Как составить картотеку музея

Тематические картотеки – создаются применительно к профилю музея. В них сосредотачиваются сведения о памятниках истории и культуры из различ­ных исторических источников.

  • Топографические картотеки фиксируют местонахождение музейных пред­метов по экспозиционным залам и фондохранилищам, а внутри их – по витринам, щитам, стеллажам, шкафам.
  • Именные картотеки классифицируют предметы по принадлежности их к тем или иным выдающимся лицам (ветераны и участники событий, деятели на­уки, культуры и искусства и т.д.). На лицевой стороне именной карточки пишутся фамилия, имя, отчество (другие фамилии, прозвища, псевдонимы), место рожде­ния и даты жизни, краткие анкетные данные. На оборотной стороне – наименова­ние предметов, коллекций данного лица, способ их поступления в музей, их шиф­ры, библиографические сведения, справочные сведения о наличии предметов дан­ного лица в других хранилищах.
  • Хронологические картотеки (по хронологии событий) классифицируют по временному признаку на основании научной датировки предметов.
  • Библиографические картотеки.
  • Алфавитные картотеки – по названию предметов по алфавиту – служат для облегчения поиска нужного предмета, экспоната.
  • Другие.

    Для вспомогательных картотек используются обычные библиотечные ката­ложные карточки. Кроме использования бумажных носителей информации, воз­можно использование электронных носителей, создание электронной базы данных.

    Заслуживают внимания рекомендации по ведению именной картотеки. Имен­ная картотека должна включать в себя максимум необходимых сведений о челове­ке, с которым связан тот или иной музейный предмет.
    Организация хранения фондов. Хранение музейных предметов – первостепенная задача музея. Это создание таких условий, которые способны обеспечить безопасность использования музейных коллекций, и прежде всего музейных экспонатов от вандализма, хищений и пожаров. Одно из основных требований к школь­ному музею – соблюдение условий хранения подлинных экспонатов. В идеальном случае музей должен иметь отдельные помещения для экспозиции и фондохранилища. Однако, учитывая проблемы с помещениями в школах, следует признать, что создание фондохранилища здесь практически невозможно.

    Рассмотрим основные требования к экспозиционному помещению. Экспозиция должна располагаться в отдельном помещении (не в рекреации), иметь экспозиционное оборудование, соответствующее всем требованиям. Помещение для экспонирования необходимо защитить от прямых солнечных лучей, яркого дневного света и сквозняков. Все окна должны быть снабжены шторами (жалюзи). На окнах должны быть решетки. При искусственном освещении применяются лампы накаливания, использование люминесцентных ламп не рекомендуется. Во избежание нагрева музейные материалы должны находиться на расстоянии 1,5 – 2 м от отопительных приборов и ламп накаливания. Дверь должна быть металлическая, если нет возможности поставить металлическую дверь, можно использовать крепкую, добротную деревянную дверь с хорошим замком. В помещении необходимо производить влажную уборку, проветривание и чистку экспонатов и витрин.

    Все материа­лы, хранящиеся в музее, разделяются для учета на ряд однородных групп. Это облегчит работу по учету и хранению, наблюдение за сохранностью экспонатов. Можно выделить, учитывая материал изготовления, следующие основные группы:

    • материал на бумажной основе (документы, книги, фотографии, рисунки и т.п.);
    • изделия из металла (оружие, предметы домашнего обихода и т.п.);
    • ткани и одежда;
    • изделия из дерева и кожи;
    • керамика и стекло;
    • естественнонаучные коллекции;
    • произведения живописи.

    Большое значение для сохранности имеет хранительское и экспозиционное оборудование. Самое простое оборудование для этих целей в школьном музее – стеллажи и закрывающиеся шкафы. На стеллажах размещают предметы, которые не боятся пыли и света: керамика, стекло, изделия из металла и т.п. Для лучшей сохранности музейных памятников рекомендуется закрывать стеллажи шторами или полиэтиленовой пленкой. Все остальные предметы, в том числе документы и фотографии, лучше хранить в закрытых шкафах. Шкафы, стеллажи, полки реко­мендуется пронумеровать, что позволит сделать соответствующие «топографичес­кие» отметки в инвентарной книге и каталожной карточке и будет способствовать быстрому поиску нужного предмета.

    У каждого шкафа и стеллажа размещается небольшой планшет с топографи­ческой описью того, что там находится. На коробках и в папках, помещенных в шка­фах и на стеллажах, пишут инвентарные номера находящихся в них материалов.

    Книги обычно хранятся закрытыми в вертикальном положении, корешками наружу. Документы, листовки, литографии, рисунки, картины нужно хранить в папках с клапанами. В папке каждый экспонат должен быть переложен чистой бу­магой или вложен в паспарту, сделанного из плотной белой бумаги или картона. К внутренней стороне нижней половины листа прикрепляется на лапках гравюра, рисунок, литография, редкая рукопись. В верхней половине листа делается вырез на 0,5 – 1,0 см меньше, чем размер художественного произведения или документа. Нижняя половина паспарту предохраняет оборотную сторону художественного произведения, а толщина бумаги или картона защищает лицевую сторону от со­прикосновения с другими экспонатами.

    Для хранения марок, открыток, этикеток требуются специальные аль­бомы (кляссеры) и папки.

    Документы и фотографии сначала прикрепляют на лист картона, размер которого должен равняться размеру документа. Крепление делается из полоски бумаги или ткани размером 2×4 см, сложенного вдвое. Одна половинка этой полос­ки приклеивается к картону у верхнего края, другая – у нижнего края по диагонали, в тех местах, где будут находиться уголки прикрепляемого документа или фотогра­фии. Можно приобрести готовые уголки для прикрепления фотографий и исполь­зовать их. Картон прикрепляется к стенду и сверху накладывается стекло, прижи­мающее фотографии или документы к стенду. Современные методики предлагают множество других способов экспонирования документов и фотографий. Так, мож­но использовать два стекла, между которыми располагаются фотографии или доку­менты, или вместо подлинных фотографий и документов можно использовать цвет­ные и черно-белые ксерокопии, фотокопии. Тогда копии документа могут быть при­клеены к стенду и защита стеклом не является обязательной: в фондах музея оста­ется подлинный документ. Нужно помнить, что любое ксерокопирование или ска­нирование документа разрушает его структуру и приводит к необратимым послед­ствиям. Современные технологии предлагают много способов копирования доку­мента, и, если в фондах музея находятся редкие ценные документы, то для копирования этих документов лучше обратиться к специалистам курирующего или про­фильного государственного музея. При экспонировании подлинных произведений живописи необходимо для защиты от пыли и механических повреждений оканто­вать их под стекло в паспарту.

    Фотоотпечатки, негативы нужно помещать в конверты из черной бума­ги и хранить вертикально в коробках. На наружной стороне конверта нужно запи­сать данные о предмете.

    Монеты и медали хранятся в бумажных пакетиках, которые вкладываются в коробки с разделителями. На пакетике пишутся краткие данные о монете или меда­ли. В школьных музеях разрешается хранение только тех медалей и орденов, кото­рые после смерти награжденного были оставлены семье на вечное хранение и пе­реданы в дар музею. Передача орденов и медалей в школьные музеи при жизни награжденного недопустима.

    Предметы из драгоценных металлов (золота, платины, серебра) хранить в школьных музеях не разрешается. Все материалы из драгоценных металлов под­лежат передаче в государственный музей. Исключение составляют мелкие сереб­ряные монеты и предметы.

    Хранение нарезного огнестрельного оружия любого вида, даже приведен­ного в боевую негодность, запрещается.

    Для особо чувствительных к свету экспонатов (документов, тканей, фото­графий и т.п.) применяются дополнительные меры предохранения – шторы, зана­вески на витринах и стендах. Музейные предметы требуют особого температурно-влажностного режима. Помещения для экспозиции и хранилища должны быть су­хими и вентилируемыми, температура воздуха в них должна быть в пределах +15 – + 28 градусов. Пределы относительной влажности – 50-60%. Искусственно воз­дух увлажняется при помощи ванночек с водой.

    Если постоянное экспонирование музейного предмета в экспозиции стано­вится угрозой для его сохранности, то следует подлинник заменить копией или муляжом, а сам памятник поместить в хранилище.

    Основные правила хранения музейных предметов на экспозиции и в фондах.

    При оформлении экспозиции не следует забывать ряд правил и рекомендаций.

