Как составить календарный план проведения ревизии

Ревизии
и проверки подразделяют на плановые и
внеплановые. Плановые ревизии проводятся
в соответствии с утвержденными планами
на год, внеплановые — по поручению
государственных правоохранительных
органов и в связи с возникшей необходимостью.

Годовой
план проведения ревизий (табл. 6.1)
утверждается руководителем контрольного
органа и должен содержать сведения:
наименование проверяемой организации;
должность руководителя подразделения,
ответсвенного за проведение ревизии;
период, за который проводится ревизия;
даты начала и окончания ревизии; отметку
о проведении ревизии.

Таблица
6.1

Утверждаю

Руководитель
контрольного органа

« ____ «
______________ 200 __ г.

Календарный план проведения ревизий на 2005 год

п/п

Наимено­вание
организации

Ответствен-ный
за проведение

Регламент

Отметка
о выполнении

Примечание

ревизуемый
период

дата
начала

дата
окончания

1

Государственный
педагогический институт

Нач.
отдела ревизий бюджетных учреждений

01.01.2003
— 31.06.2004

01.07.2004

29.07.2004

Выполнено

2

ГУП
«Орион»

Нач.
отдела ревизий ГУП

01.07.2002
— 31.06.2004

01.07.2002
— 31.06.2004

30.08.2004

Выполнено

3

Областной
драматический театр

Нач.
отдела ревизий учреждений культуры

01.08.2003
— 31.07.2004

01.09.2004

30.10.2004

Сроки
проведения подлежат уточнению

4

и т.д.

Тщательное
планирование мероприятий по проведению
контроля является залогом его высокого
качества. Осуществление качественного
контроля, как и любого другого вида
деятельности, требует тщательной
подготовки и планирования.

Планирование
является начальным этапом осуществления
мероприятий по проведению ревизии
(проверки) и состоит в разработке общего
плана (табл. 6.2) с указанием ожидаемого
объема, графиков и сроков их проведения,
а также в разработке программы (табл.
6.3), определяющей объем, виды и
последовательность контрольных процедур,
необходимых для формирования объективных
и обоснованных выводов об объекте
ревизии.

Таблица
6.2

Утверждаю

Руководитель
контрольного органа

« ____ «
______________ 200 __ г.

Общий план

проведения
ревизии Государственного педагогического
института

за
период с 01.01.2003 — 31.06.2004

п/п

Проверяемый
участок (раздел)

Срок
исполнения

Срок
пред-ставления материала

Объем
проверки

Исполнитель

начало

окончание

1

Проверка
организации бюджетного учета

01.07.2004

06.07.2004

09.07.2004

Выборочная

Макаров
Ю.Ф.

2

Ревизия
нефинансовых
активов

01.07.2004

09.07.2004

12.07.2004

Сплошная

Сидоров
А.В.

3

Ревизия
финансовых активов

13.07.2004

24.07.2004

26.07.2004

Сплошная

Петров
В.А.

4

Ревизия
обязательств

01.07.2004

12.07.2004

15.07.2004

Выборочная

Иванов
Д.П.

5

Ревизия
финансовых
результатов

10.07.2004

23.07.2004

25.07.2004

Сплошная

Денисов
С.А.

6

Ревизия
санкционирования расходов
бюджета

10.07.2004

20.07.2004

22.07.2004

Выборочная

Артемов
А.Б.

7

Ревизия
операций по забалансовым счетам

10.07.2004

22.07.2004

25.07.2004

Выборочная

Динов
Ф.А.

8

Обобщение
результатов

25.07.2004

30.07.2004

31.07.2004

Макаров
Ю.Ф.

9

и
т.д.

В
процессе планирования мероприятий по
проведению ревизии проверяющие обязаны
пополнять и учитывать полученные знания
о деятельности проверяемой организации
при отборе необходимых аналитических
процедур, составлении плана и программы
проверки.

Планирование
ревизий и проверок финансово-хозяйственной
деятельности организаций должно
осуществляться с соблюдением общих
принципов: комплексности, непрерывности
и оптимальности.

