Как показывает практика, выбор цветовой гаммы порой превращается в головную боль для рачительных хозяев, задумавших делать ремонт в своем жилище. Муки творчества часто приводят к появлению бежевых стен, коричневому (в лучшем случае) ламинату и закатанному белой водоэмульсионкой потолку. А ведь цвет — очень непростая материя, связанная с нашим психологическим и часто физическим состоянием, поэтому очень важно сделать правильный выбор, подходящий именно вам. Дизайнеры давно знают ответ на цветовой вопрос: «Что делать?». И этот ответ — цветовая карта.
Основная цель составления цветовой карты — предоставить ее владельцу четкое представление о будущем интерьере, учитывая фактуру, масштаб и цвет всех ее компонентов. Составление карты требует подготовительной работы, в процессе которой вы определенно узнаете о себе много нового. Работа заключается в том, чтобы собрать базу данных, которая позже ляжет в основу цветовой карты. Собирать ее можно буквально из всего. Это могут быть особенные для вас предметы (бабушкина брошь с красивым камнем, кленовый лист, фотография из путешествия и т.д.), вырезки из журналов, кусочки ткани и старых обоев, пуговицы, цветные ленты. Основная задача этого собирательного процесса — внимательно смотреть по сторонам и прислушиваться к своей реакции. Все, что производит на вас впечатление, нужно складывать в «копилку».
Теперь разложите перед собой собранные сокровища и подумайте, как применить все это богатство в интерьере. Перекладывайте образцы, сочетайте между собой разные цвета и фактуры. Например, лежащие рядом осколок белоснежной фарфоровой чашки и перламутровая пуговица может навести вас на мысль об использовании в ванной комнате перламутровой мозаики в контрасте с ослепительно белым санфаянсом. Понаблюдайте за собой. Посмотрите на вырезки, какой цвет притягивает вас больше всего? Именно на его основе можно выстроить цветовую гамму всего интерьера. Если цвет слишком насыщен для того, чтобы окрашивать такой краской стены, можно использовать его для штор или обивки. Таким образом, можно продумать цвет напольных покрытий, текстиля, мебели. В конечном итоге у вас должна получиться цвето-фактурная схема будущего интерьера, которую останется только наклеить на «монтажную доску» — лист пенокартона или плотной бумаги.
Размещение образцов на монтажной доске является важным моментом. Например, образец напольного покрытия следует размещать внизу. Аксессуары располагайте рядом с теми элементами, к которым они имеют отношение: фотографию торшера нужно клеить поверх образца цвета стен. Соответственно, образец потолка и светильников должны найти себе место в верхней части карты. Размер и пропорции предметов также должны соответствовать их пропорциям при размещении в комнате. Например, напольные и настенные покрытия должны быть довольно большими, а подушки и аксессуары очень маленькими.
Составление цветовой карты — приятный и увлекательный процесс, который сэкономит вам массу времени, сделав поездки по магазинам крайне результативными. Чтобы сделать быстрый и правильный выбор, достаточно будет взять цветовую карту с собой.
Идеи
Что такое цветовой круг Иоханнеса Иттена и как пользоваться палитрой цветов
Цветовой круг Иттена — это инструмент для подбора цветовых сочетаний. Схема помогает дизайнерам и художникам составить палитру, в которой оттенки гармонируют друг с другом.
Создатель схемы — Иоханнес Иттен, швейцарский художник, преподаватель и дизайнер. Он написал книгу «Искусство цвета», в которой сформулировал теорию сочетания оттенков и описал принципы работы с цветовым кругом.
Где применяют цветовой круг Иоханнеса Иттена:
В дизайне интерьеров. Определить основные цвета отделки помещения, выбрать удачные цветовые акценты и оттенки для декора.
В дизайне одежды. Подобрать основные и дополнительные оттенки тканей, выбрать цвета декоративных элементов.
В UX и веб-дизайне. Составить палитру для сайта и мобильного приложения, найти удачные сочетания корпоративных цветов и веб-элементов: меню, кнопок, попап-форм и других.
В маркетинге. Выбрать корпоративные цвета бренда, найти удачную цветовую палитру для упаковки товара и рекламной продукции.
