Как составить конспект лекционного занятия

Методические рекомендации к оформлению развернутого конспекта лекционного занятия

  1. Конспект лекции
    начинается с титульного листа, на
    котором указываются полная аббревиатура
    учебного заведения, вид и тема лекционного
    занятия, название учебного предмета,
    дата проведения, фиксируются данные о
    том, в каком учебном заведении, учебной
    группе проводится занятие, указывается
    фамилия, имя, отчество студента-практиканта
    и руководителей практики.

  2. На втором листе
    излагается

    • цель, задачи учебного
      материала,

    • структура (план)
      лекции,

    • форма организации
      студентов,

    • основные методы
      обучения,

    • средства обучения
      (при использовании наглядных средств
      обучения необходимо перечислить
      названия таблиц, учебных фильмов и
      слайдов, раздаточного материла и т.д.),

    • список используемой
      и рекомендуемой литературы.

  3. На последующих
    листах фиксируется содержание хода
    лекционного занятия.

  4. При оформлении
    конспекта используется цветовая
    палитра, чтобы было удобно читать
    конспект занятия.

  5. Черновик конспекта
    лекционного занятия заверяется не
    позже, чем за три дня до проведения, у
    методиста базы практики.

  6. Окончательный
    вариант конспекта лекции заверяется
    не позже, чем за один день до проведения
    занятия, у методиста учебного заведения,
    где учится сам студент-практикант.

5. Планирование и проведение семинарских занятий по психологическим дисциплинам

За период прохождения
практики студент должен разработать и
провести как минимум одно семинарское
занятие по любой психологической
дисциплине.
Студент-практикант
должен помнить, что основная цель
психологического семинара заключается
не столько в обогащении памяти, сколько
в развитии способности самостоятельного
творческого мышления, в овладении
методами теоретической и практической
деятельности.

Личная подготовка
преподавателя (в роли которого выступает
студент-практикант) к семинарскому
занятию начинается с анализа учебной
программы курса и составления рабочего
плана проведения семинара, в котором
раскрывается модель предстоящего
занятия. В плане находят свое отражение
следующие вопросы:

  • тема и вид («круглый
    стол», семинар-исследование,
    семинар-дискуссия и т.д.), цель и задачи
    семинарского занятия,

  • отбор учебного
    материала для семинара,

  • формы организации
    работы студентов на занятиях (фронтальная,
    груп­повая, индивидуальная),

  • выделение методов
    ведения семинара,

  • использование
    средств обучения, соответствующих
    выбранным методам, перечень используемых
    графических средств (схем) и ТСО,

  • фамилии обучаемых,
    которых необходимо привлечь к обсуждению
    вопросов,

  • критерии и система
    оценки знаний и умений студентов,

  • условия для реализации
    самостоятельной познавательной
    деятельности студентов на семинаре и
    дома, основные вопросы семинара с
    указанием литературы,

  • тезисы вступительного
    слова,

  • инструктирование
    студентов по подготовке и проведению
    семинара,

  • краткое изложение
    содержания основных вопросов (если
    необходимо),

  • тема доклада
    (сообщения) и литература для его
    подготовки (если этот вид задания
    предполагается на семинаре),

  • перечень дополнительных
    проблемных вопросов, задачи и упражнения,

  • подведение итогов
    семинара, тезисы заключительного слова.

Методическое
руководство подготовки студентов к
семинару включает в себя:

  1. определение
    содержания самостоятельной работы;

  2. проведение
    консультаций;

  3. осуществление
    контроля подготовки студентов к занятию
    и качества отработки литературы,
    рекомендованной к семинару;

  4. методическую помощь
    докладчику.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Во время учебного процесса студенту очень важно не только получить новые знания, но и прочно закрепить их в памяти. Качественно усвоить материал поможет грамотная работа над конспектом. Обычно под конспектом понимают быструю запись главных моментов лекции или краткое изложение информации, содержащейся в книгах.

как правильно составить конспект урока самому?
как правильно составить конспект урока самому?

Сегодня предлагаем ознакомиться с правилами составления разных видов конспектов и рассказываем о самых распространенных ошибках учащихся.

