Как составить конспект текста по пунктам

Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации. 

Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь. 

Что такое конспект?

Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников. 

Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования. 

Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция

Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?

  1. По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
  2. Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
  3. Предварительно составьте план конспекта; 
  4. Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
  5. Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
  6. Сделайте краткие выписки – изложение полученной информации;
  7. Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
  8. Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
  9. Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
  10. Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.

Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.

Виды конспектов

Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:

  • ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Идеально подходит для работы с книгами. В процессе написания содержание фиксируется тезисно. Допускается использование основных терминов и цитат. 
  • СВОБОДНЫЙ. Допускается запись информации под диктовку. Учащийся делает выписки на своё усмотрение. Они могут записываться сокращениями, тезисами, условными обозначениями, рисунками, схемами.
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Представляет собой изложение информации из нескольких источников, раскрывающих конкретную тему. Позволяет обработать большой объём информации, составив общую базовую выборку данных по заданному вопросу. 
  • СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Структурный конспект, включающий соединённые единым смыслом вопросы. Под вопросом пишется краткий ответ или несколько ответов-тезисов. Допустимы краткие предложения и выписки, связывающие весь текст. 
  • ПЛАН-КОНСПЕКТ. Базируется на общем плане, освещающем важные вопросы изучаемой сферы. Пункты раскрываются по мере изложения материала и поступления новой информации. Считается самым объёмным видом конспектирования со всесторонним рассмотрением предмета изучения. 

Методы конспектирования 

Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:

Метод Корнелла 

Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.

Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.

Схематический метод 

Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.

Метод таблиц 

Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант. 

Метод интеллект-карт 

Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей. 

Метод предложений

Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.

Метод индексов 

Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.

Метод течения 

Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.

Метод боксов

Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.

Метод нумерации

Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация. 

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Главные ошибки при составлении конспекта

  • Потеря структуры и авторских особенностей текста;
  • Чрезмерная краткость;
  • Избыток вводных слов и эпитетов;
  • Отсутствие связи записей, плана;
  • Дословное повторение тезисов;
  • Бессвязный пересказ текста;
  • Незаконченность основных смысловых положений – тезисов.

Как красиво оформить конспект: основные техники

Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.

Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.

Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.

Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.

10 лайфхаков

Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий?

Полезные советы вне конкретных методов

Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:

  1. Выработать собственную систему понятных сокращений. Для этого полезно изучить общепринятую и дополнить её понятными для себя элементами.
  2. Разработать единую цветовую схему для выделения конкретных тезисов, фраз и значений. 
  3. Изучив информацию из разных источников, распределить основные приоритеты и воспроизвести их тезисно, в понятной для себя последовательности. 
  4. Если источник предлагает исчерпывающее количество данных, из них нужно вычленить главную мысль и выписать её. Для этого лучше вести краткую запись всей информации и выделить основную мысль – резюме – после полного изучения данных. 

6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов

В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме. 

  • Speechpad. Преобразует звучащую речь в текст. 
  • SpeechTexter. Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
  • Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
  • Canva. Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.

Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Тема: «Как правильно составлять конспект»

Жидкова Л.И.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ Школы №127

Г.о. Самара


     Одним из приемов рационального обучения является
конспектирование учебного материала.

Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, – это не конспект.

В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что вначале кажется второстепенным, может, со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.

Типы конспектов:

1. Плановый.

2. Текстуальный.

3. Свободный.

4. Тематический.

Краткая характеристика типов конспектов:

1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Как составить конспект:

прочитайте текст учебника;

определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т. д. ;

выделите взаимосвязи;

основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;

прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;

сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;

каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;

внимательно прочитайте материал;

определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;

определите центральную часть О. К., т. е. его “ассоциативный узел” в виде систематического класса и его особенностей;

Определите цель составления конспекта.

Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы “ступеньками” подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

Используйте реферативный способ изложения (например: “Автор считает. “, “раскрывает. “).

Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Познакомьтесь с правилами конспектирования:

1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план – основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным – подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т. д. ; зеленым – делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т. д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

10. Учитесь классифицировать знания, т. е. распределять их по группам, параграфам, главам и т. д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

Конспект, план-конспект – это способ работы с текстом. Цель – зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект – это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счет ее свертывания.

Конспект – это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:

текстуальный конспект – представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации. При написании конспекта: – сначала прочитывается текст-источник, – в нём выделяются основные положения; – подбираются примеры; – идёт перекомпоновка материала; – затем оформляется текст конспекта; – Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике; План-конспект – это более детальная проработка источника; – составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные; – к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.

Конспекты могут быть плановыми, т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.

Конспект-схема

Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Наиболее распространенными являются схемы типа “генеалогическое дерево” и “паучок”. В схеме “генеалогическое дерево” выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности “сверху – вниз” – от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме “паучок” записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет “тело паучка”. Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют “ножки паука”. Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой “ножке” ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта– схемы могут быть такими:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, обще понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните схему данными.

