Как составить кейс для педагогов

«Кейс-технология в работе педагога ДОУ»

Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОУ.

Задачи:

  • расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов ДОУ профессиональных компетенций
  • создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников мастер-класса
  • повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса.

Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм работы.

 «Кейс-технология в работе педагога ДОУ».

Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу.

Упражнение «Снежинка».

Каждый педагог получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:

  • складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол
  • снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол
  • в третий раз проделывает то же самое
  • и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.

Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось. Нужно постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.

Вывод: все мы разные, с различными способностями, возможностями и личностными качествами. Прошу помнить это при работе на нашем мастер-классе.

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс, – кейс-метод. С его помощью педагог сможет моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.

Кейс-метод относится к современным педагогическим технологиям проблемного обучения.

Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.

Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу или плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному. Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с ними так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.

МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ:

  • кейс-прогнозирование;
  • кейс-инцидент;
  • проблемно-ролевой кейс;
  • эвристический кейс;
  • неоднозначная ситуация;
  • кейс-дискуссия, кейс-диспут;
  • деловой штурм;
  • кейс с добавлением внешней проблемы.

Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким.

Таким образом, с помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.

Существуют различные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации. Самое главное, кейс-метод помогает формировать у воспитанников умение работать в команде и коллективно решать сложные задачи.

Ситуация, которую предлагает воспитатель, должна не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже супер фантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные.

Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.

  1. шаг – определить цель кейса, компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.
  2. шаг — описать кейс, сюжет содержит проблемный фактор, завязку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему, острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
  3. шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации, это еще не вопрос, но дети должны почувствовать проблему. Этот этап является отправной точкой для поиска решений.
  4. шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которое воспитатель предлагает детям.

Кейс-метод – вариативный инструмент в общении с детьми и предполагает использование различных средств:

  • социальные и естественно-научные проблемные ситуации;
  • словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
  • фантазийные ситуации и нелепицы;
  • фото- и видеоролики;
  • объекты и явления окружающей действительности.

Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться. При этом воспитатель сможет разнообразить материалы и виды деятельности с ними.

Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят готовые идеи для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.

Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, не останавливаться на достигнутом.

Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Он сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.

Примеры кейсов

1. Кейс-Прогнозирование

Направлен на:

  • Умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
  • Умение строить логические и обоснованные прогнозы, в т. ч. с помощью элементарных естественно-научных представлений;
  • Умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;
  • Развитие критичного мышления, умение включаться в коллективное решение сложных задач.

Кому адресован: Дети среднего и старшего дошкольного возраста

Ситуация: Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!».

Момент проблемного включения детей. Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово?

Комментарии Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.

2. Кейс-неоднозначная ситуация

Направлен на:

  • Проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;
  • Способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.

Кому адресован: Дети старшего дошкольного возраста

Ситуация: Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук). Особое внимание уделяют фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре…

Момент проблемного включения детей Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?

Комментарии: Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы.

В данном случае важно не только прочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.

3. Кейс-проблемная ситуация

Направлен на:

  • Умение воспитанников видеть возможный парадокс;
  • Способность формулировать проблему;
  • Умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;
  • Способность коллективно решать сложные задачи.

Кому адресован: Дети подготовительной к школе группы.

Ситуация: Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе.

Момент проблемного включения детей Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, — перья прижать, чтобы теплее было?

Комментарии Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью.

4. Кейс-диспут  Направлен на:

  • Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
  • Способность вести конструктивный диалог;
  • Умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

Кому адресован: Дети старшей и подготовительной к школе группы.

Ситуация: Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?

Момент проблемного включения детей Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.

Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и …»

Комментарии Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические.

5. Кейс с добавлением проблемной ситуации

Направлен на:

     • Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;

  • Предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор;
  • Способность вести конструктивный диалог;
  • Способность выбирать наиболее актуальные решения.

Кому адресован: Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы.

Ситуация: Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.

Момент проблемного включения детей Что дальше делать в такой ситуации?

Комментарии Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер». Например:

– Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети.

-Продавец не в настроении и не хочет помогать, — возражает воспитатель.

– Может, Нина прочтет?

– Нина не умеет еще читать.

Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства.

муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение

города
Новосибирска «Детский сад № 90 «Калинка»

Мастер
– класс для педагогов

Выполнила
старший воспитатель МБДОУ д/с № 90 Ермошенко О.А.

«Кейс
– технологии в образовательном процессе»

Тема: «Кейс-технологии в
дошкольном образовании»

Цель:
Знакомство педагогов с применением  метода кейсов в учебно-воспитательном
процессе

Задачи

1.
Познакомить с  кейс-технологией и ее применением в
воспитательно-образовательном процессе.

2.
Формировать навыки практической работы над кейсом.

Участники:
воспитатели

Дидактический
материал
: презентация по теме «Кейс-технологии в дошкольном образовании».

Оборудование
и материалы
: мультимедийный проектор, экран,  презентация, карточки для
работы.

Ожидаемые
результаты
: Участники получат  знания:

·        
что представляет собой кейс-технология;

·        
разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям
обучения;

·        
правила разработки кейсов для обучения;

Выработают
умения:

·        
применить метод анализа конкретной ситуации в обучении.

