4 класс
Учитель: Михайлюк
Л.А.
Тема: Конкурс знатоков русского
языка
Цель:
проверить знания и умения учащихся по русскому языку и выявить лучших
знатоков.
Задачи:
формировать позитивное отношение к предмету, интерес и стремление к знаниям;
развивать логическое
мышление, творческое воображение, внимание, наблюдатель-
ность; расширять
кругозор, обогащать словарный запас.
Оборудование:
компьютер, слайды ( названия этапов конкурсов), музыкальная физминутка,
карточки с
названиями команд, карточки со словами и слогами, лепестки цветов со
словами, игры,
ребусы, загадки – шутки, стихи, сценка, шары, стикеры, сладости.
Ход мероприятия
Психологический
настрой
Начинается урок. Он пойдёт ребятам в
прок.
Все расселись по местам. Никому не тесно.
По секрету скажем вам :
«Будет интересно!»
Повторим весь материал,
закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать:
«Это всё умею я!»
Сообщение темы и цели
мероприятия
Ведущий: Сегодня мы
проводим конкурс знатоков русского языка между тремя командами, проверим ваши
знания и умения по русскому языку и выясним, какая же из команд является лучшим
знатоком русского языка.
Михаил Васильевич
Ломоносов писал: «Русскому языку присущи великолепие испанского, живость
французского, крепость немецкого и нежность итальянского языка», а Александр Сергеевич
Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми
европейскими». Знать свой язык обязан каждый.
Давайте посмотрим, как вы
знаете русский язык и как им владеете. Представляем вашему вниманию сценку
«Поговорили» (выходят два друга, давно не виделись)
– Как живёшь?
-Нормально.
-А с учёбой как?
-Нормально.
-Ты, говорят, болел.
Теперь-то всё в порядке?
– Ну я же говорю –
нормально
– Странно ты говоришь…
– Почему? Нормально.
-Ты считаешь – нормально?
-Нормально.
– Да – а, странно. А ведь
когда-то был вполне нормальный человек!
Ведущий: Вот так
поговорили! Вы тоже так разговариваете? Важно не только говорить по – русски,
но и владеть своим языком.
Представление
команд . (каждый капитан даёт команду, а дети
отвечают по очереди свои названия «Точка». «Запятая», «Двоеточие», девизы,
читают стихи, на доску вывешиваются карточки с названиями команд)
Представление
жюри (ведущий представляет членов жюри и
коротко рассказывает о их обязанностях)
Слово
жюри: От серьёзного жюри вот вам пожелания: через труд придёт победа, через
труд и знания.
Ведущий:
Кто выиграет – для нас пока секрет.
Но конкурс знатоков на это даст ответ
Мы желаем вам успеха,
Счастья радости и смеха!
1. Разминка «Загадки – шутки» (на компьютере – Слайд
№1)
(каждому ряду по 3
вопроса)
*Чем оканчивается день и
ночь?
*Что стоит посередине зимы?
*Чем кончается лето и
начинается осень?
*В каком слове семь букв
Я?
*Что в человеке одно, в
вороне – два, а в огороде- три?
*Какой алфавит состоит из
шести букв?
*Как можно геометрическую
фигуру превратить в топливо?
* Что у цапли впереди, а
у зайца сзади?
*Как написать «сухая
трава» четырьмя буквами?
2. Конкурс капитанов «Сердцевинка» (Слайд №2)
( капитаны команд получают сердцевины цветов со словами: «звук», «слово», «части
речи» и каждый находит к своей сердцевине 5 нужных лепестков со словами:
глухой,
согласный, мягкий, окончание, основа, корень, прилагательное, твёрдый, звонкий,
союз,
глагол, приставка, суффикс, существительное, предлог, выкладывают на доске в
форме цветов)
Ведущий: Ах, какое это счастье!
Слово делится на части
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
3.Конкурс
«Собери слова» ( Слайд №3)
(
каждой команде даётся по два «рассыпанных» слова, нужно, работая в парах,
собрать слова) Чья команда
быстрее соберёт. Есть ловушки!
а)
пад, ый, вод, под, н, на, та, ком.
б)
по, па, к, ход, а, зе, га, та.
в)
ть, нас, пере, нос, и, не, та, пла.
4. Конкурс пословиц «Пословица – углам помощница» (Слайд №4)
(каждая команда хором договаривает незаконченную пословицу)
·
Семь раз отмерь, …
·
Без труда …
·
С кем поведёшься …
·
Слово – не воробей, …
·
Лучше синица в руках, …
·
Не имей 100 рублей, …
·
Любишь кататься, …
* Дареному коню …
·
Кто много читает,
…
Ведущий: пословицы вы знаете, а вот у меня есть задание похитрее. Называется
оно- «Он- она» И пускай играет тот, кто игру мою поймёт. Стих.
«Забава»
Он – слон, она – слониха,
Он – лось, она – лосиха,
Он – кот, она- …
Ну, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко,
Так сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас!
Он – морж, она – моржиха,
Он – заяц, она – зайчиха.
Он – бык, она – …
Всем знакомо это слово
Да! Да! Да! Она – корова.
5. Конкурс «Слова в слове» (Слайд №5)
Ведущий: из букв данных слов нужно как можно больше составить коротких
слов. На работу каждой команде – 5 минут.
1 ком. КАРТИНА, 2 ком. ИГРУШКА, 3 ком. КОРЗИНА
6. Музыкальная физминутка «Ёлочка» (Слайд №
6) (дети
вместе с ёлочкой выполняют движения под музыку)
7. Игра «Найди лишнее слово» ( Слайд № 7)
Ведущий: каждая команда получает по 2 ряда слов, среди которых есть одно
лишнее, нужно найти его и доказать, почему оно лишнее.
1 ком. Семья,
вьюга, кольцо, копьё. Кружка, шапка, сердце, загадка.
2 ком. Луч,
сторож, кит, шалаш. Юла, друзья, лето, поёт.
3 ком. Глагол,
предлог, приставка, союз. Поля, пальто, зима, ведро.
8. Конкурс «Ассорти – пирог»
(Слайд № 8)
Ведущий: нужно
определить, какой частью речи являются подчёркнутые слова
*Посадила мама в
печь пироги с капустой
печь. *Белое
покрывало всю землю
покрывало
*Я стою на берегу покой границы берегу.
9. «Разгадывание ребусов» (
Слайд № 9)
( ребусы висят на доске, каждая
команда разгадывает по 3 ребуса)
10. Конкурс «Продолжай – не зевай!»
(Слайд « 10)
Ведущий: к данным существительным
подобрать однокоренные прилагательные и глаголы
1 ком. Лень, …, …. .
