Ладно, будем честны. Не каждый ребёнок поднимет руку при всём классе и признается, что чего-то недопонял. А потом ещё и постесняется на перемене подойти к учителю. В итоге в дз написано: составить кластер. В школе наверняка разбирали, что это такое. Но ребёнок молчит, а маме-папе делать. Разбираемся по порядку.
О чём речь?
Кластер — один из приёмов развития критического мышления через чтение и письмо, частный случай интеллектуальной карты (Mind Map). Кластер позволяет соединить одно понятие со многими, установить между ними взаимосвязь. Приём это используют для структуризации и систематизации информации, для закрепления изученного материала.
Как составить кластер?
Работа с кластером предполагает подбор компонентов, включающихся в понятие, которое является центральным в кластере, часто за счёт поиска ассоциаций. На иллюстрации вы можете увидеть кластер, составленный тьютором Школы развития читательских компетенций Юговки к занятию по отрывку из повести Астрид Линдгрен “Расмус-бродяга”. Тема этого кластера — образ мальчика-сироты Расмуса, главного героя повести. В изучаемом отрывке Расмус ещё не сбежал из приюта, поэтому можно говорить только о подготовке к характеризации этого героя.
- Рисуем центр кластера — в данном случае схематичное изображение мальчика, подписываем, что это Расмус;
- выделяем аспекты, по которым мы можем описать Расмуса (параметры, атрибуты): возраст, внешность, черты характера, окружение, любимые занятия и т. д.;
- соединяем центральное понятие (Расмуса) с атрибутами с помощью стрелок или отрезков;
- у каждого атрибута указываем конкретные данные;
- далее каждый атрибут может быть дополнен собственными атрибутами (второго порядка и т. д.).
Зачем школьнику использовать кластеры?
- Это помогает визуализировать информацию;
- Это помогает ёмко изложить большой объем информации;
- Это помогает выделить зависимость различных понятий друг от друга;
- Это помогает отделить однородную информацию от разнородной;
- Это помогает в составлении устных и письменных текстов по центральной теме кластера.
Пользуетесь подобными приёмами в жизни? Напишите нам в комментариях, как — очень интересно!
Муниципальное общеобразовательной учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Черкасское Вольского района Саратовской области»
Мастер – класс
Создание кластера по моделированию
на уроках литературного чтения
на семинаре
«Дидактическая система деятельностного метода обучения
как механизм реализации ФГОС УМК «Начальная
школа XXI века»
Учитель начальных классов
первой категории,
Козлова Наталья Юрьевна
2013
Цель : передать свой опыт использования способов и приемов моделирования
на уроках литературного чтения слушателям путем прямого и комментированного показа и научить составлять кластер.
Оборудование: компьютер и презентация, картон, карточки с заданиями.
Алгоритм мастер – класса:
-
Создание ситуации мотивации. (слайд 1)
-
Вступление.
Учитель: Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»
В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения ,при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
2. Выделение проблемы (слайд 2)
Хорошо поставленное чтение и умение работать с текстами произведений в начальных классах, создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих мышление, воображение, речь. Не научившись работать с текстом, испытывая затруднения при чтении, у детей возникает нелюбовь к чтению и негативное отношение к учёбе вообще.
В настоящее время остро стоит проблема пересмотра позиций учителя, преподающего литературное чтение по отношению к предметному пространству, а также личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС. Важно не наполнить головы детей знаниями, большим количеством ненужной информации, важно создать такие условия, как на уроке, так и в неурочное время, в которых ребенок становится исследователем литературных произведений, собеседником, творцом, генератором новых идей, связанных с открытиями, которые дарит ему автор.
Поэтому я решила формировать читательские умения младших школьников на уроках литературного чтения через моделирование, которое в период начального образования становится основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий.
Тема нашего методического занятия «Составление кластера по моделированию на уроках литературного чтения».
II. ПАНЕЛЬ
– Уважаемые коллеги, так что же такое моделирование? (Моделирование – это метод познания интересующих нас объектов через модели. Моделирование – это исследование объекта, при котором изучается не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с этим объектом, способная замещать его в определенном отношении и дающая информацию о самом моделируемом объекте.) (слайд 3)
– Как вы думаете, какова функция моделирования? (Модель выполняет эвристическую функцию выделения всех общих характеристик изучаемых объектов. Если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта, то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего.)