Так выглядит цветовой круг Иттена
Зачем учиться сочетать цвета
Цвет — один из главных каналов, по которому человек получает информацию и формирует впечатление об увиденном. От 62% до 90% мнений основаны на восприятии цветов. Иоханнес Иттен считал: когда цвет и впечатление от него не совпадают, остаётся ощущение диссонанса, нереальности и мимолётности.
В своей книге «Искусство цвета» Иттен описал теорию гармоничного сочетания цветов. Дизайнер утверждал, что органы чувств обрабатывают информацию через сравнение, поэтому мы оцениваем увиденное при помощи контрастов. Например, рядом с маленьким предметом нужно поставить большой, чтобы точно понимать размер первого. С цветами так же. Восприятие цельной картинки не зависит от одного цвета, важен контекст — в окружении каких оттенков находится главный цвет композиции и какое впечатление они производят в комплексе.
Как устроен круг Иттена
Схема состоит из трёх частей.
Первичные цвета — жёлтый, синий, красный — находятся в центральной части круга. Иоханнес Иттен считал эти цвета основными: при смешивании можно получить любые оттенки, которые различает человеческий глаз.
Вторичные цвета — зелёный, фиолетовый, оранжевый — расположены вокруг центра. Они получаются, если смешать первичные цвета:
- синий + жёлтый = зелёный;
- жёлтый + красный = оранжевый;
- синий + красный = фиолетовый.
Третичные цвета расположены на внешней части схемы. Получаются, если смешать первичный и вторичный цвета, которые находятся рядом. Например:
- первичный красный + вторичный фиолетовый = малиновый;
- первичный жёлтый + вторичный зелёный = салатовый.
Всего на внешнем круге находятся 12 цветов: 3 первичных, 3 вторичных и 6 третичных. Этот круг берут за основу дизайнеры и художники в своей работе.
Как использовать круг Иттена
Комбинации на круге Иттена помогают подобрать оптимальные сочетания цветов. Есть много вариантов использования схемы. Из них можно выделить несколько самых популярных.
Комплементарное сочетание
Как получается. Из двух противоположных друг другу цветов на внешнем круге.
Как используют. Если нужны два основных цвета и чёткие акценты: один из цветов делают основным, а второй — дополнительным.
Контрастная триада
Как получается. Из цветов по углам треугольника. В отличие от комплементарного варианта, здесь вместо одного цвета на противоположной стороне выбирают соседние с ним цвета.
Как используют. Если нужно приглушить контраст дополнительных цветов или расширить палитру. Один цвет выбирают как основной, а два других на противоположной стороне круга — как дополнительные.
Классическая триада
Как получается. Из цветов, находящихся в углах равностороннего треугольника.
Как используют. Если нужно подобрать больше оттенков для основной палитры цветов.
Аналоговая триада
Как получается. Из трёх цветов, которые расположены рядом на внешнем круге.
Как используют. Если нужно создать спокойную палитру без резких переходов и ярких акцентов. Дизайн, оформленный в аналоговых цветах, отличается сдержанностью и лаконичностью.
Тетрада
Как получается. Из равноудалённых друг от друга цветов по углам квадрата.
Как используют. Для красочных визуалов, которые требуют использования четырёх цветов.
Прямоугольное сочетание
Как получается. Из цветов по углам прямоугольника: два цвета, которые находятся через сектор, с одной стороны круга — и два противоположных.
Как используют. Как и тетрада, подходит для подбора многоцветных изображений, но этот вариант — менее контрастный, с более плавными переходами.
Буква Х
Как получается. Из цветов по углам буквы Х: два соседних цвета на одной стороне круга и два соседних — на противоположной.
Как используют. Сочетаются более близкие друг другу оттенки, чем в прямоугольном варианте, поэтому композиция получается неброской и выглядит сдержанно.
Как подбирать оттенки, которых нет на круге Иттена
12 основных цветов, в зависимости от светлоты и насыщенности, образуют тысячи оттенков. Составить правильную палитру из оттенков — работа дизайнера. При этом он ориентируется на задачу композиции: какое впечатление должно производить изображение, должно ли оно быть ярким или, наоборот, сдержанным, лаконичным или эпатажным.
Для подбора оттенков можно также использовать цветовой круг Иттена, добавив к основным цветам более и менее насыщенные оттенки. При этом определяют главный цвет композиции и подбирают к нему подходящую палитру из менее насыщенных оттенков.