Содержание:

  1. Что такое конспект
  2. Какой объем должен иметь конспект
  3. Особенности составления конспекта
  4. Основные типы конспектов
  5. Общие рекомендации по написанию конспекта
  6. Правила работы с различными видами текста
  7. – Запись конспекта на лекциях
  8. – Конспектирование статей
  9. – Написание конспектов по книгам
  10. – Составление конспекта по параграфу
  11. – Работа над конспектом учебника
  12. Типичные студенческие ошибки
  13. Нужна ли проверка на плагиат?
  14. Способы повышения уникальности
  15. Учебный конспект – что это такое?

Что такое конспект?

Конспект – это сокращение чужого материала с выделением основных моментов. Обычно он представляет собой не просто текстовую запись. В правильно составленном конспекте присутствуют схемы, тезисы, цитаты, планы. Все эти элементы логически связаны между собой, помогая быстро восстановить в памяти необходимую для учебы информацию.

конспект урока
конспект урока

Студенты, обладающие навыками конспектирования, более эффективно усваивают знания. Поэтому учиться составлять конспекты правильно нужно с первого курса.

В начале каждого занятия опытный преподаватель обычно представляет его план, сообщает, о каких темах пойдет речь далее, записывает на доске новые термины, перечисляет книги для самостоятельной работы. Получив первоначальное представление о лекции, студенты настраиваются на работу и переходят к написанию конспекта.

Лектор излагает учебный материал, а слушатели фиксируют в своих записях ключевые моменты. Поначалу успевать за преподавателем довольно трудно. Со временем приходит опыт, учащийся легко выделяет главное, применяет много сокращений и символов вместо слов. Одни обозначения подсказывает преподаватель, а другие появляются у студентов сами.

К сожалению, довольно часто преподаватели бывают ограничены во времени. Учебного материала слишком много, и часов, отведенных для курса, не хватает. Учить студентов правильно готовить записи некогда, темп лекций становится напряженным. Более того, часть нужного материала приходится изучать только по книгам. Поэтому освоить принципы конспектирования учебников и лекций лучше самостоятельно.

Совет!

Каждый студент рано или поздно сталкивается с необходимостью написания уникальной работы. Быстро повысить уникальность текста любой сложности и выполнить проверку на плагиат можно на нашем сайте. Проверка выполняется с помощью преподавательской системы. Оригинальность достигается за счет специальной программы антиплагиат киллер. Она преобразует документ с помощью автоматического кодирования файла, оставляя неизменным текст. Результат впечатляет – за считанные секунды уникальность повышается до 90%. И переписывать при этом ничего не нужно, напишите нам сообщение и мы поможем.

Какой объем должен иметь конспект по теме

Главный принцип написания учебных конспектов – грамотное сокращение. Информация должна быть представлена в сжатой форме. Поэтому объем хорошо составленного конспекта обычно не превышает трети исходного материала.

Но это лишь общие правила. На практике четких ограничений по объему не существует. Например, некоторые студенты способны внимательно слушать, быстро записывая при этом практически все слова. Получается развернутый конспект, который будет полезен при подготовке к экзамену. Другие студенты пишут медленно или быстро устают от письма. Поэтому они стараются определить и зафиксировать только самое важное.

То есть, ориентироваться исключительно на объем не стоит. При составлении конспекта важно учесть другие моменты. Именно о них и пойдет речь далее.

Как красиво оформить конспект, основные техники

Для составления хорошего конспекта требуются внимание, сосредоточенность на теме и умение выделять главное. Но поддерживать хорошую умственную работоспособность в течение всего дня бывает непросто. А, значит, энергию необходимо грамотно распределять.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция

Так, если с самого утра студент взялся записывать за преподавателем каждое слово, скоро наступит усталость. Уже на второй или третьей паре внимание начнет рассеиваться, появится тяжесть в руках. Нормально конспектировать лекцию будет невозможно. Захочется пораньше уйти домой.

