Как составить картосхему изменения климатических условий

Климат Поволжья


Климат Поволжья

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 102.

Обновлено 31 Августа, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 102.

Обновлено 31 Августа, 2022

Поволжье — экономический район, расположенный между Центральной Россией и Уралом. На юге граничит с Северным Кавказом. В состав района входят территории по среднему и нижнему течению реки Волги. Имеет выход в Каспийское море. Благодаря системе рек и каналов, району доступны Чёрное, Азовское, Балтийское и Белое моря. Район вытянут в меридиональном направлении, находится на транзитных путях из европейской территории в азиатскую.

Климат Поволжья

Территория района расположена в умеренном климатическом поясе. На всей европейской части России климат умеренный континентальный.

Так как район занимает внутреннее положение, континентальность его нарастает. То есть зимы становятся холоднее, а летний период — жарче.

Поволжье на карте

Рис. 1. Поволжье на карте.

Из-за большой протяжённости с севера на юг наблюдаются изменения в распределении температур и осадков. Средние зимние температуры изменяются от –15 ºС на севере до –6 ºС на юге. В июле на северной территории +19 ºС, на южной — +25 ºС.

Количество осадков изменяется в широтном и меридиональном направлениях. В северных районах среднее годовое значение осадков — 550 мм, на юго-востоке — 250 мм. В районе Астрахани выпадает самое малое количество осадков, чуть более 150 мм.

В Заволжье более холодная и малоснежная зима, летом часто бывают суховеи.

Климат территории формируют умеренные воздушные массы, морские и континентальные. Также зимой могут проникать далеко на юг арктические массы, а летом вторгаются тропические.

Природные зоны Поволжья

Территория района расположена в разных природных зонах. Татарстан находятся в зоне смешанных лесов.

Картосхема Природные зоны Поволжья

Рис. 2. Картосхема Природные зоны Поволжья.

Пензенская, Ульяновская и Самарская области расположены в лесостепях. Саратовская и Волгоградская области занимают степи. Юг района, где расположена Калмыкия и Астраханская область, занимают полупустыни и пустыни.

Другие природные условия

С севера на юг закономерно сменяются почвы Поволжья. На севере присутствуют дерново-подзолистые, которые сменяются серыми лесными почвами, затем чернозёмами. На юге — каштановые, бурые полупустынные. Встречаются солончаки.

На территории района значительные земельные ресурсы. Площадь сельхозугодий составляет 75 %.

Богат район водными ресурсами, но размещены они по территории неравномерно. На юге Поволжья их недостаточно. В районе находится 1/3 орошаемых земель России.

Особенными условиями характеризуется Волго-Ахтубинская пойма. Расположена она в засушливом климате, но является своеобразным оазисом. Здесь расположены пойменные луга и леса, плодородные почвы и есть вода для орошения.

Волго-Ахтубинская пойма

Рис. 3. Волго-Ахтубинская пойма.

Подводя итог характеристики, агроклиматические условия Поволжья благоприятные для развития сельского хозяйства. Кратко об особенностях климата и природных условий можно подготовить доклад на урок географии в 9 классе.

Заключение

Что мы узнали?

Климатические условия Поволжья разные, благодаря большой протяжённости района с севера на юг. Климат — умеренный континентальный. Температуры повышаются при движении с севера на юг. Количество осадков уменьшается с северо-запада на юго-восток.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 102.


А какая ваша оценка?

  1. Годовой ход изменения климатических элементов

При
изучении хода изменения климатических
элементов графическое изображение
критических зон помогает выявить
важнейшие характеристики климата данной
местности. Для построения графика можно
использовать бланк-сетку, образец
которой показан на рис.1.

Горизонтальная
ось разбивается на 12 равных отрезков,
соответствующих месяцам года. Слева по
вертикальной оси отмечается масштаб
температур, отсчитываемых от нуля вверх
и вниз. Справа по вертикальной оси
отмечается масштаб относительных
влажностей, отсчитываемых от нуля вверх
и масштаб скоростей ветра, отсчитываемых
от нуля вниз. Согласно числовым значениям
климатических элементов отмечаются
неблагоприятные зоны воздействия
климатических факторов на человека. На
рис.1 неблагоприятные зоны отмечены в
виде заштрихованных прямоугольников,
которые показывают, что в марте и ноябре
при высоких влажностях (более 70%) и
температурах близких к нулю всякий
ветер вреден, иными словами: все три
климатических фактора – неблагоприятны.

Заштрихованы
участки повышенной влажности при
положительных температурах с апреля
по октябрь (согласно данным на рис.2) и
участки температур более 210С
в летние месяцы, при которых возможен
перегрев помещений. Ветер со скоростью
3-4 м/сек в эти месяцы – благоприятен.

Критические
значения годового хода климатических
элементов в данной местности учитываются
в дальнейшем при предъявлении
конструктивно-типологических требований
к зданиям и городской застройке.

Рис. 1
Годовой ход
изменения климатических элементов

(г.Харьков)

Рис.2 График определения
температурно-влажностного

режима воздуха в
летний период

  1. Общая
    оценка погодных условий и выбор основного
    режима

эксплуатации
зданий.

