Как составить кодификатор по фгос

Кодификатор как средство оценки успешности школьника в соответствии с требованиями ФГОС с использованием средств педагогической метрологии.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно – деятельностный подход, основной целью которого является: научить учащихся самостоятельно учиться и помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире. Термин “competence” означает “способность, умение.

В связи с новыми ФГОС к учителю предъявляются новые требования.

Учитель должен знать ФГОС как системную инновацию:

  • способы, механизмы, инструменты, технологии, используемые  в ФГОС для достижения новых планируемых результатов;
  • методы оценки планируемых результатов.

Учитель должен уметь разработать:

  • новые тексты заданий для текущего и итогового контроля;
  • тестовые контрольные задания;
  • задания для компьютерного контроля.

Учитель должен уметь правильно действовать на практике:

  • Оценивать результативность деятельности учеников по освоению новой для них технологии учебной деятельности;
  • Оценивать степень достижения учениками запланированных результатов и выявлять причины типичных и индивидуальных недостатков у учеников.

В современных условиях оценка качества образования или уровня обученности   учащихся играет большую роль. Это привело к кардинальному изменению подходов к контрольно-оценочной деятельности при аттестации школьников. В настоящее время существует два метода оценки качества знания учащихся (уровня обученности): традиционный метод контроля и тестовый компьютерный.

Часто отличие между тестом и контрольной работой трактуются только формой задания и тем, что преподаватель устранен из контрольно-оценочного процесса. Но это не так, ибо различия значительно глубже.

Принципиальное различие между традиционной системой оценивания знаний и системой, основанной на компьютерном тестировании учеников, состоит в том, что первая система выполняет качественную оценку учебных достижений обучающихся, а вторая дает количественные показатели уровня (обученности) достижений учеников.

Цель разработки автоматизированной организационно-технологической системы мониторинга (АСМ) результативности процесса обучения школьников основам научных знаний заключается в обеспечении процесса общественно-государственного измерения качества образования в рамках локальных (школьных) образовательных систем.

Задачи нашей работы – облегчить обработку полученных результатов проведённых диагностических работ с помощью средств  педагогической метрологии.

Компьютерные тесты, как показывает практика, являются единственным способом педагогических измерений, позволяющих получать объективные оценки уровня обученности и воздействовать на педагогический процесс с целью создания положительной динамики в учебном процессе. Использование компьютерной технологии в образовательном процессе требует серьезной проработки новых условий обучения.

В нашем инновационном продукте представлен  итоговый кодификатор по математике составленный для 5 класса в соответствии ФГОС-2.

Предметный кодификаторструктурированная в форме таблицы модель содержания учебного предмета, распределенного по подсистемам (блокам) и дидактическим единицам (элементам в блоках) применительно ко времени обучения (четверть, полугодие, год, ступень).

Предметный кодификатор служит основой разработки оценочных шкал, средств измерения сертификационных показателей (тестов) и основой сравнительного анализа результативности обучения.

Рассмотрим пример кодификатора.

Мы выделили 4 блока :

I.Действия с натуральными числами.

II. Действия с обыкновенными дробями.

III. Десятичные дроби.

IV. Инструменты для вычислений и измерений.

Каждому блоку соответствуют свои дидактические единицы.

Каждой дидактической единице – свое задание в тесте.

Более детально рассмотрим первый блок. В нем 8 дидактических единиц.

ПОДСИСТЕМЫ

(БЛОКИ)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

(ЭЛЕМЕНТЫ В БЛОКАХ)

I. Действия с натуральными числами.

  1. Сложение натуральных чисел  и его свойства.
  2. Вычитание натуральных чисел.
  3. Умножение натуральных чисел и его свойства.
  4. Деление натуральных чисел. Деление с остатком.
  5. Решение уравнений.
  6. Упрощение  выражений.
  7. Степень числа. Квадрат и куб числа.
  8. Формулы (пути, периметра, площади, объема)

Каждой дидактической единице соответствует свое задание в тесте.

                                                ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

Математика  (5 класс)

Задание 1. Если к числу 880 прибавить число 226, то в результате суммы получится число …

1)… 1106.

2)… 1006.

3)…   906.

Задание 2. Разность чисел 7003 и 398 равна

1)…6715.

2)… 6605.

3)… 7401.

Задание 3. Если число 403 увеличить в 201 раз, то получится число …

1)….8463

2)…604.

3)… 81003.

Задание 4. Частное от деления чисел 24080 и 40 равно …

1)…24040.

2)…602.

3)…62.

Задание 5. Если 240:Х+44=50, то Х  равен…

1)…40.