Опорный конспект

Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным педагогом-новатором и получил название “опорный сигнал”. В опорном сигнале содержание информации “кодируется” с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

При любом виде конспектирования важно помнить о том, что:

Записи полезно делить, для этого используются: 1. Подзаголовки. 2. Абзацные отступы. 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать.

При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:

1. Делать в тексте конспекта подчёркивания

2. На полях тетради отчёркивания “например, вертикальные”

3. Заключать основные понятия, законы, правила и т. п. в рамки.

4. Пользоваться при записи различными цветами.

5. Писать разными шрифтами.

6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.

В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.

Итак, конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.



Как записывать?
Делать конспекты, с одной стороны, легко и просто – записывайте под диктовку и все. С другой, не все то, что рассказывает лектор, достойно находиться в вашей тетради. По сути, все подряд фиксировать и не нужно, только главную мысль.



Что учесть?
Вы можете делать записи от руки или набирать на клавиатуре – кому как удобно. Не лишним будет выделять заголовки и основную суть маркерами. Самые продвинутые рекомендуют специальные мобильные приложения, которые запишут лекцию за вас.

В статье рассказывается:

  1. Что такое конспект и в чем его польза
  2. Виды конспектов
  3. Общие принципы конспектирования
  4. Как делать конспект
  5. 5 типичных ошибок в конспектировании
  6. Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов
  7. Часто задаваемые вопросы про составление конспекта
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Что такое конспект и в чем его польза

Конспект – это переработанная вами информация, полученная из лекции, учебника или другого первоисточника, имеющая определенную структуру. Чаще всего к помощи конспектов прибегают учащиеся, но это не означает, что больше такие записи никому не нужны. К примеру, вы можете законспектировать доклад на конференции. Отдельная тема – как оформить такую запись.

Это целая наука, применение которой зависит от целей структурирования информации. Поэтому как делать конспект, каждый выбирает сам. Кому-то нравится красиво оформлять свои записи, но на это уходит время; кто-то хочет ускорить процесс и быстро записывает большой объем информации без какой-либо структуризации.

Конспекты обычно пишут хорошие ученики. И не только потому, что этого требует преподаватель. Чтобы объяснить остальным учащимся преимущества конспектирования, определим проблему, которая состоит из трех пунктов:

  1. Лекции – это большой объем данных.
  2. Этот объем далеко не весь состоит из полезной информации.
  3. Время усвоения материалов лекции у вас ограничено.

Скачать
файл

Все правильные лекции строятся по одной схеме: лектор обозначает проблему, рассказывает о ее возникновении, предлагает решение, приводит жизненные примеры.

Предпосылки – да, должны быть, но это может быть большой и запутанный клубок. В первую очередь вас интересует само решение, но лектор вдруг решил показать, как оно связано с предпосылками. И вот уже важная для вас информация перемешивается со второстепенной. На примерах из жизни материал лучше усваивается, но они никак не структурируют знания и чаще всего обособлены от остальных деталей лекции.

Правильное решение – выяснить, как делать конспект урока, и кратко записывать все, что говорит преподаватель. Проблема, которой посвящена лекция, должна стать заголовком текста – так ее легче будет найти при необходимости. Предпосылки лучше сократить до пары фраз и записать рядом, но в отдельный столбик. Когда мы захотим вспомнить содержание лекции и откроем конспект, то сможем проглядеть этот столбик и связать основную проблему с ее зарождением.

Решение надо записать очень подробно, но в тезисной форме, чтобы можно было потом сформулировать алгоритм ответа. Если примеры играют важную роль, записываем их в отдельный блок на странице, чтобы быстро просмотреть и вспомнить, если это потребуется.

Конспект – это не просто краткое изложение учебного материала. Чтобы его составить, нам надо проанализировать входящий поток информации, отсеять то, что можно не записывать, сократить до минимума и перенести на лист. В итоге вы пропускаете данные через себя, то есть в процессе составления записи учите лекционный материал. Поэтому даже от конспектирования в свободной форме будет больше пользы, чем от простого прослушивания.

Что такое конспект

Что такое конспект

Еще один положительный момент – свои записи вы всегда сможете перечитать, чтобы разобраться в материале и лучше его понять.

Виды конспектов

Преподаватели требуют ведения конспектов не просто так. С ними учебный материал усваивается заметно быстрее. Существует несколько видов таких записей:

  • В основе план-конспекта лежит план, по которому выстраивается вся информация.
  • Конспект-схема демонстрирует логические связи между отдельными частями лекции.
  • Текстовый конспект – это цитаты, имеющие между собой логическую связь.
  • Свободный конспект состоит из выписок, тезисов, цитат.
  • Тематический конспект пишется по конкретной теме, например, фиксирует хронологию событий.

