“Технологии развития критического мышления на уроках музыки”.
Разумова Надежда Ильинична -учитель музыки первой категории МБОУ “Килемарская СОШ” пгт Килемары.
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню,
Сделай меня соучастником – и я пойму»
Китайская мудрость
Основные задачи уроков музыки в общеобразовательной школе – привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения различных жанров. Музыкальное воспитание как средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности – такой подход характерен для современной музыкальной педагогики. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей. Музыкальное воспитание не требует особой одарённости, достаточно «средних способностей» нормального человека. Школьный урок музыки является частью целостного образовательного процесса.
В настоящее время способность педагога решать педагогические задачи с привлечением интерактивных форм обучения, становится важной составляющей его профессионализма. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности учителя музыки. В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности. Основными требованиями, обеспечивающими успешность обучения на уроках музыки с использованием интерактивной технологии, являются:
-Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.
-Непосредственное взаимодействие, при котором, все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.
-Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).
-Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.
Вот примеры некоторых методов интерактивного обучения используемых на уроках музыки по методике «Критического мышления».
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».
«Мозговой штурм»
«Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. «Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.
«Синквейн»
Что же представляет собой это необычное задание? Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. Но это не так. В переводе с французского – это слово означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Музыка.
Красивая, разная.
Окрыляет, возбуждает, успокаивает,
Музыка жизнь человека украшает
Язык звуков
Моцарт Вольфганг Амадей.
Гений!
Светлый, солнечный.
Радуется, страдает, творит.
Это музыкальное чудо!
О, Моцарт!
Оркестр.
Оркестр.
Симфонический, камерный.
Выступает, играет, звучит.
В нем четыре группы инструментов.
Коллектив!
Дирижер.
Внимательный, музыкальный.
Руководит, управляет, организует.
В его руках чудесная палочка.
Волшебник!
Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал».Это один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы
«ЗУХ»
Знаю |
Узнал |
Хочу знать |
Урок музыки в 5 классе тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». Ключевое слово «БАЛЕТ».Таблица заполняется в течение всего урока.
«Круги Эйлера»
Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.
Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.
Учащиеся в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что способствует оптимальному изучению и запоминанию: (рис.1)
Прием «Кластер»
Наиболее популярным из современных методов является – кластер. Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична: (рис.2)
Предмет Музыка в 5 классе тема: “Что роднит музыку с изобразительным искусством”. Учащимся предлагается по вариантам сделать кластеры со словами “МУЗЫКА” и “ЛИТЕРАТУРА“.
«Круги по воде»
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути – это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Предмет музыка 5 класс тема: “Полифония в музыке и живописи”
п-
о-
л-
и-
и-
ф-
о-
н-
и-
я-
Основная идея методов и приёмов критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
По моим опросам, которые я проводила среди учащихся, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому на уроке важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.
Данный опыт работы позволяет сделать вывод, что использование приёмов и методов критического мышления и других технологических инноваций на уроках музыки делают уроки интереснее и продуктивнее. У учащихся значительно повышается мотивация к обучению, происходит раскрепощение застенчивых детей, быстрее происходит овладение новым понятиями, сложный материал становиться доступным. Применяя инновационные технологии, я не только активизирую у учащихся умственную деятельность, но и развиваю самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. При совместной работе детский коллектив сплачивается, формируется атмосфера успешности и умение дружить. А развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Структура музыкальной деятельности ребёнка содержит следующие элементы: цель- средства- процесс- результат. Это условие является для меня ориентиром, позволяющим организовывать музыкальную деятельность учащихся как продуктивную. Когда я прописываю цель урока, то определяю направление своей деятельности и деятельности учащихся на уроке, это обуславливает требования к их деятельности и помогает проектировать результат. Результатом достижения цели должны стать изменения, происходящие в компонентах музыкальной культуры учащихся.
Список используемой литературы:
Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
Звучит немного пугающе. Ведь главное на этих уроках – сама музыка. Научить детей слушать ее, чувствовать, получать от этого удовольствие. Решая эту непростую задачу, педагог использует тексты об истории музыкальных инструментов, о жизни и творчестве композиторов, об особенностях произведений разных жанров. Просто читать или пересказывать тексты, даже иллюстрируя их презентацией, малоэффективно. И здесь помогают приемы технологии критического мышления.
