Как составить кластер по орксэ

Мастер- класс для педагогов II
Краевых Педагогических мастерских «От творчества учителя – к творчеству
ученика»

Дата
проведения:

25 октября  2014г.

Место
проведения
:МАОУ
«Гимназия №1» г.Соликамска

Проводит: Постоногова Инна
Аркадьевна, учитель начальных классов  МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И.Спирина»

Мастер – класс  «Кластер  как  метод 
формирования познавательных УУД на уроках ОРКСЭ»

Цель: распространение педагогического опыта
по формированию

познавательных  ууд на уроках ОРКСЭ  

Методические задачи:

1.Познакомить с  кластером – одним из методов
технологии развития критического мышления (ТРКМ)

2.Приобрести практический опыт использования приёма
на уроках ОРКСЭ

3.Наметить пути использования кластера в собственной
педагогической деятельности.

Форма проведения мастер-класса: лекция
с элементами презентации +практическая работа

1.Введение.

2.Знакомство с кластером.

     Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое
их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать
ведущим методом  и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем
их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический метод  систематизации
материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в
определенном порядке.

   Последовательность действий проста и логична: 

1. В начале, посередине чистого
листа (классной доски)  написать ключевое слово или предложение, которое
является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или
предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся
слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников»
в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические
связи.

В итоге получается структура,
которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле
данной теме.

В работе над кластерами необходимо
соблюдать следующие правила:

  • Не
    бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и
    интуиции.
  • Продолжать
    работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться
    построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному
    плану.

Система кластеров позволяет
охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя
получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления
развития темы.

3.Фрагменты уроков с использованием
данного метода на разных этапах урока.

Стадия вызова.

 Задача
учителя: активизировать учащихся, мотивировать их для дальнейшей работы.

Тема
урока: «Семейные праздники»

Учитель показывает
слайды  презентации, иллюстрирующие Новый год, день Победы и т.д. Учащиеся
формулируют самостоятельно тему урока  и выполняют работу в паре.

Задание: составьте
кластер со словом праздники.

-Стадия
осмысления новых знаний.

Тема: «Этикет»

Учитель, подводя детей 
к  понятию «этикет», рассказывает о том, что в жизни случаются такие ситуации,
когда трудно сделать правильный выбор. Тогда на помощь приходит этикет.

Задание: составьте 
кластер со словом этикет, отражая ситуации, где его можно применить (за столом,
при встрече, в театре, на уроке и т.д.)

-Стадия «Рефлексия»

Тема урока: «Толерантность»

Задание: у  вас
на столах лежат ладошки  – символ толерантности. Попробуйте на них написать
синонимы к слову «толерантность» (терпимость, уважение, лояльность, чуткость,
милосердие, сострадание.)

       Кластер,
как метод
универсален. Он может применяться на стадии вызова для
систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания.
На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации.
На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются
логические связи.

Задание для работы в группах:
составьте кластер с ключевым  словом ОРКСЭ.

4.Заключение. Кластер, как  метод технологии  критического мышления, повышает
мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует  установку творческого
сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства
и уважение к различиям, даёт им ощущение творческой свободы и, самое главное,
приносит радость. 

Мастер-класс «Использование технологии критического мышления

на уроках ОРКСЭ»

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности при реализации курса  ОРКСЭ

Методические задачи:

Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭ

Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в 3 группах по 6 человек. На столах лежат :фломастеры, заготовки для заполнения кластера, воздушный шарик текст

Оборудование: Переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point

                        Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Э. Кинг

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

– Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе. Когда вы заходили в класс вы выбрали цветной снежинку. Те, кто выбрал зеленую –  того ждёт успех на занятии, голубую предпочли те, кто захотел общения с коллегами, желтую – те, кто будет самым активным, а фиолетовую – самым настойчивым. Прошу до конца мастер-класса не потерять её.

          Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской  этики»  объединил нас сегодня на мероприятии. Поэтому в начале мастер-класса предлагаю вам составить синквейн (пятистишье):

Курск ОРКСЭ

Нравственный, полезный

Учит, наставляет, помогает

Много подготовки к уроку.

Внутренний мир.

  1.  Мотивация

В своей педагогической практике наблюдаю, что у многих детей возникают проблемы в общении, трудно ребятам высказывать своё мнение, разобраться в своём внутреннем мире,  низкий уровень воспитанности, нет мотивации к осознанному нравственному поведению. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации  во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Целью курса ОРКСЭ – является  формирование, у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Курс играет важную роль в расширении кругозора учащегося, в процессе формирования порядочного гражданин

Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения

     Патриарх Кирилл говорил: «Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения».

