Календарно-тематическое планирование по ФГОС
КТП – это самая объемная часть РП, и именно с этого следует начинать работу по составлению рабочей программы, т.к. (сл 2) Календарно-тематическое планирование позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. В календарно – тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно – тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.
Т. о. Задачами календарно-тематического планирования являются: (сл 3)
– определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
– определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Коли-чество часов |
Вид занятия |
Вид контроля |
Дата проведения занятий |
|
Плани-руемая |
Факти-ческая |
|||||
1 |
||||||
1.1 |
||||||
1.2 |
Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает(сл 4)
- наименование разделов и тем;
- количество часов;
- вид занятия;
- виды контроля или самостоятельной работы;
- дата проведения занятия (планируемая дата проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту проведённых занятий еженедельно)
По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».
В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например:
– используемая дополнительная литература;
– содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся;
– запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
– используемые нетрадиционные формы уроков;
– необходимое оборудование на уроке и др.
В КТП может применяться сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы , учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать нумерацию и внутри каждого раздела.
Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке). Предлагаю Вам рассмотреть варианты КТП, по которому работали учителя до внедрения ФГОС и затем в сравнении сделать вывод о том, какие коррективы необходимо внести в составление КТП по ФГОС.
Пример КТП по физике для 7 класса(2011-2012 уч.г.)
Название темы(тема урока) |
Количество часов |
№ п/п |
№ урока |
Дата проведения занятия |
Тип урока |
Вид самостоятельной работы |
Домашнее задание |
||
По плану |
Факти-чески |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
ТЕМА 1: Введение |
4 |
||||||||
Тема урока Тема урока Тема урока |
Что изучает физика. Наблюдения и опыты. |
1.1 |
1 |
3.09.12 |
3.09.12 |
вводный |
П. 1-3 |
||
Физические величины. Погрешность измерений. |
1.2 |
2 |
4.09 |
4.09 |
комб. |
работа с приборами |
П. 4-5 упр.1 |
||
Физика и техника. |
1.4 |
3 |
10.09 |
10.09 |
комб. |
П.6 |
|||
,,Определение цены деления измерительного прибора. |
1.3 |
4 |
11.09 |
11.09 |
Л.Р. № 1 |
Л.Р. № 1 |
П. 1-5 повт. Зад.1 |
Пример планирования по иностранному языку(2011-2012 уч.г.).
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Контроль навыков чтения |
Контроль навыков говорения |
Контроль навыков восприятия на слух |
Контроль навыков письма |
Дата проведения занятий |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||||||
I четверть |
24 |
|||||||
1 |
Цикл 1. Мои планы на этот учебный год. |
13 |
||||||
1.1. |
Мои планы на этот учебный год. |
1 |
02.09.14 |
|||||
1.2. |
Различные стратегии чтения. |
1 |
03.09.14 |
|||||
1.3. |
Новости из школы Святого Давида. |
1 |
05.09.14 |
Т. е. мы видим, что КТП по обоим предметам составлено согласно содержанию. Есть небольшие расхождения, связанные со спецификой каждого предмета. В основном это касается видов контроля. Так, для иностранного языка характерно наличие контроля по 4 видам деятельности(письмо, говорение, аудирование, чтение),
– по русскому языку – контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание;
– по литературе – контрольные работы, уроки развития речи, тексты для заучивания наизусть, тесты;
– по математике – контрольные и самостоятельные работы, тесты;
– по физике, химии, биологии – контрольные и лабораторные работы, тесты;
– по географии – контрольные и практические работы;
– по истории и обществознанию – контрольные срезы знаний, тесты;
– по черчению – контрольные и графические работы;
– по ОБЖ – контрольные и практические работы, тесты;
– по музыке, изобразительному искусству – практические работы и контрольные срезы знаний;
– по физической культуре – нормативы физической подготовленности учащихся;
– по информатике – контрольные срезы знаний, тесты.