Общие принципы конспектирования

Даже при свободной записи лекции надо знать, как правильно делать конспект, чтобы сохранить эффективность. Существуют общие принципы оформления записей:

  • Структура. Она определяется тремя основными подходами составления плана и может представлять собой дерево, набор блоков или сплошной поток. При выборе древовидной структуры запись ведется от центра, в который вынесена основная мысль, к другим записям-ветвям. Если вы решили конспектировать блоками, то заносите в виде них отдельные мысли, а потом логически связываете их между собой. Поточный конспект – самый простой вид записи: вы просто фиксируете основные мысли в том порядке, в каком их преподносит лектор.
  • Краткость. Это суть любого конспекта – записываете только основные мысли, умещая каждую в одно предложение.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 20941 pdf иконка

  • Сокращения. При конспектировании сокращения используются всегда. Есть общепринятые обозначения: «таким образом» – «т.о.», «из этого следует, что» – «->» и так далее (и т. д.). Можно придумать и свои сокращения, главное — потом понять, что вы написали. Лучше всего составить небольшой словарик и записать его на первой странице конспекта.
  • Визуализация. Можно обойтись и без этого принципа, но с ним гораздо удобнее. Простые схемы, зарисовки, стрелочки помогут структурировать материал, который с их помощью лучше запомнится.
  • Подведение итогов. Очень полезный принцип, которым пользуются крайне редко. Обычно конспект пишется второпях, пока идет лекция, и на выводы не остается времени. Но лучше немного задержаться после занятия и записать результаты лекции в трех-четырех предложениях. Благодаря подведению итогов можно быстро повторить даже очень большую тему, читая только выводы.

Как делать конспект

Когда речь заходит о конспектировании, бывает очень сложно решить, как делать конспект текстов различного вида. В каждом отдельном случае рекомендации могут отличаться, но всегда можно найти то, что их объединяет. Предлагаем вам познакомиться с тем, как должно происходить конспектирование информации из разных источников.

Лекции

Студентам для записи лекций больше всего подойдет знание того, как делать план-конспект, но можно использовать и свободную форму. Порой выбор зависит не столько от обучающегося, сколько от преподавателя, читающего материал.

Как делать конспект

Как делать конспект

Чаще всего происходит синтез этих видов: в начале лекции составляется план конспекта, а потом студент делает краткие записи, исходя из собственных возможностей.

Главное – не нарушать логические связи между планом и цитатами.

Статьи

Иногда приходится конспектировать статьи из журналов или газет. В этом случае удобнее всего воспользоваться формой тематического или схематического конспекта.

Первый вариант поможет записать наиболее важные мысли из статей по конкретной теме в виде единого текста.

Конспект в схематичной форме поможет зафиксировать разные взгляды и по этому признаку отделить статьи друг от друга. Сухой язык схем не дает в полной мере проявить субъективность, которая присуща тематическому конспекту. Так что студент должен сам решить, в какой форме записывать статьи.

Но надо сказать, что схематический конспект считается наиболее быстрым и удобным способом записи информации. Здесь не надо продумывать текст, но с помощью схемы «вопрос-ответ» можно занести в конспект гораздо больше информации.

Книги

Если не знаете, как делать конспект книги, советуем выбрать для этого сразу две формы – текстуальную и свободную. Так вы сможете не только получить максимально информативный конспект, но и сделать сам процесс записи более увлекательным.

Только до 25.05

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:


Уже скачали 7503

Эмоционально окрашенный текст создаст ту атмосферу, которая сопутствовала автору в процессе чтения книги. Возникнет ассоциативный ряд, благодаря которому память восстановит все подзабытые нюансы.

Параграфа

Здесь подойдет свободная форма. Источник информации не так велик, поэтому автор конспекта может почти дословно его переписать.

Навыки аргументации для руководителей и менеджеров

Читайте также

Учебника

Проще всего составлять конспект по учебнику. Обычно основные правила и положения в них и так выделяют. Надо только найти их в тексте и переписать в тетрадь.

Если в материале нет выделенных цитат, то работать придется с план-конспектом, так как содержание учебника и является тематическим планом.

Мы привели вам варианты, как можно конспектировать информацию из разных источников. Если вы примените наши советы и рекомендации, то в результате будете иметь отличные конспекты. Но хотим предупредить вас, что в процессе их создания вы можете столкнуться с целым рядом проблем.

5 типичных ошибок в конспектировании

  • Делать несколько дел одновременно

Как делать конспект занятия, если вы параллельно разговариваете с товарищем и просматриваете ленту соцсетей в смартфоне? Хороших результатов в такой ситуации ждать не приходится. Человек не способен делать несколько дел одновременно.

Хотя, почему нет? Способен, конечно, но результат будет некачественным. Когда вы пытаетесь одномоментно выполнять несколько дел (слушать и конспектировать лекцию, разговаривать с товарищем, переписываться в мессенджере), вы делите свое внимание на все действия, но в то же время до конца не выполняете ни одного.