Я веду модуль «Основы светской этике». По окончанию изучения данного курса наблюдается положительная динамика: учащиеся умеют работать в группе, слушать и слышать друг друга, уважают мнение других, из большого объёма информации умеют выделять главное.

  1. Теоретическая часть.

Данный курс новый, много вопросов, очень важно делиться опытом друг с другом, обсуждать возникающие проблемы. При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно.  Переход к использованию современных образовательных технологий в преподавании курса требует овладения интерактивными методами обучения и овладения культурой работы и использования ПК, информационными технологиями, работа с интерактивной доской.

      При подготовке урока использую такие технологии, как:    проблемное и интерактивное обучение; технология познавательного конфликта; проектной и исследовательской деятельности; технология критического мышления.  

На уроках осуществляю свою деятельность по следующим направлениям:

  • приобретение и использование учащимися знаний, полученных в повседневной жизни в ходе своего или на основе чужого опыта;
  •  развитие познавательного интереса, творческих способностей, стремления к самостоятельному приобретению знаний, основываясь на жизненных интересах и потребностях своего ребёнка;
  • воспитание толерантности, уважения к истории и культуре своего народа и народов мира.

     Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного, духовнообогащённого, высоконравственного человека помогает мне в работе методы и приёмы технологии критического мышления.  

  Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать» Мне хотелось бы рассказать и показать, как использовать приёмы критического мышления на уроках светской этике.

Данная технология, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Применение технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у учащихся  надпредметные умения:

  • умение работать в группе;
  • умение графически оформить текстовый материал;
  •  умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
  •  формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Использую такие письменные приёмы, как:

  • Приём «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, соотнести свои мысли и чувства)
  • «Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)
  • «Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку, диаманты – развивают поэтические способности учеников)
  • Прием «Нарисуйте счастье» (приемы  психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки)
  • Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы.  Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.).

Один из приёмов технологии критического мышления – кластера.

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Составить кластер можно в виде схемы. Например, тема «Добро и зло», кластер может выглядеть так: (слайд) Ребята могут не только в виде схемы систематизировать, но и проявить свои творческие способности, создав какой-нибудь образ.

  1. Практическая часть.

Предлагаю вам обыграть фрагмент урока  из модуля «Основы светской этике» по теме: «Семья – самое ценное в жизни человека» с использованием кластера. Послушайте китайскую притчу.

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: “И мира тоже”.

Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся (любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь) Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняет всё то, что может её разрушить.

Составление кластера можно использовать в конце урока, в течение всего урока строить дом счастливый семейный дом.

Предлагаю поработать самостоятельно. Теперь каждая группа попробует составить кластер по другой теме. Предлагаю посмотреть видеоролик.  Определиться с темой самостоятельно. В помощь вам на столах лежат учебники. Затем на заготовленных образах (снежинка, осенний листок, дерево) записать ключевое слово темы в центре, а от него написать какие понятия, сочетания  ребята получать на уроке,  работая над данной темой. Представить ваш кластер.

Время для работы 7 минут

Считаю, что внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этике» является основой духовно-нравственного воспитания учащихся на примере разработки фрагментов уроков.

  1. Рефлексия.

 – Заходя в класс, вы брали снежинки разного цвета. Давайте украсим своими снежинками нашу ель. Сделайте для себя вывод от работы на мастер-классе. Если вы с пользой провели время на мастер-классе, приклейте  снежинку на светлую половину веточки. Если многое было уже знакомо вам – на тёмную. В конце мастер-класса попрошу вас подарить мне подарок в виде ваших пожеланий. Напишите свои пожелания на воздушном шарике.

12fd0f

Мастер-класс «Приёмы работы с текстом  на уроках ОРКСЭ
используя приёмы технологии РКМ»

Цель:
осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления
(ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности при реализации курса 
ОРКСЭ

Методические
задачи:
Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ);

Приобрести
практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭ

Материалы и
оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в 3
группах по 3 человека. На столах лежат: фломастеры, заготовки текстов, опорные
листы

Оборудование: ноутбук,
мультимедийный проектор, экран, презентация.

                                                                                Умеющие
мыслить умеют задавать вопросы.

Э. Кинг

Ход мастер-класса

1.     
Организационный
момент.

– Добрый день, уважаемые коллеги! Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и
светской этики»
 объединил нас сегодня на этом мероприятии. Я
рада приветствовать всех, кто собрался сегодня и присутствует на мастер-классе «Приёмы
работы с текстом  на уроках ОРКСЭ используя приёмы технологии РКМ»

В начале
нашего мастер-класса, я хочу, чтобы Вы заполнили первую часть таблицы «Знаю», в
ходе мастер-класса заполните оставшиеся две.

