Как составить календарный план уроков

Календарно-тематическое планирование по ФГОС

КТП – это самая объемная часть РП, и именно с этого следует начинать работу по составлению рабочей программы, т.к.  (сл 2) Календарно-тематическое планирование  позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. В календарно – тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно – тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.

Т. о. Задачами календарно-тематического планирования являются: (сл 3)
– определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме; 
– определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.

№ пп

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Вид занятия

Вид

контроля

Дата проведения занятий

Плани-руемая

Факти-ческая

1

1.1

1.2

Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает(сл 4)

  •  наименование разделов и тем;
  •     количество часов;
  •     вид занятия;
  •   виды контроля или самостоятельной работы;
  • дата проведения занятия (планируемая дата проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту проведённых занятий еженедельно)

По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».

В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например: 
– используемая дополнительная литература; 
– содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся; 
– запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками; 
– используемые нетрадиционные формы уроков; 
– необходимое оборудование на уроке и др. 

В КТП может применяться сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы , учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать нумерацию и внутри каждого раздела. 

Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке). Предлагаю Вам рассмотреть варианты КТП, по которому работали учителя до внедрения ФГОС и затем в сравнении сделать вывод о том, какие коррективы необходимо внести в составление КТП по ФГОС.

Пример КТП по физике для 7 класса(2011-2012 уч.г.)

Название темы

(тема урока)

Количество часов

п/п

урока

Дата проведения занятия

Тип урока

Вид самостоятельной работы

Домашнее задание

По плану

Факти-чески

1

2

3

4

5

6

7

8

                  ТЕМА 1: Введение

4

Тема урока

Тема урока

Тема урока

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1.1

1

3.09.12

3.09.12

вводный

П. 1-3

Физические величины. Погрешность измерений.

1.2

2

4.09

4.09

комб.

работа с приборами

П. 4-5 упр.1

Физика и техника.

1.4

3

10.09

10.09

комб.

П.6

,,Определение цены деления измерительного прибора.

1.3

4

11.09

11.09

Л.Р. № 1

Л.Р. № 1

П. 1-5 повт. Зад.1

Пример планирования по иностранному языку(2011-2012 уч.г.).

№ пп

Наименование разделов и тем

Количество часов

Контроль навыков чтения

Контроль навыков говорения

Контроль навыков восприятия на слух

Контроль навыков письма

Дата проведения занятий

Планируемая

Фактическая

I четверть

24

1

Цикл 1.

Мои планы на этот учебный год.

13

1.1.

Мои планы на этот учебный год.

1

02.09.14

1.2.

Различные стратегии чтения.

1

03.09.14

1.3.

Новости из школы Святого Давида.

1

05.09.14

Т. е. мы видим, что КТП по обоим предметам составлено согласно содержанию. Есть небольшие расхождения, связанные со спецификой каждого предмета. В основном это касается видов контроля. Так, для иностранного языка характерно наличие контроля по 4 видам деятельности(письмо, говорение, аудирование, чтение),

– по русскому языку – контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание; 
– по литературе – контрольные работы, уроки развития речи, тексты для заучивания наизусть, тесты; 
– по математике – контрольные и самостоятельные работы, тесты; 
– по физике, химии, биологии – контрольные и лабораторные работы, тесты; 
– по географии – контрольные и практические работы; 
– по истории и обществознанию – контрольные срезы знаний, тесты; 
– по черчению – контрольные и графические работы; 
– по ОБЖ – контрольные и практические работы, тесты; 
– по музыке, изобразительному искусству – практические работы и контрольные срезы знаний; 
– по физической культуре – нормативы физической подготовленности учащихся; 
– по информатике – контрольные срезы знаний, тесты. 

