Как составить календарно тематическое планирование по внеурочной деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» составлена в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, требованиями ФГОС НОО, учебным планом МОУ Семеновской основной общеобразовательной школы, на основании авторской программы Балазан В.Д. «Шахматная азбука» 1 класс (в редакции ГБОУ ВО МО «Академия социального управления») 2016 г.

Цель программы – создание условий для развития интеллектуально-творческой, одарённой личности через занятия шахматами.

Задачи:

  • развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;

  • развитие навыков групповой работы;

  • развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;

  • развитие активности, целеполагания, личной ответственности;

  • развитие образного мышления, расширение представления об окружающем мире;

  • воспитание целеустремлённости, самообладания, навыков самодисциплины, бережного отношения ко времени.

Общая характеристика программы

Программа «Шахматная азбука» проводится в рамках внеурочной деятельности в начальной школе. Актуальность программы продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Шахматы доступны людям разного возраста. Шахматы – часть мирового культурного пространства.

Основой программы является деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Ведь шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенного в начале обучения, воспринимает их именно как игру.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих качеств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Места кружка в учебном плане

Кружок «Шахматная азбука» изучается в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на один час в неделю – 33 часа.

Список используемой литературы:

  1. Шахматная школа. Учебник для младших классов / В. Барский. Поляндрия/Библиотека РШФ, 2016 г.

  2. Шахматная школа. Методическое пособие для учителя / В. Барский. Библиотека РШФ, Москва, 2016 г.

  3. Шахматная азбука / В. Барский. Рабочая тетрадь школьника. Библиотека РШФ, Москва, 2016 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результаты освоения программы за первый год обучения:

  • знание шахматных терминов: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

  • знание названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • знание правил хода и взятия каждой фигурой;

  • различение диагонали, вертикали, горизонтали;

  • сравнение между собой предметов, явлений;

  • обобщение, умение формулировать несложные выводы;

  • умение определять последовательность событий;

  • умение определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на доступные первокласснику правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий: уметь высказывать свое предположение (версию) на основе данного задания: уметь работать по предложенному учителем плану, учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

К концу первого года обучения дети научатся:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений.

Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:

– занятия на повторение;

– коррекционные занятия;

– самооценка ученика по принятым формам (например, тестирование по (темам) разделам программы);

– использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.

Система дидактических принципов

  • принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

  • принцип индивидуализации обучения – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Легенды и сказания о возникновении шахмат (1 час)

Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.

Тема 2. Шахматная доска (3 часа)

Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».

Тема 3. Шахматные фигуры (4 часа)

Теория. Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Что общего?» и др.

Тема 4. Начальная расстановка фигур (3 часа)

Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» и др.

Тема 5. Ходы и взятие фигур (8 часов)

Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.

ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, конская, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле не воин», «Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар», «Ограничение подвижности».

Тема 6. Цель шахматной партии (6 часов)

Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

ШАХ. Шах ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Защита от шаха.

МАТ. Цель игры. Мат ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой.

НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.

РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Практика. Дидактические игры: «Шах – не шах», «5 шагов», «Защита от шаха», «Мат – не мат», «Первый шах», «Рокировка».

Тема 7. Игра всеми фигурами из начального положения (6 часов)

Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.

Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры «Два хода» и др.

Тема 8. Итоговое занятие (2 часа)

Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини-соревнований, турниров.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Тема 1. Легенды и сказания о возникновении шахмат

1

1

Тема 2. Шахматная доска

3

1

2

Тема 3. Шахматные фигуры

4

2

2

Тема 4. Начальная расстановка фигур

3

1

2

Тема 5. Ходы и взятие фигур

8

3

5

Тема 6. Цель шахматной партии

6

2

4

Тема 7. Игра всеми фигурами из начального положения

6

2

4

Тема 8. Итоговое занятие

2

2

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание

Дата

План

Факт

Тема 1. Легенды и сказания о возникновении шахмат (1 час)

Введение в ОП. Волшебный мир шахмат

07.09

Тема 2. Шахматная доска (3 часа)

Шахматная нотация

14.09

Ладья и слон

21.09

Нападение и взятие

28.09

Тема 3. Шахматные фигуры (4 часа)

Пешка

05.10

Король

12.10

Ферзь

19.10

Конь

26.10

Тема 4. Начальная расстановка фигур (3 часа)

Ценность фигур

09.11

Особые ходы пешки

16.11

Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур

23.11

Тема 5. Ходы и взятие фигур (8 часов)

