Как составить картинный план стихотворения

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.

Анализ стихотворения:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)

Наверх

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Что такое картинный план? Как составить картинный план произведения?

Как правильно составить картинный план?

Как составить картинный план к сказке?

Как составить картинный план рассказа, стихотворения?

Картинный план – это что такое?

Как составлять картинные планы правильно?

Читайте также

План пересказа для рассказа Куприна “Бедный принц” можно составить так:

  1. Даня сидит в комнате и слушает как наряжают елку.
  2. Даня не понимает, что интересного в елке и мечтает стать авиатором.
  3. Даня смотрит в окно и видит соседских ребят из бедного дома.
  4. Он мечтает оказаться вместе с ребятами и тоже ходить с летающей звездой и петь песни.
  5. Даня крадется из дома и бежит к ребятам
  6. Ребята не хотят принимать Даню, так как узнают, что он сын городского головы.
  7. Даня обещает дать 50 копеек и его срауз берут в компанию
  8. Даня веселится с ребятами и убегает от городового.
  9. Даню находят и приводят домой.
  10. Отец говорит, что Дане было полезно побегать, но женщины накидываются на него.

” Война и мир”. Причем читала я только – мир, как и все девчонки в классе. А мальчишки читали только про войну. Поэтому наша умная учительница вызывала нас отвечать парами. Мы так спорили, что интересней- война или мир. Теперь- то , я думаю, даже наши мальчики согласились бы- что мир всегда интересней. А вообще, все, что надо было читать в школе, читать мне не хотелось, как и многим. Достоевского прочитала уже лет в 30. А Тургенева все произведения прочитала после рождения второго ребенка- оторваться не могла.

Сказ “Чугунная бабушка” повествует о каслинском литье, которое славится во всем мире. Изначально модели для отливки делали французские и немецкие художники, каслинским мастерам это не нравилось. Однажды формовщик Василий Тороков решил сам сделать фигурку, которая я была ближе к обыденной жизни. Так появилась чугунная бабушка – портрет простой старушки с веретеном. Фигурка понравилась начальству, наладился массовый выпуск, другие мастера завода тоже стали лепить фигурки. Однако потом Василия Торокова решили выгнать с завода, а его чугунную бабушку снять с производства. Дело в том, что хозяином завода тогда был немец, которого вырастила тетка Каролина. Каролине не понравилась идея изображать в литье сцены из обычной жизни. Однако немного позже производство возобновилось, т.к. выручки завода упали. В конце произведения рассказчик делает вывод о долговечности результатов человеческого труда.

План пересказа:

  1. Каслинское литье, его сравнение с литьем других заводов.
  2. Традиционные формы для литья, сдалнные иностранными мастерами.
  3. Василий Тороков решает сделать свою фигурку.
  4. Налаживается производство фигурок, изображающих простую жизнь.
  5. Запрет. Объяснение запрета недовольством тетки хозяина Меллера Каролины.
  6. Убытки.
  7. Возобновление производства.
  8. Вывод о долговечности результатов человеческого труда.

А вот, собственно, как выглядит чугунная бабушка:

“Как рубашка в поле выросла” К.Ушинский. Стиль текста сказки “Как рубашка в поле выросла” художественный, главный образ культурное растение лен. В сказке рассазывается, как растение помогает человеку.

Сказка “Как рубашка в поле выросла” учит бережно относиться к вещам, учит уважать чужой труд и не рвать растения просто так, знакомит с технологией изготовления льняного полотна.

Пословица к рассказе “Как рубашке в поле выросла” звучит так

Кто посеет лен, пожнет золото.

Но чтобы получить золото, нужно трудиться и ценить чужой труд. Пока лен рос и сшили рубашки прошло несколько месяцев. А сорвав один цветочек, могло бы не хватить льна на рубашку.

Мне не читали сказки на ночь. Днем тоже не читали. Я их сам читал лет с четырех.

Несколько раз, когда сильно болел, мама по памяти декламировала “Песнь о вещем Олеге”. Я обливался слезами в финале, было жалко лошадь и ее князя. Но спал хорошо (после слез сладкий сон).

К пяти годам я знал Песнь наизусть.

При анализе поэтического текста нужно выражать собственную точку зрения, обосновывать выводы после прочитанного, используя цитаты из произведения и литературоведческие термины. Исследование стихотворения – целостная, подробная интерпретация.

