Как составить композицию хохлома

МБУ ДО «РЦТД и М «Спектр»

Конспект занятия

Тема: «Композиция в хохломской росписи»

Год обучения: 2 год обучения

Педагог дополнительного образования –

Хабибулина Ия Григорьевна

п. Новоаганск

Композиция в хохломской росписи

Цель: Изучение основ композиционного построения хохломской росписи.

Задачи: – изучение традиционных схем построения хохломского орнамента;

  • построение композиции в круге, прямоугольнике, квадрате;
  • повторение пройденного материала по теме: «Растительные мотивы хохломской росписи»;
  • развитие навыков кистевой росписи;
  • воспитание трудолюбия и аккуратности.

Материалы и инструменты: изделия хохломской росписи различной формы; схемы построения хохломского орнамента в круге, прямоугольнике, квадрате; карточки с заданиями; альбомы, краски, карандаши; мозаика.

Ход занятия

I.        Организационный момент.

Приветствие.

Сообщение темы и цели занятия.

II.        Повторение.

Прежде чем приступить к изучению нового материала необходимо повторить пройденный материал по теме: «Растительные мотивы хохломской росписи». Необходимо ответить на следующие вопросы:

•        Назовите основные мотивы хохломской росписи.

  • Как в хохломской росписи называется стебель на котором располагаются ягоды и листочки?
  • Назовите правила построения криуля. Нарисуйте криуль.

III.        Изучение нового материала.

В русском декоративно – прикладном искусстве орнамент занимает очень важное место. Он пришел от травщиков – мастеров, специализировавшихся в написании растительности и орнамента в иконографии. Главный хохломской мотив так и называется – «травка». И именно в силу специфики своего орнамента Хохлома является самой национальной росписью.

Слово «орнамент» (лат.) и «декор» (фр.) означают одно – украшение.  (Слайд №2) Орнамент не существует сам по себе как самостоятельное искусство, вне связи с предметом. Он украшает уже существующий объект, разнообразит его рисунком и цветом.

Орнамент это прежде всего ритм, череда повторяющихся мотивов, называемых еще раппортами. (Слайд №2)  Именно эта ритмичность, уравновешенность рождают в нас чувство покоя и гармонии. Ведь все сущее упорядочено ритмами: сезоны, сердцебиение, музыка, жизнь и смерть…

Прежде всего, в русских узорах преобладает мягкий, гибкий завиток, напоминающий толи морозные узоры, то ли изогнутую при обработке стружку. Благодаря завитку, бегущему по поверхности, орнамент кажется бесконечным, стремительным. Не зря говорили в старину, что украшенная русскими мастерами поверхность «измечтана всею хитростию». Действительно, тем, кто не знает строя орнамента, никогда не догадаться, где начало его и конец. Интересно, что и русское кружево соблюдает этот принцип, сколько б ни плутала вилюшка, все равно вернется «домой». Конечно, есть и простые узоры, состоящие из гибких завитков, но сам орнамент строится мотивами, сегментами, сцепляясь между собой. Но характерно для русского орнамента именно бесконечно виться. Возможно, в этом прослеживаются византийские традиции вязи.

Русское узорочье напоминает поля под травушкой – муравушкой, извивы рек, отражая в себе, как и многие другие национальные орнаменты, родную природу.

При выполнении композиции необходимо обратить внимание на соответствие единства формы предмета, материала, из которого он сделан, рисунка и колорита в целом с назначением предмета. Важно учитывать размер, формат рисунка, элемента. Нельзя без потерь увеличить какой – нибудь мелкий элемент: он будет нуждаться в дополнительной разработке, как говорят в промысле, в «разделке».

Работая над составлением композиции, надо помнить, что чистые поверхность тоже несут свою эмоциональную и смысловую нагрузку, не стремитесь закрыть все рабочее пространство рисунком, оставьте «воздух».

Первичный контроль знаний

  1. Откуда пришел в хохломскую роспись травный орнамент?
  2. Как называются повторяющиеся части орнамента?
  3. Назовите характерную особенность русских узоров.
  4. Что надо учитывать при составлении композиции ?

Физкультминутка

Птички полетели, Крыльями махали. На деревья сели, Вместе отдыхали.

Практическая работа

Композиционное построение может быть вертикальным, горизонтальным, диагональным, радиальным.

Изучение любого вида композиции лучше всего начать с простейшего ленточного орнамента. (Слайд № 3)  Демонстрируется схема композиции в полосе. (Слайд № 4) Дети знакомятся с построением и на карточках строят  подобную композицию.

Более сложная композиция в прямоугольнике. (Слайд № 5) В хохломской росписи прямоугольник лучше разместить вертикально. Криуль рисуется снизу вверх, на концах завитков размещаются ягоды или цветы, затем рисуются листочки. Все элементы композиции должны размещаться равномерно по всей поверхности. Нельзя перегружать композицию мотивами, он и редкое расположение мотивов некрасиво. Важно правильно выбрать размер элементов в композиции, орнамент должен сочетаться с формой и размерами изделия. Демонстрируются схемы композиционных построений. Обучающиеся выполняют задания по карточкам.