Коррекционное занятие

30.11

Защита от нападения

07.12

Шах и защита от него

14.12

Мат

21.12

Простейшие матовые конструкции

28.12

Пат. Ничья

11.01

Повторение: задания на шах, мат, пат

18.01

Коррекционное занятие или турнир по шахматам

25.01

Тема 6. Цель шахматной партии (6 часов)

Особый ход – рокировка

01.02

Двойной удар

08.02

Мат королем и ферзем

15.02

Мат ферзем и ладьей

01.03

Мат двумя ладьями

15.03

Повторение: матование одинокого короля разными фигурами

22.03

Тема 7. Игра всеми фигурами из начального положения (6 часов)

Коррекционное занятие или турнир

05.04

Правила поведения во время игры

12.04

Шахматные часы

19.04

Запись партии

26.04

Вилка

03.05

Сквозной удар

10.05

Тема 8. Итоговое занятие (2 часа)

Повторение – итоговый тест

17.05

Подведение итогов года

24.05

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(проектная деятельность)

«Что? Где? Когда?»

Составитель: учитель начальных классов

I квалификационной категории

Бухарова Ирина Витальевна

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(Проектная деятельность)

«Что? Где? Когда?»

Структура рабочей программы

I. Пояснительная записка

1. Цели и задачи программы

2. Актуальность и особенность программы

3. Формирование способностей младших школьников

4. Сроки реализации программы (три уровня результатов)

II. Содержание изучаемого курса

III. Методическое обеспечение программы

IV. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса

в 1-м классе

V. Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

VI. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

1. Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

2. Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом

3. Общие правила для педагогов – руководителей проектов

4. Роль учителя в проектной деятельности

VII. Примерные критерии оценок проектной деятельности:

VIII. Последовательность работы над проектом

IX. Планируемые результаты.

X. Календарно-тематическое планирование (1 класс)

Пояснительная записка

Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Варианты Базисного учебного плана, предлагаемые образовательным учреждениям для организации образовательного процесса в начальной школе (разработанные на основе ФГОС второго поколения), предусматривают 40 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по таким направлениям, как:

  • спортивно-оздоровительное;

  • художественно-эстетическое;

  • научно-познавательное;

  • военно-патриотическое;

  • общественно-полезная деятельность;

  • проектная деятельность.

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

  • предметные;

  • метапредметные;

  • личностные.

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

Сроки реализации программы «Что? Где? Когда?» составляют 4 года по 2 часа в неделю.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ

Цель программы

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

ЗАДАЧИ:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

воспитание целеустремленности и настойчивости;

формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» «Что? Где? Когда?» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации: занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

             Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

          При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом

           Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

         Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Проекты отличаются друг от друга:

результатом:

поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

числом детей:

индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

– набором и иерархией ролей;

– соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

– необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Личностные и метапредметные результаты

образовательного процесса в 1-м классе

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

– основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия;

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

        Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

         Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

          На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). 

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).

Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;

в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

          Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5- 8 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

         Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы

Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

         В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

      В рамках традиционных учебных занятий используют:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей  Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Роль учителя в проектной деятельности

           Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

          Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

        Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1. Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств

Последовательность работы над проектом

Технологический (творческий) проект

1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

  1. Сделать подарок.

  2. Подготовиться к празднику.

  3. Что-то другое…

Что будем делать?

  1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).

  2. Определяем конструкцию изделия.

  3. Подбираем подходящие материалы.

  4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.

  5. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

  1. Подбираем технологию выполнения.

  2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.

  3. Подбираем инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).

  2. Изготавливаем изделие.

  3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

  1. Что решили делать и для чего.

  2. Как рождался образ объекта.

  3. Какие проблемы возникали.

  4. Как решались проблемы.

  5. Достигнут ли результат.

Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Класс

Темы занятий

Количество часов

В школе

(в классе)

Вне школы (класса)

Теория

Практика

1 этап

1. Проект? Проект!

+

1ч.

2. Как выбрать тему проекта?

+

1ч.

1ч.

3. Какими могут быть проекты?

+

1ч.

4. Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

+

1ч.

1ч.

5. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

+

1ч.

1ч.

6. Наблюдение как способ выявления проблем.

+

+

1ч.

1ч.

7. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

+

1ч.

1ч.

8. Выдвижение идеи (мозговой штурм);

+

1ч.

1ч.

9. Постановка вопроса (поиск гипотезы);

10. Формулировка предположения (гипотезы);

+

+

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

11. Развитие умения видеть проблемы.

+

1ч.

1ч.

12. Развитие умения выдвигать гипотезы.

+

1ч.

1ч.

13. Развитие умений задавать вопросы.

