Схема составления истории развития ребёнка будет полезна педагогам, исполняющим функции психолога (малокомплектные школы или отсутствие данной штатной единицы )
Просмотр содержимого документа
«Схема составления истории развития ребёнка.»
Схема составления истории развития ребенка
-
Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).
-
Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, необходимо получить медицинское заключение, если есть такая возможность.)
-
Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.
-
Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные – логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.
-
Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть. Стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков обслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявление самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.
-
Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как научился, по чьей инициативе? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления к музыке, рисованию и т. д. Проявляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или другие нежелательные проявления?
-
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшколы, интернат и т.д.). посещает ли группу продленного дня? Была смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т.д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.
-
Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?
Примерная схема составления истории развития ребенка
Фамилия Имя Отчество
ребенка
Дата рождения и
возраст
Психолого-педагогический
диагноз
Медицинский
анамнез:
Вес, рост при
рождении
Патологии
беременности
Патологии родов,
Патологии периода
новорожденности
В грудном возрасте
(расстройства сна, аппетита, кишечные
отравления и т.п.)
В раннем детстве
(моторная неловкость, импульсивный бег,
отсутствие навыков опрятности, задержка
речи и т.п.)
Перенесенные
заболевания до 1 года
Перенесенные
заболевания от 1 года до 3-х лет
Медицинские
диагнозы к настоящему времени
СОЦИАЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ
Тип семьи (Полная
родительская семья, неполная семья,
распадающаяся семья, опекуны, нет семьи)
Жилищные условия
Уровень среднемесячного
дохода семьи (высокий, выше среднего,
на среднем уровне, частые финансовые
затруднения, постоянная нужда)
Характер
взаимоотношений между родителями
(взаимопонимание, доминирование одного
члена семьи, напряженные отношения с
частыми расхождениями во мнениях,
конфликты, ссоры, драки, неприязнь)
Проведение досуга
семьи (оздоровительные мероприятия,
культурно-зрелищные мероприятия,
дружеские и родственные контакты,
асоциальные и антисоциальные формы )
Воспитание ребенка
(гибкое, гиперопека, гипоопека,
эмоциональное отвержение, жестокое
обращение, воспитание другими лицами,
воспитание вне семьи)
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ
РАЗВИТИЕ
Указать возраст,
в котором ребенок
держит голову
начинает садиться
начинает вставать
начинает ползать
начинает ходить
НАЧАЛЬНОЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Указать возраст,
в котором ребенок
начал улыбаться,
появился комплекс оживления
начал узнавать
мать
дифференцировать
своих и чужих
указать преобладающие
эмоции в младенческом возрасте
Психическое
развитие
0-1 год |
2 года |
3 года |
4 года |
5 лет |
6 лет |
7-лет |
||
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
(нормальный; |
||||||||
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Способ:
Установка на
Перенос:
Соскальзывание: |
||||||||
3. ИГРА
(манипулятивная;
Неадекватное
Предметные
Использование
Аутистические |
||||||||
4. РЕЧЬ
(без
Задержка развития
ОНР |
||||||||
5. ПРОИЗВОЛЬНАЯ
без |
– |
|||||||
6. ПАМЯТЬ
без |
||||||||
7. ВНИМАНИЕ
без |
||||||||
8. МЫШЛЕНИЕ
без |
||||||||
9.
(конкретизировать |
||||||||
10.
(без |
||||||||
11. ОСОБЕННОСТИ
адекватное; |
||||||||
Аутистическая |
||||||||
Патохарактерологические |
||||||||
12.