Например, комплементарное сочетание помогает подобрать к яркому красному в качестве вспомогательного цвета нежно-голубой. А насыщенные жёлтый и зелёный можно смягчить пастельными оттенками лилового и сиреневого.
Классическая тетрада показывает яркую палитру из насыщенных розового и фиолетового, дополненных бледно-жёлтым и цветом морской волны. В варианте справа подобрана спокойная палитра из нежных пастельных оттенков
Цветовой круг Иоханнеса Иттена применяют как новички, так и опытные дизайнеры. С инструментом можно работать вручную или воспользоваться графическими редакторами и специальными программами. Они построены на концепции цветового круга Иттена и помогают составить гармоничную палитру в режиме онлайн.
Лучшие инструменты для автоматического подбора цветов предлагают:
Adobe Color. Позволяет подбирать и сохранять палитру в облачном хранилище, чтобы использовать её в других инструментах Adobe. Есть расширенные возможности: можно настроить яркость и параметры цветового режима, определять контрастность шрифта, фона и элементов сайта.
Paletton. Англоязычная программа для подбора оттенков из основных комбинаций цветов. Позволяет настраивать параметры насыщенности, яркости и контраста, создавать собственные цветовые схемы, просматривать варианты дизайна страниц и экспортировать цветовую гамму для сайта в формате кода.
Canva. Помогает подбирать монохроматические, аналогичные и комплементарные комбинации цветов.
getColor. Сервис с интуитивно понятным интерфейсом и современным дизайном. Помогает быстро находить оптимальную палитру, настраивать тон, насыщенность и яркость цветов.
ColorScheme. По функционалу схож с Paletton, но есть русскоязычное меню.
ЭКСКЛЮЗИВЫ ⚡️
Читайте только в блоге
Unisender
Поделиться
СВЕЖИЕ СТАТЬИ
Другие материалы из этой рубрики
Не пропускайте новые статьи
Подписывайтесь на соцсети
Делимся новостями и свежими статьями, рассказываем о новинках сервиса
«Честно» — авторская рассылка от редакции Unisender
Искренние письма о работе и жизни. Свежие статьи из блога. Эксклюзивные кейсы
и интервью с экспертами диджитала.
В дизайне интерьера, как и в строительстве самого здания, не должно быть ничего случайного. Если хотите получить приятную глазу, модную и стильную обстановку, должны продумать всё заранее — по примеру дизайнеров, которые предварительно составляют цветофактурную карту. Что это такое и какие преимущества даёт, будем разбираться в этой статье.
Для чего нужна цветофактурная карта
В отделке интерьеров существуют стереотипы: белый потолок, пастельные стены, пол с фактурой дерева, и большинство людей они вполне устраивают. Однако вкусы у всех разные, и многим людям хочется нестандартного — чего-то такого, что сделает их жилище индивидуальным, не похожим ни на какое другое.
- Одной из главных задач в этом случае является подбор цветовой гаммы, ведь она не только формирует настроение, но и нередко влияет на самочувствие. Справиться с ней поможет составленная загодя цветовая карта, на основе которой уже можно будет подбирать не только отделочные материалы, но и мебель, предметы декора.
- Опираться при составлении карты нужно на свои ощущения и пристрастия, разложив перед глазами все предметы, которые лично вам очень нравятся. Это может быть всё, что угодно, начиная от обрезков тканей, красивых пуговиц или бусин, и заканчивая журнальными вырезками или постерами. Главное, чтобы всё это вызывало только положительные эмоции.
- Сформировав своеобразную коллекцию, попробуйте скомпоновать в карту предметы по цветам и фактурам так, чтобы получить наиболее гармоничное сочетание. Можете смело экспериментировать, сочетая, к примеру, куски обоев, что остались от предыдущего ремонта, фрагменты зеркала, цветного стекла или старой ткани, и это может помочь натолкнуться на удачную мысль.
- То сочетание, которое вам понравится больше всего, можно положить в основу будущего интерьера, оно станет залогом комфортного пребывания в помещении. Не бойтесь использовать яркие или даже экстравагантные цвета — никто ведь не говорит, что в них надо красить потолок или стены.
- Эти цвета можно использовать в качестве акцента — и даже не в отделке поверхностей, а в аксессуарах в виде светильников, диванных подушек или штор. Главное, чтобы акценты не «жили» сами по себе, а дублировались минимум ещё в одном предмете. Несколько удачных на наш взгляд решений представлено ниже.
