Кейс-метод эффективен, но сложен: многие рекрутеры используют кейсы неправильно и в результате допускают грубые ошибки при подборе персонала. Кроме того, типичные кейсы уже давно разобраны: если вы возьмете стандартный пример из интернета, почти наверняка получите ответ «по методичке».
Мы подготовили пошаговый алгоритм — с его помощью вы сможете составить кейсы под конкретные задачи. Также в статье вы найдете подробный разбор примера кейса с объяснением, как анализировать ответы кандидатов.
Зачем нужны кейсы и когда их можно использовать
Кейс — одна из самых эффективных методик оценки кандидатов на должность. Рекрутер предлагает соискателю смоделированную рабочую ситуацию, чтобы узнать, как бы он повел себя в ней или как он оценивает правомерность действий участников. В результате кандидатов, которые не обладают нужными компетенциями, легко выявить и отсеять еще на этапе собеседования, не доводя до провала испытательного срока и увольнения.
Важный момент: кейсы не заменят тестирования, анализа резюме и стандартных вопросов. Используйте эту методику только в связке с остальными.
Виды кейсов: как выбрать подходящий
Прежде чем составлять кейс, нужно определить, каким он должен быть. Ответьте на вопросы ниже.
Что проверяем?
- Профессиональные навыки, знания, компетенции.
- Особенности личности. Актуально, если важно узнать характер человека, посмотреть, как он взаимодействует с окружающими.
- Ценности. Определяем принципы кандидата, мотивацию, то, на чем основана его личность.
- Поведение. Актуально, если важно знать, как человек будет действовать в определенных ситуациях.
Как проверяем?
- Ставим задачу с точными данными. В таком кейсе есть единственно правильный ответ. Пример — задача на расчет выплат менеджерам по продажам. Кейсы такого типа называют структурированными.
- Моделируем ситуацию с множеством вариантов решений. Такие кейсы называют не структурированными.
Второй вариант универсален и подходит для собеседований на любую должность. Структурированные кейсы актуальны, если нужно проверить умение кандидата работать с данными.
Сколько времени тратим?
- Даем мини-кейс, буквально в 1-2 предложения. На их решение уходит не более 5 минут.
- Используем краткий кейс, примерно 1 абзац, в нем может быть несколько действующих лиц. На решение уходит около 10-15 минут.
При выборе учитывайте длительность собеседования. Интервью с кандидатом не должно длиться дольше часа в общей сложности.
Также может быть интересно
Как составить кейс: пошаговый алгоритм
Кейс будет эффективен, только если:
- В его основе лежит знакомая соискателю ситуация с четкими критериями оценки. Например, это может быть производственная задача.
- Содержание понятно кандидату.
- В нем есть все данные, необходимые для решения.
Держите эти критерии в уме, когда будете составлять кейс.
1. Определите цель кейс-интервью
Выбирая тип кейса, вы уже отвечали на вопрос, что хотите проверить в ходе интервью — профессиональные навыки, ценности, особенности личности и пр. Теперь нужно дать еще более конкретный ответ на этот вопрос в рамках выбранного типа.
Как это сделать? Сначала составьте список из 3-5 критериев, которым должны соответствовать все сотрудники компании. Это может быть неконфликтность, стрессоустойчивость, развитые коммуникативные навыки и пр. Затем добавьте компетенции, которые нужны для конкретной должности — скорее всего, их вы уже определили на этапе создания вакансии.
Давайте разберем пример. Допустим, нам нужно проверить, насколько хорошо соискатель на должность финансового директора умеет планировать и организовывать рабочий день. В качестве критериев мы можем взять владение техниками тайм-менеджмента, а также навыками планирования, делегирования и анализа задач.
2. Подберите ключевые показатели
Для каждого критерия, выбранного на первом этапе, подберите 1-4 важных показателя. Именно по ним вы определите наличие или отсутствие нужного качества у кандидата.
Вернемся к нашему примеру с соискателем на должность финансового директора. Допустим, нам нужно понять, владеет ли он техниками тайм-менеджмента. Мы можем проверить это по наличию или отсутствию таких признаков: кандидат составляет список задач, готовит письменный план, а не пытается удержать его в уме, определяет реальные затраты времени для выполнения каждого дела и умеет разделять задачи по срочности и важности.
3. Выберите и опишите ситуацию
Подберите реальную ситуацию, в которой кандидат мог бы продемонстрировать нужные качества, умения, навыки и пр. Опишите эту ситуацию, выделите проблему и поставьте четкий, понятный соискателю вопрос или сформулируйте задание.
Важный момент! Если вы выбрали структурированный кейс, попросите специалиста не только сообщить вам правильный ответ, но и объяснить, как именно решается задача. Убедитесь, что вы поняли все правильно. Это поможет дать соискателю адекватную обратную связь в ходе кейс-интервью.
