Как составить концовку сказки

November 4 2012, 00:25

Category:

  • Литература
  • Cancel

Концовки сказок (разнообразить свое сказительство)

Оригинал взят у ladolado в Концовки сказок (разнообразить свое сказительство)

Концовка – это последние слова сказки, рассказ о том, чем кончилась история, ее мораль. Но ещё чаще и обращение к слушателю, переключение на реальность, рассказ сказочника о самом себе как связующем пространство сказки и явь.

И жили они долго и счастливо

И стали они вместе жить да поживать  да добра наживать

И я там был , мёд – пиво пил , по усам текло, а в рот не попало.

Я сам у него в гостях был. Брагу пил, халвой закусил! Обо всём разузнал и вам рассказал.

Я там недавно была, мёд-пиво пила, в молоке купался, полой утирался.

А кто эту сказку сказал, всё это своими глазами видал.

Кто не верит, – пусть проверит

Вот вам сказка, мне бубликов вязка.

Тут и сказки конец, а кто слушал ― молодец

Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец ,а моей сказке конец

Жили царь с царицей, а в саду у них колодец, а в колодце корец, а моей сказочке конец.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

Мы мешок развязвли, вам сказок насказали. А теперь завяжем мешок – и дальше пойдем, новых сказок наберем. А вы нас ждите – пироги пеките!

Статья «Концовки волшебных сказок: путь героя и путь рассказчика», о том, что концовка – мини-путешествие в иной мир, с соотв. деталями и ступенями.  http://www.ruthenia.ru/folklore/antonov1.htm

Какие еще концовки знаете – пишите.

Содержание

  1. Какими словами заканчиваются сказки?
  2. Какими словами и выражениями принято начинать и заканчивать сказки?
  3. Как обычно заканчиваются народные сказки?
  4. какими словами заканчиваются народные сказки
  5. Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка
  6. Зачин, присказка и концовка в сказке
  7. Зачин в литературе
  8. Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
  9. Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
  10. Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
  11. Зачин в сказке «Конек-горбунок»
  12. Какими словами заканчиваются сказки?
  13. Какими словами и выражениями принято начинать и заканчивать сказки?
  14. Как обычно заканчиваются народные сказки?
  15. Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 101 (Школа России)

Какими словами заканчиваются сказки?

Примеры концовок сказок?

Вот примеры того, как заканчиваются сказки.

В латышских сказках встречается такой вариант концовки.

В дагестанских сказках встречается такой вариант концовки сказки

А вот одна из абхазских сказок заканчивается такими словами:

Вот и сказке конец, и я не молодец. Сколько знал, столько я сказал.

И стали они в добре поживать, лиха не знавать.

Он женился на Василисе-царевне и жил в нею долгие лета в любви и согласии.

Вот веселым пирком, да и за свадебку: Иван-дурак женился на ней; стали жить да быть, и теперь живут.

С тех пор старик со старухою стали жить так хорошо, так дружно, что старик везде похваляется, тем и сказка кончается.

Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир. Я там был: мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попало.

Он очень любил ее, и они оба дожили до глубокой старости.

Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать, да медок попивать.

А Мартынка и теперь живет, хлеб жует.

И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.

И стали они жить да поживать, ума наживать, а лиха избывать.

Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец.

Рыбарь сварил уху, хлебал да хвалил: такая была жирная! Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, в рот не попало.

Он вернулся домой, зажил с женой еще лучше, еще богаче прежнего.

Видно, чужим добром не разживешься.

«. и жили они долго и счатливо»

«. жили они поживали, да добра наживали»

«. тут и сказочке конец, а кто слушал молодец»

Часто встречающиеся концовки в русских сказках:

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

И жили они долго и счастливо.

. и жили они вместе долго и счастливо

.. ни в сказке сказать ни пером описать

.. тут и сказке конец, а кто слушал молодец!

..с тех пор жили они долго и счастливо

..по усам хоть ибежало в рот ни капли не попало

Чаще всего сказки заканчиваются поучительными и добрыми словами, например, такими как:

Могу предложить такие варианты окончаний:

И жили они долго и счастливо.

И стали они жить-поживать и добра наживать.

Хлеб, соль, огурец, тут и сказке конец.**

Всем нам в детстве родители читали русские народные сказки. И из детства мы запомнили фразы, которые повторялись во многих сказках и мы их помним по сей день. Некоторые сказки заканчиваются такими словами:

Я чаще всего заканчиваю сказки так:

Жили-поживали и добра наживали.

Ну и еще одна концовка из детства помнится:

И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. У нас иногда перефразировали и говорили: вот и сказке конец, а кто слушал тому леденец.

И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.

Жили поживали, да добра наживали.

Сказки могут заканчиваться такими фразами:

.И я Т а м был, м ё д пиво пил.

. Ж и л и они долго и счаст ливо

Самая знаминитаяя по моему- это : Вот и с к а з о ч к е конец, а кто слушал м о л о д е ц.

И я там был, мёд да пиво пил, по усам-то оно текло, а вот в рот не попадало.

И жили они долго и очень счастливо, да ещё и померли в один и тот же день.

Вот и нашей сказочке конец, а кто её слушал, тот молодец.

Сказка, конечно, ложь, да в ней есть намёк, добрым молодцам важный урок.

Детские сказки мы помним с детства, а вот какими словами они оканчиваются, не всегда помним. А в окончании сказки всегда есть мораль или урок или просто подведение итогов. Поэтому мне вспомнились такие окончания знаменитых сказок:

Чаще всего «жили они долго и счастливо».

На этих словах совсем не обязательно завязана любовь между мужчиной и женщиной героями сказки, это может быть и родительская любовь иные случаи.

Ещё такой вариант » по усам текло в рот не попало, дальше что-то типа «кто слушал молодец».

Сказки кончяются такими фризами:

Или ещё одна из сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Что ж осталось досказать? Свадьба, пир, и я сам был

И вино на свадьбе пил;

В рот же капли не попало.

Это говорил мой безумно любимый шалун Карлсон. Вообще персонажи мультфильма все милые и добрые и очень хочется, чтобы вот такой милый, непороворотливый увалень был другом у каждого ребёнка.

Пусть он безбожно обманывал, но этот обман был добрым на него невозможно обидеться, пусть съел Карсон банку варенья у Малыша, но ведь и на крыше, и в домике Карлсона тот побывал.

Предложения о полосатиках

Если вы имеете в виду «маленького принца» из повести А.-С.-Экзюпэри, то он, насколько мне помнится, «любовался закатом солнца». Насчёт интересных фактов, могу сказать, что при этом явлении Солнце выглядит необычно-красным, и что при этом явлении на него можно смотреть невооружёнными глазами.

