Открытый урок в « 1б» классе на тему:
«Составление задач по рисунку»
ГБОУ СОШ № 1008
Учитель: Зимарина В.В.
2014
Тема урока: «Составление задач по рисунку»
Цели урока: через сравнение и наблюдение познакомить с задачами на сложение и вычитание, учить составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку.
Тип урока: открытие нового знания
Задачи урока:
Предметные УУД:
знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления задачи в тетради,
-уметь составлять задачи по рисунку, уметь выполнять анализ задачи, записывать решение и ответ задачи.
Личностные УУД:
– формировать положительное отношение к школьной и учебной деятельности, к изучению математики,
формировать представление о значении математики в жизни человека,
-формировать способность к самооценке.
Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,
-формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками
результат своих действий.
– овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи,
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
– высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
– формировать умение осуществлять анализ, сравнение объектов,
– под руководством учителя осуществлять обобщения, выводы (подведение под понятие),
– строить небольшие математические высказывания в устной форме,
-уметь ориентироваться в своих знаниях, отличать новое от уже известного с помощью учителя,
– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, понимать задаваемые вопросы, выражать свою точку зрения.
Оборудование: карточки с рисунками , веры цифр, тетради., карточка с названием составных частей, презентация, светофоры .
Ход урока.
- Организационный момент.
Дети
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем,
И друг друга уважаем!
Учитель.
Мы будем сегодня учиться решать
Исследовать, сравнивать и рассуждать
Секрет математики вновь открывать!
– Значит, чему будет посвящён наш урок? ( Знакомство с новым материалом.)
- Актуализация знаний.
Устный счёт.
1. Логическая задача.
Как сделать, чтобы у всех зайчиков было одинаковое число морковок?
(Слайд 3.)
2. Реши примеры по бусам. (Слайд 4 ) Ответы покажи на веере.
3. Задания в стихотворениях.
– Прослушайте задания и ответы покажите на веерах.
Раз к зайчихе на обед
Прискакал дружок- сосед
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок
Сколько съедено морковок? (2+2=4)
6 весёлых медвежат
За малиной в лес спешат
Но 1 малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (6-1=5)
– Как в математике называют такие задания?
– Почему? ( есть условие и вопрос)
– Что же такое задача? (математический рассказ, в котором есть вопрос)
– Что значит ответить на вопрос задачи? ( решить задачу)
– Кто помнит из каких частей состоит задача?
1. Условие.
2. Вопрос.
3. Решение.
4. Ответ.
Повторение по слайду 5
-Ребята, кто запомнил из каких частей состоит задача, нарисуйте себя (человечка) на первой ступеньке лестницы.
- Самоопределение к деятельности.
- Сравнение двух рассказов.
– Ребята, прослушайте 2 рассказа и сравните их.
1рассказ.
Девочка в окне увидела 4 снежинки, а мальчик 2 снежинки. Снежинки- это кристаллики льда.
2 рассказ
Девочка в окне увидела 4 снежинки, а мальчик 2 снежинки. Сколько снежинок увидели дети? (Слайд 5)
– Какой из рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в
учебник «Окружающий мир»?
– Почему вы так решили? Что есть во втором рассказе?
2. Решение задачи.
– Давайте, решим задачу. ( Составляют из цифр и записывают в тетрадях)
– Кто расскажет решение задачи? 4+2=6
– Кто скажет ответ задачи?
-Кому было понятно, как решать задачу и кто сам решил задачу, нарисуйте себя на 2 ступеньке лестницы.
IV. Физкультминутка.
V. Работа по теме урока. Работа с новым материалом.
Ребята, а вы всё знаете о задачах? Вы хотите узнать новое?
Тема урока «Составление задач по рисунку».
1. Коллективное составление задач по картинке.
-Кого вы видите на картинке? (рыбок)
– Сколько оранжевых рыбок ?
– Сколько фиалетовых рыбок?
– Составьте задачу в решении которой будет знк «+»
– Условие задачи
– Вопрос задачи.
– Решение задачи. ( 5+2= 7(р)
– Ответьте на вопрос задачи. ( 7 рыбок)
– Составьте задачу в решении которой будет знк «-»
– Условие задачи
– Вопрос задачи.
– Решение задачи. ( 7-2= 5(р)
– Ответьте на вопрос задачи. ( 5 рыбок)
-Что мы с вами делали? ( Составляли задачи)
2. Работа в паре. Составление задач по рисунку.
– Сейчас вам надо в паре с соседом по парте составить задачи на сложение и вычитание по рисунку.
-Вы должны договориться, кто будет составлять первую задачу, а кто – вторую задачу.
– Как вы будете работать? ( дружно).
3. Проверка самостоятельной работы.
Пара сообщает: «Мы готовы»
1. пара рассказывает задачу на сложение.
Условие задачи.
Вопрос задачи?
Решение задачи.
Ответ задачи.
Все ученики оценивают пару знаками «+», «-«.
2.пара рассказывает задачу на вычитание.
Условие задачи.
Вопрос задачи.
Решение задачи.
Ответ задачи.
Все ученики оценивают пару знаками «+», «-«.
Как ребята составили задачу?
Как они её решили?
А вы так решили задачи? Молодцы!
VI. Физминутка.
VII. Работа по вариантам.
– А сейчас каждый сам должен составить задачу на сложение по рисунку и решить её.
Проверка самостоятельной работы.
– Проверяем работу 1, 2 варианта. Рассказывают задачу и сверяют решение с эталоном на доске.
– Оцените свою работу знаками «+», «- «.
VIII. Рефлексия.
– Что мы с вами делали? Мы научились это делать?
– Кому было понятно, как составить задачу по рисунку и решить, поднимите
человечка на 3 ступеньку.
– Кому было трудно, непонятно, тот оставляет человечка на том же месте.
Ученики получают медали за хорошую работу.
IX. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Из каких частей состоит задача? Что значит ответить на вопрос задачи?
Поурочный план
№ урока 139
Дата проведения
27.04.2017 г.
Класс 1
Предмет Русский
язык
Тема
урока.
Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Цель урока:
Образовательная: развивать умение обосновывать написание
проверяемой и не проверяемой ударением гласной в безударном слоге, составлять
предложения и текст по рисунку, способствовать развитию речи,
фонематического слуха, памяти.
Развивающая:
развивать речевые умения и логическое мышление.
Воспитательная:
содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на
уроке.
Планируемые
результаты (предметные)
Знают
буквы, обозначающие гласные звуки, различают буквы и звуки; знают, как ставить
ударение; грамотно и правильно списывают слова и предложения; дополняют
предложения словами по смыслу; интонируют предложения, различные по цели
высказывания и интонации; владеют правописанием имен собственных; списывают с
печатного шрифта.
Личностные
результаты
Имеют
личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на
практике.
Универсальные
учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: планируют
свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные
– осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной
форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные:
умеют
в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.
Тип урока.
Комбинированный
Оборудование: средства
наглядности, ИКТ
Ход урока
I. Организационный момент:
Солнце красное проснулось
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось
Начинать урок пора!
II. Самоопределение к деятельности
III. Работа по теме урока
1. Повторение материала прошлого урока
2. Минутка чистописание. С с
3.
Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Физкультминутка
Мы немного отдохнем.
Встанем,
глубоко вздохнем.
Руки в
стороны, вперед,
На
опушке зайка ждет.
Зайка
прыгал под кустом, (Прыжки на одной ноге)
Приглашая
нас в свой дом. (Прыжки на другой ноге)
Руки
вниз, на пояс, вверх,
Убегаем
мы от всех. (Бег на месте)
Побежим
скорее в класс.
Там,
послушаем рассказ.
Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Творческое применение и
добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных
задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 72, упр. 20) Составление
по рисунку устного рассказа, подбор к нему названия. —
Рассмотрите рисунок. Что изобразил художник на своём рисунке? Догадайтесь, где
и когда происходят действия? Какое
время года на картине? Расскажите, по каким
признакам можно догадаться, что наступает весна? Рассмотрите,
каким изобразил художник снег? Какие деревья? Как
ведут себя грачи?
Физкультминутка
Релаксация.
–
Давайте отдохнем.
(включаю
магнитофон, дети кладут голову на руки)
Реснички
опускаются, глазки закрываются,
Мы
спокойно отдыхаем,
Сном
волшебным засыпаем.
Дышится
легко, ровно, глубоко.
Наши
руки отдыхают,
Отдыхают,
засыпают.
Шея не
напряжена и расслаблена.
Губы
чуть приоткрываются.
Всё
чудесно расслабляется…
Дышится
легко, ровно, глубоко.
Хорошо
нам отдыхать, но уже пора вставать.
Потянулись,
улыбнулись.
–
Отдохнули?
Прочитайте опорные слова на странице 73. Постарайтесь
составить устный рассказ по рисунку, используя опорные слова.
Возможный рассказ по рисунку.
–
А какой же рассказ у нас получился?
–
Кто повторит весь текст?
«На рисунке художник изобразил начало весны. Тает снег. Прилетели
грачи. Птицы сидят на изгороди. Много грачей на берёзах. Они строят и обживают
новые гнёзда. По дороге неторопливо идет лошадка, запряжённая в телегу. В
телеге сидит мужичок. Вдалеке видна деревня. Картина мне нравится, потому
что…»
2. — Запишите в свою тетрадь 2-3
предложения, которые оказались наиболее удачными. Запись предложений по
рисунку с опорными словами.
V. Рефлексия
– Как вы считаете, удалось ли вам
составление рассказа по рисунку?
– Кто
хотел бы прочитать свою работу?
–
Поднимите руку те, кому сегодняшняя работа на уроке показалась сложной.
Похлопайте
в ладоши те, кому было легко.
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Расскажите, чему учились на уроке.
Урок 42. Составление задач по рисунку
Цели: через сравнение и наблюдение познакомить с задачами на сложение и вычитание; учить составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять анализ задачи; составлять задачи на сложение и вычитание; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.
Ход урока
-
Организационный момент
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Тогда начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Сколько на рисунке треугольников? (8.)
2. Индивидуальная работа
(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)
3. Устный счет
— Сосчитайте:
• от 1 до 10 и обратно;
• от 1 до 10 через один, начиная с единицы, с двойки (без хлопков);
• от 1 до 10 через два с хлопками.
Игра «Веселый мяч»
(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает гот, кто поймал мяч.)
• Какое число при счете идет перед числом 4, 7, 9, 10?
• Какое число при счете идет после числа 3, 1, 6, 2?
• Назови соседей чисел 1, 9, 5.
4. Фронтальная работа
— Какие выражения подходят к рисунку? Объясните, что они означают.
4 – 2 3 + 2 5 – 3 5 – 2 5 – 4 2 + 3
5. Геометрический материал
(На доске начерчена фигура.)
— Расскажите о фигуре все, что знаете. (Замкнутая ломаная линия, многоугольник, 8 углов, 8 сторон, восьмиугольник.)
6. Работа над задачами
— Что такое задача? (Математический рассказ, в котором есть вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, ее нужно решить.)
— В каких ситуациях вашим родителям приходится решать задачи?
— Назовите составные части задачи. (Условие, вопрос, решение, ответ.)
(Учащиеся получают листы с таблицей, в левом столбике которой записаны названия составных частей задач, и семь карточек, на каждой из которых записана какая-то часть задачи. Им необходимо выбрать нужные карточки и правильно расставить их в таблице.)
Задача 1
У Оли 2 карандаша и 3 ручки.
2 + 3 = 5.
5 – 2 = 3.
Сколько всего ручек и карандашей у Оли?
Сколько у Оли карандашей?
5 карандашей и ручек.
5 карандашей.
Задача 2
У Пятачка было 5 шариков, 1 шарик лопнул.
Сколько шариков лопнуло?
Сколько шариков осталось?
5 + 1 = 6.
5 – 1 = 4.
Осталось 4 шарика.
Лопнуло 6 шариков.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске или на карточках рисунки.)
