Как составить конкурсную программу

Gdsgdsgdm.jpg

1. Программа (греч. programma – объявление, предписание) – 1) план деятельности; 2) изложение основных целей и задач; 3) последовательное описание операций для компьютера; 4) краткое систематическое изложение содержания обучения; 5) перечень радио- и телепередач; 6) порядок концертных, цирковых номеров, выступлений.

Конкурс (лат. concursus – стечение, столкновение) – соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа его участников.

Конкурсная программа – здесь: форма досугового мероприятия, основанная на последовательности конкурсов. (Этим термином называют и программу какого-либо конкурса: «Конкурсная программа Каннского кинофестиваля».)

В числе досуговых мероприятий наряду с конкурсной можно выделить, в частности, концертную, танцевальную, экскурсионную, шоу-программу и их комбинации. Объединяющий признак – многоэлементность.

Отличительная черта конкурсной программы как формы организации досуга (в отличие от просто конкурса) – смещение целей. Ее главной целью является не столько выявление победителей, как в конкурсе, сколько с помощью соревнования – развлечение, развитие, рекреация, удовлетворение других потребностей участников и зрителей. Таким образом, наибольшую ценность представляет не результат, а процесс.

2. Конкурсные программы различаются:

  • по типу подвергаемых испытаниям способностям человека – интеллектуальные, творческие (в том числе танцевальные, музыкальные и т.п.), спортивные, психологические (например, «Интуиция»), а также комбинированные;
  • по жанру – комические, драматические, мелодрамы, триллеры и т.п.;
  • по наличию темы – тематические и нетематические;

нетематическими являются, в частности, многие интеллектуальные КП («Своя игра»),

  • по наличию театрализации – театрализованные и нет;

театрализация подразумевает наличие сюжетных связок конкурсами, которые отыгрывают актеры, изображающие персонажей;

  • по месту проведения – сценические, на открытой площадке и т.п.;
  • по составу участников – командные, индивидуальные и индивидуально-командные;

индивидуально-командные – основанные на сочетании индивидуальных и командных конкурсов;

  • по ведущему виду деятельности – игровые, познавательные, развлекательные и т.п.;
  • по форме проведения – зальные, игры по станциям;
  • по форме организации – разовые и цикловые.

Упражнение 1. Определить, к каким категориям относится конкурсная программа «Интуиция» (ТНТ).

Отступление 1. О копировании готовых конкурсных программ, особенно телевизионных, – плюсы и минусы.

3. Алгоритм составления конкурсной программы

  1. Придумайте тему вашей игры или конкурсной программы: кому или чему она будет посвящена?
  2. Придумайте сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы:
    • зарабатывание максимального количества очков, например, условных денег в экономической игре;
    • путешествие с приключениями;
    • формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной группы, экипажа для полета в космос и т.д.);
    • ведение следствия или раскрытие тайны;
    • спасение попавших в беду;
    • другое.
  3. Решите, кто будет участником вашей игры:
    • команды;
    • отдельные игроки;
    • команды, но на каждом этапе действует не вся команда, а только один-два игрока.
  4. Определитесь, как будут выявляться победители:
    • по количеству заработанных очков;
    • по чистому времени (прохождения дистанции, например);
    • и по очкам, и по времени;
    • победителей не будет: главное – участие.
  5. Определитесь, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы:
    • игра в зале;
    • игра с передвижением по «станциям»;
    • длительная ролевая игра, моделирующая действительность.
  6. Определитесь, каким будет принцип набора участников:
    • команды формируются заранее;
    • команды формируются или участники отбираются непосредственно в процессе игры:
    • случайно (например, при входе все получают билетики разного цвета; обладатели билетов одного цвета становятся командой);
    • с помощью отборочных конкурсов или контрольных вопросов в начале игры;
    • все присутствующие участвуют в многоуровневых конкурсах (каждый конкурс состоит, например, из трех частей: в первой части отбираются до десяти претендентов (например, по внешним признакам), во второй в результате проведенного между ними мини-конкурса остаются трое, в третьей из троих отбирается один, который получает приз или выходит в финал всей конкурсной программы);
    • участвуют все поголовно (если игра ролевая)
  7. Определитесь, кто будет выявлять победителей в конкурсах:
    • жюри (в этом случае надо продумать критерии оценки действий участников);
    • победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий (в этом случае нужны технические работники, которые будут следить за временем и считать очки);
    • победителя определит случай (лотерея);
    • другое.
  8. Составьте последовательность конкурсов.
  9. Определитесь, надо ли готовить участникам какое-то домашнее задание.
  10. Составьте правила игры и продумайте, как вы ознакомите с ними жюри и участников:
    • заранее;
    • в начале игры.
  11. Разработайте сюжетную линию в соответствии с темой. Составьте сценарий или сценарный план. Учтите законы композиции.
  12. Составьте список необходимого реквизита.
  13. Определитесь, кто и как будет вести игру.
  14. Определите, как и чем следует поощрить победителей игры.
  15. Продумайте приемы активизации.
  16. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например, «музыкальные паузы».
  17. Спроектируйте зрелищность мероприятия, использование выразительных средств.