4. Подготовьте материалы
Напишите текст кейса. Составьте таблицу для анализа ответов кандидата с критериями сравнения — она предназначена только для вас, соискателю ее показывать не надо. По горизонтали в таблице укажите критерии, выбранные в первом шаге (то, что вы оцениваете), а по вертикали — ключевые показатели, определенные во втором (признаки, по которым вы поймете, что кандидат соответствует нужному критерию).
Снова вернемся к нашему примеру и составим мини-таблицу:
5. Обсудите кейс со специалистами
Покажите кейс руководителю отдела, с которым вы общались на третьем этапе, а также «проиграйте» ситуацию со специалистами, которые работают в компании. Важно убедиться, что ситуация и задание будут понятны кандидатам, данных в тексте достаточно, а кейс действительно поможет проверить нужные качества соискателя. Если специалисты укажут недочеты — исправьте их и согласуйте кейс снова.
Как анализировать ответы: разбираем на примере
Вернемся к ситуации, которую мы рассматривали при разборе алгоритма. Но на этот раз возьмем для примера реальный полноценный кейс, составленный для выявления управленческих компетенций соискателей на должность финансового директора:
С помощью этого кейса проверяем компетенции:
- Навык планирования. Без него решить эту задачу нельзя. Если кандидат утверждает, что найти решение невозможно — он не обладает навыками планирования и не хочет решать проблему даже в ходе собеседования.
- Навык делегирования. Если кандидат спрашивает, может ли он поручить задание другому человеку или может ли ребенок доехать домой сам, мы отвечаем — да. Важно узнать у кандидата, как именно он выбирает задачи для делегирования.
- Владение техниками тайм-менеджмента. Кандидат должен реально оценивать затраты времени — например, не утверждать, что на поездку до школы уйдет максимум 5 минут, а на обсуждение важного вопроса с генеральным директором — 10. Важно, чтобы кандидат понимал, что рабочий день включает в себя не только описанные в задаче дела, но также обеденный перерыв.
- Навык анализа задач. Кандидат должен уметь оценивать важность и срочность задач, анализировать список дел и правильно расставлять приоритеты.
Для каждого из четырех критериев мы подбираем список признаков, по которым будем проверять наличие или отсутствие нужных качеств у кандидата, а затем составляем таблицу:
Все плюсы, которые вы видите в таблице, удобно поставить еще до начала собеседования. В ходе кейс-интервью вы будете обводить или как-то еще отмечать те признаки владения нужными навыками, которые демонстрирует кандидат.
- Давайте разберем детальнее, почему мы указали именно такие ключевые признаки:
- Составление списка задач. Если кандидат пытается все удержать в уме, скорее всего, он навыками планирования и техниками тайм-менеджмента не владеет.
- Разделение дел по признакам «срочные» и «важные». Финансовый директор должен уметь отличать срочные и важные дела и понимать, что некоторые важные задачи можно делать не в первую очередь.
- Учет реальных затрат времени для каждой задачи. Это базовый навык в тайм-менеджменте.
- Делегирование. Важно, чтобы соискатель выбирал правильные задачи для делегирования — в первую очередь срочные и неважные. Можно делегировать также срочные и важные дела, но только те, в которых цена ошибки не слишком высока. Поручать решение задач кандидат должен тем людям, которые выполнят эти задачи как минимум не хуже его.
- Составление письменного плана. Найти эффективное решение поставленной задачи без письменного плана невозможно. Если кандидат прочитал кейс и сразу хочет дать устный ответ, значит, он подошел к задаче несерьезно и вряд ли сможет эффективно организовать рабочий день для себя и подчиненных.
- Проверка плана. Если кандидат не потратил ни минуты на проверку плана, скорее всего, навык проверки своей работы у него не сформирован. Как правило, такие люди пишут и отправляют письма с ошибками, невнимательны к данным, допускают ошибки в расчетах.
Желаемый результат — спланированный день, в рамках которого решены все поставленные задачи. При этом для всех задач должны быть прописаны реальные сроки выполнения, а если некоторые из них кандидат решил делегировать, он должен указать, кому, и обосновать, почему.
Обратная связь очень важна. Сообщите кандидату, чего, по результатам кейса, ему не хватает для работы в вашей компании и над какими навыками и умениями ему стоит поработать. Но расскажите также о сильных сторонах соискателя — с них стоит начать и ими же закончить интерпретацию результатов. В результате, если вы откажете кандидату, он будет понимать причины отказа.
Включите материалы, которые вам передал кандидат (план, список задач, расчеты и пр.), таблицу с анализом ответов и интерпретацию результатов выполнения кейса в отчет для руководителя — эти материалы помогут принять решение о приеме кандидата на работу.
«Кейсы» (от англ. case — ситуация) — одна из методик оценки персонала для разных целей, от пригодности кандидатов для работы до резерва выдвижения на руководящие должности. Она изобретена в 1860 г. в Гарвардской бизнес-школе и с тех пор считается одной из фирменных «примочек» Гарварда. Кажется, что кейсы — какая-то особенная, «высокая», не всем доступная область.
