Как составить историческую задачу по истории

Первый тип исторических задач.

Способ 1.

Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?

Первый шаг – с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг – если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их – с левой стороны – до н. э., а с правой стороны – н.э.;

Третий шаг – на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг – записываем решение задачи;

Пятый шаг – записываем ответ.

Решение.

33г. до н.э. + 33г. н.э. = 66 лет

Ответ: 33г до н.э. был раньше на 66 лет

Способ 2.

Вариант 1.

Какой год был раньше и на сколько раньше: 33г. до н.э. или 14г. до н.э. ?

Первый шаг – с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг – если события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг – на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг – записываем решение задачи;

Пятый шаг – записываем ответ.

Решение.

33г. до н.э. – 14г. до н.э. = 19 лет

Ответ: 33г. до н.э. был раньше на 19 лет.

Вариант 2.

Какое событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или основание Санкт-Петербурга (1703г)?

Первый шаг – с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг – если события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг – на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг – записываем решение задачи;

Пятый шаг – записываем ответ.

Решение.

1703г. н.э. – 1380г.н.э. = 323г

Ответ: Куликовская битва была раньше на 323 года.

Второй тип исторических задач.

Вариант 1.

Сколько лет тому назад (т.н.) произошла Марафонская битва ?

Первый шаг – с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг – делим линию времени на 2 части – до н.э. и н.э., так как события происходили в разные эры;

Третий шаг – на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг – записываем решение задачи;

Пятый шаг – записываем ответ.

Решение.

490г. до н.э. + 2012г. н.э. = 2502 г. т.н.

Ответ: Марафонская битва произошла 2502 г. т.н.

Вариант 2.

Сколько лет тому назад (т.н.) закончилась Северная война ?

Первый шаг – с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг – так как события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг – на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг – записываем решение задачи;

Пятый шаг – записываем ответ.

Решение.

2012г. н.э. – 1721г. н.э. = 291 г. т.н.

Ответ: Северная война закончилась 291 г. т.н.

“Проверь себя”.

  1. Какой год был раньше и на сколько раньше: 65г. до н.э. или 40г. н.э.?

  2. Какое событие было раньше и на сколько раньше: походы фараона Тутмоса III или начало Троянской войны?

  3. Какое событие было раньше и на сколько раньше: реформы Солона в Греции или основание Рима?

  4. Археологи нашли клад, который пролежал в земле 125 лет. В каком году он был зарыт?

  5. Сколько лет тому назад была Отечественная война с Наполеоном?

  6. Какой год был раньше: 40 год до нашей эры или 40 год нашей эры? На сколько лет раньше?

  7. Марафонская битва была в 490 году до нашей эры. Сколько лет прошло с того времени до наших дней?

  8. Вандалы разгромили Рим в 455 году нашей эры. Сколько лет прошло с тех пор до наших дней?

  9. Разрушение Западной Римской империи произошло в 476 году нашей эры. Сколько лет прошло с тех дней до года твоего рождения?

  10. Воин родился в 16 г. до н. э., а погиб в битве в 29 г. н. э. Сколько лет он прожил?

  11. Кузнец выковал меч в 1959 г. до н. э. Сколько лет назад это произошло?

  12. В 1929 г. археологи нашли кувшин, пролежавший в земле 3005 лет. В каком году кувшин был потерян?

Первый
тип исторических задач.

Способ
1.

Какой
год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?

http://www.school497.ru/download/u/04/img/zadan1.gif

Первый шаг – с помощью
простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг – если
события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем
их – с левой стороны – до н. э., а с правой стороны – н.э.;

Третий шаг – на линии
времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг –
записываем решение задачи;

Пятый шаг – записываем
ответ.

Решение.

http://www.school497.ru/download/u/04/img/zadan1otv.gif

33г. до н.э. + 33г.
н.э. = 66 лет

Ответ:
33г до н.э. был раньше на 66 лет

Способ
2.

Вариант
1.

Какой
год был раньше и на сколько раньше: 33г. до н.э. или 14г. до н.э. ?

http://www.school497.ru/download/u/04/img/zadan2a.gif

Первый шаг – с помощью
простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг – если
события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг – на линии
времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг –
записываем решение задачи;

Пятый шаг – записываем
ответ.

Решение.

http://www.school497.ru/download/u/04/img/zadan2aotv.gif

33г. до н.э. – 14г. до
н.э. = 19 лет

Ответ:
33г. до н.э. был раньше на 19 лет.

Вариант
2.

Какое
событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или
основание Санкт-Петербурга (1703г)?

http://www.school497.ru/download/u/04/img/zadan2b.gif

Первый шаг – с помощью
простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг – если
события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг – на линии времени
отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг –
записываем решение задачи;

Пятый шаг – записываем
ответ.

