Как составить композицию аккордов

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда у вас в голове крутится несколько аккордов, но вы никак не можете превратить их в законченную песню? При таком развитии событий, музыканты часто начинают лениться, списывая трудности на отсутствие вдохновения и кризис идей.

Используя базовые знания музыкальной теории и песенной структуры, можно превратить любую последовательность аккордов за 10 минут в готовый к аранжировке черновик. SAMESOUND.RU рассказывает, как написать песню из любой последовательности аккордов. Песня будет типичной по своей структуре, но для чернового варианта большего и не нужно. Сейчас нас не волнуют вопросы аранжировки и стилизации, наша задача — получить готовый к работе черновик.

Файлы урока

Гармония и куплет

Возьмем простую музыкальную идею — восьмитактовый отрезок из аккордов C, Am, F, G. Каждому аккорду в этой последовательности отведено два такта. Пусть эта последовательность станет куплетом нашей композиции.

  1. Прогрессия аккордов C-Am-F-G

Диатоническая последовательность аккордов

Наша последовательность построена на диатонических аккордах в тональности До мажор (см. Аккорды для пианино и клавишных: 15 основных видов, Гаммы для фортепиано и клавишных: 16 основных видов). Если взять все звуки гаммы До мажор и построить на их основе аккорды, то мы получим семь диатонических трезвучий: C, Dm, Em, F, G, Am и Bdim.

Каждое из семи трезвучий подходит под звучание тональности. Благодаря этому мы можем безболезненно менять или дополнять аккорды базовой последовательности на любые другие трезвучия, входящие в гамму.

  1. Последовательность из аккордов C, Dm, Em, F, G, Am и Bdim

Мелодия куплета

Введем в аранжировку мелодию в верхнем регистре. Мелодия в куплете строится на звуках все той же гаммы До мажор, поэтому она всегда попадает в аккомпанемент. Аккомпанемент и мелодическая линия на выходе дают готовый куплет, к которому по желанию можно добавлять любые биты и другие инструменты.

  1. Мелодия в До мажоре

Прехорус (Бридж)

Бридж или прехорус — связующее звено между куплетом и припевом, аккорды которого должны плавно перетекать из одной части песни в другую. Проще всего построить бридж на аналогичной куплету структуре, с полным или частичным использованием тех же аккордов, но в другом порядке.

Чтобы создать переходную часть, возьмем четыре аккорда из куплета и заменим два из них на любые аккорды из диатонической последовательности, составленной ранее. Например, поменяем аккорд C на Em, а аккорд F заменим трезвучием Dm. Так мы получим последовательность Em, Am, Dm, G.

  1. Последовательность аккордов Em-Am-Dm-G

Мелодия прехоруса

Мелодию в прехорусе можно построить изменением мелодии куплета. К примеру, сделаем мелодию восходящей и слегка поменяем ее ритмический рисунок.

  1. Мелодия прехоруса

Припев

Припев — яркая часть любой песни, которая должна выделяться на фоне куплета. Возьмем аккорды куплета и прехоруса и сократим их длительность до одного такта — это даст нам новую последовательность C, Am, F, G, Em, Am, Dm, G.

  1. Припев: последовательность аккордов C-Am-F-G-Em-Am-Dm-G

Мелодия припева

Так как припев построен на комбинации аккордов куплета и прехоруса, мелодия из куплета отлично впишется в припев композиции. Скопируем мелодию и для разнообразия поменяем некоторые ноты в каждом втором такте — это создаст вариативность музыки.

  1. Мелодия в припеве

Структурирование идей

У нас появилась база будущей песни — куплет, бридж и припев. Чтобы сделать песню более логичной и завершенной, добавим двухтактовый проигрыш (тэг или постхорус) после припева, который плавно подведет нас к следующему куплету. Построить такой проигрыш можно на двух тактах аккорда До мажор — простое и очевидное решение.

Далее песня идет своим чередом: еще один куплет, прехорус, снова припев. Второй припев можно повторить дважды.

  1. Два куплета, прехоруса и припева 1:52

Проигрыш, концовка и вступление

После второго припева часто используется проигрыш, именуемый Middle 8 (см. Анатомия аранжировки: типовая структура песни в популярной и электронной музыке). Такие проигрыши часто контрастируют с остальными частями песни за счет изменившегося настроения музыки. Чтобы добиться подобного эффекта, начнем проигрыш с аккорда Ля минор. Дополним проигрыш аккордами Em, Dm и G, взяв их из диатонического ряда, построенного в самом начале.

После проигрыша слушателей будет ожидать еще один или несколько припевов — последний аккорд проигрыша (G) логично и аккуратно подведет музыку к первому аккорду припева (С). При этом припев может одновременно выступать и в роли концовки (оутро) композиции. Вступление песни можно сделать из куплета — просто возьмите два первых аккорда.

  1. Вся композиция 2:45

Аккордовая прогрессия – это основа любой песни. Будь вы инструменталистом, битмейкером или певцом, практически любой музыкант должен понимать, как писать аккордовые прогрессии, поскольку это неотъемлемая часть
процесса написания песен
.

К счастью, писать аккордовые прогрессии гораздо проще, чем кажется, даже если вы новичок в музыке. Ниже мы рассмотрим, что такое аккордовая прогрессия, как писать свои собственные аккордовые прогрессии, а также поделимся парой распространенных аккордовых прогрессий, чтобы вы могли начать. Давайте погрузимся!

Что такое аккорд?

Для того чтобы понять аккордовые прогрессии, важно более подробно рассмотреть отдельные строительные блоки или аккорды. По сути, аккорд – это группа из трех или более нот, которые гармонично звучат вместе.

