Композиция стихотворения
Под анализом композиции стихотворения мы понимаем анализ композиционного принципа (если он есть), на котором построен текст, анализ соотношения смысловых частей, особенностей развития в них поэтической мысли. Иначе, мы рассматриваем стихотворную композицию как способ структурирования поэтической идеи, формальное ее развертывание. При этом умение «видеть» особенности композиции часто оказывается главным фактором в понимании смысла стихотворения. Так, глубокое проникновение в идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» невозможно без подробного анализа композиции – формальной организации поэтического содержания.
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»
1
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
2
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
3
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
4
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!.. 1837г.
Вопросы
На какие части можно композиционно разделить стихотворение? Как развивается поэтическая мысль от одной части к другой? Как изменяется художественное пространство стихотворения по мере движения лирического «повествования» и какой художественный смысл имеет это изменение?
Комментарии
Данное стихотворение – лирическая история приобщения человека к миру природы: обретение через это приобщение важной светлой истины, гармонии, что дает разрешение душевной тревоги в Божественном логосе. Композиция этой истории строго продумана, в ней есть своя смысловая динамика. В описании природы (первые три строфы) выделяются три этапа развития лирического «сюжета»:
первая строфа – о гармонии в природе,
во второй – приветливая обращенность природы к лирическому герою,
третья – об успокоении измученного, тревожного сердца лирического героя, обретении им природной гармонии.
В четвертой, заключительной, строфе – прямое выражение лирическим героем его чувств, его духовного состояния преображения.
Приобщение лирического героя к миру природы также имеет свою внутреннюю динамичность, проявляющуюся, главным образом, через организацию художественного пространства стихотворения.
Первые две строки: максимально широкий взгляд, максимально широкий охват пространства (нива, лес); взгляд «стороннего наблюдателя».
Третья-четвертая строки: более крупный план отдельных предметов (слива, листок), что отражает уже соприкосновение лирического героя с природой.
Вторая строфа: устанавливается контакт, интимная связь героя с природой; отмечаются особенности даже небольшого предмета (ландыш, росой обрызганный душистой).
Третья строфа: возникает диалог с природой; общение, воздействие природы на лирического героя (студеный ключ лепечет лирическому герою и погружает его мысль в сон). И именно в восприятии лирического героя природа оживает: если сначала природные явления описываются в рамках устоявшихся образных значений слов (нива волнуется, лес шумит), то далее – только индивидуальный взгляд на природу (олицетворения: слива прячется, ландыш кивает головой, ключ играет, лепечет).
Композиция стихотворения отражает динамику поэтической мысли, и эта динамика заключается не столько в изменении природного мира, сколько в приобщении лирического героя к природному миру, благодаря чему лирическому герою открывается самое простое, незатейливое, но самое естественное счастье, которое до этого не было доступно его тревожной душе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Как писать план анализа стихотворения по литературе
Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.
Как составить план стихотворения
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:
- Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
- Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
- С какой интонацией построен стих.
- Определить композицию стиха.
- Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
- Найти ритмику, ритмическое движение.
- Определить звуковой рисунок.
Порядок составления плана
В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.
5 класс
Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):
- Название, автор.
- Эмоциональное восприятие текста.
- Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
- Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
- Определение темы стихотворения, его основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Отношение к прочитанному.
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор).
- Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Собственное отношение к прочитанному.
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
- Какие мысли и чувства возникают при чтении.
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
- Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
- Собственное отношение к прочитанному.
Старшие классы
В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):
- Название, автор.
- История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
- Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
- Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
- Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
- Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
- Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
- Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
- Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
- Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
- Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
- Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
- Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
- Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).
Пример плана и анализа по нему
Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
- Мое восприятие стихотворения.
Анализ стихотворения:
Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.
Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.
Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.
Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.
Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
Автор использовал такие художественные средства, как:
- инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
- метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
- эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения — «Анчар, как грозный часовой».
В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.
Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)
Наверх
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Adblock
detector
Ещё со школьных лет нас учат анализировать литературные произведения. И особенно рьяно учителя берутся, как правило, за стихотворные тексты. Можете ли вы сейчас назвать виды композиций стихотворения и ответить, почему это важно, особенно если ваша профессия связана с творчеством?
Анализ стихотворения. Композиция
В школе необходимость знать, как именно анализировать стихотворный текст, вызывала скуку. Ведь действительно: а зачем это нужно, если текст и так перед глазами, и общий его смысл понятен? Однако попробуйте попросить любого школьника привести пример композиции стихотворения, и он, скорее всего, растеряется и не сможет ответить. Спросите после этого о смысле произведения – и вы снова, скорее всего, услышите либо очень невнятный ответ, либо и вовсе молчание. Так почему же так важен анализ?