Приём «Знаю, хочу узнать,
узнал»

В начале
мастер-класса предлагаю вам составить синквейн (пятистишье):

Курс ОРКСЭ

Нравственный,
полезный

Учит, наставляет,
помогает

Много подготовки к
уроку.

Внутренний мир.

2.       Мотивация

Целью курса
ОРКСЭ –
является  формирование, у школьника мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России. Курс играет важную роль
в расширении кругозора учащегося, в процессе формирования порядочного
гражданин.

3.      Теоретическая
часть.

Данный курс
новый, много вопросов, очень важно делиться опытом друг с другом, обсуждать
возникающие проблемы. При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень
важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к
предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит,
традиционного преподавания предмета будет недостаточно.

При подготовке
урока использую такие технологии, как: проблемное и интерактивное обучение,
проектную и исследовательскую деятельность; технология критического мышления,
особенно при работе с текстами. 

Основной
принцип мастер-класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать».
Мне хотелось бы рассказать и показать, как использовать приёмы критического
мышления на уроках светской этики.

Данная
технология, в отличие от традиционной, меняет роль педагога и обучающихся.
Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими
лицами урока.

Применение
технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у учащихся 
надпредметные умения:

Ø 
умение
работать в группе;

Ø 
умение
графически оформить текстовый материал;

Ø 
 умение
творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

Ø 
умение
распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить
полученные знания;

Ø 
 формирование
культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках
информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать
прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать»
второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Использую такие приёмы ТРКМ при 
работе с текстом:

Приём «Зигзаг»

Цель: изучение и систематизация большого по объёму учебного  материала
в течение короткого времени

Что развивает?

– Социальные (коммуникативные
навыки);

– аналитико-синтетические навыки
(выделение первостепенных идей, наличие взаимосвязей, способность резюмирования
и т.д.);

– навыки презентации.

Как это делать?

  1. Подберите материал и разбейте
    его на законченные части (4-6 частей).
  2. Сформируйте группы, в зависимости
    от количества частей. Каждому члену этой группы дайте номер,
    соответствующий той части материала, которую он будет изучать.
  3. Разделите материал для
    изучения.
  4. Сформируйте «экспертные»
    группы. Учащиеся с одинаковыми номерами объединяются в группу. Задача
    «экспертной» группы изучить материал и определить самый лучший способ
    презентации в своей группе.
  5. Учащиеся возвращаются в свои
    группы и обмениваются информацией. Задача «эксперта», чтобы каждый член
    группы усвоил ту часть материала, за которую он отвечает. В результате
    работы каждый член группы будет знаком со всем материалом.
  6. Проверьте понимание и подведите
    итоги.

Виды
проверок:

– презентации
экспертов;

– письменные
работы;

– ответы на
вопросы;

– тестовые
задания.

Приём
«Таблица-синтез
». Был
предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и
рекомендуется для работы с художественным текстом. На стадии вызова учитель
предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста.
Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется,
могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся
самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы,
далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица
заполняется полностью.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/

ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА

(СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)

ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)

1…………….

2…………….

3…………….

4…………….

/во время чтения/

1……………..

2……………..

При
работе с информационным текстом предлагаем иной вариант «таблицы синтез»:

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ТОЛКОВАНИЕ

ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА

Приём «Таблица ЗХУ».
Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986
г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного
материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится
процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление,
рефлексия.

 Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме
материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда
вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

Цели ее применения:

1.     
Обучение умению определять уровень собственных знаний.

2.     
Пробуждение интереса к получению новой информации.

3.     
Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися
представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю»,
учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной
теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных
знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы
«Хочу узнать»—это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса
к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления
на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт»
помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить
новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные
ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для
усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся
заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Пример таблицы тема «Ценность рода и
семьи» ОС «Школа 2100»

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Первые люди жили стаей, затем общинами, родами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

Как появилась семья?

Какие семейные ценности должны быть в семье?

Зачем семье нужны традиции?

Что даёт человеку семья?

  
Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в
течение урока.

  
Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома.

Прием « Мудрые  совы»

Обучающимся предлагается самостоятельно проработать
содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем дети получают
рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся
в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные
(новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали
Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так
как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас
новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной
фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием,
какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является
для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста
и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы
для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые
заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на
уроке.

Далее организуется обсуждение результатов работы. При
этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации,
домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных
проблем, определение последующих этапов работы. 

