Как составить клип на песню

Как сделать музыкальный клипНа первый взгляд создание музыкального клипа может показаться довольно сложной и трудоёмкой задачей. Но для начала давайте определимся и выясним, что же такое музыкальный клип. Фактически это тот же фильм, только очень урезанный, короткий.

Процесс создания музыкального клипа практически не отличается от процесса создания фильма, используются аналогичные приёмы и техники. А некоторые моменты даже превосходят по сложности создание фильма, к примеру, монтаж музыкального клипа длиться гораздо дольше. Непосредственно, перед тем как перейти к вопросу как сделать музыкальный клип, разберёмся ещё немного в предназначении и задачах клипа.

Предназначение, задачи, виды

С предназначением клипа всё обстоит довольно просто – иллюстрация песни либо музыкальной композиции, с целью показа по музыкальным телеканалам или в сети Интернет. Одним словом, что-то вроде рекламы, например, нового альбома или сингла. Задач же у видеоклипа гораздо больше, выделить можно три основных:

  • Первая и самая важная, клип должен быть по нраву фанатам исполнителя или группы.
  • Вторая задача клипа это визуальное дополнение текста и музыки. В некоторых моментах видеоряд намного глубже раскрывает и обогащает творчество исполнителей.
  • Третья задача клипа заключается в том, чтобы с лучшей стороны раскрыть образы исполнителей.

Все видеоклипы делятся на два вида – в первом основой является видео, сделанное на концертах, а во втором продуманная сюжетная линия. Итак, приступим, непосредственно, к этапам создания музыкального клипа.

Этап первый: Выбор композиции

Подбирая песню под будущий клип необходимо руководствоваться некоторыми критериями. Во-первых, длительность композиции не должна превышать пяти минут, а в идеале её продолжительность должна колебаться от трех до четырёх минут. Желательно чтобы в песне была рассказана какая-либо история, хотя придумать идею для композиции без слов можно тоже достаточно интересную. Нельзя брать без разрешения чужие записи — или использовать свои, или спросить мнение автора.

Этап второй: Шквал идей

Теперь необходимо обдумать идеи для иллюстрации выбранной композиции. Не обязательно в видео передавать текст песни, можно поэкспериментировать с настроением, музыкой или тематикой. Тогда для идей к видеоряду появится гораздо больше пространства. А иллюстрация композиции станет не банальным, шаблонным видео, а действительно настоящим творением.

Этап третий: Раскадровка

После окончательного выбора идеи, её следует раскадрировать, то есть составить список кадров, которые будут необходимы для создания видео. Некоторые кадры, которые являются неотъемлемой частью и несут в себе основную суть, нужно будет зарисовать. Именно качественная подготовка этого этапа позволит процессу идти более гадко и намного быстрее.

Этап четвёртый: Стилистика

Определиться со стилем клипа нужно заранее, может видео будет чёрно-белое, а возможно в нём будет присутствовать какая-либо анимация. Всё это необходимо продумывать и записывать. Ещё не маловажным фактом является мнение исполнителя, кто-то хочет присутствовать в видео в главной роли, а кто-то вообще не желает появляться в клипе.

Этап пятый: Съёмка

Итак, мы подошли к основным действиям в вопросе как сделать музыкальный клип – это съёмки. В основном в клипах звуковой дорожкой является само произведение, на которое снимается видеоряд, так что беспокоиться об аудиодорожках не стоит. Берём эскизы подготовленной заранее раскадровки и приступаем непосредственно к съёмкам.

Снимаем основные моменты задуманной идеи, не забывая делать на каждую сцену по несколько дублей. Если в видеоклипе планируются сцены с поющим исполнителем, то при съёмке необходимо фоном ставить песню, чтобы движение губ было аналогично записи. Затем по раскадровке следуют доснимать всё до конца, также не забывая делать все сцены по несколько дублей, ведь чем больше отснятого материала, тем легче его будет редактировать, а видео будет выглядеть качественнее.

Этап шестой: Редактирование

Теперь следует приступить к редактированию отснятого материала. Подобных программ существует достаточное количество, выбор будет зависеть от бюджета. Есть программы для редактирования видео стоимостью в тысячи долларов, а есть и совершенно бесплатные. Начинающим в этом сложном, но замечательном и творческом процессе подойдут недорогие варианты подобных программ, к примеру, Final Cut Express или iMovie.

Итак, готовый материал загружается в видео-редактор,  обязательно нужно включить композицию, на которую снимался видеоклип и приступить к редактированию.

Главное в этом деле помнить, что хороший, качественный видеоклип должен быть иллюстрированной версией композиции, к примеру, звучит медленное гитарное соло — видеокадры должны соответствовать темпу и ритму музыки. Ведь было бы странно и неестественно наблюдать серию быстрых кадров во время медленной мелодии вступления. Так что, редактируя отснятый материал, следует руководствоваться настроением самой композиции.

Этап седьмой: Эффекты

В некоторых видеоклипах эффекты просто необходимы по сюжету композиции, а в каких-то можно обойтись и без них. Но всё же если решиться добавлять эффекты, нужно помнить, что они должны быть как завершающие штрихи, а не основа видеоряда. Можно, к примеру, некоторые кадры, а лучше сцены сделать размытыми, в некоторых, наоборот подкорректировать цветовую гамму, можно добавить замедленную съёмку. В общем, экспериментировать можно, главное не забываться и чётко видеть конечный результат.

Следуя в точности всем вышеперечисленным этапам подготовки, съёмки и редактирования видеоряда, можно отснять замечательный материал для композиции. В этом деле главное не переусердствовать, в некоторых моментах нужна «золотая середина», благодаря которой и сам процесс и его конечный результат принесут только позитивные настроения всем участникам этого трудоёмкого и сложного дела.

Со временем, после второго или третьего снятого видеоклипа, вопрос как сделать музыкальный клип не будет уже казаться таким уж сложным и непосильным, процесс будет доставлять только хорошие эмоции, а результат будет всё лучше и лучше.

Автор – Станислав Колесник

В завершении статьи посмотрите видеоролик о том, как сделать упрощённый вариант клипа, из фотографий и музыки:

Читайте также — Как сочинить песню?