Построение орнамента в круге. (Слайд № 6)  Схемы построения композиций в круге разнообразны: по схеме «ветвь» (Слайд № 7,8), «спираль» (Слайд № 9,10), «поясок», «сегменты»,   смешанная   композиция   «поясок»   +   «спираль» (Слайд № 11).

Демонстрируются схемы, обучающиеся выполняют задания по карточкам.

Построение композиции в квадрате. Для построения композиции в квадрате можно использовать композиционные схемы применяемые для составления композиций в круге. Демонстрируются схемы, обучающиеся выполняют задания по карточкам.

Подведение итогов занятия. Проверка знаний.

В конце занятия необходимо провести просмотр выполненных композиционных схем. Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. В какой геометрической фигуре было легче всего разместить композиционную схему, в какой трудней? Почему?
  2. В какой последовательности выполняется построение хохломского орнамента?
  3. Какая композиция считается удачной? (Слайд № 12)
  4. Найдите отличия в данных композициях, какая из них гармоничней? (Слайд № 12)

Рефлексия. Уборка рабочего места.

Использованная литература

  1. Величко Н. Роспись: Техники. Изделия. – М.: ACT – ПРЕСС, 1999.
  2. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
 Хохломская роспись
Хохломская роспись

Хохломская роспись создана опытом многих поколений русских мастеров росписи по дереву. Удивительная по своей красочности и эмоциональности, она словно брызжет золотом и всполохами огня. Хохлома всегда и везде узнается нами мгновенно. Это свидетельствует о типичности ее мотивов и узоров.

Хохломская роспись
Хохломская роспись

Однако, при внимательном рассмотрении нетрудно заметить стилистическую неоднородность росписи. Она диктуется разнообразием технологического процесса и элементами, используемыми в росписи.

Хохлома – это уникальная технология золочения фона, бесконечные варианты орнаментальных композиций, неординарная стилизация цветов, листьев, птиц.

Хохломская роспись
Хохломская роспись

Вот, непринужденно изгибаясь, весело разбежались по золотому фону изделия стебельки с листочками разной величины. Они напоминают нам луговые травы. Порою в них гармонично вплетаются причудливой формы полевые цветы, крупные листья и плоды ягодных растений. Природа родной русской земли преподносится мастерами хохломской росписи райским уголком, где могут присутствовать также фантастические птицы или рыбы.

Виды росписи

Верховая роспись

Если рисунок наносится поверх золотого фона, то роспись называют “верховалом” (верховой росписью) в отличие от фоновала (фоновой росписи). Верховая роспись отличается обязательным наличием травной росписи.

Верховая роспись
Верховая роспись

Травная роспись

Основу травной композиции составляют крупные мазки с острым концом. Они наносятся мастером в первую очередь, отличаются плавностью и мягкостью линий, определяют ритм и характер узора. Крупные мазки воспринимаются листьями. Они дополняются и мелкими мазками, среди которых можно выделить капельки, травинки, осочки или составленные из них кустики.

Травная роспись
Травная роспись

Травка – основной элемент верхового письма. Она гармонично заполняет поверхность изделия, создавая причудливую ажурную композицию из разных по значению мазков, которые только на первый взгляд кажутся одинаковыми.

Однако, они различаются и по величине, и по характеру исполнения. Все мазки выполняются легким движениями, часто с нажимом и поворотами. Это дает возможность придать им большое разнообразие.

Техника травной росписи достаточно сложна, требует от исполнителя на этапе изучения внимательности и терпения. Зато, освоив роспись, исполнитель получает истинное наслаждение от работы.

Травная роспись
Травная роспись

Травную роспись иногда оживляют приписками. Это дополнительные элементы росписи в виде усиков, колосков, мелких цветочков. Приписки отличаются легкостью, изяществом и придают всей композиции большую выразительность. Травная роспись относится к самым древним видам росписи, выполняется в основном черным и красным цветом по золотому или черному фону.

Роспись «под листок» и «под ягодку»

Часто травная роспись дополняется крупными листьями ягодных растений, например, крыжовника. Такую роспись называют росписью «под листок».

Роспись «под листок»
Роспись «под листок»

Если в травную роспись включаются листья, ягоды и цветы, роспись называют росписью «под ягодку».

Роспись «под ягодку»
Роспись «под ягодку»

Это еще одна разновидность верховой хохломской росписи. Создавая неповторимые по своей красоте изделия, русские мастера черпали вдохновение из природы, окружавшей их.

Они изображали виноград, землянику, смородину, клюкву, крыжовник, цветы ромашки и колокольчики, находя лаконичные декоративные формы стилизации. Этот вид росписи отличается от «травной» росписи более крупным мазком, большей декоративностью.

Он богаче травной росписи в цветовом отношении. Кроме красного и черного цвета здесь используются оттенки зеленого, коричневого и желтого цветов. Травные узоры в таких росписях выполняются красным, зеленым, коричневым цветом.

Роспись «Пряник»

Как вид верховой росписи выделяют также «пряник» («рыжик»). «Пряник» целесообразнее рассматривать как геометрическую композицию, вписанную в квадрат или ромб. В центре композиции располагается символическое изображение солнца, которое вызывает ощущение кругового движения («большой рыжик»).

