Как составить план рассказа
Вдохновение – великая вещь. Вы берётесь за перо, и мысли сами собой выливаются не бумагу… А потом, когда перечитываете, возникают вопросы: а где же композиция, где же стройность, где гармония в соотношении частей? Чтобы избежать подобных неприятных неожиданностей, необходимо зажать вдохновение в тиски чёткого плана.
Инструкция
План любого словесного произведения начинается с композиции. У каждого рассказа должны быть следующие композиционные части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В экспозиции намечаются основные характеры, обрисовывается обстановка, в которой будут развиваться события. Завязка конфликта – отправная точка его развития. Эти части рассказа – одни из ключевых, ибо формируют изначальное впечатление читателя от произведения.
Развитие действия – основная часть рассказа, где происходят события, которые в последующем приведут к кульминации конфликта. В ваших силах сделать этот пункт плана более или менее напряжённым. Однако помните и о том, что не стоит слишком затягивать развитие действие, а то читатели бросят читать ваше гениальное произведение, так и не дойдя до самого интересного.
Кульминация и развязка – то самое “интересное”, для чего рассказы, собственно, и пишутся. Здесь читатели, затаив дыхание, узнают, кто же убийца – садовник или горничная; здесь они улавливают суть произведения, понимают, зачем вы его написали и что хотели сказать; поэтому постарайтесь, посидите на этих частях подольше, несколько раз прочитайте и перепроверьте, пытаясь войти в роль того человека, который будет впоследствии бродить дорогами ваших мыслей.
Однако при написании рассказа учитывайте не только количество частей и качество того, что они в себе содержат. Очень важно обратить внимание на соотношение частей, ибо на этом и базируется композиционная гармония текста. Не затягивайте одну часть, оставив на другую одно-два малопонятных предложения. И развивайте свою авторскую интуицию: никакие советы и рекомендации не заменят вам в полной мере ваш собственный гений.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Для составления плана, нужно понимать «кто, куда и зачем?» Если у вас хоть раз возникал вопрос «как делать план», я постараюсь обьяснить на примере.
Перейдем к теории:
1. Экспозиция
Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.
2. Завязка
Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка — тот толчок, который запускает развитие сюжета.
3. Развитие событий.
В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.
Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана.
4. Кульминация
Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.
Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.
5. Поворот сюжета
Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил — бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) — возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.
6. Развязка
После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности.
7. Эпилог
Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.
Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.
ВАЖНО — материал по описаным выше этапам взят из блога автора по ссылке.
Если вы дочитали до этого момента, тогда выбросьте все выше сказанное на время из головы и попробуйте взять короткий сюжет — ситуацию из головы(быт будет идеальным и самым простым материалом). Напишите, разбейте на части и только после составьте из них план. К примеру:
1. Собрались. (экспозиция)
2. Выпили. (завязка)
3. И тут постучали в дверь (развитие сюжета)
4. Теща с женой забыли веники и вернулись с дачи за ними (кульминация)
5. А тут мы, сидим в труселях и водку пьем, а должны быть в командировке (поворот сюжета)
6. Нам п*зда (развязка)
7. Живу один, детей не вижу, жена не общается, в запое (эпилог)
Можно да же мораль привязать: «Не пейте водку и не обманывайте жен».
Вот вам и готовый план. Вполне потянет на рассказ, или сценарий. Если же мы говорим о произведении более крупного калибра, тогда надо знать общую идеи, составлять такие «микро планы» и не торопясь нанизывать их на ниточки — формировать скелет произведения.
