Как составить комплексную работу

С.Ф. Шайхисламова

Россия, Челябинск

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от учителя начальных классов умения решать возникающие новые нестандартные проблемы. Одним из характерных признаков времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагога.

В связи с этим современный учитель, а это учитель Новой школы, характеризуется потребностью в постоянной работе по повышению профессиональной компетентности, к ней отнесём:

  1. повышение уровня психолого-педагогической культуры;
  2. развитие новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;
  3. совершенствование процесса самопознания и рефлексии;
  4. профилактика синдрома эмоционального выгорания и т.д.

Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.

Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:

  1. личностных;
  2. метапредметных;
  3. предметных.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. умственных действий.

В связи с этим, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует освоения навыков работы с информацией.

Оценка предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Поэтому объектом оценивания предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

В связи с этим, актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.

На сегодняшний день, к сожалению, учитель обладает недостаточно широким инструментарием для проведения и составления таких работ. На наш взгляд, комплексная работа должна проводиться не менее трёх раз после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы:

  1. стартовая;
  2. по итогам первого полугодия;
  3. итоговая.

Для проведения комплексной оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания.

Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у младших школьников в процессе изучения практически  большинства основных предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение).

Управление качеством образования предусматривает систематический мониторинг, требует от учителя изменения принципов анализа уровня обученности и анализа динамики его результатов.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счёт основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговая комплексная работа, которая представляет собой – систему заданий различного уровня сложности по основным предметам начальной школы.

Итоговая комплексная работа – это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника.

В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:

  1. с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;
  2. с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
  3. с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Комплексная (итоговая) контрольная работа проводится после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы.

I. Структура комплексной работы

Комплексная работа составляется на основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Комплексная работа состоит из основной части и дополнительной. Задания дополнительной части выполняются обучающимися по желанию.

Основная часть

Дополнительная часть

6-8 заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий

5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий

Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями  раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник научится»

Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями  раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник получит возможность научиться»

II. Проведение комплексной работы

1. Правила проведения комплексной работы

  1. Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.
  2. Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению.
  3. Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося.
  4. Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта.
  5. Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков (в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).
  6. В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени.

2. Инструкция по выполнению комплексной работы для обучающихся.

  1. Прочитайте внимательно текст и задания к нему.
  2. Обратите внимание, что работа состоит из основной и дополнительной частей.
  3. Внимательно выслушайте учителя, как выполняются эти части работы.
  4. Обратите внимание, что обязательной для всех является основная часть работы.
  5. Подумай о рациональном распределении времени.
  6. Сначала приступайте к выполнению основной части комплексной работы.
  7. Старайтесь выполнять задания в том порядке, как они расположены.
  8. Если задание вызывает затруднение, пропустите его и переходите к выполнению следующего задания.
  9. Вернитесь к выполнению пропущенного задания (пропущенных заданий), если у вас осталось для этого время.
  10. При выполнении работы можно пользоваться справочными материалами.

III. Оценивание и анализ выполнения комплексной работы

Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий.

Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).

Критерии оценивания заданий

Тип ответа (решения)

Параметры оценивания

выбор правильного ответа из предложенных вариантов

  1. 1 балл – правильный ответ;
  2. 0 баллов – неправильный ответ

запись краткого ответа

  1. 1 балл – правильный ответ;
  2. 0 баллов – неправильный ответ

запись развернутого ответа

  1. 2 балл – полный правильный ответ;
  2. 1 балл – частично правильный или неполный ответ;
  3. 0 баллов – неправильный ответ.

Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% – 70% от максимального суммарного балла.

Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Проведение комплексной письменной работы важно потому, что она позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и в определённом смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем.

Технология составления и
проведения комплексных работ в начальной школе

Жизнь в постоянно изменяющихся
условиях требует от учителя начальных классов умения решать возникающие новые
нестандартные проблемы. Одним из характерных признаков времени является
повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития
образования определяют и особые требования к личности и профессиональной
компетентности педагога.

