Лучше всего придерживаться общепринятой формы отчета о выполненных исследованиях.
а) В верхней части титульного листа указывается организация, школа и т. д., где занимается (учится) автор работы.
б) В верхней трети листа пишется полное название темы проведенных наблюдений.
в) Ниже помещаются сведения об авторе (фамилия, имя, возраст исполнителя (лей) или класс (группа) его обучения на момент сдачи работы руководителю или представления ее на какой-либо конкурс). Обязательно указывается фамилия, имя и отчество руководителя работы (если таковой имеется).
г) В середине нижней части листа приводятся год оформления отчета, который нельзя путать с годом проведения наблюдений, они могут не совпадать.
Текст пишется (печатается) только на одной стороне листа. Для оформления отчета используется стандартная бумага формата А 4.
Следующую страницу следует начинать с полного названия выполненной работы. Затем следуют разделы самой работы.
Место и время проведения наблюдений. В этом разделе нужно достаточно подробно дать географическое положение территории: назвать административные область и район, в котором проходили ваши исследования, указать природную зону, в которой они находятся, привести описание ландшафтов, указать сроки выполнения работы.
Цель и задачи исследования. В этом разделе необходимо сформулировать основную идею работы, ее цель.
В этом же разделе можно указать причину выбора темы и ее актуальность. Помните, что этот раздел не должен превышать объем одной страницы (лучше меньше), и должен быть помещен перед целью и задачами исследования.
Материал и методика. Опишите методику, с помощью которой проводилась работа, то есть каким способом были получены ответы, на вопросы сформулированные в задачах исследования и какой материал вам удалось получить.
Обсуждение результатов. Это основная часть работы, в которой излагается собранный материал, проводится его анализ, дается сравнительная характеристика полученных данных, приводятся графики, таблицы, диаграммы и т. д. При этом графический материал обязательно комментируется, а логические выводы аргументируются.
Иллюстративный материал принято делить на две группы: рисунки (схемы, диаграммы, графики и т.п.) и таблицы. Нумерация рисунков и таблиц раздельная. Иллюстрации помещаются в тексте вблизи места их первого упоминания. Номера и названия таблиц и рисунков печатаются (пишутся) над ними. В тексте работы будут уместны таблицы, содержащие проанализированные, обобщенные результаты исследования, которые служат подтверждением положений работы.
Выводы. Они содержат кратко сформулированные основные результаты работы, вытекающие из материала, приведенного в предыдущем разделе. Выводы должны соответствовать заявленной цели исследования и поставленным задачам. Фактически выводы это ответы на вопросы задач исследования. Естественно вы понимаете, что слово «вопросы» в данном контексте несколько шире, чем просто фраза с вопросительным знаком в конце.
Приложения. Этот раздел содержит крупные таблицы, графики, рисунки и другие графические материалы, которые по той или иной причине неудобно помещать в тексте основного раздела. Всем им, не зависимо от того в каком разделе работы они находятся, присваивается свой порядковый номер. Нумерация таблиц, и рисунков в данном случае сквозная – приложение №… Всем им кроме номера дается конкретное название. А в самой работе обязательно должно быть указано, к какой из таблиц или рисунков следует обратиться в тот или иной момент чтения текста.
Литература. Имейте в виду, что объект ваших наблюдений вряд ли попал в поле зрения натуралиста впервые. Неплохо было бы познакомиться с имеющимися по данной проблеме статьями, книгами и дополнить отчет сравнением своих наблюдений с литературными данными. В этом разделе вам необходимо перечислить все источники, которыми вы пользовались в алфавитном порядке.
Благодарности. Юные исследователи не должны забывать о научной этике. Кто-то помогал организовать исследования, консультировал, помогал устанавливать видовую принадлежность трудноопределимых объектов и т. п. Этих людей, наставников и коллег, стоит поблагодарить за помощь. Обычно благодарности пишутся очень кратко, в одну две фразы и помещаются либо в конце раздела «Материал и методика», либо в конце работы, но до приложений и библиографического списка. Во многих научных журналах благодарности принято выделять курсивом. Мелкие различия в оформлении работы могут зависеть от вашего личного стиля, характера работы, научной школы, к которой принадлежите вы и ваш научный руководитель.
Методические
рекомендации по оформлению исследовательских работ для учащихся начальных
классов
учитель начальных
классов
Волгоград 2021
Оглавление
1.
Алгоритм и этапы работы над проектом……………………………………………………3
2.