Как составляется цветофактурная карта
Собрав комфортную коллекцию оттенков, можете приступать к составлению цветофактурной схемы путём наклеивания образцов на лист плотной бумаги или картона, и хорошо, если на него будет нанесён план отдельного помещения, целого этажа (если в частном доме) или всей квартиры.
Клеить нужно в таком порядке, в каком материалы данного цвета будут внедряться в интерьер. Например, первым отделывается потолок — значит, именно с него и формируется ваша цветофактурная карта. Затем обозначьте цвет стен и напольного покрытия, поверх которых можно будет клеить образцы оттенков мебели (с учётом её расстановки), штор, светильников и других деталей.
Важно: Необходимо обращать особое внимание на пропорции предметов относительно друг друга и самого помещения. Большой светильник, к примеру, будет уместен только в просторной комнате, но при этом его площадь не должна быть больше габаритов дивана.
Скомпоновав таким способом цветовую карту — а процесс её создания довольно увлекателен, вы уже без проблем сможете подобрать отделочные материалы. Пусть они окажутся не точно такими же, как на карте (несколько иной может быть фактура, узор или орнамент), но цветовая гамма получится очень близкой к вашему идеалу. Изображения предметов мебели и декоров можно просто вырезать из каталога магазина или распечатать с сайта.
В итоге может получиться даже лучше, чем на предварительной схеме, к тому же вы значительно сэкономите время, затрачиваемое на покупки. Если оформляете весь дом или квартиру, постарайтесь всё же сделать цветовую карту для каждой комнаты в отдельности — примерно так, как показано ниже.
Поиск удачного цветового решения — что нужно принимать во внимание
Решать проблему поиска цвета приходится всегда, независимо от того, делается ли минимальный ремонт с целью освежить интерьер, затевается ли полная реконструкция помещений, либо производится первичная отделка. Даже необходимость повесить новые шторы возвращает нас к этому же вопросу, так как от цветовой палитры зависит и производимое впечатление, и настроение.
- Особенно в ярком окружении нуждаются дети, хотя у взрослых отсутствие цвета и его монотонность тоже вызывает безразличие и апатию. Значит, цветофактурная карта детской должна быть яркой, но нельзя впадать и в крайности, перегружая интерьер неорганизованным и хаотическим многоцветием.
- Возможности красок неисчерпаемы, и они издавна использовались в отделке зданий. Удачное сочетание оттенков способно эстетически заменить сложные архитектурные детали, визуально изменить пропорции помещения, сделать его более светлым и просторным, чем есть на самом деле.
- В отличие от фасада, интерьер обладает многообразием предметов, что позволяет вносить краски с их помощью. Именно поэтому, насыщая помещение цветом, нужно брать во внимание не только конструктивные поверхности, но и всё остальное, что будет присутствовать в комнате. То есть, цветовую гамму нужно изначально задумать.
Свойства цвета
У любого цвета есть множество второстепенных характеристик, за счёт которых он и оказывает психофизическое воздействие:
- Тон. Это первичная характеристика, определяемая длиной световой волны, которая и даёт название цвету (красный, жёлтый и т.д.). Имеет различную яркость и чистоту, которые при окрашивании могут меняться путём добавки пигмента.
- Яркость. Её шкала ахроматическая. Тональность определяется интервалом между белым и чёрным, в промежутках между которыми находятся все серые оттенки.
На заметку: В интерьере белый цвет почти всегда присутствует, как минимум в оконных блоках, откосах, в большинстве случаев в потолке. У чёрного есть свои почитатели, но чаще его используют лишь как средство создать контраст или расставить акценты. Самым популярным можно считать промежуточный серый цвет, так как он является отличным фоном для любого другого.
- Насыщенность. Чем ближе оттенок к спектральному, и чем меньше содержит белого или чёрного, тем более насыщенным он является.
- Фактура цветной поверхности. Говорить о цвете, не беря во внимание его носитель, не имеет смысла, потому что разные материалы одинаково цвета будут смотреться абсолютно иначе. Отличаются они за счёт разной фактуры — степени гладкости и отражающих свойств поверхности (матовая, глянцевая, блестящая).
На заметку: Изменение фактуры полностью меняет внешний вид материала и вносит свои коррективы в восприятие интерьера. Отражающие поверхности, к примеру, делают его нарядным, создают иллюзию простора, да и просто вносят разнообразие.
