Как составить кластер по биологии 5 класс

31.08.2022

Использование кластер-технологии на уроках биологии в условиях дистанционного обучения.

Ишкова Елена Сергеевна

Статья посвящена использованию кластер-технологии на уроках биологии. Содержит краткое описание кластер-технологии, возможности использование технологии на различных этапах урока при дистанционной форме обучения., конкретные примеры применения кластеров на уроках биологии.

Оценить




385

Содержимое разработки

Использование кластер-технологии

на уроках биологиив условиях дистанционного обучения.

учитель биологии и химии Ишкова Е.С.

Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Для достижения этой цели необходимы новые методы и приемы обучения.

В последнее десятилетие в нашем обиходе все чаще встречается понятие «кластер». Что же это такое?

Понятие «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие, гроздь»

В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Кластерную модель можно использовать на уроках биологии при объяснении нового материала, закрепления изученной темы, во время самостоятельной работы с учебником или на протяжении урока в целом. Можно использовать кластер для проверки домашнего задания (сл.3).

  • На этапе мотивации дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Кластер позволяет сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста и т.д.).

С помощью кластеров оптимально систематизировать большие объемы информации, что делает работу более четкой и логически выстроенной. Кластеры позволяют так же экономить время на уроке. Учитывая, что скорость письма у учеников разная, для записи информации в текстовом виде, затрачивается гораздо больше времени.

Смысл составления кластера в том, что текст графически организовывается на листе бумаги, т.е. посередине чистого листа вносится ключевое слово или предложение, которое является основным в раскрытии темы.

Далее вокруг ключевого слова записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Собирается кластер.

Например, при изучении темы «Строение и функции белков» кластер можно использовать на протяжении всего урока.

Ключевым словом кластера по теме «Строение и функции белков» являются «Белки».

Ученики в течение 3-5 минут обдумывают и записывают вокруг ключевого слова все то, что вспомнилось им по поводу данной темы (классификация, строение, структура, функции, свойства). Таким образом, вокруг ключевого слова «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы, т.е. появляется модель («хаос»).

В процессе диалога с учениками, учитель направляет, помогает систематизировать эту информацию. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Таким образом, создается модель «планета и ее спутники».

По ходу урока у каждого из «спутников», в свою очередь, также появляются «спутники» (например: энергетическая, защитная, ферментативная функции; классификация белков: простые и сложные (гликопротеиды, липопротеиды, нуклеопротеиды); первичная, вторичная, третичная, четвертичная структура белка), устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается кластер, который графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

Кластер может быть также использован и для организации работы дома.

Ученик самостоятельно выстраивает для себя своеобразный опорный конспект с логическими связями компонентов. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 – 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Учащиеся с удовольствием используют кластеры.

Размеры кластера могут быть различны. При отсутствии времени кластер может содержать не более трех-четырех элементов, так как расширенный кластер может потребовать достаточно много времени.

Подобный подход к изучению материала укрепляет у учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

При дистанционном обучении можно применять несколько видов кластеров:

Классический кластер

В центре листа записывается ключевое слово и вокруг него основные термины и понятия его характеризующие.

Например:

 

При более сложных темах можно помочь учащимся основными категориями, например

Дополнительные категории учитель дает либо сам, либо помогает ученикам наводящими вопросами, помогает учащимся сформулировать их самостоятельно.

Кластер («гроздья») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

Например, на уроке биологии при изучении Опорно-двигательной системы, конкретно скелета человека

или при обобщении по теме «Водоросли» (сл.9)

Бумажный кластер (можно использовать в качестве домашнего задания) В таком случае ученики готовят карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем на уроке кластеры проверяются и обсуждаются.

Кластер с нумерацией слов.

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Кластер с нумерацией слов составляется следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, начинается обсуждение последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимся проставляет номера очередности возле записанных слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

Например:Урок в 8 классе, при проверке домашнего задания по теме «Строение организма человека». Составит рассказ «Уровни организации человека», уровни нумеруют цифрами.