Дополнительно ещё раз очень кратко перечислю для вас всех героев рассказа «Клякса»:

Главных героев, действующих лиц, не так уж и много: это Рике, принцесса глуповатая и фея.

Источник

Какими словами и выражениями принято начинать и заканчивать сказки?

Задание по литературе для 3 класса Запишите слова и выражения, которыми принято начинать и заканчивать сказки.

Слова, которыми принято начинать сказку иначе называются ее зачином, а слова,которыми принято заканчивать сказку называются ее концовкой.

Для авторских сказок нет особых правил для использования каких-то определенных слов в начале и конце сказки. Каждый автор их придумывает сам.

А вот для народной сказки часто встречаются одни и те же общие формы таких слов.

Например типичный зачин может начинаться со слов «В некотором царстве» или словами «Жили-Были», «Жил да был».

А вот типичная концовка обычно заканчивается свадьбой или пиром, поэтому в ней часто говорят «Я я там был» или «И жили они счастливо». Также распространенный вариант концовки может включать в себя слова «Вот и сказочке конец».

Как правило, сказки начинаются без особых подводок. Сразу переходят к действию. Однако, кое-какое вступление всё-таки имеет место. Например «Жили-были» или » В некотором царстве, в некотором государстве».

Оканчиваются же сказки часто пиром, где рассказчик сам был и ему «по усам текло, а в рот не попало».

Но это не единственные варианты, есть и многие другие.

Одно объединяет, в русских народных сказках, как правило, счастливый конец и добро всегда побеждает зло.

Слова, которые мы видим в начале каждой народной сказки называются ее зачином. Они обязательно говорят о том,где происходит действие сказки,а также должны назвать нам главных героев.

Поэтому чаще всего сказки начинают словами «В тридевятом царстве» или «Жил да был один старик».

Концовка сказок обычно счастливая, поэтому это либо свадьба, либо просто пир на весь мир, а следовательно и слова в концовке используются такие: «По усам бежало в рот не попало», «Кто слушал молодец», «И были они счастливы» и подобные им.

Попробуем рассказать содержание рассказа «Барсучий нос» используя предложенные вопросы, по вопросному плану.

Кончено есть книги, в которых вообще нет никаких картинок, но таких книг совсем немного и читать их неинтересно даже взрослым. Кроме того, картинки обязательно должны быть на обложке книги, чтобы читатель увидел эту книгу в магазине и сразу захотел бы ее купить и прочитать.

Картинки в самой книги и на ее обложках называются иллюстрациями.

Ну а человек, который рисует эти картинки зовется не просто художником, а художником-иллюстрат­ ором.

Рассмотрим иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» в учебнике для 3 класса.

Обратим внимание, что некоторые из иллюстраций не подписаны.

Дадим им свои названия:

Теперь составим полный план пересказа сказки

Главный герой сказки «О серебряном соколе» солдат шел домой, когда его встретил нечистый и предложил ему службу.

Солдат согласился служить и следить за тремя соколами и служил он за деньги. Солдат был ответственный и если нанялся в службу, собирался ее исполнить по совести.

Сразу стало у него на сердце легко, потому что солдат понял, что поступил правильно, по совести.

Солдат в этой сказке добрый и ответственный, он смелый и упрямый, он не боится боли и если начал какое дело, то обязательно доведет его до конца. И еще солдат был справедливым.

Я выбрала первую часть рассказа «Серая шейка» Мамина-сибиряка и думаю, что к этой главе подойдет название «Тяжелое решение» или «Трудные сборы».

Вот план пересказа первой главы рассказа «Серая шейка»:

Источник

Как обычно заканчиваются народные сказки?

Задание по литературе для 2 класса Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Прочитай подчёркнутые строки из поэмы. Определи, какие из них могут быть концовкой народной сказки.

И там я был, и мёд я пил:

У моря видел дуб зелёный:

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

ОДНУ Я ПОМНЮ: сказку ЭТУ

Поведаю теперь я свету.

И жили они долго и счастливо

Самый распространнённый хэппи энд который подойдёт не только к сказкам, но и к любым ситуациям жизненным, закончившимся хорошо и благополучно. Народная сказка в-основном в 99% заканчивается хорошо. Так что концовок много разных.

Ну и ещё напоследок? Родились у них детки красивые и смышлёные и жизнь потекла по медовым рекам и сладким берегам!

Очень частое окончание, часть которого использовал Пушкин: «И я там был и мёд я пил, по усам текло, да в рот не попало». Этим выражением заканчиваются многие народные сказки.

Сказки переносят в нереальный, фантастический мир, где все действия, тем не менее, воспринимаются реально. Из сказок извлекают уроки, питают ими свой ум. Мёд сказок сладок, хотя протекает мимо, в рот не попадает, а послевкусие остается.

В поэме «Руслан и Людмила» мы в самом ее начале находим строки, которые больше бы подошли для концовки народной сказки: «И я там был».

Именно этими словами часто заканчивали сказители народные сказки. Такой вариант окончания называется Концовкой, он даже считается обязательным атрибутом народной сказки. Автор как бы сообщает слушателем о своем личном участии в событиях, о своей к ним причастности.

Но Пушкин помещает эти строки в начале, они у него неожиданно начинают играть роль зачина, хотя в зачине обычно излагаются лишь имена главных действующих лиц,да упоминается место, в котором будет происходить действие сказки.

Пушкин очень любил зиму и это видно по многим его стихотворениям. Он часто сравнивает зиму с волшебством, с чудесами. Вот и в отрывке из поэму «Евгений Онегин» он очень по доброму и любя описывает приход волшебницы-зимы.

На первый взгляд ничего чудесного, но мечтательный взгляд поэта иначе воспринимает эту картину.

Рисуем устно картину «Маленький шалун радуется зиме»

На переднем плане розовощекий мальчик, в тулупчике и шапке-ушанке. Он в валенках, но почему-то без рукавиц.

Мальчик смеется и наклонившись вперед тянет за собой салазки на которых сидит совершенно ошалевшая дворняжка. Одна нога мальчика приподнята и полусогнута, он изображает из себя лошадь.

Повсюду лежит белый снег. Снег на крыше крестьянской избы, на заваливающемся плетне, снег на деревьях и на полях, которые видны на заднем плане.

В сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкин не просто так обращает наше внимание на постоянно меняющийся цвет моря и его поведение. В самом начале, при первой просьбе старика море показано как слегка разыгравшееся, но синее. Золотая рыбка просто веселиться, потому что искренне хочет помочь старику, отблагодарить его.

Про настроение рыбки ничего не говорит автор, но мы легко о нем догадываемся по изображению моря.

Старик показан очень спокойным, добрым и бескорыстным. Он не стал ничего просить для себя у Золотой рыбки, просто отпустил ее.

В стихотворении «Зима!» Пушкин очень четко дает понять, что и сам рад этому времени года и людям, которых он описывает в этом стихотворении зима в радость.

Уже в первой строчке мы читаем, что крестьянин «торжествует», он не просто радуется, он именно торжествует, то есть воспринимает приход зимы с восторгом. Наконец-то кончилась промозглая осень, дороги покрылись снегом и можно спокойно прокладывать санный путь.

Ямщик тоже повеселел и это заметно по тому, что его кибитка вновь становится удалой, она уже не тащится по грязи, он летит.

Но так описывать чужую радость можно только если сам с восторгом отмечаешь приход зимы, поэтому мы догадываемся, что и Пушкину очень нравится зима.

Источник

какими словами заканчиваются народные сказки

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.

Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:

Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..

Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.

Зачин, присказка и концовка в сказке

Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »

Зачин в литературе

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.

М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Зачин в сказке «Царевна-лягушка»

Завершается сказка концовкой : « И стали они жить дружно, в любви и согласии ».

Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин

Зачин в сказке «Сивка-Бурка»

Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: « Жил-был старик, у него было три сына ».

Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год

В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:

Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.

Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина

Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.

Зачин в сказке «Конек-горбунок»

Концовка также стилизована под народную сказку:

Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский

Какими словами заканчиваются сказки?

Примеры концовок сказок?

Вот примеры того, как заканчиваются сказки.

В латышских сказках встречается такой вариант концовки.

В дагестанских сказках встречается такой вариант концовки сказки

А вот одна из абхазских сказок заканчивается такими словами:

Вот и сказке конец, и я не молодец. Сколько знал, столько я сказал.

И стали они в добре поживать, лиха не знавать.

Он женился на Василисе-царевне и жил в нею долгие лета в любви и согласии.

Вот веселым пирком, да и за свадебку: Иван-дурак женился на ней; стали жить да быть, и теперь живут.

С тех пор старик со старухою стали жить так хорошо, так дружно, что старик везде похваляется, тем и сказка кончается.

Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир. Я там был: мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попало.

Он очень любил ее, и они оба дожили до глубокой старости.

Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать, да медок попивать.

А Мартынка и теперь живет, хлеб жует.

И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.

И стали они жить да поживать, ума наживать, а лиха избывать.

Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец.

Рыбарь сварил уху, хлебал да хвалил: такая была жирная! Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, в рот не попало.

Он вернулся домой, зажил с женой еще лучше, еще богаче прежнего.

Видно, чужим добром не разживешься.

«. и жили они долго и счатливо»

«. жили они поживали, да добра наживали»

«. тут и сказочке конец, а кто слушал молодец»

Часто встречающиеся концовки в русских сказках:

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

И жили они долго и счастливо.

. и жили они вместе долго и счастливо

.. ни в сказке сказать ни пером описать

.. тут и сказке конец, а кто слушал молодец!

..с тех пор жили они долго и счастливо

..по усам хоть ибежало в рот ни капли не попало

Чаще всего сказки заканчиваются поучительными и добрыми словами, например, такими как:

Могу предложить такие варианты окончаний:

И жили они долго и счастливо.

И стали они жить-поживать и добра наживать.

Хлеб, соль, огурец, тут и сказке конец.**

Всем нам в детстве родители читали русские народные сказки. И из детства мы запомнили фразы, которые повторялись во многих сказках и мы их помним по сей день. Некоторые сказки заканчиваются такими словами:

Я чаще всего заканчиваю сказки так:

Жили-поживали и добра наживали.

Ну и еще одна концовка из детства помнится:

И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. У нас иногда перефразировали и говорили: вот и сказке конец, а кто слушал тому леденец.

И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.

Жили поживали, да добра наживали.

Сказки могут заканчиваться такими фразами:

.И я Т а м был, м ё д пиво пил.

. Ж и л и они долго и счаст ливо

Самая знаминитаяя по моему- это : Вот и с к а з о ч к е конец, а кто слушал м о л о д е ц.

И я там был, мёд да пиво пил, по усам-то оно текло, а вот в рот не попадало.

И жили они долго и очень счастливо, да ещё и померли в один и тот же день.

Вот и нашей сказочке конец, а кто её слушал, тот молодец.

Сказка, конечно, ложь, да в ней есть намёк, добрым молодцам важный урок.

Детские сказки мы помним с детства, а вот какими словами они оканчиваются, не всегда помним. А в окончании сказки всегда есть мораль или урок или просто подведение итогов. Поэтому мне вспомнились такие окончания знаменитых сказок:

Чаще всего «жили они долго и счастливо».

На этих словах совсем не обязательно завязана любовь между мужчиной и женщиной героями сказки, это может быть и родительская любовь иные случаи.

Ещё такой вариант » по усам текло в рот не попало, дальше что-то типа «кто слушал молодец».

Сказки кончяются такими фризами:

Или ещё одна из сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Что ж осталось досказать? Свадьба, пир, и я сам был

И вино на свадьбе пил;

В рот же капли не попало.

Это говорил мой безумно любимый шалун Карлсон. Вообще персонажи мультфильма все милые и добрые и очень хочется, чтобы вот такой милый, непороворотливый увалень был другом у каждого ребёнка.

Пусть он безбожно обманывал, но этот обман был добрым на него невозможно обидеться, пусть съел Карсон банку варенья у Малыша, но ведь и на крыше, и в домике Карлсона тот побывал.

Предложения о полосатиках

Если вы имеете в виду «маленького принца» из повести А.-С.-Экзюпэри, то он, насколько мне помнится, «любовался закатом солнца». Насчёт интересных фактов, могу сказать, что при этом явлении Солнце выглядит необычно-красным, и что при этом явлении на него можно смотреть невооружёнными глазами.

Дополнительно ещё раз очень кратко перечислю для вас всех героев рассказа «Клякса»:

Главных героев, действующих лиц, не так уж и много: это Рике, принцесса глуповатая и фея.

Какими словами и выражениями принято начинать и заканчивать сказки?

Задание по литературе для 3 класса Запишите слова и выражения, которыми принято начинать и заканчивать сказки.