Аккорды создаются по образцу определенной гаммы или семейства нот. Существуют различные типы аккордов с определенными тональными качествами, такими как мажорный, минорный, увеличенный и уменьшенный. Хотя интерпретация аккордов субъективна, в целом, мажорный аккорд звучит более радостно, а минорный аккорд имеет более грустное или таинственное звучание.

Как сделать аккорд

Основой любого аккорда является трезвучие, то есть просто музыка, которая говорит о группе из трех нот. Формула любого аккорда одинакова от одного ключа к другому. Мажорные клавиши используются для создания мажорных аккордов, а минорные клавиши создают минорные аккорды.

Возьмем, к примеру, мажорную гамму. Этот ключ, пожалуй, самая простая гамма, поскольку это все белые клавиши фортепиано, без диезов и бемолей. По буквам мажорная гамма выглядит так: C D E F G A B.

Чтобы составить аккорд, вы можете взять первую ноту (иногда называемую тоникой), третью ноту (называемую медиантой) и пятую ноту (доминанту). Так, в мажорном ладу мажорный аккорд равен C E G. В минорных ладах то же самое – минорный лад состоит из A B C D E F G, поэтому минорный аккорд будет A C E.

Эта формула работает с любой шкалой и любым набором нот. Например, мажорная гамма – это G, A, B, C, D, E и F♯. Для G B D существует мажорный аккорд G, поскольку для создания мажорного аккорда мы берем 1-ю, 3-ю и 5-ю ноты мажорной шкалы.

До-мажорный аккорд строится из трех отдельных нот, показанных выше.

Что такое аккордовая прогрессия?

В своей простейшей форме аккордовая прогрессия – это просто группа аккордов в определенном гармоническом порядке. Аккордовые прогрессии работают, подчеркивая отношения между нотами в определенном ключе. Порядок и контекст аккордов в прогрессии имеют значение, поскольку различные паттерны или
каденции аккордов
могут вызывать различные музыкальные чувства.

Вы можете этого не знать, но популярная музыка часто использует и перерабатывает одни и те же аккордовые прогрессии, только в разных тональностях. Понимание общих аккордовых прогрессий может оказать неоценимую помощь музыканту и значительно облегчить импровизацию или эффективное сочинение песен.

Римские цифры в аккордовых прогрессиях

Аккордовые прогрессии записываются римскими цифрами, определяя аккорды в ключе слева направо. Буквенный регистр римских цифр помогает различать типы аккордов. Прописная римская цифра используется для мажорных или дополненных аккордов. Строчные римские цифры обозначают минорные или уменьшенные аккорды.

В мажорной гамме анализ римских цифр для мажорной гаммы выглядит следующим образом:

I – тонизирующий

ii – Супертоник

iii – Медиант

IV – субдоминанта

V – Доминант

vi – Посредник

VII – Ведущий тон

В минорной гамме анализ римскими цифрами выглядит следующим образом:

i – Тоник

ii – Супертоник

iii – Медиант

iv – субдоминанта

v – Домиант

vi – Посредник

vii – Ведущий тон

Разные песни вызывают разные чувства благодаря настройке смены аккордов в прогрессии. Большинство распространенных аккордовых прогрессий можно легко расшифровать с помощью небольшого знания теории музыки. Понимая аккордовые прогрессии и то, как аккорды соотносятся с другими аккордами, вы сможете создавать музыку, соответствующую тому, что вы пытаетесь создать, и эффективно общаться в музыкальной индустрии.

Как написать аккордовую прогрессию за 7 шагов

Теперь, когда вы понимаете, как работают аккорды и аккордовые прогрессии, пришло время написать несколько собственных аккордовых прогрессий! Вот пошаговое руководство по созданию аккордовой прогрессии от начала до конца.

1. Выберите свой ключ

Для начала вам нужно выбрать ключ, в котором будет звучать ваша аккордовая прогрессия. Это обобщение, но большинство популярной музыки, как правило, исполняется в мажорном ключе, поскольку он имеет более “счастливое”, бодрое звучание. Минорные ключи обычно кажутся более загадочными или грустными для некоторых слушателей в зависимости от контекста.

Однако некоторые минорные аккорды, особенно минорные седьмые аккорды (или минорные аккорды с добавленной минорной седьмой нотой), обычно используются в “бодрящих” прогрессиях, особенно в таких жанрах, как джаз или диско.

Поскольку искусство субъективно, правил не существует! Просто остановитесь на ключе и придерживайтесь его. На этом этапе процесса также стоит подумать о том, как вы планируете закончить остальную часть песни. Будете ли вы петь в оставшейся части трека? Убедитесь, что вы выбрали клавишу, которая находится в пределах вашего диапазона. Планируете наложение сэмплов? Будьте готовы подобрать ключ к сэмплам или исказить сэмпл, чтобы он соответствовал вашей аккордовой прогрессии.

2. Определите аккорды в ключе

Теперь, когда вы выбрали ключ, пришло время написать семь аккордов. Вы можете сделать это от руки, используя теорию музыки, или найти таблицу в Интернете. Для нашего примера мы используем мажорный лад, который состоит из аккордов C D E F G A B.

Все написанные аккорды выглядят следующим образом:

После того как вы нотировали все аккорды в мажорном или минорном ключе, вы создали шпаргалку для вашей прогрессии! У вас есть все необходимое для написания аккордовых прогрессий, если вы потратите время на то, чтобы выписать семь аккордов любой конкретной гаммы.

3. Пробуйте различные комбинации аккордов

Поздравляю! Вы прошли самую сложную часть. Теперь настало время использовать эти аккорды по назначению. Выберите аккорд для начала… Выбор аккордов в начале прогрессии обычно останавливается на тоническом аккорде, но всегда есть место для экспериментов!

Продолжайте играть со сменой аккордов во время написания музыки, чтобы найти то, что работает лучше всего. Чаще всего аккордовые прогрессии состоят из трех или четырех аккордов, но у вас может быть подходящая прогрессия, в которой используются всего два аккорда или пять и более аккордов!

