Как составить кластер в начальной школе

Прием
“кластер” в начальной школе

Каждый
преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее.
Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию.

Отличный способ
добиться желаемого – обратить свой взор на кластер. Что это такое? В школе это
прием, которым пользуется учитель в процессе урока. Так называется графический
метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы,
фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный
кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению
учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Прием «кластер»
развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений.
Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению
работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность.
У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.

Кластер – что это
такое в школе?

Расскажем о приеме
более подробно. Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок».
Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди»
или «пучка» взаимосвязанных фактов.

Кластер как метод
критического мышления

На что ориентирована
современная система образования? На повышение самостоятельности младшего
школьника. Критическое мышление – это педагогическая технология, которая
стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Прием «кластер» в начальной
школе – это один из его методов.

Критическое
мышление проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап –
стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель –
воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование
ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления
характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение
материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия – это
стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой
деятельности, после чего делаются выводы.

Технология «кластер»:

каковы достоинства и результаты применения этого метода?

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной
работы?

Умение формулировать вопросы.

Находить главное в большом объеме учебного материала.

 Устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Строить умозаключения.

Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем
виде.

Проводить аналогии. Сравнивать и анализировать.

Применение технологии «кластер»:

преимущества

Позволяет охватить значительно больший объем учебного
материала.

 Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.

Деятельность интересна детям.

Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать
неправильное суждение. Организует творческую деятельность, обеспечивает полет
фантазии.

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

Последовательность действий при составлении «грозди» логична
и проста.

Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое
слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи.

Далее вокруг записываются другие слова или предложения,
которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики.

По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с
ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» –
так устанавливаются новые логические связи между понятиями.

образовательный кластер

На каком этапе
урока продуктивнее использовать прием кластера?

Кластер в
начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на
стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии
проведения урока.

Как применять метод кластера на разных этапах урока?

Этап вызова

На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по
теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь
кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших
школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой
темы.

Этап осмысления

На этой стадии прием кластера позволит структурировать
учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Этап рефлексии

Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые
поможет систематизировать кластер. Примеры составления подобных схем, по
крайней мере, некоторые из них, представлены на странице. Метод хорош тем, что
подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его
общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они
владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными.
Желательно это делать другим цветом. Прием кластера способствует развитию
умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и
дополнять.

Существуют ли
какие-либо принципы составления «грозди»?

Кластер по истории
или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими
спутниками или в виде грозди.

Ключевое понятие,
мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные
смысловые части, которые соединяются с центральной “планетой” прямыми
линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают
факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.

Можно разделить
лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в
центре – это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.

Кластер – примеры
правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом
материале. Так, вокруг “спутников” уже существующей
“планеты” появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы
информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.

Кластер: примеры в
начальной школе. Как правильно оформить «гроздь»?

Оформление
кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок: например,
«гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже в тетрадях
учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий. Составляя кластер,
лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или
фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую
картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.

Как составить
кластер на уроке: советы и рекомендации

Составляя
«гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и
фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все
неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю
воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет.
Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых
звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен
получиться достаточно большим. Главное – найти как можно больше логических
связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет
на свои места.

Как применять
метод кластера на уроках?

Итак, кластер.
Примеры в начальной школе могут быть поистине разнообразными: этот прием может
применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.

Используя этот
метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную,
индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами
урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в
другую.

Например, на этапе
вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает
собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже
во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно
составить одну общую графическую схему.

Кластер можно
использовать как способ организации работы во время урока или в качестве
домашней работы. Если вы задаете учащимся составить кластер дома, то помните о
важности наличия у учеников определенного опыта и навыков его составления.

Технология
«кластера»: пример

В качестве примера
возьмем составление «грозди» на уроке обществознания. Изучаемая тема –
«Монархия».

В начале работы
над «гроздью» учащиеся высказывают все ассоциации и предложения по этому
вопросу, а учитель, в свою очередь, фиксирует их на доске.

Пример: власть,
монарх, форма правления, глава государства, единовластие, государственные
строй, власть.

Далее следует
ознакомительное чтение параграфа в учебнике. По ходу ознакомления с материалом
или по результату прочтения текста кластер дополняется «свежими» фактами.
Учитель фиксирует их на доске с помощью мела другого цвета.

Итог урока –
анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или
неправильности первоначальных фактов и суждений. Немаловажный этап – это
обобщение полученных знаний.

