Как составить картинный план текста

Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?

Что это такое

В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.

Картинный план: что это такое и как его составить

Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.

Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.

Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.

Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.

Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.

Как составляется

Основных видов работы с картинными планами несколько:

  • с готовыми, напечатанными в книге, в методических пособиях и т. д.: в этом случае задание — рассказать по картинкам или разложить перепутанные иллюстрации по порядку и т. д.;
  • прочитать или прослушать текст и «нарисовать» по нему план;
  • комбинация двух предыдущих: прочитать или прослушать текст, рассмотреть картинки и решить, все ли эпизоды повествования отражены в иллюстрациях. Если нет, то каких не хватает, дорисовать недостающие самому или дополнить готовыми.

Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:

  1. Прочитать произведение, определить его основную тему.
  2. Разделить текст на основные смысловые части и сформулировать содержание каждой их них.
  3. Нарисовать картинки к каждой части текста.
  4. Прочитать весь текст еще раз, соотнося с планом.
  5. Попробовать по картинкам пересказать текст.

Какие требования предъявляются

Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:

  • Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
  • Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
  • Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
  • Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.

Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:

  1. Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
  2. Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
  3. Царевна выходит из леса к терему богатырей.
  4. Богатыри и царевна.
  5. Старушка дает царевне яблоко.
  6. Богатыри стоят возле мертвой царевны.
  7. Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
  8. Королевич Елисей нашел царевну.

Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.

Пример составления

Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.

Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:

  1. Начало. «Пришел невод с одною рыбкой…» — картинка со стариком и пойманной рыбкой на берегу спокойного моря.
  2. «Видит — море слегка разыгралось…» — картинка, где старик у моря с волнами и маленькими облачками.
  3. «Помутилося синее море…» — волны и облака.
  4. «Неспокойно синее море…» — темные тучи на небе, высокие волны.
  5. «Почернело синее море…» — темное небо, темное море с высокими волнами.
  6. «…на море черная буря…» — черные волны, ветер, шторм.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • К.И.Чуковский «Федорино горе»
Учитель начальных классов
Евтюхова Л.А.Методика...

    1 слайд

    К.И.Чуковский «Федорино горе»
    Учитель начальных классов
    Евтюхова Л.А.
    Методика работы с картинным планом

  • ОпределениеКартинный план- это разбивка текста на смысловые части, каждая из...

    2 слайд

    Определение
    Картинный план- это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образную картинку.
    Такой способ подходит для детей, которые оперируют зрительными образами.
    Положительные характеристики такого способа в том, что правильно развивается речь: последовательно и осознанно.

  • Методика работы с картинным планомРасскажи по  иллюстрациям

    3 слайд

    Методика работы с картинным планом
    Расскажи по иллюстрациям

  • Методика работы с картинным планом2 Разложи перепутанные иллюстрации
по поряд...

    4 слайд

    Методика работы с картинным планом
    2 Разложи перепутанные иллюстрации
    по порядку.
    3. Соедини иллюстрацию и название части

  • Методика работы с картинным планом4. Нарисуй картинный план по 
названиям час...

    5 слайд

    Методика работы с картинным планом
    4. Нарисуй картинный план по
    названиям частей.
    5 Нарисуй картинный план и озаглавь
    Каждую выделенную часть

  • Методика работы с картинным планом6. Угадай все ли  иллюстрации 
из сказки «Ф...

    6 слайд

    Методика работы с картинным планом
    6. Угадай все ли иллюстрации
    из сказки «Федорино горе?»

  • Методика работы с картинным планом7. Раскрась и подпиши  иллюстрации

    7 слайд

    Методика работы с картинным планом
    7. Раскрась и подпиши иллюстрации

  • Методика работы с картинным планом8. Рассмотри и реши- все ли 
Эпизоды отобра...

    8 слайд

    Методика работы с картинным планом
    8. Рассмотри и реши- все ли
    Эпизоды отображены в иллюстрациях
    Если нет, то каких не хватает?
    Дополни словесным рисованием.

  • Методика работы с картинным планомКак составить картинный план?
1. Прочитай п...

    9 слайд

    Методика работы с картинным планом
    Как составить картинный план?
    1. Прочитай произведение, выдели основную мысль.
    2. Раздели текст на основные смысловые части. Озаглавь.
    3. Нарисуй картинки к каждой части.
    4. Соотнеси текст и картинный план.
    5. Расскажи текст по картинкам
    (1-3 предложения по каждой)

  • Методика работы с картинным планомТребования к картинному плану?
1. Структури...