1.Введение

Стремительная
динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных
технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические
технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из
актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в
дошкольном образовании.

Теоретическая
часть

1. История кейс-метода начинается с XVII века,
когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их. Родиной кейс
метода является США.

Сейчас метод наиболее
широко используется не только в педагогике, но и в менеджменте, математике,
экономике, медицине и юриспруденции.

В
России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет

2.
Название кейс-технология
произошло от латинского «casus» –
запутанный, необычный случай;
 а также от английского «case» –
портфель, чемоданчик.

3.Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой
методы анализа ситуаций.

Кейс-технология
– это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе
реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение
знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.
Дошкольники
должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить
воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый
оптимальный путь решения проблемы.

4.Для чего нужен кейс?

Кейс
дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего
решения
учиться на ошибках других.

5. Что
может содержать кейс?

Текстовый материал – интервью, статьи и
художественные тексты (или их фрагменты)

Иллюстративный
материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

5. Прежде всего, мы должны
создать сами кейсы. Для этого нужно:

1. Определение темы и вопроса
исследования – должны быть интересны детям.

2. Выбор объекта исследования –
«конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение
сбора и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных
сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7.
Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Вопрос

Как
вы думаете, где именно можно использовать кейс технологии в работе с
дошкольниками?

6. Этапы работы с кейсом разных видов
следующие:

Первый этап: подготовительный.

– Знакомство детей с ситуацией. Фиксация
 их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно
с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку.
Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

На втором этапе, воспитатель
активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный
опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой
деятельности воспитанников.

Третий этап: (анализ принятия
решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий,
ребята демонстрируют умения логически рассуждать.


На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают
аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

7. Рассмотрим некоторые
методы кейс-технологии подробнее на примерах.

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения
проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути
проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация, отличается от
наглядности
 тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая
иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают
решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не
предлагается детям в открытом виде.

Выбранная нами ситуация должна
иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже
сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. Вначале
педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует
обсуждение ситуации.

– Дети знакомятся с иллюстрацией,
выявляют проблему.

– Делятся на подгруппы и обсуждают свои
идеи и решения со сверстниками.

– Представляют свои идеи и решения в
презентации решения кейса.

Предъявление
второй иллюстрации помогает поддержать интерес

8. Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию
принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть
самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью
предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую –
либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает
совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный
вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Пример фото-кейс «Дети обедают»:

Цель: создать мотивацию необходимости есть суп. Кейс состоит из:

1. Фото « Дети  обедают»

2. Текст: В детском саду
наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный
суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол.
Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.

3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп?
Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

Этапы работы с фото-кейсом те же.Фото само по себе вызывает у
детей больший интерес, чем иллюстрация. Дети рассматривают, комментируют
ситуацию, обращают внимание на детали.

Практическая часть.

А сейчас, я предлагаю вам поработать с
кейсами. Мне нужно 2 группы по 3 педагога. Одни работают с
кейс-иллюстрациями, другие с фото-кейсами. Вы получаете по карточке, и таблицы,
которые необходимо заполнить. Когда все закончат, обсудим что получилось.

Вывод

Практически любой воспитатель, который
захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально,
изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.

Любой кейс воспитатель может
использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности,
как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также
можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам
дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.

И в заключение… Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное
влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное
настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт

Первый этап: Подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Показывает фотографию, зачитывает текст

Знакомятся с ситуацией

Второй этап: Мотивационный

Деятельность педагога

Деятельность детей

– формирует суть проблемы;

– формирует задание;

– мотивирует к поиску решения.

– осознают проблему;

– концентрируются на поиске решений в данной ситуации.

Третий этап: «Мозговой штурм»

Деятельность педагога

Деятельность детей

– активизирует детей при помощи ключевых вопросов;

– помогает проанализировать принятое решение.

– представляют свои варианты решения;

– находят совместное решение;

– формулируют выводы.

Четвертый этап: оценочно-рефлексивный

Деятельность педагога

Деятельность детей

– побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить
полученные знания

– размышляют, выдвигают аргументы;

– применяют полученные знания

ПРИМЕРЫ

Ролевой
кейс «Запрет или компромисс»

Ролевой кейс «»

Направлен на:

умение создать
позитивный психологический климат в группе и доброжелательные отношения между
детьми;

 способность строить
образовательную деятельность с учетом актуальных интересов воспитанников;

 умение
выстраивать партнерское взаимодействие с родителями воспитанников для решения
образовательных задач, использовать разные методы и средства для их психолого-педагогического
просвещения

Кому адресована

Педагогам дошкольного
образования

Ситуация

Ваши воспитанники изо дня в день
приносят в группу игрушки, которые имеют сомнительное назначение, внешний вид
и функциональную нагрузку (антигуманные и злобные существа, символизирующая
смерть атрибутика, имитация оружия и др.). Вы просите родителей не давать
подобные предметы детям с собой в группу и аргументируете просьбу их
отрицательным воздействием на развитие детей и организацию безопасности
жизнедеятельности воспитанников в ходе образовательной деятельности, т. к.
дети проявляют агрессию друг к другу во время игры. Родители восприняли
просьбу спокойно, однако не запретили детям приносить эти игрушки в группу.
На повторное обращение с вашей стороны они стали разводить руками и
жаловаться на то, что дети видят рекламу и просят эти игрушки

Задание

Опишите возможные
варианты Ваших действий

Вопросы

1. Считаете ли вы, что
запрет приносить такие игрушки в группу нарушает право ребенка быть субъектом
образования? Почему?