Требования к содержанию проектной работе ………………………………………………8 3.
Основные требования к оформлению проектной работы…………………………………………11
4.
Защите проекта………………………………………………………………………………………13
5.
Требования к оформлению презентации для защиты проектных работ……………….16
6.
Критерии оценки проектных работ………………………………………………………18
Список
использованных источников …………………………………………………………………………19
Приложения………………………………………………………………………………………………………20
1 Алгоритм разработки и этапы работы над
проектом
Напомним, что проект
– это «продукт», созданный как результат проектной деятельности;
разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации,
описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта таков:
проблема – цель – результат.
После того как выявлена проблема
и намечена цель, необходимо сделать следующее:
1.
Установить наличие имеющихся ресурсов и
определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей
работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию,
научиться делать.)
2.
Поставить задачи. (Что необходимо
сделать, чтобы достичь цели проекта.)
3.
Наметить этапы работы. (Разделить
всю работу на части)
4.
Выбрать способы решения задач на
каждом этапе.
5.
Определить сроки выполнения работы (поэтапно
и в целом).
Ниже
мы представили этапы работы над проектом.
Выбор темы
Тема – предмет
рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется,
изображается.
Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
– Что мне интересно больше всего?
– Что из изученного в школе хотелось бы узнать более
глубоко?
Формулировка темы проекта
Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими
были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
Определение цели проекта
Цель – это
то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это
главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была
достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.
Формулировка цели – это одно предложение, являющееся ответом на
вопрос: зачем нам нужен этот проект?
Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать»,
«выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм
…), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».
Постановка задач проекта
Задача – это
то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.
В формулировках задач
выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить»,
«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить»,
«придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать»,
«определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
Высказать одну или несколько гипотез
Гипотеза (греч.)
– это предположение, догадка, ещё не
доказанная и не подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что
…», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».
Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на
первое место, менее важную – на второе и т.д.
Варианты гипотез
к проекту «Как возник язык».
1. Предположим,
что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
2. Допустим,
что люди нашли волшебный говорящий камень.
3. Возможно,
что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
4. Люди
договорились друг с другом дать названия разным предметам.
Образец
Тема проекта:
«Мир слов».
Цель: Выяснить, как толковый
словарь помогает в жизни.
Задачи:
1. Изучить
строение словаря.
2. Определить,
когда и где можно использовать словарь.
3. Придумать
рекламу для толкового словаря.
Гипотеза: В наше время
невозможно обойтись без толкового словаря.
Работа с информацией
Информация –
это сведения об окружающем мире, сообщения о чём – либо.
1) Сбор информации.
Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.
Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то
рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в
магазине и т.д.).
Но может быть и письменная информация, или текстовая информация
(статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)
К информации относятся
не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки,
графика. Это визуальная информация.
2) Методы исследования.
Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем?
Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем
выстроить их по порядку.
Метод (греч.) –
способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.
Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.
Методы исследования:
·
Эксперимент
– это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
·
Изучение источника исследования.
·
Опрос.
·
Интервью.
·
Поиск информации (в книгах, словарях,
энциклопедиях, интернете и т.д.).
·
Анализ информации.
·
Наблюдение. Наблюдение может включать в
себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение
явлений между собой.
·
Мозговой штурм.
·
Фонетический анализ (размышление: какие
звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ
частей слова).
·
Анализ
– всесторонний разбор, рассмотрение явления.
·
Синтез
– это обобщение данных, добытых анализом.
·
Сравнение.
·
Обобщение.
·
Дедукция –
способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим
путём, от общих положений к частным выводам.
Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал
частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.
·
Индукция
– способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам
легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и
один факт, и второй, и третий помогают
сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много
информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод
исследования.
·
Аналогия – сходство
между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни
действие так же.
·
Анкетирование.
·
Тестирование.
3)
Результаты исследования.
Все проекты предполагают создание информационного или
творческого продукта.
Продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.
Так, если это творческая работа, то видом творческого продукта будут: сказка,
песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация,
синквейн.
Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под
влиянием японской поэзии.
В этом стихотворении пять строк.
1. Запишите
тему стихотворения одним словом.
2. Подберите
два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.
3. Выберите
три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.
4. Запишите
предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно
состоять из четырёх слов).
5. Одним
словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.
Вывод.
Вывод – это
логический итог рассуждений, умозаключение.