Погоду
зимой в основном образуют температура
и ветер, потому что при температурах
ниже нуля особенно сильное воздействие
на человека оказывает ветер, т.к. при
этом сдувается прилегающий к человеческому
телу нагретый слой воздуха, что увеличивает
охлаждение человеческого организма.
При высоких температурах сильное
воздействие на человеческий организм
оказывает величина относительной
влажности. Влажная среда затрудняет
процесс испарения влаги с кожи человека,
нарушая тем самым терморегуляцию его
организма. Чем суше воздух, тем интенсивнее
испарение с кожных покровов и интенсивнее
охлаждение организма; чем выше влажность
воздуха, тем слабее испарение и сильнее
перегрев организма. Поэтому летом
погоду, в основном, образуют температура
и относительная влажность воздуха. По
величине климатических характеристик
погода делится на 7 классов: суровая,
холодная, прохладная, комфортная, теплая,
сухая жаркая, жаркая с нормальной и
повышенной влажностью. Зависимость
между классами погоды и климатическими
факторами представлена на рис.3.

Рис.3
Классификация
погодных условий

Режим
эксплуатации должен соответствовать
погоде.

Установлены
4 режима:

открытый,
полуоткрытый, закрытый и изолированный.

Связь
между погодой и режимом эксплуатации
зданий:

1.
открытый
режим

применяется при комфортной погоде.
Здание защищено от солнца, но раскрыто
во внешнюю среду и практически не несет
климатозащитной функции. Желательны
балконы, лоджии, веранды.

2.
полуоткрытый
режим

применяется:

а)
при прохладной погоде, ограничена связь
жилища с окружающей средой: приток
воздуха через форточку, вытяжная
вентиляция, отопление не регулярное
(электрокамины и т.п.);

б)
при теплой погоде, требуется солнцезащита,
сквозное проветривание, желательны
ориентации фасадов на С и Ю, галереи,
лоджии.

3.
закрытый
режим

применяется:

а)
при холодной погоде, жилище должно быть
изолированно от внешней среды: закрытые
окна (двойное остекление), естественный
приток воздуха через щели окон и дверей,
вытяжная вентиляция, отопление регулярное;

б)
при сухой жаркой погоде, жилище должно
быть изолированно от внешней среды:
окна закрыты ставнями, полная солнцезащита,
желательно обводнение и озеленение
высокими деревьями, участков, прилегающих
к зданию. Приток воздуха естественный,
вентиляция вытяжная. Рекомендуется
искусственное охлаждение помещений и
вентиляторы, вызывающие движение воздуха
(фены).

4.
изолированный
режим

применяется:

а)
при суровой погоде, жилище должно быть
полностью изолированно от внешней
среды; закрытые окна (тройное остекление
с герметическими уплотнителями).
Механическая приточно-вытяжная вентиляция
с подогревом и увлажнением воздуха.
Отопление регулярное, активное;

б)
при жаркой погоде с нормальной и
повышенной влажностью жилище должно
быть полностью изолированно от внешней
среды: окна закрыты, солнцезащита.
Кондиционирующая установка, создающая
искусственный климат.

Для
выявления преобладающего типа погоды
составляется таблица по образцу (рис.4).
Для каждого месяца устанавливается с
помощью графика (рис.3) тип погоды и
отмечается каким-нибудь условным
обозначением в соответствующей клеточке
таблицы.

Делается
вывод о преобладающем типе погоды.

Преобладающих
типов погоды может быть несколько,
например, два: для зимы и лета. При
континентальном климате в летние и
переходные месяцы следует обратить
внимание отдельно на погоду ночную
(утреннюю) и дневную. Преобладающие типы
погоды предопределяют режим эксплуатации
здания, типологические требования к
нему, а также организацию жилой среды
в городе. На основе оценки погоды данной
местности составляется
архитектурно-планировочные и
инженерно-технические требования.

Рис.4
Общая оценка
погодных условий (г.Харьков)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

BigWolf1

+20

Решено

2 года назад

География

Студенческий

Составьте картосхему изменения климатических условий в пределах Поволжья (СРОЧНО, даю 20 баллов) ​

Смотреть ответ

Ответ

1
(2 оценки)

2

dragon3031
2 года назад

Светило науки – 2 ответа – 0 раз оказано помощи

…………………..

(2 оценки)

Остались вопросы?

Задай вопрос

Найди нужный

Новые вопросы по предмету Математика

Какой город является столицей Австрии? ​

які моря омиває Євразія?​

Самая маленькая страна в мире ?​

Де знаходиться північна Корея?​

СРОЧНО 20 БАЛЛОВ география Приплив завжди змінюється відпливом, ніч – днем, зима – літом. Усе це ілюструє прояв якої закономірності географічно …

Составьте картосхему изменения климатических условий в пределах Поволжья (СРОЧНО, даю 20 баллов) ​

1. Описание климатограммы:

  • Столбцы в климатограмме – количество месяцев, снизу отмечены первые
    буквы месяцев. Иногда изображены 4 сезона, иногда не все месяцы.
  • Слева отмечена шкала температур. Нулевая отметка может стоять как первая
    снизу, так и посередине. Выше нуля – положительные температуры, ниже –
    отрицательные.

    Изотерма изображена линией, положительная – красной, отрицательная –
    синей.