– К чему по-вашему мнению, может привести обучение моделированию? (Обучение моделированию обучающихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.)
III. Объединение в группы для решения проблемы
– Уважаемые коллеги, у меня в руках стакан с водой. Как вы считаете, стакан полуполный или полупустой? (делятся мнениями)
– Можете ли вы с уверенностью сказать, что стакан с водой полупустой или полуполный ? Почему? (не хватает знаний)
Вывод: если воду не долили, то стакан полуполный, а если чай вылили, то стакан полупустой.
– Кто считает, что он полупустой, объединитесь в одну группу.
– Кто считает, что стакан полуполный – в другую группу.
IV Работа с материалом
1. Представление своего опыта
Согласно ФГОС, приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется: (слайд 4)
-
Владением техникой чтения;
-
Владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
-
Знанием книг и умением их самостоятельно выбирать (начитанность)
-
Сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
Имитационная игра.
Уважаемые коллеги! Сейчас я покажу Вам те способы и приёмы, которые использую на уроках литературного чтения для формирования читательской компетентности.
Способ «Моделирование обложек» (слайд 5)
Цель: Формировать умение обучающихся правильно называть произведения, определять его тему, жанр, а также знание детьми фамилий авторов произведений.
Моделирование обложки книг (слайд 6) происходит при помощи введения системы заместителей (условных обозначений) жанров и тем произведения.
Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами. Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему произведения.
происходит на каждом уроке при знакомстве с новым произведением.
Работа по моделированию обложки организуется следующим образом: у каждого ребёнка на столе находится четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель, при этом не называя произведения. Затем учащиеся определяют жанр и тему произведения и при помощи «заместителей» составляют модель (подготовленные заранее цветные «заместители» приклеиваются на альбомный лист).
Вот лишь несколько упражнений с моделями.(слайд 7)
Вспомни и назови произведения к каждой модели. Чем похожи эти произведения? Чем отличаются?
Участники мастер – класса отвечают на поставленные вопросы.
Можно также использовать следующие упражнения (слайд 8)
Данный способ помогает мне заинтересовать детей, заставить думать, опираясь на ранее полученные знания ( об авторе, жанре, теме, названии).
Приём «Модель «Цепочка событий» (слайд 9)
Цель: Формирование умения обучающихся представлять композицию произведения. Например, при работе над сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» в 1 классе вниманию детей предлагается схема:
Старик——–лиса-——-еж-——медведь———волк————белка
Прошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению сказки? Имеются ли лишние элементы?
В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей сказки нарушена. Предлагаю восстановить композицию.
(слайд 10)
Участники мастер – класса отвечают на поставленные вопросы.
Данный приём учит рассуждать над последовательностью частей, находить верное решение и доказывать свой выбор.
Приём «Модель – описание» (слайд 11)
Цель: Формирование умения обучающихся работать над образом героя.
Данная модель составлена к произведению В.Сутеева «Палочка- выручалочка» .
Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.
Приём «Модель- сравнение» (слайд 12)
Цель: Формирование умения обучающихся анализировать , сравнивать и обобщать полученную информацию.
В таких произведениях, как рассказ Л.Пантелеева «Две лягушки» для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимодействия, и композиционная последовательность. После того, как дети прослушали произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение.
Проблема: Одинаков ли характер у обеих лягушек?
Участники мастер – класса отвечают на поставленный вопрос.
Приём «Модель –рассуждение» (слайд 13)
Цель: Формирование умения обучающихся анализировать , доказывать и отбирать необходимую информацию.
Прямоугольнички – качества героя.
Круг – заместитель героя (слово или рисунок заготовлены заранее)
Построение модели –рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза».
Дети рассуждают какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.
Приём «Составление кластера»(слайд 14)
Цель: Систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Я на своих уроках использую его для организации индивидуальной и групповой работы.
Так на обобщающем уроке по теме «Устное народное творчество» обучающиеся составляют следующий кластер:
Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.
ВЫВОД: Данные способы и приёмы я применяю как в индивидуальной, групповой, так и во фронтальной работе.
