Как составить карту следования поездом

У каждого человека, когда-либо совершающего поездку на поезде, вряд ли появлялись мысли о том, что расписание их поезда было составлено задолго до отправления, ведь так? Действительно, расписание движения поездов составляется за шесть месяцев до начала нового года. А почему так и на основе какого документа составляется то самое расписание, читайте в нашей статье. Сегодня мы расскажем графике движения поездов, что это такое? Для чего он необходим, какие виды графиков существуют на железной дороге и кто их составляет?

Диспетчер Центра управления перевозками Восточного полигона ОАО "РЖД". Источник: pochet.ru
Диспетчер Центра управления перевозками Восточного полигона ОАО “РЖД”. Источник: pochet.ru

Что такое график движения поездов?

График движения поездов (ГДП) является основой организации всей перевозочной работы на железнодорожном транспорте. Он обязателен для всех подразделений железных дорог, организует их работу в единое целое. На его основе согласовывается деятельность железных дорог с предприятиями – грузоотправителями и грузополучателями, определяются показатели использования вагонов и локомотивов, осуществляется своевременная и безопасная перевозка пассажиров и грузов. Соблюдение графика и предупреждение его нарушений является главным условием для всех работников, связанных с организацией движения.

График движения поездов. Источник: pultneva.ru
График движения поездов. Источник: pultneva.ru

ГДП был разработан в России Л.А. Сергеевым и впервые применен в 1854 году на Петербург-Московской железной дороге.

График движения поездов должен обеспечивать:

  • своевременную перевозку пассажиров и грузов;
  • безопасность движения;
  • рациональное использование подвижного состава;
  • полное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станции;
  • возможность производства работ по ремонту пути;
  • согласованность работы железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
График движения поездов в работе ДНЦ. Источник: vgudok.com
График движения поездов в работе ДНЦ. Источник: vgudok.com

График движения – это графическое изображение следования поездов по участкам и направлениям в виде “линии хода” поезда или “нитки” графика , выполненное в координатных осях времени в минутах (горизонтальная ось) и расстояния в километрах (вертикальная ось).

Он устанавливает:

  • последовательность занятия поездами перегонов;
  • время отправления и прибытия поездов по каждому раздельному пункту;
  • скорости движения поездов по перегонам;
  • нормы времени стоянки поездов на станциях;
  • серии локомотивов, обслуживающих поезда;
  • весовые нормы и длины поездов.
Пример графика на однопутном участке. Источник: lokomo.ru
Пример графика на однопутном участке. Источник: lokomo.ru

Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией и точным выполнением технологического процесса работы станций, локомотивных и вагонных депо, тяговых подстанций, пунктов технического осмотра и других подразделений железных дорог, связанных с движением поездов.

Какие виды графиков существуют на железной дороге?

Сеть железных дорог в России отличается различными размерами движения, числом главных путей, соотношением скоростей пассажирских и грузовых поездов, неравенством размеров движения по направлениям и другими факторами. Вследствие этого, графики движения поездов различны. Существует классификация в зависимости от характеристик участков движения:

По числу главных путей на перегоне выделяют:

  • однопутные – движение поездов на перегоне осуществляется в два направления по главному пути. Скрещение и обгон поездов производится на раздельных пунктах;
  • двухпутные – на перегонах каждый главный путь предназначен для движения только в одну сторону;
  • многопутные – на трехпутных линиях по двум путям происходит движение по направлениям, а третий путь предназначен для следования в две стороны. На четырехпутных участках два пути используются для грузового и два – для пассажирского движения.
Однопутный параллельный график. Источник: scbist.com
Однопутный параллельный график. Источник: scbist.com

На основе соотношения скоростей движения поездов различают:

  • параллельные – поезда одного направления имеют одинаковую ходовую скорость движения. Так достигается лучшее использование пропускной способности участков;
  • непараллельные – в зависимости от категории, поезда в одном направлении имеют разную скорость.
Двухпутный параллельный график. Источник: scbist.com
Двухпутный параллельный график. Источник: scbist.com

В работе железной дороге обычно применяют непараллельный график движения, а параллельный применяют при массовых перевозках.

По соотношению размеров движения в четном и нечетном направлениях графики разделяют:

  • парные – одинаковое количество поездов в двух направлениях;
  • непарные – число поездов в четном и нечетном направлениях отличается.

По расположению поездов попутного следования в одном направлении:

  • пачечные – на перегоне может находиться только один поезд, движение разграничивается межстанционными перегонами. Такой вид графика применяется при полуавтоблокировке;
  • пакетные – поезда следуют пакетами, разграничение осуществляется временем и блок-участками, таким образом на перегоне может находиться несколько поездов. Применяется только при автоблокировке;
  • частично-пакетные – применяется только при автоблокировке. Часть поездов движется пакетами, а часть одиночно.
Однопутный пачечный график. Источник: cssrzd.ru
Однопутный пачечный график. Источник: cssrzd.ru
Однопутный пакетный график. Источник: cssrzd.ru
Однопутный пакетный график. Источник: cssrzd.ru

В зависимости от соотношения времени занятия перегонов одной парой поездов отличают:

  • идентичные – время занятия перегона поездом (на двухпутных линиях) или парой поездов (на однопутных участках) одинаково;
  • неидентичные – различное время занятия перегона поездом (на двухпутных линиях) или парой поездов (на однопутных участках).

На сети дорог преобладают неидентичные перегоны, следовательно больше применяется неидентичный график движения поездов.

