Как составить композицию сказки

Содержание

  1. Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы
  2. Композиционные элементы
  3. Виды композиции
  4. Композиционные приёмы
  5. Сюжетная композиция
  6. Композиция сказки
  7. Жанровые особенности литературной сказки на различных уровнях структуры текста
  8. Сказка — это что такое: особенности жанра
  9. Сказки: что это такое, признаки
  10. Что такое сказка: определение
  11. Сказка: история возникновения
  12. Признаки сказки
  13. Волшебные события
  14. В основе конфликта — противопоставление (антитеза)
  15. Герой — носитель одного главного качества
  16. Композиционные особенности сказки
  17. Какие бывают сказки
  18. Сказки о животных
  19. Волшебные сказки
  20. Бытовые сказки
  21. Литературные сказки

Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы

b3qorivvКомпозиция — это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.

Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.

Это интересно: что такое парцелляция, примеры в русской литературе.

Композиционные элементы

Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:

Это важно знать! Что такое метонимия в русском языке?

Виды композиции

Не пропустите: Эпифора в литературе, примеры использования.

Композиционные приёмы

Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.

Сюжетная композиция

В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.

Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.

Интересно знать: Что такое литота в русском языке?

Композиция сказки

Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.

Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».

Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:Жили-были или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.

Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».

Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут — поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».

nf5icgu0Литературная композиция — это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.

Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.

Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.

Источник

Жанровые особенности литературной сказки на различных уровнях структуры текста

Литературную сказку можно в полной мере назвать художественным произведением, обладающим сложной структурой. В науке нет единого мнения относительно числа элементов этой структуры, однако большинство ученых выделяют четыре ее основных элемента:

— Идейное или идейно-тематическое содержание;

— Композиция в совокупности с сюжетом;

— Язык (речевой стиль)

— В ряде работ сюда включают также и художественный метод.

Художественный метод, по мнению А.И.Домашнева[6], также относится к стилеобразующим факторам художественного произведения, поскольку метод подчиняется мировоззрению художника, и различия в художественном методе неизбежно сказываются на элементах плана выражения. Так, например, особенности художественного восприятия действительности писателем, его художественный метод сказываются на языке произведения.

Существует ряд черт, характерных как для народной, так и для литературной сказки. Исходя из вышеописанной структуры ху-дожественного текста, можно наметить, по каким критериям литературная сказка отличается от народной, и выдвинуть некоторые предположения относительно специфических черт литературной сказки.

Идейное или идейно-тематическое содержание литературной сказки, прежде всего, определяется автором произведения, в отличие от сказки народной.

В связи с этим следует затронуть вопрос об индивидуальном и коллектив-ном началах в народной и литературной сказке. В фольклоре творчество, конечно же, принадлежит отдельным людям, но оно передает массовое мировоззрение и массовую психику. Приметы индивидуального творчества составляют наименее ценное в фольклоре и, как правило, не удерживаются им, тогда как при оценке авторского творчества особое значение имеют черты, характеризующие произведения того или иного автора. Личное, субъективное может выражаться по-разному: в стиле, в композиционном построении произведения, в характеристиках героев и т.д.

Кроме этого, литературная сказка, как плод трудов определенного человека, принадлежащего определенному времени, несет в себе современные этой эпохе идеи, отражает современные ей общественные отношения, тогда как сказка народная, передающаяся из поколения в поколение и живущая на протяжении многих веков, сохраняет отпечаток архаичных форм миропонимания (сказки связаны прежде всего с мифом) и архаичных социально-экономических отношений.

Однако такого строго обозначенного сценария мы не найдем в литературной сказке, которая отличается от народной тем, что имеет определенного автора и уже не принадлежит к фольклорным жанром. В литературных сказках мы найдем в своеобразном переплетении характерные для народных волшебных сказок ясность и тайну, проявления чудесного в разных формах, причем не только в осязаемом мире. Чудесное может указывать на психологическую и моральную сложность человека, чудесному может придаваться духовное значение. Таким образом, для творческой фантазии создателя литературной сказки представлен полный простор, что не мешает авторам использовать традиционные функции героев.

4.2.Образная система. Как уже говорилось, одним из жанрообразующих признаков народной сказки является установка на сознательный вымысел. Наличие фантастики обусловливает особые свойства образности в народных сказках. На каждом шагу мы сталкиваемся с необычными свойствами самых обыкновенных людей, которые волей судьбы оказываются в невероятных ситуациях. Фантастические существа, животные, наделенные человеческими качествами, и чудесные предметы не сходят со страниц, будоражащих воображение.