2. Работа в группах (слайд 15)
Первой группе раздаётся цветной картон, карточки с названиями приёмов и способов моделирования на уроках литературного чтения, карточки с целями приёмов и способов моделирования, клей-карандаш.
Второй группе – лист формата А-3 и цветные маркеры
Проблема: Составьте схему классификации способов и приемов моделирования на уроках литературного чтения.(слайд 16)
Участники мастер – класса заполняют кластер.
(слайд 17)
– Во время самостоятельной работы детей я помогаю учащимся с более слабой подготовкой.
V. Представление результатов работы
Участники мастер-класса представляют свои работы
(слайд 18)
IVI. Обсуждения и корректировки результатов работы
– Каждая новая проблема не всегда вызывает интерес у обучающихся. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд, кажется, простой, а на деле требует нестандартного подхода, который создаёт проблему. При поиске той проблемы ученик сталкивается с её исследованием и обобщением. Такую работу можно осуществлять через организацию моделирования.
– Уважаемые коллеги! Назовите преимущества предложенных мною способов и приёмов. Как вы можете применить эти приемы на своих предметах. Выберите, какой из приемов вам подходит.
VII. Рефлексия. (слайд 19)
Отправь мне СМС с ответом на вопросы:
-
Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?
-
Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?
-
Хотелось бы пожелать…
То, что я хочу познать – это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Удачи вам! (слайд 20)
ЦЕЛЬ УРОКА: обощить знания детей о фольклоре на примере двух сказок: русской народной сказки «курочка ряба» и белорусской народной сказки «курочка рябка».
ЗАДАЧИ УРОКА:
- активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме «Устное народное творчество»;
- вызвать интерес к народному творчеству, народной словесности;
- побудить учащихся к активной работе на уроке;
- развивать мышление, память, речь;
- формировать умение передавать содержание произведения;
- получение учащимися новой информации;
- осмысление, полученной информации;
- соотнесение нового с уже имеющимися знаниями;
- формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- тексты сказок;
- памятки «Пометка на полях», простой карандаш;
- итоговые таблицы;
- конверты с заготовками для изготовления панно;
- клей;
- ножницы;
- салфетки;
- рисунки детей;
- основа панно;
- конверт (кластер «Сказка»)
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
У. – Ребята, вспомните, какую первую сказку вам рассказала мама или бабушка.
Д. – Репка, Курочка Ряба, Колобок и т.д.
У. – Сегодня на уроке мы встретимся с курочкой Рябой и ее белорусской «родственницей» курочкой Рябкой. Удивлены?!
– Как вы думаете, прочитав еще раз русскую народную сказку «Курочка Ряба» и белорусскую народную сказку «Курочка Рябка», вы узнаете что-нибудь новое, интересное? Сможем ли мы в конце урока заполнить 2 часть таблицы «Узнал новое»?
ПЕРВАЯ СТАДИЯ – ВЫЗОВ
(используется прием СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА 1)
У. –Выделяем центр – фольклор.
– Что значит слово «фольклор» в переводе с английского?
Д. – Народная мудрость.
У. – Вспомните малые жанры фольклора. Разместим их в верхней части нашего кластера.
Д. – Поговорки, частушки, песни, скороговорки, пословицы, поговорки, чистоговорки, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки.
У. – Приведите свои примеры.
(По желанию дети рассказывают потешки, загадывают одноклассникам загадки и т.д.)
У. – Название каких жанров мы разметим внизу нашего кластера?
Д. – Сказки, былины.
Кластер 1
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА 2.
Учащиеся самостоятельно составляют кластер.
Проверка:
У. – На какие группы вы разделили сказки?
Д. – Народные и авторские.
У. – И народные и авторские сказки вы разделили на 3 группы. Назовите их.
Д. – Бытовые сказки, сказки о животных, волшебные сказки.
У. – О чем рассказывается в бытовых сказках?
Д. – В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются необычными и невероятными.
У. – Какие бытовые сказки мы читали в этом году?
Д. – «Каша из топора».
У. – Кто главные герои сказок о животных?
Д. – Лиса, петух, волк, кот и т.д.
У. – Какие вы знаете сказки о животных?
Д. – «Кот, Петух и Лиса», « Лиса и Журавль» и т.п.
У. – Какие же сказки мы назовем волшебными?