В принципе, с таким КТП все работали, все с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о рабочей учебной программе по предметам, курсам, дисциплинам (модулям), педагога, реализующего ФГОС МОУ «Средняя школа №25» г.о.Саранск Республики Мордовия от 29.08. 2014 года, КТП должно включать в себя:
– номер раздела; номер урока;
– перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
– количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
– темы отдельных уроков;
– календарные сроки по плану;
– фактические сроки с описанием причин корректировки дат;
– тип и вид урока; (См. Приложение №7)
– виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);
– формы контроля;
– дополнительные разделы по усмотрению учителя. Вот так выглядит шапка таблицы планирования , общая для всех предметов. Если сравнивать 2 образца, 2 таблицы, ту, по которой мы составляли планирование до ФГОС, и планирование по ФГОС, мы конечно же заметим, что второе планирование имеет более сложную структуру, в ней больше колонок таблицы. Прежним остается наличие заголовков: раздел, тема, количество часов, дата по плану и фактическая, домашнее задание, формы/вид контроля. Новое, то, чем мы дополняем планирование старого образца: планируемые результаты(УУД), виды деятельности с учетом ФГОС.
Хотелось бы кратко напомнить виды УУД. Они разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:
- Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
- Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
- Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
- Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.
Теперь что касается видов деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа.
Календарно-тематическое планирование.
Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс
№ раздела / № урока |
Раздел |
Тема урока |
Тип урока / вид урока |
Дата урока |
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
Форма контроля |
Домашнее задание |
||
Предметные УУД (знать, уметь, владеть) |
Метапредметные и личностные УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
|||||||||
План. |
Факт. |
|||||||||
Давайте теперь рассмотрим несколько примеров планирования по ФГОС.
Календарно – тематическое планирование по химии в 8 классе
№ п/п |
Дата/Факт |
Тема |
Цели и задачи урока |
УУД |
Оборудование, эксперимент |
Дом. задание |
Применение ИКТ |
Цель и задачи: Формирование у учащихся знаний и умений в предмете химия в рамках вводного курса:
|
|||||||
1 |
03.09 |
Предмет химии. Вещества. |
Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления: а) о веществе, а также о простых и сложных веществах; б) о химическом элементе и о трех формах его существования; в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства. |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1.Мотивация на учения предмету химия 2.Развивать чувство гордости за российскую химическую науку 3.Нравственно-этическое оценивание КОММУНИКАТИВ-НЫЕ: 1. Планирование практической работе по предмету 2.Разрешение конфликта 3.Управление поведением партнера ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1.Формирование познавательной цели
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1.Целеполагание и планирование . |
Хим.опыты «Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду» и «Превращение «воды» в «кровь» Хлорид кальция (р-р) Карбонат натрия (р-р) Соляная к-та Вода Уксусная к-та Фенолфталеин |
Введение §1 Упр. 6,8,9 |
+ |
2 |
05.09 |
Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии. |
1.Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений. 2.Дать начальные представления о химической реакции. 3.Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии. |
§ 2, 3 – пересказ |
+ |
||
3 |
10.09 |
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. |
1.Ввести понятие о знаках хим.элементов. 2.Ознакомить уч-ся со структурой Периодической таблицы. |
Таблица Д.И.Менделеева, |
§ 4. Выучить знаки хим.эл. (табл.1) |
||
4 |
12.09 |
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. |
1.Дать первые представления о хим. формулах, научить школьников читать их. 2.Сформировать понятие о коэффициентах и индексах. Дать понятия об относительной атомной и молекулярной массах. 3.Научить ребят рассчитывать относительную молекулярную массу. |
Таблица Д.И.Менделеева, |
§ 5. Упр.1,2 |
||
5 |
17.09 |
Массовая доля элемента в соединении. |
Научить уч-ся вычислять массовую доли элемента в химическом соединении |
Таблица Д.И.Менделеева, |
§ 5. Упр. 6,7 |
||
6 |
19.09 |
Практ. работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» «Правила Т.Б» |
1.Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним. 2.Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии |
Лабораторная посуда, лабораторное оборудование |
Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе
Дата урока (план) |
Дата ( факт) |
Цель урока |
Д/з |
Тема урока |
Вид контроля |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|
|
5.09 |
§3 |
Тема 1. Земля и ее изображение (5 часов). От плоской Земли к земному шару. |
Предметные: определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Личностные: осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. |
|||
|
10.09 |
§3 |
Форма, размеры и движения Земли. |
