Как составить композицию представления

КОМПОЗИЦИОННО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ
ПЛАН МАССОВОГО СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА СТАДИОНЕ

5.1. Общая характеристика композиционно-постановочного плана

Современные
массовые спортивно-художественное
представления на стадионе очень динамичны
и выразительны. Огромная масса участни­ков,
направляемая опытным режиссером, всегда
имеет определенное лицо. В зависимости
от замысла он может изменить ее форму,
перестраивая участников из одного
рисунка в другой, придать ей определенный
харак­тер, меняя темп и ритм движения,
а если необходимо, то внезапной
транс­формацией костюмов или появлением
у участников какого-либо цветно­го
предмета изменить ее цвет и т.п. Все это
позволяет максимально ис­пользовать
поистине безграничные возможности
массы в поисках ярких образных решений.

Вместе
с тем, масса участников, доходящая иногда
до нескольких де­сятков тысяч человек
в одном представлении, требует особого
подхода в методике постановки представления
и репетиционной работы. Здесь
пе­ред режиссером-постановщиком
всегда стоят две главные проблемы: а)
расстановка огромной массы участников
на поле стадиона в каж­дом новом
фрагменте действия; б) монтаж этих
фрагментов в еди­ную законченную
композицию.

Задумать
какой-нибудь рисунок построения или
очень интересный переход из одного
рисунка в другой еще недостаточно для
того, чтобы исполнить это на репетиции
с массой участников. Сразу ничего не
полу­чится. Режиссер запутается сам
и запутает участников. Поэтому каждое
действие массы участников, какое бы оно
ни было по сложности, должно быть
предварительно рассчитано и логически
увязано в общей компози­ции представления
в схемах, на бумаге, а затем только
практически осу­ществлено на
репетиционных площадках.

Таким
образом, в массовых спортивно-художественных
представле­ниях на стадионе, помимо
плана-сценария, появляется необходимость
еще в одном важном документе, который
решал бы поставленные задачи. В практике
этот документ получил название
композиционно-постановоч­ного плана
представления.

Композиционно-постановочный
план есть схематическое реше­ние
формы представления, определяющейся
его содержанием. Он

включает
необходимое для данной постановки
количество схем, вы­полненных в
соответствующем масштабе, которые
раскрывают структурное решение отдельных
массовых номеров, эпизодов и пред­ставления
в целом. На схемах композиционно-постановочного
пла­на с точностью до одного участника
изображаются рисунки постро­ений, в
которых происходит действие, а также
намечаются пути пе­рехода участников
из одного рисунка в другой, т.е.
перестроения, которыми действие
развивается и объединяется в целостное,
закон­ченное представление.

5.2. Методы и приемы разработки композиционно-постановоч­ного плана

Композиционно-постановочный
план разрабатывается режиссером-постановщиком
и необходим ему для проведения репетиций.
Без него управлять огромной массой
участников, особенно при построении
раз­личных рисунков на поле, просто
невозможно.

Разрабатывать
рисунки построения участников на бумаге,
а затем пе­реносить их на поле стадиона
позволяет
разметка сценической пло­щадки.

Без нее нельзя подготовить современное
массовое спортивно-художественное
представление. Практика показывает,
что оптимальной
для массовой постановки на стадионе
является разметка 2 х 2
м.
Учитывая, что футбольное поле (сценическая
площадка массовых спортивно-художественных
представлений) имеет размеры 96-110 мет­ров
по фронту и 68-72 метра в глубину, оно может
вместить от 48 до 56 отметок точек по
фронту и 35-36 точек в глубину. Для разметки
исполь­зуются специальные метки,
похожие на канцелярские кнопки, только
зна­чительно больших размеров (диаметр
шляпки 6-8 см, длина штыря 10-14 см). Важно,
чтобы разметка была очень точной по
фронту, в глубину и по диагонали, так
как от этого зависит четкость рисунков
и качество дей­ствий всей массы
участников. Разметка нумеруется по
первым линиям точек горизонтально
(слева-направо) и вертикально (снизу-вверх).
По­лучается система координат, с
помощью которой можно легко опреде­лить
местонахождение любого участника на
поле стадиона.

Разметка
поля с системой координат, перенесенная
в масштабе на лист бумаги, дает возможность
режиссеру-постановщику точно располагать
участников в нужном ему рисунке построения
и находить наиболее ра­циональные
пути перемещения участников при
разработке перестрое­ний. Разметка
помогает и участникам хорошо ориентироваться
на поле во время репетиций и самого
представления.

В
практике существуют три метода разработки
композиционно-по­становочного плана
массового спортивно-художественного
представле­ния: графический, фотомакетный
и смешанный.