Обратный кластер.

Данный вид кластера используется на стадии мотивации для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы урока или на других стадиях как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов) Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока:

Таким образом, можно выделить несколько способов работы с кластером:

  • Заполнить кластер.

  • Исправить ошибки.

  • Определить главный термин.

  • Завершить неполный кластер.

  • Определить главный термин

  • Составить краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера

В результате работы с кластерами учащиеся:

  • Активизируют свою мыслительную деятельность, т.к. могут ставить вопросы, выделять главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи, выражать умозаключения и понимать проблему в целом.

  • Развивают способность к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/504230-ispolzovanie-klaster-tehnologii-na-urokah-bio

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Описание презентации по отдельным слайдам:

  •  

 
 
 
 Кластеры по биологии. 
Методическое пособие для учителя.
 

    1 слайд

     

        Кластеры по биологии.
    Методическое пособие для учителя.

  • Способы работы с кластерами:
Составить новый кластер.
Составить краткий р...

    2 слайд

    Способы работы с кластерами:
    Составить новый кластер.
    Составить краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.
    Сделать коррекцию готового кластера цветными маркерами
    Завершить неполный кластер.
    Определить главный термин.
    Исправить ошибки.

  • Организационные  формы работы.
-Самостоятельно при выполнении домашней работы...

    3 слайд

    Организационные формы работы.
    -Самостоятельно при выполнении домашней работы.
    -Самостоятельно на практической работе.
    -В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер.
    -В составе учебной группы при участии преподавателя, в роли консультанта.
    -При выполнении контрольной работы на составление кластера, написание рассказа по кластеру, или определение терминов неполного кластера.

  • Найди ошибку

  • БИОЦЕНОЗсоставбиоценозбиотопструктуравидоваяморфологическаятрофическаяпирамид...

    7 слайд

    БИОЦЕНОЗ
    состав
    биоценоз
    биотоп
    структура
    видовая
    морфологическая
    трофическая
    пирамида
    численность
    биомасса
    энергия
    перевернутая
    круговорот
    вода
    азота
    фосфора
    кислорода
    и
    углекислого газа
    серы
    типы
    пустыня
    степь
    другие
    лиственный
    лес
    тундра
    лишайниковая
    моховая
    еловый
    другие
    сосновый

  • ЭКОЛОГИЯпитаниепродуцентыконсументыредуцентысообществапопуляциябиогеоцитозбио...

    9 слайд

    ЭКОЛОГИЯ
    питание
    продуценты
    консументы
    редуценты
    сообщества
    популяция
    биогеоцитоз
    биоценоз
    продолжительность жизни
    скорость роста
    разнообразие
    демография
    рождаемость
    плотность
    факторы
    полезные
    вредные
    антропогенные
    абиотические
    свет
    светолюбивые
    тенелюбивые
    вода
    гидро-
    гигро-
    мезо-
    ксеро-
    соленость
    температура
    теплолюбивые
    морозоустойчивые
    биотические
    позитивные
    симбиоз
    протокооперацил
    мутализм
    негативные
    паразитизм
    хищнечество
    конкуренции
    аменсалиции

  • питаниеавтотрофыгетеротрофымиксотрофыхемотрофыфотосинтезхлорофиллродопсинголо...

    10 слайд

    питание
    автотрофы
    гетеротрофы
    миксотрофы
    хемотрофы
    фотосинтез
    хлорофилл
    родопсин
    голозои
    хищники
    всеядные
    фитофаги
    сапрофиты
    паразиты

  • кровьсоставплазмаКлетки кровиэритроцитылейкоцитытромбоцитыфункциитранспортная...

    12 слайд

    кровь
    состав
    плазма
    Клетки крови
    эритроциты
    лейкоциты
    тромбоциты
    функции
    транспортная
    гуморальная
    выделительная
    терморегуляция
    защитная
    дыхательная
    группы
    I (00)
    II (AA,A0)
    III (BB,B0)
    IV (AB)

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Презентация, доклад на тему Кластеры по биологии. Методическое пособие для учителя.