+

2ч.

2ч.

14. Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей

+

+

2ч.

2ч.

15. Обоснованный выбор способа выполнения задания;

+

1ч.

1ч.

17. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек;.

+

2ч.

2ч.

18. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

+

1ч.

1ч.

19. Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

+

4ч.

4ч.

20. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

+

6ч.

6ч.

21. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

+

+

2ч.

2ч.

Всего – 66 часов

Первый уровень результатов

(1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

№ п/п

Тема занятия

Дата

К-во занят

Содержание занятий

Характер деятельности

Результат

1

Добрые слова

1

Создаем хорошее настроение «Скажите добрые слова». Эвристическая беседа.

Работа в парах

Хорошее настроение Развитие восприятия, внимания, познавательного интереса.

2

Подвижные игры

1

Дворовые игры.

групповая

Хорошее настроение, Здоровая физическая нагрузка. Отдых на свежем воздухе.

3

Почему происходит смена дня и ночи

1

Движение Земли вокруг своей оси

Индивидуальная, в парах.

Развитие логического мышления, смекалки

4

Народные приметы

1

Народные приметы . Игра «Ветер дует», «Звуки природы»

Фронтальная, индивидуальная.

Развитие образного мышления, умение переключать внимание.

5

Золотая пора

1

Экскурсия в природу

Фронтальная, групповая.

Развитие внимания, целостного восприятия окружающего мира.

6

Как работает термометр

1

Принцип работы термометра

Фронтальная, индивидуальная

Развитие логического мышления, памяти, формирование целостного восприятия предмета.

7

Загадки воды

1

Беседа о свойствах воды. Память воды. Игра «Я начну, а ты закончи»

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Развитие гибкости внимания памяти, любознательности.

8

Веселая

кисточка

1

Задание «Подбери общее понятие»

Фронтальная, индивидуальная

Повышение объема и устойчивости внимания. Развитие наблюдательности. Расширение словарного запаса.

9

Электричество у нас дома

1

Понятие электричество. Головоломка.

Фронтальная, индивидуальная.

Развитие логического мышления, смекалки. Хорошее натроение

10

Моя семья

1

Моя семья. Понятие о генеалогическом дереве. Беседа «Семейные обязанности и традиции»

индивидуальная

Развитие познавательного интереса. Научиться составлять рассказ о своей семье.

11

Как устроен компас?

1

Принцип работы и устройство компаса. Игра «Пол – потолок». Задание «Четвертый лишний»

Фронтальная, Групповая.

Развитие уверенности в себе, способности концентрировать и переключать внимание.

12

Занимательные задачи.

1

Решение задач

индивидуальная

Развитие логического мышления, внимательности.

13

Почему у Земли холодные полюса?

1

Форма и размеры земли. Пояса освещенности.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие навыков произвольного и осмысленного запоминания, ассоциативного мышления.

14

Как верблюды живут без воды

1

Животные пустыни

Групповая

Развитие познавательного интереса

15

Шифровальщик

1

Задание «Зашифровать письмо». Игра «У медведя во бору»

Фронтальная, по парам.

Умение выделять признаки предмета, действия, явления. Развитие пространственной ориентировки

16

Из каких цветов состоит солнечный луч

1

Спектр

Фронтальная, индивидуальная

Развитие наблюдательности, уточнение представления о частях суток, умение рассказывать о своей семье выделять главное.

17

Запомни и нарисуй

1

Игра «Запомни и нарисуй». Игра «Повторяй за мной»

Фронтальная, индивидуальная

Развитие памяти, внимания, гибкости мышления.

18

Песенная эстафета

1

Игра «Песенная эстафета». Игра «Блуждающий мяч»

Индивидуальная, групповая.

Развитие ловкости, быстроты действия, активности.

19

Логические цепочки

1

Задание «Я начну, а ты продолжи». Игра «Фанты»

Индивидуальная, фронтальная.

Развитие внимания, устойчивости памяти, сообразительности.

20

Вулканы

1

Как возникают вулканы. Строение вулкана

фронтальная.

Формировать способность переключать внимание, развивать быстроту реакции, умение выявлять закономерность.

21

Пирамида здорового питания

1

Здоровое питание. Полезная еда

коллективная

Сформулировать принципы здорового питания.

22

Что такое радуга?

1

Радуга

индивидуальная

Развитие логического мышления, внимательности, воображения.

23

Сказки народов мира

1

Произведения мировой литературы.

групповая

24

Когда спички – игрушка

1

Составление задач при помощи спичек

индивидуальная

Развитие моторики рук, памяти, внимания, усидчивости.