Слова, которыми принято начинать сказку иначе называются ее зачином, а слова,которыми принято заканчивать сказку называются ее концовкой.

Для авторских сказок нет особых правил для использования каких-то определенных слов в начале и конце сказки. Каждый автор их придумывает сам.

А вот для народной сказки часто встречаются одни и те же общие формы таких слов.

Например типичный зачин может начинаться со слов «В некотором царстве» или словами «Жили-Были», «Жил да был».

А вот типичная концовка обычно заканчивается свадьбой или пиром, поэтому в ней часто говорят «Я я там был» или «И жили они счастливо». Также распространенный вариант концовки может включать в себя слова «Вот и сказочке конец».

Как правило, сказки начинаются без особых подводок. Сразу переходят к действию. Однако, кое-какое вступление всё-таки имеет место. Например «Жили-были» или » В некотором царстве, в некотором государстве».

Оканчиваются же сказки часто пиром, где рассказчик сам был и ему «по усам текло, а в рот не попало».

Но это не единственные варианты, есть и многие другие.

Одно объединяет, в русских народных сказках, как правило, счастливый конец и добро всегда побеждает зло.

Слова, которые мы видим в начале каждой народной сказки называются ее зачином. Они обязательно говорят о том,где происходит действие сказки,а также должны назвать нам главных героев.

Поэтому чаще всего сказки начинают словами «В тридевятом царстве» или «Жил да был один старик».

Концовка сказок обычно счастливая, поэтому это либо свадьба, либо просто пир на весь мир, а следовательно и слова в концовке используются такие: «По усам бежало в рот не попало», «Кто слушал молодец», «И были они счастливы» и подобные им.

Попробуем рассказать содержание рассказа «Барсучий нос» используя предложенные вопросы, по вопросному плану.

Кончено есть книги, в которых вообще нет никаких картинок, но таких книг совсем немного и читать их неинтересно даже взрослым. Кроме того, картинки обязательно должны быть на обложке книги, чтобы читатель увидел эту книгу в магазине и сразу захотел бы ее купить и прочитать.

Картинки в самой книги и на ее обложках называются иллюстрациями.

Ну а человек, который рисует эти картинки зовется не просто художником, а художником-иллюстрат­ ором.

Рассмотрим иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» в учебнике для 3 класса.

Обратим внимание, что некоторые из иллюстраций не подписаны.

Дадим им свои названия:

Теперь составим полный план пересказа сказки

Главный герой сказки «О серебряном соколе» солдат шел домой, когда его встретил нечистый и предложил ему службу.

Солдат согласился служить и следить за тремя соколами и служил он за деньги. Солдат был ответственный и если нанялся в службу, собирался ее исполнить по совести.

Сразу стало у него на сердце легко, потому что солдат понял, что поступил правильно, по совести.

Солдат в этой сказке добрый и ответственный, он смелый и упрямый, он не боится боли и если начал какое дело, то обязательно доведет его до конца. И еще солдат был справедливым.

Я выбрала первую часть рассказа «Серая шейка» Мамина-сибиряка и думаю, что к этой главе подойдет название «Тяжелое решение» или «Трудные сборы».

Вот план пересказа первой главы рассказа «Серая шейка»:

Как обычно заканчиваются народные сказки?

Задание по литературе для 2 класса Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Прочитай подчёркнутые строки из поэмы. Определи, какие из них могут быть концовкой народной сказки.

И там я был, и мёд я пил:

У моря видел дуб зелёный:

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

ОДНУ Я ПОМНЮ: сказку ЭТУ

Поведаю теперь я свету.

И жили они долго и счастливо

Самый распространнённый хэппи энд который подойдёт не только к сказкам, но и к любым ситуациям жизненным, закончившимся хорошо и благополучно. Народная сказка в-основном в 99% заканчивается хорошо. Так что концовок много разных.

Ну и ещё напоследок? Родились у них детки красивые и смышлёные и жизнь потекла по медовым рекам и сладким берегам!

Очень частое окончание, часть которого использовал Пушкин: «И я там был и мёд я пил, по усам текло, да в рот не попало». Этим выражением заканчиваются многие народные сказки.

Сказки переносят в нереальный, фантастический мир, где все действия, тем не менее, воспринимаются реально. Из сказок извлекают уроки, питают ими свой ум. Мёд сказок сладок, хотя протекает мимо, в рот не попадает, а послевкусие остается.

В поэме «Руслан и Людмила» мы в самом ее начале находим строки, которые больше бы подошли для концовки народной сказки: «И я там был».

Именно этими словами часто заканчивали сказители народные сказки. Такой вариант окончания называется Концовкой, он даже считается обязательным атрибутом народной сказки. Автор как бы сообщает слушателем о своем личном участии в событиях, о своей к ним причастности.

Но Пушкин помещает эти строки в начале, они у него неожиданно начинают играть роль зачина, хотя в зачине обычно излагаются лишь имена главных действующих лиц,да упоминается место, в котором будет происходить действие сказки.

Пушкин очень любил зиму и это видно по многим его стихотворениям. Он часто сравнивает зиму с волшебством, с чудесами. Вот и в отрывке из поэму «Евгений Онегин» он очень по доброму и любя описывает приход волшебницы-зимы.

На первый взгляд ничего чудесного, но мечтательный взгляд поэта иначе воспринимает эту картину.

Рисуем устно картину «Маленький шалун радуется зиме»

На переднем плане розовощекий мальчик, в тулупчике и шапке-ушанке. Он в валенках, но почему-то без рукавиц.

Мальчик смеется и наклонившись вперед тянет за собой салазки на которых сидит совершенно ошалевшая дворняжка. Одна нога мальчика приподнята и полусогнута, он изображает из себя лошадь.

Повсюду лежит белый снег. Снег на крыше крестьянской избы, на заваливающемся плетне, снег на деревьях и на полях, которые видны на заднем плане.

В сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкин не просто так обращает наше внимание на постоянно меняющийся цвет моря и его поведение. В самом начале, при первой просьбе старика море показано как слегка разыгравшееся, но синее. Золотая рыбка просто веселиться, потому что искренне хочет помочь старику, отблагодарить его.

Про настроение рыбки ничего не говорит автор, но мы легко о нем догадываемся по изображению моря.

Старик показан очень спокойным, добрым и бескорыстным. Он не стал ничего просить для себя у Золотой рыбки, просто отпустил ее.

В стихотворении «Зима!» Пушкин очень четко дает понять, что и сам рад этому времени года и людям, которых он описывает в этом стихотворении зима в радость.