(заполняются |
||||||||
13. ВИДЫ ПОМОЩИ ЛЕЧЕБНАЯ. лечение:
общеукрепляющее; |
||||||||
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ:
игровая |
||||||||
СОЦИАЛЬНАЯ:
опека; |
Приложение 7
Показатели развития
игровой деятельности старших дошкольников
Характеристики сюжетно-ролевой игры |
Высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры |
Низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры |
1.Содержание Наличие |
Целостные события, |
Отдельные |
Наличие |
Развитие событий |
Развитие событий |
Характер |
Моделируются |
Воспроизводится |
Область, из |
Широкий круг |
Ближайшее |
Стремление к |
При повторном |
Многократно |
2. Роль Степень |
Роль осознается, |
Роль не осознается, |
Степень |
Воспроизведение |
Моделирование |
Устойчивость |
Устойчива, |
Неустойчива |
Половое соответствие |
Выбирается и |
Выбирается без |
3.Игровые Чем |
Образом |
Возникают под |
Чему подчиняются |
Правилам, |
Логике действия |
Степень обобщенности |
Сокращенные |
Развернутые |
Ловкость и |
Движения ловкие, |
Движения неловкие, |
4. Игровые |
Используются |
Используются |
5.Отоншение к |
Действия |
Ребенок действует |
*
Выделение структурных компонентов и
хронометраж производятся студентом в
соответствии с реальным анализируемым
занятием
*
Выделение структурных компонентов и
хронометраж производятся студентом в
соответствии с реальным анализируемым
уроком
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Красноярский государственный медицинский университет
Кафедра поликлинической
педиатрии и пропедевтики
детских болезней с курсом
ПО
Зав. кафедрой, д.м.н., доцент
Галактионова
М.Ю.
Преподаватель:
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА
Ф.И.О., возраст ребенка
Куратор:
Студент (Ф.И.О), группа
Красноярск, 2008 г.
Схема написания истории
развития ребенка
(для студентов 5 курса
лечебного факультета)
Фамилия, имя, отчество
ребенка
Пол
Возраст
Дата рождения
Жалобы ребенка (или матери) т.е. основная причина,
заставившая обратиться к врачу или медсестре.
Настоящее заболевание, т.е. последовательное изложение всех деталей по
поводу жалоб с начала болезни.
Анамнез жизни ребенка:
Источником анамнестических сведений
являются родители, родственники, воспитатель, сведения из амбулаторной карты,
выписка истории болезни и другие медицинские документы. С ребенком старшего
возраста также необходимо побеседовать, но при этом следует помнить, что
ребенок внушаем, не может четко определить свои ощущения, а иногда может и
умышленно ввести медицинского работника в заблуждение.
Для педиатра расспрос имеет особое
значение т. к. за это время необходимо наладить контакт с ребенком и его
родственниками.
Очень важно быть предельно
доброжелательным, спокойным, уверенным в себе.
Следует спокойно выслушать родителей и
одновременно наводящими вопросами и уточнениями получить необходимую
информацию.
Направить рассказ матери в зависимости
от ситуации
Во время опроса не делать заключения,
особенно негативного плана, как по возможному заболеванию, так и по тем
мероприятиям, которые применялись коллегами.
Детей младшего возраста заинтересовать
игрушкой или предметами, представляющими для него интерес, можно поиграть с
ребенком.
При расспросе рекомендуется соблюдать
определенную последовательность: анамнез настоящего заболевания, анамнез жизни.
При выяснении анамнеза жизни у детей до
3 лет особое внимание следует уделять особенностям пренатального,
интранатального и раннего постнатального периодов.
При сборе анамнеза жизни у детей
старшего возраста особое внимание следует уделить особенностям условий и образа
жизни.
Эффективному сбору анамнеза способствуют
такие качества медицинского работника, как мягкость в обращении, уважение,
понимание, сочувствие, доброта.
Анамнез жизни детей раннего
возраста включает: акушерский
анамнез матери, вскармливание и развитие ребенка, его предыдущие заболевания,
данные о лабораторных анализах, а также иммунизации.
Следует выяснить:
·
от каких по счету беременности и
родов родился ребенок;
·
были ли у матери аборты или
выкидыши, предшествующие данной беременности, и как закончились предыдущие
роды.