Бег, …, … .
2 ком. Боль, …, … .
Звон, …, … .
3 ком. Зелень, …, … .
Цвет, …, … .
Ведущий : наш конкурс подходит к концу.
Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем. Игра
называется «Цепочка слов». По очереди называем слово на последнюю
букву.
Арбуз, заяц, цапля и т. д.
Предоставим слово жюри (сообщают
о количестве набранных баллов каждой командой, распределяют места и награждают
команды)
Ведущий: Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он
зря.
Все вы очень
постарались.
Вам понравилось,
друзья?
Рефлексия
Украсим наши шары стикерами. Если
понравился конкурс – зелёным, если нет – синим. дети
выходят к доске и прикрепляют на шары свои стикеры) Молодцы,
ребята! Спасибо всем за участие. (веем участникам раздают сладости)
До
новых встреч!
Пояснительная записка
Русский язык – сложный учебный предмет, но в то
же время и социально значимый: он является и
средством общения, и инструментом познания, и
основой нашей культуры. Русский язык как предмет
призван заложить основы гармоничного развития
учащихся, обеспечить формирование прочных
навыков грамотного письма, развитой речи.
Организация деятельности школьников
основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Отбор материала к конкурсу ориентирован на
связи с программным материалом по русскому
языку. Материал, подобранный для конкурса, своей
необычностью, новизной и нестандартностью
подачи вызывает удивление, стимулирует
познавательную деятельность, а также даёт
понятие о русском языке, как о строгой, чётко
организованной системе, воспитывает
сознательнее отношения к учебе, создает
доброжелательную атмосферу в коллективе,
приобщает учащихся к нравственным и духовным
ценностям.
Данный конкурс позволяет показать учащимся,
как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир
слова, мир русской грамоты. Это имеет большое
значение для формирования подлинных
познавательных интересов как основы учебной
деятельности. Школьники могут увидеть
«волшебство знакомых слов»; понять, что обычные
слова достойны изучения и внимания. Воспитание
интереса к «Знатокам русского языка» должно
пробуждать у учащихся стремление расширять свои
знания по русскому языку, совершенствовать свою
речь.
Знание русского языка создает условия для
успешного усвоения всех учебных предметов. Без
хорошего владения словом невозможна никакая
познавательная деятельность. Поэтому особое
внимание на конкурсе «Знатоков русского
языка» обращается на задания, направленные на
развитие устной и письменной речи учащихся, на
воспитание у них чувства языка. Воспитательные
возможности русского языка как учебного
предмета будут реализованы в большей мере, если
усилить работу по воспитанию у школьников
этических норм речевого поведения.
Все это открывает для детей прекрасный мир
слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель и задачи мероприятия
Цели:
- создать условия для повышения
интеллектуального и культурного уровня
обучающихся, расширение кругозора учеников; - формировать на основе интеллектуальной
компетенции и самостоятельного творческого
навыка условия для развития
духовно-нравственной личности.
Задачи:
- Расширить знания учащихся о русском языке;
формировать культуру речевого общения. - Активизировать мыслительную деятельность
учащихся; развивать интеллект, память, внимание,
воображение. - Воспитывать у детей гражданское
самосознание, любовь к Родине, к родному краю, к
своему народу, любовь и уважение к русскому
языку.
Форма проведения мероприятия: игра-путешествие.
Подготовительная работа и оборудование:
– формирование команд из учащихся 5-9 классов;
состав команд – 5 человек, количество команд – 6;
каждая команда придумывает себе название, девиз,
готовит домашнее задание;
– подготовка наблюдателей для различных
заданий из учащихся 10-11 класса с целью
выявления лучшего знатока в каждом классе;
– подбор вопросов для игры из книг, Интернета;
изготовление раздаточного материала;
– подготовка презентаций; использование
медиапроектора, компьютера;
– подсчёт правильных ответов ведут жюри –
учителя из МО ГОЦ.
Правила игры:
Команды выполняют различные задания, связанные
с русским языком. Жюри оценивает задания по 5
балльной системе.
Этапы игры:
I. «Академия наук» – выполняются задания дома:
найти информацию о лингвистах в
энциклопедических словарях, в Энциклопедии КМ
(компьютер). Оценивается творческое решение
поставленной задачи: сообщения, презентации,
рефераты, доклады.
II. Поместье Фразеология: «Секретный ящик»,
«Дальше, дальше…» – выполняются задания,
связанные с фразеологизмами. Оценивается
правильность, творческий подход и быстрота
ответов.
III. Княжество Орфография: «Грамотей», «Редакторы»
– выполняются задания, связанные с
орфографическими и пунктуационными умениями.
Оценивается правильность ответов и количество
выполненных заданий.
IV. Уезд «Художники» – на листе бумаги (ватман)
нарисовать обложку, знак, иллюстрацию о языке или
речи. Оценивается правильность, творческий
подход в исполнении.
V. Волость Лексика: «С русского на русский»,
«Уральские сказы» – выполняются задания,
связанные с лексикой: устаревшими, новыми
(жаргонизмы) и авторскими словами; задание,
связанное со стилизацией текста на диалектный
говор сказов П.П.Бажова. Оценивается
правильность, нормативность языка; речевые
обороты и средства выразительности, творческий
подход в исполнении.
VI. Губерния «Лингвистические сказки» –
инсценируются сказки о русском языке.
Оценивается артистичность.
Ход игры
Открытие игры
1 ведущий:
Язык есть исповедь народа.
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
2 ведущий: По отношению каждого человека к
своему языку можно совершенно точно судить не
только о его культурном уровне, но и о
гражданской ценности. Истинная любовь к своей
стране немыслима без любви к своему языку.
1 ведущий: Русский язык – богатый,
мелодичный, великий язык. А хорошо ли мы знаем
его? Правильно ли говорим? Бережём ли свой язык?
2 ведущий:
О, русской речи ширь и краткость,
Мне близок строй её и мил,–
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
В ней нежность песни,
Мощь оружья,
Размах – и точность без затей…
Друзья мои, учите русский,
Учите русскому детей. (Сабир Абдулла)
1 ведущий: Да будет же честь и слава нашему
языку, который в самородном богатстве своём,
почти без всякого чуждого примеса, течёт, как
гордая, величественная река – шумит, гремит, – и
вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным
ручейком и сладостно вливается в душу…
2 ведущий: Сегодня мы получим ещё одну
возможность погрузиться в наш язык, в его тайны.
