МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
составления и написания конспекта
по физическому воспитанию
в дошкольном образовательном учреждении
Специальность 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»
Разработчик:
Спиридонова Л.Е.
Санкт-Петербург
2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с учебным планом студенты проходят педагогическую практику на базе дошкольных образовательных учреждений.
На практике в дошкольных образовательных учреждениях студентами проводятся физкультурные занятия. К проведению пробного физкультурного занятия студенты составляют конспект.
Цель настоящих рекомендаций – оказать методическую помощь студентам в составлении и написании конспекта физкультурного занятия.
В данных рекомендациях представлены:
- Этапы подготовки к составлению и написанию конспекта физкультурного занятия
- Требования к оформлению и содержанию конспекта физкультурного занятия
Этапы подготовки к составлению и написанию
конспекта физкультурного занятия
I Этап
Перед написанием конспекта занятия необходимо проконсультироваться с воспитателем своей возрастной группы, в которой будете проведено физкультурное занятие:
– необходимо определить задачи, содержание и основные приемы обучения;
– выяснить уровень физической подготовленности детей, их особенности;
– подготовить оборудование для занятия.
II Этап
- Проанализировать требования к двигательным навыкам детей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» наиболее актуальных на конкретный промежуток времени.
- Содержание занятия должно разрабатываться с учетом требований программы по данному разделу, уровня сформированности двигательных навыков детей и освоенности основных движений.
Результатом данного этапа работы над конспектом должно быть:
– определение объема двигательного содержания физкультурного занятия;
– определение методов и приемов обучения физическим упражнениям.
III Этап
После того, как отобран весь материал (задачи, двигательное содержание) составляется конспект физкультурного занятия по следующей структуре: титульный лист, программные задачи, подготовка воспитателя, ход занятия.
Титульный лист конспекта физкультурного занятия
Конспект организации и проведения
физкультурного занятия
с детьми
(II младшей, средней, старшей, подготовительной к школе) группы
ДО №…
Студента курса группы
Фамилия Имя
Дата проведения
Место проведения
Число детей
Длительность занятия
Программные задачи:
- Оздоровительные задачи:
– задачи укрепления здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма, повышение работоспособности и закаливание организма, формирование правильной осанки, формирование сводов стопы)
- Образовательные задачи:
– задачи формирования двигательных умений и навыков (учить детей ходить соблюдая прямолинейность, совершенствовать навык бега, закреплять умение выполнять движения согласованно, учить прыгать в длину с места)
– задачи развития физических качеств (развивать ловкость при выполнении упражнений с мячами, развивать силу при выполнении упражнений с набивными мячами)
– задачи, касающиеся создания у детей представления о своем организме (учить детей правильно делать вдох и выдох при беге)
- Воспитательные задачи:
– задачи всестороннего гармоничного развития ребенка (учить выполнять посильные трудовые поручения, закреплять навыки сбора и раздачи спортивного инвентаря, учить действовать в соответствии с правилами игры, воспитывать чувство сопереживания)
Из приведенных примерных записей оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выбираются только те, которые могут быть решены на конкретном физкультурном занятии.
Подготовка к занятию:
– подбор необходимого оборудования, спортивного инвентаря, пособия, зрительных ориентиров, музыкального сопровождения в соответствии с содержанием физкультурного занятия.
Пример записи:
Пособия: обручи диаметр 50см, в количествен 15шт.; гимнастическая скамья, шириной 20см; кубики высотой 15см, 2синих, 2 красных, бубен.
– выбор места проведения физкультурного занятия: спортивный зал, музыкальный зал, групповая комната, площадка на улице (указывается на титульном листе конспекта физкультурного занятия).
– одежда детей: согласно месту проведения и времени года (на улице – облегченная, в помещении – футболка, шорты, носки)
– расположение спортивного инвентаря и оборудования в помещении или на площадке, где будет проводиться физкультурное занятие, выбор способа организации детей на спортивной площадке (фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный)
Фронтальный способ организации детей на физкультурном занятии (используется в младших группах, на начальных этапах обучения)
Примерная схема размещения детей и инвентаря на физкультурном занятии при фронтальном способе организации:
Групповой способ организации детей на физкультурном занятии (используется в старших и подготовительных к школе группах, на заключительных этапах обучения)
Примерная схема размещения детей и инвентаря на физкультурном занятии при групповом способе организации:
Индивидуальный способ организации детей на физкультурном занятии (используется в любых группах, если выполняемое движение сопряжено с риском получит травму ребенком). Например: метание в цель, лазание по лестнице, прыжки с разбега, упражнения в равновесии.
Примерная схема размещения детей и инвентаря на физкультурном занятии при индивидуальном способе организации:
Поточный способ организации детей на физкультурном занятии (используется в любых группах, если выполняемые движение знакомы и освоены детьми)
Примерная схема размещения детей и инвентаря на физкультурном занятии при поточном способе организации:
Далее пишется ход физкультурного занятия.
Структурные части физкультурного занятия: вводная часть, основная, заключительная.
Особенность написания конспекта физкультурного занятия заключаются в том, что он записывается в виде таблицы.
Конспект состоит из следующих граф:
Части занятия |
Двигательное содержание физкультурного занятия |
Дози ровка |
Темп |
Дыха ние |
Организационно методические указания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Вводная часть физкультурного занятия включает в себя: построение, перестроение, упражнения в различных видах ходьбы и бега, упражнений на восстановления дыхания, перестроения для выполнения комплекса ОРУ, раздачи оборудования для выполнения ОРУ с предметами (если это предусмотрено)
В графе №1 «Части занятия» последовательно выписываются структурные единицы занятия: вводная часть.
В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» фиксируются все виды физических упражнений в вводной части: построение и перестроение, ходьба, бег, в сочетании друг с другом.
В графе №3 «Дозировка» указывается длительность выполнения различных видов ходьбы и бега в секундах и в минутах.
Дозировка различных видов ходьбы и бега
в вводной части физкультурного занятия
Возрастная группа |
Разные виды ходьбы или бега |
Непрерывный бег в медленном темпе |
Младшая группа |
5-10 секунд, каждое упражнение |
30-40 секунд 50-60 секунд |
Средняя группа |
10-15 секунд каждое упражнение |
1-1,5 минуты |
Старшая группа |
4-5 видов по 5 секунд, повторяется 5-6 раз. |
1,5-2 минуты, 2-3 минуты |
В графе №4 «Темп». Необходимо указывать Темп выполнения для упражнений в ходьбе, беге (высокий, средний, низкий)
В графе №5 «Дыхание». Дыхание для ходьбы, бега, носит произвольный характер.
В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: указания, распоряжения, команды, объяснение упражнений, словесные сигналы, индивидуальные обращения к детям, оценка поведения и качество выполнения упражнений, подведение итогов. Надо давать четкие, краткие организационно-методические указания, распоряжения, команды; продумать ритмическое сопровождение (счет, аудио запись, музыкальное сопровождение); не допускать длительных бесцельных движений.
Примерная запись вводной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Части занятия |
Двигательное содержание физкультурного занятия |
Дози ровка |
Темп |
Дыха ние |
Организационно методические указания |
Вводная часть |
Построение в шеренгу по одному Перестроение из шеренги по одному в колону по одному Обычная ходьба в чередовании с ходьбой на носках, в приседе, на внешней стороне стопы *** Перестроение для выполнения ОРУ *** |
10сек 5сек 15сек 10сек 10сек 10сек *** 30сек *** |
Средний Средний Средний Медленный Медленный *** Средний *** |
Произвольное Произвольное Произвольное Произвольное *** Произвольное *** |
Ребята, построились в одну шеренгу. Подровняли носки, выпрямили спины. Ровняйсь! Смирно! Напра-во! Шагом марш! Смотрим вперед, не опережаем никого, идем строго в срою. Обычная ходьба. Теперь на носках руки на пояс. Идем тихо, как мышки, молодцы! Обычная ходьба. Посмотрите на меня, теперь в приседе, руки вверх, как я! Все молодцы, спину держим ровно! Обычная ходьба. А теперь как медведи пойдем, руки в стороны, и на внешней стороне стопы, не спешим, идем медленно. Очень хорошо! Обычная ходьба. *** Через центр зала в колону по 3, шагом марш! На месте стой раз, два! Кругом! На вытянутые руки вперед, разомкнись! *** |
Основная часть физкультурного занятия состоит из: комплекса ОРУ, основных движений, подвижной игры высокой подвижности.
