Как составить кластер на тему наречие

Кластер разряды наречий с примерами
Кластер разряды наречий с примерами. Кластер разряды наречий с примерами Без них мы не сможем понять, насколько хорошо мы работаем и в какой степени дети усвоили законы нашей страны.

Наречие

Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».

У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.

  1. Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
    • запомнить (как?) наизусть,
    • стремиться (куда?) вверх,
    • сообщить (почему?) неспроста.
  2. Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
    • путь (какой?) напрямую,
    • платье (какое?) наизнанку,
    • яйцо (какое?) всмятку.
  3. Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
    • потрясающе яркий,
    • очень хорошо,
    • вдвое больше.

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:

  • гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
  • крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.

По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:

  • вытереть насухо;
  • стоять справа;
  • сидеть взаперти;
  • пить компот вприкуску.

Только наречия с суффиксом могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:

  • рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
  • радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).

Знаменательные и местоименные наречия

По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:

  • идти (как?) быстро;
  • стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
  • улыбка (какая?) невзначай.

Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:

  • идти (куда?) туда;
  • (в какой мере?) нисколько не стеснительный.

У местоименных наречий есть своя градация:

Разряды местоименных наречий

здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому

нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.

везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому

где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.

где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?

где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего

Классификация наречий по значению

В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.

Кластер разряды наречий с примерами

Синтаксическая функция: в предложении обычно является обстоятельством , реже — определением.
Он пришёл домой затемно (когда? — обстоятельство времени). Чей-то голос донёсся издалека (откуда? — обстоятельство места). Прогулка (к а к а я?) пешком взбодрила меня (определение — наречие зависит от существительного и обозначает признак предмета)

Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.

Наречие обозначает:

  • признак действия, если относится к глаголу, причастию или деепричастию (встречаться ( когда? ) вечером, опускаясь ( куда? ) вниз, идущий (как? ) быстро).
  • признак предмета, если относится к имени существительному (жаркое ( какое? ) по-русски, яйцо ( какое? ) всмятку).
  • признак другого признака, если относится к имени прилагательному, причастию или другому наречию (важный ( в какой степени? ) чрезвычайно, прыгнувший ( как? ) далеко, далеко ( насколько? ) очень).

Разряды наречий:

Наречие как часть речи. Разряды

Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них, а именно:

  • указательные (здесь, там, тут, тогда и др.);
  • неопределённые (где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.);
  • вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему);
  • отрицательные (нигде, никуда, негде, никогда).

Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте: Путник увидел в лесу покинутую сторожку. Там он и заночевал .

Степени сравнения наречий

Наречия на о ( е ), образованные от качественных имён прилагательных , могут образовывать степени сравнения — сравнительную и превосходную.

степени сравнения наречий

Нужно запомнить!

Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще. Я смог решить задачу проще ; Синее платье более красиво. Оно на тебе сидит более красиво.

Чтобы различать две части речи, надо выяснить: от чего зависит сравнительная степень и каким членом предложения является. Сравнительная степень прилагательного относится к существительному , отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?), является сказуемым . Сравнительная степень наречия относится к глаголу , отвечает на вопрос как? и является обстоятельством . Сравним: задача (какова?) проще — прилагательное, смог решить (как?) проще — наречие.

Следует различать омонимы в составе наречий, в составе слов категории состояния (СКС) и в составе имён прилагательных. Например:

  • У меня на душе спокойно (категория состояния);
  • Река течёт спокойно (наречие);
  • Дитя спокойно (имя прилагательное).

Обратите внимание : некоторые наречия образуют форму сравнительной степени от другого корня: хорошо — лучше , плохо — хуже .

Конспект урока по русскому языку «Наречие как часть речи«. Еще конспекты по теме «Наречие это»:

Наречие как часть речи

Конспекты уроков по русскому языку
по теме «Наречие»

Урок 2. Тема: «Разряды наречий»

• закрепление умения находить наречия и определять их значение;

• систематизация знаний учащихся о значении наречий, знакомство со смысловыми группами наречий;

• формирование умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе:

• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно (М.Горький).

2. Проверка домашнего задания.

Задание. Прослушайте стихотворение, выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.

Вывод: выписывая наречия, ставя к ним вопросы, вы обратили внимание на то, что по значению наречия можно разделить на несколько разрядов. Об этом поговорим на сегодняшнем уроке.

II. Закрепление нового материала.

1. Чтение материала в учебнике «Смысловые группы наречий».

– Но почему же у наречия так много разных вопросов?

2. Чтение учителем сказки о смысловых группах наречия.

Задание. Пока учитель читает сказку, учащиеся выписывают все смысловые группы наречий.

На главной площади города все наречия уже успели разделиться на группы по интересам. Возглавляли каждую группу вопросы.

Вот группа наречий-путешественников во главе с вопросами где? куда? откуда? – они назвали себя Наречиями места.

Вот Наречия времени, возглавляемые вопросами когда? с каких пор? до каких пор?

Вопросы почему? отчего? пришли с любопытными Наречиями причины, а вопросы зачем? для чего? руководили Наречиями цели.

Последними появились Наречия образа действия с вопросами как? каким образом?