Особая структура сказочного образа в народных сказках проявляется:

1. в тенденции к раскрытию типового содержания в изображении персонажей путем обобщения и даже абстрагирования;

2. в стабильности персонажей;

3. в постоянстве их функций;

4. в лаконичности портретных и психологических характеристик персонажей, которые раскрываются полнее в поступках и диалогах;

5. построение сюжета на двух-трех главных героях, ограниченное количество героев;

edugr4

Структура сказочного образа героев литературной сказки резко отличаются от образности в народных сказках по всем вышеперечисленным пунктам. В литературной сказке находят свое отражение следующие тенденции:

1. индивидуализация сказочного героя. Часто у него есть полное имя (то есть имя и фамилия), автор сказки сообщает читателям подробности его жизни;

2. в литературных сказках бесчисленное множество персонажей, тогда как в рамках народной традиции принято переносить персонажей из одной сказки в другую, часто даже с сохранением функции героя;

3. постоянство функций в литературной сказке также нарушено. Герой по ходу действия может переходить из разряда положительных в категорию отрицательных и наоборот;

4. портретные и психологические характеристики в литературных сказках играют важную роль для понимания образа героя. Автор старается обосновать действия персонажей, объясняя их особенностями характера. Поэтому характеристики героев занимают значительное место в литературной сказке.

5. пожалуй, основное действие литературной сказки действительно строится на небольшом количестве главных героев, однако, система и иерархия героев значительно усложняется, появляется много «побочных», второстепенных героев;

Таким образом, структура сказочного образа литературной сказки существенно отличается от структуры сказочного образа в сказке народной.

4.3.Язык (речевой стиль).Одним из основных элементов структуры литературного произведения является язык, или речевой стиль.

В области литературной коммуникации целевая установка представлена эстетическим намерением писателя, которое, воплощаясь в художественной структуре произведения, оказывается в основе его эстетической функции. Способ реализации эстетической функции включает использование всех доступных средств, начиная от системы художественных образов и общего построения произведения, и заканчивая использованием языковых средств. Исходя из этого, можно утверждать, что в фольклорной сказке стиль практически отсутствует, так как она является формой коллективного творчества, а в литературной стилю отводится важная роль.

В зависимости от способа реализации эстетической функции, З.И.Хованская выделяет следующие разновидности литературно-художественных стилей:

1. Стили литературных направлений (например, романтизма)

2. Стили литературных видов и жанров;

3. Стили композиционно-речевых форм;

4. Индивидуальные, авторские стили;

Эти стилистические категории, по мнению З.И.Хованской, находятся между собой в отношении общего и частного.

Вполне естественно, что общие стилевые черты, свойственные тому или иному направлению, накладывают свой отпечаток на использование литературно-композиционных средств и стилистических приемов. Например, принцип контраста в сочетании с гиперболой культивируется в художественном методе романтиков, где он определяется самой эстетикой романтизма.

В языке романтиков вообще велико значение и распространенность тропов, особенно метафоры как средства романтического преобразования действительности. Язык романтизма литературен, с тенденцией к усложнению языковых структур, созданию сложных метафорических и символических образов.

2. Стиль литературного жанра включает в себя как общие черты литературно-художественного стиля вообще и общие черты того литературного направления, к которому он примыкает, так и индивидуальные признаки соответствующего жанра, отграничивающие его от всех остальных стилей жанров.

Так, фольклорной сказке, как представителю эпического жанра, присущи следующие стилистические особенности:

— наличие традиционных формул зачина и концовки;

— наличие повторяющихся конструкций;

— повторяющиеся приемы повествования,

— трехступенчатое строение сюжета

Литературная сказка, чтобы называться таковой, в большинстве своем заимствует у народной ее стилистические особенности. Но, как уже многократно повторялось, только от воли автора зависит степень стилизации его произведения. Чаще всего автор литератур-ной сказки жертвует разговорностью речи, усложняя строение фраз и придавая большое значение правильности их построения. Что же касается остальных особенностей, то они также могут безболезненно отсутствовать в авторском произведении, хотя их наличие и создает особую сказочную атмосферу.

3. Композиционно-речевые формы также обладают своей стилевой характеристикой, в которой обнаруживаются общие свойства вида, жанра и литературного направления, а также специфические черты, позволяющие выделить их в особые единицы текста.

При разграничении композиционно-речевых форм необходимо учитывать, прежде всего, два признака:

1. Взаимодействие диалогической и монологической речи, а также речи самого говорящего субъекта и передачи чужих слов в форме косвенной или несобственно-прямой речи;

2. Роль композиционно-речевой формы в построении литературного уровня композиции, то есть в развитии сюжета и в раскрытии характеров, а также в непосредственной реализации эстетического задания автора.

В эпической литературе преобладает монологический тип речи, по-разному взаимодействующий с диалогом. События и характеры, являющиеся предметом художественного изображения, не могут быть здесь непосредственно показаны читателю: поэтому о них рассказывает, повествует некое лицо, выступающее в роли повествователя.

Монологический тип речи лежит в основе двух наиболее существенных для этого рода литературы композиционно-речевых форм: повествования и описания. Повествование и описание противопоставлены друг другу по признаку «динамичность/статичность», так как повествование служит, прежде всего, средством передачи событий, развертывания собственно событийной стороны сюжета, а описание, напротив, связано с замедлением действия.

В народной сказке, как уже отмечалось, действие является сюжетным стержнем, поэтому преобладающей композиционно-речевой формой в ней является повествование. В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям (которые вместе относятся к описательному стилю).

С помощью повествовательных форм композиционно-речевой структуры, за счет динамики развивающегося сюжета воплощается художественное время, поскольку время вообще постигается человеком в действии. Художественное время не совпадает с временем реальным. Таким образом, в народной сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто со-бщается факт отправления и факт прибытия). В литературной сказке писатель волен убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему скомбинировать различные элементы действия, переставляя их во времени.