Отступление 2. О материальном поощрении победителей конкурсной программы: за и против.

Как написать сценарий

Мы не специалисты, но хотим вам дать пару советов по тому, как написать сценарий мероприятия в лагере!

В общих чертах все сценарии одинаковы. Самое главное — выбрать правильный сюжет.

Предложенная схема в общем виде подходит к написанию любых сценариев

1. Идея. Вы должны четко понимать, о чем будет ваш сценарий. Фантазия автора не ограничена, но нужно привязаться к смене, определенной теме дня или тематики мероприятия (например, Минуту славы могут вести инопланетяне, но все же они будут уместнее в космической теме). Подбирайте тему совместно с напарником, коллегами и детьми, чем больше вариантов, тем интереснее тема.

2. Выбор «формы». Ответьте себе на вопрос: «Каким будет мой праздник?» Это концерт или игровая программа, посиделки за столом или активный флэш-моб, конкурс или спортивное соревнование, просмотр кино, вылазка на природу, формат теле-шоу, перенесенный в аудиторию – это все возможные формы, в которых можно создавать что-то свое.

3. Максимально краткое изложение идеи. Сформулированное в одном-двух предложениях описание сценария, поможет в дальнейшем наполнить его необычными поворотами, исходя из предложенных «номеров» от отряда. Он должен содержать описание героев, их действий и некоего результата.

Например: Маша и Саша каждый год с родителями ездят на море, но в этот раз они решают, что лучше поедут в лагерь. В автобусе они знакомятся с Никитой. Что же ждет ребят в лагере?

4. Выберите историю или доработайте свою идею, до готовой, на основе которой будет ваш сценарий. Адаптируйте его для постановки на сцене. Сначала очертите основной круг действующих лиц. Это могут быть не обязательно все герои рассказа, кого-то вы можете убрать, кого-то оставить, в зависимости от задачи. Затем составьте небольшой сценарный план, оформите текст в виде пьесы, из него должно быть понятно, кто и что делает в определенный момент времени. Что говорит каждый из персонажей.

Например: «ДЕД МОРОЗ: Ну что же, пора и нам отправляться на Новогодний бал в лес!

5. Подберите актеров для исполнения ролей. Для этого пригласите всех детей, желающих участвовать в постановке, раздайте каждому по отрывку из подготовленного вами сценария и попросите прочесть. Тот, кто на ваш взгляд лучше справится с этим заданием – получит роль.

6. Все вместе придумайте костюмы для каждого из персонажей, декорации, которые понадобятся для сценки и начинайте репетиции.

Совет. Подготовьте для себя 2-3 игры с залом, которые не включены с общий ход праздника, и используйте их при возникновении форс-мажорных ситуаций (не успели подготовиться, барахлит аппаратура).

Совет. Более массовые, эффектные выступления, розыгрыши призов, награждение грамотами приберегите на финал. Не забывайте раскрывать и поддерживать свой сюжет на протяжении всего сценария. Учитывайте время на переодевание участников, если они задействованы в нескольких номерах.

Существует такая разновидность сценария, как сценарный план. Это сокращенный вид, без слов ведущих – только перечень номеров. Он хорошо подойдет для звукооператора, чтобы тот не отвлекался, вчитываясь в текст, но видел, что за чем идет. Удобно вывесить такой план в помещении с артистами, которые смогут сами следить за ходом торжества.

Этап
урока,

№ слайда

Время,
мин

Цель

Содержание
учебного материала

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся и родителей

I.Организационный момент

3

Цель: Проверка готовности присутствующих, их настроя на работу

Просмотр видеоролика «Взрослые и дети!» (2мин.)