Использую такие письменные
приёмы, как:

Приём «Написание эссе»
(эссе – письменные размышления на заданную тему, соотнести свои мысли и
чувства)

Приём «Составление
телеграммы»
(научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного
и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)

Приём «Стихотворение по
алгоритму»
(синквейна, хокку, диаманты – развивают поэтические
способности учеников)

Прием «Нарисуйте   счастье»
(приемы  психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий,
внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть,
месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки);

Прием «Письмо по кругу»
(предполагает групповую форму работы.  Детям нужно не только поразмышлять на
заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы).

Приём  “Создай паспорт”

Прием для
систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и
несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики
изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык,
математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления
обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Пример.

Может быть
использован для создания характеристик:

  • на литературном чтении – героев
    литературных произведений;
  • на уроках ОРКСЭ  – тема «Добро
    и зло», «Долг и совесть», «Счастье и смысл жизни» и др.
  • на окружающем мире – полезных
    ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
  • на математике – геометрических
    фигур, математических величин;
  • на русском языке – частей речи,
    членов предложений, частей слова, лингв. терминов..

Приём работы с несплошным
текстам
 «Облако слов»

Даётся группа слов на одну тему,
прочитав их дети выходят на тему урока,

Приём Кластер – это
способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те
мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ
называют «наглядным мозговым штурмом».

4.      Практическая часть.

Предлагаю
вам обыграть фрагмент урока  из модуля «Основы светской этики» по теме: «Семья
– самое ценное в жизни человека» с использованием кластера на примере работы с
притчами.

Способы использования притч в учебном процессе:

·   Обсуждение основной  идеи и смысла истории;

·   Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое
название);

·   Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы
закончиться;

·   Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки,
фотографии,

изображения);

·   Сформулировать вопросы или ответить на поставленные
вопросы;

·   Выделить ключевые понятия;

·   Инсценировка по рассказу (истории) ;

·   Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

·    Связь содержания притч с современной жизнью;

·   Рассмотреть притчу с ролевой  позиции (представителя
определенной

исторической эпохи, культуры,
религиозной конфессии, социальной роли

и т.п.);

·   Сравнение нескольких притч;

         Многообразие форм  и методов работы с текстом 
позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении
образовательных стандартов.

Послушайте китайскую притчу.

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ
(китайская притча)

Жила-была на свете
семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких
семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни
раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить,
правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и
порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и
решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине.
«Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда
написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ,
ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО
РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, – отвечал
старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил:
“И мира тоже”.

Предлагаю для
кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с
фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую,
дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся (любовь, прощение, уважение,
терпение, радость, помощь) Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняет всё
то, что может её разрушить.

Составление
кластера можно использовать в конце урока, в течение всего урока строить дом
счастливый семейный дом.

Считаю, что
внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этике» является основой
духовно-нравственного воспитания учащихся на примере разработки фрагментов
уроков.

5.      Рефлексия.

Заполните 
третью часть таблицы «Узнал».

Скачано с www.znanio.ru

«Развитие критического мышления на уроках ОРКСЭ «Основы светской этики»»

Мы все знаем какую значимую роль имеет осознанное чтение у младших школьников. В Федеральном Государственом Стандарте указано: формировать систематическое чтение как средство познания мира и себя, овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Научить детей овладевать смысловым и эстетическим анализом текста, является главной задачей учителя в работе с текстом, учить выделять главное, «отсеивать» второстепенное, анализировать различные стороны явления, при этом развивая коммуникативные, регулятивные, рефлексивные умения. Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью, а то, как он умеет управлять этой информацией: как ее искать, как наилучшим способом присваивать, как искать в ней собственный смысл, как применять в жизни. На уроках ОРКСЭ в работе с текстом применяю элементы педагогической технологии под названием «Развитие критического мышления через чтение и письмо»(РКМЧП), потому что,в этой технологии тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют .

Формы работы на  уроках – индивидуальная работа, в парах, группе и группе сменного состава Уроки с применением «РКМПЧ» идут по алгоритму :вызов, осмысление, рефлексия. Каждая фаза урока: вызов, осмысление, рефлексия направляет учащихся на активизацию и осмысление исследовательской работы.

Технология «РКМЧП» включает в себя более 60 приемов, направленных на формирование нового стиля мышления. В своей деятельности в работе с текстом я использую пока только 6 приёмов: синквейн, инсерт, кластер, толстые и тонкие вопросы, «верите ли вы?», чтение с остановками

Стадия «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Третья стадия – стадия «рефлексии» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Приведу пример :

Тема урока «Род и семья»

Форма работы: в парах.

Стадия вызова.

Приём «Кластер»

Отгадав ребус, определите тему урока.

Ребус: 7я

Тема «Семья»

Откройте содержание учебника, найдите страницу и полное название урока.