Принцип
комплексности

предполагает обеспечение взаимоувязанности
и согласованности всех этапов планирования
мероприятий по осуществлению контроля
— от предварительного планирования до
составления общего плана и программы
проверки.

Принцип
непрерывности

выражается в установлении сопряженных
заданий лицам, участвующим в проведении
проверки, и увязке этапов планирования
по срокам и по смежным хозяйствующим
субъектам (структурным подразделениям,
выделенным на отдельный
баланс, филиалам, представительствам,
дочерним организациям).

Принцип
оптимальности

планирования проверки заключается в
том, что в процессе планирования должна
быть обеспечена возможность выбора
оптимального варианта общего плана и
программы проверки на основании
критериев, определенных самим
контролирующим органом.

Планирование
мероприятий по осуществлению контроля
включает следующие три основных этапа:

1)
подготовительный;

2)
составление общего плана;

3)
составление программы.

На
подготовительном этапе необходимо:

  • определить
    цели и задачи проверки;

  • получить
    представление об особенностях, видах
    и объемах финансово-хозяйственной
    деятельности, организационной структуре,
    документообороте и основных показателях
    проверяемой организации.

Исходя
из поставленных целей проверки
определяются форма, способы и методические
приемы контроля, качественный и
профессиональный состав участников
проверки.

Программа
проверки

является развитием общего плана и
представляет собой детальный перечень
проверяемых вопросов и контрольных
процедур, необходимых для реализации
плана и достижения цели и задач проверки.
Одновременно программа служит подробной
инструкцией для лиц, осуществляющих
проверку, и средством контроля качества
проведенной проверки (см. табл. 6.3).

Программа
проверки должна быть оформлена в виде
документа, подписана составителями и
утверждена соответствующим должностным
лицом проверяющей организации.
Документально оформленные материалы
по каждому разделу программы проверки
являются фактическим материалом для
составления итогового документа по
результатам проверки.

Таблица
6.3

Добавить в «Нужное»

План-график проведения инвентаризации. Образец

Частота проведения инвентаризации устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике и графике проведения инвентаризации. Каждое предприятие разрабатывает внутренние документы, регулирующие проведение инвентаризации, исходя из преследуемых целей.

Инвентаризация как способ контроля

Инвентаризация является одним из методов ведения бухгалтерского учета. Она позволяет выявлять фактическое наличие имущества и обязательств предприятия, сопоставлять установленные сведения с данными учета, выявлять неточности в бухгалтерском учете, устранять их без негативных последствий для организации. План проведения инвентаризации помогает в реализации этих целей, четко определяя сферу исследования каждой из предполагаемых ревизий.

Скачать план-график проведения инвентаризации

Инвентаризация проводится специальной комиссией. Ее состав утверждается на постоянной основе. В помощь комиссии по инвентаризации могут быть созданы рабочие группы. Потребность в их создании определяется объемом исследуемых объектов.

Инвентаризация подразделяется на плановые и внеплановые проверки. План инвентаризации включает в себя оба вида ревизий. Под плановой инвентаризацией подразумевается проверка активов и обязательств в сроки, установленные заранее. Внеплановая инвентаризация осуществляется для контроля за ценностями неожиданно для материально ответственного лица. Другое название внеплановой проверки – внезапная.

График проведения инвентаризации

Руководитель организации устанавливает число инвентаризаций, сроки их осуществления, список исследуемых ревизией объектов.

Законодательством РФ предусмотрены ситуации, в которых проведение инвентаризации обязательно:

  • реорганизация или ликвидация организации;
  • стихийные бедствия, пожары, аварии и другие чрезвычайные ситуации, обусловленные экстремальными условиями;
  • обнаружение фактов краж, хищений, порчи имущества и злоупотребления положением;
  • подготовка бухгалтерской отчетности по итогам года;
  • смена материально ответственных лиц;
  • сдача в аренду, выкуп и продажа имущества предприятия;
  • при коллективной ответственности смена руководителя, изменение состава коллектива более чем на 50%, требование одного или нескольких членов коллектива провести инвентаризацию.