Это не так! Прочитайте статью, и вы сможете сами создавать эффективно работающие кейсы, причем именно для вашей компании.
Почему кейсы?
Кейсы — только одна из нескольких методик оценки квалификации, компетенций и психологических особенностей работников и кандидатов. Наряду с ними можно использовать анализ биографии, результаты работы, тесты, экзамен, углубленное интервью, отзывы о кандидатах. Выбор зависит от ситуации и целей оценки.
Главная сложность при использовании кейсов — это именно оценка результата.
Кейс принципиально отличается от теста или задачи тем, что у него нет единого абсолютно правильного решения. Я неоднократно сталкивался с ситуациями, когда кандидат на работу или оцениваемый сотрудник компании выдавал более элегантные решения, чем представлялось при разработке кейса.
Кейсы — штука модная. Именно поэтому ими пытаются пользоваться иногда не к месту, в ситуациях, когда вполне можно и нужно обходиться более простыми и технологичными методиками оценки.
Интернет переполнен как образцами кейсов, так и рекомендациями для соискателей работы, как их решать. Самый простой и не эффективный способ: взять «красивый» кейс и предлагать всем подряд. Точно ошибетесь!
Пример. Какое-то время среди рекрутеров при наборе менеджеров по продажам считался эффективным кейс: «Продайте мне карандаш!». Разоблачение этого приема привел Кен Ллойд в книге «Придурки на работе, или Осторожно: офисный планктон!»
Как вы думаете, обращаясь к здравому смыслу, какое отношение имеет игра в продажу карандаша к способности человека продавать программно-аппаратные комплексы стоимостью в несколько миллионов?
Никакого. А самый жгучий пример такого «кейса» — HR дала кандидату свой ноутбук и предложила ей продать. А он взял его и ушел. А в ответ на возмущенный звонок попросил 200 долл. И какой вывод мы сделаем из такого кейса и его результатов? Боюсь, один, — отсутствие компетенций рекрутера…
Главный принцип — валидность. То есть, кейсы должны достоверно предсказывать профессиональную успешность человека, выявлять как развитые, так и не достающие компетенции, которые действительно важны для выполнения трудовой функции.
Какие бывают кейсы?
Кейсы бывают разной сложности:
- Кейс на знания. Вы хотите нанять человека на работу на определенный период, например, 3–6 месяцев. Как следует оформить трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством?
- Кейсы на оценку компетенций. В той же ситуации: можно ли как-то оформить отношения с работником, кроме срочного трудового договора?
- Кейсы на проявление привычного стиля поведения. Руководитель подразделения — заказчик вакансии не уверен ни в том, что работник нужен на постоянную работу, ни в том, каковы будут его обязанности, и как надо оплачивать работу. Что вы предложите заказчику вакансии?
- Кейсы на диагностику психологических характеристик. Человек хочет устроиться на постоянную работу, и вполне подходит под ваши требования. НО: условие — сначала оформление по гражданско-правовому договору «на проект», и только в случае успеха — на постоянную работу. Проведите переговоры с кандидатом так, чтобы он согласился на ваши условия (HR играет роль кандидата).
Я привел примеры кейсов для оценок HR-специалистов, но все то же самое работает для всех должностей, менеджеров по продажам, руководителей подразделений, бухгалтеров, и даже топ-менеджеров.
Что и как оцениваем?
Главная сила кейсов как инструмента — возможность оценить человека одновременно с разных сторон, включая как компетенции, так и психологические особенности. В этом же кроется и слабость. Если тест или задача имеют однозначно правильные ответы, то поведение человека при решении кейса, да и само решение можно оценить очень по-разному, в зависимости от субъективных установок оценщика.
Есть четыре формата кейсов:
- Задачка. Даете вводные данные и просите решение. Более элегантный вариант: описываете ситуацию в общем виде и спрашиваете, какие данные необходимо для решения.
- Задание «если бы». Вы излагаете человеку ситуацию и просите рассказать, как он(а) поступит в таком случае. Опасность: «правильное» решение не гарантирует, что в реальной жизни человек поведет себя именно так. Необходимо следить за социальной желательностью ответа.
- Практическое задание. Вы даете человеку что-то поделать руками. Классический пример из ассессмента: задание «on tray» (на подносе). Человеку дается набор документов, который он должен рассортировать в порядке срочности — важности. Или, например, при оценке автомеханика: дать разобранный агрегат и попросить собрать. Если в наборе нет каких-то деталей, или есть лишние, — совсем хорошо.