Что дает
применение кластера в процессе обучения детям?

Метод кластера
способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке
материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из
учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу
нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение,
которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Вывод

Урок с применением
технологии кластера, или «грозди», дает детям возможность проявить себя,
высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом
нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном
процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной
свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 с углублённым изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Тема выступления:

«Использование приёма «кластер» на уроках в начальной школе.

Из опыта работы.»

                                                            Автор:

                                                                                               Ларина Елена Борисовна,

                                                                                                     учитель начальных классов

Энгельс

2019

Что может сделать процесс обучения более эффективным? Поможет детям лучше запоминать информацию? Одним из отличных способов добиться этого является использование на уроках приёма «кластер». Что же это такое?

Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.

Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Прием «кластер» в начальной школе – это один из методов технологии критического мышления, стимулирующей интеллектуальное развитие учеников.

Прием кластеров универсален. Он может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации, для установления логической связи между понятиями, на стадии рефлексии.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую.

Виды кластеров

Существуют различные виды кластеров:

  • планета и её спутники
  • блок-схемы
  • бумажный кластер
  • кластер с нумерацией слов для составления рассказа
  • кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
  • групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
  • обратный кластер
  • грамматический кластер

На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

Последовательность действий при создании кластера проста и логична:

1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;

2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;

3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Блок-схема

Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы морфологических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Бумажный кластер

Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся.

Кластер с нумерацией слов. 

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

Арт-кластер (кластер с картинками)

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

Сюжетный Арт-кластер

Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Обратный кластер

Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии – как обобщение, резюме, подведения итогов).  Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения.( Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока)

Обучение школьников приему составления кластеров

Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:

1) коллективное составление кластера вместе с учителем;

2) коллективное составление кластера учащимися;

3) составление кластера в группе;

4) создание кластера в паре;

5) индивидуальная работа школьника на уроке.

Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроках именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.

Достоинства и результаты применения этого метода

В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:

  •  формулировать вопросы;
  •  находить главное в большом объеме учебного материала;
  •  устанавливать причинно-следственные и логические связи;
  •  строить умозаключения;
  •  переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде;
  •  проводить аналогии, сравнивать и анализировать.

Применение приёма «кластер»:

  •  Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
  •   Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
  •  Деятельность интересна детям.
  •  Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
  •  Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

Заключение

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Презентация

Слайд 2. Свой мастер-класс я бы хотела начать с высказывания Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей».

Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это стремление стать лучше для своих учеников.

Слайд 3. Я попрошу вас на листочках составить список прилагательных (5-6), которые, на ваш взгляд, характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

Теперь обведите 1 прилагательное из списка, которое лучше всего характеризует ВАШ характер.

Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают, осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. А как это сделать? Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить выделять главное и существенное в тексте или в речи? Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность?

Слайд 4. Мне кажется, ответы на многие вопросы можно найти в технологии развития критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни – умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п. Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях, на разных уроках в начальной школе. Это универсальная, “надпредметная” технология.

Слайд 5. Что же такое критическое мышление? Это мышление самостоятельное, обобщенное, проблемное и оценочное, аргументированное, социальное.

Слайд 6. Мне кажется на развитие именно такого мышления нас нацеливают современные требования к результатам обучения, ФГОС. В основе данной технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

I фаза
Вызов

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза

Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза

Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

На слайде вы видите различные приемы данной технологии, их достаточно много, и, наверное, многие из них вам знакомы.

Мне хотелось бы остановиться подробнее на одном приёме. Кластер – универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока, для многих предметов в начальной школе.

Слайд 7. Для выяснения ваших ожиданий и опасений в ходе знакомства с кластерами предлагаю более чётко определить, что вы ожидаете (хотели бы получить) от сегодняшнего мастер-класса и чего опасаетесь.

На слайде яблоня – образ ваших надежд, мешок – ваши опасения. Предлагаю поделиться надеждами и опасениями по теме «Составление кластера».

Распределим яблоки: яблоки – ожидания на дерево, а яблоки – опасения отправим в мешок.

Слайд 8. Итак (далее читаю со слайда и щелчком по «яблоку» отправляю их на дерево или в мешок).

– Я научусь различать некоторые виды кластера.

– Думаю, что такой вид работы вряд ли будет полезен ученикам.

– Я смогу применить на практике полученные знания о составлении кластера.

– Составление кластера – увлекательное и полезное занятие.

– Не успею всё выполнить вовремя.

