Картинный план урока как одна из форм формирования универсальных учебных действий.
Школа должна готовить ребенка к жизни в обществе. Значит, уже на уроке ученики должны учиться организовывать, контролировать и оценивать свою деятельность, решать сложные проблемы, находить, понимать и принимать решения, сотрудничая для этого.
В современной школе необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний, выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение планировать свою деятельность, контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать результат, находить ошибки, пути их устранения. Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т. е. различать «это я уже знаю и умею», «а это я еще совсем не знаю, надо узнать» – начинается учебная самостоятельность школьника, переход от исполнительского поведения к творческому поиску.
Перед школой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
В стандартах второго поколения разработана концепция развития универсальных учебных действий как «психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания».
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
В состав основных видов УУД входит и регулятивный блок УУД.
К регулятивным действиям относятся:
-целеполагание;
-планирование;
-прогнозирование;
-контроль;
-коррекция;
-оценивание;
-саморегуляция;
Это все действия ученика, которые направлены на организацию его деятельности на уроке.
В понятие «организация деятельности» входят следующие умения:
-определять и формулировать цель деятельности;
-составлять план действий по решению проблемы;
-осуществлять действия по реализации плана, если надо – корректировать;
-соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Если в 1 классе дети определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя, то во 2 классе они делают это уже самостоятельно. А в 3-4 классе ученики, самостоятельно определяя цель деятельности, обнаруживают и формулируют учебную проблему, работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки, вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы.
В формировании регулятивных учебных действий мне помогает картинный план урока, который я разработала.
Картинный план вводится с 1 класса постепенно. В сентябре я каждый день показываю одну картинку плана и спрашиваю: «Что просит сделать вас эта картинка»? После обсуждения мы договариваемся о том, что дети будут делать при виде данной картинки. Она вывешивается на доске как часть плана урока.
К концу 1 четверти в начале каждого урока учащиеся «читают» картинный план, обсуждают, что им предстоит сделать на уроке. По плану дети оценивают свою работу на уроке поэтапно.
Далее от класса к классу работа с планом усложняется, варьируется. К 4 классу план помогает ребятам не только организовать, оценить и проконтролировать свою деятельность, но и столкнуться с проблемой, которая требует решения, поставить цель урока и определить конкретные задачи. Например, план урока начинается не с традиционной проверки домашнего задания, а с задания на дом. Ученики знакомятся с домашним упражнением и сталкиваются с проблемой, я предлагаю выстроить план деятельности, который поможет нам решить учебную проблему.
Главное, чтобы план не превращался в красивые картинки на доске, а работал над формированием регулятивных универсальных учебных действий.
Сначала план был в виде картонных прямоугольников, которые вывешивались на доске. Сейчас у нас в классе есть интерактивная доска. Работать на ней – одно удовольствие.
Обновлено: 19.05.2023
Автор: Турченко Оксана Николаевна
Организация: МБОУ СОШ №3 им. Адмирала Нахимова
Населенный пункт: Краснодарский край, город Геленджик
Работа с текстом на основе картинного плана обратной работы (знакомство сначала с иллюстрациями) с текстом состоит в том, что УУД становятся метапредметными компетенциями, которыми обладают учащиеся: – умение сохранять и принимать учебную задачу; – умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, оценивать свои действия; – умение строить монологическое высказывание, задавать и отвечать на вопросы. Преимущество работы по алгоритму обратной работы состоит в том, что формируются умения восстанавливать события, умения предвосхищать содержание текста по иллюстрациям и с опорой на предыдущий опыт. Все эти действия в построении речевых коммуникаций, высказывание предположений, умение строить диалог затрагивают эмоциональную сферу ребёнка, а положительные ощущения помогают добиться больших результатов. Алгоритм работы, который ребёнок использует в работе над текстом, может в дальнейшем применить для самостоятельного знакомства с текстом и не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках.
Мои заявки
Диплом участника конкурса
Давно интересовался этой темой, статья помогла мне узнать больше! Спасибо за такой прекрасный труд!
Очень понравилась статья, спасибо.
Статья понравилась, интересно было прочитать и узнать больше о данной проблеме
Добрый вечер! Очень интересная статья на актуальную тему для студентов педагогических вузов. Спасибо за Вашу работу! Думаю, что и действующим учителям информатики стоит ознакомиться с Вашей статьей.
