Как составить концепцию образа я

«Я-концепция» («Я-образ», «Образ Я», англ. one’s self-concept, а также: self-construction, self-identity или self-perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.[1].

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям[2].

Термин[править | править код]

Термин «„я“-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX—XX веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта.
Американский психолог Уильям Джеймс (1842-1910) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. [3]

Понятие «„я“-концепция» развивалось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «я» как фундаментального фактора поведения и развития личности[4].

Наиболее известны представления о “Я концепции”, созданные Робертом Бернсом (на основе самооценки) и концепция Карла Роджерса (На основе самоактуализации)

Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «„я“-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания[5].

«Я»-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем[6].

Проблемы определения «я»-концепции[править | править код]

Сложность проблемы в определении «я»-концепции подчеркивалась многими исследователями. Суть её в слишком общем характере того, что мы определяем как «я».

“Даже такой простой материальный объект, как стакан, можно определить по-разному, в зависимости от практического или теоретического контекста. Тем более это верно в отношении таких понятий, как «личность», «сознание» или «самосознание». Дело не столько в терминологической нестрогости гуманитарных наук, сколько в том, что разные исследователи озабочены разными аспектами проблемы личности и человеческого «я». Но в чем, собственно, его загадка? Ф. Т. Михайлова волнует вопрос, каков источник творческих способностей человека, диалектика творящего и сотворенного. А. Г. Спиркина «я» интересует как носитель и одновременно элемент самосознания. Д. И. Дубровский подходит к «я» как к центральному интегрирующему и активирующему фактору субъективной реальности. Психологи (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова и другие) рассматривают «я» то как внутреннее ядро личности, то как её сознательное начало, то как сгусток индивидуального самосознания, систему представлений человека о самом себе. Исследовательский интерес нейрофизиологов направлен на выявление того, где, в каких разделах мозга локализованы регулятивные механизмы психики, позволяющие живому существу отличать себя от других и обеспечивать преемственность своей жизнедеятельности. У психиатров проблема «я» фокусируется на соотношении сознательного и бессознательного, механизмах самоконтроля («сила „я“») и т. д., и т.п”, — размышляет над проблемой «я» известный философ и социолог Игорь Семенович Кон в своей нашумевшей книге «В поисках себя» (с.7)[7].

У Бёрнса «„я“-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «„я“-концепции» автор называет образом «я» или картиной «я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «„я“-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем. Описывая юношескую «„я“-концепцию», Р. Бёрнс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, «„я“-концепция» становится более устойчивой, с другой стороны, “…претерпевает определённые изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации «„я“-концепции», в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей, учителей, сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на «„я“-концепцию» в пору юности.[8].

Таким образом, в зависимости от исходной проблемы и способов её расчленения меняется и значение понятий и их бесчисленных производных.

Накоплен материал о содержании образа «я» и его структуре. Многие работы раскрывают возрастные особенности представлений о содержании своего «я». Предметом специального психологического исследования являлся и вопрос об уровнях развития образа «я», овладение которыми в разных возрастных группах может означать не только знание своего «я», но и готовность его реализовать. Большинство авторов предлагают изучать изменение содержания представлений о себе, то есть переход от объективных показателей (физические характеристики) к субъективным (личностные качества, идеи, установки).

Структура «я»-концепции[править | править код]

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений[9]. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.[3] На основе «я»-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает[9].

Когнитивная[править | править код]

Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя[9].

Наряду с прочим, когнитивная компонента «я»-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная[править | править код]

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

  • соотнесение представлений о себе с «идеальным „я“»;
  • соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;
  • оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности[9].

По мнению американского писателя Роберта Грина, человек создает свой внутренний образ, который подтверждает значимость индивида изнутри. Конструируя этот образ самих себя, люди склонны подчеркивать свои положительные качества и отметать недостатки, оправдывая их. Это внутреннее «я», по мнению Грина играет важную роль в поддержании самооценки индивида[10].

Поведенческая[править | править код]

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая «я»-концепции[9].

Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на «я»-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».

Другие подходы к структуре «я»-концепции («я»-образа)[править | править код]

Т. Ю. Каминская выделяет два подхода к разработке проблемы структуры образа «я». В первом подходе в структуре образа «я» не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие. Так, С. Стейн определяет «я»-Концепцию — «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту». Л. А. Венгер говорит об образе «я» как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений.

Второй подход заключается в признании влияния мотивационного компонента (связь образа «я» и поведения) на развитие образа «я». Иными словами, формируются предпосылки для включения мотивационного компонента в структуру образа «я».

Наиболее же распространенным является представление о структуре образа «я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).

Г. Е. Залесским выделяются два компонента образа «я» — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития образа «я», особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента образа «я» начинают взаимодействовать.

Когнитивный блок образа «я» отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока образа «я» близко к пониманию образа «я» другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов.

Измерение «я»-концепции[править | править код]

В литературе представлен разнообразный набор методик для изучения «я»-концепции (образа «я») или его компонентов.

Различные опросники
Примеры:

Методика исследования самоотношения (МИС) разработана Р. С. Пантелеевым (1989) и содержит 9 шкал:

  • внутренняя честность;
  • самоуверенность;
  • саморуководство;
  • отраженное самоотношение;
  • самоценность;
  • самопринятие;
  • самопривязанность;
  • внутренняя конфликтность;
  • самообвинение.

Методика диагностики социально-психологической адаптации разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом (1954). Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. На русскоязычной выборке адаптированная А. К. Осницким. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей, принятия или непринятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем.

И. С. Кон поднимает вопрос о том, может ли индивид адекватно воспринимать и оценивать себя, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания — регуляторно-организующей и эго-защитной. Чтобы успешно направлять своё поведение, субъект должен обладать адекватной информацией, как о среде, так и о состояниях и свойствах своей личности. Напротив, Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа-Я даже ценой искажения информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки. Пониженное самоуважение невротика — это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности — стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей.

Проективные техники

Практически все проективные методики направлены на исследование личностной сферы в различных её аспектах — уровень притязаний, степень самопринятия, привязанность к близким, конфликтность и т. п.
Идея о том, что в рисунке или рассказе можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом — дерево — человек» (Гудинаф — Харрис), Тематический апперцептивный тест (Г. Мюррея), Психогеометрический тест (Деллингер), Тест апперцепции символов (Нагибиной-Афанасьевой) и других.