В графе №1 «Части занятия» последовательно выписываются структурные единицы занятия: основная часть.
В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» фиксируются все виды физических упражнений в основной части:
- Комплекс ОРУ. Запись осуществляется согласно принятым нормам в гимнастики.
Схема записи общеразвивающих упражнений:
1.Название упражнений
И.п. – (запись исходного положения)
1 –
2 – запись выполнения
3 – упражнения
4 –
В графе №3 «Дозировка» указывается количество повторов ОРУ:
Младшая группа 5-6 повторений
Средняя группа 4-6 повторений
Старшая группа 5-8 повторений
Подготовительная группа 8-10 повторений
В графе №4 «Темп». Необходимо указывать темп выполнения ОРУ (высокий – если упражнение знакомо детям и выполнение его не вызывает затруднений, например «наклоны головы»; средний – если упражнение знакомо детям, но его выполнение сложно по структуре, например упражнения выполняемые на 8 и более счетов; низкий (произвольный) – если упражнение носит силовой характер, например «Поднятие туловища» )
В графе №5 «Дыхание» указываются «Вдох», «Выдох». Ряд ОРУ требуют фиксированного вдоха и выдоха, например: наклоны, повороты, приседания, как правило, в исходном положении дети делают вдох, а выдох должен совпадать с моментом выполнения упражнения. Упражнения силового характера, например: прыжки на месте или упражнения с исходным положением лежа не требуют фиксированного дыхания, поэтому оно произвольное.
В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: указания, распоряжения, команды, объяснение упражнений, словесные сигналы, индивидуальные обращения к детям, оценка поведения и качество выполнения упражнений, подведение итогов. Необходимо предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого, их разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию), различное ритмическое сопровождение (счет, слово, музыка, выполнение в свободном темпе).
Примерная запись основной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста. ОРУ.
Части занятия |
Двигательное содержание физкультурного занятия |
Дози ровка |
Темп |
Дыха ние |
Организационно методические указания |
Основная часть |
*** Комплекс ОРУ 1. «Наклоны головы» И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе 1 – наклон вправо 2 – И.п. 3 – наклон влево 4 – И.п. ** |
*** 8-10 повторений *** |
*** Средний *** |
*** выдох вдох выдох вдох *** |
*** Схема размещения детей и инвентаря на площадке Первое упражнение, наклоны головы влево вправо. Исходное положение, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Исходное положение принять! Упражнение вправо начи-най! Хорошо, закончили упражнение! |
Основные движения
В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» фиксируются все виды, основных движений, указывая полное название конкретных упражнений из основных движений. Например: Ходьба по гимнастической скамье шириной 15см, прыжки из обруча в обруч, разложенные на расстоянии 20см.
В графе №3 «Дозировка» указывается количество повторений основных видов движения, зависящие от возраста детей, новизны и сложности упражнений и колеблется от 2-3 до 5-6 упражнений. Кроме того, в ряде упражнений: метание, прыжки, дополнительно указывается расстояние до цели или длина прыжка и др. параметры.
В графе №4 «Темп». Для всех видов основных движений темп будет произвольный.
В графе №5 «Дыхание». Дыхание для основных видов движения носит произвольный характер.
В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: указания, распоряжения, команды, объяснение упражнений, словесные сигналы, индивидуальные обращения к детям, оценка поведения и качество выполнения упражнений, подведение итогов. Непосредственно под перечнем основных движений располагаете графическое изображение способов организации детей при их проведении. Продумать методы обучения. Каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать желание к выполнению движений.
Примерная запись основной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Основные движения.
Части занятия |
Двигательное содержание физкультурного занятия |
Дози ровка |
Темп |
Дыха ние |
Организационно методические указания |
Основная часть |
*** Основные виды движений: Ходьба по гимнастической скамье шириной 15см. Прыжки из обруча в обруч, разложенные на расстоянии 20см. Ползание с опорой на руки между предметами расставленными на расстоянии 50 см Метание способом из-за спины в цель обеими руками по очереди (способ организации детей фронтальный) *** |
*** 4 повтора 6 бросков каждой рукой *** |
*** средний *** |
*** Произвольное *** |
*** Схема размещения детей и инвентаря на площадке Сейчас все упражнения: ходьба по скамье, прыжки из обруча в обруч, ползание между предметами нам покажет Светлана. Встаем на скамью, руки в стороны, смотрим вперед, доходим до конца скамьи и аккуратно сходим с нее, затем прыгаем из обруча в обруч, сильно отталкиваясь и делая замах, потом ползем между предметами аккуратно, стараясь не задеть их. Молодец Светлана, спасибо! А теперь все друг за другом, по моей команде. Молодцы, все старались! У многих получилось правильно! Костя, собери, пожалуйста, обручи, Настя, Катя, Юля уберите кегли на свое место. Помните, где они лежат? Вот молодцы! Теперь следующее упражнение, метание в цель. Все взяли мешочки для метания, и каждый подошел к своим меткам на стене. Теперь вспомним, как мы учились метать в цель. Глазками нашли цель, замахнулись и бросили мешочек, сначала правой рукой, потом левой. По моей команде «Бросаем правой!» вы делаете бросок правой рукой, поднимите все правую руку! Вот молодцы, все правильно подняли! По моей команде «Взять мешочек!» вы все поднимаете мешочек с пола! Потом команда «Бросаем левой!» вы все бросаете мешочек левой рукой, стараясь попасть в цель. Найдите глазками метку на стене, слушаем команду! *** |
Подвижная игра.
В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» Записывается название подвижной игры и правила игры. Например: «Мы веселые ребята». Дети хором произносят: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови! После слова (лови) дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным.
В графе №3 «Дозировка» указывается количество повторений подвижной игры.
В графе №4 «Темп». Записывается темп выполнения подвижной игры – высокий.
В графе №5 «Дыхание». Дыхание для подвижной игры носит произвольный характер.
В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: детям сообщается название игры, выбирается водящий (в зависимости от возраста эту роль выполняет либо воспитатель, либо ребенок), напоминаются правила игры и размещение детей на площадке. Необходимо объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших выделить правила); распределить роли (на каждом занятии по разному); использовать всю возможную площадь; добиваться соблюдения правил, качественного творческого выполнения движений; регулировать нагрузку
Примерная запись основной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Подвижная игра.
Части занятия |
Двигательное содержание физкультурного занятия |
Дози ровка |
Темп |
Дыха ние |
Организационно методические указания |
Основная часть |
*** «Мы веселые ребята». Дети хором произносят: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови! После слова (лови) дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. |
*** 3-4 раза |
*** Высокий |
*** Произвольное |
*** Положили все мешочки в корзину, и теперь поиграем. Игра называется «Мы веселые ребята!» давайте все вспомним слова: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови! Очень хорошо! Катюша, напомни нам, пожалуйста правила игры. Все вспомнили? Теперь выбираем водящего, с помощью волшебной стрелочки. Крутись, крутись, остановись! Водящий в центре, мы все за чертой, и говорим слова. Я смотрю, чтоб все выполняли правила. Все двигаются точно по сигналу! Никто не начинает движение раньше. Тех, кого поймали, стараются не быть пойманными во второй раз (водящий выбирается каждый раз новый). |
Заключительная часть физкультурного занятия в основном состоит из ходьбы с замедлением темпа или игры малой подвижности, либо упражнений на релаксацию (расслабление).
В графе №1 «Части занятия» последовательно выписываются структурные единицы занятия: вводная часть.
