. Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение. Однако если ребенок без предварительного подробного анализа произведения вслух или без искусствоведческого рассказа не может сразу ответить на вопрос, о чем картина, необходимо использовать подсказки, которые учат ребенка логично рассуждать и самостоятельно находить ответ: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина».

Как построить искусствоведческий рассказ по картине

Третий этап:

Сравнение и классификация картин

По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин можно вводить новые методические приемы, к которым относятся сравнение, классификация, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры.

В основе указанных приемов лежит сопоставление произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительностью, это сопоставление дает возможность вызвать у ребенка разнообразные ассоциации, эмоции, чувства, углубляет его представление и переживания.

Впечатления от беседы о картине находят свое отображение в детском творчестве. Малыши часто стремятся к наиболее точной передаче настроения и эмоций человека через использование в рисунках изображений мимических движений лица и цвета.

Как построить искусствоведческий рассказ по картине

Попробуйте для начала сравнить картины одного художника, но разного колористического решения. После возьмите две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением,

Репродукции картин можно сравнивать по контрасту – настроение, цвет, композиция -выделяя поочередно один признак.

Содержание

  1. Основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ педагога.
  2. Тема: Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине
  3. ТЕМА: ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ РАССКАЗ

Основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ педагога.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой:

— сообщение названия картины и фамилии художника;

— о чем написана картина;

— что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изо­бражено (цвет, построение, расположение);

— что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содер­жание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произ­ведения и средствами его выражения);

— что красивого показал своим произведе­нием художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту кар­тину.

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по со­держанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

На занятии искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение.

Искусствоведческий рассказ помогает дифференцировать в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено), понимать эстетическую ценность картины, а также способствует формированию образной связной речи дошкольников.

Затем воспитатель задает им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником, а также активизации творческого воображения и эмоций, возникающих при восприятии изображенного на полотне.

2. На первом этапе ознакомления дошкольников с живописью на занятии (сразу после искусствоведческого рассказа) правомерно предлагать конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем чтобы подвести ребят к пониманию содержания про­изведения.

Поэтому в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий.

«Ребята, вы все внимательно рассмотрели, что изображено на карти­не, о чем она. А теперь давайте мысленно перенесемся на это место (показать на картину) и вслушаемся в рабочий, трудовой шум на строительной площадке. Что вам слышится? С чем можно сравнить шум на этой площадке?».

4. Рассказ-образец личностного от­ношения педагога к понравившейся картине. Как и искусствоведческий рас­сказ, он используется на первом этапе ознакомления с живописью.

Этот рассказ имеет определенную структуру:

Это примерная структура оценочного рассказа педагога.

Второй этап

Здесь решается задача: целостно воспринимать картину (развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительные средства, фор­мировать умения «читать» картины, мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению).

1. Рассматривание картин начинали с постановки вопросов более обобщенного характера (по сравнению с первым этапом работы). Они строятся с учетом более высокого уровня вос­приятия картины детьми и их умения анализировать произведение. Например:

· Что он особенно выделил, чтобы мы увидели это в картине?

2. Прием точных установок о выполнении ребенком мысли­тельных действий в определенном порядке при ответе на вопрос: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изобра­жено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина».

Применение точных установок как приема ознакомления детей с живописью позволяет научить их логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит рациональному восприятию живописи, а также видению эстетических достоинств произведения.

3. Использование приемов композиционных и колористических вариантов. Суть данных приемов заключается в том, что педагог словесно или наглядно показывает, как меняются содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине. Например: «Что изменилось в картине между людьми, предметами, изображенными художником? (При этом педагог закрывает часть композиционного построения листом бумаги, подобранным под общий тон картины и соответствующим по форме силуэту закрываемого изображения.) О чем бы рассказала картина, если бы художник расположил хлеборобов во время обеда не по кругу, а отдельными группами? Сравните по величине изображение человека на картине с силуэтным изображением на карточке. (Педагог несколько раз накладывает на изображение образа в картине силуэт­ное изображение фигуры на карточке, увеличенное или уменьшенное в зависи­мости от изображения на картине.) Прием колористических вариантов, суть которого состоит в изменении колорита карти­ны путем словесного описания или наложения цветной пленки на цвет художни­ка. Воспитатель задает вопросы: «Что изменилось бы в настроении изобра­женных людей, в их отношениях, если бы художник написал картину в холодных тонах, а не в теплых? Сравните, какой цвет в картине «звучит» более красиво — красный, выбранный художником, или, скажем, синий. Что хотел передать этим цветом художник?» (Педагог закрывает пленкой другого цвета изображенную художником форму.)

4. Метод формирования личностного отношения детей к живописи. Вместо рассказа образца личностного отношения педагога к понравившейся картине используют­ся расчлененные вопросы.

Третий этап

Форми­руется творческое восприятие детьми произведений живописи.

В основе указанных приемов лежит сопоставление произведений разных ху­дожников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опы­том, реальной действительностью. Это сопоставление дает возможность вызвать у ребенка разнообразные ассоциации, эмоции, чувства, углубляет его представления и переживания.

1. Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи! постепенно, с некоторыми усложнениями.

— Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение картины одного художника, но разного колористического решения: «Золотая осень» и «Март» И. И. Левитана.

— сравнивают по контрасту — настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

2. Прием классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру. Этот прием используется таким образом: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в ко­торых рассказывается об одном времени года.

3. Прием мысленного созда­ния собственной картины по названию, данному художником. Этот прием ин­тересен для ребенка тем, что как бы ставит его в позицию «сотворчества» с художником (большая предварительная работа.).

4. Прием точных установок использовался и на втором этапе ознакомления детей с живописью. Однако теперь воспитатель несколько усложняет вопросы, чтобы не только учить детей излагать свои мысли в определенной последо­вательности, но и формировать у них умение мысленно создавать картину по за­конам живописи, готовить их к самостоятельной творческой изобразительной и словесной деятельности, а также развивать такие мыслительные действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Точные установки (предписание о выполнении некоторых операций в определенном порядке): «Расскажи, о чем будет картина, что в ней ты выделишь главное. Как это будет изображено? Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне? Что будет особенно красивым? Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?»

5. Рассказ-образец личност­ного отношения педагога к понравившейся картине и расчлененные вопросы.

6. Эффективной будет работа, если дети задают друг другу вопросы о про­смотренном произведении. Это повышает интерес к живописи, способствует воспитанию чувства товарищества.

Вопросы детей условно объединили в группы.

1. О средствах выразительности, используемых художником: «Почему художник изобразил таких печальных людей у памятника, а трава ярко-зеленая?» (о картине М. И. Лихачева «Память»), «Как написал художник светлый день, а солнца нет?» (о картине А. А. Пластова «Лето»), «Почему у одного художни­ка все четко вырисовывается, а у другого нечетко?» (о картинах Ю. К. Королева«Космические братья» и Ю. М. Атланова «Над землей»).

2. О нравственных нормах поведения людей: «А для чего ткачихи так много ткут полотна?» (о картине В. В. и Н. П. Родионовых «Красные ситцы»), «А по­чему дети убирают картошку?» (о картине А. П. и С. П. Ткачевых «Трудовые будни»).

3. О деятельности самого художника: «Как получились у художника такие светлые краски?» (о картине П. Ф. Никонова «Лето»), «Почему братья Ткачевы написали в картине «Трудовые будни» самих себя? Почему художники знают, о чем надо писать картины?»

4. О событиях, предшествующих картине и последующих: «Как дальше будут праздновать рождение железной дороги?» (о картине В. Ф. Жемерикина «Серебряные рельсы»), «Почему люди приходят во время праздника на Красную площадь?» (о картине К. Ф. Юона «Демонстрация на Красной площади»).

5. Об окружающей действительности: «Почему Красная площадь называется Красной?» (при рассматривании картины К. Ф. Юона «Демонстрация на Крас­ной площади»), «Какое солнце в космосе?» (картина Ю. М. Атланова «Над землей»).

Как организовать планирование деятельности воспитателя и детей по ознакомлению их с изобразительным искусством?

1. Специальные занятия по ознакомлению с живописью целесообразно включать в разделы педагогического процесса: ознакомление с окружающим (общественные и природные явления), развитие речи (связной), художественная литература и изобразительная деятельность. В разделе «Изобразительная деятельность» специальные занятия по ознакомлению с изобразительным искусством можно соединить с занятиями по рисованию, лепке, аппликации. Занятия по приобщению детей к изобразительному искусству лучше орга­низовывать после накопления представлений у дошкольников об окружающем мире.

2. Работу по ознакомлению с живописью желательно предусматривать и на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим (как часть занятия). Планируя занятия по ознакомлению детей с искусством в течение года, необходимо предусмотреть все виды изобразительного искусства: декоративно-прикладное, живопись, скульптуру, графику. В схемах перспективного планирования для всех возрастных групп учтен принцип чередования занятий

3. Знакомить дошкольников с искусством можно не только на специальных занятиях или занятиях комбинированного типа. Проводить такую работу можно и в свободное время (утреннее, дневное, вечернее): во время дидактических игр, игровых упражнений, посещения выставок и т. д.

Источник

Тема: Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине

1437801434g45vo

Современная концепция преподавания русского языка одной из целей обучения предполагает формирование культуроведческой компетенции школьников. Важным компонентом системы приобщения учащихся к культуре народа является искусствоведческий текст. Текст значительно повышает восприятие учащимися картины, воздействует на умственную деятельность и эмоциональную сферу, речь. Искусствоведческий текст, написанный художником, искусствоведом, преподавателем изобразительного искусства и являющийся образцом высказывания, помогает ученикам осознать особенности содержания, композиции и речевого оформления высказывания, экономит время.

Тема: Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине.