2. Считаете ли вы, что
жесткая позиция педагога – единственный выход в дан-ной ситуации? Если нет,
предложите варианты.

3. Какими способами и методами вы
подключите родителей к выгодной для образовательного процесса позиции?

Вариант ответа                                                                                                                   Интерпретация

1. Жесткая позиция педагога иногда бывает нужна.                Данный ответ категоричен. Партнерское взаимодейИ, скорее всего, это тот самый случай, когда реклама           ствие с детьми и их родителями исключает проявле

рекламой, а в группе данным игрушкам не место       ние доминирующей позиции педагога. Если необходи-мо проявить
твердость, первым
шагом должна стать
попытка понять детский мотив

2. В данной ситуации наиболее эффективным будет               Положительным моментом данного ответа
является общение
и тесное взаимодействие с родителями.                   то, что педагог программирует дальнейший ход ситуаОднако разногласия с ними тоже могут возникнуть.               ции на диалог. В данном конкретном случае возникает Поэтому следует просить детей убирать подобные                 эффект «двойных стандартов» для воспитанников:
игрушки в личный шкаф до прихода родителей. Без–            то, что можно с родителем, с воспитателем нельзя.
опасность дороже                                                                           Это, в первую очередь, ставит в невыгодную позицию

самого воспитателя в глазах детей

3. Кроме конструктивного общения с родителями,                  Желание понять детский мотив в данном ответе говоужно вести активный диалог с детьми. Категориче–             рит об умении педагога создавать позитивный психоское отрицание таких
предметов вызовет обратный               логический климат и доброжелательные отношения
эффект, например, недоверие воспитанников в сочета–         между детьми.

нии с повышенным интересом к подобным игрушкам.           Обыгрывание
ситуации иногда уместнее, чем мотиви-Педагогу важно понять, чем тот или
иной предмет                рованный отказ. Способность объединять детские мопривлек ребенка.                                                                            тивы, строить образовательную деятельность с учетом
Кроме метода «убери в шкаф», следует использовать            актуальных интересов воспитанников характеризует
другие методы, в т. ч. игровые. Например, если идет            педагога, как готового выстраивать партнерское детечь о нежелательной имитации оружия, можно заве–         сковзрослое общение

сти правило «сдавать его на хранение в общий сейф»

Ролевой
кейс «А если не по плану?»

Направлен
на:

умение осуществлять гибкое планирование и его реализацию, применять ситуационный подход в образовательном
процессе;

 умение увидеть
и поддержать детскую инициативу

Кому
адресован

Педагогам дошкольного образования

Ситуация

Представьте, Вы готовитесь провести занятие с детьми старшего дошкольного
возраста, цель которого обогатить представления воспитанников о медицине.
Вы продумали сценарий занятия и подготовили атрибуты. Основу сюжета составляет «вызов врача на дом для заболевшего члена семьи».

Однако в ходе занятия (неожиданно для вас) воспитанники
предлагают свой
сюжет. Например, когда ктото из членов семьи заболел,
дети стали
настаивать
«на поездке в больницу», вместо того чтобы «вызвать врача домой» (как того требует ваш сценарий)

Задание

Обоснуйте вашу готовность поддержать
иной сюжет

Вопросы

1. Проанализируйте необходимые условия, которые позволят реализовать поставленные задачи, если следовать сценарию детей.

2. Представьте, что занятие, на котором дети проявили такую инициативу,
открытое

Вариант ответа                                                                                                                             Интерпретация

1. В данной ситуации нет необходимости менять запланирован–             Подобные ответы говорят об отсутствии ный ход событий. Если вдруг такое случится на открытом заня–            у педагога гибкости мышления.

тии, то придется оправдываться перед
контролирующим лицом            Педагог пока не может самостоятельно в том, «почему я провел занятие не по плану».                                           моделировать образовательный процесс.

Достаточно похвалить детей за предложенный вариант и вер               А действие только по заданному сценарию
нуться к своему сценарию                                                                               не позволяет
ему учитывать и поддержи

вать детскую инициативу

2. Такие предложения детей нужно поддерживать, однако лучше           Положительный момент в этом ответе в игровой форме вывести их на запланированный сценарий, что–         педагог хотя бы в повседневной деятель-бы
не упустить изза импровизации поставленные задачи.                      ности готов подержать подобное детское Кроме того, на открытом занятии тоже следует «оставаться вер           творчество. Если эта модель поведения ным» запланированному сценарию                                                                постепенно войдет в ежедневную
прак

тику педагога, он поймет, что следование за детской затеей придаст изюминку любой ситуации общения, тем более на открытых мероприятиях

3. В этой ситуации нет ничего страшного. Хорошо, когда дети                Подобный ответ демонстрирует способантазируют, проявляют инициативу. Это нужно поддерживать.              ность педагога гибко планировать и Кроме того, сценарий занятия, знает только сам педагог.                          реализовывать образовательный процесс,

Если педагог четко сформулировал задачи, которые он должен              т. е. достигать поставленных целей и задач решить на занятии, то подобные предложения детей ему только           через ситуационный подход. Это не озна-помогут. Ведь дети предлагают варианты из своего личного опы–          чает, что у воспитателя
не должно быть

та. Возможность проявить инициативу активизирует их деятель-            плана действий. Но излишняя детализация ность.                                                                                                                    совместных действий, наряду с паническим
Кроме того, у педагога на вооружении должно быть соответству–          желанием их выполнить, сбивает воспитатещее оснащение. В данном конкретном случае, кроме муляжей             ля с основных задач.