В связи с этим современный учитель, а
это учитель Новой школы, характеризуется потребностью в постоянной работе по
повышению профессиональной компетентности, к ней отнесём:

§      повышение
уровня психолого-педагогической культуры;

§      развитие
новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;

§      совершенствование
процесса самопознания и рефлексии;

§      профилактика
синдрома эмоционального выгорания и т.д.

Введение федеральных образовательных
стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения,
содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.

Система оценивания достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку
достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:

§     личностных;

§     метапредметных;

§     предметных.

Личностные результаты выпускников на
ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями
Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Особого внимания требует оценивание
метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

Основным объектом оценки
метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. умственных
действий.

В связи с этим, достижение
метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных
заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной
работы, успешное выполнение которой требует освоения навыков работы с
информацией.

Оценка предметных знаний – важнейшая
составляющая предметных результатов. На ступени начального общего образования
особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной
системы знаний по русскому языку, математике, литературному чтению и
окружающему миру. Поэтому объектом оценивания предметных результатов служит в
полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием
соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе на основе
метапредметных действий.

В связи с этим, актуальной формой
контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на
основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные
знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень
сформированности универсальных учебных действий.

На сегодняшний день, к сожалению,
учитель обладает недостаточно широким инструментарием для проведения и
составления таких работ. На наш взгляд, комплексная работа должна проводиться
не менее трёх раз после изучения основного содержания учебных программ по
предметам начальной школы:

§      стартовая;

§      по
итогам первого полугодия;

§      итоговая.

Для проведения комплексной оценки
достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы начального
общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания.

Выполнение заданий предполагает
использование предметных знаний и умений, сформированных у младших школьников в
процессе изучения практически  большинства основных предметов (математика,
русский язык, окружающий мир, литературное чтение).

Управление качеством образования
предусматривает систематический мониторинг, требует от учителя изменения
принципов анализа уровня обученности и анализа динамики его результатов.

Достижение предметных результатов
обеспечивается за счёт основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки
предметных результатов является способность учащихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных
результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в
ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Основным инструментом итоговой оценки
являются итоговая комплексная работа, которая представляет собой – систему
заданий различного уровня сложности по основным предметам начальной школы.

Итоговая комплексная работа – это
система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру,
составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление
уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных
действий (УУД) младшего школьника.

В комплексной контрольной работе
используются разнообразные по форме ответа типы заданий:

§      с
выбором правильного ответа из предложенных вариантов;

§      с
записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или
слова на отведенном месте);

§      с
записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или
объяснение к ответу).

Комплексная (итоговая) контрольная
работа проводится после изучения основного содержания учебных программ по
предметам начальной школы.

I.
Структура комплексной работы

Комплексная работа составляется на
основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному
чтению, математике, окружающему миру. Комплексная работа состоит из основной
части и дополнительной. Задания дополнительной части выполняются обучающимися
по желанию.

Основная часть

Дополнительная часть

6-8 заданий по русскому
языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют
уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий

5-7 заданий, которые определяют уровень
сформированности метапредметных учебных действий

Содержание и уровень
сложности заданий определяются требованиями  раздела планируемых результатов
ООП НОО «Выпускник научится»

Содержание и уровень
сложности заданий определяются требованиями  раздела планируемых результатов
ООП НОО «Выпускник получит возможность научиться»

II.
Проведение комплексной работы

1. Правила проведения комплексной
работы

§    Для
проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.

§    Перед
началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её
выполнению.

§    Инструктирующий
учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что
дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию
обучающегося.

§    Учитель
имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся,
испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта.

§    Проведения
работы осуществляется в течение 1-2 уроков (в соответствии с количеством
заданий и уровнем их трудности).

§    В
кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во
времени.

2. Инструкция по выполнению
комплексной работы для обучающихся.

§    Прочитайте
внимательно текст и задания к нему.

