Кластеры на уроках физики Уроки физики с использованием составления кластера, который способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся.
Ключевые слова: кластер, педагогическая технология.
«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.» М. Булгаков
С введением новых образовательных стандартов изменились требования к процессу обучения. Теперь целью обучения является не предметный, а метапредметный, личностный результат. Именно активность учащихся признаётся основой достижения развивающих целей образования. Знания добываются учениками самостоятельно, а не передаются в готовом виде учителем в процессе познавательной деятельности.
Поэтому педагогу необходимо выстроить процесс обучения так, чтобы дать учащемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию из каких-либо других источников, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, собственные знания. Это поможет выпускникам школы быстро адаптироваться к современной жизни, с ее быстро меняющимися условиями.
Уместно в связи с этим привести слова французского писателя, философа, мыслителя эпохи Возрождения Мишеля де Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».
Физика, как предмет, обладает большими возможностями для интеллектуального развития учеников благодаря точности понятий, формулировок и выводов.
Обучение этому предмету может быть направлено не только для получения знаний, но и для развития критического мышления учеников, совершенствования умения мыслить, делать умозаключения и выводы.
Основные качества критического мышления, формируемые в процессе обучения, по мнению исследователей Гаряева А.В и Калинина И.Ю.:
-
Научиться видеть.
-
Научиться концентрироваться.
-
Научиться контролировать качество своего знания и качество своего мышления.
-
Научиться системности мышления.
-
Научиться включать свое воображение.
-
Научиться доверять интуиции.
-
Научитесь думать эмпатически.
-
Никогда не надо не забывать о последствиях своих действий.
Эти качества современный педагог старается развивать у своих учеников.
Методических приемов развития критического мышления существует множество. И у каждого учителя имеется свой «арсенал».
В своей работе я использую как традиционные технологии развития критического мышления: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, например, составление кластера, ментальных карт, схем «фишбоун» и другие способы графического представления информации.
На мой взгляд графическое представление материала, позволяет сделать мыслительные процессы наглядными и использовать как одну из форм систематизации учебного материала во время его прохождения и обобщения.
Так же графическое представление основной информации обеспечивает системно-деятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия.
Термин “кластер” происходит от английского “cluster” – рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).
Данная технология универсальна. Она может применяться на стадии вызова – для систематизации имеющейся информации, выявления пробелов в определенной области знаний. На стадии осмысления – фиксирует фрагменты новой информации. На стадии рефлексии – происходит группировка понятий, установление логических связей.
Кластерную модель можно использовать при объяснении нового материала, закрепления изученной темы, во время самостоятельной работы с учебником или на протяжении урока в целом. Кластер можно использовать так же для проверки домашнего задания.
Составление кластера позволяет ученикам свободно и открыто размышлять по какой-либо теме.
Смысл составления кластера в том, что текст графически организовывается на листе бумаги, т.е. посередине чистого листа (классной доски) вносится ключевое слово или предложение, которое является основным в раскрытии темы.
Далее вокруг ключевого слова записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Собирается кластер.
Например, кластер, построение которого использовалось на этапе актуализации знаний темы «Постулаты Бора. Решение задач.» в 11 классе.
Можно выделить следующие формы работы с кластерами:
-
самостоятельная домашняя работа;
-
самостоятельная работа при выполнении практического задания:
-
работа в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер;
-
работа в составе учебной группы при участии преподавателя.
Создание кластера при обобщении темы «Строение атома» в 11 классе.
Основная работа происходит в парах. После чего работы участвуют в конкурсе.
Подготовительная работа происходит коллективно с участием преподавателя.
-
После определения темы урока учитель в центре доски записывает ключевое слово: «Атом».
-
Предлагает ученикам высказать свои идеи и понятия, ассоциируемые у них с данной темой. Можно задавать наводящие вопросы.
-
В ходе беседы выделяются подразделы основной темы: Модели атома, строение атома, ученные и их открытия.
-
Выделив подразделы, учащиеся начинают работать в парах.
В итоге получается схема в виде разрастающейся «виноградной грозди», где первый этап делается совместно с преподавателем, остальные – самостоятельно. Это позволяет учитывать степень усвоения материала.
Кластер – победитель.
Уроки с применением метода кластера дают учащимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности, повышают мотивацию, формируют обстановку сотрудничества и дарят ощущение творческой свободы.
Библиографический список
-
Гаряев А.В. Развитие критического мышления на учебных занятиях по физике. – Пермь: издательство, 2010.