  • Справа отмечена шкала количества осадков.
  • Каждый синий столбец – среднемесячные показатели осадков, если мы их
    сложим, получим среднегодовое значение.
  • Сверху или снизу цифрой показано годовое количество осадков.

2. По колебанию температуры можно определить климатический пояс:

  • если t +24-+26 в течении всего года – значит это экваториальный пояс;
  • если амплитуда t незначительная (3–7 градуса) выше +20, значит – это
    субэкваториальный пояс;
  • если амплитуда больше, но зимние температуры не опускаются ниже +10, то
    это тропический пояс;
  • если зимние температуры ок. нуля, +3-+5, то это субтропики;
  • если появляются отрицательные температуры, то это умеренный, субполярный
    или полярный пояса.

3. Тип климата можно определить не только по амплитуде температур, но и по
количеству осадков и режиму их выпадения:

  • если годовое количество осадков более 2000 мм – это экваториальный или
    морской климат;
  • если осадков в течении года также много, но есть месяца засухи – это
    переменно-влажный климат;
  • если среднегодовое количество осадков менее 150 мм – это полупустынный
    или пустынный климат;
  • если в летнее время осадков очень мало, а зимой – много (среднегодовое
    от 700 до 1000 мм), то это средиземноморский климат;
  • если, наоборот, в зимнее время осадков мало, а 2/3 осадков выпадает
    летом, то это муссонный климат. В умеренном поясе в таком климате годовое
    количество не превышает 800 мм, а в субтропиках достигает 1500 мм.

Анализ.

  1. Это экваториальный пояс, потому что температура в течение
    всего года +24 – +26°С.

  2. Это подтверждает большое и равномерное количество осадков.

4. По режиму температур можно определить полушария:

  • если понижение температуры (зима) в январе – это климатограмма северного
    полушария;
  • если понижение температуры (зима) в июле – это климатограмма южного
    полушария.

5. Как отличить:

  • Субэкваториальный от Тропического муссонного климата?

Режим осадков почти одинаков (летом жарко и сухо), да и количество тоже (в СЭ
2000 – 2500 мм, а в Т.мус. 1500 – 3500 мм). Разницу можно увидеть по амплитуде
температур (СЭ – лето +30, зима – +26°С; Т.мус. – лето +30, а зима +20°С)

Анализ.

  1. Это тропический пояс, потому что температура зимой выше +10.
  2. Это южное полушарие, потому что зима в июле.
  3. Это влажный климат, потому что годовое количество осадков более 2000 мм
    и достаточно равномерно.

– Экваториальный от Тропического влажного?

Режим осадков почти одинаков – количество осадков равномерно в течении
года (в Э более 2000 мм, в Т.вл. – от 1500 до 2500 мм), а температуры в течении
года отличны – в Э. в течении года почти одинаковые +24 – +26°С, а в Т.вл. –
зимой +17, а летом +26.

– Тропический муссонный от Умеренного муссонного? от Субтропического
муссонного?

Режим осадков почти одинаков (почти все осадки выпадают летом), а
количество разное: в Т.и СТ.мус. более 1500 мм, а в У.мусс. 700-800 мм в год. И
температуры также отличны:

1) в Тропическом муссонном: зима +20, лето +30;

2) в У.мус.: зима от -5 (атлантическое побережье Канады) до -23 (Хабаровск,
Россия), лето +18-+20.

3) в СТ.мус.: зима -1+5, лето +23+25.

– Умеренно-континентальный, континентальный и резко-континентальный
Умеренного пояса?

Во-первых, прослеживается закономерное увеличение амплитуды температур
(зима продолжительнее и холоднее, лето короче и жарче):

– у-к: зима -12-15, лето +12+15.

– к: зима -16-20, лето +20.

– р-к: зима -30(до -70), лето +20+25.

Во-вторых, количество осадков уменьшается (увеличивается удаленность от
Атлантики):

– у-к: 500 – 700 мм

– к: 400 – 500 мм

– р-к: 300 – 400 мм

Анализ.

  1. Это умеренный пояс, потому что температура зимой ниже 0, а летом выше
    +10.
  2. Это северное полушарие, потому что зима в июле.
  3. Это резко-континентальный климат, потому что амплитуда температур очень
    большая 65 градусов, а годовое количество осадков менее 400 мм с летним
    максимумом (июль).

Алгоритм решения некоторых заданий из ЕГЭ по теме “климат”.

Задача № 1.

По данным, приведенным в таблице, постройте климатограмму, используя
предложенные данные.

  t °C Кол-во осадков Для какого из нижеперечисленных городов –
Москва, Норильск, Владивосток,
Красноярск – приведенные данные применимы?

Опираясь на данные
климатограммы, обоснуйте свой ответ.

Январь -22 10
Февраль -15 30
Март -5 35
Апрель -2 50
Май +3 65
Июнь +12 65
Июль +16 70
Август +15 60
Сентябрь +6 45
Октябрь 0 35
Ноябрь -10 20
Декабрь -13 15

Решение:

1. Построить климатограмму:

а) Нарисовать 12 столбцов – количество месяцев. Снизу их подписать первыми
буквами.
б) Проанализировать данные и оформить легенду климатограммы. Я приняла решение –
отмечать температуру через 10 градусов, а количество осадков – через 20 мм.
в) Сложить все показания количества осадков и снизу написать среднегодовой
показатель.