В принципе, с таким КТП все работали, все с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ  о рабочей учебной программе по предметам, курсам,  дисциплинам (модулям), педагога, реализующего ФГОС МОУ «Средняя школа №25» г.о.Саранск Республики Мордовия от 29.08. 2014 года, КТП должно включать в себя:

– номер раздела; номер урока;

– перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

– количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

– темы отдельных уроков;

– календарные сроки по плану;

– фактические сроки с описанием причин корректировки дат;

– тип и вид урока; (См. Приложение №7)

– виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);

– формы контроля;

– дополнительные разделы по усмотрению учителя.  Вот так выглядит шапка таблицы планирования , общая для всех предметов. Если сравнивать 2 образца, 2 таблицы, ту, по которой мы составляли планирование до ФГОС, и планирование по ФГОС, мы конечно же заметим, что второе планирование имеет более сложную структуру, в ней больше колонок таблицы. Прежним остается наличие заголовков: раздел, тема, количество часов, дата по плану и фактическая, домашнее задание, формы/вид контроля. Новое, то, чем мы дополняем планирование старого образца: планируемые результаты(УУД), виды деятельности с учетом ФГОС.

Хотелось бы кратко напомнить виды УУД. Они разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:

  1. Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
  2. Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
  3. Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
  4. Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.

Теперь что  касается видов деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа.

Календарно-тематическое планирование.

                                             Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на  … класс

№ раздела / № урока

Раздел

Тема урока

Тип урока / вид урока

Дата

урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Форма контроля

Домашнее задание

Предметные  УУД

(знать, уметь, владеть)

Метапредметные и личностные  УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

План.

Факт.

Давайте теперь рассмотрим несколько примеров планирования по ФГОС.

Календарно – тематическое планирование по химии в 8 классе

п/п

Дата/Факт

Тема

Цели и задачи

 урока

УУД

Оборудование, эксперимент

Дом.

задание

Применение ИКТ

  • Введение  (6 ч.)

Цель и задачи: Формирование у учащихся знаний и умений в предмете химия в рамках вводного курса:

  • понятийный аппарат
  • представление о химических реакциях
  • представление о ПСХЭ    Д.И.Менделеева                                                    
  • научить расчитывать молекулярную массу и массовую долю вещества
  • познакомить учащихся с лабораторным оборудованием
  • познакомить учащихся  с правилами ТБ

1

03.09

Предмет химии. Вещества.

Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления:

а) о веществе, а также о простых и сложных веществах;

б) о химическом элементе и о трех формах его существования;

в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Мотивация на учения предмету химия

 2.Развивать чувство гордости за российскую химическую науку

3.Нравственно-этическое оценивание

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1. Планирование практической работе по предмету

2.Разрешение конфликта

3.Управление поведением партнера

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формирование познавательной цели

  • Символы химических  элементов
  • Химические формулы
  • Термины
  • Анализ и синтез

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Целеполагание и планирование

.

Хим.опыты «Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду» и «Превращение «воды» в «кровь»

Хлорид кальция (р-р)

Карбонат натрия (р-р)

Соляная к-та

Вода

Уксусная к-та

Фенолфталеин

Введение

§1

Упр. 6,8,9

+

2

05.09

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии.

1.Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений.

2.Дать начальные представления о химической реакции.

3.Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии.

§ 2, 3 – пересказ

+

3

10.09

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

1.Ввести понятие о знаках хим.элементов.

2.Ознакомить уч-ся со структурой Периодической таблицы.

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 4. Выучить знаки хим.эл. (табл.1)

4

12.09

Химические формулы. Относительная атомная  и молекулярные массы.

1.Дать первые представления о хим. формулах, научить школьников читать их.

2.Сформировать понятие о коэффициентах и индексах. Дать понятия об относительной атомной и молекулярной массах.

3.Научить ребят рассчитывать относительную молекулярную массу.

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 5. Упр.1,2

5

17.09

Массовая доля элемента в соединении.

Научить уч-ся вычислять массовую доли элемента в химическом соединении

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 5.

Упр. 6,7

6

19.09

Практ. работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

«Правила Т.Б»

1.Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним.

2.Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии

Лабораторная посуда, лабораторное оборудование

Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе

Дата урока

(план)

Дата

( факт)

Цель урока

Д/з

Тема урока

Вид контроля

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

5.09

§3

Тема 1. Земля и ее изображение  (5 часов).

От плоской Земли к земному шару.

 Предметные: определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Личностные: осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

10.09

§3

Форма, размеры и движения Земли.

Предметные: давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Личностные: понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Темы урока.

Кол-во  часов            

Основные  элементы

 содержания урока.

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

Формы и виды контроля.

Домашнее

задание.

