Как составить кластер по окружающему миру 4 класс

Представление
обобщённого педагогического опыта по теме

«Организация
работы с текстом через создание кластера

на
уроках окружающего мира в начальной школе»

Автор:
Щербич Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Хиславичская СШ»

                                                                                

С
сентября 2011 года учителя начальных классов начали реализовывать идеи, цели и
задачи ФГОС НОО. В основе федерального государственного Стандарта лежит
системно-деятельностный подход, который предполагает формирование у учащихся
универсальных учебных действий, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. А это значит, что учителя начальных классов при
планировании учебного процесса должны использовать новые формы, методы и
приёмы, отвечающие требованиям времени.
Это
такие методы и приёмы, которые обеспечивают активность и разнообразие
мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного
материала.

Именно
деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как
главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как
минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить
его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.

В
своей работе раскрываю, как организовать работу с учащимися начальной школы по
составлению кластеров на уроках окружающего мира.

В
соответствии с требованиями Стандарта второго поколения задача учителя:


сформировать у обучающихся первичные навыки работы с текстом – это: поиск
нужной информации, выделение и фиксирование главного, сопоставление, анализ,
систематизирование и обобщение информации, интерпретация и её преобразование;


создать условия для овладения первичными навыками представления информации в
наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем, диаграмм).

На
практике учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у учащихся пропадает
интерес к работе с большим объёмом информации. 

На помощь приходят современные технологии. Одна из них
«Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная технология
включает в себя такой приём как «Составление кластера».

Кластер – это графический приём систематизации
материала в виде схемы, смысл которого в выделении смысловых единиц текста и
графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». Выделяем
центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от
них соответствующие термины, понятия. Составление кластера похоже на модель
Солнечной системы: в центре – Солнце, вокруг него – планеты и их спутники. Использовать
данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления,
рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Цель моей работы: демонстрация организации работы с текстом через
создание кластера учащимися на уроках окружающего мира.

Задачи: 

1) Описать организацию работы  по введению
понятия «кластер».

2) На основе приёма «Кластер» показать способы
работы учащихся на уроках окружающего мира.

Первый класс, первый урок. Тема «Этот
удивительный мир», страница 4.

– Рассмотрите внимательно страницу. Кто что
увидел?

– Расскажите ещё раз о том, что вы видите в
центре страницы.

– Как напечатаны слова, от которых идут
стрелочки?

– Как их можно назвать?  (Главными)

– А как назовём слова, к которым идут стрелочки?
(Помогают раскрыть смысл главного слова)

– Попробуйте назвать всё это одним словом.
(Схема)

                                                        
    Мир природы

                  Мир вещей                     
Окружающий мир               Мир людей

На этом уроке обучающиеся узнают, что изучаемый
материал можно представить в виде схемы.

Первый класс. Тема «Какой бывает вода?», страница
88.

Класс делится на группы, каждой группе
предлагается готовая схема-кластер и карточки с ключевыми словами в «Полезном
кармашке»:

вода, снег, пар, иней, туман, лёд, град, роса.


Что вы видите на листе?


Как расположены круги и стрелки?


Как можно назвать? (Схема)


Что находится в кармашке? (Карточки со словами)


Кто догадался, что мы будем делать? (Заполнять кружки словами)


Определите, какое слово будет главным? (Вода)


Если дети затруднятся, то можно предложить загадку-подсказку:

В
морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А
наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)


Где это слово разместим на схеме?  (В центре). Сделайте это.


Что можете сказать про оставшиеся слова? (Называют, какой бывает вода)


Кто догадался, где мы разместим на схеме эти слова? Сделайте это.

 


На что похожа схема?  (На цветочек, на солнышко)


То, что у нас получилось, называется «кластер». Как вы думаете, почему? (Как бы
складываем слова в кружки).


Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Наши мысли уже не
громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

На
данном уроке обучающиеся узнают, что информацию можно представит в виде кластера.

Способы
работы учащихся с кластерами

1.
Отсутствие главного термина, с которого начинается кластер, и его определение.