Графический
метод

наиболее распространен. Для разработки
ком­позиции этим методом необходимо
иметь миллиметровую бумагу, цвет­ные
карандаши, измеритель, циркуль и линейку.
Вначале на листах мил­лиметровой
бумаги делаются заготовки для будущих
схем, т.е. в масшта­бе наносятся размеры
поля стадиона, разметка и система
координат. Ко­личество таких заготовок
зависит от содержания композиции и
иногда достигает нескольких десятков.
Далее на этих заготовках разрабатыва­ются
схемы построений и перестроений
участников. Если участники вы­полняют
упражнение без предмета или с индивидуальным
предметом, то за единицу разработки
построений и перестроений берется
участник. На схеме его условно обозначают
кружочком или крестиком. Если компози­ция
выполняется с групповым предметом, то
за единицу разработки бе­рется предмет.
В этом случае его изображение будет
зависеть от формы. Например, шест или
лестница изображаются на схеме в виде
прямой линии в соответствующем масштабе.
Наиболее удобным при работе на
миллиметровой бумаге является масштаб:
2 метра на поле стадиона – 5 миллиметров
на схеме. Если использовать цветные
карандаши, то на од­ном листе (заготовке)
можно вычертить несколько построений
и пере­строений участников.

Фотомакетный
метод.

На плотной бумаге или листе фанеры
вычер­чивается в масштабе поле стадиона
с разметкой и координатами. Некото­рые
режиссеры-постановщики, предпочитающие
этот метод, имеют спе­циально сделанный
для этой цели макет стадиона, где в
масштабе пред­ставлена арена с
футбольным полем, беговыми дорожками,
секторами, выходами, трибунами для
зрителей. На футбольном поле макета в
масш­табе наносится стандартная
разметка с координатами. Для обозначения
участников и предметов заготавливаются
также в соответствующем мас­штабе
фишки, палочки, дощечки и т.п. Постановщик,
переставляя “учас­тников” на
поле макета, составляет необходимые
для каждого фрагмента представления
рисунки построений. Затем найденное
решение нумеру­ется и фотографируется.
Так получается фотосхема. Преимущество
дан­ного метода в том, что он дает не
плоскостное восприятие разрабатывае­мого
фрагмента эпизода, а объемное. Каждый
неправильный шаг или ход режиссера-постановщика
легко обнаруживается и может быть тут
же исправлен передвижением фишки.
Разработчик при этом избавлен от большой
и кропотливой чертежной работы.

Смешанный
метод.

В принципе, при разработке
композиционно-постановочного плана
можно использовать сразу оба названных
метода: сначала выстроить и проверить
нужное построение на макете, а потом
вместо фотографирования сделать обычную
схему на миллиметровой бумаге.

Краткое
описание методов не дает полного
представления о техноло­гии разработки
композиционно-постановочного плана
представления. Необходимо еще знать и
уметь применять специальные приемы,
позво­ляющие режиссеру наиболее
рационально организовать действия
боль­шой массы участников сначала на
схемах композиционно-постановоч­ного
плана, а затем и на репетициях. В практике
подготовки массовых спортивно-художественных
представлений сложились следующие
при­емы: а) прием обратного действия;
б) прием прямого действия; в) прием
возврата к исходному построению.

Прием
обратного действия

характеризуется тем, что постановщик
разрабатывает композицию построений
и перестроений на схеме в об­ратной
последовательности по отношению к
действиям участников на поле стадиона.
Он применяется только при разработке
начала массового эпизода. В этом случае
постановщик начинает разработку не с
выхода участников, как это происходит
в действительности, а с исходного
пост­роения участников массового
номера. Особенно эффективен данный
при­ем, когда начало эпизода включает
тематическое построение. В целом, прием
обратного действия позволяет наиболее
целесообразно расставить участников
во всех построениях, включенных в начало
эпизода: от выхо­да участников и до
массового номера.

Прием
прямого действия

характеризуется разработкой построений
и перестроений на схемах в той же
последовательности, в какой они бу­дут
выполняться участниками на поле. Как
правило, он применяется при разработке
массового номера. Постановщик вычерчивает
на схеме сна­чала исходное построение
участников массового номера, а затем
после­довательно, находя логические
и наиболее красочные переходы от одно­го
рисунка построения к другому, следует
до конца номера.

Прием
возврата к исходному построению

применяется в том слу­чае, когда
постановщик оказывается перед фактом
невозможности даль­нейшей разработки
композиции. Например, построение
получилось очень сложным по своему
рисунку, что затрудняет логический
переход к следу­ющему фрагменту
композиции, или заранее задумано
несколько слож­ных тематических или
орнаментальных рисунков, следующих
друг за другом и т.п. В таких случаях
постановщик должен каждый раз пользо­ваться
этим приемом, т.е. возвращаться к исходному
построению участ­ников, и уже из него
искать пути построения нового рисунка.