Дата по плану

Фактическая

1.

Введение.

1

Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

ПУУД: составить план текста.
РУУД:
 выяснить, что нового узнали об археологических источниках.
ЛУУД:
 какое значение имеет для меня история
КУУД:
 обсудить, какое значение имеют  раскопки для изучения жизни  людей.

Составление плана текста.

Рисунки, презентации.

Стр. 6 читать,

Учебно-тематическое планирование  по математике  в 5 классе (ФГОС ООО)

№ п/п

№ п/т

Дата

Тема урока

Основное содержание по темам урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Форма

организации

образовательного

процесса

КОЦ

Деятельность обучающихся

Предметные

Личностные

Метапредметные

Повторение (3ч)

1

1

Повторение. Урок- путешествие к острову «Натуральных чисел».

Натуральный ряд чисел и его свойства. Изображение натуральных чисел точками и числовой прямой.

1

Читают и записывают многозначные числа

Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества

Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

Познавательные – передают содержание в сжатом (развернутом) виде.

Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Практикум

 по решению

 наиболее

типичных

задач из

курса 1Vкласса

Работа по индивидуал. Картам

2

2

Решение задач.

Арифметические действия с натуральными числами.

1

Математическая эстафета

3

3

Использование свойств натуральных чисел при решении задач.

Моделирование условия с помощью схем, рисунков, реальных предметов.

1

Работа у доски

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Содержание урока

Теория литературы

Лексич.

работа

Предметные результаты.

/

Основные виды деятельности учащихся

Метапредметные и личностные результаты.

/

Универсальные учебные действия

Задание

к уроку

Дата

по плану

Дата фактич.

5

1

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Загадки.

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Загадки,

антитеза, антонимы, иносказа

ние.

Различать виды устного народного творчества. Различать виды загадок, определять жанр.

Создавать  загадку.

Определять тему своего рассказа.

Познавательные:

Строить логические цепи рассуждений. Выбирать основания и критерии для классификации объектов.

Регулятивные:

Сопоставлять способ и результат своих действий с заданным эталоном

Коммуникативные:

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической речью.

 Личностные:

Потребность в самовыражении через слово. Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

 Д.з: прочитать статью учебника, заполнить вторую часть таблицы «УНТ».

Составление словарной статьи.

Инд.задание: подготовить сообщения «Загадка в русских сказках», «Что представляет собой загадка в наше время?» Выразитель

ное чтение загадок Г.Остера.

Календарно-тематическое планирование по немецкому языку во 2 классе

№ раздела / № урока

Раздел

Тема урока

Тип урока / вид урока

Дата

урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Домашнее задание

Планируемая/фактическая

Предметные  УУД

(знать, уметь, владеть)- Пр.

Метапредметные и личностные  УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)- Л., Р., П., К.

Вводный курс. Часть I

1.

Что надо знать перед тем, как отправиться в путь

Вводный

02.09

Л. Иметь информацию о стране изучаемого языка

— Германии.

П. Иметь представление об учебном комплекте

«Немецкий язык. Первые шаги».

К. Воспринимать на слух имена главных персонажей

учебника, выражения классного обихода и речевые

клише (приветствие, прощание)

Р. Осуществлять сотрудничество в парах при

выполнении учебных задач.

• Воспринимать на слух информацию о стране изучаемого языка — Германии.

• Рассматривать учебный комплект «Немецкий язык. Первые шаги».

• Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника и информацию о предстоящих проектах: — подготовка «Праздника алфавита» на материале первой части учебника; — подготовка праздника «Прощай, 2-й класс!» к концу учебного года.

• Раскрашивать рисунки персонажей учебника и «Праздника алфавита».

Раскрасить картинки в рабочей тетради 1.

Форма календарно – тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные в таблицах организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Они определяются особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно – научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того,  могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

Календарно-тематическое планирование (КТП) – это головная боль для школьных учителей. Ведь два раза в год учителям приходится не только планировать учебный процесс, но и заполнять огромное количество отчетов и журналов техники безопасности.

Для того чтобы ускорить и облегчить написание календарного плана, ниже составлены список рекомендаций и план действия.

Во-первых, что такое календарный план и для чего он нужен?