2. Проанализировать климатограмму:

а) Мы знаем, что Москва, Владивосток и Красноярск находятся в умеренном
поясе, но в разных типах климата. А город Норильск – в субарктическом поясе.
б) На климатограмме летние температуры умеренного пояса +16. Но и в
субарктический пояс летом приходят умеренные воздушные массы. Но на графике
зимой морозно -22. А мы знаем, что в субарктический пояс зимой приходят
арктические воздушные массы, значит там должно быть ниже -30 градусов.
Первый вывод – это не Норильск.

в) Москва находится в умеренно-континентальном климате, значит там
достаточно мягкая зима (-16), и осадков должно быть больше (600-700 мм).
Второй вывод – это не Москва.

г) Это и не Владивосток, потому что там температурный режим
как в Москве, но осадков больше – до 1000 мм. Хотя режим осадков схож с
режимом на климатограмме – летом приходят муссоны и приносят много дождей.
д) Это климатограмма города Красноярска: лето как в Москве, зимой
холодно (нарастание континентальности), осадков немного, с весеннее – летним
режимом.

Главный вывод – это климатограмма города Красноярска, умеренный пояс,
континентальный климат.

Задание № 6

На рисунке приведены климатограммы, составленные для пунктов А и В,
расположенных в Европе примерно на одинаковой широте и высоте над уровнем моря.
Определите, какой из них расположен западнее. Свой ответ обоснуйте.

 

Ответ:

Европа находится под воздействием Западных ветров умеренного пояса, значит
под сильным влиянием теплого Атлантического океана.

Пункт В находится западнее, т.е. ближе к океану.

– Потому что на этой климатограмме показано, что осадков выпадает больше.
– потому что зимой, в январе, +4 градуса, т.е. зима теплее;
– потому что амплитуда годовых температур в пункте В меньше чем в пункте А,
значит климат в пункте А более континентален (хотя не намного).

Задание № 7.

Определите в каком полушарии и в каком климатическом поясе расположен пункт,
климат которого показан на климатограмме.

Дайте необходимые обоснования вашего ответа.

Ответ:

  1. Зима, т.е. понижение температуры, в июле. Значит это южное полушарие.
  2. Температуры зимы выше +10 градусов, но ниже +20. Значит это тропический
    пояс.
  3. Осадков очень мало, значит это пустынный климат.

Определение главных показателей климата различных регионов планеты

Иркутск (Евразия)

Средняя температура января -18º и июля+18º

Абсолютная температура января -50º и июля +37º

Годовое количество осадков 480 мм

Преобладающее направление ветра:зимой юго-восточное,летом северо-западное

Вашингтон (Сев. Америка)

Средняя температура января +2º и июля +27º

Абсолютная температура января -26º и июля +41º

Годовое количество осадков 1010 мм

Преобладающее направление ветра:зимой северное,летом южное

Рио-де-Жанейро (Юж. Америка)

Средняя температура января +26º и июля +21º

Абсолютная температура января +39º и июля +10º

Годовое количество осадков 1170 мм

Преобладающее направление ветра:летом северо-восточное,зимой восточное

Аддис-Абеба (Африка)

Средняя температура января +16º и июля +16º

Абсолютная температура января +1º и июля +29º

Годовое количество осадков 1010 мм

Преобладающее направление ветра:летом западное,зимой восточное

Либревиль (Африка)

Средняя температура января +27º и июля +24º

Абсолютная температура января +17º и июля +37º

Годовое количество осадков 2840 мм

Преобладающее направление ветра:летом южное,зимой юго-западное.

Вывод: В результате проделанной работы мы научились определять главные показатели климата (годового количества осадков, средних и абсолютных температур января и июля, преобладающего направления ветра января и июля) различных регионов планеты по климатической карте мира.

Источник

Готовые практические работы по географии к учебнику Домргацких 7 класс

Практическая работа № 1
Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем
_____________________________________________________________
Дата проведения работы: _______________________________
Цель работы:
Составление картосхемы движения литосферных плит. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет.

I. Ответьте на вопросы:
1). Что такое литосфера?_____________________________________________
2). Что такое литосферные плиты? ____________________________________
_____________________________________________________________________________
3). Как на карте «Строения земной коры» обозначены границы литосферных плит. _____________________________________________________________
4). Какие процессы происходят на границах литосферных плит?
__________________________________________________________________
5). Как называют эти участки? ________________________________________
__________________________________________________________________
6). Что изучает наука сейсмология? ___________________________________
7). Назвать и показать крупнейшие литосферные плиты мира.
_____________________________________________________________________________
8). Сравните строение океанической и материковой литосферных плит по толщине и массе. ___________________________________________________
11) На основании направлений движения литосферных плит составим (с помощью учителя) схему возможных вариантов их «поведения».
Движение литосферных плит

II. Выполните работу по следующему плану:
Используя карту атласа «Строение земной коры», определите,
1. В каком направлении и с какой скоростью движется каждая литосферная плита. ___________________________________________________________
2. Назовите регионы Земли, где происходит расхождение, а где столкновение ( сжатие ) литосферных плит.

Практическая работа № 1

Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем

Дата проведения работы: _______________________________

Составление картосхемы движения литосферных плит. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет.