Если вы не знаете, с чего начать, поработайте с аккордом I и аккордом V: Доминанта и тоника естественно имеют сильную связь, поэтому эти аккорды будут хорошо сочетаться друг с другом. Вы также можете использовать одну из распространенных аккордовых прогрессий, приведенных ниже, или найти аккордовые прогрессии некоторых ваших любимых песен.

Если у вас возникают трудности, поэкспериментируйте сначала с различными инструментальными партиями. Например, простая басовая нота или импровизированная мелодия могут помочь понять, куда двигаться дальше.

Вообще говоря, ваш первый аккорд должен помочь установить ключ, в котором вы пишете песню, а последний аккорд в вашей аккордовой прогрессии поможет вернуться к первому аккорду, делая прогрессию плавным циклом.

4. Проверьте свою прогрессию с помощью мелодии

Теперь, когда у вас есть аккордовая прогрессия, вы должны начать строить свою песню. В конце концов, многие аккордовые прогрессии могут отлично звучать сами по себе, но в паре с определенной мелодией не сочетаются.

Существует множество различных способов
написания песни
, но наличие прогрессии должно облегчить вам работу. Развивайте аккордовую прогрессию, накладывая на нее мелодию, барабанный бой или рэп. Если аккордовая прогрессия не соответствует настроению, которое вы пытаетесь создать, возможно, пришло время сделать шаг назад и пересмотреть вашу первоначальную аккордовую прогрессию, чтобы она лучше соответствовала вашей песне.

5. Продумайте структуру песни

Один из самых важных моментов, который следует учитывать в отношении аккордовых прогрессий, заключается в том, что они не обязательно должны оставаться неизменными. У вас может быть базовая аккордовая прогрессия для основной части вашей песни, но она может быть изменена во время припева, куплета или бриджа песни, даже если это просто вставка другого аккорда в прогрессию.

Вы также можете поработать над сменой тональности, если это то, что вам нравится. Просто убедитесь, что ваши изменения в аккордовой прогрессии рассчитаны на дугу вашей песни.

6. Попробуйте

Когда вы строите аккордовую прогрессию, вы хотите двигаться от микро к макро. Вы начнете с одного аккорда, перейдете к опробованию аккорда в контексте прогрессии, а затем вам нужно опробовать полную прогрессию в пространстве песни.

Важно придать этим отдельным контрольным точкам свой собственный вес, поскольку воздействие прогрессии меняется в зависимости от того, что идет перед ней и после нее. Музыка работает, когда ваша прогрессия поддерживает общую атмосферу песни и безупречно переходит от одного паттерна к другому при переходе от основного аккордового паттерна к альтернативному во время припева или бриджа.

Убедитесь, что ваши переходы плавные и поддерживаются вашей прогрессией. Очень полезно узнать мнение друзей-музыкантов и членов семьи, которые могут помочь вам определить, поддерживают ли ваши аккорды ваши лирические и мелодические идеи. Если вы обнаружите общие черты в отзывах, не бойтесь корректировать свою прогрессию в лучшую сторону!

7. Приправить

Как только вы освоите маневрирование базовыми аккордами, вы сможете перейти к созданию более совершенных аккордовых прогрессий. Простой способ сделать аккорды более убедительными – это превратить базовые аккорды в 7-е аккорды. 7-е аккорды имеют ту же структуру, что и любой минорный или мажорный аккорд, за исключением того, что у них есть дополнительная нота: 7-я часть гаммы, иначе известная как ведущий тон.

Добавляя этот тон, вы подчеркиваете тонику аккорда и создаете таинственное, более сложное ощущение. Вы также можете добавить дополнительные аккорды или ноты между основными аккордами в прогрессии, которые помогут привести к следующей последовательности.

Как только вы закончите свою первую аккордовую прогрессию, возможно, будет интересно попробовать написать на ее основе несколько песен! Вы быстро поймете, что аккордовые прогрессии часто используются в других песнях, поэтому научиться слышать свои аккордовые прогрессии в разных контекстах – полезное упражнение.

5 распространенных аккордовых прогрессий, которые должен знать каждый музыкант

Теперь, когда вы знаете, как писать
аккордовые прогрессии
, давайте рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся аккордовых прогрессий, которые вы увидите в качестве музыканта.

I-V-vi-IV

Одна из наиболее распространенных аккордовых прогрессий в поп-музыке содержит вариации I аккорда, V аккорда и IV аккорда. Эта аккордовая прогрессия содержит минорный аккорд, который идеально ведет к четвертому. Отличным примером аккордовой прогрессии I-V-vi-IV является песня “Ride” группы Twenty One Pilots:

I-IV-V

Несмотря на свою простоту, эта аккордовая прогрессия по-прежнему встречается во всей популярной музыке. Еще более простой вариант этой прогрессии состоит только из аккорда I и аккорда V. Вы можете услышать эту знаменитую аккордовую прогрессию в песне La Bamba Ричи Валенса.

ii-V-I

Ищете аккордовую прогрессию, которая подчеркивает минорные аккорды? Начните с этой прогрессии. Эта классическая прогрессия звучит в хите группы Maroon 5 “Sunday Morning”:

I-vi-IV-V

Другой поворот в классической поп-аккордовой прогрессии, упомянутой выше, меняет порядок V, vi и IV. Услышите эту аккордовую прогрессию в песне Аврил Лавин “Complicated”:

I ii iii IV V

Хотя эта аккордовая прогрессия встречается реже, о ней все же стоит упомянуть. Эту более сложную аккордовую прогрессию можно услышать в таких песнях, как “Here, There And Everywhere” группы The Beatles:

Вот и все! Вы должны уметь создавать широкие аккордовые прогрессии в своих песнях. Получайте удовольствие, экспериментируя с различными комбинациями аккордов, чтобы соответствовать посылу вашей музыки!


