КОМПОЗИЦИОННО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ
ПЛАН МАССОВОГО СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА СТАДИОНЕ
5.1. Общая характеристика композиционно-постановочного плана
Современные
массовые спортивно-художественное
представления на стадионе очень динамичны
и выразительны. Огромная масса участников,
направляемая опытным режиссером, всегда
имеет определенное лицо. В зависимости
от замысла он может изменить ее форму,
перестраивая участников из одного
рисунка в другой, придать ей определенный
характер, меняя темп и ритм движения,
а если необходимо, то внезапной
трансформацией костюмов или появлением
у участников какого-либо цветного
предмета изменить ее цвет и т.п. Все это
позволяет максимально использовать
поистине безграничные возможности
массы в поисках ярких образных решений.
Вместе
с тем, масса участников, доходящая иногда
до нескольких десятков тысяч человек
в одном представлении, требует особого
подхода в методике постановки представления
и репетиционной работы. Здесь
перед режиссером-постановщиком
всегда стоят две главные проблемы: а)
расстановка огромной массы участников
на поле стадиона в каждом новом
фрагменте действия; б) монтаж этих
фрагментов в единую законченную
композицию.
Задумать
какой-нибудь рисунок построения или
очень интересный переход из одного
рисунка в другой еще недостаточно для
того, чтобы исполнить это на репетиции
с массой участников. Сразу ничего не
получится. Режиссер запутается сам
и запутает участников. Поэтому каждое
действие массы участников, какое бы оно
ни было по сложности, должно быть
предварительно рассчитано и логически
увязано в общей композиции представления
в схемах, на бумаге, а затем только
практически осуществлено на
репетиционных площадках.
Таким
образом, в массовых спортивно-художественных
представлениях на стадионе, помимо
плана-сценария, появляется необходимость
еще в одном важном документе, который
решал бы поставленные задачи. В практике
этот документ получил название
композиционно-постановочного плана
представления.
Композиционно-постановочный
план есть схематическое решение
формы представления, определяющейся
его содержанием. Он
включает
необходимое для данной постановки
количество схем, выполненных в
соответствующем масштабе, которые
раскрывают структурное решение отдельных
массовых номеров, эпизодов и представления
в целом. На схемах композиционно-постановочного
плана с точностью до одного участника
изображаются рисунки построений, в
которых происходит действие, а также
намечаются пути перехода участников
из одного рисунка в другой, т.е.
перестроения, которыми действие
развивается и объединяется в целостное,
законченное представление.
5.2. Методы и приемы разработки композиционно-постановочного плана
Композиционно-постановочный
план разрабатывается режиссером-постановщиком
и необходим ему для проведения репетиций.
Без него управлять огромной массой
участников, особенно при построении
различных рисунков на поле, просто
невозможно.
Разрабатывать
рисунки построения участников на бумаге,
а затем переносить их на поле стадиона
позволяет
разметка сценической площадки.
Без нее нельзя подготовить современное
массовое спортивно-художественное
представление. Практика показывает,
что оптимальной
для массовой постановки на стадионе
является разметка 2 х 2 м.
Учитывая, что футбольное поле (сценическая
площадка массовых спортивно-художественных
представлений) имеет размеры 96-110 метров
по фронту и 68-72 метра в глубину, оно может
вместить от 48 до 56 отметок точек по
фронту и 35-36 точек в глубину. Для разметки
используются специальные метки,
похожие на канцелярские кнопки, только
значительно больших размеров (диаметр
шляпки 6-8 см, длина штыря 10-14 см). Важно,
чтобы разметка была очень точной по
фронту, в глубину и по диагонали, так
как от этого зависит четкость рисунков
и качество действий всей массы
участников. Разметка нумеруется по
первым линиям точек горизонтально
(слева-направо) и вертикально (снизу-вверх).
Получается система координат, с
помощью которой можно легко определить
местонахождение любого участника на
поле стадиона.
Разметка
поля с системой координат, перенесенная
в масштабе на лист бумаги, дает возможность
режиссеру-постановщику точно располагать
участников в нужном ему рисунке построения
и находить наиболее рациональные
пути перемещения участников при
разработке перестроений. Разметка
помогает и участникам хорошо ориентироваться
на поле во время репетиций и самого
представления.