Диалогическая речь выполняет различные функции в эпическом произведении. Наиболее типичны для нее две характерологические функции:

1) манера говорить персонажа дает представление о его принадлежности к той или иной социально-профессиональной среде

2) раскрывает его психологическое состояние в момент речи и его взаимоотношения с другими персонажами.

Диалог нередко принимает на себя функции повествования, одновременно сообщая сведения о происходящих событиях и характеризуя их участников. Особенно это свойственно малым эпическим формам, таким, как народная сказка. В литературной сказке диалог выполняет свои типичные функции.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Сказка — это что такое: особенности жанра

placeholder

Раскрытая книга: UGC

Сказка — это один из первых жанров устного народного творчества, с которыми знакомятся дети. Научные знания о сказке формируют уроки литературы в школе. Восполнить пробелы в знаниях, конкретизоваться и расширить их помогут сведения, представленные в статье.

Сказки: что это такое, признаки

Сказки — это один из самых удивительных по информативности, силе эстетического и воспитательного влияния жанров в фольклоре. Это не просто интересные и поучительные истории, которые рассказывают или читают маленьким детям на ночь. В сказках отображено мировоззрение, мировосприятие того или иного народа, его ментальность и ценности.

placeholder

Хотите получить исчерпывающий ответ на вопрос «сказка — что это такое»? Тогда приглашаем в удивительный мир поэтики сказки, который позволяет точно и безошибочно определять этот жанр, давать ему характеристику:

Публицистический стиль: примеры из литературы, особенности

Что такое сказка: определение

Народная сказка — это эпический жанр фольклора. Она отличается от остальных повествовательных форм (легенд, пересказов) тем, что ее предназначение — удивлять, возбуждать фантазию, радовать, в увлекательной форме рассказывать о мироздании и человеке, учить нормам морали.

Не всегда легко определить границы между сказкой и другими формами фольклорного эпоса. Например, в былине о путешествии Садко в подводный мир есть элементы волшебной сказки, а в сказке «Чудесная дудочка» (о сестроубийстве) развивается сюжет баллады. Поэтому важно знать, какие признаки присущи сказочному жанру.

placeholder

Сказка: история возникновения

Первоначальный источник сказочных мотивов и сюжетов — мифологическое и магическое мировоззрение человека. Знакомая с детства сказка о Колобке — история, в которой представлены первоначальные представления человека о времени: движение солнца по небу ассоциировались с путешествием Колобка, звери, с которыми он встречался, — с элементарным отсчетом времени (утро, полдень, вечер и ночь).

«Чудесный доктор»: краткое содержание и анализ

В момент распада первобытного строя мифологическое мышление утратило свою силу: люди больше узнают мир, происходит первоначальное накопление практических знаний о мире, формируется научное познание. Поэтому сказки теряют свою магическую природу и начинают восприниматься, как художественные произведения, предназначение которых — развлекать и поучать. Этот подход дал жизнь традиции рассказывать сказки детям для забавы или в назидание.

Развитие сказки на этой стадии не остановилось. Жанровые разновидности сказок пополнялись в процессе развития общества. Даже в современном мире взрослые люди с наслаждением окунаются в мир сказок, хотя большинство сказочных сюжетов теперь представлены в романах и повестях, художественных фильмах и комиксах.

placeholder

Признаки сказки

Сказка, как и любой другой жанр народного творчества, имеет свои художественные маркеры — признаки. Помимо устной формы, вариативности и анонимности, имеют такие особенности:

Существует ли судьба у человека?

Волшебные события

Все события в сказках — это вымышленный, чудесный мир, в котором есть вещи, люди, наделенные фантастическими свойствами и возможностями.

В основе конфликта — противопоставление (антитеза)

Сказка — это воплощение народной мечты, чаяний человека. Поэтому сюжет в них строится на конфликте добра и зла, разворачивается между негативными и позитивными героями, красивыми и безобразными персонажами.

Герой — носитель одного главного качества

Сказочные герои бывают мудрыми или глупыми, слабыми или сильными, трудолюбивыми или лентяями. Они — воплощение определенной черты характера человека, его натуры. Это качество отображается в имени, прозвище героя, его портрете или изображении его жилища.

В сказке герой статичен, его характер неизменен на протяжении всего повествования. Позитивные герои проходят испытания и обязательно побеждают антиподов.

Существует ли магия в реальной жизни?

Композиционные особенности сказки

У сказки четкая трехчленная композиция, в которой выделяются зачин (« В некотором царстве-государстве…») и концовка (« И я там был, мед-пиво пил» и т. д.). Особенный признак сказки — троистость. Это могут быть три брата — главных героя, три испытания, которые проходит главный герой, три встречи или поездки и т. д.

Пространство в сказках может расширяться до морей и океанов, до тридевятых царств-государств или сужаться до волшебной рукавички, в которой прячутся звери, или игольного ушка.

Народная сказка призвана не только развлекать и удивлять, главная ее задача — поучать. Детские сказки показывают наглядно, что есть добро, а что есть зло, какие моральные качества ценятся, а какие порицаются обществом, и т. д.