Переутомления на лекциях допускать нельзя. Важно научиться беречь свои силы и равномерно распределять нагрузку. Поэтому не стоит старательно записывать в тетрадь каждое слово лектора. Достаточно определить ключевые тезисы, которые помогут вспомнить весь материал. При этом очень важно сохранить все смысловые связи, стараясь не нарушать логическую последовательность элементов.

Нередко сэкономить усилия помогает небрежный почерк. Но здесь необходимо знать меру. Записи должны быть разборчивыми. Иначе, когда тема лекции начнет забываться, полностью восстановить смысл не получится.

Составить полноценный конспект без лишних усилий помогут популярные техники.

Создание майнд-карт

В центральной части листа обозначают тему и выделяют ее кружочком. Затем к этому ядру присоединяют блоки с важнейшей информацией по данной теме. Причем в блоках могут быть указаны не только термины, но и ассоциации, рисунки, символы, идеи.

Методика Корнелла

Страница для записей разделяется на три блока. Сначала проводят горизонтальную линию, отделив снизу примерно одну пятую листа. Затем с помощь вертикальной линии разделяют блок сверху. Причем правая его часть должна быть гораздо больше левой.

Справа конспектируют лекцию в обычном режиме. В левую колонку после завершения лекции вносят ключевые слова и основные идеи. А в нижнем блоке подводят итог, кратко сформулировав главную мысль конспекта. Причем откладывать работу надолго не стоит. Техника Корнелла должна быть реализована в течение 24 часов с момента заполнения правой колонки. Имея под рукой такие записи, можно моментально вспомнить весь материал по теме.

Важно! Сегодня многие студенты предпочитают скачивать готовые конспекты из интернета. Но важно помнить, что любую студенческую работу могут проверить на уникальность. Поэтому над текстом придется поработать. Успешно пройти проверку на плагиат помогут специальные методы описанные ниже.

Основные виды конспектов, оформление, план

В зависимости от объема, структуры и техники составления выделяют несколько основных видов конспектов.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция
  • План-конспект . Эту разновидность конспекта можно назвать классической. Сначала делают общий план. Он включает несколько позиций, обычно 4-5. Затем каждый пункт раскрывают в основном содержании работы.
  • Схематический план . Этот конспект отличается особой структурой. Он состоит из логически связанных между собой вопросов. На каждый вопрос дают несколько ответов. Таким образом, можно объединить весь текст краткими предложениями.
  • Текстуальный конспект . Прежде всего, он рассчитан на самостоятельную работу с книгами. Из книги выписывают важные цитаты, а текст между ними заполняют ключевыми словами и краткими тезисами.
  • Тематический конспект . Здесь определенную тему изучают с использованием разных источников. При этом сжато конспектируют идеи и точки зрения разных исследователей. Это помогает собрать большое количество информации и полностью охватить проблему.
  • Свободный конспект . Он представляет собой запись лекций во время аудиторных занятий. Записывать под диктовку можно по-разному. Одни студенты применяют много сокращенных слов и даже условных обозначений. Другие прибегают к тезисам, выпискам, составлению плана. Для достижения максимального результата желательно использовать сразу несколько методов, помогающих ускорить запись информации.

Это был краткий обзор основных разновидностей конспекта. А теперь давайте поговорим о том, как правильно применять на практике различные варианты конспектирования.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция

Общие рекомендации по написанию конспекта: пошаговая инструкция

Научиться быстро и грамотно составлять информативные конспекты помогут несколько правил.