медицинской атрибутики, необходимо иметь полифункциональ-             Умение увидеть и поддержать детскую иниый материл для моделирования антуража выбранного сюжета             циативу отражает не только методичность

действий, но и педагогическое творчество

Кейс
для дошкольников «Внимание дорога!»

На первом этапе
знакомим с фотографией.

Ребенок переходит дорогу 

предлагаем
сформулировать проблему исходя из данной фотографии: (желающий -ребенок формулирует
проблему)- Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила
дорожного движения. Какие последствия могут быть?

На втором этапе
демонстрирую фото 2.

   Задаю вопрос
для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в
неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Участники
проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в
виде полных ответов на вопросы.

   На третьем
этапе участники примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное
правильное решение.

   На четвертом
этапе участники  делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному
переходу «зебре».

Критерии
оценки кейс-технологии

·        
Активность участников

·        
Понимание темы

·        
Оригинальность высказываний

Кейсы, которые помогут смоделировать  образовательную деятельность и найти проблемные зоны. Как составлять педагогические кейсы и использовать их в коллективной работе и для самообразования:

Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность участников через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации.

Кейсы в коллективной работе с воспитателями

Формировать и совершенствовать любые профессиональные компетенции воспитателей лучше, когда они взаимодействуют друг с другом в группе или небольшом коллективе. При этом важно выбрать правильный обучающий материал.

Практические кейс-ситуации, которые объединяют нормативные требования, теорию и практику, пусть даже короткие, – эффективный инструмент в творческой деятельности и саморазвитии педагогов. Их можно приводить в качестве примера, на их основе можно разобрать спорный вопрос. Этот практический материал поможет смоделировать проблемные задания для воспитателей.

Любая моделируемая ситуация, гипотетическая или реальная, должна предполагать вариативность решений, мнений, точек зрения. Воспитатели могут не только решать кейс-задания, но и попробовать смоделировать проблемно-практические ситуации.

Чтобы наладить взаимодействие воспитателей, предложите им разработать кейс-ситуации друг для друга. Работа над каждым кейсом требует творческого вклада и значительного времени. Поэтому целесообразно, чтобы в этом процессе участвовал весь педагогический коллектив.

Если на начальном этапе воспитатели не смогут самостоятельно придумать кейс-ситуации, разберите вместе с ними готовые. В качестве примера в приложении представлены ролевой кейс «Каприз или креативность» и кейс-задача «Если не знаем, почему». К каждому кейсу есть ключ. Он содержит по три варианта ответов и их интерпретацию.

На курсах повышения квалификации в Московском центре качества образования, воспитатели часто рассказывают о проблемах, которые возникают, когда они проектируют образовательный процесс самостоятельно. Кейс-ситуации, которые имеют связь с их собственным опытом, помогают разобраться в этих проблемах. Таким образом, в работе с любой категорией слушателей действует общее правило: только теоретические аргументы не сделают профессиональное образование компетентностным. Воспитателю, как и детям, интересно только то, что затрагивает его личные мотивы.

Какие компетенции у воспитателей формирует работа с кейс-ситуациями

 Аналитические навыки и умение прогнозировать.

 Способность работать с информацией, отделять основную идею от сопутствующих обстоятельств.

 Умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения как необходимый элемент профессиональной деятельности.

 Способность искать альтернативные варианты в условиях неопределенности

Кейсы для самообразования

Когда воспитатели освоят кейс-метод, предложите им проектировать кейсы в ходе самообразования. Для этого они должны вести собственную картотеку практических примеров, историй, событий, детских высказываний, ситуаций во взаимоотношениях с коллегами и родителями воспитанников. Так воспитатели научатся слушать и слышать детей, понимать интересы всех участников образовательных отношений.

Проектирование кейс-ситуаций – процесс творческий, однако требует соблюдать алгоритм1. Важно продумать сюжет кейса, его лейтмотив. Он зависит от нескольких факторов.

Ролевой фактор определяет, кто участник кейса в сюжете проблемной ситуации – действующее лицо или наблюдатель. Например, ролевой кейс предусматривает участника в качестве одного из героев, а проективный кейс предполагает активное наблюдение ситуации «со стороны».

Целевой фактор определяет характер решений. Они отражают сформированность искомых компетенций и личностных характеристик воспитателя: умение мыслить, анализировать ситуацию с разных сторон, находить причины проблем, видеть вариативность путей решения, давать непосредственную и опосредованную оценку. Подобный кейс может иметь приложения в виде статистических данных, фрагментов аналитических отчетов и мониторинговых исследований, которые касаются педагогической диагностики, удовлетворенности педагогов и родителей образовательным процессом.