- Ролевые игры. Как в описанном выше примере с карандашом или ноутбуком. Изображаете из себя некий персонаж, а человека просите изобразить другой. Вы — покупатель, он(а) — продавец. Вы — подчиненный, он(а) — руководитель. Вы — кандидат, он(а) — рекрутер. Этот вариант самый сложный и поэтому кажется самым продвинутым и интересным. На самом деле его стоит использовать с осторожностью: слишком много интерпретаций. К тому же возникают искажения из-за экзаменационного стресса, а также возможного недостатка актерских способностей испытуемого (что не свидетельствует о недостатке профессиональной пригодности).
Какой формат выбрать — зависит исключительно от специфики должности, трудовой функции работника и целей оценки.
Важный принцип: человек проявляет свои качества, когда не притворяется. А не притворяется — когда не понимает, что именно мы оцениваем, и чего от него ждем. Поэтому очень полезно использовать чисто «профессиональные» кейсы для наблюдения за поведением. Человек думает, что вы оцениваете его знания и навыки, а на самом деле вы наблюдаете, например, за логикой мышления, ходом рассуждения, коммуникативными компетенциями.
Как бы ни хотелось избежать субъективизма, общее личное впечатление, которое производит человек, решая кейс, также очень важно.
Технология разработки кейсов
Кейсы разрабатываются в четыре этапа:
- Определяем цели. Что именно мы хотим оценить с помощью кейса? Насколько качества, выявляемые при помощи кейса, важны для профессиональной успешности? Почему для оценки используем именно кейс, а не другие методики (те же задачи или тесты)? Полезно вспомнить, что чем сложнее кейс, тем больше параметров можно оценить, но одновременно возрастает и субъективизм оценки. Очень полезно для каждого кейса иметь оценочную сетку: какие решения и какое поведение человека расцениваем как проявление тех или иных качеств.
- Подбираем содержание (материал). Главное — чтобы описанная в кейсе ситуация должна быть достаточно типовой, ведь именно поведение в типовых случаях определяет профессиональную успешность. Не надо выбирать экзотику или излишне «накручивать» содержание. Если вы не слишком разбираетесь в профессиональной области, привлеките специалистов, лучше всего — в режиме мозгового штурма. Это очень интересное, увлекательное и продуктивное занятие!
- Выбираем формат: задача, «если бы», практическое задание, ролевая игра. Практически любой материал кейса может быть выполнен в каждом из этих форматов.
- Валидизируем кейс. То есть, проверяем на работоспособность. Даем его решить нескольким действительно сильным специалистам и нескольким дилетантам (по 3–5 в обеих группах). Даже самый красивый на первый взгляд кейс может оказаться не работающим, т. е. не имеющим практического значения для оценки.
Все! Можно пользоваться!
Александр Крымов
Деловой мир
Пример кейс-теста при приеме на работу
01 мая 2020
При трудоустройстве на управленческие должности сотрудники отдела кадров оценивают поведение и рабочий стиль соискателя на новом месте. Для этого используются кейс-тесты, в которых кандидату придется представить себя в роли сотрудника компании и показать, как он справится с поставленной проблемой. Изучив и проанализировав пример тест кейса, кандидаты заметно повышают шансы получить работу.
Что такое ситуационный кейс-тест
Кейс-тест – это один из методов отбора персонала, при использовании которого анализируется поведение соискателей в конкретных ситуациях. Тестирование проходит в устном, письменном или электронном виде. Кандидату предлагается описание вымышленной рабочей ситуации, или ситуации взятой из практики компании.
Пример Ситуационного тест-кейса:
Иногда case тесты даются с примерами ответов, а иногда ответы придется находить самостоятельно. Такой формат помогает оценить уровень профессиональных и коммуникативных навыков кандидата, его честность, открытость, умение принимать решения.
Замечание
С помощью case test предсказывают поведение будущего сотрудника на должности и оценивают, соответствует ли оно принятому стилю и политике компании.
Кейс-тесты достоверней психологических опросников и тестов профессиональных качеств. Каждый вопрос оценивает определенные качества и стиль кандидата, в то время как опросники оценивают психологический профиль в конкретный момент времени. А это не всегда правильно: даже открытый мотивированный человек на новом рабочем месте бывает замкнутым, некоммуникабельным или неинициативным из-за своей скромности.
Ситуационные тесты оценивают не качества, а умение применять их на практике для разрешения конкретных проблем.
Сфера применения
Решение кейс-ситуаций используются в практике подбора персонала с середины ХХ века. В России метод получил распространение 10-15 лет назад, до сих пор используясь при собеседованиях на руководящие должности.
Тестирование используется в составе ассессмент-центров таких компаний, как:
- Сбербанк;
- ВТБ;
- Почта Банк;
- Danone;
- Tinkoff;
- Пятерочка;
- Магнит;
- Газпром.
Чаще всего подобные испытания проходят кандидаты на руководящие должности: директора магазинов, филиалов, администраторы, главные бухгалтеры. Но иногда с ними сталкиваются претенденты на рядовые должности, например, кассиры, консультанты, операторы колл-центра, менеджеры по продажам.