Календарный план – это документ, который определяет, в какой последовательности и в какие сроки вы будете проходить с учениками ту или иную тему. Этот документ распределяет учебную нагрузку. Согласно КТП заполняется журнал. При грамотном составлении календарного плана планировать уроки проще и быстрее.

Советы для составления календарного плана

  • Не стоит копировать чужое КТП, как и планы уроков. Прежде всего, потому что у всех учителей разный стиль преподавания, и идти по чужому плану один в один невозможно.
  • Чем детальнее расписано КТП, тем быстрее будет планировать урок в течение учебного полугодия. Если в календарном плане значится только тема урока, следует, что при составлении плана урока придется делать все с нуля – думать о цели урока, какие навыки будут развиваться на этом уроке, какие упражнения будут выполняться, и какое домашнее задание будет следовать за уроком.

Результаты на конец полугодия, четверти, темы и урока должны быть заранее спланированы.

Итак, каков план действий при составлении КТП?

  1. Ознакомьтесь с учебником и с государственной программой.
  2. Поставьте SMART цель на полугодие (если вы составляете план на полугодие).
  3. Определите, чему должны научиться ученики, чего они не умели ранее.
  4. Поделите эту большую полугодовую цель на этапы – темы.
  5. Определите, каким количеством времени вы располагаете, сколько уроков у вас должно быть на каждую из тем. Посчитайте длительность первого полугодия, и умножьте количество недель на количество уроков в неделю. Учитывайте государственные праздники и каникулы, и не учитывайте эти даты в календарном плане. Оставьте 1-2 урока после каждой темы про запас — на случай, если ученики будут схватывать материал не так быстро, если обнаружатся пробелы в знаниях, которые нужно будет наверстать, или просто на случай, если один из уроков выпадет. Также, оставьте несколько уроков на подготовку к контрольной работе, контрольную работу, и ее анализ.
  6. «От простого – к сложному». Уроки в пределах одной темы должны распределяться таким образом, чтобы перейти от упражнений под контролемпреподавателя (Guided Practice) к независимой практике (Independent Practice).
  1. Определите, каким образом ученики будут оцениваться в конце каждой темы.
  2. Распределите виды речевой деятельности по урокам и создайте SMART цель для каждого из них.
  1. Подберите упражнения из учебника или дополнительных ресурсов для каждого из уроков и подберите домашнее задание.

Если КТП правильно составлен и продуман, остается гораздо меньше работы в течении всего учебного полугодия, ведь цели урока и цели всего учебного процесса будут ясны.

“Постановка целей является первым шагом на пути превращения мечты в реальность” – Тони Роббинс.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению календарно-тематического планирования.

        Составить план – значит продумать и представить себе в общем и
деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное
планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает
перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения
целей, поставленных перед учителем.

        Ключевой критерий при составлении плана – обеспечение
логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.

        Обязательные этапы подготовки тематического планирования:

1.Обсуждение методическими объединениями школы.

2.Согласование с завучем по методической работе.

3.Утверждение директором школы.

        При составлении тематического плана необходимо изучить и 
использовать следующие нормативные документы:

·       
Государственный
образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к
обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

·       
дополнение к государственному 
образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;

·       
учебный план к данной
образовательной программе;

·       
примерная образовательная
программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;

·       
учебные пособия,
методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические
разработки;

·       
новые учебники, пособия.

        Календарно-тематическое планирование разрабатывается и
обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового  учебного
года.

        Планирование утверждается на один учебный год. Титульный
лист меняется ежегодно.

         При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели,
как:

Ø системность в работе

Ø последовательность в организации учебной деятельности

Ø логика развертывания учебного содержания

Ø использование разнообразия методов обучения

Ø использование дидактического разнообразия средств
наглядности

Ø использование разнообразия педагогических технологий

Ø использование вариативности учебных заданий

Ø исключение однообразия в структуре уроков

Ø исключение перегрузки учащихся учебной информацией

Ø своевременность подготовки раздаточного материала

Ø возможность исправить недостатки программы и учебника.

Структура
тематического планирования включает следующие разделы
:

1) Титульный лист.

2)   
Класс, название учебного
курса, количество часов по плану.

3)   
Ссылку на нормативные
документы и материалы, на основе которых составлено планирование.