— Составьте по каждому рисунку четыре равенства. (2 + 1 = 3 — к 2 круглым шарам прибавили 1 продолговатый, получилось 3 шара. 1 + 2 = 3 — к 1 продолговатому шару прибавили 2 круглых, получилось 3 шара. 3 — 2 = 1 — всего 3 шара, из них 2 круглых, продолговатый шар 1. 3 — 1 = 2 — всего 3 шара, из них 1 продолговатый, круглых шаров 2.)
(По аналогии учащиеся составляют равенства по второму рисунку.)
— Как думаете, сколько задач можно составить по каждому рисунку?
-
На этот вопрос вы ответите в конце урока.
— Откройте учебник на с. 90. Прочитайте, что мы будем делать на уроке.
— Как вы понимаете слова «составлять задачи»? (Называть условие и вопрос
задачи.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 90).
— Что изображено на рисунке? (4 цыпленка у кормушки клюют зерна, и 2 бегут к ним.)
— Составьте задачу, в решении которой будет знак +. (У кормушки было 4 цыпленка. К ним прибежали еще 2 цыпленка. Сколько цыплят у кормушки?)
— Назовите решение задачи. (4 + 2 = 6 (ц.).)
— Ответьте на вопрос задачи. (У кормушки 6цыплят.)
— Составьте задачу, в решении которой будет знак —. (Во дворе 6 цыплят. У кормушки 4 цыпленка. Сколько цыплят еще бежит к кормушке?)
— Назовите решение задачи. (6 — 4 = 2 (ц.).)
— Ответьте на вопрос задачи. (К кормушке бегут 2 цыпленка.)
— Посмотрите на второй рисунок. О ком будем составлять задачи? (Об утятах.)
— Составьте задачу, в решении которой будет знак +. Воспользуйтесь таблицей с названиями структурных частей задачи.
(По второму рисунку учащиеся составляют две задачи по цепочке. Первый ученик говорит условие, второй — вопрос и т. д. По оставшимся двум рисункам учащиеся составляют задачи, работая в группах по четыре человека. Каждая группа получает четыре карточки: условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи. Каждый ученик берет себе одну карточку и говорит ту часть задачи, которая ему досталась.)
— Оцените работу друг друга.
V. Физкультминутка
Тик да тик — часы стучат,
Целый день вперед спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы —
Девять раз пробьют они.
У часов тяжелый труд:
Все они идут, идут… Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 2 (с. 90).
— Прочитайте задание. Выполните указанные действия. Объясните. (3 да 2 — получится 5. Из 5 вычесть 2 (дети могут закрыть 2 точки) — получится 3.)
(По аналогии разбираются остальные примеры.)
№ 3, 4 (с. 90-91). – Фронтальная работа.
№ 5 (с. 91). – Самостоятельное выполнение.
№ 6 (с. 91).
— Прочитайте задание.
— Что нужно сделать? (Взять 1 морковку у первого зайца и дать второму, у которого 3морковки. Тогда у всех будет по 4 морковки.)
— На какие группы можно разделить фигуры на полях? (По цвету — синие и красные, по количеству углов — треугольники и пятиугольники.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 34. Прочитайте первое задание.
— Составьте задачу по первой схеме.
— Запишите решение задачи. (5 — 1 = 4.)
— Составьте задачу по второй схеме.
— Запишите решение задачи. (4 + 1 = 5.)
(Самостоятельное выполнение второго задания. Коллективная проверка.)
— Решите примеры.
(Учащиеся решают примеры по цепочке и объясняют.)
(Самостоятельное выполнение следующего задания. Один ученик работает на откидной доске. Проверка. Самооценка с помощью «Светофора».)
— Самостоятельно вставьте цифры в окошки.
(Проверка. Учащиеся хором называют состав чисел.)
— Прочитайте следующее задание.
— Как получить четырехугольник? (Соединить все точки.)
— Как получить ломаную линию из 3 звеньев? (Начертить только 3 отрезка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 91). Самостоятельное выполнение. Проверка. Решения и ответы записаны на доске. Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа № 10, с. 20—22).)
— Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы сегодня учились на уроке? (Составлять и записывать задачи.)
— Сколько задач можно составить по одному рисунку? (Три: одну на сложение и две на вычитание.)
— Кто уже может сказать: «Я понял, как решать задачи»?
Этап мотивации
(самоопределение
) к
коррекционной
деятельности.
Приветствует детей. Проверяет
готовность к уроку. Создает
эмоциональный настрой.
–Здравствуйте ребята, подровняйтесь,
держим свои ровно. Присаживайтесь.
Положите руки на стол.
сегодня урок математики проведу у
вас я, зовут меня Сергей Васильевич
Приветствуют учителя.
Воспринимают на слух информацию
учителя. Проверяют свою готовность
к уроку.
Личностные:
Интерес к учебному
материалу.
Формирование
правильной
осанки.
Проводит логическую разминку.
Посмотрите внимательно на слайд
Что на нем изображено?
–Как вы думаете, сколько
треугольников скрывается в одном
большом?
–Давайте с вами посчитаем.
Сколько на рисунке треугольников?
–треугольник
–Высказывают мнения.
-8
Личностные:
Положительное
отношение к
изученному
материалу.
Регулятивные:
Принимать учебную
задачу,
соответствующую
этапу обучения.
Коммуникативные:
Понимать задаваемые
вопросы.
Развитие основных
мыслительных
операций;
Организует индивидуальную работу
по карточкам.
Заполните пропуски, поставив
необходимый знак и цифру так, чтобы
получилось верное равенство.
Проводит проверку по эталону.
(слайд) 2
Проводит игру «Веселый мяч»
Ребята, сейчас мы с вами проведем
небольшую игру. Я буду по очереди
кидать вам мяч и задавать вопросы–
отвечать будет тот, кто поймал мяч
–Какое число при счете идет перед
числом 4,7, 9, 10?
–Какое число при счете идет после
числа 3,1, 6, 2?
–Назови соседей чисел : 1,9, 5,7?
Организует работу над задачей.
– Что такое задача?
–В каких ситуациях вашим родителям
приходится решать задачи?
–Назовите основные части задачи?