Добрый вечер! Очень интересная статья! Интерактивные упражнения по математике помогают закреплять изученный материал. Также это достаточно эффективный способ организации домашней работы для школьников. Спасибо за проделанную работу!
Добрый вечер! Очень интересная статья! Спасибо Вам за проделанную работу!
Очень интересная, не стандартная тема для статьи. Действительно, вопрос навязанной толерантности в спорте актуален как никогда. Возможно ли справедливое решение данного вопроса, если разделить спорт на мужские, женскиеи “гендерно- нейтральные” соревнования? Современный регламент ставит спортсменов без изменений гендерного поведения в заведомо невогдное положение.
Добрый вечер! Очень актуальная тема. Согласна с Вами, что стоит использовать онлайн-ресурсы не только при организации урока, но и при организации домашней работы ученикам
Добрый вечер! Спасибо за статью. Давно интересовалась созданием чат-ботов. Благодаря Вашей статье начну использовать их в будущей профессиональной деятельности
КАРТИННЫЙ ПЛАН КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ УСПЕШНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
В рамках темы исследования нас в большей мере интересует картинный план как дидактический элемент учебников и урока технологии.
Вместе с тем, проведённый нами в ходе учебной и производственной педагогических практик анализ учебных изделий и сформированности у учащихся практико-технологических умений позволил выявить их невысокое качество.
Возникает противоречие: ученики на уроках технологии используют учебники, в которых содержится весь необходимый материал, позволяющий ученику быть успешным, однако результат учебной деятельности оставляет желать лучшего. Для устранения данного противоречия нами была исследована проблема взаимосвязи картинного плана с успешностью младшего школьника и осуществлён поиск причин, снижающих её.
Далее следовал анализ качества графики картинных планов. Установлено следующее. 33 % картинных планов (то есть 25 дидактических единиц – ДЕ) представлено реалистичными рисунками, 44 % (33 ДЕ) фотографиями действий и операций, 23 % (17 ДЕ) – символьными или техническими изображениями. Качество графики картинных планов во всех учебниках находится на достаточном для восприятия информации уровне : иллюстрации крупные, детальные, типографского двоения рисунков нет. Стоит отметить цветовое решение оформления картинных планов. Выбранные авторами цвета и оттенки не являются резкими для восприятия, не оттягивают внимание на себя. Отметим также отсутствие цветовой деформации при демонстрации лицевой и изнаночной стороны листа того материала, из которого изготавливается изделие. Это значит, что лицевая и изнаночная сторона учеником определятся достаточно легко. Все представленные картинные планы читаются слева направо и сверху вниз.
Резюмируем. Картинный план является значимой дидактической единицей учебников и уроков технологии. В нём фокусируется учебное технико-технологическое содержание данного предмета начальной школы. Картинный план обладает рядом возможностей, детерминирующих успешность младшего школьника – это визуальность информации, привлекательность, равно распределённая этапность, фиксация начального и конечного результатов, вербальные пояснения, использование вспомогательных инструментов. Но фактическая успешность младшего школьника в усвоении технико-технологических знаний и умений обусловлена умением ученика работать с картинным планом. Сами младшие школьники слабо владеют этим умением, поскольку в содержании учебников отсутствует методический аппарат, обучающий детей способам работы с картинным планом. Следовательно, эта работа является частью профессиональной деятельности учителя начальных классов. А её описание станет материалом нашей следующей статьи.
Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?
Что это такое
В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.
Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.
Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.
Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.
Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.
Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.
Как составляется
Основных видов работы с картинными планами несколько:
Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:
- Прочитать произведение, определить его основную тему.
- Разделить текст на основные смысловые части и сформулировать содержание каждой их них.
- Нарисовать картинки к каждой части текста.
- Прочитать весь текст еще раз, соотнося с планом.
- Попробовать по картинкам пересказать текст.
Какие требования предъявляются
Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:
- Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
- Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
- Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
- Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.
- Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
- Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
- Царевна выходит из леса к терему богатырей.
- Богатыри и царевна.
- Старушка дает царевне яблоко.
- Богатыри стоят возле мертвой царевны.
- Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
- Королевич Елисей нашел царевну.
Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.
Пример составления
Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.
Урок проводился в 1 классе коррекционной школы для учащихся с лёгкой умственной отсталостью.
Автор: Шатрова Ольга Михайловна, учитель-логопед, МКОУ С(К)Ш №5 “Новые надежды”, г. Новосибирск.
2. Основная часть
Сегодня мы поговорим о зиме. Какое сейчас время года?