Каждый вид графика имеет применение на железной дороге в России, но какие-то применяются больше, а какие-то – меньше, все зависит от характеристик участков движения, что непременно учитывается при их разработке.

График движения поездов на железной дороге. Источник: scbist.com
График движения поездов на железной дороге. Источник: scbist.com

Как и кем составляется график движения поездов?

Разработкой и оптимизацией ГДП занимается отдел графика движения поездов (отдел ГДП). Это их основная задача, в соответствии с ней осуществляются следующие функции:

  • подготовка нормативной базы для разработки графика движения;
  • разработка нормативного графика пассажирских поездов;
  • разработка нормативного графика пригородных поездов;
  • разработка нормативного графика грузовых поездов;
  • корректировка нормативного графика пассажирских, пригородных и грузовых поездов.
Разработка графика движения. Источник: cssrzd.ru
Разработка графика движения. Источник: cssrzd.ru

Специалистами отдела ГДП поездов могут использоваться следующие автоматизированные системы: ИСУЖТ (интеллектуальная система управления на железнодорожном транспорте), АРМ ГДП (автоматизированное рабочее место инженера-графиста для подготовки графика движения поездов), КАС РНГДП (комплексная автоматизированная система разработки, согласования и актуализации нормативного графика движения поездов).

АРМ ГДП позволяет выполнять следующие функции:

  • вести анализ и корректировку исходных данных к разработке ГДП;
  • вести расчет ГДП для двухпутных и однопутных участков на заданные размеры движения;
  • осуществлять разработку и корректировку графика в режиме пониточной прокладки;
  • рассчитывать показатели графика;
  • формировать и печатать выходные документы и рассчитывать показатели по произвольным участкам.

График движения составляется в отделениях дорог, увязывается между отделениями в управлениях дорог, а по стыкам между дорогами утверждается в Министерстве транспорта.

Для построения графика необходимо иметь следующие исходные данные:

  • план формирования поездов;
  • размеры движения пассажирских и грузовых поездов;
  • характеристика профиля пути на подходах к станциям;
  • времена хода поездов по перегонам, времена на разгоны и замедления по категориям поездов;
  • станционные и межпоездные интервалы;
  • нормы стоянок поездов на промежуточных, участковых, сортировочных, пассажирских и грузовых станциях;
  • нормы времени нахождения локомотивов в пунктах оборота, стоянки поездов в пунктах смены бригад и технического обслуживания;
  • число и полезные длины приемо-отправочных путей на раздельных пунктах, длины блок-участков;
  • нормы непрерывной продолжительности работы локомотивных и поездных бригад;
  • задание на предоставление «окон» для ремонта.

Все исходные данные должны быть реальными, основанными на прогрессивных методах работы и ресурсосберегающих технологиях.

Интервал попутного следования. Источник: okzd-omgups.narod.ru
Интервал попутного следования. Источник: okzd-omgups.narod.ru
Интервал прибытия и отправления. Источник: okzd-omgups.narod.ru
Интервал прибытия и отправления. Источник: okzd-omgups.narod.ru

Первым делом при составлении графика выделяют технологическое “окно” в светлое время суток (на однопутном участке – 60 минут, на двухпутном – 120 минут), затем начинают прокладку “ниток” поездов.

Вначале прокладываются скорые и пассажирские поезда с соблюдением норм остановок на участковых станциях. Тут важной особенностью является подбор удобного времени отправления и прибытия поездов для пассажиров. Затем строят нитки пригородных поездов (необходимо предусмотреть своевременную доставку пассажиров в город утром к началу рабочего дня и вечером отправление поездов после окончания трудового дня).Следующим шагом на график наносят сборные поезда, после чего приступают к грузовым. Прокладку грузовых составов начинают с самого сложного участка, то есть с однопутного, так как сложность возникает со скрещиванием и обгоном. Поезда прокладывают равномерно в течении дня, что обеспечивается отправлением через интервал, который равен отношению времени (с вычетом времени на технологическое окно) к числу всех поездов.Проведение “ниток” на ГДП следует вести одновременно с увязкой локомотивов в пунктах оборота. Каждому поезду, отображаемому на графике присваивается четный или нечетный номер в зависимости от направления движения, а также категории поезда.

На двухпутном участке процедура повторяется, только на таком участке проще осуществить скрещение и обгон поездов.

Пример графика движения с нанесением технологических “окон”. Источник: cssrzd.ru
Пример графика движения с нанесением технологических “окон”. Источник: cssrzd.ru

ГДП составляется на год с корректировкой на зимний и летний период и вводится одновременно на всей сети железных дорог.

На основании графика составляется расписание движения поездов с указанием времени прибытия и отправления их со станций, что позволяет знать план работы железнодорожного участка вперед на целый год, а также доставляет удобство пассажирам, ведь можно планировать свои поездки за большой промежуток времени.

Чтобы понимать, что изображено на ГДП, необходимо уметь его читать, поэтому специалистов, имеющих дело с графиком, этому обязательно обучают. Каждый день графики читаются дежурными по станции и поездными диспетчерами, ведь они обеспечивают движение поездов на дороге. Поездные диспетчера также ведут график исполненного движения (ГИД).

Благодаря составлению графика движения поездов обеспечивается четкая работа железной дороги в течении года.

Что из себя представляет график исполненного движения поездов?

Как ранее говорилось напрямую связаны с графиками движения поездов дежурные по станции и поездные диспетчера. Поездные диспетчера в ходе своей работы на основе ГДП и положения на участке составляют график исполненного движения. Что же это такое?