Примеры тест-кейсов
Сценарии тестов разрабатываются консалтинговыми компаниями под конкретную вакансию. Например, для кандидатов на управленческие должности, сценарии связаны с взаимоотношением с подчиненными. Для массовых должностей кейс тесты, как правило, применяются устно и описывают ситуации с клиентами или посетителями. В таком формате они напоминают ролевые деловые игры.
Пример тест кейса №1.
Ситуация: |
---|
«Вы не видите перспектив продвижения по карьерной лестнице на текущем рабочем месте и начали поиск более выгодных вакансий. Теперь вы ведете переговоры с новым работодателем насчет перехода в другую фирму. Слухи о вашем увольнении распространились по офису. Что делать в такой ситуации?» |
Варианты ответов: |
|
Решение:
Верно |
---|
Скажу руководству, что собираюсь менять работу, продолжу работать как раньше. |
Этот вариант свидетельствует о добросовестности, готовности отвечать за свои действия, ответственно относиться к работе. Такой ответ характеризует кандидата с положительной стороны. В сложившейся ситуации правильным решением будет предупредить руководство о скором уходе, чтобы начальник начал поиск сотрудников на замену, и продолжить добросовестно работать, не принося ущерб фирме.
Если говорить о других вариантах ответа, то:
— Первый ответ говорит о неспособности работать под руководством, ненадежности, склонности ставить свои интересы выше интересов компании.
— Третий ответ говорит об отсутствии трудовой этики, недобросовестности, неумении работать в команде.
— Четвертый вариант свидетельствует о пассивной позиции, неумении отвечать за свои поступки, отсутствии самоуважения и моральных ценностей.
Образец кейс теста №2.
Ситуация: |
---|
«В отделе, которым вы руководите, введена система премирования за перевыполнение плана продаж. В текущем месяце руководство компании объявило о недостатке средств на выплату бонусов. Сотрудники отдела подавлены, продажи снизились, в офисе напряженная обстановка. Подчиненные открыто возмущаются отсутствием премии.» |
Оцените предложенные варианты действий, укажите наиболее эффективный ответ и наиболее НЕэффективный ответ: |
|
Решение:
Наиболее эффективно | Наименее эффективно |
---|---|
Поблагодарю подчиненных за работу, пообещаю, что премия будет выплачена, когда появятся деньги. | Скажу, что подчиненные неблагодарны, укажу на ошибки. |
Третий вариант решает проблему, поднимает дух в отделе. Проявляются организаторские качества, сочувствие, поддержка. Лидер всегда должен проявлять лояльность к подчиненным и вышестоящему руководству, поддерживать сотрудников, снижать влияние сложившейся ситуации на работу отдела.
Пятый вариант не решает проблему, не дает подчиненным надежду на улучшение ситуации. Непонимание недовольства сотрудников, отсутствие поддержки ухудшит ситуацию, снизит показатели продаж.
Первый вариант не решает проблему, т.к. не отражается на подчиненных.
Второй вариант временно успокоит сотрудников, но проблема не решается, ведь возмущения повторятся.
Четвертый вариант не решает проблему, разлагает обстановку, снижает мотивацию сотрудников.
Упражнения по анализу кейсов (case study)
Кроме ситуационного тестирования, работодатели на ассессменте используют формат case study. Эти задания гораздо сложнее и трудозатратней ситуационных, причем как для кандидата, так и для работодателя. Соискателю дают папку с документами (если это упражнение формата in-tray) или файлы в электронном виде (формат e-tray). Для расчетов может потребоваться калькулятор.
Замечание
Как правило, задачу или проблему кейса кандидату приходится определять самостоятельно, из тех документов, что он получил.
Эти документы содержат информацию о компании (вымышленной или той, в которую устраивается человек). Таким образом, имитируется рабочая обстановка, когда сотрудник, имея на руках распечатку звонков, электронную почту, отчеты и уставные документы компании решает определенную задачу. Так рекрутер оценивает уровень подготовки будущего сотрудника, ход его мышления, мотивацию, умение решать поставленные задачи.
«Соискателю дают 20 минут на ознакомление с материалами и подготовку доклада. Ему предстоит проанализировать деловую переписку, цели, стратегии, проекты компании»
После изучения информации — подготавливается ответ. Как правило, решение представляют:
- в устной форме;
- в виде презентации со слайдами и устным пояснением;
- в виде произвольных пояснений к тесту.
Упражнения по case-анализу определяют:
- умение ориентироваться в больших объемах информации;
- способность определять главные и второстепенные проблемы;
- умение концентрироваться;
- умение правильно распределять усилия, приоритизировать задачи ;
- уровень интеллектуального развития;
- соответствие стиля кандидата политике компании;
- наличие профессиональных навыков для должности.