2)…1440.

3)…234.

Задание 6. Если упростить выражение 2а+7а-а, то получится…

1)…9а.

2)…8а.

3)…10а.

Задание 7. Результат выражения 2³ + 2·3² равен…

1)…18.

2)…44.

3)…26.

Задание 8. Применив формулу для вычисления периметра прямоугольника со сторонами а и b, где а=4дм и b=10см, он равен …

1)…28дм.

2)…10дм.

3)…28см.

Тестирование проводится в режиме онлайн, расчет баллов проводится автоматически и представляется испытуемому сразу после завершения процесса в виде таблицы и столбчатой диаграммы.

Здесь можно увидеть с какой темой ребенок справился лучше, а какая западает. Конкретно с каким заданием справился, а с каким нет. И какую он получил отметку по 100 бальной и по 5 бальной системе.

Результат можно получить как по каждому ученику, так и по коллективу класса и даже по параллели.

Такое тестирование можно проводить несколько раз в течении года для того, чтобы выполнять сравнительный анализ результативности обучения и вовремя делать корректировку в образовательном процессе.

Таким образом, методика педагогического измерения, разработанная кафедрой ГЦМСОС НИУ ИТМО под руководством С. А. Бояшовой, на наш взгляд, облегчает обработку оценки достижения планируемых результатов учеников.

АЛГОРИТМ
СОСТАВЛЕНИЯ КОДИФИКАТОРА И СПЕЦИФИКАЦИИ

КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания,  проверяемых
на контрольной работе  по __________.(СМ.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА)

Код
элементов

Элементы
содержания, проверяемые на контрольной работе

1.

1.1

1.2

2.

2.1

Перечень требований к уровню подготовки
учащихся,

достижение, которого проверяется на
контрольной работе  по _______

(СМ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

Код
требования

Требования
к уровню подготовки учащихся, достижение которого проверяется на контрольной
работе.

1

ЗНАТЬ
И ПОНИМАТЬ:

1.1

1.2

2

УМЕТЬ:

2.1

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольно-измерительной
работы по ____________ 5 класс

1.      Назначение
работы
 

2.
Содержание итоговой работы
определяется на
основе следующих нормативных документов:

1. Федерального  
государственного  стандарта основного общего образования. 

2.
Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе
Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и
Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

3.
Характеристика структуры и содержания   работы

В работу по _______________________
включено _____  заданий, среди которых:

        1) ____
заданий – задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре
варианта ответа, из которых верен только один.

        2) ____ заданий – задания с кратким ответом, 
либо в которых ответ необходимо записать в виде  последовательности букв.

         Работа представлена двумя вариантами.

Таблица 1.

Распределение заданий по разделам курса ___________.

Разделы
курса географии

Число
заданий

Максимальный
балл

итого

Таблица 2.

Распределение заданий по разделам курса ____________

Основные
умения и виды деятельности

Число
заданий

Требования: 
«знать/понимать»

Требования: 
«уметь»

4.
Время выполнения работы

      
Примерное время на выполнение заданий, в зависимости от формы представления информации
в условии задания и объёма информации, которую необходимо проанализировать и
осмыслить составляет от 2 (для заданий с выбором ответа)  до 5 минут (для
заданий с кратким ответом);

На
выполнение всей работы отводится 45 минут.

5.
Дополнительные материалы и оборудование

При
проведении тестирования разрешается использование __________

6.
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

1.
Задания с выбором ответа считаются выполненным верно, если выбранный учащимся
номер ответа совпадает с эталоном.

2.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ
совпадает с эталоном.

   
Номера верных ответов для заданий с выбором ответа, верные ответы для заданий с
кратким ответом, примеры ответов на задания с развёрнутым ответом приведены в
«Рекомендациях по проверке и оценке выполнения заданий», которые предлагаются к
каждому варианту работы.

       
Все задания работы с выбором ответа оцениваются в __ балл, а с кратким ответом
в ____ балла (в зависимости от полноты ответа).

Выполнение
учащимся работы в целом определяется суммарным баллом,

полученным
им по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный  балл работы
составляет – ____ баллов.

на «__»
– _____ баллов                   на «__» – _____баллов                      на
«__» – _____ баллов  

7.
План работы

В
Приложении предлагается план   варианта контрольно-измерительной  работы по __________,
сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы
даётся информация о каждом задании: код по кодификатору,  тип задания, время
выполнения и максимальный балл. 