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Эта статья даст вам представление о построении последовательности гитарных аккордов для песни. Если вы разучили 15-20 основных аккордов, то вы могли заметить, что некоторые звучат вместе лучше, чем другие. В связи с этим вопрос: “Какие?”

Шаги

  1. 1

    Во-первых, найдите гамму песни. Для этого напойте мелодию песни пару раз и попытайтесь обратить особое внимание на ноты, которые ведут всю мелодию к приятной и удовлетворяющей концовке. Мелодия песни построена на гамме, связанной с этой нотой.

  2. 2

    Теперь определите, является ли гамма мажорной или минорной. Для этого сыграйте аккорд для ноты, которую вы нашли в шаге 1, напевая мелодию. Например, если ваша нота “до”, сначала попробуйте напевать песню под до мажорный аккорд. Если это звучит странно, попробуйте до минор. Если у вас острый слух, то вы можете легко увидеть, какой из них подходит.

  3. 3

    Когда вы найдете ноту и гамму, начинайте добавлять аккорды, напевая песню. Это нетрудно, если вы знаете все о семействах аккордов. Примените ‘Трюк трех аккордов’. Например, если песня в гамме до мажор, то вы должны быть в состоянии играть песню достаточно хорошо, используя аккорды «до мажор», «фа мажор» и «соль септаккорд». Помните, что аккордовые прогрессии чаще всего зависят от некоторых ключевых нот, входящих в мелодию. Поэтому если вы в состоянии играть песню на инструменте, размещение соответствующих аккордов было бы намного легче.

    Реклама

  1. 1

    Гамма до мажор идет от до в до, это занимает октаву или восемь шагов, чтобы добраться от низкой до высокой до – C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си), C (до). C, D, E, F, G, A, B, C

  2. Изображение с названием Create Chord Progression for a Song Step 5

    2

    Мы используем римские цифры, чтобы представить порядок нот в любой гамме. В этом стиле шаблон в любой тональности может быть представлен “в общем”.

  3. Изображение с названием Create Chord Progression for a Song Step 6

    3

    “I” (первый) аккорд называется тоникой. Он формирует основу, к которой относятся другие аккорды в последовательности. Многие книги и другие веб-сайты вдаются в подробности теории музыки, и есть много терминов, которые вы должны в конечном итоге узнать и понять, но эта страница является “кратким курсом”, так что давайте двигаться дальше.


  4. 4

    Первый, четвертый и пятый (I – IV – V) являются аккордами, которые в прогрессии вместе звучат хорошо. Со временем вы узнаете эти “наборы аккордов», но сначала хороший способ узнать – работать над ними пальцами. Связать римские цифры и цифры на руке, а затем просто отсчитывать буквы на пальцах.

  5. 5

    Например, в тональности С (до мажор) большой палец (I) будет C (до мажор), ваш безымянный палец (IV) будет F (фа мажор), и ваш мизинец (V) будет G (соль мажор). [Это означает, что мы пропускаем II или D (ре) и III или E (ми).].

    Реклама

  1. 1

    Вы можете играть только C, F, и G, но более интересно для уха смешивать их немного.

  2. Изображение с названием Create Chord Progression for a Song Step 10

    2

    Фундаментальная единица в музыке – такт. Такт (или bar) часто состоит из четырех ударов. Это сложнее, чем здесь описывается, а сейчас просто думайте о ритме как о бое. Есть четыре удара в такте. Ниже удар представляется в виде черты (/).

  3. 3

    Еще одно уточнение. При игре блюза V аккорд часто играется как септаккорд. В этом примере это G7 (соль септаккорд).

  4. 4

    Таким образом, чтобы играть блюз в C (до мажоре) еще раз, используя теорию трех аккордов, играйте C (до мажор) в течение четырех тактов, F (фа мажор) в течение двух тактов, C (до мажор) в течение двух тактов, G7 (соль септаккорд) в течение одного такта, F (фа мажор) в течение одного такта, и опять C (до мажор) в течение двух тактов.C///, C///, C///, C///, F///, F///, C///, C///, G7й///, F///, C///, C///,

  5. 5

    Эта таблица забегает немного вперед, показывая минорные аккорды для второго, третьего и шестого аккордов, но сейчас лучше сосредоточиться на первом, четвертом и пятом столбцах. Колонка (I) является тональностью, и играя блюз в G (соль мажор), играйте предыдущий шаблон, но используйте аккорды G, C, и D7th.

  6. 6

    Тысячи песен построены на этих простых отношениях. Исследуйте этот шаблон в других тональностях, и вы получите бесчисленное количество часов музыкального удовольствия.

    Реклама

Советы

  • Найдите время, чтобы практиковаться с повторением, изучение идет легче и быстрее.
  • Продолжайте пробовать, пока не получится.
  • Имейте много терпения.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 24 011 раз.

Была ли эта статья полезной?

Аккордовые последовательности – это наборы трезвучий или септаккордов, сменяющих друг друга. Одна короткая цепочка может замыкаться и повторяться на протяжении всей песни. Произведение может состоять и из нескольких комбинаций: одна для куплета, другая для прехоруса, третья для припева. Песня может представлять собой и одну сложную аккордовую последовательность, которая создает постоянное развитие. Количество трезвучий может варьироваться. Многие фанк-композиции строятся на одном септаккорде, но это специфика стиля. В других музыкальных произведениях, как правило, используется несколько аккордов.

Как составлять аккордовые последовательности?

Умудренные опытом продюсеры строят цепочки с хроматизмами, отклонениями, модуляциями и другими гармоническими нагромождениями. Такие ходы придают песне интересную текстуру, динамичность и драматизм. Но не стоит гнаться за сложностью. Во-первых, современному слушателю витиеватые аккордовые последовательности могут показаться старомодными. Во-вторых, начинающий композитор может запутаться в ответвлениях и сочинить что-то несуразное. Поэтому для начала придерживайтесь нескольких правил.