Существуют кейсы-задачи, которые требуют от участника не рассуждений, а аргументированного пошагового алгоритма действий. Они предполагают либо скрупулезно описанный сюжет и обстоятельства, либо четкие исходные данные, которые связаны с конкретными действующими лицами.

Проблемный фактор определяет проблематику кейса, которая составляет его основную «завязку». Это необязательно конфликт. Кейс может содержать описание обстоятельств, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события (форс-мажор), противоположность суждений участников образовательных отношений, несоответствие поставленных педагогических или управленческих задач и имеющихся средств.

Когда воспитатель создает кейс, он должен описать свое решение предлагаемой ситуации. Это не значит, что он дает заведомо правильный ответ. Воспитатель формулирует методические рекомендации к интерпретации возможных ответов.

Таким образом, кейс-метод можно использовать, чтобы повысить методологическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, разнообразить форму проведения педагогических советов, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.

Приложение

Примеры кейсов для педагогов

1. Ролевой кейс «Каприз или креативность»

2. Кейс-задача «Если не знаем, почему»

Ключ к кейс-задаче «Если не знаем, почему»

О чем речь? Кейс-метод – это инструмент образовательного процесса, с помощью которого решаются сложные задачи, не имеющие одного верного решения. Данный способ требует творческого подхода, а разбираемая ситуация должна быть реальной.

Где применяется? Метод кейсов известен давно, еще с античности, но полное признание получил примерно в 20-х годах ХХ века. Сегодня эта технология применяется и в вузах, и в бизнес-школах, и в детсадах. При этом требования и этапы схожи для каждой из этих сфер.

Суть кейс-метода

Кейс (от англ. сase) представляет собой описание некой конкретной ситуации или случая, включающего в себя проблему, требующую решения. Как правило, строится на реальных фактах.

Суть кейс-метода

Таким образом, решить кейс – значит провести анализ предлагаемой ситуации или случая и найти наиболее рациональное решение проблемы. Например: юрист решает кейс, анализируя все подробности дела, учитывая тонкости законодательства в конкретной ситуации и предлагая клиенту наилучший выход из ситуации.

Сотрудники любой сферы решают кейсы каждый день. Врач, ставя пациенту диагноз и выбирая лечение, также анализирует существующие проблемы и ищет оптимальный путь для их устранения. В менеджменте кейс-метод используется постоянно. Он присутствует на всех этапах бизнес-процесса. Ведь имеет значение каждая деталь: какой продукт выбрать для продажи, как его лучше прорекламировать, с какими партнёрами сотрудничать.

Методы кейс-технологии активно применяются и в образовании. Этот современный подход к обучению очень эффективен и показывает высокие результаты. Если сравнивать с традиционными способами, то данная технология имеет ряд плюсов:

  • Практическая направленность.

Такой вид организации обучения позволяет использовать теоретическую базу знаний для решения практических проблем. Кейс-метод в обучении позволяет более полно погрузиться в понятия и проблемы, связанные с организацией и развитием бизнеса. Он более эффективен, чем прослушивание лекций или практика, предусмотренная обучением, так как она предполагает исключительно узкий участок работ.

Дидактические игры: суть, этапы и примеры

  • Интерактивный формат.

Использование кейс-метода делает усвоение материала более эффективным. Ученики максимально вовлечены в решение проблемы и вынуждены активно участвовать в разработке концепции для выхода из ситуации. Если работа идёт в команде, то все участники решают проблему от лица главного героя кейса. Важно, что педагогический метод кейсов направлен именно на совершенствование способности к выработке знаний, а не просто на их получение.

  • Конкретные навыки.

Использование кейс-метода позволяет получить те навыки, которых нет в обучающем курсе, но которые окажутся необходимыми при выполнении работы. Это так называемые «мягкие навыки».

Суть кейс-метода

По сути, ситуации метод-кейсов представляют собой жизненные случаи и их последующий разбор. Поэтому аналоги такого типа обучения существуют с древних времён. Можно привести примеры кейс методов, известных ещё с античности: военачальники Спарты разбирали со своими подопечными реальные и гипотетические ситуации, имеющие место на поле боя. Сократ любил обсуждать с учениками всевозможные жизненные случаи и пути их решений.

Виды кейсов

Кейсы подразделяются на виды по разным основаниям.

По сложности

  • Иллюстративные учебные ситуации.

Такие кейс-методы направлены на то, чтобы на конкретном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в предложенных обстоятельствах. В данном случае ситуации представляют собой описание конкретной проблемы в определённый период времени, что позволяет выявить и чётко сформулировать все влияющие на принятие решения аспекты. Цель такого кейса – верно диагностировать предложенную ситуацию и сформировать наиболее оптимальное решение для выхода из неё.

  • Учебные ситуации.

Этот вариант представляет собой более сложную ситуацию, чем в предыдущем случае. В нём проблема не обозначается чётко. Обучающимся предлагается выборка статистических данных, проведённых опросов, различных исследований и т.д. Цель такого кейса – научить самостоятельно выявлять проблему в конкретной ситуации с последующим поиском оптимальных путей её решения на основе имеющихся ресурсов.