Анализ стихотворения - творческая индивидуальная работа
Анализ стихотворения – творческая индивидуальная работа

Подробный план анализа стихотворения

1. Автор и название. Информация о поэте, заглавие лирического произведения.

2. История создания. Дата и место написания стихотворения, события, побудившие автора к созданию текста.

3. Жанр. Жанровое своеобразие поэтического произведения.

  • Баллада – рассказ исторического, мифического, героического характера в поэтической форме. Тематически связана с фольклорными преданиями, народными легендами.
  • Гимн- лирическая песнь, восхваляющая, прославляющая государственное единство.
  • Дума – поэтический текст в виде размышлений на философские, патриотические, исторические, нравственные темы.
  • Лирическое стихотворение – рифмованный поэтический текст на разные темы (описание природы, чувств и эмоций лирического героя).
  • Ода – торжественное стихотворение, восхваляющее государственного деятеля, историческое событие, страну.
  • Послание – письмо в стихах, обращенное к конкретному человеку.
  • Поэма – поэтическое произведение с развернутым сюжетом, описанием внутренних переживаний лирического героя.
  • Романс – небольшое стихотворение на любовную тематику, предназначенное для исполнения под музыкальное сопровождение.
  • Сатира – стихотворение, обличающее человеческие пороки, общественные явления.
  • Сонет – поэтический текст, состоящий из 14 стихов.
  • Эпиграмма – лирическое произведение, остроумно высмеивающее общественное явление, конкретного человека.
  • Элегия – грустное, печальное стихотворение с философскими размышлениями о сложных жизненных проблемах.

4. Тема, основная мысль. О чем, каком явлении/событии идет речь в стихотворении. Формулировка собственного понимания основных мыслей, чувств, переживаний автора.

5. Образ лирического героя. Позиция автора в поэтическом произведении: автор-рассказчик или наблюдатель, когда повествование ведется от третьего лица. Описание настроения лирического героя (радостное, грустное, тревожное, восторженное и др.).

6. Композиция. Смысловое разделение лирического текста на части. Описание содержания каждого четверостишия стихотворения.

7. Средства художественной выразительности.

  • Аллегория – описание отвлеченного понятия через конкретные осязаемые предметы или образы: Лиса – «хитрость», Заяц – «трусость».
  • Анафора – многократное повторение слов, сочетаний в начале стиха: «Жди, когда снега метут,/ Жди, когда жара,/ Жди, когда других не ждут…».
  • Антитеза – противопоставление, контраст: «Они сошлись. Стихи и проза, вода и пламень…».
  • Гипербола – художественное преувеличение размера, силы, значения для усиления впечатления: «Море слез», «пир горой», «не виделись сто лет».
  • Инверсия – нарушение установленного порядок слов в предложении: «Белеет парус одинокой/ В тумане моря голубом…».
  • Лилота – художественное преуменьшение величины, силы: «Младший сын был ростом с пальчик…», «Жизнь человека – один миг».
  • Метафора – скрытое сравнение по сходству: «Горит восток», «Зимы последние кусочки…».
  • Олицетворение – перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы: «Отговорила роща золотая…», «Ясный воздух сам робеет…».
  • Оксюморон – сочетание несочетаемого (контраст): «Мертвые души», «живой мертвец».
  • Риторические вопросы, восклицания, обращения – художественные фигуры речи для усиления внимания, не требующего ответа от читателя: «Что стоишь, качаясь, тонкая береза?», «О времена, о нравы!», «Куда вы рветесь, думы, постоянно…».
  • Сравнение – сопоставление одного предмета/явления с другим: «Анчар, как грозный часовой…», «Лес, точно терем расписной…».
  • Эпитет – образное определение: «Грустная береза», «таинственный свет».
  • Эпифора – многократное повторение концовки: «Самое лучшее и дорогое – Родина. Горе твое – это наше горе, Родина. Правда твоя – это наша правда, Родина».

8. Значение произведения в творчестве поэта. Место стихотворения в литературной деятельности автора.

9. Личные впечатления. Собственное отношение к стихотворению, выражение мыслей, переживаний, возникших после прочтения.

Интерпретация поэтического произведения – единый структурированный текст. Для полного понимания рекомендуется изучить биографию автора, познакомиться с другими творческими работами лирика. Каждый пункт плана – отдельный абзац. Совместить можно тему, идею, настроение стихотворения, чувства автора. Каждая мысль должна подтверждаться отрывком из лирического произведения.