 Роспись «Пряник»
Роспись «Пряник»

Символика верховой росписи

Буйство растительности, фантастическое совершенство и неповторимость образа природы в рисунках хохломских мастеров олицетворяют плодородную неиссякаемую силу Земли и то, что эта сила дает человеку: богатство, благополучие и счастье.

Цветовое решение хохломской росписи органично вписывается в традиционное представление русского народа о цвете.

  • Светоносная небесная сила символизируется золотом фона, словно омывающим узоры росписи.
  • Красный цвет киновари олицетворяет Солнце, Огонь, а значит, свет, тепло, жизнь.

В русской традиции красный цвет является синонимом понятия «Прекрасное».

Значение верховой росписи

Верховая хохломская роспись не только наиболее употребима для декорирования деревянных изделий, выполнение ее элементов способствует правильной постановке руки народного художника. Поэтому изучение и выполнение элементов хохломской росписи обязательно используется при обучении традиционной росписи по дереву.

Хохломская роспись: виды росписи, цвета и мотивы

Как нарисовать хохломскую роспись в домашних условиях, вместе с ребёнком пошагово? Какие краски использовать, какие кисти, на какой поверхности рисовать? Как расписать посуду под хохлому?

Хохломская роспись – это красивая роспись на посуде, которую применяли еще в XVII веке. Название дано по местности, откуда родом роспись, из Хохломы, из нижегородской области. Хохломская роспись появлилась, благодаря ремеслу мастеров из той местности.

Перед тем, как расписать изделие, сначала надо выточить ложки, кружки, дощечки и другую посуду на деревянном станке, сделать ровной поверхность, потом покрыть равномерно олифой в несколько слоев, сделать слой алюминиевого порошка. После этого можно наносить роспись.

Хохломская роспись – это орнамент с видом растений, веточек, ягод, цветов, символов, завитков. Часто в такой росписи применяют красный, желтый, черный цвета, а также зеленый и другие.

Готовый предмет покрывают сверху для прочности.

Используются масляные краски.

Есть разные техники хохломской росписи. Узор “пряник” – это крупный узор в центре, от которого ответвляются более мелкие узоры.

Есть еще узор “под фон” – “кудрина”, который выполняется желтой и красной краской на черном фоне.

Чтобы выполнить рисунок, необходимо использовать творческий потенциал, выдумку для создания орнаментов. Чтобы выполнить узор самостоятельно, существуют базовые лини, символы, с которых можно начинать учиться рисовать. Простые элементы доступны даже для ребенка, детям тоже полезно учиться росписи, это развивает навыки.

Предлагаю в домашних условиях сделать роспись доски. Возьмем доску, а также краски гуашь, клей ПВА, кисти.

Рисунок для росписи можно сделать самостоятельно или взять в интернете шаблоны. Затем надо скопировать с бумаги на доску.

Досточку, прежде всего, обработаем яичным белком в качестве грунтовки. Обработав, пусть подсохнет.

хохломская роспись по дереву мастер-класс поэтапно

Следом за яичным белком покрываем все изделие золотой краской.

Далее переносим рисунок на изделие.

хохломская роспись по дереву мастер-класс поэтапно

Окрашиваем яркой краской ягоды.

хохломская роспись по дереву мастер-класс поэтапно

Прорисовываем жилковатую часть листочков.

хохломская роспись по дереву мастер-класс поэтапно

Далее все детали очерчиваем контуром.

хохломская роспись по дереву мастер-класс поэтапно

Закрашиваем вокруг контуров весь фон черным цветом. Затем надо дать краске полностью высохнуть.

хохломская роспись по дереву мастер-класс поэтапно

Когда темный фон готов и краска высохла, поверх рисуем элементы травы зеленой краской.

хохломская роспись по дереву мастер-класс поэтапно

Необходимо дать рисунку полностью высохнуть.

Затем окончательно покрываем прозрачным лаком.

хохломская роспись по дереву мастер-класс поэтапно

Вот примеры орнамента и базовые линии и символы.

хохломская роспись схемы

хохломская роспись схемы

хохломская роспись схемы

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Милол­ика Таира
[176K]

более года назад 

Любой рисунок начинаем с того, что делим лист вертикально пополам и горизонтально пополам.

так проще создать ровный рисунок. Если это посуда.

Но я так же делила лист и для птички. Примерно с центра начинаем рисовать птичку, размечая карандашом, где что находится. Рисуем тело, голову, хохолок на голове, клюв, глаз, крыло, пушистый хвост, потом ветку с ягодами и листьями, поэтапно, как на рисунке.

В хохломской росписи присутствуют определенный орнамент: капельки, листочки, ягодки, завитушки, как у хвоста.

Потом готовый рисунок обводим черной гелевой пастой.

Вот в таких цветах потом раскрашиваем нашу хохломскую птичку, используя красный, желтый-золотой, зеленый, черный цвета.

Я свою пташку разукрашивать не захотела, хотя ребенок настаивал. Но если хохлому рисуем, то раскрасить нужно обязательно.

himer­ka
[64.5K]

6 лет назад 

Рисование хохломской росписи под силу даже ребёнку. Основа такой росписи-это растительные элементы и иногда птички с рыбками. В основном это веточки, ягодки и листочки, вся работа выполняется в четырёх цветах: чёрной, красный, золотой и зелёный.