Приложение

План контрольно-измерительной  работы по ____________

для учащихся 5 классов

Тип
задания:

ВО –
задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом,

задания

Проверяемый элемент содержания

Код

проверяемого

вида умений

Тип

задания

Время

выполнения

(мин)

Макс.балл за

выполнение

1

1.1

1.1

ВО

2

1

2

1.3

1.2;  
2.1

ВО

2

1

 ПРОВЕРОЧНАЯ 
РАБОТА    по теме______________________   Вариант 1, 2

Ответы
на тест           Вариант 1,2

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

Автор: Жаркова О. В., учитель географии МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинска

Разработка КИМов в условиях реализации ФГОС

Важнейшей частью Общероссийской системы оценки качества образования являются оценочные процедуры федерального уровня.

Цель оценивания – определить уровень сформированности метапредметных и предметных результатов у учащихся основной школы. Инструментом оценивания являются контрольно-измерительные материалы (КИМы).

Понятие контрольно-измерительных материалов (КИМ) включает два существенных момента: контроль и измерение. КИМ предназначен для оценки уровня освоения образовательной программы по учебному предмету.

Целью разработки КИМ является установление соответствия уровня подготовки учащихся на данном этапе обучения требованиям к уровню подготовки учащихся, предусмотренных рабочей программой по учебным предметам, курсам.

Задачами КИМ являются:

  • контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых знаний и умений, определенных ФГОС;

  • контроль и управление достижением целей реализации ООП, определенных в виде набора общих компетенций учащихся;

  • оценка достижений учащихся в процессе изучения предметов, курсов с выделением положительных (отрицательных) результатов и планирование предупреждающих (корректирующих) мероприятий;

  • обеспечение соответствия результатов обучения требованиям к уровню подготовки выпускников через совершенствование инновационных методов обучения.

В нашей школе действует «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», в котором отражены формы текущего контроля и процедура прохождения учащимися промежуточной аттестации.

п 5.4. Контрольно – измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся разрабатываются учителями-предметниками в соответствии с образовательными программами, рабочими программами учебных предметов и проходят экспертизу на заседаниях научно-методических кафедр.

Таким образом, КИМы используются для текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся.

КИМы входят в состав УМК по учебным предметам, курсам.

Разработанные учителями КИМы направлены на проверку значимых элементов содержания.

Разновидности типов заданий в зависимости от уровня познавательной деятельности

Уровни познавательной деятельности

Типы контрольных заданий

1. Восприятие информации, знакомство с предметом. Признак – опознавание объектов, явлений.

1. Задания (вопросы, задачи), способствующие усвоению информации на уровне знакомства, в т.ч. на узнавание, воспроизведение отдельных фактов, понятий, правил

2. Восприятие и механическое отображение полученной информации. Признак – передача, пересказ информации.

2. Задания, предполагающие усвоение и воспроизведение информации на уровне простых мыслительных операций. Формируются навыки деятельности по образцу в стандартах, известных условиях

3. Информация воспринимается, отображается, анализируется, осмысливается и на основе этого применяется. Признак – практическое применение полученных знаний в различных ситуациях.

3. Задания, требующие для усвоения информации сложных мыслительных операций и формирующие умения действовать в нестандартной обстановке: проблемные, предполагающие мыслительные действия на интерпретацию.

4. Полученные знания не только

применяются, но на их основе

создаются новые. Признак –

творческое репродуцирование нового знания.

4. Проблемные задания, развивающие

продуктивно-творческое мышление, в т.ч. задания по анализу сложных ситуаций.

Следует отметить, что имеются и другие трактовки уровней знаний и умений, например: 1 – иметь представление; 2 – знать и уметь использовать; 3 – знать, понимать и уметь грамотно использовать; 4 – владеть.

Виды КИМ. КИМ оформляются в виде: тестовых заданий, практического задания, лабораторной работы, самостоятельной работы, контрольной работы, расчётной задачи, поисковой задачи, аналитической задачи, графической задачи, задачи на программирование, кейс-задачи, упражнения на тренажере, ролевого задания, исследовательского задания и т.п.

Среди современных способов педагогических измерений наиболее распространенным и объективным способом является тестирование.

Проектирование КИМ. Поскольку государственные требования к уровню подготовки выпускников определены государственными стандартами (ФГОС ООО), этот документ взят за основу в технологии проектирования контрольно-измерительных материалов (КИМ).

Другим документом, определяющим содержание контрольно-измерительных материалов, является учебный план, который разрабатывается в школе в соответствии со стандартом.

На данном этапе важным моментом является разработка критериев оценивания выполнения заданий учащимися.

Требования к содержанию КИМ:

1. КИМы отражают содержание разделов, тем.

2. КИМ составляются на 2-х уровнях базовом и повышенном и имеют 4 варианта.

