Как писать конспект научной статьи
Студентам и соискателям ученой степени для того, чтобы успешно подготовиться к семинарам или экзаменам, а также собрать материал для научного исследования, требуется изучить много литературы по конкретной теме. Чтобы успеть прочитать и записать как можно больше информации, необходимо освоить навык грамотно конспектировать научные материалы. Поверьте, овладев подобным умением, вы значительно облегчите себе жизнь и научитесь эффективно использовать время, проведенное в библиотеке.
Инструкция
Следует понимать, что в составлении конспекта лекции и конспекта научного труда имеются различия. В первом случае преподаватель, рассказывая материал занятия, просит студентов обратить внимание на те или иные моменты, чтобы они обязательно были зафиксированы в конспектах. При конспектировании научной статьи и монографии необходимо самостоятельно выделить суть исследования, основные гипотезы, доказательства и выводы.
Прежде всего, прочтите научную статью. На данном этапе работы выделите вводную часть, где обозначены объект, предмет исследования, цели и задачи, основную часть, где изложен материал, и заключение. Подчеркните главные мысли, можно это сделать простым карандашом, только закончив работу, не забудьте убрать из книги все пометки.
После того, как станет понятно, о чем идет речь в исследовании, а также к каким выводам пришел автор по поставленной проблеме, можно приступать к конспектированию статьи. Вы допустите большую ошибку и потратите много времени, если будете просто целиком переписывать научный труд себе в тетрадь. Конспект подразумевает под собой сжатое изложение материала, причем допускается передача смысла текста своими словами.
Начинайте с введения, где исследователь обозначил проблему статьи и ее актуальность, указал, какие использовал источники и дополнительные материалы, а также методологическую базу. Ваша задача – кратко записать основные положения, избегая излишних рассуждений и отступлений.
Начиная записывать основную часть статьи, обратите внимание, какие материалы, примеры, расчеты, лабораторные опыты, теории и гипотезы использует автор. Все вышеперечисленное желательно перенести в конспект наиболее детально и подробно. Эти данные – ядро научного исследования, на основании которых сделаны выводы и заключения.
Завершив работу над основной частью, переходим к третьей. Конспектировать ее обычно проще всего, поскольку итоги и выводы автор преподносит тезисно и без пространных объяснений и отступлений. Поэтому выделить смысл заключения не составляет труда.
Полезный совет
Обратите внимание на ссылки в тексте и на список литературы, который обычно размещается в конце научной работы. Это поможет понять, какие источники и исследования использовал автор для написания статьи. Их тоже необходимо перенести в конспект. В дальнейшем, когда вам понадобится дополнительный материал по данной проблеме, вы легко сможете его найти.
Как писать конспект статьи
Необходимость усваивать большие объемы информации, озвученные на лекциях и содержащиеся в научной литературе, заставляет учащихся вырабатывать навык фиксировать эти сведения, записывать их в более кратком и понятном виде. Кроме того, конспектирование научных статей и монографий является одной из основных форм самостоятельной работы и подготовки к практическим занятиям. Поэтому умение «правильно» написать конспект является одним из самых важных в процессе обучения.
Инструкция
Прежде чем начинать писать конспект научной статьи, вы должны четко понимать, что конспектирование целостной, законченной работы довольно серьезно отличается от конспектирования под диктовку в реальном времени, к примеру, на лекции. В этом случае ставится задача не просто зафиксировать изложение материала автором, а составить на его основе целостное, логически связанное изложение.
Начинайте работу с внимательного прочтения всей статьи целиком. В процессе чтения отметьте основные части статьи. Как правило, они включают в себя введение с постановкой проблемы, основную часть работы и заключение, содержащее выводы. В каждой части выделите основные мысли автора. Для этого удобно делать пометки на полях статьи карандашом, которые потом не трудно стереть.
Уяснив для себя основную суть статьи и выводы, сделанные автором, переходите к непосредственному написанию конспекта. Обратите внимание, что конспект предполагает краткое изложение материала и ваша работа по объему должна быть значительно меньше оригинальной статьи. Это значит, что не нужно переписывать авторский текст подряд. Выбирайте только самое необходимое.