Посчитать и рассчитать все не сложно. Берете изначальные цифры (в среднем глава от 10 до 20 тысяч знаков) и раскидываете их на нужный объем произведения(создаете скелет). Дальше, имея общее представление, накидываем в каждую ячейку(главу) одно — два уточняющих предложений. Как и где делать план роли не играет. Вот как я делаю черновики и план:
— На обоях
— На сложенный в азиатской манере бумаге
— И вновь на обоях (но выглаженных утюгом)
Вы можете писать планы хоть на туалетной бумаге, главное что бы позже это вам помогало работать и было удобно с ним коммуницировать. Ведь когда есть план, ваши руки и голова свободны, и вы можете нанизывать на него любые идеи. К примеру:
— Записать сон и сделать его сном персонажа
— Записать по дороге на работу диалоги и добавить в нужную главу(этой книжки пока нет)
— Еще пример диалога с мыслями героев
– Структурировать материал для книги и не потерять находки (идеи)
— Придумывать терминологию из уже имеющихся слов и сразу записывать идеи/прикреплять к главам, ведь идеи… они как молоко, только зазеваешься и убежит
Конечно все можно настроить и в более удобном формате, синхронизация устройств, онлайн документы И так далее Но я динозавр, мне пока удобно все делать так, плюс материал приходится прорабатывать при переносе и это делает его чище.
Подведу итог:
Вы можете сказать: «Но у меня фентэзи/ужасы/любовный роман/ космоопера/ боевик…»
Понимаю, но жанр, это не так важно, жанр — это кожа, текст — плоть, план — скелет, лор/мир — внутренние органы, а вы — создатель. Так что, создавайте свое творение с умом, иначе получится не жизнеспособный голем, который добра не принесет, как мистер Мисикс из Рика и Морти( но, это я конечно загнул. Все будет хорошо).
Цель автора при написании книги:
- общая визуализация сюжета;
- визуализация (упорядочивание) всех сцен в произведении.
Невозможно удержать много информации в голове. Поэтому так важно иметь именно визуализированный план, сделанный на простом ватмане с помощью цветных карандашей/маркеров или в специальных сервисах, программе Exel.
Визуализация должна быть наглядная, связная и логичная!
Что нужно знать, приступая к сюжету?
Формулировок, определяющих сюжет много. Если их обобщить, можно отметить, что сюжет — это набор эпизодов, имеющих причинно-следственную связь.
Они не обязательно движутся фабульно — из точки А в точку В! Но все они складываются в драматическое действие, в котором присутствует напряжение и конфликт.
Части композиции
Основные части композиции:
- экспозиция или пролог (предыстория — характеристика персонажей, их расстановка до начала основного действия, а также мотивы героя, его обычное состояние, какой он есть до развития);
- завязка (событие, двигающее историю вперёд — начало действия, создание и завязывание конфликта);
- развитие действия (нарастание конфликта, здесь основа развития характеров — противопоставление, препятствия, противостояние с антагонистом);
- кульминация (пиковый момент сопряжения всех конфликтов, максимального накала, а также момент наибольших эмоций со стороны читателя);
- развязка (исход событий — состояние после конфликта, окончательная смысловая точка в повествовании, развязка всех сюжетных узлов, при этом часть конфликтов может остаться, если финал открытый);
- эпилог (то, что происходит после истории — что стало с героями; используется для сравнения с тем, что было в начале).
Виды композиции — особенности
Основные виды композиции:
Линейная — части композиции следуют одна за другой последовательно в хронологическом порядке. Есть один герой.
Обратная — действие начинается с конца (от эпилога к экспозиции), а все последующие эпизоды восстанавливают временной ход.
Кольцевая — так называемый «приём обрамления», когда события закольцовываются через начало и конец (повторяются описания, события начала и конца происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же персонажи, повторяются какие-то фразы).
Детективная — такая композиция выделяется в отдельную из-за жанровых особенностей. Здесь в сюжете есть преступление и его раскрытие — путь от одного события к другому, причём в обратном порядке.
Коллажная — конструкция из нескольких, никак не пересекающихся историй. Но при этом через каждую из них проходят основные части композиции. Например, в первой истории есть экспозиция и завязка, во второй — нарастание конфликта, а в третьей — кульминация и развязка с эпилогом. Смысл в том, чтобы истории никак не были связаны друг с другом! Общая у них только тема. Это сложный и очень тонкий приём. Пример: фильм «Триптих на двоих». В литературе этот приём встречается реже, чем в кино!
Монтажная — стандартная схема для больших романов («Война и мир», например). Смысл в том, что есть несколько ключевых персонажей, но рассказ о них ведётся непоследовательно — истории постоянно переплетаются, а герои взаимодействуют друг с другом.