  • Прикладные упражнения.

В них описывается конкретная ситуация, для которой необходимо найти решение. Цель такого кейса заключается именно в поиске пути разрешения проблемы.

Виды кейс-методов по целям и задачам обучения

  • Направленные на обучение анализу и оценке.
  • Обучающие принятию решений по устранению проблем.
  • Изображающие проблему, решение или концепцию в целом.

Деление по степени информационной насыщенности

  • Структурированный (highly structured) кейс.

Информация в нём изложена ёмко и чётко. Для того чтобы решить проблему, необходимо применить определённые формулы или модели. Имеют конкретное оптимальное решение.

  • «Маленькие наброски» (short vignetts).

Такие кейсы обычно содержат не только основную информацию в объёме до 10 страниц, но и дополнительные данные в виде приложения. Они знакомят с ключевыми понятиями ситуации. При их решении ученик должен использовать собственные знания для устранения проблемы.

  • Большие неструктурированные кейсы (long unstructured cases).

Обладают большим объёмом информации до 50 страниц и представляют собой самый сложный для анализа вид учебных заданий кейс-метода. При описании ситуации представлена очень подробная информация, включающая в себя и ненужные детали. Необходимые же сведения, наоборот, могут отсутствовать. Задача обучающегося заключается в том, чтобы распознать ценность информации и сделать выводы на основании имеющихся знаний.

  • Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases).

При решении этих кейсов ученики должны применять не только теоретические знания и практические навыки, которые у них уже есть, но и выработать новые умения. Такой тип обучения направлен на развитие способности создавать новые решения в тривиальных обстоятельствах.

Виды кейсов

По степени воздействия источников выделяют следующие типы кейс-методов

  • Практические кейсы.

Представляют собой реальные жизненные ситуации. Основная задача такого типа кейса – детально и подробно описать обстоятельства. Таким образом, он представляет собой практическую модель ситуации. Как правило, учебное назначение заключается в закреплении знаний, умений и модели принятия решений в конкретно обозначенной ситуации. Такие кейсы отличаются максимальной детализацией и наглядностью. Их суть заключается в формировании способности к наиболее рациональной деятельности.

Классические и современные методики обучения чтению

  • Обучающие кейсы.

Их основная задача заключается именно в обучении. Такие кейс-методы представляют собой типичные ситуации, с которыми ученику предстоит столкнуться в реальной жизни и в профессиональной деятельности. При этом жизненные обстоятельства здесь достаточно условны, так как на первом месте стоит воспитательная задача. Предлагаемый сюжет может быть не реальным, а гипотетическим, но при этом соответствующим жизненным реалиям.

Требования к кейсам

  • Научно-исследовательские кейсы.

Предназначены для проведения исследовательской деятельности. При этом представленная модель направлена на получение новых знаний о вариантах её развития и наиболее грамотного поведения в ней. Такой кейс-метод строится в соответствии с принципами создания исследовательской модели и применяется чаще всего как способ повышения квалификации специалистов, а также для профессиональной переподготовки.

Требования к кейсам

Для того чтобы кейс выполнил свои функции, а его решение принесло необходимый результат, существует ряд основных требований к его составлению:

  • Кейс должен быть составлен в соответствии с уровнем знаний аудитории.
  • Преподавателям и ученикам должна быть понятна суть ситуации. При этом важно понимать, какие учебные цели преследует обучение данному кейсу. Как правило, разбираемые ситуации должны быть приближены к реальным, с которыми специалисту доведётся столкнуться в будущем в ходе своей профессиональной деятельности.
  • Достоверность фактов также играет немаловажную роль. Как правило, кейсы составляются на основе реальных событий, имеющих непосредственное отношение к изучаемому предмету. Кроме того, они могут быть сформулированы на основе абстрактных ситуаций, с которыми обычно сталкиваются компании в данной сфере деятельности. Всё же желательно, чтобы кейс описывал реальные обстоятельства и предлагал ситуацию с позиции лиц, непосредственно принимающих решение.
  • Описываемая ситуация должна носить характер проблемы. При этом кейс должен быть составлен таким образом, чтобы решение задачи было неясным, что будет давать ученикам возможность самостоятельно найти необходимые пути выхода из ситуации. Предложенная проблема должна быть актуальной и располагать к дискуссии о возможных методах её решения. Это способствует наилучшему усвоению учебного материала и развитию самостоятельного мышления.
  • Кейс должен быть увлекательным и красочным. Он должен заинтересовать студентов. Это возможно с помощью грамотного сторителлинга (от англ. storytelling 一 рассказывание историй). Благодаря использованию этого метода становится возможным донести до аудитории всю суть ситуации и заинтересовать обучающихся в поиске решения проблемы.

Есть принципы, которые позволяют сделать историю красочной и увлекательной:

  • Яркая эмоциональная окрашенность истории.
  • Обозначенное столкновение обстоятельств или интересов. При этом параллельно решается еще одна задача: возможно четко обозначить, как именно педагог хочет повлиять на студентов.
  • Соблюдение правил композиции: наличие завязки, кульминации и развязки.
  • История должна предполагать определенный вывод, к которому студент должен прийти самостоятельно.