    1. Для оформления экспозиции не рекомендуется применять шерстяные ткани, недопустимы прокладки из резины и окраска оборудования казеиновыми красками, так как при старении этих материалов выделяется сероводород.
    2. Произведения графики и старые фотографии должны экспонироваться под стеклом и в двойном паспарту из бумаги, не содержащей лигнина (не рекомендуется мелованная бумага). Рекомендуется ватман, полуватман, белый картон.
    3. При окантовке графики не рекомендуется использовать фанеру и доски без бумажных прокладок. Лист графики должен быть прикрыт по краям не менее, чем на 5 мм. Для монтажа произведений, выполненных пастелью, углем, мягкими карандашами, запрещается использование оргстекла.
    4. В залах с естественным освещением наиболее ценные и чувствительные к воздействию света предметы (акварели, документы) закрываются дополнительно шторами из любой декоративной ткани на светонепроницаемой прокладке либо темной плотной тканью.
    5. Музейные предметы на бумажной основе крепятся при помощи бумажных шарниров (лапок). Для лапок следует применять белую писчую бумагу. Лапки – это небольшие полоски бумаги (примерно 3х1 см), сложенные вдвое. Одной половиной они приклеиваются по углам и серединам сторон экспоната (документа, фотографии), другая смазывается клеем ПВА и прикладывается к монтируемой плоскости (стенду, паспарту, альбому). При приклеивании части лапки на подлинник используется клей декстрин. Для школьных музеев рекомендуется использовать клейстер. Его варят из муки и воды или крахмала и воды.
    6. Одежду в экспозиции и хранилище желательно подвешивать на специально подогнанных плечиках, концы которых обматываются ватой или полосками ткани и обшиваются тканью. Одежду экспонировать лучше всего на манекене либо конструкции, приближенной к манекену.
    7. Экспонировать знамена, флаги необходимо в развернутом виде, таким образом, чтобы не было сгибов ткани. Хранить их следует в свернутом виде и зачехленными.
    8. Общая продолжительность экспонирования всех видов бумажных материалов должна составлять не более 6 месяцев в году, старых фотографий – не более года.

    В постоянной экспозиции наиболее ценные экспонаты необходимо заменять копиями.

    Категорически запрещается:

    1. При наклеивании лапок и монтаже применять какие-либо виды клея, кроме вышеперечисленных, использовать клейкую ленту (скотч).
    2. Прикалывать музейные предметы кнопками, иголками и прибивать гвоздями. Помимо механических повреждений (разрывов ткани и бумаги) это легко приводит к появлению ржавчины.
    3. Занимать авторские поля и обрезать их.
    4. Наклеивать музейные предметы сплошь на картон или приклеивать паспарту непосредственно на поля музейного предмета.
    5. Склеивать листы книг, брошюр, документов друг с другом без лапок.
    6. При креплении экспонатов накладывать их один на другой.
    7. Прикреплять этикетаж непосредственно на экспонаты. Не рекомендуется помещать в экспозицию документы с угасающим текстом.

    8. Запрещается самостоятельно производить реставрацию музейных предметов.
    ЭКСКУРСИОННО-МАССОВАЯ РАБОТА

    Одна из важнейших функций музея – образовательно-воспитательная – осуществляется посредством массовой и просветительской работы. Просветительская работа многообразна по формам организации и проведения. Тем не менее, формы просветительской работы можно разделить на основные категории: традиционные (экскурсии, лекции) и массовые мероприятия.

    Экскурсия – основная форма образовательной деятельности музея

    Преимущество экскурсии в школьном музее перед другими образователь­ными формами заключается в том, что объекты восприятия можно увидеть, рас­смотреть, а в некоторых случаях даже взять в руки.
    Виды экскурсий

    Для того, чтобы говорить о приемах, используемых при проведении экскур­сий, нужно определить, какие виды экскурсий могут проводиться в школьном му­зее. Экскурсии различают по широте тематики (обзорные, тематические циклы экскурсий), объектам показа (по музейным экспонатам, внемузейным объектам), по составу экскурсионных групп.

    Ознакомительная (обзорная) экскурсия имеет целью дать посетителю об­щее знакомство с экспозицией. Такая экскурсия раскрывает основную тему музея, замысел и тематическую структуру экспозиции. В ходе экскурсии посетители зна­комятся с богатством собраний данного музея, с его экспонатами, представляющи­ми наибольшую историческую и художественную ценность. В школьных музеях обзорные экскурсии проводятся наиболее часто. Для обзорной экскурсии характерны широкие хронологические рамки, значительный объем освещаемых вопросов. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.

    Тематическая экскурсия – это экскурсия по одной конкретной теме. В от­личие от обзорной тематическая экскурсия ставит задачей полное, глубокое рас­крытие темы при максимальном использовании относящихся к ней экспонатов. Возможность создания тематических экскурсий в школьном музее зависит от про­филя музея, характера его тематики, экспозиционной площади, ее насыщенности необходимыми материалами и т.д. Тематические экскурсии по своему целевому назначению носят учебный характер.

    Цикловые и комплексные экскурсии – это несколько экскурсий, объединен­ных одной темой и проводимых для одной и той же группы посетителей в определен­ной последовательности. Например, в музее может быть проведен цикл экскурсий, объединенных общей темой: «Их именами названы улицы нашего района», которые дадут возможность глубоко и систематически изучить историю района.

    Комплексная экскурсия предусматривает знакомство посетителей, как с му­зейной экспозицией, так и с соответствующим памятником или памятным местом, имеющим прямое отношение к теме экскурсии. Осмотр экспозиции и внемузейных экспонатов взаимно дополняют друг друга, обогащают экскурсию сопоставле­ниями и ассоциациями, создают возможность более глубокого переживания у посе­тителей музея.

    Экскурсии учебно-образовательной направленности предназначены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в школе, их конкретизации на основе подлинных материалов – музейных предметов. Учебные экскурсии могут быть разнообразными по форме проведения. Это и уроки-экскурсии, проводимые на экспозиции экскурсоводом или самим педагогом, и экскурсии–семинары с выступлением слушателей.
    Методика подготовки и проведения экскурсий. Экскурсионная работа в школьном музее наиболее привлекательна для юных музееведов. Экскурсоводами хотят быть почти все активисты школьных музеев. И здесь самое сложное – гра­мотная работа по подготовке юных экскурсоводов, владение методикой подготовки экскурсии и подготовки юного экскурсовода. Практика «натаскивания» экскурсо­водов, работа «по стендам» с зазубриванием текстов порочна.

    Для достижения образовательно-воспитательных целей экскурсии очень важ­но правильно определить методы и приемы ее проведения. В экскурсии обычно применяются следующие методы: показ, рассказ, беседа. На практике они высту­пают во взаимосвязи.

    Общая экскурсионная методика состоит из двух главных разделов:

    1. – подготовка экскурсии
    2. – проведение экскурсии

    Подготовка экскурсии начинается с выбора темы. Начинающему экскурсо­воду рекомендуется подготовить сначала обзорную экскурсию, а затем уже темати­ческую. Выбор конкретной темы определяется ее актуальностью, популярностью у посетителей. Учитываются также интересы и знания экскурсовода.

    Для выбора темы экскурсоводу необходимо познакомиться с тематикой экс­курсий, посоветоваться с руководителем музея, с ветеранами, послушать экскурсии в своем музее, в государственных музеях. Важно, чтобы юный экскурсовод выбрал тему сам.

    Изучение темы. Знакомство с экспозицией музея по теме экскурсии следует вести одновременно с изучением литературы. Первоначально выявляется литература и источники по заданной теме, составляется библиография. Эта работа проводится в библиотеках. Во время изучения литературы отбирается материал, который войдет в содержание экскурсии. Круг литературы и источников должен быть широким. Это исследования, статьи, справочная, научно-популярная, мемуарная и художественная литература, периодическая печать, сборники документов. Сведения, полученные из литературных источников, необходимо фиксировать. Это можно делать по-разному: в виде кратких записей, выписок, цитат на карточках или в специальных тетрадях, тезисов, конспектов отдельных произведений. При этом на каж­дый источник нужно составлять библиографический указатель (автор, название ис­точника, издательство, место и год издания, номер страницы).

    Желательно также составлять краткую летопись основных событий изучае­мого периода. Это позволит связать содержание экскурсионной темы с общим хо­дом событий, лучше понять значение каждого периода, их взаимосвязь. Большое значение как источник для подготовки экскурсии имеют рассказы участников и очевидцев событий.

    Главным же источником содержания экскурсии является экспозиция и музейные предметы. Проработав источники и литературу, необходимо провести правильный отбор экспонатов и музейных предметов, находящихся в фондах. Отобранный материал, подлинник либо копия, должен достоверно отражать суть событий и фактов, затронутых в экскурсионном рассказе. Отобранные для показа музейные предметы тщательно изучаются: источник и история их поступления в музей, использование в среде бытования, уникальность и реликвийность. На каждый экспонат заводится карточка, в которой записыва­ется его название, дата, к какой части темы относится, место в витрине, на стенде, сведения о нем. После отбора объектов экскурсионного показа завершается процесс формирования маршрута экскурсии.

    Теперь, когда экскурсоводу известны сведения о каждом экспонате и содержа­ние темы, можно переходить к построению экскурсии.

    Построение экскурсии. В первую очередь необходимо определить цель экс­курсии. Например, цель обзорной экскурсии в краеведческом музее истории школы звучит так: «Показать на материале экспозиции музея историю школы в годы Великой Отечественной войны, когда в помещении школы располагался военный госпиталь, а учителя и ученики школы в свободное от учебных занятий время помогали персоналу госпиталя в уходе за ранеными бойцами».