Предметные: давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Личностные: понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. |
Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе
№ |
Темы урока. |
Кол-во часов |
Основные элементы содержания урока. |
Характеристика основных видов деятельности учащихся. |
Формы и виды контроля. |
Домашнее задание. |
Дата по плану |
Фактическая |
1. |
Введение. |
1 |
Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. |
ПУУД: составить план текста. |
Составление плана текста. Рисунки, презентации. |
Стр. 6 читать, |
Учебно-тематическое планирование по математике в 5 классе (ФГОС ООО)
№ п/п |
№ п/т |
Дата |
Тема урока |
Основное содержание по темам урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Форма организации образовательного процесса КОЦ |
Деятельность обучающихся |
||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||||||||
Повторение (3ч) |
||||||||||
1 |
1 |
Повторение. Урок- путешествие к острову «Натуральных чисел». |
Натуральный ряд чисел и его свойства. Изображение натуральных чисел точками и числовой прямой. |
1 |
Читают и записывают многозначные числа |
Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества |
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. Познавательные – передают содержание в сжатом (развернутом) виде. Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций |
Практикум по решению наиболее типичных задач из курса 1Vкласса |
Работа по индивидуал. Картам |
|
2 |
2 |
Решение задач. |
Арифметические действия с натуральными числами. |
1 |
Математическая эстафета |
|||||
3 |
3 |
Использование свойств натуральных чисел при решении задач. |
Моделирование условия с помощью схем, рисунков, реальных предметов. |
1 |
Работа у доски |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
№ урока |
Кол-во часов |
Тема урока |
Содержание урока |
Теория литературы Лексич. работа |
Предметные результаты. / Основные виды деятельности учащихся |
Метапредметные и личностные результаты. / Универсальные учебные действия |
Задание к уроку |
Дата по плану |
Дата фактич. |
5 |
1 |
Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. |
Истоки устного народного творчества, его основные виды. |
Загадки, антитеза, антонимы, иносказа ние. |
Различать виды устного народного творчества. Различать виды загадок, определять жанр. Создавать загадку. Определять тему своего рассказа. |
Познавательные: Строить логические цепи рассуждений. Выбирать основания и критерии для классификации объектов. Регулятивные: Сопоставлять способ и результат своих действий с заданным эталоном Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической речью. Личностные: Потребность в самовыражении через слово. Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. |
Д.з: прочитать статью учебника, заполнить вторую часть таблицы «УНТ». Составление словарной статьи. Инд.задание: подготовить сообщения «Загадка в русских сказках», «Что представляет собой загадка в наше время?» Выразитель ное чтение загадок Г.Остера. |
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку во 2 классе
№ раздела / № урока |
Раздел Тема урока |
Тип урока / вид урока |
Дата урока |
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
Домашнее задание |
Планируемая/фактическая |
Предметные УУД (знать, уметь, владеть)- Пр. Метапредметные и личностные УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)- Л., Р., П., К. |
|||||
Вводный курс. Часть I |
||||||
1. Что надо знать перед тем, как отправиться в путь |
Вводный |
02.09 |
Л. Иметь информацию о стране изучаемого языка — Германии. П. Иметь представление об учебном комплекте «Немецкий язык. Первые шаги». К. Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника, выражения классного обихода и речевые клише (приветствие, прощание) Р. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. |
• Воспринимать на слух информацию о стране изучаемого языка — Германии. • Рассматривать учебный комплект «Немецкий язык. Первые шаги». • Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника и информацию о предстоящих проектах: — подготовка «Праздника алфавита» на материале первой части учебника; — подготовка праздника «Прощай, 2-й класс!» к концу учебного года. • Раскрашивать рисунки персонажей учебника и «Праздника алфавита». |
Раскрасить картинки в рабочей тетради 1. |
Форма календарно – тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные в таблицах организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Они определяются особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно – научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того, могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению календарно-тематического планирования.
Составить план – значит продумать и представить себе в общем и
деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное
планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает
перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения
целей, поставленных перед учителем.
Ключевой критерий при составлении плана – обеспечение
логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.
Обязательные этапы подготовки тематического планирования:
1.Обсуждение методическими объединениями школы.