К чему снится лев: толкование по разным сонникам

Какие бывают сказки

Сказки отличаются сюжетами и персонажами. Эти различия позволили ученым выделить три основных типа сказок. Рассмотрим каждый из них:

Сказки о животных

Сказки про животных возникли на заре становления общества, в период, когда человек присваивал продукты природы и имел покровителей в животном мире — тотемов. Чтобы спастись от хищников и добыть пропитание, людям нужно было применить ловкость, хитрость, изобретательность. Именно об этом рассказывается в сказках о животных.

То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д. Обычно в образах животных воплощались какие-то качества людей: жадность, глупость, жестокость, хвастовство, лицемерие, трусость и т. д.

К чему снится тигр: толкование по разным сонникам

placeholder

Кадр из мультфильма «Маса мен Аңдар»: UGC

В сказках фигурируют как представители дикой фауны (лиса, заяц, волк, кобылица, конь и т. д.), так и одомашненные животные (собака, кот, гусь, петух, баран и пр.). Часто дружба и взаимовыручка прирученных животных противопоставлялись хищной натуре обитателей леса (русские сказки: «Кот, лиса, петух», «Лиса-повитуха», «Звери в яме»; казахские сказки: «Лиса, верблюд, волк, лев и перепелка», «Лисица и обезьяна», «Мечта голодного волка», «Ласточка и богомол» и пр.).

Эти сказки обобщали жизненный и трудовой опыт людей, выполняли важную дидактическую функцию — передавали знания от взрослых детям: учили, как нужно поступать в той или иной ситуации, как распознавать жестокого или хитрого человека, как ему противостоять, как правильно вести себя в обществе.

Сон с субботы на воскресенье: чего от него ждать

Волшебные сказки

Волшебная сказка отличается тем, что в ней действуют люди или персонифицированные силы природы, персонажи мифологии (Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кащей Бессмертный, Баба Яга или мыстан и т. д.).

В них описываются фантастические события, которые раскрывают главный конфликт — противостояние добра и зла, правды и лжи, лукавства и искренности, силы и ума, жизни и смерти (например, из русского фольклора («Бой на Калиновом мосту», «Сивко-Бурко», «Волшебное кольцо») или казахского сказочного эпоса («Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Три брата-странника», «Каражай» и пр.).

placeholder

Кадр из мультфильма «Ермагамбет»: UGC

Герои пользуются предметами, которые наделены чудесными свойствами: яблоками, которые омолаживают, гребнем, из которого вырастают деревья, медом или водой, которые придают сил или оживляют умерших, залечивают раны, травой, которая помогает слышать голоса животных и птиц и т. д.

Сон со среды на четверг: толкование, значение

Часто героям на помощь приходят волшебные животные: кони, которые умеют говорить и умеют быстро передвигаться в пространстве, птицы, которые приносят зерна целебных растений или предвещают судьбу, волк или лев, которые защищают человека и т. д.

В волшебных сказках отображается инициация молодых людей — их переход во взрослую жизнь, где им приходится сталкиваться с плохими и хорошими людьми, делать правильный выбор, следовать определенным нормам морали.

Герои сказок — мужественные и смелые, умные и выносливые. Они преодолевают различные препятствия и всегда побеждают благодаря своим высоким моральным и душевным качествам.

Бытовые сказки

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. В них нет чудес, необычных героев, удивительных мест. События разворачиваются в условно реальном пространстве. В отличи от житейских историй в бытовых сказках описываются необычные происшествия или явления.

Сон с понедельника на вторник: толкование, значение

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» вознаграждается богатством и новыми умениями человек, который поделился пищей и водой со спутником, и наказывается скупой человек. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

placeholder

Кадр из мультфильма «Жанадыл»: UGC

Герои бытовых сказок — простые обыватели, которые вступают в конфликты друг с другом или представителями высших сословий — купцами, ханами или царями, визирями, муллами или попами. Иногда их враги — персонифицированные образы Горя, Доли, Хвори и пр.

Сюжет в бытовых сказках развивается из-за столкновения героя со сложными житейскими обстоятельствами — болезнью, бедностью, глупостью или жадностью, враждебностью наделенных властью людей.

Наиболее популярные сюжеты таких сказок связаны с победой бедных, но умных людей над жадными и высокомерными богачами («Жигит и богач», «Щедрый и Скупой», «Искусство Егельмана»). Часто основа таких сказок — анекдотические житейские ситуации («Хитрый Алдар-Косе»).

Сочинение «Моя любимая книга» для школьников

Бытовые сказки обладают сильным поучительным потенциалом. Они утверждают высокие морально-этические ценности.

Литературные сказки

Мотивы и особенность повествования, художественный и дидактический потенциал сказок настолько ценны и влиятельны, что писатели также пользуются этим жанром, создавая оригинальные и интересные сюжеты. Так появилась литературная сказка. Это результат творчества одного человека — автора.

placeholder

Кадр из мультфильма «Приключения Буратино»: UGC

К этому типу сказок относят произведения Андерсена, Шарля Перро и братьев Гримм. Многие национальные писатели обращались к этому жанру, создавая красочные, поучительные и интересные сказки: А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Даль «Девочка Снегурочка», П.Ершов «Конек-Горбунок», Корней Чуковский «Айболит», А.Кунанбаева «Не хвались, коль не учён», З.Наурзбаева и Л.Калаус «В поисках золотой чаши…», В.Прохоренко «Сказки с хвостиками».