§    Обратите
внимание, что работа состоит из основной и дополнительной частей.

§    Внимательно
выслушайте учителя, как выполняются эти части работы.

§    Обратите
внимание, что обязательной для всех является основная часть работы.

§    Подумай
о рациональном распределении времени.

§    Сначала
приступайте к выполнению основной части комплексной работы.

§    Старайтесь
выполнять задания в том порядке, как они расположены.

§    Если
задание вызывает затруднение, пропустите его и переходите к выполнению
следующего задания.

§    Вернитесь
к выполнению пропущенного задания (пропущенных заданий), если у вас осталось
для этого время.

§    При
выполнении работы можно пользоваться справочными материалами.

III.
Оценивание и анализ выполнения комплексной работы

Выполнение
комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за
выполнение всех заданий.

Комплексная
работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами
правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).

Критерии
оценивания заданий

Тип
ответа (решения)

Параметры
оценивания

выбор правильного ответа из предложенных вариантов

·       
1 балл – правильный ответ;

·       
0 баллов – неправильный ответ

запись краткого ответа

·       
1 балл – правильный ответ;

·       
0 баллов – неправильный ответ

запись развернутого ответа

·       
2 балл – полный правильный ответ;

·       
1 балл – частично правильный или
неполный ответ;

·       
0 баллов – неправильный ответ.

Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы
представляются как процент набранных баллов от максимального балла за
выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки
выполнения комплексной работы находится в пределах 50% – 70% от максимального
суммарного балла.

Если ученик начальной школы получает
за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия
оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет
недостаточную подготовку для продолжения обучения.

Если ученик набрал число баллов,
равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного
материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми
для продолжения образования на следующей ступени.

Проведение комплексной письменной
работы важно потому, что она позволяет определить сформированность умения
переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на
другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как
разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и в определённом
смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребёнка в решении
разнообразных проблем.

30.07.2013

Технология составления комплексной работы в начальной школе

Шайхисламова Сония Фаридовна

учитель начальных классов

Методические рекомендации по составлению и проведению комплексных работ в начальной школе

Оценить★★★★★

1344

Содержимое разработки

С.Ф. Шайхисламова

Россия, Челябинск

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от учителя начальных классов умения решать возникающие новые нестандартные проблемы. Одним из характерных признаков времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагога.

В связи с этим современный учитель, а это учитель Новой школы, характеризуется потребностью в постоянной работе по повышению профессиональной компетентности, к ней отнесём:

повышение уровня психолого-педагогической культуры;

развитие новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;

совершенствование процесса самопознания и рефлексии;

профилактика синдрома эмоционального выгорания и т.д.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.

Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. умственных действий.

В связи с этим, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует сформированности навыков работы с информацией.

Оценка предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Поэтому объектом оценивания предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

В связи с этим, актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.

На сегодняшний день, к сожалению, учитель обладает недостаточно широким инструментарием для проведения и составления таких работ. На наш взгляд, комплексная работа должна проводиться не менее трёх раз после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы: стартовая, промежуточная (по итогам первого полугодия), итоговая.

Для проведения комплексной оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания.

Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у младших школьников в процессе изучения практически большинства основных предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение).

Управление качеством образования предусматривает систематический мониторинг, требует от учителя изменения принципов анализа уровня обученности и анализа динамики его результатов.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счёт основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговая комплексная работа, которая представляет собой – систему заданий различного уровня сложности по основным предметам начальной школы.

Итоговая комплексная работа – это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника.

В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;

с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);

с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Комплексная (итоговая) контрольная работа проводится после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы.

I. Структура комплексной работы

Комплексная работа составляется на основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и состоит из основной части и дополнительной. Задания дополнительной части выполняются обучающимися по желанию.

Основная часть включает в себя 6-8 заданий (по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру), которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий.

Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник научится».

Дополнительная часть содержит 5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий. Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник получит возможность научиться».