Дети читают «Род и семья – исток нравственных отношений».

Приём «Кластер» Дети в столбик записывают всё, что знают о теме, затем в парах обмениваются мнениями, информацией. Получился такой ассоциативный ряд:

Папа

Мама

Дедушка

Бабушка

Брат

Сестра

Любовь

Мир

Взаимопомощь

Работа

На доске, всем классом составляется, общий кластер по данной теме, в центре которого находится тема урока, а в окружающих ее квадратиках при помощи вопросов и ответов записать те факты, которые детям нужно узнать на уроке, т.е определить цели урока

Род и семья-исток нравственных отношений

Род

Главная задача семьи

Семья

Роли в семье

Вторая стадия – «осмысление» .Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями. 

Дети работают в парах . Используется приём «Инсерт»

«Инсерт» – условные знаки при чтении. Этот приём использую на стадии осмысления при работе с текстом. Этот приём заставляет обучающегося читать внимательно, потому что в процессе чтения текста будет делать пометки на полях: “V” – уже знал, «+»- новое, «-» – думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. После этой работы учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу(записывает только ключевые слова): 

“V” – уже знал

«+»- новое

«-» – думал иначе,

«?»- не понял, есть вопросы

Эту работу можно предложить выполнять одну на двоих или одну на группу. В качестве домашнего задания можно дать на «разработку» пункты, попавшие в графу «?»

После заполнения таблицы, возвращаемся к общему кластеру. Идёт обсуждение всех тем которые нужно было выяснить на уроке, рассказывают, анализируют, дискутируют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важным является умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Если дети работали в группах и позволяет время можно использовать приём «зигзаг»( когда дети меняются в группах)

Этап рефлексии. Приём «Синквейн»

Синквейн – это пятистишие. Дети придумывают пятистишие по правилу.

У «синквейна» есть свои правила: 1 строка – название, 2 строка описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; 
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы. 

Семья

любимая, родная

понимаешь, заботишься, прощаешь

в ней –любимый я сынок

гнёздышко моё.

Что такое «толстые и тонкие вопросы» Этот приём использую на стадии «рефлексии» Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать

? тонкие

? толстые

кто…

что…

когда…

может…

будет…

мог ли…

как звали…

было ли…

согласны ли вы…

верно…

дайте объяснение, почему…

почему вы думаете…

почему вы считаете…

в чем разница…

предположите, что будет, если…

что, если…

Дайте объяснение, откуда произошли фамилии:Волковы, Зайцевы, Медведевы.

Кто по традиции является главой семьи?

Согласны ли вы с тем, что в семье порой главенствуют дети? Предположите, что будет если, главой семьи будет сын или дочь?

Дайте объяснение, почему в семейном кругу люди стали различать и уважать особые неравные отношения(иерархию, субординацию), без которых общество не может существовать?

Слайд 1Формы и методы работы на уроках ОРКСЭ.
Выполнила: Матюгина С.А.,
учитель истории,

обществознания, ОРКСЭ,
МБОУ «Сергачская СОШ №1».

Формы и методы работы на уроках ОРКСЭ. Выполнила: Матюгина С.А.,  учитель истории, обществознания, ОРКСЭ, МБОУ «Сергачская


Слайд 2Методы работы с текстом: кластер.

Кластер – способ графической организации учебного материала,

суть которого заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.

Методы работы с текстом: кластер.Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которого заключается в том, что


Слайд 3Методы работы с текстом: кластер.

Методы работы с текстом: кластер.


Слайд 4Урок по теме : Икона.
Этот прием обычно используем при объяснении нового

материала.

Урок по теме : Икона.Этот прием обычно используем при объяснении нового материала.


Слайд 5Работа с таблицей.

Урок по теме «Христианская семья».
Дети работают в группах, заполняя

колонки таблицы. Затем ответы детей сверяются с текстом слайда.

Работа с таблицей.Урок по теме «Христианская семья».Дети работают в группах, заполняя колонки таблицы. Затем ответы детей сверяются


Слайд 6Методы работы с текстом.
Метод: «тонкие и толстые» вопросы.

Методы работы с текстом.  Метод: «тонкие и толстые» вопросы.


Слайд 7Методы работы с текстом.
Прием: Ключевые слова
Учитель предлагает детям ключевые

слова, по которым можно составить определение какого- либо понятия или рассказ.

Моисей, Ветхий Завет, скрижали.

Методы работы с текстом.  Прием: Ключевые слова Учитель предлагает детям ключевые слова, по которым можно составить


Слайд 8Игровые приемы на уроках ОРКСЭ.

Игра «ДА- НЕТ» на уроке по теме:

«Совесть и раскаяние».
Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет»: если вы согласны с утверждением – хлопаете в ладоши, если нет – руки сложены на парте.