Работайте в одной тональности. К примеру, ля-минор включает в себя аккорды Am, Bdim (можно не использовать), C, Dm, Em (обычно вместо него играют E), F, G. Берите любой из них – и вы точно не промахнетесь. Но в другой тональности будет уже другой аккордовый состав.

Стремитесь к тонике. Старайтесь начинать или заканчивать аккордом первой ступени (тоническим трезвучием). В тональности ля-минор это Am (ля-минор). Так аккордовая последовательность будет звучать законченно, основательно. Вы и сами почувствуете это тяготение, когда начнете играть.

Опирайтесь на основные аккорды. Возьмите за основу первую, четвертую и пятую ступени. Это тоника, субдоминанта и доминанта. В ля-миноре они представлены как Am, Dm и Em (E). Это самая распространенная аккордовая последовательность. Она обеспечивает наиболее логичное гармоническое развитие.

Добавьте другие ступени и послушайте. Когда освоите проход от тоники через субдоминанту и доминанту к тонике, попробуйте заменить одну из этих ступеней третьей, шестой или седьмой. Или дополните состав, не меняя основу. И обязательно слушайте, красиво ли это звучит. Если нравится – оставляйте.

Вы можете прочитать, как использовать генератор аккордов Amped Studio и попробовать создать свою мелодию онлайн.

Как обозначают гармонические цепочки?

Представьте, что вы гармонизовали песню, но пока не нашли оптимальную тесситуру, высоту, которая была бы комфортна и для вокалиста, и для гитариста, и для басиста. Возьмем какую-нибудь нехитрую аккордовую последовательность: к примеру, Am – F – Dm – E. Если мы сдвинем ее на два тона, у нас получится уже Cm – Ab – Fm – G. Еще на тон вверх: Dm – Bb – Gm – A. Обозначения постоянно меняются.
Но мы понимаем, что общее звучание, взаимоотношения аккордов остаются теми же, меняется только тональность. Поэтому многие музыканты стали обозначать аккордовые последовательности римскими цифрами, по ступеням. Так наша гармония будет иметь вид «i – VI – iv – V». Минорные аккорды обозначают строчными символами, мажорные – заглавными.
Теперь аккорды любой тональности сводятся к семи римским цифрам. Некоторые музыканты используют даже более привычные арабские цифры. Например, так обозначают аккордовые последовательности в джазе. Основными ступенями считаются I (тоника), IV (субдоминанта) и V (доминанта). Но остальные ступени тоже очень часто используются в музыке. На всякий случай держите аккордовую шпаргалку. Здесь по ступеням расписан аккордовый состав каждой тональности.

I ii iii IV V vi vii°
C C Dm Em F G Am
C# C# D#m E#m F# G# A#m B#°
D D Em F#m G A Bm C#°
D# D# Fm Gm G# A# Cm
E E F#m G#m A B C#m D#°
F F Gm Am A# C Dm
F# F# G#m A#m B C# D#m E#°
G G Am Bm C D Em F#°
G# G# A#m Cm C# D# Fm
A A Bm C#m D E F#m G#°
A# A# Cm Dm D# F Gm
B B C#m D#m E F# G#m A#

[Таблица ступеней и аккордов в мажорных тональностях]

i ii° III iv v VI VII
Cm Cm D° D# Fm Gm G# A#
C#m C#m D#° E F#m G#m A B
Dm Dm E° F Gm Am A# C
D#m D#m E#° F# G#m A#m B C#
Em Em F#° G Am Bm C D
Fm Fm G° G# A#m Cm C# D#
F#m F#m G#° A Bm C#m D E
Gm Gm A° A# Cm Dm D# F
G#m G#m A#° B C#m D#m E F#
Am Am B° C Dm Em F G
A#m A#m C° C# D#m E#m F# G#
Bm Bm C#° D Em F#m G A

[Таблица ступеней и аккордов в минорных тональностях]

Что такое диатоника и хроматика?

Диатоника – это звукоряд, в котором все ноты располагаются по чистым квинтам (вверх) или по чистым квартам (вниз). Попросту говоря, это обычная минорная или мажорная гамма из семи ступеней. От каждой из ступеней мы можем отложить одно трезвучие. Оно будет либо мажорным, либо минорным. Если мы захотим, к примеру, в тональности ля-минор выстроить от ноты ля минорное трезвучие, у нас не получится это сделать, потому что в диатонической тональности ля-минор нет ноты до-диез, которая входит в аккорд ля-мажор.
Таким образом, диатоника дает нам четкий набор нот, интервалов и аккордов. Работая в рамках диатонического ряда, мы избегаем диссонансов и странных для слуха аккордовых последовательностей. Грубо говоря, любая тональность (например, ми-мажор, си-бемоль-минор и т.п.) – это диатоника. Что касается аккордов, то в мажоре у нас есть три мажорных аккорда (тоника, субдоминанта и доминанта), три минорных и один уменьшенный (VII ступень). В миноре у нас есть три минорных аккорда (тоника, субдоминанта и доминанта), три мажорных аккорда и один уменьшенный (II ступень). Как мы видим, состав остается тем же, меняется только порядок. Так что и мажор, и минор, и другие «натуральные» лады (фригийский, локрийский и т.д.) представляют собой диатоники.
Хроматический звукоряд – это 12 нот, расставленных по полутонам. Две соседние ноты образуют интервал, который называется «малая секунда» (например, до и до-диез). В рамках хроматической гаммы возможны любые мелодии, интервалы и аккордовые последовательности. Но произведения, построенные на хроматике, могут иметь специфическое звучание, так как по сути композитор здесь ничем не ограничен. Любые диссонансные интервалы и самые странные гармонические комбинации не будут нарушать хроматику.
Но аккуратное вплетение хроматизмов в музыку добавляет ей красоты и оригинальности. К примеру, увеличенное трезвучие до (Caug) или малый мажорный септаккорд до (C7) для тональности ля-минор являются хроматизмами, так как в Caug есть нота соль-диез, а в C7 – си-бемоль. Эти ноты не входят в тональность ля-минор. Но вы можете вплести Caug или C7 в песню в ля-миноре так, что они будут уместны.