    На основе четкой целеустановки, тематической структуры экспозиции, де­тального изучения темы экскурсии необходимо выделить подтемы, отдельные воп­росы, определить их внутреннюю связь и последовательность, т.е. составить план экскурсии. В соответствии с намеченным планом составляется маршрут экскур­сии, т.е. определенный путь следования экскурсионной группы, обусловленный те­мой экскурсии.

    При разработке маршрута экскурсии учитывается расположение экспонатов, возможность их обозревания, целесообразность и удобство перемещения группы по музею. Критерием отбора экспонатов для показа является их соответствие теме и плану экскурсии, значимость как источников для раскрытия отдельных подтем и вопросов, способность привлечь внимание посетителя и эмоционально на него воздействовать.

    Особое внимание обращается на выбор экспоната, с которого начинают экс­курсию. Он должен давать возможность логично, наиболее эмоционально ее за­вершить и перейти к общим выводам. Карточки экспонатов, вошедших в маршрут экскурсии, расставляются в порядке показа и в соответствии с планом экскурсии.

    Экскурсия должна состоять из трех частей: вступительной беседы, основной части и заключительной беседы.

    Вступительная беседа включает в себя знакомство с группой, краткие све­дения о музее: когда открыт, чему посвящен, количество фондов, разделы экспози­ции, посещаемость музея, название темы экскурсии, ее хронологические рамки, цели и задачи (при этом важно выяснить, насколько слушатели знакомы с темой). Задача вступительной беседы – установить связь с аудиторией, привлечь ее внима­ние к теме. Вступление должно быть ярким и лаконичным.

    Содержание основной части экскурсии разрабатывается в соответствии с ее планом и маршрутом. При этом используются записи, выписки, которые были сделаны при изучении литературы, а также данные с картотеки экспонатов. Рас­сказ экскурсовода рекомендуется составлять непосредственно на экспозиции, так как он должен быть связан с показом и анализом экспонатов. Особенно вниматель­но надо продумывать выводы по подтемам и логические переходы от одной группы экспонатов к другой.

    В заключительной беседе обобщается материал экскурсии, делаются крат­кие выводы, экскурсовод отвечает посетителям на интересующие их вопросы. Эк­скурсовод может порекомендовать литературу по теме экскурсии, предложить по­сетить музей еще раз.
    Оформление и содержание экскурсии. Во многих школьных музеях уже име­ются полные тексты обзорных и тематических экскурсий, написанные раньше или подготовленные руководителем музея или членами общественного Совета музея. Эти тексты имеют большое значение, потому что написаны часто очевидцами или участниками тех или иных событий, непосредственными создателями экспозиции, и содержат много дополнительной информации. Они могут являться руководством для начинающих экскурсоводов. Но лучше эти тексты временно отложить в сторону и предложить юному экскурсоводу самостоятельно разработать экскурсию и записать ее содержание по следующей форме: в первой графе дается название подтем и воп­росов; во второй – перечисляются экспонаты в порядке их показа; в третьей – вписы­вается развернутый план рассказа экскурсовода. Перечень экспонатов и план расска­за даются в расчете на подробный вариант экскурсии, Одновременно продумывают­ся возможные сокращения. В графе «Примечания» указывают, какой материал мож­но опустить (в зависимости от возрастного и образовательного уровня посетителей).

    Запись ведется строго горизонтально, чтобы было полное соответствие меж­ду подтемой (вопросом), экспонатами и содержанием рассказа. На последнем листе указывается список литературы.

    В процессе работы над текстом под руководством учителя отбираются, изго­тавливаются наглядные пособия для экскурсии. Это делается для пополнения зрительного ряда экскурсии эмоциональным, ярким материалом. Такая подборка материа­лов условно называется «портфелем экскурсовода», и в нее входят материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций и т.п. Сюда же могут входить разнообразные коллекции, например, минералы или образцы промышленной продукции и т.п.

    Пример оформления текста экскурсии:

    Тема экскурсии: «История школы в годы Великой Отечественной войны»

    Продолжительность экскурсии: 20 минут.

    Составитель текста: Петров Иван, уч-ся 10-в класса

    Дата составления экскурсии: 20 февраля 2005 г

    Подтемы, отдельные вопросы Экспонаты Содержание экскурсии Приме-чания
    22 июня 1941 г.

    Начало Великой

    Отечественной

    войны

    Все на фронт!

    Работа школы в годы войны. Военный госпиталь

    1.Фотография выпускного

    класса, 1941 г.

    2. Фотография директора школы, учителей.

    3. Газеты от 21,22,23 июня 1941 г., фотографии участников войны, заявления, солдатские книжки

    4. Экспонаты, рассказывающие о работе военного госпиталя, разместившегося в здании школы в период…

    1. Вступление.

    В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в самые суровые годы… школы не прекращали своей работы…

    Таким образом, наша школа как боец вступила в ряды защитников нашей Родины.

    Экскурсионные приемы. Главным требованием экскурсионной методики является органическая связь показа с рассказом. Показ экспоната требует не про­стой демонстрации, а выявления и анализа отдельных сторон и признаков предмета, важных с точки зрения раскрытия данной темы. Этим определяется и специфика рассказа экскурсовода. При проведении конкретной экскурсии методы показа и рас­сказа реализуются путем целого ряда приемов. Рассмотрим некоторые из них.

    Чаще всего экскурсоводу приходится воссоздавать события по представлен­ным в экспозиции материалам. Этот прием получил название словесной или мыс­ленной реконструкции. Используя этот прием, экскурсовод может, опираясь на представленные в музейной экспозиции экспонаты, путем последовательного и це­ленаправленного рассказа воссоздать облик героя, последовательность событий, восстановить картину исторического события. Этот прием используется в тех случа­ях, когда необходимо восстановить по сохранившимся фрагментам, например, вне­шний вид предмета, описать его назначение. Так, можно словесно воссоздать по сохранившимся черепкам и осколкам внешний вид древнего сосуда, по отдельным частям орудия труда – конструкцию и способ его применения.

    Реконструкция исторических событий и явлений на основе их локализации, т.е. связи с конкретным местом, отличается особой точностью и доказательностью. Так, воссоздавая ход сражения по живописному полотну, диораме, макету, можно реконструировать динамику событий, дислокацию войск в отдельные периоды сраже­ний, направление движения и т. д. (с помощью слов «здесь», «на этом месте», «отсюда» и т.д.). Особенно рекомендуется использовать этот прием в ходе комплексной экскур­сии при показе памятного места или в экспозиции с элементами бытового интерьера.

    Если экскурсоводу необходимо установить сходство или различие между музейными предметами, отметить определенные изменения, то целесообразно при­менять прием сравнения. Так, если в экспозиции музея есть фотографии одного района в прошлом и настоящем, можно путем их сравнения подвести посетителей к выводу о характере произошедших в жизни данного района изменений.

    Прием локализации событий «Здесь, в этих классных помеще­ниях, в годы войны стояли койки раненых солдат. Здание нашей школы было пере­оборудовано под военный госпиталь».

    Цитирование в экскурсии. В экскурсии важно уметь правильно пользовать­ся цитатами. Особое место в экскурсии занимает цитирование экспонируемых до­кументов. Зачитываемые фрагменты должны умело сочетаться с показом самого экспоната, служить основой для определения его значения как источника. Цитаты из художественной литературы помогают ярче представить историческую эпоху, со­бытия прошлого и настоящего. Цитаты не должны быть длинными и громоздкими, они должны органически включаться в рассказ экскурсовода. Экскурсовод не должен злоупотреблять цитированием отдельных документов. Целесообразно цитаты выпи­сывать на карточки для удобства пользования ими во время экскурсии. Текст цитат лучше выучить наизусть.

    Очень важно для экскурсовода хорошо владеть речью. Здесь большое значе­ние имеет тон рассказа. Невозможно одним и тем же тоном рассказывать о друзьях и о врагах, о победах и поражениях. Экскурсовод должен следить за темпом своей речи, чтобы не утомлять слушателей слишком быстрым или слишком медленным рассказом. Целесообразно варьировать темп речи в соответствии с содержанием экскурсии, с ее эмоциональными акцентами.

    Несмотря на различие в целях и содержании экскурсий в музеях разного профиля, а также между обзорными и тематическими экскурсиями, существуют общие правила их подготовки и проведения.

    Особые методические приемы. К особым методическим приемам можно отнести встречи во время экскурсии с участниками событий, которым посвящена экспозиция: ветеранами Великой Отечественной войны, учеными, деятелями куль­туры и др. Эти встречи необходимо готовить, согласовать время, место и продолжи­тельность беседы. Беседа должна быть органически увязана с темой экскурсии.

    Некоторые особые приемы основаны на применении технических средств. Это музыкальные паузы, прослушивание записей выступлений участников собы­тий, просмотр фрагментов кино- и видеофильмов.