Посмотрите. На доске ёлочка.
Чтобы мы смогли нарядить ёлочку к Новому году, нужно ей рассказать о зиме. Готовы?
Давайте вспомним все времена года. Разложите картинки, начиная с зимы.
Как ласково назвать зиму? Зимушка.
А день зимой, какой? Зимний. А одежда, какая? Зимняя
А если зимой мороз, то погода какая? (морозная)
А если холод? Тепло?
Вот как вы много рассказали о зиме. Посмотрите на картинку.
Какое время года на ней? Зима. Послушайте, какое я составила предложение. Я буду говорить и рисовать схему.
Наступила морозная, снежная зима. Составьте своё предложение.
Что выпадает зимой? Снег. А как назовём ласково? Снежок.
Упражнение на дыхание:
Я дам вам маленькую бумажную снежинку. Подуйте на неё, чтобы она полетела.
Что изображено на картинке? А если снег то погода, какая? Снежная. А горка из снега?
А кого можно построить из снега? Снеговика.
А когда снег идёт, не переставая, как называется такое явление? Снегопад.
Какой бывает снег?
(белый, пушистый, мягкий, холодный, блестящий, липкий, мокрый)
Послушайте моё предложение:
Выпал белый, пушистый снег.
Составьте своё.
Что изображено? Сугробы. Что такое сугробы?
Большой сугроб, а маленький – сугробик.
Какие бывают сугробы? (высокие, низкие, мягкие) Послушайте моё предложение:
Появились высокие мягкие сугробы.
Что происходит с реками зимой? А если горку сделали изо льда, она какая?, а дом?
Какой бывает лёд?
(твёрдый, прозрачный, тонкий, толстый, скользкий, блестящий, хрупкий)
Реки покрылись толстым прозрачным льдом. Составьте своё предложение.
Физминутка:
Снег сегодня шёл с утра, (Поднимаем руки вверх и медленно опускаем их вниз)
Снегу рада детвора. (хлопаем в ладоши)
Снег на ветках, (поднимаем руки вверх)
На дорожках, (ладони опустить вниз)
На носах (дотрагиваемся до носа)
И на ладошках. (показываем ладони вытянутых вперёд рук)
Посмотрите на картинку. Во что одеты дети?
Одежда для зимы, какая? Зимняя, тёплая.
Люди надевают тёплую, зимнюю одежду.
Если горка из снега, то она какая? Снежная.
А если изо льда? Ледяная.
Какая ещё? Высокая, низкая.
Дети катаются с высокой, снежной горки. А теперь ваше предложение.
В домах наряжают пушистую ёлку. Какую ещё?
(душистую, ароматную, высокую, красивую, зелёную)
А теперь послушайте, какой рассказ у нас получился.
Составление рассказа:
Наступила холодная снежная зима. Выпал белый пушистый снег. Появились высокие мягкие сугробы. Реки покрылись толстым прозрачным льдом. Люди надевают тёплую зимнюю одежду. Дети катаются с высокой снежной горки. В домах наряжают пушистую красивую ёлку.
А теперь вы расскажите о зиме, используя картинки и схемы.
Читайте также:
- Анализ повести молох куприна краткое содержание
- Как кенигсберг стал калининградом кратко
- Можно ли сказать что автор симпатизирует кому то из избранниц обломова больше кратко
- Искусство объяснять ли лефевер краткое содержание
- Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
К.И.Чуковский «Федорино горе»
Учитель начальных классов
Евтюхова Л.А.
Методика работы с картинным планом -
2 слайд
Определение
Картинный план- это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образную картинку.
Такой способ подходит для детей, которые оперируют зрительными образами.
Положительные характеристики такого способа в том, что правильно развивается речь: последовательно и осознанно. -
3 слайд
Методика работы с картинным планом
Расскажи по иллюстрациям -
4 слайд
Методика работы с картинным планом
2 Разложи перепутанные иллюстрации
по порядку.
3. Соедини иллюстрацию и название части -
5 слайд
Методика работы с картинным планом
4. Нарисуй картинный план по
названиям частей.
5 Нарисуй картинный план и озаглавь
Каждую выделенную часть -
6 слайд
Методика работы с картинным планом
6. Угадай все ли иллюстрации
из сказки «Федорино горе?» -
7 слайд
Методика работы с картинным планом
7. Раскрась и подпиши иллюстрации -
8 слайд
Методика работы с картинным планом
8. Рассмотри и реши- все ли
Эпизоды отображены в иллюстрациях
Если нет, то каких не хватает?