4 = 5 10 = 8 -2=2
9 = 8 9 =10 5 = 6
3 = 1 7 =7 – 1 = 8
2 = 4 3 = 5 3 = 2
Выполняют работу на местах.
Проверка решения по эталону.
Внимательно слушают учителя
Принимают активное участие в игре.
Отвечают на вопросы учителя
– 3, 6, 8,9
-4, 2,7,3
– 0 и 2. 8 и 10 , 4 и 6 ,6 и 8
–Математический рассказ, в котором
есть вопрос. Чтобы ответить на
вопрос задачи, ее нужно решить.
–Ответы детей..э
– Условие, вопрос,решение,ответ.
Личностные:
Положительное
отношение к
изучаемому
материалу.
Регулятивные:
Понимать
выделенные учителем
ориентиры действия.
Развитие
познавательных
процессов
мышления (анализ,
синтез, сравнение,
обобщение).
Этап
самоопределения
к деятельности.
На карточках рисунки.
–Составьте по каждому рисунку 4
равенства.
Как думаете, сколько задач можно
составить по каждому рисунку?
–На этот вопрос вы ответите в конце
Составляют равенства по рисунку
2+1=3 1+2=3
3-2=1 3-1=2
Регулятивные:
Понимать
выделенные учителем
ориентиры действия.
Развитие
познавательных
процессов
мышления (анализ,
синтез, сравнение,
обобщение).
урока.
Организует работу с учебником.
Откройте учебник на с.90., что мы
будем делать на уроке?
–будем учиться составлять задачи по
рисунку
–Как вы понимаете слова «составлять
задачи»?
–внимательно слушают учителя.
–называть условие и вопрос задачи.
Этап
реализации
построенного
проекта
№1 с.90
Организует работу над задачей 1.
–Что изображено на рисунке?
–Составьте задачу
–Каким действием нужно решить
данную задачу?
Откройте свои тетради. Отступите 2
клетки вниз и 1 клетку по левому
краю.
Запишите 1 пример.
Отступите 1 клетку вниз, поставьте
–Назовите решение задачи
–Ответьте на вопрос задачи:
Посмотрите на вторую картинку.
Что на ней изображено?
Составьте задачу:
–Каким действием необходимо решить
задачу?
Отступите от первого примера 2
клеточки вниз и 1 клетку по левому
4 цыпленка у кормушки клюют
зерна, и 2 бегут к ним
–У кормушки было 4 цыпленка. К
ним прибежали еще 2 цыпленка.
Сколько цыплят у кормушки?
–Сложением.
– 4+2 = 6 (цып)
–У кормушки 6 цыплят.
–Утята плавают в луже. Двое утят
вышли из воды.
В луже купалось 6 утят. 2 утенка
вышли из воды. Сколько утят
осталось в луже?
–Вычитанием.
Регулятивные:
Адекватно
воспринимать
предложения
учителя.
Коммуникативные:
Воспринимать
мнения других людей
о математических
явлениях.
Развитие словесно–
логического
мышления
(умение видеть и
устанавливать
логические связи)
краю.
Запишите первый пример под
предыдущим.
Назовите решение задачи:
Ответьте на вопрос задачи:
6- 2= 4 (ут)
В луже осталось 4 утенка.
Видеоролик физминутки.
Проводит подвижную физминутку
Принимают активное участие в
физминутке
Предупреждение
переутомляемости.
Коррекция
двигательных
умений.
Этап первичного
закрепления с
проговориванием
во внешней речи.
Организует работу по учебнику на
странице 90.
№2.
Посмотрите внимательно на картинки,
что на них изображено?
Сколько точек на 1й костяшке?
Сколько точек на2й костяшке?
Сколько точек на 3й костяшке?
Выполним с вами решение .
Отступите 1 клетку вниз . Поставьте
ручку на вторую клетку от левого
края, запишите пример.
Отступите 3 клеточки влево и
запишите 2 пример. Отступите 3
клеточки влево и запишите 3 пример.
Объясните.
Выполняют работу по учебнику на
стр. 90.
–домино.
–3 красных и 2 синих
–4 красных и 2 синих
–5 красных и 2 синих
К 3 прибавим 2, получим 5.
Из 5 вычесть 2 , получится 3.
(Дети могут закрыть 2 точки)
К 4 прибавить 2 , получится 6
Из 6 отнять 2, получится 4
К 5 прибавить 2, получим 7.
Из 7 отнять 2 , получим 5.
Коммуникативные:
использовать простые
речевые средства.
Регулятивные:
Адекватно
воспринимать
предложения
учителя.
Коррекция
мыслительной
деятельности в
процессе анализа
своей
деятельности
Развитие основных
мыслительных
операций;
Развитие слухового
внимания и памяти.
№3 с90.
Посмотрите внимательно на картинки,
что на них изображено?
Сколько всего яблок лежит на 3х
тарелках?
Как найти сколько всего яблок на 3х
тарелках?
Выполним с вами решение:
Посмотрите на задачу 4.
Что на ней изображено?
Сколько всего яиц в упаковке?
Из общего количества яиц отняли 2
яица, как выполнить краткую запись
решения?
И из оставшегося количества яиц еще
раз отняли 2 яица.
Сколько яиц осталось в упаковке?
Организует работу над задачей № 6. С
91.
–Прочитайте задание.
–Что нужно сделать ?
–Тарелки с яблоками
-6.
Надо к 2м яблокам на первой тарелке
по очереди прибавить количество
яблок на 2й тарелке и на 3ей тарелке.
2+2+2=6
–Десяток яиц , из которого достали и
разложили по тарелкам 4 яйца.
10.
10-2
10-2-2
-6
–Взять 1 морковку у первого зайца и
дать второму, у которого 3
морковки. Тогда у всех будет по 4
морковки.
Регулятивные:
Понимать
выделенные учителем
ориентиры действия.
Этап рефлексии
Подведение
итогов занятия.
Организует работу в печатной тетради.
–Откройте тетради на с.34. Прочитайте
1 задание.
–Составьте задачу по первой схеме.
Запишите решение задачи:
Составим задачу по 2 схеме.:
Запишите решение задачи:
–Решите примеры.
Предлагает учащимся оценить свою
работу на уроке.