Простые аккордовые последовательности

Далее мы рассмотрим конкретные цепочки, которые можно применять на практике. Не будем брать хроматизмы, так как это сложная и специфическая тема. Обратимся к комбинациям трезвучий, построенных на семи ступенях диатоники. Как мы уже сказали, количество аккордов в цепочке может быть разным. Самый простой вариант – аккордовая последовательность из двух трезвучий.
Такая форма придает песне специфическую окраску. Здесь четко улавливается возвратное движение. Мы как будто ходим вперед-назад, но не можем спрыгнуть с этой траектории. Причем ее длина может быть разной. Одному аккорду вы можете отдать хоть целый такт или даже половину куплета. А можете, наоборот, сократить дистанцию и делать смену на каждую четверть. Не важно, строите вы аккордовую последовательность в мажоре или в миноре, в любом случае у нас есть несколько паттернов.

  • I – V (например, Am – E или C – G)
  • I – IV (Am – Dm или C – F)
  • I – VII (II) (Am – G или C – Dm)
  • I – III (Am – C или C – E)
  • I – VI (Am – F или C – Am)

Как вы заметили, во всех парах присутствует тоническое трезвучие. В любом произведении есть первая ступень, иначе музыка теряет основание или первой ступенью становится какая-то другая нота. Но тяготение в тонику имеется в любом случае. Его требует наше слуховое восприятие.
Но вот пример, когда мы можем убрать тонику из аккордовой последовательности. Играйте весь куплет движение IV – V – IV – V – IV – V – IV – V (или любое другое, но без I). А припев начните с тоники. Так у вас получится гармоничное курсирование: куплет метался между неустойчивыми ступенями, но припев нашел тонический выход.
Также будет отлично работать контраст между скупым на аккорды куплетом (возьмем то же блуждание между двумя ступенями) и насыщенным аккордовыми последовательностями припевом или прехорусом. Играйте, к примеру, весь куплет i – VI – i – VI – i – VI – i – VI (Am – F), а в припеве – i – VI – III – V (Am – F – C – E). Экспериментируйте. Даже простые ходы дают возможность придумать что-нибудь необычное.

Паттерны из трех аккордов

Усложним гармонию, добавим еще одно звено. Стандартное движение как раз и состоит из трех точек: тоника – субдоминанта – доминанта. По устойчивости это, пожалуй, лучшая аккордовая последовательность во всем разнообразии мировой музыки. Но под ритм на 4 счета она не подходит, поэтому в ней дублируют или продлевают одну из трех ступеней. Получается несколько модификаций.

  • I – IV – V – V
  • I – IV – IV – V
  • I – I – IV – V
  • I – IV – I – V
  • I – V – IV – V

Почему бы не взять какую-нибудь из побочных ступеней? Композиторы часто так и поступают. Причем другие ступени способны выполнять те же функции, что и основные: II – субдоминантовую, III – тоническую или доминантовую, VI – тоническую или субдоминантовую, VII – доминантовую. То есть они создают ту же силу тяготения в тонику, что и субдоминанта и доминанта, и имеют схожий с ними характер. Вы можете как заменять этими аккордами основные трезвучия, так и добавлять их в базовую аккордовую последовательность. Получается еще больше вариантов.

  • I – II – V – V
  • I – II – II – V
  • I – I – II – V
  • I – II – I – V
  • I – V – II – V
  • I – II – IV – V
  • I – IV – II – V
  • I – III – IV – V
  • I – III – VI – IV
  • I – IV – VI – V
  • и так далее

12-тактовая аккордовая последовательность

По сути это та же базовая трехаккордовая цепочка I – IV – V, но растянутая на 12 тактов. Первые 4 такта играем тонику, затем 2 такта субдоминанту, возвращаемся обратно на тонику и стоим на ней 2 такта, потом 2 такта на доминанте и 2 такта на тонике. Начало и конец можно разнообразить: в самом последнем такте сыграть доминанту в качестве перехода к следующему паттерну, а перед этим вставить субдоминанту. В общем, получается такая схема: T – T (S) – T – T – S – S – T – T – D – D (S) – T – T (D).
Это достаточно узнаваемая аккордовая последовательность для гитары, она используется во многих блюзовых произведениях. Но еще чаще ее применяют в качестве аккомпанемента для импровизации. Один гитарист играет эту комбинацию аккордами, второй исполняет под нее джем-соло. В какой-то момент они меняются. Аккомпанирующий музыкант также задает характерный для этой формы ритм – шаффл. Это триольная пульсация (раз-два-три-раз-два-три) без второй доли. Если понимаете длительности, то это повторение рисунка «четверть – восьмая».
Аккордовую последовательность для блюза играют и на одной гитаре. Для этого нужно время от времени задавать гармонию с помощью аккордов и поддерживать блюзовый ритм. Также можно играть интервалы и пауэр-аккорды. Нередко вместо трезвучий используются септаккорды и секстаккорды. В остальное время нужно делать соло-вставки. А если исполнять эту аккордовую последовательность на пианино, ее легко разложить на партию баса-гармонии (для левой руки) и соло-партию (для правой).