Решение задачи начинается с анализа проблемы и поиска зацепок в документации. Также выделяют приоритетные задачи, чтобы начать работу с них. Это поможет уложиться в отведенное на испытание время и дать конкретные ответы на вопросы.
«При устном ответе, если тема недостаточно раскрыта, комиссия задает уточняющие вопросы. При подготовке презентации на слайды помещают только базовые факты, а все обоснования и комментарии рассказывают устно. В пояснительной записке к заданию, как правило, указывается пример оформления ответа тест кейса»
Ситуационные тесты и упражнения по анализу кейсов разрабатываются для каждой должности и компании. Как правило, этим занимаются консалтинговые и рекрутинговые агентства. Из-за сложности создания кейса, такого разнообразия вопросов, как, например, в тестах способностей у работодателей нет. При этом задания держат в секрете, чтобы избежать утечки информации.
На этом фоне подозрительно выглядят предложения скачать или купить кейсы с решениями в Сбербанк, ВТБ, и международные компании. Чаще всего это обман, поскольку рекрутеры следят за чистотой тестирования и если испытания попадают в сеть, меняют их на ассессменте.
Единственный способ пройти собеседование и подготовиться к кейсам – решать похожие задания, читать комментарии, советы, руководства к бизнес кейсам с решением. Такая тренировка учит определять приоритет, понимать, какие решения считаются правильными, как подходить к решению тех или иных проблем.
В комментариях к каждому вопросу в тренировочных тест-кейсах описывается правильный ход мыслей и обосновывается каждый ответ. Так кандидаты учатся давать правильные ответы на ассессменте и отстаивать принятую точку зрения.
Заключение
Ситуационные тесты – второй по сложности этап собеседования, где проверяются лидерские качества, умение работать в команде, лояльность к компании, мотивация и рабочий стиль кандидата. Кроме того, результаты кейс-тестов важнее результатов других испытаний на собеседовании. Исходя из этих результатов, работодатель принимает решение о найме, ведь подобная симуляция позволяет оценить на кандидата «в деле», а не на бумаге.
Оцените статью
средняя оценка 4,35 (23 голосов)
Загрузка…
Онлайн подготовка к тест-кейсам (ситуационным тестам):
Full (Все тесты сайта)
207 тестов 3030 вопросов + 7 кейсов и 2 пособия
Личный кабинет
Моментальный доступ
Подробные решения
Графики результатов
1 месяц доступа
890 рублей
Ситуационные тесты «Сценарии»
6 тестов, 70 сценариев + пособие
Личный кабинет
Моментальный доступ
Подробные решения
Графики результатов
1 месяц доступа
340 рублей
Получите доступ к тестам всего за 3 минуты
Шаг 1
Оплата
Выберите пакет тестов, оплатите удобным для Вас способом. Укажите свою электронную почту.
Шаг 2
Письмо
В течение 2-х минут получите письмо на указанный e-mail с логином и паролем.
Шаг 3
Доступ
В 1 клик переходите в личный кабинет с тестами и инструментами. Наслаждайтесь подготовкой.
Приобретая тесты у нас Вы получаете
Удобный
личный кабинет
Подробные
решения всех тестов
Моментальный
доступ к тестам
Работа
на любом устройстве
История
пройденных тестов
Режим практики
(без таймера)
Имитация
реального теста
Статистика
результата тестов
Похожие статьи
Видеопрезентация нашего сервиса
1:17
Отзывы о нашем сервисе
Дмитрий, 32 года,
Выпускник МГТУ
Прекрасная Онлайн подготовка! Очень удобный интерфейс для подготовки к тестам, а самое главное тесты дают полное представление о реальном тестировании, что очень порадовало. Спасибо вам ребята за удобный и качественный ресурс!
Анна, 24 года
Выпускник РАНХиГС
Приобретала числовые тесты. Тесты сами по себе похожи на те, что мне прислал работодатель. Хорошо что можно готовиться Онлайн и с телефона, очень удобно и видно свои успехи в сравнении с другими. Решения все есть.
Онлайн кабинет понравился, тесты очень и могут серьезно помочь в подготовке к собеседованиям и тестированию разной сложности и разной направленности. Разъяснения после прохождения тестов очень помогают вовремя понять свои ошибки, детально их разобрать и поработать над ними.
Кейс для кандидатов на должность «Директор по персоналу»
Подробнее
Простой кейс для оценки любых специалистов
Подробнее
Простой кейс для оценки менеджеров по продажам
Подробнее
CASE-интервью, или Ситуационное интервью
Рассматриваемая методика основана на построении определенных ситуаций и предложения интервьюируемому описать модель своего поведения или решения данной ситуации.
Кандидат в ситуации интервью, безусловно, старается давать так называемые социально-желательные ответы, т. е. показывает, какое поведение он считает социально правильным. Вот тут и можно оценить, насколько данные представления соответствуют ценностям организации, принятым моделям поведения, а также той работе, которую будет выполнять кандидат.