Когда мы читаем текст произведения, мы можем только догадываться о том, какие эмоции и чувства хотел в него вложить автор. Иногда и сам смысл меняется, если мы узнаём какие-то, как нам сначала кажется, «ничего не значащие мелочи». Какие бывают виды композиций стихотворения?
- Противопоставление. Обычно используется, чтобы усилить контраст между двумя явлениями: чёрное-белое, день-ночь, добро-зло, и так далее.
- Параллелизм. Изображаются схожие явления, которые как бы усиливают друг друга, придают оттенок многообразия.
- Сопоставление или сравнение. Часто используется для изображения чувств и ощущений, передаёт мироощущение поэта: глаза как звёзды, мир как море, и т.п.
- Повторение или закольцованность – повторение одной и той же фразы или строки для усиления смысла. В закольцованном варианте первые строки повторяются в конце, что придаёт стихотворению особое звучание.
Как определить композицию стихотворения? Прежде всего, внимательно в него вчитаться. Дальше уже несложно. Главное – не пытаться просто пробежать глазами текст. Так вы не только упустите композицию, но и лишитесь всей прелести повествования.
Определение композиции стихотворения для творческого человека
Зачем может пригодиться знание того, как анализировать стихотворение, в жизни? Конечно, чаще всего нам не приходится сталкиваться с необходимостью серьёзно разбирать тексты после окончания учёбы. Но если речь идёт о профессиях творческих, то определение композиции стихотворения может пригодиться. Так, актёр, читающий текст стихотворения со сцены, будет знать, какие именно чувства он должен передать зрителям, какую «изюминку» он должен придать своей роли, если речь идёт о спектакле, и так далее. Авторы произведений – как стихотворных, так и прозаических, умело пользуются такими знаниями, чтобы создать настоящий шедевр. И, конечно, не стоит забывать о том, что литература, как и любое другое творчество, не терпит строгих и точных форм. Поэтому мы так часто можем встретить варианты смешанных композиций. Зная, что такое композиция стихотворения, вы сможете с блеском выступить, к примеру, на конкурсе чтецов. Или подарить необычный стихотворный презент к любому празднику, вложив в него именно те чувства, которые хотите показать.
Чувства в стихах
Теперь-то вас заинтересовал анализ стихотворения? Композиция любого произведения – это не просто каприз автора, и не способ показать «заумность». Это возможность выразить всё то, что сложно сказать обычным текстом. Ведь на самом деле стихи помогают человеку не теряться и преподносить свои чувства в красивом и при этом понятном виде. Хотите сделать близким необычный и запоминающийся подарок? Закажите стихи у автора Татьяны Агаповой и выскажите при помощи композиции свои самые искренние чувства и пожелания. А уж как их усилить с помощью знаний анализа текста, вы теперь знаете.
Дарите искренность и радость!
Как определить композицию стихотворения?
Любое произведение искусства имеет композицию. Можно представить себе рисунок вечернего заката. Каждая деталь на холсте является частью композиции. Расположение воды, деревьев, легкий взмах еле заметной чайки – всё это части композиции.
В литературе, как и в любом другом виде искусства, всегда есть композиция. В литературе под ней следует понимать расположение частей произведения. Автор выбирает ту последовательность, которая позволяет лучше раскрыть образы, передать сюжетную линию.
При этом композиция часто предполагает использование диалогов и монологов, позволяющих поэту выстраивать систему образов. Читатель лучше понимает героев и их мысли/переживания, когда слышит монологические высказывания, или же становится «свидетелем» диалога персонажей.
Пример композиции
Для понимания термина стоит вспомнить поэму «Руслан и Людмила», в которой А.С. Пушкин предстал перед читателями как истинный мастер слова.
Композиционно поэма состоит из вступления (названо посвящением), 6 глав (Пушкин величает их песнями) и эпилога. Такое расположение сюжета удобно для чтения.
Посвящение открывает мир сказки. Поэт даёт свои рекомендации читателям. В песнях последовательно излагает сюжет поэмы. При этом построение катренов в каждой из глав, подчиняется композиционным законам. Например, в первой песне есть стихотворение «У Лукоморья», которым открывается эта глава.
Как видно, обозначенные части в поэме указывают на то, что композиция сложная (многочастная), поэтому можно анализировать эпизоды, чтобы понять содержание поэмы.
Виды композиций
1. Линейная – последовательность событий, идущих в хронологическом порядке.