  • Записывать все подряд

Многие студенты глубоко заблуждаются, когда считают, что должны дословно записать все, что рассказывает лектор. Разумеется, они не успевают, прерывают преподавателя, просят повторить уже разобранный материал.

Не стоит думать, что от полноты конспекта у вас в голове прибавится знаний. Если вам так интересны подробности и примеры из жизни, возьмите книгу по этой тематике и прочитайте ее. Зачем мешать проведению занятия?

Учебные материалы, преподнесенные в виде лекции, помогают лучше уяснить законы и принципы действия изучаемого предмета, а не многочисленные следствия этого явления.

  • Не пользоваться сокращением слов, а записывать их полностью

В предыдущем пункте мы убеждали вас, что не надо пытаться записывать каждое слово. Но иногда бывают ситуации, когда за одну лекцию надо успеть законспектировать большой объем действительно важной и нужной информации.

5 типичных ошибок в конспектировании

5 типичных ошибок в конспектировании

Когда перед студентами встает такая задача, они бывают не готовы записывать лекцию даже под диктовку преподавателя, потому что не успевают. И что тогда делать?

Подскажем, как делать краткий конспект с помощью собственной системы сокращений слов и часто употребляемых выражений. Вы сможете пользоваться ей на всех предметных лекциях.

Сокращать слова можно как угодно. Главное, чтобы, во-первых, длинные слова действительно уменьшались до нескольких букв и, во-вторых, вы смогли потом понять, что именно вы сократили.

Вот несколько примеров: «который» можно записать как «к-й», «государство» сократить до «г-во», «в том числе» заменить на «в т.ч.», а слово «через» заменить на «ч/з».

Это только малая часть сокращений. У каждого человека со временем вырабатывается своя система, поэтому мы не претендуем на то, чтобы диктовать какие-то правила.

  • Не выделять основные моменты лекции цветом или как-то еще

Это даже не пожелание, а острая необходимость. Представьте типичную ситуацию, когда до сессии осталась пара дней, а вам надо найти в конспекте тему, которую лектор дал помимо учебника.

Вы знаете, что записывали, но найти именно этот материал не можете, а в учебнике его нет. Время идет, надо готовиться к экзаменам.

Вы начинаете паниковать, погружаетесь в состояние глубокого стресса и т. д. Но подобной ситуации можно легко избежать, чтобы не создавать проблему на пустом месте.

Как делать конспект в тетради и быстро находить то, что нужно? Выделяйте цветом основные моменты лекции так, чтобы потом можно было найти не только саму запись, но и то место в ней, которое вам кажется наиболее важным (тогда его не придется в панике искать по всей тетради).

Но не переборщите с цветными ручками и маркерами – в таком «раскрашенном» конспекте вы также ничего не сможете найти.

Выделять надо только самое основное: обязательно тему лекции, кроме нее можно отметить главные определения, формулы, тезисы и т. п.

А рисовать будете на досуге и в другом блокноте. Не надо из конспекта делать объект для творчества.

  • Делать записи неаккуратно

Первой ошибкой при составлении конспекта мы назвали то, что человек не способен одинаково хорошо производить несколько действий одновременно.

В итоге конспект записывается небрежно, неаккуратно, корявым почерком, хотя автор считает, что он свою задачу выполнил – законспектировал всю лекцию, да еще и с товарищем успел поговорить.

А в результате студент не может прочитать ни слова из того, что он, как ему казалось, усердно записывал за преподавателем.

Такой конспект годится разве что для того, чтобы отметить галочкой его наличие. Если вы и учитесь ради «галочки» или «корочек» об образовании, то этого вам будет достаточно.

Но если вы пришли получать знания, то пишите конспекты аккуратным разборчивым почерком. Хороший конспект для студента – залог его успеваемости и глубины знаний, его хлеб. Не забывайте, что хлеб – всему голова.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Сегодня существует множество технических возможностей для того, чтобы делать конспект красиво. Различные сервисы помогают автоматизировать процесс: облегчают составление плана, грамотно выделяют основные мысли, обрабатывают лекционный материал для придания ему удобной формы.

  • Speechpad. Преобразует любую речь в текст на экране.
  • SpeechTexter. Онлайн-приложение для телефонов, способное преобразовать речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Способен преобразовать любой печатный материал из учебника в рукописный текст лекции.
  • Писец. Легко преобразует конспект из электронной формы в рукописную.
  • Canva. Систематизирует и структурирует записанный материал, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создает лекции по уже пройденному материалу. Одно окно позволяет производить выгрузку, запись и цитирование текста.

Часто задаваемые вопросы про составление конспекта

Какой объем конспекта считается приемлемым?