– Специальные термины и новые слова препятствуют восприятию.

– Удачи в освоении метода кластера и его составлении.

Слайд 9. Рассмотрим последовательность действий при составлении кластера, они просты и логичны:

От английского слово «кластер» cluster обозначает

  1. Кисть, рой, пучок, гроздь.
  2. Группа (a cluster of people).

Объединенный по каким-либо подобным признакам.

Слайд 10. Кластер – это один из стратегически активных методов, который организует взаимодействие учащихся и учителя. А продуктом такой деятельности является моделирование – информация, выстроенная в определённой последовательности. Овладение данной информацией и есть достижение планируемых результатов. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Слайд 11. Кластеры бывают различными по структуре: гроздь, рыбья кость, елочка, ступени.

Слайд 12. Предлагаю опробовать на практике один из способов знакомства учащихся с кластером в начальной школе, когда ученики еще не знают, что это такое и поэтому нужен такой способ, при котором проявится интерес к новому. И этот прием – составление кластера с помощью готовых карточек или пособия «Полезный конверт», по-другому может называться «Умный конверт». Кому как нравится.

Сегодня я познакомлю вас с этим приемом на примере урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России».

Слайд 12. Тема урока «Тела, вещества, частицы». Я предлагаю детям заполнить пустую схему уже в начале урока, так, как они предполагают. Таким образом, ученики сталкиваются с затруднением, которое мы и будем разрешать по ходу урока. Сейчас я предлагаю вам почувствовать себя в роли учеников и в парах заполнить этот кластер. Перед вами схема с пустыми окошечками, а в конвертах необходимые для заполнения данные, попробуйте расставить все слова в схему, как вы считаете нужным.

– Заполнили, далее мы приступаем к стадии осмысления, и идем по теме урока, проверяя свои предположения поэтапно, начинаем с левой части кластера – как же называются все предметы, живые существа, окружающие нас. Кто-то предположил, что это тела, кто-то, что это вещества. Проверяем по тексту учебника.

Слайд 13. Итак, тела – это все предметы, живые существа, окружающие нас, они делятся на следующие группы: естественные, искусственные и небесные. Теперь мы можем эту часть приклеить.

Слайд 14. Двигаемся дальше, из чего же состоят тела? Предполагаем, что из веществ.

Слайд 15. Проверяем свои мысли в тексте учебника. Действительно, все тела состоят из веществ, которые делятся на 3 группы: твердые, жидкие и газообразные. Далее из текста учебника дети узнают, что частицы в разных веществах располагаются по-разному, и пробуют соотнести картинку расположения частиц в веществе с его видом.

Слайд 16. Приклеиваем эту часть.

Слайд 17. Остается одна часть схемы – частицы, из текста ребята выясняют, что существуют разные частицы – сложные и простые и приклеивают молекулы и атомы.

Слайд 18. Таким образом, в ходе урока мы подтвердили или опровергли свои предположения, разобрались с тем, что же такое тела, вещества и частицы, справились с затруднением, возникшим на начальном этапе урока, и на стадии рефлексии мы с детьми обобщаем, делаем выводы, приходим к тому, что мы добились поставленных целей урока, выяснили, что же такое тела, вещества и частицы, узнали на какие группы они делятся.

Тема эта достаточно объемная и сложная для понимания, а вот так, используя прием кластер, можно наглядно систематизировать и обобщить всю информацию.

Этот прием можно предложить детям для работы в парах, как вы сегодня работали, можно организовать работу в группах, это тоже довольно удобно и продуктивно.

Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к текстам, данным в учебникам, к словам автора. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

Слайд 19. Прием «Умный конверт» я использую на разных уроках. Вот только несколько примеров. Дети, объединившись в 4 группы, составляли кластер при изучении темы «Части речи» в 3 классе.

Слайд 20. При изучении глаголов-синонимов и антонимов в 3 классе ребята смогли найти слова-помощники для изучения материала про данной теме.

Слайд 21. Одна из самых сложных тем по окружающему миру в 4 классе – изучение природных зон. На обобщающем уроке мы с учениками составили кластер по теме «Природные зоны России». На уроке работала 6 групп исследователей, в конце урока они представили всем свою природную зону. Опираясь на карточки-помощницы, юные ученые рассказали о совей зоне. В конце урока получился кластер.

Слайд 22. Прием «кластер» можно использовать и на уроках литературного чтения, при изучении образов героев, и на уроке математике, например, составление кластера на тему «Задача».