В
практике существуют три метода разработки
композиционно-постановочного плана
массового спортивно-художественного
представления: графический, фотомакетный
и смешанный.
Графический
метод
наиболее распространен. Для разработки
композиции этим методом необходимо
иметь миллиметровую бумагу, цветные
карандаши, измеритель, циркуль и линейку.
Вначале на листах миллиметровой
бумаги делаются заготовки для будущих
схем, т.е. в масштабе наносятся размеры
поля стадиона, разметка и система
координат. Количество таких заготовок
зависит от содержания композиции и
иногда достигает нескольких десятков.
Далее на этих заготовках разрабатываются
схемы построений и перестроений
участников. Если участники выполняют
упражнение без предмета или с индивидуальным
предметом, то за единицу разработки
построений и перестроений берется
участник. На схеме его условно обозначают
кружочком или крестиком. Если композиция
выполняется с групповым предметом, то
за единицу разработки берется предмет.
В этом случае его изображение будет
зависеть от формы. Например, шест или
лестница изображаются на схеме в виде
прямой линии в соответствующем масштабе.
Наиболее удобным при работе на
миллиметровой бумаге является масштаб:
2 метра на поле стадиона – 5 миллиметров
на схеме. Если использовать цветные
карандаши, то на одном листе (заготовке)
можно вычертить несколько построений
и перестроений участников.
Фотомакетный
метод.
На плотной бумаге или листе фанеры
вычерчивается в масштабе поле стадиона
с разметкой и координатами. Некоторые
режиссеры-постановщики, предпочитающие
этот метод, имеют специально сделанный
для этой цели макет стадиона, где в
масштабе представлена арена с
футбольным полем, беговыми дорожками,
секторами, выходами, трибунами для
зрителей. На футбольном поле макета в
масштабе наносится стандартная
разметка с координатами. Для обозначения
участников и предметов заготавливаются
также в соответствующем масштабе
фишки, палочки, дощечки и т.п. Постановщик,
переставляя “участников” на
поле макета, составляет необходимые
для каждого фрагмента представления
рисунки построений. Затем найденное
решение нумеруется и фотографируется.
Так получается фотосхема. Преимущество
данного метода в том, что он дает не
плоскостное восприятие разрабатываемого
фрагмента эпизода, а объемное. Каждый
неправильный шаг или ход режиссера-постановщика
легко обнаруживается и может быть тут
же исправлен передвижением фишки.
Разработчик при этом избавлен от большой
и кропотливой чертежной работы.
Смешанный
метод.
В принципе, при разработке
композиционно-постановочного плана
можно использовать сразу оба названных
метода: сначала выстроить и проверить
нужное построение на макете, а потом
вместо фотографирования сделать обычную
схему на миллиметровой бумаге.
Краткое
описание методов не дает полного
представления о технологии разработки
композиционно-постановочного плана
представления. Необходимо еще знать и
уметь применять специальные приемы,
позволяющие режиссеру наиболее
рационально организовать действия
большой массы участников сначала на
схемах композиционно-постановочного
плана, а затем и на репетициях. В практике
подготовки массовых спортивно-художественных
представлений сложились следующие
приемы: а) прием обратного действия;
б) прием прямого действия; в) прием
возврата к исходному построению.
Прием
обратного действия
характеризуется тем, что постановщик
разрабатывает композицию построений
и перестроений на схеме в обратной
последовательности по отношению к
действиям участников на поле стадиона.
Он применяется только при разработке
начала массового эпизода. В этом случае
постановщик начинает разработку не с
выхода участников, как это происходит
в действительности, а с исходного
построения участников массового
номера. Особенно эффективен данный
прием, когда начало эпизода включает
тематическое построение. В целом, прием
обратного действия позволяет наиболее
целесообразно расставить участников
во всех построениях, включенных в начало
эпизода: от выхода участников и до
массового номера.