Четких правил здесь нет. Ведь объем конспекта зависит от целого ряда субъективных факторов. У разных людей скорость записи слов может сильно отличаться. Кто-то пишет мелким почерком, а у кого-то всего три слова в строчке помещаются. Одни без устали строчат все слова под диктовку, словно пишущая машинка, другие в процессе записи теряют смысл речи и выхватывают из нее только ключевые слова.

Топ-40 книг о саморазвитии: пора прокачивать свои знания

Читайте также

Объем конспекта напрямую зависит и от объема первоисточника – учебника или статьи. Так что при конспектировании на объем записей обращать внимание не стоит.

Что лучше – конспект, написанный вручную, или отпечатанный?

Нет никаких ограничений на то, как делать конспект, выбор всегда за вами. Можем только обратить ваше внимание на то, что схематические конспекты с блоками, стрелочками и другими пометками проще писать от руки. Но если вы способны печатать вслепую всеми десятью пальцами, то у вас точно получится быстрее набирать текст на клавиатуре, чем писать его.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Как выделять в конспекте главные идеи?

Многие выделяют основные мысли цветными ручками или маркерами. Но постарайтесь, чтобы конспект оставался учебным материалом, а не превращался в альбом для раскрашивания.

Очень удобно для каждого случая использовать только определенный цвет. Например, заголовки выделять красным, подразделы – желтым, важные факты и определения – зеленым и т.д. Ориентироваться в записях станет проще.

Зачем каждый раз перечитывать конспекты?

Это проще, чем каждый раз листать учебник. Весь материал в сжатом виде у вас перед глазами. Если вы будете регулярно его перечитывать, то быстро усвоите. Лучше просматривать не весь конспект сразу, а по пять минут каждый день или методом интервальных повторений. Тогда новая информация надежно закрепится в вашей памяти.

Откуда питать вдохновение?

Благодаря Интернету мы имеем свободный доступ к различным видео, фото, инструкциям ведения записей. Многие блогеры выпускают для этого собственные планеры и стикеры.

Так что нет ничего постыдного в изучении чужих идей и способов ведения конспектов с целью использовать эти знания в собственной практике. Заведите на диске папку и сохраняйте в нее скриншоты и фото, или зарегистрируйтесь на Pinterest для создания собственной доски. Это станет отличной мотивацией для изучения того, как сделать опорный конспект.

Запомните одно: вы ведете эти записи не для учителя или куратора, а только для себя! Превратите конспект в удобный, понятный и приятный способ закрепления новых знаний и навыков!

Конспект — это краткое, связное и
последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений
текста. В качестве примера
приведем возможную классификацию видов конспектов:

§ План-конспект.
При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные
пункты плана “наращиваются” комментарии. Это могут быть цитаты или
свободно изложенный текст.

§ Тематический
конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой
по нескольким источникам.

§ Текстуальный
конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.

§ Свободный
конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные
формулировки.

Как составлять конспект:

§ Определите
цель составления конспекта.

§ Читая
изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части,
выделяйте главные мысли, выводы.

§ Если
составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно
следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

§ Наиболее
существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко
излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

§ В конспект
включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы,
конкретные факты и примеры (без подробного описания).

§ Составляя
конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно,
выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на
страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

§ Чтобы
форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте
абзацы “ступеньками” подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте
разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного
цвета.

§ Используйте
реферативный способ изложения (например: “Автор считает…”,
“раскрывает…”).

§ Собственные
комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Познакомьтесь с правилами конспектирования.

§ Записать
название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

§ Осмыслить
основное содержание текста, дважды прочитав его.

§ Составить
план – основу конспекта.

§ Конспектируя,
оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых
терминов и имен, требующих разъяснений.

§ Помнить,
что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное
значение, чем в подробном изложении.

§ Запись
вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

§ Применять
определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

§ Соблюдать
правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с
указанием страницы.

§ Научитесь
пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У
каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное
назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи
конспекта, то: красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее
важные формулы; черным – подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым
– делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части
текста используется отчеркивание.

§ Учитесь
классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и
т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими
или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать


Источник:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Конспект

Адрес
статьи:
http://www.etnograf.ru/node/308

Текст статьи:

Все чаще озвучиваются в
мире мнения о фиаско концепции толерантности как всеобщей терпимости и
лояльности. Последний, «свежий» пример – это реакция на широкомасштабные
молодежные выступления в ряде стран.

Толерантность как
значимое качество личности и социума была и продолжает оставаться ориентиром и
в нашей стране, вспомним о широкомасштабных федеральных целевых программах, а
также об огромном количестве программ и мероприятий размахом поменьше.

Лозунг толерантности
неоднозначен по своим интенциональным нюансам и потому по-разному понимается,
даже исследователями. И, что самое главное, по-разному преломляется в реальной
жизни.