144

Следует
отметить, что постановщик применяет
данный прием не толь­ко при разработке
рисунков построений на схемах
композиционно-по­становочного плана,
но и в репетиционной работе с участниками
на поле стадиона. Здесь он выглядит уже
как методический прием, облегчающий
освоение нового построения участниками
представления. Практика по­казывает,
что достигнув совершенства в создании
нового рисунка из ис­ходного построения,
участники в дальнейшем легко перестраиваются
в него сразу из предыдущего построения,
минуя исходное.

Таким
образом, все разобранные выше приемы
помогают режиссеру-постановщику
эффективно организовать свою деятельность
как при раз­работке композиционно-постановочного
плана, так и во время проведе­ния
репетиций, что, в свою очередь, способствует
оптимальной органи­зации участников
представления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В последнее время многие люди сталкиваются с необходимостью публичных выступлений. Это участие в тренингах, семинарах, различного рода конференциях, публичные обучения. В таком случае обязательно потребуется композиция устного публичного выступления. Данное понятие тесно связано со структурой, планом, взаимосвязью пунктов речи между собой. О том, как правильно подготовиться к публичному выступлению, общению с большим количеством людей и что для этого потребуется, пойдет речь ниже.

Понятие «композиция публичного выступления», что оно значит

Ораторское искусство – одно из самых сложных. Именно поэтому речь одного выступающего слушать приятно, а от другого неудержимо клонит в сон. Очень важно соблюдать размеры частей в докладе, их определенное соотношение. На этот параметр накладывается идея автора и тема, а все вместе образует композицию публичного выступления. Как свидетельствует печальный опыт начинающих авторов, речь, не имеющая под собой четкой основы, обладает рядом существенных недостатков:

  • не выдерживается темп – докладчику тяжело уложиться в регламент;
  • отсутствует четко продуманная последовательность, слитность.

В результате вышесказанного оратор легко может быть сбит с толку, теряет нить своего повествования и проваливает его.

Важно. Допустимо обойтись без планирования, но для этого, во-первых, необходим солидный опыт, а во-вторых, такая практика больше подходит для кратких, лаконичных речей.

Композиция публичного выступления

Как правильно составить композицию

Прежде всего, нужно начать с того, о чем будет говориться в докладе. Это и ляжет в основу выступления. Потом можно начать подбирать литературу или разыскивать материал в интернете, попутно набрасывая основные тезисы. Не беда, если в процессе сбора информации план будет серьезно изменен: от этого он станет только лучше.

Более того, углубленная проработка тезисов, вычитка и исправление помогут серьезным образом усовершенствовать речь, сделать ее понятнее и лаконичнее. Обязательно нужно акцентировать внимание на ключевых моментах: цифрах, важных фактах, выводах. Текст должен иметь четко выраженный причинно-следственный характер, а не выглядеть, как изложение школьника на тему проведенного лета.

Следует избегать излишне патетических и напыщенных выражений, концентрируясь на сути вопроса. Четкое, грамотное изложение, подкрепленное логичными выводами, вызовет больше поддержки и понимания, чем переполненный эмоциями монолог о проблемах менеджмента или развитии малого бизнеса.

Неплохо бы подготовить для слушателей краткое изложение статьи с основными разделами: так им будет легче следить за докладом, комментировать или задавать вопросы.

Внимание. Последние 2 момента важны, если это открытое обсуждение, речь на научном совете или семинар – на подобных мероприятиях последующая краткая полемика с автором не менее ценна, чем само его выступление.

Планирование выступления

В композицию публичного выступления и определение основных принципов входят планы – простые и сложные. Первый обычно включает основные позиции, связанные с тематикой доклада. Трансформировать его во второй вид достаточно легко: нужно расширить изложение, добавив подпункты. Сложный план обязательно содержит 3 раздела:

  • вступление;
  • основной;
  • заключение.

Это основные требования, но они не исключают импровизацию. Не существует 2 одинаковых, схожих до мелочей докладов, даже на одинаковую тематику. Плавные переходы от одного раздела к другому, логика – приветствуются. Более того, без них невозможен сам процесс доклада: слушатели не смогут уловить идею, которую пытался им донести автор.

Когда работа над планом завершена, пора переходить к стилистике. Классическая схема разбиения доклада на 3 логические раздела восходит еще к античным временам, когда философы и ораторы завоевывали свою популярность исключительно за счет собственной одаренности и мастерства.

Существование каждой части оправдано: во вступительном слове автор должен установить контакт с аудиторией, заинтриговать слушателей. В основном разделе развивается тема, излагаются главные вопросы, приводятся факты. И в заключении докладчик мягко подводит слушателей к выводам, что, собственно, он хотел донести до публики своим выступлением.

Основы планирования

Правила составления композиции

Начинающим ораторам помогут несколько отработанных упражнений, призванных повысить восприятие материала слушателями.