Содержание

  • 1.

    Кластеры по биологии. Методическое пособие для учителя.

  • 2.

    Способы работы с кластерами:Составить новый

  • 3.

    Организационные формы работы.-Самостоятельно при выполнении домашней работы.-Самостоятельно

  • 4.

    Слайд 4

  • 5.

    Слайд 5

  • 6.

    Найди ошибку

  • 7.

    БИОЦЕНОЗсоставбиоценозбиотопструктуравидоваяморфологическаятрофическаяпирамидачисленностьбиомассаэнергияперевернутаякруговоротводаазотафосфоракислорода и углекислого газасерытипыпустынястепьдругиелиственныйлестундралишайниковаямоховаяеловыйдругиесосновый

  • 8.

    Слайд 8

  • 9.

    ЭКОЛОГИЯпитаниепродуцентыконсументыредуцентысообществапопуляциябиогеоцитозбиоценозпродолжительность жизнискорость ростаразнообразиедемографиярождаемостьплотностьфакторыполезныевредныеантропогенныеабиотическиесветсветолюбивыетенелюбивыеводагидро-гигро-мезо-ксеро-соленостьтемпературатеплолюбивыеморозоустойчивыебиотическиепозитивныесимбиозпротокооперацилмутализмнегативныепаразитизмхищнечествоконкуренцииаменсалиции

  • 10.

    питаниеавтотрофыгетеротрофымиксотрофыхемотрофыфотосинтезхлорофиллродопсинголозоихищникивсеядныефитофагисапрофитыпаразиты

  • 11.

    Слайд 11

  • 12.

    кровьсоставплазмаКлетки кровиэритроцитылейкоцитытромбоцитыфункциитранспортнаягуморальнаявыделительнаятерморегуляциязащитнаядыхательнаягруппыI (00)II (AA,A0)III (BB,B0)IV (AB)

  • 13.

    Слайд 13

  • 14.

    Слайд 14

  • 15.

    Слайд 15

  • 16.

    Слайд 16

  • 17.

    Слайд 17

  • 18.

    Слайд 18

  • 19.

    Слайд 19

  • 20.

    Слайд 20

  • 21.

    Слайд 21

  • 22.

    Слайд 22

  • 23.

    Слайд 23

Способы работы с кластерами:Составить новый кластер.Составить краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера. Сделать коррекцию готового кластера цветными маркерамиЗавершить неполный кластер.Определить главный термин.Исправить ошибки.

Слайд 1 

    Кластеры по биологии.
Методическое пособие для учителя.

     Кластеры по биологии. Методическое пособие для учителя. 


Слайд 2 Способы работы с кластерами:
Составить новый кластер.
Составить краткий рассказ по

готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.
Сделать коррекцию готового кластера цветными маркерами
Завершить неполный кластер.
Определить главный термин.
Исправить ошибки.

Способы работы с кластерами:Составить новый кластер.Составить краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих


Слайд 3Организационные формы работы.
-Самостоятельно при выполнении домашней работы.
-Самостоятельно на практической работе.
-В составе

малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер.
-В составе учебной группы при участии преподавателя, в роли консультанта.
-При выполнении контрольной работы на составление кластера, написание рассказа по кластеру, или определение терминов неполного кластера.