Это, конечно же,
доброжелательность, солидарность и взаимная поддержка для созидательной жизни
людей, групп, сообществ, социумов в нашем общем доме, то есть на Земле. Это и
заявка на нейтральность по отношению к «не таким, как все» – людям, явлениям,
движениям и т.д., без учета влияния их «особости» на социальные процессы.

Идея нейтральности по
своей роли в социуме большей частью оказывается манипулятивным приемом, причем
не всегда осознаваемым даже «выигравшей» стороной. С одной стороны, она
считается современной, соответствующей времени, демократическим процессам и
ожиданиям большинства людей; с другой же – те, кто ее декларируют, отнюдь не
нейтральны, да это и невозможно: любые акты общения и взаимодействия людей
интенциональны, поэтому требование нейтральности, равно как и сама
нейтральность – тоже позиция, скрывающая, подобно ширме, другие цели и мотивы.

Требуя, например, от
общества толерантности по отношению к себе, иными словами, нейтральности,
сексуальные меньшинства отнюдь не нейтральны по отношению к обществу, поскольку
прибегают к открытой пропаганде. Создатели низкопробной социокультурной
продукции декларируют свободу слова и творчества, однако не забывают
пользоваться рекламой, причем нередко чем слабее произведение, тем больше
рекламы. Социумы и власть, принимающие безоговорочно политику нейтральности,
большей частью пытаются таким образом решить другие, более острые проблемы:
снять конфликтность в обществе, получить бонусы доверия и соответствия вызовам
времени (в результате к нерешенным проблемам прибавляются новые). Значительная
(не вся) часть современных мигрантов, декларируя нейтральность по отношению к
себе, ориентирована, тем не менее, на качественные изменения принявших их
соцумов.

Волны молодежных
беспорядков, прокатившихся по улицам многих вполне цивилизованных и развитых
стран, заставили многих политиков прийти к мысли о несостоятельности
толерантности как нейтральности; дружелюбие и взаимовыручку никто не отменял.

Интенция нейтральности не
отвечает ожиданиям большинства россиян современного старшего и среднего
поколения: такое изучение было проведено в середине 90-ых годов в серии
исследований восприятия информационных и общественно-политических телепрограмм
(интенция нейтральности в этот период там превалировала). Мало того, она
вызывала раздражение и охлаждение по отношению к тем телеведущим, которым, по
настоянию начальства, пришлось изменить свою творческую манеру и стать
предельно нейтральными по отношению к тем событиям, о которых шла речь.

В жизнь, однако, приходят
новые поколения, и социальные ожидания здесь могут быть самыми неожиданными.
Это люди, уже выросшие (или подрастающие) под влиянием интенции нейтральности,
она уже вошла, тем или иным образом, в их картины мира. Для одних это подсказка
к безнаказанности и вседозволенности – они и становятся участниками массовых беспорядков.
Для других – ощущение отсутствия точки опоры, вектора, обеспечивающего им
успешное взаимодействие с жизненной средой, отсюда зашоренность, инфантилизм,
эгоизм в мечтах и социальных представлениях.

Так, подавляющее
большинство школьников 6-9 классов (опрос проходил в 2011 г. в школах, в
присутствии учителей, все дети из благополучных семей, опрошено 200 человек) в
ответах на открытые вопросы анкеты о желательном и нежелательном не выходили за
круг материальных интересов и личных удовольствий: хочу новую модель телефона;
с друзьями гулять хочу и т.д.; а чего не хочу? – учиться не хочу; экзамен
сдавать не хочу; хочу, чтобы не ругали… Что это, как не зачатки нейтральности
по отношению к планете, миру, обществу, даже – к своей будущей карьере и социальному
статусу?

Анализ концептуальных
основ толерантности неминуемо выводит на размышления о том, какие качества
личности предпочтительнее для выживания и стабильности социума? Общие и,
безусловно, верные характеристики – это личность духовная, нравственная,
гармонически развития, социально ориентированная.

Однако ни одна из этих
характеристик несовместима с нейтральностью, мало того, все они являются ее
антиподами, поскольку предполагают определенность личностной позиции: в каких
случаях следует проявить терпимость, а в каких – нетерпимость.

Актуальные вызовы
времени, связанные с молодежным экстремизмом и, в целом, с идеологий
толерантности ставят перед современной социальной наукой задачу выработки и
активного использования качественных индикаторов, позволяющих диагностику,
прогнозирование и предупреждение процессов, связанных с экстремизмом, массовыми
беспорядками и т.д.

Одним из таких значимых и
реально работающих индикаторов могут служить данные о параметрах
социоментальных групп, различающихся уровнем развития коммуникативных навыков,
– в социуме, в отдельных общностях, коллективах и т.д.

Получать такие данные
позволяет использование семиосоциопсихологической парадигмы, в рамках которой
разработаны технологии определения уровня развития коммуникативных навыков
(отнесения к той или иной социоментальной группе, или «группе сознания»).