В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» пишется название конкретных упражнений, из которых состоит данная часть занятия: либо ходьба с замедлением темпа, либо игра малой подвижности, либо упражнения на релаксацию (расслабление), подведение итогов занятия.
В графе №3 «Дозировка» указывается количество повторений данного упражнения.
В графе №4 «Темп». Записывается темп выполнения упражнений (низкий, средний, высокий)
В графе №5 «Дыхание». Дыхание для ходьбы носит произвольный характер.
В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: указания, объяснение упражнений, словесные сигналы, индивидуальные обращения к детям, оценка поведения и качество выполнения упражнений, подведение итогов. Не допускать резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений; надо постепенно восстанавливать дыхание; привлекать детей к подведению итогов занятия
Примерная запись заключительной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Части занятия |
Двигательное содержание физкультурного занятия |
Дози ровка |
Темп |
Дыха ние |
Организационно методические указания |
Заключительная часть |
*** Игра на внимание «Найди и промолчи» Спрятанную игрушку, надо найти внимательно осматривая помещение, после того, как игрушка найдена надо сказать тихо о месте ее нахождения воспитателю.*** |
*** 4-5 повторов *** |
*** средний *** |
*** произвольное *** |
*** Посмотрите! Что у меня в руках? Игрушечный медведь, правильно. Сейчас я его спрячу, а вы отвернетесь, и закроете глаза, только по честному, не подсматривать. Когда его найдете, вы тихонько мне на ушко скажете, где спрятана игрушка. Все готовы? Отвернулись, закрыли глаза. Молодцы! Все внимательные! Теперь строимся в одну шеренгу. И вспомним, что мы сегодня делали на занятии. Давайте закроем глазки, подумаем, а по моему сигналу «Открыли глаза!» вы откроете и скажите, что делали! Ходили по скамье, прыгали, метали в цель, бегали, играли в игры. Мне на занятии понравились все! Все старались! (Отмечаю наиболее удачные моменты занятия) *** |
Конспект утверждается у преподавателя.
Основная литература
- Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ С.О. Филиппова, О.А., Каминский. Г.Г., Лукина и др.; под. ред. С.О. Филипповой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с.
Дополнительная литература
- Асачева Л.Ф. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. – СПб. Детство-Пресс. – 2013. – 112с. – ISBN 978-5-89814-873-7 Борисова М.М., Кожухова Н.Н., Рыжикова Л.А. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 508с. – ISBN 978-5-16-013905-0
- Борисова, М. М. Теория и технология физического воспитания и развития ребенка: Учебник / М.М. Борисова – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. –293
ISBN 978-5-16-011490-3 - Гурьев С.В. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: НИЦ ИНФРА – М, 2020. – 218с. – ISBN 978-5-16-014873-1
- Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб.пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова, под ред. С.А. Козловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 312 с. ISBN: 978-5-16-011377-7
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с. – ISBN 978–5-4315-1576-
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет/Л.И. Пензулаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 128 с. ISBN: 9785431502347
- Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. Для занятий с детьми 6-7 лет/Л.И. Пензулаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с ISBN: 9785431504648
- Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. – URL:https://docviewer.yandex.ru/view/349609667/(дата обращения: 10.08.2020).
- Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр/Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 144 с. ISBN: 9785431504198
Интернет источники:
- Завьялова, Т. П. Основы теории и методики физического воспитания дошкольников : учебно-методическое пособие / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — Тюмень : ТюмГУ, 2016. — 352 с. — ISBN 978-5-400-01344-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/110073
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с. ISBN 9785906797742 https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detstvo.pdf
Министерство образования и науки Самарской области
ГАПОУ «Тольяттинский социально-педагогический колледж»
Конспект физкультурного занятия с детьми старшей группы
Выполнила:
Помендюкова Л.А.
студентка группы СД – 21
Проверил:
Еркина С. В.
Буланова Д. Д.
Тольятти, 2018
Время проведения: 10:30
Место проведения: спортивный зал
Количество детей: 10
Оборудование: мячи, скакалки, гимнастические скамейки, стенка для лазанья, дидактический материал для игры «Медведи и пчелы»
Цель: Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Задачи:
Оздоровительные:
1. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе
жизни.
ОО «Физическое развитие»:
1. Формировать у детей умение прыгать через короткую скакалку;
2. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.
3. Упражнять детей в беге в подвижное игре «Медведи и пчелы»;
4. Развивать умение владеть мячом, при выполнении упражнений;
5. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, внимание, настойчивость в достижении цели.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Воспитывать дружеские отношения в игре;
2. Формировать умение действовать в коллективе согласованно.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»:
1. Развивать чувство ритма
ОО «Познавательное развитие»:
1. Дать представление детям о том, что делают медведи и пчелы в подвижной игре «Медведи и пчелы»
ОО «Речевое развитие»
1. Упражнять в произношение текста
№ |
Содержание |
Дозировка |
Темп |
Дыхание |
ОМУ |
Вводная часть |
|||||
1 |
Построение в шеренгу |
1 мин |
Равняйсь, смирно! На первый второй рассчитайсь! Сегодня на занятии мы будем выполнять упражнения с мячом, на гимнастической скамейке, прыгать из обруча в обруч, играть в веселые игры. Вы готовы? (Да)Тогда начинаем! |
||
2 |
Построение в колонну |
1 сек |
Направо! В обход по залу шагом марш! |
||
3 |
Ходьба (обычная)и |
2 м |
Идем шагом по залу. Руки на поясе. |
||
4 |
Ходьба на носочках |
2 м, по 3 р. |
Идем на носочках, руки над головой в замке. Руки держим ровно. |
||
5 |
Ходьба на пятках |
2 м |
Идем на пятках, руки за спиной. |
||
6 |
Ходьба на внешней стороне стопы |
2 м |
Идем на внешней стороне стопы, руки на поясе. |
||
7 |
Бег (медленный) |
60 сек |
Приготовились к бегу, руки согнули в локтях. Бегом-марш! |
||
8 |
Ходьба (обычная) |
30 сек |
Идем шагом, поднимаем руки – вдох носом, опускаем руки – выдох ртом. |
||
9 |
Построение в колонны |
1 мин |
Остановились. Налево! В колонны, первые номера к синей кегле, а вторые к желтой. Те, кто впереди руки в стороны, остальные вперед. Кругом! |
||
Основная часть. |
|||||
1 |
«Поднимание мяча, с вытягиванием ног» И.п. ноги вместе, руки опущены с мячом: (1-3) обе руки с мячом поднимаем вверх, отводим одну ногу назад (2-4) и.п. |
6 р |
1-3 вдох, 2-4 выдох |
Первое упражнение называется «Подними мяч». И. п. мяч в опущенных руках, ноги вместе. Я показываю, вы смотрите. На 1 -поднимаем руки вместе с мячом, отводим ногу назад; на 2 – и.п., на 3 – поднимаем руки вверх отводим назад другую ногу; на 4 – и.п. Носки вытягиваем, руки в локтях не сгибаем. И. п. принять! Упражнение начинай! 1,2,3,4 (6 раз) Закончили. Молодцы! |
|
2 |
«Поднимание и опускание рук с мячом» И.п. ноги вместе, руки опущены. 1- руки вверх 2- руки за голову 3- руки вверх 4- и.п. |
6 р |
1-3 вдох,2-4 выдох |
Упражнение называется «Поднимание и опускание рук». И.п. ноги вместе, руки опущены. Я показываю, вы смотрите. На 1-поднимаем вверх, 2-опускаем за голову, 3-поднимаем вверх, 4- и.п. Когда поднимаем руки, не сгибаем их в локтях. И.п. принять! Упражнение начинай! 1,2,3,4. Закончили. Отлично! |
|
3 |