Начинайте конспект с вводной части, содержащей постановку научной проблемы и основные исходные положения. Прежде чем писать, еще раз перечитайте первую часть (как правило, несколько абзацев) и выделите в тексте главные мысли, отбрасывая все сторонние рассуждения. При составлении конспекта не очень желательно переписывать текст дословно, цитировать его подряд. Будет намного лучше, если вы сможете переформулировать выделенные мысли своими словами.
Записав основные положения первой части статьи, переходите к следующему разделу и повторите с ним весь описанный ранее алгоритм действий. Если в статье содержатся какие-либо научные выкладки, формулы, постулаты, обратите на них особое внимание. Это тот фундамент, на котором строится вся доказательная база научной работы. Постарайтесь зафиксировать эти данные максимально точно.
Законспектировав основную часть статьи, особое внимание обратите на ее заключение и содержащиеся в нем выводы. Обычно в научных работах итоговые выводы излагаются в виде последовательных списков или тезисов. Но если этого нет, желательно самостоятельно привести заключительную часть к максимально формализованному виду. В дальнейшем такое изложение материала очень поможет при его усвоении и обработке.
Полезный совет
Если в конспектируемой статье содержатся какие-либо отсылки к другим авторам или научным работам, зафиксируйте их также. Это может быть важно для теоретических построений автора статьи.
Связанная статья
Как эффективно вести конспекты для подготовки к ЕГЭ
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Обновлено: 14.05.2023
Конспектом называют краткое, но связное и последовательное изложения существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т.д. В конспекте обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты.
Конспект, так же как и тезисы, -разновидность сжатого изложения, и к нему предъявляются те же требования, что и к сжатому изложению.
Конспект строится по определенной схеме: 1) план, который занимает 1/3 страницы и пишется слева; 2) собственно конспект, который занимает 2/3 страницы и пишется справа.
Схема написания конспекта
Языково- стилистические особенности конспекта
1. Сложные предложения и распространенные словосочетания трансформируются в более краткие. Например, это объясняется тем, что= т.к., остается неизменным= не изменяется, если опухоль разрастается= при разрастании опухоли, во время процесса воспаления в его острой фазе= при остром воспалении и т.п.
2. При написании конспекта часто используются сокращения слов.
В конспекте преимущественно употребляются предложения, между которыми нет союзной местоименной или наречной связей. Соединяются предложения посредством простого подробный анализ одного текста- первоисточника. Он отвечает на вопрос
Образец написания конспекта
Конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов .
Основные требования к написанию конспекта: 1. системность; 2. логичность 3. краткость; 4. убедительность; 5. доказательность.
Этапы конспектирования: 1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план. 2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь. 3. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста. 4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.
ПРАВИЛА ЗАПИСИ ТЕКСТА Запись должна быть краткой. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями. Необходимо применять выделения и разграничения.
Выделения и разграничения Подчеркивание и отчеркивание . Отступы .Пробельные строки . Нумерация. Рамки. Цветовые выделения .
Подчеркивание и отчеркивание для выделения: – заголовков, – подзаголовков, выводов, тем.
Отступы Необходимы для обозначения абзацев и пунктов плана. Они обозначают переход к новой микротеме. Обозначаются в виде красной строки.
Рамки Обычно в рамки заключают -определения – формулы – правила – законы.
Цветовые выделения должны быть системными, при этом не следует превращать текст в пестрые картинки. Виды конспектов:
План-конспект – сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного. Тематический – это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы . Текстуальный (цитатный) – это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат . Свободный требует серьёзных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.
План – конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного. Характеристика: краток, прост, быстро составляется, учит выбирать главное, помогает четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал в процессе изучения.
Обзорный тематический конспект – это тематический обзор с использованием одного или чаще нескольких источников.
Текстуальный (цитатный) конспект .Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат. Характеристика: строится из высказываний автора, используется для работы с первоисточником, к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной деятельности. Служит как правило иллюстрацией к изучаемой теме.
Свободный конспект. Это сочетание выписок, цитат, тезисов . Характеристика: он требует серьезных усилий при составлении, в высшей степени способствует усвоению материала ,требует умения активного использования всех типов записей, планов, тезисов, выписок.
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект из научной статьи Малеева Е. А
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА
“. Человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации”
У одарѐнных детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.Процесс выявления, обучения и воспитания одарѐнных детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем:
1) определение направления и степени одаренности ребенка;
2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности;
3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.