Прием
прямого действия
характеризуется разработкой построений
и перестроений на схемах в той же
последовательности, в какой они будут
выполняться участниками на поле. Как
правило, он применяется при разработке
массового номера. Постановщик вычерчивает
на схеме сначала исходное построение
участников массового номера, а затем
последовательно, находя логические
и наиболее красочные переходы от одного
рисунка построения к другому, следует
до конца номера.
Прием
возврата к исходному построению
применяется в том случае, когда
постановщик оказывается перед фактом
невозможности дальнейшей разработки
композиции. Например, построение
получилось очень сложным по своему
рисунку, что затрудняет логический
переход к следующему фрагменту
композиции, или заранее задумано
несколько сложных тематических или
орнаментальных рисунков, следующих
друг за другом и т.п. В таких случаях
постановщик должен каждый раз пользоваться
этим приемом, т.е. возвращаться к исходному
построению участников, и уже из него
искать пути построения нового рисунка.
144
Следует
отметить, что постановщик применяет
данный прием не только при разработке
рисунков построений на схемах
композиционно-постановочного плана,
но и в репетиционной работе с участниками
на поле стадиона. Здесь он выглядит уже
как методический прием, облегчающий
освоение нового построения участниками
представления. Практика показывает,
что достигнув совершенства в создании
нового рисунка из исходного построения,
участники в дальнейшем легко перестраиваются
в него сразу из предыдущего построения,
минуя исходное.
Таким
образом, все разобранные выше приемы
помогают режиссеру-постановщику
эффективно организовать свою деятельность
как при разработке композиционно-постановочного
плана, так и во время проведения
репетиций, что, в свою очередь, способствует
оптимальной организации участников
представления.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В последнее время многие люди сталкиваются с необходимостью публичных выступлений. Это участие в тренингах, семинарах, различного рода конференциях, публичные обучения. В таком случае обязательно потребуется композиция устного публичного выступления. Данное понятие тесно связано со структурой, планом, взаимосвязью пунктов речи между собой. О том, как правильно подготовиться к публичному выступлению, общению с большим количеством людей и что для этого потребуется, пойдет речь ниже.
Понятие «композиция публичного выступления», что оно значит
Ораторское искусство – одно из самых сложных. Именно поэтому речь одного выступающего слушать приятно, а от другого неудержимо клонит в сон. Очень важно соблюдать размеры частей в докладе, их определенное соотношение. На этот параметр накладывается идея автора и тема, а все вместе образует композицию публичного выступления. Как свидетельствует печальный опыт начинающих авторов, речь, не имеющая под собой четкой основы, обладает рядом существенных недостатков:
- не выдерживается темп – докладчику тяжело уложиться в регламент;
- отсутствует четко продуманная последовательность, слитность.
В результате вышесказанного оратор легко может быть сбит с толку, теряет нить своего повествования и проваливает его.
Важно. Допустимо обойтись без планирования, но для этого, во-первых, необходим солидный опыт, а во-вторых, такая практика больше подходит для кратких, лаконичных речей.
Как правильно составить композицию
Прежде всего, нужно начать с того, о чем будет говориться в докладе. Это и ляжет в основу выступления. Потом можно начать подбирать литературу или разыскивать материал в интернете, попутно набрасывая основные тезисы. Не беда, если в процессе сбора информации план будет серьезно изменен: от этого он станет только лучше.
Более того, углубленная проработка тезисов, вычитка и исправление помогут серьезным образом усовершенствовать речь, сделать ее понятнее и лаконичнее. Обязательно нужно акцентировать внимание на ключевых моментах: цифрах, важных фактах, выводах. Текст должен иметь четко выраженный причинно-следственный характер, а не выглядеть, как изложение школьника на тему проведенного лета.
Следует избегать излишне патетических и напыщенных выражений, концентрируясь на сути вопроса. Четкое, грамотное изложение, подкрепленное логичными выводами, вызовет больше поддержки и понимания, чем переполненный эмоциями монолог о проблемах менеджмента или развитии малого бизнеса.
Неплохо бы подготовить для слушателей краткое изложение статьи с основными разделами: так им будет легче следить за докладом, комментировать или задавать вопросы.