Рабочее место ДНЦ с возможностью ведения электронного ГИД. Источник: cssrzd.ru
Рабочее место ДНЦ с возможностью ведения электронного ГИД. Источник: cssrzd.ru

График исполненного движения (ГИД) ведется на специальном бланке поездным диспетчером участка или автоматически с использованием программы «АРМ ГИД Урал ВНИИЖТ».

Окно “ГИД УРАЛ ВНИИЖТ”. Источник: cssrzd.ru
Окно “ГИД УРАЛ ВНИИЖТ”. Источник: cssrzd.ru

ГИД отражает выполнение установленного графика движения поездов. Он строится по данным о временах прибытия, отправления и проследования поездами раздельных пунктов. Фактическое следование поездов показывается на сетке линиями разного цвета с выделением вида поезда, а также с указанием номеров и при необходимости пометки в виде букв об особенностях состава. В свою очередь отмечаются номера поездных локомотивов, данные об их использовании и информация о машинистах. Отдельное внимание на графике уделяется действующим предупреждениям, требующим снижения скорости, движению по неправильному пути перегона и неспециализированным путям станций, закрытию путей перегонов и станции, задержкам поездов и нарушению графика движения поездов, с указанием причин их вызвавших.

Такой вид графика служит для контроля за положением на участке, принятия мер по регулированию и анализа и корректировки работы участка.На основе анализа ГИД рассчитываются качественные и количественные показатели работы.

Ведение ГИД поездным диспетчером. Источник: dprofrk.ru
Ведение ГИД поездным диспетчером. Источник: dprofrk.ru

График движения поездов – главный технологический документ на железной дороге. Он регламентирует эксплуатационную работу на всех уровнях управления движением. Четкое организация перевозочного процесса по графику движения улучшает работу железнодорожного транспорта, обеспечивает безопасность и уменьшает затраты на перевозку. Таким образом можно сказать, что выполнение ГДП – это залог успеха железных дорог.

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

Задумывались ли вы о том, на какой период на железной дороге составляется график движения поездов? Вам приходилось сталкиваться с ГДП? Может Вы общались с инженерами-графистами или сами являетесь экспертом? Делитесь своей информацией о данной теме и задавайте интересующие вопросы в комментариях.

Подписка на наш канал позволит Вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные публикации.

Занятие 7.
Разработка графика движения поездов

Цель занятия: : изучить назначение, составные элементы и методику построения графика движения поездов на железных дорогах РФ.

Поезд – сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами. Локомотивы без вагонов, моторные вагоны, специальный самоходный подвижной состав, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд.

Маршрутная скорость поезда (км/ч) – определяется делением общей протяженности маршрута следования поезда (в километрах) на общее время нахождения поезда в пути следования (в часах) с учетом времени всех остановок на железнодорожных станциях для посадки и высадки пассажиров. (Приказ Минтранса РФ от 18.07.2007 N 99)

В настоящее время установлена следующая нумерация для поездов различных категорий:

  • Пассажирские и пригородные поезда (1-898, 6001-6998)
    • 1 – 148 Скорые круглогодичного обращения в дальнем и местном сообщении (Маршрутная скорость этих поездов более 50 км/ч)
    • 151 – 168 Скоростные круглогодичного и сезонного обращения в дальнем и местном сообщении (Маршрутная скорость более 100 км/ч)
    • 171 – 198 Ускоренные круглогодичного и сезонного обращения в дальнем и местном сообщении (к этой категории относится Сапсан)
    • 201 – 298 Скорые сезонного обращения в дальнем и местном сообщении (летом и в дни школьных каникул и массовых перевозок)
    • 301 – 398 Пассажирские поезда в дальнем сообщении круглогодичного обращения. У поездов данной категории увеличено количество и время стоянок по сравнению со скорыми. Дальность обращения свыше 700 км, маршрутная скорость ниже 50 км/ч.
    • 401 – 498 Пассажирские в дальнем сообщении сезонного обращения
    • 501 – 598 Пассажирские в дальнем сообщении разового назначения
    • 601 – 698 Пассажирские в местном сообщении (Пассажирские поезда, обращающиеся на расстоянии от 150 до 699 км)
    • 701 – 748 Поезда служебного назначения (переселенческие, для перевозки беженцев, личного состава воинских частей (по ниткам пассажирских поездов)
    • 751 – 798 Туристические (поезда здоровья, поезда выходного дня)
    • 801 – 848 Ускоренные поезда повышенной комфортности в дальнем и местном сообщении, обслуживаемые составами дизель- и электросекций
    • 851 – 898 Ускоренные поезда без предоставления дополнительных услуг в дальнем и местном сообщении, обслуживаемые составами дизель- и электросекций
    • 6001 – 6998 Пригородные
  • Почтово-багажные, грузопассажирские и другие людские поезда (901-998)
    • 901 – 948 Почтово-багажные
    • 951 – 968 Грузо-пассажирские
    • 971 – 998 Людские
  • Ускоренные грузовые поезда (следуют по жесткому графику)
    • 1001 – 1098 Рефрижераторные
    • 1101 – 1198 Для перевозки молока
    • 1201 – 1298 Контейнерные поезда
    • 1301 – 1398 Для перевозок груза в контрейлерах (Контрейлер – контейнер, снабженный колесами с пневматическими баллонами автомобильного типа, предназначенный для комбинированных перевозок грузов — автомобильно-водных, автомобильно-железнодорожных или смешанных).
    • 1501 – 1518 Для перевозки живности
    • 1519 – 1598 Для поездов операторских компаний
    • 1601 – 1698 Для перевозки угля, руды, удобрений в кольцевых маршрутах
    • 1701 – 1798 Для перевозки наливных грузов в кольцевых и технологических маршрутах
  • Грузовые поезда
    • 2001 – 2998 Сквозные. Грузовые поезда данной категории проходят без переработки не менее одной технической станции (участковой или сортировочной)
    • 3001 – 3198 Участковые. Поезда этой категории следуют между соседними участковыми станциями (участковой и сортировочной)
    • 3201 – 3398 Сборные поезда формируются из вагонов, предназначенных для подачи отцепки на промежуточных станциях и прицепки вагонов с промежуточных станций
    • 3501 – 3598 Вывозные поезда предназначены для подачи вагонов с сортировочной или участковой станции на одну или несколько промежуточных станций
  • Локомотивы (4001-4998, Номер зависит от типа локомотива (грузовой, пассажирский) и характера его работы)
  • Хозяйственные поезда
    • 5001 – 5098 Обкатка составов из порожних пассажирских вагонов, обкатка и следование в ремонт и из ремонта локомотивов, дизель и электросекций
    • 5101 – 5198 Автодрезины, мотовозы и специальный самоходный подвижной состав
  • Поезда для выполнения работ по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту сооружений и устройств железной дороги из вагонов нерабочего парка
    • 5201 – 5248 Щебнеочистительные машины
    • 5251 – 5298 Выправочно-подбивочно-отделочные и рихтовочные машины
    • 5301 – 5398 Поезда для перевозки воды по хозяйственным документам
    • 5401 – 5698 Поезда из порожних пассажирских вагонов, дизель и электросекций, следующих в пункты посадки пассажиров, на технические станции и пункты отстоя
    • 5701 – 5748 Путеукладочные и путеразборочные машины
    • 5751 – 5798 Хоппер-дозаторные
    • 5801 – 5848 Рельсовозные
    • 5851 – 5898 Рельсошлифовальные
    • 5901 – 5948 Остальные машины и агрегаты
    • 5951 – 5998 Путеизмерители, дефектоскопы и вагоны-лаборатории
    • 7001 – 7098 Снегоочистители и снегоуборочная техника всех наименований
    • 8001 – 8048 Восстановительные поезда
    • 8051 – 8098 Пожарные поезда
    • 9001 – 9098 Поезда из порожних неисправных вагонов, следующих на заводы и в депо для ремонта и модернизации по специально оформленным документам