Решение.

http://www.school497.ru/download/u/04/img/zadan2botv.gif

1703г. н.э. –
1380г.н.э. = 323г

Ответ:
Куликовская битва была раньше на 323 года.

Первый тип исторических задач.

Способ 1.

Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?

Первый шаг – с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг – если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их – с левой стороны – до н. э., а с правой стороны – н.э.;

Третий шаг – на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг – записываем решение задачи;

Пятый шаг – записываем ответ.

Решение.

33г. до н.э. + 33г. н.э. = 66 лет

Ответ: 33г до н.э. был раньше на 66 лет

Способ 2.

Вариант 1.

Какой год был раньше и на сколько раньше: 33г. до н.э. или 14г. до н.э. ?

Первый шаг – с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг – если события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг – на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг – записываем решение задачи;

Пятый шаг – записываем ответ.

Решение.

33г. до н.э. – 14г. до н.э. = 19 лет

Ответ: 33г. до н.э. был раньше на 19 лет.

Вариант 2.

Какое событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или основание Санкт-Петербурга (1703г)?

Первый шаг – с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг – если события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг – на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг – записываем решение задачи;

Пятый шаг – записываем ответ.

Решение.

1703г. н.э. – 1380г.н.э. = 323г

Ответ: Куликовская битва была раньше на 323 года.

«СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ» – КОНСПЕКТ    УРОКА  ДЛЯ 5 КЛАССА ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Предмет – история Древнего мира

Возраст детей – 5 класс

Место – класс

Тип урока: Проблемно – диалогический

Основные виды УУД:

развитие умения работы с хронологией; с лентой времени, овладение знаниями по хронологии (эра, век, тысячелетие, летопись, счет лет в истории); умение сравнивать (даты, периоды, результаты вычислений); умение анализировать и делать выводы; осмысление социального опыта поколений (как люди научились вести счет лет в истории).

Обязательный минимум содержания: Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентирования в историческом времени.

План урока:

  1. Актуализация знаний
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Формулирование проблемы урока.

«Как правильно датировать события и факты в истории?»

  1. Выдвижение версий решения проблемы. ( Ввести единое летоисчисление, перевести даты в различных источниках на современный счет лет в истории, нужна точка отсчета лет в истории).
  2. Поиск решения проблемы.

А) Понятия ЭРА, ЛЕНТА ВРЕМЕНИ, ВЕК, Тысячелетие, ЛЕТОПИСЬ.

Б) Правила ориентировки в

историческом времени.

  1. Применение знаний. Задачи на счет лет в истории.
  2. Вывод по проблеме и домашнее задание.

Материалы к уроку

       Актуализация знаний

Учитель: На прошлом уроке мы с вами выяснили, как люди узнают о прошлом, попробовали узнать об истории своей семьи. Познакомились с понятием исторические источники.

Что такое исторические источники? Какие виды источников мы знаем?

Ученики: отвечают на вопросы

Создание проблемной ситуации

Учитель: События истории Древнего мира, о которых мы будем говорить с вами в 5 классе, произошли много веков, и даже тысячелетий, тому назад. Когда ученые находят исторический источник, очень важно его датировать, то есть определить, в какое время он был создан, о каких веках может он нам рассказать. А это не просто, даже если на вещи будет и указан год ее создания. Например, на камне записан древний договор и стоит дата – «Пятый год правления сына Солнца» или найдена летопись, которая начинается словами «В 535 год от основания Рима…» Можно ли точно сказать, когда произошли эти события?

Ученики: нет, это сложно сделать

Учитель: А первобытные люди вели счет времени по солнцу и луне, по большим событиям  (это было через 5 лун после пожара в деревне), или по годам правления вождей. Какая же проблема отсюда возникает?

Формулирование проблемы урока

Ученики: КАК ПРАВИЛЬНО ДАТИРОВАТЬ СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ?

Выдвижение версий

Ученики: Ввести единое летоисчисление, найти одну точку отсчета, перевести даты на единый счет лет

Поиск решения проблемы

Учитель вводит понятия: век=100 лет, тысячелетие =1000 лет, эра – точка отсчета

Счет лет от рождества Христова. Зарождение и распространение христианства, год рождения Иисуса Христа – 753 год от основания Рима.

Показывает ленту времени, где обозначена Эра, дата до н.э и дата н.э

Раздает ученикам памятки

        ПРАВИЛА СЧЕТА ЛЕТ В ИСТОРИИ

  1. . Года пишем арабскими цифрами, а века римскими.
  2. Первый год новой эры начинается с момента рождения Иисуса Христа, затем второй и так далее до 100-го года. Первые сто лет после новой эры- I век. Второй век, начинается с 1 января 101 года и т.д. Значит, чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно:

 -если число года заканчивается двумя нулями, то первая цифра – это номер века (100-й год- I век);

– если число года заканчивается не двумя нулями, то к первой цифре надо прибавить единицу и получить номер века (101 год: 1+1=II век).