Ответьте на вопросы:

1). Что такое литосфера?_____________________________________________

2). Что такое литосферные плиты? ____________________________________

3). Как на карте «Строения земной коры» обозначены границы литосферных плит. _____________________________________________________________

4). Какие процессы происходят на границах литосферных плит?

5). Как называют эти участки? ________________________________________

6). Что изучает наука сейсмология? ___________________________________

7). Назвать и показать крупнейшие литосферные плиты мира.

8). Сравните строение океанической и материковой литосферных плит по толщине и массе. ___________________________________________________

11) На основании направлений движения литосферных плит составим (с помощью учителя) схему возможных вариантов их «поведения».

Движение литосферных плит

Параллельно друг другу

Выполните работу по следующему плану:

Используя карту атласа «Строение земной коры», определите,

1. В каком направлении и с какой скоростью движется каждая литосферная плита. ___________________________________________________________

2. Назовите регионы Земли, где происходит расхождение, а где столкновение ( сжатие ) литосферных плит.

3. Какие формы рельефа образуются в местах расхождения и столкновения литосферных плит?

4. Предположите, как будут размещаться материки и океаны через много миллионов лет. Сделайте схематически рисунок расположения материков и океанов в далёком будущем.

Практическая работа № 2.

Определение типов климата по предложенным климатограммам

Дата проведения: ____________________________

Цель работы: Определение климатических параметров территории на основе выбранной вами климатограммы.

Оборудование: учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, атласы

1. Используя рис. 39 стр 63 в параграфе 8 или атлас дайте характеристику и определите климатический пояс, используя текст учебника.

Среднегодовое количество осадков

Режим выпадения осадков

Вывод о типе климата

Практическая работа №3

«Построение профиля рельефа дна океана».

Дата проведения: _____________________

Цель: научиться строить профили рельефа дна океана;

Профилем местности называется чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью, а направление на карте, вдоль которого строится профиль, — профильной линией.

Провести профильную линию.

Подготовить основу для построения профиля. Выбрать горизонтальный и вертикальный масштаб. (горизонтальный масштаб, как правило, принимается равным масштабу карты, вертикальный масштаб – в зависимости от высоты, глубины географического объекта, превышение между самой высокой и самой низкой точками). Для того чтобы, наглядно показать характер неровностей вертикальный масштаб принимается крупнее (в 1 см – 1 км). Если же масштаб будет очень мелким, линия профиля становится сглаженной, вследствие чего теряется наглядность.

Лист бумаги прикладывают нижним или верхним обрезом к профильной линии и из каждого пересечения ее с горизонталью проводят перпендикуляр до той линии, которая соответствует отметке данной горизонтали.

На пересечении вертикальных линий с соответствующими на плане горизонталями поставить точки на основу.

Точки пересечения этих линий с линиями высот соединяем от руки плавной кривой и получаем профиль рельефа земной поверхности.

Построить профиль Индийского океана по экватору, используя шкалу глубин.

Провести анализ изменения глубин океана по экватору.

Сопоставить данные об изменениях глубин океана и определить местонахождение океанических хребтов, материковой отмели, материкового склона.

ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛГОТЫ (восточная)

СРЕДНЯЯ ГЛУБИНА, м

ЦВЕТ ОКРАСКИ НА ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ

1, 9 – зоны ____________________, 3, 5, 7 – зоны _______________________, 4, 6 – зоны _______________________. Резкое изменение глубин при переходе из 1-й во 2-ю и из 8-й в 9-ю зоны обусловлены _________________

ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛГОТЫ (восточная)

СРЕДНЯЯ ГЛУБИНА, м

ЦВЕТ ОКРАСКИ НА ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ

В результате анализа данных таблицы учащиеся устанавливают, что 1, 9 – зоны шельфа, 3, 5, 7 – зоны наибольшей глубины, 4, 6 – зоны океанических хребтов. Следует обратить внимание учащихся на резкое изменение глубин при переходе из 1-й во 2-ю и из 8-й в 9-ю зоны и еще раз объяснить понятия «материковый склон» и «ложе океана».

Практическая работа № 4

Описание природных зон земли по географическим картам.

Дата проведения: ___________________________

Цель работы: научиться: читать, сопоставлять и анализировать тематические карты; выявлять причины природной зональности на земле, прогнозировать изменение ПК под воздействием природных факторов и человеческой деятельности

Сопоставить и проанализировать карты атласа «Климатические пояса и области мира», «Природные зоны Земли», «Атмосфера. Сезонность выпадения осадков».

Установить взаимосвязь между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.

Заполнить таблицу «Характеристика природных зон Земли», используя различные источники информации.

Сделать выводы о выявленных закономерностях

Используя тематические карты атласа, текст п.15 дайте характеристику 2 – х природных зон (по выбору). Результаты занесите в таблицу.