- Активность цвета. Именно она оказывает физиологическое воздействие и может успокаивать, возбуждать или угнетать. Самыми активными считаются красный и оранжевый, но субъективно их воздействие зависит от окружения, с которым сочетается. Фиолетовые и синие цвета (а так же серый) являются пассивными — то есть оказывают противоположное действие. Ахроматические (белый и чёрный) тоже отличаются высокой активностью.
Композиционирование цвета
Зная о цветовых закономерностях композиции, можно научиться управлять цветом, придавая хаосу порядок и стройность. Проще всего для этой цели использовать природные сочетания, и это самый беспроигрышный вариант. Вот лишь несколько подобных примеров:
- Градация цвета с размытыми границами — как в радуге.
- Соприкасание цветных поверхностей, разделяемых контуром (часто используют в витражах, в отделке стен).
- Сопоставление фона с фигурой, имеющей чёткие или размытые границы (например, барельефы на стенах).
- Накладкой цветных полос друг на друга, без создания чётких границ.
- Последовательное сопоставление цветов, близких по тону.
- Смешение цветовых полос или точек, цветные сетки (только в качестве акцента).
Система гармоничных соотношений цвета всегда должна опираться на закономерность композиции и контраста. При этом восприятие цветосочетания зависит не только от тональности и гаммы, но и членения фонового поля, гармонии рядов, симметрии, ритма или асимметрии. Наиболее эффективным инструментом для обогащения композиции является контраст, способный повысить активность ненасыщенного цвета.
Влияние света на цвет
Понятия цвета и света неразделимы, потому что в ограниченном пространстве, коим и является интерьер, психофизическое воздействие цвета полностью зависит от освещённости. Это надо учитывать, когда составляется цветофактурная карта. Недостатки, допущенные в организации комнатного освещения, могут свести на нет все старания, и зрительно деформировать или исказить, казалось бы, удачное цветовое решение.
- Особенность белого света, источником которого являются рассеянный в атмосфере свет и прямые солнечные лучи — это непостоянство яркости и спектра. Попадая в помещение через окна, они создают приподнятое настроение и тонус, игрой света и тени разнообразят интерьерную цветовую гамму.
- Рассеянный свет носит спокойный и мягкий характер, не создаёт теней, не утомляя тем самым зрение, выявляет подлинную, а не искажённую форму пространства. При недостатке естественного освещения, его получают с помощью ламп, под светом которых цветовое решение воспринимается более устойчиво.
- Но в их спектре преобладают жёлтые лучи, под которыми: тёплые цвета выглядят как более светлые; холодные цвета становятся более тёмными, и порой кажутся чёрными; трудно различаются зелёный и голубой, светло-жёлтый и белый.
- Подбирая краски для интерьера, эти аспекты нужно тоже учитывать. Если хотите, чтобы интерьер гостиной создавал впечатление праздничности и парадной приподнятости, спроектируйте освещение так, чтобы оно составило не менее 150 лк.
- Обеспечивать его не обязательно должна одна огромная люстра, можно использовать различные виды потолочных и стенных подсветок. Разнообразие современных светильников столь огромно, что вполне можно обойтись и вообще без люстры — но тут нужно ориентироваться на стилистику помещения.
Для хорошего освещения важно, чтобы в интерьере были отражающие поверхности, и главным в этом плане считается напольное покрытие. Его тон, фактура и насыщенность цвета воспринимаются наиболее активно — они хорошо различаются, а потому играют главенствующую роль в общей освещённости комнаты. Так что, если света слишком много, светлый пол будет только раздражать, а тёмный внесёт необходимую гармонию.
Заключение — цветофактурная карта и тонкости ее составления
При выборе цвета, необходимо сопоставлять и площади отделываемых поверхностей. Если сравнить два равных по размеру участка стены, окрашиваемых в разные цвета, то более тёмный визуально будет восприниматься, как меньший по размеру. Точно так же работает и более выраженная фактура, более насыщенный тон.
Самые большие по площади поверхности — обычно это пол или потолок, больше всего находящиеся в поле зрения — лучше оформлять в светлых тонах. Стены по факту являются фоном для мебели, предметов обихода и декора, поэтому тоже не должны иметь слишком насыщенный цвет. И лишь одну из них — наиболее свободную, можно отделать с применением ярких или густых красок, броских контрастов, геометрических фигур или чётко выраженных фактур.