3. Задания двух уровней согласуются друг с другом и с темой КИМа.

4. Задания базового уровня соответствуют планируемым результатам прописанным в рабочей программе обучающийся научится, выпускник научится.

5. Задания повышенного уровня соответствуют планируемым результатам прописанным в рабочей программе обучающийся получит возможность научится, выпускник получит возможность научиться.

6. В КИМе имеются задания с кратким ответом (КО), с выбором ответа (ВО), с развернутым ответом (РО).

7. Правильный ответ оценивается в 1 балл (ВО, КО).

8. Уровень заданий (базовый и повышенный уровень) отражается в проверяемых умениях при анализе работ учителем.

9. Качество выполнения Кима подсчитывается в процентах. Разрабатывается шкала перевода первичных баллов в школьные отметки.

10. Продолжительность КИМа – 45 минут, КИМ метапредметной работы – 90 минут.

Алгоритм разработки КИМ:

1) Требования ФГОС ООО.

2) Планируемые результаты.

3) Кодификатордокумент, составленный на основе перечня планируемых

результатов освоения образовательной программы.

Например,

№ задания

Планируемые результаты

Проверяемые умения

Код

Раздел. Развитие географических знаний о Земле.

1

Умение использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

1.1.1

4) Спецификация – документ, в котором в краткой форме указываются

основные характеристики КИМ.

Спецификация КИМ:

1. Назначение работы (итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки учащихся 5-х классов школы в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы).

Работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по географии, используемые в 5-х классах.

2. Содержание работы.

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2011 № 1897).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 5 июля 2017 года)».

  • Основная образовательная программа ООО МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинска.

3. Структура работы.

Например, каждый вариант итоговой контрольной работы состоит из 14 заданий: 7-и заданий с выбором одного правильного ответа (ВО), 5-и заданий с кратким ответом (КО) и 2-х заданий с развернутым ответом (РО).

В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности.

4. Время выполнения работы.

На выполнение всей итоговой контрольной работы отводится 45 минут.

5. Условия проведения итоговой контрольной работы, включая дополнительные материалы и оборудование.

Наличие у учащихся школьного географического атласа для 5 класса. Строгое соблюдение инструкции по проведению итоговой контрольной работы.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 14 баллов. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом оценивается учителем с учётом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания.

7. Распределение заданий итоговой контрольной работы по содержанию и проверяемым умениям.

Итоговая контрольная работа позволяет оценить степень освоения учебного материала при использовании любых УМК по географии.

Работа охватывает учебный материал по начальному курсу «География», изученный в 5 классе. В таблице 1 приведено распределение заданий работы по темам учебного курса.

Таблица 1

Распределение заданий по темам курса географии 5 класса

Коды тем

Темы курса географии

Число заданий

1.1

Развитие географических знаний о Земле

2

1.2

Географические модели земной поверхности. Географическая карта, план местности

5

2.1

Земля – планета Солнечной системы

4

2.2

Земная кора и литосфера. Рельеф земной поверхности

3

Итого:

14

В таблице 2 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.

Таблица 2

Распределение заданий по планируемым результатам

Код

Планируемые результаты обучения

Число заданий

1.1.1

Умение использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач

2

1.2.1

Умение интерпретировать географическую информацию, содержащуюся в одном или нескольких источниках

3

1.3.1

Умение интегрировать географическую информацию из предлагаемых источников

1

1.4.1

Умение обобщать географическую информацию с целью определения тенденций и закономерностей изменения свойств географических объектов и явлений во времени и в пространстве

1

1.5.1

Умение осмысливать и оценивать географическую информацию

1

2.1.1

Умение сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств

1

2.1.2

Умение проводить простейшую классификацию изученных географических объектов, процессов и явлений

2

2.2.1

Умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

3

Итого:

14

Приложение

План итоговой контрольной работы по географии
для учащихся 5-х классов

Расшифровка кодов 2-го и 3-го столбцов представлена в Кодификаторе контролируемых элементов содержания (КЭС) и планируемых результатов обучения (ПРО) по географии.

задания

Код

ПРО

Код

КЭС

Тип

задания

Примерное время на выполнение задания, мин.