Слайд 23. На уроках я активно использую приём «Модель – описание». Цель: формирование умения обучающихся работать над образом героя, давать характеристику предметам и явлениям.

Слайд 24. На уроках ребятам полезно составлять «Модель – сравнение». Такая модель помогает формировать умение у обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.

Слайд 25. Следующий приём «Модель – рассуждение». Цель: Формирование умения обучающихся анализировать, доказывать и отбирать необходимую информацию. Построение модели – рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза». Дети рассуждают, какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.

Слайд 26. Кластер (гроздья) – один из наиболее популярных видов кластера, его цель: Систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.

Слайд 27. Итак, каковы же правила составления кластера

  1. Посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем идеи, темы».
  2. Записывается всё то, что вспомнилось по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова.
  3. Осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.
  4. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь, появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определят информационное поле данной темы.

Кластеры можно применять, как вы сегодня увидели, на разных этапах урока. Можно еще попробовать дать детям в качестве проверки знаний, например, после того как прошли тему, дать кластер для самостоятельного заполнения. Ну и в начальной школе – этот приём, мне кажется, просто находка, на любом уроке.

Как и у каждой методики у методики составления кластера есть свои плюсы и минусы.

Плюсы. Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Минусы. Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

Этот метод требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Слайд 28. Вернемся к началу нашего мастер класса. Посмотрим на яблоньку и мешок. Подводя итог, хочется узнать оправдались ли ваши ожидания в результатах нашего занятия? Я надеюсь, что ваши опасения были напрасны?

«То, что я хочу познать – это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня – это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».

Слайд 29-30. Удачи вам! Надеюсь, мой мастер-класс был для вас полезным, и вы будете применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80
  2. http://kladraz.ru/blogs/chernova-sventlana-anatolevna/priyom-klaster.html
  3. http://www.openclass.ru/node/459297

Кластер как прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Использование на уроках в начальной школе

Доклад подготовила

учитель начальных классов

ГОУ ЛНР «Артёмовская

специализированная

школа №8»

Куликова Елена Николаевна

2017 год

Задача учителя, работающего по новому ГОС – включение самого ученика, даже слабейшего, в учебную деятельность. Мы должны организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо», методические приемы и техники которой очень разнообразны. Не все они могут работать в начальном звене, так как у детей данного возраста преобладает конкретное мышление, но часть из них можно взять для работы в младших классах.

Один из приемов РКМЧП – это кластер («гроздь», пучок, блок-схема, опорная схема), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. 

Метод обучения « Составления кластера» ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса .

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста.

Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи.

Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики.

По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» – так устанавливаются новые логические связи между понятиями.

На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера?

Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

При организации работы с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Помнить, что учитель на этих уроках является своего рода координатором работы: направляет усилия учеников в необходимое русло, сталкивает различные суждения, способствует созданию условий, которые будут побуждать к самостоятельному принятию решений.

Чем хорош кластер? Что это такое в школе? Метод самостоятельной работы учащихся. Чтобы этот прием стал технологичным, достаточно провести подобную работу 2-3 раза. Учащиеся с удовольствием составляют кластеры. Над вопросами, которые не успели рассмотреть на уроке, можно поработать дома. Применение метода «кластера» не ограничивается только классно-урочной деятельностью младших школьников.

Как применять метод кластера на разных этапах урока?

Этап вызова На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.

Используя кластер «Звуки», составленный на уроке обучения грамоте в добукварный период, характеризуем звуки при изучении букв в букварный период (опорная схема)

Кластер может быть применен на стадии “Вызова, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Тема урока: «Растения». 3 класс.

Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.

Этап осмысления На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом. Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять

Урок с использованием технологии критического мышления. В.Осеева. “Волшебное слово”

Стадия осмысления

Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.

(По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь).

Вопросы по осмыслению текста:

– Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?

– Какое у него было настроение?

Выборочное чтение.

– Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.

– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).

– С бабушкой? (Он обижался на неё).

– С братом? (Был назойлив и злился на него).

Заполнение кластера после прочтения первой части текста.

– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.

Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика? Дополнение кластера после прочтения всего текста.

Этап рефлексии Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.

.

Изучив по русскому языку тему «Имя существительное», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном.

Этап рефлексии

Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 
1. Подумайте, что вы знаете об имени существительном? 
2. Запишите за 2 минуты всё, что вы знаете об имени существительном каждый сам в свою тетрадь. 

3. Теперь, обменяйтесь своими знаниями в парах. 

4. Теперь, обменяйтесь своими знаниями в группах. (Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. 