Сказка — это не просто веселый, необычный, интересный мир, в котором действуют неординарные герои. Это рассказы, которые полны смыслов, важных для становления личности человека. Сказки знакомят ребенка с представлениями о мире и человеке, о ценностях, которые актуальны для его народа. Народная сказка — это первое и увлекательное путешествие, которое совершает ребенок в духовный мир своей нации.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении

О том, что такое композиция в литературе, каждый читатель наверняка знает еще со школьной скамьи. Поэтому если вы из читателя решили переквалифицироваться в писателя, самое время освежить знания с помощью нашей статьи.

Композиция художественного произведения — важная основа писательского творчества. Обычно под этим термином понимается способ построения текста, система объединения его элементов. Разберем же это официальное определение, взглянем на виды композиции в литературе с примерами.

В переводе с латинского «композиция» значит «построение». В литературоведении она строит целостное произведение из различных элементов текста. Проектировщиком является, конечно, автор, а стройматериалами — события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления и так далее. При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Z», попутно демонстрируя ему «достопримечательности».

  • При помощи термина «композиция» можно описать и объекты нефилологического плана: театральные постановки, музыкальные действа, религиозные ритуалы, архитектурные сооружения.

Одним из первых данное понятие разработал еще Марк Фабий Квинтилиан. Древнеримский оратор предложил разделить план речи на 8 частей; причем каждая из них могла быть использована как в прямом, так и в обратном порядке:

  • Оратор привлекает аудиторию — например, при помощи резкого, провокационного высказывания.

  • Именование темы.

    Оратор детализирует озвученную тему. Интерес аудитории усиливается. Вспоминаются уже известные слушателям факты, связанные с темой.

  • Повествование.

    Рассказ об истории предмета обсуждения: его происхождении, репутации, взглядах на него.

  • Описание.

    Рассказ о том, что происходит с предметом обсуждения в настоящий момент.

  • Доказательство.

    Оратор предоставляет весомые аргументы в пользу того или иного решения проблемы, возникшей с предметом обсуждения.

  • Опровержение.

    Оглашается другая точка зрения на доказательство. Оратор опровергает ее — также при помощи логических аргументов.

  • Воззвание.

    Обращение к эмоциям и чувствам слушателей. Когда нужные аргументы приведены, настает время задействовать чувства аудитории, вызвать у нее отклик. Квинтилиан отвел воззванию предпоследнее место, так как большинство людей склонны делать выводы на основе чувств, а не логических суждений.

  • Заключение.

    Выводы по поводу обсуждаемого вопроса.

Со временем структура Квинтилиана стала применяться не только в устных выступлениях. Пусть и претерпев метаморфозы, она вошла в практику создания текстовых произведений. Теперь структура стояла на трех китах:

Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.

  • Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.

  • Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.

Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:

  • События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  • Обратная или инверсионная.

    Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.

  • Параллельная.

    В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.

  • Полифоническая.

    Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.

  • Кольцевая композиция.

    Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.

  • Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.

  • Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.

  • Умолчание.

    Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.

  • Концентрическая.

    Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

  • Ретроспективная.

    Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.

  • Рамочная.

    Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу
    Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля.

  • Свободная.

    Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.

Элементы композиции в литературе традиционно делятся на следующие типы:

  • Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делает более интересным.

  • Завязка. На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия.

  • Развитие сюжета. Череда событий.

  • Кульминация. Пиковый момент произведения.

  • Развязка. То, чем завершается кульминация.

  • Эпилог. Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей.

Речевые элементы композиции помогают оживить произведение и включают в себя:

  • Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения.

  • Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним.

К образным элементам относят:

  • Персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора.

  • Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог. Словом, ландшафт произведения.

Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик.

  • Описание сцен из прошлого.
  • Сказки, байки, притчи, стихотворения.
  • Сны.

Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Чаще всего используются:

  • Создает более яркое впечатление посредством добавления однородных образов. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.

  • Ретроспекция.

    «Взгляд назад». Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия.

  • Мотив.

    Повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.

  • Разрыв.

    Считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.

  • Экспозиция.

    Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.

  • Монтаж.

    Автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце концов, составляет целостное впечатление. Взаимодействуя между собой, они порождают особый, новый смысл произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым именно по этому принципу. На его страницах сцены из московской реальности попеременно чередуются с библейскими, и это производит мощное впечатление. Подобное происходит и в «Пиковая дама» А. С. Пушкина: одна образ — любовная история; второй — азартная игра.

  • Противопоставление.

    Один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Хороший пример — опять же «Война и мир» Л. Н. Толстого: батальные сцены чередуются с описанием сцен семейной жизни. В произведении Э. М. Ремарка «Искра жизни» рассказывается о концлагерных условиях существования заключенного № 509 и его товарищей. Этим сценам противопоставляются сибаритские заботы коменданта лагеря Бруно Нойбауэра.