С завиточками, кружочками и черточками справится даже ребёнок:

Для начала рисуем рисунок карандашом, можно срисовать с интернета, а потом начинаем раскрашивать, начиная с самых крупных элементов:

После того как все Крупное мы нарисовали нужным нам цветом, закрашиваем черным фон. После высыхания фона, добавляем к нашим веточка дополнительные штрихи, рисую по черноту фону.

Если рисование происходит на деревянной поверхности, после высыхания можно покрыть несколькими слоями алкидного лака с промежуточной просушкой.

Вот несколько элементов и пошаговых мастер-классов по рисованию хохломской росписи:

Видео мастер-класс по созданию хохломской росписи своими руками:

У м к а
[69.3K]

6 лет назад 

Хохломская роспись предполагает использование достаточно ограниченного количества цветов, а именно зелёного, чёрного, красного и жёлтого (золотого).

Для того, чтобы научиться подобной росписи необходимо начать с азов и потренироваться в изображении стандартных для данного вида искусства форм (стебелечков, цветочков, ягод и т.д.).

Ниже предлагаю некоторые основы, по которым можно ориентироваться.

Также предлагаю разукраски, где вы также сможете освоить составление рисунка и сочетание цветов.

88Sky­Walke­r88
[428K]

6 лет назад 

Предлагаю раскрасить разделочную доску в стиле “Хохлома”.

Для работы вам понадобится

  • деревянная разделочная доска,
  • кисточки и акриловые краски,
  • стакан воды,
  • бесцветный лак.

Прежде всего давайте смешаем краски для получения золотистого цвета. Для этого берем желтую и цвета металлик.

Начинаем рисовать стебель.

вверху нарисуем ягодку

потом еще две ягодки

чуть ниже еще рисуем веточку с ягодами

слева рисуем веточку, на ней листики

теперь веточку с тремя листиками, а в середине завиток

начинаем рисовать фон

продолжаем рисовать фон

далее рисуем точки на ягодках

боковую сторону доски также покрываем золотистой краской

теперь покрываем доску прозрачным лаком. Все готово!

Jean Monti­bus-Citri
[163K]

6 лет назад 

Это прозвучит смешно, но рисование в стиле хохлома производится точно по такой же методике, как и роспись посуды, которую делали в древности в Нижнем Новгороде и окрестных деревнях. Каждый элемент рисунка выполняется одной краской, после чего картинка должна высохнуть. Как только есть уверенность, что цвета не смешаются, можно брать другую краску и наводить ею необходимые элементы:

Карандашом еще проще – не нужно ждать, когда краска высохнет:

Можно исполнить рисунок в графическом стиле, просто повторяя стиль хохломы. Если есть желание соблюсти все правила, то карандаши следует брать цветные.

Хохломой расписывать очень даже увлекательно. Раньше в обычных советских детских садиках этому учили, потому что я помню некоторые уроки. Сейчас уже это не модно и учат абсолютно другому деток. Если делать все по старинному обычаю, то это сложная техника. Но для деток сделали упрощенную и понятную.

Итак, нам понадобится для работы:

  • Краски гуашь – желтая, зеленая, черная и красная
  • Беличьи кисточки №2 и №3
  • Банка с водой
  • Мягкая тряпочка для того чтобы ей снимать лишнюю краску
  • Маленькая белая тарелочка без узоров, для палитры

Для начала начинаем от простых элементов, которые в хохломской росписи называется “травка”. Она выполняется отдельными ритмичными мазками. Кисточку надо держать перпендикулярно тремя пальцами.

Вот главные и основные элементы “травки”.

Теперь практический урок. Смотря на чашу, которая разукрашена мастером, детям дается возможность самим придумать орнамент и расписать узором “травка” деревянную ложку.

А это уже травяной орнамент с использованием “криуля”.

Криуль служит для того, чтобы округлую форму изделия можно было подчеркнуть.

Еще важные узоры “листочки”.

Сочетая в себе все эти узоры можно расписывать глиняную посуду очень оригинально вместе с вашим ребенком.

Татья­на100
[169K]

6 лет назад 

Если учиться вместе с ребенком, то нужно начать с гуаши (4 цвета – желтой, черной, красной и зеленой) и рисунков на бумаге, изучения обязательных узоров, а потом уже, изучив главные приемы рисования цветов, ягодок и травинок можно взяться и за деревянные дощечки, деревянные шкатулки и бумажные коробочки из папье-маше для декорирования акриловой и масляной краской. Обязательно сверху покрыть не менее 2-х слоев лака (но не “нитро” – он портит масляную краску).

Рисунок располагается на черном или желто-золотом фоне, делается сначала разметка крупных элементов, затем средних и только потом мелких. В конце добавляются мелкие завитки, штрихи и ягодки-точки. Каждым цветом сначала все расписывается по очереди, дается хорошо высохнуть и только потом берется следующий цвет.

Начать изучение лучше с главных элементов:

Nelli­4ka
[114K]

4 года назад 

Все зависит от того, какие орнаменты вы будете рисовать.