Д. – В их происходят события, которые не могут произойти в реальной жизни.
У. – Приведите примеры.
Д. – «По щучьему велению», «Гуси-лебеди» и т.п.
Кластер 2
У. – А сказки, героями которых являются курочка Ряба и курочка Рябка какой группе мы отнесем?
Д. – Сказки о животных.
У. – Правильно. Сегодня мы прочитаем сказки о животных.
У. – Кто главный герой сказок «Курочка Ряба», «Курочка Рябка»?
Д. – Курочка.
У. – Правильно. Курочка поможет составить кластер «Сказка». Для того, чтобы составить этот кластер, нам надо вспомнить, что есть в каждой сказке?
Д. – Зачин, присказка, троекратный повтор концовка.
У. – Я предлагаю добавить в наш кластер «устаревшие слова», «устойчивые словосочетания», «сказочные приметы», «волшебные предметы».
Кластер 3
ВТОРАЯ СТАДИЯ – ОСМЫСЛЕНИЕ
(используется МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ИНСЕРТ», ИЛИ «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»).
У. – Прочитайте русскую народную сказку «Курочка Ряба». По мере чтения ставьте карандашом на полях знаки:
- Знаком «галочка» (√ ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
- Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встретился с прочитанным текстом.
- Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
- Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
(У учащихся на партах памятки.)
У. – Какая информация вам уже была известна?
Д. – Действующие лица: дед, баба и курочка Ряба, мышка.
У. – Что нового вы узнали?
Д. – Концовка сказки: «яичко не простое – золотое».
У. – О чем вы думали иначе?
Д. – Сказка должна закончиться слова «…не золотое, а простое. Будете вы его кушать и сказки слушать».
У. – Что вам не понятно? О чем бы вы хотели спросить?
Д. – Значение слов и выражений: пестро, востро, костяно, мудрено, осиновое дупёлко, кут, вереи, закурился, тын.
У. – Прочитайте белорусскую народную сказку «Курочка Рябка». По мере чтения ставьте карандашом на полях знаки ( , +, -, ?).
У. – Какая информация вам уже была известна?
Д. – Действующие лица: дед, бабка, курочка Рябка, мышка.
У. – Что нового вы узнали?
Д. – Сказке появляются новые действующие лица: волк, медведь. Почему у медведя куцый хвост.
У. – О чем вы думали иначе?
Д. – В сказке не было волка и медведя. Курочку звали Ряба, а не Рябка.
У. – Что вам не понятно? О чем бы вы хотели спросить?
Д. Значение слов и выражений: полный подпечек, поставила на шесток, куцый хвост.
В ходе работы, сведения заносятся в вторую графу таблицы УЗНАЛ НОВОЕ.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – РЕФЛЕКСИЯ.
ЗАПОЛНЕНИЕ ОБОБЩАЮЩЕЙ ТАБЛИЦЫ
Русская сказка | Белорусская сказка |
Название | |
Герои сказки | |
Общее в сказках | |
Различия в сказках | |
Вывод | |
У. – Обсудите результаты работы в парах.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА
У. – Вы очень хорошо выполнили все задания. А теперь «сюрприз»! Откройте конверты. Что вы в них нашли? Чем вы сейчас займетесь?
Д. – Мы будем работать с соломкой.
У. Напоминаю вам правила работы с соломкой:
- Наклеиваем полоски соломки в направлении, предусмотренным эскизом.
- Полоски тщательно подгоняются, чтобы между ними не было просветов.
- Концы полосок должны выходить за контурные линии.
- Вырезать аккуратно по контурной линии.
У. – Что у вас получилось?
Д. – Яичко.
У. А какое яичко?
Д. – Золотое.
У. – Давайте сложим «золотые» яички в корзинку.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
У. – С какими сказками вы сегодня познакомились?
Д. – Русская народная сказка «Курочка Ряба», белорусская народная сказка «Курочка Рябка».
У. – Понравились ли вам эти сказки?
Д. –Да.
У. – Что вам особенно запомнилось.
Д. –
У. – У нас осталась не заполненной третья графа таблицы «ЗУХ». Чтобы вы хотели узнать?
Д. –
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
У. – Придумать свою сказку про курочку Рябу.