  1. Индуктивное повествование. Автор последовательно излагает материал, построив свой доклад на отдельно взятом частном случае, а потом последовательно переходит к общему. Например: ситуация с уровнем заработной платы и рынком рабочих мест в отдельном регионе и на ее основе – обзор обстановки по всей стране.
  2. Дедукция. Обратна первому способу, логика строится на переходе от обобщений к частным ситуациям. То есть начать можно с основных и глобальных вещей, постепенно переходя к какому-то конкретному моменту.
  3. Аналогия. Другими словами – сопоставление, сравнение подобных случаев, фактов. Необходимо быть уверенным, что аудитория знакома с темой доклада, иначе многие моменты, на которые автор делал ставку в своем выступлении, окажутся упущенными.
  4. Концентрация. В центре излагаемой речи находится цель доклада. Докладчик последовательно преподносит материал, сосредотачиваясь на корне проблемы.
  5. Ступенчатое изложение. Вся речь пронизана четкой причинно-следственной связью: пункты следуют один за другим, не повторяясь.
  6. Хронологический (исторический) метод. Основан на строгом датировании событий и явлений.

Почему важно соблюдать композицию выступления

Слитное, логичное изложение материала в соответствии с составленным планом – практически залог успеха. В качестве памятки композиции публичного выступления можно использовать краткие заметки или тезисы. В самом тексте уместны тонкие, легкие шутки, не отвлекающие внимания от самой тематики и использование цитат (выдержек из известных книг). Они помогают установить устойчивую связь между докладчиком и аудиторией.

Заключение обязательно должно содержать логические выводы, можно вкратце упомянуть основные моменты речи. При этом не нужно делать последний раздел излишне тяжеловесным или, наоборот, чрезмерно оригинальным, нестандартным. Каждая часть должна «звучать» сама по себе и в сочетании с остальными, только так получится хорошее выступление.

Внимание. Немаловажно то, как докладчик говорит. Вялая, косноязычная, заторможенная речь к успеху не приведет.

Точно так же, как и излишне яркая, вычурная, пересыпаемая остротами: ничто не должно отвлекать слушателей от тематики доклада. Каждая шутка, любой экспромт должны быть уместны и вписаны в канву выступления. Чтение по напечатанному тексту – категорически недопустимо, периодически сверяться со своими заметками, не выделяя этого голосом – совсем другое дело.

В заключение

Композиция публичного выступления кратко в идеале вмещается в объем половины бумажного листа, там же находятся цифры и ключевые факты, все остальное автор должен держать у себя в голове. Не помешает потренироваться в ораторском искусстве, отрепетировать свой доклад перед зеркалом или друзьями (коллегами), а потом попросить их прокомментировать и указать ошибки. Не нужно обижаться на «придирки» – возможно, именно благодаря им удастся усовершенствовать доклад и сделать его лучше.

#статьи

  • 30 авг 2022

  • 0

Правила композиции: большой разбор

Знакомим с главными приёмами композиции в дизайне и показываем, как они работают в айдентике и рекламе.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Мария Золотова

Искусствовед, куратор и исследователь в области современного искусства и новых медиа.

На первом месте в дизайне стоит идея. Однако настолько же важно и первое впечатление. Даже самая хорошая идея может быть загублена неудачным дизайном. И даже простое высказывание может надолго остаться в памяти.

За первое впечатление отвечает композиция. Именно благодаря ей мы находим что-то «красивым» или можем сказать: «Мне почему-то не нравится». Она направляет взгляд, задаёт ритм, делает изображение гармоничным или, наоборот, отталкивающим. Рассказываем в статье, как при помощи композиции сформировать первое впечатление и сделать свой дизайн удобным.

Вы узнаете:

  • что объединяет элементы;
  • где находится центр композиции;
  • что отвечает за динамику;
  • какие бывают виды баланса;
  • что задаёт ритм;
  • как работает цвет.

Если говорить максимально просто, композиция — это расположение и соотношение элементов, которое заставляет их работать вместе и влияет на восприятие зрителя.

Если смотреть глубже, композиция — это связь между элементами на плоскости или в пространстве согласно определённому правилу или структуре. Именно это соотношение, а не сами элементы, становится первым, что мы замечаем. В зависимости от того, как организованы части изображения, будет сформировано первое впечатление — правила композиции работают на подсознательном уровне.

В начале XX века немецкие психологи Макс Вертгеймер и Курт Коффка провели исследования восприятия человеком окружающего мира. Они выявили ряд законов, которые учитывают естественное стремление человека найти порядок в беспорядке. Их эксперименты показали, что когда мозг обрабатывает полученные образы, он воспринимает ряд разрозненных элементов как единое целое. То есть подсознательно зритель пытается группировать похожие элементы, распознавать закономерности и таким образом упрощать сложные образы.

Правила композиции: пример объединения элементов

В рекламной кампании для McDonald’s креативное агентство DDB Singapore использует стремление человека искать знакомые образы в хаосе
Изображение: McDonald’s / GrabFood

Уже более ста лет эти принципы остаются неизменными и активно используются в графическом дизайне. Предметы объединяет:

Правила композиции: объединение элементов

Принципы восприятия Макса Вертгеймера и Курта Коффки
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media

В качестве примера можно привести вёрстку поисковой страницы Google.