ПТЭ. Раздел 4. Организация движения поездов.
Глава 13. График движения поездов.

13.1. Основой организации движения поездов является график движения, который объединяет деятельность всех подразделений и выражает заданный объем эксплуатационной работы железных дорог. График движения поездов — непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог. График движения поездов утверждается Министром путей сообщения или его первым заместителем.

Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией движения поездов.

Движение поездов по графику обеспечивается соблюдением действующих нормативов, правильной организацией и выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений железныхдорог, связанных с движением поездов.

Нарушение графика движения поездов не допускается. В исключительных случаях, когда из-за отказа технических средств или явлений стихийного бедствия происходит нарушение графика движения поездов, работники всех служб обязаны принимать оперативные меры для ввода в график опаздывающих пассажирских и грузовых поездов и обеспечивать их безопасное проследование.

13.2. График движения поездов должен обеспечивать:

  • удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов;
  • безопасность движения поездов;
  • наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и
    перерабатывающей способности станций;
  • рациональное использование подвижного состава;
  • соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;
  • возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений,
    устройств СЦБ, связи и электроснабжения.

…..

13.4. Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления — нечетные.
Кроме номера, каждому грузовому поезду на станции его формирования присваивается индекс, который не изменяется до станции расформирования.
Поездам, не предусмотренным графиком движения, номера присваиваются при их назначении.

13.5. Поезда делятся на:
А. Внеочередные — восстановительные, пожарные, снегоочистители, локомотивы без вагонов,
специальный самоходный подвижной состав, назначаемые для восстановления нормального
движения и для тушения пожара.
Б. Очередные — в порядке приоритетности:
1) пассажирские скоростные;
2) пассажирские скорые;
3) пассажирские всех остальных наименований;
4) почтово-багажные, воинские, грузо-пасса-жирские, людские и ускоренные грузовые поезда;
5) грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда и
локомотивы без вагонов.
В. Поезда, назначаемые по особым требованиям, очередность которых устанавливается при
назначении.

13.6. Движение поездов производится по московскому поясному времени в 24-часовом
исчислении.

График устанавливает: размеры движения пассажирских и грузовых поездов на каждом участке, серии локомотивов, которые их обслуживают, нормы массы и длины составов.

График движения поездов вычерчивается на бумаге с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии соответствуют станциям (сполошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальные линии обозначают время – (от 0 до 24 ч). Для удобства вертикальные линии, которые соответствующие 06, 12, 18, 24 ч, делают толще остальных.

Каждый час делится на шесть равных частей – 10минутных интервалов, линию, соответствующую 30 мин изображают пунктиром. Поезда обозначают на графике наклонными прямыми линиями (нитками), идущими слева вниз направо (нечетные) и слева вверх направо (четные). Над каждой линией на каждом перегоне проставляют номер поезда. Время прибытия или отправления поезда с каждой станции участка есть пересечение линии хода поезда с осью этой станции. Если прибытия или отправления не равно 0,10,20,30,40,50 минут, то и отмечается цифрой сверх целого десятка в тупом углу, образованном линией хода поезда и осью раздельного пункта.