Ребята, сегодня вам предстоит испытать себя в
роли знатоков русского языка. На различных
этапах вы выполните задания по русскому языку и
не только… И в конце игры мы определим, кто из
наших классов – лучшие знатоки русского языка и
кто из учеников – лучший знаток. Итак, мы
начинаем…
Представление команд
1 ведущий: В славном царстве, могущественном
государстве Русского языка дружно и весело жили
– не тужили его дочери и сыновья. Одна из дочерей
я – Грамматика.
2 ведущий: Другая из дочерей я – Пунктуация.
Живём мы с братьями и сёстрами в разных
княжествах и поместьях. Поэтому скучаем и любим
ходить друг к другу в гости. А не отправиться ли
нам, Грамматика, навестить родных? Ко всем сразу
не попадём, а вот у некоторых побываем, про жизнь
их всё узнаем.
1 ведущий: А мне хочется побывать у всех. Что
же делать, как же быть, и кого нам посетить?
Придумала! Мы спросим совета у наших учёных в
Академии наук.
«Академия наук» (домашнее задание)
2 ведущий: Ребята, кто такие языковеды?
(Учёные, изучающие язык). Вы приготовили
информацию о лингвистах? В своих рассказах вы
должны представить нам этих выдающихся учёных.
5 класс – С.И.Ожегов.
6 класс – В.И.Даль.
7 класс – А.А.Шахматов.
8 класс – В.В.Виноградов.
9а класс – Л.В.Щерба.
9б класс – М.В.Ломоносов.
1 ведущий: Наши учёные – великие мудрецы.
Они нам дали в дорогу клубок ниток, который сам
выберет маршрут нашего путешествия. А чтобы по
дороге нам не было скучно, возьмём-ка мы с собой
скоморохов.
1 сценка (Приложение 6)
Поместье «Фразеология»
2 ведущий: Ребята, вы догадались, куда нас
привёл волшебный клубок? А о каких
фразеологизмах шла речь? Назовите их.
Фразеология – очень интересный раздел
языкознания. Фразеологизмы делают нашу речь
яркой, образной.
Игра «Секретный ящик»
На столе стоят «чёрные ящики», в которые
положены предметы: галоша, палка, решето,
чайная ложка, камень, очки. Не доставая из ящика
предмет, команда должна вспомнить фразеологизм и
показать пантомиму командам соперников. Команды
должны угадать показываемый фразеологизм.
«Дальше, дальше…»
1 ведущий: Узнайте слово по фразеологизмам.
Это задание оценивается на время по 3-х балльной
системе: чем быстрее вы догадаетесь, о чём идёт
речь, тем лучше. Даются 3 попытки.
5 класс:
1) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного
человека;
2) его советуют искать в поле, когда кто-нибудь
бесследно исчез;
3) на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (Ветер).
6 класс:
1) Её заваривают, затевая какое-нибудь
неприятное, хлопотливое дело, а потом
расхлёбывают, распутывая это дело;
2) её не сварить с тем, с кем трудно договориться;
3) её просит рваная обувь;
4) она в голове у путаников. (Каша).
7 класс:
1) Её толкут в ступе или носят решетом те, кто
занимается бесполезным делом;
2) её берут в рот, когда молчат;
3) ею нельзя разлить неразлучных друзей;
4) в неё прячут концы нечестные люди;
5) иногда они выходят из неё сухими.
(Вода).
8 класс:
1) Они не цветут, а вянут;
2) не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не
понимают;
3) не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые
и любопытные. (Уши).
9а класс:
1) На нём делают зарубки;
2) за него, схватившись, водят;
3) не видят дальше него;
4) его задирают;
5) его вешают;
6) им клюют;
7) с ним остаются;
8) его держат по ветру. (Нос).
9б класс:
1) его прикусили;
2) он не поворачивается;
3) он доведёт до Киева;
4) его проглотили;
5) он острый;
6) с него срывается;
7) его развязывают;
8) его держат за зубами. (Язык).
2 ведущий: Пора прощаться с приветливым
поместьем. А наш путь продолжается.
2 сценка. (Приложение 6)
– И где же мы на этот раз?.. И вы правы, мы в
княжестве Орфографии.
Княжество «Орфография»
«Грамотей»
Раздаются листочки с текстами о русском языке.
Необходимо исправить орфографические и
пунктуационные ошибки, объяснить их. (Приложение
1)
«Редакторы»
2 ведущий: Выполните корректуру предложений,
правильно перестроив их. (Приложение
2)
5-6 классы:
Кисель там варят из резины
обложки там из чугуна
там шины делают из глины
там варят сталь из полотна
кирпич там жгут из молока
кроят рубахи из пластмассы
творог готовят из песка
посуду делают из пряжи
стекло там плавят из бетона
прядут там нити из сукна
плотины строят из картона
костюмы шьют…
7-9 классы:
Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.
Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Вернувшись домой, пошёл дождь.
Подъезжая к дому, залаяли собаки.
Игра со зрителями. (Приложение
7)
1 ведущий: Не устали с нами путешествовать?
Тогда едем дальше. Вижу уезд какой-то, но какой?
3 сценка (Приложение 6
или плакат, на котором нарисована пословица: «Что
написано пером, не вырубить и топором».)
Уезд «Художники»
1 ведущий: Вам нужно за 5 минут нарисовать:
5-6 классы – обложку книги о русском языке.
7-8 классы – знак, запрещающий грубую речь.
9 классы – иллюстрацию к любому фразеологизму.
Игра со зрителями (Приложение
7)
2 ведущий: Наша путь – дорожка пролегает
между горами и лесами. Путь наш не близок и не
далёк. А впереди кто-то с кем-то спорит…
4 сценка (Приложение 6)
Как называются слова близкие по звучанию, но
разные по значению?.. Правильно, омонимы. А в каком
разделе «Русского языка» они изучаются?… Мы
прибыли в волость «Лексика».
Волость «Лексика»
В этой волости живут знакомые незнакомцы. Язык
– явление развивающееся. В нём есть слова,
ограниченные по употреблению. Одни устарели,
другие огрубляют нашу речь, третьи придуманы
авторами. Что это за слова? (устаревшие,
жаргонизмы, авторские). С такими словами вы
сейчас встретитесь. Попробуйте перевести их на
современный русский язык.
«С русского на русский» (Приложение
3)
5-6 классы – Устаревшие слова: ланиты, очеса,
уста, чело, душегрейка (щёки, глаза, губы, лоб,
шубка).
7-8 классы – Жаргонизмы: грабли, варежка, литра,
пара, скинуть, зелень, велик (руки, рот,
литература, оценка «2», скопировать диск, доллары,
велосипед).
9 классы – авторские слова: мокроступы,
мирооколица, себятник, самоподымальщик (галоши,
атмосфера, эгоист, лифт).