Покажем это на примере урока по теме «Звуки скрипки так дивно звучали…»
На уроке дети слушают музыку, обсуждают ее, разгадывают музыкальные загадки и, конечно, поют. А еще вспоминают известную им информацию о скрипке и знакомятся с новой информацией, пользуясь приемами критического мышления.
Одна из задач урока – расширить знания детей об истории возникновения скрипки. Для ее решения используется чтение текста, иллюстрируемое презентацией. Как сделать эту работу активной и осмысленной?
Начинаем с составления кластера, где дети отмечают, что они уже знают о скрипке. На презентации появляется основа кластера (рис. 1).
Дети самостоятельно составляют кластер. Результат показан на рис. 2. После этого учитель проводит короткую беседу о том, нужна ли скрипка в наше время, не проще ли использовать электронную музыку. Дети приходят к выводу, что живую музыку ничем невозможно заменить.
Историю возникновения и развития скрипки в ряду других струнных инструментов дети изучают, работая с текстом с опорой на кадры подготовленной учителем презентации. Здесь тоже помогает прием критического мышления: читая текст, дети отмечают значками
Что нового: !
Знал ранее: v
Думал иначе: —
Не понял: ?
На основе текста составляется паспорт скрипки:
у доски составляет паспорт один ученик, остальные – самостоятельно в тетрадях.
ПАСПОРТ
Имя – скрипка
Родина – Индия, северная Африка, страны Европы
«Второе рождение» – XVI век
Семейство – струнно-смычковые
Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас
Родня в России – гудок
Мастера-изготовители – Антонио Страдивари
Место работы – соло, ансамбль, симфонический оркестр.
… Урок заканчивается. И на этапе рефлексии тоже помогает технология критического мышления.
Дети подводят итог урока, заканчивая самостоятельно предложения:
«Мне понравилось на уроке…
Я сегодня узнал…
Я хочу ещё послушать музыку…»
А учитель надеется, что история скрипки не оставила их равнодушными, что информация о первых скрипичных мастерах, великих исполнителях, русском предке скрипки – гудке надолго останется в их памяти.
Об авторе: Жорова Юлия Сергеевна – учитель музыки Боровской средней общеобразовательной школы Калевальского района, Республика Карелия
Преподаватель музыки 1 категории сш №2: Лазаренко Светлана Николаевна. Мангистауская область город Актау.
Мастер – класс
на тему: «Применение приёмов, развивающих критическое мышление на уроках музыки».
Цель: продемонстрировать практическое применение следующих приёмов: ключевые слова, кластер, «тонкие и толстые
вопросы»,дидактические игры, синквейн, эссе.
Ожидаемые результаты: Участники мастер – класса научатся применять продемонстрированные приёмы в своей практике.
Ход мастер – класса. Приём « Ключевые слова ». Данный приём развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.
А) Группам отводится (5 минут) на то, чтобы методом мозговой атаки по предложенным ключевым словам составить предположения, которые будут фигурировать в определении того или иного понятия.
В) Парам предлагается составить и записать свою версию данного понятия, определения или сюжета, употребив все предложенные ключевые слова, музыкальные термины.
Оркестр, концертный зал, музыканты, симфония, музыкальные инструменты, композитор, слушатель, сцена.
Оркестр – большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, совместно исполняющих музыкальное произведение, написанное композитором для данного состава.
Приём «Составления кластера». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Задание. Составить кластер на тему: «Казахский государственный академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы» . Приём «Тонких и толстых вопросов». Таблица “Толстых” и “Тонких” вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления-
-способ активной фиксации вопросов походу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Тонкие вопросы Толстые вопросы
кто… дайте объяснение, почему…
что… почему вы думаете…
когда… почему вы считаете…
может… в чем разница…
будет… предположите, что будет, если…
могли… что, если…
как звали… Согласны ли вы…
было ли… Верно ли….
Вопросы: Кто изображён на картинке? Почему вы считаете Ахмета Жубанова первым дирижёром?