Правильное сочетание цветов — одна из важных составляющих совершенного образа, снимка, интерьера или дизайна. 🤗
Среди исследователей цвета выделяется швейцарский художник и педагог Иоганнес Иттен, который сформулировал концепцию сочетания оттенков и создал инструмент, до сих пор использующийся художниками, фотографами и web-дизайнерами всего мира. Этот инструмент получил название цветовой круг Иттена.
Существует 6 основных схем комбинирования цветов
1. Монохром
Берём один цвет и используем различные его оттенки.
Это одна из самых простых и гармоничных схем в фотографии. Снимки получаются стильными и сбалансированными!
2️. Аналоговая триада
Используем три цветовых тона, расположенных по соседству, – получаем нежное спокойное изображение.
Обычно эта схема используется для воссоздания уютной, гармоничной картинки. Большинство профилей в инстаграме в едином стиле как раз оформлены в соответствии с этой схемой. 😋
3. Комплиментарная схема
Два противоположных цвета дополняют друг друга, создают яркий, контрастный снимок. Чаще всего это сочетание используется для привлечения внимания зрителя, например в кино и рекламе. 😉
4. Контрастная триада
Вместо одного противоположного цвета берём два соседних. Такое сочетание будет гармонично и менее контрастно.
5. Классическая триада.
Выбираем нужный цвет и строим относительно него равносторонний треугольник. Используем три выбранных цвета в соотношении 60% (основной цвет) 30%(дополнительный) 10% (акцент)
6. Тетрада
В основе – группа из четырех цветов, равноудаленных друг от друга. Такой способ использования цветового круга требует определенного опыта, так как совмещать 4 цвета – задача не из простых.
Популярность тех или иных цветовых оттенков сильно зависит от текущих модных трендов. 😇
Мы можем выбирать следовать им или нет, но соблюдать гармонию в цветах важно обязательно.
Рукодельницы часто спрашивают у меня: “Что делать если основной цвет серый или чёрный? Как подобрать к нему дополнительные цвета?”
Сочетания цветов с серым
Черный, белый и серый являются нейтральными цветами. Поэтому они не учитываются в цветовых схемах. И не считаются как дополнительный цвет в цветовых сочетаниях.
Соответственно, если ваш основной цвет черный, то к нему вы можете взять абсолютно любой цвет
А серый особенно гармонично сочетается с розовым, оранжевым и бирюзовым, и бежевым… Но и с другими цветами вполне может дружить
Кстати, цветовой круг используется не только в создании гармоничных фотографий, но и макияже! Даже палетки теней для глаз делаются не от балды. В них уже продуманы сочетания цветов.
Не обязательно, конечно, всегда пользоваться цветовым кругом при подборе цветов. Зачастую сама природа уже вложила в нас чувство гармонии, поэтому мы часто выбираем гармоничные цветовые сочетания интуитивно, подсознательно. Особенно при составлении гардероба! Вряд ли вы достаете цветовой круг Иттена выбирая сумочку к пиджаку или платью)
Но при этом с подбором сочетаемых цветов реквизита в фотографии или цветов для дизайна визитки или сайта часто бывает сложно. И в данной ситуации цветовой круг выручает!
Вы пользуетесь цветовым кругом или доверяете своей интуиции?
У меня появился канал в телеграм, где я делюсь полезными фишками по съемке видео и фото, рассказываю про ведение соцсетей. Подписывайтесь, если хотите больше полезностей про фото и видео.
#статьи
- 17 янв 2022
-
11
Что такое цветовой круг Иттена и как с его помощью подбирать красивые сочетания
Рассказываем о комплементарных цветах, триадах, тетрадах и о том, как их использовать в дизайне.
Изображение: vlada_maestro / Shutterstock
Пишет о дизайне в Skillbox Media, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Иоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель Баухауса, известный своим вкладом в изучение колористики в начале XX века. В книге «Искусство цвета» Иттен подробно описал принципы работы с цветом и свой цветовой круг.
Круг Иттена — схема из 12 цветов. Сейчас это самый популярный инструмент графических дизайнеров и художников. Опираясь на цветовой круг, можно выбрать палитру для интерфейса сайта, фирменного стиля или иллюстрации.
Разберёмся, из чего состоит круг Иттена и для чего он нужен художникам и дизайнерам.