Очень важно уточнить
особенности течения беременности:
·
условия труда матери, желанный ли
был ребенок в семье;
·
были ли токсикозы;
·
болела ли мать острыми вирусными
заболеваниями (если «да», то в каком триместре);
·
не было ли во время беременности
обострения хронических болезней, какие лекарственные препараты принимала
женщина.
·
место рождения ребенка (имеются
различия в распространенности тех или иных заболеваний в различных
географических зонах)
Затем выявляют факторы риска для
здоровья ребенка в родах, после рождения и в периоде новорожденности:
·
наступили ли роды до срока, в срок
или после срока;
·
продолжительность I и II
периодов родов, время отхождения околоплодных вод;
·
родовспоможение (кесарево сечение,
щипцы и др.),
·
осложнения в родах;
·
сразу ли закричал ребенок или
была асфиксия
·
оценка по шкале Апгар;
·
время первого прикладывания к
груди и активность сосания
·
масса и длина при рождении, МРК
·
выраженность и длительность
желтухи;
·
состояние пупочной ранки;
·
какой процент массы потерял
ребенок после рождения (физиологическая убыль массы) и к какому дню
восстановилась первоначальная масса.
Динамика психомоторного и
физического развития: с какого
возраста держит голову, поворачивается на бок, сидит, ползает, ходит, когда стал
улыбаться, гулить, узнавать мать, произносить отдельные слоги, слова, фразы;
·
нарастание массы и длины тела на
первом году жизни и в последующие годы;
·
время и порядок прорезывания
зубов;
Вид вскармливания: естественное(грудное), смешанное, искусственное;
·
время и порядок введения
прикормов;
·
время отнятия от груди;
·
соблюдался ли режим кормления;
·
питание ребенка после 1 года;
·
любимые блюда;
Перенесенные заболевания;
Контакты с инфекционными больными;
Профилактические прививки: против каких инфекций привит ребенок, соблюдались ли
сроки прививок, были ли реакции на прививки и в чем проявлялись.
Анамнез жизни для детей старшего возраста:
·
какой по счету ребенок. Как
развивался в период раннего детства
·
поведение ребенка дома и в
коллективе, для школьников – успеваемость в школе, какие предметы предпочитает
·
перенесенные заболевания и
хирургические вмешательства
·
туберкулиновые пробы, и их
результаты. Контакт с туберкулезными больными
·
половое развитие ребенка (сроки
появления вторичных половых признаков и их последовательность).
Семейный анамнез:
·
возраст родителей (при рождении
ребенка, так как известно, например, что возраст родителей к моменту рождения
ребенка превышает 40 лет, то у ребенка повышается частота возникновения
некоторых генетически обусловленных аномалий);
·
их здоровье;
·
вредные привычки;
·
сколько детей в семье, их
здоровье;
·
все заболевания у кровных
родственников.
·
Генеалогическое дерево, начиная с
ребенка до дедушек и бабушек вверх – по вертикали, и до братьев и сестер – по
горизонтали. При необходимости объем генеалогического исследования может быть
расширен. Полученные данные отразить в генетической карте.
Социальный
анамнез – социально
бытовые условия, которые могут влиять на развитие ребенка. В этой части
анамнеза следует выяснить:
·
характер работы
родителей;
·
участие их в
воспитании ребенка дома или в детском учреждении, если он его посещает;
Знакомство педагога-психолога с историей развития ребенка
Знакомство педагога-психолога с историей развития ребенка
Ниже приводится общая схема составления истории психологического развития ребенка.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
Выяснение условий, в которых рос ребенок, имеет большое значение для понимания особенностей его индивидуального развития и выработки рекомендаций по коррекции отклонений. Узнать историю развития ребенка (собрать ”психологический анамнез”) психолог может в доверительной беседе с родителями. Возможно также проведение анкетирования, хотя данные, полученные таким путем имеют значительно меньшую ценность.