Игра со зрителями (Приложение
7)
5 сценка (Приложение 6)
Как называются слова той или иной местности? (Диалектные).
«Уральские сказы» (Приложение
4)
1 ведущий: Уважаемые игроки! Перед вами
отрывок из сказа Павла Петровича Бажова «Медной
горы Хозяйка». Внимательно прочитайте его.
Обратите внимание на особую манеру
повествования, характерную для произведений
Бажова. Попробуйте создать текст-подражание,
используя речевые обороты и средства
выразительности, часто употребляющиеся в
предложенном отрывке. Расскажите о том, как вы
пришли на нашу игру, как она для вас началась.
(Чтение ведущего текста П.П.Бажова).
Игра со зрителями (Приложение
7)
2 ведущий: (подражая говору сказов) Ох и
люблю я разговоры слушать, а ещё пуще сказки
люблю. Скоморохи, а не расскажете ли вы их нам?
6 сценка (Приложение
6)
Будет вам спорить. Мы прибыли в губернию
«Лингвистических сказок». Здесь-то уж точно
умеют сказки рассказывать, а мы их послушаем.
Губерния «Лингвистические сказки»
(домашнее задание)
Инсценируются сказки о русском языке (Приложение 5)
1 ведущий: Напутешествовались мы сегодня.
Встречали нас радушно. Но… в гостях хорошо, а
дома лучше. Пора нам, сестра, возвращаться в свои
княжества. А тех братьев и сестёр, которых мы
сегодня не успели посетить, навестим в следующий
раз.
Закрытие игры
Подводятся итоги игры. На стенде размещаются
плакаты и рисунки, нарисованные в ходе игры.
Проводится рефлексия: прикрепить лепесток на
доске, чтобы образовался цветок. Если игра
понравилась – оранжевый, не очень понравилась –
розовый.
2 ведущий: Вот и подошла к концу наша
встреча, но встреча с русским языком не
закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните
об этом.
1 ведущий: Сегодняшняя игра обнаружила и
победителей, и проигравших. Можно смело сказать:
в ней не было побеждённых, ибо победила, я думаю,
любовь к русскому языку, названному классиком
отечественной литературы Иваном Сергеевичем
Тургеневым великим, могучим и правдивым.
2 ведущий: Так давайте же будем дружить с
ним, изучать его непрестанно, и тогда мы станем
так же величественны и могучи, как его Величество
Русский язык! Спасибо! Удачи во всём и до новых
встреч!
Литература.
1. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург. –
Издательство «АРГО», 1996.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин Н.В. Русский язык 10-11
классы. Москва. – «ТИД «Русское слово РС», 2006.
3. Ильина Н.Д. Предметная неделя литературы в
школе. Ростов-на-Дону. – Издательство «Феликс»,
2008.
4. Касперская О.В. Система работы с
одарёнными детьми. Волгоград. – Издательство
«Учитель», 2010.
5. Савченкова Г.Ф. Рабочая тетрадь по
русскому языку 5, 6, 7, 8, 9 классы. Москва. –
Издательство «Экзамен», 2005.
6. www.1sept.ru.
Издательский дом «Первое сентября».
09. 02. 2018 г. Турнир знатоков русского языка (среди обучающихся 9 – 11 классов).
Районный семинар директоров в МБОУ «Холмечская СОШ»
«Занимательная грамматика».
Цели: Расширение кругозора обучающихся; развитие познавательных интересов обучающихся к предметам гуманитарного цикла; тренировка логического мышления; увеличение словарного запаса; развитие творческих способностей обучающихся; Развитие коммуникативных навыков.
Задача: повторить теоретические сведения по русскому языку; углубить знания по предмету; использовать возможности турнира для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ; использовать межпредметные связи с музыкой, литературой.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, карточки с заданиями для команд, карточки для игры со зрителями, слайд-шоу о жизни школы.
Ход мероприятия.
I.Вступление.
Ведущий:
Добрый день, многоуважаемые гости! Ведущий:
Мы рады видеть вас в Холмечской школе.
Ведущий:
Сегодня в рамках предметного месячника русского, иностранного языков и литературы и районного семинара директоров у нас проходит турнир знатоков русского языка. Давайте поприветствуем всех присутствующих аплодисментами и улыбками.
(Дети тянут руки и кричат: «Можно мы!»)
Ведущий:
– Ребята! Почему вы шумите? Что вы хотите?
Дети:
–
Мы выступать хотим?
Ведущий:
Выступать? А что же вы умеете?Дети:
Мы же звёзды! И мы можем всё! И танцевать, и рисовать, и даже петь.
Алексей Егорович, включите нашу любимую!Ведущий:
Ну, что ж, Алексей Егорович, раз звёзды просят, поддержим.Песня «Просто, мы маленькие звёзды»Ведущий:
Да, ребята, молодцы, вы, действительно, маленькие звёзды. Спасибо, занимайте свои места. А мы продолжаем. Ведущий:
А знаете ли вы, что такое турнир. – Правильно, это соревнование. Ведущий:
Ребята, а для чего проходят соревнования, турниры? (Цель)
Ведущий:
– Правильно, чтобы расширить кругозор, больше узнать о русском языке, научиться логически мыслить, увеличить словарный запас, показать свои знания, и, конечно, проявить свои творческие способности.
Ведущий:
А кто нам нужен для соревнований?
Ведущий:
– Нам нужны 2 команды и капитаны.
– Итак, приглашаем команды на сцену.
Ведущий:
И, конечно же, какой турнир без жюри.
Позвольте представить наше строгое, но справедливое жюри:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущий:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
(Выучи русский язык!)
Ведущий:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
(Выучи русский язык!)
Ведущий:
Итак, девиз нашей игры: Выучи русский язык! Ребята, добро пожаловать в страну
« Русского языка».
II. Конкурсы
1. Визитная карточка. Представление команд.
Ведущий:
А сейчас каждая команда представит себя. Этот конкурс оценивается по 5-балльной системе. Учитывается, насколько точно, дружно, выразительно, весело, задорно, с юмором представили себя команды, соответствие девиза, эмблемы названию команды. А кто же откроет наш турнир, решит жребий.
Команда – 1 «Роза». Команда – 2 «Валенки».
Название команды:
Наш девиз:
Наша эмблема:
Пожелание соперникам:
Пожелание болельщикам:
Пожелание жюри:
Ведущий:
2. «Разминка».
Каждой команде задаётся вопрос, правильный ответ 1 балл, если команда не отвечает на поставленный вопрос, отвечает 2 команда.
1. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам (Я-мы).
2. Какие 3 местоимения самые чистые (Вы-мы-ты).