Виды и классификации «я»-концепции (образа «я»)[править | править код]

«Я»-образ (образ «я», «я»-концепция) — это некая глобальная самооценка. «Я»-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д.

Практически любой из образов «я» имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.

В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «„я“-образе», или «„я“-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «я» является различение «„я“ реального» и «„я“ идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального „я“» и «социального „я“». Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» «„я“-концепции»: образ тела, «социальное „я“», «когнитивное „я“» и самооценку.

Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:

  • настоящее «я»
  • динамическое «я»
  • фактическое «я»,
  • вероятное «я»
  • идеализированное «я»

Принятие «я»-образа[править | править код]

Признание и принятие всех аспектов своего «я» в противоположность «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность «я»-концепции, утверждает «я» в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. «Я»-концепция («я»-образ) — то зерно, которое несет в себе как зародыш, так и его потенциал роста и развития. Согласованность работы всех структур, их гармоничное взаимодействие есть необходимое условие психологического комфорта.

В. Ротенберг в своей книге «„Образ Я“ и поведение» приводит примеры восприятия образа «я» под гипнозом: “Когда одному испытуемому внушили, что он Пол Морфи — гениальный американский шахматист, и предложили сыграть в шахматы, первой его реакцией было требование огромного гонорара — миллиона долларов. Ему вручили пачку чистой бумаги, объявив, что это и есть вожделенный миллион, и в этот момент на энцефалографе был зарегистрирован мощный всплеск электрической активности кожи, свидетельствующий о выраженной эмоциональной реакции. Кстати, играл с этим испытуемым сам Михаил Таль, и он же сыграл с ним партию в его обычном состоянии вне гипноза. На фотографиях было видно, как уверенно держался во время игры испытуемый, пока считал себя Полом Морфи, для которого имя Таля ничего не значит, — и как робко вжался в стул тот же испытуемый вне гипноза, хорошо представляя себе, с кем он играет. Между прочим, Таль признал, что хотя «в образе» испытуемый играл, конечно же, не на уровне Морфи, но все же примерно на два разряда выше, чем без гипноза. Спустя несколько месяцев, на вопрос журналиста: «Какая партия за последнее время запомнилась вам больше других?», Таль ответил: «Встреча с Морфи», и объяснил ошеломлённому репортёру, что галлюцинаций у него ещё нет«.

Итак, именно внушение целостного образа позволяет выявить в гипнозе уникальные возможности, о которых сам человек не догадывается. Разумеется, эти возможности именно выявляются, а не привносятся состоянием гипноза»[11].

Психологические конфликты становятся своеобразными пунктами проверки качества на пути к личностному росту и самореализации, когда прерывается, «расщепляется» взаимодействие, диалог «я»-образов, каждый из которых, являясь существенной частью «я»-концепции, силится «заявить о себе», «заговорить», «быть услышанным», но не принимается за свой, отторгается или защитно трансформируется.

Сложность и непредсказуемость образа «я» создает трудности для его изучения. Иногда педагог имеет дело с учеником, у которого различные части и составляющие образа «я» «размыты», не связаны между собой. Следствием психологической недифференцированности и зависимости, составляющих основное системообразующее свойство «пограничного самосознания», являются его три взаимосвязанные характеристики:

  1. Высокий уровень пристрастности образа «я» и доступность его субъективным искажениям;
  2. Сверхзависимость от оценок значимых других, стрессодоступность и уязвимость «я»-концепции, по отношению к эмоционально-травмирующему опыту;
  3. «Узость» и «уплощенность» системы индивидуальных значений, репрезентирующих образ «я».

«Фактором, создающим наибольший риск дестабилизации самоотношения, является низкая степень дифференцированности „я“-концепции и вследствие этого недостаточная автономность когнитивных и аффективных процессов, увеличивающих стрессодоступность всей целостной системы», — считает Соколова, Е. Т.[12]

В структуре личности особо выделяют психическую составляющую, ответственную за целостность психики. Это некое ядро — самость.

Самость — это «центр тяжести». Система сбалансирована, когда самость (как солнце) освещает, согревает и даёт энергию всем остальным составляющим личности.

Книга «Психологические типы», Карла Юнга, вобрала в себя размышления о многих философских познавательных проблемах.

В ней освещаются различные стороны сознания, возможные мировоззренческие установки, при этом человеческое сознание рассматривается с так называемой клинической точки зрения… В своей книге я утверждал, что всякий образ мыслей обусловлен определённым психологическим типом и что всякая точка зрения в некотором роде относительна. При этом возникал вопрос о единстве, необходимом для компенсации этого разнообразия. Иными словами, я пришел к даосизму… Именно тогда мои размышления и исследования стали сходиться к некоему центральному понятию — к идее самости, самодостаточности.

Карл Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. Происхождение моих сочинений.

К. Юнг рассматривал «самость» как первичный образ, архетип, — комплекс, существующий в коллективном бессознательном. Самость — это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности.

И. С. Кон, раскрывая понятие «я» как активно-творческое интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «я»:

  1. «я» как субъект мышления, рефлексивное «я» — активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «я» или «эго»;
  2. «я» как объект восприятия и внутреннего чувства — объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «я» или образ «я», «понятие „я“», «„я“-концепция».

Человеку свойственно иметь и строить не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня в действительности, но и теорию идеального «я», такого, каким человек хочет быть в будущем. Полагается, что наличие такой концепции идеального «я», или будущего «я», является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим человека к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, поиск подлинной жизни. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции „я“», включая «идеальное „я“», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Карен Хорни отделяет актуальное, или эмпирическое, «я» от идеализированного «я», с одной стороны, и реального «я» — с другой. Актуальное «я» — всеохватывающее понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Актуальное «я» — то, что имеет в виду субъект, когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, каким является. Идеализированное «я» — это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости. Реальное «я» — это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, с которой субъект может вновь достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза. Реальное «я» — это то, на что ссылается субъект, когда говорит, что хочет найти себя. Реальное «я» для невротиков является возможным «я», в противоположность идеализированному «я» — которого достичь невозможно.

«Я»-концепция и психологический тип[править | править код]

Некоторые методики определения психологического типа основаны на том, что человек выбирает свой тип как предпочитаемый, то есть выделяет свои наиболее привлекательные особенности.

