Конспекты по предмету «Алгебра»
Изучение Алгебры шаг за шагом. Онлайн-учебник.
Кодификатор ОГЭ
ТЕСТЫ по АЛГЕБРЕ
Кодификатор ЕГЭ
Глава 1. Математика до алгебры
Математика 5 и 6 классов
Дорофеев 5 кл. Контрольные с ответами
Глава 2. Алгебра 7 класс
(остальные материалы готовятся к публикации)
Макарычев 7 кл. Контрольные с ответами
Глава 3. Алгебра 8 класс
(остальные материалы готовятся к публикации)
Макарычев 8 кл. Контрольные с ответами
Макарычев 8 кл. Поурочные планы
Глава 4. Алгебра 9 класс
(остальные материалы готовятся к публикации)
Макарычев 9 кл. Контрольные с ответами
Глава 5. Материалы для подготовки к ОГЭ
Глава 6. Алгоритмы решения задач по алгебре
Материалы для УМК Мерзляк
Электронные формы учебников для 6-9 классов (ссылки):
- Математика 6 класс / Мерзляк, Полонский, Якир
- Алгебра 7 класс / Мерзляк, Полонский, Якир
- Алгeбра. 7 класс. В 2-х частях / Мордкович (Мнемозина)
- Алгeбра. 7 кл. / Макарычев и др. М.: Просвещение
- Алгeбрa 7 (угл. изучение). Мерзляк, Поляков
- Алгебра 8 класс / Мерзляк, Полонский, Якир
- Алгебра 8 класс. В 2-х частях / Мордкович (Мнемозина)
- Алгебра 8 Мордкович, Семенов (Просвещение)
- Алгeбра 8 кл. Макарычев и др. (Просвещение)
- Алгeбра 8 (угл. изучение). Мерзляк, Поляков
- Алгебра 9 класс / Мерзляк, Полонский, Якир
- Алгeбрa 9 кл. Макарычев (Просвещение)
- Алгeбра 9 класс. В 2-х частях / Мордкович (Мнемозина)
Алгебра (от араб. الْجَبْر, «аль-джабр» — восполнение) — раздел математики, который можно нестрого охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики. Слово «алгебpа» также употребляется в общей алгебре в названиях различных алгебраических систем. В более широком смысле под алгеброй понимают раздел математики, посвящённый изучению операций над элементами множества произвольной природы, обобщающий обычные операции сложения и умножения чисел.
Алгeбра как раздел математики традиционно включает следующие категории: Элементарная, Общая, Универсальная, Линейная (включая матрицы) и Алгебраическая комбинаторика.
Элементарная алгебpа, которая изучает свойства операций с вещественными числами. В ней постоянные и переменные обозначаются буквенными символами. Элементарная алгeбpа содержит правила преобразования математических выражений и уравнений с использованием этих символов. Обычно преподаётся в школе под названием aлгебра.
Кодификатор ОГЭ
ТЕСТЫ по АЛГЕБРЕ
Справочник для ОГЭ
Источники идей и цитат для конспектов по Алгебре:
- Макарычев Ю.Н. Учебники по Алгебре для 7, 8, 9 классов. — М.: Мнемозина.
- Лахова Н.В. Алгебрa за 7 занятий. 7 класс: учебное пособие — М.: Просвещение.
- Томилина М.Е. Справочник по математике. 5-9 классы — СПб.: Издательский дом «Литера».
- ОГЭ. Математика : универсальный справочник / И.В. Третьяк. — М.: Эксмо,
- Мерзляк А.Г. Учебники по Алгебре для 7, 8, 9 классов. — М.: Вентана-Граф.
- ОГЭ. Математика. Справочник с комментариями ведущих экспертов / Л.В. Кузнецова — М.: Просвещение.
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Плотникова И.А., Соколова Л.А.
тема: «Как правильно конспектировать лекцию по математике, да и не только по математике»
Москва
2015
«Как правильно конспектировать лекцию по математике,
да и не только по математике».
Методическое пособие для самостоятельной работы студента.