    10 слайд

    Методика работы с картинным планом
    Требования к картинному плану?
    1. Структурированность
    2. Последовательность
    3. Единообразие
    4. Информативность

Составляем картинный план с помощью онлайн-редактора

Картинный план текста – это последовательно выстроенные иллюстрации к каждой части произведения. Такие планы педагоги учат составлять учеников с начальной школы. Картинки можно нарисовать самим, распечатать, а можно… использовать графический онлайн-редактор.

В Интернете есть замечательный ресурс “Canva”. Это онлайн-редактор, который в первую очередь предназначен для дизайнеров, однако в нем масса возможностей и для обучения. В Canva есть бесплатный тариф.

Что представляет собой ресурс?

Это платформа, которая содержит огромное количество всевозможных шаблонов, разбитых по тематическим разделам. Есть и раздел “Для обучения”, однако с успехом можно использовать шаблоны из других направлений. Работа в этом онлайн-редакторе поможет организовать увлекательную творческую работу учеников на уроках и дома.

Сегодня я расскажу, как применить шаблон “Раскадровка” для составления картинного плана. (Кстати, в нем же можно сделать диафильм).

Ход работы:

  1. Прочитать произведение, разделить его на части.
  2. Озаглавить каждую часть (можно использовать цитаты из произведения).
  3. Подобрать изображения в Интернете. Это может сделать учитель или сами ученики.
  4. Загрузить изображения в сервис “Canva” (для этого, конечно, надо там зарегистрироваться).
  5. Найти вкладку “Шаблоны”, выбрать раздел “Для обучения”, открыть шаблоны “Раскадровка” и выбрать тот макет, который вам нужно.
  6. Далее дело техники. Удаляем картинки, которые уже загружены в шаблон и вставляем свои. Точно так же поступаем с текстом. Меняем цвет, размер шрифта, фон, если посчитаем нужным.
  7. Сохраняем это в нужном нам формате или делимся ссылкой на созданный картинный план.

Более наглядно все показано в видеоролике.

Такую работу ученики могут выполнить как в классе (если есть технические возможности), так и дома. Это может быть индивидуальным, парным или групповым заданием. На сервисе есть возможность организовать совместную работу нескольких человек. Для этого одному из учеников нужно создать шаблон и дать к нему доступ своим товарищам.

Что дает такая работа?

  • Умение работать с текстом, делить его на смысловые части;
  • лучшее запоминание содержания прочитанного;
  • умение подбирать подходящий визуальный ряд;
  • развитие творческих способностей, эстетического вкуса, начальных навыков дизайна, работы с цифровыми ресурсами.

Результат такой работы остается у каждого ученика в электронном виде. Файл можно распечатать и использовать на следующих уроках, например, как опору для пересказа текста.

Другие идеи для уроков на канале “Учительская мастерская”.

Панькова Клавдия Александровна

Учитель начальных классов

МОУ Мало – Куналейская СОШ

Формирование умения младших школьников

составлять план художественного текста

Одним из важных занятий на уроке чтения является работа над планом. Составляя с детьми план прочитанного произведения, прежде всего, показываем детям, что всякое произведение имеет логическую последовательность изложения. Это важно и для понимания читаемого и как подготовка к пересказу. Для того, чтобы научится детям самостоятельно составлять план, приходится проводить с ними ряд подготовительных упражнений.

Для таких упражнений необходимо отбирать тексты с совершенно ясной и простой структурой. Не каждое произведение годится для работы над планом. Для детей трудно составлять план ко многим лирическим стихотворениям. Отобрав подходящее произведение, решаем, какую форму упражнений выбираем для работы с детьми, какую конкретную учебную цель перед ними поставим. Каковы могут быть учебные цели в работе над простым планом?

Определить последовательность изложения событий. Разделить текст на логически связанные части, сохранить последовательность изложения.

Кратко и точно определить тему произведения. Выразить главную мысль произведения, каждой его части.

Для достижения этих целей проводится ряд упражнений:

  1. деление текста на части по данному учителем плану;
  2. восстановление в нужной последовательности частей (пунктов) деформированного плана;
  3. озаглавливание картинок, данных в нужной для рассказа последовательности;
  4. восстановление последовательности в расположении картинок соответственно сюжетному развитию рассказа;
  5. озаглавливание данных частей текста (в начале коллективно, с помощью учителя, а затем самостоятельно);
  6. самостоятельное деление текста на части;
  7. самостоятельное составление плана необходимого по объему произведения, четкого по структуре;
  8. подробный пересказ небольшого сюжетного произведения;
  9. близкий к тексту пересказ отдельной части или главы указанной учителем;
  10. краткий пересказ небольшого произведения;
  11. словесное рисование по отдельным главам;
  12. творческий пересказ (более всего он применим во 2 классе к сказкам, когда ученики готовят пересказ какой-либо главы или эпизода от лица одного из сказочных персонажей);
  13. выборочный пересказ (по определенной теме сюжетной линии).