Ниже приводится общая схема составления истории психологического развития ребенка, которая может быть сокращена и уточнена применительно к каждому конкретному случаю. Характер вопросов зависит от жалоб воспитателей и родителей и от тех психологических проблем ребенка, которые были выявлены психологом в ходе предварительного обследования: какие-то вопросы психолог уберет вовсе, тогда как другие станут предметом особо тщательного выяснения.
1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.
2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учетупсихоневрологаили других специалистов. Поставленный диагноз.
3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался. В каком возрасте был отдан в дошкольное учреждение. Как привыкал к нему, как складывались отношения с детьми и педагогами. Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т.п.) и реакция ребенка на них.
4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д. Как шло развитие речи. Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие, отношение к ним ребенка.
5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными. Особенности ребенка, тревожащие родителей.
Знакомясь с историей развития ребенка, надо иметь в виду, что сами по себе события в его жизни не могут быть правильно оценены без учета реакции на них самого ребенка, характера его переживаний и путей приспособления к тем или иным трудностям. Вопрос о реакции ребенка на каждое жизненное обстоятельство не менее важен, чем выяснение самого обстоятельства.
Следует учитывать, что родители часто не очень хорошо понимают смысл задаваемых им вопросов, не всегда точно помнят существенные для ребенка особенности жизненных ситуаций, а нередко не хотят быть откровенными и осознанно утаивают часть информации. Сообщая психологу определенные факты, отец или мать одновременно дают и собственную оценку этих фактов, часто совершенно неадекватную. Задача психолога – суметь отделить факты от их интерпретации.
Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке должны помочь психологу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.
Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Хотите не только читать? Берите безлимитную карту!
Платный доступ
Действует 365 дней с момента подключения карты
Выписка из истории развития
1.ФИО ребёнка _____________________________________________________________________________
2.Дата рождения и возраст ребенка_____________________________________________________________
3.Домашний адрес, телефон ___________________________________________________________________
4.Мать (ФИО) /телефон/_______________________________________________________________________
5.Отец (ФИО) /телефон/________________________________________________________________________
6.Наличие заболеваний у родителей и родственников до рождения ребёнка (речевых, нервно-психических, хронических)___________________________________________________________________
7.Протекание беременности (токсикоз, травмы, инфекционные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, резус-конфликт, кровотечения, угроза выкидыша, вредные привычки матери и др.)________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
8..Какие по счету роды?_______________________________________________________________________
9.Характер родов(самостоятельные, оперативные, срочные, преждевременные, дородовое излитие .особенности о/пл.вод, безводный период и пр.)_________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
10.Сведения о новорожденном:
- Шкала Апгар_________________________________________________________________________
- Когда взял грудь______________________________________________________________________
- Вес и рост при рождении_______________________________________________________________
- Наличие асфиксии_____________________________________________________________________
- Когда был выписан из роддома?_________________________________________________________
Другие особенности:______________________________________________________________________
11.Раннее развитие:
- Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное)_______________________________________
- Наблюдение у невропатолога (причина)___________________________________________________
- Начал держать голову__________________________________________________________________
- Сидеть_______________________________________________________________________________
- Стоять_______________________________________________________________________________
- Ходить ______________________________________________________________________________
12. Перенесенные заболевания:
- 0-1год_______________________________________________________________________________
- 1-3__________________________________________________________________________________
- 3-7__________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________
13. Речевое развитие:
- Гуление_____________________________________________________________________________
- Лепет_______________________________________________________________________________
- Первые слова________________________________________________________________________
- Прерывание речевого развития_________________________________________________________
- Причины перерыва в речевом развитии__________________________________________________
14. Оториноларинголог_(шифр)_____________________________Подпись врача____________________
15. Офтальмолог ( шифр)___________________________________Подпись врача_____________________
16.Невролог( шифр)________________________________________Подпись врача_____________________
17.психиатр ( шифр) _______________________________________Подпись врача_____________________
«Д» учет» ( МКБ-10)_____________________________________________________________________
Дата: Подпись врача: _______________/____________________/