Важно! Внутри монтажной композиции каждая из сюжетных линий ключевых персонажей может быть написана по-разному, может иметь свой композиционный узор: у одного — линейная, у другого — обратная, у третьего — кольцевая.
В 95% случаев в романах используется линейная или монтажная композиция. Детективная схема популярна благодаря самому жанру. Остальные встречаются гораздо реже.
Вид композиции определяет, от какого лица ведётся повествование (первого или третьего). От первого лица можно писать только в одном случае — при использовании линейной композиции, где есть только один ГГ.
Сюжет и фабула — отличие?
Фабула — последовательность событий. Например, можно записать ключевые моменты жизни ГГ от рождения до смерти.
Сюжет — то, как эти события будут расставлены для максимального влияния на читателя. Сюжет это не одно и то же, что хронология событий!
Можно также сказать, что фабула — это основная сюжетная линия главного героя. А сюжет — это все события книги, в том числе случившиеся со второстепенными персонажами. Не все события происходят на страницах произведения. О них могут просто сообщить. Но всё, что происходит «за кадром» относят к фабуле.
Разная компоновка создаёт абсолютно разные сюжеты!
Как это работает на практике: сначала записываются фабульные события. Затем выбираются те, которые максимально влияют на читателя. Из них компонуется сюжет.
Виды сюжетных структур
Основные схемы:
Однолинейная структура — сюжет совпадает с фабулой. ГГ один, он присутствует во всех эпизодах, во всех сценах, все события излагаются с его точки зрения (монологи, размышления, описания тоже его).
Обычно такая схема используется в небольших литературных формах: рассказах, повестях. События излагаются от первого лица. Но при этом нельзя ничего передать от лица автора и других персонажей. Ещё одна сложность — частое употребление местоимения «я». Требуется определённое искусство, дабы избежать постоянного яканья.
Двухлинейная структура (гребёнка) — здесь действует два персонажа (фокализация меняется в каждой новой сцене). Оба героя равноправны! Раскрывать характеры проще. Легче показать контраст в восприятии действительности, противостояние.
Сложность: тяжелее вжиться в двух разных героев. Поэтому проще работать в соавторстве. Но почти всегда повествование ведётся от третьего лица. Можно также в одной сюжетной линии дать первое лицо, а во второй — третье. Однако при частой смене линий читатель запутается! Желательно давать не отдельные сцены, а целые эпизоды, чтобы читатель успел отождествить себя с героем. И делать это всегда от третьего лица.
Многолинейная структура — самый сложный вариант конструирования сюжета, обычно использующийся в крупных произведениях, где много героев, много планов, судьба каждого — отдельная повесть. Читатель сам выделяет для себя ГГ. Того, кому из персонажей симпатизирует больше. Кому больше сопереживает.
Здесь героев обычно объединяет место (страна, социальное положение, общность идеи, участие в важном эпохальном событии). Берется одно важное/ключевое событие мира и рассказывается несколько историй, раскрывается несколько сюжетных линий персонажей, так или иначе вовлечённых в это событие/борьбу.
Но при этом нельзя утверждать, что каждая из глав/каждый из эпизодов относится только к одному персонажу!
Что определяет, к какой именно сюжетной линии больше относится тот или иной эпизод? То, от чьего лица описываются здесь события. Кто фокальный персонаж (ГГ отдельной главы, эпизода). Кому посвящено большее количество текста.
В целом начинающему автору проще использовать однолинейную или двухлинейную структуру. Потому что сюжет будет намного острее, читателю легче вжиться в образ ГГ — переживать за него.
Многолинейные структуры, всё-таки, больше по плечу опытным авторам. Умение вжиться в образы сразу пяти-шести персонажей, и от их лица писать ключевые сцены: понимать, видеть, какие они разные, передавать эти сцены по-разному (потому что все персонажи разные люди) — всё это умение, выработанное годами писательского труда. Основная задача здесь избежать одинаковости, похожести героев.
Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении
О том, что такое композиция в литературе, каждый читатель наверняка знает еще со школьной скамьи. Поэтому если вы из читателя решили переквалифицироваться в писателя, самое время освежить знания с помощью нашей статьи.
Композиция художественного произведения — важная основа писательского творчества. Обычно под этим термином понимается способ построения текста, система объединения его элементов. Разберем же это официальное определение, взглянем на виды композиции в литературе с примерами.