Загрузить PDF


Загрузить PDF

С прогрессом в компьютерных технологиях создание любительского видео утратило былую сложность. Как и любой артистический порыв, процесс создания музыкального видео может быть захватывающим, раздражающим, веселым, изнурительным – а иногда и все сразу. Клип ограничен лишь вашим воображением и бюджетом. В данной статье на обозрение будут представлены базовые технические и художественные процессы создания видео-клипа.

  1. 1

    Спланируйте бюджет. Большие деньги отнюдь не являются залогом успешного клипа, так же, как и гениальное произведение может быть простым и недорогим. Подумайте, сколько средств вы готовы выделить на проект и зафиксируйте сумму, чтобы не было перерасхода.

  2. 2

    Обзаведитесь блокнотом. Нет необходимости в дорогих планшетах, сойдет обычный бумажный блокнот и ручка. Держите этот набор постоянно при себе – кто знает, когда вас озарит гениальная идея?

  3. 3

    Поговорите с группой. У группы могут быть идеи и наметки, как должно выглядеть их видео. Кто-то может хотеть тысячу актеров, передовые технологии или режиссера с мировым именем. Отфильтруйте идеи и наметьте список реально реализуемых.

  4. 4

    Прослушайте песню. Прослушайте раз, второй, третий… Слушайте до тех пор, пока не поймете, какие чувства и эмоции эта песня у вас вызывает. Вам хочется танцевать под нее, плакать, смеяться, напиться? Или песня вызывает смешанную гамму чувств? Записывайте ваши впечатления.

  5. 5

    Усовершенствуйте идеи. После того, как вы определитесь с эмоциональным ядром песни – пора приступать непосредственно к видео.

    • Сценарии могут быть простыми, но эффектными. Создайте небольшую историю и наполните ее деталями.
    • Можно пригласить известную личность на одну из второстепенных ролей.
    • Абстрактные идеи для видеоклипов могут превратить ваше творение в шедевр. Кадры не обязательно должны отражать текст – контраст между визуальным и звуковым контентом может возыметь потрясающий эффект. Не бойтесь тем самым шокировать зрителя, если вы уверены, что это лучший вариант.
  6. 6

    Локации для съемок. Перед съемочным процессом необходимо наметить места, где вы будете снимать свое видео. После чего рекомендуется побывать на месте и удостовериться в доступности локации.

    • Если у выбранной территории есть владелец или управляющий – получите разрешение на съемки.
    • Неприятные сюрпризы с полицией вам будут ни к чему. Для более успешных переговоров можно предложить в качестве компенсации роль в клипе.
  7. Изображение с названием Blueberry's storyboard 2

    7

    Сделайте раскадровку. Зарисуйте сценарий, фиксируя основные моменты сцен.

    • Если вы планируете использовать спецэффекты, обозначьте их тоже.
    • Если зарисовка сама по себе – сложная задача, то можно использовать текст. Это будет своего рода шпаргалкой к сценарию.
    • Разбейте видео на сцены. Это поможет сохранить время и ресурсы – можно будет снять все сцены из одной локации сразу, несмотря на их расположение в видео.

    Реклама

  1. 1

    Сбор команды. В зависимости от масштаба проекта, вы можете справиться с работой самостоятельно, но может потребоваться и серьезная команда. Вот некоторые позиции, требующие рассмотрения:

    • Режиссер. Это, скорее всего, ваша роль. Управление всеми этапами создания клипа. Вы – босс, но и ответственность на вас будет лежать огромная.
    • Видеорежиссер. На практике отвечает за съемочный процесс и координирует действия осветителя и звукорежиссера.
    • Осветитель. Должен удостовериться, что все персонажи в кадре видны, свет в норме и все готово к съемке.
    • Звукорежиссер. Отвечает за работу звукового оборудования, занимается обработкой аудиоряда.
    • Монтажник. Занимается расстановкой и транспортировкой оборудования, реквизита. Может сгонять за колой и бургерами при необходимости.
    • Костюмер. Его наличие сильно зависит от бюджета, но если съемочный процесс предполагает смену одежды – лучше раскошелиться.
  2. 2

    Кастинг. Подбор людей на роли в клипе – весьма важный и ответственный момент. Сделайте список всех персонажей в вашем видеоклипе и пометки относительно того, как они должны выглядеть. Основываясь на этой информации, подберите людей на роли.

    • Не забудьте снабдить каждого из своих актёров личной распечаткой сценария, где должны быть отмечены сцены, в которых он принимает участие, и выделены слова его роли. Желательно провести пару репетиций.

    Реклама

  1. 1

    Подготовка сцены. Теперь, когда актеры морально готовы, а съемочная команда запаслась пивом и чипсами – пора начинать.

    • Выберите сцену для съемки.
    • Расположите людей и транспорт, расставьте декорации.
    • Установите освещение. Если нет возможности использовать мощные прожектора, можно в качестве вспомогательного средства использовать отражатели или даже зеркала. Вообще, этим занимается осветитель, так что если вы взяли кого-то на эту должность – оставьте решение технических вопросов ему.
  2. 2

    Подготовка камеры. Техническое оснащение зависит от бюджета – можно использовать статичные камеры на штативе, подвижные камеры на рельсах или же ручные камеры. Лучший эффект можно достигнуть, комбинируя различные приемы.

  3. 3

    Подготовка звукового сопровождения. Необходимо синхронизировать все, происходящее в кадре, со звуком (то есть с песней).

  4. 4

    Свет! Свет настроен, и люди на позициях.

  5. 5

    Камера! Видеорежиссер включает запись.

  6. 6

    Мотор! В дело вступают актеры.

  7. 7

    Для каждой сцены принцип съемок одинаков, так что дерзайте!

    Реклама

  1. 1

    Перенесите готовый материал на компьютер. Сделайте как минимум одну копию оригинальных файлов, чтобы в случае непредвиденной ситуации или забракованного материала не лишиться всего проекта.

  2. 2

    Приобретите редактор. Существует множество видео-редакторов. Например: Sony Vegas, iMovie, Adobe Premiere, Final Cut Pro, Avid suite и так далее. Выберите подходящий вам или воспользуйтесь услугами профессионального видеомонтажера.