_________________________________________________________________
Настоящее пособие предназначено для студентов колледжа всех специальностей и нацелено на оказание помощи при составлении конспектов лекций и подготовке по этим конспектам к урокам и итоговой аттестации.
Авторы: Плотникова И.А., Соколова Л.А., преподаватели математики
Рецензент и редактор: Малькова Л.А., методист
Рукопись рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии естественнонаучных дисциплин, протокол №6 от 27 февраля 2015г.
Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из лекции преподавателя. В основе процесса лежит систематизация услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла.
Что такое хороший конспект?
Хороший конспект – конспект лекций, который может прочитать практически любой человек, приложив минимум усилий. Это заслуга студента, умеющего быстро и понятно конспектировать.
Бессмысленно стремиться дословно записать всю лекцию: человек произносит в среднем 120 слов в минуту, в то время как скорость письма – лишь 50-70 слов в минуту. Лектор не стремится читать лекцию в таком темпе, чтобы студенты могли дословно ее записать, он объясняет, работает с аудиторией, рассуждает и т.д. Простой диктант скорее принесет вред, чем пользу. Следовательно, конспект должен содержать самое главное из сказанного преподавателем.
Внимание! Важные моменты в написании конспекта
Для того, чтобы ваши конспекты со временем сослужили вам хорошую службу (помогли сдать экзамен или контрольный срез знаний), необходимо понять и принять несколько простых правил:
1. Вы должны понимать свой почерк. Многие люди (около 60%) не могут разобрать собственноручно написанный текс. Хороший конспект должен быть написан понятным разборчивым почерком, аккуратно и четко;
2. Для конспектов следует выбирать тетради с полями, на которых впоследствии можно будет ставить всевозможные пояснения, пометки, даты лекция, отмечать непонятные или важные места;
3. Каждая лекция должна начинаться с даты, темы самой лекции, плана, что в дальнейшем в значительной мере упростит работу над текстом.
4. Используйте в конспекте принцип наглядности (зрительной памяти). Для этого проводите с текстом следующие манипуляции: подчеркивание, выделение цветом, прописные буквы, таблицы, схемы, зарисовки;
5. Есть вопросы – задавайте, не стесняйтесь! Не успели записать или сформулировать мысль, обратитесь после лекции к преподавателю или одногруппникам. Не забудьте поставить на полях вопросительный знак, он напомнит вам о пробеле в вашем конспекте.
6. Не «наляпывайте» на странице. Разделяйте мысли друг от друга пробелом в одну строку, возможно у вас всплывут интересные факты, которые вы впишите в ваш конспект;
7. Используйте конспекты, написанные собственноручно. Если вы забили тетрадь, воспользуйтесь обычным двухсторонним листком и законспектируйте лекцию, а если вы пропустили занятие, перепишите конспект одногруппника от руки, возможно в ходе переписки возникнут вопросы.
8. Неправильно написанный текст лучше не исправлять, а аккуратно зачеркивать.
9. Используйте сокращения и символы. Нужно научиться писать не только разборчиво, но и быстро. Дабы успевать конспектировать полноценную информацию, используйте общепринятые сокращения и придумывайте собственные.. Можно также использовать абривиатуры (например ЧТД – «что и требовалось доказать») и математические символы.
10. Самостоятельное конспектирование изучаемого материала. При работе с книгой, старайтесь записывать самое важное, коротко и понятно. Существует три вида такого конспектирования:
1. Цитаты – дословное выписывание. При этом следует также выписать все данные по использованной литературе: ФИО автора, название книги или статьи, год издания, номер страницы – это может пригодиться в дальнейшем при написании курсового или дипломного проекта.
2. Тезисы – основные мысли автора, сформулированные небольшими предложениями, коротко и понятно.
3. Конспективная выписка – запись основных пунктов, мыслей, важных идей и тезисов.
Манера написания конспекта, как правило, индивидуальна.
Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид.
В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.
Виды конспектов
Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.
План-конспект. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Рекомендуется наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, так как со временем трудно восстановить их по памяти.
Схематический план. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.
Текстуальный конспект. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.
Тематический конспект. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его — в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.
Свободный. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно — выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.
Техника составления конспекта
- Необходимо просмотреть материал.