Прямые линии соответствуют равномерному движению поездов, хотя в действительности поезда следуют неравномерно, с ускорением и замедлением. Наклон линий хода поездов на графике характеризует скорость движения, чем круче линия, тем больше скорость поезда.

Нормативный график движения поездов составляется для всей сети железных дорог один раз в год. При составлении нормативного графика должны обеспечиваться: минимальная продолжительность перевозок грузов и пассажиров, наиболее благоприятные условия проезда пассажиров, рациональное использование локомотивов, вагонов, пропускной способности линий и перерабатывающей способности станций, соблюдения норм работы локомотивных бригад, безопасность движения и экономичность перевозок.
Нормативный график движения составляется (НГДП) технологами отдела разработки графиков движения поездов. Новый НГДП вводится во второй половине мая до начала кампании летних пассажирских перевозок, с возможной корректировкой на зиму. На основе НГДП составляются книги расписаний поездов.

Плановый график разрабатывается для организации оперативной работы ДНЦ на предстоящую смену. Его получают путем корректировки нормативного графика с учетом работы хозяйственных поездов, изменений в расписаниях, ограничения скоростей движения, плановых «окон» для выполнения ремонтных и строительных работ. На основе плана-графика ДНЦ обеспечивает выполнение перевозочного процесса.

График исполненного движения (ГИД) строится по данным о временах прибытия, отправления и проследования поездами раздельных пунктов. Координатная сетка графика, исполненного движения аналогична сетке планового графика. ГИД служит для контроля поездного положения на участке, своевременного принятия регулировочных мер и последующего анализа работы участка. Фактическое следование поездов показывается на ГИД линями (нитками) разного цвета с выделением пассажирских, грузовых наливных, сквозных, длинносоставных, соединенных поездов. Номера их указываются над линией движения. Дополнительно к номеру длинносоставного поезда добавляется буква «Д», тяжеловесного — «Т», со взрывоопасными материалами — «ВМ», с негабаритным грузом — «Н» и цифра, обозначающая степень негабаритности.
Нагон поезда на перегоне по сравнению с план-графиком отмечается знаком «-» с числом минут против линии хода, а опоздание — соответственно знаком «+». Остановки поездов отображаются горизонтальными отрезками на путях станций. Остановки вне графика дополнительно показываются с краткой пометкой причины.

Классификация графиков движения поездов

Графики движения поездов подразделяются на:
параллельные и непараллельные (нормальные) в зависимости от скорости движения поездов. В параллельных графиках поезда каждого направления следуют с одинаковой скоростью, поэтому их линии хода параллельны между собой.

В реальных условиях эксплуатации движение происходит по нормальным графикам, т.к. пассажирские и грузовые поезда движутся с разными скоростями. График в рассматриваемом учебном примере будет параллельным;

однопутные, двухпутные и многопутные в зависимости от числа путей на перегоне.

На однопутных участках, а следовательно, и на графике, скрещение поездов происходит лишь на раздельных пунктах, имеющих путевое развитие (станциях).

На двухпутных – линии хода поездов пересекаются на перегонах и станциях. На многопутных участках, в зависимости от принятой системы организации движения поездов, отдельные пути используются для движения поездов обоих направлений.

парные или непарные.

В парном графике число поездов четного направления равно числу поездов нечетного направления.

В непарном графике число четных и нечетных поездов не равны.

пачечные, пакетные.

Пачечные и пакетные графики применяются в тех случаях, когда по каким-либо причинам возможно использовать линию лишь в известное время суток, а движение неравномерно, или когда необходимо в насыщенном товарными поездами графике, с наименьшим ущербом, проложить ряд поездов большой скорости, например, пассажирских, которые иначе, будучи расположены в течение всех суток, могли бы своим движением больше задерживать товарные поезда.

Пачечный график (при ПАБ) поезда следуют друг за другом, разграничивает движение целый перегон. На перегоне может находиться только один поезд.

При пакетном графике поезда следуют пакетами, разграничивают поезда блок-участки при АБ. В этом случае на перегоне одновременно может быть несколько поездов, образующих пакет.

Пакет и пачка – разница в том, что в пачке на перегоне находится только один поезд, в пакете на перегоне одновременно может находиться несколько поездов.

Элементы графика.

Для построения графика должны быть известны: время хода поезда по перегону, продолжительность стоянки и станционное время поезда.

Важным элементом графика являются станционные интервалы – минимальные промежутки времени, необходимые для выполнения операций на раздельных пунктах по приему, отправлению и пропуску поездов.

К основным элементам графика движения относятся: перегонное время хода поезда, определяемое тяговыми расчетами и опытными поездками машинистов; технологические нормы времени стоянок поездов на промежуточных станциях, сортировочных и участковых станциях для выполнения технологических операций, а также на станциях оборота, экипировки и профилактических осмотров; станционные и межпоездные интервалы.

Основные станционные интервалы подразделяются на:

интервал скрещения (минимальный промежуток времени между прибытием на станцию с однопутного перегона или пропуском через нее поезда и отправлением на тот же перегон поезда встречного направления, задержанного на станции скрещения);

интервал попутного следования;

интервал неодновременного прибытия – минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт двух поездов противоположных направлений или между прибытием одного поезда и проследованием через этот же раздельный пункт поезда встречного направления.

интервал неодновременного прибытия и отправления попутных поездов.

Расписание движения поездов.

На основе графика составляют служебное расписание движения поездов – таблицу с указанием времени прибытия, отправления и продолжительности стоянок на станции для каждого поезда. Расписание выдают машинистам, дежурным по станциям и другим работникам, связанным с движением поездов.