1. выработать навык анализа искусствоведческого текста в процессе исследовательской деятельности;

2. подготовить учеников к выполнению заданий единого государственного экзамена;

3. обогатить словарный запас новой лексикой, учиться логично, правильно и аргументированно говорить;

4. воспитать нравственно-этические качества личности школьника, совершенствовать знания ребенка об окружающем мире;

5. поддерживать интерес к русскому языку.

Оборудование: репродукция картины «Жатва», портрет художника ; текст «Счастливая встреча», тетрадь.

I. Вступительная беседа (10 мин.)

Рассмотрим картину. Подумайте, ребята, почему в разное время писатели, художники неоднократно обращались к теме «Семья. Труд»?

Учитель. Время создания картины 1945 год. Трагедия скрыта, но ее можно увидеть в том, что рядом с пожилым стариком отсутствуют отцы и старшие дети. Это очень тяжелое время. Разруха, голод. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига народа.

Сегодня вам предоставляется возможность узнать об этих тяжелых годах средствами разного вида искусства: живописи как искусства красок (картина ) и текста как искусства слова (искусствоведческий текст В. Порудоминского «Счастливая встреча»).

(2-3 выступления учащихся)

Художник много и плодотворно работает в 1930-х годы, но первые свои шедевры он создает в военные годы. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия.

Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова.

Учитель. Ребята, к какому стилю относятся, услышанные вами рассказы о художнике.

Учитель. Попробуем истолковать содержание картины «Жатва». Какое впечатление производит картина в целом? Какой момент изображен на ней? Какая проблема волнует автора?

Ученик. Автор рассматривает проблему самоотверженного труда ради победы над врагом.

Учитель. Как она отражена на полотне? Опишите героев картины. Каково цветовое решение изображенного?

Ученик. Мы видим бедно одетых людей, они что-то едят, усталые, изможденные. Но что-то торжественное есть в этом бедном обеде крестьянской семьи. Сюжет картины повествует о нелегкой участи, выпавшей в годы войны на долю ребятишек и старика. Но их превосходство над самыми большими тяготами военных лет несомненно. Так сильна в изображенных Пластовым людях неразрывная связь с родной землей, так убедительна их внутренняя красота и значительность.

В картине преобладают золотистые (снопы, жнитво) и бледно-серые тона (небо). Удивительно красиво сочетаются с ними зеленовато-желтые, красные, малиновые цвета (в одежде девочек), коричневый (армяк) и синий (рубаха старика).

Учитель. А теперь обратимся к тексту о картине «Жатва». – наш современник (родился в 1928 году), литературовед, искусствовед, автор научно-популярных книг и биографий писателей и художников.

III. Чтение и обсуждение искусствоведческого текста (15 мин.)

1)Картина «Жатва» закончена в 1945 году. 2)Это — последний год Великой Отечественной войны. 3)Советский народ в жестоких сражениях защищал свою землю, свою свободу от фашистов.

4)Пластов написал такое же ржаное поле, как Венецианов. 5)Только небо над полем неспокойное, облачное, суровое.6) И золотисто-желтая рожь не сверкает жарко, не веселит взгляд.

7)Отложив ненадолго серпы, косы, грабли, прямо в поле присели пообедать работники — старик и трое ребят. 8)Две девочки и мальчик.9) Старик и девочки не спеша, устало черпают из чугунка деревянными ложками. 10) Мальчик отложил ложку, жадно пьет воду из кувшина. 11)Собачонка не просит — терпеливо ждет, когда и ей перепадет немного.

12)Одежда на старике и на детишках старая, обношенная.

13)Война. 14)Живется очень трудно. 15)Стране, народу нужен хлеб. 16)Каждая горстка зерна помогает выстоять в борьбе. 17)Помогает победить врага.18)Дети трудятся в поле вместо отцов и старших братьев. 19)Старик — вместо ушедших на фронт сыновей. 20)Они трудятся от зари до зари. 21)Как дорог военный хлеб. 22)Какое богатство — черный ломоть в большой, сильной руке старика!

23)Аркадий Александрович Пластов писал картину — и сердце его болело от жалости к этому старику, к этим усталым детям. 24)Но еще больше он гордился ими. 25)Нет такой силы, чтобы покорила наш народ.26) Нет такой беды, которую он не одолеет.

27)Когда Пластов писал свою картину, он передавал на холсте то, что видел своими глазами. 28)Он жил в то свое время, о котором рассказывал.

29)С той поры прошло много лет. 30)И теперь картина Пластова рассказывает уже не о том, что сейчас происходит, а о том, что было (200 слов).

В. Порудоминский. Счастливые встречи. М., 1990.

Картина – произведение живописи в красках на холсте, листе бумаги, доске и т. п.;

Учитель. Определим структуру текста.

Ученик. 1. Вступление (рассказ о картине)

2. Основная часть (описание и начало рассуждения)

3. Заключение (вывод о том, что картина хранит память)

Учитель. Можно ли текст о картине назвать искусствоведческим?

Учитель. Докажите принадлежность данного текста к научно-популярной разновидности научного стиля.

Ученик. О принадлежности текста к научному стилю можно судить по искусствоведческим словам (картина, холст). Этот текст адресован широкой аудитории, а не только специалистам в области искусства.