«Наклоны» И. п. – ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках у груди; 1- наклон к правой ноге; 2-прокатить мяч к левой ноге; 3-прокатить мяч к правой ноге; 4-вернуться в и. п. |
6 р |
1-2 вдох, 2-4 выдох |
Выполняем «наклоны». И.п. ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках у груди. Я показываю, а вы смотрите. 1- наклон к правой ноге; 2-прокатить мяч к левой ноге; 3-прокатить мяч к правой ноге; 4-вернуться в и. п. Ноги в коленях не сгибать. И.п. принять! упражнение начинай! 1,2,3,4. Закончили. Молодцы ребята! |
|
4 |
«Повороты» И. п. – ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках перед собой; (1-3) поворот (2-4) и.п. |
6 р |
Произвольное |
Теперь выполняем «повороты». И. п. – ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках перед собой. Я показываю, вы смотрите. (1-3) поворот (2-4) и.п. Ноги от пола не отрываем, локти не отпускаем. Встаем в и.п. упражнение начинай. 1,2,3,4. Закончили. Молодцы! |
|
5 |
«Приседания» И.п. ноги вместе, мяч в опущенных руках. 1-3 приседаем, руки вперед; 2-4 и.п. |
6 р |
1-3 выдох, 2-4 вдох |
Теперь приседаем. И.п. ноги вместе, мяч в опущенных руках. Я сначала покажу, а вы посмотрите. 1-3 приседаем, руки вперед; 2-4 и.п. Руки держим прямо. И.п. принять! Упражнение начинай! 1,2,3,4. Закончили. Отлично. |
|
6 |
«Махи ногами» И.п. ноги на ширине плеч, мяч в опущенных руках. 1-3 поднимаем поочередно ноги, одновременно с руками; 2-4 и.п. |
6 р |
1-3 вдох, 2-4 выдох. |
Следующие упражнение называется «Махи ногами» И.п. ноги на ширине плеч, мяч в опущенных руках. Я показываю, а вы смотрите. 1-3 поднимаем поочередно ноги, одновременно с руками; 2-4 и.п. Ноги стараемся держать прямыми. И.п. принять! Упражнение начинай! 1,2,3,4. Закончили. Молодцы! |
|
ОВД |
|||||
1 |
«Прыжки через скакалку» |
5 р |
Дети делятся на две команды. Самые высокие дети из одной команды берут за концы скакалку и медленно ее крутят, а дети из другой команды прыгают под крутящийся скакалкой. Потом дети меняются ролями. |
||
2 |
«Прыжки в длину» |
3 р |
Строимся в одну колонну направляющим. Прыгаем в длину. Даша покажи, как нужно прыгать. (ребенок должен присесть, оттолкнутся и приземлится, все это время воспитатель следит за ребенком, чтобы он не упал). Молодец Даша, а теперь делают остальные. Те, кто прыгнул идут в конец колонны. |
||
3 |
«Ползанье на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь на руках» |
3 р |
Теперь мы будем ползать по скамейке на животе. Аня покажи нам. Нужно передвигаться с помощью рук подтягивая их к себе (воспитатель придерживает детей). Правильно Аня, молодец! Ползем медленно, чтобы не упасть. |
||
Подвижная игра |
|||||
4 |
Построение в шеренгу и объяснение правил игры |
5 мин |
«Медведи и пчелы». Дети постройтесь в одну шеренгу. Посмотрите, что у меня в руках (картинки медведей и пчел подвешены на веревочке, так чтобы можно было их повесить на шею)! Что делают медведи? (Едят мёд) Правильно. А кто его делает? (Пчёлы) Да. И сейчас вы ребята будете медведями и пчелами. Необходимо поделиться на две неравные группы. Одни – медведи, остальные – пчелы. На расстоянии 3-5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8-10 м на противоположной стороне – луг. Пчелы помещаются на вышке (улей). |
||
Бег |
30-60 сек |
Медленный |
По моему сигналу пчелы летят лакомиться медом на луг. Бегаем осторожно друг на друга не наталкиваемся. |
По сигналу воспитателя пчелы летят за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи вылезают на вышку и лакомятся медом. |
|
Бег |
30-60 сек |
Быстрый |
Когда я скажу «медведи» пчелы летят домой в улей и жалят медведей который не успеют убежать в лес. |
По сигналу: «Медведи!» – пчелы летят обратно и жалят медведей, не успевших вернутся в лес (дотрагиваются до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра продолжается. Ужаленные медведи один раз не выходят за медом. |
|
Подведение итогов игры. |
1 мин |
Молодцы ребята! В следующий раз будьте аккуратнее и не толкайте друг друга. |
Проводятся 2-3 раза, потом меняются ролями. |
||
Заключительная часть. |
|||||
1 |
Построение в шеренгу |
1 мин |
Так теперь постройтесь в шеренгу. |
||
2 |
Малоподвижная игра |
Сейчас мы будем играть в малоподвижную игру, которая называется “У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде” Встаем в круг и повторяем движения за мной. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Молодцы! |
|||
3 |
Построение в шеренгу |
1 мин |
Встаем в шеренгу. Вам все сегодня понравилось? (Да) А понравилось быть медведями и пчелами? (Да). Ну тогда скажем: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» |
Самоанализ организации и проведения физкультурного занятия
Дата: 14.11.18 Группа: старшая
Цель: Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Задачи: Оздоровительные:
1. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе
жизни.
ОО «Физическое развитие»:
1. Формировать у детей умение прыгать через короткую скакалку;
2. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.
3. Упражнять детей в беге в подвижной игре «Медведи и пчелы»;
4. Развивать умение владеть мячом, при выполнении упражнений;
5. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, внимание, настойчивость в достижении цели.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Воспитывать дружеские отношения в игре;
2. Формировать умение действовать в коллективе согласованно.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»:
1. Развивать чувство ритма
ОО «Познавательное развитие»:
1. Дать представление детям о том, что делают медведи и пчелы в подвижной игре «Медведи и пчелы»
ОО «Речевое развитие»
Критерии анализа |
Содержание анализа |
Достижение поставленных цели и задач |
Цели и задачи достигнуты |
Условия проведения (групповая комната, физкультурный зал, площадка). |
Гимнастика была проведена в физкультурном зале |
Подготовка места и физкультурного инвентаря. |
В зале присутствовали зрительные ориентиры в виде наклеек приклеенных к полу, мячи и скакалки были приготовлены в корзинках, дидактический материал также был приготовлен заранее |
Подготовка детей и воспитателя (их одежда и обувь) |
Т.к. в саду принято заниматься без чешек и футболок, дети по приходу на занятие сняли футболки и чешки и поставили чешки около стульчиков и повесили на них свои футболки. Я проводила занятие в спортивной форме, на ногах были кроссовки |
Организация мероприятия; способы организации детей для выполнения физических упражнений; рациональное использование площадки (помещения); раздача и сбор инвентаря. |
Помещение использовалось рационально, дети друг другу не мешали, инвентарь был роздан правильно (дети, во время последнего круга, проходя мимо корзины, брали из нее мячи) |
Соответствие упражнений и основных движений, их сочетаний, последовательности выполнения, методики проведения их главному назначению, возрасту детей, их состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности; |
Упражнения соответствовали данной возрастной группе. В нее входили: ходьба на носках, на внешней стороне стопы, на пятках; бег (2 м). Упражнения соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям детей. Были даны детям в правильной последовательности. |
продолжительность мероприятия в целом и каждой структурной части; дозировка и темп выполнения упражнений, основных движений; |
Занятие было проведено за отведенное для этого время (25 минут: 3 минуты вводная часть, 9 минут ОРУ, 11 минут ОВД, 2 заключительная часть). Дозировка соответствовала данной возрастной группе (6 упражнений), темп средний. |
Качество выполнения упражнений и движений; приемы предупреждения и исправления ошибок. |
Правильное объяснение исходного положения, выполнения упражнений и движений, делала предупреждения и исправляла ошибки. |
Выводы и рекомендации |
Я считаю, что поставленные мною цели и задачи были достигнуты. Думаю, что нужно узнать больше подвижных и малоподвижных игр. |
План-конспект
занятия по физической культуре в ДОУ.