5. Теперь, каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей на доске)

 Обобщая, можно сказать, что данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся: 
умение ставить вопросы;
умение выделить главное;
умение делать сравнение;
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил: 
не бояться записывать все, что приходит на ум;
дать волю воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; 
постараться построить как можно больше связей.

Приём «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творчества.  Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Литература

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.

  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.

  3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.

  4. Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.

Презентация « Кластер как приём технологии развития критического мышления. Использование технологии РКМЧП на уроках в начальной школе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «КЛАСТЕР» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Толстых Елена Александровна,

учитель начальных классов,

I категория

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?».

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя и ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему, свободно и открыто думать. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров универсален. Возможно применение кластера на протяжении всего урока. В самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Очень важное умение – компактно представлять изученный в классе либо дома материал. Развивать это умение помогает  приём «кластеры». Прием кластера близок по своей специфике опорному конспекту.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Кластер используется мною на разных этапах урока:

– в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

– на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;

– на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Существуют различные виды кластеров.

  1. Планета и её спутники.

Этот вид является самой востребованной и продуктивной моделью кластера. Его я использую на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

  1. Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» – графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Очень удобно его применять при изучении темы «Звуки и буквы».

  1. Блок-схемы.

Существует множество вариантов блок-схем. Данный прием можно считать эффективным, когда учащиеся воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание. Использую на уроках русского языка по теме «Работа над ошибками».

  1. Бумажный кластер.

Служит средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. Ученикам раздаю карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Они читают их, располагают или при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются. Подготовка бумажного кластера – отличное домашнее задание для учащихся.

  1. Кластер с нумерацией слов для составления рассказа.

Данный кластер использую, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить.

Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры или слова для каждого предложения написать на листах одного цвета, но обговорить очередность цветов при составлении рассказа.

  1. Кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов.

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения темы «Омонимы».

  1. Сюжетный Арт-кластер

Использую на уроках развития речи, для составления рассказа по серии картинок.

  1. Обратный кластер.

Данный вид кластера использую для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, активизировать их и определить тему урока. Составляем следующим образом: записываем дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставим знак вопроса или пустую рамку для определения и записи темы урока. Использую на уроке русского языка по теме имя прилагательное.

  1. Фишбоун.

Составление фишбоуна использую на уроках русского языка по теме «Части речи».

Обращаю внимание:

  1. Важная часть – голова! Обозначаем вопрос: как определить любую часть речи.

  2. Косточки вверху или справа: основные понятия

  3. Косточки внизу или слева: подтверждение, выводы, обощения.

  1. Домики.

Иногда для того, чтобы разнообразить формы работы на уроке, использую картинки, предлагаю учащимся заселить все квартиры в доме.

Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер был ярким, запоминающимся.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;

  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

  • развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений;

  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;

  • выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

  • сравнивать и анализировать;

  • проводить аналогии.

Недостатки

  1. Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

  2. Этот приём требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Выводы:

Уроки с применением метода кластера

    • дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности;

    • повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы. 

Метод  «КЛАСТЕР»

    • вооружает ученика и учителя способами работы с информацией;

    • активизирует мыслительную деятельность учащихся;

    • помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта;

    • содействует самообразовательной деятельности учащихся,

умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе;

    • дает возможность исправления, редактирования работ.

Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творчества.  Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Литература

  1. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru

  2. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.

  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.

  4. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2016. – 288с.

  5. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2010. – 524 с.

  6. СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

  7. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. – Спб., 2012.

  8. Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2012. – 88 с.

  9. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006

  10. Через уроки русского языка и литературы – к гармонизации личности!: сборник материалов по итогам межрегионального научно-методического семинара-школы (11-15 мая 2015 г., Алтайский государственный университет, г. Барнаул). – Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2015. – 403 с.

  11. https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/08fc/00052593-6c021e3f/hello_html_m1c36dfe4.jpg

  12. https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/31/s_5890c7634fd91/544358_1.png

  13. https://wiki.obr55.ru/images/thumb/4/4f/%D0%9E%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B.jpg/350px-%D0%9E%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B.jpg

  14. http://sadik82.ru/uploads/posts/2013-12/1386667245_domik_bukv.jpg

  15. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/407/93407281_Risunok__10_.jpg

  16. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0653/001737d2-a98d9226/hello_html_m7a996658.jpg

  17. https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56a4eee164019/img_user_file_56a4eee164019_7_5.jpg

Добавить комментарий