Внимание. Последние 2 момента важны, если это открытое обсуждение, речь на научном совете или семинар – на подобных мероприятиях последующая краткая полемика с автором не менее ценна, чем само его выступление.
Планирование выступления
В композицию публичного выступления и определение основных принципов входят планы – простые и сложные. Первый обычно включает основные позиции, связанные с тематикой доклада. Трансформировать его во второй вид достаточно легко: нужно расширить изложение, добавив подпункты. Сложный план обязательно содержит 3 раздела:
- вступление;
- основной;
- заключение.
Это основные требования, но они не исключают импровизацию. Не существует 2 одинаковых, схожих до мелочей докладов, даже на одинаковую тематику. Плавные переходы от одного раздела к другому, логика – приветствуются. Более того, без них невозможен сам процесс доклада: слушатели не смогут уловить идею, которую пытался им донести автор.
Когда работа над планом завершена, пора переходить к стилистике. Классическая схема разбиения доклада на 3 логические раздела восходит еще к античным временам, когда философы и ораторы завоевывали свою популярность исключительно за счет собственной одаренности и мастерства.
Существование каждой части оправдано: во вступительном слове автор должен установить контакт с аудиторией, заинтриговать слушателей. В основном разделе развивается тема, излагаются главные вопросы, приводятся факты. И в заключении докладчик мягко подводит слушателей к выводам, что, собственно, он хотел донести до публики своим выступлением.
Правила составления композиции
Начинающим ораторам помогут несколько отработанных упражнений, призванных повысить восприятие материала слушателями.
- Индуктивное повествование. Автор последовательно излагает материал, построив свой доклад на отдельно взятом частном случае, а потом последовательно переходит к общему. Например: ситуация с уровнем заработной платы и рынком рабочих мест в отдельном регионе и на ее основе – обзор обстановки по всей стране.
- Дедукция. Обратна первому способу, логика строится на переходе от обобщений к частным ситуациям. То есть начать можно с основных и глобальных вещей, постепенно переходя к какому-то конкретному моменту.
- Аналогия. Другими словами – сопоставление, сравнение подобных случаев, фактов. Необходимо быть уверенным, что аудитория знакома с темой доклада, иначе многие моменты, на которые автор делал ставку в своем выступлении, окажутся упущенными.
- Концентрация. В центре излагаемой речи находится цель доклада. Докладчик последовательно преподносит материал, сосредотачиваясь на корне проблемы.
- Ступенчатое изложение. Вся речь пронизана четкой причинно-следственной связью: пункты следуют один за другим, не повторяясь.
- Хронологический (исторический) метод. Основан на строгом датировании событий и явлений.
Почему важно соблюдать композицию выступления
Слитное, логичное изложение материала в соответствии с составленным планом – практически залог успеха. В качестве памятки композиции публичного выступления можно использовать краткие заметки или тезисы. В самом тексте уместны тонкие, легкие шутки, не отвлекающие внимания от самой тематики и использование цитат (выдержек из известных книг). Они помогают установить устойчивую связь между докладчиком и аудиторией.
Заключение обязательно должно содержать логические выводы, можно вкратце упомянуть основные моменты речи. При этом не нужно делать последний раздел излишне тяжеловесным или, наоборот, чрезмерно оригинальным, нестандартным. Каждая часть должна «звучать» сама по себе и в сочетании с остальными, только так получится хорошее выступление.
Внимание. Немаловажно то, как докладчик говорит. Вялая, косноязычная, заторможенная речь к успеху не приведет.
Точно так же, как и излишне яркая, вычурная, пересыпаемая остротами: ничто не должно отвлекать слушателей от тематики доклада. Каждая шутка, любой экспромт должны быть уместны и вписаны в канву выступления. Чтение по напечатанному тексту – категорически недопустимо, периодически сверяться со своими заметками, не выделяя этого голосом – совсем другое дело.
В заключение
Композиция публичного выступления кратко в идеале вмещается в объем половины бумажного листа, там же находятся цифры и ключевые факты, все остальное автор должен держать у себя в голове. Не помешает потренироваться в ораторском искусстве, отрепетировать свой доклад перед зеркалом или друзьями (коллегами), а потом попросить их прокомментировать и указать ошибки. Не нужно обижаться на «придирки» – возможно, именно благодаря им удастся усовершенствовать доклад и сделать его лучше.