    Основные приемы и методы проведения экскурсии намечаются в процессе разработки ее содержания, однако конкретные формы и законченный характер они получают только после специальной обработки, которая проводится на экспози­ции в условиях, максимально приближенных к проведению экскурсий. Экскурсо­вод на практике выбирает наиболее удачные методические приемы, учитывая воз­раст слушателей, их интересы, состав аудитории. Для детской аудитории особенно благоприятны такие приемы, как живая беседа, вопросы и ответы – это активизи­рует мышление, заинтересовывает людей.

    Культура речи экскурсовода. Владение экскурсоводом искусством слова – важное условие проведения экскурсии. Экскурсионный рассказ должен отличаться по манере изложения от лекций и докладов и иметь «разговорный характер».

    Вместе с тем, недопустима отвлеченность, употребление стереотипов, об­щих слов, смысл которых давно стерся. Хорошо действует простое наглядное срав­нение, употребление ярких эпитетов.

    Повышает выразительность речи своевременное употребление афоризмов, пословиц, поговорок. Экскурсоводу, оружием которого является слово, следует по­мнить мудрое изречение Льва Толстого: «Говори о том, что тебе ясно. Иначе молчи».

    Для того, чтобы совершенствовать свою речь, экскурсоводу рекомендуется записать фрагмент экскурсии на магнитофон и проанализировать запись.
    Массовые формы работы в школьном музее. Экскурсии – это только одно из направлений большой музейной работы. Музей – это живой организм, и для того, чтобы он не прекращал и постоян­но совершенствовал свою деятельность, необходимо, чтобы в его стенах постоянно проводились массовые мероприятия.

    Школьный музей должен стать центром для проведения различных массовых мероприятий.

    Наиболее часто встречающиеся формы работы в школьном музее:

    • Научные и ученические конференции юных музееведов-исследователей
    • Конкурсы юных экскурсоводов школьных музеев
    • Тематические историко-краеведческие и музееведческие игры и конкурсы;
    • Конкурсы и выставки детских творческих работ (поделки, рисунки, фотогра­фии, сочинения и др.);
    • Тематические вечера и встречи, посвященные знаменательным датам и ге­роям музейных экспозиций, проведение концертов, спектаклей, конференций;
    • Массовые акции памяти, выезды с шефскими концертами в военные госпитали, участие в городских акциях «Посылка солдату», шефство над захоронениями воинов;
    • Экскурсионные тематические выезды актива школьного музея, летние экспе­диции и походы по историческим местам, местам боевой славы по тематике музея;
    • Прием туристов-школьников из других городов, организация культурной программы, включающей в себя знакомство с музеем и с городом;
    • Проведение временных передвижных выставок, посвященных юбилейным и памятным датам;
    • Проведение музейных уроков и интерактивных занятий на экспозиции музея;
    • Проведение тематических музейных смен в загородных лагерях.

    Такое разнообразие массовых форм с использованием экспозиции школьно­го музея предоставляет учащимся возможность ознакомиться на практике с некото­рыми из музейных профессий, узнать о существовании интереснейших областей человеческой деятельности: археологии, геологии, историографии, нумизматики, филателии и филокартии, библиофилии, искусствознания и других, а также познакомиться с яркими представителями музейных профессий, коллекционерами, почувствовать их преданность любимому делу, что в какой-то степени поможет в выборе собственной профессии и становлении личностных интересов.

    Материалы, собранные в ходе проведения этих мероприятий, смогут в даль­нейшем пополнить фонды музея.
    ЭКСПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

    Всякая целенаправленная демонстрация каких-либо предметов может быть на­звана экспозицией. Музейная экспозиция имеет свои особенности. Во-первых, в ней выставляются музейные предметы, а не предметы вообще. Во-вторых, в основе музей­ной экспозиции лежит научная концепция, определяющая содержание экспозиции, прин­ципы отбора предметов, обосновывающая требования к художественным решениям.

    Экспозиция – это индивидуальное лицо музея. Не бывает двух музеев с оди­наковыми экспозициями.

    По принципам структурной организации экспонируемого материала экспозиции принято подразделять на тематические, систематические, монографические, ансамблевые.

  • Обновлено: 18.05.2023

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    На сегодняшний день единого требования к портфолио школьного музея не существует. Поэтому каждый руководитель школьного музея составляет портфолио по своему усмотрению. Однако, определенные правила все же действует.

    При составлении этого методического материала мы использовали рекомендации для прохождения сертификации музеями на портале Школьный Музей Победы и Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения. Мы также опирались на опыт составления портфолио руководителями школьных музеев Республики Татарстан, Мамадышского района и других регионов РФ. В качестве источников и литературы были привлечены методические материалы по музееведению и составления портфолио.

    Данный методический материал составлен на основе выступления автора на семинаре руководителей школьных музеев Мамадышского района Республики Татарстан.

    И, так, что такое портфолио? А.В. Иванов в авторском методическом пособии, портфолио определяет как цель и средство образовательной деятельности, как демонстративный материал достижений учителя или ученика [1.с.3]. Такой подход правомерен, когда мы говорим о портфолио педагога, школьника. Портфолио же школьного музея имеет ряд специфических черт. Он не только должен быть суммой достижений музея, но в первую очередь, отражать его деятельность от момента создания до сегодняшнего дня. Портфолио школьного музея должен быть составлен таким образом, чтобы показать лицо музея; дать четкое представление о проводимой в музее работе; раскрыть сущность школьного музея. Любой человек, взяв в руки портфолио конкретного школьного музея, мог представить себя его посетителем. Такой подход к портфолио позволяет руководителю музея создавать не сухую статистику документов, а в первую очередь представить музей, что называется лицом. Ведь у каждого музея разные лица. И нельзя подгонять их под один шаблон. Поэтому руководитель школьного музея имеет возможность творчески подходить к его составлению.

    При составлении портфолио необходимо учитывать, что школьный музей – это не только хранилище; его главное предназначение – образование и воспитание подрастающего поколения, привитие им духа патриотизма и гражданственности. В тоже время нельзя забывать, что школьные музеи (не смотря на всю свою специфичность) все же являются музеями, то есть должны иметь архив, фонды, экспозиции, вести исследовательскую и поисковую работу.

    Еще в годы существования Советского Союза были выработаны методические рекомендации по музейному делу. В то время, музейное дело представлялось как специфическая деятельность, имеющее отношение к науке, образованию, воспитанию и к культуре в целом [2.с.7]. Такой подход к музейному делу актуален и сегодня. Ведь музейное дело и в современном мире имеет огромное значение, особенно в свете фальсификации исторической правды. И, здесь на первое место выходит образовательно-воспитательная функция музея, которая должна быть отражена в портфолио.

    Привязанность музеев к определенному месту, затрудняет вести такую работу среди широкой общественности. Но развитие интернета и коммуникативных технологий предоставили музееведам возможность демонстрировать музей для самой широкой аудитории; например посредством создания сайта музея или открытия музейной страницы в социальных сетях. Сайт или страница музея – это уже электронное портфолио, следовательно, и к ним нужно относиться серьезно, учитывая всю специфику музейного дела.

    Таким образом, портфолио – это документальное отражение всей деятельности школьного музея, со дня его образования.

    Содержание портфолио школьного музея.

    Содержание портфолио школьного музея в краткой форме отражает его разделы, начиная от титульного листа и заканчивая приложениями. Поэтому к содержанию необходимо отнестись с особым вниманием. Оно должно идти сразу после титульного листа и показывать суть портфолио. В содержание входят следующие разделы с указанием страниц:

    Презентация на тему: ” ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ. Фонды школьного музея Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно-вспомогательный,” — Транскрипт:

    1 ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

    2 Фонды школьного музея Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно-вспомогательный, обменный, библиотечный фонды музея и фонд временного хранения. На все поступающие в музей предметы музейного значения вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения составляется АКТ ПРИЁМКИ. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также оформляется составлением акта. ОСНОВНОЙ ФОНД – это музейные предметы, являющиеся подлинниками и соответствующие профилю музея. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной записи в ИНВЕНТАРНОЙ КНИГЕ, одновременно на них заполняется ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА Фонды временного хранения, обменный, библиотечный, научно- вспомогательный (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельных книгах учета по каждому из них.

    3 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФОНД – это предметы, не обладающие свойствами подлинников, но помогающие их изучению и экспонированию, серийные и тиражированные материалы, обладающие познавательной ценностью в настоящее время, а также копии и воспроизведения музейных предметов, хранящихся в этом или других музеях. К вспомогательным материалам относятся все новоделы, выполненные специально для данной экспозиции (карты, схемы, увеличенные фотографии и т.д.). По мере исследования некоторые предметы вспомогательного фонда могут становиться музейными предметами и тогда они подлежат записи в книгу поступлений основного фонда. Предметы же основного фонда, как правило, не могут быть переведены во вспомогательный фонд, за исключением случаев ошибочной регистрации, что подлежит отдельному актированию и списанию номера основного фонда в установленном порядке. В случае утраты музейных предметов основного фонда возможно только их списание. Музейные предметы, в которых данный музей не нуждается, образуют ОБМЕННЫЙ ФОНД.