- Выявить особенности текста, его характер.
- Понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины.
- Снова прочитать текст и тщательно проанализировать его.
- Обозначить основные мысли текста, они называются тезисами.
Тезисы можно записывать как угодно — цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль), либо своим собственным способом.
Такая работа с материалом даст возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке.
При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:
Не начинать записывать материал с первых слов преподавателя, сначала необходимо выслушать его мысль до конца и постараться понять ее.
Приступать к записи нужно в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
В конспекте обязательно выделяются отдельные части.
Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию.
Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку.
Записи нужно создавать с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно необходимо употреблять разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда выработается свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.
Большую пользу для создания правильного конспекта, как было отмечено ранее, дают сокращения. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова.
Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них — английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».
Нужно избегать сложных и длинных фраз.
При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.
Не нужно стараться зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Второстепенные слова нужно отбрасывать, без которых главная мысль не теряется.
Если в лекции встречаются непонятные термины, можно оставить место, а после занятий уточнить их значение у преподавателя.
Изучив все подробности правильного конспектирования, можно научиться не только легко и результативно трудиться на лекциях или курсах, но стать делать это с удовольствием. Это большое наслаждение — познать те истины, которые доселе казались недоступными.
Для этого создайте собственную систему конспектирования лекций. Важно, чтобы записываемый вами материал в результате был вам понятен, и вы смогли в нем легко ориентироваться. Поэтому
• Заранее определитесь с сокращениями, которые вы будете использовать во время записей.
• Продумайте возможность использования разнообразных пометок и комментариев на страницах конспекта.
• Предусмотрите место для фиксирования даты, названия лекции, ФИО лектора, дополнительных вопросов из зала.
• Используйте для конспектирования не общие тетради, а блоки с возможностью удаления и добавления листов в нужные места. Лучше использовать разлинованные листы.
• Подготовьте листы для конспектирования, если это требуется.
Для работы с содержанием конспекта рекомендую использовать так называемую Корнельскую систему конспектирования.
Давайте с ней познакомимся.
Прежде всего, необходимо подготовить листы для записей.
На стандартном листе блокнота или блока с бумагой (желательно формата А4) нужно будет провести две линии, которые разделят лист на три смысловых раздела (колонки): Лекция, Ключевые моменты, Выводы (резюме). Размеры разделов приведены ниже, однако их можно менять в соответствии с собственными предпочтениями.
Колонка «Лекция». Находится с правой стороны листа. Ее общая ширина составляет 15 см. Используется для непосредственной записи лекции. Записи рекомендуется делать максимально короткими (телеграфными) предложениями, не перегружая ненужными деталями и подробностями. Хочется напомнить, что конспектирование лекции не является записью слово в слово за говорящим.
Колонка «Ключевые моменты». Располагается с левой стороны листа рядом с колонкой «Лекция». Ширина колонки – 6 см. Именно в этой колонке необходимо максимально кратко записать, о чем говорится в соответствующей части конспекта лекции. Эти записи делаются непосредственно напротив нужных мест в конспекте. Ключевые моменты могут быть зафиксированы в виде вопросов к тексту в правой колонке, помогающих разобраться с материалом, установить необходимые взаимосвязи.
Раздел «Выводы». Находится внизу страницы. Высота раздела – 5 см. В нескольких предложениях формулируется и фиксируется основной смысл лекции (части лекции на этой странице) своими словами. Это помогает более глубоко понять тему.
Как работать с конспектом лекции, записанным с помощью Корнельской системы конспектирования.
1. Сделайте конспект, заполнив правую колонку.
2. Прочитайте записанный материал и заполните раздел «Ключевые моменты»
3. Закройте листом бумаги раздел «Лекция» и своими словами расскажете ее главный смысл. При этом можно опираться на записанные ключевые моменты, вопросы и выводы.
4. Заполните раздел «Выводы»
5. Порассуждайте над тем, как вы можете применить эти знания, как эти факты согласуются с уже известными вам, какую теория подтверждается с помощью этих фактов и т.п.