Добрый день, уважаемые гости, родители  и  ребята!

Я предлагаю принять соглашение, которое будет помогать нам
сегодня на нашем мероприятии.

     Итак, если вы со мной согласны прошу сделать три хлопка. Мы
работать будем:

•          Дружно; (три хлопка)

•          Активно; (три хлопка)

•          Творчески; (три хлопка)

•          Интересно (три хлопка)

Проверяет готовность присутствующих  к мероприятию.

Создает эмоциональный  настрой на работу

Располагаются по местам, просматривают видеоролик. Проверяют
свою готовность к мероприятию.

II.Мотивационный момент

Слайд№1

1

Цель: мотивировать учащихся к
совместной деятельности.

     Мы приветствуем вас  под крышей нашего школьного  дома, где
собрались сегодня:

Мы рады видеть вас на семейном празднике под названием
«Неразлучные друзья – взрослые и дети!»

Хочется, чтобы это мероприятие помогло сплотить родителей и
детей в еще более единый, дружный коллектив – семью!

Нас ждет много шуток, улыбки и звонкий смех.

Желаю всем хорошего настроения и успехов.

Мотивация учащихся к совместной деятельности

ВСЕ(читают хором с доски ):

 “ Неразлучные   друзья  –
 взрослые   и   дети !”

Цель: побуждение к работе с
информацией, стимулирование интереса к теме.

Посмотрите-ка, у нас

Здесь собрался целый класс

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли,

Захотели пообщаться

Пошутить и посмеяться.

Мы не случайно назвали сегодняшнюю встречу «Взрослые и дети»,
потому что взрослые и дети любят друг друга, а если бы – не было детей, то не
было бы и взрослых.

Итак, уважаемые взрослые и дорогие дети! Мы начинаем семейную
конкурсно – игровую программу.

Весь наш праздник построен на конкурсах, в которых будут
принимать семейные команды, состоящие из детей и их родителей.

Поприветствуем первый игровой столик – семью (называет фамилию
семьи),

второй игровой столик – семью (называет фамилию семьи), третий
игровой столик – семью (называет фамилию семьи), четвертый игровой столик –
семью (называет фамилию семьи).

– А поскольку у нас сегодня  конкурс,
нам не обойтись без жюри (представляет членов жюри: взрослых и детей).

Также в зале присутствуют болельщики. Поприветствуем их бурными
аплодисментами.

Итак, самое время начинать нашу конкурсную программу.

Всем желаем побед! Ну, а победителей, как принято, ждут призы.

Обеспечивает положительную эмоциональную реакцию

Называет фамилию семей находящихся за игровыми столиками

Называет гостей и представляет членов жюри: взрослых и детей

Обращает внимание на присутствующих болельщиков

Слушают социального педагога.

Команды
поднимаются, болельщики аплодируют и поддерживают свои команды

Приветствуют их бурными аплодисментами.

3

III.

Основная часть

Слайд №2

15

Цель: установление
коммуникативного взаимодействия, атмосферы доверия и сотрудничества.

Конкурс:  1. «Давайте познакомимся».

(Домашнее задание, визитная карточка семьи)

Объявляет название первого конкурса

Рассказывают о своей семье и её традициях, об увлечениях
членов семьи,   используя фотографии, танец, исполнение песни,
стихов,  приготовленных видеороликов о своей семье

Слайд №3

5

Цель: обогащение словаря,
формирование представлений о многообразии семейных отношений.

2.Конкурс:  «Жемчужины народной мудрости».

Он посвящен народным пословицам и поговоркам. Мы их часто
слышим. С их помощью передаём свои чувства, переживания и мысли. От этого
наше общение становится богаче, а мы сами – умнее, через поговорки постигаешь
опыт и мудрость поколений…

Посмотрим, какие пословицы вы знаете о семье.

Проверим, как справились наши семьи. Просим команды по очереди
зачитать получившиеся пословицы:

– Не родись красивой, а родись  (счастливой).
– У семи нянек дитя  (без глаза).
– Милые бранятся только  (тешатся).

– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Дом вести … (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).

Объявляет название второго  конкурса

Раздает карточки с текстом. Задание командам – собрать
пословицы, имея их начало и концовку (за 1 минуту). (Пока команды работают –
звучит музыка).