Необходимо учитывать, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения, но и воспитания. Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы выявить способных и одарѐнных детей. Талантливые дети требуют особого отношения, поэтому главным направлением в работе с ними я выбираю индивидуальный подход и создание развивающей среды, которая поможет раскрыть их творческий и интеллектуальный потенциал. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеурочной воспитательной работы в школе.
Цели организации внеурочной деятельности учащихся:
· способствовать личностному становлению учащегося;
· способствовать развитию творческих способностей учащихся;
· предоставить возможность реализации учащихся в различных видах деятельности (научно-познавательной, исследовательской, проектной).
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребѐнку выбрать те направления научной или творческой деятельности, в которых он будетнаиболее успешным
Работа ведѐтся по трем направлениям (блокам):
Блок I: Познавательно-интеллектуальное развитие школьников.
· Приобретение учащимися навыков научного поиска. Решение проблем, используя различные технические средства обучения, включая глобальную всемирную сеть Интернет.
· Подготовка и участие во Всероссийской олимпиаде школьников. В подготовке используются разнообразные формы групповой и индивидуальной работы.
· Подготовка и участие во Всероссийских конкурсах и дистанционных предметных викторинах.
Блок II. Проектно-исследовательская деятельность:
· Создание учебных проектов
Для активизации исследовательской, поисковой активности школьников особое место занимают экскурсии. Учащиеся гимназии частые посетители детской библиотеки, ЭБЦ и краеведческого музея. Экскурсия дает мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество проблем для собственных изысканий, создает прекрасную базу для аналитической работы мысли.
· Участие в школьной научно-практической конференции Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:
· коммуникативную– умение вступить в общение;
· информационную– владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
· продуктивную– уметь работать, быть способным создавать собственный продукт. Результаты своей работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной мартовской научно-практической конференции в виде научного доклада. Но любой исследовательский проект – это ещѐ и сценарий, компьютерная презентация, игра или спектакль.
Блок III:Творческое самовыражение обучающихся:
· Участие в творческих конкурсах:
· Постановка по рассказам писателей литературных композиции и их сценическое исполнение на различных городских конкурсах и внеклассных мероприятиях.
Список литературы:
3. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.; Воронеж, 2004
Студентам и соискателям ученой степени для того, чтобы успешно подготовиться к семинарам или экзаменам, а также собрать материал для научного исследования, требуется изучить много литературы по конкретной теме. Чтобы успеть прочитать и записать как можно больше информации, необходимо освоить навык грамотно конспектировать научные материалы. Поверьте, овладев подобным умением, вы значительно облегчите себе жизнь и научитесь эффективно использовать время, проведенное в библиотеке.
Следует понимать, что в составлении конспекта лекции и конспекта научного труда имеются различия. В первом случае преподаватель, рассказывая материал занятия, просит студентов обратить внимание на те или иные моменты, чтобы они обязательно были зафиксированы в конспектах. При конспектировании научной статьи и монографии необходимо самостоятельно выделить суть исследования, основные гипотезы, доказательства и выводы.
Прежде всего, прочтите научную статью. На данном этапе работы выделите вводную часть, где обозначены объект, предмет исследования, цели и задачи, основную часть, где изложен материал, и заключение. Подчеркните главные мысли, можно это сделать простым карандашом, только закончив работу, не забудьте убрать из книги все пометки.
После того, как станет понятно, о чем идет речь в исследовании, а также к каким выводам пришел автор по поставленной проблеме, можно приступать к конспектированию статьи. Вы допустите большую ошибку и потратите много времени, если будете просто целиком переписывать научный труд себе в тетрадь. Конспект подразумевает под собой сжатое изложение материала, причем допускается передача смысла текста своими словами.
Начинайте с введения, где исследователь обозначил проблему статьи и ее актуальность, указал, какие использовал источники и дополнительные материалы, а также методологическую базу. Ваша задача – кратко записать основные положения, избегая излишних рассуждений и отступлений.
Начиная записывать основную часть статьи, обратите внимание, какие материалы, примеры, расчеты, лабораторные опыты, теории и гипотезы использует автор. Все вышеперечисленное желательно перенести в конспект наиболее детально и подробно. Эти данные – ядро научного исследования, на основании которых сделаны выводы и заключения.