Учитель. Определите тему текста.

Ученик. Тема данного текста – содержание картины «Жатва» и его искусствоведческий анализ.

Учитель. Найдите предложения, в которых сформулирована основная мысль текста.

Ученик. Главная мысль выражена в словах: «Нет такой силы, чтобы покорила наш народ. Нет такой беды, которую он не одолеет».

Учитель. Определите тип речи. Свой выбор аргументируйте.

Ученик. Тип речи – описание с элементами рассуждения. описывает изображенное на холсте и выражает свое отношение к ее героям и автору картины.

«Война. Живется очень трудно. Стране, народу нужен хлеб. Каждая горстка зерна помогает выстоять в борьбе. Помогает победить врага. Дети трудятся в поле вместо отцов и старших братьев. Старик — вместо ушедших на фронт сыновей. Они трудятся от зари до зари. Как дорог военный хлеб. Какое богатство — черный ломоть в большой, сильной руке старика!

Аркадий Александрович Пластов писал картину — и сердце его болело от жалости к этому старику, к этим усталым детям. Но еще больше он гордился ими. Нет такой силы, чтобы покорила наш народ. Нет такой беды, которую он не одолеет.

Учитель. Какие языковые средства использует искусствовед для передачи своего видения картины?

Ученик. Для усиления эмоционального воздействия автор использует эпитеты (жестокое сражение, неспокойное, суровое небо), фразеологизм (от зари до зари) говорит о самоотверженном труде крестьянской семьи, олицетворение (рожь не веселит глаз) передает тяготу военных лет, антитеза (богатство-черный ломоть) подчеркивает насколько ценен хлеб, выращенный для фронта.

Учитель. Найдите в тексте предложения с тире. Какими пунктуационными правилами обусловлено употребление этого знака препинания?

Ученик. 1.Это — последний год Великой Отечественной войны (тире между подлежащим и сказуемым).

2.Отложив ненадолго серпы, косы, грабли, прямо в поле присели пообедать работники — старик и трое ребят (обобщающее слово).

3.Старик — вместо ушедших на фронт сыновей (неполное предложение, пропуск главного члена предложения-сказуемого).

4.Какое богатство — черный ломоть в большой, сильной руке старика!( тире между подлежащим и сказуемым).

Учитель. Благодаря данному выбору синтаксических конструкций создается впечатление взволнованного монолога.

IV. Задания к тексту (10мин.)

1.Определите способ образования слова обношенные (предложение 12) (суффиксальный)

1.Определите способ образования слова трое (предложение 7) (суффиксальный)

2. Дайте морфологическую характеристику слова закончена (предложение 1) (страдательное причастие прошедшего времени)

2.Дайте морфологическую характеристику слова отложив (предложение 7) (деепричастие совершенного вида)

3.Из предложений 1-7 назовите номер предложения с обособленным обстоятельством (№7)

3. Из предложений 13-20 назовите номер предложения с необособленным определением (№19)

4.Выписать из текста все причастия

4. Выписать из текста все деепричастия

5.Выполнить полный синтаксический разбор предложения № 22.

5.Выполнить полный синтаксический разбор предложения № 7.

V. Подведение итогов урока (3 мин.)

Давайте еще раз вспомним, что такое искусствоведческий текст? Какова его стилевая принадлежность? Какова роль подобных текстов в познании произведения живописи, литературы и других видов искусства.

Учитель. Знакомясь с картиной, анализируя искусствоведческий текст, его художественные особенности, мы коснулись ещё одной сложной проблемы, проблемы творчества. В Толковом словаре русского языка дается такое определение: творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Поэтому наше домашнее задание будет творческим.

1. Бакулина обучения русскому языку средствами субъективизации / Русский язык в школе.- 2005.- №3.

2. Волкова аспекты в преподавании русского языка и литературы в современной школе: метод. Пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 200с.

3. Год семьи в преподавании русского языка и литературы: Из опыта работы учителей русской словесности Бугульминского муниципального района Рт. Москва-Казань: РИЦ «Школа», 200с.

4. Ходякова текст как образец при подготовке к описанию картины //Русский язык в школе.- 1994.- №2.

Источник

ТЕМА: ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ РАССКАЗ

Курс ЗФО, 5семестр

Лабораторное занятие №1

ТЕМА: ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ РАССКАЗ

КАК МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСКУССТВОМ

Цель: создать условия для формирования у студентов умения анализировать средства выразительности изобразительного искусства (на примере книжной иллюстрации) и составлять искусствоведческий рассказ по конкретному произведению.

1. Определите роль книжной графики в развитии личности ребенка.

2. Перечислите: средства выразительности изобразительного искусства, их функции.

3. Рассмотрите иллюстрации Е.М. Рачева. Ответьте на вопросы, данные занесите в таблицу 1.

А) Как художник использует такие функции рисунка, как:

передача формы предмета; величины; движения; пропорции; масса; объем; фактура; мимика, жесты; характерные детали, их выписанность; обстановка; фон, на котором сделано изображение; очеловечивание сказочных героев. Докажите это на примере конкретных иллюстраций. Какими материалами пользуется иллюстратор для создания своих работ?