Макс. балл за выполнение

1

1.1.1

1.2.1

ВО

1

1

2

2.1.1

1.2.1

КО

2

1

3

1.2.1

1.2.1

ВО

1

1

4

1.2.1

1.2.2

ВО

2

1

5

1.1.1

1.1.1

КО

4

1

6

1.2.1

1.1.1

РО

7

1

7

2.1.2

2.2.1

ВО

2

1

8

2.1.2

2.2.3

ВО

2

1

9

1.5.1

2.2.3

КО

2

1

10

1.3.1

1.2.2

КО

3

1

11

2.2.1

2.1.1

ВО

2

1

12

1.4.1

2.1.1

РО

7

1

13

2.2.1

2.1.1

ВО

2

1

14

2.2.1

2.1.1

ВО,

3

1

ИТОГО:

ВО-7

КО-5

РО-2

40

14 баллов

Выписка из приказа «О результатах итоговых контрольных работ по географии в 5 – 10 классах»:

Анализ выполненных работ показал степень владения учащимися следующими знаниями и умениями:

№ задания

Уровень задания

Тип задания

Проверяемые умения

Кол-во

справившихся

%

справившихся

1

БУ

ВО

Умение использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач

70

82

2

БУ

КО

Умение сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств

50

59

3

БУ

ВО

Умение интерпретировать географическую информацию, содержащуюся в одном или нескольких источниках

36

42

4

БУ

ВО

Умение интерпретировать географическую информацию, содержащуюся в одном или нескольких источниках

12

14

5

БУ

КО

Умение использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач

71

84

6

ПУ

РО

Умение интерпретировать географическую информацию, содержащуюся в одном или нескольких источниках

53

62

7

БУ

ВО

Умение проводить простейшую классификацию изученных географических объектов, процессов и явлений

48

56

8

БУ

ВО

Умение проводить простейшую классификацию изученных географических объектов, процессов и явлений

65

76

9

ПУ

КО

Умение осмысливать и оценивать географическую информацию

73

86

10

ПУ

КО

Умение интегрировать географическую информацию из предлагаемых источников

78

92

11

БУ

ВО

Умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

73

86

12

ПУ

РО

Умение обобщать географическую информацию с целью определения тенденций и закономерностей изменения свойств географических объектов и явлений во времени и в пространстве

78

92

13

БУ

ВО

Умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

37

43

14

ПУ

ВО

Умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

68

80

15

ПУ

КО

Умение сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств

63

74

16

ПУ

КО

Умение сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств

59

69

17

ПУ

КО

Умение интегрировать географическую информацию из предлагаемых источников

55

65

18

ПУ

КО

Умение интерпретировать географическую информацию содержащуюся в одном или нескольких источниках

53

62

19

ПУ

КО

Умение интерпретировать географическую информацию содержащуюся в одном или нескольких источниках

57

67

20

ПУ

КО

Умение решать географические задачи

58

68

21

ПУ

КО

Умение интегрировать географическую информацию из предлагаемых источников

70

82

№ задания

5а (30)

5б (26)

5в (29)

Итого (85)

Количество справившихся

% справившихся

Количество справившихся

% справившихся

Количество справившихся

% справившихся

Количество справившихся

% справившихся

1

28

93

20

77

22

76

70

82

2

20

67

14

54

16

55

50

59

3

13

43

12

46

11

38

36

42

4

5

17

4

15

3

10

12

14

5

26

87

19

73

26

90

71

84

6

18

60

14

54

21

72

53

62

7

17

57

14

54

17

59

48

56

8

25

83

22

85

18

62

65

76

9

25

83

23

88

25

86

73

86

10

26

87

24

92

28

96

78

92

11

25

83

22

85

26

90

73

86

12

27

90

24

92

27

93

78

92

13

13

43

9

35

15

52

37

43

14

29

97

25

96

14

48

68

80

15

18

60

24

92

21

72

63

74

16

26

87

19

73

14

48

59

69

17

17

57

18

69

20

69

55

65

18

22

73

19

73

12

41

53

62

19

21

70

17

65

19

66

57

67

20

20

67

20

77

18

62

58

68

21

26

87

24

92

24

83

70

82

Задачи учителя при разработке КИМов:

  • Выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка;

  • Скорректировать педагогическое воздействие;

  • Правильно оценить достижения учеников;

  • Оценить эффективность собственной работы.

В начале года в 5-9 классах проводится стартовая диагностика (на входе), которая основы­вается на результатах мониторинга общей готовности учащихся к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые ус­ловия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) позволяет выявить и оце­нить как уровень сформированности важнейших предметных ас­пектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разно­образных проблем.

Использование итоговых контрольных работ даёт возмож­ность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обуче­ния.

Метапредметная работа проводится с целью определения у учащихся уровня сформированности метапредметных (познавательных, регулятивных, личностных действий) умений как необходимого условия для продолжения обучения в основной школе.

Метапредметная работа проводится в начале года (стартовая) и в конце года (итоговая).