2
Требования к содержанию проектной работе
После того, как вы
собрали материал, провели исследование и готовы оформить свою работы, то
ознакомьтесь с требованиями к содержанию проектных работ и основными
структурами проектных работ:
Структурными
элементами проектных работ являются: титульный лист; введение; термины,
определения и сокращения (при необходимости); основная часть (1, 2, 3 разделы);
заключение; список использованных источников; приложение (если имеется).
2.1
Титульный лист
На титульном листе
приводят: полное наименование школы; учебный предмет; тема работы; наименование
письменной работы; автор письменной работы; наименование города и текущий год.
Полное оформление
титульного листа приведено в приложении (Приложения А).
2.2 Оглавление
Элемент ≪Оглавление≫
размещается после задания на выполнение работы
и должен охватывать все ее части и
рубрики. В оглавлении в хронологической последовательности даются все названия
структурных элементов работы с указанием номеров страниц, на которых они
помещены. После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят
отточие, а затем приводят номер страницы письменной работы, на которой
начинается данный структурный элемент.
Пример оформления
элемента ≪Оглавление≫
приведен в Приложении Б.
Элемент ≪Оглавление≫
размещают с новой страницы. Слово ≪Оглавление≫
записывают в верхней части, посередине страницы, с прописной буквы и выделяют
полужирным шрифтом. Межстрочный интервал элемента ≪Оглавление≫
– одинарный, шрифт 12 пт.
2.3 Введение
Текст введения не
делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.д.). Введение размещают на
следующей странице после страницы, на которой заканчивается элемент ≪Оглавление≫.
Слово ≪Введение≫
помещают в верхней части страницы посередине, начинают с прописной буквы и
выделяют полужирным шрифтом.
Введение
составляет до 2 страниц, в нем не следует давать определений, таблиц,
графического материала. Во введении необходимо отразить:
1 актуальность
темы;
2 формулировку
проблемы, которая требует решения, и состояние этой проблемы на данный момент
времени;
3 постановку цели
и задач исследования;
4 обоснование
предмета и объекта исследования;
5 указание методов
исследования;
6 описание логики
исследования;
7 степень
разработанности выбранной проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в
исследования в изучаемой области;
8 структуру работы
с указанием количества использованных источников.
2.4 Основная часть
Основная часть
может состоять из нескольких разделов (обычно двух-трех). Разделы нумеруются
арабскими цифрами, подразделы – арабскими цифрами через точку. Каждый раздел
начинается с новой страницы.
Первый раздел
должен обеспечивать теоретическую основу для последующего изложения. В конце
каждого раздела должны быть сделаны выводы (резюме).
Во втором разделе
приводятся собственные данные о путях и методах улучшения (модернизации)
объекта исследования. Предложения должны быть теоретически обоснованы,
подкреплены соответствующими графиками, таблицами и расчетами (если таковые
имеют место).
По результатам
исследования, выполненного в третьем разделе, необходимо сделать соответствующе
заключение (резюме).
2.5 Заключение
В заключении
объемом до 2 страниц в тезисной форме отражаются основные результаты в
соответствии с принятой структурой, целями и задачами, формулируются выводы,
указывается степень достижения поставленной цели. Если в процессе исследования
были сформулированы конкретные предложения, направленные на улучшение
деятельности исследуемого объекта, то они помещаются после выводов.
2.6 Список
использованных источников
Список должен
содержать литературные источники всех видов и давать представление об уровне
теоретической и практической проработки проблемы. В список должна быть включена
литература, на которую имеются сноски в работе. Каждый источник в списке должен
быть пронумерован.
2.7 Приложение
В приложении
помещаются материалы, которые невозможно использовать в тексте в силу их
громоздкости, справочного характера или первичной информации.
3 Основные требования к оформлению проектной
работы
3.1
Текст набирается на компьютере, печатается на одной стороне листа белой бумаги
формата А4 (размер 210 на 297 мм) в соответствии со следующими требованиями:
интервал
междустрочный – полуторный;
шрифт – Times New
Roman;
размер шрифта – 14
пт (в таблицах допускается 10-12 пт);
выравнивание
текста ≪по ширине≫;
размеры полей:
левое – 25-30 мм; правое – 10 мм; верхнее и нижнее – 20 мм.
3.2
Нумерация страниц начинается с титульного листа, используются
арабские цифры, соблюдается сквозная
нумерация по всему тексту. Порядковый номер страницы на титульном листе не
ставится.