Уже в первой строчке мы читаем, что крестьянин «торжествует», он не просто радуется, он именно торжествует, то есть воспринимает приход зимы с восторгом. Наконец-то кончилась промозглая осень, дороги покрылись снегом и можно спокойно прокладывать санный путь.

Ямщик тоже повеселел и это заметно по тому, что его кибитка вновь становится удалой, она уже не тащится по грязи, он летит.

Но так описывать чужую радость можно только если сам с восторгом отмечаешь приход зимы, поэтому мы догадываемся, что и Пушкину очень нравится зима.

Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 101 (Школа России)

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 101 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9

Учебник 1 часть — Страница 101.

Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Симпатии автора на стороне старика. Автору нравится в нём доброта, скромность и бескорыстие. Это можно заметить по тому, как он ласково называет старика и указывает на его кроткий нрав.

Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбку действительно можно назвать благодарной, справедливой, доброй. Она хотела отблагодарить старика за подаренную жизнь, поэтому помогала ему. Рыбка справедливая, потому что наказала старуху за её жадность.

Сравни начало и конец сказки.

Как в начале, так и в конце сказки старуха сидит у разбитого корыта.

Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки А.С. Пушкина – довольствуйся тем, что имеешь; будь благодарен тому, кто сделал тебе добро.

Главная мысль соотносится с такими пословицами:
«Кто малым не доволен, тот большего не достоин».
«Многого захочешь – последнее потеряешь».
«Ненасытному всё мало».

Из сказки часто употребляется выражение «остаться у разбитого корыта».

Проследи, как постепенно менялось море: море слегка разыгралось; помутилось синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море чёрная буря. Почему так происходило?

С каждым новым желанием старухи море всё больше бушевало, поднимался шторм, вода меняла цвет. Так морская стихия реагировала на жадность старухи.

Что было в сказке сначала, что – потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.

План:
1. Старик поймал золотую рыбку, но пожалел и отпустил её.
2. Старуха посылает его обратно просить у рыбки корыто.
3. Старуха хочет новую избу. Желание исполняется.
4. Старуха хочет стать столбовою дворянкой. Рыбка исполняет желание.
5. Старуха хочет стать вольною царицей. Желание исполняется.
6. Старуха хочет стать владычицей морскою.
7. Старик идёт к рыбке, но та не отвечает.
8. Старуха остаётся у разбитого корыта.

Пересказ:
Возле синего моря стояла старая землянка, в которой жили старик со старухой. Жена пряла пряжу, а её муж ловил неводом рыбу. Так бы и жили они, если бы однажды старик не поймал золотую рыбку. Рыбка пообещала выполнить любое желание, если старик её отпустит. Однако старик пожалел золотую рыбку и отпустил просто так.
Старик рассказал своей жене о том, что произошло. Недовольная старуха сказала ему опять идти к морю просить у рыбки новое корыто. Желание исполнилось. В следующий раз попросила старуха новую избу. Старой всё было мало. Была она и столбовою дворянкой, и вольною царицей, но захотелось ей стать владычицей морской. Пошёл старик снова просить рыбку, но рыбка ему не ответила. Когда он вернулся домой, то увидел старуху у разбитого корыта.

Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А.С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».

Народные сказки всегда заканчиваются тем, что добро побеждает зло. В сказках А.С. Пушкина происходит также.

В сказках Пушкина есть разные концовки. Например, в «Сказке о золотом петушке»:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане» заканчиваются следующими строками:
«Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил».

Народные сказки тоже заканчиваются по-разному: «так и повелось с тех пор, стали жить-поживать да добра наживать» («Белая уточка», «Иван-царевич и серый волк», «Морской царь и Василиса Премудрая»), «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!» («Маша и медведь», «Морозко», «Колобок»), «честным пирком да за свадебку» («Сивка-бурка»).

Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Света и Маша гуляли на улице. Они увидели большую яблоню. Маша сказала, что она залезет на ветку и сорвёт им по одному яблоку. Девочка залезла на дерево. Но тут она сказала подружке: «Я полезу выше, чтобы нарвать больше яблок». Света начала её отговаривать: «Не делай этого, Света. Упадешь! Нам и по одному яблоку хватит». Света не послушала подругу и взобралась на высокую тонкую ветку. Вдруг ветка поломалась, девочка полетела вниз. Света долго плакала, потому что поцарапала колени и руки. Не зря говорят: «Жадность всякому горю начало».

Источник

Русские народные сказки имеют одинаковый зачин и концовку. Волшебные сказки заканчиваются обычно свадьбой, и тогда рассказчик говорит: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Иногда сказочник коротко говорит о дальнейшей жизни персонажей: «Стали они жить-поживать да добра наживать».

Другие сказки могут заканчиваться похвалой слушателям: «Тут и сказочке конец, а кто слушал, молодец».

Иногда авто пытается убедить в правдивости сказанного: «Кто не верит, пусть проверит».

Некоторые концовки намекают на начало новой: «Тут зайчик прибежал, наелся, напился, спать повалился. Когда зайчик проснется, новая сказка начнется».

Опубликовано 14 января, 2020


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Рассказ описывает событие или ряд событий и имеет начало, середину и концовку. Хороший рассказ, который способен вызвать отклик у читателя, часто завершается ситуаций, имеющей значительное влияние на читающего. Покажите читателю важность или ценность вашего рассказа, чтобы обеспечить хорошую концовку.

  1. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 1

    1

    Определите части рассказа. Рассказ имеет начало, в котором читатель знакомится с персонажами, местом действия и конфликтом. В середине рассказа напряжение возрастает, история усложняется, а персонажи начинают действовать с учетом конфликта. Наконец, в концовке описывается разрешение конфликта и последствия.[1]

    • Концовка наступает в тот момент, когда главный герой достигает или не достигает цели.
    • Например, если персонаж хочет разбогатеть, он может пройти различные испытания, чтобы наконец купить заветный лотерейный билет. Он будет выигрышным? В этом случае завершите рассказ на моменте, когда персонаж услышал все объявленные числа.
  2. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 2

    2

    Придумайте завершающее событие или действие. Рассказ может состоять из разных волнующих событий, но выберите одну хорошую сцену, которая будет воплощать в себе удачное завершение рассказа. Эта сцена должна быть логичной с учетом предшествующих событий и связывать все нити сюжета воедино. Наконец, завершающая сцена должна иметь важность для персонажей и читателя.