2. Инверсионная – сначала показан финал, а потом излагаются эпизоды, к которым привели к обозначенной в начале повествования развязке.
3. Параллельная – несколько героев, судьбы которых имеют свои сюжетные линии, но вместе складывают единство стихотворения или прозаического произведения.
4. Полифоническая – не просто каждый герой имеет свою сюжетную линию: судьбы персонажей переплетены, даже одного героя нельзя убрать, чтобы сохранить смысл.
5. Кольцевая – вначале и в конце стихотворения повторяются элементы или эпизоды. Примером служит «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина.
Определение композиции
Нужно понять, как развивается сюжетная линия, кто герои стихотворения, как они взаимосвязаны друг с другом в художественном тексте. Возвращаясь к поэме «Руслан и Людмила». Можно сделать вывод: композиция кольцевая, т.к. действие начинается и заканчивается в Киеве. Это сказочный прием, который был доведен до совершенства А.С. Пушкиным.
Замысел, основной мотив стихотворения развиваются в картинах, образах, суждениях. Их изображение может быть композиционно решено как:
1) Противопоставление друг другу – приём антитезы (ненастный вечер противопоставлен солнечному зимнему утру в стихотворении Пушкина “Зимнее утро”);
2) Параллельное изображение картин – приём параллелизма (используется для передачи многогранности образа, многообразия жизни);
3) Сопоставление – развёрнутое сравнение (в стихотворении Пушкина “Эхо” поэт уподобляется природному явлению, состоящему в отражении всех звуков жизни);
4) Повторение -анафора (повторение строки “Храни меня, мой талисман” в стихотворении Пушкина усиливает передачу эмоций).
Композиция может быть спокойной, взволнованной, нервной, что достигается с помощью разнообразия синтаксических приёмов: нагнетания однородных членов, обращений, вопросительных, восклицательных предложений, включения диалогов…
Сегодня
мы…
· Расширим и углубим
знания о композиции произведения.
· Поговорим об элементах
композиции и композиционных приёмах.
· Рассмотрим особенности
стихотворного послания как жанра поэзии.
С чем
можно сравнить литературное произведение? Некоторые тексты можно сравнить с
чудесными картинами, наполненными яркими красками и необычными образами. Другие
тексты похожи на запутанные путешествия по лабиринтам авторской фантазии. Но
любое произведение немного похоже на… здание. Да-да! Ведь литературное
произведение тоже можно построить. Вернее, выстроить.
Представьте,
что вы рассказываете друзьям о каком-то интересном случае, который с вами
произошёл. Вы постараетесь выстроить свою речь, расположить её части так, чтобы
рассказ получился внятным и интересным. Вы расскажете – где и когда всё
происходило, объясните – что предшествовало этому случаю, чем-то завершите свой
рассказ…
В
литературном произведении автор тоже всегда старается выстроить мысль так,
чтобы достичь запланированного художественного эффекта. То есть, сделать свой текст загадочным или
понятным, трогательным или смешным.
Такое
построение текста называется композицией.
Композиция – это внутренняя организация
текста.
Это то,
как части произведения и художественные средства выразительности располагаются
в тексте и соотносятся между собой.
Композиция
литературного произведения тесно связана с художественными образами. Именно с
помощью композиции образы полностью раскрываются перед читателем.
Композиция есть в любых литературных
произведениях – прозаических, поэтических и драматических. Конечно же,
элементы композиции у произведений разных родов и жанров будут отличаться.
Мы
помним, что в произведении можно выделить внешнюю и внутреннюю сторону – форму
и содержание. Именно поэтому литературоведы часто выделяют внешнюю и внутреннюю композицию.
Внешняя
композиция – это то, как произведение организовано, его структура,
составные части, которые указывает сам автор.
Например,
в стихотворении поэт делит текст на строфы – отрезки мысли, которые
могут содержать две строки и более. Чаще всего мы встречаемся со строфами из
четырёх строк, но могут быть и строфы из шести, из восьми строк… а в
стихотворном романе «Евгений Онегин» Пушкин создал особую, «онегинскую»
строфу из 14 строк!
В драме
текст делится на акты, действия, сцены. Есть авторские ремарки и примечания.
В прозаическом тексте мы можем увидеть главы,
разделы, пролог – предисловие и эпилог
– послесловие. В большие прозаические тексты часто включаются письма, стихи и
так далее. Они тоже становятся элементами композиции.
Кроме
того, у любого произведения может быть эпиграф – изречение, краткая
цитата, которое располагается перед самим произведением или его частью и
намекает на основную идею произведения.