Приём «Дидактические игры »
Педагогические игровые приёмы надо рассматривать как средство побуждения, стимулирования учащихся к обучению. Педагогические игры можно классифицировать: По области деятельности:Физические – интеллектуальные – трудовые – социальные – психологические. По характеру педагогического процесса: Обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие; предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; драматизации.Репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические. По преобладающему методу: развивающие, поисковые,
творческие. Дидактические игры. «Музыкальный алфавит» Игра «Найди своё место»: Дети встают в круг. У каждого своя буква. Ведущий даёт задание всем: надо встать со своей буквой так, чтобы получилось слово, обозначающее жанр музыки, которую мы слушали сегодня на уроке. «Составь слово» Половина ребят класса встают возле доски. У каждого в руках своя буква. Остальные ребята предлагают свои варианты, как надо им встать, чтобы получилось какое-либо музыкальное слово (например: лад, ритм, до, опера, и.т.д.). «Найди свою пару» К доске вызываются
желающие ребята. Каждый из них получает от учителя какое-либо слово, обозначающее либо жанр музыки, либо муз. инструмент, либо название оперы, балета, симфонии. Задание: надо найти среди других ребят того, у кого в руках находится парное слово. Приём «Синквейн». «Синквейн» Происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. 1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными.
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
5 строка – одно слово, синоним к первому.
Пример синквейна на уроке в 6 классе по теме «Музыкальный образ».
Образ
лирический, пленительный
завораживает ,восхищает, вдохновляет
мне нравятся лирические образы
любовь. Приём «Эссе». Мини сочинение. Изложить своё мнение по теме урока своими словами. Какой информацией ты владел. Что больше всего запомнилось. Что хотелось узнать по этой теме. Что больше всего понравилось. На сколько баллов ты оцениваешь урок. Задание. Написать эссе на тему: «Применение приёмов, развивающих критическое мышление на уроках музыки». Вывод. Применение технологии «Критическое мышление» на уроках музыки:– способствует активизации мышления, повышает мотивацию; способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности; учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение; способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки; заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся. Применение этих методов и приёмов способствует развитию творческой активности учащихся на уроках музыки.
Категории Дескриптор Баллы
А Знаю приём «Ключевые слова». 3
Знаю приём «Составление кластера». 3
В Знаю приём «Тонких и толстых вопросов». 4
Знаю приём «Дидактические игры». 4
С Знаю приём «Синквейн». 5
Знаю приём « Эссе ». 5
От 18 – 24 оценка 5; от 14 – 18 оценка 4:
от 10 -14 оценка 3
Лист самооценивания
Всё понял Понял но не всё Не понял
Понравилось Не очень Не понравилось
Набрал(а) всего ____ баллов, оценка __
До свидания! До новых встреч!!!
В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность музыкального воспитания детей, его значение для развития общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания музыки характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение.
Именно технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения, заинтересовала меня два года назад. По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения. По мнению И.И. Ильясова критическое мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением планировать и анализировать собственную деятельность. В известном смысле, критическое мышление предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную значимость творческого продукта. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
- Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки, начиная уже с младшего школьного возраста.
«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
- По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Например, в теме «Искусство открывает мир» в начале урока был составлен кластер «Искусство». В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно сформулировали понятие, запомнили и поняли его. Учащиеся сделали это понятие «близким» для себя.
Рисунок 1
Приведенный пример кластера «Осень» был составлен на уроке в 5 классе
«Искусства различны, тема едина».
После того, как учащиеся высказали свои мнения по предложенной теме, описали свои ощущения – им было легче подобрать те средства выразительности музыки, литературы и живописи, которые передали бы образ осенней природы.
Затем с большим интересом детьми были сочинены четверостишия:
Осень – это желтизна |
Осень – это красота, |
За окном пролился дождь |
Как хорошо, что наступила осень! |
«Мозговая атака»
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.
2 этап. Обмен информацией.
Рекомендации:
– лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;
– при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
– оперативная запись высказанных предположений.
Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.
«Групповая дискуссия» (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
Обязательным условием при проведении дискуссии является:
– уважение к различным точкам зрения ее участников;
– совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится. Например, в конце урока «Песня» в 5 классе, дети назвали такие темы урока: «Песня – лекарство от скуки», «Песня – жизненный полет», «Песня – верный спутник человека», «Песня – добрый приятель», «Песня – душа народа».
В 4 классе на обобщающем уроке я предложила детям назвать тему, которая объединяла все уроки четверти. Неожиданно для меня в ходе дискуссии дети очень точно сформулировали тему уроков: «Музыка разных народов в творчестве русских композиторов».