Первичные цвета — синий, жёлтый и красный. Они находятся в центре круга и считаются основными. Если их смешать, можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу.
Вторичные цвета — зелёный, оранжевый и фиолетовый. Получаются при смешении первичных цветов. Например, сочетание жёлтого и красного даёт оранжевый цвет, а синего и красного — фиолетовый.
Третичные цвета. Получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые соседствуют на схеме. Например, жёлтый и зелёный дают жёлто-зелёный, жёлтый и оранжевый — жёлто-оранжевый.
В результате во внешнем круге есть 12 цветов: три первичных, три вторичных и шесть третичных.
Вариантов сочетаний цветов по кругу Иттена очень много. Рассмотрим шесть самых популярных из них.
1. Комплементарное. Сочетание цветов, расположенных на противоположных сторонах круга. Хорошо подходит для расстановки акцентов. Для этого один из цветов делают основным, а другой — дополнительным, чтобы выделить отдельные объекты на изображении.
2. Контрастная триада. Похоже на комплементарное, но вместо одного из дополнительных цветов берут два соседних. Сочетание получается контрастное, но не резкое. Подходит, если вы хотите приглушить контраст дополнительных цветов или просто расширить палитру.
3. Классическая триада. Сочетание трёх цветов по углам равностороннего треугольника. Этот вариант подойдёт, если вам нужно больше разнообразия в цветовой гамме.
4. Аналоговая триада. Сочетание трёх цветов, расположенных рядом на внешнем круге. Эта палитра — спокойная и сдержанная. Подойдёт, если вам нужны мягкие переходы между цветами без резких акцентов.
5. Тетрада. Сочетание четырёх цветов по углам квадрата. По сути, здесь представлено сочетание из двух пар дополнительных цветов. Подходит, если вам нужно создать красочное и разнообразное изображение.
6. Прямоугольная схема. В отличие от тетрады, здесь сочетаются более близкие оттенки. В этом сочетании контраст достигается за счёт комплементарных пар, но сами эти пары ближе друг к другу на спектре. Подходит, если вам нужна спокойная палитра из четырёх цветов.
В круге всего 12 цветов, а дизайнеру приходится оперировать бесчисленным множеством оттенков. Круг Иттена — это упрощённая схема, а не полноценное решение. Но её можно использовать шире.
Допустим, вам нужен комплементарный цвет к бирюзовому. На круге его нет, но мы понимаем, что он находится между зелёным и голубым. Значит, на круге нужный вам цвет будет максимально удалён от границы этих двух цветов. Максимально удалённая точка — граница между красным и красно-оранжевым. Смешение этих цветов будет комплементарно бирюзовому.
Выбор конкретных оттенков бирюзового и красно-оранжевого — это работа дизайнера.
Также стоит помнить о насыщенности и яркости. Цвет может быть бледным или сочным, тёмным или светлым. Например, красный бывает совсем ненасыщенным — розовым. Или очень тёмным — бордовым. Это тоже влияет на восприятие картинки.
Подобрать сочетание конкретных оттенков можно на расширенном цветовом круге. Он позволяет точно задать тон, насыщенность, яркость и найти подходящие цвета, используя схемы круга Иттена.
Удобный инструмент есть и у Adobe. Он основан на таких же правилах сочетания, но позволяет быстро редактировать параметры каждого цвета в палитре и смотреть, как от этого меняется гармоничная гамма.
Круг Иттена помогает быстро подбирать подходящие сочетания для разных случаев. В бумажной или цифровой версии им пользуются как новички, так и опытные дизайнеры и художники. Это полезный инструмент, который упрощает работу. А со временем вы научитесь подбирать гармоничные цвета и вовсе без схемы.
В цветовой теории есть много интересного и кроме цветового круга: как работать с цветовым воздействием и субъективными цветами, какие бывают контрасты и как, например, связаны форма и цвет. Читайте об этом в нашем обзоре книги Иттена «Искусство цвета».
Также советуем изучить то, как Иттен учил студентов работать с формой объектов. Он не преподавал им механические приёмы, а учил следовать своей интуиции. Для этого он придумал множество упражнений, которые раскрывают творческий потенциал. Об этом Иттен написал в своей книге «Искусство формы», на которую у нас тоже есть обзор!
Научитесь: Профессия Графический дизайнер
Узнать больше