3. Какое местоимение требует чистоты (Мой).
4. Какое местоимение можно считать и самым скромным, и самым хвастливым (Я).
5. Фамилия известного автора-составителя словаря? (В.И.Даль)
6. Раздел науки о языке, изучающей части речи? (Морфология)
7. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков?
(Заимствованные)
8. Каких звуков больше в русском языке? (Согласных)
9. Из чего состоят гласные звуки? (Из голоса)
10. Как называется разговор двух и более лиц? (Диалог)
11. Что мы слышим в начале урока? (Звук [у])
12. В каком слове пять о? (О-пять)
13. Что стоит посреди земли? (Звук [м])
14. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком)
15.
Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного?
(за-я-ц)
16. Превратите слово ЛЁН в цифру. (Ноль)
17. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые обороты речи? (Фразеология)
18. В каком слове 100 согласных п? (Сто-п …)
(Жюри подводит итоги 2-х конкурсов)
3. Конкурс
профессионалов (капитанов)
Ведущий: – Кто такой профессионал? (Тот, кто мастерски, отлично, умело, профессионально, на высоком уровне выполняет свою работу).
– Кто в командах настоящие профессионалы? (Капитаны)
Ведущий:
Внимание! Внимание!
Ждёт вас новое испытание.
Ох, и трудное предстоит вам задание!
Пассивных сейчас быть не должно –
Помните: «Один за всех, и все за одного!»
Ведущий: Конкурс капитанов состоит из 3 заданийЕсли капитан сам отвечает – 2 балла, если обращается за помощью к команде – 1 балл.
1 Задание. Отгадай загадку. Даётся по две загадки.
1. В текст слова чужие вставим
И в кавычки их поставим.
Все вы знаете, ребята,
Что в кавычках, то …?
(Цитата.)
2. Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей. Что это?
(Слоги).
3. Ключ большой, а МЕНЬШЕ – ключик.
ЯРЧЕ луч, чем тонкий лучик.
Торт ВКУСНЕЕ, чем конфета.
Осень ХОЛОДНЕЙ, чем лето.
Снег БЕЛЕЕ молока.
ВЫШЕ дома облака.
ЗЕЛЕНЕЙ травы зелёнка.
Киска ЧИЩЕ поросёнка.
Согласись, словечки эти
Сравнивают всё на свете!
Этим прилагательным
Очень мы признательны! Что это?
(Сравнительная степень прилагательного.)
4. Мы войдём в лесную чащу –
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.
Там ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи. Назовите её? (Причастие.)
2 Задание. «Закончите пословицу». Если капитан сам отвечает – 2 балла, если команда – 1 балл.
Ведущий: – А что такое пословица?
Зрители отвечают: – Пословица – краткое мудрое изречение, в котором народная мудрость проявляется ярче всего.
Ведущий:
– Верно. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. Ведь «Пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Каждому капитану даются карточки с пословицами, в них только начало пословицы, а вы должны верно закончить её.
– Лучше синица в руке, (… чем журавль в небе.).
– Маленькое дело лучше …(большого безделья).
– Семь раз отмерь, … (один – отрежь).
– Один в поле … (не воин).
– Кто не бережёт копейки,… (сам рубля не стоит).
– Повторение – … (мать учения)
– Как аукнется, … (так и откликнется).
– Друзья познаются … (в беде).
– Терпенье и труд … (все перетрут).
– Куй железо … (пока горячо).
– Не узнав горя,… (не узнаешь и радости).
– Красна птица перьем, … (а человек уменьем).
Ведущий:
Задание 3. «Театральный. Командир – актёр».
Кто, по мнению жюри, лучше изобразил, тому 2 балла, кто хуже – 1 балл.
Задание: Изобразить походку человека:
1 команда: – который только что получил пятёрку за ответ;
– у которого жмут ботинки;
2 команда: – у которого начался острый приступ радикулита;
– который только что получил двойку за ответ.
Ведущий: Следующий конкурс
4. Конкурс «Лексический бой». Кто быстрее?Ведущий:
– Что такое лексика? (Раздел науки о языке, который изучает значение, происхождение, употребление слов).
Задание: по лексическому значению определить слово. За каждый правильный ответ – 1 балл. Помните, что время на долгое раздумье нет, отвечать нужно быстро.
( команда, которая знает ответ, дает его. Кто не успел-увы…)
1. Яркое освещение зданий и улиц по случаю праздника. (Иллюминация)
2. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. (Майонез)
3. Лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. (Комплимент)
4. Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках. (Фейерверк)
5. Подарок на память: вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо, о чём-либо. (Сувенир)6. Полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое количество человек. (Сервиз)7. Короткая застольная речь, здравица в честь кого-либо. (Тост)
8. Годовщина деятельности лица или учреждения; празднование по этому случаю. (Юбилей)
9. Человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Ровесник)
10. Рыжеватые пятнышки на коже. (Веснушки)
11. Неожиданный подарок. (Сюрприз)
12. Рукоплескания в знак одобрения, приветствия. (Аплодисменты)
Ведущий: А сейчас, пока жюри подводит итоги конкурса, для вас сюрприз, к нам на турнир пожаловал рыцарь.
Царьков Н. Читает стихотворение Э. Асадова
«Россия начиналась не с меча»Ведущий: жюри, подведите итоги конкурса. (Жюри подводит итоги 2-х конкурсов)
Ведущий: 5. Конкурс. «Говорим правильно».
Ведущий:
– Ребята, как называется раздел науки о языке, который изучает правила произношения слов? (Орфоэпия.)
Ведущий:
Следующий конкурс называется «Говорим правильно». Каждая команда получает карточку со словами, в которых нужно поставить ударение. Вам даётся 2 минуты, чтобы вы правильно поставили ударение. После того как время выйдет, вы отдаёте карточку жюри. Члены жюри подсчитают количество верных ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Алфавит, асимметрия, баловать, банты, газопровод, гражданство, жалюзи, закупорить, договор, завидно, звонишь, афера, издали, камбала, квартал, кухонный, ломота, щавель, форзац, черпать.
2. Красивее, августовский, начал, облегчить, пуловер, премировать, ржаветь, свёкла, столяр, танцовщица, туфля, углубить, ходатайствовать, торты, экспертный, языковая (колбаса), коклюш, цепочка, мельком, оптовый.
(Жюри подводит итоги 2-х конкурсов)
1. Алфавит, асимметрия, баловать, банты, газопровод, гражданство, жалюзи, закупорить, договор, завидно, звонишь, афера, издали, камбала, квартал, кухонный, ломота, щавель, форзац, черпать.