В остальных случаях частоту проведения регламентирует график инвентаризации.

В связи с тем, что провести инвентаризацию на предприятии за один день сложно, руководитель организации и главный бухгалтер имеют возможность создать план-график осуществления ревизии. Он позволит равномерно распределить частоту и сроки реализации инвентаризации.

Для осуществления инвентаризации в качестве обязательных реквизитов в графике инвентаризации должны быть прописаны:

  • список исследуемых объектов;
  • состав членов комиссии по инвентаризации;
  • сроки и частота проведения ревизии.

Обязанность по созданию плана-графика осуществления инвентаризации возложена на главного бухгалтера. Утверждает график руководитель предприятия. План инвентаризации включает в себя график проведения плановых и внеплановых проверок.

Инвентаризации по плану вводятся положением об инвентаризации, которое утверждает руководитель. Положение об инвентаризации – часть учетной политики организации. Его целесообразно разработать до 1 января года, за который организация будет отчитываться. Руководитель устанавливает сроки осуществления плановых инвентаризаций. План-график проведения инвентаризации формируется в разрезе исследуемого имущества и обязательств.

Помимо плановых ревизий организация может осуществлять и внеплановые инвентаризации товарно-материальных ценностей по заранее разработанному графику. Цель внезапных инвентаризаций – застать врасплох материально ответственное лицо. Внеплановые проверки проводятся по плану инвентаризации, хранящемуся у руководителя или главного бухгалтера.

Ревизия ФХД

Соответствие финансовых и хозяйственных операций требованиям законодательства определяется в момент ревизии ФХД. Это один из самых важных и ответственных видов проверок. Она предусматривает контроль всех видов финансово-хозяйственной деятельности.

В момент ревизии проверяется грамотность ведения бухгалтерского учета и отчетности. Особое внимание уделяется налогообложению и своевременному перечислению платежей в бюджет, и внебюджетные фонды.

Цель ревизии и ее основные задачи

Во время ревизии устанавливается, как используются финансовые средства и куда направляются денежные потоки. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности определяет отсутствие нарушений по отмыванию денег, полученных преступным путем. Таким образом, анализируются не только исходящие, но и входящие денежные потоки. Также важно соблюдение безутратности денег и материальных ценностей.

Проведение ревизии предусматривает проверки по фактическим операциям и документально:

  • подтверждение финансовых операций соответствующими договорами и документами;
  • целевое использование кредитов, полученных в банках, и осуществляемых расчетов;
  • проведение сделок с ценными бумагами, дисконтными и процентными векселями, акциями, облигациями;
  • своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами и проведение их в полном объеме;
  • проверяются все статьи доходов и расходов, образование прибыли или убытков от хозяйственной деятельности;
  • следование требованиям законодательства и правилам бухгалтерского учета;
  • начисления и расчеты по заработной плате, расчетные операции с физическими лицами;
  • затраты на текущую деятельность компании;
  • как осуществляется учет нематериальных активов;
  • направление средств в инвестиции с формированием диверсифицированного инвестиционного портфеля;
  • получение и распределение прибыли.

На основе глубокого анализа и финансово-экономического контроля становится понятным уровень управления компанией и соответствие требованиям законодательства. Этот контроль также касается обеспечения сохранности имущества владельцев. Определяется эффективность осуществления хозяйственной деятельности, рентабельность, самоокупаемость и выход на точку безубыточности нового предприятия.

Ревизия хозяйственной деятельности

Подготовка к проведению проверки

К моменту ревизии необходимо подготовить абсолютно все заключенные договора, бухгалтерские проводки и первичные документы. Это касается всех финансовых и хозяйственных операций. Также учитывается определенный период, в котором проводится проверка.