1. Все ли функции рисунка использует художник?

2. Какие функции представлены лучше?

3. Что лежит в основе рисунка: линия или пятно?

4. Почему иллюстрации Е.М. Рачева можно назвать сказочными?

Б) Какие цвета характерны для иллюстраций Е.М. Рачева?

Особенности использования изобразительной функции цвета; выразительной; декоративной, композиционной.

Выводы: Какая функция цвета наиболее ярко используется (не используются) Е.М.Рачевым?

В) Рассмотреть иллюстрации Е.М.Рачева с целью применения законов композиции:

Какими приемами художник выделяет СКЦ? Как передается пространство в иллюстрациях Е.М.Рачева? Сколько планов в его иллюстрациях? Какими способами передается перспектива? Как используется линия горизонта? От чего зависит выбор формата? Сколько героев обычно в 1 иллюстрации художника и какие способы их расстановки использует Е.М.Рачев?

Г) какие особенности композиции характерны только для книжной графики?

Как осуществляется связь иллюстраций: по расположению в рисунках Е.М.Рачева? Как иллюстрация, созданная Е.М.Рачевым, связана с текстом? Что богаче текст автора или созданная к нему иллюстрация? Докажите примером: Найдите слова из текста, к которым создана конкретная иллюстрация. Как Е.М. Рачев раскрывает мысль автора? Чем иллюстрация богаче (беднее) текста, в чем она точно ему соответствует?

(Упражнение: чтение вслух отрывка из текста, подбор иллюстраций к нему; выбор иллюстраций и нахождение отрывка, к которому создан рисунок).

Выводы: Какие законы композиции использует художник?

Какие законы композиции не применяются Е.М.Рачевым?

Как связаны иллюстрации этого художника-графика с текстом, к

которому они созданы?

5. Понятие «искусствоведческий рассказ». Его цель, структура.

Особенности применения средств выразительности изобразительного искусства

в иллюстрациях Е.М. Рачева

Рисунок Цвет Композиция Связь с текстом

1. проанализировать особенности творчества любого художника-живописца. Составить таблицу «Особенности применения средств выразительности».

2. Составить искусствоведческий рассказ по одному произведению выбранного художника, проанализировать образ, созданный автором.

Оформить рассказ на листе А-4, приложить к нему проанализированную иллюстрацию и отрывок из текста, к которому создана иллюстрация.

Направление Педагогическое образование

Профиль Дошкольное образование

Курс ЗФО, 6 семестр

Лабораторное занятие № 1

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ

ПРЕКРАСНОГО И БЕЗОБРАЗНОГО

Вопросы для обсуждения:

1. «Прекрасное» и «безобразное» – основные категории эстетики.

2. Проявление прекрасного и безобразного в разных сторонах действительности.

· Возможности понимания дошкольниками прекрасного и безобразного на уровне: восприятия; представления; оценки; деятельности.

3. Пути формирования понимания прекрасного и безобразного у детей старшего дошкольного возраста.

2. Практическая часть. Цель: знакомство с диагностиками.

1. Вершинина Н.А. Особенности понимания детьми дошкольного возраста категорий прекрасного и безобразного. // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – С.95-96.

2. Вершинина Н.А. Характер представлений детей о прекрасном и безобразном (вербальный уровень). // Народная культура Русского Севера. Живая традиция.: Сб.науч.тр. / Отв. Ред. Н.В. Дранникова, С.В. Козлов. – Архангельск: ПГУ, 1998. – С.116-121.

3. Вопросы теории эстетического воспитания. // Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: АПН РСФСР, 1962. – С.17-45.

5. Кононова В.О. Особенности суждений дошкольников о прекрасном и безобразном сказочном герое // Стратегия развития дошкольника и младшего школьника в XXI веке: Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С.55-57.

7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1984. – С.183-202.

1. Ковалева И.Ю. Формирование представлений о прекрасном и безобразном в образе человека у детей 6-7 лет средствами художественной литературы и графики // Дипломная работа / Науч.рук. Н.А. Вершинина. – Северодвинск, 2000. – 73 с.

2. Кононова В.О. Особенности восприятия прекрасного и безобразного детьми 6-7 лет // Дипломная работа / Науч.рук. Н.А. Вершинина. – Северодвинск, 1994. – 60 с.

3. Марксистско-ленинская эстетика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Высшая школа, 1983. – С.116-126.

4. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – С.447.

1.Подготовить сообщение по темам:

а) «Прекрасное» – категория эстетики (1чел.) – 5 мин;

б) «Безобразное» – как категория эстетики (1чел.) – 5 мин;

в) Пути формирования понимания прекрасного и безобразного у детей старшего дошкольного возраста (по результатам изучения источника 2 из дополнительной литературы) – 10 мин.

2. На основе анализа предложенной литературы доказать, что дети дошкольного возраста способны понимать «прекрасное» и «безобразное» на уровне восприятия.