Существуют методики, в которых человек даёт образ себя и образ своего близкого, тем самым подчеркивая свои особенности, которые отличают его от другого. Например, методика диагностики межличностных отношений Тимоти Лири (тест Лири). Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и своем идеальном «я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Развитие «я»-образа[править | править код]

Несмотря на устойчивость, «я»-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование «я»-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. «Я»-идентичность — «я»-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре. «Человеческое „я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» (И. С. Кон). Формирование адекватной «я»-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества[13].

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «я», с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть[14].

Можно сказать, что заложено в «я»-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в «я»-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство)[15].

На протяжении всего взрослого периода жизни «я»-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе[14].

Обнаружено, что динамика изменения «я»-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа «я» нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели «я»-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания «я»-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.

Кроме изменений всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания «я»-концепции, завершающихся преобразованием всей её структуры в зрелом возрасте, интересующиеся своим эго неработающие пенсионеры преклонного возраста, постепенно начинают как Младенцы не разграничивать себя и окружающий мир. При отсутствии выраженных болезней возможно угасание своего телесного «я», с одновременным непониманием идентичности внутреннего и внешнего миров. Иногда старики продолжают сравнивать себя со своими родителями, коллегами, сверстниками и родственниками, трактуя те или иные различия в свою пользу. В итоге их знания о себе изменяются настолько, что любую логику или/и целую систему оценок собственных качеств используют только для подтверждения собственных убеждений. Детальные и полные исследования подобного плана не проводились.

Факторы, влияющие на «я»-концепцию[править | править код]

Все исследователи отмечают сложность и неоднозначность становления и развития образа «я». Образ «я» — это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования «я»-образа. По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, «я» идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе «я».

Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, относящиеся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе:

  1. Согласованность внешней оценки и «я»-концепции.
  2. Значимость представлений, которые затрагивает оценка.
  3. Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние (Bergin, 1962).
  4. Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность её принятия.
  5. Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.

Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу «я»-концепции в случаях, когда:

  • оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной;
  • оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения;
  • эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом доверия;
  • индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.

Рефлективное «я» — своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентаций в частности.

Г. Е. Залесский выделяет следующие этапы формирования личностных смыслов:

  1. значение выступает как эталон оценки ситуации, выбора системы средств ориентировки;
  2. осуществляется деятельность целеполагания, выбора целей, мотивов, личная значимость выбора начинает осознаваться в большей мере;
  3. различные «компоненты» «я» начинают функционировать как один механизм, образуется система. Выбор мотивов осуществляется через убеждения и мировоззрение (Л. И. Божович);
  4. значение уходит на «послесознательный уровень» (А. Н. Леонтьев), действует как установка. Отметим, что значение не может быть выделено без действия — значение, действие и мотив формируются одновременно. Мотив влияет на выделение целей. Самооценка определяет процесс поиска средств их достижения[16].

Примечания[править | править код]

  1. Человек и общество / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
  2. Маралов, 2004, § 2. Структура самосознания / Глава 2. Самопознание как структурный компонент самосознания человека / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  3. 1 2 Джеймс, Уильям. Принципы психологии. Глава X. Сознание Я / пер. В. Г. Николаева // Личность. Культура. Общество. — 2018. — Т. XX, вып. 1–2, № 97–98. — С. 24–48.
  4. Большой психологический словарь (недоступная ссылка) / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. — Олма-пресс, 2004..
  5. Понятие Я-концепции.
  6. Одно из определений, данных английским психологом Робертом Бёрнсом.
  7. Кон, Игорь Семёнович. В поисках себя. Личность и её самосознание. — Политиздат, 1984. — С. 7.
  8. Бёрнс, Роберт Б. Я-концепция и воспитание. — М., 1989. — С. 169.
  9. 1 2 3 4 5 Бёрнс Р. Б. Что такое Я-концепция // Бёрнс Р. Б. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. — М. : Прогресс, 1986. — С. 30-66.
  10. Грин, 2021, с. 70-71.
  11. Ротенберг, Вадим Семёнович. «Образ Я» и поведение. — Иерусалим : Манахим, 2000.
  12. Соколова, Елена Теодоровна. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — Московский университет, 1989. — ISBN 5-211-00231-8.
  13. Мир психологии — Я-концепция
  14. 1 2 Крайг Г. Развитие Я-концепции.
  15. «Я»-концепции и характер.
  16. Залесский, Георгий Евгеньевич; Редькина Е. Б. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности. — МГУ, 1996.

Литература[править | править код]

  • Агапов В. С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности.
  • Алексеев С. А., Оршанский И. Г. Я, в философии и психологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бёрнс Р. Б. Я-концепция и воспитание. — М., 1989. — 169 с.
  • Васильев Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой. — Элитариум : Центр дистанционного образования, 2009.
  • Роберт Грин. Законы человеческой природы = Jrobert Greene. The Laws of Human Nature. — М.: Альпина Паблишер, 2021. — 936 с. — ISBN 978-5-9614-4015-7.} .
  • Голованевская В. Особенности Я-концепции как фактор формирования аддиктивного поведения. — М., 2000.
  • Дерябин А. А. Я-концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы / Новосибирский государственный университет.
  • Колядин А. П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке // Сборник трудов Северо-кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2005. — № 1 (13).
  • Лэнг Р. Расколотое «Я». — СПб. : Белый кролик, 1995.
  • Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. зав. — Изд. 2-е, стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. — ISBN 5-7695-0877-9.
  • Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб., 1999.
  • Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. — М., 1975. — Вып. V. — С. 197—283.
  • Ротенберг В. С. «Образ Я» и поведение. — Иерусалим : Манахим, 2000.
    • Ротенберг В. С. «Образ Я» и поведение. Рождение идей. — Ridero, 2015. — 228 с. — ISBN 978-5-4474-0952-4.
  • Слободчиков И. М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста. (фрагмент) // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 1.
  • Соколова Е. Т. Клиническая психология утраты Я. — М. : Смысл, 2015. — 896 с.
  • Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — Московский университет, 1989. — ISBN 5-211-00231-8
  • Столин В. В. Самосознание личности. — М. : МГУ, 1983.

То, как человек воспринимает окружающий мир, как видит своё место в нём и какие планы строит на жизнь, напрямую зависит от его представлений о себе. Психологи для обобщения таких представлений используют понятие «Я-концепция». Это одна из ключевых составляющих личности, оказывающая существенное влияние на всю жизнь человека. Сегодня мы подробно разберём, что она собой представляет, как устроена, как формируется и как влияет на нашу жизнь.

Что такое «Я-концепция»?