  1. До новой эры даты считаются в обратном порядке и записываются с указанием:1 год до н.э. (новой эры), 2 год до н.э. и т.д.

Применение знаний

Задачи на счет лет в истории с использованием ленты времени

  1. Древний Вавилон был разрушен в 689 году до н.э. Какой это век? Первая или вторая его половина?
  2. Отметьте на ленте времени следующие даты: Отечественную войну 1812 года, Принятие Русью христианства -988 год, год, в котором мы живем-2012 год.
  3. Отметьте на ленте времени даты: Первые Олимпийские игры-776 год до н.э.,  образование Древнеегипетского государства – 3000 год до н.э., гибель Римской империи- 476 г. н.э.
  4. Древний римский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города» родился в 59 г. до н.э., а умер в 17 г. н.э. В каком возрасте умер Тит Ливий.
  5. Сколько лет прошло от основания Рима (753 г до н.э.)?
  6. Какое это век: 56 год н.э., 1567 год до н.э., 2012 год, 221 год до н.э.
  7. Соотнесите век и год:

4 век до н.э.              218 год до н.э.

         3 век до н.э.                 326 год до н.э.

         5 век до н.э.                 490 год до н.э.

                8.Сколько веков назад состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)

Вывод:

 Научились ли мы считать года в истории? Освоили ли правила ориентировки в историческом времени? Поняли ли для чего необходимо определять исторические даты?

Ученики делают вывод, чтобы правильно ориентироваться в историческом времени надо знать и соблюдать определенные правила.

Домашнее задание. Отметьте на ленте времени даты рождения членов семьи, и эти же даты поставь на ленте времени до нашей эры. Подпиши, какие это века.

Литература:

1.      С.И.Алексеев «Задачи по счету лет истории Древнего мира» М. «Русское слово» 2006 г

2.      Г.И. Годер «Задания и задачи по истории Древнего мира» М. «Просвещение» 1996

Просмотр содержимого документа

«исторические задачи для 5-го класса.»

Можно составить такие задачи.

Возьмем возникновение земледелия. Оно возникло, конечно, до нашей эры, а было это 10 000 лет назад в общем. Найди найти, когда более конкретно люди начали возделывать землю, а значит, от 10 000 лет отнять нашу эру, это только 2022 года. И получим 7 978 лет до нашей эры.

Так же посчитаем, что было раньше, возникновение религии, 7000 лет назад до н.э., или же обозначение числа 10 иероглифом-дугой в Древнем Египте, что произошло 5000 лет назад? Сколько прошло между ними лет? Тут мы понимаем, что 5000 это всего, и до нашей эры это будет 2978 лет. И раньше будет возникновение религии, потому что чем дальше число от нашей эры, тем оно и, собственно, раньше, а чем ближе к нашей эре, тем и ближе. Это легко запомнить. А сколько прошло – 7000-2978=4022.

Рим основали в 753 году до н.э., Москву – в 1147 н.э.(можно взять дату своего родного города). Сколько уже прошло лет между двумя датами? Прибавляем 753+1147=1900.

Теперь попробуем вычислить, сколько лет прошло, если событие случилось до нашей эры. Здесь тоже нет ничего сложного, нужно лишь немного переделать чертёж.

1. Начертим обычную прямую — это будет линия времени. Отметим на ней «нулевую точку» — РХ (Рождество Христово) и нынешний год. Отметим также произвольную точку — событие, но теперь эта точка будет находиться до нашей эры.

2. Отметим также три отрезка, как показано на рисунке (обрати внимание, этот чертёж будет отличаться от предыдущего).

Всё готово для решения задачи!

5.png

Мы знаем, что город Рим был основан в (753) году до н. э. Сколько лет назад он был основан?

1. Чертим линию времени и отмечаем на ней всё необходимое.

6w1398.png

2. Рассмотрим наш чертёж. И снова рассуждаем, как при решении математической задачи.

  • Расстояние от даты основания Рима до нашего года — это длина отрезка (3).
  • Она равна сумме отрезков (1) и (2).
  • От основания Рима до РХ — (753).
  • От РХ до нашего года — (2022).

(753 + 2022 = 2775) лет назад был основан город Рим.

Вот и всё!

Обрати внимание!

Чтобы решить любую задачу на счёт лет, нужно правильно нарисовать чертёж и отметить на нём все отрезки!

Добавить комментарий