Но
гораздо важнее – композиция внутренняя. Она отражает, как в тексте
развивается мысль автора. Внутренняя и
внешняя композиция тесно связаны. Эту связь легко увидеть в стихотворных
произведениях.
Чаще
всего чёткого сюжета в стихотворениях
мы выделить не можем. В стихах раскрываются образы природы, развиваются
мысли и чувства лирического героя. Значит, это и ляжет в основу композиции.
Легче
всего определить композицию стихотворения, если текст чётко делится на строфы.
Тогда можно проследить, как по строфам
развивается мысль лирического героя. Можно увидеть и переходы между
мыслью.
Посмотрим,
например, на стихотворение Пушкина «Зимнее утро». В этом произведении пять
строф, каждая состоит из шести стихотворных строк. И каждая строфа – это новый
этап развития мысли автора.
Сначала
лирический герой восхищается прекрасным утром и обращается с призывом к
подруге.
Следующая
строфа – воспоминание о ночной буре.
Дальше
идёт описание природы за окном.
Потом
лирический герой описывает свою комнату и решает прокатиться на санках.
Последняя
строфа – радостное предвкушение поездки.
Мы можем
составить план произведения и увидеть, что мысль автора развивается
последовательно.
Итак, композиция
в стихотворении – это то, как
развивается мысль автора, художественные образы. Элементами композиции
могут быть строфы, обращения к другим персонажам, воспоминания, раздумья и так
далее.
А как же
проза? Здесь композиция будет тесно
связана с сюжетом произведения. И элементами композиции будут являться
стадии развития действия в произведении.
Какие элементы композиции можно увидеть в
прозаическом тексте?
– пролог
– это вступительный текст, который предваряет основную историю. Это может быть
предисловие автора, какие-то мысли главного героя по поводу того, что он
собирается рассказать. В любом случае, пролог связан с дальнейшим
повествованием.
–
экспозиция – предыстория событий, которые разворачиваются в сюжете. Это может
быть история места действия, описание персонажей и рассказ о них. Экспозиция
помогает читателю понять, почему персонаж поступает так, а не иначе. Экспозиция
иногда даётся в начале произведения – когда автор сразу рассказывает нам всё о
новом персонаже или месте действия. Но чаще автор старается давать информацию о
своих героях постепенно, чтобы заинтересовать читателя.
– завязка
действия – событие, которое служит основой для сюжета. С него начинается
сюжет, завязывается конфликт. Это может быть встреча героев, преступление,
внезапная весть, решение – что угодно, что запускает основной сюжет.
– основное
действие или развитие действий – это все действия, которые происходят после
завязки и до кульминации произведения.
– кульминация
– это наивысшая точка напряжения в сюжете произведения. Противоречия героев в
конфликте достигают своего предела, самой острой формы. В фильмах или
мультфильмах тоже всегда есть финальный, самый важный поединок, когда всё
ставится на весы, и мы наиболее сильно тревожимся за героев. Это и есть
кульминация сюжета.
– развязка
– итог сюжета. В повествовании ставится точка, герои приходят к каким-то
решениям, конфликт разрешается, и напряжение начинает спадать. Однако так
происходит не всегда. Иногда развязка может оставаться «открытой»: герои
остаются в сложных ситуациях, и мы не знаем, что с ними случится дальше.
– эпилог
– заключение, закрытие произведения. В эпилоге может рассказываться о
дальнейшей судьбе героев, о новых встречах с ними.
Но автор
может и отступить от сюжета. Тогда мы говорим о лирическом отступлении –
ещё одной части композиции. Лирическое отступление мало связано с сюжетом
произведения. Это описание природы, размышления автора, какие-то воспоминания.
Лирические вставки могут замедлять сюжет – но зато автор может выражать в них
своё мнение по самым разным темам.
Не все
элементы в композиции обязательно должны присутствовать: это сильно зависит от
жанра и размера произведения. Чаще всего в прозаических текстах можно отыскать
завязку, развитие действий, кульминацию и развязку. И даже эти элементы автор
может менять местами и творчески преобразовывать.
Какой
может быть композиция?
Если
автор располагает все элементы сюжета в хронологической последовательности –
такая композиция называется прямой, или
последовательной. Ещё она может называться линейной – ведь все действия идут как по линейке!
Но автор
может как будто замкнуть произведение в кольцо – сделать так, чтобы начало и
конец перекликались или совпадали. Такая композиция называется кольцевой. С кольцевой композицией мы
встречались в поэме «Бородино» Лермонтова: там старый солдат начинает свои
воспоминания с утверждения «Не будь на то господня воля, // Не отдали б
Москвы!» Потом он вспоминает Бородинскую битву и заканчивает рассказ почти
таким же утверждением.