  3. 3

    Работайте только с лучшими кадрами. Придется все отснятое пересмотреть и отсортировать самые лучшие дубли.

  4. 4

    Наложите музыку на видео. Синхронизируйте кадры и музыку. Используйте различные аудиофильтры.

  5. 5

    Добавьте титры. Это не обязательный шаг, но если съемочная команда будет требовать – пойдите им навстречу.

    Реклама

  1. 1

    Изучайте “классику”. Как и в остальных областях искусства, тут тоже есть работы, в свое время ставшие популярными. На их примере можно основать и свой проект.

  2. 2

    Расскажите запоминающуюся историю. Сюжет и сценарий должны захватить зрителя полностью.

    • Как один из примеров – “Thriller” Майкла Джексона. Только не переборщите, ибо вариант, при котором видео идет дольше песни, должен быть точно выверен.
  3. 3

    Создайте уникальный видеоряд. Используйте спецэффекты, анимацию и иные возможности, чтобы оживить картинку.

    • Хороший прием – комбинирование живых съемок и рисованной анимации.
  4. 4

    Играйте с пародией и попурри. Хорошее чувство юмора высоко ценится зрителем.

    • Можно сделать пародию на культовый фильм или сериал, либо соответствующую стилизацию.
  5. 5

    Будьте экстравагантны. Можно просто вбросить на экран кучу пафоса и денег. Делайте съемки в экзотическом месте, закажите дикие танцевальные выступления, наймите супермоделей. Хит может быть, по сути, просто спектаклем.

    • За примерами далеко ходить не нужно – каждый второй клип американских хип-хоп звезд представляет собой лишь дорогущие автомобили, золото, девушек в бикини и машущих руками певцов.
  6. 6

    Минимализм. Хорошее видео можно снять и при малом бюджете. Используя лишь одну комнату, можно снять шедевральный клип, например, “Somebody That I Used To Know” от Gotye feat. Kimbra.

    Реклама

Советы

  • Защищайте свои авторские права!
  • Убедитесь, что камера не направлена на солнце – можно повредить светочувствительную аппаратуру.
  • Размещайте видео в интернете.
  • Также можно отправить свое творение на радиостанции и музыкальные каналы.

Реклама

Что вам понадобится

  • Много времени
  • Актеры
  • Съемочная команда
  • Оборудование (камеры, компьютер, микрофоны)
  • Программное обеспечение для монтажа
  • Деньги

Об этой статье

Эту страницу просматривали 13 878 раз.

Была ли эта статья полезной?

Что такое клипмейкинг? Как правильно разрабатывать сценарии музыкальных и рекламных клипов? В чем особенности таких сценариев? В чем заключается работа клипмейкера? Где нужно учиться клипмейкеру? И как зарабатывать на клипах?

  • Кто такой клипмейкер

  • Краткая история

  • Описание профессии клипмейкера

  • Как написать сценарий для музыкального клипа

    • Концепт музыкального клипа

    • Тема музыкального клипа

    • Внутренняя история клипа

    • Сценарный план скетчей и зарисовок

    • Дополнительные сцены-перебивки

  • Как написать сценарий для рекламного ролика

    • Виды рекламных роликов

  • Профессия «клипмейкер»: плюсы и минусы

    • Спектр обязанностей клипмейкера

    • Личностные качества и знания клипмейкера

    • Обучение на клипмейкера

    • Зарплаты клипмейкера

    • Карьерный рост

    • Перспективность профессии

Кто такой клипмейкер

Клипмейкерами называют создателей рекламных и музыкальных клипов. Эти специалисты отвечают не только за режиссуру и съемку таких клипов, но и за разработку идеи и сценария. Этакие мастера на все руки. Именно поэтому эта относительно молодая в нашей стране профессия уже успела стать довольно востребованной и популярной.

Краткая история

Для начала нужно уточнить, что именно профессиональны специализирующиеся на клипах массово стали появляться только в этом века. Раньше клипмейкинг был лишь ступенькой режиссеров на пути в большое кино или на телевидение.

 Но вот сам клипмейкинг за рубежом зародился еще в самые первые годы развития телевидения. Разумеется, первыми в эфире появились рекламные ролики. На пример в США первая телереклама появилась в 1941 году.

С музыкальными клипами все не так однозначно.

Первые видеозаписи музыкальных выступлений делали еще в дотелевизионную эпоху. Примерно в двадцатых годах. Эти выступления транслировали в кинотеатрах наравне с фильмами. Когда началась эпоха телевещания эти «песни перед камерой» перекочевали туда.

Но разумеется, такие записи еще нельзя назвать полноценными клипами.

Прародителем современного формата музыкальных клипов стал хит-парад Top of the Pops. Он появился на телеканале BBC в Великобритании, в середине 60х. Чтобы попасть в топ, звезды эстрады и музыкальные группы заранее записывали видео со своими песнями и отсылали на программу. А чтобы увеличить интерес зрителей и соответственно подняться как можно выше в чате, они стали придумывать для своих записей какой-нибудь интересный видео ряд.

И в результате получились ролики уже похожие на современные клипы. Благодаря этому хит-параду и появившимся по всему миру аналогам, клипы стали повсеместным являением.

Но настоящим началом эры клипов стал выход видео на песню «Bohemian Rhapsody» группы «Queen». Этот клип получил такой оглушительный успех, что с тех пор клипы стали обязательной частью продвижения нового альбома для каждой группы.

В России и рекламные, и музыкальные клипы пришли только в начале 90х годов. В советское время рекламы на телевидении не было вообще, а музыкальные клипы если и прорывались, то в единичном экземпляре и только с территорий дружественных СССР стран Восточного блока. Песни советских исполнителей показывали только в формате «пою на камеру».

Описание профессии клипмейкера

Вы наверняка видели рекламные брошюрки типа «ремонт квартиры под ключ». Это означает, что вы просто нанимаете этих людей, и она выполняют все ремонтные работы, начиная от разработки дизайна и заканчивая сбором новой мебели.
Так вот, клипмейкер вполне мог бы давать похожее объявление: «видеоролики под ключ». Именно в этом и заключается популярность этой профессии. Любой заказчик может прийти к клипмейкеру, сказать, что он хочет и все остальное специалист возьмет на себя.