Завершив работу над основной частью, переходим к третьей. Конспектировать ее обычно проще всего, поскольку итоги и выводы автор преподносит тезисно и без пространных объяснений и отступлений. Поэтому выделить смысл заключения не составляет труда.
Обратите внимание на ссылки в тексте и на список литературы, который обычно размещается в конце научной работы. Это поможет понять, какие источники и исследования использовал автор для написания статьи. Их тоже необходимо перенести в конспект. В дальнейшем, когда вам понадобится дополнительный материал по данной проблеме, вы легко сможете его найти.
- Как писать конспект статьи
- Как оформить конспект
- Как законспектировать текст
Прежде чем начинать писать конспект научной статьи, вы должны четко понимать, что конспектирование целостной, законченной работы довольно серьезно отличается от конспектирования под диктовку в реальном времени, к примеру, на лекции. В этом случае ставится задача не просто зафиксировать изложение материала автором, а составить на его основе целостное, логически связанное изложение.
Начинайте работу с внимательного прочтения всей статьи целиком. В процессе чтения отметьте основные части статьи. Как правило, они включают в себя введение с постановкой проблемы, основную часть работы и заключение, содержащее выводы. В каждой части выделите основные мысли автора. Для этого удобно делать пометки на полях статьи карандашом, которые потом не трудно стереть.
Уяснив для себя основную суть статьи и выводы, сделанные автором, переходите к непосредственному написанию конспекта. Обратите внимание, что конспект предполагает краткое изложение материала и ваша работа по объему должна быть значительно меньше оригинальной статьи. Это значит, что не нужно переписывать авторский текст подряд. Выбирайте только самое необходимое.
Начинайте конспект с вводной части, содержащей постановку научной проблемы и основные исходные положения. Прежде чем писать, еще раз перечитайте первую часть (как правило, несколько абзацев) и выделите в тексте главные мысли, отбрасывая все сторонние рассуждения. При составлении конспекта не очень желательно переписывать текст дословно, цитировать его подряд. Будет намного лучше, если вы сможете переформулировать выделенные мысли своими словами.
Записав основные положения первой части статьи, переходите к следующему разделу и повторите с ним весь описанный ранее алгоритм действий. Если в статье содержатся какие-либо научные выкладки, формулы, постулаты, обратите на них особое внимание. Это тот фундамент, на котором строится вся доказательная база научной работы. Постарайтесь зафиксировать эти данные максимально точно.
Законспектировав основную часть статьи, особое внимание обратите на ее заключение и содержащиеся в нем выводы. Обычно в научных работах итоговые выводы излагаются в виде последовательных списков или тезисов. Но если этого нет, желательно самостоятельно привести заключительную часть к максимально формализованному виду. В дальнейшем такое изложение материала очень поможет при его усвоении и обработке.
Читайте также:
- Конспект занятия по конструированию из природного материала в средней группе
- Прикладная культурология кратко конспект
- Во времена древней руси 4 класс конспект
- Промышленность торговля города и местечки в беларуси в первой половине xix в план конспект
- Конспект урока пирамида 11 класс
Аналитический конспект книги или статьи — первый шаг к написанию реферата или самостоятельного исследования. Конспект призван продемонстрировать, что вы внимательно прочли текст, поняли его, способны изложить основные тезисы и оценить сильные и слабые стороны аргументации автора. IQ публикует советы от Алексея Плешкова, директора ИГИТИ им. Полетаева НИУ ВШЭ, и Ольги Алиевой, доцента и преподавателя Школы философии НИУ ВШЭ, как законспектировать статью так, чтобы получившийся текст отражал всю суть исследования — и мог при случае помочь и вашим коллегам.
Аналитический конспект должен передавать основное содержание текста и его структуру. Он должен быть написан ясным языком и быть понятен тому, кто не читал статью. Поэтому избегайте экспрессивных эпитетов («прекрасная/ужасная работа» и т.п.), пустых фраз («над этой проблемой люди ломают голову еще с древности…») и риторических вопросов. Помните о том, что вы пишете не публицистический текст.
Если вы используете сокращения (Т, Т’, А1), то стоит добавить легенду (Т — основной тезис, Т’ — вспомогательный тезис, А1 — первый аргумент). Чрезмерная формализация не нужна, но из конспекта должно быть очевидно, каков основной тезис автора, какие аргументы приводятся в его поддержку, какова структура повествования. Собственно, поэтому конспект обычно — это небольшая работа. Но не стесняйтесь фиксировать любые детали, которые, на ваш взгляд, будут полезны в дальнейшей работе. Это можно сделать, например, в критической части: вы не согласны с тезисом или предложенной интерпретацией; напротив, вы можете усилить аргументацию автора дополнительным доводом или уточнить тезис.
Аналитический конспект не требует обязательного оформления сносок и библиографии, однако при работе над конспектом стоит заглянуть в ту литературу, на которую ссылается автор (это позволит понять интеллектуальный контекст, «горизонт ожидания», из которого автор исходит). Кроме того, стоит фиксировать страницы, к которым вы отсылаете: конспект — это опорный пункт, к которому вы будете обращаться при дальнейшей работе, а поэтому ориентироваться по нему должно быть максимально просто.
«Просвещение XXI века» / RSA Animation
Два замечания. (1) Само собой, хороший конспект — это серьезная работа, поэтому писать конспекты каждой прочитанной статьи или книги невозможно. Однако ключевые для вашего реферата или самостоятельного исследования тексты стоит конспектировать. (2) Конспект не заменит и не исключает повторного чтения. Ключевые тексты потому и ключевые: перечитывая их, всегда можно найти что-то новое (доверяй, но перепроверяй, в т.ч. — сам себя).
Наконец, помните, если статья кажется вам рыхлой, если тезис не получается обнаружить, а аргументы не складываются в систему, вполне вероятно — это ваша недоработка. В любом случае, конспект нужен не для того, чтобы осудить, но чтобы понять. Поэтому ваша задача — представить текст в наиболее сильном, «выгодном» для его автора свете, руководствуясь т.н. «принципом академической благожелательности», ПАБ (Charity Principle).
Ниже изложено несколько простых шагов к написанию конспекта.
- Сначала прочитайте текст целиком и сформулируйте для себя его главную мысль.
- Перечитайте текст, выделяя в каждом параграфе/разделе основное предложение. Потом перечитайте все подчеркнутые предложения.
- Начните писать, сформулировав в первом предложении основную мысль, как вы ее поняли. Это предложение должно содержать имя автора и краткое название его труда (в скобках год публикации).
- Ориентируясь на подчеркнутые предложения, перескажите аргументы автора в поддержку основной мысли. Пересказывайте своими словами, не переводите. Если вы хотите включить прямую речь, не забывайте использовать кавычки. Делайте пометку, если аргумент является вспомогательным и не связан с основной мыслью. Результат должен отражать структуру статьи.
Само собой, ПАБ не означает, что вы должны во всем соглашаться с автором, закрывать глаза на ошибки или провалы аргументации. Поэтому
5. Последняя часть аналитического конспекта — критическая. В ней следует обозначить, насколько аргументы автора поддерживают его основной тезис. Если какие-то из доводов показались вам неубедительными, об этом тоже нужно сказать. Но не забывайте, критичность — это не критиканство. Критичным может быть и продуманное одобрение. Любое ваше утверждение должно быть обосновано, даже если вам оно кажется очевидным.
«Изменение парадигм образования» / RSA Animation
Критическая часть должна быть взвешенной и неэмоциональной. Например, вы можете:
оценить, насколько все аргументы складываются в систему и поддерживают авторский тезис, есть ли скрытые противоречия между разными аргументами, все ли по делу;
защитить позицию, с которой спорит автор;
подкрепить или развить тезис автора собственными аргументами;
привести контраргументы, опасные для авторской интерпретации, не обязательно опровергая ключевой авторский тезис;
сравнить преимущества различных позиций по поводу рассматриваемого вопроса;
показать, что автор исходит из невыраженных предпосылок, и атаковать их;
сделать выводы из утверждений автора и оценить их убедительность;
и др.
Не забывайте, что конспектом будут пользоваться ваши коллеги, и от того, насколько серьезно вы подойдете к делу, зависит успех и их работы. Наука — общее дело.
IQ