Особенности сюжетной композиции

Понятия фабулы и сюжета путают часто, а ведь для понимания сюжетной композиции текста важно понимать разницу.

  • Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
  • Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.

Например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.

  • Интересно, что попытки подсчитать количество в принципе существующих сюжетов предпринимались на протяжении всего существования литературы. Гете, например, насчитал 36 возможных вариантов, в рамках которых можно уложить абсолютно любое литературное произведение.

Особенности композиции сказки

Фольклорные произведения (былины, сказания) в литературе стоят особняком, поэтому и внимания заслуживают отдельного. Их композиции отличаются практически непреложными особенностями.

Например, сказки. Стандартная композиция сказки включает в себя следующие составные части:

  • Присказка. Нередко не имеет ничего общего с сюжетом; присказку обычно облачали в стихотворную форму. «Расскажу я сказку от Сивки-Бурки, от вещей каурки…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», — типичные примеры присказок.

  • Зачин. «В тридевятом царстве, за горами, за лесами, жили-были король с королевой…». Между героями затем возникает противоречие.

  • Развитие сюжета. Конфликт формируется, развивается цепочка событий.

  • Кульминация. Наивысшая точка, после которой напряжение спадает.

  • Развязка. Те события, что еще происходят после конфликта. Описывается, как изменились главные герои после разрешения конфликта.

  • Концовка. Она также традиционна. Например: «Я на свадьбе был, мед-пиво пил…».

Один из самых часто встречающихся композиционных приемов в сказке — это повтор (нередко троекратный). Чтобы добиться желаемого, Иван-Царевич должен искупаться в трех котлах; прекрасная царевна — побывать в гостях у трех разных колдуний.

Композиция художественного произведения влияет на восприятие материала читателем. От нее зависит, удастся ли автору передать изначальный замысел. При помощи грамотно составленной композиции можно увлечь читателя даже в том случае, если сюжет самой истории не назовешь особенно оригинальным.

Каким бы ни был выбранный автором вид композиции, нельзя забывать о важнейшем принципе: принципе правдоподобия. На этом чаще всего обжигаются начинающие писатели. Например, их главная героиня встречает богатого благодетеля именно в тот момент, когда ей это и нужно. Читатель такие моменты воспринимает негативно — ведь если героиня не сделала чего-либо достойного, то и уважения такой сюжет не заслуживает.

Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.

А иногда бывает так, что творческий процесс сам создает композиционную форму, буквально «в прямом эфире» работы над книгой. Так что — теорию знать важно, а вот применение ее на практике целиком зависит от смелости и самобытности автора.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа» Литературное чтение.  2 класс Композиционные части сказки Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»

Литературное чтение. 2 класс

Композиционные части сказки

Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна

Доводи начатое дело до конца.

Доводи начатое дело до конца.

Сказки о животных Бытовые сказки Волшебные сказки

Сказки о животных

Бытовые сказки

Волшебные сказки

Законы волшебных сказок Борьба добра и зла. Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.) Сказочные числа, повторы. Волшебные предметы. Положительные и отрицательные герои Особая композиция

Законы волшебных сказок

  • Борьба добра и зла.
  • Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.)
  • Сказочные числа, повторы.
  • Волшебные предметы.
  • Положительные и отрицательные герои
  • Особая композиция

Как строится сказка присказка Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. зачин основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет

Скоро сказка сказывается,

да не скоро дело делается

Ритмически организованная прибаутка,

предшествующая зачину в сказках.

зачин

основная часть

концовка

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Присказки

  • Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  • В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  • Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  • Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  • Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  • А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Как строится сказка  присказка    В некотором царстве, в некотором государстве … зачин Жили-были … Зачин – начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке  основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

В некотором царстве,

в некотором государстве …

зачин

Жили-были …

Зачин – начало сказки, он бывает

различным (коротким или длинным).

Зачин рассказывает о том,

где происходило действие, когда и

какие герои будут в сказке

основная часть

концовка

Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Зачины

  • За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  • Жили-были…
  • В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  • В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Как строится сказка присказка зачин Ключевые события:  - странствие героя;  - встреча героя  с друзьями и врагами;  - бегство, погоня;  - победа героя  и т.д. основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

зачин

Ключевые события:

– странствие героя;

– встреча героя

с друзьями и врагами;

– бегство, погоня;

– победа героя

и т.д.

основная часть

концовка

Как строится сказка присказка Концовка – это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но еще чаще и обращение к слушателю, или рассказ сказочника о самом себе. зачин основная часть концовка И я там был, мед-пиво пил. И стали жить-поживать и добра наживать

Как строится сказка

присказка

Концовка – это последние слова сказки,

завершение, рассказ о том,

чем закончилась история,

рассказанная сказителем,

но еще чаще и обращение к слушателю,

или рассказ сказочника о самом себе.

зачин

основная часть

концовка

И я там был,

мед-пиво пил.

И стали жить-поживать

и добра наживать

Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Концовки

  • Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  • А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
  • Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
  • Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  • Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
  • Стали жить-поживать – добра наживать.
  • И сейчас живут – хлеб жуют
  • Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Рефлексия. Сегодня на уроке я узнал … На этом уроке я похвалил бы себя за … После урока мне захотелось … Сегодня я сумел…

Рефлексия.