II. Проведение комплексной работы

1. Правила проведения комплексной работы

Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.

Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению.

Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося.

Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта.

Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков (в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).

В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени.

2. Инструкция по выполнению комплексной работы для обучающихся

Прочитайте внимательно текст и задания к нему.

Обратите внимание, что работа состоит из основной и дополнительной частей.

Внимательно выслушайте учителя, как выполняются части работы.

Обратите внимание, что обязательной для всех является основная часть работы.

Подумай о рациональном распределении времени.

Сначала приступайте к выполнению основной части работы.

Старайтесь выполнять задания в том порядке, как они расположены.

Если задание вызывает затруднение, пропустите его и переходите к выполнению следующего задания.

Вернитесь к выполнению пропущенного задания (пропущенных заданий), если у вас осталось для этого время.

При выполнении работы можно пользоваться справочными материалами.

III. Оценивание и анализ выполнения комплексной работы

Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий.

Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).

Критерии оценивания заданий по типу ответа

Выбор правильного ответа из предложенных вариантов:

1 балл – правильный ответ;

0 баллов – неправильный ответ.

Запись краткого ответа:

1 балл – правильный ответ;

0 баллов – неправильный ответ.

Запись развернутого ответа:

1 балл – правильный ответ;

0 баллов – неправильный ответ.

Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50%-70% от максимального суммарного балла.

Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы количество баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.

Если ученик набрал количество баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Проведение комплексной письменной работы важно потому, что она позволяет определить уровень сформированности умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и, в определённом смысле, выявлению уровня сформированности компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/14839-tehnologija-sostavlenija-kompleksnoj-raboty-v

Также вас может заинтересовать

  • Портфолио ученика начальной школы
  • Нетрадиционные приемы работы с текстом как средство развития информационной, коммуникативной компетенций и учебно-познавательного интереса младших школьников
  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
  • Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности у младших школьников
  • Технологическая карта урока по обучению грамоте по УМК “Перспектива”

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Подготовка к успешному написанию
Комплексной диагностической
работы в начальной школе

Автор: Варвара Олеговна Пономарева

Организация: МБОУ СОШ №7 им.П.Д.Стерняевой

Населенный пункт: с. Кабардинка Геленджикский район

В условиях реализации ФГОС НОО новой формой диагностики и контроля в начальной школе стали комплексные проверочные работы, которые включают задания, позволяющие установить уровень сформированности ключевых универсальных учебных действий.

Такая форма контроля отличается от привычных детям контрольных, самостоятельных, проверочных работ. Дети, как правило, на определённом уроке настроены на решение определенных задач. На уроке математике они привыкли решать математические задачи и примеры, на уроке русского языка – учиться грамотности, на литературном чтении – понимать прочитанное.

Комплексная работа – это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к прилагаемому для чтения тексту.

И когда ребенок получает комплексную работу, он попадает в ситуацию стресса, что отражается не только на общем результате, но и на психологическом здоровье ребенка.

Класс я взяла со второго года обучения детей в начальной школе. Результаты комплексных работ были низкими. Учащиеся сильно тревожились перед написанием подобных работ. Мне было необходимо научить ребят успешно справляться с комплексными работами, и побороть излишнюю тревожность, минимизировать состояние стресса.

Поэтому одной из целей моей работы стало организация подготовки учащихся к комплексной работе, что создаст условия психологически безопасного учебного взаимодействия, т.е. будет иметь здоровьесберегающий контекст.

Подготовка к итоговой диагностической работе проходит в течении всего учебного года и требует особой ответственности и тщательности.

Так как комплексные работы строятся на основе несплошного текста (с иллюстрациями), к которому дается ряд заданий по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, я считаю, наиважнейшую роль играют навыки осознанного чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции… Прежде всего необходимо добиться овладения учащимися техникой чтения и понимания смысла прочитанного.