2.Согласование с завучем по методической работе.
3.Утверждение директором школы.
При составлении тематического плана необходимо изучить и
использовать следующие нормативные документы:
·
Государственный
образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к
обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;
·
дополнение к государственному
образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;
·
учебный план к данной
образовательной программе;
·
примерная образовательная
программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;
·
учебные пособия,
методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические
разработки;
·
новые учебники, пособия.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается и
обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового учебного
года.
Планирование утверждается на один учебный год. Титульный
лист меняется ежегодно.
При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели,
как:
Ø системность в работе
Ø последовательность в организации учебной деятельности
Ø логика развертывания учебного содержания
Ø использование разнообразия методов обучения
Ø использование дидактического разнообразия средств
наглядности
Ø использование разнообразия педагогических технологий
Ø использование вариативности учебных заданий
Ø исключение однообразия в структуре уроков
Ø исключение перегрузки учащихся учебной информацией
Ø своевременность подготовки раздаточного материала
Ø возможность исправить недостатки программы и учебника.
Структура
тематического планирования включает следующие разделы:
1) Титульный лист.
2)
Класс, название учебного
курса, количество часов по плану.
3)
Ссылку на нормативные
документы и материалы, на основе которых составлено планирование.
4)
Перечень тем отдельных
уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.
Таким образом, план должен
представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
В таком виде тематическое
планирование предупреждает учителя от возможных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничительного
толкования целей каждого урока, помогает отбирать эффективные приемы и средства учебной работы на
уроке. К сожалению, на практике
многие учителя из-за недостатка времени и по другим причинам часто
игнорируют данный подготовительный этап
преподавательской работы. Это вызывает большие, часто непреодолимые трудности в подготовке эффективных
уроков, особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и
средств преподавания и обучения
Приложение 1. Оформление титульного листа.
Утверждаю
Директор школы
МБОУ СОШ №
_______________ И.И.Иванов
30.08.2016 г.
Зам. ___________ |
Рассмотрено: На заседании МО 29.08.2016 г. Протокол № 1 |
Календарно – тематическое
планирование уроков
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель:________________________
.
Приложение 3. Примерные схемы календарно-
тематического плана.
Схема 1.
Номер урока Количество часов |
Тема и основное содержание уроков |
Тип урока |
Задачи |
Вопросы и задания |
Проверяемый материал |
Виды Самостоятельной работы Планируемые умения и навыки |
Виды контроля и обратной связи. Формы организации учебной деятельности |
Домашнее задание |
Схема 2.
Номер урока Количество часов |
Тема и основное содержание уроков |
Тип урока |
Задачи |
Вопросы и задания |
Проверяемый материал |
Виды Самостоятельной работы Планируемые умения и навыки |
Виды контроля и обратной связи. Формы организации учебной деятельности |
Домашнее задание |
№ урока |
Содержание уроков |
Кол-во часов |
Кален- дарные сроки |
Материал по учебнику |
Доп. мате- риал к уроку |
Наглядные пособия Лабораторный опыт |
Виды письменных работ |
Повторение пройденного материала Межпредметные связи |
Схема 3
№ урока |
Название тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
||
лекции |
практ. работы |
семинары |
||||
Номер урока Количество часов |
Тема и основное содержание уроков |
Тип урока |
Задачи |
Вопросы и задания |
Проверяемый материал |
Виды Самостоятельной работы Планируемые умения и навыки |
Виды контроля и обратной связи. Формы организации учебной деятельности |
Домашнее задание |
Схема 4
№ урока по теме |
Название разделов, тем, уроков |
Основные понятия, названия, персоналии |
Домашнее задание |
Количество часов |
Календарные сроки |
Схема 5
дата |
Номер урока по теме |
Тема урока |
Тип урока |
Триединая задача урока |
Методы обучения |
Повторяемый материал, актуализирующий |
Виды контроля знаний и обратной связи |
Планируемые знания, умения и навыки |
Дидактические средства урока |
Самост. работа учащихся на уроке, методы |
Дом.заданиерепродуктивное и творческое |
Схема 6.