Анализ стихотворения - цельный текст!!!
Анализ стихотворения – цельный текст!!!

Подписывайтесь на мой канал! Вас ждут ежедневные литературные подборки, обзор бестселлеров и анализ стихотворений!

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

       А)  Тема стихотворения:
         – пейзаж;
         – общественно-политическая;
         – любовная/интимная;
         – философская.

Б) Идея

В) Настроение

        Г)  Сюжет:
         – есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
         – без сюжета: образы чувств (…).

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб 2,4,6,8,10

Хорей 1,3,5,7,9

Дактиль 1,4,7,10

Амфибрахий 2,5,8,11

Анапест 3,6,9,12

Б) Рифма:
         аабб – парная;
         абаб – перекрёстная;
         абба – кольцевая.
         анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
         переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

5) Композиция лирического произведения. 
Необходимо:
– определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
– выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
– определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
– определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
– выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный “рисунок”).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

6. Поэтическая лексика. 
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
– выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
– определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
         – аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
         – гипербола – художественное преувеличение;
         – ирония – скрытая насмешка;
         – литота – художественное преуменьшение;
         – метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова “как”, “словно” – отсутствуют;
         – олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
         – параллелизм;
         – сравнение;
         – эпитет – художественное определение.

7. Стилистические фигуры: 
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
– антитеза/противопоставление;
– градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
– инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
– повторы/рефрен;
– риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
– умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика: 
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой “рисунок” речи.
– аллитерация – повторение одинаковых согласных;
– анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
– ассонанс – повторение гласных;
– эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское “Я”. 
– сам автор,
– рассказ от лица персонажа,
– автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст  с обязательным цитированием! В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:

  1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека:

И скучно, и грустно, и некому руку подать

    В минуту душевной невзгоды…

  1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»

Целостный анализ стихотворения


Целостный анализ стихотворения

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 179.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 179.

Умение анализировать лирическое произведение – важный навык, которым должен обладать каждый школьник и студент. Так как сделать целостный анализ стихотворения?

Для чего нужен анализ стихотворения?

Анализу стихотворения начинают учить в школе на уроках литературы. Зачастую школьникам не нравится это занятие, оно кажется для них скучным. Но только целостный анализ стихотворения может помочь лучше понять замысел автора, его идеи.

Для успешного анализа необходимо в первую очередь полностью прочитать стихотворение, не отвлекаясь на внешние раздражители. Если в тексте встречаются незнакомые слова, их значение следует посмотреть в толковом словаре.

Анализ стихотворения требует полной тишины и сосредоточенности. Необходимо выключить телевизор или радио, чтобы ничто не отвлекало от поэтического текста.

План анализа стихотворения

Прежде чем приступать к анализу стихотворения, необходимо составить план, следуя которому проанализировать поэтический материал будет достаточно легко. План может состоять из следующих пунктов:

  • Автор, название стихотворения, история его создания. Здесь указываются инициалы поэта, название стиха, дата и причина его создания.
  • Тема, идея, основная мысль произведения. Тема может быть философской, любовной, общественно-политической, пейзажной. Здесь необходимо указать, что именно хотел сказать поэт в своем произведении, охарактеризовать его настроение.
  • Сюжет произведения. Не во всех стихотворениях есть сюжет, так как поэтический текст – это прежде всего лирика, а не повествование.
  • Художественно-выразительные средства. Нужно обязательно указать, какие средства выразительности использовал автор. Это могут быть метафоры, эпитеты, гипербола, антитеза, оксюморон и многие другие.
  • Ритм, рифма (парная, перекрестная, кольцевая), стихотворный размер (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль).
  • Образ лирического героя. Лирический герой не является автором стихотворения, как и автор не является лирическим героем. Их мнения могут даже быть абсолютно разными на какую-то проблему.
  • Собственное мнение, вывод. В конце анализа необходимо подвести итоги, выразить собственное мнение о стихотворении.

Все перечисленные пункты необходимы для анализа стихотворения, но их очередность может меняться в зависимости от предпочтений человека, который делает анализ.

примерный план анализа стихотворения

Рис. 1. примерный план анализа стихотворения.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам выполнить анализ стихотворения. Здесь указан примерный план, следуя которому можно сделать целостный анализ лирического произведения.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Аааааааааааааа Аа

    5/5

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 179.


А какая ваша оценка?

Добавить комментарий