Параллельно с обучением работы с текстом даю детям мини комплексные задания, что позволяет ребятам настроится и привыкнуть к заданиям в итоговой диагностической работе. Так на математике это могут быть карточки с задачей, где в словах пропущены буквы, на изученные орфограммы. На русском языке можно предложить ученикам упражнение, где, помимо грамматических заданий по теме, могут быть либо вычислительные задания, либо вопросы из программы окружающего мира. Такие комплексные мини-задания я стараюсь давать учащимся на обобщающих и закрепляющих уроках.

Некоторые задания, входящие в комплексную работу, отличаются от стандартных упражнений, содержащихся в учебниках (они подразумевают работу с графиками, таблицами, схемами, предвидеть результаты экспериментов, основываясь на свой опыт и др.). В связи с этим подбираю тренировочные упражнения для работы на уроках и дома, с учетом специфики формы заданий комплексной работы:

Также я стараюсь периодически давать ребятам комплексные домашние задания.

Когда учащиеся получают комплексное мини-задание, где необходимо дать развернутый ответ или выразить свое мнение, ребята зачастую испытывают чувство тревожности. По этой причине, для выполнения подобных заданий, предлагаю ученикам работать в парах. Это заметно снижает уровень напряжения, а также учит ребят взаимодействию друг с другом.

Конечно, в системе подобной работы имеются и сложности.

Во-первых, на составление и проверку подобных карточек и домашних заданий требуется много временных затрат.

Во-вторых, когда подобная работа даётся ученику на дом, многие родители норовят оказать ненужную помощь ребенку. С родителями проводится отдельная работа. Необходимо объяснить, что данный вид работы проводиться не для получения положительной отметки, а с целью приобретения опыта ребенком, мониторинга пробелов, диагностики сформированности метапредметных результатов.

В-третьих, подобную работу тяжело оценить. Я пришла к выводу, что оценивать нужно задание по тому предмету, на котором ребенок выполняет задание на карточке. Если мы говорим о комплексных домашних заданиях, то нужно сделать оговорку. У моих учеников есть специальные дневники успеха. За каждое верно выполненное задание в работе ребенок в «дневник» получает наклейку, напротив того предмета с заданием по которому успешно справился. Когда ученик накопил 10 наклеек по предмету, то отметку «5» ставлю в журнал.

Хочется отметить и положительные стороны проведения комплексных мини-заданий:

  • позволяет переносить полученные на уроках знания и способы учебных действий на другие учебные ситуации, т.е. способствовать формированию уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем;
  • наглядно демонстрирует уровень сформированности смыслового чтения текста;
  • создаёт условия для развития объективной самооценки обучающегося;
  • помогает учителю объяснить родителям уровень сформированности предметных и метапредметных результатов ребёнка, составить его индивидуальный образовательный маршрут;
  • является показателем причин неусвоения ребёнком знаний по предметам.

Комплексная работа с текстом позволяет установить уровень владения основными общеучебными умениями, формирует навыки осознанного чтения, умение работать с текстом, помогает успешно продвигаться в освоении учебного материала.

Проанализировав результаты, я пришла к выводу, что применение тренировочных комплексных заданий создало благоприятные психологические условия для выполнения итоговой работы. Об этом свидетельствуют результаты итоговой комплексной работы 2 класса.

За данный период обучения у ребят повысился интерес к учебной деятельности. Об этом свидетельствует участие в олимпиадах, участите в конкурсе «Я – Исследователь», выступления учеников на различных школьных мероприятиях и торжественных линейках.

Таким образом, можно подвести итоги данной работы:

  • Проанализирована литература по данной проблеме и подобраны эффективные способы подготовки к комплексной работе.
  • Повысилась мотивация детей;
  • Качество обучения заметно повысилось, а значит, снизилась тревожность детей перед выполнением итоговой комплексной работы;
  • Психологом проводится периодически мониторинг уровня сформированности УУД.

Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников будут полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебного и внеучебного процесса, у детей будет закладываться прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы.

