Как создать киносценарий
Урок развития речи
6 класс
Цели урока:
- Изучить киносценарий как литературного произведения.
- Научиться создавать киносценарий на основе рассказа.
С чего начинается фильм?
- Киносценарий – литературное произведение, по которому ставится фильм.
Составные части киносценария
КИНОСЦЕНАРИЙ
РЕМАРКА-
Описание
(пейзаж,
обстановка,
поведение
д ействующих
лиц и пр.)
ПЛАН
ИЗОБРАЖЕНИЯ
(степень
удалённости
камеры от
объекта:
ОБЩИЙ ПЛАН,
КРУПНЫЙ
ПЛАН)
МОНОЛОГ
Диалог
реплики
ПОЯСНИ-
ТЕЛЬНЫЕ
НАДПИСИ,
ЗАКАДРОВЫЙ
ТЕКСТ
Главное в киносценарии
Основная мысль : животное, как и человека, нельзя насильно отрывать от дома, лишать матери, нельзя вмешиваться в природу ради минутной прихоти.
Идея : любовь и гуманное отношение ко всему живому .
- Основная мысль
- Идея
Композиционная схема рассказа Г. Снегирёва «Белёк»
Белёк плачет.
К
Матросы вернули белька на старое место.
Матросы взяли белька на корабль.
З
Р
ВСТУПЛЕНИЕ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Корабль пробивался
сквозь льды.
Корабль поплыл
дальше.
Формулировка и название сцен, в которых уместен диалог
- Капитан корабля и писатель на палубе ледокола.
- Матросы в шлюпке подплыли к тому, кто был за бортом.
- Матросы на палубе рассматривают белька, любуясь им.
- Матросы жалеют плачущего белька. Матросы у капитана.
ДИАЛОГ
ПРИМЕР:
Матросы на палубе возле плачущего белька.
– Смотри-ка, плачет!
-Эх, жалко белька!
-Надо бы скорее положить его
на ту льдину!
-Пусть остаётся, привыкнет!
-Помрёт же!
-На льдину его!
ДИАЛОГ (греч. dialogos),
1) форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как часть словесно-художественного текста доминирует в драме, присутствует в эпических произведениях. Существует и как самостоятельный публицистический и философский жанр (напр., диалоги Платона).
2) В переносном смысле — переговоры, свободный обмен мнениями, напр. политический диалог.
Составление списка действующих лиц
- … – капитан корабля, пожилой мужчина, ворчливый, но добрый
- Геннадий Яковлевич Снегирёв – писатель, мужчина 40 лет, очень наблюдательный
- … – старый бывалый матрос, «морской волк»
- … – молодой матрос, в морском плавании впервые.
- Матросы
Фильм, фильм, фильм….
Корабль пробивался сквозь льды …
Домашнее задание :
на «5»
Написать киносценарий к рассказу
«Воробей» из упр. 62 (Русская речь)
На «4»
Разбить текст рассказа на сцены, продумать план
и действующих лиц.
Библиографическое описание:
Зубачева, И. О. Как создавать киносценарий. Урок родного языка (русского) в 7-м классе / И. О. Зубачева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4611/ (дата обращения: 23.05.2023).
Тема урока: Как создавать киносценарий? Подготовка к созданию и написанию киносценария.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создание и написание киносценария на основе предложенного текста.
Задачи:
− изучить киносценарий как литературное произведение;
− познакомиться с разными видами киносценариев;
− получить понятие компонентов киносценария;
− создать киносценарий на основе предложенного текста.
Планируемые результаты:
− предметные: развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи новых понятий; воспитание интереса к изучению предмета;
− личностные УУД: понимание значения родного языка (русского) в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
− регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
− познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
− коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний. Прочитайте тему урока; вспомните, что вы знаете о киносценарии; подумайте, что узнаете нового.
III. Постановка цели изадач урока. Сообщение цели и задач урока.
IV. Первичное усвоение новых знаний. Изучение нового материала.
Киносценарий— литературное произведение, по которому ставится кинофильм. Главным в киносценарии, как и в любом другом литературном произведении, является его основная мысль, его идея.
Киносценарий включает всебя несколько составных частей, из них обязательны две: ремарка — описание (пейзажа, обстановки, поведения действующих лиц и т. п.); монолог, диалог или отдельные реплики действующих лиц.