«Я-концепция» – это устойчивая система представлений индивида о себе, своих интеллектуальных способностях, физических возможностях, внешности и прочих качествах. Подразумевается, что это не просто смутные представления, а вполне осознанные мысли, которые человек может выразить конкретными словами, если у него спросить, что он думает о себе.

Система представлений о себе формируется в процессе познания и оценки себя через анализ реальных и воображаемых ситуаций. Решающее влияние на неё оказывают мнения окружающих. Кроме того, анализируя собственное и чужое поведение, индивид соотносит себя с другими людьми, корректируя при этом представления о своих качествах и о том, какими они должны быть.

Для обозначения данного понятия есть и другие устоявшиеся термины, такие как «образ Я» или «Я-образ», но именно термин «Я-концепция» используется в литературе как основной. К слову, в англоязычной литературе разнообразие терминов ещё больше: one’s self-concept, self-identity, self-perspective, self-construction.

Важной характеристикой «Я-концепции»является степень её адекватности. Это то, насколько представления человека о себе соответствуют действительности, насколько правильно он оценивает свою физическую форму, интеллектуальные способности, внешность и прочие характеристики. Индивид с адекватной «Я-концепцией» легче адаптируется к окружающему миру. Тот же, чьи представления о себе не соответствуют действительности, находится в состоянии постоянного внутреннего конфликта.

Вопросы, раскрывающие Я-концепцию

«Я-концепция» подразумевает наличие ряда вопросов, отвечая на которые человек идентифицирует и описывает себя:

  • «Кто я?» (социальный статус, роль в обществе и коллективе);
  • «Какой я?» (внешность, физическая форма, интеллектуальные способности, особенности характера);
  • «Чего я хочу?» (интересы, желания, стремления, планы и прочее);
  • «Что я могу?» (то, как индивид оценивает свои возможности);
  • «Чем я владею?» (материальные и нематериальные ценности, которые индивид считает значимыми).

Отвечая на эти вопросы, человек перечисляет свои характеристики, которые считает наиболее значимыми. При этом значимость разных характеристик он оценивает по-разному, присваивая каждой из них определённый удельный вес. И удельный вес отдельных пунктов может весьма существенно меняться в зависимости от жизненных обстоятельств.

Структура «Я-концепции»

Существует несколько подходов к определению структуры «Я-концепции». Основным в современной психологии является подход, выделяющий три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Когнитивная

Словом «когнитивный» обычно обозначают всё, что связано с познанием. Соответственно, когнитивная составляющая «Я-концепции» – это знания человека о себе, представления о своих качествах (правильные и ошибочные). При этом он может считать одни качества более значимыми, другим же придавать гораздо меньше значения, считая их несущественными или бесполезными.

2. Оценочная

Имея представления о своих характеристиках, каждую из них индивид как-то оценивает. При этом он обращает внимание на следующие моменты:

  • насколько эффективно и качественно он выполняет определённую работу;
  • насколько его представления о себе совпадают с ожиданиями общества;
  • насколько его представления о себе совпадают с его же представлениями о себе идеальном (соотнесение «Я-реального» и «Я-идеального»).

Оценочная составляющая подразумевает эмоциональный отклик, определённые переживания, вызываемые у индивида его представлениями о себе. В частности, эти представления влияют на его самооценку, самоуважение, любовь к себе и ожидание того, что его будут любить окружающие.

3. Поведенческая

Если две предыдущие составляющие характеризуют то, как человек воспринимает и оценивает себя, то поведенческая составляющая – это внешние проявления «Я-концепции». Это действия, которые он предпринимает, чтобы проявить свои сильные стороны и подавить слабости, продемонстрировать окружающим свои преимущества и скрыть недостатки, быть правильно понятым и получить определённый статус в обществе или коллективе.

Несмотря на то, что каждую из перечисленных составляющих можно выделить и рассматривать отдельно, все они тесно взаимосвязаны между собой. При этом оценочная составляющая подстраивается под когнитивную, а вместе они определяют поведенческую составляющую.

Как формируется «Я-концепция»?

«Я-концепция» – это устойчивая система, особенно на небольших временных промежутках. Но в долгосрочной перспективе она проявляет пластичность, формируясь и меняясь на протяжении всей жизни человека под влиянием большого количества внутренних и внешних факторов.

Наибольшее воздействие на формирования «Я-концепции» оказывают такие факторы как:

  1. Влияние «значимых других». Для ребёнка это в первую очередь родители. Позже к ним добавляются воспитатели, а также сверстники, прислушиваясь к мнению которых, школьники порой демонстрируют сильный конформизм. Взрослые люди тоже придают большое значение мнению «значимых других», поэтому у каждого из нас «Я-концепция» постепенно меняется на протяжении жизни при общении с друзьями и близкими.
  2. Эмоции и потрясения. Все эмоции, которые мы испытываем из-за различных событий, перемен в своей жизни, состояния своего здоровья, психосоматических и физиологических факторов, оказывают влияние на наше представление о самих себе. Некоторые события могут оказывать достаточно радикальное влияние, если мы при этом чувствуем сильное разочарование или восторг от своих способностей.
  3. Сопоставление имеющегося и желаемого. В юности подростку кажется, что он ещё развивается и его перспективы практически безграничны. Но по мере взросления он находит всё больше несоответствий, сравнивая «Я-реальное» и «Я-идеальное». Кроме того, он всё чаще замечает расхождения в других аспектах своей жизни, например, между желаемыми и предпринимаемыми действиями.
  4. Мотивация и внутренние выгоды. Наши представления о себе часто меняются не из-за определённых событий в прошлом, а для достижения определённой цели в будущем. Поэтому, мощный мотивирующий фактор может резко улучшить наши представления о собственных способностях и повысить самооценку, поскольку это необходимо для достижения желанной цели.

Для чего нужна «Я-концепция»?

Британский психолог Роберт Бёрнс в качестве основных выделял следующие функции «Я-концепции»:

  1. Достижение внутренней согласованности личности. По мнению Бёрнса, у человека присутствует стремление соответствовать собственному представлению о себе. Оно проявляется и в действиях, и даже в некоторых характеристиках, которые индивид «подгоняет» под собственные ожидания.
  2. Интерпретация жизненного опыта. Каждый человек интерпретирует события, происходящие в окружающей действительности, основываясь на своих представлениях о себе. Например, если у индивида нет склонности ко лжи и лицемерию, то сталкиваясь с этими явлениями, он не может корректно их идентифицировать, понять и объяснить. И наоборот, человек, склонный к лицемерию, в любом хорошем поступке видит подвох.
  3. Формирование ожиданий и притязаний. Каждый из нас чего-то ждёт от себя в будущем, рассчитывает на определённые успехи, готовится к определённым событиям. Человек с высокой самооценкой, естественно, вкладывает гораздо больше оптимизма в свои прогнозы. При этом ожидания оказывают существенное влияние на его поведение.