Содержание работы определяется Кодификатором метапредметных результатов обучения.

КОДИФИКАТОР

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 2 класса по окружающему миру для проведения процедур контроля и оценки качества образования в БОУ г. Омска «Гимназия № 76»

Кодификатор представляет собой систематизированные перечни элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, составленные в соответствии с операционализированным перечнем требований к уровню подготовки обучающихся 2 класса. Кодификатор является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов банка оценочных средств. Данный документ является основой для составления контрольных измерительных материалов по окружающему миру тематического и итогового контроля при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки обучающихся 2 класса.

Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся 2 класса по учебному предмету «Окружающий мир» составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.).

Раздел/код

Элемент содержания /код

Проверяемые умения

(обучающийся научится / обучающийся получит возможность научиться)/код

1.Человек и природа.

1.1. Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.

1.1.1. различать объекты природы и предметы рукотворного мира.

1.1.2. оценивать отношение людей к окружающему миру

1.2. Неживая и живая природа, связь между ними.

1.2.1. различать объекты и явления неживой и живой природы;

1.2.2.находить связи в природе, между природой и человеком

1.3. Явления природы. Температура и термометр.

1.3.1. различать объекты и явления неживой и живой природы

1.3.2. измерять температуру воздуха, воды, тела человека

1.4. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

1.4.1. определять объекты природы с помощью атласа-определителя

1.4.2. находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

1.5.Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

1.5.1. различать стороны горизонта, обозначать их на схеме

1.6. Ориентирование на местности. Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом.

1.6.1.ориентироваться на местности разными способами

1.7. В гости к осени. Осенние явления в неживой и живой природе.

1.7.1. различать объекты и явления неживой и живой природы

1.8. В гости к весне. Весенние явления в неживой и живой природе.

1.8.1. различать объекты и явления неживой и живой природы

1.9. Впереди лето. Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.

1.9.1. различать объекты и явления неживой и живой природы

1.10. Что такое погода. Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений.

1.10.1. измерять температуру воздуха, воды, тела человека

1.10.2.проводить наблюдения и ставить опыты

1.11. Формы земной поверхности. Равнины и горы, холмы, овраги.

Водные богатства. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

1.11.1. различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору

1.11.2. различать водные объекты, узнавать их по описанию

1.12. Про воздух и про воду. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

1.12.1. различать объекты и явления неживой и живой природы

1.13.Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

1.13.1. определять объекты природы с помощью атласа-определителя

1.13.2. находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

1.14. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

1.14.1.сравнивать объекты природы, делить их на группы

1.14.2.находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

1.15. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.

1.15.1.сравнивать объекты природы, делить их на группы

1.15.2.находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

1.16. Комнатные растения. Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

1.16.1.ухаживать за комнатными растениями и домашними животными

1.16.2. находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

1.17. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

1.17.1.сравнивать объекты природы, делить их на группы

1.17.2.находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

1.18. Невидимые нити. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи  между растениями и животным: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

1.18.1.соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки

1.19. Дикие и домашние животные. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных.

1.19.1.сравнивать объекты природы, делить их на группы

1.19.2. находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

1.20. Животные живого уголка. Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомяк, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека.

1.20.1. ухаживать за комнатными растениями и домашними животными

1.20.2. находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

1.21. Про кошек и собак. Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

1.21.1. ухаживать за комнатными растениями и домашними животными

1.22.2. находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

1.23.Красная книга. Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных.

1.23.1. находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

1.24. Строение тела человека.

1.24.1. различать внешнее и внутреннее строение тела человека

2.Человек и общество.

2.1. Наша дружная семья. Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

2.1.1. приводить примеры семейных традиций

2.1.2.оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников

2.2. В школе. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

2.2.1. оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников

2.3. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

2.3.1. оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников

2.4. Ты и твои друзья. Что самое ценное в дружбе. Отражение ценностей дружбы, согласия, взаимной помощи в культуре разных народов (на примере пословиц и поговорок). Культура поведения в гостях.

2.4.1. оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников

2.5. Мы — зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, общественном транспорте).

2.5.1.соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах.

2.6. Что такое экономика. Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги.

2.6.1.различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь

2.7. Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

2.7.1. различать виды транспорта

2.8. Культура и образование: музеи, театры, школы, вузы и   т. д.. Все профессии важны

2.8.1. приводить примеры учреждений культуры и образования

2.8.2.определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий

2.9. Из чего что сделано. Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей.

2.9.1.прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей

2.10. Как построить дом. Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

2.10.1. узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение

2.10.2.сравнивать город и село, городской и сельский дома

2.11. Родная страна. Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык.