Организационные формы работы.-Самостоятельно при выполнении домашней работы.-Самостоятельно на практической работе.-В составе малой группы с последующим конкурсом на


Слайд 7БИОЦЕНОЗ
состав
биоценоз
биотоп
структура
видовая
морфологическая
трофическая
пирамида
численность
биомасса
энергия
перевернутая
круговорот
вода
азота
фосфора
кислорода
и
углекислого газа
серы
типы
пустыня
степь
другие
лиственный
лес
тундра
лишайниковая
моховая
еловый
другие
сосновый

БИОЦЕНОЗсоставбиоценозбиотопструктуравидоваяморфологическаятрофическаяпирамидачисленностьбиомассаэнергияперевернутаякруговоротводаазотафосфоракислорода и углекислого газасерытипыпустынястепьдругиелиственныйлестундралишайниковаямоховаяеловыйдругиесосновый


Слайд 9ЭКОЛОГИЯ
питание
продуценты
консументы
редуценты
сообщества
популяция
биогеоцитоз
биоценоз
продолжительность жизни
скорость роста
разнообразие
демография
рождаемость
плотность
факторы
полезные
вредные
антропогенные
абиотические
свет
светолюбивые
тенелюбивые
вода
гидро-
гигро-
мезо-
ксеро-
соленость
температура
теплолюбивые
морозоустойчивые
биотические
позитивные
симбиоз
протокооперацил
мутализм
негативные
паразитизм
хищнечество
конкуренции
аменсалиции

ЭКОЛОГИЯпитаниепродуцентыконсументыредуцентысообществапопуляциябиогеоцитозбиоценозпродолжительность жизнискорость ростаразнообразиедемографиярождаемостьплотностьфакторыполезныевредныеантропогенныеабиотическиесветсветолюбивыетенелюбивыеводагидро-гигро-мезо-ксеро-соленостьтемпературатеплолюбивыеморозоустойчивыебиотическиепозитивныесимбиозпротокооперацилмутализмнегативныепаразитизмхищнечествоконкуренцииаменсалиции


Слайд 10питание
автотрофы
гетеротрофы
миксотрофы
хемотрофы
фотосинтез
хлорофилл
родопсин
голозои
хищники
всеядные
фитофаги
сапрофиты
паразиты

питаниеавтотрофыгетеротрофымиксотрофыхемотрофыфотосинтезхлорофиллродопсинголозоихищникивсеядныефитофагисапрофитыпаразиты


Слайд 12кровь
состав
плазма
Клетки крови
эритроциты
лейкоциты
тромбоциты
функции
транспортная
гуморальная
выделительная
терморегуляция
защитная
дыхательная
группы
I (00)
II (AA,A0)
III (BB,B0)
IV (AB)

кровьсоставплазмаКлетки кровиэритроцитылейкоцитытромбоцитыфункциитранспортнаягуморальнаявыделительнаятерморегуляциязащитнаядыхательнаягруппыI (00)II (AA,A0)III (BB,B0)IV (AB)


Ладно, будем честны. Не каждый ребёнок поднимет руку при всём классе и признается, что чего-то недопонял. А потом ещё и постесняется на перемене подойти к учителю. В итоге в дз написано: составить кластер. В школе наверняка разбирали, что это такое. Но ребёнок молчит, а маме-папе делать. Разбираемся по порядку.

На занятии Школы развития читательских компетенций в Региональном центре чтения Юговки (Курган) слушатели составляли кластер о герое повести Астрид Линдгрен "Расмус-бродяга"
На занятии Школы развития читательских компетенций в Региональном центре чтения Юговки (Курган) слушатели составляли кластер о герое повести Астрид Линдгрен “Расмус-бродяга”

О чём речь?

Кластер — один из приёмов развития критического мышления через чтение и письмо, частный случай интеллектуальной карты (Mind Map). Кластер позволяет соединить одно понятие со многими, установить между ними взаимосвязь. Приём это используют для структуризации и систематизации информации, для закрепления изученного материала.

Как составить кластер?

Работа с кластером предполагает подбор компонентов, включающихся в понятие, которое является центральным в кластере, часто за счёт поиска ассоциаций. На иллюстрации вы можете увидеть кластер, составленный тьютором Школы развития читательских компетенций Юговки к занятию по отрывку из повести Астрид Линдгрен “Расмус-бродяга”. Тема этого кластера — образ мальчика-сироты Расмуса, главного героя повести. В изучаемом отрывке Расмус ещё не сбежал из приюта, поэтому можно говорить только о подготовке к характеризации этого героя.