Вопрос как? вышел вперед, осмотрелся и спросил:

– Все ли наречия здесь? Вижу, что пришли наречия места, времени, причины.

– Мы тоже здесь, – откликнулись наречия цели и образа действия.

– Я не вижу Наречия меры и степени.

– Когда они появятся?

– Где они задержались? – посыпались вопросы из зала.

– Без них мы не сможем понять, насколько хорошо мы работаем и в какой степени дети усвоили законы нашей страны.

Тут появились опоздавшие Наречия меры и степени с вопросами сколько? в какой степени? в какой мере? насколько?

В полном сборе наречия решили, что каждая группа будет называться разрядом по значению, или смысловой группой, групп будет шесть, а распределять наречия по группам будут вопросы.

III. Тренировочные упражнения.

1. Составляем таблицу «Смысловые группы наречий».

Задание. Заполните таблицу, записывая к наречиям правильно вопросы и разряд.

2. Предупредительный диктант.

Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся наречия.

1. Красиво, робко, по-хорошему, геройски, наизусть, пешком – образа действия.

2. Назло, нарочно, специально, наконец – цели.

3. Сверху, сбоку, направо, вбок, влево, близко, недалеко – места.

4. Мало, вдоволь, вдвое, чересчур, очень, весьма, слишком – меры и степени.

5. Завтра, давным-давно, всегда, издавна, смолоду, скоро, тотчас – времени.

6. Спроста, сгоряча, поневоле, со зла, сослепу – причины.

3. Подбор синонимов к наречиям.

Задание. Подберите к данным наречиям синонимы, запишите их.

Старательно – усердно.

Близко – неподалеку.

Воодушевленно – эмоционально.

Искусно – мастерски.

Ласково – нежно.

IV. Творческие задания.

V. Задания повышенной трудности.

1. Говорите правильно.

Задание. Как надо говорить: заимообразно или взаимообразно?

Ответ. Правильная форма – заимообразно, образована от существительного заем.

VI. Занимательный материал к уроку.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

VII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Урок 3. Тема: «Степени сравнения наречий»

Цели урока:

• ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степеней наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени;

• формирование умения образовывать, находить и различать степени сравнения наречий;

• формирование умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия, образовывать степени сравнения наречий;

• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно. (М.Горький)

2. Лингвистическая разминка.


Задание. Продолжите строчку, учитывая разряд наречия.

Внизу, . (места).

Завтра, . (времени).

Горячо, . (образа действия).

Сослепу, . (причины).

Назло, . (цели).

Очень, . (меры и степени).

II. Объяснение нового материала.


1. Степени сравнения наречий. Работа с учебником.

Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

красиво танцевать – начальная форма;

танцевать красивее (более красиво) – сравнительная степень;

красивее всех – превосходная степень.

Таким образом, наречия образа действия на о, образованные от качественных имен прилагательных, изменяются по степеням сравнения.

Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко летать – более высоко летать (выше летать).

Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную.


Простая форма образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро – быстрее (быстрей);

-е: кричать громко – громче;

-ше: просыпаться рано – раньше.

Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания начальной формы наречия со словами более (менее):


бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее) громко.

Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:


бежать быстрее всех;

любить сильнее всего.

Простые формы наречий с суффиксами -ейше, -айше встречаются крайне редко, в основном в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь и т.д.

Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании:

Теперь лицо друга стало веселее (прилагательное).

Весной солнышко светит веселее (наречие).

2. Закрепление нового материала.

Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий.

Образец:

взглянуть строго – строже (более строго) – строже всех.

Умно – умнее (более умно) – умнее всех.

Холодно – холоднее (более холодно) – холоднее всего.

Жарко – жарче (более жарко) – жарче всего.

Сладко – слаще (более сладко) – слаще всего.

Интересно – интереснее (более интересно) – интереснее всего.

Радостно – радостнее (более радостно) – радостнее всего.

3. Возьмите на заметку! Теоретический материал.

Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:

имя прилагательное наречие
1) обозначает признак предмета 1) обозначает признак действия;
2) относится к имени существительному 2) относится к глаголу
3) отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 3) отвечает на вопросы как? каким образом?
4) в предложении выступает в роли сказуемого: Наше озеро (какое?) глубже реки. 4) в предложении выступает в роли обстоятельства: Аквалангист нырнул (как?) глубже расставленных сетей.

4. Закрепление нового материала.

Задание.Выразительно прочитайте стихотворение Н.Языкова. Чем являются выделенные слова – наречием или прилагательным?

Мой друг! Что может быть милей (прилагательное)

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей (прилагательное),

Там радостней (прилагательное) весна златая,

Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,

Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),

Там сладостней (наречие) журчит поток,

Там соловей поет звучнее (наречие),

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).

III. Тренировочные упражнения.

1. Сравнительная и превосходная степени.


Задание. В соответствии с теоретическим материалом данного урока заполните таблицу.

Степени сравнения наречий

сравнительная превосходная
простая составная простая составная
печально
интересно
звонко
низко
строго

2. Прилагательное или наречие?


Задание. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова являются краткими прилагательными, а в каких – наречиями.

Взлететь высоко – наречие.

Говорил громко – наречие.

Полотно красиво – прилагательное.

Рисует красиво – наречие.

Здание высоко – прилагательное.