#статьи
- 30 авг 2022
-
0
Правила композиции: большой разбор
Знакомим с главными приёмами композиции в дизайне и показываем, как они работают в айдентике и рекламе.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Искусствовед, куратор и исследователь в области современного искусства и новых медиа.
На первом месте в дизайне стоит идея. Однако настолько же важно и первое впечатление. Даже самая хорошая идея может быть загублена неудачным дизайном. И даже простое высказывание может надолго остаться в памяти.
За первое впечатление отвечает композиция. Именно благодаря ей мы находим что-то «красивым» или можем сказать: «Мне почему-то не нравится». Она направляет взгляд, задаёт ритм, делает изображение гармоничным или, наоборот, отталкивающим. Рассказываем в статье, как при помощи композиции сформировать первое впечатление и сделать свой дизайн удобным.
Вы узнаете:
- что объединяет элементы;
- где находится центр композиции;
- что отвечает за динамику;
- какие бывают виды баланса;
- что задаёт ритм;
- как работает цвет.
Если говорить максимально просто, композиция — это расположение и соотношение элементов, которое заставляет их работать вместе и влияет на восприятие зрителя.
Если смотреть глубже, композиция — это связь между элементами на плоскости или в пространстве согласно определённому правилу или структуре. Именно это соотношение, а не сами элементы, становится первым, что мы замечаем. В зависимости от того, как организованы части изображения, будет сформировано первое впечатление — правила композиции работают на подсознательном уровне.
В начале XX века немецкие психологи Макс Вертгеймер и Курт Коффка провели исследования восприятия человеком окружающего мира. Они выявили ряд законов, которые учитывают естественное стремление человека найти порядок в беспорядке. Их эксперименты показали, что когда мозг обрабатывает полученные образы, он воспринимает ряд разрозненных элементов как единое целое. То есть подсознательно зритель пытается группировать похожие элементы, распознавать закономерности и таким образом упрощать сложные образы.
Изображение: McDonald’s / GrabFood
Уже более ста лет эти принципы остаются неизменными и активно используются в графическом дизайне. Предметы объединяет:
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
В качестве примера можно привести вёрстку поисковой страницы Google.
Позже немецкий философ и теоретик Рудольф Арнхейм, опираясь на достижения гештальт-психологов, приложил эти принципы для анализа произведений искусства. По его мнению, каждое изображение имеет конкретные точки притяжения.
Если в композиции нет акцентов, которые сразу захватывают внимание, то взгляд всегда будет останавливаться в центре и на четырёх углах прямоугольной плоскости. Именно в этих местах лучше размещать главные смысловые элементы.
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
Другая модель, которая лежит в основе современного информационного дизайна, получила название диаграммы Гутенберга. В этой схеме глаз обычно движется от левого верхнего угла к правому нижнему, проходя через центр, оптическую значимость которого обозначил и Арнхейм.
Левый верхний угол — первичная зрительная область: именно сюда естественным образом сначала направлен взгляд. В результате выработанной привычки читать книгу слева направо и сверху вниз мы подсознательно начинаем именно отсюда. Чаще всего здесь размещают логотип и наиболее важную информацию.
Правая верхняя часть — область с высоким потенциалом, она попадает в поле зрения следующей. Поэтому её используют для размещения вспомогательных сообщений, часто сюда помещают контактную информацию или строку поиска.
Левый нижний угол — слабое место, которому зритель уделяет меньше всего внимания. Он считается самым незаметным местом на странице, и на его просмотр тратят меньше всего времени. Если содержимое этого угла будет недостаточно ярким или весомым, его могут просто проглядеть.
Правый нижний угол — заключительная область. Здесь взгляд останавливается. Эту область часто используют для CTA — призыва к действию, например, для размещения кнопки чата с оператором или регистрации на сайте.
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
Пример диаграммы Гутенберга в действии — оформление главной страницы социальной сети «ВКонтакте».