Дополни словесным рисованием. -
9 слайд
Методика работы с картинным планом
Как составить картинный план?
1. Прочитай произведение, выдели основную мысль.
2. Раздели текст на основные смысловые части. Озаглавь.
3. Нарисуй картинки к каждой части.
4. Соотнеси текст и картинный план.
5. Расскажи текст по картинкам
(1-3 предложения по каждой) -
10 слайд
Методика работы с картинным планом
Требования к картинному плану?
1. Структурированность
2. Последовательность
3. Единообразие
4. Информативность
Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?
Что это такое
В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.
Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.
Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.
Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.
Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.
Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.
Как составляется
Основных видов работы с картинными планами несколько:
- с готовыми, напечатанными в книге, в методических пособиях и т. д.: в этом случае задание — рассказать по картинкам или разложить перепутанные иллюстрации по порядку и т. д.;
- прочитать или прослушать текст и «нарисовать» по нему план;
- комбинация двух предыдущих: прочитать или прослушать текст, рассмотреть картинки и решить, все ли эпизоды повествования отражены в иллюстрациях. Если нет, то каких не хватает, дорисовать недостающие самому или дополнить готовыми.
Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:
- Прочитать произведение, определить его основную тему.
- Разделить текст на основные смысловые части и сформулировать содержание каждой их них.
- Нарисовать картинки к каждой части текста.
- Прочитать весь текст еще раз, соотнося с планом.
- Попробовать по картинкам пересказать текст.
Какие требования предъявляются
Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:
- Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
- Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
- Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
- Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.
Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:
- Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
- Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
- Царевна выходит из леса к терему богатырей.
- Богатыри и царевна.
- Старушка дает царевне яблоко.
- Богатыри стоят возле мертвой царевны.
- Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
- Королевич Елисей нашел царевну.
Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.
Пример составления
Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.
Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:
- Начало. «Пришел невод с одною рыбкой…» — картинка со стариком и пойманной рыбкой на берегу спокойного моря.
- «Видит — море слегка разыгралось…» — картинка, где старик у моря с волнами и маленькими облачками.
- «Помутилося синее море…» — волны и облака.
- «Неспокойно синее море…» — темные тучи на небе, высокие волны.
- «Почернело синее море…» — темное небо, темное море с высокими волнами.
- «…на море черная буря…» — черные волны, ветер, шторм.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
В соответствии с требованиями ФГОС НОО (2009 г) начальный уровень образования нацелен на становление у обучающихся целого ряда личностных характеристик. Среди них «овладение основами умения учится, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом». Для обобщенного отражения этих результатов принято употреблять термин «учебная успешность». Вслед за Б. Г. Ананьевым «учебную успешность» рассматриваем как комплекс компонентов, которыми обусловлено достижение обучающимися поставленных целей: темп выполнения работы, индивидуальный стиль учебной работы (усвоение), степень прилежания и усилий, напряженность ученика [1]. Отметим, что возрастной особенностью младшего школьника является острая необходимость в осознании собственной успешности.
В рамках данной публикации рассмотрим одно из средств поддержки успешности младшего школьника в освоении технико-технологического содержания и компонентов учебной деятельности являются – картинный план. На уроках технологии при выполнении учебного задания предполагается, что школьник учится самостоятельно добывать информацию об учебном изделии – его назначении, конструкции, актуальных приёмах и технологии выполнения. Учитывая наглядно-образный тип мышления младшего школьника, считаем, что наилучшим способом поддержки его самостоятельности и успешности можно считать визуально воспринимаемый материал [2]. В учебниках «Технология» это рисунки, схемы, планы, чертежи.
В рамках темы исследования нас в большей мере интересует картинный план как дидактический элемент учебников и урока технологии.
В ходе анализа научной и методической литературы (Рамзаева Т. Г., Львов М. Р., Ожегов С. И., Кузнецов П. С. И др.) нами выявлено, что однозначно понимаемое определение понятия «картинный план» до сих пор отсутствует. В нашей работе он условно рассматривается как средство обучения, представляющее собой наглядную форму фиксации хода и промежуточных результатов изготовления учебного изделия.