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… |
«Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными… Что еще можно использовать вместо данного объекта? |
«Ключевые термины»
Учитель выбирает 4–5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску.
Вариант 1. парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов.
Вариант 2. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.
«Синквейн»
Происходит от французского « cing» – пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)
синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
- инструмента для синтезирования сложной информации;
- способа оценки понятийного багажа учащихся;
- средства развития творческой выразительности.
Приведу примеры синквейнов, написанных учащимися:
Вальс хороший веселый смеётся танцует кружится Королей веселится душа Ах, какие чудеса! |
Вальс прекрасный мелодичный тревожит волнует кружит Вальс уносит в небеса Волшебство! |
Вальс торжественный мелодичный радует веселит ободряет Вальс вызывает радость к жизни Король бала! |
Песня веселая мелодичная помогает веселит учит Песня – верный друг Жизнь! |
Песня красивая душевная поможет успокоит настроит Песня – лучшее лекарство Радость! |
Песня красивая добрая поет веселит радует Песня учит добру Свет! |
Романс тихий добрый успокаивает привлекает учит Лекарство от душевной боли Сердце! |
Романс чувственный выразительный поможет расскажет Романс выражает чувства Трепет! |
Романс Трогательный нежный понимаем исполняем заслушиваемся Романс открывает душу Любовь! |
Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться.
Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.
Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана.
Приложение
Использование
технологии развития критического мышления на уроках искусства.
Шуба
М.М. учитель музыки
МБОУ
«Средняя школа №11 им. В.Д. Бубенина»
г.
Петропавловск – Камчатский
В центре
современной образовательной системы – полноценное личностное развитие в
максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов
обучающихся. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему
миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить,
вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более
полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность
музыкального воспитания детей, его значение для развития общих психических
свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания
музыки характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией
её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение.
Именно технология «Критическое мышление»,
как элемент развивающего обучения, заинтересовала меня три года назад. Особенностью
данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения
сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам
отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Когда
мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим
надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования
современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий,
которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров,
которые повышают достоинство образования. Формирование критического мышления
предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего
вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно
повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и
рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
По поводу определения понятия «критическое
мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно
ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с
другой стороны, объединяет понятия «аналитическое мышление», «логическое
мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем
наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это
способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное
суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения
применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим
направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных
путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и
навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.
В известном смысле, критическое мышление
предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную
значимость творческого продукта. Работа в технологии критического мышления
приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности
школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.
Важнейшим условием для развития
критического мышления является создание проблемных ситуаций в процессе
обучения. Потребность в критическом мышлении возникает тогда, когда мы
сталкиваемся со сложными ситуациями выбора, которые требуют тщательного
обдумывания и оценки. Характерной особенностью этого типа мышления является то,
что процесс рассуждения нестандартный, нешаблонный, отсутствует готовый образец
решения. Проблемность обеспечивает внутреннюю мотивацию учебной деятельности
учащихся, побуждает преподавателя ознакомить учащихся с правилами критического
мышления; требует использования проблемных методов обучения и интерактивных
занятий, а также ориентирует на письменное изложение решений задач и
организацию осмысления этих решений. А это значит, что результатом обучения
через критическое мышление выступают личностные изменения учащихся, то есть их
развитие: они перестраивают свой опыт, получают новые знания и способы решения
проблемных задач.
Течение процесса критического мышления при
решении проблемной задачи происходит следующим образом:
I этап — порождение или столкновение с
проблемой (требует рефлексивного и личностного уровней мышления),
результативным завершением этого этапа является осознание задачи;
II этап — происходит попытка преодолеть
затруднения с помощью имеющихся предметных способов действий и знаний, которых
не хватает (мыслительный процесс разворачивается на операционном и предметном
уровнях);
III этап — переструктурирование способов
действий и знаний, выработка нового взгляда, новых диспозиций, завершается
озарением (процесс мышления осуществляется на рефлексивном и личностном
уровнях);
IV этап — обоснование найденного решения и
представление результатов исследования, требует развертывания мысли на всех
уровнях.