Скриншот: Skillbox Media

Правила композиции: пример с Google

Изображение: Polina Vari для Skillbox Media

Позже немецкий философ и теоретик Рудольф Арнхейм, опираясь на достижения гештальт-психологов, приложил эти принципы для анализа произведений искусства. По его мнению, каждое изображение имеет конкретные точки притяжения.

Если в композиции нет акцентов, которые сразу захватывают внимание, то взгляд всегда будет останавливаться в центре и на четырёх углах прямоугольной плоскости. Именно в этих местах лучше размещать главные смысловые элементы.

Правила композиции: активные зоны

Структурная решётка Рудольфа Арнхейма: круги и линии показывают области внимания и движение взгляда
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media

Другая модель, которая лежит в основе современного информационного дизайна, получила название диаграммы Гутенберга. В этой схеме глаз обычно движется от левого верхнего угла к правому нижнему, проходя через центр, оптическую значимость которого обозначил и Арнхейм.

Левый верхний угол — первичная зрительная область: именно сюда естественным образом сначала направлен взгляд. В результате выработанной привычки читать книгу слева направо и сверху вниз мы подсознательно начинаем именно отсюда. Чаще всего здесь размещают логотип и наиболее важную информацию.

Правая верхняя часть — область с высоким потенциалом, она попадает в поле зрения следующей. Поэтому её используют для размещения вспомогательных сообщений, часто сюда помещают контактную информацию или строку поиска.

Левый нижний угол — слабое место, которому зритель уделяет меньше всего внимания. Он считается самым незаметным местом на странице, и на его просмотр тратят меньше всего времени. Если содержимое этого угла будет недостаточно ярким или весомым, его могут просто проглядеть.

Правый нижний угол — заключительная область. Здесь взгляд останавливается. Эту область часто используют для CTA — призыва к действию, например, для размещения кнопки чата с оператором или регистрации на сайте.

Правила композиции: диаграмма Гутенберга

Диаграмма Гутенберга
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media

Пример диаграммы Гутенберга в действии — оформление главной страницы социальной сети «ВКонтакте».

Правила композиции: пример с VK

Изображение: Polina Vari для Skillbox Media

Знание принципов Рудольфа Анхейма и диаграммы Гутенберга может помочь не только привлечь внимание к элементу, но и «спрятать» его.

Правило третей редко используется в информационном дизайне — обычно его применяют в плакатной графике, фотографии, рекламе.

Активные точки находятся на пересечении линий, которые делят пространство прямоугольного листа на девять равных частей, или самих линиях. Например, такую сетку можно встретить в камере нашего телефона.

Правила композиции: правило третей на экране смартфона

Сетка на экране во время съёмки мобильным телефоном служит подсказкой для расположения главных элементов будущего снимка
Скриншот: Skillbox Media

Человеческий глаз естественным образом останавливается в этих точках, а возникающая асимметрия — ни одна из точек не совпадает с центром, ведь композиция разделена на трети — создаёт достаточное напряжение, чтобы придать работе динамики.

Правила композиции: правило третей на сайте

Главная страница сайта Flecto построена по правилу третей
Скриншот: сайт Flecto / Skillbox Media

Более подробно о принципах зрительного восприятия и том, как их используют в дизайне, мы рассказываем в этой статье.

Одна из задач, которая стоит перед дизайнером, — не только расположить, но и выделить графически элементы с основной смысловой нагрузкой. Участки, которые привлекают внимание зрителя в первую очередь, называются фокальными точками.

Геометрический центр композиции — самая простая из них, поскольку находится в центре рабочей плоскости. Например, в прямоугольнике и квадрате геометрический центр располагается на пересечении двух диагоналей. Любой объект, помещённый в эту точку, будет привлекать внимание.

Композиционный центр — не всегда совпадает с геометрическим. Его образуют при помощи контраста, цвета, размера или формы объектов. В отличие от геометрического центра, композиционных центров может быть даже несколько. Именно они становятся ключевыми для композиции: вокруг них располагают все второстепенные объекты.

Правила композиции: пример композиционных центров

Рекламный постер молока LaDorna. Здесь три композиционных центра. Первый: лицо девочки и скакалка из молока над ним; второй — пакеты с молоком внизу, они выделяются светлым и контрастным пятном; третий — в правом верхнем углу с описанием продукта
Изображение: LaDorna / Corina Bacanu / Behance

Расположение фокальных точек во многом зависит и от того, какая фигура лежит в основе композиции или рабочего пространства.