Для Вашего удобства информация систематизирована по разделам
Кадровое Агентство г. Москва КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ
01.01.70
Использование кейс-метода при подборе персонала
В арсенале менеджера по подбору персонала есть множество методик: начиная от классического интервью, заканчивая психологическим тестированием, но, к сожалению, ни один из этих методов не показывает реальную картину. Оценивая человека в статике, мы порой забываем, что приходя на собеседование, кандидат точно так же готовиться и в итоге мы получаем социально желаемые ответы. И каково же наше изумление когда, казалось бы, идеальный кандидат на собеседовании оказывается полной противоположностью в действии. Действительно, человек раскрывается только в действии. И отсюда возникает вопрос: как на этапе первичного отбора посмотреть, как будет действовать человек в той или иной ситуации, не включая его в рабочий процесс. На помощь приходит кейс-метод.
Кейс (англ. case study — исследование, анализ случая) — это смоделированная рабочая ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и предложений по эффективному решению проблемы. Кейс содержит исчерпывающую информацию о том, что происходит, кто в этом участвует, когда должен быть получен результат и какими ресурсами располагает человек, решающий данную задачу. Соискателю необходимо ответить на один-единственный вопрос: как достичь поставленной цели?
Использование кейс-методов все чаще встречается в практике специалистов по оценке персонала. Сам метод обязан своему появлению Гарвардской школе бизнеса (начало 20-го века). В 1920 г. вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику case study (метод обучения на основе реальных ситуаций).
Спектр применения кейс-методик достаточно широк. На процесс выбора того или иного решения часто влияет наш предыдущий опыт, моральные принципы и т. д. С помощью кейсов можно оценить основные компетенции, готовность кандидата решать нестандартные задачи, составить представление о его ценностях и взглядах, а также судить о модели поведения и личностных качествах. В отличие от интервью по компетенциям, где кандидат моделирует прошлый опыт, кейсы позволят выяснить отношение человека здесь и сейчас.
Для чего нужны кейсы при подборе и оценке кандидатов или оценке работающих сотрудников?
- Кейсы позволяют увидеть реальное рабочее поведение оцениваемого, поскольку конкретные условия, заложенные в кейсах, требуют от оцениваемого конкретных действий. Например, провести переговоры, пообщаться с предполагаемым подчиненным, создать распоряжение, написать письмо, и т.д.
- Кейсы позволяют увидеть навык, а не только знание, потому что правильно составленный кейс требует от участника оценки применения знания, а не его трансляции. Известна достаточно распространенная ошибка менеджеров по персоналу – послушать кандидата и поверить ему на слово, оценив услышанное по достаточно субъективным показателям: «Он/ она так убедительно говорил(а)», «Он/она говорили правильные вещи, как в книжках написано» и т.д. А тут еще и услышанное подтверждено дополнительным образованием и наличием степени MBA…
- Кейсы позволяют оценить профессиональный потенциал оцениваемого, поскольку уровень сложности кейса может быть выше задач, решаемых им в практической деятельности на конкретной должности.
- Кейсы позволяют увидеть реальные реакции, когда участник оценки сталкивается с новой для него задачей и предъявляет либо уход от ее решения, либо демонстрирует включенность в работу, что позволяет оценить ведущую мотивацию и т.д. и т.п.
Исходя из задачи и позиции, на которую идет кандидат, можно использовать кейсы различного формата.
Начнем с того, что существует несколько типов кейсов. Приведем собственную классификацию.
Виды кейсов по типу получаемой информации:
- Профессиональные – это кейсы на выявление уровня выраженности профессиональных компетенций.
- Личностные – кейсы, проявляющие поведенческие стратегии, личностные свойства и ценности.
Виды кейсов по используемому материалу (степень известности материала ситуации для оцениваемого):
- На известном оцениваемому материале.
- На неизвестном оцениваемому материале (другой бизнес, изменение должности относительно текущей или актуальной).
По типу вовлеченности оцениваемого в ситуацию:
- Включенные – оцениваемый должен принять роль участника ситуации, и действовать исключительно из этой роли. Все фразы на тему «не может быть, у нас так не бывает или у меня была такая ситуация» не принимаются. Не должно быть никакого обращения к явному, конкретному опыту, оцениваемый должен действовать исключительно из роли, заданной кейсом.
- Не включенные – менее стрессовый и более стандартный вариант. Нужно оценить действия участников ситуации как бы со стороны, или ответить, как бы поступил оцениваемый в данной ситуации.
По степени конкретизации информации, предлагаемой в кейсе:
- Структурированные, подробные, с четко простроенной структурой, большим количеством данных и деталей. Как правило, данные кейсы предназначены для получения конкретного, чаще всего, однозначного ответа.