3.3
Если в письменной работе содержатся рисунки и таблицы, то их необходимо
выносить в приложение. Приложения и список использованных источников необходимо
включать в сквозную нумерацию. Каждый раздел должен начинаться с новой
страницы.
3.4
Общий объем работы составляет: 7-10 страниц. Первой страницей проектной работы
является титульный лист, второй – оглавление.
3.5
Все листы работы и приложений (если они имеются) аккуратно подшиваются
(брошюруются) и переплетаются в следующей последовательности:
– титульный
лист (Приложения А);
– оглавление
(Приложение Б);
– введение
–
часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу (если это
требует работа) и методы исследования (способы проверки);
– термины,
определения и сокращения (если имеются);
– основная
часть – описание поэтапного решения задач;
– заключение
(выводы, предложения) – часть, в которой нужно подвести
итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы,
сформулировать рекомендации;
– список
использованных источников (Приложение В);
– приложение.
3.6
В процессе выполнения работы необходимо обратить особое внимание на культуру
письма, не допускать грамматических, орфографических и синтаксических ошибок.
4 Защита
проекта
После того, как проект уже оформлен,
его необходимо представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других,
при помощи доклада. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете,
представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех
убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать
то, что сделали.
Написание доклада – сложный процесс.
Необходимо подобрать точные слова, которые надо говорить на защите, и связать
их с презентацией. После шлифовки этого текста надо несколько раз его прорепетировать
с демонстрацией презентации.
План защиты проекта
такой:
1.
Тема проекта.
2.
Цель проекта.
3.
Задачи.
4.
Гипотезы (если это требуется в работе).
5.
Методы и средства исследования.
6.
Актуальность проекта.
7.
Этапы работы.
8.
Полученные результаты.
9.
Выводы.
Текст выступления
Даю вам начало каждой фразы, а
вы, дополнив предложения, получите текст своего доклада (выступления). Если
проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем
распределить, кто какую часть будет произносить.
Введение
Тема моего / нашего проекта …
Цель моей / нашей работы …
Задачи моего / нашего исследования: …
Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …
Продуктом данной работы будет …
Моя / Наша работа актуальна, потому
что …
Этапы работы (указать время
выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).
Подготовительный этап:
·
выбор темы и уточнение названия (1
неделя);
·
сбор информации ( _ недели).
Практический этап:
·
эксперимент и анализ материалов ( _
недели);
·
изготовление продукта ( _ недели).
Обобщающий этап:
·
подготовка выступления (1 неделя);
·
подготовка к презентации проекта (1
неделя);
·
защита проекта (1 неделя).
Основная часть
Я
/ Мы начал(и) свою работу с того, что …
Потом
я / мы приступил(и) к …
Я
/ Мы завершил(и) работу тем, что …
Заключение
Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано,
получилось, например, …
Это произошло потому, что …
Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …
Работа над проектом показала, что …
Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…
Самоанализ выступления
Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и
переживаний.
Сделайте анализ своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на
вопросы мини – анкеты.
1.
Довольны ли вы своим выступлением?
2.
Что вам особенно понравилось и
запомнилось?
3.
Что вам не понравилось?
4.
Воспользовались ли вы советами,
полученными на занятиях?
5.
Что вы посоветовали бы друзьям и
одноклассникам?
Так,
при защите проекта необходимо использовать определенные фразы – клише:
– Я начал свою работу с того, что …
– Потом я приступил к …
– Я завершил работу тем, что …
– В ходе работы я столкнулся с такими
проблемами …
– Я отклонился от плана (указать,
когда был нарушен план) …
– План моей работы был нарушен,
потому что …
– Мне удалось достичь цели проекта,
потому что …
5
Требования к оформлению презентации для защиты проектных работ
Общие требования к
оформлению
·
Количество слайдов с учетом титульного
листа не должно превышать 7-10.
·
Текстовое наполнение должно быть
минимальным:
– текст должен быть четко виден:
темный шрифт и светлый фон или наоборот;
– оптимальное число строк на слайде
— от 6 до11;
– шрифт – не менее 24 пунктов;
·
Дизайн презентации должен быть выдержан в
едином стиле.
Рекомендованные сочетания цветов,
расположенных по степени ухудшения восприятия:
1) синий на белом
2) черный на желтом
3) зеленый на белом
4) черный на белом
·
Особое внимание необходимо уделять
деталям: каждый элемент должен быть тщательно подготовлен, все рисунки очищены
от лишних надписей, диаграммы подписаны, чтобы вам не приходилось объяснять,
что и где изображено.
