Как составить коллаж по рассказу

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Коллаж

Содержание

1. Немного из истории коллажа
2. Известные мастера коллажа
3. Стили рукодельного коллажа
4. Фоны для коллажей
5. Секреты коллажных композиций
6. С чего начать работу над коллажем

Немного из истории коллажа

Зарождение этой техники датируется примерно II веком до н.э. Древние китайцы первыми стали создавать образцы коллажей. Они наклеивали на готовые нарисованные картины детали из кусочков ткани или бумаги, дополняя свою работу, делая ее более разнообразной и необычной.

До Европы техника дошла лишь в XIII веке. Мастера инкрустировали иконы и гербы фрагментами сусального золота и кусочками драгоценных камней. Также коллажи стали появляться на стенах храмов. Однако большой популярности техника в те времена не завоевала, в эпоху Возрождения она пошла на спад. На рассвете XX века о коллажах вновь вспомнили. В те годы наблюдался расцвет модернистских направлений. Живописцы внедряли в работы коллажные элементы, создавая их из лоскутов, газетных вырезок, старых фото, открыток, этикеток, оберток и т.п.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Современные коллажи

Огромный вклад в развитие техники внес Пикассо. Он маслом написал «Натюрморт с плетеным стулом», дополнил его веревкой по краю холста и фрагментами клеенки. Новый виток популярности коллажа случился в 1962 году. На нью-йоркской выставке многие молодые художники представили свои работы в этой технике. В результате коллаж прочно вошел в современную культуру. Он присутствует как в живописи, так и в других видах искусства. Главное достоинство коллажа в простоте, с его помощью можно изобразить практически все. Эта техника не знает границ.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Коллаж Пабло Пикассо

Сегодня большой популярностью пользуется цифровой/компьютерный коллаж. Он основывается на наложении или объединении различных изображений, подходящих под общую стилистику. Фрагменты или дополняют друг друга, или контрастируют между собой. Поскольку цифровые коллажи выглядят ярко и выразительно, их часто используют в рекламных целях, для оформления продукции.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Цифровой коллаж

Известные мастера коллажа

Некоторые известные художники внесли большой вклад в развитие коллажного искусства. Среди них можно выделить:

1. Пабло Пикассо. Принято считать, что именно он создал первый «современный» коллаж в своем натюрморте. Однако одновременно с Пикассо в технике бумажного коллажа стал работать Джордж Брак.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Коллажи Пабло Пикассо

2. Жорж Брак. Наклеивал на холсте вырезки из газет, а сверху покрывал краской. Его коллажные произведения были похожи на живопись.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Коллаж Жоржа Брака

3. Курт Швиттерс. Он часто использовал коллажи в своих работах, создавал уникальные абстракции.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Работы Курта Швиттерса

4. Ли Краснер. Она создавала картины в технике абстракционизм, потом разрезала их на фрагменты и вновь склеивала в новые произведения.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Работы Ли Краснер

5. Том Вессельман. Создал множество натюрмортов в коллажном стиле.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Работа Тома Вессельмана

6. Джон Уокер. Он приклеивал на холст разрезанные и раскрашенные фрагменты другого холста.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Коллажи Джона Уокера

Стили рукодельного коллажа

Чтобы готовая композиция выглядела ярко и целостно, в ней должна присутствовать гармония. Не стоит перегружать коллаж различными элементами и цветами, иначе трудно будет различить в нем суть. Основные стили, в которых создают коллажи:

1. Пейзажный. В таких композициях преобладает природа. Также в коллажах показывают природные явления: ураган или дождь, грозу или метель. Пейзажи бывают и городские: дороги, многоэтажки, магазины, вывески и прочее.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Пейзажный коллаж

2. Вегетативный. В целом стиль очень напоминает пейзажный, поскольку в нем также изображают природу. Но в вегетативном стиле упор делают на растения (цветы, стебли, листочки, деревья, трава). Растения в картинах являются самостоятельной единицей, а не выступают в роли фона для природных явлений. Часто в картинах присутствуют сухоцветы. Неискушенному зрителю отличить вегетативный стиль от пейзажного бывает сложно.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Вегетативный коллаж