Ревизия материальных ценностей проводится путем полной инвентаризации. Результаты сверяются с соответствующими статьями баланса. Она проходит по месту нахождения имущества в присутствии материально ответственных лиц. Также инвентаризации подлежат финансовые обязательства, запасы, в том числе, иных предприятий, которые учитываются бухгалтером. Этот порядок распространяется также на имущество, которое не учтено в балансе.

Подготовка проводится также проверяющими. Ознакомительный этап проверки включает особое задание, изучить деятельность компании.

Оно поможет в дальнейшем правильно оценить проводимые операции и способы отражения их в бухучете. Также понимание деятельности повлияет на методы контроля и сами результаты ревизии, которые вносятся в отчет.

Подготовка к ревизии включает две важных задачи:

  • сбор и изучение информации о праве собственности, управлении и проводимых сделках в компании, выяснение особенностей работы отрасли в целом;
  • оценить достаточность предоставленного материала для проведения ревизии.

В случае появления вопросов может проводиться встречная проверка контрагентов компании.

Правила проведения ревизии ФХД

Правильный контроль финансов и хозяйственной деятельности предусматривает определенную последовательность, и проводится в соответствии с общими правилами. Подготовка, основная часть, порядок и проведение ревизии одинаковы для разных видов деятельности.

Во время контроля объекта осуществляется сбор информации на подготовительном этапе. В результате потребуются весомые доказательства, которые станут подтверждающей базой. С этой целью проводятся разные виды контрольных процедур:

  • аналитических, предусматривающих проведение глубокого анализа;
  • детальная проверка оборотов, отображаемых в бухгалтерском учете, и сальдо по счетам;
  • оценка действующей системы контроля.

Объемы и вид информации определяются ревизорами. Основная задача — получение достоверных данных. Ведь в некоторых случаях могут намеренно искажать предоставляемую информацию.

Проверяющие применяют разные подходы и методы для проведения ревизии:

  1. Еще на этапе планирования проверки при проведении аналитических исследований они выявляют участки, где возможно присутствуют риски;
  2. Изучение разных участков деятельности позволяет понять, где необходимо в первую очередь проводить проверку;
  3. Далее разрабатывается общий план и программа ревизии;
  4. Проверяющие проводят сверку документов компании на месте;
  5. Также могут проверить контрагентов, которые поддерживают деловые связи с проверяемой компанией.

Это позволяет обнаружить ошибки при наличии или искажении информации.

Оценивание бухгалтерского учета и подробное документирование исследований предусматривает:

  • блок-схемы, графики, заметки;
  • список с типовыми вопросами;
  • специальные тесты;
  • проверочные листы;
  • протоколы, акты;
  • список замечаний.

Члены ревизии разрабатывают разные методики для проведения контроля и оценки состояния финансово-хозяйственной деятельности. Они планируют процедуру проверки и при обнаружении недостатков вносят их в итоговый документ.

Отчет ревизионной комиссии

На завершающей стадии ревизии рассматриваются существенные ошибки и недочеты в финансовой и хозяйственной деятельности. Все они вносятся в ревизионный отчет с указанием обнаруженных недостатков. Кроме замечаний предоставляются также рекомендации по их устранению.

Кроме ревизии может проводиться экспертиза финансово-хозяйственной деятельности по требованиям ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 года (в редакции от 20.07.2020 года). Она направлена на противодействие отмыванию денег, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности

Заказать услугу по ревизии и экспертизе можно на нашем сайте. Задайте вопрос, и получите консультации по контактному номеру. Воспользуйтесь обратной связью. Отправить заявку можно круглосуточно, в любое удобное время.

Возможно, вам будут интересны другие наши услуги:

  • Инициативная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности
  • Обязательная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности
  • Консультация в области бухгалтерского учета
  • Консультации в области налогового учета
  • Обзорная проверка финансовой отчетности
  • Аудит земельных участков
  • Страховой аудит
  • Налоговый аудит
  • Инвестиционный аудит
  • Аудит-контроллинг

Приказ Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н
(ред. от 04.10.2010)
“Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности”
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.10.2007 N 10256)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Добавить комментарий