Для широких листьев подойдет широкая кисточка, для стеблей – поуже. Но если рисуете стебель с расширением, берите кисточку с острым кончиком. В местах расширения стебля углубляйтесь ею в лист бумаги (ну или в другую поверхность), иными словами – сильнее надавливайте на нее.

Техника в общем-то простая, главное – приноровиться.

Начинайте с крупных элементов, от которых вы потом и будете отталкиваться.

В данном примере это стебель, лежащий горизонтальной волной. Потом к нему добавляете ягодки, затем – листики.

В конце проработайте мелкие штрихи: сделайте блики на ягодках, прорисуйте черточки на листьях.

morel­juba
[62.5K]

6 лет назад 

Хохломская роспись довольна популярна. Такая роспись не потребует слишком большого умения в рисовании, главное приложить немного усилий, усидчивости и внимания.

Как пример элемента росписи можно нарисовать вот что:

В хохломе приветсвуются извилистые линии, ягоды, цветы и птицы.

Сначала рисуете оснву – извилистую линию. А далее приступаете к прорисовке ягод, а затем и листочков.

Вот ещё:

Везде нужно начинать с основных извилистых линий, а потом уже разрисовывать.

Go Green
[537K]

4 года назад 

У меня в детстве был столик, расписанный в стиле Хохломы.

Мне очень нравилось его рассматривать и даже пыталась перерисовать узоры с этого столика.

Хохломская роспись всегда делается на готовом фоне, как правило, это черный фон, но он может быть темно-синим, красным, бордовым и темно-зеленым.

В основном, хохлома – это узоры, состоящие из растительных мотивов и завитков. (Но есть и сюжетные росписи).

Расписывать будем акрилом или маслом.

Подготовим фон и дадим ему полностью высохнуть.

Затем тонкой круглой кистью начнем рисовать тоненькие веточки и завитки.

Кистью потолще будем рисовать листики и цветы.

Обычно художники делают один завиток с помощью одного взмаха кисти.

Но можно и просто перевести готовый рисунок и раскрасить его аккуратно, не выходя за границы.

Знаете ответ?

Содержание

  • 1 История промысла
  • 2 Цвета хохломской росписи
  • 3 Элементы и мотивы хохломской росписи
  • 4 Техника выполнения хохломской росписи
  • 5 Виды росписи
  • 6 Посуда и не только
  • 7 В чем отличие хохломской и городецкой росписей
  • 8 Хохлома — что это такое с точки зрения мировой общественности?
  • 9 Хохлома в песенном жанре
  • 10 Заключение

Хохломская роспись – это искусство, зародившееся в семнадцатом веке в небольших деревушках, расположенных на берегу Волги. Это декоративное оформление изделий из древесины. Отличительная черта промысла – использование золотистого фона, на поверхность которого наносят красные сочные ягоды, изумрудные листья или черный орнамент.

История промысла

Ремесло зародилось во второй половине семнадцатого столетия в поселениях Заволжья. Хохлома – это один из крупнейших центров сбыта, куда местные умельцы привозили свои творения на продажу. Именно он подарил название росписи.

Промысел имеет характерную особенность, благодаря которой его невозможно перепутать с другими направлениями искусства. В хохломе используется золочение поверхностей из дерева и обильное декорирование разнообразным орнаментом. Мастера для создания своих шедевров использовали свободную кистевую манеру. Это позволяло им работать сразу в двух направлениях: фоновая роспись и верховая композиция.

Где находится Хохлома? Населенный пункт раскинул свои просторы в Нижегородской области. На левом берегу Волги располагалось большое количество поселений, жители которых увлекались росписью по дереву. Обитатели Глибино, Шабаши, Хрящи привозили в Хохлому продукцию на продажу.

Многие связывают специфическое окрашивание «под золото» со старообрядцами из Заволжья. Они придерживались «старого вероисповедания» и обычно селились вдали от людской суеты, выбирая глухие лесные чащи.

Среди них было большое количество невероятно талантливых живописцев, которые с помощью тонкого кистевого изображения расписывали иконы и декорировали старинные книги. Обитатели Заволжья считались умелыми мастерами, они преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Соединение двух направлений и способствовало зарождению росписи под хохлому.

Промысел вобрал в себя вычурность иконописцев и безупречность линий от умельцев Заволжья, гармонично сочетал шикарную подачу и классические формы.

Существует несколько красивых легенд относительно зарождения росписи. Одна из них повествует об иконописце Андрее Лоскуте. Когда-то он был вынужден покинуть столицу из-за начавшихся реформ патриарха. Мастер укрылся в глухой чаще и продолжал создавать лики святых, используя традиционную методику.

Однако вскоре патриарху доложили о местонахождении беглеца и рассказали о том, что «наглец» обучает сельское население написанию икон в «старинном» стиле. Чтобы избежать кары и публичного унижения, Лоскута сжег себя в пламени костра. Напоследок бунтарь завещал ученикам сохранить его искусство и умение.

Если верить иной легенде, то в дремучем лесу обитал никому не известный мастер, создававший изделия из хохломы с богатым декором. Иногда он дарил свою продукцию обитателям деревушек, расположенных поблизости. Через некоторое время слава об удивительном умельце дошла до царя.