Климатический пояс, условия

ГП на карте мира (материк, о-ва)

Виды хозяйственной деятельности

По краткой характеристике определите название природной зоны:


Характерной чертой природной зоны является разнообразие трав. Типичными представителями животного мира являются мелкие грызуны. Но самым большим богатством является черноземная почва. _________________________________________

Из-за наличия сухого и влажного периода при положительных температурах круглый год, в природной зоне высокие травы сменяются сухой растительностью. Самое большое скопление крупных травоядных и хищников на земле. ________________________________________________________________________

В природной зоне отсутствует сплошной растительный покров. К сухому и жаркому климату приспособились лишь не многие животные: скорпионы, змеи, ящерицы, вараны. В оазисах пышная растительность в основном представлена пальмами. ____________________________________________________________________

Трех ярусный лес поднимается огромной стеной. Из леса доносятся голоса многочисленных птиц. В лесу отсутствует травянистый покров. Стволы деревьев, поросли растениями – паразитами. Все вокруг обвито лианами. Большое разнообразие обезьян. ______________________________________________________________________

Разнообразие хвойных деревьев. Обитатели природной зоны приспособились к условиям среды: делают запасы на зиму, имеют толстый мех, запасают подкожный жир. Почва подзолистая – малоплодородная. _______________________________________

В природной зоне растут карликовая береза и ива. Эта природная зона привлекает огромное количество птиц обилием корма, а также полярными днями, где темного времени суток нет и птенцов можно вскармливать круглосуточно. ________________________________________________

Это переходная природная зона сформировалась в условиях теплого климата. Различие в климате выражено только в увлажнении. Лето теплое и влажное. Зима жаркая и сухая. Обилие лесной растительности сменяется небольшими островками безлесной растительности. Обитатели животного мира такие же, как и в соседних природных зонах. ________________________________________

Лесная природная зона с преобладанием лиственных пород. Дубы и буки наиболее типичные деревья данной природной зоны. Повсеместно растут березы. Серая лесная почва вполне пригодна для выращивания картофеля, ячменя, пшеницы и других культур.______________________________________________________________________

Ответы для учителя

Природные зоны сменяют друг друга с севера на юг, т.е. подчиняются закону широтной зональности

Главная причина изменения природных зон- изменение климатических условий (соотношения тепла и влаги)

Тип преобладающей растительности зависит от климатических условий

В горах происходит смена высоких поясов от подножия к вершине ( вертикальная зональность или высотная поясность)

Количество высотных поясов в горах зависит от географического положения гор (чем ближе к экватору, тем больше) и их высоты

ГП на карте мира (материке, о-ва)

Африка, Южная Америка, Большие зондские

Круглый год жарко, очень много дождей

На всех материках, кроме Антарктиды

Всегда жарко, дожди идут только летом, зима сухая

Огромное количество травы

На всех материках, кроме Антарктиды.

Очень жарко и сухо, многие месяцы вообще не выпадает осадков

Растений практически нет

Жестколистные леса и кустарники

Мягкая зима и сухое лето

Жесткие листья и колючки

На всех материках, кроме Антарктиды.

Практическая работа № 5

«Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира»

ФИО ______________________________________________ 7 ____ класс

Дата проведения: 13.11.2019г.

Цель: формировать умение работать с тематической социально-экономической картой; определить демографические показатели, характерные для разных регионов мира и причины различий.

Пользуясь статистическими данными рассчитайте плотность населения каждого материка. Проранжируйте материки, начиная с того, плотность населения которого наибольшая.

Формула для расчета средней плотности населения: P = N / S

Плотность населения = численность населения делим на площадь территории

Численность населения материка,

Место по численности населения

Регионы с максим. плотностью населения

Народы, крупнейшие по численности

Постоянного населения нет

Вывод: Население размещается на Земле__________________________________________

(равномерно или неравномерно).

Средняя плотность населения составляет _______________ чел/км 2 . На размещение населения влияет_______________________________________________________________

Пользуясь статистическими данными рассчитайте плотность населения регионов и стран мира. Проранжируйте страны, начиная с той, плотность населения которой наименьшая.

Регион или страна мира

Площадь территории страны,

Численность населения страны,

Бангладеш (страна в Южной Азии)

Монако (мини-государство в Европе)

Практическая работа № 6

«Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах»

ФИО ______________________________________________ 7 ____ класс

Дата проведения: 25.11.2019г.

Площадь материка – ____________________________________

При определении ФГП Африки закончи предложение:

Африка почти посередине пересекается _____________________________

Ее крайние (северная и южная) точки удалены от экватора почти _______________________________________________________________

Территорию материка пересекают тропики ________________________ и _______________________________________________________________

На западе Африки проходит _____________________________ меридиан

Африка – единственный континент, который одновременно лежит и в __________________ и _________________ широте, в _______________ и __________________ долготе.

Определите географические координаты крайних точек:

С – м. Рас – Энгела _______________ с. ш.; _____________ в. д.;

Ю – м. Игольный ________________ю. ш.; _______________ в. д.;

В – м. Рас – Хафун ______________с. ш.; ________________ в. д.;

З – м. Альмади _________________с. ш.; _________________в. д.

3. Используя градусную сеть карты, вычисли протяженность Африки с Севера на Юг и с Запада на Восток в градусах и километрах. Сравни полученные данные с данными по масштабу:

А) С. точка – широта — _____________ S в градусах = ___________

Ю. точка – широта — ____________ S в градусах = ____________

S по масштабу в см = _______________

В км = __________________________

Общая протяженность Африки с Севера на Юг составляет ___________________________________________км.