3. Сравнить особенности понимания «прекрасного» и «безобразного» детьми младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста на уровне представлений.

4. Доказать тезис: «Дети дошкольного возраста способны давать оценку прекрасному и безобразному».

5. Доказать, что дети дошкольного возраста могут рисовать на тему «Самое красивое (некрасивое)».

Занятие № 2

Курс ЗФО, 7 семестр

Лабораторное занятие № 1

Лабораторные занятия № 2

Лабораторное занятие № 3,4

Курс ЗФО, 5семестр

Лабораторное занятие №1

ТЕМА: ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ РАССКАЗ

image054

image052

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

image003

Источник

Эссе — творческий вид учебной работы, который часто задают по гуманитарным дисциплинам: русскому языку, литературе, социологии, культурологии. Мы уже давали советы о том, как готовить эссе по книге или фильму, а сегодня расскажем, как написать эссе по картине.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше рекомендаций по подготовке сочинений, контрольных, рефератов и других работ вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в специальной группе мы собрали для подписчиков акции и скидки.

Как писать эссе по картине: структура, оформление, клише, особенности

Главное отличие эссе от других видов учебных работ — наличие авторской позиции. Поэтому и в эссе по картине нельзя ограничиться сухим описанием сюжета и техники художественного исполнения, а необходимо раскрыть, какие чувства и мысли выразило у студента это произведение искусства.

Для того, чтобы написать хорошее эссе про картину, мало лишь один раз посмотреть на полотно. Необходимо ознакомиться хотя бы с краткой творческой биографией художника, чтобы понять насколько характерен для него этот жанр, манера исполнения, сюжет и пр. Чтобы составить полное описание картины в эссе также нужно внимательно рассмотреть полотно, уделить внимание деталям: его формату, цветовой гамме, соотношение тени и света и т. д.

План эссе по картине

Советуем использовать следующую структуру эссе:

  1. Краткие сведения о художнике.
  2. Название картины, год её создания, место хранения или экспозиции (музей, частная коллекция, выставка и пр.).
  3. Жанр картины (пейзаж, потрет, натюрморт), стиль и техника, в которой она выполнена.
  4. Сюжет картины, его микротемы.
  5. Изобразительно-выразительные средства (композиция, свет, колорит) и их роль.
  6. Чувства и мысли, которые вызывает картина.

В таком эссе автор обычно сам придумывает название: чаще всего для этого используют название картины, фамилию художника и её краткую характеристику. Например: «Радуга» И. К. Айвазовского — картина, символизирующая надежду.

И. К. Айвазовский Радуга

В примерах эссе по картине обратите внимание на заголовки работ, они должны состоять не только из названия картины

Оформление эссе не тему картины

При написании эссе по картине можно использовать стандартные параметры:

  • шрифт Times New Roman 14 пт;
  • выравнивание текста по ширине;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • абзацный отступ — 1.25 см;
  • поля слева — 3 см, справа — 1 см, сверху и снизу — по 2 см.

Клише для эссе по картине

При подготовке эссе вам помогут описать картину следующие слова, термины и фразы.

Художник, автор, живописец, мастер Композиция, фон, передний план, задний план, центр Готика, ренессанс, барокко, импрессионизм, экспрессионизм, модернизм, абстракционизм
Создал, изобразил, воплотил, передал Краски, гамма, палитра, колорит, цвет Фоном картины служит, на заднем плане мы видим, на переднем плане изображено, в центре сюжета
Картина, полотно, холст, живопись Контраст, свет, тень, отблеск, блик С помощью цвета автор передаёт, художник использует мягкие переходы оттенков, картина строится на контрасте
Оригинал, репродукция, копия Тема, идея, сюжет Критики отметили такие достоинства полотна, картина получила всемирное признание
Эскиз, набросок Холст, масло, акрил, акварель, гуашь На мой взгляд, возникает чувство, создаётся ощущение, картина заставляет задуматься о

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Эссе по выставке картин: особенности

Если вам задали написать эссе не по одной картине, а по выставке, стоит учитывать некоторые особенности:

  1. Обязательно посетите выставку вживую, обычно там можно получить буклеты с полезной информацией.
  2. Если у вас нет такой возможности, постарайтесь найти все выставленные картины в интернете и внимательно рассмотреть их.
  3. Ознакомьтесь с рецензиями на выставку: обычно они появляются в СМИ уже через несколько дней после открытия. Оттуда можно взять много полезной информации, они станут хорошими примерами эссе по выставке картин.
  4. Не старайтесь написать в эссе обо всех экспонатах выставки. Уделите основное внимание трём-пяти работам, которые больше всего понравились вам или признаны самыми известными. Лучше, если это будут картины разных жанров.
  5. Начните эссе с описания организации самого вернисажа: где проходит выставка, как расположены картины, имеются ли какие-нибудь особенности в экспозиции (например, дополнительные инсталляции и т. п.).