2
класс. Тема «Части растения»

Овал: цветок
Рассмотрите кластер? Что заметили? Что впишем в центральном круге?  (Части
растения)

2.
Анализ и завершение неполного кластера.

3
класс. Тема «Растения – живые существа»


Рассмотрите кластер. Дополните его словами на карточках из кармашка:

насекомые,
ветер, сухие, сочные, сложные, простые

Овал: насекомые Овал: ветер
Овал: сухие

3.Самостоятельная
работа по составлению кластера.

3
класс. Тема «Первые русские князья»

В
результате самостоятельной работы у учащихся будет составлен вот такой кластер:

4.
Анализ кластера с целью установления связей между словами:

Овал: шерсть
Овал: рыбы
Овал: звери
Овал: животные
Овал: чешуя
Овал: птицы
Овал: шесть лап
Овал: насекомые
Овал: перья


Что перед вами?  (Кластер)


Что заметили?  (Нет стрелочек)


Установите с помощью стрелок связь между словами.

В
результате самостоятельной работы у учащихся кластер будет выглядеть так:

5.
Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием  слов,
входящих в состав кластера.

При
выполнении данного задания можно использовать такое стихотворение:

Из
частей составлен мастер,

Называется
он Кластер.

Составить
можно текст любой,

Только
пригласи его с собой.

Быстро
он тебе поможет,

По
кружкам слова разложит.

Ты,
дружок, запоминай

И
за ним всё повторяй.

За
ответ приличный –

Оценка
«отлично»!

Умение
представлять информацию в наглядном виде с помощью графических схем способствует
формированию таких действий, как


выделять ключевые слова;


систематизировать необходимую информацию;


анализировать, сравнивать и обобщать информацию;


развивать  монологическую речь.

Конечный
результат деятельности учеников – адекватное восстановление
первоначального текста при выполнении самостоятельной работы. А визуальное и
наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная
информация.

В
работе по составлению кластера есть свои плюсы и минусы.

Плюсы

Кластер
развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания,
развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у
учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и
учебно-организационных умений.

Минусы

Дети
начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими
эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления
кластера.

Этот
приём требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем,
заготовка конвертов, карточек.

Тема урока: Органы пищеварения.

Цель:

  • Познакомить с органами пищеварения, выяснить функции отдельных органов пищеварения;

Результаты:

  • Формируется умение получать новую информацию через самостоятельную работу с текстом учебника, с таблицей органов пищеварения;
  • Формируется умение  оценивать свою деятельность на уроке, давать оценочную деятельность других, умение работать в парах;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Оборудование: кластер на интерактивной  доске, таблица «Верно-неверно», слайды на интерактивной доске.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну как, дети, вы готовы!?

Начинаем точно в срок.

Ученики настраиваются на урок, занимают свои места

  1. стадия вызова (мотивация)

На доске выставлен кластер (без стрелочек). Расставьте в кластере стрелочки, расскажите, что знаете по теме «Организм человека». Работать вы будете парами, а два ученика у доски. Не забывайте правила работы в парах.

Дети (в парах) расставляют в кластере стрелочки. Два ученика работают с интерактивной доской. Другие  4 ученика кратко рассказывают про организм человека.

  1. Актуализация знаний

 Пользуясь кластером, скажите, все ли мы знаем про организм человека?

 Что мы сегодня узнаем нового про организм человека?

Сегодня мы подробно поговорим о пищеварительной системе, об органах пищеварения.

Дети говорят, что необходимо расширить знания об органах пищеварения. (Если в классе есть ученики, которые  могут что-то сказать по теме, надо выслушать их предположения, а затем, в конце урока, выяснить, действительно ли они были правы.)

  1. Открытие нового знания

Работая в парах,  заполните таблицу «Верно – неверно». Для этого прочитайте самостоятельно текст учебника. (У детей на столах карточки)

Утверждение

Верно (+)

Неверно (-)

Перерабатывает пищу пищеварительная система.