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел…

Назови героя сказки «Никита Кожемяка»

Назови героя сказки

«Никита

Кожемяка»

Назови героя сказки «Кощей  Бессмертный»

Назови героя сказки

«Кощей

Бессмертный»

Назови героя сказки «Василиса  Прекрасная»

Назови героя сказки

«Василиса

Прекрасная»

Назови героя сказки - Злосчастие» «Горе

Назови героя сказки

– Злосчастие»

«Горе

Назови героя сказки «Иванушка - дурачок»

Назови героя сказки

«Иванушка

– дурачок»

Назови героя сказки «Жар - птица»

Назови героя сказки

«Жар –

птица»

Назови героя сказки «Гуси - лебеди»

Назови героя сказки

«Гуси

– лебеди»

Назови героя сказки «Баба   Яга»

Назови героя сказки

«Баба

Яга»

Медведь Заяц Щука

Медведь

Заяц

Щука

Волшебные предметы

Волшебные предметы

Схема волшебной сказки 1. Нарушение запрета. 2. Испытание. 3.Поиски помощников, спасительной магии. 4. Борьба со злыми силами. 5. Спасение.

Схема волшебной сказки

1. Нарушение запрета.

2. Испытание.

3.Поиски помощников, спасительной магии.

4. Борьба со злыми силами.

5. Спасение.

Художественные приемы, используемые в сказках 1.Постоянные эпитеты 2.Сравнения 3.Троекратные повторы

Художественные приемы, используемые в сказках

1.Постоянные эпитеты

2.Сравнения

3.Троекратные повторы

Сочинить волшебную сказку Задания по выбору Составить кроссворд «В мире сказок» Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке

  • Сочинить волшебную сказку

Задания по выбору

  • Составить кроссворд «В мире сказок»
  • Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке

На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

Методика
написания сказки

Памятка
«Как написать сказку»

Композиция сказки

ü Зачин

ü Основная
часть:

ü Троекратный
повтор

ü Волшебные
предметы

ü Сказочные
слова и выражения

ü Концовка,
где добро побеждает зло

Этапы написания  сказки:

1. Для начала нужно выбрать героев сказки.

2. Затем придумываем зачин — начало сказки
(«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». «Жили-были…», 1В
некотором царстве, в некотором государстве…»).

3. Далее необходимо дать подробную
характеристику героях и наделить их характером, темпераментом, качествами,
привычками, умениями  добрыми или злыми.

4. Затем сталкиваем героев с проблемой,
трудностью, конфликтом (однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную).

5. Описываем реакцию героев на случившееся
(Василиса заплакала …).

6. Далее наши герои начинают искать выход из
ситуации, пробуют решить свою проблему.

8. В итоге герои должны справиться с ситуацией,
найти верное решение.

9. Завершающий шаг — сказочная развязка (герои
получают по заслугам, сказка завершается хорошо).

Лексическая работа

Зачин

ü В
некотором царстве, в некотором государстве…

ü В то
давнее время, когда…

ü Жили-были…

ü За
тридевять земель, в тридесятом государстве…

ü В
стародавние годы в некоем царстве…

Основная часть

ü Скоро
сказка сказывается, да не скоро дело делается…

ü По
горам, по долам, по зеленым лугам…

ü Долго
ли, коротко ли…

ü Близко
ли, далеко ли…

ü Ни
много, ни мало времени прошло…

ü Три
лета и три зимы…

ü Ни
вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать…

ü Задумался
– закручинился…

Концовка

ü Стали
они жить-поживать…

ü На том
пиру и я был, мед пил, по усам текло, да в рот не попало…

ü Зажили
они себе припеваючи…

ü Устроили
пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

ü А
удалец на той царевне  женился и раздикованную пирушку сделал; я там обедал,
мёд пил, а уж какая у них капустка – и теперь в роте пусто!

ü Свадьбу
сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не
попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.

ü Вот
вам сказка, а мне бубликов связка.

ü Тут и
сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за
окончание сказки – по рюмочке винца.

ü Стали
жить-поживать – добра наживать.

ü И
сейчас живут – хлеб жуют

ü Вот и
сказочке конец, а кто слушал молодец!

Особенности русских народных сказок

В русских сказках определение ставится после
определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце
красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и
усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; и
глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Эпитеты

ü Добрый
молодец

ü Красна
девица

ü Красота
ненаглядная

ü Голова
буйная

ü Солнышко
красное

ü Вода
студеная

ü Земля
сырая

ü Лес
дремучий

ü Птицы
воздушные

Употребление устаревших слов

ü лытать
– уклоняться от дела, бегать работы

ü пытать
– (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

ü кручиниться
– горевать, печалиться

ü тужить
– горевать, тосковать, печалиться

ü мудрёный
– загадочный, непонятный, замысловатый

ü молвить
– говорить, сказывать

ü дивиться
– удивляться, поражаться чему-либо

ü снарядиться
– запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

Сказка

Рассказываем, что такое сказка. Показываем, как сочинить сказку, выполняя проект «Сочиняем сказку». Разбираем приемы сочинения сказки.