Ещё
композиция может быть зеркальной
– когда приёмы и герои постоянно сопоставляются и противопоставляются.
Есть и
такой вид композиции, как «рассказ в рассказе»: в произведении есть персонаж,
который излагает действия основного сюжета.
А
разнообразить композицию произведения автору помогает множество художественных приёмов. Эти приёмы так
и называются – композиционными.
Со
многими композиционными приёмами мы уже знакомы. Например, с повторами, с сопоставлением и
противопоставлением персонажей. Автор может использовать такой
композиционный приём, как разрыв
событий – когда глава заканчивается неожиданно, а в другой главе
говорится уже совсем о другом. Или же автор может прибегнуть к приёму умолчания
и рассказать, что случилось с героем раньше, только в конце произведения.
Иногда в произведении может появиться образ, при помощи которого автор
объединяет героев и действия. Очень часто это образ путешествия, дороги.
Итак,
что можно сказать о композиции?
· Композиция – это внутренняя организация текста. Это то, как части
произведения и художественные средства выразительности располагаются в тексте и
соотносятся между собой.
· Композиция бывает внешней и внутренней. Внешняя отображает части
произведения, которые обозначил автор: строфы, главы, разделы. А внутренняя
показывает, как развивается мысль автора.
· В прозаических произведениях композиция тесно связана с сюжетом.
Мы выделяем такие элементы композиции: завязку, развитие действия, кульминацию
и развязку. В композицию могут включаться пролог, эпилог, экспозиция,
лирические отступления. Кроме того, есть разные композиционные приёмы.
Очень
часто у отдельных жанров есть свои
особенности композиции. Посмотрим, например, на такой интересный жанр,
как стихотворное послание.
Считается,
что жанр этот к нам пришёл из далёкой античности. Его изобрёл древнеримский
поэт Гораций. Он осознал, что можно выражать свои мысли в стихотворении не
просто так, а обращаясь к кому-то. Стихотворное послание – это письмо в стихах.
Послание
всегда адресовано собеседнику, но он может быть как реальным лицом, так и воображаемым героем.
Впрочем, лирический герой тоже может быть любым. Например, древнеримский поэт
Овидий написал «Героиды» – цикл любовных посланий от
лица женщин.
Обычно к
собеседнику лирический герой обращается в дружеском тоне, но бывают и
торжественные, пафосные послания. Содержание
стихотворных посланий может самым разным:
–
лирический герой может говорить о своих чувствах и переживаниях – то есть, это
будет интимная лирика.
– герой
может предаваться философским размышлениям – тогда послание относится к
философской лирике.
– герой
может даже высмеивать того, к кому обращается – и тогда перед нами сатирическое
произведение.
Настоящий
расцвет стихотворные послания приобрели в 18 веке. Особенно популярны они были
во Франции. Блестящие, остроумные послания писал философ и просветитель
Вольтер: он обращался к императорам, своим друзьям и врагам, умершим (например,
к Горацию) и даже… к неодушевлённым предметам!
Русская
литература долго брала всё лучшее из французской. Поэтому в 18 веке стихотворное послание расцвело и в
России. Послания писали такие поэты, как Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов.
В 19 веке традицию посланий развил Василий
Жуковский: он писал как вдохновенные,
изящные послания в старом стиле, так и короткие, шуточные обращения к своим
знакомым и друзьям.
И,
конечно, нельзя не вспомнить о посланиях Александра Сергеевича Пушкина. Большинство из них не предназначались для
печати: они были написаны для конкретных адресатов. Часто это лицейские
друзья поэта: Дельвиг и Батюшков, Пущин
и Горчаков. Известным стало стихотворение «Сибирь», обращённое к сосланным
декабристам.
Послания
Пушкина искренни и изящны, остроумны и достаточно свободны по форме.
Дело в
том, что у старых, классических посланий было чёткое построение, определённая
композиция. Сначала лирический герой обращался к собеседнику, потом описывал
его или делал ему комплимент, а потом уже шло рассуждение или изложение дела.
Но со временем композиция посланий стала свободной, как и у обычных лирических
стихотворений.
Итак,
что мы должны запомнить о стихотворном послании?
· Стихотворное послание может быть обращено к реальному или
вымышленному собеседнику. Лирическим героем при этом может быть кто угодно.
· В виде стихотворного послания может оформляться философская,
интимная, сатирическая лирика. Обычно язык послания прост и изящен.