  • Рисуем центр кластера — в данном случае схематичное изображение мальчика, подписываем, что это Расмус;
  • выделяем аспекты, по которым мы можем описать Расмуса (параметры, атрибуты): возраст, внешность, черты характера, окружение, любимые занятия и т. д.;
  • соединяем центральное понятие (Расмуса) с атрибутами с помощью стрелок или отрезков;
  • у каждого атрибута указываем конкретные данные;
  • далее каждый атрибут может быть дополнен собственными атрибутами (второго порядка и т. д.).
Пример кластера, составленный на занятии по отрывку из повести Астрид Линдгрен "Расмус-бродяга"
Пример кластера, составленный на занятии по отрывку из повести Астрид Линдгрен “Расмус-бродяга”

Зачем школьнику использовать кластеры?

  1. Это помогает визуализировать информацию;
  2. Это помогает ёмко изложить большой объем информации;
  3. Это помогает выделить зависимость различных понятий друг от друга;
  4. Это помогает отделить однородную информацию от разнородной;
  5. Это помогает в составлении устных и письменных текстов по центральной теме кластера.

Пользуетесь подобными приёмами в жизни? Напишите нам в комментариях, как — очень интересно!

Кластер – это форма представления информации виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу.

Содержание

  • Прием кластер: метод критического мышления
  • Принципы составления кластера
  • Правила создания кластера на уроке
  • Рекомендации по составлению кластера
  • Применение метода кластер
    • Пример использования приема кластер на уроке
  • Достоинства приема
  • Какие умения развиваются у ребенка
  • Какая польза для детей
  • Заключение

Прием кластер: метод критического мышления

кластер - метод критического мышления

На сегодняшний день образовательная система стремится к формированию у обучающихся способности самостоятельно мыслить. Педагогическая технология критического мышления стимулирует развитие интеллекта у детей. Один из методов, использующихся в этой технологии – прием «кластер».

Критическое мышление развивается в три этапа:

  • Вызов. Здесь педагог активизирует обучающихся, вовлекает класс или группу детей в процесс. Цель этого этапа – выявить и проговорить уже известные факты по заданной теме, а главное ­– поставить вопросы, на которые пока не получается найти ответы, обладая лишь имеющимися фактами.
  • Осмысление. На этом этапе происходит организация деятельности с источниками – фильмами, презентациями, текстами, а также анализ и обобщение выясненных фактов.
  • Самоанализ. На этой стадии все названные в начале занятия и только что появившиеся факты прорабатываются в креативной работе и подводятся итоги.

Метод кластеров – это элемент технологии развивающего обучения, который можно включить в процесс обучения на любом из этих этапов. На первом – с целью обобщения воспроизведенной информации, на втором – для структуризации полученной информации, на третьем – для систематизации новых знаний.

Также можно использовать метод кластеров от начала до конца урока. В этом случае, на начальном этапе обучающиеся фиксируют воспроизводимые факты в виде схемы, после работы с информацией – дополняют его, а на последнем этапе – подводят итоги по всему уроку, используя получившийся кластер.

Принципы составления кластера

Кластер необходимо оформлять в виде грозди или модели планеты со спутниками. По центру – ключевая мысль или понятие, на ответвлениях – смысловые единицы, напрямую связанные с центральным понятием, с которым они соединяются прямыми отрезками. Вокруг них – менее значительные мысли и факты, которые расширяют логические цепочки и наиболее полно раскрывают вопрос.

Правила создания кластера на уроке

правила создания метода кластер

То, где будет располагаться кластер, оформляющийся на уроке, зависит от способа его организации. Он может быть нарисован на доске, в личных тетрадях обучающихся или на отдельных листах. Будет лучше, если при его изображении пользоваться фломастерами и карандашами разных цветов, или хотя бы рисовать разные фигуры для понятий, относящихся, например, к одной ветви. Благодаря этому кластер получается более информативным и наглядным, с выделением самых важных моментов.