25

Мое имя

1

Задание: собери сведения о своем имени, игра «Филин и пташка»

Фронтальная, групповая.

Повышать объем и устойчивость внимания. Развитие коммуникативности. наблюдательности. Расширение словарного запаса

26

Почему светит Солнце?

1

Солнце ядерный реактор

групплвая

Развитие внимания, гибкости мышления, смекалки, формирование ответственности.

27

Почему медведь впадает в спячку.

1

Зимняя спячка животных

Индивидуальная, фронтальная

Развитие внимания, памяти, активности. Навыков запоминания.

28

Веселая математика

1

Решение нестандартных задач, игра «Кот и мышь»

Индивидуальная, фронтальная

Развитие логического и ассоциативного мышления, смекалки.

29

Где живет Дед Мороз

1

Новогодние традиции.

«Лови мяч»

Индивидуальная, фронтальная

Формировать способность концентрировать, распределять и удерживать внимание, воспитывать аккуратность.

30

Почему идет дождь

1

Мировой круговорот в природе

Индивидуальная, фронтальная

Формировать способность концентрировать, распределять и удерживать внимание, воспитывать аккуратность.

31

Почему дует ветер

1

Воздушные массы их движения. Игра «Ветер – шалун»

Фронтальная, групповая.

Формирование целостного восприятия предмета, умения выделять главные существенные признаки. Развитие умения комбинировать предметы.

32

Что такое гигиена

1

Беседа о личной гигиене. Игра «морская фигура»

фронтальная

Развитие умения обобщать, делать выводы, формирование элементов творческого воображения.

33

Почему Луна в разное время выглядит по-разному?

1

Задание «Найди общий признак», «Назови обобщающим словом», игра «Лови мяч»

Индивидуальная, фронтальная

Развитие гибкости внимания, наблюдательности, умения обобщать и конкретизировать.

34

Литературная гостиная

1

Чтение русских народных сказок, игра «У медведя во бору»

Индивидуальная

Формирование умения слушать, запоминать, развивать образное мышление.

35

Три состояния вещества

1

Понятие вещество. Физические свойства и состояние вещества. Игра «Что правда, а что ложь». Скороговорки.

Фронтальная, индивидуальная.

Развитие внимания, гибкости мышления, называть существенные признаки, определять отношения между понятиями.

36

Планета на ладони

1

Знакомство с глобусом, материками и океанами. Игра «Ветер дует»

Фронтальная, индивидуальная

Развитие памяти, речи, наблюдательности, умения сопоставлять,

37

Атмосфера

1

Беседа о свойствах воздуха, эксперимент «Теплый воздух поднимается вверх», игра «Колечко»

Фронтальная, индивидуальная

Развитие познавательного интереса, умения объяснять физические процессы

38

Почему предметы падают на землю?

Понятие земное притяжение, игра «Дружный хлопок!

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Развитие гибкости мышления, умения выделять признаки предметов, устанавливать соотношение признаков и предметов. Навыки работы в команде.

39

Жизнь замечательных людей.

1

Великие путешественники и открыватели

индивидуальная

Умение выделять главное, оценивать значение личности для развития цивилизации.

40

Где растет сахар.

1

История появления сахара.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие логического и ассоциативного мышления, смекалки, мелкой моторики рук.

41

Кроссворд

1

Составление и разгадывание простейших кроссвордов

индивидуальная

Внимательность, объем памяти, логика.

42

Кружева

1

Задание «Свяжи слова», игра «Запретное движение», игра «Животные».

Групповая, индивидуальная

Повышать объем и устойчивость внимания. Развитие сообразительности. Расширение словарного запаса

43

Если хочешь быть здоров!

1

Движение – основа здоровья.

Фронтальная, индивидуальная

Формирование знаний о здоровом образе жизни, умение выделять главное.

44

Почему корабль не тонет?

1

Конструкция корабля. Игра «Вордбол», игра «Змейка»

Фронтальная, индивидуальная

Развитие гибкости внимания, наблюдательности.

45

Моря и океаны.

1

Земля – планета воды. Океаны, моря. Иигра «Блуждающий мяч»

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Развитие гибкости мышления, умения выделять признаки предметов, устанавливать соотношение признаков и предметов. Навыки работы в команде.

46

Рекорды планеты.

1

Самые крупные объекты природы. Игра «кулак, ребро, ладонь»

Фронтальная, индивидуальная

Развитие памяти, внимания, скорости реакции.

47

Какие бывают планеты?

1

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Игра «Ухо – нос»

Фронтальная, индивидуальная

Развитие творческого воображения, внимания, активности, сообразительности.