«Совесть» можно потрогать – нет.
«Совесть» можно почувствовать – да.
Совесть дана всем: и животным, и людям – нет.
Слово «совесть» связано с животными – нет.
Человеку должно быть совестно от своей некрасивой внешности – нет.
Человеку должен стыдиться социального положения родителей – нет.
Человеку должно быть совестно из-за своих плохих поступков – да.
Совестливый человек не пройдёт мимо чужой беды – да.
Совестливый человек ищет оправдание своим поступкам – нет.
Совестливый человек добр, честен, правдив – да.

Может быть использована при закреплении материала.

Игровые приемы на уроках ОРКСЭ.Игра «ДА- НЕТ» на уроке по теме: «Совесть и раскаяние».	Учитель: Предлагаю вам сыграть


Слайд 9Игровые приемы на уроках ОРКСЭ:
Игра «Домино».
Домино – состоит из карточек,

каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано понятие, на другой – определение к другому понятию.
В курсе ОРКСЭ много различных понятий. Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют основные понятия курса. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать понятиями , они должны их знать наизусть. Чтобы понятия лучше запоминались, а также для контроля за их усвоением и используется прием «домино».

Игровые приемы на уроках ОРКСЭ: Игра «Домино». Домино – состоит из карточек, каждая карточка разделена чертой на


Слайд 10Кроссворд. Урок по теме :
Храм. Устройство православного храма.

Учитель: Я знаю, что

вы очень любите разгадывать кроссворды, и у меня есть для вас кроссворд в виде храма, который позволит нам повторить некоторые сведения о его устройстве.
Вопросы:
Ступеньки, ведущие в храм (Паперть).
Он похож на пламя горящей свечи (Купол).
Самая «громкая» часть храма (Колокольня).
Он находится на «макушке» храма (Крест).
Название большого храма (Собор). Проверка задания.

Можно использовать на закрепление и повторение понятий.

Кроссворд «Храм» (автор – Дворнякова О.Н.).

Кроссворд. Урок по теме : Храм. Устройство православного храма.Учитель: Я знаю, что вы очень любите разгадывать кроссворды,


Слайд 11Технология критического мышления: синквейн.
Первая строчка стихотворения — это его тема.

Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Технология критического мышления: синквейн. Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и


Слайд 12Синквейн.
Молитва 
Словесная, мысленная 
Благодарит, очищает, просит
Молитва связывает человека с Богом! 
Гармония
Религия 
Духовная, связующая 
Умиротворяет,

развивает, совершенствует
Религия делает душу чище! 
Вера

Синквейн.Молитва   Словесная, мысленная  Благодарит, очищает, просит Молитва связывает человека с Богом!  ГармонияРелигия   Духовная, связующая  Умиротворяет,


Слайд 13Приемы работы с презентацией:
Оценка ребенком изображенных предметов, явлений:
– Выскажи свое мнение:

почему тебе это нравится /не нравится?

Из материалов к урокам по темам: «Православная молитва», «Храм», «Икона» и др.

Приемы работы с презентацией:Оценка ребенком изображенных предметов, явлений:	- Выскажи свое мнение: почему тебе это нравится /не нравится?	Из


Слайд 14Приемы работы с презентацией:
Узнавание персонажей, вещей:
– кто это?
– покажи, где кто?..

Приемы работы с презентацией:Узнавание персонажей, вещей:	- кто это?	- покажи, где кто?.. или что?


Слайд 15
Приемы работы с текстами:
Короткие притчи для детей

Некоторые дети, особенно маленькие,

не любят длинных историй, им гораздо проще понимать короткие тексты, с простыми выводами. Короткая, поучительная и интересная история- притча обязательно останется в памяти ребенка.

Детские притчи о добре и зле – очень полезны для наших детей. Ребёнок, чаще всего, не имеет большого жизненного опыта, поэтому ему сложно отличать плохое от хорошего, добро от зла, белое от чёрного. Всему могут научить нас притчи.

Самые важные – притчи о семье и семейных ценностях, ведь ничего важнее в нашей жизни нет. Особенно полезно детям читать притчи о матери, о любви, о хорошем и плохом, о правде и лжи.

Приемы работы с текстами:  Короткие притчи для детей Некоторые дети, особенно маленькие, не любят длинных


Слайд 16Приемы работы :
Творческая мастерская.
Цель: научить детей дружно работать в группах,

прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов.

Содержание: к уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные работы.

Конечные результаты: книжки-раскладушки, газеты, рисунки, фото- выставка, коллаж и пр.

Приемы работы :  Творческая мастерская.Цель: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно


Слайд 17Приемы работы :
Творческая мастерская.
Тема: Семья.