В прямоугольнике и квадрате привлекают внимание объекты, расположенные:

  • на центральной оси и горизонтали, пересекающей её в оптическом центре;

Правила композиции: композиционный центр, линия

Рекламный плакат Nike. Фигура девушки и надпись вытянуты по горизонтальной оси и расположены практически по центру
Изображение: Nike / дизайн компании Wieden Kennedy
  • на диагоналях и особенно в месте их пересечения;

Правила композиции: композиционный центр, диагонали

Рекламный плакат Nike. Руки спортсмена и мяч находятся на диагонали из левого верхнего в правый нижний угол, а сама фигура соответствует второй диагонали
Изображение: Nike
  • на границах овала или круга, вписанных в прямоугольник рабочего пространства.

Правила композиции: композиционный центр, треугольник

Рекламный плакат Nike. Три ключевых элемента композиции — лицо, ракета и грудь спортсменки образуют треугольник
Изображение: Nike / дизайн компании Wieden Kennedy

В треугольнике фокальные точки находятся в зоне пересечения высот, биссектрис или медиан.

Правила композиции: пример композиционного центра в треугольнике

Долларовая купюра. Центр зрачка на пирамиде находится в точке пересечения биссектрис
Изображение: ldambies / Shutterstock

В круге фокальные точки расположены:

  • в центре и чуть выше геометрического центра;
  • на сторонах пятиугольника, вписанного в этот круг.

Правила композиции: пример композиционного центра в круге

Логотип Starbucks. Лицо русалки расположено на вертикальной оси, но чуть выше геометрического центра, также активны точки на сторонах внутреннего пятиугольника
Изображение: Wikimedia Commons

Линии — ещё один из важнейших элементов композиции. Они могут разделять или объединять элементы, направлять взгляд, создавать ощущение движения или покоя, формировать эмоции зрителя.

Горизонтальная линия находится в состоянии покоя и равновесия, что создаёт ощущение устойчивости и комфорта.

Правила композиции: пример статичной композиции

Реклама автомобиля Audi. Машина устойчива — она расположена на чёткой горизонтали
Изображение: Audi / Norbert Schoerner / Kiosk Productions

Вертикальная линия вызывает чувства роста, мощи и стабильности, потому что противостоит силе тяжести. Часто на общее впечатление влияет «вес» объектов, расположенных на такой вертикали, — наиболее устойчиво выглядят решения, в которых самые объёмные элементы располагаются внизу, а лёгкие — сверху.

Правила композиции: пример вертикальной композиции

Реклама автомобиля Audi. Автомобиль выглядит мощнее за счёт вертикально скомпонованного объекта
Изображение: Audi / MullenLowe China

Диагональные линии создают ощущение движения и могут быть использованы для того, чтобы вести взгляд зрителя по направлению к акцентам. В композиции выделяют две диагонали:

  • Нисходящая диагональ — идёт от левого верхнего угла к правому нижнему, даёт ощущение ускорения, динамики. Ещё её называют динамической диагональю.

Правила композиции: пример нисходящей диагонали

Реклама Decathlon. Люди с лёгкостью занимаются пробежкой в хорошую погоду — нисходящая диагональ подчёркивает это настроение
Изображение: Decathlon / VMLY& R
  • Восходящая диагональ — идёт от левого нижнего угла к правому верхнему и создаёт в композиции ощущение замедления или прикладываемых усилий. Её называют статической диагональю.

Правила композиции: пример восходящей диагонали

Если перевернуть плакат, то бег фигур становится гораздо тяжелее, а догоняющая их волна несёт опасность — это ощущение создаётся восходящей диагональю
Изображение: Decathlon / VMLY& R

Движение взгляда слева направо всегда происходит быстрее, чем справа налево. Это необходимо учитывать при построении сюжета. На примере выше тревожное ощущение вызывает нисходящая диагональ: люди бегут медленно, и их вот-вот накроет волна. Но также тревога может быть связана и с нисходящей диагональю — например, альпинист, взбирающийся на склон, на нисходящей диагонали будет выглядеть неустойчиво, он может упасть. Тот же сюжет с восходящей диагональю покажет героя целеустремлённым.

Правила композиции: пример с восходящей и нисходящей диагональю

Фото: muratcankaragoz / Shutterstock

Правила композиции: пример с восходящей и нисходящей диагональю

Фото: muratcankaragoz / Shutterstock

Ощущение гармонии в композиции может быть весьма субъективно. При этом есть некоторые правила баланса, которые работают для всех примерно одинаково.

Баланс в композиции заключается в расположении элементов таким образом, чтобы они были стабильны и устойчивы или, наоборот, обладали динамикой за счёт неуравновешенности. Значимость элемента могут формировать его размер, контраст, насыщенность и форма.

При симметричном балансе одна сторона изображения — зеркально отражённая копия другой. Получается, что на двух сторонах изображения по обе стороны от оси, проходящей через центр, находятся равные по значимости элементы.

Симметрия легко считывается, она понятна и вызывает чувство устойчивости. Однако часто подобные композиции слишком статичны и потому могут казаться скучными. Это происходит из-за того, что изображение предсказуемо — ведь обе его половины практически идентичны.