6. Раз в неделю уделяйте несколько минут для просмотра разделов «Ключевые моменты» и «Выводы».
Благодаря Корнельской системы конспектирования, материалом можно пользоваться с экономией сил и времени, легче достигая свои цели, так как такая форма дает возможность пользоваться им без необходимости его полного чтения.
Методическое пособие для студентов
«Как правильно конспектировать лекцию по математике, да и не только по математике»»
Плотникова И.А., Соколова Л.А.– преподаватели математики ГАПОУ МОК им. В.Талалихина
Сдано в печать 19.03.2015.
Формат бумаги 60х90/16
Тираж 26 экз.
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Адрес: Москва, ул.Верхние поля, 27
Тел. 8 (495) 359-65-29
E-mail: moksp-3@mail.ru
Лучший ответ
Юлия
Мастер
(2321)
12 лет назад
в учебнике есть параграфы, необходимо открыть учебник, заданный параграф, и начать писать, самое основное. к примеру правила и формулы (выделяя другой пастой).
Остальные ответы
Олеговна
Профи
(913)
12 лет назад
ходить на уроки и записывать всё что вам диктуют
Pyih
Искусственный Интеллект
(111938)
12 лет назад
вот честно – задолбал ты уже со своим конспектом 🙂
Анна Ерёменко
Просветленный
(20757)
12 лет назад
открой любой параграф в учебнике математике и посмотри, это тоже своего рода конспект, если ты его перепишешь, выделяя главные и важные мысли, то это твой конспект.
Алёна куршонкова
Ученик
(123)
7 лет назад
конспект по математике это сжатый смысл параграфа с формулами и примерами
Екатерина Пустовая
Ученик
(128)
4 года назад
что такое конспект по математике 5 класс
Гордей Смирнов
Ученик
(113)
2 года назад
надо брать из Пораграфа брать и все
Для успешного усвоения курса математики необходима самостоятельная работа учащихся на всех этапах учебного процесса. В решении этой задачи помогают эффективные средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке в виде опорных конспектов.
Оптимальное соотношение теории и прикладных знаний в процессе работы исключает зазубривание. Вместе с этим тщательно отрабатывается язык учебного предмета, его терминология, усиливается смысловая нагрузка на тренировочный материал.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи считают, что преобразование учеником информации, перевод ее в более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний.
Ученик читает текст и делает соответствующие записи в тетради. Знания усваиваются в системе, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком.
Необходимо поэтапно переходить к работе с опорными конспектами, отработав навыки:
- выделять главное, существенное в учебном материале;
- правильно определять и графически обозначать причинно-следственную связь;
- правильно считывать информацию из конспекта.
Опорные конспекты помогают учащимся эффективно усваивать новый учебный материал и упорядочить самостоятельную работу по устранению пробелов в математической подготовке. Так же эти конспекты содержат образцы решений типовых примеров и упражнений, дается алгоритм выполнения элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих данному типу.
При составлении опорно-логических схем следует вводить знаки и использовать приемы краткой записи, что существенно экономит время. Конспекты можно использовать:
- при изучении нового материала;
- при закреплении пройденного на уроке;
- при подготовке домашнего задания;
- при организации работы в группах, парах;
- при итоговом повторении.
Опорный конспект составляется учителем для ученика (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместно учителем и детьми в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).
Таким образом, умение составлять опорный конспект – одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
Использование опорных конспектов показало, что они положительно влияют на обучение всех учащихся, но особенно тех, которые вначале испытывают затруднения при выполнении различных заданий.
Такой подход заинтересовывает учащихся, так как подобная организация учебного процесса развивает их мыслительную способность, заставляет их быть внимательным, учит анализировать, создает каждому учащемуся ситуацию успеха, и у них исчезает чувство беспомощности. Это особенно важно для учащихся с пониженным уровнем обучаемости.
Вашему вниманию предлагается пошаговая система изучения материала курса алгебры с использованием опорных конспектов.