Кроме ремарок и диалогов, в киносценарии могут быть пояснительные надписи изакадровый текст, то есть звучащий за кадром голос рассказчика. Например: Суздаль. Май 2018 года. (Это — пояснительная надпись.)
За кадром: Город Суздаль известен с 1024 года. Он славится своим ансамблем памятников зодчества… и т. д. (Это — начало текста, звучащего за кадром.)
Пояснительные надписи и закадровый текст используют в тех случаях, когда очень трудно или вообще невозможно показать на экране то, что важно для правильного понимания фильма.
В киносценарии иногда указывается план изображения — степень удалённости кинокамеры от объекта съёмки. Например: общий план — изображение человека во весь рост, обычно на фоне окружающей его среды; крупный план — изображение головы человека или отдельных частей его тела (например, рук), его лица (например, глаз), а также важных для понимания фильма небольших предметов или их деталей.
Обязательной, единой формы киносценария нет. Чаще всего его пишут в форме драматургического произведения (пьесы) или в форме обычного повествования (рассказа, повести).
V. Первичная проверка понимания. Ответьте на вопросы по изученному материалу:
- Что такое киносценарий?
- Что является главным в киносценарии?
- Для чего в киносценарии нужен закадровый текст?
- Что такое ремарка?
- Что такое общий план?
- Что такое крупный план?
- В какой форме пишут киносценарии?
VI. Первичное закрепление.
1. Вспомните, какие произведения И. С. Соколова-Микитова вы читали. Как бы вы определили основную тему его творчества?
2. Прочитайте начало одного из рассказов И. С. Соколова-Микитова.
Зимой я возвращался с охоты. Положив на плечо лыжи, я шёл по накатанной снежной дороге. Из школы, стоявшей на краю деревеньки, выбегали после занятий ребята. Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой деревенской широкой улицы. Я шёл следом, прислушиваясь к весёлым разговорам. На середине деревни, у колодца, ребята остановились.
Задрав головы, они стали смотреть на вершины высоких берёз, где сидели вороны. Кто-то снял шапку и стал махать ею над головой.
И вдруг одна из сидевших на вершине берёзы ворон, взмахнув крыльями, стала тихо спускаться, села на плечо мальчика, махавшего шапкой. Достав из сумок кусочки хлеба, ребята обступили мальчика и стали кормить ворону. Оставшиеся на берёзе вороны, наклонив головы, с удивлением смотрели на свою смелую товарку. С таким же удивлением смотрел и я на всё это. Подойдя, я стал расспрашивать. И вот что я узнал.
Минувшим летом Коля подобрал выпавшего из гнезда плохо летавшего воронёнка, принёс его домой. В сенях избы он устроил из палок небольшую загородку для воронёнка и стал его кормить. Воронёнок очень скоро привык к Коле, хорошо его узнавал, и всякий раз, когда Коля подходил к своему питомцу, тот радостно каркал и махал крыльями. Когда воронёнок подрос, Коля стал выпускать его на волю. Воронёнок неизменно к нему возвращался. Он влетал в открытое окно дома, съедал приготовленное для него угощение. Осенью воронёнок присоединился к другим воронам, но каждый раз, стоило только ему увидеть на улице Колю, слетал с дерева и, к великому удивлению других ворон, садился на его плечо.
3. Подготовьтесь к написанию на основе этого текста киносценария в форме пьесы.
− Определите основную мысль будущего фильма, подберите для него название; придумайте имена друзьям Коли и кличку его питомцу; составьте список действующих лиц.
− Перечитайте три первых абзаца текста; подумайте, где и почему в них возможен диалог или отдельные реплики; какие именно. Напишите их.
− Перечитайте последний абзац текста. Постарайтесь мысленно услышать, а потом записать беседу охотника с ребятами. Вероятно, о ручной вороне рассказывал не только Коля, но и его друзья, а охотник (писатель-натуралист!) всем горячо интересовался, обо всём расспрашивал…
VII. Информация одомашнем задании, инструктаж по его выполнению.
«Девчонки и мальчишки! А также их родители.»… А знаете ли вы, что сценарии многих номеров юмористического тележурнала «Ералаш» написаны или по письмам («подсказкам»), детей, или самими детьми? Попытайтесь и вы написать сценарий для одного из номеров тележурнала «Ералаш». «В какой форме: пьесы или рассказа?» — спросите вы. В любой! Какая вам больше нравится?
Озаглавьте сценарий в зависимости от того, какая мысль в нём будет основной.