Покажите красный сигнал, если вы не
испытывали трудностей.
Покажите зеленый сигнал, если
испытывали небольшие затруднения.
–Чему мы сегодня учились на уроке?
–Сколько задач можно составить по
одному рисунку?
–Кто уже может сказать: «Я понял , как
решать задачи?»
У Толи было 5 грибов. 1 гриб он
отдал Маше. Сколько грибов
осталось у Толи?
5-1= 4.
У Кати было 4 конфеты. Толя принес
ей еще 1 конфету. Сколько конфет
стало у Кати?
4+1 = 5
Учащиеся решают примеры по
цепочке и объясняют
6+ 2= 8 4+2= 6 9- 9 = 0
9-2=7 7-2= 5 0+4= 4
Самооценка учащимися своей
деятельностью на уроке.
–Составлять и записывать задачи.
–Три: одну на сложение и две на
вычитание.
Коммуникативные:
Понимать задаваемые
вопросы.
Коррекция
мыслительной
деятельности в
процессе анализа
своей
деятельности
Тема урока: “Составление задач по рисунку ”
Класс: 1 «В»
Цель: создать условия для формирования умения составлять задачи по рисунку
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
Учащиеся получать возможность:
1. принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формировать
личностный смысл учения.
2. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
3. Развивать широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
Учащиеся получать возможность:
1. оценивать совместно с учителем результат своих действий;
2. высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
3. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Учащиеся получать возможность:
1. Составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ.
2.Составлять задачу по рисунку, схеме
3.Различать математический рассказ и задачу.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, карточки для индивидуальной работы.
Материалы для учителя: учебник, технологическая карта, презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания
государственное бюджетное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока математики,
проведенного 2.12.2015 г. в 1 «В» классе
ГКОУ РО школа–интернат V вида г. Зернограда
студентом 4 «Б» группы ГБПОУ РО «ЗернПК»
Святным Сергеем Васильевичем
Учитель: Половинко О.К.
Методист: Бездуганова С. Б.
_____________________
(подпись)
Зерноград
2015
Содержание
- Открытый урок по русскому языку на тему «Составление рассказа по картинкам» (1 класс)
- Конспект по русскому языку на тему:»Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.»(1 класс)
- Конспект урока развития речи «Составление рассказа по сюжетным картинкам»
- Просмотр содержимого документа «Конспект урока развития речи «Составление рассказа по сюжетным картинкам»»
- Конспект урока по русскому языку на тему «Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Конспект урока развития речи «Составление текста-описания по картинке»
Открытый урок по русскому языку на тему «Составление рассказа по картинкам» (1 класс)
специалист в области арт-терапии
Открытый урок по русскому языку 1- А класс
Учитель Аверкиева И. В.
Тема: Составление рассказа по сюжетным картинкам «Лиса и заяц».
Цели: продолжить учиться составлять текст, опираясь на знания о признаках текста; развивать речь, мышление, память; развивать речевую культуру общения.
Оборудование: 1) таблички с определением понятий «текст», «тема», «главная мысль», «опорные слова»;
2) сюжетные картинки (большие);
3) к картинкам карточки с опорными словами;
4) раздаточный материал (комплекты маленьких карточек со словами 1х5см, комплект из трёх карточек с названием текста 4х4см ) у каждого ученика на парте;
5) полоски бумаги, на каждой из которых напечатано одно предложение текста – 6 шт.;
I Организационный момент
— Найти среди напечатанных букв алфавита слово. (слово «текст»)
— Что же на уроке мы будем делать? Какая цель нашего урока?
Солнце землю греет слабо. По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда. Вьюга злится, снег кружится, Заметает всё кругом белоснежным серебром.
III Работа над составлением текста
1 Составление предложения из слов.
лиса, в, заяц, и, лесу, Жили
Читаем определение понятия «тема».
Читаем определение понятия «главная мысль».
— Для того, чтобы определить главную мысль, рассмотрим картинки.
Вывешиваются три сюжетные картинки. Детям даётся время рассмотреть их и определить главную мысль будущего текста.
— Какова же главная мысль будущего текста?
Зайцы скачут: скок-скок-скок! Да на беленький снежок. Приседают, слушают, лиса ли не идёт. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
— Для рассказа нам нужны слова, без которых нельзя обойтись. Что же это за слова?
Читаем определение понятия «опорные слова».
3 Составление предложений по каждой сюжетной картинке.
Учитель вывешивает по ходу урока на доску опорные слова. Дети читают опорные слова к первой картинке, ко второй и т.д. По опорным словам дети составляют текст. Один из учеников рассказывает составленный текст от начала до конца.
Физминутка для глаз
4 Деформированный текст.
Входит в класс Незнайка. У него перепутаны все предложения. Дети читают предложения и передвигают карточки, выстраивая предложения по порядку.
После коллективного исправления текста, дети хором читают текст ещё раз.
— Если это текст, то его можно озаглавить. Взять три карточки, на которых написаны разные заголовки к тексту. Кто быстрее и точнее выберет название этого рассказа. Показать эту карточку.
IV Запись текста в тетрадь (печатание) (по времени)
— Чему учились на уроке?
Оценить свою работу с помощью снежинок. На доске контур снеговика. Дети прилепляют снежинки в круги снеговика (лепят снеговика). Снежинки трёх цветов.
(голубые – всё получилось, зелёные – не всё получилось, красные – не понял как составлять текст, не понравился урок)
Источник
Конспект по русскому языку на тему:»Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.»(1 класс)
специалист в области арт-терапии
Дата проведения 27.04.2017 г.
Предмет Русский язык
Тема урока. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Образовательная: развивать умение обосновывать написание проверяемой и не проверяемой ударением гласной в безударном слоге, составлять предложения и текст по рисунку, способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти.
Развивающая: развивать речевые умения и логическое мышление.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты (предметные)
Знают буквы, обозначающие гласные звуки, различают буквы и звуки; знают, как ставить ударение; грамотно и правильно списывают слова и предложения; дополняют предложения словами по смыслу; интонируют предложения, различные по цели высказывания и интонации; владеют правописанием имен собственных; списывают с печатного шрифта.
Имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.
Тип урока. Комбинированный
Оборудование: средства наглядности, ИКТ
I . Организационный момент:
Солнце красное проснулось
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось
Начинать урок пора!
II . Самоопределение к деятельности
III . Работа по теме урока
1. Повторение материала прошлого урока
2. Минутка чистописание. С с
3. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом, ( Прыжки на одной ноге )
Приглашая нас в свой дом. ( Прыжки на другой ноге )
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех. ( Бег на месте )
Побежим скорее в класс.
Там, послушаем рассказ.
Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений Работа по учебнику (с. 72, упр. 20) Составление по рисунку устного рассказа, подбор к нему названия. — Рассмотрите рисунок. Что изобразил художник на своём рисунке? Догадайтесь, где и когда происходят действия? Какое время года на картине? Расскажите, по каким признакам можно догадаться, что наступает весна? Рассмотрите, каким изобразил художник снег? Какие деревья? Как ведут себя грачи?
( включаю магнитофон, дети кладут голову на руки )
Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.
Прочитайте опорные слова на странице 73. Постарайтесь составить устный рассказ по рисунку, используя опорные слова. Возможный рассказ по рисунку.
— А какой же рассказ у нас получился?
— Кто повторит весь текст?
«На рисунке художник изобразил начало весны. Тает снег. Прилетели грачи. Птицы сидят на изгороди. Много грачей на берёзах. Они строят и обживают новые гнёзда. По дороге неторопливо идет лошадка, запряжённая в телегу. В телеге сидит мужичок. Вдалеке видна деревня. Картина мне нравится, потому что. »
2. — Запишите в свою тетрадь 2-3 предложения, которые оказались наиболее удачными. Запись предложений по рисунку с опорными словами.
— Как вы считаете, удалось ли вам составление рассказа по рисунку?
— Кто хотел бы прочитать свою работу?
— Поднимите руку те, кому сегодняшняя работа на уроке показалась сложной.
Похлопайте в ладоши те, кому было легко.
— Оцените свою работу на уроке.
VI . Подведение итогов урока
Источник
Конспект урока развития речи «Составление рассказа по сюжетным картинкам»
Цель урока: обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок. правильно и последовательно излагать мысли; развивать память, мышление, воображение.
Формируемые УУД:
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи «Составление рассказа по сюжетным картинкам»»
Конспект урока развития речи
«Составление рассказа по сюжетным картинкам»
Учитель: Никитина Анжелика Валентиновна
Цель урока: обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок. правильно и последовательно излагать мысли; развивать память, мышление, воображение.
отвечать на простые вопросы учителя;
формировать умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме;
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
формировать умение слушать и понимать других;
формировать умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
формировать интерес (мотивацию) к обучению;
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
формировать умение организовывать своё рабочее место;
формировать умение определять цель выполнения заданий на уроке.
Виды работы на уроке: фронтальная, групповая.
Оборудование урока: серия сюжетных картинок.
Прозвенел и смолк звонок,
Регулятивные:
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, организации своего рабочего места.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.
— Найдите на первой строчке букву, которая обозначает согласный звук и докажите, что вы правы.
— Найдите на второй строчке букву, которая может обозначать два звука.
— Найдите на третьей строчке букву, которая обозначает всегда мягкий согласный звук.
— На четвёртой строчке найдите букву, которая не даёт звука.
— А теперь давайте сложим найденные буквы. Что получилось?
Р, потому что его нельзя пропеть.
Е, она может обозначать звуки [й], [э].
Познавательные: развитие логических умений, анализ объектов, сравнение, построение цепочки рассуждений
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: способность осознать. То, что уже усвоено.
Постановка целей и задач урока.
— Верно. А что такое речь?
— Молодцы. А какая бывает речь?
— Правильно. Сегодня мы с вами попробуем развить нашу устную речь, сочинив текст.
Речь – это то, что мы говорим и слышим, читаем и пишем.
Устная и письменная.
Создание проблемной ситуации.
Посмотрите, пожалуйста, на доску.
— Что вы видите на первой картинке?
— Я вам скажу по секрету, что картинок всего четыре, и вы видите только первую и последнюю. Как вы думаете, что же случилось с мальчиком? Куда делись яблоки? Что нарисовано на двух пропущенных картинках?
Мальчик собирает яблоки.
У мальчика пропали яблоки.
Яблоки у мальчика украли.
Кто-то над ним подшутил.
Познавательные : высказывать свои предположения,
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
уметь оформлять свои мысли в устной речи,; участвовать в обсуждении учебной проблемы,
Познавательные: анализ ситуации;
Работа по теме урока.
— Давайте посмотрим, что же произошло на самом деле.
— Художник нарисовал интересную историю, а мы давайте её теперь расскажем.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование и обобщение имеющейся информации.
— Но сначала немного отдохнём.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки
Работа по теме урока (продолжение)
— Прежде чем мы начнём, скажите, кто изображён на всех картинках?
— Верно. Но мы не можем употреблять только одно это слово. Это будет ошибкой. Давайте придумаем мальчику имя.
— А как по-другому мы ещё можем его назвать?
— Хорошо. Посмотрите на первую картинку.
Кто изображён на ней?
Давайте подумаем, зачем мальчику могли понадобиться яблоки?
— Посмотрите на вторую картинку.
Что заинтересовало ёжика?
— Посмотрите на третью картинку.
— Хорошо. И последняя картинка.
Что произошло с мальчиком?
Какие чувства он испытывает?
Для варенья, мама попросила, для компота, просто поесть.
Корзинка с яблоками.
Он увидел, что яблоки пропали.
Регулятивные: способность принимать учебную задачу.
умение работать по предложенному алгоритму
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другу,: составлять ответы на вопросы.
— Молодцы. А теперь давайте чуть-чуть передохнём.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки
Составление рассказа по картинкам (групповая работа)
— Разбейтесь, пожалуйста, на группы по четыре человека, две парты, придумайте рассказ по картинкам вместе. Потом мы послушаем одного человека из каждой группы и выберем самый лучший рассказ.
Дети работают в группах.