№ урока |
Разделы, темы, содержание уроков |
Кол-во часов |
Календарные сроки |
Тип и форма урока |
Виды письменных работ |
Домаш. задание |
Простой календарный план
Разделы темы |
Количество |
Календарные |
Этот вид плана удобен для предварительного распределения
учебного
времени на разделы и крупные темы школьных курсов истории.
Поурочный календарный план
Темы (Тематические блоки) |
Количество часов |
Занятия и основные вопросы |
Календарные сроки |
С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание
конкретных тем (тематических блоков): определяется принцип изложения
учебного материала, темы и вопросы каждого занятия и сроки их проведения.
Расширенное
поурочное планирование может состоять из разного набора граф
в зависимости от того, что методисты или учителя считают важным
определить заранее. Например, в «Примерном планировании курсов
истории…» (М., 1996) учебный материал распределен по
темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы конкретные рубрики
учебников и дополнительная литература, ролевые игры, практические
занятия, наглядные средства, темы рефератов и сообщений.
Авторы учебно-методического комплекта по Новой истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия
сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные
понятия, термины, реалии» и «литературу из учебно-методического
комплекта».
По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных
занятий в условиях вариативного обучения истории необходим более упорядоченный и расширенный
набор параметров. И хотя в этом случае
работы на подготовительном этапе прибавится, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический
проспект тематического блока,
логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям
(преемственность изучения темы по
этапам блока, последовательность вопросов и понятий, развитие познавательных умений учащихся, взаимосвязь
форм занятий и контроля). Вариант
такого планирования учитель может построить самостоятельно. Порядок его разработки следующий:
1. В первую
графу таблицы переносится соответствующая теме часть обязательного
минимума содержания исторического образования.
2.
Во вторую — соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.
3.
Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником,
определяется принцип изложения учебного материала в блоке, на этой основе он
распределяется по занятиям, формулируются их темы и основные вопросы.
4.
Анализ содержания каждого занятия показывает, какие понятия
формируются или актуализируются на каждом из них. Опорные понятия фиксируются в четвертой графе.
5.
В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого
занятия блока.
6.
Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпускников
основной/полной школы и на содержание занятий данного тематического блока,
в шестой графе составляется программа развития учащихся.
7.
В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учебного
материала, целевой установкой блока и субъективными факторами процесса
обучения в седьмой графе планируются конкретные типы уроков и (или) другие формы
учебных занятий.
8.
Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития
учащихся определяют способы проверки знаний и умений школьников, которые
отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны
представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов
заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.
В данном виде тематический план вдвое сокращает
подготовку поурочного конспекта.
Литература:
1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7
2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика
дидактического проектирования».
3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного
процесса. Москва, 2000.
4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.
№5, 2004
г.
5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006
г.
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Календарно-тематическое планирование: понятие и назначение
Определение 1
Календарно-тематический план (КТП) – это документ, содержащий плановые мероприятия по реализации учебной программы и эффективному проведению учебных занятий.
Составление КТП необходимо для того, чтобы распределить содержание учебной программы по отдельным учебным дисциплинам и отдельным занятиям. В нем утверждается порядок проведения и количество лабораторных занятий, семинаров и контрольных работ, а также самостоятельная работа учащихся.
Календарно-тематическое планирование распределяет объем и количество часов, отводимых на усвоение конкретного курса и отдельной его темы. Планы составляются по отдельным дисциплинам, что позволяет сделать процесс обучения более продуктивным и качественным. При этом учебная нагрузка распределяется равномерно, а материал изучения распределяется равномерно. При этом реализуется оптимальный выбор методов и средств обучения, реализуется своевременная поставка материала и техническое снабжение.
Календарно-тематическое планирование было разработано в качестве инструмента контроля администрацией учебного учреждения и внешними органами государственной власти за реализацией образовательной программы, ее выполнением и распределением учебной нагрузки в оптимальном объеме.
КТП составляется педагогом на основании утвержденной программы деятельности на конкретный учебный период: четверть, полугодие, год. Он может быть составлен на бумажном носителе и в электронной форме. План утверждается директором учебного заведения и хранится у него. Как правило, данный план детализируется по отдельным направлениям работы педагога.