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
— Продолжите предложения. Сегодня на уроке я узнал … Мне осталось непонятным … Полученные на уроке знания и умения я смогу применить … Особенно мне понравилось … Мое настроение … Оценка учителя.
Литература:
- Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. — М.: Дрофа, 2010. — Стр. 57–65.
Основные термины (генерируются автоматически): киносценарий, литературное произведение, III, закадровый текст, какая форма, крупный план, необходимая информация, общий план, основная мысль, предложенный текст.
Похожие статьи
Формы и методы работы с литературным произведением
– систематизировать планы анализа художественных текстов различного типа
Таким образом, младшие школьники при определенных условиях начинают воспринимать литературное произведение как искусство слова в единстве его формы и содержания.
Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на…
На первый план выходит кино.
Объясняя главную мысль просмотренного произведения, школьники анализируют, совпадает ли она с таковой в сценарии и
По итогам такого анализа происходит сравнение литературных и экранных версий одного и того же произведения.
Курс-практикум «Работа с текстом» | Статья в сборнике…
Составление плана. Подробный план, сжатый план.
— Определите тему и основную мысль текста. Что помогает правильно ответить на вопрос?
Определите тему, основную мысль, идеи текстов. При помощи каких языковых средств реализуется замысел в данных текстах?
Создание текстов на уроках литературы | Статья в журнале…
Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Сценарий — структурная основа создания фильма-портрета
Фильм — произведение коллективное.
На разных этапах истории киноискусства в понятие «киносценарий» вкладывалось различное содержание — от конспекта будущего фильма до литературного произведения, предназначенного для исполнения в кино.
Текстоорганизующая роль финального абзаца-предложения…
Чтобы выявить роль финального АП необходимо рассмотреть его на фоне всего текста. Реализация основной темы рассказа основывается на
Диктемы-резюме синсемантичны, т.е. они реализуют свое значение только в составе всего текста или его крупного фрагмента.
Практика анализа фрагмента текста: диалог персонажей.
Процесс понимания и толкования текста помогает осуществить диалог его творца с читателем через текст, который является законченным
Понимание и эмоциональное восприятие текста происходит в процессе постепенного «наращивания смыслов» взаимодействующих МК.
Современные тенденции иллюстрирования художественной…
По нашему мнению, воспроизведение литературного текста средствами изобразительного искусства будет достаточно полным, если при создании иллюстраций учитывались ее основные функции, такие как: информативность, эмоционально-психологическая нагрузка, эстетичность.
Экранизация как форма киноискусства | Статья в журнале…
Прямая экранизация, которая точно передаёт текст книги (Переносятся сюжет, побочные линии, образы персонажей и даже диалоги с закадровым текстом.
По мотивам книги (Суть данных фильмов в том, чтобы показать литературное произведение в новом виде, в новом ракурсе.
Киносценарий к одной из серий “Ералаша”
“Мы всё знаем”
Крупным планом. Идёт урок. Учительница пот ходит к ученику, укоризненно смотрит на него смотрит.
Диалог.
– Эх, Иванов,опять не подготовился.
Закадровый голос. Мама сказала ему доделать домашнее задание, а он под тетрадку засунул книжку и читал ” Дети синего фламинго”… до одиннадцати вечера! И не выучил ни одного урока!
Вздыхая. Эх, Иванов, Иванов…
Диалог.
– А откуда вы это знаете?- удивился Иванов.
-Да у тебя на лбу всё написано!
редним планом. Перемена. К Иванову подходит мальчик.
Говорит грозно:
Диалог.
-Ты, Иванов зря меня хочешь меня бить, чтобы я не сопротивлялся и на тебя смотрела вся школа. Я тебе, Иванов почти ничего плохого не делал. И учти Иванов, я записался на бокс, так что.
Средним планом. Мальчик показал иванову кулак.Иванов удивлёно:
Диалог.
– Ты откуда про это знаешь? Кто тебе сказал?
– Да что тут знать, когда у тебя всё на лбу написано!
Крупным планом. В столовой Иванов ждёт, когда ему дадут обед.
Повар:
– Нет, Иванов, никакой добавки не будет.
Закадровый голос. А уж о пелеменях в школе и думать нечего. И тем более о газировке на третье.
Средним планом.Иванов забирая пюре с котлетой.
Диалог
– А вам – то откуда известно?
– Ой, да у тебя всё на лбу написано. Приятного аппетита!