Тот незамедлительно отправил отряд в чащу и приказа привести «хохломиста» в его палаты. Но мастер отказался быть в подчинении у государя, поэтому опричникам так и не удалось отыскать его в дремучем лесу.

Цвета хохломской росписи

Классические творения промысла уникальны и вызывают неподдельное восхищение. Каким образом мастера, имевшие скудный запас красящих веществ, умудрялись создавать настоящие шедевры. С помощью минимальной палитры они наносили на поверхность волшебные орнаменты и причудливые композиции.

Обязательное использование золотистой основы придавало изделиям богатства и наполняла их удивительной фактурой. Позолоту применяли в качестве фона либо для оформления центральных элементов композиции. Также мастера чаще всего брали черный и красный оттенки. Добавить изображению глубины и многогранности помогало внедрение в рисунок белоснежного цвета или охры.

Крайне редко роспись хохлома наносилась на бирюзовый, изумрудный, оранжевый или красный фон. Главная задача мастера состояла в том, чтобы выразить свою идею с помощью гармонично сочетающихся оттенков, создавая технологичную и невероятно сложную игру мазков.
Вернуться к оглавлению 

Элементы и мотивы хохломской росписи

В промысле различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом варианте умелец создает орнамент на золотистом фоне, используя черные, красные и белые цвета.

На примере хохломской росписи ярко просматривается душа русского народа, уникальная подача, романтичное и слегка наивное восприятие жизни целой нации. Знаменитые «травинки», «колоски», тяга к натюрмортам, где живописцы применяли насыщенные оттенки и с помощью деликатных мазков создавали шедевры.

Так называемая травная роспись характеризуется мотивами «под осоку». Старинный вариант орнамента рисуют с использованием завитков, мазков, ягодок небольшого размера, колосков на серебряном фоне. Из нескольких травинок умельцы создавали образ петушка или курочки, который мирно сидит на веточке в густоте листвы.

«Ягодка» и «листочек» отличаются от предыдущей технологии использованием крупных и жирных мазков. Живописцы создают картину, дополняя ее громоздкими растительными формами. Наибольшей популярностью пользуются орнаменты с гроздьями винограда, ягодками земляники, малины, вишни. Художниками удивительным образом удавалось на россыпь тюльпанов или астр наложить рябину или смородину.

«Пряник» или «рыжик» — орнамент чаще всего используют для декорирования внутренней поверхности чашек и блюдец. Это геометрические формы, вписанные в квадрат или ромб. В центре обязательно изображают светило. По периферии узора наносят мелкие элементы.

Для создания верховой росписи используют тончайшие и деликатные мазки. Композиция словно наполнена легкостью и воздушностью, кажется будто она источает золотистое сияние. Это простой вариант нанесения красящего вещества, дающий возможность пофантазировать и поменять элементы композиции в процессе работы.

При фоновой росписи сначала создают полотно с контурным рисунком. Затем с помощью черного или красного оттенка маскируют окружающее пространство. Роспись фона – это долгий и трудоемкий процесс. Здесь нет места для фантазии и импровизации. Первоначальную идею мастера необходимо изложить с максимальной точностью.

Техника выполнения хохломской росписи

Подготовленную деревянную заготовку высушивают и с помощью вапы или жидкой глины проводят грунтовку. Изделие сохнет как минимум семь часов. Затем поверхность древесины тщательно обрабатывают олифой. Процедура повторяется от трех до четырех раз на протяжении дня.

Вторым этапом становится лужение. В дерево втирают порошок из алюминия. Процедуру выполняют вручную, используя кожаный тампон. После этого поверхность приобретает блеск и готова к нанесению орнамента.

Для росписи используют только тонкие кисти разного размера. Завершенное изображение подсушивают и покрывают лаком. Последняя стадия – закаливание изделия в печи при температуре плюс сто шестьдесят градусов. Именно на этом этапе на поверхности появляется шикарная плёнка из «золота».

Виды росписи

В восемнадцатом столетии искусство достигло пика популярности, спрос на хохломскую продукцию рос стремительными темпами, а мастерство живописцев совершенствовалось. В эти времена и установились два основных типа росписи – верховая и фоновая.

В первом случае это орнамент из черных и красных оттенков, выполненный на золотистом фоне. Сначала мастер тонкими штрихами прорисовывает ажурный узор, используя один из принципов:

  • «Пряник». Стилизованное изображение небесного светила, помещенного в геометрическую фигуру или ограненную окружность. На первый взгляд, методика проста, однако, от солнечного круга было невозможно оторвать взор, насколько гармонично сочетались все элементы орнамента.
  • «Травник». Травяной узор, изображение прибрежной осоки или луговых растений.
  • «Под ягодку». Роспись с большим количеством листочков, плодов, цветов и стеблей. Они удивительным образом переплетаются между собой.

Хохломская роспись для детей могла быть и фоновой. В этом случае золотистый орнамент наносился на черное или красное полотно. Самая занятная разновидность данного направления – «кудрина» (стилизованное изображение цветов и листьев). Повторяющиеся завитки плавно переходят в причудливый орнамент.
Вернуться к оглавлению 

Посуда и не только

Мастера Заволжья в большом ассортименте производили предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, столики, шкафчики. На заказ изготавливали золотую хохлому, но цена на подобную продукцию подскакивала до небес. Однако потребителей это не смущало, каждый хотел стать обладателем уникальной росписи.