    6 НаименованиеКол- во Сохранность 1 Фотография Иванова Ивана Ивановича 1 Частичная: пожелтевшая, нет правого нижнего уголка, 2 Каска советского солдата 1 Частичная: ржавая, дыры от пуль 3 Платок декоративный, посвященный 30- летию Победы в Великой Отечественной войне. 1 Полная НаименованиеКол-воСохранностьПримечания

    7 Выше перечисленные предметы занесены в книгу поступлений под номерами: 15, 16, 17

    9 Титульный лист инвентарной книги Указывается: название музея; образовательного учреждения; номер книги; дата начала заполнения книги. В конце книги делается запись: прошнуровано и пронумеровано 95 листов, начата – , окончена – с печатью и подписью руководителя образовательного учреждения.

    10 Дата Запи си Инвен тарны й Номер Наименование, краткое описание предмета Ко л- во Время изгото влени я предм ета Раз мер (в см), Вес Матер иал, Техни ка Изгот овлен ия Сохран ность Спос об получ ения (Акт ) Подп ись сдела вшего запис ь Приме чание П Правильное заполнение инвентарной книги

    11 Дата запи си Инвен тарны й номер Наименование, краткое описание предмета Кол -во Время изгото вления предме та Разм ер (в см), Вес Матер иал, Техник а Изгото влен ия Сохранн ость Спосо б получ ения (Акт ) Подпи сь сделав шего запись Примеч ание П Дата записи Инвентарный номер Наименование, краткое описание предмета Фотография Иванова Ивана Ивановича Каска советского солдата Платок декоративный, посвященный 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    12 Дата запи си Инвен тарны й номер Наименование, краткое описание предмета Кол -во Время изгото вления предме та Разм ер (в см), Вес Матер иал, Техник а Изгото влен ия Сохранн ость Спосо б получ ения (Акт ) Подпи сь сделав шего запись Примеч ание П Кол-воВремя изготовления предмета Размер (в см), Вес г.10х г г.68х75

    13 Дата запи си Инвен тарны й номер Наименование, краткое описание предмета Кол -во Время изгото вления предме та Разм ер (в см), Вес Матер иал, Техник а Изгото влен ия Сохранн ость Спосо б получе ния (Акт ) Подп ись сдела вшего запис ь Примеч ание П Материал, Техника Изготовлен ия СохранностьСпособ получения (Акт) 789 Бумага, фотопечать Частичная: пожелтевшая, нет правого нижнего уголка, 32 Металл, заводской Частичная: ржавая, дыры от пуль 32 Шелк, печать Полная32

    15 Инвентарная карточка Шифр наименование предмета Фотография описание предмета: Фотография Иванова Ивана Ивановича Время изготовления: 1943 г _____ Размер (в см): 10 х15 ________ Вес: _______________________ Материал: ____ Бумага Техника изготовления: фотопечать Сохранность: Частичная: пожелтевшая, нет правого нижнего уголка Способ получения: Акт 32 от

    Данный документ является неотъемлемой частью пакета документов для паспортизации школьного музея. В учетной карточке содержится информация о музее и организации, которую он представляет.

    Содержимое разработки

    УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

    Свидетельство №

    Музей школьной истории и боевой славы

    Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области “Санаторная школа-интернат №4” города Усолье-Сибирское

    Субъект Российской Федерации

    Адрес (индекс, населенный пункт, ул., д., к.)

    665451 Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Карла Маркса, 64 А

    Телефон с кодом города

    Музейный педагог (Ф.И.О.)

    Лубешко Нина Михайловна

    Дата открытия музея

    Музей находится в классной комнате площадью 45 кв.м, (7,5 Х 6 м) на втором этаже учебного корпуса. Окна ( три пластиковых окна)помещения выходят на теневую сторону, чтобы обеспечить сохранность экспонатов, кроме естественного имеется искусственное освещение (6 световых точек)

    4. «Сибирская здравница «Курорт «Усолье

    9. Раздел археологии

    10 Предметы быта

    12. Школьные годы

    Краткая характеристика основного фонда музея

    В витринах музея представлены подлинные экспонаты: в отделе археологии кости и рога ископаемых животных, черепки глиняных изделий.

    Предметы быта жителей села Усолье: ключи, чугунки, утюги, веретена, прялки, коромысло, книги, сувениры, статуэтки, фотографии, школьный фотоархив, гильзы, солдатские каски, пионерский горн, барабан, значки, счеты и вычислительные машины, канцелярские принадлежности.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Областной конкурс среди музеев образовательных организаций проводится в целях оценки современного состояния музеев и их деятельности, выявления и распространения лучшего опыта работы музеев образовательных организаций и учреждений дополнительного образования Смоленской области.

    – формирование у обучающихся высокой ответственности за судьбу Отечества, уважения к боевым и трудовым подвигам народов России;

    – воспитание духовно-нравственных основ личности обучающихся средствами музейной педагогики, чувства гордости и патриотизма за свою Родину и свой народ;

    – создание условий для развития одаренных детей в рамках творческого этапа конкурса;

    – более широкое использование в учебном процессе музейных экспозиций;

    – привлечение внимания общественности к роли музеев общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования.

    2. Участники конкурса

    В конкурсе принимают участие музеи всех видов образовательных учреждений области и учреждений дополнительного образования Смоленской области.

    3. Руководство Конкурсом

    4. Порядок и сроки проведения конкурса

    Конкурс проводится с 23 января по 31 марта 2017 г.

    На конкурс принимаются работы, выполненные как индивидуально, так и коллективом авторов.

    На основе применения современной музейной педагогики с учетом принципов интерактивности и информационных технологий музеи образовательных учреждений представляют на конкурс следующие материалы:

    – разработку виртуальной экскурсии объемом не более 20 слайдов или

    мини-фильма (видеоролика) продолжительностью не более 5 минут;

    – учетную карточку музея (форма в Приложение к Положению).

    Результаты участия в творческом конкурсе определяются по следующим критериям:

    1) логичность изложения, содержательность работы, грамотность;

    2) оригинальность авторского решения;

    3) культура оформления материалов.

    Конкурсные материалы высылаются в электронном виде до 31 марта 2017 года на е-mail: smolsytour@mail.ru.

    5. Порядок определения победителей конкурса и награждение

    Победители конкурса (разработка виртуальной экскурсии, создание мини-фильма (видеоролика)) награждаются дипломами I, II, III степени Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи.

    Читайте также:

        

    • Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях в доу
    •   

    • Комплекс упражнений с bosu для учащихся среднего школьного возраста
    •   

    • Андрусовское перемирие кратко условия
    •   

    • Основные народы украины кратко
    •   

    • Прыщ история одного города характеристика кратко

         Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

              «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

            Городской центр развития дополнительного образования

            Курсы повышения квалификации

              «Школьное музееведение»

            Аттестационная работа

                                «Учётно-хранительская документация в школьном музее»

                                                                                             Автор: Данилова Любовь Андреевна,

                                                                                          педагог дополнительного образования,

                       ГБОУ Гимназия №642 «Земля и Вселенная»

            Куратор: Савельева Ольга Ивановна,

                                                                                    педагог- организатор, старший методист,

                    ГБНОУ «СПб ГДТЮ»

    Оглавление

    1. Специфика школьного музея……………………………………………….…стр.3
    2. Нормативно-правовая база деятельности музеев Российской Федерации… .стр.3
    3. Инструктивные документы в области учета и хранения фондов…………….стр.5
    4. Роль и значение учета в фондовой работе музеев…………………………….стр.6
    5. Основные группы учетной музейной документации…………………………стр.8
    6. Шифровка и маркировка музейных предметов………………………………..стр.9
    7. Паспортизация школьных музеев………………………………………………стр.10
    8. Организация учета в музеях……………………………………………………..стр.11
    9. Основные требования к учетной документации……………………………….стр.12
    10. Учетные процедуры……………………………………………………………..стр.12
    11. Приложения 1-4…………………………………………………..………стр.15-стр.18
    12. Список используемой литературы……………………………………………..стр.19

    1.Специфика школьного музея

    Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством.

    Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания.

    Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.

    Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество – качество культурного центра.

    2. Нормативно-правовая база деятельности музеев Российской Федерации

    В конце XX века в социально-политической жизни России произошли глубокие изменения. В 1990-е годы шел процесс формирования основ нового законодательства Российской Федерации и были приняты важнейшие законодательные акты, направленные на создание правовой базы для сохранения и развития отечественной культуры.

    Важнейшим законодательным актом для музеев России явился Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», принятый Государственной думой 24.04.1996 г. Как следует из статьи 1, данный Федеральный закон распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации. В законе освещен большой круг вопросов: государственное регулирование музейной сферы, правовое положение музеев, порядок организации и ликвидации музеев в РФ, основные принципы формирования и государственного учета Музейного фонда РФ, обеспечения его сохранности и использования. Закон определяет новое правовое положение Музейного фонда Российской Федерации. В ст. 3 закона даны основные определения, что такое культурные ценности, музейный предмет, музейная коллекция, музейный фонд и др. В законе изложен принцип централизации формирования государственного учета и управления Музейным фондом страны, характеризуются разные формы собственности на музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации.