3. Декоративный. В картинах этого стиля прослеживаются фантазийные сюжеты. Суть декоративных коллажей – оригинальность и неповторимость. Композиции делают яркими, добавляют в них выразительные фрагменты и красочный фон. Автор в картине пытается передать свое настроение, эмоциональное состояние, чувства.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Декоративный коллаж

4. Формо-линейный. Суть стиля кроется в его названии. Главный акцент делается на геометрических фигурах и линиях.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Формо-линейный коллаж

Фоны для коллажей

Картины выполняют на различной основе. В некоторых случаях ее дополнительно оформляют, к примеру, красками. В других же оставляют в первоначальном виде. Также коллаж можно создавать на каркасе. Поговорим об основных видах основ для композиций.

  1. На холсте. В большинстве случаев холст делают из льняной ткани. Ее грунтуют эмульсионкой и натягивают на подрамник. Сделать фон можно красками или зашпатлевать холст. Фрагменты коллажа закрепляют на основе клеем или кладут их на мокрую шпатлевку. Сверху композицию для надежности покрывают ПВА.
  2. На ткани. Тканевую основу или натягивают на подрамник, или наклеивают на плотный картон. Детали коллажа на ткани закрепляют клеевым пистолетом.
  3. На батике. Такая основа представляет собой хлопчатобумажную либо шелковую ткань. Для закрепления фрагментов картины на батике используют воск. Работа с этой основой сложная и кропотливая.
  4. На бумаге. Самый популярный и распространенный вариант. Для коллажей используют бархатную, упаковочную, цветную и прочую бумагу.
  5. Без фона. Для создания подобных коллажей нужна не основа, а каркас, к примеру, из деревянных палочек или проволоки.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Коллаж на ткани

Секреты коллажных композиций

Чтобы работа получилась выразительной и эффектной, нужно придерживаться принципов композиции. Ключевые приемы коллажей – наличие контрастных фрагментов и выделение центрального элемента произведения. Существуют такие варианты композиций:

1. Элементы расположены по диагонали. Лучше, чтобы линия шла от левого нижнего угла к правому верхнему. В пустых углах можно разместить менее важные фрагменты.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Диагональная композиция

2. «Золотое сечение». В любой картине есть некоторые точки, на которые человек сразу обращает внимание. Их называют зрительными центрами. В законченном произведении таких центров должно быть четыре. Принцип следующий: отношение меньшей части композиции к большей должно соответствовать отношению большей части ко всей картине.

3. По линии горизонта. Чем ближе элемент находится к линии горизонта, тем он мельче. И наоборот, чем дальше, тем крупнее.

4. «Пирамида». Острие композиции должно находиться вверху, чтобы сделать работу более выразительной. Широкий низ придает коллажу мягкость и уравновешенность.

5. «Доминанта». В картине есть главный элемент, которому подчиняются все остальные фрагменты.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Композиция с доминантой

6. «Единство». Отсутствие доминанты в картине.

7. Асимметрия. Элементы не подчиняются линии горизонта, они расположены хаотично.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Ассиметричная композиция

8. Симметрия. Элементы располагаются парно и равновесно. Выглядят такие коллажи менее ярко и броско.

Правила созданы, чтобы их нарушать. Поэтому в работе необязательно придерживаться какого-то конкретного принципа. Экспериментируйте и фантазируйте, чтобы ваша картина получилась по-настоящему необыкновенной.

С чего начать работу над коллажем

Если вы решили сделать коллаж впервые, лучше придерживайтесь некоторых правил и рекомендаций. С опытом вы доведете их до автоматизма. Когда не хватает вдохновения, и муза не приходит, создавайте композицию поэтапно:

  • нарисуйте эскиз;
  • выберите подходящий стиль коллажа;
  • сделайте фон, а лучше сразу несколько вариантов, чтобы выбрать из них самый удачный;
  • заполните фон элементами.