Картинный план включает в себя содержание, логику и этапы выполнения изделия. Под содержанием картинного плана мы понимаем комплекстехнико-технологических знаний и умений, приобретение которых происходит в ходе рассматривания и осмысления фотографий, технических рисунков, чертежей и выполнения учебного изделия. Структурными единицами картинного плана логично считать иллюстрации, фотографии, рисунки, на которых демонстрируется последовательность выполнения учебного изделия. Логика картинного плана кроется в развертывании каждой операции или приёма. Вдумчивая работа с каждым пунктом картинного плана даёт младшему школьнику возможность визуально воспринять каждое действие, понять последовательность изготовления, обратить внимание на важные особенности – «секреты мастерства», чтобы затем организовывать ход собственной деятельности, работать в своём темпе и в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия, мышления и скорости практико-технологических действий (как внутренних, так и внешних), осуществлять самоконтроль и самооценку результатов. Мы убеждены, что всё перечисленное способствует успешности младшего школьника в учебной деятельности на уроках технологии.
Вместе с тем, проведённый нами в ходе учебной и производственной педагогических практик анализ учебных изделий и сформированности у учащихся практико-технологических умений позволил выявить их невысокое качество.
Возникает противоречие: ученики на уроках технологии используют учебники, в которых содержится весь необходимый материал, позволяющий ученику быть успешным, однако результат учебной деятельности оставляет желать лучшего. Для устранения данного противоречия нами была исследована проблема взаимосвязи картинного плана с успешностью младшего школьника и осуществлён поиск причин, снижающих её.
В начале исследования нас интересовала частотность появления картинных планов в содержании учебников «Технология» различных образовательных систем (ОС) для первого года обучения. Количественно в учебниках для 1 класса для 33 уроков технологии авторы Е.А. Лутцева и Т.П. Зуева (ОС «Школа России») предложили 25 картинных планов, авторы Т.М. Рагозина и А.А. Гринёва (ОС «Перспективная начальная школа») – 23, авторы Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др. (ОС «Перспектива») – 27 [3, 4, 5]. Полученные данные позволяют утверждать, что картинный план – обязательная структурная единица учебника.
Далее следовал анализ качества графики картинных планов. Установлено следующее. 33 % картинных планов (то есть 25 дидактических единиц – ДЕ) представлено реалистичными рисунками, 44 % (33 ДЕ) фотографиями действий и операций, 23 % (17 ДЕ) – символьными или техническими изображениями. Качество графики картинных планов во всех учебниках находится на достаточном для восприятия информации уровне: иллюстрации крупные, детальные, типографского двоения рисунков нет. Стоит отметить цветовое решение оформления картинных планов. Выбранные авторами цвета и оттенки не являются резкими для восприятия, не оттягивают внимание на себя. Отметим также отсутствие цветовой деформации при демонстрации лицевой и изнаночной стороны листа того материала, из которого изготавливается изделие. Это значит, что лицевая и изнаночная сторона учеником определятся достаточно легко. Все представленные картинные планы читаются слева направо и сверху вниз.
Важным для устранения противоречия было и исследование качества и количества сопроводительных методических материалов учебников. К ним мы отнесли основные и вспомогательные тексты, ремарки, отдельные пояснения, графические указания. Количественная обработка материалов позволила отметить наличие текстового сопровождения у 97% (73 ДЕ) картинных планов. В учебниках авт. Т. М. Рагозина, А. А. Гринева вербальное сопровождение картинных планов представляет собой краткие пояснения к иллюстрациям. Маленькие тексты соотнесены с иллюстрациями этапов. В учебниках авт. Е. А. Лутцева и Т. П. Зуева план обозначен как рубрика «Порядок работы». Вербальное сопровождение, как правило, сгруппировано в небольшой нумерованный текст, который представлен весьма лаконично, например, к уроку на тему «Пластилин»: «1. Отдели часть от бруска. 2. Изготовь лепёшку. 3. Вырежи форму…» (стр. 27). Пояснение по объёму занимает половину страницы. Аналогично представлено текстовое пояснение к иллюстрациям плана в учебнике технологии авт. Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова и др. Однако к ряду уроков – «Приёмы работы с пластилином» (стр. 20), «Такие разные дома» (стр. 54), «Свет в доме» (стр. 61), «Нитки (стр. 72-73) сопроводительный текст занимает по две трети страницы. Это, на наш взгляд, превышает читательские возможности первоклассника, поскольку смысловое чтение у них развито пока слабо, в противовес хорошо функционирующему процессу зрительного восприятия информации. В то же время к концу учебного года для работ с конструктором (стр. 86–87) план дан без дополнительных пояснений. Задаёмся вопросом о рациональности комплектования учебного материала. В целом, нами подмечено, что во всех учебниках для первого класса картинный план – это реалистичные подробные и крупные рисунки и фотографии.