В центре внимания этой
парадигмы интенциональные характеристики общения и взаимодействия людей
(интенция, от лат. intentio, трактуется здесь как «равнодействующая мотивов и
целей…»), с одной стороны, и особенности их понимания и интерпретирования, с
другой.

Для доказательного
выявления интенциональности разработан метод интенционального
(мотивационно-целевого) анализа. При этом выявленная интенциональность приравнивается
к основному смыслу, смысловой доминанте, тому самому главному, что отличает
данный акт общения или взаимодействия.

Серия проведенных нами
исследований фиксирует закономерности (на уровне тенденций) между
принадлежностью человека к той или иной социоментальной группе и социальной
значимостью его представлений о действительности («картин мира»), определяющих
большинство его действий и эмоциональных реакций.

Полученные данные
убедительно свидетельствуют, что важнейшее, социально значимое качество личности,
– это высокий уровень коммуникативных навыков (социоментального развития),
характеризующийся умением адекватно понимать интенциональные (смысловые)
доминанты – собеседника, воспринятых произведений, реальных событий и т.д.
Именно такая, понимающая личность и обеспечивает стабильность социуму; это цвет
нации, «соль земли».

При этом традиционные
социологические характеристики (пол, возраст, место жительства, уровень
образования, род занятий), равно как и социально-психологические (интересы,
предпочтения и т.д.), определяющего значения для достижения высокого уровня
коммуникативных навыков не имеют: это социоментальная особенность личности,
сопровождающаяся специфическими навыками, которые, по утверждению автора
семиосоциопсихологической парадигмы Т.М. Дридзе, «можно и нужно развивать».

Параметры группы с
высоким уровнем развития коммуникативных навыков в социуме невелики: от 9-13%
до 25-27%, в зависимости от особенностей предмета восприятия (сказка это,
например, или – сложный текст).

Остальные же группы (то
есть группы со средним и, особенно, с низким уровнем развития коммуникативных
навыков) в большей или меньшей степени, но находятся в «зоне риска» при
диагностике социально значимых поведенческих и эмоциональных реакций.
Представители этих групп – а это большая часть современной молодежи – «питают»
антисоциальные процессы, становятся активными потребителями и «жертвами»
массовой культуры.

Здесь ярко выражено
стремление к подражанию (моде, рекламе, компьютерным играм, героям кино-и
телефильмов и т.д.).

Здесь и свой собственный
набор ценностей: особо ценится «крутизна», брутальность, забавность
(«прикольность»); так, отрицательные герои воспринятых произведений нередко
оцениваются в анкетах положительно именно за эти качества.

Здесь и повышенная
толерантность к асоциальным явлениям и проявлениям: может одобряться, например,
нечестность, попрание законов и нравственных норм.

Главная же проблема в
том, что данные группы молодежи легко поддаются воздейственным и манипулятивным
приемам, чем и пользуются организаторы массовых беспорядков, преследуя свои
собственные цели и задачи. Об этих целях и задачах несовершеннолетняя «движущая
сила» таких акций не задумывается, а если бы, предположим, ее кто-нибудь для
них озвучил, не услыхала бы, пропустила бы мимо ушей.

Их «ведет» иная
мотивация: внедренная и безотказно действующая идея солидарности внутри группы;
стремление проявить себя («я – крутой»); покуражиться («поймать кайф»),
продублировать драку из компьютерных игр или кино-теле-видеофильмов.

В вышеупомянутом исследовании,
кстати, большая часть представителей групп с низким и средним уровнями развития
коммуникативных навыков в ответ на просьбу назвать любое недавно воспринятое и
понравившееся произведение (можно было назвать любую книгу, телепередачу,
кинофильм, театральную постановку, компьютерную игру и т.д.) называли
преимущественно компьютерные игры, причем такие, где происходят жестокие
сражения.

Основное время досуга
представителей этой групп посвящено компьютерным боям, которые они ищут и
находят в виртуальном мире и, как показывает статистика правонарушений, порой
переносят в реальность, потеряв (от усталости, перевозбуждения и т.д.)
представление о границах этих миров.

Как выяснилось из анализа
комплекса других вопросов анкеты, общий уровень социокультурных интересов здесь
невысок.

Ситуация усугубляется
тем, что не только компьютерные игры, но и многие широко рекламируемые и потому
популярные образцы современной социокультурной продукции, в погоне за
аудиторией (точнее, за прибылью), продуцируют, на фоне захватывающего действа,
примитивную или даже странную интенциональность, например, идею преимуществ
обладания колдовскими чарами, целесообразности дружбы с колдунами, ведьмами и
т.д.

Встреча с такими
произведениями проходит безболезненно только для представителей группы с
высоким уровнем развития коммуникативных навыков. Представители же других
социоментальных групп (и это не только школьники!) большей частью верят
авторскому вымыслу и, мало того, не прочь и в своей реальной жизни слепо
следовать авторской мотивации и жестокостям сюжета.