Составление календарного плана позволяет реализовывать воспитательное и образовательное воздействие на учащихся систематически и поэтапно. Это помогает достигнуть положительного эффекта в педагогической деятельности. Кроме того, это позволяет реализовать план учебно-воспитательной работы по всем основным направлениям.
Условия эффективного составления КТП
Составление календарно-тематического плана должно производиться таким образом, чтобы его реализация отвечала условиям эффективности образовательной деятельности и помогало в достижении целей и задач образования.
«Составление КТП на учебный год» 👇
В этой связи к составлению КТП предъявляются следующие требования, он должен:
- соответствовать принципам развивающего обучения. План должен быть ориентирован на развитие ребенка;
- быть полным и обоснованным, а также содержать достаточный объем детализированной информации;
- отвечать принципам обучения и воспитания, их целевому назначению и комплексному применению;
- отвечать принципу комплексного построения и тематической организации образовательного процесса;
- отвечать принципу интеграции образовательных областей;
- решать образовательные задачи, с учетом возрастной специфики развития и индивидуальных особенностей учащихся;
Замечание 1
Помимо того, информация плана должна быть научно-обоснованной и практически применяемой, оформление КТП должно отвечать требованиям ФГОС, в плане необходимо четко прописывать форму проведения любых занятий.
В основу составления плана закладывается пример основной общеобразовательной программы, по которой реализуется деятельность образовательного учреждения.
Содержание календарно-тематического плана
По своей структуре календарно-тематический план состоит из следующих разделов:
- Титульный лист.
- Содержание КТП на учебный период.
- Отчет о реализации плановой работы за утвержденный период.
Каждый раздел плана имеет свою специфику заполнения.
Титульный лист заполняется таким образом, чтобы в верхней части было прописано наименовании учебной дисциплины и специальности, период плановой деятельности.
В нижней части указывается количество учебных часов по определенной дисциплине, дата утверждения КТП и подпись педагога, а также председателя комиссии, утвердившей план.
Титульный лист включает таблицу, состоящую из одиннадцати граф. Каждая графа содержит определенную информацию, касающуюся пояснения плана.
Что касается содержания КТП, то оно, также, представлено в табличной форме и содержит 8-10 граф. Каждая графа содержит определенную информацию по учебной работе. Рассмотрим содержание каждой графы:
- Содержит номер учебного занятия.
- Прописывание темы каждого учебного занятия в лаконичной и доступной для восприятия форме.
- Количество часов, отведенных на проведение одного учебного занятия.
- Тип каждого учебного занятия.
- Рабочий материал: средства, методы, техническое снабжение, методический материал, который планируется использовать на каждом учебном занятии.
- Материал для самостоятельного изучения учащихся и задания для самостоятельной работы.
- Количество часов, отводимых на самостоятельную работу учащихся.
- Название вида и типа самостоятельной работы, которая реализуется не в домашних условиях.
Некоторые планы могут содержать 10 граф, в которых отражается информация о дополнительных мероприятиях и формах организации отдельного занятия: экскурсии, лабораторные работы, исследовательская деятельность.
В отчете о реализации плановой деятельности проводится мониторинг и оценка организации педагогического процесса по изучению конкретной дисциплины, степень ее освоения учащимися. педагог составляет этот отчет в конце периода реализации КТП.
Происходит заполнение граф по рабочей деятельности педагога, утвержденной содержанием плана и исполненной по факту. Если какие-то темы были не пройдены, то педагог приписывает их в отдельной графе.
Этапы утверждения КТП
Утверждение календарно-тематического плана проходит в несколько этапов:
- Предоставление КТП методисту на согласование в конце августа текущего года.
- Реализация проверки методистом соответствия разделов плана всем требованиям и стандартам его заполнения.
- Контрольные мероприятия по подготовке плана и его согласование директором учебного учреждения.
- Утверждение КТП приказом директора после его принятия методическим советом.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Календарно-тематическое планирование составляется на основе учебной программы. Учебная программа – это предметная программа, составная часть образовательной программы. Как составная часть, учебная программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Независимо от объёма программы в часах и длительности её изучения, каждая учебная программа открывается разделом «Пояснительная записка».
В требованиях к структуре программ учебных предметов ФГОС второго поколения отмечается, что в пояснительной записке даётся общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, результаты изучения учебного предмета.