Общим планом. После уроков идёт домой. К нему сзади подбегает девочка, говорит:
Диалог. Зря ты думаешь, что я в субботу с тобой в кино пойду и буду смотреть не на экран, а на тебя до конца сеанса. Больно надо!
– Вы что, с ума посходили все!? Да что вам от меня надо? Что, по кино тоже на лбу написано, да?
Общим планом. Девочка ничего не говорит, достаёт зеркальце. Иванов смотрится в него, раздвигает чёлку,а на лбу написано “всё”.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Как создавать киносценарий.
-
2 слайд
Киносценарий –
литературное произведение, по которому ставится кинофильм. -
3 слайд
Составные части киносценария
Ремарка(описание Монолог, диалог,
пейзажа, обстанов- отдельные
ки, поведения действ. реплики.
лиц) -
4 слайд
Второстепенные элементы:
Пояснительные надписиЗакадровый текст
(См. учебник Е. И. Никитиной «Русская речь» с.64)
-
5 слайд
План изображения:
-
6 слайд
Общий план:
Кадр из кинофильма С. Ростоцкого «Доживем до понедельника» -
7 слайд
Крупный план
Кадр из фильма С. Ростоцкого «Доживем до понедельника» -
8 слайд
Геннадий Яковлевич Снегирев
Неутомимыйпутешественник
и писатель
-
9 слайд
Автор многочисленных книг
-
10 слайд
Как бы вы озаглавили текст и почему?
-
-
12 слайд
Белек – это детеныш тюленя
Он вот такой -
13 слайд
Задания по тексту
Определите основную мысль (идею) произведения
Перечитайте рассказ и найдите «кусочки», на основе которых можно составить диалоги для сценария, и озаглавьте их. -
14 слайд
Например, вот так:
Капитан корабля и писатель на палубе
Матросы в шлюпке подплыли к тому, кто был за бортом
Матросы на палубе рассматривают белька и любуются им
Матросы жалеют плачущего белька
Матросы у капитана -
15 слайд
Задания по тексту
Составьте в письменной форме один из диалогов
Подумайте об использовании закадрового текста, пояснительных надписей
Какая музыка, по-вашему, должна звучать (в каком кадре, громко или тихо)
Назовите кадры крупного и общего плана
Составьте списки действующих лиц с их краткой характеристикой
Продумайте титры
Киносценарий на основе рассказа Геннадия Яковлевича Снегирёва «Белёк»
Действующие лица
- Иван Максимович Новиков, Максимыч – капитан корабля, пожилой мужчина, ворчливый, но добрый;
- Геннадий Яковлевич Снегирёв – писатель, мужчина 40 лет, очень наблюдательный;
- Николай Егорович Степанов – старый бывалый матрос;
- Владимир Власов – молодой матрос, в морском плавании впервые;
- Матросы
Кадр №1
Корабль пробивался сквозь мощные льдины, разрезая их узкой полоской.
Кадр №2
Общий план. Золотистое яркое солнышко светит в глаза писателю своими длинными лучами. Монолог писателя:
-Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце.
И вдруг писатель заметил среди пушистых снегов два чёрных-пречёрных глаза. Это были глаза детёныша тюленя.
Кадр №3
Писатель волнующим и быстрым голосом говорит капитану, только что вышедшего из каюты:
Быстрей! Сюда! Сюда! Кто-то за бортом. Вернёмся назад. Кажется, это белёк!
-Хорошо. Понял вас, Геннадий. Разворачиваем ледокол.
Диалог Ивана Максимовича с молодым матросом:
-Володя, немедленно спустить шлюпку на льдину!
-Так точно. Понял Вас капитан!
Кадр №4
Холодный и жгучий обжигающий ветер обдувал лица матросов. Матросы увидели детёныша тюленя. Диалог матросов и Николая Егоровича:
-Надо его к нам на борт!
-Да, сделайте для него на палубе подстилку, а мы его аккуратно перенесём.
Николай Егорович. Ребята, я против вмешательства в природу! Послушайтесь меня!
Кадр №5
Матросы с маленьким тюленем на палубе, белёк потихоньку плачет.
Диалог матросов.
- Что же делать, он плачет?
- Дай ему молочка с бутылочки.
- Да, он не пьёт его, а ползёт к борту!
- Знаете что?! Необходимо положить детёныша на тоже место.
Кадр №6
После того как все моряки с осторожностью положили белька на место, корабль со спокойствием поплыл дальше.