  • Если речь идет о самостоятельной работе с учебником, перед началом конспектирования нужно получить общее представление о материале. Что касается лекций, то в первые 5 минут пары преподаватель обычно сообщает студентам, о чем будет рассказывать и акцентирует внимание на самых важных моментах.
  • Облегчить написание конспекта по книге поможет составление плана или предварительная разработка структуры. А перед началом лекции план занятия должен предоставить студентам преподаватель.
  • Очень важно выписывать больше тезисов и цитат. Они помогают легко воссоздать в памяти всю нужную информацию.
  • Записывать под диктовку каждое слово преподавателя очень трудно. Лучше прослушать предложение до конца и зафиксировать в конспекте ключевое слово или фразу.
  • Во время лекции преподаватели обычно разбавляют основную информацию комментариями. Это время можно эффективно использовать для записей.
  • Не пытайтесь записывать каждое слово полностью. Ведь существует множество условных обозначений. Вместо «метр» нужно писать «м», вместо «сантиметр» – «см», и т.д.
  • Также можно применять собственные сокращения, использовать интернет-сленг, рисунки или символы.
  • В левой части страницы желательно оставлять небольшой столбец для примечаний. В нем отмечают ключевые мысли или вопросы, которые необходимо прояснить.
  • Если в процессе лекции что-то было упущено и возникло непонимание, перебивать преподавателя нельзя. Зато в конце занятия все непонятные моменты нужно обязательно уточнить.
  • Упустив во время лекции важную мысль, оставьте в конспекте место. А после пары не забудьте заполнить пробел.

Эти простые советы помогут записать всю необходимую информацию, не прилагая лишних усилий. А сейчас перейдем к особенностям составления конспекта в зависимости от вида исходного текста.

Правила работы с различными видами текста

Как повысить эффективность составления конспектов в зависимости от типа исходного текста? Прежде всего, для этого необходимо учитывать все описанные выше рекомендации, а также правильно подобрать для конкретного источника способ конспектирования.

Запись конспекта на лекциях, оформление конспектов в тетради

Во время аудиторных занятий чаще всего записи ведут в виде свободного конспекта. То есть, каждый студент старается зафиксировать как можно больше устной информации с помощью удобных для него способов. Эту популярную методику рекомендуется сочетать с составлением плана-конспекта. Обычно этот план предоставляет преподаватель. А студент во время лекции дополняет его своими краткими записями. Главное – сохранить логическую цепочку между ключевыми моментами текста.

Конспектирование статей

Для работы со статьями рекомендуется использовать два варианта конспекта – тематический и схематический. Первый вариант дает возможность объединять в один текст важнейшие моменты из разных статей и получить развернутую картину. Второй вариант помогает отделять мнения в различных статьях и добиваться большей объективности. То есть, у каждого из этих конспектов есть свои преимущества. И выбор остается за студентом. Но если необходимо сделать конспект быстро, то больше всего подойдет именно схематический вид, потому что текстуальная составляющая в такой работе сводится к минимуму. При помощи лаконичной вопросно-ответной цепочки нередко удается передать весь объем необходимой информации.

Написание конспектов по книгам

Во время работы над книгой лучше всего сочетать ведение текстуального конспекта со свободным. В этом случае можно не только зафиксировать весь необходимый материал, но и сделать процесс конспектирования более интересным. Здесь очень важно точно и кратко передать эмоциональную и выразительную основу произведения. Тогда, перечитывая конспект, студент сможет вернуться к тем ассоциациям, которые у него вызывала данная книга. В результате все позабытые детали с легкостью восстановятся в памяти.

Составление конспекта по параграфу

Для изложения смысла параграфа отлично подойдет свободный конспект. Исходного материала немного, поэтому конспектировать можно практически дословно.

Работа над конспектом учебника

Законспектировать целый учебник гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Все основные моменты, которые необходимо запомнить, в учебной литературе обычно выделяются. Именно их и нужно переносить в конспект. Главное – быть внимательным и ничего не пропустить.

Если же никаких выделенных положений в учебном пособии нет, на помощь придут навыки составления плана-конспекта. Тем более, что готовый план – содержание учебника – уже под рукой.

Таким образом, для разных типов исходного текста подходят разные варианты конспектирования. И если применять описанные выше рекомендации на практике, то можно без труда и лишних затрат времени составить емкий информативный конспект, который будет полезен в учебе. Главное – не допускать распространенных ошибок. О них поговорим дальше.