Пример, как написать эссе по картине

Приведём образец эссе по картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Этот шаблон поможет вам создать собственную работу.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Надеемся, наши советы помогут вам понять, как писать искусствоведческое эссе по картине. А если вы не уверены, что справитесь с работой, оставляйте заявку на подготовку эссе в образовательном сервисе: его эксперты позаботятся о том, чтобы вы получили отличную оценку.

Анастасия

Анастасия Бабина. В моей фамилии часто ставят ударение на “И”, но я привыкла. Копирайтер и редактор компании Zaochnik. Любительница мистических триллеров, отчаянный киноман и гурман в хорошей форме.

Иван Иванович Шишкин

Хвойный лес. Солнечный день 1895.

Хвойный лес. Солнечный день 1895 137х103. Иван Иванович Шишкин

         Пейзаж Ивана Ивановича Шишкина написан в 1895 году. Хранится картина в Государственном Русском музее,  городе Санкт-Петербург.

        На картине изображен  хвойный лес, солнце освещает лишь небольшую поляну, тонкими полосками ложится на упавшие деревья, старый трухлявый пенек.  А если мы вспомним название картины: “Хвойный лес. Солнечный день”, мы удивимся и поймем какой густой лес на картине, как много деревьев, как близко друг к другу они растут. Неба почти не видно за кронами деревьев, но солнце – яркое, жаркое, летнее – прорывается  и если смотреть на него, можно почувствовать его свет и тепло.

    На переднем плане мы видим упавшие деревья, их стволы покрыты густым мхом, который растет в сумраке леса, там куда не достают ласковые солнечные лучи, даже в самый ясный  и долгий летний день.   Деревья преградили  лесной ручей и в низине уже собирается маленькое болотце с черной непрозрачной водой. Но посмотрите туда, где ласковое солнце освещает деревья, краски теплые, как и сам солнечный день. Хочется выйти на эту полянку из-под тяжелых еловых лап. Передний план выписан темными красками, передающими сырость и промозглость затененного леса. Взгляд скользит дальше, и притягивается лучистой , светлой поляной с прозрачным воздушным светом. Лес как бы поделен на радостную и хмурую половины. Причем в радостную часть мы попадаем, преодолев его тенистые преграды.

Хвойный лес – сосны, ели. Посмотрите, как внимателен автор к прорисовке характерных особенностей. Мы сразу видим темные поросшие мхом, стволы елей. Видим медовые сосны. Маленькие зеленые елочки прячутся  под своими вековыми сестрами.

   Лес словно живой: хмурые, печальные деревья прячутся в чаще, больные, погибшие лежат укрытые моховым одеялом, а радующиеся жизни, свету, стоят красивые и сильные в самом центре.

   Лес изображенный художником , воспевает радость жизни, славит солнце.  Ибо все, что  озаряется солнечным светом, не может быть безрадостным и унылым. Будьте светом!

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Основным приемом ознакомления школьников с изобразительным искусством является искусствоведческий рассказ взрослого. Выбор обусловлен содержанием и построением произведения. Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой:

– Сообщение названия картины и фамилии художника;

– О чем написана картина;

– Что самое главное в картине (выделить композиционный центр, как оно изображено (цвет, построение, расположение);

– Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения);

– Что красиво показал своим произведением художник;

– О чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину?

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно и подробно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

После этого приема правомерно предлагать конкретные вопросы, направленные на перечисление удивительного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем, чтобы подвести ребенка к пониманию содержания произведения. Например: “Что изображено на картине? Как ты думаешь, что самое главное в картине? И т. д. ” Эти приемы можно применять после того, как дети самостоятельно рассмотрели произведение. Затем задать им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником.

При проведении анализа художественного произведения педагогу важно учитывать один из законов художественного творчества и необходимое условие художественности: шедевры искусства – это органическая связь художественной формы и содержания. Содержание и форма не отделимы друг от друга – как в творческом процессе, так и в завершенном произведении. В этом случае можно использовать следующий прием: рассказ – образец личностного отношения взрослого к понравившейся картине. После этого рассказа речь у детей значительно обогащается. После того как дети овладели навыком искусствоведческого рассказа, анализа картин, рассматривание картин начинаем с вопросов более высокого уровня. “О чем картина? Как бы вы назвали картину? Почему так назвали? ” Тем самым направляем внимание детей на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Что способствует развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы. Если ребенок затрудняется сразу ответить о чем картина, то используем прием точных установок. Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено. Что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина.

Это позволяет учить их логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Выбор изобразительных средств, становление художественной формы зависят от особенностей жизненного материала, который положен в основу художественного произведения; от характера идейно-эстетического осмысления материала, т. е. содержания. Важно донести детям, что замысел может остаться нереализованным, если художник не найдет для него выразительной формы. Органическая слитность содержания и формы являются необходимым условием эстетического наслаждения в процессе восприятия произведения искусства. Прием композиционных и колористических вариантов помогает решить трудности понимания в единстве содержание картины и формы его выражения. В этом случае взрослый показывает словесно или наглядно, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.