Работа с
текстом, обсуждают получившиеся варианты. Представляют их на суд жюри.

Слайд №4

5

Цель: развитие широких познавательных
интересов и мотивов, любознательности.

3.Третье испытание  «ЗНАЮ ЛИ Я…».

Совпадут ли ваши ответы? Мы узнаем, какая мама лучше знает
своего ребенка.

Вопросы первой паре:

– Какой у вашего ребенка любимый  цвет?

– Как зовут друга (подругу) вашего ребенка?

– Какой у вашего ребенка, любимый праздник?

Вопросы второй паре:

– Какой школьный предмет ваш ребенок любит больше других?

– Какую книгу читает ваш ребенок в данное время?

– Какие конфеты предпочитает ваш ребенок?

Вопросы третьей паре:

– Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок?

– Какой у вашего ребенка любимый мультфильм?

– Какая у вашего ребенка отметка по физкультуре?

Вопросы четвертой паре:

– Любимое блюдо вашего ребенка?

– Любимое время года вашего ребенка?

– Кем мечтает стать ваш ребенок, когда вырастет?

(Жюри подводит итоги конкурса).

Объявляет название третьего  конкурса.

Поочередно задает вопросы родителям и детям.

От каждой команды приглашает пару: маму и ребенка, они
одновременно записывают ответы на вопросы
.

Отвечают поочередно.

Слайд №5

5

Цель: умение организовать
совместную работу для достижения цели.

4. Конкурс:  «Один в поле не воин».

Командам предстоит на время перебрать смешанную крупу, разобрать
её по разным тарелочкам, побеждает та команда, которая быстрее всех и
качественнее справится с заданием.

Объявляет название четвертого  конкурса.

Раздает смешанную крупу. Контролирует процесс разделение крупы.

Сортируют перемещенную крупу по разным емкостям.

Слайд №6

4

Цель: воспитание  радости
общения и взаимопонимания между детьми и родителями.

5.Конкурс: ««Угадай родные руки»

Мамы с завязанными глазами на ощупь должны угадать руки своего
ребенка.

Объявляет название пятого  конкурса.

Дети выстраиваются в одну линию, мамы поочередно заходят в
кабинет и с завязанными глазами  и на ощупь угадывают руки своего ребенка.
           

Слайд №7

Цель: воспитание  радости
общения и взаимопонимания между детьми и родителями.

Народная пословица гласит: «Красна изба не углами, а
пирогами.”

У каждой семьи  есть любимое блюдо, которое получается лучше
всего. Это может быть плов или десерт, а может быть даже яичница, но такая
которую, ни у кого нельзя попробовать.
По этому поводу объявляю новый конкурс «Пальчики оближешь»”.

(Жюри подводит итоги конкурса).

Объявляет название шестого  конкурса.

К мероприятию приготовлены  любимые семейные блюда, предлагается
оценить и попробовать в ходе чаепития.

Слово предоставляется мамам, которые рассказывают о любимых
блюдах членов семьи.

 IV.

Заключительная часть

Подведение итогов. Рефлексия

4

Цель: соотнесение поставленных
задач с достигнутым результатом.

Оценка работы.

Вот и закончилась наша конкурсная программа.

Все семьи прошли достойно выпавшие на их долю шесть испытаний.

Настал ответственный момент объявления имени победителей.

– Сегодня мы многое узнали о ваших семьях. Стали ближе, роднее
друг другу.

Что же такое семья?

Ребята рассказывают о своих впечатлениях:

Я узнал…

Я понял, что могу…

Мне понравилось…

Для меня стало новым…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я приобрёл…

Мне захотелось…

Меня воодушевило…

     Большое спасибо нашим участникам – командам за ваши
улыбки, смекалку и хорошее настроение. А болельщикам – за активную поддержку.
И хочется пожелать вам, чтобы вы всегда и везде сохраняли свой, именно свой,
неповторимый стиль взаимопонимания и единства. Пусть долгие годы сохраняется
тепло вашего семейного очага.

Я думаю, что настало самое время для чая. Добро пожаловать на
чай! Всех просим к столу!

Слово предоставляет жюри.

Подводятся результаты. Проходит награждение команд по
номинациям:

«Самая дружная семья»;

«Самая творческая семья»;

«Самая веселая семья»;

«Самая гостеприимная семья».