Типичные студенческие ошибки при написании конспекта

Неправильно составленный конспект может сыграть злую шутку. Поэтому очень важно постараться не совершать ошибок.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция
  • Первые слова любого текста или лекции обычно служат лишь введением в тему. И тратить время на запись этих общих фраз не стоит.
  • Не нужно записывать каждое слово лектора. Иначе будет трудно сконцентрироваться на главном. И очень быстро наступит усталость.
  • Во время лекции нельзя пропускать ключевые идеи и термины. Если же что-то было упущено, в конспекте нужно оставить место. После занятия его можно будет заполнить, прояснив непонятные моменты у преподавателя или однокурсников.
  • Пытаясь сэкономить время, некоторые студенты пишут неразборчиво, а потом сами не могут понять, что написали. Поэтому до самого конца учебного дня нужно сохранять нормальный почерк.
  • Использовать для конспектов отдельные листы нежелательно. Потом их можно потерять. Но если так получилась, нужно в тот же день переписать информацию в тетрадь или хотя бы подклеить страницы.

Вот такие досадные ошибки многие студенты повторяют из года в год. Это может помешать образовательному процессу и снизить успеваемость. А ведь если задуматься, то избежать подобных ошибок не так уж и трудно. Поэтому учитесь на чужом опыте и будьте успешны в учебе. Помните, что правильно составленный конспект спасает от плохих оценок.

Нужна ли проверка на плагиат?

Записи, сделанные в тетради от руки, проверить программой-антиплагиатом невозможно. Но сегодня все чаще преподаватели требуют от студентов конспектировать учебный материал с помощью компьютера или планшета. Такие электронные конспекты, как и рефераты, обычно проходят проверку и могут повлиять на экзамен.

Поэтому скачав конспект из интернета, нужно обязательно позаботиться об уникальности. Определить процент оригинальности текста можно с помощью разных программ. Но лучше всего использовать преподавательскую систему . Обеспечить качественную проверку может только антиплагиат ВУЗ. В этом случае студент сразу же получает результаты проверки и видит, откуда были позаимствованы неуникальные фрагменты.

Способы повышения уникальности

Для повышения оригинальности текста можно переписать своими словами все позаимствованные предложения. Но такой способ подходит только для тех конспектов, где заимствований немного. Иначе придется перефразировать практически всю работу. А это огромная трата времени. Поэтому для неуникальных конспектов больше подойдет обработка специальной программой, об этом мы писали в статье про способы повышения уникальности текста и программу антиплагиат киллер. Принцип ее работы – автоматическая кодировка файла. После этого обнаружить в тексте плагиат не сможет ни одна система. С помощью такого метода можно добиться показателей уникальности 80 и даже 90 %.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция

Как видите, для составления хорошего материала студенты должны учитывать много факторов. Нужно определиться с видом конспекта и правильно подобрать методику. Важно научиться экономить время, писать сокращенно и выделять только главное. А в случае необходимости придется позаботиться и о высокой уникальности текста.

Остались вопросы или нужна помощь, есть замечания по данной статье пишите в комментариях будем рады подискутировать, так же подписывайтесь на наш канал или другие соц сети:

ПОДПИСАТЬСЯ I ИНСТАГРАММ I САЙТ I ВКОНТАКТЕ

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ»

РЕКОМЕНДОВАНО

к утверждению на заседании

методического совета

СПб ГБПОУ «СПАСК»

Протокол №2 от «05» июля 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

врио директора

СПб ГБПОУ «СПАСК»

Т. Э. Степанова

от «05» мая 2022 года

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК

общеобразовательных дисциплин

Протокол №5 от «04» мая 2022 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению конспекта

к учебной дисциплине

ОУД.01. «РУССКИЙ ЯЗЫК»

для специальностей

08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

08.02.07. Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств,

               вентиляции и кондиционирования воздуха;

07.02.01. Архитектура

Организация-разработчик:

СПб ГБПОУ «СПАСК»

Разработчик:

Назаренко С.Ф.