Согласованная «Я-концепция» служит защитой от когнитивного диссонанса, который может возникать у человека, если его поведение противоречит его собственным ожиданиям. Она помогает человеку подстраивать своё поведение таким образом, чтобы оно максимально соответствовало его представлениям о себе и выглядело для него логичным и естественным.

История «Я-концепции» в науке

Ещё античные мыслители пытались понять, как у человека формируется представление о себе, но у философии того времени просто не было инструментов, которые позволили бы найти ответ на данный вопрос. Первые представления о «Я-концепции» начали формироваться только в 19 веке. А по мере становления такой науки как психология становилось понятно, что данным понятием должны заниматься психологи, а не философы.

Автором идеи «Я-концепции» считается американский психолог Уильям Джеймс, предложивший её в конце 19 века. Он ежедневно записывал собственные переживания, создав тем самым научный фундамент для данной теории. Позже её значительно развили его соотечественники Карл Роджерс (один из создателей гуманистической психологии) и Абрахам Маслоу (автор так называемой «Пирамиды Маслоу» – самой известной модели человеческих потребностей).

Заключение

«Я-концепция» – это одна из важнейших составляющих личности. Именно от неё зависит, как человек позиционирует себя, чего ждёт от жизни и как видит своё место в ней. Она настолько сильно влияет на его поведение, что провоцирует так называемый эффект Пигмалиона. Например, если человек считает себя умным, он ведёт себя соответствующим образом и добивается успеха в карьере и других делах именно благодаря уму.

Я-концепция
– относительно устойчивая система
представлений индивида о самом себе,
являющаяся основой взаимодействия с
другими людьми и отношения к себе. Она
включает: осознание своих физических,
интеллектуальных, эмоциональных, волевых
и др. свойств; самооценку; субъективное
восприятие внешних факторов. Я-концепция
– это совокупность всех представлений
индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Описательная составляющая Я-концепции
– образ Я или картина Я; составляющая,
связанная с отношением к себе или к
отдельным своим качествам, – самооценка
или принятие себя. Я -концепция определяет
не просто то, что собой представляет
индивид, но и то, что он о себе думает,
как смотрит на свое деятельностное
начало и возможности развития в
будущем.Я-концепция – важный структурный
элемент психологического облика
личности, складывающаяся в общении
и деятельности.

Три
главных элемента Я -концепции:

  1. Когнитивная
    составляющая

    образ Я
    – представление индивида о самом себе.

  2. Эмоционально-оценочная
    составляющая

    самооценка
    – оценка личностью самой себя, своих
    возможностей, качеств и места среди
    других людей.

  3. Потенциальная
    поведенческая реакция

    – те конкретные действия, которые могут
    быть вызваны образом Я и самооценкой.

Составляющие
Я-концепции: реальное Я (представление
о себе в настоящем времени), идеальное
Я (то, каким субъект, по его мнению, должен
был бы стать, ориентируясь на моральные
нормы).При несовпадении реального Я и
идеального Я происходит внутриличностный
конфликт (неврозы).

Бернс
выделяет следующие основные
ракурсы Я-концепции
:

  1. Реальное
    Я
    – установки,
    связанные с тем, как индивид воспринимает
    свои актуальные способности, роли, свой
    актуальный статус, то есть с его
    представлениями о том, каков он на самом
    деле.

  2. Зеркальное
    (социальное) Я

    – установки, связанные с представлениями
    индивида о том, как его видят другие.

  3. Идеальное
    Я
    – установки,
    связанные с представлениями индивида
    о том, каким он хотел бы стать.

А.В.Петровский
и М.Г.Ярошевский:
Образ Я
относительно
устойчивая, не всегда осознаваемая,
система представлений индивида о самом
себе, на основе которой он строит свое
взаимодействие с другими.

Наиболее
известным различением образов
“Я”

является различение “Я
-реального”

и “Я
-идеального”,
а
также
различение “материального
Я”
и
“социального
Я”.

Механизмы
формирования Я-концепции:

1.интериоризация
чужих оценок

– теория отраженного зеркального Я (Мид
и Кули)

Мнение
человека о себе зависит от того, как его
оценивает референтная группа, причем
сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы
может быть очень устойчив. Изменения
будут более значительными, если человек
думает, что референтная группа единодушна
в оценке его качеств.

Интериоризация
чужих мнений предполагает и социальное
сравнение, и атрибутивные процессы
(человек сначала приписывает другим
какое-либо отношение к себе, а потом
принимает/отвергает его в качестве
оценки), и отбор информации в соответствии
с уже существующим образом Я и ценностными
критериями.

2.социальное
сравнение

– проявляется двояко:человек сравнивает
«наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим
Я», а свои притязания с достижениями

формула
Джемса
:
самоуважение = успех

притязания

человек
сравнивает себя с другими людьми

Т.о.,
он учитывает не только свои успехи, но
и успехи других, принимает в расчет
ситуацию в целом.

Люди
гораздо яснее осознают то, что они
отличаются от других, т.е. от подразумеваемого
среднего (физические недостатки,
национальные меньшинства). Индивидуальность
воспринимается как отличие от других
и человек должен выбрать группу на
которую он может/хочет ориентироваться
и сравнивать себя с ней, а это определит
его самоуважение.Процесс социального
сравнения двусторонен – человек
воспринимает и оценивает себя в сравнении
с другими, а других воспринимает и
оценивает по себе, невольно приписывая
другим собственные черты, считая их
более правильными.

3.самоатрибуция
– необихевиоризм Скиннера, теория
самовосприятия Бена.

Человек
черпает информацию о своих эмоциях,
установках и убеждениях из трех
источников:

а)
восприятия своих внутренних состояний

б)
наблюдения своего открытого поведения

в)
наблюдения обстоятельств, в которых
это поведение осуществляется

Чем
слабее или непонятнее внутренние
сигналы, тем больше человек судит о себе
по своим поступкам. Причем, успех чаще
приписывает себе, а причины неудач ищет
вовне. Самоатрибуция селективна в отборе
причинных факторов, в их интерпретации,
в неодинаковом к ним внимании. Ту же
функцию – оправдать свое поведение –
выполняет эго-защитный механизм
рационализации.