В переводе с латинского «композиция» значит «построение». В литературоведении она строит целостное произведение из различных элементов текста. Проектировщиком является, конечно, автор, а стройматериалами — события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления и так далее. При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Z», попутно демонстрируя ему «достопримечательности».
-
При помощи термина «композиция» можно описать и объекты нефилологического плана: театральные постановки, музыкальные действа, религиозные ритуалы, архитектурные сооружения.
Одним из первых данное понятие разработал еще Марк Фабий Квинтилиан. Древнеримский оратор предложил разделить план речи на 8 частей; причем каждая из них могла быть использована как в прямом, так и в обратном порядке:
-
Оратор привлекает аудиторию — например, при помощи резкого, провокационного высказывания.
-
Именование темы.
Оратор детализирует озвученную тему. Интерес аудитории усиливается. Вспоминаются уже известные слушателям факты, связанные с темой.
-
Повествование.
Рассказ об истории предмета обсуждения: его происхождении, репутации, взглядах на него.
-
Описание.
Рассказ о том, что происходит с предметом обсуждения в настоящий момент.
-
Доказательство.
Оратор предоставляет весомые аргументы в пользу того или иного решения проблемы, возникшей с предметом обсуждения.
-
Опровержение.
Оглашается другая точка зрения на доказательство. Оратор опровергает ее — также при помощи логических аргументов.
-
Воззвание.
Обращение к эмоциям и чувствам слушателей. Когда нужные аргументы приведены, настает время задействовать чувства аудитории, вызвать у нее отклик. Квинтилиан отвел воззванию предпоследнее место, так как большинство людей склонны делать выводы на основе чувств, а не логических суждений.
-
Заключение.
Выводы по поводу обсуждаемого вопроса.
Со временем структура Квинтилиана стала применяться не только в устных выступлениях. Пусть и претерпев метаморфозы, она вошла в практику создания текстовых произведений. Теперь структура стояла на трех китах:
Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.
-
Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.
-
Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.
Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:
-
События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
-
Обратная или инверсионная.
Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
-
Параллельная.
В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.
-
Полифоническая.
Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
-
Кольцевая композиция.
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.
-
Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.
-
Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.
-
Умолчание.
Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.
-
Концентрическая.
Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
-
Ретроспективная.
Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.
-
Рамочная.
Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу
Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля. -
Свободная.
Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.
Элементы композиции в литературе традиционно делятся на следующие типы:
-
Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делает более интересным.
-
Завязка. На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия.
-
Развитие сюжета. Череда событий.
-
Кульминация. Пиковый момент произведения.
-
Развязка. То, чем завершается кульминация.
-
Эпилог. Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей.
Речевые элементы композиции помогают оживить произведение и включают в себя:
-
Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения.
-
Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним.
К образным элементам относят:
-
Персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора.
-
Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог. Словом, ландшафт произведения.
Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик.
- Описание сцен из прошлого.
- Сказки, байки, притчи, стихотворения.
- Сны.
Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Чаще всего используются:
-
Создает более яркое впечатление посредством добавления однородных образов. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.
-
Ретроспекция.
«Взгляд назад». Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия.
-
Мотив.
Повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.
-
Разрыв.
Считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.
-
Экспозиция.
Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.
-
Монтаж.
Автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце концов, составляет целостное впечатление. Взаимодействуя между собой, они порождают особый, новый смысл произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым именно по этому принципу. На его страницах сцены из московской реальности попеременно чередуются с библейскими, и это производит мощное впечатление. Подобное происходит и в «Пиковая дама» А. С. Пушкина: одна образ — любовная история; второй — азартная игра.
-
Противопоставление.
Один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Хороший пример — опять же «Война и мир» Л. Н. Толстого: батальные сцены чередуются с описанием сцен семейной жизни. В произведении Э. М. Ремарка «Искра жизни» рассказывается о концлагерных условиях существования заключенного № 509 и его товарищей. Этим сценам противопоставляются сибаритские заботы коменданта лагеря Бруно Нойбауэра.
Особенности сюжетной композиции
Понятия фабулы и сюжета путают часто, а ведь для понимания сюжетной композиции текста важно понимать разницу.
- Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
- Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.
Например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.
-
Интересно, что попытки подсчитать количество в принципе существующих сюжетов предпринимались на протяжении всего существования литературы. Гете, например, насчитал 36 возможных вариантов, в рамках которых можно уложить абсолютно любое литературное произведение.
Особенности композиции сказки
Фольклорные произведения (былины, сказания) в литературе стоят особняком, поэтому и внимания заслуживают отдельного. Их композиции отличаются практически непреложными особенностями.
Например, сказки. Стандартная композиция сказки включает в себя следующие составные части:
-
Присказка. Нередко не имеет ничего общего с сюжетом; присказку обычно облачали в стихотворную форму. «Расскажу я сказку от Сивки-Бурки, от вещей каурки…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», — типичные примеры присказок.
-
Зачин. «В тридевятом царстве, за горами, за лесами, жили-были король с королевой…». Между героями затем возникает противоречие.
-
Развитие сюжета. Конфликт формируется, развивается цепочка событий.
-
Кульминация. Наивысшая точка, после которой напряжение спадает.
-
Развязка. Те события, что еще происходят после конфликта. Описывается, как изменились главные герои после разрешения конфликта.
-
Концовка. Она также традиционна. Например: «Я на свадьбе был, мед-пиво пил…».
Один из самых часто встречающихся композиционных приемов в сказке — это повтор (нередко троекратный). Чтобы добиться желаемого, Иван-Царевич должен искупаться в трех котлах; прекрасная царевна — побывать в гостях у трех разных колдуний.
Композиция художественного произведения влияет на восприятие материала читателем. От нее зависит, удастся ли автору передать изначальный замысел. При помощи грамотно составленной композиции можно увлечь читателя даже в том случае, если сюжет самой истории не назовешь особенно оригинальным.
Каким бы ни был выбранный автором вид композиции, нельзя забывать о важнейшем принципе: принципе правдоподобия. На этом чаще всего обжигаются начинающие писатели. Например, их главная героиня встречает богатого благодетеля именно в тот момент, когда ей это и нужно. Читатель такие моменты воспринимает негативно — ведь если героиня не сделала чего-либо достойного, то и уважения такой сюжет не заслуживает.
Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.
А иногда бывает так, что творческий процесс сам создает композиционную форму, буквально «в прямом эфире» работы над книгой. Так что — теорию знать важно, а вот применение ее на практике целиком зависит от смелости и самобытности автора.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Итак, зачем вообще нужен план при написании романа? Казалось бы, весь сюжет сидит в голове, герои давно придуманы, идея подсвечена – садись и пиши, что в этом сложного? А сложности есть, причем иногда вылезают в самый ответственный момент.
Вот что даёт план: структурированность текста, прозрачность, сохранение темпа и ритма, внятность, понимание целей и задач.
Давайте пробежимся по подводным камням, которые ждут автора на пути к финалу его произведения – и посмотрим, как эти подводные камни убрать с помощью плана.
Хочу начать с распространенной практики, которую лично я отрабатываю каждый раз, когда сажусь за крупное произведение. Попробуйте рассказать о своём романе в двух-трех предложениях. Обозначьте завязку, главную идею и сюжет своими словами.
«Главная героиня замужем и счастлива, но влюбляется в другого, рожает от него ребенка и уходит от первого мужа. Муж не даёт ей развод, вся общественность против поведения героини, да и новый сожитель охладевает к ней. В отчаянии героиня прыгает под поезд»
«Люди, летящие в самолете, неожиданно приземляются в пустынный аэропорт и понимают, что оказались в ином мире – то ли в прошлом, то ли в будущем. Они пытаются выбраться из этого мира, столкнувшись с множеством различных проблем»
Это первый этап, и он обычно самый сложный, потому что у каждого автора в голове ворох смыслов, идей и сюжетов, которые он хочет вывалить на бумагу. Но, как говаривал персонаж одного советского фильма: «Торопиться не надо!»
Второй этап такой: возьмите своё краткое изложение и добавьте к нему пять-шесть абзацев, отвечая на самые очевидные вопросы.