Прогрессия 1950-х

Эта комбинация была особенно популярна в 50-х годах, что ясно из ее названия. Она базируется все на том же движении I – IV – V в мажоре. Добавьте сюда шестую ступень, и получится схема 1950-х. Субдоминанту в некоторых случаях заменяли второй ступенью. Таким образом, мы получаем две разновидности этой цепочки.

  • I – VI – IV – V (например, C – Am – F – G)
  • I – VI – II – V (C – Am – Dm – G)

Эту красивую аккордовую последовательность придумали еще раньше. Она использовалась даже в ранней классической музыке. Но в 1930-х на ней построили несколько песен, ставших хитами, и она стала ассоциироваться с вокальной музыкой тех времен. А в 50-е достигла наивысшей популярности и даже стала базовым элементом целого жанра – ду-воп.
Иногда эту аккордовую последовательность так и называют – «ду-воп-прогрессия». В ду-вопе вокалисты исполняют и главную мелодическую партию с текстом, и гармоническую партию аккомпанемента. Часто они пропевают как раз слоги «doo-wop», по которым жанр и получил название. Четыре вокалиста по сути могут составить полноценную группу. Но в выступлениях все равно участвовали барабаны, саксофон, рояль, гитара, контрабас. И все это обязательно двигалось по пути I – VI – IV (II) – V.

Круговые аккордовые последовательности

Как мы узнали, все ступени диатоники выстраиваются по квинтам вверх или по квартам вниз. Эту структуру можно изобразить в виде кварто-квинтового круга. Круговые цепочки трезвучий как раз основываются на этом движении по квинтам и квартам. Оно считается наиболее логичным, сильным и гармоничным. Тональность составляют куски из шести трезвучий (найдите на круге, например, уже знакомые нам F, C, G, Dm, Am, Em).

Кварто-квинтовый круг

[Кварто-квинтовый круг]

Самый крепкий вариант: I – IV – VII – III – VI – II – V – I. Сыграйте и послушайте, насколько связно звучит эта аккордовая последовательность. Она также называется «золотой секвенцией». В до-мажоре это аккорды C – F – Bdim – Em – Am – Dm – G – C. Конечно, можно выстроить и другие цепочки, если, например, начать с другой ступени, отсечь какую-то область круга, поменять части местами, перевернуть.

Гармонизация гаммы

Итак, каждая натуральная (диатоническая) гамма включает в себя 7 ступеней. Хроматическая – 12. Теоретически от каждой ноты мы можем отложить 4 трезвучия. Трезвучие строится по терциям, которые бывают большими (4 полутона) и малыми (3 полутона). Соответственно, мы можем составить мажорный аккорд (4+3), минорный (3+4), уменьшенный (3+3) и увеличенный (4+4).
Но в рамках натуральной (диатонической) гаммы построить на каждой ступени 4 трезвучия не получится. К примеру, в тональности до-мажор от ноты до мы можем построить только мажорный аккорд. Если попробуем сыграть трезвучие до-минор, у нас появится нота ми-бемоль, а ее в тональности до-мажор попросту нет.
Так мы получаем ограниченный набор аккордов внутри тональности. В мажорных тональностях от ступени I строится мажорный аккорд, от II и III – минорные, от IV и V – мажорные, от VI – минорный, от VII – уменьшенный. И никак иначе. В противном случае у нас будут появляться ноты, которые не входят в гамму. Их, конечно, тоже можно использовать, но с большой осторожностью.
Использование семи аккордов в рамках одной тональности и называют гармонизацией гаммы. Используйте любые трезвучия из этого набора, и у вас будет красивая аккордовая последовательность. Некоторые песни строятся даже на последовательном движении этих аккордов вверх (I – II – III – IV – V – VI – VII) или вниз (VII – VI – V – IV – III – II – I). Такие комбинации тоже можно применять, целиком или частично.

Минорные и модальные цепочки

К минору аккордовые последовательности, рассмотренные выше, тоже применимы, в том числе восходящее и нисходящее движения. Минор имеет тот же аккордовый состав, что и мажор, меняется только порядок. I – минорное трезвучие, II – уменьшенное, III – мажорное, IV и V – минорные, VI и VII – мажорные.
К примеру, у до-мажора и ля-минора идентичный аккордовый состав. Эти тональности называются параллельными. Это позволяет начать аккордовую последовательность с минорной тоники, а закончить на мажорной в параллельной тональности (например, Am – F – Dm – G – C). Такие ходы помогают бесшовно, но эффектно менять настроение песни.
Если мы находимся в мажорной тональности (возьмем все тот же до-мажор), но в какой-то момент закрепились на шестой ступени и начали ощущать ее как первую (тонику), это означает, что мы перешли в параллельный минор (в данном случае ля-минор). То же самое можно проделать с любой другой ступенью. От II строится дорийский лад, от III – фригийский, от IV – лидийский, от V – миксолидийский, от VI – эолийский (минор), от VII – локрийский.
Конечно, не совсем корректно рассматривать эти лады как модификации мажора (он, кстати, называется ионийским ладом). Это такие же звукоряды, как мажор или минор, просто они намного реже используются. Обычно композиторы добавляют из них отдельные ноты или аккорды для придания произведению тех или иных красок. Вообще, это отдельная тема, большая и увлекательная. Если интересно, изучите ее самостоятельно.

Как использовать аккордовые последовательности при написании музыки?