По сути, клипмейкер в современном представлении чем-то похож на шоураннера в сериальном производстве. Его профессия складывается из обязанностей сценариста, продюсера и режиссера.

В качестве сценариста клипмейкер разрабатывает идею будущего видео, его концепт и сценарий. Как продюсер нанимает съемочную команду и организует съемку. Ну а самая съемка и последующая обработка получившегося материала – это типичные функции режиссера.

Мы уже рассказывали в других наших статьях о том, как организованна работа продюсеров и режиссеров (ссылки). В этом плане ничего нового в профессии клипмейкера нет.

А вот сценарий, как музыкального клипа, так и рекламного ролика имеет свои особенности. Поэтому в этом материале мы рассмотрим их подробней.

Как написать сценарий для музыкального клипа

Сценарий для музыкального клипа представляет собой нечто среднее между классическим сценарием и сценарным планом. Что такое сценарный план мы рассказывали в наших предыдущих материалах.

Все дело в том что глобально музыкальные клипы можно разделить на три большие категории:

  • Клипы с прописанным сюжетом
  • Клипы без сюжета
  • Клипы с наметками сюжета

В качестве примера первого вида клипов, можно вспомнить мегапопулярное в свое время видео группы «Ленинград» — «Лабутены». По сути это полноценный короткометражный фильм, большая часть которого происходит под соответствующую песню. Чтобы создать такой клип, безусловно, нужно написать полноценный сценарий по всем правилам драматургии.

Клипы совсем без сюжета часто используют рэп и хип-хоп исполнители. В таких роликах исполнители просто поют свои песни на фоне разных красивых задников и танцуют с красивыми парнями и девушками. И для таких видео достаточно составить общий сценарный план.

В качестве примеров видео с наметками сюжета, можно вспомнить клип Михаила Галустяна «Золото». Или, например, ролики группы «Little Big» «Go Banans» и «Tacos». Во всех трех случая о полноценном сюжете речь не идет. Каждый из этих клипов представляет собой набор каких-то скетчей и зарисовок, объединенных одной идеей. Для таких клипов нужно как раз нечто среднее между полноценным сценарием и планом.

Но в любом случае, как бы ни выглядел финальный документ, этапы разработки останутся одни и те же. И начать нужно с темы будущего клипа.

Концепт музыкального клипа

Чтобы музыкальный клип выглядел именно как связанное, цельное произведение, даже если в нем нет сюжета, основой клипа должен стать какой-то единый концепт.

Это может быть какая-то единая сценарная задумка. Как в том же клипе «Little Big» «Go Banans» — где каждый скетч это что-то абсурдное и вывернутое наоборот. Голуби, кормящие людей хлебом. Унитаз, писающий на человека. Человек, уносящий автомобиль с парковки в пакете… Каждая зарисовка разная, но общее направление чувствуется, и потому клип выглядит гармонично.

Концепт можно выстроить на теме клипе, его визуале, сюжете, структуре, мизансценах, каком-то трюке и тд. Простор для фантазии безграничный. Каждый раз, когда кажется, что все концепты уже заезжены, вдруг откуда-то появляется что-то новое.

Тема музыкального клипа

В случае, если клип подразумевает хотя бы зачатки сюжета, обязательно нужно определиться с темой будущего видео. Профессионалы рекомендуют в это случае отталкиваться от стиля музыки, которая будет звучать в клипе и смысла стихов песни.

И это правильный подход, ведь тема клипа напрямую завязана на аудиторию, которая будет это видео смотреть. Именно поэтому ролики на легкие попсовые композиции обычно рассказывают либо о любовных историях, либо иллюстрируют какую-нибудь шутку или анекдот. А, например, рок-баллады, наоборот тяготеют к мрачному антуражу средневековых сказок. Ведь это именно то, что интересует публику, которая любит такие песни.

Внутренняя история клипа

Если музыкальный клип будет включать в себе полноценную историю, ей нужно уделить отдельное внимание. Как мы уже говорили, такие истории – это полноценные короткометражные фильмы.

А значит, для её разработки нужны все этапы, через которые проходят при написании обычных сценариев:

  • Разработка идеи
  • Выбор структуры
  • Создание сюжетных поворотов и финала
  • Написание эпизодника
  • Написание сценария

Также как и в обычном фильме, обязательно нужно придумать, кто главный герой, чего он хочет и что ему мешает. Затем подумать, нужен ли сюжету антагонист. Придумать забавное действие, благодаря которому герой достигнет своей цели. Если в клипе будут диалоги, или отдельные реплики героев, то и их в итоге тоже надо прописать. 

Главное отличие всего этого процесса от разработки обычной короткометражки – строго определенный тайминг. Хронометраж рассказанной истории напрямую должен быть связан с длительностью экранизируемой песни. Возможно, история будет чуть-чуть длиннее. Но вряд ли можно назвать музыкальным клипом видео, большая часть которого это история, а сама песня притаилась где-нибудь в самом конце.

Так что в любом случае придется держать свою фантазию в жестких рамках хронометража.

Сценарный план скетчей и зарисовок

Опять же, как мы уже говорили, для клипов без полноценного сюжета достаточно составить некий сценарный план. В нем можно коротко в три-четыре предложения описать все придуманные скетчи.

А вот затем надо будет максимально точно прикинуть, сколько по времени будет идти каждая зарисовка и распределить их по всему треку. Причем надо точно пометить время, когда скетч будет начинаться и когда заканчиваться. Это нужно чтобы в итоге монтаж поддерживал заложенный в музыке ритм. Самый простой способ поддерживать ритм, это делать монтажные склейки на высоких долях. А еще лучше за мгновение перед или после удара.

Определив временной промежуток его, разумеется, нужно записать рядом с описанием скетча. 

Дополнительные сцены-перебивки

Как бы хорошо клипмейкер не продумывал свой сценарий, всегда может в итоге оказаться, что что-то пошло не так. Какой-то материал на площадке оказался не таким удачным, как в сценарии. Какая-то зарисовка слишком сильно выбивается из общего стиля…

Именно поэтому лучше заранее придумать и записать в сценарный план несколько вариантов сцен-перебивок. Это могут быть любые визуальные заплатки. Например, панорамы города или, наоборот, какие-то детали реквизита.