Если учитывать эти принципы при построении кейса, он станет для студентов увлекательным и будет способствовать приобретению новых знаний и умений.

Этапы применения кейс-метода

Чаще всего данный тип обучения происходит в аудитории. Как правило, самостоятельно проводится только подготовительный этап.

Подготовительный этап

Выполняется преподавателем с целью провести соответствующую подготовку к занятиям и включает в себя:

  • Формирование фактов и определение взаимоотношений участников в ходе анализа проблемы кейса.
  • Моделирование предполагаемой ситуации, а именно: её предпосылки, развитие и оптимальное завершение.
  • Определение тех вопросов и аргументов, которые должны появиться у участников обсуждения в том случае, если их ход мыслей идёт в верном направлении.
  • Составление плана домашних заданий.
  • Разработка системы оценок учащихся при различных вариантах решения кейса.

Новый ФГОС 2022: изменения в работе педагога и школы

Студенты же на подготовительном этапе должны изучить текст ситуации, который был дан педагогам, и выполнить указанные преподавателем задания.

Реализация кейса

Ясно, что для анализа будет использоваться какая-либо ситуация. В качестве кейса может быть применено и художественное или публицистическое произведение. Такая история, как правило, включает в себя все необходимые элементы. В ней есть действующие лица с определённым типом взаимоотношений и мыслей, а также с проблемами, требующими решения.

Этапы применения кейс-метода

Контекст кейса может быть самым разнообразным: эмоциональным, социальным, деятельным и пр. Это может быть сделано для того, чтобы участники учились выявлять основную проблему из общей массы информации. Иногда практикуются такие кейсы, часть трудностей в которых является ложными. Это помогает студентам научиться качественно и грамотно выявлять и устранять несущественные моменты, выявляя саму суть.

Диагностика ситуации

Этот этап метода кейсов включает в себя три основные части:

  • В первой части даётся характеристика реальному состоянию объекта с учётом существующих параметров.
  • Во второй части определяется то состояние объекта, которое должно быть при успешном применении заданных параметров.
  • Третья часть представляет собой сравнение реального и желаемого состояния объекта.

В случае если реальное и желаемое состояние объекта не отличаются друг от друга, можно продолжить работу с кейсом на предмет выявления других проблем. Если же будут выявлены несоответствия в данном моменте, то необходимо установить их суть и выработать пути устранения.

Этапы применения кейс-метода

Выработка альтернатив

На данном этапе диагностики ситуации происходит поиск альтернативных путей, которые решат обозначенную проблему. При этом выработка альтернатив является качественно новой фазой диагностики.

На этой стадии задача студентов заключается в том, чтобы выявить максимальное количество вариантов, которые аннулируют возникшие трудности. Успешным результатом считается разработка нескольких рациональных путей для этого, которые подлежат дальнейшему анализу.

Разработка конспектов уроков: требования, элементы, советы профессионалов

Процесс обсуждения кейса предполагает собой решение и других задач, помимо развития познавательной деятельности и самостоятельности:

  • Повышение мотивации при групповой работе.
  • Создание атмосферы между учащимися, благоприятной для обсуждения темы и ведения дискуссий.
  • Оценка уровня подготовки студентов и их знаний по различным вопросам.
  • Стимуляция умственной работы учеников.
  • Выработка энтузиазма у учащихся при обсуждении разных ситуаций.
  • Анализ правильности выполнения студентами рабочих заданий и упражнений.
  • Проверка освоенности материала и способности применять теоретические знания на практике.
  • Формирование у студентов навыков дедукции, а также креативного подхода к ситуациям в разных областях.

Обсуждение выводов

Завершающий этап применения кейсов. Во время него учитель обсуждает с учениками установленные ими в ходе решения кейса проблемы и пути их решения. Как правило, этот этап происходит в форме дискуссии с заранее определённой целью и результатами, а также с установленным регламентом.

Необходимо, чтобы высказать свою точку зрения мог каждый участник группы. При этом он должен чётко аргументировать свою позицию. Преподавателю важно организовать слаженную работу всей группы. Для этого нужно сдерживать наиболее активных участников и грамотно подталкивать к высказыванию в беседе тех, кто имеет пассивную позицию.

Также важно учитывать эмоциональный и проблемный аспекты. Педагог должен умело управлять эмоциональными состояниями учащихся, а также концентрировать их внимание на наиболее важных вопросах.

Как правило, этап обсуждения выводов меньше поддаётся преподавательскому контролю, чем начальный. Ведь, если на начальном этапе ученики должны высказывать все мысли и эмоции, которые им приходят в голову, то в конце, напротив, нужно прийти к чёткому и конкретному результату, соответствующему целям кейса.

В качестве завершающего этапа можно использовать следующие методы:

  • Составить краткое резюме на основе тех выводов, которые были сделаны в ходе решения кейса.
  • Акцентировать внимание на дополнительных вопросах, которые были упущены в процессе обсуждения.
  • Предоставить ряд новых данных в том случае, если при их применении дальнейшее развитие решение проблемы может отличаться от реализованного.
  • Позволить учащимся самостоятельно сформулировать итоги. Это может быть сделано в индивидуальном или групповом виде. В зависимости от требований педагога, выводы могут быть устными или письменными.