4.смысловая
интеграция жизненных переживаний

– смысловая интеграция образа Я

На
ее основе все три предыдущих механизма
образуют взаимосвязи и взамопереходы.

Понятие
смысловой интеграции подчеркивает
системность и ценностно-смысловой
характер, неразрывную связь между
когнитивными (что, насколько и благодаря
чему осознается) и мотивационными
аспектами Я-к. Разная субъективная
значимость разных аспектов Я позволяет
людям находить оптимальные для себя
направления самореализации.
Дифференцированно-избирательная система
личных ценностей и самооценок позволяет
большинству людей сохранять высокое
самоуважение, независимо от своих
жизненных поражений и неудач.Формирование,
развитие и изменение Я-к. обусловлено
социальной средой. Человеческое Я
осознается в контексте отношений как
идентичность (Я или не Я) и как потенциальное
взаимодействие Я – другой.

Формы
Я-концепции:


реальное Я – каким человек видит себя
в данный момент


идеальное Я – каким хотел бы быть


возможное Я – какое Я кажется ему
возможным


фантастическое (=воображаемое) Я – если
бы все было возможно


динамическое Я – каким я стану, достигнув
поставленную цель


представляемое Я – то, то репрезентируется
окружающим

Могут
быть также частные виды (профессиональное
Я) и рассогласование ожжет стать
источником внутриличностного конфликта
или фактором самосовершенствования.

Степени
развития самосознания

(для сравнения уровня развития самосознания
у разных людей или на разных стадиях
развития у одного и того же человека)
(Розенберг):

  1. степень
    когнитивной сложности и дифференцированности,
    которая измеряется числом и характером
    осознаваемых личностью собственных
    качеств; чем больше качеств, чем они
    сложнее и обобщеннее, тем выше уровень
    самосознания.

  2. степень
    отчетливости образа Я, его субъективная
    значимость для человека; один человек
    много думает о себе, старается
    целенаправленно формировать себя, у
    другого рефлексия не развита, он
    действует, руководствуясь непосредственными
    побуждениями или логикой ситуации.
    Объекты рефлексии также могут разниться:
    один озабочен свое внешностью, другой
    – умственными способностями, третий
    –моральным обликом.

  3. степень
    внутренней цельности, последовательности
    образа Я; т.к. человек видит себя под
    разными углами зрения его самосознание
    противоречиво, но характер противоречий
    может быть разным: один вариант –
    осознание расхождения в степени развития
    каких-либо свойств (человек знает, что
    у него недостаточно развиты какие-либо
    качества и старается их развить), другой
    вариант – человек осознает, что присущие
    ему свойства в принципе не совместимы
    друг с другом (высокий уровень притязаний
    при низкой оценке своих способностей
    в значимой сфере деятельности).

  4. степень
    стабильности образа Я, устойчивости
    его во времени

Образ
Я многозначен, он включает в себя телесное
чувство, образ тела, самотождественность,
протяженность (мои мысли, мои вещи, моя
религия). Образ Я, который складывается
в результате личного жизненного опыта,
оказывает влияние на восприятие данным
человеком мира, других людей и оценивание
собственного поведения.

Основные
направления исследования физического
облика:

  • тело
    как хранилище Я, как граница личного
    пространства

  • внешность

  • тело
    как носитель символических знаков

Роджерс:
важно для развития Я-концепции:


Потребность в позитивном внимании, –
условия ценности (м. причинить вред),-
безусловное позитивное внимание.

Механизмы
защиты: искажение восприятия и отрицание
(+ рационализация – «профессор
несправедливо ставит мне оценки»).

Я-концепция– это совокупность всех представлений
индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Описательная составляющая Я-концепции
– образ Я или картина Я; составляющая,
связанная с отношением к себе или к
отдельным своим качествам, – самооценка
или принятие себя. Я -концепция определяет
не просто то, что собой представляет
индивид, но и то, что он о себе думает,
как смотрит на свое деятельностное
начало и возможности развития в будущем.

Три
главных элемента Я -концепции:

  1. Когнитивная
    составляющая
    образ
    Я
    – представление
    индивида о самом себе.

  2. Эмоционально-оценочная
    составляющая

    самооценка
    – оценка личностью самой себя, своих
    возможностей, качеств и места среди
    других людей.

  3. Потенциальная
    поведенческая реакция
    – те конкретные
    действия, которые могут быть вызваны
    образом Я и самооценкой.

Составляющие
Я-концепции:

  • реальное
    Я (представление о себе в настоящем
    времени),

  • идеальное
    Я (то, каким субъект, по его мнению,
    должен был бы стать, ориентируясь на
    моральные нормы),

При
несовпадении реального Я и идеального
Я происходит внутриличностный конфликт
(неврозы).

Бернс
выделяет следующие основные
ракурсы Я-концепции
:

  1. Реальное
    Я
    – установки, связанные с тем, как
    индивид воспринимает свои актуальные
    способности, роли, свой актуальный
    статус, то есть с его представлениями
    о том, каков он на самом деле.

  2. Зеркальное
    (социальное) Я
    – установки, связанные
    с представлениями индивида о том, как
    его видят другие.

  3. Идеальное
    Я
    – установки, связанные с представлениями
    индивида о том, каким он хотел бы стать.

Кон:
Я-концепция как установка включает:

а)
знание о себе в) планы поведения
по отношению к себе

б)
эмоциональное отношение к себе

Она
уникальна и специфична для каждого
человека.

Механизмы
формирования Я-концепции:

  • интериоризация
    чужих оценок – теория отраженного
    зеркального Я (Мид и Кули)

  • социальное
    сравнение – проявляется двояко:

    • человек
      сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я»
      и «будущим Я», а свои притязания с
      достижениями

формула
Джемса
: самоуважение
= успех

притязания

    • человек
      сравнивает себя с другими людьми

  • самоатрибуция
    – необихевиоризм Скиннера, теория
    самовосприятия Бена.

Человек
черпает информацию о своих эмоциях,
установках и убеждениях из трех
источников:

а)
восприятия своих внутренних состояний

б)
наблюдения своего открытого поведения

в)
наблюдения обстоятельств, в которых
это поведение осуществляется

  • смысловая
    интеграция жизненных переживаний –
    смысловая интеграция образа Я

Формы
Я-концепции:


реальное Я – каким человек видит себя
в данный момент


идеальное Я – каким хотел бы быть


возможное Я – какое Я кажется ему
возможным


фантастическое (=воображаемое) Я – если
бы все было возможно


динамическое Я – каким я стану, достигнув
поставленную цель


представляемое Я – то, то репрезентируется
окружающим

Билет
№28
.
Идентичность: феноменология, функции,
этапы становления, теории.