Раздел учебной программы:
особенности развития детей в 2-3 года.
Цель урока:
обучение детей ходить и бегать, прыгать, не наталкиваться друг на друга.
1.Формировать умения детей ходить и
бегать, не наталкиваясь друг на друга.
2.Учить прыгать в длину на двух
ногах.
3.Упражнять в ползании на
четвереньках и в подлезании под шнур.
4.Продолжать формировать умения ходить
по ребристой дорожке.
5.Корректировать осанку в процессе
выполнения упражнений.
1.
Развивать двигательную активность детей.
2.
Развивать правильное дыхание.
3.
Развивать мелкую моторику рук с помощью
самомассажа
1.
Воспитывать умение внимательно слушать
инструкции и выполнять их.
2.
Воспитывать доброжелательное отношение
друг к другу.
Метод проведения:
фронтальный, игровой, индивидуальный.
Место проведения:
спортивный зал.
Время проведения:
15:00 – 15:20.
Инвентарь и
оборудование: шнуры, осенние листья, ребристая дорожка.
I.
В
В
О
Д
Н
А
Я
Ч
А
С С
Т
Ь 6’
II.
О
С
Н
О
В
Н
А
Я
Ч
А
С
Т
Ь
9’
III.
З Ч А А
К С
Л Т
Ю Ь
Ч 2’
И
Т
Е
Л
Ь
Н
А
Я
Организованный
вход в спортивный зал.
Построение
в одну в одну шеренгу
Приветствие
Сообщение
темы и задач занятия
Напра
– во! В обход налево шагом марш!
Ходьба
в колонне по одному с выполнением упражнения.
1)
Ходьба
на носках, руки вверх;
2)Ходьба на
пятках руки в
стороны;
3)
Перекаты
с пятки на носок, руки на пояс;
4)
Ходьба
по ребристой дорожке;
Развитие
выносливости в ходе 2 минутного бега;
Перестроение
в круг для выполнения ОРУ.
ОРУ
ü
И.п.
узкая стойка, листочки вниз.
1-
Поднять листочки через стороны вверх;
2-3-машем
листочками;
4-И.п.
ü
И.п.
узкая стойка ноги врозь, листочки вниз.
1-присед,
листочки около лица;
2-И.п.
3-тоже;
4-И.п.
ü
И.п.
узкая стойка, листочки вниз.
1-наклон
вперед
2-3-качаем
листочками из стороны в сторону;
4-И.п.
ü
И.п.-сомкнутая
стойка, листочки вниз.
1-3
прыжки на месте.
1-3
ходьба на месте
Упражнение
на дыхание.
Перестроение
в 2 колонны
1.Прыжки в длину с места
Воспитатель
выстраивает детей в 2 шеренги и перед каждой выкладывает палочку. По ходу
выполнения упражнения воспитатель объясняет, как надо прыгать через палочку:
не спешить, смотреть под ножки, прыгать на двух ножках, затем повернуться
кругом и встать в конец своей колонны.
После
того как дети дважды выполнят упражнение. Инструктор предлагает детям
разбежаться врассыпную.
2.Ползание на четвереньках и подлезание под шнур.
Впереди
упавшее дерево нам надо подползти под ним.
Подвижная игра
«Зайка серенький»
Зайка
серенький сидит,
(Все
присели)
И
ушами шевелит
(Взялись
за ушки)
Вот
так, вот так
Он
ушами шевелит
Зайке
холодно сидеть
(Все
встали)
Надо
лапочки погреть
(Потерли
ладошки)
Вот
так, вот так
Надо
лапочки погреть
Зайке
холодно стоять,
Надо
зайке поскакать
(
Все прыгают на месте)
Вот
так, вот так
Надо
зайке поскакать,
Зайку
вол испугал!
Зайка
тут же убежал!
Построение
в одну шеренгу.
Подведение
итогов.
Рефлексия.
(Что было самым трудным и как вы преодолеваете трудности).
Организованный
уход из спортивного зала.
30’’
30’’
20’’
20’’
10’’
10’’
10’’
10’’
2’
20’’
20’’
20’’
20’’
20’’
20’’
2’
2’
5’
30’’
30’’
40’’
20’’
Вход
в спортивный зал в соответствующей форме и обуви.
О/в
на быстрое построение.
Здравствуйте
дети! Меня зовут Сергей Сергеевич.
Быстро
и четко сообщить тему и задачи занятия.
Соблюдать
дистанцию.
Ноги
не сгибать, не опускаться на всю стопу.
Ноги
не сгибать, не опускаться на всю стопу.
Ноги
прямые, спину держать прямо, движения плавные.
Соблюдать
дистанцию, бежать с передней части стопы, руки согнуты .
Обращаю
внимание на дисциплину.
Темп
медленный, .
Темп
медленный. Обращаю внимание на ТБ.
Ноги
прямые, наклон точно вперед.
Прыжки
точно вверх.
Кладем
листочек на ладонь и дуем на него, что бы листочек улетел как можно дальше.
Исправлять ошибки по технике выполнения
Обращаю
внимание на ТБ. Темп средний
Обращаю
внимание на ТБ. Темп средний
Обращаю внимание на дисциплину
Исправлять ошибки по
технике выполнения
О/В
на быстрое построение
Сообщает
достигнутые результаты учащихся
Соблюдают дисциплину и четко
взаимодействуют с товарищами при выполнении строевых команд.
Выполняют равномерный бег четко соблюдая
дисциплину и ТБ.
Демонстрируют ОРУ для
подготовки организма к основной части урока.
Выполняют заданное упражнение в
соответствии с его техникой
Стараются прыгать выше
Внимательны
к выполнению упражнения
Оценивают
достигнутые результаты, достижения товарищей.
Организованно
уходят из зала
Раздел включает авторские конспекты занятий для детей 4 возрастных групп: первая младшая
(2-3 года), вторая младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет), старшая (5-6 лет). Все конспекты авторские, опубликованные в разных изданиях. При их использовании в различных иследовательских работах и публикациях (для исключения плагиата) необходимо делать ссылку на мой сайт.
Хочешь задать мне вопрос? ЖМИ СЮДА!
Прикреплённые документы:
Планы-конспекты физкультурных занятий с детьми 2-3 лет
.docx,
загружено: 06 января 2020
Планы-конспекты физкультурных занятий с детьми 3-4 лет
.doc,
загружено: 06 января 2020
Планы-конспект физкультурного занятия с детьми 3-4 лет ” В гости к Мишке мы идем”
.docx,
загружено: 06 января 2020
Планы-конспекты физкультурных занятий с детьми 4-5 лет
.doc,
загружено: 06 января 2020
План-конспект физкультурного занятия с детьми 4-5 лет «Волшебный мяч»
.doc,
загружено: 06 января 2020
Планы-конспекты физкультурных занятий с детьми 5-6 лет
.doc,
загружено: 06 января 2020
Конспекты традиционных физкультурных занятий
по возрастам
Конспект физкультурного занятия с детьми 2-3 лет
Цирковое представление
Место проведения: физкультурный зал.
Форма проведения: сюжетная.
Задачи:
Укреплять мышцы плечевого пояса;
Закреплять упражнения с мячом (отбивание, бросание, прокатывание);
Воспитывать интерес к упражнениям и подвижным играм с мячом.
Оборудование:мячи среднего диаметра по количеству детей, мягкие модули, зонт.