2 Красивее, августовский, начал, облегчить, пуловер, премировать, ржаветь, свёкла, столяр, танцовщица, туфля, углубить, ходатайствовать, торты, экспертный, языковая (колбаса), коклюш, цепочка, мельком, оптовый.
Ведущий:
– Молодцы! Справились с этим заданием.6. Конкурс «Грамматический».
Учитель:
– Каждая команда получает листок с существительными, пока играет музыка, вы должны выполнить задание на карточке. 1 балл за каждый правильный ответ.
Задание 1.
Определить род следующих существительных:
рояль такси
кофе забияка
помидор Тбилиси
какао шампунь
тюль кольраби
оттепель авеню.
Задание 2.
Поставить в родительном падеже множественного числа существительные:
яблоки
помидоры
татары
грузины
носки
чулки
погоны
брелоки
мандарины
валенки
сапоги
макароны.
Проверка
Задание 1.
Определить род следующих существительных: рояль (м.р), кофе (м.р.), помидор (м.р.), какао (ср.р), тюль (м.р.), оттепель (ж.р.), такси (ср.р), забияка (м. и ж.р. общий), Тбилиси (м.р), шампунь (м.р), кольраби (ж.р), авеню (ж.р).
Задание 2. Поставить в родительном падеже множественного числа существительные: яблоки – яблок, помидоры – помидоров, татары-татар, грузины-грузин, носки-носков, чулки-чулок, погоны-погон, брелоки-брелоков, мандарины-мандаринов, валенки-валенок, сапоги-сапог, макароны-макарон.
Ведущий:
– Пока команды выполняют своё задание, мы предлагаем зрителям вспомнить самые яркие моменты нашей школьной жизни:
Слайд-шоу «Наша школьная жизнь» (о внеклассной и внеурочной работе на уроках русского языка и литературы)
Задание 1. (резерв)
Вам необходимо составить из всех букв, входящих в слова название блюд.
1.крот+каша картошка
Бобр +редут бутерброд
2. Суд +тень студень
Тоска + пар +шов простокваша.
Ведущий: Молодцы, болельщики! А сейчас проверим, как справились с 6 конкурсом команды.
(Жюри подводит итоги конкурсов)
Ведущий:
– А мы продолжаем наш праздник. И переходим к следующему конкурсу.
7. Музыкальный батл.
Команда «Розы» исполняют песню «Валенки, прячет моя маменька».
Команда «Валенки» – песню «Что ж ты, роза…»
8 конкурс «Чёрный ящик».
Внимание! Внесите «Чёрный ящик».
В ящике: яблоко, хлеб, игла, соль.
Ведущий:
– Каждой команде я читаю по одной подсказке, в которой объясняется лексическое значение слов, находящихся в черном ящике. Должны отгадать, о чём идёт речь, и назвать фразеологизм с этим словом. (1 балл за правильный ответ).
– Что изучает фразеология? (устойчивые обороты речи)
1команда.
Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть.
2 команда.
Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью.
1 команда.
Глупый человек будет искать её в скошенной траве или в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть.
2 команда.
Давным – давно она была на вес золота. Она была только у богатых людей.
(Жюри подводит итоги конкурсов)
Ведущий: – А теперь,
9конкурс на определение значений фразеологизмов «10 фразеологизмов». Задание на время: за 30 секунд вы должны дать максимальное количество правильных ответов, за каждый правильный ответ 1-балл. Итак, я читаю фразеологизм, вы говорите, что он обозначает.1. Команда
1) яблоку негде упасть – очень тесно
2) вывести на чистую воду – разоблачить
3) делать из мухи слона – сильно преувеличивать
4) за тридевять земель – очень далеко
5) зарубить на носу – запомнить надолго, крепко
6) засучив рукава – старательно, усердно
7) иметь голову на плечах – здраво мыслить
8) в двух словах – коротко сказать
9) в двух шагах – очень близко
10) одного поля ягода – одинаковые
2. Команда
1) водить за нос – обманывать
2) бить баклуши – бездельничать
3) сломя голову – очень быстро
4) себе на уме – хитрый, скрытный
5) клевать носом – засыпать на ходу
6) как рыба в воде – хорошо
7) семь пятниц на неделе – часто менять планы
8) оказаться между двух огней – опасность с обеих сторон
9) в три ручья – обильно
10) стричь всех под одну гребенку – одинаково.
Ведущий: 10 конкурс – творческий. «Пантомима с озвучкой». Каждая команда показывает пантомиму.
Задание: Я читаю небольшой рассказ, а команде нужно его изобразить и озвучить. Сначала – рассказ для первой команды, потом – для второй. Для этого вы должны взять себе роль. Жюри оценивает точность и артистичность, юмор. 5 баллов – высший балл.
Жеребьёвка для команд: вытаскивают карточку с рассказом и распределяют роли.
1 карточка
: Ветер, петух, собака, куры, шаги, солнце, ночь.
2 карточка: Доктор Айболит, свинья, часы, кукушка, попугай, солнце, утро.
- Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Завывает ветер. Прокукарекал петух. Тут же залаяли дворовые собаки. Им в ответ лениво закудахтали куры в курятнике. Послышался звук шагов. Из-за горизонта появилось солнце.
- Раннее утро. Доктор Айболит сидит в комнате. Ласково похрюкивая, в комнате появляется свинья. Айболит нежно почесывает ей брюхо. Свинья повизгивает от удовольствия. Тикают часы. Попугай Карудо выпрашивает сахар. Восходит солнце.
Ведущий:
– Спасибо командам за игру, а болельщикам за поддержку. А мы продолжаем. 11 Конкурс – это ваше домашнее задание.
2 балла за каждую скульптуру и 3 балла за стихотворение.
Игра со зрителями (Резерв)
Пока команды готовятся к следующему конкурсу, проведём игру со зрителями «Знаешь ли ты?»
Ведущий: – Угадайте слово по шутливой характеристике.
1. Не цветы, а вянут, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любознательные. Это … (уши).
2. Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).
3. Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на него бросают деньги и слова. Это … (ветер).
4. Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки. (Нос).
5. Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. (Язык).
6. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман. (Слово).
Домашнее задание.
1. «Скульптура».
Учитель: Командам нужно было изобразить скульптуру, воплотив в неё афоризмы (крылатые выражения). Каждой команде дано по два афоризма или фразеологизма:
1 команде
– Отмывать деньги.
– Держать на коротком поводке.
2 команде
– Счастливые часов не наблюдают.
– Выносить мозг.
2. «Стихотворение» (сочинить четверостишие о русском языке).
Ведущий:
Закончен наш турнир,
Пришла пора нам подвести итоги.
Ведущий:
Все баллы подсчитать.