Движение быстро – прилагательное.

Плыл быстро – наречие.

Звучание громко – прилагательное.

Утро прохладно – прилагательное.

Встретил прохладно – наречие.

3. Сравнительная или превосходная?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной.

Бежать быстрее – сравнительная.

Бежать быстрее всех – превосходная.

Любить сильнее – сравнительная.

Любить сильнее всего – превосходная.

Смеяться громче – сравнительная.

4. Тест по теме «Степени сравнения наречий».

1. У наречий отсутствует следующая степень сравнения:

1) простая сравнительная;

2) простая превосходная;

3) составная сравнительная;

4) составная превосходная.

2. Простая сравнительная степень наречий образуется с помощью:

1) окончаний;

2) словообразующих суффиксов;

3) формообразующих суффиксов;

4) приставок.

3. Укажите суффиксы, не участвующие в образовании простой сравнительной степени наречий:

4. Составная сравнительная степень наречий образуется с помощью слов:

1) самый, самая;

2) наиболее, наименее;

3) всех, всего;

4) более, менее.

5. В каких вариантах все словосочетания содержат наречия в сравнительной степени?

1) Поднялся выше, нарисовал красивее;

2) поднялся выше всех, нарисовал красивее, сделал быстрее, бросил дальше;

3) кричит громче, говорил дольше, поднялся выше, раскрасил менее ярко;

4) спел громко, нарисовал красивее, поднялся выше.

6. Какое предложение содержит наречие в сравнительной степени?

1) На улице весело смеются дети.

2) Всех веселее звучал голосок Катеньки.

3) На снимке лицо Бориса веселее.

4) Сегодня ансамбль пел веселее и громче.

7. Укажите предложения, в которых есть наречия в сравнительной степени.

1) Звонок звенел все громче и настойчивее.

2) День ото дня глаза ее делались грустнее.

3) И молча он коня седлает, страшнее взор его пылает.

4) Злее человека я не встречал.

8. Какое слово не является наречием в сравнительной степени?

1) Вернее;

2) проще;

3) жесточайше;

4) дальше.

9. В каких предложениях есть наречие в сравнительной степени?

1) Всегда труднее сказать правду о себе самом.

2) Эта задача труднее предыдущих.

3) Решиться на серьезный поступок труднее, чем что-либо обещать.

4) Труднее всех приходится тем, кто осваивает новые маршруты.

10. Составная превосходная степень наречий обозначает, что признак:

1) проявляется в большей степени;

2) проявляется в наибольшей (наименьшей) степени;

3) проявляется не всегда;

4) присутствует в значительном количестве.

11. Составная превосходная степень наречий образуется с помощью:

1) суффиксов -айш-, -ейш- от наречия;

2) слов очень, слишком от наречия;

3) слов всех, всего и наречия сравнительной степени;

4) слова всех и наречия.

IV. Задание повышенной трудности.

Словоформа выше.

Вопрос. Какой частью речи является словоформа выше в примерах:

1) Колокольня выше церкви.

2) Колокольня расположена выше церкви?

Ответ:

В обоих примерах элемент выше представляет собой неизменяемую словоформу со значением сравнительной степени. Но для того, чтобы решить, к какой части речи она принадлежит, следует, во-первых, определить, с какой исходной формой она соотносится, а во-вторых, обратить внимание на ее синтаксическую функцию в высказывании.

В первом примере словоформа выше играет роль именной части составного сказуемого; исходной для нее является положительная степень прилагательного высокий (ср.: Колокольня высокая; Колокольня более высокая, чем церковь). Во втором примере выше – это обстоятельство, и соотносится эта словоформа с наречием высоко (ср.: Колокольня расположена высоко; Колокольня расположена более высоко, чем церковь). Таким образом, в первом примере выше – прилагательное, во втором – наречие.

V. Творческие задания.


1. Сочиняем рассказ.

Задание. Найдите и подчеркните словосочетания, содержащие наречия в сравнительной и превосходной степенях. Придумайте и запишите рассказ на тему школьной жизни, используя как можно больше данных словосочетаний с наречиями.

Громче всех поздоровался; ужасно не хотелось; плохо знал; моментально подумал; бодро завел; плетется рысью; уже рассердилась; только сбиваешь; читай наизусть; кричал громко; читай сейчас же; прекрасно понял; смотрела внимательно; смотрел еще внимательнее; сразу вспомнил.

Задание. Вспомните все, что вы узнали о степенях сравнения наречий, составьте и запишите диалог – спор двух мальчиков, отправившихся в путешествие.

VI. Занимательный материал к уроку.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

Ответ: внутри.

Ответ: сзади.

Урок 4. Тема: «Словообразование. Образование наречий»

Цели урока:

• ознакомление с разными способами образования наречий;

• формирование умения образовывать наречия от других частей речи;

• формирование умения различать способы словообразования;

• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. От чего образованы наречия? Напишите слова, от которых образованы данные наречия.


Образец: артистично – артистичный.

Певуче – (певучий);

искусно – (искусный);

щемяще – (щемящий);

искусственно – (искусственный);

вызывающе – (вызывающий).

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) с двадцатью пятью рублями;

2) нет претензий;

3) хуже всего;

4) не ложите сюда тетради.