Эриксон
понимал идентичность в целом как процесс
организации жизненного опыта в
индивидуальное “Я”, что, естественно,
предполагало его динамику на протяжении
всей жизни человека. Он рассматривает
идентичность как сложное личностное
образование, имеющее многоуровневую
структуру. Это связано с тремя основными
уровнями анализа человеческой природы:
индивидным, личностным и социальным.

Стадии
личностного развития по Э. Эриксону

1.
Базисное доверие против
базисного недоверия
.
В соответствии с теорией
Эриксона (1963) основы личностного развития
человека закладываются на первой стадии,
которая длится от рождения до 18 месяцев.
В этот период ребенок должен приобрести
чувство базового доверия
к окружающему миру. Это является основой
формирования позитивного самоощущения.
Чувство доверия к миру служит ребенку
опорой для приобретения нового опыта,
гарантией правильного перехода к
следующим фазам развития. Иначе он не
сможет с легкостью и охотно обращаться
к новым видам деятельности. В окружении,
располагающем к доверию, ребенок
чувствует, что он любим, что его всегда
готовы принять; у него закладывается
прочная основа для будущих взаимодействий
с другими людьми и для формирования
позитивного отношения к самому себе.

2.
Развитие автономии (автономия против
стыда и сомнения)
Вторая
стадия развития ребенка длится от
полутора до трёх-четырёх лет. В этот
период ребёнок осознаёт свое индивидуальное
начало и самого себя как активно
действующее существо. Но жизненная
активность ребёнка может быть и не
безупречной, в результате чего он
сталкивается с неодобрением со стороны
окружающих.

Главный
позитивный результат развития на этой
стадии — достижение чувства независимости.
Иными словами, ребёнок должен перейти
от состояния полной зависимости от
взрослых к относительной самостоятельности,
когда он начинает осознавать себя как
автономное существо, способное совершать
определённые действия. В этом возрасте
ребёнок стремится делать всё по-своему,
с негодованием отвергает попытки кормить
его, одевать, держать за руку на прогулке,
открывать ему дверь. Мы постоянно слышим
от него: «Я сам, я сам!»

В
этот период ребёнок особенно нуждается
в благожелательной поддержке, в
воодушевлении. Зарождающееся чувство
автономии должно встречать поощрение
настолько, чтобы конфликты, связанные
с запретами взрослых, не приводили к
появлению излишней застенчивости и
сомнению в собственных силах. Развитие
самоконтроля должно происходить без
ущерба для формирования позитивной
самооценки.

Твердость
необходима, поскольку надо уберечь
ребёнка от возможных неприятностей,
которые могут произойти в результате
отсутствия определённого опыта и
способности правильно ориентироваться.
С другой стороны, взрослый должен
поощрять стремление ребёнка прочно
встать на ноги, поскольку в противном
случае он может быть подавлен чувством
стыда и неловкости от своих неудачных
действий, сомнениями в собственной
ценности для окружающих его близких
людей.

Итак,
согласно Эриксону, у дошкольника должны
развиться, во-первых, основополагающее
чувство доверия к окружающему миру, в
особенности к родителям, а во-вторых,
чувство автономии, реализующейся в
определенных рамках. Оба эти достижения
повышают самооценку, поскольку ребёнок
чувствует себя окруженным теплом и
заботой родителей и уверен в своей
компетентности относительно определенного
круга задач. Одобрение родителей и
одобрение себя самого соединяются как
в фокусе в формировании ощущения
собственной ценности.

Соседние файлы в папке ОБЩАЯ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение

Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.

Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».

Зарождение «Я-концепции»

В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.

Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.

Что представляет собой «Я-концепция»?

Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?

Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.

«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.

Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.

Как формируется «Я-концепция»?

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.

Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.

Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.

Структура «Я-концепции»

Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:

  • Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
  • Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
  • Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой

Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.к. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека

В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.

В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.

Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».

И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.

Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».

НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте здесь.

Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!

#статьи

  • 7 фев 2022

  • 0

Что такое Я‑концепция и как она поможет разобраться в себе

Как складываются наши представления о себе и есть ли шанс их изменить — рассказывает кандидат психологических наук Наталья Кисельникова.

Иллюстрация: Polina Vari / Skillbox Media

Редакция «Развитие» Skillbox Media

Рассказываем о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте.



Желание разобраться в себе в той или иной форме сопровождает нас во всех периодах жизни. Одни из самых глубоких кризисов люди переживают в подростковом и юношеском возрасте, но взрослые тоже часто размышляют над вопросами: «Как понять себя? Что я за человек? Куда мне двигаться дальше?»

В психологии есть такое понятие, как Я-концепция — это совокупность представлений и убеждений человека о себе. В этой статье мы попытаемся разобраться:

  • как складываются эти убеждения,
  • как они влияют на наше поведение,
  • почему мы иногда приходим к состоянию запутанности в себе,
  • что поможет выйти из этого состояния.

Дисклеймер. Хочется, чтобы кто-то мудрый и опытный просто дал нам готовые ответы. Но, к сожалению (или к счастью), таких помощников не существует, поэтому важно научиться разбираться в себе самостоятельно. Мы подготовили несколько вопросов для саморефлексии, которые помогут вам ближе познакомиться с собой. Постарайтесь выделить время, чтобы ответить на них честно и подробно.

Представления о себе начинают формироваться у человека в раннем детстве. Ребёнок учится управлять своим телом, получает оценки от взрослых, и на этом этапе у него появляется не только когнитивное представление о теле, но и оценочное — насколько я ловкий, умелый, насколько быстро учусь.

К семи годам дети уже сравнивают себя с другими детьми, ориентируются на обратную связь от взрослых и даже сверстников и умеют распознавать свои чувства. Процесс формирования представлений о себе продолжается в подростковом возрасте, но он не заканчивается и во взрослом.