Б) З. точка – долгота — _____________ S в градусах = ___________

В. точка – долгота — _____________S в километрах = _________

S по масштабу в см = _____

в км = ________________

Общая протяженность Африки с Запада на Восток составляет __________________________________________________ км.

В) Какое влияние на природу Африки оказывает протяженность материка:

с Севера на Юг ________________________________________

с Запада на Восток _____________________________________

Читая текст учебника «Исследования материка», заполни таблицу:

Обогнул материк с запада и юга, достиг берегов Индии.

Тема: «Географическое положение Африки».

Задание: Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и в км.. Обучение определению географичекого положения материка.

Площадь материка – 30,3 млн.км2

При определении ФГП Африки закончи предложение:

Африка почти посередине пересекается — экватором

Ее крайние (северная и южная) точки удалены от экватора почти на равное расстояние

Территорию материка пересекают тропики северный и южный

На западе Африки проходит 0 меридиан

Африка – единственный континент, который одновременно лежит и в северной и южной широте, в восточной и западной долготе.

Определите географические координаты крайних точек:

С – м. Рас – Энгела 37 с. ш.; 10 в. д.;

Ю – м. Игольный 35 ю. ш.; 20 в. д.;

В – м. Рас – Хафун 10 с. ш.; 52 в. д.;

З – м. Альмади 15 с. ш.; 18 з. д.

8. Используя градусную сеть карты, вычисли протяженность Африки с Севера на Юг и с Запада на Восток в градусах и километрах. Сравни полученные данные с данными по масштабу: 20 в.д.

А) С. точка – широта — _______32______

Ю. точка – широта — ________35____

Протяженность в градусах = 67, 111х67=7437 км

по масштабу в см = 20 В км = 7400 км

Б) 10с.ш. З. точка – долгота – 14 з.д.

В. точка – долгота — 51 в.д

Протяженность в градусах = 65, 109,6х65=7124 км

S по масштабу в см = 19 в км= 7030 км

В) Какое влияние на природу Африки оказывает протяженность материка:

с Севера на Юг — наличие в теплых климатических поясах

с Запада на Восток — северная половина больше

9. Читая текст учебника «Исследования материка», заполни таблицу:

Обогнул материк с запада и юга, достиг берегов Индии.

Изучал Центральную и Южную Африку

Искал экспедицию Ливингстона, оз.Танганьика

Д.Спик, Р.Бертон, С.Бейкер

Исследовали Нил и его истоки

Описал Эфиопию (Абиссинию)

Практическая работа № 8

«Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.»

ФИО ______________________________________________ 7 ____ класс

Дата проведения: 13.01.2020г.

Цель работы: 1. Сравнить географическое положение Австралии и Африки. 2. Определить черты сходства и различия основных компонентов природы этих континентов. 3. Выявить степень природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. 4. Научиться сравнивать, делать выводы о сходстве и различии природы материков.

Особенности ФГП материка.

Положение относительно экватора

Положение относительно 0 мерид.

Положение по отношению к другим материкам.

Изрезанность береговой линии

Положение по отношению к морям и океанам.

Положение по отношению к поясам освещенности.

Крайние точки материка. Назвать и определить координаты.

Определите черты сходства и различия в рельефе Австралии и Африки

Причины сходства или различия

1.Какая тектоническая структура лежит в основании материка?

2. Какие формы рельефа преобладают?

3. Наличие гор на материке (указать название, возраст, в какой части материка расположены)

4. Высочайшая вершина материка (м)

5. Наличие действующих вулканов, областей землетрясений

6. Наличие современного оледенения

Сделайте вывод, климат какой части Африки наиболее сходен с климатом Австралии. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите черты сходства и различия климата Австралии и Африки.

Причины сходства или различия

1. В каких климатических поясах расположен материк?

2. Какой климатический пояс занимает большую площадь?

3. Главная особенность климата материка.

Определите черты сходства и различия внутренних вод Авст ралии и Африки.

Причины сходства или различия

1. Основное питание рек

2. Наличие крупных речных систем (указать название)

3. Наличие крупных озер (указать

С каким озером Африки сходно по

своему режиму озеро Эйр в Австралии? В чём вы видите сходство?

4. К бассейнам каких океанов принадлежат внутренние воды?

5. Наличие бессточных областей

Сравните природные зоны и органический мир Австралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Причины сходства или различия

1. Основные природные зоны материка

Поскольку в Австралии такие же природные зоны, как и в Южной Африке (преобладают саванны и пустыни), означает ли это, что там обитают одинаковые растения и животные? Укажите характерных представителей растительного и животного мира Австралии и Южной Африки. Выявленные сходства (различия) объясните.

2. Характерные представители растительного мира

3. Характерные представители животного мира

Сделайте вывод, ландшафты какого из материков в большей степени подверглись природным и антропогенным изменениям.

Практическая работа № 9

«Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.»

ФИО ______________________________________________ 7 ____ класс

Цель: установить взаимосвязи между компонентами природы в природных комплексах (сельва) и саванны (льянос, кампос)

Сравните природные зоны Южной Америки по плану:

Сделайте вывод о взаимосвязях компонентов природы в комплексе и об их зависимости от географического положения.