Выражения (числовые, с переменными). (Приложение 1)
Уравнения с одной переменной (Приложение 2)
Линейные уравнения с одной переменной (Приложение 3)
Решение задач с помощью уравнений (Приложение 4)
Функция (Приложение 5)
Взаимное расположение графиков линейных функций (Приложение 8)
Степень с натуральными показателями. Свойства степени с натуральным показателем. (Приложение 9)
Одночлены. (Приложение 10)
Функции. (Парабола. Кубическая парабола). (Приложение 11)
Умножение одночлена на многочлен. Вынесение общего множителя за скобки. (Приложение 12)
Многочлены (Приложение 13)
Умножение многочлена на многочлен. (Приложение 14)
Разложение на множители способом группировки (Приложение 15)
Формулы сокращенного умножения. (формула (a±b)2) (Приложение 16)
Формулы сокращенного умножения (формула a2 – b2) (Приложение 17)
Формулы сокращенного умножения (формула a3 ± b3). (Приложение 18)
Преобразование целых выражений. (Приложение 19)
Линейные уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными. Решение систем уравнений с двумя переменными. Графический способ. Сколько решений имеет система уравнений? (Приложение 20)
Решение систем уравнений с двумя переменными. Способ подстановки. Решение систем уравнений с двумя переменными. Способ сложения. Решение задач с помощью систем уравнений. (Приложение 21)
Обновлено: 23.05.2023
в учебнике есть параграфы, необходимо открыть учебник, заданный параграф, и начать писать, самое основное. к примеру правила и формулы (выделяя другой пастой).
открой любой параграф в учебнике математике и посмотри, это тоже своего рода конспект, если ты его перепишешь, выделяя главные и важные мысли, то это твой конспект.
Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.
Методическое пособие для самостоятельной работы студента.
Настоящее пособие предназначено для студентов колледжа всех специальностей и нацелено на оказание помощи при составлении конспектов лекций и подготовке по этим конспектам к урокам и итоговой аттестации.
Авторы: Плотникова И.А., Соколова Л.А., преподаватели математики
Рецензент и редактор: Малькова Л.А., методист
Рукопись рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии естественнонаучных дисциплин, протокол №6 от 27 февраля 2015г.
Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из лекции преподавателя. В основе процесса лежит систематизация услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла.
Что такое хороший конспект?
Хороший конспект – конспект лекций, который может прочитать практически любой человек, приложив минимум усилий. Это заслуга студента, умеющего быстро и понятно конспектировать.
Бессмысленно стремиться дословно записать всю лекцию: человек произносит в среднем 120 слов в минуту, в то время как скорость письма – лишь 50-70 слов в минуту. Лектор не стремится читать лекцию в таком темпе, чтобы студенты могли дословно ее записать, он объясняет, работает с аудиторией, рассуждает и т.д. Простой диктант скорее принесет вред, чем пользу. Следовательно, конспект должен содержать самое главное из сказанного преподавателем.
Внимание! Важные моменты в написании конспекта
Для того, чтобы ваши конспекты со временем сослужили вам хорошую службу (помогли сдать экзамен или контрольный срез знаний), необходимо понять и принять несколько простых правил:
1. Вы должны понимать свой почерк. Многие люди (около 60%) не могут разобрать собственноручно написанный текс. Хороший конспект должен быть написан понятным разборчивым почерком, аккуратно и четко;
2. Для конспектов следует выбирать тетради с полями, на которых впоследствии можно будет ставить всевозможные пояснения, пометки, даты лекция, отмечать непонятные или важные места;
3. Каждая лекция должна начинаться с даты, темы самой лекции, плана, что в дальнейшем в значительной мере упростит работу над текстом.
4. Используйте в конспекте принцип наглядности (зрительной памяти). Для этого проводите с текстом следующие манипуляции: подчеркивание, выделение цветом, прописные буквы, таблицы, схемы, зарисовки;
5. Есть вопросы – задавайте, не стесняйтесь! Не успели записать или сформулировать мысль, обратитесь после лекции к преподавателю или одногруппникам. Не забудьте поставить на полях вопросительный знак, он напомнит вам о пробеле в вашем конспекте.
7. Используйте конспекты, написанные собственноручно. Если вы забили тетрадь, воспользуйтесь обычным двухсторонним листком и законспектируйте лекцию, а если вы пропустили занятие, перепишите конспект одногруппника от руки, возможно в ходе переписки возникнут вопросы.