СОВЕТ! Работайте с разными материалами, но не перебарщивайте, чтобы работа не выглядела слишком пестрой. Цвет фона не должен перетягивать на себя внимание, его цель – дополнять композицию, делать ее гармоничной.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Работа над коллажем

Поскольку эта техника предусматривает использование практически любых материалов, их список можно продолжать до бесконечности. Основные материалы для коллажей:

  • любая бумага;
  • вырезки из газет и журналов;
  • фотографии и открытки;
  • обрезки ткани;
  • нитки и пуговицы;
  • фольга;
  • разноцветные камешки;
  • клеенка;
  • подарочная упаковка и т.п.

На фото изображено - Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций, рис. Работа над коллажем

Особую роль в создании коллажа играет клей. В зависимости от выбранных материалов используют различные виды клея. К примеру, обойный клей крепко фиксирует бумагу и высушенные листья. Продается флористический клей, обеспечивающий быстрое склеивание прозрачных элементов. Большой популярностью пользуется ПВА, он не деформирует материал и обеспечивает надежную сцепку. Также используют: клей-карандаш, двухсторонний и бумажный скотч или пришивают элементы коллажа нитками.

Выбрать клей для работы над коллажем

Говоря о коллажах, стоит упомянуть о скрапбукинге, ведь он основывается на тех же принципах. Суть скрапбукинга – создание уникальных фотоальбомов, открыток, шкатулок, тетрадей и т.п. В технике используют цветную бумагу, разноцветную ткань, кружева, деревянные или пластиковые элементы, ленточки, веточки, сухоцветы, наклейки, фурнитуру. Размещая элементы на основе, придерживаются композиционных принципов коллажного искусства. Плюс обеих техник в их простоте. Даже у новичка получится сделать оригинальное и неповторимое изделие, нужно лишь захотеть, приложить немного сил и добавить чуточку фантазии!

Подобрать материалы для скрапбукинга и создания коллажей

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Сладковский детский сад «Сказка» Мастер-класс «Использование коллажной техники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель Бургутова Н.Н. Сладково 2021

Слайд 2

Цель : рассказать педагогам о коллажной технике. Задачи : Дать понятие коллаж; Раскрыть актуальность коллажной техники; Познакомить с особенностями, принципами, этапами работы коллажной техники. Аудитория : Материал может использоваться воспитателями, учителями – логопедами, родителями .

Слайд 3

Коллаж – это лист картона или бумаги, на которым изображены (или нарисованы) буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, связанные между собой одной цепью . Коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. Цель коллажной техники : расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать. Актуальность коллажной техники . В настоящее время в речи детей дошкольного возраста наблюдаются проблемы: речь односложная , состоящая лишь из простых предложений; недостаточный словарный запас; дети затрудняются грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ . К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 4

Этапы работы: Детям предлагается рассмотреть коллаж и назвать, какие картинки они на нем видят. 2 . Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель , старший – самостоятельно). 3. Коллаж содержит буквы, цифры , картинки, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» 4 . Составление предложений или рассказа по картинкам.

Слайд 5

Коллаж «Ёж»

Слайд 6

Разбор коллажа, установление ассоциативных связей: Воспитатель : Ребята, вы узнали, кто нарисован в центре? (Ёжик) А почему около ежа нарисован лес? Дети : Ёж – дикое животное. Он живет в лесу. Установление аналогичным путем других ассоциативных связей: Человек – у ёжика есть голова, туловище, 4 лапки. Иголки – все тело ежа покрыто иголками. Лягушка, мышь, ягоды – ёж питается лягушками, мышами, ягодами. Снежинка и гнездо – всю зиму ёж спит в гнезде. Большой кружок и маленький – у ежа есть детеныши – ежата.