Содержание |
Дозировка |
Организационно – методические указания |
Вводная часть |
||
На арене цирка великаны и гномы 1. Игровое упражнение «Великаны и гномы»: игроки шагают в колонне по одному. По команде «Великаны!» поднимают руки вверх и идут на носках. По команде «Гномы!» передвигаются в приседе, руки на коленях. Отмечаются внимательные дети |
3–4 раза |
Четко произносить текст,не нарушать строй |
Цирковые артисты прячутся под куполом цирка 2. Подвижная игра «Кап-кап-кап»: игроки находятся на площадке, в центре площадки водящий – педагог с закрытым зонтом. По команде «На прогулку!» дети бегают в разных направлениях по площадке, по команде «Кап-кап-кап!» педагог раскрывает зонт, а дети бегут и прячутся под ним. |
3 раза |
Не наталкиваться друг на друга во время бега. С каждым повторением игры педагог меняет свое местоположение |
Надуваем воздушный шар 3. Динамическое дыхательное упражнение «Надуй шар»: И.п. – стоя. 1-2 – вдох носом; 3-4 – выдох ртом, поизнести звук «ффф» Построение в круг для выполнения комплекса ОРУ без предметов Шарик превратился в мячик Построение в круг для выполнения ОРУ с мячом |
3-4 раза |
Надувая шар, дети разводят руки в стороны. По команде педагога дети сдувают шар, сводя ладони и произнеся на выдохе звук «шшш» |
Основная часть |
||
Упражнения с мячом выполняют цирковые обезьянки 1. Комплекс ОРУ с мячом №38 [2, с.57] |
3 мин |
|
2. Упражнения с мячом: подбрасывать мяч вверх двумя руками вверх; отбивать мяч двумя руками от пола; скатывать мяч в горки из мягких модулей и догонять |
3–4 раза 3–4 раза 3–4 раза |
Без ловли При большом количестве детей нужно поставить две горки |
На арене дрессированные собачки 3. Игровое упражнение «Собачки»: дети передвигаются в упоре на коленях в разных направлениях за мячом, прокатывая его вперед головой |
1 мин |
|
Салют на арене цирка 4. Игровое упражнение «Брось и догони»: дети строятся в шеренгу с мячом в руках и принимают нужное исходное положение (сед ноги врозь, сед на пятках, лежа на животе). По команде игроки двумя руками из-за головы бросают мяч вперед, догоняют его и возвращаются на исходную линию |
4–5 раз |
С каждым новым повторением педагог меняет исходное положение игроков. Для формирования правильной техники броска целесообразно на расстоянии 2‑3 м от исходной линии установить зрительный ориентир (веревку, игрушку) |
Заключительная |
||
Представление закончилось Спокойная ходьба в колонне по одному с мячом в руках |
1 мин |
По окончании ходьбы дети кладут мячи на место |
Конспект физкультурного занятия с детьми 3-4 лет
«Здоровые ножки»
Место проведения: физкультурный зал.
Форма проведения: интегрированная (с образовательной областью «Ребенок и общество»).
Задачи:
Укреплять связочно-мышечный аппарат стопы.
Формировать представления о пользе физических упражнений для здоровья; закреплять упражнения в ползании и лазании.
Приобщать детей к основам здорового образа жизни.
Оборудование:массажные мячи по количеству детей, 2 массажных коврика, ребристая доска, канат, куб (30 на 30 см), 2 мата, шнур.
№ |
Программное содержание |
Дозировка |
Организационно – методические указания |
Вводная часть |
|||
1 |
Вводная беседа с детьми о том, что надо делать, чтобы быть здоровым – умываться, чистить зубы, кушать овощи и фрукты и, конечно, заниматься физкультурой. Педагог предлагает детям сегодня выполнить интересные и полезные упражнения для ног |
3 мин |
Для наглядности использовать тематические картинки и плакаты |
2 |
Ходьба в колонне по одному: на носках; с высоким подниманием бедра; в приседе |
2 мин |
Дети занимаются без обуви. Руки вверху Руки на поясе Руки на коленях |
3 |
Подвижная игра «Белки на деревьях»: игроки «белки» находятся в домике – «на дереве» (гимнастическая скамейка у стены или нижняя рейка гимнастической лестницы). По команде: «Побежали гулять!»дети слезают с дерева и бегают по залу, а со словами «На дерево!» – убегают в домик. |
С лестницы не спрыгивать, выше первой рейки не залезать |
|
4 |
Динамическое дыхательное упражнение: «Высокие деревья»; И.п. – стоя. 1–2 – подняться на носки, руки через стороны вверх, вдох через нос; 3–4 – и.п., выдох через рот Построение в круг для выполнения комплекса корригирующей гимнастики |
3–4 раза |
Тянуться выше |
Основная часть |
|||
1 |
Комплекс корригирующей гимнастики на укрепление свода стопы: «Пяточки-носочки»; И.п. – узкая стойка. Перекаты с пяток на носки. «Помашем ножками»; И.п. – сед ноги врозь. Приведение–отведение стоп наружу и внутрь. «Похлопаем ножками»; И.п. – сед согнув ноги стопами внутрь. «Хлопки» стопа о стопу. «Погладим ножки»; И.п. – то же. Поглаживание правой и левой стопы ладонями «Поиграем пальчиками»; И.п. – сед. Сгибание-разгибание пальцев ног |
по 4-5 раз каждое упражнение |
Рассказать детям о пользе упражнений для здоровья ног Упражнения выполнять по возможной амплитуде |
2 |
Полоса препятствий: проползать в упоре на коленях через тоннель; ходить по массажным коврикам; залезать по ребристой наклонной доске на куб, спрыгивать на мат; ходить по канату боком приставным шагом прыгать из обруча в обруч |
3 мин |
Выполнять задание поточно, соблюдать расстояние |
3 |
Подвижная игра «Мыши в кладовой»: игроки – «мыши» находятся в домике на одной стороне площадки, водящий – «кот» сидит на другой стороне в «кладовой». Поперек площадки в центре стоят дуги, которые разделяют «кладовую» и «дом мышей». По сигналу «мыши» бегут в «кладовую», подлезая под дугами, бегают врассыпную, «едят сыр», а «кот» притворяется спящим. По команде «Кот!» мыши бегут в «домик», подлезая под дугами, а «кот» старается их догнать и запятнать |
3 раза |
Не касаться дуг спиной, «кот» не может пятнать «мышей» которые пролезли под дугой |
Заключительная часть |
|||
1 2 |
Игровое упражнение «Массаж»: дети садятся на пол и по показу педагога выполняют массаж стоп массажными мячиками Итоговая беседа о полезных для здоровья упражнениях |
2 мин 1 мин |
В ходе выполнения упражнения педагог объясняет детям, что массаж очень полезен для здоровья ног и его можно делать не только в детском саду, но и дома |
Конспект физкультурного занятия с детьми 4 – 5 лет
«Матросы на корабле»
Место проведения: физкультурный зал.
Форма проведения: сюжетная.
Задачи:
Расширять функциональные возможности вестибулярного аппарата.
Учить контролировать положение своего тела, сохранять динамическое и статическое равновесие в упражнениях на гимнастических скамейках.
Формировать навыки коллективного взаимодействия двигательной деятельности.
Оборудование: 2 длинные гимнастические скамейки, 6 набивных мешочков, 8-10 обручей среднего диаметра (60-70 см), 2 мата.