Цвет в картине с самого раннего возраста вызывает у детей яркие эмоциональные реакции. Чтобы цвет стал “говорящим”, в работе применяют прием колористических вариантов. Суть состоит в изменении колорита картины путем словесного описания. [30, c.100] Таким образом, очень важно, чтобы произведение искусства приобрело для ребенка личностный смысл, чтобы он смог выразить свое отношение к произведению. Содержание картины раскрывается с учетом восприятия и на основе анализа идеи произведения, сюжета, персонажей. От полноты восприятия художественного содержания, которая нередко связана с красноречием педагога, зависит полнота понимания его образа как средства отражения действительности в искусстве.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

Эмоциональный уровень:

• Какое впечатление производит произведение?

• Какое настроение пытается передать автор?

• Какие ощущения может испытывать зритель?

• Каков характер произведения?

• Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, , использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?

Предметный уровень:

• Что (или кто) изображено на картине?

• Что видит зритель, стоя перед фасадом? В интерьерах?

• Кого вы видите в скульптуре?

• Выделите главное из того, что вы увидели.

• Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

• Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?

• Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

• Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?

• Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?

Сюжетный уровень:

• Попробуйте пересказать сюжет картины.

• Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.

• Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?

Символический уровень:

• Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

• Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?

• Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

• Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?

ПЛАН АНАЛИЗА ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1.Автор, название произведения, время и место создания, история замысла и его воплощение. Выбор модели.

2.Стиль, направление.

3.Вид живописи: станковая, монументальная (фреска, темпера, мозаика).

4.Выбор материала (для станковой живописи): масляные краски, акварель, гуашь, пастель. Характерность использования данного материала для художника.

5.Жанр живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, панорама, диорама, иконопись, марина, мифологический жанр, бытовой жанр). Характерность жанра для работ художника.

6.Живописный сюжет. Символическое содержание (если есть).

7.Живописные характеристики произведения:

• цвет;

• свет;

• объем;

• плоскостность;

• колорит;

• художественное пространство (пространство, преображенное художником);

• линия.

8.Детали.

9.Личное впечатление, полученное при просмотре произведения.

ПЛАН АНАЛИЗА СКУЛЬПТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1.Автор, название произведения, время и место создания, история замысла и его воплощение.

2.Стиль, направление.

3.Вид скульптуры: круглая скульптура, монументальная скульптура, мелкая пластика, рельеф и его разновидность (барельеф, горельеф), скульптурный портрет, герма и т. д.

4.Выбор модели (реально существующий человек, животное, фантазия художника, аллегорический образ).

5.Пластика (язык телодвижений), светотеневая моделировка.

6.Взаимодействие с окружающей средой: цвет скульптуры

(раскраска) и цветовой фон окружающей среды, световые эффекты (подсветка); скульптура как элемент архитектуры, отдельно стоящая статуя и т. д.

7.Выбор материала и его обусловленность (мрамор, гранит, дерево, бронза, глина и др.).

8.Национальные особенности.

9.Личное восприятие памятника.

ПЛАН АНАЛИЗА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Автор, название сооружения, время и место создания, история замысла и строительства.

2. Стиль, направление. Архитектура крупных или малых форм.

3. Место в архитектурном ансамбле (включенность, обособленность,

соотнесенность с пейзажем, роль органичной детали и т. д.). Тектоника: стеновых систем, каменной кладки, стоечно-валочная

конструкция, каркасное сооружение, сводчатая конструкция, современная

пространственная конструкция (складчатая, винтовая и др.).

4. Использованный материал и его участие в создании особого архитектурного облика. Характер его работы в конструкции (столбы — несут, своды-пружинят, карнизы-покоятся, арки-возносятся, купола-венчают и т. д.).

5. Своеобразие архитектурного языка в конкретном произведении,

выраженное через:

— симметрия, диссимметрия, асимметрия;

— ритм частей, деталей;

— объем (распластанный, вертикально суженный, кубический и др.);

— пропорции (гармония деталей и частей);

— контраст (противопоставление форм);

— силуэт (внешние контуры);

— масштаб (соотношение с человеком);

— цвет и фактура поверхности.

7. Национальные особенности сооружения.

8. Наличие синтеза искусств (связь архитектуры со скульптурой и живописью).

9. Личные впечатления.

АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

    Еще одна методика анализа картины, которая была предложена А.Мелик-Пашаевым. На своих уроках я ее использую чаще всего при изучении исторического и бытового жанров. Предлагаю детям рассмотреть внимательно картину, при этом называю ее автора, но не указываю название. Затем предлагаю письменно ответить на предложенные вопросы. На вопрос №3 дети не отвечают письменно, мы его обсуждаем все вместе. Я заранее продумываю наводящие вопросы, которые помогут детям более полно раскрыть сюжет картины и дать глубокие ответы на остальные вопросы.

Вопросы к картине:

1.Как бы Вы назвали эту картину?

2.Нравится Вам картина или нет?

3.Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление.

4.Какие чувства настроение вызывает у Вас эта картина?

5.Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, зачем он ее написал?

6.Что сделал автор для, того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?

7.Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос?

8.Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталось ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так оцениваете картину?

Добавить комментарий