Слайд 7

Рассказ – описание Ёж – дикое животное. Он живет в лесу. У ёжика есть голова, туловище, 4 лапки. Все тело ежа покрыто иголками. Ёж питается лягушками, мышами, ягодами. Всю зиму ёж спит в гнезде. У него есть детеныши – ежата.

Слайд 8

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование коллажей в НОД по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Символы , образы, максимально приближены к речевому материалу. Коллажи используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению описательных рассказов , пересказов, а также при автоматизации звуков. Таким образом, с помощью коллажей можно достичь следующих результатов : Вызвать у детей желание пересказывать рассказы, составлять рассказы — как на занятии, так и в повседневной жизни . Расширить круг знаний об окружающем мире . Активизировать словарный запас . Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 9

Спасибо за внимание!

К началу ХХ века общество претерпело
значительные изменения, поэтом и перед школой
ставятся более сложные задачи. Среди них –
всестороннее развитие личности в процессе
обучения. Прежде всего этого можно достичь,
активизируя творческую деятельность учащихся.

Уроки словесности – это не только источник
запаса знаний школьника, но ещё и возможность
формировать и развивать творческий потенциал
учащихся.

За правило своей жизни в школе я взяла слова о
том, что “не мыслям надобно учить, а учить
мыслить”. Одним из способов мышления, достаточно
новым не только для школы, является КОЛЛАЖ.

Коллаж – искусство второго эшелона,
недостаточно востребованный серьёзными
художниками. Он возник в середине Х?Х века как
технический приём в искусстве для большей
эмоциональной остроты произведения.
Впоследствии оказалось, что коллажное мышление,
спровоцированное ритмами жизни мегаполисов ХХ
века, наиболее адекватно соответствует
“разорванному” “клиповому” сознанию
современного человека.

Использование коллажа в работе словесника – это
трудная, требующая тщательной подготовки, но
очень интересная работа. Опыт, который я получила
в процессе создания коллажей на своих уроках
литературы, требует анализа и систематизации, но
о некоторых находках я тезисно расскажу в данной
статье.

Замечу только, что сам термин КОЛЛАЖ в работе с
детьми я использую в широком значении, хотя порой
то, что мы создаём, правильно называть иным
словом – декупаж, фотомонтаж или др.

Свой первый коллаж я использовала, когда
готовилась к уроку по творчеству В.Маяковского. Я
показала ребятам фотомонтаж А.М.Родченко к поэме
“Про это”. Красно-кричащий, смелый фотомонтаж
стал для нас некоторым символом эпохи и поэта в
частности. (Слайд 1. Презентация)

Тогда же я создала свой первый коллаж. У меня
была цель – сделать обобщение по творчеству
Маяковского – противоречивого поэта, яркого
художника. (Слайд 2, 3, 4. Презентация). Свою работу я
показала на уроке, и только после этого я задала
на дом сделать что-нибудь похожее. А именно:
создать коллаж-обобщение по творчеству поэта “Я
хочу быть понят своей страной”. На мой взгляд,
ученице 11 класса Дондаровой Татьяне (которая
сейчас уже учится на филфаке МГПУ) удалось это
сделать наиболее удачно. (Слайд 5. Презентация).

Мой следующий опыт- создание коллажа на уроке.
Первым этапом нашей работы стало знакомство с
историей развития КОЛЛАЖА в искусстве. Я
показала ученикам работы П.Пикассо “Натюрморт с
плетёным стулом” (1912 г. – общепринятая дата
возникновения коллажа), А.В. Лентулова. (Слайд 6, 7,
8. Презентация). Следующим этапом стало
обсуждение темы коллажа по данному произведению,
деление на группы, выделение центральных
образов, обсуждение деталей коллажа (цвет, форма,
расположение), распределение обязанностей в
группе. С помощью моих заготовок также был создан
совместный коллаж по поэме А.С.Пушкина “Медный
всадник”. (Слайд 9. Презентация).