-
Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012.
-
Дэвид Клустер. “Что такое критическое мышление?”. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902 (дата обращения: 02.11.2015).
Каждый учитель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию. Отличный способ добиться желаемого – это использование технологии кластер.
Кластер – графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними.
Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?
-Умение формулировать вопросы.
-Находить главное в большом объеме учебного материала.
-Устанавливать причинно-следственные и логические связи.
-Строить умозаключения.
-Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.
-Проводить аналогии. Сравнивать и анализировать.
Преимущества применения технологии кластер:
Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
Вовлекает всех учеников в обучающий процесс. Деятельность интересна детям.
Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение. Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.
В какой последовательности действовать, составляя кластер?
Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста. Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» – так устанавливаются новые логические связи между понятиями.
На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера?
Кластер в школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока. Помните, что учитель на этих уроках является своего рода координатором работы: направляет усилия учеников в необходимое русло, сталкивает различные суждения, способствует созданию условий, которые будут побуждать к самостоятельному принятию решений.
Урок с применением технологии кластера, или «грозди», дает детям возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.
Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков: обучается работать в режиме творческого соавторства, готов к обоснованным изменениям и принятию нестандартных и ответственных решений.
«Применение технологии кластер для развития критического мышления
на уроке физики»
Мастер- класс
Тема:
Применение метода «Кластер» на уроках физики.
Цель:
демонстрация опыта работы.
Ход мастер-класса:
1 Выступление
педагога «Обоснование эффективности педагогической технологии».
Одной из
технологий открытого образования является «развитие критического мышления через
чтения и письмо (РКМЧП)»
На первом этапе я
изучила имеющийся теоретический материал по этой технологии, выступила на
педагогическом совете школы и перешла к использованию данной технологии на
своих уроках в 7 классе. Считаю, что эта технология доступна всем
заинтересованным и творческим педагогам. Авторы этой технологии предлагают
строить урок по привычной схеме: введение- основная часть- заключение. Подобная
схема действует и при проблемном обучении. В рамках технологии РКМЧП данные
этапы получили иные названия и функции (стадии): вызов- осмысление- рефлексия.
Эти стадии должны присутствовать на каждом уроке. Цель использования этой
технологии: научить детей извлекать необходимую информацию из любого текста, чтобы
дети с удовольствием учились в течение всей жизни. Технология критического
мышления состоит из огромного количества методов и приемов.
Я использую в
работе метод «Кластер».
Кластер (от англ. cluster – гроздь) – это способ графической
организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные
процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер
является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют
«наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении
кластера проста и логична:
1.
Посередине
чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который
является «сердцем» текста.
2.
Вокруг
«накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие
для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
3.
По мере
записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У
каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,
устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая
графически отображает размышления, определяет информационное поле данного
текста.
При обучении детей
физике я всегда классифицировала материал, составляли с ребятами таблицы,
схемы, пишем опорные конспекты.
Тема моего
самообразования «Проблемное обучение физике» это созвучно с методом «Кластер».
При подготовке к
ГИА по физике в заданиях части В идет работа с текстом. А навыков работы с
текстом у детей практически нет. Слово «Кластер» сейчас на слуху.
Ø
Так в Сочи разработаны и
действуют горный кластер, прибрежный, нижний и т д;
Ø
Разрабатывается
Курагинский кластер, «Шалаболинская писаница»;
Ø
В Приморском крае городе
Находка действует «Рыбно-перерабатывающий кластер».
2 Описание
системы уроков, внеклассных занятий в режиме технологии РКМЧП.
С учащимися 7
класса мы разработали кластеры по темам:
«Плотность
вещества»;
«Атмосферное
давление»;
«Силы в природе»;
«Простые
механизмы».
Так при изучении
темы «Атмосферное давление» я связала материал с XXII Олимпийскими играми
в Сочи.
Вступительное
слово учителя:
– Наш урок
проходит во время проведения XXII зимних олимпийских игр в нашей стране в
городе Сочи. С вашего разрешения наш урок мы посвящаем этому значимому
событию. Свяжем наше повторение с выступлением спортсменов на горном кластере.
Нашу работу начнем с любопытных исторических фактов в тексте 1 (приложение
текст 1).
– Соревнования в
Сочи в горном кластере проходили на высоте 2400м. Мы видели по телевизору, как
спортсмены в первые дни соревнований показывали не лучшие результаты. Чтобы
ответить на вопрос: почему результаты были у спортсменов низкие в беге на
средние и длинные дистанции надо хорошо прочитать текст 2. По тексту составить
кластер в группах (на листах формата А3).