+

Зубы относятся к пищеварительной системе.

+

От здоровья зубов не зависит здоровье организма.

Все зубы одинаковы

От самого человека зависит  его здоровье

+

Что же нам помогает перерабатывать пищу?

Что помогает пережевывать пищу?

Дети работают в парах самостоятельно. (10 минут). Читают текст в учебнике.  Далее  обсуждение итогов заполнения таблицы.

Два ученика работают с

интерактивной доской.

Чтобы переработать пищу в организме  нам помогает пищеварительная система.

Пережевывать пищу помогают зубы.

  1. Расширение и закрепление новых понятий

Где находятся зубы?

Значит, рот относится к пищеварительной системе?

Что мы можем заполнить в кластере? (рот)

Что происходит с пищей во рту?

Рассмотрите рисунок в учебнике и на слайде.

Что же дальше происходит с пищей, куда она попадает?

Графический диктант, затем самопроверка. (на интерактивной доске)

  1. В организме пищу перерабатывают органы пищеварения. (да)
  2. Зубы никак не могут повлиять на здоровье человека. (нет)
  3. В желудке пища перерабатывается под действием желчи. (нет)
  4. В желудке пища перемешивается, перерабатывается под действием желудочного сока (да)
  5. Печень выделяет желчь для переваривания пищи в тонкой кишке. (да)
  6. Далее пища поступает в тонкую, а затем в толстую кишку (да)

Зубы находятся во рту.

Дети заполняют кластер- «рот». ученики по ходу разбора темы работают с интерактивной доской- выставляют кластер. Отвечают по ходу на вопросы, пользуясь рисунком на слайде и в учебнике

Дальше пища попадает по пищеводу в желудок, где она перемешивается, перерабатывается под действием желудочного сока.

Выставляем на кластере «желудок».

Далее пища попадает в тонкий кишечник. А тонкому кишечнику помогает печень, которая выделяет желчь для переваривания пищи. Выставляем кластер «печень», «тонкая кишка». Затем, пища попадает в толстый кишечник, где всасывается вода, отходы удаляются из организма. Ребенок выставляет кластер «толстая кишка».

Дети проверяют диктант с интерактивной доски, выставляют себе оценку:

«5» – ошибок нет;

«4» – 1ошибки;

«3» – 2 ошибки;

  1. Рефлексия деятельности на уроке.

Фишбоун.

Изменились ли ваши представления об органах пищеварения и последовательности их расположения?

Учитель выставляет оценки за урок.

Дети высказываются

  1. Выход за рамки урока.

Детям на выбор предлагается задание:

  1. Сочинение – рассуждение.
  • Пищеварительную систему иногда называют «Внутренней кухней». Так ли это?
  • Верно ли утверждение, что больные зубы ведут к заболеванию всего организма?
  1. Проект «Береги зубы с детства»
  2. Составить рецепты по теме «Чтобы зубки не болели».

Дети задание выбирают по желанию.

Выступление на
семинаре.


Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я расскажу о 2х приёмах развития критического
мышления, которые использую в своей работе.

Презентация 1.

(Слайд
1)
Приём
«Корзина идей».


По своему содержанию «Корзина идей» похожа на такие известные приёмы, как
«Мозговая атака» и «Кластер». В каждом случае предполагаются разные формы
работы – и индивидуальная,  и групповая. Объединяет эти приёмы то, что они
позволяют высказывать любые суждения без их анализа и оценивания. Хочу сказать,
что «Корзина идей» определяет «поле интересов», т.е. позволяет выяснить всё,
что знают ученики по обсуждаемой теме.

(Слайд
2) Алгоритм работы данного приёма:


Объявляется тема урока.


Начинается индивидуальная работа детей. Каждый ученик записывает в тетради всё,
что ему известно по данной теме. (1-2 мин)


Далее идёт обсуждение в парах или сразу в группах. Обучающиеся обмениваются
информацией, выясняют в чём их мнения совпали и в чём возникли разногласия. (3-5
мин)


Следующий этап, это работа с классом. Каждая группа высказывает своё мнение по
теме, приводит свои знания и высказывает идеи по данному вопросу.  Самое важное
на этом этапе – это внимательно выслушивать, т.к. ответы не должны повторяться.
Деятельность учителя  – записать кратко все высказывания на доске

(
можно записать на бумаге и прикрепить вокруг корзины на доске).