Выслушиваются рассказы, аргументировано выбирается лучший.
реализация в продукте накопленного за урок внутреннего содержания.
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, формулировать
собственное мнение и позицию.
Рефлексия. Подведение итогов.
— Хорошо. Скажите, понравился ли вам урок? Почему?
— А понравились ли вы себе на уроке? Почему?
— Молодцы. Спасибо за урок.
Интересные рассказы получились.
Да. Работали, слушали, сочиняли.
Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: формирование способов учебного сотрудничества
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Источник
Конспект урока по русскому языку на тему «Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.»
специалист в области арт-терапии
Дата проведения 27.04.2017 г.
Предмет Русский язык
Тема урока. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Образовательная: познакомить детей с новым понятием «опорные слова»; учить составлять текст, озаглавливать его; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти,
Развивающая: развивать речевые умения, память, внимание, воображение и логическое мышление;
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты (предметные)
дополняют предложения словами по смыслу, составляют тест по опорным словам; интонируют предложения, различные по цели высказывания и интонации
Имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания
Тип урока. Комбинированный
Оборудование: средства наглядности, ИКТ
Громко прозвенел звонок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем.
Чистописание. Словарный диктант (Мосты, река, зерно, холмы, вода)
— Для начала давайте представим следующую картину: утром вы молча встали, умылись, оделись; молча пошли в школу; молча посидели в школе, посмотрели друг на друга и молча вернулись домой.
— Хорошо ли вам было? (плохо)
— А когда человеку становится хорошо, интересно? (когда человек разговаривает, общается, узнает что-то)
— А как называется все то, что мы говорим? (речь)
— Какая бывает речь? (письменная и устная)
— Для какой речи нужны: телефон, ручка, микрофон, мел, карандаш? (дети отвечают хором)
— Какая речь является устной?
— Какая речь называется письменной?
— А из чего состоит наша речь? (из предложений)
— Что выражает предложение? (законченную мысль)
Самоопределение к деятельности
— Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
В лесу подснежник расцветет.
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
— Какие изменения происходят в природе с приходом весны.
— Вы знаете весенние месяцы?
— А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает?
Яростно река ревет
В домик свой скворец
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
Зеленеет даль полей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Угадай, что за месяц это?
— Представьте, что доска — наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картину весны. А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину.
Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний» (ландыш, тюльпан, солнце, лилия). Какое слово лишнее? (Солнце).
-Вот солнце и поместим на нашей картине.
-Дети, а что это за белые барашки по небу летят? (облака).
— Вот и по нашему весеннему небу плыли облака, на которых были написаны предложения. Но налетел ветер и разорвал их на части и перепутал. Давайте приведем их в порядок.
Весной часто идет подснежники.
На деревьях набухают дождь.
В лесу расцветают почки.
— Ребята, что можно ещё нарисовать на нашей картине?
— А можно ли по картине составить рассказ?
— Как вы думаете, какая тема урока?
— Какую цель вы поставите перед собой?
V . Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке по развитию речи, вы узнаете много нового и интересного, научитесь составлять текст, а помогут вам в этом волшебные слова – помощники, которые называются «опорными словами».
VI .Работа по теме урока. Выполнение упр.20 стр.72-73
Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
— Рассмотрите рисунок. Какое время года изображено?
— Слова, по которым легко угадать текст, называются опорными словами.
— Опорные слова это слова помощники, без которых нельзя обойтись при составлении текста.
— Давайте-ка мы с вами сегодня выступим в роли авторов и составим свой текст.
— Вместе с соседом по парте составьте по рисунку рассказ, используя слова, данные в учебнике.
Составление рассказа по опорным словам.
Пересказ рассказа учащимися.
— Что такое тема? (читают хором) Тема – это о ком или о чем говорится в тексте.
— Определите тему этого текста. (весна)
— Ребята, а теперь подумайте: о весге можно рассказать многое, а что говориться в нашем тексте о весне?
— Что мы сейчас определили? (главную мысль)
— А что такое главная мысль? Чтение хором: Главня мысль – это, что говорится в тексте о предмете.
Грач — одна из самых полезных птиц. При массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их ещё до вмешательства людей. Особенно большую пользу приносят грачи, поедая опасного вредителя — личинку жука-челкуна
— Запишите три предложения со словом грач из рассказа, который вы составили.
VII . Закрепление изученного материала
Игра «Так бывает или нет?»
Весной, когда ярко светило солнце, мы вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься.
Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их.
На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири.
Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в теплые края.
— Как вы справились с заданиями?
— Оцените свою работу на уроке.
I Х. Подведение итогов урока
— Кому понравился урок?
Номер материала: ДБ-441484
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Конспект урока развития речи «Составление текста-описания по картинке»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Конспект урока развития речи
Тема: Составление текста – описания по картинке.
классов высшей категории
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для работы над темой данного урока развития речи в первом классе.
На данном этапе обучения первоклассники умеют читать способом слог + целое слово, отличают письменные и печатные, заглавные и строчные буквы, умеют дать полную характеристику звуку. Дети знают принципы оформления предложений на письме, основные признаки текста, его структурные особенности. Данный вид работы детям знаком. Они знают законы построения текста по картинному плану. Создают картинный план под руководством учителя.
Тема: Составление текста – описания по картинке.
1. На основе картинки, имеющегося жизненного опыта и личных наблюдений научить детей создавать текст – описание.
2. Совершенствовать умение отбирать нужные для сочинения слова, строить словосочетания и предложения по законам грамматики.
3. Обогащать и расширять словарный запас учащихся.
4. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, поисковую активность, творческие способности учащихся.
5. Воспитывать культуру поведения: учить высказывать свое мнение и слушать мнение товарищей, бережно и чутко относиться к природе, животным.
Картинка с изображением зайца, модель картинного плана на доске, мультимедийная презентация.
1. Организационный момент 1 мин
2. Постановка темы и целей урока 2 мин
3. Заслушивание докладов о зайце 7 мин
4. Веселая минутка 1 мин
5. Речевая разминка 2 мин
6. Структура текста – описания 2 мин
7. Выделение микротем. Составление картинного плана.