Рекомендации по составлению кластера

Можно дать несколько советов по наиболее успешному составлению кластера.

  • Применяя прием кластеров на занятии с большим количеством детей, необходимо привлечь к работе каждого ребенка, чтобы была возможность записать наибольшее количество мыслей и фактов.
  • Фиксировать стоит всё, что приходит на ум, не нужно бояться ошибиться. В ходе работы ненужные записи можно будет скорректировать или удалить.
  • Нет ничего страшного в большом количестве смысловых единиц. Будет здорово, если удастся найти между ними как можно больше взаимосвязей.

Применение метода кластер

применение приема кластер

Прием составления кластера часто используется начальной школе и для старшеклассников. Он применим почти на каждом из учебных предметов и при изучении любой темы. Форма проведения также зависит только от и педагогической цели – занятия могут быть организованы для одного человека, небольшой группы или целого класса. Возможно перетекание форм работы из друг в друга. Так, на вводном этапе урока детям предлагается самостоятельно структурировать имеющихся знаний, на второй – поработать в группах с предоставленной информацией и дополнить кластеры, а на последней – организовать общую деятельность всего класса по систематизации знаний и составление общей схемы. Также кластер может быть выдан для домашнего составления или самостоятельной работы, но для этого дети должны хорошо представлять процесс его составления.

Пример использования приема кластер на уроке

В качестве примера реализации приема, можно представить создание кластера на уроке биологии по теме «Клетка». Центральной смысловой единицей будет слово, одноименное с темой. На первой стадии обучающиеся вспоминают всё, что знают по этому вопросу. Например: единица жизни, ядро, оболочка, цитоплазма, митохондрии, вакуоли. Далее педагог предлагает прочитать параграф из учебника или специально подобранную интересную информацию по этой теме. В итоге в кластере появляются дополнительные звенья, которые учитель записывает на доске с использованием других цветов мела или маркера. Выводы урока строятся на основе анализа получившегося кластера, информация обобщается, обязательно обсуждается достоверность или ошибочность изначальных записей, сделанных на этапе введения в тему.

Достоинства приема

Метод кластеров, как прием технологии критического мышления, имеет следующие положительные стороны:

  • возможность охвата сразу достаточно обширной учебной информации;
  • вовлечение и заинтересованность всех обучающихся в образовательный процесс;
  • дети не боятся ошибиться, поэтому у них повышается открытость и активность во время занятия.

Какие умения развиваются у ребенка

ребенок анализирует

В результате систематического использования метода кластеров в процессе изучения нового материала, у обучающихся развиваются следующие навыки:

  • задавать адекватные вопросы;
  • выявлять главное и второстепенное;
  • находить причинно-следственные связи;
  • анализировать и сравнивать;
  • применять метод индукции при понимании проблемы в целом;
  • строить умозаключения;
  • проводить аналогии.

Какая польза для детей

Учителя отмечают, что прием кластеров – это настоящая педагогическая находка, которая способствует тому, что дети учатся систематизировать учебную информации и собственные мысли. Ребята учатся обдумывать и отстаивать собственную позицию на основе своих умозаключений, жизненного опыта и имеющихся знаний. Также при составлении кластеров развивается навык распределения внимания сразу на несколько позиций и психологическую готовность к креативной обработке знаний.

Заключение

Педагогический прием «составление кластера» предполагает создание некоторой схемы, обобщающей имеющиеся факты и дающей ответы на сформулированные в начале работы вопросы. Занятия с использованием метода кластеров дают обучающимся возможность обозначить свою позицию на видение того или иного вопроса, проявить свои лучшие стороны, свободно заниматься креативной деятельностью. При использовании нетрадиционных методов обучения в образовательном процессе, у детей повышается уровень мотивации, они учатся сотрудничать и в полной мере испытывают чувство собственного достоинства.

Добавить комментарий