Например: сколько людей летели в самолете? Чем они связаны или не связаны между собой? Что это будет за аэропорт (большой и современный, или маленький и заброшенный?). Что странного в мире, в котором они оказались (несколько пунктов)? Как они пытаются из него выбраться (несколько пунктов). Какой финал у этой истории?
И вот если вы справились со вторым этапом, добро пожаловать на борт. Можно приступить к подробному плану романа.
Обычно у меня уходит месяц на то, чтобы составить более-менее полный план. Но это индивидуальные сроки. Кто-то за месяц успевает написать две-три книги бесконечного фэнтези-сериала.!
В общем, выбирайте удобный вам темп. Торопиться не нужно, но и затягивать тоже.
На что в плане нужно обратить внимание?
Придерживайтесь своей первоначальной задумки. Старайтесь не уходить от неё слишком далеко, иначе рискуете превратить план одного романа в план совсем другого. Хорошо это или плохо решать, конечно, вам, но не жалко ли будет потраченного времени?
Бежим дальше.
➤ Сюжетные линии
Без рабочего плана есть большой риск, что в вашем романе появятся проблемы с сюжетными линиями. Как это часто бывает, в процессе написания в голову приходят свежие (почти наверняка гениальные!) идеи, хочется развить их, добавить в сюжет.
Тут важно понимать, что нет ничего плохого в разветвленном сюжете (особенно если вы пишите десять томов новой «Игры Престолов»). Речь идет о тех сюжетных линиях, которые «выходят из-под контроля» – забываются, обрываются, ведут в тупик.
Если по-простому, сюжетная линия, это путь вашей истории из пункта А в пункт Б. Таких историй в тексте может быть две-три-пять. Они могут двигаться параллельно и соединяться в финале, а могут пересекаться и сплетаться в общую нить повествования.
При составлении плана я обычно отдельно прописываю все сюжетные линии от завязки до финала. А в местах пересечения выделяю их отдельными цветами или маркерами, чтобы понимать, сколько всего этих пересечений, куда они ведут, как расходятся и где завершаются.
Как только вы «нарисуете» все свои сюжетные линии, вам станет намного проще понять, какие из них лишние или, наоборот, каких не хватает.
➤ Персонажи
Частая проблема с персонажами: они бывают лишними или, наоборот, забытыми.
- Лишние персонажи появляются часто против воли автора, выскакивают «по вдохновению» и вдруг начинают играть ключевую роль в романе. Что может натворить такой персонаж? Сломать сюжет, исказить идею, вытеснить других. Одним словом, устроить кавардак.
- С забытыми персонажами всё ещё сложнее. Представьте, если в середине книги вы просто забыли о герое, который в финале играет ключевую роль. И вот, дописывая роман, вы вдруг понимаете, что какой-нибудь рыцарь или космический десантник не дошли до финала. И теперь, чтобы всё выглядело правдоподобно, вам нужно переписывать кусок книги заново.
И та и другая ситуация, как несложно догадаться, легко решается предварительным планом.
Я всегда прописываю вообще всех персонажей в отдельном файле – как их зовут, внешность, характер, особенности, какую роль они играют в тексте (этот умрет, но героически, этот принесет артефакт, этот окажет переломную роль в финале, этот будет выполнять роль комика и громоотвода и т.д.). Если по ходу написания книги у меня вдруг появляется новый персонаж – я прежде всего обращаюсь к плану и проверяю, нужен ли этот новичок или нет.
Важно: при создании персонажей всегда отвечайте на вопрос: «Зачем он нужен в тексте?». Старайтесь не плодить второстепенных персонажей просто потому, что им тесно в вашей голове. Эти товарищи отвлекают внимание на себя, перегружают текст и, в итоге, могут лишить читателя интереса.
➤ Идеи, которые приходят в голову в процессе написания
Проблема, тесно связанная с сюжетными линиями. Сами по себе интересные идеи не несут ничего плохого. Их может быть сколько угодно в тексте. Но когда их становится слишком много, размывается фокус. Что хотел сказать автор? Почему его мысль потекла в другую сторону? Зачем книга, скажем, о погоне охотников за древним монстром в джунглях, вдруг преобразилась в книгу о тяжелой жизни одинокой женщины с ребенком на задворках промышленного городка?