Текст
2.
Что же такое
«атмосферное давление»?
Поскольку
воздух состоит из разных молекул, которые имеют массу, он вследствие притяжения
к Земле весом оказывает давление на соприкасающиеся с ним поверхности. Данное
давление называется атмосферным. Оно тем выше, чем больше скорость движения
молекул, 75,5% общей массы которых составляют молекулы азота, 23,2% – молекулы
кислорода. Масса молекулы кислорода примерно в 1,14 раза больше массы молекулы
азота.
На уровне
моря на параллели 45° при температуре воздуха 0°С атмосферное давление близко к
тому давлению, какое производит столб ртути высотой 760 мм (рисунок 1), что
соответствует 101,3 кПа. При этом плотность воздуха составляет 1,295 кг/м3.
Давление воздуха при таких условиях называют нормальным атмосферным давлением.
Если показатель давления больше, то оно считается повышенным, если меньше –
пониженным.
С увеличением высоты атмосферное давление
уменьшается (рисунок 2), поскольку оно создаётся лишь вышележащим слоем
атмосферы. При этом воздух становится разреженным, то есть в нём уменьшается
число молекул, приходящихся на 1 м3 объёма.
Рисунок 2. Зависимость давления кислорода и азота
воздуха от высоты подъёма при Т= 25°С
Вывод: Учащиеся:
организм спортсменов еще не адаптировался к горным условиям, где
воздух сильно разряжен и спортсменам было тяжело дышать.
Во внеклассной
работе этот метод применили при разработке проекта «Физика вокруг нас» и
«Атмосферное давление и жизнь на земле».
3 Имитационная
игра.
Разработка
кластера по теме «Плотность Вещества» используя тексты №1и 2
Тема: «Оловянная чума»
Текст 1. Любопытные исторические факты.
«Оловянная чума» –
одна из причин гибели экспедиции Роберта Скотта к Южному полюсу в 1912 году.
Экспедиция осталась без горючего. Оно просочилось из баков через те места,
которые были скреплены (спаяны) оловом.
Некоторые историки
указывают на «оловянную чуму» как на одно из обстоятельств поражения армии
Наполеона Бонапарта в России зимой 1812 года – оловянные пуговицы на мундирах
французских солдат превратились в порошок.
«Оловянная чума»
погубила многие ценнейшие коллекции оловянных солдатиков. Одна из них погибла в
запасниках петербургского музея Александра Суворова, когда в подвале, где они
хранились, лопнули зимой батареи отопления.
Текст 2. Что же такое «Оловянная чума»?
При нормальных
условиях олово – пластичный, ковкий и легкоплавкий блестящий металл серебристо
– белого цвета. Природное олово существует в двух модификациях: серебристый
металл плотностью 7,3гсм³ – это белое олово и серое олово – неметаллическое
вещество с плотностью 5,8 г см³, обладающее значительно меньшей пластичностью,
блеском и ковкостью, чем белое олово.
При температуре
ниже 13,2°С происходит увеличение удельного объема белого олова на 25,6%, и оно
самопроизвольно переходит в другое – серое олово, в кристаллической решетке
которого атомы располагаются менее плотно. Одна модификация переходит в другую
тем быстрее, чем ниже температура окружающей среды. Около -30°С скорость
превращений становится максимальной. Олово трескается и превращается в порошок.
Причем соприкосновение серого олова и белого приводит к «заражению» последнего
при любых температурах. Совокупность этих явлений называется «оловянной чумой».
Рефлексия
имитационной игры по схеме:
Что знал – что
узнал – что хочу узнать
4 Рефлексия.
Выберите из
рисунков чемодан (возьму всю информацию), мясорубка (переработаю информацию),
корзина (выброшу все в корзину).
5
Заключительное слово педагога.
Результаты
экспериментальной работы показывают, что использование технологии критического
мышления эффективно при обучении физике: оно развивает умение мыслить
логично, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Приобретение знаний превращается в стартовую, но не в
конечную стадию мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий
критического мышления при изучении физики, учитель превращает класс в
лабораторию демократического диалога, что важно для каждого ученика. Важно
отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный
способ интеграции знаний и методов различных предметных областей
Критическое
мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени обучения.
Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное –
повышается мотивация школьников к учению. На мой взгляд, это важная проблема
современного образования, которая с успехом может быть разрешена.