Фото: Koldunova Anna / Shutterstock

Представление о себе — это не только осознание своих качеств. Это ещё и их оценка и поведение в соответствии с ними:

  • Мы что-то знаем о себе. Например: «Я вежливый, я хорошо соображаю, я стесняюсь общаться с новыми людьми».
  • Мы оцениваем себя, испытываем какие-то эмоции по поводу того или иного знания о себе. Я могу быть довольным или недовольным своей внешностью, характером, достижениями.
  • Мы определённым образом действуем в зависимости от того, что о себе думаем и как себя оцениваем. Скажем, я считаю себя человеком, которому тяжело отказывать, мне это не нравится, поэтому я буду избегать ситуаций, где кто-то о чём-то может меня попросить.

Предметом наших размышлений и оценок могут становиться самые разные аспекты Я:

  • У нас есть представление о том, как мы выглядим и какими физическими способностями обладаем — физическое Я.
  • Также мы можем задавать себе вопросы про себя как про личность — личностное Я.
  • И ещё у нас есть представление о том, как мы проявляем себя с другими людьми — это наше социальное Я.
Физическое Я Личностное Я Социальное Я
Знаем о себе У меня короткие ноги. Я застенчивый. Я заботливый сын.
Оцениваем себя и свои эмоции Мне это не нравится.  Мне тревожно в незнакомых местах и новых ситуациях. Я обожаю семейные обеды по воскресеньям.
Действуем Я не буду носить брюки, которые это подчёркивают. Стараюсь избегать публичных выступлений. Ставлю выходной с родными в приоритет и не пропущу обед даже ради работы.

Задание. Попробуйте написать свою Я-концепцию — выделите несколько ваших представлений о своём Я (физическом, личностном и социальном) и постарайтесь проанализировать, какие эмоции вы испытываете в связи с ними и какое поведение диктуют вам эти убеждения о вас.

Запутанность в понимании себя может наступить, если вы вдруг понимаете, что ваше убеждение о себе расходится с убеждениями о вас других людей. Несмотря на то, что Я-концепция довольно устойчивая и изменить её непросто, существует ряд внешних факторов, которые могут поколебать наши убеждения о себе:

Количество внешних оценок

Чем больше внешних оценок, тем больше вероятность, что вы такую внешнюю оценку примете как верную.

Значимость представлений, которые затрагивает оценка

Например, вам не важно, насколько вы хороший бегун, но принципиально, насколько хорошо вы готовите. Если кто-то оценит вас как плохого бегуна, вы не обратите на это внимания, но колкое замечание по поводу приготовленного вами блюда может ранить.

Доверие к оценивающему, его авторитет

Если ваше убеждение о себе попробует опровергнуть сосед по лестничной клетке, вы пропустите его слова мимо ушей. Но если то же самое скажет близкий друг, вы задумаетесь о том, что ваше убеждение о себе может быть ложным.

Другой трудностью, запускающей довольно болезненные переживания и потребность «найти себя», выступает ситуация, когда одни мои представления о себе вступают в конфликт с другими. Например, я считаю себя трудолюбивым человеком и заботливым родственником, и это важная часть моего образа Я, но при этом я не хочу работать на семейной даче. Подобные рассогласованности часто вызывают чувство вины и внутреннее беспокойство.

Ещё сложнее переживаются состояния, когда важная часть наших представлений о себе ощущается как неактуальная, потерявшая значимость. Скажем, вы мечтали стать преподавателем, много сил и времени потратили, чтобы воплотить эту мечту в жизнь. Но через некоторое время поняли, что преподавание перестало радовать. Вместо этого манят другие вещи — путешествия, удалённая работа, своё дело. Но тогда придётся отказаться от своей идентичности и привычной системы социальных связей. А это страшно.

Кроме всего прочего, у нас есть не только представление о нашем текущем Я (какой я сейчас), но и о том, какими мы хотим быть в будущем (идеальное Я).

Благодаря тому, что мы задумываемся о «лучшей версии себя», мы и находим мотивацию к позитивным изменениям — строим далеко идущие планы, мечтаем о лучшем будущем, ставим цели в саморазвитии. Если расстояние между тем, кто мы есть сейчас, и тем, какими хотим стать, выглядит преодолимым, это даёт силы двигаться вперёд. Но если пропасть кажется слишком большой, эффект может быть даже противоположным. Гуманистический психолог Карл Роджерс считал, что соответствие реального и идеального Я очень важно для психического здоровья человека.

Хорошая новость в том, что внутренние кризисы могут стать не только причиной дискомфорта и внутренних метаний, но и большим потенциалом для личностного роста и выхода на новый жизненный уровень.

Задание. Подумайте и опишите:

  • Какие представления о себе изменились у вас под давлением внешних факторов и как это повлияло на ваше самочувствие?
  • Есть ли у вас конфликтующие представления о себе и мешает ли это вам радоваться жизни?
  • Есть ли какие-то убеждения, которые потеряли актуальность, из-за чего вы переживаете?

Какой бы ни была причина вашего желания разобраться в себе и какими бы сложными чувствами это желание ни сопровождалось, есть несколько рекомендаций про первые шаги на этом пути, которые можно сделать без помощи психолога:

Развивайте чувствительность к своим потребностям

Отвечайте себе на вопросы: «Чего я хочу? К чему меня тянет? Что мне нравится, не нравится? Когда я переживаю радость, скуку?» — и так далее. Это поможет лучше понимать себя, свои реакции и поведение в конкретных жизненных ситуациях. Что, в свою очередь, даст представление о том, какие желания и стремления являются неслучайными, повторяющимися.

Задумывайтесь о ценностях

Потребности — это то, что движет нами в моменте. А ценности — более глобальные ориентиры. Они дают ответы на вопросы: «Что для меня важно? В каком мире я хотел(-а) бы жить? Каким человеком я хотел(-а) бы себя видеть через 5, 10, 15 лет? Ваши ценности помогают лучше узнать и, что самое важное, — облегчить принятие ситуативных, повседневных решений. Например, если я знаю, что для меня важно помогать другим людям — это делает меня счастливым, то круг профессий, в которые я хочу вкладывать усилия, существенно сузится. А если в качестве ценности я выбираю что-то другое (творчество или богатство), их выбор закономерно изменится.

Не стесняйтесь делиться переживаниями с другими людьми

Часто нам кажется, что мы одиноки в своих переживаниях. На самом деле многие испытывали подобное до вас и прямо сейчас проходят то же самое. Даже если их личный опыт не поможет вам, вы можете получить поддержку от понимающих ваши эмоции людей, почувствовать себя более спокойно и переключить внимание на размышление о том, что для вас действительно важно.

Научитесь: Кто я и чего хочу?
Узнать больше

Добавить комментарий