Тема:Этикет.
Тема: Добро.
Тема: Дружба

Приемы работы :  Творческая мастерская.Тема: Семья.Тема:Этикет.Тема: Добро.Тема: Дружба


Слайд 18Приемы работы :
Творческая мастерская.
Правила дружбы
Умей протянуть руку дружбы первым.
Будь внимателен

к другу.
Не обманывай друга.
Не бросай друга в беде.
Не смейся над недостатками друга.
Научись принимать помощь от друга.
Не предавай друга.
Научись прощать друга.
Умей признавать свои ошибки.
Береги дружбу!

Урок по теме: Дружба.

Книжка-самоделка: Моя семья.

Приемы работы :  Творческая мастерская.Правила дружбыУмей протянуть руку дружбы первым.Будь внимателен к другу.Не обманывай друга.Не бросай


Слайд 19Приемы работы : Загадки
(по теме «Православные праздники»).

Иисус от Иоанна

Божьим промышлением
В древних водах Иордана
Получил……. Крещение.

О празднике.
Крещение Господне празднуется 19 января (6 января по старому стилю). Когда Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа, Бог явил себя людям: был слышен с неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение», воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел на Христа в виде голубя. Поэтому праздник Крещения Господня еще называется праздником Богоявления.

Приемы работы : Загадки (по теме «Православные праздники»).Иисус от Иоанна


Слайд 20Приемы работы : Загадки
(по теме «Православные праздники»).
Урожай приносит сад:
Яблоки и виноград.

Освящают их кропленье
В чудный день… Преображение.

О праздниике .
Преображение Господне празднуется 19 августа (6 августа по старому стилю). Незадолго до своих страданий и Крестной смерти Иисус Христос взошел с учениками Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор и преобразился перед ними. Лицо Господа просияло, как солнце, а одежды стали белыми и блистающими. Также на Фаворе явились пророки Моисей и Илия и беседовали со Христом о Его предстоящих страданиях и смерти. Спаситель показал Свою божественную славу для того, чтобы поддержать в учениках веру, когда они увидят Его распинаемым. После литургии в этот день в храме освящаются плоды.

Приемы работы : Загадки (по теме «Православные праздники»).Урожай приносит сад:Яблоки и виноград. Освящают их кропленьеВ чудный день…


Слайд 21Приемы работы : Загадки
(по теме «Православные праздники»).
Что за чудо? Это ново:
На

апостолов Христовых
В виде пламенных языков
Бог — Святый Дух сводится.
Так явила нам себя Пресвятая……Троица
О празднике.
В 50-й день после Воскресения Христова на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков, поэтому этот праздник отмечается на 50-й день после Пасхи и называется также Пятидесятницей. Еще этот день называют Днем Святой Троицы, потому что тогда проявилось единство Отца, Сына и Святого Духа, и Днем Рождения Церкви – так как в этот день началось устроение на земле Святой Христовой Церкви. В этот праздник принято украшать храм и свои дома зеленью и цветами, как символами новой жизни и обновления.

Приемы работы : Загадки (по теме «Православные праздники»).Что за чудо? Это ново:На апостолов Христовых В виде пламенных


Слайд 22Приемы работы : Загадки
(по теме «Православные праздники»).
Пахнет смолою и плюшками,
Детскими

снами, хлопушками
Елочки маленькой ствол.
Дарит Господь ……Рождество

О празднике.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа празднуется 7 января (25 декабря по старому стилю), предваряясь Рождественским постом. Сын Божий – Христос Спаситель мира родился у Пресвятой Девы Марии в Вифлеемской пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастье. Пастухи первыми узнали от Ангела весть о рождении Христа, пришли и поклонились Божественному Младенцу. А волхвам (мудрецам) с востока показала путь к Господу новая, необычайная звезда. Волхвы поднесли Младенцу Христу свои дары: золото – как Царю, ливан (ладан) – как Богу и смирну (драгоценное, благовонное масло) – как Человеку.

Приемы работы : Загадки (по теме «Православные праздники»).Пахнет смолою и плюшками, Детскими снами, хлопушками Елочки маленькой ствол.


Слайд 23Игровые приемы на уроках ОРКСЭ: игра «Лишнее слово»
Учитель называет слова; задача

команд определить, какое слово лишнее и почему.
Вопросы задаются командам по очереди.

Игровые приемы на уроках ОРКСЭ: игра «Лишнее слово»Учитель называет слова; задача команд определить, какое слово лишнее и


Слайд 24Игровые приемы на уроках ОРКСЭ: игра «Лишнее слово»
вертеп
пастухи
звезда
ослик
ель

Игровые приемы на уроках ОРКСЭ: игра «Лишнее слово»вертеппастухизвездаосликель


Слайд 25Ответ: Рождество Христово
лишнее слово- «ель»

Ответ: Рождество Христово лишнее слово- «ель»


Слайд 26дождь,.