Задает вопросы

Приглашает всех на чай в кабинет, который приготовлен заранее.

Получают в подарок сладкий пирог от школы. Грамоты по 
номинациям.

Отвечают на вопрос, высказывают свои впечатления от мероприятия.

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

Увлекательной формой организации досуга детей и подростков являются конкурсные программы – это специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности. Конкурсные программы являются одной из популярных форм организации детского досуга. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства, либо деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, когда создаются различные вещи, предметы и даже произведения искусства и литературы. Таким образом, все то, что человек делает головой, руками, он может делать, соревнуясь с другими людьми. Поскольку цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют ребенку:

сформировать адекватную самооценку;

развить свои волевые качества;

воспитать свой эстетический вкус;

самоопределиться в мире увлечений и профессий.

Организация конкурсных программ – процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. Все конкурсные программы подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно, что эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс». Они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «смотр» и др. От этого организационный алгоритм не меняется. В компактной форме можно перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно встанут перед организатором конкурсной программы, – это участники, задания, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.

После того как решение принято и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1)придумать конкурсу яркое название;

2)сформулировать конкурсные задания;

3)разработать условия и критерии конкурса.

Особое внимание следует уделить названию конкурсной программы и количеству заданий. Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту ребенка. Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

После того как «Положение» составлено, работа педагога должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:

1)объявить о предстоящем конкурсе, выбрать участников конкурсной программы;

2)позаботиться о наличии материалов, инструментов, столов, стульев, т.е. всего того, что необходимо для проведения конкурсной программы;

36

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

3)пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри, учитывая ряд требований:

а) никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку – число членов жюри должно быть от трех до семи человек;

б) никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;

в) никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате;

4)организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей.

Подготовительный этап конкурсной программы должен завершиться демонстрацией конечного результата деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде показательного выступления на сцене или другой специально оборудованной площадке. Только в некоторых случаях результат публично не демонстрируется. Этап демонстрации результатов должен стать ярким, эмоциональным событием в жизни ребенкаконкурсанта.

На финальном этапе своей работы организатор должен решить ряд организаци- онно-содержательных проблем:

– как пригласить зрителей;

– когда провести предварительный просмотр сценария;

– кого пригласить ведущим конкурсной программы;

– как оформить помещение;

– где посадить жюри;

– на чем расположить экспонаты;

– какую подобрать музыку;

– во что будут одеты участники;

– где жюри будет обсуждать итоги;

– кто будет вручать призы;

– как будет проходить ритуал награждения и многое другое.

Во всех конкурсных программах обнаруживается приведенный выше алгоритм организации. Соблюдение этого алгоритма, следование ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта.

При выборе форм досуговой деятельности педагогу целесообразно руководствоваться следующими положениями:

1)учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы, так как каждая форма работы должна способствовать решению этих задач;

2)определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые необходимо включить детей;

3)составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы

сучетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности детей, их интересов и потребностей, материальной базы, возможностей педагогов и родителей и др.

4)организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

5)в процессе поиска и выбора форм важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм досуговой деятельности.

Таким образом, педагог может определить набор форм работы с детьми, родителями на определенном этапе планирования в коллективе. Однако каждая форма требует определения совокупности конкретных способов, методов и приемов управления досуговой деятельностью детей и подростков, что также целесообразно осуществлять с участниками этой деятельности.

37

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

2.6. Кружковая работа и деятельность клубных объединений

Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправленной познавательной деятельности в кружках.

Целью работы кружков является развитие творческих способностей и дарований детей и подростков, формирование практических умений и навыков, использование учащимися имеющихся знаний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и техники.

Кружковая работа в начальных классах имеет свои особенности. Работа в кружках с учащимися среднего звена строится на определенном интересе их к какой-либо науке или учебному предмету. Для младших школьников такой определенный интерес еще не характерен. У учащихся этого возраста преобладает постоянное «вопросительное» отношение к жизни, к окружающей действительности. Младшие школьники интересуются буквально всем, у них еще нет устойчивых, постоянных интересов. Им свойственны любознательность вообще и переключения внимания на различные области знания. При организации кружковой работы с младшими школьниками эти возрастные особенности обязательно учитываются. Кроме того, учитывается также их уровень знаний, умений и навыков.