Также хорошо смотрятся кадры, на которых музыканты играют мелодию. Но вот съемка именно этих заплаток чуть сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Нельзя просто поснимать гитариста двадцать секунд, а потом вставить эти кадры в случайное место. Движение его пальцев просто не будет подходить под фонограмму. Поэтому, для такого вида заплатки правильно будет снять музыканта в течение всего трека. От начала и до самого конца.

Интересный факт. На съемках музыкальных клипов, никто никогда не играет и не поет вживую. Съемка всегда идет под фонограмму. А музыканты и солист лишь притворяются. Это делается для того, чтобы все дубли, вне зависимости от того когда и где они сняты, подходили под один и тот же ритм. Если же играть вживую, то какая-то сцена может оказаться быстрее, а какая-то наоборот медленнее фонограммы. И в итоге на финальном монтаже пришлось бы серьезно попотеть, чтобы это скрыть.

Как написать сценарий для рекламного ролика

Если сценарий музыкального клипа в первую очередь зависит от песни, для которой он делается, то рекламное видео всегда создается от продукта. Точно также как по стилю музыки и стихов можно понять, кто именно будет смотреть будущий клип, по рекламируемому товару видно для кого он предназначен. Какую аудиторию может заинтересовать.

А аудитория для рекламного ролика – это потенциальные покупатели. Не трудно понять, насколько они важны.

Кроме того, в подавляющем большинстве случаев, рекламный клип – это часть более масштабной промокомпании, состоящей из целой серии акций по продвижению продукта. А значит и тема, и концепция, скорее всего, уже будет разработана без участия клипмейкера.

В остальном рекламный ролик – это опять все тот же короткометражный фильма. А значит для него нужен полноценный сценарий со всеми необходимыми атрибутами: идея, персонажи, структура, сюжетные повороты… и далее по списку.

Виды рекламных роликов

Креативность в рекламном ролике – это палка о двух концах. С одной стороны, заказчик всегда хочет, чтобы его видео было максимально оригинальным и не похожим на рекламу конкурентов. С другой, мало кто из них на самом деле готов выпускать экспериментальную и ни на что не похожую рекламу.

Именно поэтому креативить приходится уже в рамках каких-то заданных трендов.

Самый классический вариант – показать бытовую зарисовку, сюжет которой на примере показывает, почему людям не обойтись без рекламированного товара. 

Ребенок отказывается завтракать, но если дать ему кукурузные хлопья, проблема будет решена. 

Человек застрял на своей машине в грязи. Это потому что автомобиль у него не того бренда. Наш внедорожник спокойно проезжает рядом, даже не пробуксовав.

Бытовые ситуации в рекламе могут быть и более надуманными. Например, проблема плохого запаха изо рта была в буквальном смысле придумана рекламщиками дезинфицирующего средства «Листерин». Производители долго пытались понять, как лучше всего продавать этот антисептик. Они продвигали его как дезинфектор из аптечки, как йод или перекись водорода. Потом пробовали рекламировать его как средство для мытья полов и сантехники. Но в итоге, продажи все равно были не существенными. И тогда рекламщики того времени придумали сюжет: девушка переживает, что ее никто не зовет замуж. А ее подруга подсказывает – «Это потому что у тебя изо рта плохо пахнет. Попробуй «Листерин». Сейчас, почти век спустя уже можно по-настоящему оценить, какое влияние оказала на весь мир эта надуманная на тот момент реклама.

И это далеко не единственный случай. Кольцо с бриллиантом в качестве обручального – заслуга рекламных роликов. Страх перед перхотью – заслуга рекламных роликов. Пятна подмышками. Прыщи. Сухая кожа. Жирная кожа. Ломкие волосы. Список можно продолжать.

Второе из популярных направлений, в рамках которого можно попробовать придумать что-нибудь оригинальное  – это реклама/реалити шоу.

В нашей стране, бум таких роликов начался в конце прошлого века с уже легендарного «Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к вам». Но за рубежом, реклама, снятая с «живыми людьми» существует уже много десятилетий. «Случайных» прохожих спрашивают о каком-либо товаре и «по стечению обстоятельств» оказывается ,что люди не только знают о чем речь, но и очень довольны этим продуктом. «Изумительная вещь, всем рекомендуем».

Плюс такой рекламы – ее дешевизна. Ролики стилистически повторяют журналистские репортажи и потому не требуют вложений в декорации, свет, дорогие костюмы. А при должной толике креатива, отклик от такой рекламы может принести огромные дивиденды.

Последний из самых распространенных «вечных» трендов в рекламе: клипы-конкурсы. Основа таких роликов примерно одна и та же: выполни какую-то манипуляцию с товаром и получи ценный приз. Раньше это были акции «пришли десять крышечек», «загляни под этикетку» или «отправь смс». Сегодня все чаще «отсканируй куаркод» и «сфотографируйся с товаром и поставь хештэг».

В любом случае, чтобы именно его рекламный ролик запомнился во всем потоке сегодняшней информации, клипмейкеру придется сильно попотеть, придумывая оригинальный сценарий, который при этом понравился бы заказчику. Но тут ничего не поделаешь: такая работа.

Профессия «клипмейкер»: плюсы и минусы

Все о чем мы говорили выше, затрагивало в основном только сценарную часть работы клипмейкера. А как мы помним, для современного специалиста – это только треть его обязанностей.

Так что в этом разделе мы поговорим о профессии клипмейкера чуть подробней.

Спектр обязанностей клипмейкера

В круг обязанностей клипмейкера входят все процессы необходимые для создания видеоклипа. Как мы уже говорили – универсальный специалист.

От сценариста, клипмейкеру достались обязанности про придумыванию идеи и написанию сценария. От продюсера задания по организации съемок и высчитыванию бюджета. В качестве режиссера клипмейкер выступает во время съемок и на постпродакшене.

В идеале все это работает так: специалисту приносят заказ и он сам решает, как его реализовать. Он может сделать все сам в одиночку. Современный клипмейкер обладает нужными навыками. А может, если это позволяет бюджет, собрать команду и выступить в качестве руководителя. Это будет дороже, но зато точно быстрее и качественней.