Решающим этапом в процессе критического мышления
является третий этап, когда происходит переструктурирование знаний, способов
действий, собственных установок и опыта и, в конце концов, находится идея
правильного решения. Завершается этот этап озарением, то есть выходом из
блокады на правильный путь.
Для развития критического мышления необходимо
создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной
технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным
этапам когнитивной деятельности личности.
Стадия вызова: пробуждение интереса к
предмету. Задачи:
1. Актуализировать
имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
2. Пробудить
познавательный интерес к изучаемому предмету.
3. Помочь
учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла: осмысление материала
во время работы над ним. Задачи:
1. Помочь
активно воспринимать изучаемый материал.
2. Помочь
соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии: обобщение материала,
подведение итогов. Задачи:
1. Помочь
учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
2. Помочь
учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Если посмотреть на три описанные выше
стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют
исключительной новизны для учителя. Элементы новизны содержатся в методических
приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития
каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии
очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках
музыки, начиная уже с младшего школьного возраста.
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке
систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это
графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного
понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по
поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от
него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с
другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее (см. рис.№1).
Рисунок № 1 Прием «Составление кластера»
В работе с кластерами необходимо
соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит
на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится
время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше
связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Кластер может быть использован на самых
разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования
мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования
учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении
итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для
организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Приведу
пример кластера по теме «Песня – верный спутник человека» в 5 классе (рис. №2).
Рисунок №2
Данный кластер дополняется категориями на
стадии осмысления и расширяется на стадии рефлексии.
Приём
«Толстые и тонкие вопросы»
Таблица “Толстых” и
“Тонких” вопросов может быть использована на любой из трех стадий
урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления –
способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении –
демонстрация пройденного.
Тонкие |
Толстые |
кто… что… когда… может… будет… мог как |
дайте почему почему в чем предположите, что, |
Рекомендации по использованию толстых и
тонких вопросов.
После того как дети заполнят таблицу,
необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом
принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как
выполняют это задание его сверстники. При обсуждении таблицы необходимо
акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно
несколько ответов, а на тонкие – только один. Окончанием работы с этим приемом
должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы.
Приведу пример использования этого приема
на уроке музыки в 5 классе по теме «Хоровая музыка». Прием использовался на
стадии вызова, учащиеся работали в малых группах.
Тонкие |
Толстые |
Сколько На сколько Можно ли Можно ли |
Почему В чем Предположите, |
Приём «Синквейн»
Слово происходит от французского “5”. Это
стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно
существительное);
2 строка – описание предмета (два
прилагательных);
3 строка – описание действия (три
глагола);
4 строка – фраза из четырех слов,
выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или
расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог
полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в
нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого
самовыражения.
Приведу пример синквейна на уроке в 7
классе по теме «Музыкальный образ».
Образ
лирический пленительный
завораживает восхищает вдохновляет
мне нравятся лирические образы
любовь
Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З
– Х – У)
В колонку «Знаю» вносится известная
информация по изучаемой теме. В колонку «Хочу узнать» необходимо внести свои
спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Колонка
«Узнал» заполняется после изучения нового материала. Необходимо расположить
ответы напротив поставленных вопросов. Далее предлагается сравнить, что знали
раньше, с новой информацией. При этом желательно излагать сведения, понятия
или факты только своими словами.
Ниже представлен пример таблицы «Знаем –
Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У) на уроке в 8 классе по теме «Современна ли
музыка И.С.Баха». По этой таблице учащиеся работали на протяжении всех стадий
урока.
Знаю |
Хочу |
Узнал |
И.С.Бах – немецкий Годы жизни Баха. Сочинял музыку для Мастер полифонии… |
Семейное положение Баха Имел ли популярность при Много ли зарабатывал Долго ли Бах учился Почему до сих пор слушают |
Применение технологии «Критическое
мышление» на уроках музыки:
– способствует активизации мышления,
повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся,
дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы,
сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет
взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться.
Навыки критического мышления нужны, чтобы
обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир,
способствовать самореализации личности учащихся. Школьник,
умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и
оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и
типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь
не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.
Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации,
может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей,
критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с
информационными пространствами, принципиально принимая многополярность
окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в
рамках общечеловеческих ценностей.