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,6 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,9 МБ

Опубликовано: 08.03.2020

Время идёт вперёд, меняя нас, наши
представления о жизни, о жизненных целях и
способах их достижения. Изменяется и взгляд на
образование, на способы, методы обучения,
критерии оценивания результата. Но многие
считают, что существующая система оценивания
имеет недостатки. Чтобы обеспечить целостное
восприятие мира, реализовать принципы
системно-деятельностного подхода и
индивидуализации обучения, с введением
Федеральных государственных образовательных
стандартов нового поколения в практику работы
начальной школы введен новый вид
диагностических работ – комплексная контрольная
работа.

Я считаю, что проведение итоговой комплексной
письменной работы важно потому, что оно как раз и
позволяет определить сформированность умения
переноса знаний и способов учебных действий,
полученных в одних предметах, на другие учебные
ситуации и задачи, способствует в определенном
смысле выявлению меры сформированности уровня
компетентности ребенка в решении разнообразных
проблем. Работа охватывает две основные
междисциплинарные программы: “Чтение: работа с
информацией” и “Программу формирования
универсальных учебных действий”.

По-моему мнению, проведение комплексной
письменной контрольной работы полезно еще и
потому, что именно в такой форме предполагается
осуществлять оценку успешности и эффективности
деятельности общеобразовательных учреждений,
региональных систем образования.

Комплексная работа составлена на основе общих
принципов:

– раздельной оценки достижения базового уровня
требований к подготовке и повышенных уровней
подготовки;

– оценивания методом “сложения”, при котором
фиксируется достижение базового уровня
требований и его превышение;

– кумулятивной (накопительной) оценки;

– открытости и реалистичности норм и критериев;

– признания права учащегося на ошибку,
реализуемого в итоговом оценивании через
систему норм оценивания;

– признания права учащегося на досдачу
имеющихся пробелов в части базовых требований и
– при желании – на пересдачу итоговой работы с
целью подтверждения выпускником начальной школы
более высоких уровней учебных достижений.

Почему работа названа “комплексной”?
Выполнение заданий предполагает использование
предметных знаний и умений, сформированных у
учащихся начальной школы в процессе изучения практически
всех предметов
(математики, русского языка,
литературного чтения, окружающего мира, и др.)

Итоговые комплексные работы разработаны для
всех классов начальной школы – с 1-го по 4-й. Все
они имеют схожую структуру и строятся на основе
несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому
дается ряд заданий по русскому языку и чтению,
математике, окружающему миру. Задачи комплексной
работы – установить уровень овладения ключевыми
умениями (сформированность навыков чтения,
умение работать с текстом, понимать и выполнять
инструкции), позволяющими успешно продвигаться в
освоении учебного материала на следующем этапе
обучения. В соответствии со стандартами второго
поколения задания комплексных работ
ориентированы не только на проверку освоения
отдельных знаний, но и оценку способности
учащихся начальных классов решать учебные и
практические задачи на основе полученных знаний,
сформированных умений и универсальных учебных
действий.

Я считаю, что использование итоговых
комплексных работ дает возможность проследить
динамику формирования ряда предметных навыков,
имеющих большое значение для всего процесса
обучения.

Рассмотрим в качестве примера особенности
итоговой комплексной работы для учащихся 1
класса. Итоговая комплексная работа состоит из
двух частей – основной и дополнительной.

В основной части работы разработчики
предлагают шесть заданий. Они направлены на
оценку сформированности таких способов действий
и понятий, которые служат опорой в дальнейшем
обучении. Содержание и уровень сложности заданий
основной части соотносятся с таким показателем
достижения планируемых результатов обучения,
как “учащиеся могут выполнить самостоятельно и
уверенно”. Поэтому выполнение заданий основной
части обязательно для всех учащихся, а
полученные результаты можно рассматривать как
показатель успешности достижения учеником
базового уровня требований. 