С девятнадцатого века хохломская игрушка и прочие товары, декорированные красивым орнаментом, стали дорожать. Причина скрывалась в том, что существенно усложнился процесс производства. Умельцы все чаще стали использовать растительный орнамент. Да, они придерживались старинных традиций росписи, но при этом внесли в нее особы стиль письма, который и отличает промысел от иных видов ремесла.

Со временем изделия заметно укрупнились. Мастера стали использовать манеру «кудрина», характеризующуюся золотистыми цветками и листьями. Орнамент состоял из нескольких отдельных элементов, которые удивительным образом сливались в единое целое.

Самое почитаемое направление в хохломе «травное письмо», во второй половине двадцатого столетия живописцы стали использовать особый орнамент. Так и зародились характерные черты промысла.

Постепенно усложнялся колорит узора, штрихи становились тоньше, сюжет обретал определенность. В средней полосе России появились жанры искусства, отдаленно напоминающие хохлому: федоскинские миниатюры и жостовские подносы. Чуть позже заработал завод по созданию керамических изделий под гжель.

В чем отличие хохломской и городецкой росписей

Яркую и насыщенную хохлому практически нереально спутать с иным народным творчеством. Умельцы используют только растительный узор, никаких бытовых сценок или изображений животных. Характерная черта промысла – золотистый фон. Богатые переливы красиво оттеняются ажурными плетением верхового орнамента и крупным деталями красно-черной гаммы при фоновой росписи.

В городецкой росписи вы не встретите золотистых мотивов. Если мастера хохломы применяли минимальную цветовую гамму, то умельцы городецкого промысла не скупились на разнообразные оттенки. Они использовали их в неограниченном количестве, играя с бликами, тенями и переливами.

К тому же в данном искусстве часто изображали быт граждан, народные гуляния и прочие ситуационные сюжет. Мастера хохломы этого избегали.
Вернуться к оглавлению 

Хохлома — что это такое с точки зрения мировой общественности?

В середине девятнадцатого столетия слава о хохломской росписи дошла до заграничных государств. В 1889 году была проведена выставка в столице Франции. Именно она открыла дорогу «золотому искусству» на все мировые континенты. Изделия российского промысла можно было встретить на рынках Индии, Китая, Западной Европы и т.д.

Невероятная популярность продукции заволжских мастеров стала отличным стимулом для дальнейшего развития отрасли. Существенно расширился ассортимент, помимо ложек и чашек в продажу поступили бокалы, кружки, бочонки и т.п. Наибольшим спросом на Западе пользовались братины – посудины огромного размера в виде ладьи с дюжиной ковшиков. Изделие предназначалось для массового пиршества.

Хохлома в песенном жанре

Изобразительное искусство часто гармонично сочетается с иными направлениями творчества. Хохломская роспись история ее развития не стала исключением. Уже на протяжении нескольких лет не теряет популярности песня, посвященная народному промыслу. Ее исполняют сольно или целыми коллективами.

Красивая мелодия, трогательные и проникновенные стихи, не могут оставить равнодушными. К слову, песня «Хохлома» не раз становилась лауреатом музыкальных конкурсов.

Заключение

Старинный русский промысел является обширным пластом российской культуры. Символом хохломской росписи считается огненная Жар-птица. Искусство совершенствовалось на протяжении нескольких веков. Причудливые переплетения известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Посмотрите интересный видеосюжет о хохломской росписи.

Вернуться к оглавлению 

Разделы: МХК и ИЗО, мастер-класс.

Ключевые слова: рисование, ДПИ, Хохлома, технология изготовления, последовательность росписи.

Занятие рассчитано на два учебных часа (90 мин.)

Цель: познакомить с особенностями народного промысла Хохлома, с его историей и современным развитием.

Задачи:

  • научить создавать композицию «Птица» по мотивам одного из видов хохломской росписи – «Кудрина»;
  • правильно располагать на листе (компоновать);
  • последовательно вести работу (от общего к частному, к деталям);
  • научить верно держать кисть при выполнении росписи;
  • аккуратно делать заливку фона;
  • научить выполнять элементы травного узора.

Универсальные учебные действия:

Предметные: научить владеть основами языка декоративно-прикладного искусства;

  • уметь создавать композицию «Птица» в единстве с формой;
  • учиться самостоятельно находить решение поставленных учебных задач и создавать алгоритмы собственной деятельности.

Познавательные:

  • получить представление о видах хохломской росписи («травка», «верховая», роспись под фон, «Кудрина»), различать их;
  • понимать общее и особенное в произведениях ДПИ;

Личностные:

  • эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы, уважительно относиться к истокам народных художественных промыслов, традициям культуры своей страны и мира.

Регулятивные: уметь работать по предложенному учителем плану; приобретать навыки контрольно-оценочной деятельности (собственной и одноклассников).

Коммуникативные: формулировать вопросы и аргументировать личное мнение.

Тип занятия: комбинированный.

Методы и формы работы: активные, интерактивные, проблемно-поисковые, иллюстративно-объяснительные, индивидуальная практическая работа, словесные, методы мотивации, информационно-обобщающие.