4)   
Перечень тем отдельных
уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.

       Таким образом, план должен
представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

       В таком виде тематическое
планирование предупреждает учителя от возмож­
ных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничи­тельного
толкования целей каждого урока, помогает отбирать эф­
фективные приемы и средства учебной работы на
уроке. К сожале­
нию, на практике
многие учителя из-за недостатка времени и по
другим причинам часто
игнорируют данный подготовительный этап
преподавательской работы. Это вызывает большие, часто не­
преодолимые трудности в подготовке эффективных
уроков
, особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и
средств  преподавания и обучения

Приложение 1. Оформление титульного листа.

   Утверждаю

   Директор школы
МБОУ СОШ №

   
_______________ И.И.Иванов

                                   
30.08.2016 г.

  
Согласовано:                                                                              

   Зам.
директора по УМР

    ___________

                          
30.08.2016 г.

Рассмотрено:

На заседании МО

29.08.2016 г.

Протокол № 1

Календарно – тематическое

 планирование уроков

на 2016 – 2017 учебный год

Учитель:________________________

 

.

Приложение 3. Примерные схемы  календарно-
тематического плана.

Схема 1.

Номер

 урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

 работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

Схема 2.

Номер

 урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

 работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

урока

Содержание уроков

Кол-во

часов

Кален-

дарные

сроки

Материал

по

учебнику

Доп.

мате-

риал

к

уроку

Наглядные

пособия

Лабораторный

опыт

Виды

письменных

работ

Повторение

пройденного

материала

Межпредметные

связи

Схема 3

урока

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Формы

контроля

лекции

практ. работы

семинары

Номер

 урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

 работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

Схема 4

урока

по теме

Название разделов, тем,

уроков

Основные понятия,

названия,

персоналии

Домашнее

задание

Количество

часов

Календарные сроки

Схема 5

дата

Номер урока по теме

Тема урока

Тип урока

Триединая задача урока

Методы обучения

Повторяемый материал, актуализирующий
опорные знания и умения учащихся

Виды контроля знаний и обратной связи

Планируемые знания, умения и навыки

Дидактические средства урока

Самост. работа учащихся на уроке, методы
закрепления пройденного

Дом.заданиерепродуктивное и творческое

Схема 6.

урока

Разделы,

темы,

содержание

уроков

Кол-во

часов

Календарные

сроки

Тип и форма

урока

Виды

письменных

работ

Домаш.

задание

Простой календарный план

Разделы темы

Количество
часов

Календарные
сроки изучения

Этот вид плана удобен для предварительного распределения
учебного
времени на разделы и крупные темы школьных курсов
истории.

Поурочный  календарный план

Темы (Тематические блоки)

Количество часов

Занятия и основные вопросы

Календарные сроки

С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание
конкретных тем (тематических блоков): определяется
принцип изложения
учебного материала, темы и вопросы каждого
занятия и сроки их проведения.

Расширенное
поурочное планирование
может состоять из разного набора граф
в зависимости от того,  что методисты или учителя счи­
тают важным
определить заранее.
Например, в «Примерном пла­нировании курсов
истории…»
(М., 1996) учебный материал распре­делен по
темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы кон
кретные рубрики
учебников и дополнительная литература, ролевые
игры, практические
занятия, наглядные средства, темы рефератов и
 сообщений.
Авторы учебно-методического комплекта по Новой
истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия
сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные
понятия, термины, реалии» и «литературу из
учебно-методического
комплекта».

По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных
занятий в условиях вариативного обучения истории необ­
ходим более упорядоченный и расширенный
набор параметров. И хотя в этом случае
работы на подготовительном этапе прибавит­
ся, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический
проспект темати­
ческого блока,
логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям
(преемственность изучения темы
по
этапам блока, последовательность вопросов и понятий, разви­
тие познавательных умений учащихся, взаимосвязь
форм занятий и контроля)
. Вариант
такого планирования учитель может построить
самостоятельно. Порядок его разработки следующий:

1. В первую
графу таблицы переносится соответствующая теме
часть обязательного
минимума содержания исторического образо­
вания.

2.  
Во вторую — соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.