После выполнения каждого вида работы говорим детям, чему они научились, что в работе было удачным, что не совсем удачным и почему. Например, составляя картинный план к рассказу, некоторые ученики наметили слишком много картинок. Необходимо разобраться вместе с детьми, заставить их хорошенько подумать, какие картинки из намеченных лишние, что можно поместить на одной картинки вместо двух или трех. При этом дети еще раз представляют задачу, которую они решали, чувствуют результаты работы, и, следовательно, возрастает обучающее значение этого упражнения.

Работа над планом начинается по существу, также как и над пересказом, с1 класса, когда дети переходят к чтению связных текстов, состоящих из нескольких предложений.

В 1 классе первоначальный план – это последовательность, нужная для передачи прочитанного, т.е. для пересказа , для рассказа на темы из детской жизни.

Таким образом, работа над планом проходит в тесной связи с работой над пересказом прочитанного, особенно на первых этапах.

Работу над планом при подготовке детей к пересказу целесообразно начинать с деления текста по картинкам, затем подбора частей текста к данным учителем заголовкам.

В работе над планом важны две стороны:

1) деление на части текстов художественного произведения и деловых статей;

2) формулировка заголовков.

Один из видов плана связан с работой над художественным произведением или над статьей в целом: содействует осознанию основной мысли, ведет детей от анализа текста к обобщениям и является хорошей подготовкой к пересказу. Другой, широко применяемый в начальной школе – это выборочный план. Он составляется с разными целями: для характеристики персонажей, для выявления того, как развивается линия поведения или настроения какого-либо из действующих лиц.

Необоснованно считают некоторые методисты, что в план к данному произведению все заголовки нужно давать в одной и той же грамматической форме, т.е. или в виде вопросов, или в виде повествовательных предложений и, наконец, предложений назывных. Было бы ошибкой думать, что какая-либо из этих форм более легка для детей, чем другие.

В ряде случаев нельзя озаглавить каждую часть, например, вопросом.

Возьмем не большой рассказ «Как Коля в первый раз увидел самолет».

  1. Была весна. Снег таял. Текли ручейки.
  2. Коля пускал по воде кораблики.
  3. Вдруг вверху что-то зашумело. Коля подумал, что летит птица. Но это был самолет.
  4. Засмотрелся Коля на самолет, а кораблики уплыли.
  5. Первая часть рассказа – описание наступления весны. Нельзя озаглавливать эту часть ни вопросом «Какое время года наступило?», ни вопросом «Какая была весна?».

 Правильнее озаглавить эту часть рассказа назывным предложением «Весна». Во второй части говорится об определенных действиях Коли, и совокупность их может быть озаглавлена повествовательным предложением «Коля пускает кораблики». Следующая часть включает в себя разные действия, и вопрос не охватит всего содержания. Целесообразнее всего эту часть озаглавить «Самолет». Последняя часть является уже прямым ответам на вопрос: «Куда же девались кораблики?». Этот вопрос и может быть заголовком части.

Работа над составлением плана тесно связана со словарной работой, особенно при составлении заголовков плана: ведь для заголовков надо тщательно отобрать слова из довольно большого синонимического ряда. Необходимо найти такое слово, которое лучше всего выражает основную мысль данной части рассказа, статьи. Обогащается и активизируется словарь учащегося и при составлении картинного плана.

Работа над планом повышает сознательность чтения.

Использование плана при пересказе и в различных творческих работах – важнейшее условие развития у детей связной речи.

Колосок Украинская народная сказка в обработке С.Могилевской

Колосок

Украинская народная сказка в обработке С.Могилевской

Попробуй подобрать отрывки из сказки «Колосок», которые подходят к данным иллюстрациям

Попробуй подобрать отрывки из сказки «Колосок», которые подходят к данным иллюстрациям

Картинный план  текста

Картинный план

текста

3 2 1 1. 4 5 6 7 8

3

2

1

1.

4

5

6

7

8

http://www.playcast.ru/ http://xn----7sbbspgcdh1akcuj3d.xn--p1ai/ http://illustrators.ru/ http://shopsmnogosofta.fo.ru/ https://allyslide.com/en/viewer/kolosok_hudoghnik_serg_y_olena_89481 http://illustrators.ru/illustrations/566971#illustration-anchor

http://www.playcast.ru/

http://xn—-7sbbspgcdh1akcuj3d.xn--p1ai/

http://illustrators.ru/

http://shopsmnogosofta.fo.ru/

https://allyslide.com/en/viewer/kolosok_hudoghnik_serg_y_olena_89481

http://illustrators.ru/illustrations/566971#illustration-anchor

Добавить комментарий