- Слабоструктурированные, не содержащие большого количества деталей. Подобная форма позволяет выявить потенциал, проявить умение, а не знание, определить уровень мыслительной и поведенческой гибкости, позволяя увидеть, как оцениваемый думает, как действует, какие навыки использует и на что их распространяет, поскольку он действует в ситуации дефицита информации.
По степени стандартности условий:
- Кейсы, предлагающие стандартную рабочую ситуацию – проявляют знания или навыки в стандартных рабочих условиях.
- Кейсы, в содержание которых включен инцидент/ происшествие, проявляют умения оцениваемого действовать в ситуациях, отклоняющихся от нормы. При этом кейс решает несколько задач: демонстрирует реальное состояние навыка, умение реагировать в ситуации стресса, проявляет поведенческую и мыслительную гибкость.
На собеседовании удобно использование мини-кейсов, они не занимают много времени и позволяют оценить основные компетенции и выяснить отношение человека к чему-либо, в случае проведения комплексной оценки используют бизнес задачи, на решение которых отводится от нескольких часов, до нескольких дней.
Преимущество использования именно мини-кейсов, а не вопросов в том, что мы не получаем изначально социально желаемый ответ.
Например, С. В. Иванова предлагает следующий мини — кейс для проверки того, что человек считает наиболее важным: коммерческую выгоду или порядочность.
Вы получили партию товара, который из-за сложностей с таможней, имеет истекающий срок хранения. Вы можете:
• продать его дистрибьюторам по базовой цене, скрыв этот факт;
• продать его дистрибьюторам с большой скидкой, сообщив им этот факт;
• возвратить его поставщику, понеся при этом незначительные финансовые потери.
Обращаю ваше внимание, что здесь нет правильных или неправильных ответов, есть ответ приемлемый или неприемлемый в вашей корпоративной культуре.
Использование мини-кейсов удобно при оценке кандидата, если в процессе работы он будет часто сталкиваться с нестандартными ситуациями. Тем самым мы можем, проверить умение действовать в аналогичных ситуациях, а так же гибкость и стрессоустойчивость. Естественно, на данном этапе мы не получим единственно правильного решения, но сможем оценить готовность кандидата решать подобного рода задачи.
Например, при приеме на работу секретаря, чей руководитель часто летает в командировки, мы использовали следующий мини кейс:
Вам звонит руководитель и говорит, что он попал в пробку по дороге в аэропорт и, скорее всего, не успеет на самолет. Ваши действия?
Что касаемо глобальных бизнес-кейсов, то их лучше использовать при проверке кандидатов на ключевые позиции в рамках ассессмент-центра. По формам проведения различают как индивидуальные кейсы, для самостоятельного решения, так и командные кейсы, в решении которого задействована вся команда. При командном ассессменте кейсы, представляющие собой ролевые игры, кроме всего прочего позволяют выявить, кто из соискателей является лидером, а кто предпочитает оставаться в тени.
При написании подобных ролевых игр необходимо создать рабочую группу, в состав которой, в зависимости от специфики кейса, должны входить специалисты тех сфер деятельности, участки которой будут входить в кейс. Так, например, при оценке на топовые позиции можно использовать смоделированную бизнес ситуацию, в которой необходимо расставить приоритеты, решить финансовые и кадровые задачи.
Например:
Представьте себе, что Вы — один из внешних консультантов, приглашенных директором ЗАО «Елки-моталки» для того, чтобы определить, какая стратегия нужна компании на следующие пять лет. Эта стратегия должна позволить компании управлять предстоящими изменениями. В рамках анализа вам будет предоставлена информация о компании, краткие заключения о текущем состоянии и тенденции развития.
Стоит обратить внимание на то, что при написании кейс ситуации информация, содержащаяся в ней, должна быть достаточна для анализа. Не стоит перегружать кейс лишней информацией, если только это не часть условия, например, при проверке компетенции принятия решений.
Очень часто возникает дилемма: брать ли готовый кейс из Интернет источников или составлять самостоятельно. Наверно ответ здесь не может быть однозначным, все зависит от ситуации и от того, что именно мы хотим получить в итоге. Есть достаточно большое количество мини кейсов для проверки таких компетенций как креативность, гибкость, ответственность и т. д., их можно брать уже готовыми. Однако если мы берем готовый полноценный кейс, нужно учитывать тот факт, что он не будет в полной мере учитывать все нюансы конкретной организации, а кроме того, при использовании чужих разработок для набора персонала не приходится исключать, что среди соискателей окажутся и такие, кто уже сталкивался с этими упражнениями раньше.
Поэтому, если в результате кейс метода мы хотим получить развернутую картину о том, как будет поступать кандидат в нестандартной ситуации и соразмерить его поведение с наиболее желаемым для компании, то лучше составлять кейсы самостоятельно. А в качестве модели можно использовать готовый, ранее разработанный кейс.
http://www.hr-academy.ru/to_help_article.php?id=33