Сегодня обучение русскому языку и литературе происходит в сложных условиях: в обществе наблюдается снижение общей речевой культуры. К сожалению, в наш стремительный век живое общение и работа с книгой заменяются различными гаджетами. Учащиеся считают, что учиться теперь необязательно, ведь ответы на все вопросы можно найти в интернете. Поэтому одним из путей, способных решить создавшиеся проблемы, на мой взгляд, является активизация познавательной деятельности учащихся.
Предлагаю активизировать познавательную деятельность учащихся посредством внедрения в учебный процесс одного из элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — метода составления кластера. Составление кластеров прививает интерес к обучению, поскольку позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии, осмыслении учебной информации, учит отделять главное от второстепенного, подводит учащегося к собственному выводу.
Кластер — это форма представления информации в виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу. Суть составления кластеров заключается в выделении смысловых единиц темы и их графическом оформлении в определенном порядке в виде схемы — “виноградная гроздь”.
Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяющие это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь. Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей. Работа с кластерами основана на собственном опыте учащихся, их прямом взаимодействии с осваиваемым учебным предметом — русской литературой.
В работе использую несколько видов кластеров:
– классический кластер, который строится вокруг ключевого понятия или темы. Например, по теме “Былины” в 6 классе даю задание учащимся выделить слова и словосочетания, которые позволят рассказать об этом понятии;
– обратный кластер. Предлагаю учащимся кластер, в котором названы второстепенные понятия. Задача учеников — проанализировать их и вывести основное и ключевое понятие;
– бумажный кластер. Для составления кластера раздаю учащимся карточки, на которых написаны слова или отрывки текста, и предлагаю ключевое понятие. Задача учеников — выбрать те карточки, которые относятся к ключевому понятию, и расположить их вокруг этого понятия так, чтобы получилась осмысленная схема;
Бумажный кластер по рассказу А.И.Куприна “Тапер”
(карточки с выражениями, выбрать верные утверждения)
1) «Венгерская рапсодия» Ф.Листа;
2) Антон Григорьевич Рубинштейн;
3) «…понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение»;
4) «глаза мальчика вдруг заблестели гневом и насмешкой»;
5) «Времена года» П.И.Чайковского;
6) «завернулся в воротник и заплакал»;
7) «как больно затронула Лидия самолюбие мальчика»;
8) «мальчик бережно положил руки на колени».
– групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа;
– кластеры с использованием дополнительной литературы.
Визуализация результата
Метод составления кластеров позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной. Моя деятельность как учителя на уроке включает, кроме передачи информации и организации учебной деятельности, помощь и консультирование учащихся. В процессе сотрудничества у детей формируются чувства коллективизма, ответственности, коммуникабельность, толерантность, возможность оценивать себя с позиции руководителя и подчиненного, что важно не только для школьного возраста.
При изучении новой темы записываю в центре доски тему (ключевое слово) и прошу учеников озвучить ассоциации, возникшие в связи с этой темой. Озвученные мысли записываю на доске вокруг ключевого слова, тем самым выделяя из их ответов подразделы, которые будут конкретно изучаться (вводная часть урока, называемая “стадия вызова” в технологии критического мышления через чтение и письмо). Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы. Можно разделить доску на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре, — это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.
В 5 классе изучение русской литературы начинается со сказок. Прежде чем начать знакомство со сказкой “Царевна-лягушка”, необходимо выяснить, что такое сказка. На этом же уроке начинается ознакомление с кластером. Пишу в центре доски слово “сказка” и рисую лучи, расходящиеся в разные стороны. Учащиеся называют все, что, по их мнению, можно соотнести с этим словом. Это и фантазия, и вымысел, и приключения, и добро, и зло, и положительные и отрицательные герои.
Учащиеся 6 класса в рамках темы “А.С.Пушкин. Стихотворение “Зимнее утро” озвучивают свои ассоциации, связанные со словосочетанием зимнее утро: морозный воздух; яркое солнышко; снег блестит на солнце и скрипит под ногами и т.д.