И лидеров назвать.
(Жюри подводит итоги конкурсов, награждение команд)
Учитель (заключительное слово):
(Н. Белко «Русский язык».)
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот по-русски говорю
Уж сорок с лишним лет лет.
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш турнир, что пожелать вам, друзья? Мира, добра, любви, перечислять пожелания можно бесконечно, но все их можно передать одной песней…
Финальная песня «Пожелание»
Протокол турнира по русскому языку
Команда |
Команда |
1 Конкурс Оценивание – 5 баллов (т.е. по 1 баллу за каждый критерий) |
|
Представление и девиз: |
Представление и девиз: |
2 Конкурс Оценивание – 1 балл за каждый правильный ответ, если не отвечает одна команда, отвечает другая |
|
3 Конкурс Оценивание – 2 балла за каждый правильный ответ, если отвечает сам капитан, 1 балл, если помогает команда |
|
1. Задание_______ |
1. Задание______ |
4 Конкурс |
|
5 Конкурс |
|
6 Конкурс |
|
1. Задание 2. Задание |
1. Задание 2. Задание |
7 Конкурс |
|
8 Конкурс |
|
9 Конкурс |
|
10 Конкурс |
|
Точность передачи |
Точность передачи |
11 Конкурс |
|
1. Скульптура 2. Стихотворение |
1. Скульптура 2. Стихотворение |
Общий счёт |
|
Председатель жюри _______________
Члены жюри___________________________________________________________
Конкурс знатоков русского языка
«Люби и знай русский язык».
Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;
развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;
воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, толерантного отношения, умения работать в команде.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, чистые листы.
Ход конкурса.
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.
Ведущий:
Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.
Сегодня отправляются в путешествие команды. Давайте познакомимся с нашими командами.
Представление команд.
У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. В этой игре проявляются все лучшие качества наших участников:
– юмор;
– способность оценить шутку другого;
– товарищество.
Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри.
Представление жюри.
Вам предстоит поучаствовать в нескольких конкурсах. За каждый конкурс командам будут начисляться баллы, в конце жюри подсчитает количество баллов, и мы узнаем, какая команда выиграет.
КОНКУРС «Разминка». ( вопросы задаются командам по очереди)
Слова с противоположным значением. (АНТОНИМЫ)
Слова, имеющие одно лексическое значение. (СИНОНИМЫ)
Что изучает фонетика? (ЗВУКИ)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
Сколько согласных букв в русском алфавите? (21)
Раздел языкознания, изучающий написание слов по правилу. (ОРФОГРАФИЯ)
Слова, имеющие несколько лексических значений. (МНОГОЗНАЧНЫЕ)
Назовите одним словом (спросить кто первый)
– Храбрый человек – храбрец. – Болтливый человек – болтун. – Ленивый человек – лентяй. – Мудрый человек – мудрец. – Богатый человек – богач. – Весёлый человек – весельчак.
2.КОНКУРС «Число семь». (вопросы задаются командам по очереди)
Седьмая буква алфавита (Ё)
Назовите семь цветов радуги. (К, О, Ж, З, Г, С, Ф)
Седьмая буква в слове электрификация (И)
Седьмая нота октавы (СИ)
Седьмой месяц года? (ИЮЛЬ)
Семь героев русской народной сказки “Репка”? (Репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
Имена 7 гномов в сказке “Белоснежка и семь гномов”? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
Единица исчисления времени, равная 7 дням? (НЕДЕЛЯ)
3.КОНКУРС «Орфоэпическая дуэль».
Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:
– Предоставляю Вам право выбора оружия.
– Превосходно, – ответил Пруст, – предпочитаю орфографию. Вы убиты!
Мы тоже вызываем вас на дуэль, только дуэль орфоэпическую.
Задание: Расставьте ударения в словах
Свекла Торты
Досуг Звонит
Щавель Красивее
4.КОНКУРС «Орфографическая дуэль».
Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:
– Шесть порций орфографических ошибок.
– Этого подать не можем, не держим, – ответил официант. – Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, – сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню.
Задание: Вставьте пропущенные буквы.
1.Бул..он кур..ный. Бульон куриный
2. К..тлеты св..ные. Котлеты свиные
3. П..льмени . Пельмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе. Шампиньоны в масляном соусе
5. К..мпот груш..вый. Компот грушевый
6. К..сель клюкв..ый . Кисель клюквенный
7. П..рожное б..сквитное. Пирожное бисквитное
8. Пиро..ки с печ..нкой . Пирожки с печёнкой
5.КОНКУРС «Фразеология».
А)
его вешают, приходя в уныние (1 попытка – 3 балла);
его задирают, зазнаваясь(2 попытка – 2 балла);
его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело(3 попытка – 1 балл).
Отгадка: нос
Б)
его советуют искать в поле (1 попытка – 3 балла);
он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (2 попытка – 2 балла);
на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка – 1 балл).
Отгадка: ветер
В)
не цветы, а вянут;
не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные;
орган, на который вешают лапшу.
Отгадка: уши
Г)
За него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться;
Его проглатывают;
Его заставляют держать за зубами.
Отгадка: язык
6.КОНКУРС «Устаревшие слова».
Недаром Даль отмечал, что язык – явление живое. Это на самом деле развивающийся организм.
Задание: подберите к устаревшим словам современные значения.
Око глаз
Чело лоб
Чрево живот
Перст палец
Ланиты щеки
Уста губы
Рыло нос
7. КОНКУРС «Старое – новое».
Л.В. Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие, же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.
Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д.
Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (ДВОРНИК)
Раньше – купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (ГОСТЬ)
Раньше – человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас – тот, кто живет на чужие средства (НАХЛЕБНИК)
Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (ПОДПИСЧИК)
КОНКУРС «Иноязычные слова».
Сокровища родного слова, –
Заметят важные умы, –
Для лепетания чужого
Пренебрегли безумно мы.
Мы любим фраз чужих игрушки,
Чужих наречий погремушки,
И не читаем книг своих.
Так писал А.С. Пушкин. Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С. Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.
Задание: первое слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении и подобрать второе слово.
Мыльня баня
Представщик актер
Позорище зрелище
Топталище тротуар
Лечезнание медицина
Ветродуй вентилятор
9. КОНКУРС «Волшебный круг».
Задание: сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ можно прочитать в этом круге? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)
Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я
(ярмо, мост, стол, толь, кот, котик, кусок, сок, сокол, кол, колос, лось, колосья)
Заключительная часть. «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ»
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
И в турнире отличился?
Попросим жюри огласить результаты.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
–Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!
Турнир знатоков русского языка
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки групповой работы. Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды для сопровождения занятия.