    • Например, завершите рассказ описанием последствий важного решения, которое позволило разрешить основной конфликт.
  3. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 3

    3

    Определите главный конфликт рассказа. Основные модели конфликтов включают варианты: человек против человека, человек против природы, человек против общества и человек против самого себя. Финальная сцена должна описывать разрешение конфликта, даже если персонаж в итоге не получает желаемого. Решение должно произвести впечатление на читателя, чтобы ваш рассказ имел вес.[2]

    • Задумайтесь над следующими вопросами, чтобы определить свой тип конфликта: Персонажи рассказа противостоят природе? Друг другу? Самим себе (внутренняя или эмоциональная борьба человека)?
    • Пример конфликта человека и природы: человек заблудился в лесу посреди зимы. Ему нужно согреться и спрятаться от непогоды.

    Реклама

  1. 1

    Запишите свои размышления о важности событий рассказа. Подумайте, в чем их ценность. Что читатель должен почерпнуть из рассказа? Какие темы, идеи или аргументы вы хотите показать? Не нужно говорить читателю прямо, но покажите свои мысли через события, действия, диалоги в рассказе.[3]

    • Можно написать: “Дедушка всегда акцентировал внимание на том, что мне следует поступать по справедливости в любой ситуации. Теперь я стал полицейским и осознаю всю важность его слов”.
  2. 2

    Задавайте вопрос “И что?”. Задумайтесь о важности или актуальности рассказа для читателя. Почему ему должно быть не все равно? Если у вас есть ответ на этот вопрос, перечитайте свой рассказ и решите, насколько изложенные события подводят рассудительного читателя к такому ответу.[4]

    • Например: “Почему кому-то должно быть дело до Степана и его поселка?”.
    • “Глобальное потепление вызвало повышение уровня моря и в результате в поселке случился потоп. Если не учиться на ошибках и не принять срочные меры, нас может ждать такая же участь”.
  3. 3

    Используйте повествование от первого лица, чтобы излагать идеи с точки зрения рассказчика. В таком варианте можно завершить пересказ сюжета, поскольку рассказчик участвовал в событиях. Обращайтесь прямо к читателю, если первое лицо в рассказе представляет автора или персонажа произведения. При этом помните, что рассказ должен соотвествовать сюжетной линии данного рассказчика, ведь он может рассказать только о том, что ему известно.

    • Например: “Я вдруг осознала, что мой упорный труд и бесконечные репетиции привели меня к моменту, когда я оказалась на главной сцене города”.
  4. 4

    Используйте повествование от третьего лица, чтобы описать события со стороны. Создайте еще одного персонажа или введите авторский голос, чтобы сообщить о важности рассказа. Это позволит вам изложить собственное толкование сюжета, которое неуместно без некого удаления персонажей от рассказчика.

    • Например: “Дарья сложила письмо, поцеловала конверт и положила на столе рядом с деньгами. Она не сомневалась, что у них будут вопросы, но со временем они найдут собственные ответы, как нашла она”.
  5. 5

    Напишите заключительную часть. Варианты завершения рассказа часто зависят от жанра. Так или иначе, любая хорошая концовка должна заставлять читателя задуматься о важных темах, а также значимости рассказа.[5]

    • В сочинении или научном эссе заключение может принять форму заключительного абзаца или нескольких абзацев.
    • В научно-фантастическом романе можно посвятить концовке целую главу.
    • Не используйте стандартные клише, чтобы не расстраивать читателей. Например, не следует завершать рассказ так: “Мне пришлось прикрыть глаза рукой, поскольку утренний свет был просто ослепляющим. Я обнаружила себя в постели с теплым одеялом и комфортной подушкой, открыла глаза и поняла, что это был всего лишь сон”.
  6. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 9

    6

    Определите глобальную связь или закономерность событий рассказа. Учитывайте, как меняются события и замыкается сюжетная арка. Представьте, что ваш рассказ – это путешествие, в котором вы или главный герой переносится в новое место, отличное от начальной точки, чтобы понять, как и благодаря чему ваш рассказ обретает уникальную форму. Это поможет вам создать подходящую концовку.

    Реклама

  1. 1

    Используйте действие, чтобы показать (а не сказать) важное. Всем известно, что наполненные действием рассказы интересны читателям любого возраста. Выражайте глобальный смысл и важность рассказа через физические действия.

    • Например, если в конце рассказа главная героиня спасает деревню от дракона, странствующий рыцарь может подарить ей свой знаменитый меч. Важность этого момента будет понятна даже без диалогов.
  2. 2

    Используйте описания и чувственные образы. Чувственные детали позволяют читателю ощутить эмоциональную связь с рассказом, а в хорошей литературе всегда используются запоминающиеся образы.[6]
    При этом богатые описания с помощью чувственного языка в конце рассказа помогут читателям постичь всю глубину смыслов. Например:

    • “Тимур знал, что монстр повержен и уйдет на дно в глубины унитаза, но он стоял и смотрел, как исчезает последнее бурое пятнышко, пока не осталась только чистая и прозрачная вода. Он даже не шелохнулся, пока снова не увидел свое отражение на поверхности воды”.
  3. 3

    Создавайте метафоры для персонажей и целей. Оставляйте читателю подсказки, чтобы он мог строить собственные интерпретации. Людям нравятся рассказы, которые оставляют после себя приятное послевкусие и заставляют шевелить мозгами. Не нужно запутывать сюжет так сильно, чтобы читатель ничего не понял, но используйте образный язык, чтобы избежать очевидности. В переносные значения можно заложить дополнительный интерес и важность рассказа. Например:

    • “Когда Алиса попрощалась и унеслась на мотоцикле, Вениамин ощутил, как она становится воспоминанием, коротким взрывом звука, который постепенно удалялся, вспышкой улетающей ракеты, пока она не уменьшилась до размеров гаснущих огоньков фейерверка, потрясающего видения, которое ему посчастливилось наблюдать вблизи”.
  4. 4

    Выберите яркий образ. Подобно действиям или чувственным описаниям, такой подход особенно полезен для сюжета в рамках рассказа. Подумайте о мысленной картине, которая должна явиться читателю и воплощать в себе саму суть рассказа. Создайте такую картину в конце текста.

  5. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 14

    5

    Выделите одну тему. Возможно, вам приходится работать на множеством тем, особенно в книге или историческом эссе. Сосредоточьтесь на конкретной теме и мотиве образов или поступков главного героя, чтобы создать уникальную структуру. Этот подход особенно уместен в рассказах с открытой концовкой.