Будем ли мы, то есть
общество, продолжать оставаться нейтральными по отношению к качественным
характеристикам подрастающего поколения?

Поскольку традиционные
методы и подходы в образовании и воспитании работают не так эффективно, как
хотелось бы, задачи массового социоментального развития людей, наших
современников, прежде всего детей и молодежи, должны выйти на первый план,
вместо того, чтобы преимущественно информировать (основная задача современной
системы образования) и развлекать (основная функция современной социокультурной
среды).

Даже незначительные
положительные изменения в параметрах социоментальных групп окажут позитивное
влияние на качество и социальную направленность процессов самоорганизации в
этих группах, равно как и на вектор самоопределения людей, составляющих эти
группы.

И в заключение – о
лозунге «толерантность». Он пришел к нам извне и фактически заменил собою такие
традиционные для российского менталитета понятия, как духовность,
гармоничность, нравственность (он – в рамках этих понятий, а не выше и, тем
более, не вместо их!). Не пора ли к ним вернуться – ведь вектор социальных
процессов в значительной степени определяют общепринятые значения и
интенциональные нюансы.

                  ОБРАЗЕЦ
выполнения:

Самостоятельная
работа по социальной антропологии.

Выполнил(а)
студент(ка):  Бобылева Н.

Конспект статьи Адамьянц
Т.З. Толентаность: нейтральность или определенность,  2008

Источник: Адамьянц
Т.З. Толерантность: нейтральность или определеность? [Электронный ресурс]:
состояние проблемы и перспективы исследований // Институт социологии Российской
Академии наук. URL:
http://www.isras.ru/blog_ad_15.html (дата
обращения: 24.06.2012).

 “Есть
мнение. что концепция толерантности неверна.

Лозунг толерантсти
по-разному понимается, по-разному осуществляется в реальной жизни.

Это
доброжелательность, солидарность и взаимная поддержка людей, групп, сообществ,
социумов , то есть на Земле.

 Это
нейтральность по отношению к «не таким, как все» – людям, явлениям, движениям.

Идея
нейтральности часто оказывается манипулятивным приемом.

Например,
сексуальные меньшинства требуют толентнотного отношения, но сами отнюдь не
нейтральны по отношению к обществу.

 Социумы и
власть пытаются таким образом решить другие, более острые проблемы, например,
получить доверие граждан.

Для молодых
людей  идея нейтарльности равна идее безнаказанности и
вседозволенности. Они  становятся участниками массовых беспорядков.

Серия
проведенных  автором исследований фиксирует закономерности

Полученные данные:
наиболее важны высокий уровень коммуникативных навыков, умение адекватно
понимать собеседника.

Именно такая,
понимающая личность и обеспечивает стабильность социуму; это цвет нации, «соль
земли».

Главная же проблема
в том, что данные группы молодежи легко поддаются влиянию, чем и пользуются
организаторы массовых беспорядков, преследуя свои собственные цели и задачи. Их
«ведет» иная мотивация: идея солидарности внутри группы; стремление проявить
себя («я – крутой»); покуражиться («поймать кайф»), продублировать драку из
компьютерных игр. На просьбу назвать любое недавно воспринятое произведение
(любую книгу, телепередачу, кинофильм, театральную постановку, компьютерную
игру) называли только компьютерные игры с жестокими сражениями.

Будет общество
продолжать оставаться нейтральными по отношению к таким качественным
характеристикам подрастающего поколения?

Лозунг
«толерантность» фактически заменил понятия духовность, гармоничность,
нравственность.”

Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.

Что такое конспект-план

План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.

План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.

Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.

Как составлять

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

Основные этапы составления плана-конспекта:

  • Конспектвнимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Пример:

Причины Первой мировой войны

  1. Пример конспектаОтношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
  2. Формирование военно-политических блоков:
    • Антанта.
    • Тройственный союз.
  3. Экспансионистские планы Германской империи.
  4. Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    • Объединение Германии.
    • Победа над Францией в 1871 г.
    • «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
    • Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
    • План фон Шлиффена.
  5. Повод к войне.
    • Убийство в Сараево.
    • Ультиматум Австро-Венгрии.

Пример плана-конспекта

В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:

  1. Конспект-планаВажность письменности для человечества.
  2. Государства, в которых впервые появилось письмо.
  3. Развитие в средние века.
  4. Значение для науки.
  5. Письменность в современном обществе.
  6. Выводы.

В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:

  1. Важность…
    • Формирование потребности в письменной передаче сведений.
    • Причины, обусловившие возникновение письменности…
    • Наскальные рисунки.
    • Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли…
    • Пиктограммы.
    • Предметное письмо (слова-рисунки).
    • Кипу.
  2. Государства…
    • Шумер.
    • Египет.
    • Китай.

И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.

Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.

Добавить комментарий