8. Неправильно написанный текст лучше не исправлять, а аккуратно зачеркивать.
10. Самостоятельное конспектирование изучаемого материала. При работе с книгой, старайтесь записывать самое важное, коротко и понятно. Существует три вида такого конспектирования:
1. Цитаты – дословное выписывание. При этом следует также выписать все данные по использованной литературе: ФИО автора, название книги или статьи, год издания, номер страницы – это может пригодиться в дальнейшем при написании курсового или дипломного проекта.
2. Тезисы – основные мысли автора, сформулированные небольшими предложениями, коротко и понятно.
3 . Конспективная выписка – запись основных пунктов, мыслей, важных идей и тезисов.
Манера написания конспекта, как правило, индивидуальна.
В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.
Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.
План-конспект . Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Рекомендуется наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, так как со временем трудно восстановить их по памяти.
Схематический план. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.
Текстуальный конспект. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.
Тематический конспект . Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его — в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.
Свободный. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно — выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.
Техника составления конспекта
- Необходимо просмотреть материал.
- Выявить особенности текста, его характер.
- Понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины.
- Снова прочитать текст и тщательно проанализировать его.
- Обозначить основные мысли текста, они называются тезисами.
Тезисы можно записывать как угодно — цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль), либо своим собственным способом.
Такая работа с материалом даст возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке.
При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:
Не начинать записывать материал с первых слов преподавателя, сначала необходимо выслушать его мысль до конца и постараться понять ее.
Приступать к записи нужно в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
В конспекте обязательно выделяются отдельные части.
Необходимо разграничивать заголовки , подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию.
Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку.
Большую пользу для создания правильного конспекта, как было отмечено ранее, дают сокращения. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова.
Нужно избегать сложных и длинных фраз.
При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.
Не нужно стараться зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Второстепенные слова нужно отбрасывать, без которых главная мысль не теряется.
Если в лекции встречаются непонятные термины, можно оставить место, а после занятий уточнить их значение у преподавателя.
Изучив все подробности правильного конспектирования, можно научиться не только легко и результативно трудиться на лекциях или курсах, но стать делать это с удовольствием. Это большое наслаждение — познать те истины, которые доселе казались недоступными.
Для этого создайте собственную систему конспектирования лекций. Важно, чтобы записываемый вами материал в результате был вам понятен, и вы смогли в нем легко ориентироваться. Поэтому
• Заранее определитесь с сокращениями, которые вы будете использовать во время записей.
• Продумайте возможность использования разнообразных пометок и комментариев на страницах конспекта.
• Предусмотрите место для фиксирования даты, названия лекции, ФИО лектора, дополнительных вопросов из зала.
• Используйте для конспектирования не общие тетради, а блоки с возможностью удаления и добавления листов в нужные места. Лучше использовать разлинованные листы.
• Подготовьте листы для конспектирования, если это требуется.
Для работы с содержанием конспекта рекомендую использовать так называемую Корнельскую систему конспектирования.
Давайте с ней познакомимся.
Прежде всего, необходимо подготовить листы для записей.
На стандартном листе блокнота или блока с бумагой (желательно формата А4) нужно будет провести две линии, которые разделят лист на три смысловых раздела (колонки): Лекция, Ключевые моменты, Выводы (резюме). Размеры разделов приведены ниже, однако их можно менять в соответствии с собственными предпочтениями.
Как работать с конспектом лекции, записанным с помощью Корнельской системы конспектирования.
1. Сделайте конспект, заполнив правую колонку.
5. Порассуждайте над тем, как вы можете применить эти знания, как эти факты согласуются с уже известными вам, какую теория подтверждается с помощью этих фактов и т.п.
Благодаря Корнельской системы конспектирования, материалом можно пользоваться с экономией сил и времени, легче достигая свои цели, так как такая форма дает возможность пользоваться им без необходимости его полного чтения.
Для успешного усвоения курса математики необходима самостоятельная работа учащихся на всех этапах учебного процесса. В решении этой задачи помогают эффективные средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке в виде опорных конспектов.