  6. 6

    Используйте отсылку к моменту. Как и при выделении темы, можно выбрать конкретное действие, событие или эмоциональный момент сюжета, который имеет наибольшую ценность, а затем снова “пережить” его — повторите момент, вернитесь к нему и предайтесь размышлениям или расширьте ситуацию.

  7. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 16

    7

    Возвратитесь к началу. Как и в случае с темой или отсылкой, в концовке можно повторить элемент, который был введен в начале рассказа. Прием известен под названием “обрамление” и позволяет придать сюжету особый смысл и форму.[7]

    • Например, если в начале рассказа девушка смотрит на оставшийся кусочек пирога и не хочет полакомиться, то в конце она может рассматривать тот же кусочек (или другой). Она победила в схватке с анорексией и снова радуется жизни.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 17

    1

    Рассмотрите события сюжета, чтобы увидеть взаимосвязь. Помните, что не все действия имеют одинаковую важность или связаны с главной темой. Разные действия и события выражают разные смыслы и темы. Важно, чтобы каждое описанное событие имело отношение к сюжету и концовке. При этом сюжетные линии не всегда завершаются успехом, ведь ваш персонаж может потерпеть неудачу.

    • Например, в “Одиссее” Гомера главный герой Одиссей предпринимает несколько неудачных попыток вернуться домой и по пути сталкивается с разными монстрами. Каждая такая неудача делает сюжет более волнующим и захватывающим, но гораздо важнее оказывается то, что он узнает о себе. Когда Одиссей наконец возвращается домой, его успех становится более весомым из-за количества неудач.
  2. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 18

    2

    Задумайтесь: “Что произойдет дальше?”. Иногда мы так взволнованы или разочарованы своим текстом, что забываем главное: любые события и поступки (даже в фантастическом мире) должны следовать логике, законам существования выдуманной вселенной. Часто хорошая концовка — это логический вывод о том, что могло бы произойти в такой ситуации.[8]

    • Концовка должна иметь смысл с учетом предшествующих событий.
  3. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 19

    3

    Подумайте: “Почему события развиваются в таком порядке?”. Рассмотрите последовательность событий или действий в рассказе, а затем задумайтесь над неожиданными событиями и поймите логику сюжета.

    • Например, если персонажи искали потерявшегося пса и нашли потайную дверь в волшебный мир, то в конце следует вернуться к собаке. Персонажи могут посетить волшебный мир и найти домашнего любимца.
  4. 4

    Придумывайте варианты и неожиданности. Рассказ не должен быть насколько логичным, чтобы в нем не происходило ничего нового. Подумайте, что произойдет, если немного изменить решения и события, а также обязательно приберегите неожиданные повороты сюжета. Убедитесь, что сюжет содержит достаточное количество внезапных событий или действий.

    • Например, читателям будет скучно следить за персонажем, который просыпается, идет в школу, возвращается домой и ложится спать. Придумайте что-то новое и неожиданное. Например, пусть персонаж найдет под дверью странную посылку со своим именем.
  5. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 21

    5

    Сформулируйте вопрос с учетом того, куда вас привел сюжет. Подумайте, что можно узнать из описанных событий, фактов и подробностей. Поразмыслите и напишите о том, чего недостает в рассказе, какие проблемы или опасения не развеяны, какие вопросы возникают при прочтении. Концовка в виде размышления над вопросом предлагает читателю задуматься вместе с автором, а большинство тем (если следовать логике) приведут вас к новым вопросам.

    • Например, какие новые конфликты ожидают персонажей после победы над монстром? Как долго королевство сможет прожить в мире?
  6. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 22

    6

    Мыслите как посторонний. Прочитайте реальную или выдуманную историю глазами постороннего и подумайте, что показалось бы логичным человеку, который впервые знакомится с сюжетом. Для автора событие с участием определенного персонажа может казаться особенно захватывающим, но важно помнить, что читатель может наделять важностью совсем другие аспекты. Постарайтесь немного отдалиться от рассказа, чтобы критически оценить текст.

    Реклама

Советы

  • Составляйте план! Перед началом работы всегда продумывайте план. Он станет картой вашего рассказа, а также подскажет, где вы были и куда направляетесь. План — это единственный способ увидеть всю структуру рассказа с одного взгляда, который поможет вам придумать подходящую концовку.
  • Попросите кого-нибудь прочитать ваш рассказ и сообщить свое мнение. Выбирайте человека, ко мнению которого вы относитесь с доверием и уважением.
  • Учитывайте жанр произведения. Историческое эссе будет отличаться от рассказа в жанре ужасов, а сюжет комедийных сценок мало похож на рассказы из туристических журналов.
  • Проверяйте и редактируйте! После завершения работы перечитайте текст и убедитесь, что ваша концовка не имеет логических пробелов или ненужных деталей, которые могут запутать читателя.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 16 074 раза.

Была ли эта статья полезной?

ИГРОТЕКА

КАК ЗАКОНЧИТЬ СКАЗКУ?

В тренинге по сказкотерапии,
проводимом для школьных психологов и учителей,
большое внимание уделяется работе с такими
сказками, которые являются метафорическим
отражением конкретных проблем реальных людей.
Многим людям бывает значительно проще
представить свои жизненные трудности в форме
сказки, то есть рассказать о них косвенно, как бы
укрывшись за безопасным щитом метафоры, чем
изложить существо проблемы впрямую.
Психолог, работая вместе с клиентом над его
сказкой, получает возможность также говорить
метафорически, избегая «лобовых» советов и
конкретных рецептов. Идеи психолога по
построению сюжета сказки, по поиску необходимых
средств решения проблем, высказанных в
метафорической форме, имеют неоднозначный
характер и допускают множество толкований.
Следовательно, клиент сможет найти в них именно
тот смысл, который нужен лично ему.
Однако совместной работе с клиентом (ребенком
или взрослым) над его сказкой должна
предшествовать специальная подготовка. Не
следует думать, что сочинять терапевтические и
психологические сказки — чрезвычайно легкое
занятие. Для того чтобы научиться извлекать
смысл проблемы из сказки клиента и помогать ему в
поисках символического ее решения, полезно
отработать эти навыки на тренинговых занятиях по
сказкотерапии.
Одним из эффективных методов является
продолжение зачинов сказок.
В приложении представлены образцы карточек, на
которых записаны начала сказок. В них отражены
реальные проблемы людей. Опишем некоторые из
упражнений, в которых применяются эти карточки.
На тренинге эти упражнения применяются в такой
же последовательности, как представлены здесь.

ПЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Из стопки карточек ведущий наугад
вынимает одну и зачитывает ее содержание.
Участники группы записывают этот текст. Задачей
игроков является следующее: за десять минут
(подготовленной группе можно дать пять минут)
сочинить продолжение сказочной истории. Оно
должно содержать только пять предложений. Важное
условие: сказка должна быть логичной,
законченной и ее конец должен быть счастливым.
По завершении этой работы все сказки
зачитываются и определяется лучшая.

ТРИ ВАРИАНТА

Группа разбивается на тройки, каждая
из которых получает свою карточку с зачином
сказки. Каждый из игроков за отведенные
пятнадцать минут должен написать продолжение, в
котором предлагался бы способ решения проблемы,
заявленной в зачине. Участники каждой тройки
зачитывают свой текст, а остальные игроки решают,
какой из вариантов лучший.

ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ

Группа делится на подгруппы, состоящие
из пяти человек. Наугад вытягивается карточка.
Ведущий зачитывает текст. Каждая пятерка должна
придумать продолжение сказки и разыграть свой
вариант перед остальными. Время на подготовку —
двадцать минут. По завершении выступлений
обсуждается содержание сказок и сопоставляются
найденные участниками решения проблемы.

СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (1)

Группа разбивается на подгруппы по
четыре-пять человек. Ведущий предлагает зачин
одной из сказок. Он просит участников
представить, что эту сказку сочинил клиент,
пришедший к ним за психологической помощью, и
подчеркивает, что в сказке в метафорической
форме отражена проблема клиента.
Участники должны, во-первых, понять, в чем суть
проблемы; во-вторых, представить, что это за
человек и в каких жизненных ситуациях
актуализировалась указанная проблема; в-третьих,
придумать продолжение сказки, которое в
метафорической форме содержало бы способ
преодоления жизненных трудностей клиента.
В течение двадцати минут участники работают в
подгруппах, после чего предлагают остальным свою
сказку. Комментарии авторов относительно сути
проблемы и образа клиента лучше выслушивать
после знакомства с созданной ими сказкой.
После того как каждая подгруппа представит свой
вариант, проводится общее обсуждение, нацеленное
на анализ сходства и различий в подходах к
решению проблемы клиента.

СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (2)

Проводится аналогично предыдущему
упражнению. Только в этом случае каждый из
участников работает над предложенной сказкой
самостоятельно.

СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (3)

Разница между этим и предыдущими
упражнениями состоит только в том, что каждый
участник получает свою собственную сказку, с
которой необходимо провести ту же работу, что и в
двух предыдущих упражнениях.
После того как участник представил свою сказку и
трактовку проблемы, остальные участники делятся
мнениями, возможно, предлагают собственные
способы завершения сказки.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАРТОЧКИ С ЗАЧИНАМИ СКАЗОК

Пошел как-то Иван Царевич на
охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан:
а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из
скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он
от медведя, но бежать-то некуда: с одной стороны
пропасть, с другой — отвесная скальная стена, с
третьей — болото. А тут уже и медведь
приближается…

Было у сапожника три сына.
Младший сын не удался ростом, и поэтому старшие
братья насмехались над ним. Отец хотел, чтобы его
сыновья тоже стали сапожниками. Но младший, сидя
над сапожной колодкой, часто вдруг задумывался о
чем-то, и поэтому не получился из него хороший
мастер…

К Писателю попала в руки
Волшебная Книга. Ее страницы были пусты. Но
стоило описать в ней какое-нибудь придуманное
событие, как оно происходило в реальности. Даже
выдуманные существа и целые народы могли бы
появиться на свет, если о них написать в Книге. Но
Книга имела еще одну особенность: записанное на
ее страницах (а их было ровно сто) нельзя было
исправить — ни одной буквы…

Жил-был в глубокой пещере в
центре огромной горы Гном, добывавший золото и
драгоценные камни. Возвращался он как-то один с
работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и
вдруг услышал…

Маленький Скворец давно мечтал
научиться летать, но это ему никак не удавалось. И
вот однажды, когда он уже потерял надежду, он
случайно вывалился из гнезда и со страху так
замахал крыльями, что — взлетел. Но когда он
оглянулся вокруг, то вдруг понял…

Однажды маленький Жаворонок
выпал из гнезда и свалился в болото. «Где я?» —
спросил он у Жабы. «В самом прекрасном месте — в
болоте, — сказала та. — И ты будешь наслаждаться
здесь всю свою жизнь!» И Жаворонок поверил ей,
хотя ему порой так хотелось в небо…

Жила-была Канцелярская Кнопка.
Она попала в руки злобному мальчишке, который
использовал ее для своих шуточек: подкладывал
товарищам на стулья и, когда они, присев,
вскакивали как ужаленные, мерзко хохотал. Кнопке
ее роль очень не нравилась. И вот…

В семье львов родился Львенок.
Папа с мамой его очень любили и старательно
оберегали от всех забот, трудностей и опасностей.
Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок
вырос и превратился в Льва…

Отправился Иван Царевич
вызволять из плена свою возлюбленную Василису,
похищенную Змеем Горынычем. И увидел он
высоченную башню без дверей. А у подножия башни
сидел…

Жил-был Футбольный Мяч. У него
была необычная жизнь: в отличие от других его
знакомых, он оказывался полезен только тогда,
когда его начинали бить. Да еще ногами. В конце
концов такая ситуация его возмутила…

У одного Короля было три
дочери. Старшие дочери были красивы, удачливы и
любимы отцом. А младшая не слыла красавицей, и в
делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и
она чувствовала себя очень одинокой. И вот
однажды…

Один Юный Волшебник любил
проказничать и совершать разные чудеса без
разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница
взяла свою волшебную палочку и сделала его
стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности
она всегда могла увидеть, что он задумал…

Попал Иванушка в плен к Злому
Волшебнику. И говорит тот Иванушке: «Выбирай:
либо ты десять лет будешь в моем услужении и
станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я
превращу тебя в капкан, куда будут попадаться
звери лесные…»

Как-то Аленушке Злая Колдунья
(которую та считала доброй) подарила волшебное
кольцо, способное выполнять любые желания.
Аленушка обрадовалась — ведь она не знала, что
кольцо исполняет желания с точностью до
наоборот: например, пожелаешь здоровья — и сразу
заболеешь…

Отправилась как-то Машенька в
лес по ягоды и повстречала там удивительного
старика, который подарил ей маленькое и с виду
ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она
в зеркальце…

Брел странствующий Принц по
какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень
странным названием — Большие Враки. Никак не
ожидал он, что…

Добавить комментарий