ВАЖНО!
Предположения,
идеи, факты не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идёт сбор
информации. Обычно учителю трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли
поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления и есть
одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.


Далее в течение урока все идеи и предположения осмысливаются и анализируются.
Постепенно из «корзины» должны исчезнуть все неправильные  или некорректные
идеи,  а останутся только верные.


На этапе рефлексии возвращаемся к «корзине», чтобы подвести итог.

Нюансы
использования данного приёма:


Во время высказывания учащимися их идей и  предположений требовать полных
ответов. Тогда приём будет работать и для развития устной речи и навыков
логического изложения.


На этапе записи учителем идей и мнений, записываются все, даже ошибочные   и
неверные. Задача учителя – подвести учеников к анализу своих ошибок.

(Слайд
3)

Выглядит данный приём следующим образом. В «Корзину» попадают имена,
предположения, решения, идеи, понятия условно собираемые вокруг корзины.

(Слайд
4)

Например, при изучении темы по окружающему миру «Лес и человек» корзина
выглядела следующим образом.

(Слайд
5)

на этапе осмысления все идеи и предположения осмысливаются и анализируются. Все
ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. На этапе
рефлексии снова возвращаемся к «Корзине идей», чтобы подвести итог.

(Слайд
6)

Пример использования данного приёма на уроке окружающего мира в 4 классе по
теме: «В ледяной пустыне». Индивидуальная работа учащихся, запись информации.

(Слайд
7)

Групповая работа, обсуждение идей и предположений.

(Слайд
8)

Сбор информации  вокруг корзины.

(Слайд
9)

На этапе осмысления при работе с учебником из корзины убрали неверные
высказывания и предположения, оставив только верные. Корзина стала выглядеть
таким образом.

Для
подведения итога урока опять возвращаемся к корзине.

(Слайд
10) Плюсы приёма «Корзина идей»

Предполагается
для проведения на этапе «вызова», т.е.когда происходит процесс актуализации
знаний  по теме –«вызывается» из памяти учащихся всё, что имеет отношение к
заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта  и подготовка к
восприятию нового материала.

Вторая
проблема, которая решается на стадии вызова с помощью приёма «Корзина идей» –
привлечение к работе всех учащихся. На обычном уроке этап актуализации знаний
не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно
отсиживаются, позволяя другим выполнит поставленную задачу. «Корзина идей»
включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести в
общее дело свою лепту.

Третий
момент, в создании записей участвуют все – каждый ученик должен не только
внимательно выслушать предположения других. Но и попутно проанализировать свои
знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является неизвестным.

Приём
охватывает сразу два вида деятельности : индивидуальный и групповой.

(Слайд
11) Главные особенности
приёма «Корзина идей»

Позволяет
быстро и в интерактивной форме:

-подготовить
обучающихся к восприятию новой темы;

-помочь
им увидеть взаимосвязь между темами;

-научить
видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая
выводы.

Презентация 2.


Следующий приём, о котором я хочу Вам рассказать, это

(Слайд
1)

Приём «Кластер».

-Понятие
«кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма – представление
информации в графическом оформлении. Иногда этот приём называют «наглядным
мозговым штурмом».

(Слайд
2)
 
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с
ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями
«второго» уровня.

(Слайд
3)
 
Например, при изучении темы по окружающему миру «Свойства воздуха» в 3 классе,
получилась  следующая  схема.

(Слайд
4)

 Правила работы над созданием «Кластера»:

´ постараться построить как можно
больше связей

´ не бояться записывать все, что
приходит на ум

´ дать волю воображению и интуиции

´ продолжать работу, пока не кончится
время или идеи не иссякнут


не следовать по заранее определённому плану.