·
Графики, рисунки и таблицы должны иметь
названия и порядковый номер.
·
Данные графические объекты не
комментируются письменным текстом.
Рекомендации
·
Ваша компьютерная презентация не должна
повторять текст, зачитываемый Вами.
·
Должна дополнять, расширять Ваш доклад,
одновременно с этим экономя время для Вашего выступления.
·
Недопустимо создавать слайд, не зачитывая
его текст, произнося фразу «Представлено на слайде», а затем без паузы
переходить к следующему слайду.
·
Слайды презентации не должны содержать
каждое слово Вашего доклада. Не читайте прямо с экрана!
·
Не следует вставлять в слайды картинки с
изображением ангелочков, сердечек и бантиков, а также различные анимационные
эффекты.
·
Не забывайте удалять поля для заголовков,
если Вы их не используете.
6
Критерии оценки проектных работ
А это критерии оценки ваших работ, то
есть что именно и как оценивается.
1.
Постановка цели проекта (четкость
формулировки цели, пояснения – в связи с чем эта цель поставлена; пути достижения
цели): 0 – 5 баллов.
2.
Решение задач проекта (чёткость
формулировок, логичность и самостоятельность суждений, оригинальность,
творческий подход, личное отношение к данному вопросу, возможность
использования идей и результатов проекта в разных областях знаний: (0 – 25
баллов).
3.
Оформление проекта (соответствие
стандартам оформления, наличие и качество наглядных пособий для презентации
проекта): 0 – 10 баллов.
4.
Защита проекта (ясность, логика изложения,
владение словом, заинтересованность аудитории; лаконичность выступления): 0 –
10 баллов.
Сумма в 47 – 50 баллов
соответствует оценке «отлично».
Список использованных
источников
1. Воронцов А.Б., Заславский В.М.,
Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. –
М.: Просвещение, 2010. 176 с.
2. Дубова М. В. Организация проектной
деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных
классов. – М.: Баласс, 2012. 80 с.
3. Методические указания для
студентов ДВФУ о выполнении и оформлении работ. – Владивосток: ДВФУ, 2013. 44 с.
4. Олейник
О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по
русскому языку. 2-4 классы. – М.:
Вако, 2016. 368 с.
5. Пахомова Н.Ю. Проектная
деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов. 2 класс. –
М.: Русское слово, 2013. 152 с.
Приложение А
Форма титульного листа
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» с. Новосысоевка
Яковлевского
района Приморского края
Проектная
работа по учебной дисциплине:
русский
язык
ТЕМА:
РАБОТА
СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Выполнил(а): Фамилия Имя Отчество
ученик (ца) _ класса «__»
МБОУ СОШ № 1 с. Новосысоевка
Руководитель: Фамилия Имя Отчество,
учитель начальных
классов
с.
Новосысоевка
2017
год
Приложение Б
Образец оформления оглавления письменной
работы
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………….…. 4
1 Исторические и теоретические аспекты взяточничества
и коррупции
1.1 Коррупция: подходы к определению и причины
распространения .………….….… 7
1.2 Взяточничество как форма коррупции и его
проявления ……………………….…. 19
1.3 Предпосылки формирования взяточничества
.………………………………….…… 23
2 Проблемы взаимоотношений чиновника и предпринимателя
2.1 Основные причины бюрократизации отношений
предпринимателя
и чиновника………………………………………………………………………………… 32
2.2 Взятка в экономической теории контракта
………………………………………..… 35
2.3 Взятка в теории ≪поиска
ренты≫ и
институциональных преобразованиях ……… 41
3 Оценка уровня взяточничества
3.1 Исследования уровня взяточничества в
России………………………………………. 53
3.2 Сдерживающая роль законодательства в снижении
масштабов взяточничества….. 64
3.3 Уровень взяточничества, оптимально допустимый для
общества …….……………. 75
Заключение ……………………………………………………………………………….… 84
Список использованных источников
….…………………………………………………. 89
Приложение ………………………….………………………….………………………….. 90
Приложение В
Образец оформление списка использованных
источников
Список использованных
источников
1. Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В.,
Биболетова О. Б. и др. Планируемые результаты начального общего образования.
М.: Просвещение, 2009. 120 с.
2. Амосова
И. Ю. Как запомнить словарные слова. // Начальная школа. 2014.№ 5. с. 69–70.