№ |
Программное содержание |
Дозировка |
Организационно – методические указания |
Вводная часть (4 мин) |
|||
1 |
Построение в шеренгу, приветствие. Педагог сообщает детям, что сегодня они будут матросами, а гимнастические скамейки – это «корабли» |
1 мин |
В центре зала параллельно стоят две гимнастические скамейки (расстояние 2,5–3 м) |
2 |
Сюжетно-игровая ситуация: плывем на кораблях. Подвижная игра с ходьбой и бегом «Матросы на корабле»: дети садятся друг за другом «верхом» на скамейки и кладут впередисидящему игроку руки на плечи. По команде«Поплыли!» слегка наклоняются вперед и выпрямляются, имитируя движение корабля. По команде«Причалили к берегу!» выходят из кораблей и выполняют упражнения с разновидностями ходьбы, бега в соответствии с сюжетом. По команде «По местам!» садятся на свои «корабли» и «плывут» дальше |
5–6 раз |
Разновидности ходьбы: с высоким подниманием бедра, на носках, широки шагом. Разновидности бега: обычный, с высоки поднимание бедра. Ходить и бегать в заданном направлении, не мешая другу Садиться только на свой «корабль» |
3 |
Сюжетно-игровая ситуация: дуем на воду. Динамическое дыхательное упражнение: И.п. – сед на скамейке поперек, согнув ноги, руки на поясе. 1-2 –поднять плечи вверх, вдох носом; 3-4 – опустить плечи, наклонить голову, выдох ртом |
3 раза |
Согласовывать движения с дыханием Вдох глубокий, выдох длинный |
Основная часть (18 мин) |
|||
1 |
Сюжетно-игровая ситуация: матросы делают зарядку. Комплекс ОРУ на гимнастических скамейках: |
4 мин |
|
«Сильные матросы»; И.п. – сед на скамейке поперек, согнув ноги, руки в стороны. 1 – согнуть руки в стороны; 2 – и.п. |
5-6 раз |
Кисть в кулаке Туловище держать ровно |
|
«Качаемся на волнах»; И.п. – сед на скамейке поперек, согнув ноги, руки за головой. 1-2 – наклониться вправо, правой рукой коснуться пола; 3-4 – и.п. 5-8 – то же в др. сторону. |
4-5 раз |
Ноги с места не сдвигать |
|
«Заводим мотор»; И.п. – упор сидя сзади на скамейке вдоль. 1-3 – правую ногу вперед, вращать в голеностопном суставе; 4 – и.п. 5-8 – то же др. ногой. |
3-4 раза |
Туловище слегка отклонить назад, ноги в коленях не сгибать |
|
«Плывем под водой»; И.п. – упор на коленях лицом к скамейке. Пролезать под скамейкой. |
4-5 раз |
На животе, «по-пластунски» |
|
«Поднимаемся на палубу»; И.п. – стойка лицом к скамейке. 1-2 – встать на скамейку; 3-4 – и.п. 5-8 – то же с др. ноги |
3-4 раза |
Медленно, аккуратно, удерживать равновесие |
|
«Веселые матросы»; И.п. – стойка боком к скамейке, руки на поясе. 1-4 – подскоки вокруг скамейки на двух ногах; 5-8 – ходьба вокруг скамейки на носках |
2 серии по 6-8 раз |
Активно отталкиваться, мягко приземляться |
|
2 |
Сюжетно-игровая ситуация: матросы на палубе корабля. Упражнения на гимнастических скамейках: |
Выполняют в двух группах поточно |
|
ходить по скамейке (руки в стороны), перешагивая через 3 мешочка, в конце скамейки спрыгивать на мат, пролезать в упоре на коленях под дугой |
2 раза |
Соблюдать расстояние, не спешить Спрыгивать на мат, приземляясь на полусогнутые ноги |
|
ползать по скамейке в упоре на коленях, прыгать через 4–5 обручей (из обруча в обруч), выпрыгивая вверх из приседа |
2 раза |
Держаться руками за края скамейки, подбородок приподнять, спину прогнуть |
|
ходить по скамейке боком приставным шагом (на середине скамейки развернуться другим боком), спрыгивать на мат, бегать «змейкой» между обручами |
2 раза |
Спину держать ровно |
|
3 |
Сюжетно-игровая ситуация: матросы убегают от акулы. Подвижная игра «Матросы и акула»: игроки – «матросы» стоят на своих скамейках – «кораблях», водящий – «акула» стоят в «доме» на другой стороне площадки. По команде «Матросы – в море!» «матросы» спрыгивают со свих скамеек, бегают по площадке, имитируя плавание движениями рук. По команде «Акула!» игроки убегают на свой «корабль», а «акула» догоняет их и пятнает |
3 раза |
Под скамейки положить маты. Прятаться от «акулы» можно только на свой «корабль». |
Заключительная часть (3 мин) |
|||
1 |
Сюжетно-игровая ситуация: матросы отдыхают. Спокойная ходьба в колонне по одному |
2 мин |
В сочетании с дыхательными упражнениями |
2 |
Построение, подведение итогов |
1 мин |
Конспект физкультурного занятия с детьми 5 – 6 лет
«Волшебный мяч»
Место проведения: физкультурный зал.
Форма проведения: учебно-тренировочная.
Задачи:
Укреплять мышцы плечевого пояса;
Закреплять метания на дальность и в цель, улучшать точность двигательных действий;
Формировать целенаправленную двигательную активность в самостоятельной и организованной физкультурно-игровой деятельности с мячами.
Оборудование: детские волейбольные мячи, игровое пособие «островки» по количеству детей, набивные мячи (1 кг) на пару, 2 фитбола, подвешенный обруч большого диаметра, баскетбольное кольцо, бум, гимнастическая скамейка, тоннель, 4 обруча среднего диаметра.
№ |
Программное содержание |
Дозировка |
Организационно – методические указания |
Вводная часть (5 мин) |
|||
1 |
Построение в шеренгу, приветствие. Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они будут выполнять интересные упражнения и играть с разными видами мячей |
1 мин |
Проверка осанки |
2 |
Ходьба в колонне по одному с препятствиями: |
1,5 мин |
По периметру зала расположены «островки» на расстоянии 1-1,2 м |
‑ на пятках между «островками»; ‑ боком приставным шагом, перешагивая через островки; – с высоким подниманием бедра, перешагивая через островки |
Руки за головой Руки на поясе Руки в стороны |
||
3 |
Бег в колонне по одному с препятствиями: ‑ «змейкой» между островками; ‑ перешагивая через островки; ‑«змейкой» между островками, сгибая голень назад |
1 мин |
Соблюдать расстояние. Не задевать островки. Активно работать руками |
4 |
Динамические дыхательные упражнения: И.п. – стойка на «островке». 1-2 – руки вверх, вдох носом; 5-6 – и.п., выдох ртом И.п. – то же. 1-2 – поворот головы направо, вдох носом; 5-6 – поворот головы налево, выдох ртом Произвольное построение для выполнения комплекса ОРУ |
3-4 раза 2-3 раза |
Посмотреть вверх Медленно, плавно |
Основная часть (18 мин) |
|||
1 |
Комплекс ОРУ с мячом: |
4 мин |
Стараться не ронять мяч |
И.п. – о.с., мяч на груди. 1 – надавить на мяч ладонями; 2-3 -удерживать напряжение; 4 – и.п. |
3-4 раза |
Кисть поднята кверху Увеличивать силу надавливания Расслабиться |
|
И.п. – узкая стойка, мяч сзади внизу. 1-3 – пружинящие наклоны вперед с отведением мяча назад; 4 – и.п. |
5-6 раз |
Ноги и руки прямые, по возможной амплитуде |
|
И.п. – сед ноги врозь, мяч внизу. 1-3 – наклониться, прокатить мяч от правой ноги к левой; 4 – и.п. 5-8 – то же в др. сторону |
4-5 раз |
Ноги в коленях не сгибать |
|
И.п. – стойка на коленях, мяч вверху. 1 – сесть на пятки, отбить мяч о пол; 2 – поймать мяч, и.п. |
5-6 раз |
Стараться не уронить мяч |
|
И.п. – лежа на животе, руки вверху, мяч на полу у правой руки. 1-2 – поднять голову и плечи, прокатить мяч от правой руки к левой; 3-4 – и.п. |
4-5 раз |
Прогнуться, ноги не поднимать |
И.п. – упор на коленях, мяч между стоп. 1 – прогнуть спину, поднять голени; 2 – и.п. |
5-6 раз |
Стараться не выпустить мяч |
|
И.п. – стойка, руки на поясе, мяч на полу. Подпрыгивать с ноги на ногу вокруг мяча |
2 серии по 8-10 раз |