 (Слайд
5)

 «Кластер»   активизирует  мыслительную деятельность учащихся, направлен на:

´ умение ставить вопросы

´ умение выделить главное

´ умение делать сравнение

´ умение устанавливать причинно –
следственные связи и делать умозаключения

´ умение видеть смысл в информации,
понимать проблему в целом

´ способность к поиску, анализу, к
творческой переработке информации

Мастер – класс

(Слайд
6)

Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, попробовать свои силы в работе с кластером по
теме окружающего мира «Тела, вещества, частицы».

При изучении данной темы я предлагаю детям заполнить пустую схему
уже в начале урока, так, как они предполагают. Таким образом, ученики
сталкиваются с затруднением, которое мы и будем разрешать по ходу урока. Сейчас
я предлагаю вам почувствовать себя в роли учеников и в группах заполнить этот
кластер. (Слайд 7) Перед вами схема с пустыми окошечками, а в
конвертах необходимые для заполнения данные, попробуйте расставить все слова в
схему, как вы считаете нужным
.

Заполнили, далее мы приступаем к стадии осмысления, и идем по теме
урока, проверяя свои предположения поэтапно, начинаем с левой части кластера –
как же называются все предметы, живые существа, окружающие нас. Кто-то
предположил, что это тела, кто-то, что это вещества. Проверяем по тексту
учебника.

(Слайд 8)
Делаем вывод – это тела.

(Слайд 9)
Далее выясняем, что тела – это все предметы, живые существа, окружающие нас,
они делятся на следующие группы: естественные, искусственные.

– Двигаемся дальше по кластеру вниз, из чего же состоят тела?
Предполагаем, что из веществ.

(Слайд 10)
Проверяем свои мысли в тексте учебника. Действительно, все тела состоят из
веществ, которые делятся на 3 группы:

(Слайд 11)
Твёрдые, жидкие и газообразные.

– Далее из учебника дети узнают, что вещества состоят из частиц, а
частицы в разных веществах располагаются по-разному, и пробуют соотнести
картинку расположения частиц в веществе с его видом. (Слайд 12)

Таким образом, в ходе урока дети  подтвердили или опровергли свои
предположения, разобрались с тем, что же такое тела, вещества и частицы,
справились с затруднением, возникшим на начальном этапе урока, и на стадии
рефлексии мы с детьми обобщаем, делаем выводы, пришли  к тому, что мы добились
поставленных целей урока, выяснили, что же такое тела, вещества и частицы,
узнали на какие группы они делятся.

Тема эта достаточно объёмная и сложная для понимания, а вот так,
используя приём кластер, можно наглядно систематизировать и обобщить всю
информацию.

Этот приём можно предложить детям для работы в парах, как вы
сегодня работали, можно организовать работу в группах, это тоже довольно удобно
и продуктивно. Кластеры можно применять на разных этапах урока, можно
попробовать дать детям в качестве проверки знаний, например, после того как
прошли тему, дать кластер для самостоятельного заполнения. Ну и в начальной школе
– этот приём мне кажется просто находка, на любом уроке.

Закончить своё выступление я хотела бы такими словами:

(Слайд
13)

«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».


Кластер 4 класс по теме “Водоемы России”. Методика работы с данным кластером описана.Группы, работающие с темами, могут быть подвижными. Результатом урока должен стать заполненный кластер.

Известный приём технологии критического мышления – «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся. Дети учатся умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У обучающихся есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска. 

Просмотр содержимого документа

«Урок-обобщение в 4 классе по окружающему миру. Кластер – «Водоемы России». Методическое описание. »

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Презентация

Слайд 2. Свой мастер-класс я бы хотела начать с высказывания Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей».

Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это стремление стать лучше для своих учеников.

Слайд 3. Я попрошу вас на листочках составить список прилагательных (5-6), которые, на ваш взгляд, характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

Теперь обведите 1 прилагательное из списка, которое лучше всего характеризует ВАШ характер.

Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают, осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. А как это сделать? Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить выделять главное и существенное в тексте или в речи? Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность?