1) в обеих сумках;

2) беги;

3) положь;

4) красивее.

1) в пятистах шагах;

2) пять килограммов;

3) более красивее;

4) лягте на коврик.

II. Объяснение нового материала.

Работа с учебником или материалами презентации, выполненной в программе PowerPoint.

Наиболее распространенными способами образования наречий являются следующие:

1) суффиксальный: быстрый – быстро, творческий – творчески;


2) приставочно-суффиксальный: сухой – досуха, изнанка – наизнанку;


3) приставочный: хорошо – нехорошо, куда – никуда;

4) сложение разных видов:

сложение слов: еле, еле – еле-еле;

сложение с первым элементом полу-: полулежа;

сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.

Задание. Определите способ образования наречий:

1) четырежды – (суффиксальный);

2) засветло – (приставочно-суффиксальный);

3) назавтра – (приставочный);

4) давным-давно – (сложение слов).

III. Тренировочные упражнения.

• Способ образования наречий.

Задание 1. Определите способ образования данных наречий:

вдали – (приставочно-суффиксальный);

медленно – (суффиксальный);

мягко – (суффиксальный);

быстро-быстро – (сложение слов);

тише – (суффиксальный);

когда-то – (суффиксальный).

Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).

Искренне, осуждающе,
когда-либо
Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса
Вкось, замуж, вплавь Наречия, образованные путем сложения
По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна Наречия, образованные с помощью суффиксов
Полушутя, полулежа Наречия, образованные с помощью приставок

• Словообразовательные «цепочки».

Задание 3. Восстановите словообразовательные цепочки:

неописуемо – (неописуемый – описать) – писать;

безумно – (безумный – умный) – ум;

бесконечно – (бесконечный – конечный) – конец;

разнообразно – (разнообразный) – разный + образ.

• Анализ текста.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.

Он запел.

(Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.

Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками.

Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.

(С.Г. Скиталец)

• Приставочный способ словообразования.

Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.


Образец записи: не + мало – немало.

Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.

• Наречие как часть речи.

Задание 6. Перепишите текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения. Выполните морфологический разбор наречий неописуемо и выше.

А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине ее между черными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери.

Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черными стволами и была неутомима пляска этих фигур.

(М.Горький)

• Тест по теме «Словообразование наречий».

1. Наречия от прилагательных образуются:

1) с помощью приставок;

2) с помощью суффиксов;

3) с помощью соединительных гласных.

2. Наречия от существительных можно образовать:

1) с помощью суффикса -о;

2) с помощью суффикса -и;

3) с помощью суффикса -ом;

3. Наречия можно образовать:

1) от всех самостоятельных частей речи;

2) только от прилагательных;

3) от прилагательных, существительных и числительных.

4. Наречия не могут образовываться:

1) сложением основ;

2) переходом из одной части речи в другую;

3) приставочно-суффиксальным способом;

4) могут образовываться любым из этих способов.

5. Укажите верный вариант словообразовательного разбора:

1) слева – левый (от прилагательного приставочно-суффиксальным способом);

2) слева – влево (приставочно-суффиксальным способом от наречия).

6. Определите, как образовано наречие почти:

1) от глагола почитать;

2) от глагола чтить;

3) от существительного чтиво.

IV. Творческие задания.

Задание 1. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.

Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.

Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.

• Вспоминаем фразеологизмы.

Задание 2. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.

Положа руку на сердце честно
У черта на куличках далеко
Рукой подать близко
К ак в аптеке точно
Как баран на новые ворота недоуменно
На широкую ногу расточительно
Черным по белому ясно
Битый час долго
Бок о бок рядом
Вверх дном кувырком
Веки вечные навсегда
На вес золота дорого
Душа в душу дружно
Не покладая рук старательно

Задание 3. Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст.


Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху.

Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой.

(П.Проскурин)

Воспользовавшись данным текстом, выпишите наречия, образованные:

1) приставочным способом – . ;

2) суффиксальным способом – . ;

3) приставочно-суффиксальным способом – . .

V. Занимательный материал к уроку.


Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

2. Горюнова Г.Г., Лобановская З.Д., Долженко О.А. Наречие и красноречие. Практикум по русскому языку. СПб.: Паритет, 2004.

3. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Для олимпиад, викторин и самообразования. Минск: ООО «Новое знание», 2004.

4. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1998.

5. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. 7-й класс.
М.: Материк-Альфа, 2004.

[spoiler title=”источники:”]

https://skysmart.ru/articles/russian/narechie

https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200700708

[/spoiler]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня…

Урок русского языка в 7 классе “Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий”

Урок начинается с игры “Что?Где? Когда?”. Новый материал объясняется в форме сказки, что для детей понятнее….

Конспект урока + презентация по теме: “Правописание наречий. Дефис в наречиях”.

Основными задачами данного урока являются: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий; учить находить наречия в тексте; формировать навык правильного написания наречий….

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий…

Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Конспект урока “Наречие как часть речи. Правописание наречий” представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К…

Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий Различение наречий и созвучных им сочетаний других частей речи с предлогами

Маршрутный лист дистанционного урока…

Обобщение изученного в теме «Правописание наречий». Употребление наречий в речи. Стилистическая окраска наречий. Предупреждение ошибок, связанных с употреблением наречий.