48

Лови мяч

1

Задание «Найди общий признак», «Назови обобщающим словом», игра «Лови мяч»

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Повышать объем и устойчивость внимания. Развитие наблюдательности. Расширение словарного запаса

49

Искусственные спутники Земли

1

Искусственные спутники Земли. Игра «Кто быстрее»

Фронтальная, индивидуальная

Развитие внимания. Формирование способности концентрировать, распределять, удерживать внимание. Повышение объема и устойчивости памяти.

50

Как предсказывают погоду

1

Метеорология. Прогноз погоды. Игра «Буква заблудилась».

Фронтальная, индивидуальная.

Развитие памяти, гибкости мышления.

51

Как делают бумагу

1

Бумажная промышленность. Целлюлоза. Отгадывание загадок.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие внимания, навыков произвольного и осмысленного запоминания.

52

Пара рукавичек

1

Игра «Пара рукавичек», игра «Найди отличия»

Индивидуальна

Повышение объема и устойчивости внимания. Развитие восприятия, памяти, гибкости мышления.

53

Подбери противоположное по смыслу слово

1

Задание «Подбери противоположное по смыслу слово», игра «Парад»

В парах.

Развитие творческого воображения, внимания, активности, ответственности.

54

Стекло

1

История появления стекла. Игра «Чайник с крышечкой»

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Развитие гибкости мышления, умения выделять признаки предметов, устанавливать соотношение признаков и предметов. Навыки работы в команде.

55

Человеческий глаз

1

Устройства глаза. Гимнастика для глаз. Игра «Мост дружбы».

В парах, индивидуальная

Повышать объем и устойчивость внимания. Развитие наблюдательности.

56

Почему на Пасху принято красить яйца

1

Праздник Пасхи

Фронтальная, индивидуальная

Развитие познавательного интереса.. Развитие наблюдательности, гибкости мышления.

57

Климат и факторы, влияющие на климат

1

Понятие климат, от чего он зависит. Игра «Кто летает»

Фронтальная, индивидуальная

Формирование способности концентрировать, распределять, удерживать и переключать внимание.

58

Самые полезные продукты

1

Беседа «Самые полезные продукты», задание «Четвертый лишний»

фронтальная.

Формирование знаний о здоровой пище, развитие умения обобщать, делать выводы, формирование элементов творческого воображения.

59

Веселая математика

1

Решение нестандартных задач, игра «Колпак мой треугольный»

Фронтальная, индивидуальная

Развитие логического и ассоциативного мышления, смекалки.

60

Мой портрет в интерьере

1

Задание – тест

индивидуальная

Развитие навыков осмысления, выделения главного.

61

Зачем слону хобот

1

Все о слонах

Фронтальная, индивидуальная

Развитие восприятия, образного мышления

62

Найди отличия

1

Задание «Найди отличие», «Письмо инопланетянину», игра «Ухо – нос»

Фронтальная, индивидуальная

Формирование целостного восприятия предмета. Развитие наблюдательности, умение переключать внимание.

63

Как обнаружить воздух в помещении

1

Свойства воздуха

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Развитие внимания, смекалки.

64

Как возникла жизнь

1

История возникновения жизни.

Групповая,

Развитие восприятия, навыков пространственной и временной ориентировки. Формирование элементов конструкторского мышления и творческого воображения.

65

Космос

1

Звезды, галактики. Солнечная система.

В парах, индивидуальная

Развитие памяти, речи. Умение использовать различные приемы запоминания.

66

Веселые человечки

1

Начинай на А, Игра «Паровозик»

Групповая

Расширение словарного запаса.

67

Слагающие здоровье.

1

Правила ЗОЖ

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Умение классифицировать предметы по общему признаку. Развитие умения обобщать и находить лишнее или недостающее.

68

Рекорды планеты

1

Интересные природные объекты на планете. Игра «Колечко»

фронтальная

Развитие памяти, внимания, восприятия, навыков пространственной ориентировки.

69

Пожалуйста.

1

Игра «Пожалуйста», задание «Что изменилось?»

Фронтальная, индивидуальная

Развитие гибкости мышления, умения выделять признаки предметов, устанавливать соотношение признаков и предметов. Навыки работы в команде.

70

Мы играем, проверяем, что умеем и что знаем

1

Вордбол, задание «Разрезанные предложения», игра «Недостающий элемент», «Сочиняем сказку»

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Развитие основных видов памяти, творческого воображения, гибкости мышления, умение комбинировать различные предметы.

Добавить комментарий