ковчег
радуга
огонь
дождь
Ной

дождь,. ковчеградугаогоньдождьНой


Слайд 27Ответ: Библейский потоп.
лишнее слово- «огонь»

Ответ: Библейский потоп.  лишнее слово- «огонь»


Слайд 29Ответ: внутреннее убранство храма.
лишнее слово- «графика»

Ответ: внутреннее убранство храма.  лишнее слово- «графика»


Слайд 30Игровые приемы на уроках ОРКСЭ:
православная игра «Собор»
В этой игре участвуют

различные творческие группы: строители, благоукрасители, жертвователи, иконописцы, священство, певчие (опережающее домашнее задание)
Проводится совещание, на которое собираются представители всех групп (1-2 чел. от группы) На совет приглашаются и представители «гостей».
Смысл игры – условно провести «гостей» по всему собору, передавая их из «рук в руки» представителям разных групп. Каждая из групп знакомит «гостей» со своей деятельностью при храме.

Игровые приемы на уроках ОРКСЭ:  православная игра «Собор»В этой игре участвуют различные творческие группы: строители, благоукрасители,


Слайд 31Игровые приемы на уроках ОРКСЭ:
православная игра «Что это значит?»
Данная игра

позволяет улучшить знание Библии, а также развивает воображение участвующих.
Для игры необходимо подобрать крылатые выражения из Священного Писания и предложить детям объяснить, что они означают.

Игровые приемы на уроках ОРКСЭ:  православная игра «Что это значит?»Данная игра позволяет улучшить знание Библии, а


Слайд 32Игровые приемы на уроках ОРКСЭ:
православная игра «Что это значит?»
«Вы

– соль земли» -Мф. 5:13.
«…Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше…» -Мф. 6:21.
« Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете».
«… Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» -Мф. 5. 48. 
«Не собирайте себе сокровищ на земле… , но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» -Мф. 6. 19-21.
« Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» -Евангелие от Матфея 7 глава.
Эта игра может быть использована при обобщении и закреплении материала.

Игровые приемы на уроках ОРКСЭ:  православная игра «Что это значит?» «Вы – соль земли» -Мф. 5:13.


Слайд 33Игровые приемы на уроках ОРКСЭ:
православная игра «Ассоциации»
Ведущий заранее подбирает

слова или имена соответствующие пройденным темам курса. К этим словам необходимо подобрать пять или более ассоциаций.
Примеры:
Святой князь Владимир – красное солнышко, идолы, Херсонес, крещение, Киев.
Библия – откровение, слова Бога, завет, Евангелие, святая книга, библиотека.
Храм- дом Божий, молитва, иконостас, свеча.
Ведущий произносит слово, затем звучат ассоциации другого слова, потом опять слово и т. д. Игра должна проводиться в быстром темпе.
В конце игры – подведение итогов.

Игровые приемы на уроках ОРКСЭ:  православная игра «Ассоциации» Ведущий заранее подбирает слова или имена соответствующие пройденным


Слайд 34Творческая письменная работа:
сочинение-эссе.
Примерные темы сочинений:
«Чудо в жизни человека»,- анализ явления

чуда в жизни человека. Учитель может спросить учащихся случались ли в их жизни чудесные события и как они их воспринимали, и предложить написать об этом.
«Добро и зло в нашей жизни».
«Милосердие и сострадание».
«Может ли быть ложь во спасение?».
«Монастырская жизнь сегодня»
«Как вера меняет человека» и др.

Может быть предложена тема, на которую нельзя дать однозначный ответ. Пусть ребята выскажут разные точки зрения.

Творческая письменная работа: сочинение-эссе.Примерные темы сочинений: «Чудо в жизни человека»,- анализ явления чуда в жизни человека. Учитель


Слайд 35Творческая работа учащихся:
«Галерея образов».
Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или,

благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной с использованием программы Power Point). Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений.
 На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, где представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов.
Такая работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Творческая работа учащихся: «Галерея образов».Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс


Слайд 36Творческая работа учащихся:
«Галерея образов».

Творческая работа учащихся: «Галерея образов».


Слайд 37Учебные пособия:
А.Кураев – Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики», модуль

«Основы православной культуры», 4 класс, – изд-во «Просвещение», 2016 г.
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК УРОКОВ – «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», -Нижегородский институт развития образования,- 2013 г.
Интернет – ресурсы.

Учебные пособия:А.Кураев – Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры», 4 класс, -


Добавить комментарий