Менять направление, чередовать с ходьбой |
|
2 |
Полоса препятствий с мячом: |
3 мин |
Препятствия расставлены по периметру площадки |
ходить по мостику-буму на носках, мяч за головой; пролезать в упоре на коленях через тоннель, прокатывая мяч перед собой; ходить в наклоне по гимнастической скамейке, прокатывая мяч вперед; бросать мяч в баскетбольное кольцо; прыгать на двух ногах из обруча в обруч с отбиванием мяча о пол и ловлей; бросать мяч, в вертикально подвешенный обруч |
Удерживать равновесие Не касаться тоннеля спиной Обеспечить страховку Расстояние 1,5-2 м, любым способом Сначала прыгнуть в обруч, затем отбить мяч о пол и поймать Высота – 1,5-2 м от пола |
||
3 |
Упражнения с набивными мячами в парах: |
3 мин |
Расстояние между парами 2,5 – 3 м |
И.п. – сед ноги врозь. ‑ прокатывать мяч двумя руками И.п. – сед согнув ноги скрестно, мяч на груди. ‑ бросать мяч двумя руками от груди И.п. – лежа на животе, мяч в руках. ‑ прокатывать мяч двумя руками И.п. – стойка ноги врозь в наклоне лицом друг к другу, мяч внизу. ‑ прокатывать мяч двумя руками |
6-8 раз 5-6 раз 4-5 раз 5-6 раз |
Прокатывать мяч плавным толчком При броске полностью разгибать руки |
|
4 |
Эстафета «Кенгуру»: участвуют две команды, построение детей – в колонну за стартовой линией, первые игроки сидят на фитболах. По сигналу первые игроки прыгают на фитболах до поворотной стойки (расстояние 4-5 м от стартовой линии) и обратно, передают фитбол следующему игроку, становятся в конец колонны и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету |
2-3 раза |
Можно изменить правила эстафеты и обратно катить фитбол по полу или бежать с мячом в руках |
Заключительная часть (4 мин) |
|||
1 |
Подвижная игра «Ты катись, веселый мяч»: игроки передают фитбол по кругу из рук в руки со словами: Ты катись, веселый мяч, Быстро-быстро по рукам, У кого веселый мяч – покажи движенье нам. Игрок, у которого оказался мяч, выходит в центр круга и показывает любое упражнение (без мяча), а остальные игроки его повторяют |
4-5 раз |
Можно изменять исходное положение игроков (стоя лицом в круг, стоя спиной в круг, сидя и др.). Каждый новый игрок показывает новое упражнение |
2 |
Построение, подведение итогов Дети вспоминают, с какими видами мячей они работали на занятии, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы педагога |
3 мин |
Напомнить детям все виды мячей, с которыми они работали на занятии: волейбольные, набивные, фитболы. Показать другие виды мячей: футбольные, теннисные, баскетбольные |
Конспект физкультурного занятия с детьми 6 – 7 лет
«Легкая атлетика – королева спорта!»
Место проведения: площадка на улице.
Форма проведения: тематическая.
Задачи:
Расширять функциональные возможности сердечнососудистой и дыхательной системы;
Закреплять прыжок в длину с прямого разбега, метание мяча правой (левой) рукой вдаль;
Формировать доступные представления о легкоатлетических упражнениях и способах их применения.
Оборудование:мячи малого диаметра (5-6 см) на подгруппу, стационарное надворное оборудование.
№ |
Программное содержание |
Дозировка |
Организационно – методические указания |
Вводная часть (5 мин) |
|||
1 |
Построение, приветствие. Педагог объясняет детям, почему легкая атлетика – королева спорта, рассказывает какие элементы легкой атлетики будут на этом занятии (спортивная ходьба, бег, прыжки в длину, метания) |
2 мин |
Занятию предшествует предварительная ознакомительно-разъяснительная работа |
2 |
Элементы спортивной ходьбы в колонне по одному с изменением темпа по звуковому сигналу |
1, 5 мин |
Активно работать руками |
3 |
Кросс по пересеченной местности, обегая препятствия (деревья, кустарники, спортивно-игровое оборудование и др.) |
2, 5 мин |
Медленный темп, дышать носом |
4 |
Динамическое дыхательное упражнение «бабочка»; И.п. – в ходьбе. 1-2 – руки в стороны, прогнуться, вдох через нос; 3-4 – выдох через рот, и.п. Свободное построение для выполнения комплекса ОРУ |
3–4 раза |
Согласовывать дыхание с движением |
Основная часть (20 мин) |
|||
1 |
Комплекс ОРУ без предметов: |
4 мин |
|
И.п. – о.с. 1 – дугой влево правую руку вверх; 2 – дугой вправо левую руку вверх; 3 – подняться на носки, посмотреть на руки; 4 – опуститься на всю стопу, руки через стороны вниз |
5-6 раз |
Плавно, не наклоняться |
|
И.п. – о.с. 1 – руки вперед, хлопок; 2 – и.п.; 3 – руки назад, хлопок; 4 – и.п. |
6-7 раз |
Четко, ритмично, не наклоняться |
|
И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-3 – пружинящие наклоны вправо; 4 – и.п. 5-8 – то же в др. сторону |
5-6 раз |
Увеличивать амплитуду, ноги с места не сдвигать |
|
И.п. – широкая стойка, руки в стороны. 1 – наклониться вперед, руки назад; 2 – и.п.; 3 – наклониться, руками коснуться пола; 4 – и.п. |
5-6 раз |
По возможной амплитуде, ноги в коленях не сгибать |
|
И.п. – узкая стойка, руки за головой. 1 – согнуть правую вперед, захватить руками голень; 2 – и.п. 3-4 – то же др. ногой |
6-7 раз |
Туловище держать ровно |
|
И.п. – узкая стойка. 1 – шаг правой; 2 – мах левой, руки вперед; 3-4 – обратно, и.п. 5-8 – то же др. ногой |
5-6 раз |
Четко, ноги в коленях не сгибать |
|
И.п. – стойка, руки на поясе. 1-3 – подпрыгивать на месте; 4 – прыжком поворот на 180; 5-8 – то же в др. сторону |
6-7 раз |
Мягко приземляться с носков на пятки |
И.п. – о.с. 1-4 – правую вперед-вниз на носок, «очертить» круг; 5-8 – то же др. ногой |
5-6 раз |
Тянуть носок, ноги в коленях не сгибать |
|
2 |
Работа в группах: |
12 мин |
Дети делятся на три группы |
1-ая группа: прыжок в длину с прямого разбега (3-4 м) |
4-5 раз |
Отталкиваться от доски одной ногой, приземляться – на две ноги |
|
2-ая группа: метание мяча вдаль одной рукой. И.п. – стойка ноги врозь левой, правая рука вверху с мячом, левая впереди. Сгибая правую в колене, слегка отклониться назад, выполнить замах правой рукой и бросок |
По 3-4 раза каждой рукой |
Рука с мячом слегка согнута в локте. Чередовать броски правой и левой рукой |
|
3-я группа: лазание по спортивно-игровому комплексу |
4 мин |
Использовать разные виды лазания, перелезания |
|
3 |
Игра–соревнование «Перебежки»: игроки строятся в шеренгу за стартовой линией. По сигналу дети бегут по прямой к финишу (15-20 м метров от стартовой линии), поворачиваются кругом и хлопают. Отмечается три первых игрока. |
2-3 раза |
Дети играют группами по 8-10 человек. Длину дистанции нужно менять в зависимости от физической подготовленности детей |
Заключительная часть (5 мин) |
|||
1 |
Динамические дыхательные упражнения: «воздушный шарик»; И.п. – присед. 1-6 – подняться на носки, руки через стороны вверх, вдох через нос; 7-8 – выдох через рот, и.п. «сдуй листочек»; И.п. – стойка, положить листочек на ладонь. 1-2 – вдох через нос; 5-6 – выдох через рот, сдуть лист с ладони |
3–4 раза 3–4 раза |
Медленно, тянуться выше. Вдох глубокий, выдох – длинный |
2 |
Дидактическая игра «Виды легкой атлетики»: педагог показывает детям картинки или фотографии с разными видами легкой атлетики (бег с барьерами, с препятствиями; метание ядра, молота, диска; прыжки в длину, в высоту, с шестом). Дети должны правильно назвать вид легкой атлетики |
3 мин |
Показ картинок сопровождать рассказом об известных спортсменах-легкоатлетах |