Третья часть работы прошла уже на следующем
уроке – создание коллажа по пушкинской поэме
проходило в группах в ограниченное время.
Завершающей частью двух уроков стала защита
своих коллажей учениками, обсуждение всех этапов
работы. (Слайды 10, 11, 12. Презентация).

К моменту написания статьи мы с ученикам
создали ещё не один коллаж, всё время расширяя и
углубляя свои знания, творческие способности. Мы
пробуем и фантазируем, осваивая этот новый вид
искусства. Он позволяет мне не только
организовать урок, домашнее задание или
внеклассную работу, но также выявить новые
способности у моих учеников-способности
коллажного мышления. Способности творчески
мыслить, смело фантазировать, по-новому смотреть
на многие привычные вещи.

Компонуйте изображения на любых устройствах с помощью этих удобных инструментов.

1. Google Фото

Платформы: веб, Android, iOS.

Простейший коллаж можно составить в популярном приложении «Google Фото». Достаточно выделить несколько изображений в галерее, нажать на плюс и выбрать «Коллаж». Однако вы не сможете ничего настроить. Поэтому «Google Фото» подойдёт только пользователям, для которых расположение снимков и другие параметры коллажа не особенно важны.

«Google Фото» →

2. Photo Grid

Платформы: Android, iOS.

Photo Grid предлагает различные шаблоны оформления и сетки, которые помогут вам быстро сделать коллаж средней сложности. Программа поддерживает стикеры и позволяет рисовать поверх изображений. Благодаря фильтрам и простым инструментам для настройки цветов вы сможете корректировать внешний вид фотографий.

Приложение не найдено

3. Layout

Платформы: Android, iOS.

Это приложение от Instagram* стало хитом сразу же после релиза. Хотя в Layout нет стикеров, фильтров, корректора цветов и многих других инструментов, в нём можно за считаные секунды скомпоновать несколько снимков и настроить их расположение на свой вкус. Всё потому, что интерфейс Layout отлично подходит для маленьких сенсорных дисплеев.

4. Pic Collage

Платформы: Windows, Android, iOS.

В арсенале Pic Collage есть множество прямоугольных сеток. Но вы также можете размещать фотографии произвольным образом, без строгого выравнивания относительно друг друга. Кроме того, в программе есть несколько шаблонов для создания коллажей в виде открыток. Можно накладывать на изображения текст, стикеры, фильтры и настраивать их границы.

Если Pic Collage вас заинтересовала, имейте в виду: бесплатная версия оставляет водяной знак на всех сохранённых коллажах.

5. Instagram*

Платформы: Android, iOS.

С недавнего времени скомпоновать несколько фото можно прямо в Instagram*. Для этого в меню создания истории нужно включить режим съёмки «Коллаж» и выбрать шаблон с необходимым количеством снимков. Сделанные после этого фотографии будут появляться на экране в виде сетки, которую потом можно опубликовать или сохранить.

6. Canva

Платформы: веб, Android, iOS.

Сервис Canva предназначен для создания посредством коллажа графики для презентаций, резюме, сертификатов, постеров, обложек книг или социальных профилей. Разработчики добавили массу заготовок, которые сильно упрощают такой труд. Выбрав нужный шаблон, пользователь может быстро отредактировать его для своих нужд, добавить диаграммы, различные фигуры, текст и прочие элементы.

Приложение не найдено

Canva →

7. Befunky

Платформы: веб, Android, iOS.

Этот сервис объединяет фоторедактор и мощный менеджер коллажей. К услугам пользователя — сетки различных типов, настройки фона, формы и размера фотографий. А если нужно основательно подправить готовый коллаж, всегда можно использовать графический редактор.

Befunky →

8. PicsArt

Платформы: веб, Windows, Android, iOS.

PicsArt предлагает внушительную коллекцию сеток для компоновки снимков и различные настройки фона, границ изображений и соотношения сторон в коллаже. Есть также шаблоны в виде фоторамок. Можно украшать снимки стикерами, рисовать на них и писать разными шрифтами. Кроме того, PicsArt — это ещё и мощный графический редактор.