преподаватель СПб ГБПОУ «СПАСК»

Санкт- Петербург

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка        3

Что такое конспект?        4

Основные требования при написании конспекта        5

Алгоритм составления конспекта        5

Техники для составления конспекта        5

Основные виды конспектов        6

Как составить конспект (общие рекомендации)        7

Как правильно конспектировать статьи        8

Как сделать конспект по книге        8

Как написать конспект по параграфу        8

Как составить конспект по учебникам        8

Главные ошибки при составлении конспекта        9

Инструкция к пошаговому составлению конспекта        9

Литература и источники        10

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации содержат  указания по отдельным аспектам языка, систематизируют формы контроля самостоятельной работы студентов во время занятий. 

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студента, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными дисциплинами общепрофессионального цикла и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению профессией.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном её изучении являются составление конспекта, тезисов, плана, аннотации.

Студент должен ознакомиться с государственными требованиями к уровню подготовки по дисциплине, изучить тему, законспектировать материал или составить опорную схему.

В процессе выполнения данных методических рекомендаций достигаются следующие цели:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии;
  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

  Используя методические указания, студенты должны овладеть следующими навыками и умениями:

  1. Создавать тексты в письменной форме;
  2. Кратко формулировать главную мысль каждой части;
  3. Различать элементы нормированной и ненормированной речи;
  4. Выделять в тексте логические законченные части;
  5. Пополнять словарный состав речи;
  6. Правильно и грамотно оформить проделанную работу.

    Одним из самых полезных видов работ с целью сохранения полученных знаний является составление конспекта. Обычно конспект используется в качестве инструмента для записи лекций.

    Однако существует несколько видов конспектов, которые предназначены для различных работ и текстов.

Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») — краткое последовательное изложение содержания книги, статьи, произведения. Конспект отражает не только основные положения текста, но и связь между ними, а также краткое обоснование или конкретизацию основных положений.

Конспект — синтезирующая форма записи, она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.

Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

  1. Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.
  2. Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломаный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.
  3. Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

Алгоритм составления конспекта

  1. Прочитайте текст целиком;
  2. Выделите в тексте логические законченные части;
  3. Кратко сформулируйте главную мысль каждой части;
  4. В каждой части выделите цифры, факты, выводы, уточняющие главную мысль;
  5. Кратко перескажите главную мысль или процитируйте текст источника;
  6. Проверьте сделанную работу.

Техники для составления конспекта

Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.

Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

  1. Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 
  2. В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.
  3. Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Основные виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.

Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.

Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.

Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.

Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Как составить конспект (общие рекомендации)

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения:

  1. Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  2. Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  3. Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  4. Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  5. Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  6. Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  7. Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  8. Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  9. Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический.

Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу.      

Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

Как составить конспект по учебникам

В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Главные ошибки при составлении конспекта

    Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего:

  1. Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  2. Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  3. Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  4. Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

Инструкция к пошаговому составлению конспекта

  1. Определите цель составления конспекта.
  2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте  СВОИМИ СЛОВАМИ или приводите в виде цитат.
  4. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
  5. Составляя конспект, можно отдельные     слова и предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
  6. Чтобы форма конспекта как можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», применяйте различные способы подчеркивании, используйте ручки разного цвета.

Литература и источники

Основные источники:

  1. Воителева, Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10-го класса: среднее общее образование / Т. М. Воителева. — Москва : Академия, 2020. —320 с. — ISBN 978-5-4468-9397-3. — Текст: непосредственный.
  2. Воителева, Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11-го класса: среднее общее образование / Т. М. Воителева. — Москва:  Академия, 2020. —336 с. —ISBN 978-5-4468-9396-6. — Текст: непосредственный.

Дополнительные источники:

  1. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 389 с. — (Профессиональное образование).  — ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст : непосредственный.
  2. Голуб, И. Б. Русский язык : справочник / И. Б. Голуб. — Москва : КноРус, 2021. — 189 с. — ISBN 978-5-406-08602-5. — Текст : электронный // ЭБС КноРус [сайт]. — URL: https://book.ru/book/940199  (дата обращения: 02.05.2022). —  Режим доступа: по подписке.
  3. Лекант, П. А.  Русский язык : справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471239 (дата обращения: 02.05.2022). — Режим доступа: по подписке.
  4. (www.uroki.ruwww.metodiki.ru (Методики).
  5. www.posobie.ru (Пособия).
  6. www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).
Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Конспект – это краткое содержание конкретной информации, ее отражение в тезисной форме, представление в сокращенном виде.