Маршрутный лист дистанционного урока…

Обобщающий урок по русскому языку по теме: «Наречие» 7 класс

Глухова Александра Павловна – учитель

русского языка и литературы МБОУ «Кадетская

школа имени генерал-майора милиции

В,А, Архипова» г. Чебоксары

Аннотация

Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по русскому языку и литературе, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. Развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно-ориентированным, помогает связи обучения с жизнью. В данной работе представлена разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Наречие» с использованием приемов технологии развития критического мышления. Урок сопровождается презентацией.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

  • подготовительный — стадия вызова;

  • собственно восприятие нового — смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

  • присвоение информации — стадия рефлексии.

Цель: обобщить и систематизировать учебную информацию по теме «Наречие»

Задачи:

  • организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при изучении темы знания, умения, навыки;

  • способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости, смекалки, творческих способностей и воспитанию любви к русскому языку, воспитанию духа здорового соперничества и взаимоподдержки.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации материала

Технология: критическое мышление

Приемы технологии развития критического мышления: кластер, ЗУХ

Формы работы: индивидуальная, парная

Ход урока:

  1. Организационный момент (слайд 2)

Учитель:

– Прозвенел звонок для вас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс ваш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья!

– Ребята, сегодня мы работаем на маршрутных листах, которые приготовлены специально для урока. В них вы будете производить все необходимые действия и разборы, а в конце урока сдадите на проверку.

Открываем свои тетради и записываем сегодняшнее число. А вот тему урока вы определите сами, разгадав загадку.

— Разгадайте загадку «Составь слово», чтобы узнать, о какой части речи сегодня пойдёт разговор (слайд 3).

От слова изречение взять корень;

От слова навыпуск взять приставку;

Окончание слова одеяние.

– Записываем тему урока «Наречие». ( слайд 4)

1.Актуализация знаний

– Запишите 4 термина, найдите среди них «Четвёртое лишнее»: Сказуемое, наречие, определение, дополнение (обстоятельство) (слайд 5)

Лишним является термин наречие, так как 3 термина называют члены предложения, а лишний называет часть речи

– Давайте повторим, что знаем о наречии

Запишите это в своей таблице «ЗУХ» (Лист сопровождения)

Знаю

Узнал на уроке

Хочу узнать

Выявить то, что прописали в 1 графе таблицы, нацелить на работу.

I. Вызов

Прием «Кластер»

Вызываются 3 ученика для составления кластеров, дать им время для обдумывания.

Первый ученик составляет 1 кластер по теме «Наречие как часть речи» (слайд 6).

Пока составляется кластер, остальные пишут творческий диктант.

По лексическому значению определить слово и записать его.

1. Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине).

2. Лист бумаги, сложенный в четыре раза (вчетверо).

3. Равнина, разделенная оврагом пополам (надвое).

4. Дежурные, убиравшие класс два раза (дважды).

5.Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно).

– Проверяем теорию 1 кластер (учащиеся по одному выходят и называют содержание блока) Это значение, вопросы, морфологические признаки, роль в предложении, степени сравнения и разряды (эти блоки выделены другим цветом).

– Почему два блока выделены другим цветом? (эти блоки нужно дополнить)

Второй ученик составляет кластер 2 по теме «Разряды наречий» (слайд 7)

– Проверяем кластер 2 «Разряды.

– На маршрутном листе, по которым я буду оценивать вас, есть таблица (слайды 8). Посмотрите и вспомните значения и вопросы, на которые отвечают наречия.

Разряд

Вопросы

Примеры

Наречия места

Где? Куда? Откуда?

Наречия времени

Когда? С каких пор? До каких пор?

Наречия причины

Почему?

Наречия цели

Зачем?

Наречия образа действия

Как? Каким образом?

Наречия меры

На сколько? В какой степени? Сколько ? Во сколько?

В какой мере?

– О чем же говорят наречия? (О том, как, когда, где, по какой причине и с какой целью происходит действие).

– Что нам поможет определить группу наречия? (вопрос)

– Давайте сопоставим ваши таблицы с таблицей на слайде 9.

Третий ученик составляет кластер по теме «Степени сравнения наречий»

– Проверяем кластер 3 «Степени сравнения» Объясните, как образуются степени сравнения, с помощью каких слов и морфем.

Устно показать образование сравнительной и превосходной степени от наречия красиво, далеко, высоко.

красиво – красивее – наиболее красиво (красивее всех)

далеко – дальше – дальше всех

высоко – выше – выше всех 

II. Стадия осмысления содержания.

С теорией справились, закрепим ее на практике

Взаимопроверка (поставить друг другу + или – )

Тестирование «Наречие это»..

 Посмотрите на слайд 10, рядом с цифрами вы будете ставить “+”, если вы согласны с утверждением, и “-”, если не согласны. Ответы отметьте в маршрутных листах.

  1. Наречие – это самостоятельная часть речи.

  2. Наречие – служебная часть речи.

  3. Наречие не имеет окончания.

  4. Наречие – изменяемая часть речи.

  5. Наречие обозначает признак предмета по действию

  6. Наречие обозначает признак действия.

  7. В предложении наречие играет роль обстоятельства.

  8. Наречие может отвечать на вопрос сколько?