Использование
технологии критического мышления способствует повышению уровня компетенции
учащихся, в работе с высокомотивированными старшеклассниками.
6
Самостоятельная работа по разработке собственной модели урока в режиме
продемонстрированной педагогической технологии.
7 Защита
авторских моделей урока.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса становится необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
В связи с этим приоритетным должно стать применение развивающих технологий обучения, использование системно-деятельностного, компетентностного подхода.
При традиционной методике обучения подаваемая информация касается различных областей знания, окружающих человека. Этот поток направлен от предмета к человеку: ему просто дают информацию, которую он, как ожидается, должен поглотить, усвоить и запомнить в силу своих способностей.
Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Надо переместить центр наших усилий на человека.
Наше мышление можно представить себе в виде большой ассоциативной машины, а наш мозг сверхмощным биокомпьютером, в котором мысли, подобно лучам, расходятся от практически бесконечного числа информационных узлов. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что мы акцентируем внимание не на самом информационном потоке, а лишь на ключевых моменты этого потока.
Кластер – это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране компьютера.
В настоящее время уровень когнитивного развития, существенно отличающийся у разных студентов, никак не учитывается при организации учебного процесса. Это одна из причин многих учебных затруднений. Обучающийся воспринимает информацию, поступающую к нему от преподавателя и от учебных текстов, с помощью имеющихся в его распоряжении когнитивных схем. Эти схемы индивидуальны и достаточно сильно отличаются у разных обучающихся. Они делают доступной для восприятия только ту часть информации, для приёма которой у молодого человека есть подходящие когнитивные средства. Остальная информация либо полностью игнорируется, либо частично искажается, поэтому восприятие учебной информации очень похоже на детскую игру в испорченный телефон. В результате по различным причинам обучающийся может не понять некоторую часть учебного материала.
И как следствие, обучающиеся испытывают существенные затруднения в систематизировании, сопоставлении, обобщении и интерпретации информации, содержащейся в готовых информационных объектах.
Часть студентов не умеет выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов); испытывает затруднения в составлении таблиц, схем, диаграмм.
Рисование кластеров – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Причем способ универсальный: составлять кластеры можно по самым разным темам и поводам: для принятия решений, конспектировании лекций, подведении итогов, организации мероприятий, составлении плана, разработки проекта и т.п.
Сам процесс создания кластеров стимулирует творчество, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при составлении обычных списков.
Составление кластеров можно назвать визуализацией мышления. Перечислим полезные свойства кластеров:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хороший кластер имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: “Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт”.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета кластер легко запоминается.
Кластер помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Кластер стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Кластер наводит на мысли о новых идеях: бывает достаточно провести от объекта на кластере пустую веточку и подумать, что она могла бы означать?
Кластер можно составлять коллективно: рабочей группой, командой, семьей.
Пересмотр кластера через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Итак, вы решили нарисовать кластер. Последовательность наших действий такова:
Берем лист бумаги формата А 4 или А 3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.
Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (бизнес-план, отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке, план выступления, содержание статьи, повестка дня и т.д.) Обводим это понятие в рамку или в кружок.
От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви – основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя кластер, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.
От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек – развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).
Связи между элементами кластера показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).
Этот метод мышления можно использовать как индивидуальный итоговый контроль в результате изучения больших тем или разделов.
Кластер помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать.
Таким образом, внедрение метода кластеров в практику cпособствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Кластер позволяет увидеть, насколько полно обучающийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.
В заключение вернемся к правилам создания кластеров. Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных кластеров: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее – для этого кластеры и были придуманы.
Предлагаю вашему вниманию индивидуальные кластеры после изучения курса физики ( смотри приложение)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.О методе интеллект-карт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/ – сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.
2. Бьюзен, Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. ― 4 ― е изд. ― Мн.: “Попурри”, 2003. – 304 с.
3. Бьюзен, Т. Научите себя думать! / пер. с англ.; — 2-е изд. – М: «Попурри», 2004. – 192 с.
4. Интернет-ресурс: ru.wikipedia.org
5. Интернет-ресурс: google.ru
Хайрулина Наталья Владимировна
учитель физики
Частное общеобразовательное учреждение
“Нефтеюганская православная гимназия”
Аннотация: в статье рассматриваются возможности урока физики с использованием составления кластера, который способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся.
Ключевые слова: кластер, педагогическая технология.