Работа с языковым материалом 5 мин
8. Веселая минутка 1 мин
9. Составление картинного плана.
Работа с языковым материалом 9 мин
10. Воспроизведение готового текста 3 мин
11. Творческое домашнее задание 1 мин
12. Итог урока 1 мин
Желаю всем отлично поработать!
II. Постановка темы и целей урока.
— Ребята, вы любите животных?
— Какое животное вам особенно нравится и о ком бы вам хотелось рассказать? (Слайды 2,3,4)
Все животные чем-то отличаются друг от друга: внешним видом, повадками.
Прочитайте загадки: (Слайд 5)
1. Серый зверек через кочки скок!
Легкие ножки и хвоста немножко.
3. По полю скачет – усики прячет.
Встает столбом – ушки торчком.
Кто это? (Заяц). (Слайд 6)
А как вы догадались? Почему вы думаете, что это заяц?
( Он маленький, серенький, прыгает далеко, у него маленький хвостик.
Заяц зимой белый, а летом – серый.
Когда заяц слушает, то встает на задние лапки, вытягивается и передние лапки к себе прижимает. )
Заслушивание доклада о зайце . (Текст читает подготовленный ученик).
Заяц – лесной житель.
Несколько раз в год у зайчихи рождаются зайчата. Мама кормит зайчонка один раз и убегает по своим заячьим делам. Просто молоко у зайчих очень жирное и кормить малышей она может редко. Но часто навещать зайчат нельзя: малыши зайчата еще не имеют собственного запаха, и хищникам не найти их. Разве что по запаху зайчихи они могут добраться до зайчат.
Питаются зайцы растительной пищей: травой, корой и листьями деревьев. Но они никогда не откажутся от вкусной капустки или ароматной морковки. У зайца есть и ближайшие родственники – кролики. Кроликов люди разводят в деревнях и селах поэтому они становятся совсем ручными в отличие от своих лесных собратьев.
(Слова сопровождаются движениями).
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
1.Работа над скороговоркой.
Произнесите скороговорку шепотом, громко, медленно, быстро, с жалостью в голосе.
Работа над чистоговоркой.
Овь-овь-овь – сладкая морковь.
Чик-чик-чик – маленький зайчик.
Та-та-та – сочная капуста.
3. Игра «Веселый наборщик».
— Сегодня мы придумываем слова, начинающиеся с букв слова «заяц».
4. Языковая игра «Бесконечное предложение»
— Начинаем со слова «заяц».
Трусливый заяц жил в лесу на зеленой полянке под елкой.
5. Работа над многозначностью слова.
Заяц – зверь. Но зайцем можно назвать и человека. А когда так называют человека?
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет.
Кто я: заяц или нет?
— Итак, какого человека называют «зайцем»?
(Человека, который не купил билет в транспорте, едет тайно, боясь, что его могут заметить).
1. Зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами.
Наш зайчик хочет, чтобы про него составили рассказ.
— Из каких частей состоит рассказ?
— середина (основная часть);
— Сегодня мы будем составлять текст – описание.
Описание – определенный тип текста, в котором раскрываются признаки предмета.
В данном случае, признаки зайчика.
В первой части описательного текста обычно формулирует основная мысль; во второй – раскрываются признаки предмета, подтверждающие основную мысль; в третьей – подводится итог сказанному.
VI I . Выделение микротем. Составление картинного плана. Работа с языковым материалом.
— Рассказ называется «Зайка».
(зайчик, серенький, зайчонок, заинька, косой…..)
— Будем учиться строить красивые полные предложения.
— С чего начнем рассказ?
(«Заяц – маленький зверек» или «Очень симпатичный зайка», «В лесу я видел зайчонка»).
-Расскажите, какой он? (Учитель достает игрушку).
-Что особенно нравится в мордочке? (Глазки).
(Учитель закрепляет на доске картинку с изображением глаз)
— Какие у него глазки? (Добрые, ласковые).
— На что похожи? (На бусинки).
IX . Составление картинного плана. Работа с языковым материалом.
— Сначала расскажем: какие глазки, дальше?
(Про носик). (Картинка с изображеним носика)
— Уточним. (Маленький носик похож на пуговку).
— Возьмите на заметку то, что больше понравилось.
— У зайчика есть усы. Какие? (Тонкие как ниточки). (Картинка с изображением усов)
— Что еще нравится? (Ушки). Какие? (Ушки на макушке, длинные ушки). (Картинка с изображением ушек)
— Обратите внимание на лапки. Какие? (Картинка с изображением лапок)
(Передние лапки у него короткие, а задние длинные. Во время опасности зайчишке легче бежать в гору, а с горы ему удобнее катиться клубком).
— Помните, какие были глазки, носик, усы, ушки, лапки?
— Какое предложение придумаем про хвостик? (Картинка с изображением хвостика)
(Хвостик маленький, пушистый).
— Потрогайте шубку. Придумайте предложение про шубку. (Картинка с изображением шубки)
(Шубка мягкая, теплая. Интересен зайчик тем, что он меняет шубку. Зимой он становится белым, а летом – серым.)
— Рассказ будет неполным, если не скажем, что зайчик любит. (Зайчик любит морковку и капусту). (Картинка с изображением капустки и морковки)
— Можно сказать, что рассказ закончен? (Нет).
— Каким же предложением закончим рассказ?
Придумайте концовку. (« Такой забавный зверек!», «Вот так зайчишка!», «Вот какой заинька!»).
-Наш рассказ состоялся. Посмотрите, какой замечательный план у нас получился. Все есть в нашем плане: и заголовок, и начало, и середина, и конец.
Сколько предложений в рассказе? Поставим стрелочки.
X . Воспроизведение готового текста.
Глядя на доску, придумайте свой рассказ про зайчика! (Один-два ученика составляет рассказ. Образец получившегося рассказа: см. дальше).
Какие были недочеты?
Мы хорошо поработали! Вы составили рассказ – описание про зайку. Постарайтесь не забыть свои рассказы. (Слайд 10)
X I . Творческое домашнее задание: сочинить загадку про зайчика.
Образец получившегося рассказа.
Очень симпатичный зайка.
Источник