В отличие от заданий основной части задания
дополнительной части имеют более высокую
сложность; их выполнение может потребовать
самостоятельного “рождения” ребенком нового
знания или умений непосредственно в ходе
выполнения работы, более активного привлечения
личного опыта. Поэтому выполнение заданий
дополнительной части для учащегося
необязательно – они выполняются только на
добровольной основе. Как подчеркивают
разработчики ФГОС НОО, негативные результаты по
заданиям дополнительной части интерпретации не
подлежат. Успешное выполнение этих заданий может
рассматриваться как показатель достижения
учеником повышенного уровня требований и служит
поводом исключительно для дополнительного
поощрения ребенка и никоим образом не в ущерб
ему. В дополнительной части содержится четыре
задания, из которых первоклассникам для
получения поощрительных баллов предлагается
выполнить, как минимум, три по своему выбору.

Особенности и оценивание работы.

Работа выполняется в течение двух дней. В
работе используются разнообразные формы и типы
заданий. По форме ответа можно выделить
следующие типы заданий:

– с выбором одного или нескольких правильных
ответов;

– на установление последовательности и
соответствия;

– со свободным кратким ответом (требуется
записать краткий ответ в виде числа или слова на
отведённом месте, следует указать
местоположение предмета);

– со свободным развёрнутым ответом (требуется
записать полный ответ, решение или объяснение к
ответу).

Выполнение отдельных заданий может
оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5) в
зависимости от структуры задания, его уровня
сложности, формы ответа и особенностей
проверяемых умений. Выполнение работы в целом
оценивается суммарным баллом, полученным
учащимися за выполнение заданий двух отдельных
частей. Результаты выполнения каждым учеником
комплексной работы представляются как процент
набранных баллов от максимального балла за
выполнение заданий двух отдельных частей и всей
работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки освоения
учебного материала находится в пределах от 50% до
65% от максимального итогового балла. Если
выпускник начальной школы получает за
выполнение всей работы число баллов ниже
заданного минимального критерия оценки освоения
учебного материала, можно сделать вывод о том,
что он имеет недостаточную подготовку для
продолжения обучения в основной школе. Если
ученик набрал число баллов, равное или
превышающее заданный минимальный критерий
оценки освоения учебного материала, – он
демонстрирует овладение основными учебными
действиями, необходимыми для продолжения
образования на следующей ступени.

Кроме того, предлагаемые работы дают
возможность для сбора дополнительных данных к
оценке таких важнейших универсальных способов
действий, как рефлексия, способность к
саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

В 2011-2012 учебном году учащиеся моего класса (1
класс) выполняли итоговую комплексную работу,
предоставленную администрацией школы.  Еще в
третьей четверти на родительском собрании я
познакомил родителей с методикой проведения
  комплексной контрольной работы и ее
структурой. Всю четвертую четверть проводилась
большая подготовительная работа. Огромную
помощь мне и учащимся оказала брошюра “Итоговые
комплексные работы” (7 вариантов), авторы Н.Н.
Няньковская и М.А. Танько.

При выполнении итоговой комплексной работы,
дети показали разные результаты, так как
основное, от чего зависит выполнение комплексной
работы, именно в 1 классе, это осмысленное и
беглое чтение. Трудность при выполнении вызвали
задания, предполагающие самостоятельные ответы
на вопросы, которые нужно было правильно
оформить в работе. Некоторые учащиеся при
выполнении работы не смогли рационально
распределить  время, сконцентрировать
внимание, а некоторые просто растерялись, что
естественно для восьмилетнего ребенка.

Какие выводы сделала я лично для себя:

– большую работу нужно проводить на
формирование осмысленного и беглого чтения
учащихся.

– систематически проводить работы подобного
вида, начиная с третьей четверти уже 1 класса,
увеличивая постепенно степень
самостоятельности детей.

– необходимо заострять внимание детей на
внимательном чтении заданий теста.

– детей, родителей, учителей нужно готовить
психологически к таким видам работы.

Конечно, мы оказались “первопроходцами”, но
при введении нового Федерального
государственного стандарта работы такого вида
станут основным диагностическим
инструментарием учителя, поэтому их введение с
первого класса обоснованно и актуально.

Добавить комментарий