Строится работа кружков на основе занимательности, содержание работы должно быть близким интересам учащихся. При организации кружковой работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли педагога. Кружковая работа с младшими школьниками может строиться не по учебным предметам, а охватывать различные области знаний.

Занятия любого кружка будут проходить успешно, если кружок работает по плану, а каждое его занятие тщательно подготовлено. При отборе содержания деятельности детей в кружке учитываются учебные программы, общее развитие детей, их интересы. Кружковая работа обязательно должна носить общественно полезную направленность, дети должны не только получать новые знания, практические умения и навыки, но и видеть общественную значимость своей работы в кружке. План работы кружка должен включать в себя самые разнообразные занятия, но они обязательно направлены на расширение общего кругозора учащихся, на формирование практических умений и навыков, на воспитание разносторонне развитой личности.

Продолжительность кружковых занятий – 20 – 40 минут (в зависимости от профиля кружка и возраста детей). Одним из важных требований педагогического руководства кружком должно быть создание условий для активной самостоятельной деятельности (познавательной, художественной, спортивной и др.). В работе кружков должно правильно сочетаться сообщение новых знаний с занимательностью, словесные методы сообщения знаний с практическими делами учащихся и с привитием практических умений и навыков. Ведущим методом кружковой деятельности является практическая работа учащихся. Практическая деятельность выражается в конструировании, моделировании, опытнической работе, наблюдениях за явлениями природы и др.

Кружковая деятельность должна быть гласной. Учащиеся отчитываются о своей работе в форме выставок, подготовки праздников, смотров, спортивных состязаний.

Самыми распространенными видами кружковой работы среди детей и подростков являются кружки эстетической направленности: музыкальный, хореографический, театральный, драматический и др. Кроме того, как показывают наши наблюдения, в зависимости от своих интересов и способностей учащиеся активно включаются в работу кружков научно-технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности.

38

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

Клубное объединение – это самодеятельная организация, которая объединяет людей в свободное время. От многочисленных стихийно возникающих групп, компаний объединение отличается организационным оформлением.

В1905 г. под руководством С.Т. Шацкого были учреждены первые в России детские клубы. Основной идеей клуба, по его мнению, являлось «создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы». Большое значение С.Т. Шацкий придавал учету влияния среды на формирование личности ребенка. Как было им отмечено, «могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб».

В1911 г. в Калужской губернии С.Т. Шацким была организована летняя трудовая колония «Бодрая жизнь». Он считал, что труд имеет большую воспитательную ценность, но наряду с этим он придавал немаловажное значение организации досуга детей. Первостепенными были вопросы детского самоуправления, экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, общественной работы и самодеятельности детского коллектива.

Отличительными особенностями клубной работы С.Т. Шацкий так же, как и А.С. Макаренко, считал прежде всего творчество, самоорганизацию и самоуправление. А.С. Макаренко полагал необходимым сделать досуг коммунаров содержательным и интересным. Рычагом всей клубной системы коммунаров был принцип получения разнообразных знаний и умений, которые они могли использовать в общественно полезной деятельности. Умение создать детский коллектив, содружество ребят разного возраста, которое становилось воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка, создать органы детского самоуправления, приобщить воспитанников к различным видам деятельности – все это имеет непосредственное отношение к педагогической деятельности А.С. Макаренко. Он подчеркивал, что необходимо привлекать всех без исключения воспитанников, в том числе и младших, к выполнению различных организаторских функций. Выводы этих педагогов разрушали сложившееся представление о ребенке только как объекте педагогического воздействия. Они показали, что ребенок во внеурочное время является активным субъектом воспитательного процесса.

Основу клубных объединений составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совместных действий.

Условиями эффективности деятельности клубных объединений являются:

• целенаправленность и многообразие форм деятельности;

• действенность актива;

• социально-психологический климат;

• наличие традиций;

• учет интересов каждого участника объединения.

Впрактике работы школ и учреждений дополнительного образования можно выделить разнообразные виды клубных объединений. Самыми распространенными среди них являются:

1) объединения общественной направленности (например, экологические клубы, краеведческие, поисковые клубы и др.);

2) объединения производственной и научной направленности (клубы технического творчества);

3) объединения естественно-научной направленности (клуб любителей природы, клуб цветоводов, садоводов и др.);

4) объединения эстетической направленности (фольклорные клубы, клубы изобразительного искусства, клубы юных фотографов и др.).