    В соответствии с Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» были разработаны другие важные нормативные акты, утвержденные Постановлением правительства РФ № 179 от 12.02.1998 г.: Положение о Музейном фонде Российской Федерации и Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, где ряд вопросов был подробно освещен и разъяснен.

    В Положении о Музейном фонде Российской Федерации определен порядок разграничения форм собственности на музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда. К федеральной собственности отнесены музейные предметы и музейные коллекции, которые находились в собственности бывшего СССР и РСФСР до принятия Федерального закона о Музейном фонде РФ независимо от источников поступления, приобретенные за счет средств федерального бюджета и закрепленные в оперативном управлении или переданные в пользование государственным федеральным музеям и другим организациям независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также приобретенные последними после вступления в силу Федерального закона о Музейном фонде за счет средств их учредителей, либо за счет собственных средств или иной формы приобретения (п.З Положения). Такой же порядок определяется Положением для музейных предметов и коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда РФ, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальных органов.

    В Положении о Музейном фонде предусматривается введение единых правил учета и форм учетной документации для музейных предметов и музейных коллекций всего Музейного фонда Российской Федерации (п.13). В п.14 Положения указано, что правила учетной обработки музейных предметов и музейных коллекций (описания, измерения, маркировки и др.), условия хранения и обеспечения безопасности в соответствии с особой технологией изготовления, другой спецификой отдельных категорий данных предметов и коллекций, а также типовые формы основных учетных документов определяются инструкцией по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемой Министерством культуры Российской Федерации.

    Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д. (п.13 Положения).

    Согласно Положению основными учетными документами являются главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты списания музейных предметов и музейных коллекций в случае исключения их из состава фонда.

    В Положении подчеркнуто, что отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается (п.13).

    В ст.15 оговорено, что «основные учетные документы подлежат бессрочному хранению и страховому копированию. Страховые копии основных учетных документов передаются на хранение в Министерство культуры Российской Федерации».

    В Положении о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации определяется порядок создания и ведения каталога, который, согласно п.2 «представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав  Музейного фонда Российской Федерации».

    В 1990-е годы обновилось также законодательство о наградной системе РФ, об и хранении драгоценных металлов и драгоценных камней, а также оружия – особых групп в составе музейных фондов.

    3. Инструктивные документы в области учета и хранения фондов

    Новая информация, заложенная в законодательных и нормативных актах Российской Федерации, поставила музейных специалистов, осуществляющих государственное регулирование в области культуры, перед необходимостью пересмотра действующих нормативных документов по учету, хранению, реставрации и использованию музейных ценностей. В первую очередь это относится к действующей Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР № 290 от 17.07.1985 г. Эта инструкция вводилась с целью создать единую систему учета, научной инвентаризации, хранения и реставрации музейных предметов, входящих в состав Музейного фонда СССР и определяла порядок и основные формы учета, методы хранения и реставрации музейных ценностей.

    Актуальный для 1980-х годов, этот документ на протяжении последних 20 лет регламентировал фондовую работу музеев, но нормативно-правовых реалий сегодняшнего дня он не учитывал.

    По этой причине с середины 1990-х годов специалисты Министерства культуры РФ разрабатывают новую инструкцию, которая опирается на современную законодательную базу государства и опыт, приобретенный музеями в 1990-е годы. Музейные работники России были ознакомлены с несколькими вариантами этого документа (последний вариант- проект инструкции 2003 года).

    Пункт 1 проекта новой инструкции гласит, что изложенный в инструкции порядок учета, хранения и реставрации распространяется на все музейные предметы и коллекции, входящие в состав государственной и негосударственной части Музейного фонда РФ, и распространяется на все действующие и вновь открываемые музеи, реставрационные учреждения и другие организации, хранящие музейные предметы и коллекции на территории РФ». Тем самым подтверждается ст.13 Положения о Музейном фонде, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав фонда, «подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся».

    Основные правила учета и хранения музейных ценностей в проекте новой инструкции сохраняются. Проект также разъясняет основные понятия, применяемые в тексте инструкции, содержит дополнительные разделы и темы:

    • о включении музейных предметов и музейных коллекций в Музейный фонд РФ и об исключении их из Музейного фонда РФ;
    • об учете и хранении музейных предметов и коллекций из драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • об учете документов Архивного фонда РФ, хранящихся в музеях;
    • об учете и хранении оружия в музеях РФ.

    Проект инструкции облегчает задачу разработки различных внутримузейных документов, поскольку содержит тексты положений о главном хранителе, научном сотруднике – ответственном хранителе, об отделе учета, Экспертной фондово-закупочной комиссии и др. К новому проекту прилагаются типовые формы учетных документов, рекомендованные к применению в музейной практике.

    В отсутствие утвержденной новой инструкции работники государственных музеев используют действующую «Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей» (1985), учитывая рекомендации проекта. Широко используется, например, договорная система при приеме в музей новых поступлений, при выдаче музейных предметов во временное пользование и др. Вводятся в оборот формы новых документов, рекомендованные проектом. Представители Министерства культуры регулярно выступают на специальных встречах и семинарах с разъяснениями в области нового законодательства и методическими рекомендациями.

    4. Роль и значение учета в фондовой работе музеев

    Учет музейных предметов и коллекций относится к основным направлениям фондовой работы музея. Цели и задачи учета – обеспечение юридической охраны музейных фондов, определение их количественного объема, систематическое накопление сведений о музейных предметах и коллекциях. Учет является средством обеспечения сохранности музейных фондов и способом контроля за состоянием и движением музейных предметов. Как сказано в п. 81 инструкции «музейные фонды подлежат строгому государственному учету, который обеспечивает их юридическую охрану и создает условия для изучения и рационального использования». Все памятники истории и культуры, хранящиеся в музеях, бухгалтерскому учету по стоимости не подлежат. «Отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается» (ст.13 Положения о Музейном фонде РФ).

    Государственный учет музейных фондов представляет собой их определение и регистрацию в несколько этапов:

    • актирование и регистрацию в книге поступлений в целях юридического закрепления

    предметов за конкретным музеем (1-я стадия учета),

    • регистрацию (научную инвентаризацию) в инвентарных книгах в целях

    закрепления предметов за определенной коллекцией в соответствии со структурой

    фондов (2-я стадия учета),

    • регистрацию предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней в специальных книгах учета (3-я стадия для музеев, имеющих в составе фондов эту группу хранения).

    Учет музейных фондов – единая организованная система, обладающая определенным составом и структурой учетной документации. Основные принципы учета

    музейных фондов:

    • взаимосвязь учетных операций, основных стадий учета и учетных документов,
    • единство системы основной учетной документации,
    • единство учетных единиц измерения состава музейных фондов,
    • возможность статистической обработки учетной документации.

    Основным способом учета является учетная документация. Как сказано в п.З. проекта новой инструкции, «учетная документация – система учетных документов, обеспечивающих юридическую защиту музейных предметов и музейных коллекций и материалов вспомогательного фонда».

    Согласно Положению о Музейном фонде РФ, действующей Инструкции и проекту к основным учетным документам, относятся:

    • главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги,
    • акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение,
    • акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование,
    • акты списания музейных предметов и музейных коллекций (в случае исключения их из состава фонда).

    В комплекс учетных документов входят также коллекционные, топографические и другие виды описей и списков музейных предметов и музейных коллекций, книги регистрации самих учетных документов.

    Основные учетные документы подлежат бессрочному хранению и страховому копированию. Они должны храниться в специальных опечатываемых шкафах и помещениях. Ответственность за оформление и хранение документации должна быть возложена на специально назначенное лицо.

    Типовые формы основных учетных документов, приведенные в действующей инструкции (1985), в проекте новой Инструкции усовершенствованы и дополнены. На практике каждый музей преобразует типовые формы в соответствии с организацией и технологией работы фондовых отделов и структурой музея. Применяемые в музее формы     учетных документов должны быть утверждены и закреплены во внутримузейной инструкции по учету и хранению музейных фондов.

    Решение о создании музея как структурного подразделения принимается руководителем образовательного учреждения, в котором такой музей создается. Школьные музеи могут быть различной профильной направленности: краеведческие, военно-исторические, литературные и т.д.

    Действующие музеи, созданные в образовательных учреждениях, подлежат паспортизации.

    Руководитель учреждения обязан обеспечивать сохранность музейного фонда, которая достигается:

    • путем отражения информации о музейных предметах в учетной документации;
    • путем создания оптимальных условий для хранения и использования, своевременной консервации и реставрации музейного фонда.

    Музейные предметы, включенные в состав музейного фонда, на балансе образовательного учреждения не отражаются.

    Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея. Фонд школьного музея состоит из основного музейного и научно-вспомогательного фондов.

    В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательно-воспитательном процессе.

    В основной фонд входят:

    • вещественные памятники: орудия труда, предметы быта, сельскохозяйственные орудия, ремесленные изделия, образцы фабрично-заводских изделий, оружие, нумизматические материалы, одежда, образцы горных пород, археологические находки;
    • изобразительные: произведения изобразительного искусства, картографические материалы, карикатуры, плакаты, фотографии;
    • письменные: газеты, книги, журналы, листовки, правительственные документы, официальные документы, воспоминания, письма, дневники, записные книжки.

    В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диорамы, муляжи, модели, тексты, репродукции с художественных произведений, фотографии массового производства, образцы скоропортящихся сельскохозяйственных культур и другие экспонаты, подверженные порче и требующие быстрой замены.

    5. Основные группы учетной музейной документации

    Для грамотной организации работы музея должны использовать три группы документов.

    Научно-учетная документация

    Сюда входят:

    • акты приема-сдачи документов;
    • книга учета основного фонда;
    • книга учета научно-вспомогательного фонда.

    Справочный аппарат состоит из системы карточек (возможно в компьютерном варианте), позволяющих быстро обнаружить существование памятника в фондах, его местонахождение.

    Основные виды вспомогательных картотек:

    • инвентарные (с основными сведениями, соответствующими инвентарной книге, с указанием шифров и места хранения).
    • тематические (по тематике коллекций).
    • именные (с характеристиками конкретных лиц).
    • хронологические (по хронологии событий).
    • географические (с географическими названиями).

    Справочная карточка обычно содержит следующие сведения:наименование предмета (с кратким описанием), учетный номер, место хранения.

    В систему учета музейных предметов включаются полевые документы, акты приема музейных предметов на хранение в музей, дневники экспедиций, доклады по материалам музея, творческие работы.

    Учет в школьном музее должен преследовать две цели:

    • обеспечение сохранности самого предмета;
    • обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете.

    Основным документом учета и охраны музейных предметов является Книга учета основного фонда (инвентарная книга). Заполняется в виде таблицы, в которую вносятся следующие данные:

    • Порядковый инвентарный номер. Одновременно с проставлением порядкового номера в книге ставится тот же номер на регистрируемом предмете;
    • Дата записи, т.е. внесения предмета в Инвентарную книгу. Дата должна быть полной, без сокращений;
    • Время, источник и способ поступления. Указывается полная дата (год, месяц, число), откуда поступил предмет, от кого. Фиксируются полные имена и отчества дарителей, названия учреждений (адрес, номер телефона и пр.), передавших предмет в музей;
    • Наименование и краткое описание предмета. Записывается в общепринятом литературном выражении с указанием вариантов местных диалектных названий. Указывается авторство, место происхождения, материал, из которого он изготовлен. Для фотографии необходимо дать краткое описание сюжета или события. Следует назвать фамилию, имя, отчество изображенных людей, год съемки, автора снимка. В письменных источниках, в том числе в журналах, газетах, дневниках, альбомах и др., указывается количество страниц или листов. В фотоальбомах проставляется количество фотографий. Фиксируются все надписи, штампы, подписи;
    • Количество предметов. Обычно пишется «1 экз.», но если регистрируется два или несколько одинаковых музейных предметов, то ставится соответствующее число;
    • Материал и техника изготовления. Указывается вид материала: камень, металл, дерево, ткань, картон, бумага, вата и пр. Фиксируется способ изготовления: литьё, чеканка, штамповка, гравировка, рукопись, машинопись вязание, плетение, аппликация и пр;.
    • Размер. Указывается только в сантиметрах: высота, ширина (толщина для объемных предметов). Для круглых предметов – диаметр;
    • Сохранность. Фиксируются все повреждения предмета: пятна, загрязнения, ржавчина, проколы, разрывы, потертости, сколы, помятость, сгибы, утраты деталей;
    • Примечание. Место нахождения (записывается карандашом). Акты о передаче, изъятии, списании и т.д.;

         В Инвентарную книгу заносятся только подлинные предметы или имеющие значение подлинников (копия с автографом автора, авторский макет, редкая фотография и т.д.).

    Инвентарная книга нумеруется (в правом верхнем углу каждого листа), прошивается, заверяется подписью и печатью. Когда книга заполняется полностью, в её конце вносится итоговая запись:

    «В настоящую инвентарную книгу внесено предметов (цифрами и прописью) с №     по №   ».

    В следующей Инвентарной книге нумерация продолжается, инвентарная книга хранится в школе. Она входит в номенклатуру дел постоянного срока хранения.

    6. Шифровка и маркировка музейных предметов

    На каждом предмете проставляется его шифр. Шифр состоит из аббревиатуры названия музея, названия фонда и соответствующего номера по инвентарной книге.

    На объемных предметах шифр проставляется тушью или масляной краской с невидимой стороны и так, чтобы не повредить предмет.

    На рисунках, фотографиях, документах шифры пишутся в левом нижнем углу простым мягким карандашом.

    Если шифр на предмете написать невозможно, следует прикрепить с помощью нитки бирку из картона с нанесенным шифром (к медалям, орденам, чучелам).На ткани и одежду пришиваются кусочки материи с шифром.

    Хранение музейных предметов осуществляется по виду материалов. Отдельно хранятся предметы из металла, дерева, ткани, бумаги и т.д. Совмещение предметов по виду не допускается. Нельзя хранить вместе в одних и тех же хранилищах (шкафах, папках, коробках, конвертах) бумагу и металл, металл и ткань и т.д., поскольку это приводит к порче музейных предметов (коррозия, ржавчина).

    В помещениях школьного музея должны сохранятся стабильные температура и влажность, т.к. колебания температуры, перепад влажности приводят к порче музейных предметов.

    Музейные предметы не должны подвергаться прямому световому воздействию. Источники света не должны располагаться вблизи музейных предметов. Наиболее сильно подвергаются световому воздействию бумага, картон, ткань. Поэтому предметы из этих материалов помещают в коробки, папки, конверты, перекладывая каждый экземпляр чистой бумагой.

    В музее должен соблюдаться биологический режим: не допускать появления моли, жучков-древоточцев, тараканов, мышей и других вредителей. Для проведения санитарных и дезинфекционных работ следует привлекать специалистов из государственных музеев.

    В школьном музее не допускаются никакие виды склеивания музейных предметов. Реставрационные работы могут проводиться только специалистами-реставраторами государственных музеев.

    Крепление музейных предметов при монтаже экспозиции осуществляется без каких-либо деформаций и повреждений. Их нельзя склеивать, подрезать, подгибать, прокалывать, ламинировать, закрашивать, подчищать. Все виды консервационных работ проводятся при участии специалистов из государственных музеев.

    7.Паспортизация школьных музеев

    Статус «школьный музей» присваивается Министерством образования Российской Федерации.

    Требования к экспозиции, претендующей на звание «школьный музей»:

    • наличие фонда подлинных материалов, зарегистрированных в книге учета основного фонда (инвентарная книга);
    • наличие оформленной экспозиции, с достаточной полнотой и глубиной раскрывающей содержание избранной темы;
    • обеспечение условий сохранности собранного материала;
    • наличие постоянного актива учащихся, ведущих под руководством педагога систематическую поисково-собирательскую и исследовательскую работу;
    • охрана и пропаганда памятников истории и культуры, природы родного края;
    • культурно-образовательная деятельность музея.

    Музейная документация:

    • Приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя школьного музея
    • Текущий и перспективный планы работы музея
    • Книга учета основного фонда (инвентарная книга)
    • Книга учета научно-вспомогательного фонда
    • Тематико-экспозиционный план
    • Картотека
    • Книга учета массовых мероприятий
    • Книга отзывов
    • Тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии массовых мероприятий.

    8. Организация учета в музеях

    Отделы (сектора) учета – структурные подразделения музея, которые обеспечивают ведение и сохранность всей учетно-хранительской документации в строгом соответствии с нормами и требованиями инструкций и осуществляют контроль за соблюдением этих требований сотрудниками хранительских, экспозиционных, реставрационных и других отделов музея.

    Отделы (сектора) учета подчиняются главному хранителю музея. В музеях, в штатном расписании которых не предусмотрен отдел учета, функции отдела учета возлагаются на научного сотрудника музея, назначаемого приказом директора по согласованию с главным хранителем.

    В школьном музее допустимо выполнение функций главного хранителя руководителем музея. Так же, при отсутствии сотрудника специалиста по учётно-хранительской документации,  ведение учётной документации и функции по учёту и хранению музейных предметов так же выполняются руководителем музея или другими сотрудниками музея, о чём должны быть соответствующие записи в должностной инструкции таких сотрудников.