В целях избегания пропуска «тонкой» операции Е. А. Лутцева и Т. П. Зуеваиспользуют эффект лупы. Данный способ служит для целенаправленного управления восприятием учащихся и донесения «секрета» изготовления отдельной операции.
В целом, исследование учебников для первого класса различных образовательных систем позволяет нам сделать вывод о том, что картинные планы являются основной детерминантой поддержки успешности младших школьников на уроке технологии, поскольку учитывают их психологические и возрастные особенности. Качество и содержание картинных планов обеспечивает учеников всем необходимым, чтобы успешно справиться с изготовлением учебного изделия.
Второй этап нашего исследования касался выявления причин снижения успешности ученика в изготовлении учебного изделия посредством использования картинного плана (без методической поддержки учителя). В данной части исследования принимали участие учащиеся 3 классов. Удалось выяснить, что независимо от года обучения, ученики не обращают внимания на технологические особенности и «секреты мастерства», представленные на кадрах картинного плана. При выполнении не следят за точностью выполнения отдельных действий и операций, иногда неверно или с грубыми ошибками применяют технологические приёмы. Проведённая нами диагностика умения пользоваться картинным планом, показала, что 78 % младших школьников не умеют пользоваться картинным планом для достижения учебных целей – не умеют считывать информацию и не в силах её интерпретировать в действия и самостоятельно сделать добротное учебное изделие, объективно оценив его качество.
Третий этап нашего исследования был посвящен анализу проблем и затруднений методического характера. В ходе анализа конспектов, технологических карт, наблюдения «живых уроков» и видеоуроков сети интернет (более 30 пакетов материалов) было установлено следующее. 9 из 10 учителей игнорируют обучающие возможности картинного плана. Это выражается в том, что учителя стараются контролировать каждый этап и каждое действие учеников. Налицо применение репродуктивного метода обучения: «Делай, как показываю я!». Считаем, что такой способ обучения резко снижает активность познавательной деятельности ученика, ограничивает его самостоятельность в усвоении материала и выполнении изделия, отрицательно влияет как на умственный, так и на материальный результаты обучения. Вывод: если учитель не нацеливает учеников на внимательное рассматривание каждой иллюстрации и каждого условного обозначения на ней, не обучает способам считывания, то и ученик не фиксирует в сознании значимую информацию, не трансформирует её в правильные действия, не следит за качеством усвоения материала и выполняемого изделия, чем и обусловливается снижение успешности ученика.
Резюмируем. Картинный план является значимой дидактической единицей учебников и уроков технологии. В нём фокусируется учебное технико-технологическое содержание данного предмета начальной школы. Картинный план обладает рядом возможностей, детерминирующих успешность младшего школьника – это визуальность информации, привлекательность, равно распределённая этапность, фиксация начального и конечного результатов, вербальные пояснения, использование вспомогательных инструментов. Но фактическая успешность младшего школьника в усвоении технико-технологических знаний и умений обусловлена умением ученика работать с картинным планом. Сами младшие школьники слабо владеют этим умением, поскольку в содержании учебников отсутствует методический аппарат, обучающий детей способам работы с картинным планом. Следовательно, эта работа является частью профессиональной деятельности учителя начальных классов. А её описание станет материалом нашей следующей статьи…
Список литературы
Психология педагогической оценки / Научные и учебные работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forpsy.ru/works/psihologiya-pedagogicheskoy-otsenki-g/ (дата обращения 17.12.2021)
Сорокоумова Е. А., Саморукова Л. А. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-naglyadno-obraznogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения 07.12.2021)
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология 1 класс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://znayka.cc/wp-content/uploads/2018/02/Tehnologiya.-1kl._Luttseva-Zueva_2017-96s.pdf (дата обращения 12.12.2021)
Технология. 1 класс – Рагозина Т. П., Гринева А. А. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://s.11klasov.net/index.php?do=download&id=7077 (дата обращения 12.12.2021)
Технология. 1 класс. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Перспектива [Электронный ресурс] Режим доступа: https://znayka.cc/uchebniki/1-klass/tehnologiya-1-klass-rogovtseva-bogdanova-frejtag/(дата обращения 12.12.2021)