Слайд 4. Мне кажется, ответы на многие вопросы можно найти в технологии развития критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни – умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п. Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях, на разных уроках в начальной школе. Это универсальная, “надпредметная” технология.

Слайд 5. Что же такое критическое мышление? Это мышление самостоятельное, обобщенное, проблемное и оценочное, аргументированное, социальное.

Слайд 6. Мне кажется на развитие именно такого мышления нас нацеливают современные требования к результатам обучения, ФГОС. В основе данной технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

I фаза
Вызов

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза

Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза

Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

На слайде вы видите различные приемы данной технологии, их достаточно много, и, наверное, многие из них вам знакомы.

Мне хотелось бы остановиться подробнее на одном приёме. Кластер – универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока, для многих предметов в начальной школе.

Слайд 7. Для выяснения ваших ожиданий и опасений в ходе знакомства с кластерами предлагаю более чётко определить, что вы ожидаете (хотели бы получить) от сегодняшнего мастер-класса и чего опасаетесь.

На слайде яблоня – образ ваших надежд, мешок – ваши опасения. Предлагаю поделиться надеждами и опасениями по теме «Составление кластера».

Распределим яблоки: яблоки – ожидания на дерево, а яблоки – опасения отправим в мешок.

Слайд 8. Итак (далее читаю со слайда и щелчком по «яблоку» отправляю их на дерево или в мешок).

– Я научусь различать некоторые виды кластера.

– Думаю, что такой вид работы вряд ли будет полезен ученикам.

– Я смогу применить на практике полученные знания о составлении кластера.

– Составление кластера – увлекательное и полезное занятие.

– Не успею всё выполнить вовремя.

– Специальные термины и новые слова препятствуют восприятию.

– Удачи в освоении метода кластера и его составлении.

Слайд 9. Рассмотрим последовательность действий при составлении кластера, они просты и логичны:

От английского слово «кластер» cluster обозначает

  1. Кисть, рой, пучок, гроздь.
  2. Группа (a cluster of people).

Объединенный по каким-либо подобным признакам.

Слайд 10. Кластер – это один из стратегически активных методов, который организует взаимодействие учащихся и учителя. А продуктом такой деятельности является моделирование – информация, выстроенная в определённой последовательности. Овладение данной информацией и есть достижение планируемых результатов. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Слайд 11. Кластеры бывают различными по структуре: гроздь, рыбья кость, елочка, ступени.

Слайд 12. Предлагаю опробовать на практике один из способов знакомства учащихся с кластером в начальной школе, когда ученики еще не знают, что это такое и поэтому нужен такой способ, при котором проявится интерес к новому. И этот прием – составление кластера с помощью готовых карточек или пособия «Полезный конверт», по-другому может называться «Умный конверт». Кому как нравится.

Сегодня я познакомлю вас с этим приемом на примере урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России».

Слайд 12. Тема урока «Тела, вещества, частицы». Я предлагаю детям заполнить пустую схему уже в начале урока, так, как они предполагают. Таким образом, ученики сталкиваются с затруднением, которое мы и будем разрешать по ходу урока. Сейчас я предлагаю вам почувствовать себя в роли учеников и в парах заполнить этот кластер. Перед вами схема с пустыми окошечками, а в конвертах необходимые для заполнения данные, попробуйте расставить все слова в схему, как вы считаете нужным.

– Заполнили, далее мы приступаем к стадии осмысления, и идем по теме урока, проверяя свои предположения поэтапно, начинаем с левой части кластера – как же называются все предметы, живые существа, окружающие нас. Кто-то предположил, что это тела, кто-то, что это вещества. Проверяем по тексту учебника.

Слайд 13. Итак, тела – это все предметы, живые существа, окружающие нас, они делятся на следующие группы: естественные, искусственные и небесные. Теперь мы можем эту часть приклеить.

Слайд 14. Двигаемся дальше, из чего же состоят тела? Предполагаем, что из веществ.