Знание принципов Рудольфа Анхейма и диаграммы Гутенберга может помочь не только привлечь внимание к элементу, но и «спрятать» его.
Правило третей редко используется в информационном дизайне — обычно его применяют в плакатной графике, фотографии, рекламе.
Активные точки находятся на пересечении линий, которые делят пространство прямоугольного листа на девять равных частей, или самих линиях. Например, такую сетку можно встретить в камере нашего телефона.
Скриншот: Skillbox Media
Человеческий глаз естественным образом останавливается в этих точках, а возникающая асимметрия — ни одна из точек не совпадает с центром, ведь композиция разделена на трети — создаёт достаточное напряжение, чтобы придать работе динамики.
Скриншот: сайт Flecto / Skillbox Media
Более подробно о принципах зрительного восприятия и том, как их используют в дизайне, мы рассказываем в этой статье.
Одна из задач, которая стоит перед дизайнером, — не только расположить, но и выделить графически элементы с основной смысловой нагрузкой. Участки, которые привлекают внимание зрителя в первую очередь, называются фокальными точками.
Геометрический центр композиции — самая простая из них, поскольку находится в центре рабочей плоскости. Например, в прямоугольнике и квадрате геометрический центр располагается на пересечении двух диагоналей. Любой объект, помещённый в эту точку, будет привлекать внимание.
Композиционный центр — не всегда совпадает с геометрическим. Его образуют при помощи контраста, цвета, размера или формы объектов. В отличие от геометрического центра, композиционных центров может быть даже несколько. Именно они становятся ключевыми для композиции: вокруг них располагают все второстепенные объекты.
Изображение: LaDorna / Corina Bacanu / Behance
Расположение фокальных точек во многом зависит и от того, какая фигура лежит в основе композиции или рабочего пространства.
В прямоугольнике и квадрате привлекают внимание объекты, расположенные:
- на центральной оси и горизонтали, пересекающей её в оптическом центре;
Изображение: Nike / дизайн компании Wieden Kennedy
- на диагоналях и особенно в месте их пересечения;
Изображение: Nike
- на границах овала или круга, вписанных в прямоугольник рабочего пространства.
Изображение: Nike / дизайн компании Wieden Kennedy
В треугольнике фокальные точки находятся в зоне пересечения высот, биссектрис или медиан.
Изображение: ldambies / Shutterstock
В круге фокальные точки расположены:
- в центре и чуть выше геометрического центра;
- на сторонах пятиугольника, вписанного в этот круг.
Изображение: Wikimedia Commons
Линии — ещё один из важнейших элементов композиции. Они могут разделять или объединять элементы, направлять взгляд, создавать ощущение движения или покоя, формировать эмоции зрителя.
Горизонтальная линия находится в состоянии покоя и равновесия, что создаёт ощущение устойчивости и комфорта.
Изображение: Audi / Norbert Schoerner / Kiosk Productions
Вертикальная линия вызывает чувства роста, мощи и стабильности, потому что противостоит силе тяжести. Часто на общее впечатление влияет «вес» объектов, расположенных на такой вертикали, — наиболее устойчиво выглядят решения, в которых самые объёмные элементы располагаются внизу, а лёгкие — сверху.
Изображение: Audi / MullenLowe China
Диагональные линии создают ощущение движения и могут быть использованы для того, чтобы вести взгляд зрителя по направлению к акцентам. В композиции выделяют две диагонали:
- Нисходящая диагональ — идёт от левого верхнего угла к правому нижнему, даёт ощущение ускорения, динамики. Ещё её называют динамической диагональю.
Изображение: Decathlon / VMLY& R
- Восходящая диагональ — идёт от левого нижнего угла к правому верхнему и создаёт в композиции ощущение замедления или прикладываемых усилий. Её называют статической диагональю.
Изображение: Decathlon / VMLY& R
Движение взгляда слева направо всегда происходит быстрее, чем справа налево. Это необходимо учитывать при построении сюжета. На примере выше тревожное ощущение вызывает нисходящая диагональ: люди бегут медленно, и их вот-вот накроет волна. Но также тревога может быть связана и с нисходящей диагональю — например, альпинист, взбирающийся на склон, на нисходящей диагонали будет выглядеть неустойчиво, он может упасть. Тот же сюжет с восходящей диагональю покажет героя целеустремлённым.