2.11.1.называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

2.11.2.различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

2.11.3.приводить примеры народов России

2.12. Россия на карте. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту.

2.12.1. читать карту и план, правильно показывать на настенной карте

2.12.2. находить на карте Российскую Федерацию

2.13. Путешествие по Москве. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

2.13.1.находить на карте Москву — столицу России

2.13.2. находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

2.14. Город на Неве. Санкт-Петербург – северная столица.

2.14.1.находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

2.15.Путешествие по планете. Карта мира. Путешествие по материкам. Материки и океаны. Страны мира.

2.15.1. находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны

2.15.2. различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны

3.Правила безопасной жизни

3.1.Здоровье человека – его важнейшее богатство.

Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и

другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.

3.1.1. правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены

3.2. Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Школа пешехода. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

3.2.1. различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу

3.2.2.соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу

3.3. Домашние опасности. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Пожар! Противопожарная безопасность.

3.3.1.соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу

3.3.2.соблюдать основные правила противопожарной безопасности

3.4. На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности «Не купаться в загрязненных водоемах».

3.4.1.соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу

3.5. Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных.

3.5.1.правильно вести себя при контактах с незнакомцами

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой работы по окружающему миру (для оценки индивидуальных достижений обучающихся 2-х классов)

НазначениеКИМ

Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся 2 классов в БОУ г. Омска «Гимназия № 76» по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная линия учебников системы «Школа России» А.А. Плешаков).

Основной целью работы является определение достижения обучающимися 2 класса планируемых результатов по окружающему миру, а также сформированности некоторых учебных действий – правильного восприятия учебной задачи, умения работать самостоятельно, контролировать свои действия.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура работы разработаны на основе следующих документов:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373);

2) Основная образовательная программа начального общего образования БОУ г. Омска «Гимназия № 76».

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМСтруктура КИМ

Задания проверочной работы составлены на материале следующих разделов содержания курса окружающего мира, изучаемых во 2 классе: Где мы живем, природа, жизнь города и села, здоровье и безопасность, общение, путешествие.

Работа состоит из 11 заданий.

В таблице 1 представлено распределение заданий по разделам содержания программы курса окружающего мира 2 класса.

Таблица 1. Распределение заданий по основным разделам

Раздел курса

Число заданий

Где мы живем

3

Природа

3

Жизнь города и села

1

Здоровье и безопасность

1

Общение

1

Путешествие

2

Итого:

11

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В работе две группы заданий. Первая группа заданий включает 9 заданий, обязательных для выполнения всеми обучающимися. Вторая группа включает 2 дополнительных задания повышенного уровня сложности. Дополнительные задания обучающиеся выполняют после выполнения обязательной части работы. По результатам выполнения этой части работы появляется возможность установить, как обучающиеся умеют действовать в нестандартных учебных ситуациях.

В работе используются задания с кратким ответом, развернутым ответом. При выборе формы заданий проверочной работы предпочтение было отдано заданиям с кратким ответом, которые позволяют упростить для обучающихся процесс записи ответов, и за счет этого включить в работу больше заданий.

4.Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Задания базового уровня оцениваются 1 баллом при правильном ответе и 0 баллом при неправильном или при наличии как правильного, так и неправильного ответа. Задания повышенного оцениваются 2, 1 или 0 баллов. Разница в оценивании в 1 и 2 балла зависит от полноты и точности выполнения задания.

При оценивании работы в целом необходимо исходить из соотношения балла, полученного учеником за выполнение работы и максимального балла за работу. При этом за основу взято положение о необходимости набрать 9 баллов (69%) за всю работу от максимального балла для вывода о том, что учащийся справился с работой.

Оценка выполнения работы проводится дифференцированно. Просчитываются отдельно баллы, которые обучающиеся получили за задания базового уровня и баллы, которые получили за задания повышенного уровня сложности. Обучающийся справился с работой, если за задания базового уровня набрал 9 баллов (69%) от максимального количества баллов (13 баллов). Результаты выполнения дополнительных заданий повышенного уровня сложности позволяют составить представление о возможностях обучающихся справляться с нестандартными заданиями по окружающему миру, требующими для своего выполнения определенного уровня учебных умений.

5. Время выполнения варианта КИМ

Работа проводится во 2 классе, в апреле. На выполнение работы выделяется один урок – 45 минут.

Работа составлена в двух вариантах. Варианты одинаковы по структуре, по содержанию заданий и по уровню трудности.

6. План варианта КИМ

Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы.