Слайд 15. Проверяем свои мысли в тексте учебника. Действительно, все тела состоят из веществ, которые делятся на 3 группы: твердые, жидкие и газообразные. Далее из текста учебника дети узнают, что частицы в разных веществах располагаются по-разному, и пробуют соотнести картинку расположения частиц в веществе с его видом.

Слайд 16. Приклеиваем эту часть.

Слайд 17. Остается одна часть схемы – частицы, из текста ребята выясняют, что существуют разные частицы – сложные и простые и приклеивают молекулы и атомы.

Слайд 18. Таким образом, в ходе урока мы подтвердили или опровергли свои предположения, разобрались с тем, что же такое тела, вещества и частицы, справились с затруднением, возникшим на начальном этапе урока, и на стадии рефлексии мы с детьми обобщаем, делаем выводы, приходим к тому, что мы добились поставленных целей урока, выяснили, что же такое тела, вещества и частицы, узнали на какие группы они делятся.

Тема эта достаточно объемная и сложная для понимания, а вот так, используя прием кластер, можно наглядно систематизировать и обобщить всю информацию.

Этот прием можно предложить детям для работы в парах, как вы сегодня работали, можно организовать работу в группах, это тоже довольно удобно и продуктивно.

Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к текстам, данным в учебникам, к словам автора. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

Слайд 19. Прием «Умный конверт» я использую на разных уроках. Вот только несколько примеров. Дети, объединившись в 4 группы, составляли кластер при изучении темы «Части речи» в 3 классе.

Слайд 20. При изучении глаголов-синонимов и антонимов в 3 классе ребята смогли найти слова-помощники для изучения материала про данной теме.

Слайд 21. Одна из самых сложных тем по окружающему миру в 4 классе – изучение природных зон. На обобщающем уроке мы с учениками составили кластер по теме «Природные зоны России». На уроке работала 6 групп исследователей, в конце урока они представили всем свою природную зону. Опираясь на карточки-помощницы, юные ученые рассказали о совей зоне. В конце урока получился кластер.

Слайд 22. Прием «кластер» можно использовать и на уроках литературного чтения, при изучении образов героев, и на уроке математике, например, составление кластера на тему «Задача».

Слайд 23. На уроках я активно использую приём «Модель – описание». Цель: формирование умения обучающихся работать над образом героя, давать характеристику предметам и явлениям.

Слайд 24. На уроках ребятам полезно составлять «Модель – сравнение». Такая модель помогает формировать умение у обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.

Слайд 25. Следующий приём «Модель – рассуждение». Цель: Формирование умения обучающихся анализировать, доказывать и отбирать необходимую информацию. Построение модели – рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза». Дети рассуждают, какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.

Слайд 26. Кластер (гроздья) – один из наиболее популярных видов кластера, его цель: Систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.

Слайд 27. Итак, каковы же правила составления кластера

  1. Посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем идеи, темы».
  2. Записывается всё то, что вспомнилось по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова.
  3. Осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.
  4. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь, появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определят информационное поле данной темы.

Кластеры можно применять, как вы сегодня увидели, на разных этапах урока. Можно еще попробовать дать детям в качестве проверки знаний, например, после того как прошли тему, дать кластер для самостоятельного заполнения. Ну и в начальной школе – этот приём, мне кажется, просто находка, на любом уроке.

Как и у каждой методики у методики составления кластера есть свои плюсы и минусы.

Плюсы. Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Минусы. Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

Этот метод требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Слайд 28. Вернемся к началу нашего мастер класса. Посмотрим на яблоньку и мешок. Подводя итог, хочется узнать оправдались ли ваши ожидания в результатах нашего занятия? Я надеюсь, что ваши опасения были напрасны?

«То, что я хочу познать – это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня – это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».

Слайд 29-30. Удачи вам! Надеюсь, мой мастер-класс был для вас полезным, и вы будете применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80
  2. http://kladraz.ru/blogs/chernova-sventlana-anatolevna/priyom-klaster.html
  3. http://www.openclass.ru/node/459297

Добавить комментарий