В служебном расписании также помещают:
установленные нормативы по обеспечению поезда автоматическими и ручными тормозами;
установленную нумерацию поездов и таблицы массы тары и условной длины подвижного состава;
таблицы времени хода, норм массы и длины составов поездов и норм времени на технические операции с поездами на станциях.

Для пассажиров выпускают афиши и справочники о движении пассажирских поездов.

Практическая часть.
Необходимо построить график движения поездов для участка А-Д (исходные данные взять из предыдущей работы) за 6 часов. Количество поездов на графике должно равняться четвертой части пропуской способности участка. Обязательно на защите 7й практической работы необходимо иметь предыдущий отчет.

Контрольные вопросы.

  1. На каких участках железных дорог (однопутных или двухпутных возможно применение пакетных, пачечных графиков?
  2. Какие виды графиков движения Вы знаете?
  3. Каково назначение графика движения?
  4. Что означает термин «станционный интервал» и его разновидности?
  5. Какие основные положения приняты за основу при составлении графика движения поездов?
  6. За счет чего можно повысить пропускную способность участка железной дороги?
  7. Что характеризует угол прокладки нитки на графике движения?

Железнодорожные магистрали проходят по всей территории России. По ним перевозят пассажиров и грузы, и по протяженности эти линии уступают лишь дорогам США. На сегодня общий километраж российских железнодорожных путей достигает 86 151 километров.

Карта железных дорог россии

По интенсивности использования железнодорожные сети превосходят все страны Европы. Из-за своих больших размеров карта железных дорог России разбита на секции, подчиненные РЖД.

Общее описание

Считается, что первые российские железные дороги появились в 1837 году. В то время проложили рельсы между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Сегодня сети железнодорожных магистралей проходят по всей территории РФ, пересекают реки и границы других стран. На карте РЖД путей по России видно, что на поезде можно доехать практически в любой населенный пункт страны. Протяженность рельсов более чем в 2 раза длиннее протяженности экватора.

В Российской Федерации имеется 510 крупных станций, из них 45 особого назначения. Самый длинный в мире путь поезда проходит через Россию и Украину. Это маршрут Харьков — Владивосток, протяженность которого составляет 9722 км. Многие участки дорог электрифицированы для возможности движения электровозов, электропоездов и электросекций. Карту электрификации железных дорог России можно посмотреть и скачать в интернете.

 подробнаякарта электрификации железных дорог

Самая известная железнодорожная компания страны — это «Российские железные дороги». Она была создана более 15 лет назад и сегодня активно развивается. У РЖД есть филиалы и дочерние компании, которые обеспечивают движение пригородных, пассажирских и грузовых поездов. В ее состав входит 17 крупных магистралей, и ежегодная прибыль составляет 180 миллиардов рублей.

Железнодорожная отрасль — одна из наиболее приоритетных в стране, за развитием которой внимательно следит российское правительство. От ее состояния зависит функционирование большинства сфер экономики. В настоящее время прокладываются новые магистрали и вводятся в действие дополнительные объекты.

Хотя большинство действующих вагонов и локомотивов было выпущено еще при Советском Союзе, сегодня старая техника меняется на новую, имеющую высокую скорость передвижения и хорошие условия для пассажиров.

Один из основных производителей поездов в нашей стране — «УралВагонЗавод». В этой сфере работают и другие предприятия.

На разных направлениях используются экспрессы, изготовленные за рубежом:

  • Allegro, производства Франции, — на направлении Санкт-Петербург — Хельсинки;
  • поезда с названием «Сапсаны» (Siemens) — на направлении Москва — Санкт-Петербург;
  • «Ласточки» (Siemens) — в Ленинградской области.

Линии дорог отмечены на физических и политических картах России. Их изучают в школьных классах, ученики наносят их на контурные карты.

Центральные и южные регионы

В настоящее время железнодорожное движение в центральных, западных и северных российских областях, а также на Урале обеспечивают несколько филиалов РЖД.

К ним относятся следующие магистрали:

 карта жд дорог россии проложить маршрут

  • Горьковская (ГЖД). Это дорога связывает Москву, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Киров. Она обеспечивает движение между Уралом, Сибирью и Поволжьем. Общая длина на магистрали составляет более 12000 км, она состоит из двух взаимосвязанных линий. Расстояние, которое можно преодолеть по ГЖД, — ­5331 км.
  • Куйбышевская (КбшДЖ). Дорога проходит от Подмосковья до Урала, а также до Казахстана. Она представляет собой две магистрали, протянувшиеся с запада на восток и с севера на юг.
  • Московская (МЖД). По этой трассе перевозят пассажиров и грузы по столице, Московской области и некоторым другим регионам. По МЖД можно доехать до Калининграда, а оттуда попасть в Западную Европу. Протяженность дороги составляет почти 9000 км.
  • Октябрьская (ОЖД). Магистраль проходит по северо-западным областям России, в том числе по линии между Санкт-Петербургом и Москвой. Она связывает 11 субъектов федерации.