Природные условия и природные компоненты комплекса

Влажные экваториальные леса

1. Географическое положение

2. Природные условия

3. Природные компоненты

Б) внутренние воды

Природные условия и природные компоненты комплекса

Влажные экваториальные леса

1. Географическое положение

Расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной части Тихоокеанского побережья в области экваториального климатического пояса.

Занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского нагорий.

2. Природные условия

Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское нагорье.

Экваториальный, жарко и влажно круглый год.

Субэкваториальный, четко выражены сухой и влажный (декабрь- май) периоды, частично в тропическом.

3. Природные компоненты

Красно- желтые ферраллитные

Б) внутренние воды

Река Амазонка и её притоки

Реки Ориноко, Парана, вдп. Анхель, вдп. Игуасу.

Сейба, дынное дерево, шоколадное дерево, пальмы, фикусы,гевея

Злаковые и бобовые травы, пальмы, мимозы, бутылочное дерево, кебрачо.

Ягуар, капибара, анаконда, колибри, туканы, попугаи

Олень, свиньи- пикари, броненосец, крокодилы, ягуар, пума, страус- нанду

Вывод – Зона влажных экваториальных лесов занимает большую территорию в Южной Америке в следствие наличия обширных низменных равнин. Из–за влажного климата и богатым соединением железа почвы приобретают красноватый оттенок. Отсюда и название почвы – красные ферраллитные. Поступающие в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, а не накапливаются в ней, а также обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почвы на большую глубину. Рельеф равнинный и поскольку в этой природной зоне очень влажно, неудивительно, что здесь протекает самая полноводная река в мире – Амазонка. Характерные черты влажных экваториальных лесов Южной Америки (в сельвасе): они вечнозеленые, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветение и плодоношение круглогодичное. Местами лесные чащи непроходимы и солнечный свет едва проникает сквозь густую листву. В таком лесу даже днём сумрачно. Поэтому многие животные живут на деревьях или ночуют на деревьях.

Саванны в Южной Америки занимают меньшую площадь. Из–за двух сезонов сухого и влажного климата почвы также легко промываемые, но здесь растительный покров состоит из различных и бобовых растений. В сухой период из–за недостатка влаги жизнедеятельность микроорганизмов замедляется и растительный опад разлагается не полностью и поэтому накапливается перегной. В период обильных дождей природа оживает. Животные, как и растения приспосабливаются к сухому и влажному периоду. Реки также имеют сезонный характер режима, или полноводны и затапливают окружающие плоские пространства, или в сухой период сильно милеют. Реки стекают с плоскогорий (Гвианского, Бразильского) и поэтому здесь много порогов и водопадов – Игуасу, Анхель. Таким образом это очень разные, уникальные природные зоны расположенные в Южной Америке

Сопоставление карты строения земной коры и физической карты, выявление взаимосвязи тектоники и рельефа Земли

Цель практической работы: научить учеников работать с новой тематической картой «Строение земной коры»

читать тематическую карту «Строение земной коры»

Считывать с карты информацию по каждому элементу ее содержания и выражать эту информацию в форме отдельных суждений

сопоставлять карты (физическую и тематическую).

Умение соотнести содержание тематической карты с физической для установления пространственных, причинно-следственных и временных связей.

объяснять географические закономерности

закрепить теоретические знания по данной теме:

получение новых теоретических знаний

взаимодействие внутренних и внешних сил – основная причина разнообразия рельефа Земли.

закономерности размещения крупных форм рельефа

изменение рельефа во времени и пространстве.

Планируемый результат выполнения работы семиклассниками: умение считывать с физической и тематической карты «Строение земной коры» информацию, умение сравнивать содержание двух карт, анализировать результаты сравнения, устанавливать пространственные, причинно-следственные и временные связи.

Итоговая работа оформляется в виде таблицы с выводом о причинах разнообразия рельефа Земли, закономерностях размещения крупных форм рельефа и изменении рельефа во времени

Учимся читать тематическую карту «Строение земной коры»

читаем название карты

читаем легенду карты:

находим, называем, объясняем все условные обозначения в легенде и содержании карты

Определяем, какую информацию мы будем использовать с физической карты

названия гор и равнин

Вспомните, из каких частей состоит большинство крупных плит, какими типами земной коры они образованы.

Сравните толщину континентальной и океанической земной коры

По карте «Строение земной коры» определите, где происходит схождение 2-х плит

с океанической корой

с континентальной корой

океанической с континентальной

Какие процессы происходят при сближении плит. Расскажите о каждом варианте .

По карте «Строение земной коры» определите, где проходят современные границы литосферных плит. Сопоставьте границы литосферных плит с физической картой и назовите формы рельефа на границах плит на суше и в океанах

Приведите примеры горных систем, которые расположены в областях современных границ литосферных плит.

Назовите, используя карту «Строение земной коры», тектонические структуры в пределах литосферных плит

определите возраст фундамента платформ

Сравните возраст фундамента платформ и возраст древнейшей складчатости. Объясните различие во времени образования

Объясните, как внутренние силы влияют на разнообразия рельефа Земли

Установите причины разнообразия рельефа Земли.

Анализируя содержание карт «Строение земной коры» и физической, докажите, что рельеф Земли меняется во времени

Сделайте вывод о закономерностях размещения крупных форм рельефа

Составить схему: ( возможно после заполнения таблицы)

Источник

Добавить комментарий