Так что перечень обязанностей у клипмейкера длинный. И ему, как профессионалу, нужно обязательно разбираться во всех пунктах этого списка. Но вот выполнять каждый раз все самому совсем не обязательно.

Личностные качества и знания клипмейкера

И опять же, так как клипмейкер, по сути, выполняет работу трех других специальностей: сценариста, режиссера и продюсера. Ему нужны точно такие же навыки, как и представителям этой профессии.

Основные из них:

  • Креативность
  • Упорность
  • Внимание к деталям
  • Лидерские качества
  • Организационные качества
  • Умение доносить свою мысль
  • Умение планировать и считать свои действия наперед

Конечно, и технические навыки никто не отменял. Такие как навыки операторского дела, монтажа, установки и настройки освещения и тд.

Кроме того, клипмейкеру нужны некоторые специфические знания для лучшей работы в рекламе и музыкальном продакшене. В первом случае – это основы маркетинга и продвижения. Во втором – основы музыкального образования и знание современных музыкальных тенденций. 

Обучение на клипмейкера

Научиться профессии клипмейкера сегодня проще простого. Во-первых, все необходимые знания для работы в этом направлении даст любое высшее образование по специальностями «Сценаристика», «Режиссура» и «Продюсерское дело». А значит стоит поискать поблизости от места жительства профильные киновузы, институты искусств, институты телевидения.

Во-вторых, с некоторых пор, специальность «клипмейкер» можно получить на многих факультетах журналистики. А такие факультеты есть не только в профильных институтах, но и ВУЗах общего профиля, в педагогически институтах и тд.

Ну и куда же в XIX веке без интернета. Онлайн-курсы можно даже не искать. Они сами будут предлагать свои услуги, после того, как вы забьете в поисковую строку слово «клипмейкер». И останется только выбрать предложение наилучшего качества.

Зарплаты клипмейкера

Как и в любой другой творческой профессии зарплаты клипмейкера определяются законами дикого запада: чем больше известности и уважения, чем больше навыков торговаться, тем лучше условия.

Сайты агрегаторы вакансий указывают среднюю зарплату клипмейкера в России в среднем от 40 до 70 тысяч рублей. Но все мы понимаем, что лучше заказы в таких профессиях на HeadHanter не размещаются.

Кроме того, трудности в подсчете заработка вносит тот факт, что клипмейкер может работать по двум совершенно разным схемам. Он может быть в штате какого-нибудь музыкального или рекламного продакшена и получать зарплату вне зависимости от количества заказов.

 А может существовать в свободном плавании. И тогда у него вместо зарплаты будут гонорары, которые выплачиваются по факту сделанных работ. Сколько времени займет работа? Неделю? Месяц? Каждый раз по-разному. Как часто будут приходить такие заказы? На первых порах точно редко, а дальше… трудно предсказать.

Размер гонораров тоже варьируется от проекта к проекту в разы. Рекламный ролик какого-нибудь мелкого регионального магазина вряд ли принесет создателю больше 20 тысяч рублей. А стоимость музыкального клипа какой-нибудь звезды первого эшелона вполне может исчисляться десятками тысяч долларов. 

Карьерный рост

Как и полстолетия назад профессия клипмейкера это хороший старт для того чтобы в будущем попасть на телевидение или в кинематограф. С хорошим портфолио клипмейкер вполне может претендовать на должности тех же режиссеров, продюсеров и сценаристов.

Если же клипмейкер будет строить свою карьеру через рекламный или музыкальный продакшн, то, разумеется, он всегда может претендовать на повышение по карьерной лестнице внутри компании.

Ну и никто не запретит клипмейкеру в какой-то момент попробовать создать свою компанию. Это можно сделать сразу, как только известность специалиста позволит привлекать к себе серьезных клиентов. Ну а уж дальше все будет зависеть от самого клипмейкера.

Перспективность профессии

Как мы уже говорили, на самом деле профессия клипмейкера старше чем, кажется. И за последние полстолетия она так и не потеряла актуальности.

В какой-то момент, популярность музыкальных клипов пошла на спад. Люди перестали смотреть клипы по телевизору. По всему миру многочисленные профильные каналы либо полностью закрывались, либо перепрофилировались на какой-то более широкий контент. Казалось бы вот он – закат эпохи. Но на помощь пришел YouTube. Созданные профессиональными клипмейкерами видео набирают миллионы и даже миллиарды просмотров.

Точно также одно время считалось, что нативная и контекстная реклама вытеснит видеорекламу на задворки, так же как та в свое время вытеснила рекламные объявления в газетах. Но тут подключились соцсети. И оказалось, что люди все равно реагируют на рекламные клипы чаще, чем на рекламные баннеры.

Так что, профессия клипмейкера все еще перспективна. И в обозримом будущем свои позиции сдавать точно не намерена.

Создание клипа — один из важных этапов в карьере начинающего артиста. Он дополняет визуальный образ музыканта, привлекает новую аудиторию и становится ещё одной площадкой для высказывания. С появлением функции Время клипов на Яндекс Музыке такие ролики теперь тоже могут попасть в подборку рекомендаций пользователей, что только повышает значимость клипов для артистов. Рассказываем, как начинающим исполнителям снять клип, который может попасть в рекомендации и помочь в продвижении творчества.

Выбор трека

Первым делом следует определиться с подходящим треком для создания визуала. Проанализируйте свой треклист и сверьтесь со статистикой на стриминговых платформах, чтобы отобрать самые перспективные варианты. Чем популярнее композиция, тем больше вероятность, что фанаты будут охотно ждать и поддерживать выход клипа.

Набросайте идеи и раскадровки сразу для двух-трёх вариантов, чтобы оценить, какие условия и ресурсы потребуются для их реализации — большое количество локаций, актеров, эффектов и реквизита может значительно повысить финальную стоимость.

Концепция и идея

Подход. Здесь важно определиться — делать красивый и стильный визуал, чтобы подчеркнуть вайб и развлечь аудиторию, как в клипах Моргенштерна, или же детально проработать сюжет и донести мысль до зрителей, как сделал Егор Крид в клипе «3-е Сентября».