Условные обозначения:

Тип задания: КО – краткий ответ (в виде цифры, слова), РО – развернутый ответ.

План работы

ВСЕГО – 13 БАЛЛОВ

7. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование не требуются.

8. Рекомендации по подготовке к проверочной работе

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.

Контролируемое содержание отражено в учебнике Плешаков А.А., Окружающий мир: Учебник: 2 класс.

I в.

Допиши предложение.

Государственные символы Российской Федерации __________,__________, __________.

Прочитай слова, раздели их на две группы, запиши в таблицу.

Автомобиль, гранит, луна, пенал, семена, кукла, бумага, котёнок.

Объекты природы

Объекты, сделанные руками человека

Прочитайте. Какие явления неживой и живой природы, наблюдаемые весной, названы в тексте? Запишите их в таблицу.

Солнце на небе поднимается выше. С каждым днём становится теплее. Тает снег, бегут ручьи. На реках ледоход. На деревьях распускаются почки. Расцвели подснежники.

Явления неживой природы

Явления неживой природы

Запиши числами.

восемь градусов мороза ______ восемь градусов тепла _______

ноль градусов _______ пять градусов выше нуля _____

Выберите, что из перечисленного относится к семейным традициям, а что – к культуре общения в семье. Впишите цифры на место пропусков.

1) помочь младшему брату сделать домик из кубиков;

2) на Новый год мастерить игрушки своими руками;

3) поблагодарить бабушку за вкусное печенье;

4) зимой делать кормушки для птиц;

5) читать вслух книги по вечерам.

Семейные традиции______________________________________________

Культура общения в семье________________________________________

Найдите и обведите лишний предмет. Объясните свой выбор.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Вставьте в схему пропущенные слова.

Растения

Травы

________________

_____________

Подпиши на рисунке стороны горизонта.

Вставьте пропущенные слова.

На _______________________________карте можно найти название разных стран.

На ______________________________карте изображены равнины, горы, моря, озера и других природные объекты.

Укажи стрелкой головной мозг

Запиши название своей страны _______________

Запиши название города, в котором ты живёшь __________

Название главной реки твоего города _____________

II в.

Выбери макет флага России, раскрась его цветными карандашами.

Прочитай слова, раздели их на две группы, запиши в таблицу.

Дом, гриб, туча, карандаш, змея, воздушный змей, игрушка, вода.

Объекты природы

Объекты, сделанные руками человека

Прочитайте. Какие явления неживой и живой природы, наблюдаемые летом, названы в тексте? Запишите их в таблицу.

Солнце поднимается высоко. Дни становятся длиннее. Деревья в зелёном наряде. Поют птицы. Прыгают кузнечики, жужжат пчёлы. Вода в реке тёплая.

Явления неживой природы

Явления неживой природы

Запиши числами.

десять градусов тепла ______ десять градусов мороза _______

ноль градусов _______ шесть градусов выше нуля _____

Выберите, что из перечисленного относится к семейным традициям, а что – к культуре общения в семье. Впишите цифры на место пропусков.

1) помочь младшему брату сделать домик из кубиков;

2) на Новый год мастерить игрушки своими руками;

3) поблагодарить бабушку за вкусное печенье;

4) зимой делать кормушки для птиц;

5) читать вслух книги по вечерам.

Семейные традиции______________________________________________

Культура общения в семье________________________________________

Найдите и обведите лишний предмет. Объясните свой выбор.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Вставьте в схему пропущенные слова.

Животные

Звери

________________

Пресмыкающиеся

Насекомые

__________________

Подпиши на рисунке стороны горизонта

Вставьте пропущенные слова

На _______________________________карте можно найти название разных стран.

На ______________________________карте изображены равнины, горы, моря, озера и других природные объекты.

Укажи стрелкой лёгкое человека

Запиши название своей страны _______________

Запиши название города, в котором ты живёшь __________

Название главной реки твоего города _____________

1 Код приведен в соответствии с кодификатором проверяемых планируемых результатов.

17

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОДИФИКАТОР распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Кодификатор распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – кодификатор) предназначен для разработки измерительных материалов и анализа результатов федеральных и региональных процедур оценки качества образования. Кодификатор является систематизированным перечнем проверяемых элементов содержания и операционализированных требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в котором каждому объекту соответствует определённый код.

Кодификатор составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 No 1897) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 No 1/15; в редакции протокола No 1/20 от 04.02.2020)).

Кодификатор состоит из двух разделов:

 раздел 1. «Перечень распределенных по классам проверяемых элементов содержания по РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

 раздел 2. «Перечень распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ».

Добавить комментарий