Сказка и виды сказок

Что такое сказка?

Сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях с элементами фантастики, магии, волшебных событий. Сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

Черты сказки:

  • Противостояние добра и зла – в основе сюжета. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич и пр.) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.
  • Устойчивые фразы используются в тексте. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • Волшебство наполняет события. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.
  • Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Какие есть виды сказок?

Сказка сказке рознь. По характеру может быть:

  • Волшебная сказка
  • Сказка о животных
  • Бытовая сказка

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Композиция (структура, схема) и признаки сказки

Композиция сказки

Сказки обычно начинаются с «зачина». Дальше композиция не отличается от таковой в других произведениях литературы:

  1. Зачин (например, «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были»).
  2. Завязка.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация.
  5. Развязка.
  6. Концовка (не всегда, например, у Пушкина: «И я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».).

О том, как написать волшебную сказку читайте здесь.

Признаки сказки

При сочинении сказки необходимо помнить о признаках сказки:

  • в сказке должен быть зачин и присказка,
  • троекратные повторы слов героев и повторы ситуаций (например, Иван-царевич трижды выходит на бой с чудом-юдом на реке Смородине, старик трижды забрасывает невод в море.),
  • особый распевный язык сказки,
  • герои, наделенные свойствами,
  • добро должно победить зло,
  • сказка должна учить хорошему, доброму,
  • в конце сказки должен быть вывод.

Как сочинить сказку?

Как сочинить оригинальную сказку?

  1. Выберите тему сказки. Исследуйте выбранную тему в своей сказке. Следует писать о теме, которая близка лично вам или к которой можно подступиться с неожиданной стороны.
  2. Выберите необычное место действия. В большинстве сказок события происходят в выдуманном мире, который сочетает в себе реальность и магию. Попробуйте написать о реальных окрестностях, но привнесите магические элементы, чтобы сделать место причудливым и необычным.
  3. Придумайте интригующее начало. В основном все сказки начинаются словами «Однажды …» или «Давным-давно…». Можно выбрать как стандартное начало, так и более оригинальный вариант. К примеру, начните так: «Жила-была одна девочка…». В первой строчке текста познакомьте читателей с персонажами или местом действия. Благодаря этому они сразу заинтересуются сюжетом и перенесутся в выдуманный мир.
  4. Придумайте необычных героев. В каждой сказке есть герои, за судьбу которых читателю следует переживать. Обычно героем становится простой человек, который меняется или обретает новые силы в результате сказочного события. Попробуйте наделить своих героев необычной силой или способностями, которые помогут им победить злодея.
  5. Определите злодея. В каждой сказке есть злодей, который представляет темную сторону. Злодей может быть волшебным созданием или властным человеком с необычными способностями. Такой злодей обычно вступает в конфликт с главным героем и мешает ему достичь поставленной цели.
  6. Используйте простой и понятный язык. Обычно сказки предназначены для всех возрастных групп — от малышей до взрослых. Язык сказки должен быть простым и понятным читателю. Не следует использовать длинные и перегруженные предложения или сложные и труднопроизносимые слова. В сказках все внимание обычно уделяется персонажам, обстановке и сюжету. Язык уходит на второй план и уступает место волшебным элементам истории.
  7. Придумайте мораль. Сказки учат читателя новому, преподают воспитательный урок. Мораль не всегда должна быть очевидной или выраженной словами, но старайтесь достучаться до каждого читателя посредством персонажей, сюжета, окружающей ситуации.
  8. Придумайте счастливую развязку. Обычно сказки имеют счастливый конец, когда все проблемы и невзгоды остаются в прошлом. Герой получает желаемое и побеждает злодея или злодей получает ценный урок и превращается в хорошего человека. Придумайте счастливую концовку, чтобы читатель остался доволен сказкой.

Как сочинить сказку на новый лад?

  1. Выберите существующую сказку. Перечитайте свою любимую сказку и придумайте, как ее можно изменить. Возьмите такую сказку, которая всегда вас увлекала или не давала покоя. Важно, чтобы она стала хорошей основой для современной истории.
  2. Используйте новый или другой взгляд на события. Расскажите историю так, как бы ее мог видеть второстепенный или совсем незначительный персонаж сказки. Например, перепишите «Красную Шапочку» от лица бабушки.
  3. Введите нового персонажа и опишите события, увиденные его глазами.
  4. Измените место действия. Возьмите оригинальное место действия из сказки и превратите его в современный или далекий мир. Поместите персонажей и сюжет в совершенно новую обстановку, чтобы увлечь читателя ощущением новизны.
  5. Измените главных героев. Добавьте главным героям новые аспекты личности. Сделайте их более реальными или глубокими. Превратите уже известных персонажей в новых действующих лиц со своими особенностями.
  6. Расширьте или измените существующий сюжет. Возьмите известную сказку и придумайте новое начало или конец. Используйте существующий сюжет в качестве отправной точки и внесите любые изменения, которые посчитаете нужными.
  7. Читайте примеры других вариаций. В современной литературе существует немало вариаций на тему известных сказок. В них часто меняется известное место действия или героями становятся другие персонажи.

Конкурс сочинений

Добавить комментарий