В первом случае следует уделить особое внимание подбору локации и атрибутики, соответствующей вашему стилю. Во втором — подготовке сценария, раскадровки и подбору актеров. Ваш подход может быть и совершенно иным — с уклоном в артхаус или визуализацией трека построчно, главное, чтобы он находился в синергии с выбранной композицией.

Поиск референсов. Профессионалы черпают идеи из повседневной жизни и рассказов друзей, фильмов и книг, картин и архитектуры. Всё это уже содержит определенный нарратив, образы и локации, пригодные для использования.

Идеи для съёмки клипа

Для быстрого поиска референсов подойдут и интернет-ресурсы, такие как Pinterest. Смотрите чужие клипы и делайте скриншоты, составляйте мудборды и сохраняйте картинки, чтобы повысить собственную насмотренность и набрать багаж визуальных материалов.

Хук. Недостаток идей можно компенсировать наличием креативного хука — это часть клипа, которая особенным образом выделяется, цепляет внимание зрителей и запомнится больше всего.

Попробуйте придумать весёлый танец, как в клипе «Gangnam Style», ставшего вирусным. Экспериментируйте с нестандартными ракурсами и манерой съёмки: например Anacondaz сняли клип «Бесит» одним дублем, что стало его фишкой. Сыграйте на контрасте или абсурдности, наполните клип отсылками к поп-культуре. Наличие удачного хука повысит зрительский интерес и обсуждаемость видео.

Расчёт бюджета

Нижней планки для бюджета не существует, а верхнюю планку можно понизить, проявив гибкость и находчивость. «В короткой форме повествования, такой как музыкальное видео, простые решения могут сработать как нельзя лучше», — считает клипмейкер Элджея и L’One Даниэль Ким.

Локация. Многие естественные локации находятся в свободном доступе на улицах или за чертой города. А закрытые помещения можно бесплатно найти в сообществах фотографов или арендовать.

На первых этапах лучше выбирать более простые локации, не требующие больших вложений для обустройства и освещения или использовать бесплатные городские пространства. Иногда и вовсе можно ограничиться одним белым фоном, как сделал Mujuice в клипе «Underground».

Команда. Самой весомой статьёй расходов, как правило, становится съёмочная команда — оператор, режиссёр, монтажёр, стилист и визажист. Поищите среди знакомых, фотографов и клипмейкеров вашего города или же студентов смежных направлений — многие из них будут рады получить новый опыт и продемонстрировать свои навыки за символическую плату.

Даниэль Ким советует обратиться напрямую к специалистам, чьи работы вам нравятся, и рассказать о себе, своей идее, прикрепить ссылки на релизы. Возможно, их заинтересует концепт, сценический образ или ваше творчество, и они будут готовы подтянуть свою команду.

Выбор локации перед тем, как снять клип

Оборудование. Поиском и арендой необходимой техники обычно занимается оператор исходя из вашего бюджета. По словам клипмейкера Даши «feelinside» Филин, цена и характеристики аппаратуры в конечном итоге не влияют на качество клипа, если не уметь ей пользоваться. А значит не стоит сразу надеяться на самые дорогие камеры и объективы в погоне за качеством.

Начинающему артисту подойдет полупрофессиональное оборудование, которое можно найти у знакомых. А отсутствие дорогой камеры может послужить дополнительным поводом для креатива — например, съёмки VHS-клипа. Олдскульные кассетные камеры не подвержены холоду на съёмках зимой, а «состаренные» клипы выглядят стильно.

Реквизит. Даша Филин для поиска реквизита использует биржи частных объявлений и секонд-хенды. Ещё она отдельно отмечает умение договариваться, ведь небольшим брендам одежды зачастую можно предложить бартер, а недостающие вещи купить в магазинах и вернуть по чеку обратно через пару дней.

С транспортировкой помогут друзья на автомобиле, в массовку всегда найдутся желающие, а вместо инстаграм-моделей попробуйте пригласить студенток театральных институтов или вовсе обойтись в кадре без них, фокусируя больше внимания на себе.

Поиск альтернативы. В случае, если ваши идеи выходят слишком затратными, простой и дешёвой альтернативой может стать постановочное лайв-видео на самый популярный трек. Это обернётся и отличным поводом для взаимодействия с аудиторией — позовите слушателей в массовку и пообщайтесь с ними перед съёмкой.

Краудфандинг. Для реализации самых смелых и дорогих идей можно заняться сбором пожертвований. Даже самые успешные музыканты не брезгуют принимать донаты от поклонников. Например, Борис Гребенщиков, объявляя сбор средств, отмечал, что «сегодня запись музыки возможна только при помощи людей, которые хотят помочь записать её», а рок-группе «Алиса» пожертвовали 23 миллиона рублей на краудфандинговой платформе Planeta.ru.

Планирование съёмок

Импровизация это хорошо, но чтобы избежать неожиданных ситуаций и сохранить спокойствие на съёмочной площадке, лучше составить план и продумать нюансы.

Составьте расписание. При наличии готовой раскадровки, поделитесь ей со всей командой, чтобы обсудить отдельные сцены, составить список оборудования, реквизита и актеров и подготовить расписание съёмок. Следуя плану, каждый участник будет чётко знать свой порядок действий, а реквизит будет полностью подготовлен. Но если в процессе съёмки родятся новые идеи — не бойтесь отойти от плана и экспериментировать.

Проведите репетицию. Можно провести репетицию сложных сцен и снять пробные дубли на камеру телефона. Это поможет увереннее чувствовать себя на съёмочной площадке и заранее убедиться, что ваши идеи работают, как вы задумали.

Как снять клип самому

Подготовьте локацию. Бронируя локацию или планируя выезд за пределы города, добавьте запас по времени в пару часов на случай форс-мажора, чтобы без паники решить все возникающие проблемы. Если вы снимаете весь клип в одном месте, постарайтесь добавить развитие картинке, меняя ракурсы и освещение.

Работайте в комфортном темпе и не забывайте о перерывах, чтобы не изматывать себя и команду. Снимайте по несколько дублей, чтобы повысить вариативность на монтаже — лучше снять лишнего, чем выстраивать разнообразие из ничего.