Конспекты составляются педагогами и представляют краткое отражение содержания учебного занятия, а также учащимися на разных этапах обучения при прослушивании учебного материала в виде лекции, рассказа.

Конспект представляет собой логическую последовательность определенной темы. Конспекты составляются по определенным правилам и их содержание, структура, объем зависит от конкретного целевого назначения их использования.

Конспекты бывают разных типов и видов и являются схематичной записью прочитанной, услышанной информации.

Алгоритм составления конспектов

Составление конспекта по определенной теме предполагает соблюдение следующей последовательности действий:

  1. Знакомство с темой, которая подлежит конспектированию и осознание ее сути.
  2. Определение целевого назначения составления конспекта.
  3. Формирование навыков быстрого письма. Предполагается выработка умения продуктивно сокращать слова для их быстрого распознавания и отработка быстроты написания буквенных символов, слов и фраз.
  4. Составление плана конспекта. План представляет собой структуру конкретной темы и ее представление в определенной логической последовательности.
  5. Тезисное представление сути, рассматриваемой темы.
  6. Выделение в изучаемой теме ее смысловых компонентов.
  7. Отражение ключевых фраз по ходу прослушивания или прочтения фрагментов, рассматриваемой темы.
  8. Краткое фиксирование прослушанной или прочитанной информации с учетом ее сущности и значения.
  9. Отмечание непонятных моментов, вопросов по рассматриваемой теме в одной из частей конспекта. Это может быть специально оставленное место на полях тетради, вначале и в конце конспекта.
  10. Оставление определенного объема пространства для дальнейшего внесения пропущенных данных, дополнения конспекта при повторном самостоятельном изучении темы.
  11. Рассмотрение непонятных моментов темы, отраженных при составлении конспекта, после его написания. Они могут быть изучены самостоятельно или посредством оказания сторонней помощи: педагогов, руководителей.

«Методика составления конспектов» 👇

Следует, также, отметить, что в ходе составления конспекта можно выделить в нем определенные места, отражающие значимость той или иной информации. Выделение реализуется разными способами: выделение цветом, написание с новой строки, выделение кавычками и иными символами. Конспекты пишутся от третьего лица и основные мысли излагаются своими словами.

Написание конспектов ориентировано на фиксацию в памяти учебного материала или иной информации. Исследованиями отмечено, что конспектирование способствует лучшему запоминанию информации. Тем более, что можно просмотреть ее потом, вспомнив суть темы, ее ключевые моменты. Информация запоминается быстрее и формируются навыки ясного, последовательного изложения чужих мыслей, сути конкретных научных объектов, процессов и явлений.

Методы написания конспектов

Составление конспектов реализуется в опоре на различные методы. Наиболее распространены следующие:

  1. Метод Корнелла. По данному методу написания конспектов предполагается разделение листа на четыре части. В левой верхней колонке отмечается важная информация по конкретной теме: даты, термины, категории, события, имена. В правой верхней колонке производится тезисная запись информации, освещаемой педагогом на занятии. В нижней левой и правой колонках формируются вопросы, проблемные моменты темы и основные выводы по ней т.е. отражаются ключевые моменты, рассматриваемой темы.
  2. Метод таблиц. Он предполагает отражение материала в табличной форме, т. е. чертится таблица, состоящая из строк и столбцов, в каждом из которых отражается определенная информация. Использование таблиц актуально при рассмотрении исторических событий, этапов, стадий реализации конкретных процессов.
  3. Метод индексов. Он опирается на схематичное отражение материала. Вся информация отражается в виде специальных символов, характеризующих конкретный объект, процесс, событие, действие, движение, динамику развития.
  4. Метод предложений. Он предполагает последовательное, тезисное отображение материала с нумерацией предложений и организацию их связи через ссылку на номера.
  5. Метод нумерации. Он ориентирован на составление конспектов при быстром ходе учебного занятия, высокой скорости подачи материала. Акцентирование внимания учащихся на ключевых мыслях не реализуется на занятии. Учащиеся записывают в краткой форме номера мыслей и номера содержания этих мыслей. Номера помогают вспомнить, о чем шла речь. Между номерами оставляются пропуски для дальнейшего самостоятельного их заполнения.

Составление конспекта лекционного занятия

Определение 2

Лекция – это форма организации учебного занятия, ориентированная на донесение слушателям конкретной научной информации, сути проблемы.

В ходе лекции осуществляется конспектирование информации слушателями. Конспекты составляются таким образом, чтобы быть в дальнейшем использованными для более детального рассмотрения конкретного вопроса.

Составление конспекта лекции осуществляется в опоре на следующие правила:

  • Обязательное отражение ключевых моментов темы.
  • Отделение мыслей друг от друга.
  • Запись выводов, итогов, освещаемых педагогом в завершение рассмотрения темы.
  • Оставление места в начале конспекта для дальнейшего формирования его плана.
  • Уход от чрезмерной краткости отражения материала.
  • Сохранение логической связи между записями.
  • Законченность тезисов, ключевых положений.
  • Дословная запись цитат, авторских выводов.
  • Выработка собственной системы сокращений. Они должны быть понятны автору конспекта и давать ему возможность дополнить текст необходимыми сведениями.
  • Выделение определенных частей текста согласно избранной схеме.

Лекции необходимо конспектировать так, чтобы записать максимальное количество важной информации, тезисов, которые можно дополнить при дальнейшем самостоятельном изучении литературы по рассматриваемой теме. Важные мысли необходимо отмечать, выделять, чтобы акцентировать на них внимание при дальнейшем просмотре конспектов.

Основные правила составления конспектов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные правила составления конспектов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Написание конспекта: правила, советы и рекомендации

На чтение 2 мин. Просмотров 808 Опубликовано 02.11.2020

Содержание

  1. Выделение главного
  2. Своя манера письма
  3. Чертить схемы
  4. Использовать сокращения

Каждый студент должен посещать занятия в университете, слушать лекции, которые читают преподаватели. Это позволяет получать знания, усваивать новую информацию, которая пригодится для сдачи экзаменов, зачетов, понадобится в дальнейшей работе.

Конечно, во время лекции нереально запомнить все и сразу. Чтобы хорошо усвоить материал, необходимо заниматься самостоятельно дома, читая книги, вспоминая то, что говорил преподаватель.

Последнее, как уже было сказано, сразу запомнить нельзя. А это значит, что разумно будет записать речь педагога, составить конспект, по которому дома можно будет что-то учить. Чтобы самостоятельные занятия были качественными, необходимо правильно составлять конспект во время лекции. В этом студенту помогут некоторые рекомендации.

Выделение главного

Это очень важное правило. Во время лекции преподаватель периодически отклоняется от темы, делает отступления. Необходимо уметь выделить главное из всего сказанного, записать это. Это позволит структурировать информацию, облегчить ее запоминание.

Своя манера письма

Здесь подразумевается то, что студенту необходимо выработать собственную систему, которой он будет придерживаться во время конспектирования. Например, при написании конспекта записываются главные мысли, идеи, которые озвучивает преподаватель. Неплохо писать каждую мысль с новой строки. Между записанными мыслями следует оставлять несколько строчек. Это позволит и дописать что-то при необходимости, и улучшит восприятие текста.

Чертить схемы

Во время лекции преподаватель не только говорит, но порой и чертит какие-то схемы, таблицы. Все это должно быть перенесено в тетрадь. Именно с помощью таблиц до студентов доносится главная информация.

Использовать сокращения

Аббревиатуры ускоряют написание конспекта, а это позволит оставить в тетради большее количество информации, которая может оказаться важной. Даты следует писать цифрами, а не прописью, что тоже уменьшит количество затраченного времени на написание конспекта.

С течением времени собственный стиль написания конспекта выработается, что облегчит процесс обучения. Следует понять, что конспект — не просто текст. Это помощник студента в подготовке ко всем зачетам и экзаменам. Следует отнестись к его написанию максимально ответственно и серьезно.

Добавить комментарий