  9. Наречие имеет форму слова.

  10. Наречия можно разделить на смысловые группы.

Задание: обменялись друг с другом листочками и проверили работы. На слайде 11 вывешены правильные ответы, сравните их с тем, что у вас получилось.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+ + + – + + – + – –

Неправильные ответы зачеркнуть, подсчитать количество неправильных ответов. Если сделана 1 ошибка или не сделано ни одной, то поставьте “5”, если 2 ошибки – “4”, если 3 или 4 ошибки, то “3”.

Индивидуальное задание, Сделать устно морфологический разбор наречия в предложении Ложатся тихо3 ночи тени.(И.Суриков)

Ложатся тихо

  1. Наречие, обозначает признак действия;

  2. Ложатся (как) тихо неизменяемое, определительное наречие;

  3. В предложении является обстоятельством

Физкультминутка (слайд 12)

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Творческая работа с текстом: вставьте подходящие по смыслу наречия, определите разряд. Конкурс на лучшую работу, сравнение с авторским текстом. ( Слайды 13-14)

Начинает смеркаться. Солнце … опускается за лес. Оно бросает несколько … тёплых лучей, которые прорезывают огненной полосой весь лес, обливая верхушки сосен.

Всё слилось … в серую, … в тёмную массу. Пение птиц … ослабевало.

… они совсем замолкли.

(пропущенные наречия: уже, чуть-чуть, сначала, потом, постепенно, вскоре)

Авторский текст. Начинает смеркаться. Солнце уже опускается за лес. Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен. Всё слилось сначала в серую, потом в тёмную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли.

Игра «Корректор» (слайд 15)

Поиграем в корректора. Найдите ошибки с следующем тексте:

Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь.

Работа в парах. Замените фразеологизмы синонимами (наречиями) (слайды 16-17). Определите разряды наречий.. К доске выходят по 2 ученика. Один заполняет графу Наречие, второй – разряд этого наречия.

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

честно

Образа действия

У чёрта на куличках

далеко

наречие места

Битый час

долго

наречие времени

Бок о бок

рядом

наречие места

Душа в душу

дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени

Самостоятельная работа (слайд 18)

– Прочитайте предложения. К какой части речи относятся выделенные слова?

Выпишите наречия и укажите, к каким группам по значению они относятся.

  • Но однажды поутру прискакала кенгуру.

  • Невдалеке тускло блестела река.

  • На берегу реки теперь стало совсем темно.

  • Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.

  • Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!

Коллективная проверка “по цепочке” с объяснением. (Слайд №18).

  • Однажды поутру – время

  • Невлалеке – место

  • Тускло- образа действия

  • Теперь-время

  •  совсем – степень

  1. Рефлексия

– Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Оцените личное отношение к проведенному уроку.

На уроке я чувствовал(а) себя ……….. (комфортно, удобно, хорошо)

Информацию о наречии я запомнил(а)………. (хорошо, крепко, с трудом, плохо)

Урок прошёл …………. (быстро, весело, интересно, скучно)

Синквейн о наречии:

1. Наречие

2. Несклоняемое, неспрягаемое ( т.е неизменяемое)

3. Поясняет, уточняет, раскрывает.

4. Наречие обогащает нашу речь.

5. Уточнение.

Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
1.___________________ не болеть.

2.___________________ выглядеть.

3.___________________ улыбаться.

4.____________________быть преданными своему делу.

5.Живите _______________.

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно отражаются на доске.

Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра «Хороший зимний денек» (используя наречия: сегодня, светло, весело, дружно, слегка, вдали, мгновенно и др.)

Литература:

  1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования. 2005. Вып. 2. 94 c.

  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 c.

  4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя. М., Просвещение, 2001, стр. 46-94.

  5. Нарушевич А.Г. «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку».

  6. Сенина Н.А. «Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс». Ростов-на-Дону. Издательство «Легион», 2009

  7. Фёдорова М.В Уроки русского языка в 7 классе». Москва. Издательство «Просвещение», 2001.

  8. Шарова Н.А. «Русский язык. Тематические тесты. Итоговое тестирование. Система подготовки 9-11 классы». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009

Тип урока. Обобщающее повторение по теме
“Наречие”.

Цели урока:

Обучающая: систематизация знаний о наречии;
формирование умения находить в тексте наречия и
и объяснять их правописание, развитие умения
работать с текстом, определять роль наречий в
данном тексте.

Воспитательная: воспитание положительного
отношения к знаниям; доброжелательного
отношения и взаимопомощи.

Развивающая: развитие инициативы и
самостоятельности, умения работать в заданном
темпе.

Оборудование: индивидуальные карточки
с заданиями, словари, рабочая карта урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, тема нашего урока “Повторение по теме
“Наречие”. О чем сегодня мы будем говорить?
Какие вопросы обсуждать?