3.  
Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником,
определяется принцип изложения учебного материа­ла в блоке, на этой основе он
распределяется по занятиям, форму­
лируются их темы и основные вопросы.

4. 
Анализ содержания каждого занятия показывает, какие по­нятия
формируются или актуализируются на каждом из них. Опор­
ные понятия фиксируются в четвертой графе.

5.    
В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого
занятия блока.

6.    
Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпуск­ников
основной/полной школы и на содержание занятий данного
тематического блока,
в шестой графе составляется программа раз­
вития учащихся.

7.    
В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учеб­ного
материала, целевой установкой блока и субъективными фак­торами процесса
обучения в седьмой графе планируются конкрет­
ные типы уроков и (или) другие формы
учебных занятий.

8.    
Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития
учащихся определяют способы проверки знаний и уме­ний школьников, которые
отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны
представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов
заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.

В данном виде тематический план вдвое сокращает
подготовку поурочного конспекта
.

Литература:

1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7

2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика
дидактического проектирования».

3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного
процесса. Москва, 2000.

4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.

                                  №5, 2004
г.

5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006
г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Календарно-тематическое планирование составляется на основе учебной программы. Учебная программа – это предметная программа, составная часть образовательной программы. Как составная часть, учебная программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Независимо от объёма программы в часах и длительности её изучения, каждая учебная программа открывается разделом «Пояснительная записка».

В требованиях к структуре программ учебных предметов ФГОС второго поколения отмечается, что в пояснительной записке даётся общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, результаты изучения учебного предмета.

Традиционно «Пояснительная записка» имеет следующую примерную структуру:

1. Цели и задачи предлагаемой программы.

2. Возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа.

3. Основные принципы построения программы.

4. Краткое описание разделов программы и её некоторые связи.

5. Предлагаемая автором методика изучения программы.

6. Предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения.

Предлагаемый порядок вопросов в данной структуре является условным. В «Пояснительной записке» их не нужно нумеровать и раскрывать только в предложенном порядке. Но начинать «Пояснительную записку» всегда необходимо с обоснования цели её написания, актуальности и практической значимости предлагаемого материала.

Календарно-тематическое планирование* – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.

Календарно-тематическое планирование всегда начинается с пояснительной записки. Пояснительная записка к календарно-тематическому плану должна быть чёткой, лаконичной, включать следующую обязательную информацию:

  1. Указание на нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания календарно-тематического плана:

    • программа (её полное название, автор, издательство, год);

    • учебник (название, автор, издательство, год);

    • тетради на печатной основе (название, автор, издательство, год).

    • методические рекомендации (название, автор, издательство, год).

  2. Указание числа часов изучения предмета в неделю, в год.

  3. Таблица (расчасовка) изучаемого предмета по блокам.

Тема блока

Количество часов

Примечания

  1. Указать количество проводимых контрольных работ, экскурсий, опытов, лабораторных работ за год, например:

(контрольные диктанты – 4, экскурсии – 6, практических работ – 8)

  1. Указание, что должен знать и уметь ученик на конец года по изучаемому предмету, в том числе универсальные учебные действия (УУД).

  2. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 1 (2, 3, 4) класса в соответствии с программой учебного предмета.

Что должен ученик на конец года

знать

уметь

При написании темы урока нельзя употреблять глаголы. При обобщении и повторении указываем темы изучаемого материала.

Например: Повторение по теме « Глагол».

Контрольные, проверочные работы прописываются с указанием тем, например: Контрольная работа №1 по теме «Состав слова».

Приложением к календарно–тематическому плану являются контрольно-измерительные материалы с текстами контрольных работ.

Примерная структура календарно-тематического плана

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность,

ИКТ

Примечание

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь

В 1 классе должно быть прописано 40-45 уроков в календарно–тематическом планировании (в зависимости от числа учебных недель) по всем предметам в нестандартной форме. Целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

(Письмо МО РФ от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», методические рекомендации УИПКПРО «Особенности процесса обучения в 1-ом классе четырехлетней начальной школы», 2000 г. и методическое пособие УИПКПРО «Первый раз в первый класс», 2005 г.)