39

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

Кроме вышеперечисленных клубов можно выделить дискуссионные клубы, молодежные, семейные, клубы выходного дня и др.

Последовательность действий педагога в организации работы клубного объединения:

составление общих положений деятельности клубного объединения;

определение цели, задач и форм деятельности;

определение прав и обязанностей членов клубного объединения;

составление программы работы клубного объединения.

Таким образом, занятия в кружках и в клубных объединениях способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их новыми знаниями, развитию художественного вкуса, творческих способностей, привитию навыков коллективной работы.

40

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методика подготовки и проведения конкурсной программы

Конкурсными программами называются специально организованные соревнования в каком-либо виде деятельности.

Цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников. Конкурсные программы являются стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков.

Конкурсная программа позволяет сформировать адекватную самооценку, развить волевые качества, воспитать эстетический вкус, самоопределиться в мире увлечений и профессий и т.д.

Организация конкурсной программы – процесс многоэтапный, готовящийся по определенному алгоритму.

Предварительная деятельность :

1.принятие решения о проведении конкурса.

2.создание инициативной группы.

3.определение тематической направленности конкурсной программы.

4.придумывание названия. Название должно быть коротким и емким, соответствовать тематике конкурсной программы.

5.разработка положения о конкурсной программе. (Структура положения о конкурсной программе: название конкурса, цель и задачи конкурса, сроки проведения конкурса,

сроки подачи заявок на участие в конкурсе, участники конкурса, программа конкурса, требования конкурса, подведение итогов конкурса и награждение, состав жюри конкурса,

организаторы конкурса, контактный телефон)

6.формулирование конкурсных заданий. Количество конкурсных заданий зависит от вида конкретной деятельности. Конкурсные задания должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту участников

Практическая деятельность:

1.организация рекламно-разъяснительной кампании. Важно продумать афишу, пригласительные билеты, программу конкурса.

2.продумывание материального обеспечения конкурса.

3.приглашение компетентного жюри.

Рекомендуемое количество членов жюри – от 3 до 7 человек. Судейство не должно стать причиной возможных конфликтов и обид.

Для жюри рекомендуется подготовить пакет организационных документов:

программу проведения конкурса,

ведомость оценки каждого конкурсного испытания. (В ведомости прописать критерии оценивания каждого задания)

сводную ведомость

итоговый протокол конкурсной программы.

Заключительная деятельность :

1.приглашение ведущего.

Требования к ведущему:

-понимать и владеть предлагаемым материалом ;

– уметь использовать сценическое пространство;

– импровизировать;

– уметь вовлечь в процесс зрительскую аудиторию;

– создать атмосферу праздника;

– соответствие имиджа ведущего содержанию конкурсной программы.

2.оформление помещения.

Оформление зала играет огромную роль. Важно, чтобы украшения не забивали друг друга, соответствовали замыслу конкурсной программе, отличались художественным вкусом , оригинальностью и высоким качеством выполнения. Проявляйте фантазию, выдумку при минимальной затрате времени, сил и денег.

3.продумывание посадки членов жюри, участников конкурса.

Важно, чтобы членам жюри было видно все происходящее.

4.продумывание музыкального сопровождения.

Музыка настраивает на восприятие происходящего. Музыкальное оформление конкурсной программы: это музыкальные сигналы в начале конкурса(фанфары), фоновая музыка (во время выполнения заданий участниками), оркестровая «отбивка» (выход команд на сцену), торжественная музыка (туш) во время награждения.

5.написание окончательного варианта сценария.

При написании сценария важно, чтобы действие воспринималось как единое целое. Не перегружайте сценарий шумовыми и музыкальными эффектами.

Правильно организованная работа позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным конкурсную программу.

Литература:

1.Битмаева Л. Школьные праздники. //Воспитание школьников, 2002, № 5, с.30-33

2.Головинова Г. Настольная книга старшего вожатого.- М.: УЦ. Перспектива, 2001.- с.41 – 43

3.Исаенко В. Как подготовить праздник для детей //Воспитание школьников,2004, № 8,

с.24-26.

4.Каргина З. Практическое пособие для педагога дополнительного образования.- М.: Школьная Пресса, 2008.-с.59-61.

Авторы: Сергеева С.Н., Веретенникова Е.Б.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/86907-metodika-podgotovki-i-provedenija-konkursnoj-

Добавить комментарий