Нет единственно правильного алгоритма сочинения музыки. Вы можете выстраивать композицию вокруг текста, вокруг ритмической основы, вокруг хука или музыкальной идеи. Но традиционный метод – гармонизовать вокальную мелодию. Вы просто подбираете аккорды к мелодии и слушаете, какая комбинация вам больше нравится. При этом нужно следить, чтобы между мелодической и гармонической линиями не возникало диссонансов и тесситурных конфликтов.
Обратный способ – выстроить мелодию, опираясь на аккордовую последовательность. Гармония уже дает множество звуков, которые могут подсказать мелодическое направление. И если у вас нет идей, попробуйте сначала записать комбинацию трезвучий, а затем займитесь импровизацией, напевая поверх записи все, что приходит в голову. Или просто составляйте фразы из тех нот, которые входят в гармоническую текстуру.
Как собрать аккордовую последовательность? Первый способ мы узнали в самом начале статьи: берите любые аккорды, входящие в тональность. Меняйте их местами так, как вам заблагорассудится. Слушайте и оставляйте сочетания, которые понравились больше всего. Чтобы не запутаться, опирайтесь на тонику, вас всегда будет клонить именно к ней.
Второй способ: перебирайте цепочки, предложенные в статье. Возьмите комбинации из таблиц. Попробуйте двухаккордовые сочетания. Попробуйте трехаккордовые сочетания. Может быть, вам придется по вкусу 12-тактовый блюз. Может быть, вам подойдет аккордовая последовательность 50-х. Поработайте с золотой секвенцией. Поэкспериментируйте с восходящим или нисходящим движением.
Когда освоите ступени и функции, попробуйте сломать систему. Там, где должно стоять минорное трезвучие, сыграйте мажорное. Послушайте, что получится. Попробуйте добавить в стандартную схему какой-нибудь совсем неподходящий аккорд. Поищите красивые переходы в параллельную тональность. Не замыкайте одну схему, а комбинируйте разные варианты.
Очень полезное занятие – разбор популярных песен, как современных, так и уже ставших классикой. Посмотрите аккордовые последовательности в R&B, роке, регги и других стилях. Посмотрите, как выстраивают гармонию знаменитые музыканты. Подберите аккорды и разложите их на ступени. Наверняка, вы найдете много примеров, которые вас удивят. Уловите логику и применяйте ее для написания своих песен. Учитесь у лучших.
В заключение стоит сказать, что не стоит зацикливаться на аккордах. Есть масса элементов, которые сделают ваше музыкальное произведение оригинальным и выразительным. Это и цепкие хуки, и красивая мелодия, убойный ритм, необычное композиционное строение, тембры инструментов и многое другое. Но если вы добавите ко всему этому уникальную гармонию, у вас есть все шансы создать нечто выдающееся. Нет вдохновения – запустите какой-нибудь программный генератор аккордовых последовательностей. Но не позволяйте обстоятельствам тормозить ваше творчество.

Советы и рекомендации тем, кто хочет написать свою собственную песню.Если говорить о написании новых песен, существует три точки зрения по этому поводу. Три совершенно разнящихся мнения на этот счет. Приверженцы первой точки зрения считают, что писать песни гитаристы либо могут, либо нет и с этим уже ничего не поделаешь.

Вторая точка зрения обусловлена квазимистическим понятием, что все песни уже придуманы ранее, и в настоящее время уже нельзя ничего нового придумать, а можно только лишь изменить старые песни, переделать.

И, наконец, третья точка зрения, которую я поддерживаю, и, наверняка, с которой Вы тоже согласитесь, если ищете информацию, как написать песню самому. Звучит он так: написание песен — это как ремесло, со своим набором правил и методов, которым может научиться даже начинающий музыкант.

Конечно, было бы самонадеянно утверждать, что какая то из трех точек зрения верна на сто процентов, но мы будем придерживаться третьей. Мы прировняем умение писать песни к занятиям баскетболом, рисованием или стрельбой по тарелкам, всему тому, чему можно научиться.

Конечно, бросок мяча в прыжке не гарантирует Вам допуск в НБА, так же и тут: большой объем информации о написании песен не может превратить начинающего музыканта в Пола Маккартни или Пола Стенли. Идея состоит в том, что Вы гораздо быстрее приблизитесь к реализации своего таланта.

Искра в аккордах

Даже если бы нужно было ограничить себя рассмотрением поп-песен за последние 40 лет, «руководство» по написанию песен будет занимать много томов, что повлечет за собой серьезное изучение музыкальной теории. Наша цель — доказать и найти выборку общей прогрессии аккордов, которые можно использовать с вашими собственными песнями, и изучить некоторые из вещей, которые гитарист может сделать, чтобы добавить более интересное и необычное звучание в свои песни.

Все популярные мелодии, независимо от жанра, основаны на аккордах. Даже если песня состоит в основном из однонотных рифов (Led Zeppelin в «Black Dog» является хорошим примером) или акапеллы вокальной линии , аккорды и общая гармония по-прежнему предполагаются. Понимание аккордов, и то, как они соотносятся друг с другом, в значительной степени является основой всех поп-песен.

Посмотрите на иллюстрацию ниже. Там изображены триады (аккорды, состоящие из 3-х нот) вокальной партии, составленной из самых распространенных тональностей C, D, E, G и А.

Как самостоятельно написать песню.

Чтобы почувствовать «искру» в аккордах, сыграйте последовательность прогрессии I-VI-II-V, которая используется в бесчисленных поп и рок-песнях.

Последовательность четырех аккордов

Если Вы настроитесь на ретро-волну или просто послушаете записи 50-х годов, Вы четко услышите последовательность аккордов I-VI-IV-V. Вам не обязательно должно быть 65 лет, чтобы услышать знакомый мотив. В большом количестве современной музыки используется эта последовательность аккордов I-VI-IV-V. Так что при написании своей собственной песни, Вы можете использовать именно эту последовательность.

Последовательность трех аккордов

IV-IV и I-IV-V прогрессии, вероятно самые используемые последовательности аккордов в поп-музыке. Я не буду сейчас приводить примеры песен, в которых используется эта последовательность аккордов, но знайте — количество песен, написанных по этой последовательности бессчетное количество, даже некоторые хиты Битлз написаны с использованием этой последовательности.

Вышеописанные последовательности аккордов можно применять к любой тональности и использовать при написании своих собственных песен.

Добавить комментарий