Кейс-метод активно используется в организациях, деятельность которых направлена на обучение людей. Выявлено, что он существенно увеличивает результативность образовательного процесса и учит применять теоретические знания на практике. Кроме того, кейс-метод формирует мотивацию для получения новой информации.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

Мастер-класс для воспитателей

Тема: «Кейс-технология в работе педагога ДОО»

Подготовила:

воспитатель

Варанкина Е.Е.

г.Иваново

2020 г

Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОО.

Задачи:

расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов ДОО профессиональных компетенций;

создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников мастер-класса;

повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса.

Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм работы.

Оснащение: мультимедийное оборудование, раздаточный материал на каждую малую группу (текст кейса, таблицы анализа).

План проведения:

Приветствие. Упражнение «Снежинка».

Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы.

Знакомство с понятием кейс-технология.

Особенности работы с кейсом.

Практическая поэтапная демонстрация кейс-метода.

Подведение итогов. Рефлексия. Упражнение: «Подарок».

Вывод.

Ход работы.

Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу.

Упражнение «Снежинка».

У каждого педагога лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол, опять сложить пополам, оторвите нижний угол и т. д. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.

Вывод: все мы разные, с различными способности, возможностями и личностными качествами. Прошу помнить это при работе на нашем мастер-классе.

2. Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы.

В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс-метода и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом.

Огромную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ играет методическая работа образовательного учреждения, а именно организация форм методической работы, эффективность использования в сочетании традиционных форм методической работы и активных.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Любое мероприятие, проводимое с педагогами, родителями, коллегами можно сделать интересным и содержательным, используя интерактивные игры. Проводить их можно на встречах со своими педагогами, предлагаю их применять воспитателям в общении с родителями. В упрощенном варианте их можно провести с детьми.

В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

Знакомство с понятием кейс-технология.

Родиной метода case-study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России. Кроме того, открываются тематические кейс-клубы.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

а) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их педагогам;

б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.

В) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.

Кейсы также классифицируются по разным признакам и параметрам.

Отмечу главное, что должен содержать в себе кейс:

Сюжетная часть (совокупность действий, событий);

Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса);

Методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса).

Особенности работы с кейс-технологией.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап – это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на методическом мероприятии, а также распределить педагогов по малым группам. В основе кейс-метода лежит принцип командной работы, поэтому необходимо тщательно подбирать состав малых групп, включая в каждую группу опытных педагогов наравне с начинающими. В этом случае в процессе активного взаимодействия участников малых групп происходит важный обмен педагогическим опытом, «взаимообучение».

Второй этап – работа с кейсом это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. знакомство с ситуацией, её особенностями

2. выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).

5. решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

6.Презентация решения.

7.Рефлексия хода решения кейса.

Практическая поэтапная демонстрация кейс-метода.

Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Для понимания кейс-метода каждому из вас я приготовила файл с документами. Предлагаю заглянуть внутрь и познакомиться с содержимым файла. Основу кейс-метода составляет сам кейс – описание конкретной ситуации, техническое задание и источник информации.

Педагоги делятся на 3-4 группы. В группе не более 6 участников.

Шаг 1. Знакомство с ситуацией. (Например: месяц назад, у нас в детском саду, случилась такая ситуация…”). Требования к случаю: должен быть основан на реальной ситуации; четко определена задача (проблема), вокруг которой строится анализ. Случай должен содержать следующие пункты: места, позиции и роли основных действующих лиц (например: педагог, родитель, и т.п.); краткое описание – только факты – основных этапов развития событий и действий действующих лиц.

Шаг 2.Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.

Шаг 3. Процесс моделирования с использованием метода SWOT-анализа. В ходе обсуждения в таблицу заносятся ответы на вопросы, поставленные в кейсе:

Восстановите последовательность событий.

Проанализируйте ситуацию (состояние участников, мотивационную оценку характера взаимоотношений).

Выделите сильные стороны ситуации.

Выделите слабые стороны ситуации.

Определите угрозы (возможность возникновения конфликта) и возможности.

Выделите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации.

Шаг 4. Решение проблемы мини группой. Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.

Шаг 5.  Презентация решений и оценка решений по группам.

Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы.

Дискуссия занимает центральное место в кейс-технологии. При этом большая нагрузка ложится на плечи педагога-ведущего, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всей дискуссии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав всех участников группы.

Продуктивный ход дискуссии снижает: непонятная инструкция, наличие правильного ответа и его поиск, «подстегивание» временем», сравнение с другими, неправильно выбранное время для кейса (когда нет лидера), тема далека или не понятна, острая тема, мало времени, недостаток информации; повышает: знакомая тема, подсказки, шутки, снятие рамок, множественность решений.

Подведение итогов. Рефлексия.

Упражнение: «Подарок»

Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу волшебную палочку.

– Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

Рефлексия

«солнышко» – мне всё удалось,

«солнышко и тучка» – мне не всё удалось,

«тучка» – у меня ничего не получилось.

– Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие!

Вывод.

Можно сделать вывод: во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.

Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.

В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.

В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.

t1678024163aa.jpgt1678024163ab.jpgt1678024163ac.jpgt1678024163ad.jpgt1678024163ae.jpg

Добавить комментарий