Ощущение гармонии в композиции может быть весьма субъективно. При этом есть некоторые правила баланса, которые работают для всех примерно одинаково.
Баланс в композиции заключается в расположении элементов таким образом, чтобы они были стабильны и устойчивы или, наоборот, обладали динамикой за счёт неуравновешенности. Значимость элемента могут формировать его размер, контраст, насыщенность и форма.
При симметричном балансе одна сторона изображения — зеркально отражённая копия другой. Получается, что на двух сторонах изображения по обе стороны от оси, проходящей через центр, находятся равные по значимости элементы.
Симметрия легко считывается, она понятна и вызывает чувство устойчивости. Однако часто подобные композиции слишком статичны и потому могут казаться скучными. Это происходит из-за того, что изображение предсказуемо — ведь обе его половины практически идентичны.
Изображение: Wikimedia Commons
Асимметричный баланс — следствие неравнозначности каждой из сторон композиции. Так, например, доминирующий элемент может быть только на одной стороне, а уравновешивать его будут пара или несколько менее значительных объектов на другой.
Асимметрия идеально подходит для минималистского дизайна. Она помогает создать динамику при минимуме деталей, поскольку во время движения глаз получает каждый раз новую информацию — переходит от более крупных элементов к более мелким или от тёмных оттенков к более светлым.
Изображение: Wikimedia Commons
Асимметрия всегда выглядит интереснее, поскольку в неё заложено больше визуального разнообразия. Однако она требует более серьёзной работы, ведь достичь баланса между отдельными элементами сложнее.
Радиальный баланс — это симметрия в нескольких направлениях. Элементы располагаются вокруг центральной точки композиции, как спицы велосипедного колеса. Часто радиально сбалансированные конструкции заключены в круг, но дизайнеры экспериментируют и с другими формами — квадратами, треугольниками, восьмиугольниками, звёздами. В такой композиции центральная точка становится главным местом притяжения.
Изображение: Wikimedia Commons
Мозаичный баланс можно определить как организованный хаос. В композиции отсутствуют чёткие смысловые центры, а элементы имеют одинаковый по значимости «вес». Отсутствие иерархии должно приводить к, казалось бы, визуальному шуму, но равновесие сохраняется благодаря отсутствию чёткого фокуса внимания из-за равнозначности элементов.
Изображение: Wikimedia Commons
Сбалансированный дизайн всегда выглядит гармоничнее, потому что информация в нём организована, что помогает избегать напряжения из-за визуального хаоса.
Соотношение объектов, которое имеет наиболее приятные для восприятия пропорции формы или структуры, получило название золотого сечения.
Оно определяет отношение большей части к меньшей так же, как и большей к целому. Из-за этого его удобно применять для подбора размеров элементов. Древние греки вывели универсальное число этой пропорции — 1,68. Увеличивая элементы относительно друг друга согласно этому соотношению, можно получать гармоничные структуры.
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
Также для создания гармоничных композиций используется золотая спираль, организованная по принципу золотого сечения — на её линии располагают ключевые элементы.
Изображение: Oleh Svetiukha / Shutterstock
Более подробно о золотом сечении и золотой спирали мы рассказываем в этой статье.
Важное значение имеют не только сами элементы, но и то пространство, которое их разделяет. Позитивным пространством называют те места, которые занимают сами элементы. Негативным — то пространство, которое находится между ними.
Негативное пространство имеет большое значение при группировке элементов, отделении главного от второстепенного. Оно же делает дизайн воздушным. Также с помощью незаполненных областей можно создавать оптические иллюзии, например добавлять скрытые элементы.
Изображение: Wikimedia Commons
Читайте подробно о применении негативного пространства в этом материале.
Ритм в композиции создаёт упорядоченное движение. Ритмические узоры строятся из похожих элементов и интервалов между ними.
Существует три основных типа ритма:
- Регулярный ритм: интервалы между элементами предсказуемы или сами элементы схожи по размеру и длине. Регулярный ритм статичен, но делает дизайн живым за счёт контраста.