«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.» М. Булгаков
С введением новых образовательных стандартов изменились требования к процессу обучения. Теперь целью обучения является не предметный, а метапредметный, личностный результат. Именно активность учащихся признаётся основой достижения развивающих целей образования. Знания добываются учениками самостоятельно, а не передаются в готовом виде учителем в процессе познавательной деятельности.
Поэтому педагогу необходимо выстроить процесс обучения так, чтобы дать учащемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию из каких-либо других источников, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, собственные знания. Это поможет выпускникам школы быстро адаптироваться к современной жизни, с ее быстро меняющимися условиями.
Уместно в связи с этим привести слова французского писателя, философа, мыслителя эпохи Возрождения Мишеля де Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».
Физика, как предмет, обладает большими возможностями для интеллектуального развития учеников благодаря точности понятий, формулировок и выводов.
Обучение этому предмету может быть направлено не только для получения знаний, но и для развития критического мышления учеников, совершенствования умения мыслить, делать умозаключения и выводы.
Основные качества критического мышления, формируемые в процессе обучения, по мнению исследователей Гаряева А.В и Калинина И.Ю.:
-
Научиться видеть.
-
Научиться концентрироваться.
-
Научиться контролировать качество своего знания и качество своего мышления.
-
Научиться системности мышления.
-
Научиться включать свое воображение.
-
Научиться доверять интуиции.
-
Научитесь думать эмпатически.
-
Никогда не надо не забывать о последствиях своих действий.
Эти качества современный педагог старается развивать у своих учеников.
Методических приемов развития критического мышления существует множество. И у каждого учителя имеется свой «арсенал».
В своей работе я использую как традиционные технологии развития критического мышления: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, например, составление кластера, ментальных карт, схем «фишбоун» и другие способы графического представления информации.
На мой взгляд графическое представление материала, позволяет сделать мыслительные процессы наглядными и использовать как одну из форм систематизации учебного материала во время его прохождения и обобщения.
Так же графическое представление основной информации обеспечивает системно-деятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия.
Термин “кластер” происходит от английского “cluster” – рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).
Данная технология универсальна. Она может применяться на стадии вызова – для систематизации имеющейся информации, выявления пробелов в определенной области знаний. На стадии осмысления – фиксирует фрагменты новой информации. На стадии рефлексии – происходит группировка понятий, установление логических связей.
Кластерную модель можно использовать при объяснении нового материала, закрепления изученной темы, во время самостоятельной работы с учебником или на протяжении урока в целом. Кластер можно использовать так же для проверки домашнего задания.
Составление кластера позволяет ученикам свободно и открыто размышлять по какой-либо теме.
Смысл составления кластера в том, что текст графически организовывается на листе бумаги, т.е. посередине чистого листа (классной доски) вносится ключевое слово или предложение, которое является основным в раскрытии темы.
Далее вокруг ключевого слова записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Собирается кластер.
Например, кластер, построение которого использовалось на этапе актуализации знаний темы «Постулаты Бора. Решение задач.» в 11 классе.
Можно выделить следующие формы работы с кластерами:
-
самостоятельная домашняя работа;
-
самостоятельная работа при выполнении практического задания:
-
работа в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер;
-
работа в составе учебной группы при участии преподавателя.
Создание кластера при обобщении темы «Строение атома» в 11 классе.
Основная работа происходит в парах. После чего работы участвуют в конкурсе.
Подготовительная работа происходит коллективно с участием преподавателя.
-
После определения темы урока учитель в центре доски записывает ключевое слово: «Атом».
-
Предлагает ученикам высказать свои идеи и понятия, ассоциируемые у них с данной темой. Можно задавать наводящие вопросы.
-
В ходе беседы выделяются подразделы основной темы: Модели атома, строение атома, ученные и их открытия.
-
Выделив подразделы, учащиеся начинают работать в парах.
В итоге получается схема в виде разрастающейся «виноградной грозди», где первый этап делается совместно с преподавателем, остальные – самостоятельно. Это позволяет учитывать степень усвоения материала.
Кластер – победитель.
Уроки с применением метода кластера дают учащимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности, повышают мотивацию, формируют обстановку сотрудничества и дарят ощущение творческой свободы.
Библиографический список
-
Гаряев А.В. Развитие критического мышления на учебных занятиях по физике. – Пермь: издательство, 2010.
-
Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012.
-
Дэвид Клустер. “Что такое критическое мышление?”. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
(дата обращения: 02.11.2015). -
Еремеева Е.М, Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку. http://festival.1september.ru/articles/580663/
(дата обращения: 04.11.2015).