     Отдел учета осуществляет (п.35 проекта инструкции):

    • своевременную регистрацию всех поступивших музейных предметов и музейныхколлекций в строгом соответствии с требованиями и нормами инструкции;
    • оформление актов приема и выдачи в постоянное и временное пользование, всехвнутримузейных актов;
    • ведение книг поступлений основного и вспомогательного фондов, книг временныхпоступлений;
    • контроль за проведением научной инвентаризации, в том числе инвентаризации предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, в хранительских отделах, секторах, группах;
    • участие во всех внутримузейных передачах, плановых и оперативныхпроверках наличия музейных коллекций;
    • учет и хранение всей учетно-хранительской документации;
    • ведение генеральной картотеки (генерального каталога

    9. Основные требования к учетной документации

    • оформление учетной документации производится от руки или с помощью автоматизированных систем учета (для всех музеев обязательно наличие рукописного экземпляра книги поступлений);
    • прием и выдача предметов должны оформляться актом приема-передачи (прием в музей новых поступлений, передача на ответственное хранение, прием и выдача во временное пользование и т.д.);
    • хранение в музеях предметов, не оформленных актами приема, запрещается;
    • акт приема-передачи должен содержать краткие описания предметов, размер, материал, технику изготовления, фиксировать состояние сохранности на момент приема-передачи, учетные номера (временные или постоянные);к актам приема новых поступлений должны прилагаться сопроводительные документы: опись в виде попредметного списка, накладные, заявление владельца, «легенда» – сведения об истории предмета, заключения специалистов и др.;
    • в актах приема-передачи указываются год, месяц, дата составления акта; подписи сдающих и принимающих лиц должны быть расшифрованы;
    • все акты подлежат регистрации в книгах (журналах) регистрации в соответствии со структурой учетной документации музея, акты должны быть утверждены вышестоящим руководителем и заверены печатью музея;
    • акты приема и выдачи составляются в нескольких экземплярах (не менее 3), которые вручаются сдающему лицу, принимающему лицу и лицу, осуществляющему контроль за учетно-хранительской работой подразделения;
    • все книги поступлений и инвентарные книги, книги (журналы) регистрации должны иметь сквозную нумерацию листов, прошиты, подписаны ответственными лицами, заверены подписью руководителя организации и скреплены печатью музея до их заполнения.

    В действующей инструкции по учету и хранению и в проекте инструкции все правилаподробно разъяснены.

    10. Учетные процедуры

    Оформление документов при приеме в музей новых поступлений происходит следующим образом (полная схема, предусмотренная действующей инструкцией и проектом):

    • Составление акта приема предметов музейного значения на рассмотрение Экспертной фондово-закупочной комиссии (временное хранение). Сопроводительные документы: заявление владельца, «легенда», в особых случаях – договоры. Регистрация акта в журнале         регистрации. Принятые предметы регистрируются в книге регистрации временных поступлений до ЭФЗК.
    • Определение музейной ценности предметов на заседании Экспертной фондово-закупочной комиссии. Решение вопроса о закупке, приеме в дар предметов (или возврате владельцу), включении предметов в основной или вспомогательный фонд оформляется протоколом заседания ЭФЗК.
    • Сотавление договора дарения или договора купли-продажи с владельцами предметов. Регистрация договоров в книге (журнале) регистрации.
    •  Составление и оформление с владельцем акта приема предметов в постоянное пользование в музей. Регистрация акта в журнале регистрации актов постоянного пользования.
    •  Регистрация поступивших предметов в книге поступлений основного или вспомогательного фондов музея (присвоение предмету постоянного номера по книге поступлений).
    •  Оформление акта передачи предметов на ответственное хранение (ответственному хранителю) в отделы, фондохранилища и др. Регистрация акта в журнале регистрации актов передачи на ответственное хранение.
    •  Регистрация новых поступлений согласно классификации коллекций, в книгах научного инвентаря (присвоение предмету второго – инвентарного номера). Шифровка, маркировка музейных предметов, включение их в топографическую опись, внесение в картотеки и т.д.

     Последующее движение предметов из фондохранилища и их возврат сопровождается составлением актов выдачи и возврата с регистрацией актов в книгах (журналах) регистрации в соответствии со структурой учетной документации:

    • во временное пользование за пределы музея на основании договора выдачи;
    • на временное хранение на экспозицию или выставку внутри музея, на реставрацию в реставрационные мастерские и т.д.

     При выдаче предметов в постоянное пользование, например, в случаях обмена, составляется акт выдачи в постоянное пользование (после проведения других учетных процедур, оговоренных в инструкции) с регистрацией акта в соответствующей книге (журнале) регистрации актов выдачи в постоянное пользование.

    Указанный объем документации в целом определен проектом новой инструкции. На практике в каждом музее складывается своя организация и порядок учетно-хранительской работы, обусловленные традициями, спецификой музейного собрания, структурой музея, обеспеченностью штатами и т.д.

    Отсюда вытекает важное требование, сформулированное в п.2 действующей инструкции: руководство музея «обязано разработать собственную инструкцию, определяющую внутренний порядок учета, хранения и реставрации музейных ценностей». Речь идет о порядке учета в конкретном музее, хранении в запасниках, в постоянной экспозиции и на выставках, о правилах охраны помещений, ключевом хозяйстве, а также правах и обязанностях сотрудников музея, причастных к учету и хранению музейных ценностей.

    Во внутримузейной инструкции характеризуются фонды музея:

    • состав и структура фондовых коллекций;
    • направления и способы комплектования;
    • критерии отбора в основной и научно-вспомогательный фонды.

    Необходимый раздел инструкции – определение системы учета:

    • организация учетно-хранительской работы;
    • основные учетные документы (комплекс документов и их утвержденные формы);
    • операции по учету и их проведение на 1 и 2 стадиях (порядок приема новыхпоступлений, система передачи музейных ценностей на ответственное хранение,порядок   выдачи   во   временное   и   постоянное   пользование, оформление внутримузейного движения предметов в соответствии со структурой фондовых отделов и др.);
    • учетные обозначения для предметов и коллекций;
    • порядок проведения сверок наличия музейных ценностей;
    • вспомогательные формы учета;
    • учет и хранение учетной документации.

    Во внутримузейной инструкции определяется роль коллегиальных органов (фондово-закупочной комиссии, реставрационного и других советов по фондовым вопросам), их функции и задачи, порядок работы.

    В инструкции должны быть отражены вопросы хранения музейных коллекций и мероприятия, обеспечивающие их сохранность:

    • организация, правила, система   хранения   предметов   в   фондохранилищах, на экспозициях и выставках;
    • организация работ по реставрации и консервации музейных предметов;
    • требования к режимам хранения, оборудованию;
    • комплекс мер, обеспечивающих сохранность фондов (система опломбирования и опечатывания помещений и оборудования в хранилищах, на выставках и экспозициях, порядок хранения ключей, режим доступа к коллекциям в хранилищах и др.).

    К внутримузейной инструкции прилагаются формы учетных и иных документов, утвержденных для данного музея.

    Директор школы несет полную ответственность за создание надлежащих условий для хранения предметов музейного значения, за их полную сохранность, за состояние учета, за обеспечение охраны, противопожарной безопасности музея.

    Наряду с директором, ответственность за сохранность предметов и состояние учета несет руководитель музея.

    Приложение 1

    Перечень документов

    по учетно-хранительской деятельности школьного музея

    1. Заявление владельца о приеме предметов в фонд музея на постоянное или временное хранение.

    2. Акт приема на постоянное хранение.

    3. Акт приема на временное хранение.

    4. Книга регистрации актов приема на постоянное хранение.

    5.Книга регистрации актов приема на временное хранение.

    6. Книга поступлений основного фонда.

    7. Книга поступлений вспомогательного фонда.

    Приложение 2

     Образец учётной карточкимузейного предмета

    название предмета

    шифр предмета

    описание предмета

    происхождение предмета автор место дата

    материал техника изготовления размер

    источник поступления

    Приложение 3

                                    Обязательные графы в Книге Поступлений (КП)

    Порядковый

    номер

    Дата

    записи

    Время

    и способ

    поступления

    Наименование

    и краткое

    описание

    предмета

    Кол-во

    Размер

     и/или

    вес

    Сохранность

    Приложение 4

    Обязательные графы в инвентарной книге

    Порядковый номер

    Номер по КП

    Название предмета

    Описание предмета

    Материал,техника

    Размер

    Сохранность

    Дата записи

                           12. Список используемой литературы

    1. Старкова О.В.. “Организация работы школьного музея” Методические рекомендации.; Областной центр детского и юношеского туризма.- Пермь, 2002.
    2. Мещерякова Е. В. Порядок учетно-хранительской работы в государственных музеях. Почтовые музеи: взгляд из прошлого в будущее. – [2006]. – С.12-22.
    3. Звягина Н.С.«Методические рекомендациипо учетно-хранительской деятельности школьного музея»https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-uchetnohranitelskoy-deyatelnosti-shkolnogo-muzeya-3447314.html
    4. Приказ Минкультуры РФ от 8 декабря 2009 г. № 842 «Об утверждении Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации»

    https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97240/

    Добавить комментарий