Оптимальное соотношение теории и прикладных знаний в процессе работы исключает зазубривание. Вместе с этим тщательно отрабатывается язык учебного предмета, его терминология, усиливается смысловая нагрузка на тренировочный материал.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи считают, что преобразование учеником информации, перевод ее в более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний.
Ученик читает текст и делает соответствующие записи в тетради. Знания усваиваются в системе, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком.
Необходимо поэтапно переходить к работе с опорными конспектами, отработав навыки:
- выделять главное, существенное в учебном материале;
- правильно определять и графически обозначать причинно-следственную связь;
- правильно считывать информацию из конспекта.
Опорные конспекты помогают учащимся эффективно усваивать новый учебный материал и упорядочить самостоятельную работу по устранению пробелов в математической подготовке. Так же эти конспекты содержат образцы решений типовых примеров и упражнений, дается алгоритм выполнения элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих данному типу.
При составлении опорно-логических схем следует вводить знаки и использовать приемы краткой записи, что существенно экономит время. Конспекты можно использовать:
- при изучении нового материала;
- при закреплении пройденного на уроке;
- при подготовке домашнего задания;
- при организации работы в группах, парах;
- при итоговом повторении.
Опорный конспект составляется учителем для ученика (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместно учителем и детьми в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).
Таким образом, умение составлять опорный конспект – одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
Использование опорных конспектов показало, что они положительно влияют на обучение всех учащихся, но особенно тех, которые вначале испытывают затруднения при выполнении различных заданий.
Такой подход заинтересовывает учащихся, так как подобная организация учебного процесса развивает их мыслительную способность, заставляет их быть внимательным, учит анализировать, создает каждому учащемуся ситуацию успеха, и у них исчезает чувство беспомощности. Это особенно важно для учащихся с пониженным уровнем обучаемости.
Вашему вниманию предлагается пошаговая система изучения материала курса алгебры с использованием опорных конспектов.
Выражения (числовые, с переменными). (Приложение 1)
Уравнения с одной переменной (Приложение 2)
Линейные уравнения с одной переменной (Приложение 3)
Решение задач с помощью уравнений (Приложение 4)
Нахождение значения аргумента и функции (Приложение 6)
Взаимное расположение графиков линейных функций (Приложение 8)
Степень с натуральными показателями. Свойства степени с натуральным показателем. (Приложение 9)
Функции. (Парабола. Кубическая парабола). (Приложение 11)
Умножение одночлена на многочлен. Вынесение общего множителя за скобки. (Приложение 12)
Умножение многочлена на многочлен. (Приложение 14)
Разложение на множители способом группировки (Приложение 15)
Формулы сокращенного умножения. (формула (a±b) 2 ) (Приложение 16)
Формулы сокращенного умножения (формула a 2 – b 2 ) (Приложение 17)
Формулы сокращенного умножения (формула a 3 ± b 3 ). (Приложение 18)
Преобразование целых выражений. (Приложение 19)
Линейные уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными. Решение систем уравнений с двумя переменными. Графический способ. Сколько решений имеет система уравнений? (Приложение 20)
Решение систем уравнений с двумя переменными. Способ подстановки. Решение систем уравнений с двумя переменными. Способ сложения. Решение задач с помощью систем уравнений. (Приложение 21)
Только до 9 марта
ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК
Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов
Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов
- Стоимость курса 1 — ₽
- Стоимость курса 2 — ₽
- Стоимость курса 3 0 ₽
Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.
Войти с помощью:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Всего 22 800 материалов
5831594 5831446 5831351 5831099 5829156 5827615 5825420 5824735 5824709 5824143 5824027 5823512 5823073 5822339 5822207 5821958 5821373 5821131 5820591 5820443
40%
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта “Инфоурок”.
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование
Время чтения: 1 минута
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Читайте также:
- Конспект обзор современных операционных систем
- Конспект занятия форма организации
- Конспект урока обозначение числа цифрой
- Конспект урока правописание гласных в приставках 3 класс планета знаний
- Конспект развитие выносливости 10 класс