 Правила композиции: пример симметрии

Логотип Shell симметричен и выглядит «простым»
Изображение: Wikimedia Commons

Асимметричный баланс — следствие неравнозначности каждой из сторон композиции. Так, например, доминирующий элемент может быть только на одной стороне, а уравновешивать его будут пара или несколько менее значительных объектов на другой.

Асимметрия идеально подходит для минималистского дизайна. Она помогает создать динамику при минимуме деталей, поскольку во время движения глаз получает каждый раз новую информацию — переходит от более крупных элементов к более мелким или от тёмных оттенков к более светлым.

Правила композиции: пример асимметрии

Логотип YouTube выглядит динамичным из-за асимметрии
Изображение: Wikimedia Commons

Асимметрия всегда выглядит интереснее, поскольку в неё заложено больше визуального разнообразия. Однако она требует более серьёзной работы, ведь достичь баланса между отдельными элементами сложнее.

Радиальный баланс — это симметрия в нескольких направлениях. Элементы располагаются вокруг центральной точки композиции, как спицы велосипедного колеса. Часто радиально сбалансированные конструкции заключены в круг, но дизайнеры экспериментируют и с другими формами — квадратами, треугольниками, восьмиугольниками, звёздами. В такой композиции центральная точка становится главным местом притяжения.

Правила композиции: пример радиального баланса

В основе логотипа Mitsubishi — радиальный баланс
Изображение: Wikimedia Commons

Мозаичный баланс можно определить как организованный хаос. В композиции отсутствуют чёткие смысловые центры, а элементы имеют одинаковый по значимости «вес». Отсутствие иерархии должно приводить к, казалось бы, визуальному шуму, но равновесие сохраняется благодаря отсутствию чёткого фокуса внимания из-за равнозначности элементов.

Правила композиции: пример мозаичного баланса

Логотип Microsoft — пример мозаичного баланса
Изображение: Wikimedia Commons

Сбалансированный дизайн всегда выглядит гармоничнее, потому что информация в нём организована, что помогает избегать напряжения из-за визуального хаоса.

Соотношение объектов, которое имеет наиболее приятные для восприятия пропорции формы или структуры, получило название золотого сечения.

Оно определяет отношение большей части к меньшей так же, как и большей к целому. Из-за этого его удобно применять для подбора размеров элементов. Древние греки вывели универсальное число этой пропорции — 1,68. Увеличивая элементы относительно друг друга согласно этому соотношению, можно получать гармоничные структуры.

 Правила композиции: пример золотого сечения

В логотипе Toyota использовано золотое сечение
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media

Также для создания гармоничных композиций используется золотая спираль, организованная по принципу золотого сечения — на её линии располагают ключевые элементы.

Правила композиции: построение золотой спирали

Построение золотой спирали
Изображение: Oleh Svetiukha / Shutterstock

Более подробно о золотом сечении и золотой спирали мы рассказываем в этой статье.

Важное значение имеют не только сами элементы, но и то пространство, которое их разделяет. Позитивным пространством называют те места, которые занимают сами элементы. Негативным — то пространство, которое находится между ними.

Негативное пространство имеет большое значение при группировке элементов, отделении главного от второстепенного. Оно же делает дизайн воздушным. Также с помощью незаполненных областей можно создавать оптические иллюзии, например добавлять скрытые элементы.

Правила композиции: пример работы негативного пространства

В логотипе компании FedEx, которая занимается почтовыми и курьерскими доставками, между буквами E и X спрятана стрелка
Изображение: Wikimedia Commons

Читайте подробно о применении негативного пространства в этом материале.

Ритм в композиции создаёт упорядоченное движение. Ритмические узоры строятся из похожих элементов и интервалов между ними.

Существует три основных типа ритма:

  • Регулярный ритм: интервалы между элементами предсказуемы или сами элементы схожи по размеру и длине. Регулярный ритм статичен, но делает дизайн живым за счёт контраста.

Правила композиции: пример регулярного ритма

Логотип IBM построен на регулярном ритме чередующихся полос
Изображение: Wikimedia Commons
  • Плавный ритм: повторяющиеся элементы следуют изгибам и волнистым линиям. Каждый из них при этом уникален, хоть и похож на предыдущий. В природе подобный ритм встречается в окрасе животных — тигров или зебр, он образуется на годовых кольцах деревьев или отпечатке пальца. Такое ритмическое построение создаёт ощущение плавного движения, встречаемого в природе.

Правила композиции: пример плавного ритма

В логотипе Zebra Technologies до редизайна использовали плавный, природный ритм
Изображение: Zebra Technologies
  • Прогрессирующий ритм возникает, когда формы или фигуры при каждом своём повторении последовательно меняют форму, размер, также он может быть задан изменяющимися интервалами между элементами. Это создаёт иллюзию движения.