Наречие – это самая молодая и непокорная часть
речи, и если вы не соблюдаете законов русского
языка, то она может обойтись с вами коварно,
упрямо, хитро, а для кого-то станет другом, и будет
вести себя с ним по-хорошему, по-доброму,
по-товарищески. И наша задача сегодня повторить
все, что мы знаем о наречии, и найти ему достойное
применение в тексте. На доске написано
“Наречие” и вам предстоит подняться по этим
ступеням к вершине, а как вы к этому готовы,
определите сами: работа в индивидуальных картах (
Приложение 1); выставление оценок в
рабочую карту урока ( Приложение 2)

3. Самооценка знаний. Выберите цифру 1-3 по
уровню знания изученного материала

(1 – знаю хорошо; 2 – сомневаюсь; 3 – не знаю).

Ошибка! Закладка не определена.

Поднимите руку те, кто под цифрой 3 отметил
больше 2 вопросов? А у кого этой цифры нет вообще?

Вывод: те вопросы, напротив которых вы
поставили цифру 2, 3 для дополнительного изучения
дома (дом. задание: подготовка к зачету),
посмотрите , улучшится ли результат после урока.

4. Игра “Согласен – не согласен”.


Вопрос: Я утверждаю, что наречие ещё пишется
с буквой о, так как она стоит под ударением.

Ответ: Я не согласен, так как это слово
исключение, то надо писать букву Ё

Вопрос: Я утверждаю, что наречие без
оглядки
я напишу раздельно.

Ответ: Да. Я согласен, так как в этом слове
приставка оканчивается на согласный, а слово
начинается на гласный.

Вопрос: Я утверждаю, что в наречии доходчиво
я напишу окончание о.

Ответ: Я согласен с тем, что напишем букву о,
но в наречии это суффикс, так как наречие
неизменяемая часть речи.

(Можно преложить учащимся задать свои вопросы,
подготовленные дома)

5. Ступени к вершине “Наречие”. № 2


На доске в форме ступенек расположены цифры
от 1 до 6, постепенно выполняя практические
задания к каждой ступени, ребята понимаются к
вершине наречия. Задания выполняются в
индивидуальных карточках (1 и 2 вариант, 1 вариант
повышенной сложности)

Результаты своей деятельности они заносят в
“Рабочую карту урока” в графу “Самооценка” .

Вопрос: Вспомните определение наречия,
вставьте пропущенные слова.

1.Наречие как часть речи.

Вставьте пропущенные слова.

1.Наречие – самостоятельная часть речи,
которая обычно обозначает признак действия.

Отвечает на вопросы где? куда? зачем? с какой
целью? как? зачем? когда? и др.

2. Наречия не изменяются.

3. В предложении наречия чаще всего бывают
обстоятельствами.

Контроль: один ученик рассказывает
правило, учащиеся, работая в парах, проверяют
записи и выставляют оценку в карту.

2.Степени сравнения наречия

а) Образуйте от данных наречий все возможные
формы сравнительной и превосходной степени.

  1. Уверенно – уверенней; более уверенно; уверенней
    всех. Редко – реже; более редко; реже всех.
  2. Тонко – тоньше; более тонко; тоньше всех.

Вопрос: Как в предложении можно отличить
наречие в сравнительной степени от
прилагательного в сравнительной степени?

а) Подчеркните слова в форме сравнительной
степени, как члены предложения
.

А) Человеческое слово стрелы острее. Б) Больше
слушай, поменьше говори.

Контроль: выполнение задания на доске,
ученики сверяют задание и выставляют оценку в
карту.

3.Правописание НЕ с наречиями.

Напишите слитно НЕ с теми словами, где это
необходимо. Графически бъясните правописание.

а) Невдомек; взлететь не высоко, а низко;
сказать нелегко; далеко не ласково; нелепо;
невежливо; ничуть не весело; немало; не
по-весеннему; не медленно, а быстро; совсем не
громко.

Напишите слитно НЕ с теми словами, где это
необходимо.

б) Не широкая, а узкая река; ненастная ночь;
негромкий шепот; немигающий взгляд; трава не
скошена; еще не выученные уроки; ничуть не весело;
не решив задачу; вырыть неглубоко; поступить
нелепо.

Контроль: проверяем “по цепочке”, оценку
выставляем в карту.

4. Буквы О и А на конце наречий

Допишите в словах суффикс О или А.

Снова Стеснительно Начерно 1. а 6. о 11. о
Слева Влево Дочерна 2. а 7. о 12. а
Вправо Затемно Досуха 3. о 8. о 13. а
Добела Изредка Дотемна 4. а 9. а 14. а
Сначала Искоса Насухо 5. а 10. а 15. о

Контроль: на доске заранее записаны
ответы, взаимопроверка в парах. Комментирование
правописания слов теми учениками, которые
допустили ошибки. Выставление оценок в карту.

5. Дефис между частями слова в наречиях.

Напишите дефис там, где он необходим.

    1. Светило по-зимнему; кое-где; бок о бок; откуда-то;
      видимо-невидимо; по вашему мнению; сделаем
      по-вашему; сколько-то; точь-в-точь; по совести; по
      двое; во-вторых; когда-нибудь; живем по-старому;
      юго-восточный; кое к кому.

Контроль: работа на доске;
комментированное письмо. Выставление оценок в
карту.

6. Слитное и раздельное написание наречий.

Распределительный диктант. Запишите наречия в
две колонки 1) слитное написание, 2) раздельное
написание.

В насмешку, неподалеку, на дом, смолоду, бок о
бок, с разбегу, оземь, на боковую, в охапку,
впопыхах.