PicsArt →

9. Fotor

Платформы: веб, Windows, macOS, Android, iOS.

Ещё один онлайн‑сервис для создания сложных фотоколлажей и вместе с тем графический редактор. Помимо прочего, Fotor позволяет настраивать фон коллажей, добавлять текст и различные стикеры. Но самая сильная сторона сервиса — большое количество фигурных сеток. С их помощью фотографиям можно придавать необычные формы вроде сердец или сложных геометрических фигур.

Fotor →

10. FotoJet

Платформы: веб, Windows, macOS.

FotoJet тоже совмещает функции менеджера коллажей и редактора фотографий. Внутри вы найдёте шаблоны, которые помогут вам быстро создавать графику для открыток, постеров и социальных сетей. Сервис также содержит немало сеток и стикеров. На изображения можно добавлять пользовательский текст. У FotoJet есть и десктопные версии, но в бесплатном режиме они оставляют на изображениях водяные знаки.

FotoJet →

Читайте также 📸💻📷

  • Какую камеру купить новичку в фотографии
  • 2 простых способа удалить одинаковые фотографии с iPhone
  • Как организовать миллион своих фотографий
  • Не только «Google Фото»: 6 приложений для просмотра и сортировки фотографий на Android
  • 6 отличных программ для монтажа видео

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

«Использование
технологии создания коллажа на уроке литературы».

Стремительное
развитие информационных технологий позволяет сделать процесс обучения разнообразнее
и сложнее; от учащегося сейчас требуются не шаблонные, привычные действия, а
подвижное мышление и творческий подход к решению больших и малых задач.

Чем
– то удивить современного подростка становиться всё труднее, на традиционном
уроке им становится скучно, отчасти это является причиной того, что дети мало
читают. Чтобы идти в ногу со временем современный учитель должен владеть различными
инновационными технологиями, поэтому я с удовольствием перенимаю опыт своих
коллег, изучаю различные технологии.

На
мой взгляд, одной из инновационных технологий, решающей эту проблему, является
арт – технология. Арт ­ технология построена на использовании технологии
обучения ребёнка различным видам искусства на основе игровой ситуации. При этом
он свободен в выборе импровизации и самовыражения. Как в настоящих спектаклях,
на таких уроках учитывается всё: роли, костюмы, декорации. Инсценирование,
художественные сочинительства, рисование, игры и музыка развивают внутренние
силы ученика, будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию
проживания детьми изучаемого материала, расширяют кругозор и мн. др.

По
данным исследований, в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного
материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части
материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.

Таким
образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным,
когда они сами будут вовлечены в процесс обучения.

На
уроках литературы я работаю не только со словом, как основным объектом наших
уроков, но и с красками, пластилином, цветной бумагой. Работа с этими
материалами помогает развивать и  мелкую моторику, и воображение ребенка, как
следствие повысить интерес к урокам литературы.

Одним
из приёмов арт- технологии является прием «Коллаж».

По
сути, коллаж это художественная аппликация, которую мы составляем практически
из чего угодно (цветная гафрированная и бархатная бумага, фольга, различные
ткани, например фетр, иллюстрации, природный материал).

Проводить такую работу можно на уроках литературы после
прочтения художественного текста, изучения биографии, интересные коллажи
получаются на уроках изучения  лирики. Поэтические образы, рождают различные
ассоциации у подростков, это дает им возможность проявить себя, выразить свое
мнение.

Перед созданием коллажа необходимо провести следующую работу с
текстом:

Работа
с поэтическим текстом

1.
Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль. Используйте заголовок, если он
имеется.

2.
Выделить ключевые слова, образы в стихотворении.

3.
Выделите цветовые прилагательные, другие части речи, обозначающие цвет.

4.
Расположите автора и название стихотворения на основе.

5.
Приступите к созданию коллажа.