Правила композиции: пример прогрессирующего ритма

Логотип Spotify «излучает» звук за счёт прогрессирующего ритма
Изображение: Wikimedia Commons

Вариации в структуре всегда заставляют её выглядеть интереснее. Ритм предсказуем, а неожиданное отличие элемента выпадает из структуры и на мгновение приостанавливает движение взгляда.

Правила композиции: пример нарушения ритма

Логотип Центра Помпиду состоит из линий с равномерным ритмом, которые рассекает диагональ, символизирующая лестницу на фасаде здания
Изображение: Wikimedia Commons

Читайте про процесс создания логотипа Центра Помпиду и других мировых музеев в нашей статье.

Неоднократные исследования показали, что цвет играет одну из ключевых ролей для привлечения внимания и при принятии решения, насколько нравится продукт, при знакомстве с ним.

Наиболее гармонично сочетание цветов работает по правилу 60–30–10: 60% составляет основной цвет, 30% — поддерживающий, а 10% — яркий акцент.

Большую роль в исследовании цвета внёс Иоханнес Иттен, предложив модель цветового круга. Согласно ей, все цвета (тона) можно разделить на три категории: комплементарные, аналоговые и триадические.

В этой статье мы подробно рассказываем об устройстве цветового круга и работе с ним.

Правила композиции: цветовой круг Иттена

Цветовой круг Иттена
Изображение: Skillbox Media

Дополнительные цвета — это противоположности на цветовом круге, например красный и зелёный.

Использование комплементарной цветовой схемы в композиции создаёт резкий контраст между элементами и отделяет их друг от друга. Изображение получается более ярким, но нарочито чрезмерное использование такой схемы может вызвать отторжение.

Правила композиции: пример сочетания дополнительных цветов

Логотип Mountain Dew построен на сочетании дополнительных цветов
Изображение: Wikimedia Commons

Аналоговые цвета на цветовом круге находятся рядом друг с другом — например, красный, оранжевый и жёлтый. Изображение близких оттенков делает дизайн более гармоничным, предсказуемым, понятным.

Правила композиции: пример сочетания аналоговых цветов

Для логотипа BP использованы аналоговые цвета: зелёный, салатовый и жёлтый
Изображение: BP

Триадические цвета равномерно распределены по цветовому кругу и, как правило, собранные вместе работают ярко и динамично.

Использование триадической цветовой схемы создаёт визуальный контраст, но не делает образ кричащим.

Правила композиции: пример сочетания триадических цветов

В своём логотипе Pepsi использует триадические цвета — синий и красный отделяет примерно треть цветового круга
Изображение: Wikimedia Commons

Читайте статьи о значении цвета для брендов:

  • Розовый: Baskin Robbins, T-Mobile, Vanish
  • Коричневый: Nescafe, UPS, Louis Vuitton
  • Зелёный: Starbucks, Sprite, BP
  • Белый: Apple, Wikipedia, Michelin
  • Синий: IBM, Gillette, Kenzo
  • Красный: Coca-Cola, Ferrari, Louboutin

Кроме оттенка, каждый цвет обладает ещё четырьмя основными характеристиками: насыщенностью, тоном, яркостью и температурой.

Определяет, насколько цвет интенсивен. Насыщенные цвета придают композиции яркий и чистый вид, тем самым делая её более динамичной. Однако чрезмерное использование насыщенных цветов может сбить с толку — каждый яркий цвет будет конкурировать с другим за внимание.

Правила композиции: пример с насыщенностью цвета

На плакате adidas для рекламной кампании All Day I Dream About Sneakers от агентства Lifelounge сразу привлекают внимание три ярко-голубые полоски — фирменный знак бренда
Фото: Chris Tovo / Dimitri Kalagas / Behance

Яркость влияет на то, насколько оттенок светлый или тёмный. Она используется для направления взгляда зрителя и создания акцента в композиции: светлый цвет будет более заметен на тёмном фоне, и наоборот.

Правила композиции: пример использования яркости цвета

На этом рекламном постере Национального совета по безопасности дорожного движения первое, что видит зритель — руки-прожекторы, и только потом он замечает пейзаж и фигурку человека
Изображение: San Markos

Все цвета условно разделяют на две группы: тёплые — красный, жёлтый и оранжевый напоминают о солнце или огне — и холодные — сюда входят синий, зелёный, фиолетовый и лиловый.

Тёплые цвета всегда кажутся расположенными ближе, в то время как холодные уходят на задний план. Это свойство в композиции можно эффективно использовать для направления взгляда зрителя.

Правила композиции: пример использования температуры цвета

Несмотря на то что на рекламном плакате Liqui Moly капот и лошадь находятся примерно в одной плоскости, автомобиль кажется ближе
Изображение: Liqui Moly / Jirka Väätäinen / Behance

Научитесь: Профессия Графический дизайнер
Узнать больше

Добавить комментарий