Карта жд дорог россии

  • Поволжская (ПвЖД). Соединяет юго-восточную часть Российской Федерации и соседние административные регионы. Ее другое название — Рязано-Уральская.
  • Свердловская (СвЖД). Объединяет европейскую и азиатскую часть России. Эта магистраль доходит до Заполярья, ее общая длина составляет 14000 км.
  • Северная (СЖД). Она тянется от центральных регионов до Заполярья. Линия необходима для жизнеобеспечения жителей Севера. Эксплуатация магистрали проходит в тяжелых климатических условиях.
  • Крымская (КЖД). Это самый короткий путь, не имеющий прямого соприкосновения с другими российскими магистралями. Он проходит по территории Крыма, его длина составляет 900 км.
  • Северо-Кавказская (СКЖД). Она проходит по Южному Федеральному округу и по контуру граничит с Азербайджаном, Грузией и Украиной. Имеет протяженность более 6000 километров.
  • Южно-Уральская (ЮУЖД). Этот путь связывает восточные и центральные районы Европы и Азии и пересекает границы Казахстана.

Сибирь и Дальний Восток

Самые длинные пути соединяют центр России с Сибирью и Дальним Востоком.

К ним относятся следующие железные дороги:

 карта железных дорог россии с названиями станций

  1. Восточно-сибирская (В-СибЖД). Ее длина составляет 3848 километров. Магистраль охватывает Бурятию и прилегающие к ней регионы. Она обеспечивает сообщение со всеми районами Восточной Сибири.
  2. Дальневосточная (ДвЖД). Эта дорога проходит по территории Приморского и Хабаровского края, а также по прилегающим к ним регионам. Ее длина составляет почти 6000 километров и охватывает 40% территории России.
  3. Забайкальская (ЗабЖД). Она обслуживает юго-восточные регионы страны и на станции. Забайкальск соприкасается с железной дорогой Китайской республики. Протяженность магистрали составляет более 3000 км.
  4. Западно-Сибирская (З-СибЖД). Она связывает западные регионы России и Казахстан. Протяженность путей насчитывает почти 9000 км, из которых эксплуатируется 5602 км.
  5. Красноярская (КрасЖД). Линия связывает Транссиб и Южно-Сибирскую магистраль, Европу с Азией. По ней можно доехать до Хакасии. Общий километраж дороги составляет 4544 км.
  6. Транссиб, или Великий Сибирский путь, — одна из ключевых магистралей страны. Это самый длинный путь в мире, его протяженность составляет 9438 км. Благодаря работе Транссиба можно за неделю доехать из Москвы во Владивосток.
  7. Байкало-Амурская магистраль. Связывает Восточно-Сибирскую и Дальневосточную дороги, соединяет Ташкент со станцией Советская Гавань. Она создавалась как часть непостроенного Великого Северного пути.

Сервисы для построения маршрута

Российским железнодорожным транспортом каждый год пользуется 1 миллиард 300 миллионов пассажиров, то есть приблизительно каждый житель страны ездит по железной дороге 9 раз в год.

Карта ржд путей по россии

Нужно заметить, что это цифра ежегодно падает. В СССР, например, на каждого жителя приходилось 15 поездок в год, что можно объяснить ростом количества личного транспорта у населения.

Используя железнодорожные географические атласы России, можно проложить пути планируемого путешествия.

Но самый удобный онлайн-сервис, позволяющий увидеть полную карту железных дорог России в хорошем качестве на русском языке и определить маршрут, — это Google карты.

С их помощью можно:

 атлас железных дорог россии города

  • рассчитать маршрут по заданным координатам;
  • просмотреть крупно интерактивные панорамы улиц различных городов, снятые с помощью спутниковой связи;
  • рассчитать время пути и расстояние для различных видов транспорта;
  • скомбинировать виды транспорта, чтобы выбрать наилучший вариант;
  • рассчитать альтернативные схемы путешествия;
  • посмотреть на картинке проблемные части дорог, где организовались пробки, при этом Гугл дает прогноз для разрешения ситуации.

Приложение Яндекс. Карты лучше работает в РФ. В нем находится подробная карта ЖД России с городами, изготовленная в режиме реального времени с помощью спутников. Сервис может показать на экране протяженность железных дорог, местоположение движущихся поездов и расписание движения составов на маршруте. Вместе с приложением Яндекс.

Расписания можно сразу купить билеты в нужное место, комбинируя при необходимости железнодорожный и любой другой транспорт.

Загрузка…

8.1. Назначение графика движения поездов

График
движения поездов


основополагающий технологический
документ длительного действия,
регламентирующий организацию
эксплуатационной работы во всех звеньях
и уровнях управления на железнодорожном
транспорте.

График
движения поездов представляет собой
условную зависимость пройденного
поездом расстояния от времени нахождения
в пути следования,
изображенную в осях координат
«расстояние–время» в виде так называемой
«линии хода» поезда на графике или
«нитки» графика (рис. 8.1).

Условность
изображения линии хода поезда на графике
состоит в
том,
что по оси расстояния, расположенной
на графике вертикально, скорость движения
поезда в пределах одного перегона
принимается равномерной. Вместе с тем,
при трогании с места, прохождении кривых,
спусков и подъемов на перегоне, торможении
для остановки на станции и выполнении
ограничений скорости реальная скорость
поезда изменяется в значительных
пределах.

Для
построения графика следует нанести
линии хода всех поездов на график,
используется специальный шаблон,
называемый «сетка
графика
».
Сетка графика и линии хода поездов на
ней снабжаются краткими комментариями,
которые называются «реквизитами».

Графиком
фиксируются три основные события
,
происходящие с поездами. К их числу
относятся

  • прибытие,

  • отправление,

  • проследование
    поездами раздельных пунктов.

Существующая
классификация поездов делит их на
грузовые и пассажирские, а также на
несколько категорий. Внутри каждой
категории существуют дополнительные
обозначения поездов, указывающие на
специфику их использования. Деление
поездов на грузовые и пассажирские в
графике отражается в том, что для их
прокладки используются разные нормативы.
Основным и определяющим моментом при
этом является перегонное время хода,
которым проложена «нитка» графика.
Пассажирские поезда проложены
пассажирскими временами хода, а грузовые
– грузовыми.