В преддверии  9
мая  с учениками 7 класса мы работали со стихотворением
С. Я. Маршака ,
посвящённому Великой Отечественной войне «
Мальчик из села
Поповки»

Его я
узнал не из книжки –

Жестокое
слово – война!

Прожектором
яростной вспышки

К нам в
детство врывалась она.

В те дни
мы в войну не играли –

Мы просто
дышали войной.

(А. Иоффе)

¾   Как вы думаете, о
чем эти стихи?


детстве, прерванном войной)

¾   Какие ключевые
слова можно выделить в данном стихотворении?

¾   Совместимы ли
такие понятия, как ВОЙНА и ДЕТИ? Почему?

 (нет, несовместимы,
т.к. дети – это будущее страны) (2мин)

Ассоциативное поле
«Война», «Дети»

¾   Так что же такое
война? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне.
Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации в таблицу:
звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (работа в группах)
(2 мин)

Звуки

войны

Запахи
войны

Человек
видит на войне…

Человек
чувствует на войне…

Грохот
снарядов, выстрелы, крики, стоны

Гарь,
копоть, дым

Смерть,
разруха, враг, оружие, кровь, плен

Боль,
ненависть, страх…

Детства

Детства

в
детстве..

в
детстве..

Смех..

Мама,
молоко. печёное

Семья,
улыбки, игрушки…

Радость,
любовь…

¾   Давайте прочитаем,
что у нас получилось. (Эти понятия несовместимы…)

¾   Итак, какова же
тема нашего урока?

¾   Тема урока звучит
так: «У войны не детское лицо».

¾   Сегодня на уроке
мы познакомимся с лирическим  произведением о детях в ВОВ, постараемся
прочувствовать то, о чем писали поэты в своих стихотворениях. (2 мин)

Дети
встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. 
Кто-то  был  на  пороге  юности. 

Мальчик
из села Поповки

С.
Я. Маршак

Среди
сугробов и воронок

 В селе,
разрушенном дотла,

 Стоит,
зажмурившись, ребёнок —

 Последний
гражданин села.

 Испуганный
котёнок белый,

 Обломок
печки и трубы —

 И это
всё, что уцелело

 От
прежней жизни и избы.

 Стоит
белоголовый Петя

 И плачет,
как старик без слёз,

 Три года
прожил он на свете,

 А что узнал
и перенёс.

 При нём
избу его спалили,

 Угнали
маму со двора,

 И в
наспех вырытой могиле

 Лежит
убитая сестра.

 Не
выпускай, боец, винтовки,

 Пока не
отомстишь врагу

 За кровь,
пролитую в Поповке,

 И за
ребёнка на снегу.

Работа
с поэтическим текстом

1.    
О чём это стихотворение?

2.    
Сформулируйте основную мысль.

3.    
 Выделить ключевые образы и детали,
создающие этот образ.

Ключевые слова

Ребёнок

Село

Семья

Боец

Детали

Последний
гражданин села.

Стоит
зажмурившись,

Петя,

Как
старик,

3
года

Разрушено
дотла,

Испуганный
котёнок, обломок печки и трубы,

Угнали
маму,

убитая
сестра,

могила

Винтовка,
враг

Слова,
передающие цвет.

Белоголовый
(седой)

Сугробы
(бело-серое),

воронки(
серое),

Котёнок
(белый)

Избу
спалили (красный чёрный)

Могила(земля,чёрный)

Кровь
(красный)

Снег
(белый)

4.    
 Выделите цветовые прилагательные, другие
части речи, обозначающие цвет.

5.    
 Приступите к созданию коллажа.

Составьте
коллаж, Представление своего коллажа, синквейна

Синквейн 
– небольшое стихотворение, построенное по принципу:

1 строка –
ключевое слово.

2 строка – два
прилагательных.

3 строка – три
глагола

4 строка –
предложение, раскрывающее суть темы.

5 строка – синоним
ключевого слова.

Война

Беспощадная,
жестокая

Губит,
уничтожает, убивает.

Война  и
дети несовместимы.

Зло.

Добавить комментарий