Изображение: Wikimedia Commons
- Плавный ритм: повторяющиеся элементы следуют изгибам и волнистым линиям. Каждый из них при этом уникален, хоть и похож на предыдущий. В природе подобный ритм встречается в окрасе животных — тигров или зебр, он образуется на годовых кольцах деревьев или отпечатке пальца. Такое ритмическое построение создаёт ощущение плавного движения, встречаемого в природе.
Изображение: Zebra Technologies
- Прогрессирующий ритм возникает, когда формы или фигуры при каждом своём повторении последовательно меняют форму, размер, также он может быть задан изменяющимися интервалами между элементами. Это создаёт иллюзию движения.
Изображение: Wikimedia Commons
Вариации в структуре всегда заставляют её выглядеть интереснее. Ритм предсказуем, а неожиданное отличие элемента выпадает из структуры и на мгновение приостанавливает движение взгляда.
Изображение: Wikimedia Commons
Читайте про процесс создания логотипа Центра Помпиду и других мировых музеев в нашей статье.
Неоднократные исследования показали, что цвет играет одну из ключевых ролей для привлечения внимания и при принятии решения, насколько нравится продукт, при знакомстве с ним.
Наиболее гармонично сочетание цветов работает по правилу 60–30–10: 60% составляет основной цвет, 30% — поддерживающий, а 10% — яркий акцент.
Большую роль в исследовании цвета внёс Иоханнес Иттен, предложив модель цветового круга. Согласно ей, все цвета (тона) можно разделить на три категории: комплементарные, аналоговые и триадические.
В этой статье мы подробно рассказываем об устройстве цветового круга и работе с ним.
Изображение: Skillbox Media
Дополнительные цвета — это противоположности на цветовом круге, например красный и зелёный.
Использование комплементарной цветовой схемы в композиции создаёт резкий контраст между элементами и отделяет их друг от друга. Изображение получается более ярким, но нарочито чрезмерное использование такой схемы может вызвать отторжение.
Изображение: Wikimedia Commons
Аналоговые цвета на цветовом круге находятся рядом друг с другом — например, красный, оранжевый и жёлтый. Изображение близких оттенков делает дизайн более гармоничным, предсказуемым, понятным.
Изображение: BP
Триадические цвета равномерно распределены по цветовому кругу и, как правило, собранные вместе работают ярко и динамично.
Использование триадической цветовой схемы создаёт визуальный контраст, но не делает образ кричащим.
Изображение: Wikimedia Commons
Читайте статьи о значении цвета для брендов:
- Розовый: Baskin Robbins, T-Mobile, Vanish
- Коричневый: Nescafe, UPS, Louis Vuitton
- Зелёный: Starbucks, Sprite, BP
- Белый: Apple, Wikipedia, Michelin
- Синий: IBM, Gillette, Kenzo
- Красный: Coca-Cola, Ferrari, Louboutin
Кроме оттенка, каждый цвет обладает ещё четырьмя основными характеристиками: насыщенностью, тоном, яркостью и температурой.
Определяет, насколько цвет интенсивен. Насыщенные цвета придают композиции яркий и чистый вид, тем самым делая её более динамичной. Однако чрезмерное использование насыщенных цветов может сбить с толку — каждый яркий цвет будет конкурировать с другим за внимание.
Фото: Chris Tovo / Dimitri Kalagas / Behance
Яркость влияет на то, насколько оттенок светлый или тёмный. Она используется для направления взгляда зрителя и создания акцента в композиции: светлый цвет будет более заметен на тёмном фоне, и наоборот.
Изображение: San Markos
Все цвета условно разделяют на две группы: тёплые — красный, жёлтый и оранжевый напоминают о солнце или огне — и холодные — сюда входят синий, зелёный, фиолетовый и лиловый.
Тёплые цвета всегда кажутся расположенными ближе, в то время как холодные уходят на задний план. Это свойство в композиции можно эффективно использовать для направления взгляда зрителя.
Изображение: Liqui Moly / Jirka Väätäinen / Behance
Научитесь: Профессия Графический дизайнер
Узнать больше