Традиционно «Пояснительная записка» имеет следующую примерную структуру:
1. Цели и задачи предлагаемой программы.
2. Возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа.
3. Основные принципы построения программы.
4. Краткое описание разделов программы и её некоторые связи.
5. Предлагаемая автором методика изучения программы.
6. Предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения.
Предлагаемый порядок вопросов в данной структуре является условным. В «Пояснительной записке» их не нужно нумеровать и раскрывать только в предложенном порядке. Но начинать «Пояснительную записку» всегда необходимо с обоснования цели её написания, актуальности и практической значимости предлагаемого материала.
Календарно-тематическое планирование* – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.
Календарно-тематическое планирование всегда начинается с пояснительной записки. Пояснительная записка к календарно-тематическому плану должна быть чёткой, лаконичной, включать следующую обязательную информацию:
-
Указание на нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания календарно-тематического плана:
-
программа (её полное название, автор, издательство, год);
-
учебник (название, автор, издательство, год);
-
тетради на печатной основе (название, автор, издательство, год).
-
методические рекомендации (название, автор, издательство, год).
-
-
Указание числа часов изучения предмета в неделю, в год.
-
Таблица (расчасовка) изучаемого предмета по блокам.
Тема блока |
Количество часов |
Примечания |
-
Указать количество проводимых контрольных работ, экскурсий, опытов, лабораторных работ за год, например:
(контрольные диктанты – 4, экскурсии – 6, практических работ – 8)
-
Указание, что должен знать и уметь ученик на конец года по изучаемому предмету, в том числе универсальные учебные действия (УУД).
-
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 1 (2, 3, 4) класса в соответствии с программой учебного предмета.
Что должен ученик на конец года |
|
знать |
уметь |
При написании темы урока нельзя употреблять глаголы. При обобщении и повторении указываем темы изучаемого материала.
Например: Повторение по теме « Глагол».
Контрольные, проверочные работы прописываются с указанием тем, например: Контрольная работа №1 по теме «Состав слова».
Приложением к календарно–тематическому плану являются контрольно-измерительные материалы с текстами контрольных работ.
Примерная структура календарно-тематического плана
№ |
Тема урока |
Дата |
Количество часов |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Форма организации познавательной деятельности |
Формы контроля |
Организация самостоятельной деятельности |
Наглядность, ИКТ |
Примечание |
||
Предметные |
Метапредметные (УУД) |
Личностные |
||||||||||
знать |
уметь |
В 1 классе должно быть прописано 40-45 уроков в календарно–тематическом планировании (в зависимости от числа учебных недель) по всем предметам в нестандартной форме. Целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
(Письмо МО РФ от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», методические рекомендации УИПКПРО «Особенности процесса обучения в 1-ом классе четырехлетней начальной школы», 2000 г. и методическое пособие УИПКПРО «Первый раз в первый класс», 2005 г.)
Тема раздела |
Количество часов |
Причина изменения количества часов |
|
По государственной программе |
По рабочей программе |
||
Если число часов изучаемого предмета увеличивается (уменьшается) или же порядок изучаемых тем и их формулировки по программе расходятся с порядком и формулировками учебника, то пишется рабочая программа. Её пояснительная записка расширяется за счёт обоснования увеличения (уменьшения) часов, конкретно указывается, на какую тему и почему. (смотри требования к рабочей программе в стандартах второго поколения) В рабочей программе необходимо иметь контрольно-измерительные материалы, как её составную часть, при этом указать способы оценивания результатов достижений учащихся.
Приложение 1. Образец оформления титульного листа календарно-тематического планирования (рабочей программы)
Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа №____ |
||
УТВЕРЖДАЮ_________ подпись Директор________________ Ф.И. О. Дата, год. Печать. |
||
Календарно-тематическое планирование (рабочая программа) по __________________________ (предмет) для _____класса на 2010-2011 учебный год учителя______________________ фамилия, имя, отчество полностью |
||
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 28.08.2010 года Руководитель МО______ Подпись _____________________ Ф.И.О. |
СОГЛАСОВАННО_______ подпись заместитель директора по УВР ________________________ Ф.И.О. Дата год |
Приложение 2.
