Ладно, будем честны. Не каждый ребёнок поднимет руку при всём классе и признается, что чего-то недопонял. А потом ещё и постесняется на перемене подойти к учителю. В итоге в дз написано: составить кластер. В школе наверняка разбирали, что это такое. Но ребёнок молчит, а маме-папе делать. Разбираемся по порядку.
О чём речь?
Кластер — один из приёмов развития критического мышления через чтение и письмо, частный случай интеллектуальной карты (Mind Map). Кластер позволяет соединить одно понятие со многими, установить между ними взаимосвязь. Приём это используют для структуризации и систематизации информации, для закрепления изученного материала.
Как составить кластер?
Работа с кластером предполагает подбор компонентов, включающихся в понятие, которое является центральным в кластере, часто за счёт поиска ассоциаций. На иллюстрации вы можете увидеть кластер, составленный тьютором Школы развития читательских компетенций Юговки к занятию по отрывку из повести Астрид Линдгрен “Расмус-бродяга”. Тема этого кластера — образ мальчика-сироты Расмуса, главного героя повести. В изучаемом отрывке Расмус ещё не сбежал из приюта, поэтому можно говорить только о подготовке к характеризации этого героя.
- Рисуем центр кластера — в данном случае схематичное изображение мальчика, подписываем, что это Расмус;
- выделяем аспекты, по которым мы можем описать Расмуса (параметры, атрибуты): возраст, внешность, черты характера, окружение, любимые занятия и т. д.;
- соединяем центральное понятие (Расмуса) с атрибутами с помощью стрелок или отрезков;
- у каждого атрибута указываем конкретные данные;
- далее каждый атрибут может быть дополнен собственными атрибутами (второго порядка и т. д.).
Зачем школьнику использовать кластеры?
- Это помогает визуализировать информацию;
- Это помогает ёмко изложить большой объем информации;
- Это помогает выделить зависимость различных понятий друг от друга;
- Это помогает отделить однородную информацию от разнородной;
- Это помогает в составлении устных и письменных текстов по центральной теме кластера.
Пользуетесь подобными приёмами в жизни? Напишите нам в комментариях, как — очень интересно!
Как составить кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Он охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Последовательность действий:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
- По мере записи, появившиеся слова соединить прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
При составлении кластера необходимо соблюдать следующие правила:
- Дать волю воображению и интуиции.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Например: как составить кластер по теме «Имя существительное»
Первичный кластер.
Расставьте цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно что-то добавить, что-то с чем-то объединить.
Получается вторичный кластер.
Кластер. Схема. Характеристика героя.
Кластер как один из методов критического мышления
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
- вызов,
- осмысление,
- рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
- На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Пример
В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).
Жить значит мыслить.
Науки юношей питают.
Через сомнения приходим к истине.
Марк Туллий Цицерон
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся начальных классов, в соответствии с возрастными особенностями (доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление), должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Поэтому я начала осваивать приём ТРКМ «Кластер». Почему именно его?
Методический прием КЛАСТЕР можно считать универсальным, так как он обеспечивает достижение не одного, а сразу нескольких новых образовательных результатов.
(Таблица)
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
- вызов,
- осмысление,
- рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
- На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер оформляется в виде грозди.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен
на доске,
на отдельном листе,
в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.
Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.
Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.
Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Применение приёма «кластер»
Приём кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного приёма может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема.
Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания (пример тетрадей и листов). В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Пример (видео)
В качестве примера приведем составление кластера на уроке окружающего мира при изучении темы «Невидимые нити. Лес».
В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации.
Учитель фиксирует их на доске.
Далее следует чтение параграфа из учебника.
В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел.
Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Что дает применение приёма кластера на уроках детям?
Прием кластера развивает системное мышление,
учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения,
учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний,
развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением приёма кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности.
Мои результаты:
– Меняется отношение детей к урокам литературного чтения, окружающего мира, русского языка.
– Изменяется у обучающихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности.
– Изменилось отношение обучающихся к индивидуальной, групповой и коллективной работе.
– Повышается уровень интеллектуальных способностей обучающихся.
– Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.
– Повысились активность детей на уроках, оживился интерес к познанию.
Применение ТРКМ позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, ТРКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.
Большим полем деятельности в применении ТРКМ в начальной школе являются уроки окружающего мира, литературного чтения, русского языка.
Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
Прием
кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры
Кластер
— это графическая форма организации информации, когда выделяются основные
смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей
между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и
обобщению учебного материала.
Кластер
как один из методов критического мышления
Современная
система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного
мышления. Критическое мышление является педагогической технологией,
стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов
(приемов).
К особенностям критического мышления
относят наличие трех стадий:
·
вызов,
·
осмысление,
·
рефлексия.
На первом этапе происходит активизация,
вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение
уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка
вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе
осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и
анализ полученных фактов. На стадии
рефлексии полученные знания перерабатываются в
результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой
из стадий.
·
На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания
по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования
познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала
изучения темы.
·
На стадии осмысления использование кластера позволяет
структурировать учебный материал.
·
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию
систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении
всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом
начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе
урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом.
Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать,
выделяя основное.
Основные
принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или
модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль,
по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным
понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения,
выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И
уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные
смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические
связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений
и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации
урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у
каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер,
желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это
позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую
картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по
составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать
все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В
ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или
дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая
работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного
количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей
между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться
практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного
метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной.
Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей
учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на
стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в
тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного
обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом
полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может
быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего
задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его
составлении.
Пример
В качестве примера приведем составление
кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале
работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу,
предположения и ассоциации. Например, форма правления, власть, глава
государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее
следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по
результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их,
используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с
обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением
полученной информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие
достоинства:
·
он позволяет охватить большой объем информации;
·
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это
интересно;
·
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха
ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и
развиваются следующие умения:
·
умение ставить вопросы;
·
выделять главное;
·
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
·
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
·
сравнивать и анализировать;
·
проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на
уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей
систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения,
учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании
наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного
рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы.
Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя,
высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом
нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают
мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях
чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой
свободы.