Оборудование: изделия с хохломской росписью; бумага формата А4; гуашь, кисти № 2, 3; баночки для воды, карандаш; ролик «Хохломская роспись», ноутбук, экран, мультимедийный проектор.

План мастер-класса:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Этап усвоения новых знаний (88 мин.)

2.1 Ролик «Хохломская роспись» (10 мин.)

2.2 Опрос по содержанию ролика (3 мин.)

3. Выполнение творческого задания. (70 мин.)

4. Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие:

– Добрый день, юные художники! Цель нашей сегодняшней встречи – познакомиться с особенностями народного художественного промысла России Хохлома, научиться создавать композицию с использованием элементов хохломской росписи.

2. Этап усвоения новых знаний

– Сейчас я познакомлю вас с этим промыслом подробнее (показ ролика по теме мастер-класса)

– Небольшой опрос по содержанию ролика:

1. С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (Хохлома)

2. Сколько походит времени от момента, когда срубили дерево, и до той поры, когда изделие попадёт в руки художника? (До нескольких лет)

3. Мастер сразу начинает роспись на изделии? (Нет, вещь надо несколько раз обработать глиной, олифой, алюминиевым или оловянным порошком. После каждого этапа надо сушить)

4. Какие цвета чаще всего используют в хохломской росписи? (Красный, чёрный, зелёный)

5. Назовите основные виды и элементы хохломской росписи. (Верховая, роспись «под фон», травка, Кудрина. Элементы травки: усики, завитки, капельки, кустик)

3. Выполнение творческого задания

– А теперь мы приступаем к выполнению задания нашего урока. Я покажу на доске последовательность работы над композицией.

Сначала необходимо определить место. где будет изображена Птица.

Хохломские мастера пишут сразу кистью, без предварительного рисунка. слегка намечая границы.

У вас пока мало опыта, поэтому будите делать контур Птицы карандашом. Затем обведёте его кистью.

После каждого этапа рисования Птицы проводится индивидуальная работа с учащимся.

  1. Ставим две точки: одну примерно на 4 пальчика ниже верхнего края листа. Вторую посередине формата. В этом месте будут находиться голова с хохолком и туловище с крыльями. Наша Птица может смотреть вперёд или повернуть голову назад. Это по вашему желанию. (Приложение 1)
  2. Переходим к изображению хвоста. Стараемся соблюдать границы рисунка и не рисовать близко к краю листа, чтобы остались поля. (Приложение 2)
  3. Когда будет закончена обводка контура нашей Птицы кистью (используем чёрную гуашь), мы приступаем к заливке фона красной краской. Это очень кропотливый процесс, где необходимы внимание и аккуратность. Надо следить, чтобы фон был окрашен равномерно, без пробелов и просвечивания листа бумаги. После этой части работы, мы ещё раз обводим фигуру Птицы чёрным цветом, поправляя неточности. (Приложение 3)
  4. Жар-птица у нас сказочная, поэтому каждое её перо и тело украшено орнаментом – «травкой». И снова вам потребуются терпение, внимание и аккуратность. Кисточку необходимо держать определённым образом (об этом говорилось в ролике о росписи): тремя пальцами, опираясь на мизинец, под почти прямым углом к листу. Это очень неудобно сначала, т.к. вы привыкли держать в школе ручку иначе, с наклоном. Но, занимаясь росписью, понимаешь, что именно такое положение кисти наиболее удобно. Художник может контролировать нажим, тем самым получая тончайший завиток или мягко расширяющийся к середине и сужающуюся до волоска травинку. (Приложение 4)
  5. Заключительным этапом нашей работы будет украшение травкой фона.

    Её мы сделаем жёлтой краской. Так наша композиция будет выглядеть нарядней. (Приложение 5)

4. Подведение итогов урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся.

– Спасибо за ваше внимание! Вы молодцы! Справились с этим сложным заданием на достаточно высоком уровне за такое малое время.

Я надеюсь, что вам понравилась Хохломская роспись. Вы узнали, что изделия проходят длительный период подготовки к моменту попадания в руки художника. И сама роспись тоже занимает немало времени.

Вы сами на этом занятии попробовали себя в роли мастеров росписи по дереву и поняли насколько аккуратным, внимательным и терпеливым должен быть художник.

Желаю вам творческих успехов!

Источники

  1. Золотая Хохлома – драгоценный народный промысел. https://idoorway.mirtesen.ru/blog/43473855743/ZOLOTAYA-HOHLOMA—DRAGOTSENNYIY-NARODNYIY-PROMYISEL
  2. Традиционная технология хохломской росписи по дереву. https://www.culture.ru/objects/2872/tradicionnaya-tekhnologiya-khokhlomskoi-rospisi-po-derevu
  3. Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. М., изд. Советская Россия. – 1984. 232 с.
  4. Хохлома – Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хохлома
  5. Хохлома как традиция. История возникновения. https://www.livemaster.ru/topic/1721441-hohloma-kak-traditsiya-istoriya-vozniknoveniya
  6. Фото работы автора мастер-класса.
  7. Ссылка на ролик https://vk.com/video239538016_456240305

Добавить комментарий