Тема раздела

Количество часов

Причина изменения количества часов

По государственной программе

По рабочей программе

Если число часов изучаемого предмета увеличивается (уменьшается) или же порядок изучаемых тем и их формулировки по программе расходятся с порядком и формулировками учебника, то пишется рабочая программа. Её пояснительная записка расширяется за счёт обоснования увеличения (уменьшения) часов, конкретно указывается, на какую тему и почему. (смотри требования к рабочей программе в стандартах второго поколения) В рабочей программе необходимо иметь контрольно-измерительные материалы, как её составную часть, при этом указать способы оценивания результатов достижений учащихся.

Приложение 1. Образец оформления титульного листа календарно-тематического планирования (рабочей программы)

Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа №____

УТВЕРЖДАЮ_________ подпись

Директор________________

Ф.И. О.

Дата, год. Печать.

Календарно-тематическое планирование

(рабочая программа)

по __________________________

(предмет)

для _____класса

на 2010-2011 учебный год

учителя______________________

фамилия, имя, отчество полностью

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1

от 28.08.2010 года

Руководитель МО______

Подпись

_____________________

Ф.И.О.

СОГЛАСОВАННО_______

подпись

заместитель директора по УВР

________________________

Ф.И.О.

Дата год

Приложение 2.

Примерная форма календарно-тематического планирования

пп

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность, ИКТ

Примечание

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь

Числа от 1 до 100 (продолжение)

Табличное умножение и деление

56ч

1.

Сложение и вычитание

05.10.09

Повторение и систематизация знаний

Нумерация чисел в пределах 100, названия компонентов, приёмы вычислений

Решать простые и составные задачи.

Уметь делить информацию на известную и неизвестную.

Определение границ собственного знания и незнания.

Фронтально-индивидуальная работа; работа по карточкам в парах

Внешний контроль, взаимоконтроль

2.

Контрольная работа №1по теме:« ……»

Контроль знаний.

Изученный материал по теме……

Вычислять, решать

Индивидуальная работа

Самоконтроль

** Образец оформления титульного листа и содержания календарно-тематического планирования смотри в Приложении 1, 2.

Календарно-тематический план — план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.

Требования к оформлению плана

Календарно-тематическое планирование оформляется в печатной форме.

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

Название документа (календарно-тематическое планирование).

Название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане).

Класс.

Ф. И. О. учителя.

Учебный год.

«Утверждено: директор школы».

Название школы в соответствии с Уставом.

Календарно-тематическое планирование учителя составляется в двух экземплярах (краткое и развёрнутое).

Краткое календарно-тематическое планирование учителя должно содержать следующие графы:

№ урока по порядку. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показа соответствия количества часов используемой программы учебного курса и учебного плана.

Наименование раздела программы и количество часов на раздел.

Содержание (тема) урока.

Одна тема может быть рассчитана на несколько уроков, на что указывается в графе «Количество уроков». По завершению изучения темы должен быть указан контроль. Должны быть указаны названия практических и лабораторных работ.

Количество часов.

Дата (планируемая дата проведения урока, которая должна быть проставлена на момент сдачи тематического планирования). В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок. Необходимое требование: совпадение дат урока по плану, по фактическому проведению и по записи в классном журнале.

Календарно-тематическое планирование учителя должно соответствовать следующим техническим требованиям:

Формат А-4.

Шрифт – Times New Roman.

Начертание основного текста – обычное, начертание заголовков и названий разделов – полужирное, видов работ – курсивом.

Размер – 12, на титульном листе – не более 18.

Интервал – одинарный. 

Развёрнутое календарно-тематическое планирование учителя должно содержать все всю информацию краткого тематического планирования и т ребования к уровню подготовки обучающихся, которые формулируются в деятельностной форме (знать, уметь).

Требования к календарно-тематическому плану

Сроки составления и порядок утверждения календарного планирования.

1. Календарно-тематическое планирование на каждый учебный год составляется заблаговременно, до начала учебного года.

2. Календарно-тематическое планирование рассматривается на заседании предметного методического объединения, согласовывается с заместителем директора школы, курирующего предмет, утверждается директором школы до начала учебного года.

3. Копия календарно-тематического планирования сдается заместителю директора, курирующему предмет.

Весь материал смотрите документ.

Добавить комментарий