Иными словами, старайтесь при составлении плана четко отметить, что именно за идеи вы стараетесь донести. Как они будут работать. Не перегружайте текст. И старайтесь, при написании, придерживаться плана.
➤ Темпоритм
Модное нынче слово «темпоритм» означает «гладкость» вашего текста. Читатель не должен заскучать, пролистывая десятки страниц рассуждений, не имеющих отношения к основному сюжеты. Динамичные эпизоды обычно чередуются со спокойными. Главы принято завершать «клиффхэнгером» (ещё одно модное словечко, перебравшееся из кино, и означающее некий эмоциональный пик перед развязкой, внезапно обрывающийся до следующей главы). А в сюжете должно быть достаточно сюжетных поворотов, чтобы удержать внимание читателя.
Всё это как раз относится к темпоритму. Даже опытные авторы не всегда улавливают ритм собственного рассказа и обращаются к составлению плана. Согласитесь, намного проще отследить, где ваш текст провисает по динамике или, наоборот, скачет конём, если у вас есть поглавное описание сюжета. Я не говорю уже о том, что в плане вы всегда сможете правильно откорректировать сюжетные повороты.
➤ Из прошлого пункта вытекает следующий: нет понимания важных эпизодов и сцен. Нет контрольных точек в сюжете.
Тут буду краток. Любая сцена, в идеале, должна двигать сюжет. Даже если два ваших персонажа просто перекусывают в кафе, им ничего не мешает вести диалог, который приведет одного из них к важному решению или месту.
Как только в вашем плане появится описание каждой главы, вы сможете проанализировать их и проставить контрольные точки. Не сильно важные эпизоды, работающие на связку сюжета, например, могут быть короткими или подаваться интересно, чтобы читателю не было скучно (или чтобы читатель передохнул от динамики).
➤ Невозможность завершения – текст всё тянется, тянется и тянется…
Ну и финальные грабли, на которые может наступить любой автор без плана. Сюжетные линии плодятся, количество персонажей растёт, финальные идеи отодвигаются на второй, третий планы… Как завершить роман? Сам автор уже не имеет представления. Он пишет, пишет, пишет. Конца и края нет. Думаю, те, кто читали бесконечные саги, поймут о чём я. Хорошего мало.
В итоге автор рискует или полностью истощить силы, или «психануть» и завершить роман так, что мало никому не покажется. В проигрыше останутся все – и автор и его читатели.
Стоит ли говорить, что подробный план романа – тот самый путь от А до Я – сводит риск «бесконечной истории» к минимуму. А еще лучше, если в начале пути вы будете точно знать, чем хотите завершить роман.
Глупо отправляться в путешествие, не имея конечной цели (если только ваша конечная цель – это и есть отсутствие цели! О, как загнул!).
Я обычно расписываю два-три финала для романа. К какому в итоге приду – загадка. Но тем интереснее двигаться к этим самым финала.
Ну и давайте подытожим.
Я сознательно не рассказал подробно о некоторых моментах, которые присутствуют в подробном плане, потому что они интуитивно понятны. Ниже перечислю и их тоже.
Мой план состоит из таких пунктов:
- описание всех глав, с ключевыми сценами и эпизодами
- описание всех персонажей (желательно вот вообще всех, главных и второстепенных, включая безымянного бармена и говорящую лампочку): их имена, возраст, характеры и роль в сюжете.
- описание локаций (места действия): города, улицы, дома, квартиры, бары, Мордор и т.д.
- времена года, ключевые даты и события (если это важно)
- сюжетные линии
- сюжетные повороты (в каких главах, в каких эпизодах, с какими персонажами и что будет в итоге)
- финал
Придерживаясь его, я не только облегчаю написание книги (согласитесь, намного проще и быстрее написать роман, в котором уже всё разложено по полочкам), но и значительно сужаю работу с черновиком. Как говорится, сто раз отмерь – один отрежь.
_________________________________________
Понравилось? Подписывайтесь, ставьте пальцы вверх, комментируйте. Всегда рад!
Еще из интересного:
С чего начинать рассказ или насколько важно первое предложение
Что такое “плохой” текст?