3. Андрианова Т. М. Обучение в 1
классе по учебнику «Русский язык» Андриановой Т. М., Илюхиной В. А.: программа,
методические рекомендации, поурочные разработки. М.: АСТ: Астрель, 2015. 191 с.
4. Андрианова Т. М., Илюхина В. А.
Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.М.: АСТ: Астрель,
2014. 94 с.
5. Антонова Е. С., Боброва С. В.
Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ.
сред. проф. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 448 с.
6. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В.,
Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
7.
Бельдина
Е. В. Работа над словами с непроверяемым написанием. // Начальная школа. 2009.
№ 10. С. 32–35.
8.
Возняк И. В. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных
действий у обучающихся 1-4 классов. Методы, инструментарий, организация
оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития. Волгоград:
Учитель, 2016. 83 с.
9.
Тубельский А. Школа будущего, построенная вместе с детьми. Обстановка
выращивания универсальных умений. [Электронный ресурс]. URL:
http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/262/p11 (дата обращения:
20.03.2016).
С одной стороны – радость. Мои сыночки-близнецы выросли и пошли в школу. С другой стороны – куча забот прибавилась. Но вместе мы стараемся преодолеть все трудности. И первый вопрос, с которым мы столкнулись, был о том, как написать исследовательскую работу в начальной школе. Причем в первом классе.
Началось все это дело с того, что в какой-то момент муж мне сказал, что пора их, эти исследовательские работы, уже сдавать. Ну все, думаю, ничего не успеваю… Работаю с утра до вечера со студентами, а своим деткам помочь не успеваю…
Почему мне все это не нравилось изначально
Вообще, к идее писать исследовательские работы в начальной школе я отношусь негативно. Тому есть несколько причин.
Во-первых, дети не могут еще в этом возрасте оформить свои мысли грамотно. Следовательно, заведомо эту часть работы предполагается выполнять взрослым. Малышам остается только сидеть рядом, может быть наблюдать, а может просто заниматься в это время своими делами, что я чаще всего и видела в семье своей подруги. Она просила меня сформулировать грамотно ту или иную мысль, так как, на ее взгляд, то, что у нее было написано, было не очень. А потом просто дело техники: выучить с ребенком наизусть весь текст. Сделать красивую презентацию. Ну и пообщаться с ним на тему, чтоб на вопросы мог ответить, если зададут.
Она очень любит эти исследовательские работы. Сама вся в этом процессе. Все придумывает, исследует, оформляет… Потом ребенок защищается и занимает даже иногда призовые места. У нее два сына. Один уже в седьмом классе. Тоже занимал места. Теперь не знает, к чему себя приложить. В чем раскрыться. Вообще не научен самообразованию. А ведь ФГОСы уже действовали в начальной школе. По крайней мере эти исследовательские работы, как метод, давно уже применяются. И, я знаю, что разного рода интервью, опыты и прочее, что можно было, он делал вместе с мамой в этих самых исследованиях. То есть активно участвовал в процессе. И тем не менее – эффекта нет. Исследовательский навык не сформирован.
Вторая причина – отсутствие у родителей правильного понимания этого процесса. У меня был уже опыт наблюдения за детьми в разновозрастной группе. Те, которые постарше, всегда стараются подсказать малышам ответы на вопросы, которые для них труда особого не составляют, но малышам надо бы подумать. Думаю, в исследовательских работах в начальной школе, то же самое прослеживается. Мама (или папа) делают это с увлечением. По сути, для них такая работа и не должна представлять какой-либо сложности. Даже говорят так: “Надо исследование сделать для сына (или дочки)”. Никто еще не говорил в моем присутствии, что ребенку нужно выполнить исследование…
Наконец, третья причина, связана с отсутствием у взрослых знаний методики организации исследовательского процесса. Тем более с обучающимися в начальной школе. Даже студентов организовать на настоящее исследование достаточно сложно. А тут первоклассники! И мне совсем не хочется, чтобы мои дети выросли очередными неспособными к самостоятельности потребителями. Хотелось бы выжать из этой ситуации максимум полезного для них. И это отнюдь не первые места при защите.
Вот и озадачилась я. Стала думать. Надеюсь, то, к чему я пришла, поможет и другим родителям, а может и учителям начальной школы, чтоб родителей обучить.
С чего начать выполнение исследования
Повторюсь, сейчас я буду говорить о том, как написать исследовательскую работу в начальной школе с первоклассником. Обратите внимание, ребенок будет активно участвовать, но, как бы нам ни хотелось, он не может полностью выполнить весь процесс самостоятельно. Сейчас очень хороший период, и благоприятная возможность научить его некоторым приемам и методам, вместе с ним проследить логику процесса научного исследования, освоить методы оформления результатов и их защиты.