Номер
поезда
устанавливается в соответствии с его
категорией. В зависимости от направления
следования поездам присваиваются четные
(следуют, как правило, с юга на север и
с запада на восток) или нечетные (следуют
в обратных направлениях) номера. В этой
связи на графике различают четное
и нечетное направления
движения поездов. Линии хода четных
поездов прокладываются из левого нижнего
угла в правый верхний, а нечетных – из
левого верхнего в правый нижний. Номер
поезда сохраняется на всем маршруте
его следования от станции формирования
до станции расформирования (назначения)
и изменяется с четного на нечетный или
наоборот при смене направления движения
в тех пунктах, где это предусмотрено
графиком движения поездов.

Рис.
8.1. Пример графика движения поездов

8.2. Виды графиков движения поездов

Железнодорожная
сеть России характеризуется различными
размерами движения, числом главных
путей, соотношением скоростей грузовых
и пассажирских поездов, разностью
размеров движения по направлениям и
т.д. В связи с этим, различны и сами
графики
движения
,
которые классифицируются
по нескольким признакам
:

  1. В
    зависимости от числа главных путей на
    перегонах железнодорожного участка:

  • однопутные
    или двусторонние – главные путь на
    перегонах используется для движения
    поездов в оба направления попеременно;
    скрещение и обгон поездов осуществляется
    на раздельных пунктах (рис. 8.2);

  • двухпутные
    или односторонние – каждый главный
    путь на перегонах специализирован для
    движения поездов только в одном
    направлении (рис. 8.3).

Рис.
8.2. Однопутный параллельный график

Рис.
8.3. Двухпутный параллельный график

  1. В
    зависимости от соотношения скоростей
    движения поездов различных категорий:

  • параллельные
    – все поезда одного и того же направления
    имеют одинаковую ходовую скорость
    (рис. 8.2 и 8.3);

  • непараллельные
    – поезда одного и того же направления
    имеют разную ходовую скорость в
    зависимости от их категории (рис. 8.4).

Рис.
8.4. Однопутный непараллельный график

  1. В
    зависимости от соотношения количества
    поездов в каждом направлении на:

  • парные

    с одинаковым количеством поездов в
    обоих направлениях;

  • непарные

    с разным количеством поездов в каждом
    из направлений.

  1. В
    зависимости от порядка следования
    поездов одного направления:

  • пакетные
    – применяются при автоблокировке. В
    этом случае поезда разграничиваются
    блок-участками, и на перегоне одновременно
    могут находиться сразу несколько
    поездов (рис. 8.5а).

  • частично
    пакетные

    – применяются при автоблокировке; в
    этом случае одни поезда следуют в
    пакете, другие – отдельно (рис. 8.5б).

  • пачечные

    применяются при полуавтоблокировке.
    В этом случае поезда разграничиваются
    межстанционными перегонами, и на одном
    перегоне может находиться только один
    поезд (рис. 8.5в).

а)

б)

в)

Рис.
8.5. График движения поездов:

а
– пакетный; б – частично пакетный; в –
пачечный

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    09.06.2015173.57 Кб2174.doc

  • #

    09.06.2015207.36 Кб675.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как построить график движения поездов

Движение поездов осуществляется по графику, который отображает план железных дорог. Это основной нормативно-технологический документ, согласующий работу различных подразделений: станций, локомотивных депо и так далее.

Как построить график движения поездов

Инструкция

Для того чтобы построить график движения поездов, необходимо знать его основные составляющие. Во-первых, время хода поезда и продолжительность стоянки на станциях. Время определяют для каждой категории поезда, типа станции и особенностей технологического обслуживания. Во-вторых, важно знать минимальные промежутки времени, необходимые для операций по пропуску, приему и отправлению поездов – станционные интервалы. В-третьих, время нахождения локомотивов на станциях депо и интервалы поездов в пакете.

На графике ход поезда выглядит как движение точки в системе координат. Ось абсцисс обозначает время суток, от 0 до 24 часов, а ось ординат – расстояние. Условно след движения обозначают прямой, соединяющей точки прибытия и отправления. Угол наклона прямой обозначает скорость, которая принимается за постоянную величину. Хотя на самом деле скорость изменяется. Например, замедление поезда перед остановкой или разгон после отправления.

График строят на стандартной сетке: масштаб времени – 4 мм соответствуют 10 минутам, масштаб расстояния – 2 мм принимаются за 1 км. Каждый час разделен вертикальными линиями на десятиминутные интервалы, каждые получасовые деления отмечают штриховой прямой. Горизонтальные линии – оси раздельных пунктов. Линии движения поездов нечетного направления чертят сверху вниз, четного – соответственно, наоборот. В точках пересечения с горизонтальными линиями – осями раздельных пунктов – ставят время прибытия, проследавания и отправления поездов. Цифра указывает число минут сверх целого десятка.

Графики движения поездов разделяют по скорости на нормальные (непараллельные) и параллельные. При обычных условиях поезда ходят по непараллельным графикам. Во втором же случае, движение различных поездов идет с одинаковой скоростью, т.е. параллельно друг другу. По числу главных путей графики разделяют на одно- и двухпутные. Также по соотношению количества поездов на четном и нечетном направлениях графики делят на парные – когда число поездов одинаково – и непарные.

Источники:

  • График движения поездов

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Добавить комментарий