Ход мероприятия
Ученик 1.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 2.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слов
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик3
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Учитель: Сегодня у нас в гостях – его величество русский язык.
И мы проводим турнир знатоков русского языка.
– А что такое турнир? (ответы детей)
Турнир. – спортивное соревнование , а у нас будет с вами словесный турнир между командами
В нашем турнире примут участие две команды:
1 команда «Приставки»
Наш девиз: Приставки всегда молодцы,
Приставки всегда впереди!
2 команда «Предлоги»
Наш девиз: Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет- не пищи!
-А теперь ребята, представление нашего уважаемого жюри.(представление жюри)
– Уважаемое жюри каждая команда желает вас поприветствовать.
Приветствие жюри командами:
1 команда «Приставки»
Мы жюри подарим мыло,
Чтоб нас строго не журило.
Мы жюри подарим смех,
Чтобы было всем потех.
2 команда «Предлоги»
Вы жюри, нас не журите,
Справедливее судите!
Чтобы счёт не потерять,
Вот вам счёты, чтоб считать.
Разминка.
-Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.
Нога – …(ноги)
Рука – …(руки)
Дуга – … (дуги)
Мука – … (сущ. мука не имеет множественного числа)
Ведро – … (ведра)
Бедро – …(бедра)
Метро – …(сущ. метро не имеет множественного числа)
День – …(дни)
Пень – …(пни)
Лень – …(сущ. лень не имеет множественного числа)
Цыпленок -…(цыплята)
Козленок – …(козлята)
Бочонок – … (бочонки)
– Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы.
1 Конкурс <Угадай слова> (Слайд)
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня – ну и ну!
Все они сбежали.
1.Бклжн, баклажан
2.вринт, вариант
3.гдюк, гадюка
4.днтист, дантист
5.кдр,кадр
6.кнв, канава
7.схр,сахар
8. мтерик, материк
2. Конкурс <Пословицы и поговорки> (слайд)
Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.
Задание по очереди для каждой команды. Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их.
1 команде:
1. В гостях хорошо, …(а дома лучше)
2. Один- за всех …(все- за одного)
3. Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)
4. Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)
5. Скучен день до вечера …(коли делать нечего)
6. Терпение и труд …(все перетрут)
7. Семь раз отмерь …(один отрежь)
8. Ветер рушит горы ,а слово….(дружбу)
2 команде:
1. Любишь кататься …….(люби и саночки возить)
2. Век живи ……(век учись)
3. Ты ему слово, а……(он тебе два)
4. Язык мой – (враг мой)
5. Слово – серебро, а …..(молчание – золото)
6. Делу время – ……(потехе час)
7. Хочешь есть калачи – ……(не сиди на печи)
8. Поспешишь – …..(людей насмешишь)
3. конкурс. “Путешествие в страну Фразеологию”
От пословиц и поговорок переходим к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Еще великий М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания предлагая включать их в словари.
Продолжите, вставив названия животных.
Голоден как… (волк)
Хитер как… (лиса)
Труслив как… (заяц)
Здоров как… (бык)
Изворотлив как… (уж)
Надут как… (индюк)
Нем как… (рыба)
Грязен как… (свинья)
Упрям как… (осел)
Болтлив как… (сорока)
Колюч как… (еж)
4. Конкурс <Части речи>
Задание командам (на карточке)
-Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.
Посадила мама в печьсущ. пироги печьгл..
Снежное покрывалосущ. покрывалогл. все поле.
Ведро дало течьсущ. и вода стала течьгл.
Игра со зрителями «Назови пару».
К существительным мужского рода ученики по очереди называют существительные женского рода..
Козел- коза
Бобер- бобриха
Медведь- медведица
Осел- ослица
Оса- оса
Стрекоза- стрекоза
Ворон- ворона
Волк- волчица
Курица- петух
Баран- овца
Муха- муха
Обезьяна- обезьяна
Слон- слониха
Кот- кошка
Корова-бык
5. Конкурс <Переставьте буквы> (Слайд)
Нужно образовать новые слова, переставляя буквы.
1. ЛОЖКА (жало)
2. ВОБЛА (обвал)
3. ПИОН (пони)
4. ЧИСЛА (силач)
5. КОНУС (сукно)
6. ТОВАР (отвар)
7. УКОЛ (урок)
8. ОБРАЗ (забор)
6. НАБОРЩИК
Задача Учащихся «набрать», то есть составить из имеющихся букв наибольшее количество слов.
АКТИВНОСТЬ – Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности,мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
актив, акт, кисть, кость, кит, кот, кон, конь, ткань, тина, тон, ток, тост, ива, воск, воин, винт, нос, носки, нива, нота, сват, скот, так, …. (23).
А в это время пока команда работает над набором слов , капитаны поработают самостоятельно от своей команды
7. Конкурс для капитанов.«Найдите лишнее слово».
Дождь, снег, град, луна.
Земля, серая, желтая, зеленая.
Увидеть, покрасить, краска, добежать.
Белый, белизна, белеет, белка.
Игра со зрителями.Крылатые выражения
Учитель: В народе говорят: <Хорошую речь хорошо и слушать>. Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Например: Работать, засучив рукава (хорошо)
1. Мчаться на всех парах (стремительно)
2. Орать во все горло (громко)
3. Спать мертвым сном (крепко)
4. Работать, не покладая рук (усердно)
5. Сделать на скорую руку (наспех)
6. Вылететь из головы (забыть)
7. Без году неделя (недавно)
8. Втирать очки (обманывать)
1. Обвести вокруг пальца (обманывать)
2.Поставить на ноги (вылечить)
3. Вешать нос (огорчаться)
4. Зарубить на носу (запомнить)
5. Рукой подать (близко)
6. В час по чайной ложке (медленно)
7. Морочить голову (обманывать)
8. Прикусить язык (замолчать)
8.Конкурс «Рассказ на одну букву».
Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
Пример : Росла рядышком роза. Розовая роза редкая.
1 команда-п
2 команда-м
Игра со зрителями.
Конкурс <Вопрос – ответ>
1. У кого глаза велики? (у страха )
2. Чем горю не поможешь? (слезами)
3. Кого по осени считают? (цыплят)
4. Чем соловья не кормят?(баснями)
5. В какие сани не следует садиться? (не в свои)
6. Что надо беречь смолоду? (честь)
7. Без чего не вынешь рыбку из пруда? (без труда)
8. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (волка)
9.Кто должен на горе свиснуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)
Подведение итогов. Награждение команд
Ученик. Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова)
– Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль. На этом наш турнир подходит концу всем большое спасибо за внимание.
Просмотр содержимого документа
«турнир по руссому языку»