К сожалению, я слишком поздно занялась этой работой со своими ребятами. Лучше начать с самого сентября, потихоньку проходя этап за этапом. Мне приходится форсировать события. Иногда по целому часу мы посвящаем этой работе. Миша и Саша, хотя и близнецы, по-разному к этой работе относятся. Тем более интересными для меня будут результаты. На сегодняшний день вся работа еще в процессе. Мы до конца ее не оформили. Защита будет в ближайшее время. Что мы успеем, как все пройдет – обязательно сообщу, чтобы можно было оценить мою методику по результатам.
Итак, 1 этап заключается в том, чтобы определиться с темой и целью исследования. Когда я спросила у мальчиков, что они хотят исследовать, они оба сказали – звезды. Да, понимаю, что интересно, тем более мальчикам. Но проблема в том, что полноценное исследование должно содержать эксперимент, а для астрономических наблюдений нам ничего в тот момент не способствовало. Да и сама я не особо в этой области сильна. Получится, что на самом деле буду сама что-то исследовать, и, скорее всего, уже не смогу организовать их исследовательский процесс.
Поэтому я стала предлагать им исследования из тех областей, которые я знаю, причем такие, чтобы эксперимент не был растянутым во времени, так как сроки уже поджимали.
Рекомендация родителям: оцените свои силы. Выберите ту область, в которой может быть работаете, или связанную с хобби. Но это должно быть известное вам направление. В этом случае вы сможете организовать процесс так, чтобы ребенок действительно сделал открытие для себя. Он сам сможет сформулировать гипотезу, задачи. Вы удивитесь, как много он сможет сделать сам, если не будете увлечены собственным исследованием, а сконцентрируетесь на том, чтобы организовать творческий процесс для ребенка.
Дополнительные занятия для первоклассников хорошо бы проводить дома. Для этого родителям нужны подходящие пособия. Предлагаю вашему вниманию: внеурочка 1 класс
Труднее всего было увлечь темой мальчиков. Они-то звездами хотели заниматься. Несколько бесед мы с ними провели (обычно по дороге в школу или обратно), решили, что звездами займемся обязательно попозже, а пока, оказалось, что самая простая вода имеет много чего интересного в себе. Миша будет исследовать свойства пара, а Саша – свойства льда.
На этом же этапе родителю необходимо поставить цель и задачи в своем процессе. Для чего вы организуете эту исследовательскую работу? Я, например, хочу чтобы дети
1) впервые познакомились с циклом научного познания: факты – гипотеза – эксперимент – факты…
2) научились проводить эксперимент и анализировать его результаты;
3) получили представление о программе, в которой можно создать презентацию, оформили слайды, вставили фотографии;
4) освоили метод интеллект-карт, с помощью которого предполагаю организовать процесс запоминания сложной для данного возраста научной информации;
5) осознанно выступали на защите своей исследовательской работы.
Что сделать прямо сейчас
Итак, дорогие родители, прямо сейчас возьмите лист бумаги и напишите, в какой области знаний, быта, искусств, культуры и прочего вы хорошо разбираетесь. Даже дворнику есть о чем организовать исследовательскую работу для своего ребенка. Утилизация бытовых отходов на сегодняшний день глобальная проблема, которая крайне актуальна. Чем не тема для исследования? Кем бы вы ни работали, чем бы ни занимались, всегда можно найти что-то что будет интересно вашему ребенку.
Какова бы ни была тема, выбранная вами, найдите время пообщаться с сыном или дочерью. Заинтересуйте их своей темой. Расскажите что-то о своей работе. Детям всегда интересно послушать, чем занимается мама или папа. Посвятите выбору темы для исследования несколько бесед, не жалейте времени. Важно, чтобы ребенок заинтересовался. Чтобы ему поскорее уже хотелось начать.
И подписывайтесь на обновления, потому что в следующих постах я буду рассказывать о том, как решить сформулированные выше задачи. Если они совпадают с тем, что вы желаете своему ребенку, рада буду поделиться своими результатами. В конце концов, для вас уже не будет вопросом, как написать исследовательскую работу в начальной школе.