Пригласите друзей поснимать закулисье на телефон, а в свободную минутку снимайте короткие видео и от своего лица. Этот материал позже можно будет использовать для отдельного бэкстейдж-ролика.

Постпродакшн

Монтаж. Сборкой и монтажом отснятого материала могут заниматься как оператор, так и режиссёр, или вовсе отдельный специалист. Конечно, для снижения затрат лучше сразу искать оператора, способного самостоятельно смонтировать видео.

Принимайте активное участие на этапе постпродакшна — донесите до специалиста своё видение, посмотрите вместе с ним исходники, выразите свои пожелания и предложите идеи. Не будет лишним и оценка промежуточных вариантов монтажа или отдельных сцен для оперативного внесения ваших правок.

Проверьте синхронность губ и аудиодорожки в каждом кадре — подобные шероховатости недопустимы в музыкальном видео. Если в клипе присутствует графика, то внимательно проследите за качеством её выполнения, иначе есть риск обнаружить мелкие недочёты уже после релиза в сети.

Покраска. Когда лучшие дубли сложатся в единый видеоряд, финальный монтаж необходимо отдать на цветокоррекцию. Если клип снят в нескольких локациях и условиях разной освещённости, то цветовая палитра будет постоянно меняться между сценами. Цветокор — достаточно сложная работа, поэтому лучше делегировать её компетентному специалисту.

Самостоятельный постпродакшн. В исключительных случаях артисты сами монтируют и красят свои клипы, но для этого необходим внушительный опыт работы с видеоредакторами. Для комфортного и качественного монтажа потребуется достаточно мощный процессор, монитор с хорошей цветопередачей и многофункциональный софт, например DaVinci Resolve или Adobe Premiere Pro.

Преимуществом такой работы станет полный контроль артиста над конечным продуктом и экономия финансов, но стоит трезво оценить свои навыки, прежде чем браться за постпродакшн самому. Не стесняйтесь спрашивать совета у специалистов.

Самостоятельный постпродакшн видео

Подготовка к релизу. Когда работа над видео будет закончена, подготовьте небольшой тизер, чтобы подогреть интерес аудитории в социальных сетях. Это может быть хук, часть припева или нарезка хайлайтов вашего клипа. Если видео понравится фанбазе, то она будет готова поддержать вас в историях социальных сетей, а значит нужно заранее смонтировать вертикальную нарезку моментов из клипа, чтобы поделиться ей с фанатами.

Оформите превью-обложку — это лицо вашего клипа на видеоплатформах. Составьте грамотное описание ролика и список тегов — они помогут в продвижении. Чтобы видео увидело как можно больше зрителей, можете смело загружать его во встроенный плеер каждой социальной сети, где вы присутствуете, как исполнитель и разделите рекламный бюджет между ними.

Загрузите клип на все стриминговые платформы и поделитесь ссылками с подписчиками. Поделитесь небольшим бэкстейдж-видео через пару недель после релиза, чтобы повысить охваты и лишний раз напомнить о клипе тем, кто его пропустил или забыл посмотреть.

Как написать сценарий для клипа

Создание видеоклипа – ответственный процесс, в котором важны не только технические составляющие, хороший звук и качественная съемка, но и идея, сценарий клипа, без которого он не будет интересным и запоминающимся для зрителей. Прежде чем вы займетесь съемками клипа, необходимо тщательно продумать и написать его сценарий, соблюдая при этом некоторые правила, позволяющие создать интересную историю.

Как написать сценарий для клипа

Инструкция

Для начала сформируйте концепцию будущего клипа. Она зависит от многих критериев – от имиджа актера или музыканта, для которого снимается клип, от того, какие образы с ним связаны и ассоциируются и соответственно, клип должен подчеркивать стиль исполнителя, который играет в нем главную роль и развивать его образ, оставаясь при этом в рамках его имиджа и стиля.

Если в основе клипа лежит музыкальная композиция, как и бывает чаще всего, вы можете прорабатывать визуальный сценарий клипа на основе уже имеющейся композиции или создавать независимый от нее видеоряд.

Оба варианта имеют право на существование, но если вы хотите, чтобы у зрителей сформировалась некая связь музыкальной и визуальной составляющей, лучше будет продумать этот видеоряд в соответствии с темой музыкальной композиции. Тема видеоролика должна быть привязана к теме песни, чтобы клип смотрелся органично, раскрывал эту тему и запомнился любому зрителю.

Работая над сценарием, привлеките все свои творческие мысли и идеи, а также не забывайте о том, что работу нужно систематизировать. Начните разработку непосредственно самого сценария с плана – создайте проект, в котором находятся все данные о том, что именно будет содержаться в клипе.

В подготовке и планировании сценария будущего клипа очень важно продумать историю с персонажами, событиями и конфликтом, а также развязку и поэпизодный план, в котором будут детализированы все эпизоды клипа.

В истории вы воплотите свою идею – то, о чем вы хотите писать. Сформулируйте основной тезис этой идеи в нескольких предложениях. Записывайте все, о чем думаете – это поможет вам в дальнейшем развить сценарий и сделать его глубже. Определите, в чем смысл вашей истории, что именно вы хотите сказать зрителям, и какой реакции вы ждете от них: сочувствие, смех, сожаление и так далее.

Опишите основную ситуацию, вокруг которой происходят события сценария, а также продумайте и создайте образ главного героя и антигероя – положительный и отрицательный персонаж создадут завершенную композицию клипа. Продумайте характер и увлечения положительного героя, определите, чего он добивается в клипе, опишите его сильные и слабые стороны, таланты и недостатки.

Обязательно включите в сценарий определенный конфликт, ставший причиной переживаний главного героя. Продумайте, какими способами антигерой будет бороться с положительным героем, и также определите, в чем его сила, и в чем его слабость. Проработайте основной конфликт сценария, опишите препятствия, которые должен преодолевать главный герой на пути к своей цели.

Продумайте также образы всех остальных персонажей клипа – они могут быть эпизодическими, но должны быть яркими и характерными. Разделите созданную историю на завязку, основную часть с кульминацией и заключительную часть с разрешением конфликта. Подробно пропишите конец истории – он должен быть неожиданным и ярким.

Источники:

  • сценарий клипа

Добавить комментарий