Замените выражения синонимичными наречиями и
запишите их в нужный столбик

Прийти в точно назначенное время – вовремя;

Разделить на две части – надвое;

Сильно испугать – до смерти;

Сделать приблизительно – на глазок;

Работать хорошо – на совесть;

Шить платье руками – вручную

Контроль: ученик читает слова одной из
колонок, взаимопроверка работы, выставление
оценок в карту.

Вывод: вы показали, что теорию вы знаете
неплохо и с практической частью справились.
Оцените свои знания по каждой ступени по 5
балльной шкале, сложите получившийся результат,
если у вас 16-21 б – “3”; 22-26 – “4”; 27-30 – “5”.

Поднимите руки те, кто смог дойти до самой
вершины, а кому не хватило сил еще на один шаг,
остальные могут еще взять реванш на зачете, так
что есть к чему стремиться.

6. Работа с текстом.

1) А сейчас попробуем определить, какую роль
играют наречия в нашей жизни, и как важно знать их
правописание и употребление в речи.

Индивидуальные задания: (приложение
3) задания были даны заранее, на уроке учащиеся
читают текст и отвечают на вопросы

Найти наречия, определить их роль в тексте.

  1. Карточка № 1

Звезды сверкали остро и холодно, но небо
на востоке стало светлеть. Деревья понемногу
выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошелся
такой сильный и свежий ветер, что лес сразу
ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.


  • Как бы вы озаглавили отрывок? (Рассвет. В лесу)
  • Чем необычна нарисованная автором картина леса?
    (Образная, выразительная, яркая)
  • Чем это достигается? (Использованием таких
    словосочетаний глаголов с наречиями, как
    сверкали остро и холодно, зашумел полнозвучно и
    звонко, тревожно)
  1. Карточка № 2

Я посмотрел направо и увидел конец нашего
поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел
налево и увидел наш паровоз, он вовсю
карабкался вверх, как какой-нибудь жук. Я
догадался, что здесь поворот. А рядом была
тропочка, и я увидел, как впереди по ней идет
человек.

  • Найдите наречия.
  • Что они обозначают? (Место и направление
    движения, время)
  • Действия каких глаголов они описывают? (
    Глаголов посмотрел, увидел, показалось)
  • Для чего автор использует их в речи? (Наречия
    придают особую точность, детальность)

Вывод: наречия, выражая признак действия,
выступают в роли эпитета. Такие наречия
эмоционально окрашивают действие, уточняют и
конкретизируют описание целой картины. Без них
утратилась бы живописность, эмоциональность
авторских характеристик, а также наречие служит
средством связи предложений в тексте.

2) Я вам предлагаю прочитать в вашей
индивидуальной карточке отрывок из рассказа И.С.
Тургенева “Бежин луг” и ответить на 1-3 вопрос,
затем работаем самостоятельно, выполняя задания
в карточке.

1. Мне попалась какая (то) зар_сшая доро_ка и я
отправился по ней внимательно поглядывая вперед.
2. Все кругом быстро чернело и ут_хало, одни
перепела изредк_ кричали. 3. (Не) большая ночная
птица (не) слышно и низк_ мчавшаяся на своих
крыльях почти наткнулась на меня и (________) нырнула
в сторону. 4. Я с трудом различал отдельные
предметы. 5. Поле (не) ясно белело вокруг. 6. Глухо
отдавались мои шаги в застывающем воздухе. 7. Да
где же это я повторил я опять (в) слух остановился
и посмотрел на свою собаку Дианку.


Задания к тексту:


  1. Прочитайте текст выразительно, определите
    основную мысль текста.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип речи.
  4. Подумайте, какое наречие мог использовать автор
    в 3 предложении.
  5. Расставьте в тексте недостающие знаки
    препинания.
  6. Выпишите из текста 3 словосочетания с наречиями.
  7. Подберите синонимы к наречиям: пугливо,
    внимательно, изредка
    .
  8. Выпишите из текста слова с пропущенными
    буквами, графически объясните их правописание.
  9. Синтаксический разбор предложений 1 и 3.

Грамматические задания.

Ответьте ДА или НЕТ.


  1. В 7 предложении есть прямая речь.

  2. (В) слух пишется раздельно.

  3. В застывающем (воздухе) – это причастие.
  4. Слово мчавшаяся соответствует схеме:
  5. Наречие изредка образовано
    приставочно-суффиксальным способом.

7. “Сцены из жизни наречий”. (Приложение
4; творческая работа учащихся, подготовленная
самостоятельно)

8. Подведение итогов. Выставление оценок.
Итоговая оценка за урок будет выставлена
учащимся после проверки учителем индивидуальных
листов с учетом самооценки ученика.

9. Домашнее задание.

Составить кластер по теме “Наречие”.

Подготовиться к зачету по теме “Наречие”

Ответ:

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы: как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и др.

Наречия не изменяются.

В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

Наречия

Обстоятельственные

обозначают:

Образ действия.

Время.

Причину.

Цель.

Определительные

обозначают:

Меру.

Степень.

Качество действия.

Наречия

Сравнительная степень

Простая форма.

Составная форма.

Превосходная степень

Составная форма.

Объяснение: взял из источника :znanija.com

Добавить комментарий