Примерная форма календарно-тематического планирования
№ пп |
Тема урока |
Дата |
Количество часов |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Форма организации познавательной деятельности |
Формы контроля |
Организация самостоятельной деятельности |
Наглядность, ИКТ |
Примечание |
|||
Предметные |
Метапредметные (УУД) |
Личностные |
|||||||||||
знать |
уметь |
||||||||||||
Числа от 1 до 100 (продолжение) Табличное умножение и деление |
56ч |
||||||||||||
1. |
Сложение и вычитание |
05.10.09 |
Повторение и систематизация знаний |
Нумерация чисел в пределах 100, названия компонентов, приёмы вычислений |
Решать простые и составные задачи. |
Уметь делить информацию на известную и неизвестную. |
Определение границ собственного знания и незнания. |
Фронтально-индивидуальная работа; работа по карточкам в парах |
Внешний контроль, взаимоконтроль |
||||
2. |
Контрольная работа №1по теме:« ……» |
Контроль знаний. |
Изученный материал по теме…… |
Вычислять, решать… |
Индивидуальная работа |
Самоконтроль |
** Образец оформления титульного листа и содержания календарно-тематического планирования смотри в Приложении 1, 2.
Календарно-тематическое планирование (КТП) – это головная боль для школьных учителей. Ведь два раза в год учителям приходится не только планировать учебный процесс, но и заполнять огромное количество отчетов и журналов техники безопасности.
Для того чтобы ускорить и облегчить написание календарного плана, ниже составлены список рекомендаций и план действия.
Во-первых, что такое календарный план и для чего он нужен?
Календарный план – это документ, который определяет, в какой последовательности и в какие сроки вы будете проходить с учениками ту или иную тему. Этот документ распределяет учебную нагрузку. Согласно КТП заполняется журнал. При грамотном составлении календарного плана планировать уроки проще и быстрее.
Советы для составления календарного плана
- Не стоит копировать чужое КТП, как и планы уроков. Прежде всего, потому что у всех учителей разный стиль преподавания, и идти по чужому плану один в один невозможно.
- Чем детальнее расписано КТП, тем быстрее будет планировать урок в течение учебного полугодия. Если в календарном плане значится только тема урока, следует, что при составлении плана урока придется делать все с нуля – думать о цели урока, какие навыки будут развиваться на этом уроке, какие упражнения будут выполняться, и какое домашнее задание будет следовать за уроком.
Результаты на конец полугодия, четверти, темы и урока должны быть заранее спланированы.
Итак, каков план действий при составлении КТП?
- Ознакомьтесь с учебником и с государственной программой.
- Поставьте SMART цель на полугодие (если вы составляете план на полугодие).
- Определите, чему должны научиться ученики, чего они не умели ранее.
- Поделите эту большую полугодовую цель на этапы – темы.
- Определите, каким количеством времени вы располагаете, сколько уроков у вас должно быть на каждую из тем. Посчитайте длительность первого полугодия, и умножьте количество недель на количество уроков в неделю. Учитывайте государственные праздники и каникулы, и не учитывайте эти даты в календарном плане. Оставьте 1-2 урока после каждой темы про запас — на случай, если ученики будут схватывать материал не так быстро, если обнаружатся пробелы в знаниях, которые нужно будет наверстать, или просто на случай, если один из уроков выпадет. Также, оставьте несколько уроков на подготовку к контрольной работе, контрольную работу, и ее анализ.
- «От простого – к сложному». Уроки в пределах одной темы должны распределяться таким образом, чтобы перейти от упражнений под контролемпреподавателя (Guided Practice) к независимой практике (Independent Practice).
- Определите, каким образом ученики будут оцениваться в конце каждой темы.
- Распределите виды речевой деятельности по урокам и создайте SMART цель для каждого из них.
- Подберите упражнения из учебника или дополнительных ресурсов для каждого из уроков и подберите домашнее задание.
Если КТП правильно составлен и продуман, остается гораздо меньше работы в течении всего учебного полугодия, ведь цели урока и цели всего учебного процесса будут ясны.
“Постановка целей является первым шагом на пути превращения мечты в реальность” – Тони Роббинс.