Вторая стадия технологии развития критического мышления через чтение и письмо — осмысление. Она дает возможность ученикам получить новую информацию после прочтения статьи “От народной сказки — к литературной” (или стихотворения) и освоить различные способы работы с ней, осмыслить информацию урока, соотнести новые знания с уже имеющимися. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в тетрадях в рамках (или овалах) записываются принятые названия. На основе текста статьи или стихотворения вокруг каждой рамки формируется “гроздь” — устанавливаются связи между блоками и соединяются стрелками. Работа может происходить как индивидуально, так и в парах или группах.
В 5 классе осмысление темы урока происходит под моим непосредственным руководством. Ознакомившись с текстом статьи, учащиеся вместе со мной дополняют кластер новыми понятиями: волшебные, о животных, бытовые; присказка, концовка; символическое число “три”. Затем выясняем, что на каждый вид сказок можно сделать свой кластер. Высокомотивированным учащимся даю возможность попробовать самостоятельно заполнить кластер “Волшебные сказки”. В качестве домашнего все учащиеся получают такое задание: составить кластер “Сказки о животных”, используя не только материал учебника, но и дополнительную литературу.
Поскольку учащиеся 6 класса уже работали с кластерами, то они составляют самостоятельно. Моя задача — контролировать ход работы. После знакомства с историей создания стихотворения “Зимнее утро”, первичного прочтения учителем, а затем учащимися, выяснения значения непонятных слов школьники понимают, о каком утре написал автор. Шестиклассники самостоятельно дополняют кластер полученными сведениями. Таким образом, получается, что все содержание стихотворения можно вместить в один кластер. С одной стороны от словосочетания зимнее утро разместились слова и сочетания слов, которые характеризуют то, что происходит на улице в зимнее утро, с другой — в комнате, сверху и снизу — свои предположения. Аналогичную работу по составлению кластера провожу на уроке изучения басни А.И.Крылова “Квартет”.
Составляя кластеры, учащиеся не боятся записывать свои мысли, дают волю воображению и интуиции, продолжают работу до тех пор, пока не закончится время или идеи не иссякнут, стараются построить как можно больше связей.
При составлении кластера дети могут использовать ручки со стержнями разных цветов, разноцветные карандаши, фломастеры (в случае составления кластера на отдельном листе). Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации. Кластер дает возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей. Это позволяет проявить себя тем учащимся, которые хорошо рисуют, но не любят писать. В случае необходимости, кроме учебников, ребята пользуются дополнительной литературой.
Творческая форма рефлексии
Немаловажный этап — это обобщение полученных знаний. На этом этапе учащиеся презентуют свои кластеры. Происходит обсуждение проделанной работы. В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знания по новой теме, но и умения. Таким образом, составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмыслению текстов.
В качестве примерных критериев оценивания ответа ученика по кластеру предлагаю следующие:
= полный ответ ученика, сосредоточенный на главном в данной теме;
= понятное, доступное изложение вопроса;
= соответствующие выводы по излагаемой проблеме, подробный анализ темы;
= творческий подход, аккуратность и четкость оформления кластера;
= хорошее знание материала, содержательные ответы на дополнительные вопросы;
= другие достоинства ответа (речь, доступность, формулирование, комментирование, эмоциональный окрас и т.д.).
Итог урока — анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или неправильности первоначальных фактов и суждений (“стадия рефлексии”). Кластер — творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях.
В качестве домашнего задания часто практикую совершенствование кластера. Дома у ребят есть возможность использования компьютерных технологий (PowerPoint, SmartArt, Paint и др.) в данной работе. В результате кластеры получаются графически четкими и красочными.
Если произведение достаточно большое и на изучение его отводится несколько часов, тогда целесообразно использовать прием кластера на одном из этапов урока. На стадии вызова кластер уместен для стимулирования мыслительной деятельности учащихся, на стадии осмысления — для структурирования материала, на стадии рефлексии — при подведении итогов того, что изучили.
Мария КРИВЁНОК,
учитель русского языка и литературы
Озерецкой средней школы
Как составить кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Он охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Последовательность действий:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
- По мере записи, появившиеся слова соединить прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
При составлении кластера необходимо соблюдать следующие правила:
- Дать волю воображению и интуиции.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Например: как составить кластер по теме «Имя существительное»
Первичный кластер.
Расставьте цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно что-то добавить, что-то с чем-то объединить.
Получается вторичный кластер.
Кластер. Схема. Характеристика героя.