PS: О том, что у нас получилось, можно почитать в статье “Исследовательские работы в начальной школе”
Все статьи по этой теме
Исследовательская работа в школе
- Исследовательские работы в начальной школе
- Как написать исследовательскую работу в начальной школе
- Готовимся к выступлению (технология интеллект-карт)
- Как организовать учебное исследование в начальной школе
Если вам понравилась статья и вы готовы пожертвовать на развитие этого сайта, сделайте это прямо сейчас!
Сумму можно указать любую.
Памятка школьнику “Как писать исследовательскую работу”
Основные этапы исследовательской работы:
1. Актуализация проблемы. (Выяви проблему и определи направление будущего исследования)
2. Определить сферы исследования. (Сформулируй основные вопросы, ответы на которые ты хотел бы найти)
3. Выбор темы исследования. (Определи для себя проблему и тематику будущей работы, выбери объект и предмет исследования)
4. Выработка гипотезы. (Попробуй выдвинуть гипотезу, сформулировать цель и задачи работы)
5. Выявление и систематизация подходов к решению. (Определи, какие методы и методики исследования ты будешь использовать в своей работе).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. (Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием. При чтении литературы выдели основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
Классифицируй выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников, пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки. Проанализируй собранный материал, подумай и сделай обобщенные выводы)
8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Классифицируй выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников, пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки. Проанализируй собранный материал, подумай и сделай обобщенные выводы)
9. Подготовка отчета. (Оформи работу. Прочитай текст и отредактируй его. Обрати внимание на наличие ошибок и опечаток, корректность цитирования первоисточников, правильность оформления ссылок, соблюдение языковых и литературных норм)
10. Публичная защита.
(Выбери стиль выступления, который должен сочетать принципы научности и доступности.
Структура доклада должна включать в себя – научное обоснование проблемы, историографию вопроса, собственную концепцию, заключение.
Основные положения твоего доклада представь в виде компьютерной презентации)
Примерный план исследовательской работы.
1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:
-
ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;
-
новые, современные подходы к решению проблемы;
-
наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
-
противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
-
личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
2. Основная часть:
-
суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме работы;
-
критический обзор источников;
-
собственные сведения, версии, оценки.
3. Заключение:
-
основные выводы;
-
результаты и личная значимость проделанной работы;
-
перспективы продолжения работы над темой.
4. Список использованной литературы.
5. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).
В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта с целью развития поисковых, исследовательских и творческих навыков детей.
Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.
Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.
План исследовательской работы
Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта, осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).
1. Титульный лист исследовательской работы
Пояснение и оформление: Титульный лист исследовательской работы
Оформление титульного листа рекомендуется проводить с консультацией педагога – руководителя исследовательской работы.
2. Содержание исследовательской работы
Пояснение и оформление: Содержание исследовательской работы
Содержание исследовательской работы оформляется строго по приведенному образцу.
3. Введение исследовательской работы
Пояснение и оформление: Введение исследовательской работы
Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).
Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).
Структура Введения исследовательской работы:
- Актуальность исследовательского проекта
- Проблема исследовательской работы
- Цель исследовательской работы
- Объект и предмет исследования
- Задачи исследовательской работы
- Гипотеза исследования
- Методы исследовательской работы
- Теоретическая значимость работы
- Практическая значимость работы
4. Историческая справка по проблеме проекта
Историческая справка по проблеме исследовательской работы или проекта обычно берется из сети Интернет (Википедия или др. ресурсы) или из литературы библиотек и архивов.
5. Основная часть исследовательской работы, проекта
При планировании и написании исследовательской работы в основной этап включают:
- Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
- Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
- Выбор материала, методов для проведения исследования.
- Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
- Описание этапов проведения исследования.
- Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).
6. Заключение
Заключение исследовательской работы – это краткие выводы по результатам исследовательской работы или проекта школьника, оценка полноты решения поставленных задач.
В Заключении исследовательской работы последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка о проделанной работе.
В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
При планировании и составлении плана исследовательской работы (проекта) школьника очень важным и значимым является заключение работы, на него необходимо обратить особое внимание.
7. Используемая литература
Пояснение и оформление: Используемая литература
Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.
Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.
8. Приложения
Пояснение и оформление: Приложения
В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.
При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Если четко придерживаться плана исследовательской работы, ваш индивидуальный или групповой проект будет соответствовать всем нормам и требованиям, а конечно получит высокую оценку.
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу “План исследовательской работы учащихся“:
<a href=”http://obuchonok.ru/plan” target=”_blank”>План исследовательской работы</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/plan]План исследовательского проекта[/URL]
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: