Как составить конспект опору

Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ

      Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы.

     Составить  такую «шпаргалку» – значит  проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

        Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное. 

        Составление опорного  конспекта – это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

             Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

          При составлении опорного конспекта используются

ТРИ ЦВЕТА:                       –  теоретический материал

                                                 –  самое главное

                                                –  примеры

Этапы составления опорного конспекта

– Внимательно прочитайте текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

– Кратко изложите главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

– Сделайте  черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

– Преобразуйте  записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объедините сигналы в блоки;

-Обособьте  блоки контурами  и графически отобразите связи между ними;

-Выделите значимые элементы цветом (при необходимости).

                    Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его

 можно было   воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один  полный лист.

2. Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми логическими   блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделите  рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета.

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с  остальными, должен выражать законченную мысль,  и аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,  графическому исполнению, благодаря этому  он  лучше сохранится в памяти. Кроме того,  ОК должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

СМ. Формирование
языковой личности школьника средствами опорных конспектов нового поколения

Раздел
1.2. Как составить опорный конспект

Как составить опорный конспект

Составление опорного конспекта является одним из
важнейших приемов обучения. Это вторичный текст, потому что в нем, в краткой
форме, передаются основные сведения текста исходного. Опорный конспект может
составляться как учителем, чтобы школьники усвоили представленную в нем
информацию по определенной теме, так и учениками, для оценки их знаний по
предмету. По сути, изложение информации в форме конспекта является своеобразной
«презентацией» знаний, умений и навыков учащихся.

·                    
Как писать конспект статьи

·                    
Как законспектировать текст

·                    
Как быстро выучить материал

·                    
Как
оформить конспект

Вам понадобится

·                    

исходный научный текст;

·                    

литературный материал.

Инструкция

1.                
Познакомьтесь
с основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и форме записи опорного
конспекта
.


полнота изложения материала;

•последовательность
и логичность в отражении темы;
• лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более
листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
• структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме
простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную
мысль;
• расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок,
шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);


наглядность;


связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.

2.     Запишите
название темы по предмету
. Ознакомьтесь с необходимым материалом по
тексту учебника, пособия, справочника и т.д. Выделите главное в изучаемом
материале, составьте конспект в виде простых записей.

3.     Выберите
ключевые слова или понятия, отражающие суть изучаемой темы
. В
зависимости от цели составления опорного конспекта, изложение исходного текста
может быть самым различным по форме, например: в виде слов, словосочетаний и
предложений на уроках гуманитарного цикла; схем, таблиц и формул по
физико-математическим дисциплинам. Также можно использовать рисунки и различные
графические символы. Каждое из ключевых понятий должно воздействовать на
читателя как опорный сигнал.

4.     Продумайте
способ «кодирования» знаний, выбрав для этого необходимые приемы
.

Используйте
прием сокращения слов, для экономии времени при составлении опорного конспекта.
Обычно сокращаются слова, наиболее часто употребляемые на уроках, например: ССП
(сложносочиненное предложение), сл.соч. (словосочетание), физ. (физический), д.
(дата). Также вы можете использовать графические обозначения, отражающие суть
излагаемого материала. Например, в опорном конспекте по теме «Слитное и
раздельное написание НЕ с частями речи» возможно употребление математических
знаков «+» (для обозначения слитного написания) и «-» (для обозначения
раздельного).

5.     Составьте
опорный конспект, с учетом требований к форме и содержанию записей.

Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-95186-kak-sostavit-opornyy-konspekt#ixzz3Zl5IZSU6

Основные
требования к содержанию опорного конспекта

1.
Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание
вопроса.

2.
Логически обоснованная последовательность изложения.

      
 Основные требования к форме записи опорного конспекта

1. 
Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было 

    
воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один
полный
лист.

2.
Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми
логическими блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов,
обозначенных номерами или   строчными пробелами.

3.
Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК,
главную идею ОК выделяют рамками различных  цветов, различным шрифтом,
различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4.
Унификация.  При составлении ОК используются определённые
аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета
(ВОВ, РФ и др.) 

5.
Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью
с

 остальными,
должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно  оформлен (иметь
привлекательный вид).

6.
Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,
графическому исполнению, благодаря чему, он  лучше сохраняется в памяти. Он
должен быть  наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

7.
Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом
учебника, что так же влияет на  усвоение материала.

     
Примерный порядок составления опорного конспекта

1.    
Первичное
ознакомление с материалом изучаемой темы по
тексту учебника,
картам, дополнительной литературе.

2.  
Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3.
Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых  
знаков, графиков, рисунков.

4.
Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование
различного   шрифта и т.д.

5.
Составление опорного конспекта.

Этапы
разработки опорного конспекта

Разработка
опорного конспекта предусматривает следующие этапы:

1.
Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается литература,
необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются учебная информация,
исторические справки, высказывания известных ученых и т.д.

2.
Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы
учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала
и последовательность изложения).

3.
Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь производится
переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного,
несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только
ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие воспроизвести весь материал.

4.
Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов,
мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.

5.
Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных
понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь
подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в
соответствии с логикой учебной деятельности.

6.
Кодирование значимости учебной информации в цвете. При разработке
опорных конспектов не существует жестких условий при выборе цвета. Однако
желательно следовать рекомендации по использованию некоторых цветов:

*использовать
не более 3-4 цветов в одном опорном конспекте;

*иллюстрировать
одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;

*обеспечивать
хороший контраст фигур и фона;

*избегать комбинации красного и желтого цветов;

*избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего
глаза учащихся.

опорный конспект – образ – текст

Мнемонические приемы

Мнемотехника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания) –  совокупность приемов
и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
  Смысл
мнемоники

– в связывании слов, написание которых трудно запомнить (или надо быстро
запомнить), со словами, хорошо известными. При этом задача такова: трудное
слово (словарное) превратить в легкое и навсегда запомнить с помощью
придуманных ассоциаций. Берется слово «палисадник». Словарное слово, в котором
многие допускают ошибку при его написании. Нужно вспомнить какое-нибудь слово,
в котором пишется «а» и одна «л» и которое хорошо знакомо. Например, можно
использовать слово «палка». Затем построить ассоциативную связь между этими
словами. Для этого можно представить, как малыш, расставив палки и таким
образом огородив территорию, заявляет, что это его ПАЛисадник. Или, например,
хорошо запомнилось слово «поликлиника» (поливитамины в поликлинике), и тогда
можно построить ассоциативную связь: палисадник возле поликлиники (а – о).
Нужно представить зримо и малыша, и палки, и если встретится в письменной речи
слово «палисадник», то непременно вспомнится ассоциация и ошибка не будет
допущена. Такова работа с одним словом. Задачу можно усложнить. Есть
«ошибкоопасные» слова «колорит» и «калории». Можно составить и запомнить такую
фразу: «Колоритная дама, похожая на колобок, подсчитывала калории в сале».
Такая же работа проводится, запоминая фразы: «У Оли оладьи и омлет на оливковом
масле в оловянной посуде», «Авантюрист получил аванс и подстроил аварию двух
автомобилей, идущих в авангарде колонны». Облегчают процесс запоминания падежей
русского языка следующие вспомогательные фразы: «Имя Родители Дали, Винни
Топтыжкой Прозвали» – Именительный, Родительный, Дательный,
Винительный, Творительный, Предложный.

Создание
звуковых ассоциаций

При использовании данного метода нужно выделять
совпадающие буквы. Должна срабатывать и зрительная память. Соблюдение
орфоэпических норм – лакмусовая бумажка культуры человека. Но очень часто
приходится слышать слова, которые неправильно произносятся. Здесь на помощь
приходят звуковые ассоциации. С их помощью слова, в которых так часто
нарушаются орфоэпические нормы, запоминаются легко:

у
Иры – крапИва

у
Веры – вЕрба

Лера
– афЕра

Ия
– санитарИя

у
Фёклы – свЁкла

Чук
купил каучУк

Гена
– гЕнезис

столЯр
и малЯр

Где
Ель, там щавЕль

остЫнь
– нет простЫнь

рОта
прошла через ворОта

нет
тУт правой тУфли, нет тУт левой тУфли, нет тУт тУфель вообще

Правописание
слов, начинающихся с ПРИ–:

1)    ПРИ ВЕРЕ –
ПРИВЕРжЕнцы и ПРИВЕРЕдницы;

2)    ПРИВИвка
от ПРИВИраний и ПРИВИлегий.

Написание
словарных слов:

1)
в ДЕЛИ (город) ДЕЛИкатно ДЕФИлировал за ДЕФИцитом;

2)
В БОРДо (город) БОРДюр БОРДовый;

3)
А БОря – АБОриген

4)
КОЧан на КОЧке;

5)
КОБра в КОБуре

6)
ОЛИН муж ОЛИгарх

7)
сВЕРСТники – с одной ВЕРСТы, а роВЕСНики – с ВЕСНы;

8)
СТИмул к учебе – СТИпендия;

9)
КОМПОзитор перепутал КОМПОненты для КОМПОта;

10)
от КОРИ в КОРИдоре страдает КОРИфей;

11)
у ВИТи ВИТрина с ВИТражным стеклом.

Создание
зрительной опоры (рисование картинки)

Слова
можно запоминать с помощью рисунков.

Рисунок
может быть очень примитивным, но его надо нарисовать самому, придумать
ассоциацию. Надо запомнить два словарных слова:

обоняние
и обаяние (они постоянно встречаются в тестах).

Можно
использовать этимологию слов: обаяние –от баяти (говорить), обоняние – от
воняти (пахнуть). А можно нарисовать свинью и глаза. Так как самый хороший нюх
у свиньи, вот и нарисуем ей пятачок.

А
ОБА глаза видят, что человек обаятелен, байки бает замечательно.

Поролон мы
свернули в рулон.

Облако
совершенно не похоже на яблоко.

А
слово палатка легко запомнится, если нарисовать букву А так, как будто
это и есть палатка А.

Слова
ветреный и ветряной легче запомнить с помощью рисунка и фразы:

В
ветреный день у ветряной мельницы стоял ветреный юноша, заболевший ветряной
оспой
(То, что юноша ветреный, показано с
помощью ветра, который «гуляет» у него в голове, а на лице нарисованы точки,
указывающие на ветряную оспу).

См. Ю.В.
Савицкая. Мнемонические приёмы в преподавании орфографии в школе Гомель:
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – 2012 г.

Один из самых эффективных вербальных мнемонических
приемов
— метод, основанный
на составлении рассказов. Он используется для запоминания в
правильном порядке перечня не связанных между собой слов, для чего их помещают
в контекст какой-то истории. Обратите внимание на то, что этот метод требует не
только составления предложений, но и использования зрительных представлений.
Чтобы продемонстрировать, как работает этот метод, мы воспользуемся десятью
словами, использованными нами для иллюстрации метода слов-вешалок
(линкор, свинья, стул, овца, замок, ковер, трава, пляж, доярка, бинокль): на
кампусе линкора свинья сидела на стуле, там же была и овца, которая прежде жила
в замке; в порту матросы взяли ковер и устроились на траве вблизи пляжа; сидя
там, они увидели доярку, которая наблюдала за ними в бинокль.
Бауэр и Кларк показали, что метод рассказа может быть чрезвычайно эффективным
(Bower & Clark, 1969). Участники их эксперимента должны были запомнить
двенадцать перечней из десяти слов каждый и, получив подсказку в виде первого
слова, воспроизвести их в правильном порядке. Те испытуемые, которые сочинили рассказы,
запомнили 93% слов, а те, которые этого не сделали, — только 13%. Недостатком
этого метода является
то, что он требует весьма основательной тренировки:
чтобы сочинить приведенный выше рассказ, мне понадобилось несколько минут!
Другой недостаток этого метода заключается в том, что для того, чтобы найти
нужное слово (например, седьмое), приходится вспоминать весь рассказ.

Мнемоническими
приёмами являются
: азбука Морзе, запоминание цветов
радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан), порядок диезов и
бемолей, число «пи», число «е».
http://www.psciences.net/main/sciences/miscellaneous/articles/priyomy.html

Справка

Мнемонические
приемы разделены на две группы: мнемонические приемы, основанные на
зрительных представлениях, и мнемонические приемы, основанные на словах.

Однако следует помнить, что это лишь условное разграничение: многие
мнемонические приемы основаны на сочетании слов и визуальных образов. Читая о
разных мнемонических приемах, вы, возможно, удивитесь, почему они столь
эффективны. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, следует рассказать о
них.

Мнемонические
приемы, основанные на зрительных представлениях
,
известны с незапамятных времен. Согласно Цицерону, автором этого мнемонического
приема был греческий поэт Симонидис, упоминающий о нем около 500 года до н. э.
Некий грек, победивший в соревнованиях по борьбе на Олимпийских играх,
праздновал это событие в своем доме. Среди приглашенных был и Симонидис,
который должен был прочитать оду в честь победителя. Вскоре после того, как
поэт закончил свой панегирик, его вызвали по какому-то делу. Ему крупно
повезло, потому что сразу после его ухода пол банкетного зала провалился, в
результате чего многие гости погибли или получили травмы.

Многих
людей было невозможно опознать. Что оставалось делать родственникам погибших,
чтобы достойно похоронить их? Тогда-то Симонидис и объявил, что прекрасно
помнит, где находился каждый гость в тот момент, когда он ушел из банкетного
зала, и благодаря этому идентифицировал тела. После этого он подумал: если у
него такая хорошая визуальная память, не может ли она помочь ему запоминать и
другую информацию? Он разработал систему, в соответствии с которой во всех
деталях представил себе некую комнату и в ней на определенных местах — разные
предметы.

Каждый
раз, когда ему нужно было вспомнить какой-то из этих предметов, он «смотрел» на
определенное место комнаты, находившейся перед его мысленным взором, и после
называл предмет. Этот мнемонический прием, известный как метод мест, приобрел
большую популярность у таких ораторов древности, как Цицерон, и широко
используется по сей день. Вы сами можете убедиться в том, что он достаточно
легкий, а главное — эффективный.

Вопросы
и задания для самопроверки

1.           
Расскажите
о том, как составить опорный конспект.

2.           
Составьте
инструкцию для учащихся 5-х классов «Как составить опорный конспект».

3.           
Перечислите
основные
требования к содержанию опорного конспекта.

4.           
Составьте
памятку для школьников «
Основные требования к форме записи
опорного конспекта
».

5.           
Что
такое мнемотехника? Приведите пример использования этого приёма на уроках
русского языка.

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

опорный конспект

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

составление опорного конспекта

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

подготовка опорных конспектов

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

виды опорных конспектов

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

использование опорного конспекта

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

Если ребенок уйдет с урока без единой записи, можно считать, что этот урок прошел зря. Ведь за неделю он будет погребен под тремя десятками других уроков.

Как научить школьника составлять опорный конспект. Урок в пятом классе и не только

Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Основа моей работы – «Линия жизни» В.В. Пасечника. Календарно-тематическое планирование и описание других уроков, включая дистанционные, ищите на главной странице канала.

Какие-то фрагментарные записи на уроках мои ученики вели еще с первых лет моей работы в школе. Но именно их фрагментарность меня и не устраивала. Тут фраза, там рисунок — цельной картины не было.

Мой внутренний учительский мир перевернулся, когда я прочитала серию книг Виктора Федоровича Шаталова, в которых он излагал свое видение школы, руководства школой, организации учебного процесса и ведения школьниками записей.

Вот это последнее стало для меня главным. В.Ф. Шаталов предлагал систему опорных сигналов, из которых выстраивался четкий, внятный, лаконичный и при этом очень емкий конспект.

Для примера предлагаю опорный конспект, приведенный В.Ф. Шаталовым в его книге «Эксперимент продолжается» (1989г.).

Гениальный опорный конспект В.В. Шаталова
Гениальный опорный конспект В.В. Шаталова

В этом конспекте всего 26 символов. На первый взгляд, ничего не ясно. Но если заранее прочитать теорию (прослушать объяснение учителя), то секундный взгляд на конспект позволяет вспомнить, что в 1789 году Александр Васильевич Суворов (его инициалы приведены позади названия реки) одержал победу на реке Рымник.

При этом у самого Суворова было 7 тысяч войска, а у союзников — 18 тысяч, окруженных 100 тысячами турок (о чем свидетельствуют стрелки на конспекте). Победа русского полководца была обеспечена глубоким обходным маневром (снова стрелка).

Прошло уже лет двадцать с тех пор, как я изучила эту тему, но все еще могу воспроизвести основные факты по этому опорному конспекту!

И тогда я с упоением начала составлять свои опорные конспекты и работать по ним в классе. Эти конспекты прошли некий путь эволюции:

  • сначала отдельные схемы на каждый урок с использованием именно сигналов;
  • затем комплексные схемы — все конспекты по теме на одном листе А4;
  • потом словесные опорные конспекты, и снова отдельные по урокам.

Ниже представлен опорный конспект последнего поколения. Такие конспекты открыто лежат на моем сайте, разлетелись по Интернету и фигурируют на разных ресурсах под разным авторством.

Мои опорные конспекты на моем сайте
Мои опорные конспекты на моем сайте

Однако во всех этих конспектах меня не устраивало одно — их в готовом виде выдает учитель. А нужно, чтобы дети сами умели их составлять. И тогда родился урок, который я представляю вашему вниманию.

Называется он «Биология — наука о живой природе», является третьим по счету в моем планировании (о планировании речь идет здесь) и посвящен искусству создания опорных конспектов.

Цель этого урока я ставлю так: каждый ученик имеет представление о том, как коротко и емко законспектировать учебный материал. В качестве самого материала я беру текст параграфа 1 учебника Пасечника В.В.

После небольшого опроса (ссылка на презентацию в конце статьи) по изученному ранее материалу переходим к теме урока. Для создания запроса на содержание урока со стороны учеников использую диалог между персонажами Степой и Профессором. Предлагаю детям сначала самим обсудить, что же может предложить Профессор Степе.

Куда-то пропало местоимение "я" в реплике Профессора...
Куда-то пропало местоимение “я” в реплике Профессора…

Разумеется, дети быстро приходят к идее записей. Коротко обсуждаем плюсы и минусы так называемого студенческого конспекта, состоящего из полных предложений. Приходим к выводу,что он нам не годится.

Работа в группах - моя любимая песня
Работа в группах – моя любимая песня

Записываем в «Научном дневнике» тему урока и учимся составлять опорный конспект, состоящий из отдельных слов, связанных между собой стрелками, которые обозначают взаимосвязи.

Обучение составлению опорных конспектов состоит из трех этапов. На первом я предлагаю ученикам прочитать текст, найти его основные мысли и сформулировать их как можно короче. Работа проводится в группах (здесь мой материал о работе в группах), каждая группа высказывает свои предложения.

Начало работы над опорным конспектом
Начало работы над опорным конспектом

На втором этапе я подаю на экран слова, из которых будет состоять наш опорный конспект. Прежде чем продолжать работу, обсуждаем перечень слов, выясняем, какие из них уже названы, а какие ученики пропустили.

Далее каждая группа называет главное слово, которое будет объединять все записи. Конечно, это слово — биология.

Второй этап работы над составлением опорного конспекта
Второй этап работы над составлением опорного конспекта

На третьем этапе из предложенных слов составляем схему. Вариант такой схемы вы видите на слайде. У меня были заранее заготовлены цветные пометки, которые я расставляю на схеме и обязательно поясняю их значение. Зеленым цветом мы всегда будем закрашивать тему урока. Желтым — так называемый первый круг вопросов.

Исходный вид слайда. Заготовлены слова и цветные рамки для перетаскивания
Исходный вид слайда. Заготовлены слова и цветные рамки для перетаскивания

Добавлю, что все наши конспекты пронумерованы. Например, ОК-5-1. Здесь ОК — означает «опорный конспект», 5 – «пятый класс», 1 — порядковый номер.

Окончательный вид слайда. Слова и цветные рамки на своих местах. Добавлены стрелки
Окончательный вид слайда. Слова и цветные рамки на своих местах. Добавлены стрелки

Приведу также другой вариант составления опорного конспекта — без заготовленных слов, письменно на доске. Такой вариант, на мой взгляд, предпочтительнее, поскольку предполагает изрядную долю экспромта (мало ли какая мысль родится на уроке!). Однако меня подводит почерк. Мелом я пишу красиво, а вот стилусом — никак не получается. Тем более, что доска висит высоко и до ее верхней части я вообще не достаю.

Письмо стилусом на доске в быстром темпе - моя боль...
Письмо стилусом на доске в быстром темпе – моя боль…

Когда опорный конспект составлен, учимся отвечать по нему. Сначала я четко проговариваю ответ сама, не забывая водить указкой по конспекту и акцентировать на стрелках. Потом отвечает какой-либо ученик по желанию.

Если дети сообразительные, урок идет быстро и осталось еще хотя бы 10 минут, можно попросить учеников ответить по конспекту письменно и собрать тетради. В этом случае станет понятно, кто понял, а кто — нет. Отметки за эту работу ставлю только положительные.

Домашнее задание делится на две части. Для всех — читать параграф и проговаривать ОК-5-1. Задание по желанию отмечено зеленой галочкой — составить опорный конспект к параграфу по истории.

Смысл этого задания — показать детям, что мой предмет не единственный, по которому можно конспектировать учебный материал. Почему история — там самые длинные параграфы, поэтому новое умение однозначно пригодится.

Полный флипчарт для работы в программе ActiveInspire или в режиме «Доска» интерактивной панели лежит здесь.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.

Основные требования к

составлению опорного конспекта

Цветовая наглядность и

образность, так как она вызывают больший

интерес и эффективность

запоминания материала.

Доступность воспроизведения,

исполнение должно быть выполнено в

простой воспроизводимой от руки на

бумаге, не высокохудожественной манере.

Ассоциативность, изображение

сигналов, позволяющее восстановить

последовательность явлений, процессов,

закономерностей.

Лаконичность, то есть не загружать

конспект опорными знаками, должно быть

300–400 печатных знаков.

Структурность

упорядоченность системы сигналов,

определенный набор и расположение

элементов со связями между ними (45

связок, логических блоков).

Автономность, каждый из четырех

пяти блоков должен быть самостоятельным.

Смысловой акцент (рамки,

отделение одного блока от другого,

оригинальное расположение символов)

позволяет определить значимость каждого

блока, придать опорному конспекту

выразительности.

Унификация печатных знаков,

символов, ввести определенные знаки

символы для обозначения ключевых или

часто повторяющихся слов, явлений

Приложение 2

МБОУ «Средняя общеобразовательная

Городищенская школа с УИОП»

Памятка для обучающихся

КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ

КОНСПЕКТ

Подготовил:

Учитель географии:

Суслова Светлана Николаевна

Добавить комментарий